Отдых для отважных: почему экстремальный туризм набирает популярность?
Экстремальный и приключенческий туризм с каждым годом пользуется все большим спросом по всему миру. Стандартный отпуск с пляжным отдыхом и посещением местных достопримечательностей уже не впечатляет путешественников. Отвечая запросам аудитории, туркомпании развивают свой продукт, предлагая все новые, уникальные и захватывающие развлечения в рамках туристического пакета.
Почему у людей возникает потребность в эмоционально насыщенном досуге во время отпуска и каковы перспективы развития экстремального туризма, редакции ТУРПРОМА рассказал Андрей Панчилов, основатель Freedom Roads – компании по организации эксклюзивных туров в США.
Откуда появилась потребность в экстремальном отдыхе?
Для начала стоит отметить, что слово «экстрим» стало использоваться сравнительно недавно, 30–40 лет назад. Но массовый интерес к опасным видам развлечений зародился намного раньше, когда понятия «экстремальный туризм» еще даже не существовало.
Дело в том, что тысячелетиями человечеству приходилось выживать в экстремальных условиях, убегая от диких зверей и сражаясь с природными стихиями. Глобализация и цифровизация способствовали тому, что необходимость бороться за выживание исчезла. Жизнь в буквальном смысле стала слишком комфортной и скучной. Людям пришлось придумывать себе занятия для получения будоражащих и леденящих кровь впечатлений, ведь потребность в адреналиновых всплесках заложена в нас на генетическом уровне. Появление экстремальных видов спорта и приключенческого туризма связывают именно с развитием общемирового прогресса.
Сегодня такие развлечения, как прыжки с парашютом, сплавы по реке, серфинг, дайвинг, альпинизм и другие активности, предполагающие преодоление собственных страхов, имеют поклонников по всему миру и доступны практически всем без исключения.
Многие приключенческие туры рассчитаны на отдых с детьми, а экстремальные маршруты иногда даже являются неотъемлемой их частью.
Появление уникальных авторских туров: где их искать и кому подойдет
Спрос на авторские путешествия растет с каждым годом. И все же, несмотря на тенденцию, крупные игроки туриндустрии предлагают в основном классический продукт с заурядными маршрутами по типичным, давно всем известным местам. Развитие же экстремального туризма происходит в основном благодаря игрокам малого и среднего предпринимательства, которые тщательно и до мелочей прорабатывают свои туры. Ведь составление маршрута – процесс и так непростой, а путешествия с элементами экстрима часто требовательны во многих вопросах.
Организаторам активных, приключенческих туров необходимо просчитать все: от наличия транспортного сообщения и поиска самых живописных точек до полной безопасности путешественников. Некоторые представители авторских туров предпочитают самостоятельно исследовать маршруты в поисках редких геолокаций и самых необычных, в том числе опасных, развлечений – всего, что способно сделать отдых поистине уникальным и запоминающимся.
Пандемия как толчок в развитии приключенческого туризма
Пандемия коронавируса и закрытие границ не только повергли мировую сферу туризма в кризис, но и привели к изменению тенденций данного рынка. Крупные мировые фестивали, национальные знаковые события, концерты популярных исполнителей, обычно собирающие толпы туристов, сегодня никак не вписываются в планы на отпуск. Туроператоры вынуждены искать новые рычаги воздействия на аудиторию, предлагать клиентам новые, более оригинальные форматы досуга.
Экстремальный туризм как нельзя кстати вписывается в текущую ситуацию. Путешествия подобного типа отвечают сразу нескольким актуальным потребностям людей. Во-первых, активный отдых подразумевает нахождение на свежем воздухе, где легче соблюдать социальную дистанцию. Для этого идеально подходят такие туристические развлечения, как хайкинг (пешие прогулки по горной местности), кемпинг (проживание в палатках) или рафтинг (сплав по горным рекам).
Во-вторых, на фоне долгой вынужденной самоизоляции у населения возросла потребность в ярких впечатлениях. Острые ощущения обеспечивают альпинизм, роупджампинг, парапланеризм, парашютизм, джиппинг, гонки на багги по песчаным дюнам и другие виды экстремального спорта.
➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! Либо подпишитесь на канал туристических новостей на ЯНДЕКС.ДЗЕН. Также рекомендуем подписаться на наш Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
Почему организаторы экстрим-туров рискуют жизнью и здоровьем туристов
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Экономика
17. 02.2021 11:05
Поделиться
В Крыму организаторы экстремальных туров рискуют жизнью и здоровьем туристов
Галия Шакирова (Симферополь)
Пандемия коронавируса закрыла мир для путешественников. Но дала шанс внутреннему туризму, особенно активным и даже экстремальным видам отдыха. Введенные в городах ограничения мотивируют россиян все чаще отправляться в походы, сплавы по рекам, в пещеры и на вершины. Таких маршрутов в бескрайней России хватает. И все больше становится гидов- самоучек, приглашающих в походы по опасным маршрутам с риском для жизни. Как не стать жертвой гидов-нелегалов, выяснила корреспондент «РГ».
Пресс-служба ГКУ «Крым-Спас»
Экстрим без чека
Жительница Севастополя Ирина Манпель и ее молодой человек отправились в экстремальный спелеопоход на Караби-яйлу. Объявление увидели в группе популярного крымского турсообщества в соцсетях. «Масса положительных отзывов, ни одной негативной реакции, поэтому ничего не смутило — даже оплата наличными, без чека», — рассказывает Ирина. О лицензии и документах, позволяющих гиду проводить такие мероприятия, конечно, тоже не узнавали.
— Во время спуска в пещеру Крубера была грубо нарушена техника безопасности, — описывает крымчанка свой экстремальный тур. — Не было обязательного предварительного инструктажа — вообще никакого. Спуск сложный — глубина пещеры с 10-этажный дом. А среди 15 участников были новички и даже несовершеннолетние девочки. Второго инструктора, который бы контролировал наши действия, находясь в пещере, тоже не было. Организатор похода Миша вывалил веревки со словами: «Ну чего вы стоите, распутывайте!» И это — людям, которые вообще не знают, как правильно это делать. Спуск и подъем проходили одновременно по параллельным веревкам. Они, естественно, путались. Когда пришла моя очередь, то сначала все шло хорошо — до того момента, когда снизу поднимали девочку. Ее Миша отправил без фонаря. В темноте она случайно пристегнулась жумаром (механическим зажимом для подъема по веревке — Прим. Ред.) к моей веревке. Ее не могли поднять, потому что я тянула вниз, а я не могла спуститься, потому что веревка ползла вверх. Как правильно поступать в такой ситуации, ни она, ни я не знали. Еле доорались… С горем пополам нас вытащили.
Обратная дорога была не менее экстремальной — навигатора у гида не было, и он заблудился. Вернуть деньги клиентам отказался. Но Ирина решила добиться справедливости. Девушка нашла более десятка «соратников», которым подобные прогулки едва не стоили здоровья и жизни. Вместе они подали коллективную жалобу (имеется в распоряжении «РГ») в региональное министерство туризма, прокуратуру РК, МЧС РК, Совмин РК. «Мы считаем, что категорически нельзя отправлять людей в такие походы. Это опасно для жизни», — резюмировала Ирина Манпель.
Авантюрный тур
Впрочем, пока ни сам гид, ни его клиенты отказываться от острых ощущений, похоже, не собираются.
— На выходных я встретил его группу и подошел. У меня были замечания к их снаряжению. К тому же было штормовое предупреждение. Но они меня послушали, улыбнулись и пошли в Холодный кулуар на Чатырдаге, — рассказал «РГ» начальник алуштинского аварийно-спасательного отряда «Крым-спаса» Дмитрий Русин.
По его словам, законных оснований запретить такие приключения сегодня нет ни у МЧС, ни у «Крым-спаса», ни у лесников, ни даже у полиции. МЧС может лишь рекомендовать туристам регистрировать свои группы перед выходом в лес и горы.
— Но никакого контроля за «черными» турфирмами и ИП нет. В горах никто не имеет права ограничить или запретить кому-либо и куда-либо идти, — объяснил спасатель.
А вот ликвидировать печальные последствия таких экстрим-туров приходится регулярно. Как сообщили «РГ» в пресс-службе «Крым-спаса», в 2020 году из 2983 выездов 209 пришлось по вызовам в горах. Спасли 346 человек.
— Общее число вызовов спасателей впечатляет, — признается начальник Симферопольского аварийно-спасательного отряда ГКУ РК «Крым-Спас» Максим Козлов. — Причем надо четко разграничить действительно несчастные случаи, которые возможны, даже если предусмотреть абсолютно все, и системные ошибки, неизбежно приводящие к ЧП и даже трагедиям. К таким базовым нарушениям можно отнести недостаток снаряжения, незнание района гидом, отсутствие у участников соответствующей условиям обуви и одежды, некорректное информирование участников, несоответствие их физподготовки сложности похода и много другое.
В «Крым-спасе» признают: неквалифицированные и потенциально опасные гиды-авантюристы работали всегда, но раньше они были незаметны в огромной армии профессионалов. Теперь же, когда экстрим-туризм становится все более популярным и востребованным, в эту сферу приходит все больше самонадеянных новичков. И лишь некоторым из них суждено стать настоящими профессионалами, набив шишек под руководством более опытных гидов.
Гиды в законе
Обязательную аккредитацию и аттестацию экскурсоводов и гидов-проводников должны ввести в российское законодательство. 15 июля 2020 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о правовом регулировании деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Именно он призван защитить интересы и здоровье потребителей туристских услуг. «Такой закон будет полезен, если в аттестационных комиссиях будут представители турбизнеса, спортивного туризма и спасательных служб», — считает Максим Козлов.
А вот его коллега Дмитрий Русин, напротив, полагает, что новый закон заставит уйти в тень тех, кто сейчас хотя бы пытается работать по правилам. «Любое ужесточение правил игры должно сопровождаться грамотным сопровождением изменений: учебные центры, документооборот, подзаконные акты, разъяснения профильных ведомств. И самое главное — кто и как будет осуществлять контроль», — отмечает он.
Член правления Федерации альпинизма России, глава Федерации альпинизма и скалолазания Севастополя Юрий Круглов рассказал и о поправках в федеральный закон «О туризме».
— Федерация альпинизма России в свое время разработала профстандарт для гида-проводника по альпинизму и горному туризму, — рассказывает он. — Есть программа, и она начала работать. Но сейчас готовятся изменения в ФЗ «О туризме», касающиеся новых правил аттестации. Согласно им, обучающая организация и организация-экзаменатор должны быть разными. Сейчас по закону для обучения гида-проводника достаточно лицензии на образовательную деятельность и программы обучения по профстандарту. Некоторые выезжают в поле, в горы, а другие делают курсы заочными. Поэтому сложно отсеять хороших от плохих. Поправки должны ограничить число таких организаций — хотя бы обучающих в горной местности. Когда закон «О туризме» в новой версии заработает, то всех игроков рынка через определенное время ждет переаттестация.
Пока законы не приняты, специалисты рекомендуют обращать внимание на стоимость предлагаемого экстрима и отзывы о гиде в интернете, ведь безопасный отдых не бывает дешевым, а негативные отзывы, как и шило в туристическом мешке, не утаишь.
Комментарий
Вадим Погорелов, ведущий юрист компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры»:
— Собираясь в поход, советую обязательно заключать договор, и желательно с профильными организациями, оказывающими услуги прохождения туристских маршрутов. По федеральному закону N 132 «Об основах туристской деятельности в РФ» они обязаны привлекать профессиональных инструкторов-проводников. Также надо требовать документ (квитанцию), подтверждающий оплату услуг и указывающий лицо, принявшее деньги. В этом случае шанс вернуть деньги и получить возмещение ущерба значительно возрастает.
Официально
Министерство курортов и туризма РК ведет реестр субъектов и объектов туристской индустрии, в который включают сведения в том числе об экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках и инструкторах-проводниках горно-пешеходного туризма. Сейчас в реестре есть сведения о 1459 субъектах деятельности, в том числе 1387 экскурсоводах (гидах) и гидах-переводчиках и 72 инструкторах-проводниках республики. Чтобы попасть в реестр, заявитель должен предоставить копии документов об образовании, о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «экскурсовод (гид)», о прохождении курсов повышения квалификации (один раз в три года). Такие курсы в Республике Крым проводятся на базе Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.
Российская газета — Неделя — Крым: №34(8385)
Поделиться
ТуризмРеспублика КрымКрымВ регионахРазвитие туризма в России
Неудачная поездка на Титаник показывает опасности экстремального туризма | BU Today
OceanGate Expeditions, компания, владеющая Титаном, как сообщается, берет 250 000 долларов за билет и требует от участников подписать длинную форму разрешения, подтверждающую возможные опасности. Фото через Alamy
Экстремальный туризм
BU’s
Декан администрации Школы гостеприимства о трагедии подводного Титана, о том, что движет этой отраслью, и на что следует обратить внимание клиентам при бронировании полного риска приключения22 июня 2023 г.
Твиттер Фейсбук
То, что должно было стать восьмичасовой поездкой для осмотра обломков Титаника , теперь выглядит как трагедия, которой можно было избежать. Мучительные поиски Титана завершились в четверг, когда Береговая охрана США объявила, что они нашли доказательства того, что подводный корабль, вероятно, взорвался, и все пять пассажиров считаются мертвыми. Береговая охрана нашла части Титана на дне океана примерно в 1600 футах от носовой части 9-го корабля.0015 Титаник .
Мир был охвачен поисками пропавшего судна, пассажиры которого доставили пассажиров на глубину 13 000 футов под поверхность океана, чтобы увидеть знаменитый океанский лайнер, затонувший в 1912 году примерно в 400 милях от побережья Ньюфаундленда.
OceanGate Expeditions, компания, владеющая Титаном, нравится очень богатым. Сообщается, что компания берет 250 000 долларов за билет и требует от участников подписать длинную форму разрешения, признающую возможные опасности. Дэвид Пог, корреспондент CBS, который совершил путешествие на судне в прошлом году для репортажа, описал Титан как «импровизированный», а
Теперь многие эксперты задаются вопросом, будет ли усиленное внимание уделяться в значительной степени нерегулируемой индустрии экстремального туризма и компаниям, которые предлагают дорогие поездки, символизирующие статус. Помимо глубоководных путешествий, эти поездки включают в себя гонки на автомобилях по льду Финляндии, исследование пирамид в раздираемом войной Судане и полеты на Международную космическую станцию.
BU Сегодня поговорил с Аруном Апнеджей, деканом Школы управления гостеприимством Бостонского университета, об индустрии экстремального туризма и о том, что может измениться после катастрофы на Титане.
Вопросы и ответы
С Аруном Упнеджей
BU Сегодня: Можете ли вы рассказать о феномене экстремального туризма?
Upneja: Экстремальный туризм — это все, что сопряжено с высоким риском и часто происходит в опасных отдаленных местах. Это обеспечивает уникальный и захватывающий опыт для участников. Это бросает вызов вашим физическим и умственным ограничениям.
Например, альпинизм, прыжки с парашютом, банджи-джампинг и рафтинг. Существует так много разных видов экстремального туризма, которые люди жаждут по разным причинам.
BU Сегодня: Но экстремальный туризм, кажется, становится все более изощренным — это сверхбогатые, совершающие путешествия в космос с Virgin Galactic или походы, чтобы увидеть серебристых горилл в Руанде. Что стоит за обращением?
Upneja: С появлением социальных сетей и людей, которые узнают обо всех этих крайностях, люди просто хотят больше и больше острых ощущений. И богатые, очевидно, в состоянии платить. Они хотят быть в новостях и иметь право хвастаться. Есть так много причин, по которым люди ищут приключений. После того, как вы сделали что-то несколько раз, вы больше не испытываете этого трепета, этой спешки. И поэтому вы ищете все более и более опасные занятия.
BU Сегодня: экстремальные путешествия стали доступнее? Адаптировали ли экипировщики эти поездки и придумали ли они более масштабные и лучшие идеи, поскольку увидели спрос на них?
Упнеджа: В каком-то смысле да. Возьмем, к примеру, прыжки с парашютом. Много лет назад у вас не было такого количества оборудования, и большинство людей не могли себе этого позволить. Но теперь больше людей могут себе это позволить. И не забывайте, что если вы посмотрите на статистику, то обнаружите, что это намного безопаснее, чем ездить на машине. Риск неисправности оборудования на самом деле очень мизерный.
BU Сегодня: Достаточно ли хорошо аутфиттеры информируют своих клиентов о рисках, связанных с такими поездками?
Upneja: Лучшие организаторы и снаряжение дадут вам полное представление о рисках. Я где-то читал отчет о том, что они трижды упомянули слово «смерть» на первой странице этого Титаника путешествия. Хорошая одежда заставит вас осознать все риски и предпримет шаги, чтобы избежать этих рисков.
Так много правил. Во многих странах действуют правила, касающиеся лицензирования, оборудования для обеспечения безопасности, квалификации операторов и т. д. Есть также государственные органы, туристические органы и отраслевые ассоциации. Если вы идете в местное место, где занимаются банджи-джампингом, скорее всего, они совершают сотни банджи-джампингов в день. Скорее всего, они лицензированы местными властями, оборудование проверено, у них есть обученные операторы.
Но это [путешествие OceanGate] было просто уникальным. Таких поездок не так уж и много. И [вроде бы] операторы были предупреждены и не очень осознавали все риски и предпринимали шаги, чтобы их избежать.
BU Today: Считаете ли вы, что экипировщики для путешествий столкнутся с более тщательной проверкой после этой катастрофы?
Upneja: После каждой крупной новости, подобной этой, сначала возникает большой интерес, но очень скоро этот интерес угасает. Я действительно сомневаюсь, что будет новое исследование этих приключенческих поездок только из-за этого одного события. Я думаю, что для людей, которые тратят деньги на эти одноразовые поездки, это событие, надеюсь, побудит некоторых из них пересмотреть свои взгляды.
Каждый раз, когда кто-то придумывает новый, рискованный способ потенциально почти убить себя, и происходит событие, местные органы власти внезапно просыпаются и говорят: «Окей, как ты сделал это здесь? И есть ли в правилах что-то, что могло бы вам помешать?» Но это же происходило и в открытом океане, где не существует руководящего органа.
[Это зависит от страны], где эти люди, или где базируются лодки, которые везли подводную лодку. Будем надеяться, что эти страны теперь говорят: «Хорошо, если вы занимаетесь чем-то рискованным, вам нужно иметь для этого полную лицензию».
Изучите связанные темы:
- Транспорт
- Путешествовать
Дикий мир экстремального туризма для миллиардеров | WIRED
Алекс Кристиан
Наука
негостеприимные места на Земле.
Фотография: Daniel Prudek/Alamy
Менее чем в часе езды от побережья Гренландии Джулс Маунтин начал сомневаться в своем здравомыслии. Британский предприниматель завершал второй этап своей восьмидневной попытки стать первым человеком, совершившим перелет через Атлантику на легком вертолете Bell 505. «Мне приходилось преодолевать ледяной туман на высоте 14 500 футов, иначе на лопастях машины образовался лед», — говорит он. «Было -14 градусов по Цельсию, и из-за большой высоты я задыхался. А потом я понял, что у меня осталось топлива на 30 минут».
Маунтин вел вертолет из Монреаля в Гернси: почти 4000 миль пути, включая остановки для дозаправки в замерзших пустошах Северной Канады, Гренландии и Исландии. Он говорит, что принял вызов, когда понял, что дальность полета вертолета составляет 350 миль и что он может летать только три часа за раз. Это означало, что его самая длинная нога требовала заправки топливом в полете.
«Моя предыдущая цель состояла в том, чтобы отправиться на Северный полюс, но это казалось слишком легким, — говорит Маунтин. «Это не казалось достаточно опасным: вас могли спасти в любой момент. В то время как с этим вызовом, пролетая над айсбергами и лесами вдали от цивилизации, отказ двигателя может означать смерть. И именно тогда возникает прилив адреналина — именно тогда вы чувствуете себя наиболее живым».
Маунтин, который также покорил Эверест, является одним из многих бизнесменов, отправляющихся в экстремальные приключения по всему миру. Британский миллиардер Хэмиш Хардинг и пакистанский британский исполнительный директор Шахзада Давуд были среди пассажиров на борту подводного аппарата Titan , исчезнувшего в северной части Атлантического океана 18 июня. туристической экспедиции по наблюдению за обломками 9-го0015 Титаник на глубине около 12 500 футов.
22 июня останки Титана были обнаружены дистанционно управляемым подводным поисковым аппаратом примерно в 500 метрах от обломков Титаника , примерно в 370 милях от побережья Ньюфаундленда. Береговая охрана США считает, что все пятеро пассажиров погибли в результате катастрофического взрыва.
Индустрия экстремального туризма является нишевой, но развивающейся. Появилось все больше компаний, облегчающих опасные приключения сверхбогатых. OceanGate начал предлагать поездки на борту Titan на место крушения Titanic в 2021 году; места в последней злополучной поездке стоили 250 000 долларов на человека. Тем не менее, вопросы безопасности возникли еще в 2018 году, на этапе контроля качества Titan , в том числе вопросы об экспериментальной конструкции корпуса 6,7-метрового судна из углеродного волокна (обычно корпуса глубоководных подводных лодок сделаны из металла) и отсутствие отраслевой сертификации. Прошлые пассажиры также поделились подробностями о проблемах со связью, навигацией и плавучестью во время их 12-часового путешествия туда и обратно на 9-й0015 Титаник .
При таких экстремальных приключениях работа операторов, естественно, сопряжена с риском. Альпинист из Сиэтла Гаррет Мэдисон предлагает индивидуальные экспедиции на безымянные, непокоренные вершины Гималаев через свою компанию Madison Mountaineering. Он объясняет, что средний уровень смертности на Эвересте составляет 1 процент — более высокий показатель, чем у американских военнослужащих в недавних конфликтах. «Это волнение от пребывания в горах и столкновения лицом к лицу с опасностью, которая так притягивает».
Самые популярные
После пандемии Мэдисон заметила всплеск числа состоятельных людей, бронирующих целые экспедиции. «Один клиент купил целую поездку на гору Винсон в Антарктиде за 200 000 долларов в прошлом году, — говорит он. «Это последняя тенденция: миллиардеры хотят личного приключения с друзьями; они летят в Антарктиду на частном самолете. Это следующий уровень».
Несмотря на то, что его горные экспедиции относятся к категории первоклассных, Мэдисон говорит, что они сопряжены с минимальным комфортом. Он добавляет, что самая большая роскошь, которую он предлагает, находится в базовом лагере Эвереста: теплый душ, занятия йогой и обеденная палатка с киноэкраном входят в число удобств на экскурсии стоимостью 75 000 долларов. «Парни, которые приходят в мои приключения, в конечном итоге хотят немного пострадать — так они чувствуют себя живыми. В противном случае они бы остановились где-нибудь на пятизвездочном курорте Four Seasons».
Однако кустарная индустрия элитного экстремального туризма тоже существует. White Desert Antarctica предлагает размещение премиум-класса недалеко от Южного полюса за 15 000 долларов за ночь, изобилующее отапливаемыми, роскошно обставленными капсулами и частными поварами. Хардинг тоже совершил эту поездку. «Хэмиш был настоящим другом White Desert на протяжении многих лет», — заявил основатель Патрик Вудхед. «Он путешествовал с нами в Антарктиду несколько раз, в том числе с астронавтом Баззом Олдрином, когда он был там».
Безопасность этих компаний, занимающихся экстремальным туризмом, обычно обходится дорого. Мэдисон говорит, что его служба предлагает сеть опытных гидов и логистические ноу-хау, а также западные команды и команды шерпов, которые тренируют, помогают и ведут искателей приключений на высоте 8000 метров над уровнем моря. Также предоставляется дополнительный кислород, хорошая еда и улучшенная связь. «Но вы можете подняться на Эверест дешево и подняться со своей палаткой и без гида», — говорит Маунтин. «Есть множество операторов, которые предлагают элементарные услуги, и именно тогда это может стать действительно опасным. Вы предоставлены сами себе».
Судя по всему, OceanGate поддерживает оба лагеря. Будучи единственным туристическим оператором, предлагающим поездки, чтобы увидеть Титаник — и Титан , один из немногих обитаемых подводных аппаратов, способных достигать глубины 12 500 футов — билеты были недешевыми. В то же время условия внутри субмарины были далеко не роскошными, а погружение сопряжено со значительным риском. В отказе OceanGate смерть упоминается не только трижды на первой странице, Титан был заперт снаружи, оставив тем, кто внутри, выжить на ограниченном количестве кислорода и полагаться на внешнюю поддержку, чтобы выбраться из подлодки даже после всплытия. Судно также управлялось модифицированным контроллером видеоигры. «Никто, поднимающийся на борт, не питал никаких иллюзий, что это безопасно», — говорит Маунтин. «Это часть привлекательности: затонувший корабль невероятно недоступен, опасен для посещения и пропитан мифологией. И очень немногие это сделали».
Грейс Лордан, адъюнкт-профессор поведенческих наук в Лондонской школе экономики, говорит, что эти опасные экспедиции заменили предметы роскоши для ищущих острых ощущений предпринимателей. «Удовольствие и цель, как правило, определяют счастье, и раньше это были материальные покупки и благотворительность. Со временем перераспределение богатства по-прежнему дает цель, но удовольствие становится все труднее».
Самые популярные
Эгоизм тоже играет роль, говорит Лордан. «Роскошные товары теперь более доступны для широких масс. И мы все хотим лучших анекдотов на вечеринках. Таким образом, предприниматели, которые, как правило, более терпимы к риску, все чаще хотят получить опыт, который получили очень немногие другие». Лордан объясняет, что они уже совершили выдающийся подвиг, создав крупные компании, поэтому теперь хотят добиться успеха в личной жизни.
Эти давние исследования — восхождение на гору или пересечение океана — также способ для миллиардеров, многие из которых накопили свое состояние с помощью цифровых транзакций, испытать свои физические пределы перед лицом смертельной опасности.
«В основном это мужчины от пятидесяти до шестидесяти лет, которые хотят чувствовать себя живыми, — говорит Мэдисон. «Они хотят пересечь ледопад Кхумбу или северный гребень зоны смерти Эвереста, а не просто сидеть за столом и смотреть, как на экране накапливается их собственный капитал. Чем ближе вы воспринимаете смерть, тем более живым вы себя чувствуете».
Маунтин завершил свой трансатлантический перелет на вертолете в июле 2020 года. Это была самостоятельная поездка в разгар пандемии, организованная властями Канады, Дании и Исландии. Как пилот, он был освобожден от Covid-19.ограничения. «Это была сумасшедшая идея, но быть предпринимателем означает быть очень целеустремленным: вы хотите раздвинуть границы и доказать, что у вас другие способности, чем у других. И это была такая спешка — когда я добрался до Шотландии, я знал, что это финишная прямой, я праздновал».
Трагедия Titan подчеркивает тот факт, что по своей природе такие экстремальные приключения означают игру со смертью.