Эль тюбю город мертвых: Эль- Тюбю — «Город мертвых»

Город мертвых в кбр. Эльтюбю и город мертвых в долине реки чегем

[:RU]Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. История балкарского народа — это история борьбы с суровой природой и с завоевателями. Горцы умело использовали природные условия и нередко создавали оборонительные сооружения, которые делали неприступными их селения и усадьбы.
Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю (Эль-Тюбю) — «Селение на дне долины». Здесь сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.

Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.

Город мертвых

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц — «кешэнэ».

Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.

Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах.

Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII – началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.

В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы

Часть 1. Захватив заветное рекомендательное письмо от рабочего экспедиции,я отправился в Верхнюю Балкарию. Автобус
ходил туда один раз в неделю. Из Нальчика мы выехали около 8 утра. Достаточно быстро мы проскочили село Нартан, Аланское укрепление и Кабардинские курганы и, где-то через час, мы уже были зажаты ущельем,которое становилось все уже и уже. Часа через три водитель остановил автобус у Голубых озер.Перед этим я с любопытством наблюдал мост, над каньоном реки Черек,переехав через который мы оказались на левой стороне ущелья. В автобусе я опросил всех о том знает ли кто где живут Мусуковы. По- русски говорила только одна девушка,которая сказала,что проводит меня до дома Мусуковых. . И еще она посоветовала мне не смотреть в ущелье,так как может стать дурно.Действительно,мне казалось,что заднее колесо автобуса,иногда,почти висело над пропастью,но зато какая красота,какая экзотика.

В автобусе было всего человек 8 или 9. Вся задняя половина его была завалена продуктами –соль,сахар,мука,скорее всего,медикаменты и отдельные посылки,газеты,журналы. Уже стало темнеть, когда мы въехали в село и остановились у главного и единственного магазина. Девушка,вместе со своей подругой пошли меня провожать до дома Мусуковых.

Подойдя к дому,они позвонили в колокольчик висевший на столбике калитки. Из дома выбежала девочка лет 14-ти.Они сказали ей что-то на своем языке.Я отдал ей рекомендательное письмо. Она открыла калитку и повела меня в дом,распрощавшись с девушками, которые меня провожали. Ее звали Аминат.Она была моим помощником и переводчиком. Она закончила 7 классов и неплохо говорила по-русски. Мы вошли на кухню или столовую, или гостиную,через длинную прихожую или сени. Слева были длинные двухэтажные нары,на которых уже торчали четыре детских головки,вопросительными взглядами рассматривая меня.

Посредине комнаты стоял длинный деревянный стол, покрытый скатертью. Справа от стола была большая печь похожая на русскую печь с альковом для изготовления лаваша. Меня сразу стали угощать тушеными помидорами с лавашем. В процессе трапезы я рассказывал о себе,Ленинграде, об экспедиции. Откровенно говоря,дорога меня так умотала,что я валился с табуретки,которую любезно подставили мне,хотя Аминат и ее мать,с ребенком на руках, сидели на коврах приподнятого пола,рядом со столом. После окончания трапезы Аминат взяла меня за руку и повела в сени, где посадила на скамейку и велела ждать.

После чего она явилась с тазом и кувшином и,попросив раздеть обувь,стала мне мыть ноги. Я мог бы и сам,но она мне сказала,что это их обычай. После этого,чрез длинный коридор, она проводила меня в кунацкую-комнату для гостей.Когда я вошел туда я просто обалдел…(продлжение следует)
Темнота пропитала горы,
Горы встали черным забором.
Звезды вспыхнули, звезды зажглись
Я в Балкарии. Отворись дверь калитки,
Скрипя приветом,
Отворилась
Под черным пледом.


На меня посмотрели глаза,
До меня донеслись голоса.
Распахнулася дверь и девчонка
Опустила глаза свои черные,
И девчонка протянула ручонку тонкую-
«Саля малейкум»- «Малейкум саля»
Оставив багаж не тяжелый в сенях,
Вхожу, половицей скрепя на ходу,
Сажусь на большую,большую тахту.
Безвременно старость к хозяйке пришла,
Ведь старости этой никто не мешал
И четверо этих безусых соплей
Сплетали морщинок бегущую сеть.
Она разбежалась от кающих глаз
В которых огонь зажигавший погас.
Минута,четыре и паром вися,
Я чай ароматный вкушаю в гостях.
Потом разговоры о городе нашем,
О жизни,о быте… А дальше,а дальше
Помывшись покойником спал
И в 8 иль в 9 наверное встал.
Меня поутру поджидал проводник.
Он в горы меня пожелал проводить.
Да,здесь поводырь,поводырь
Так нужен тому,что увиденный мир
Впервые почувствовал,
осознал-
Он слепнет,он зрение потерял
Пытается крылья на миг обрести
Орлиным пером и крылом обрасти
……………………………………………………. .
Сначала по речке идем не спеша
И Черек хрипит полноводьем дыша.
Быстрина певуча-легато,легато.
Пороги –вздымающееся стокато.
Сады- бесконечной толпой, угощают
Плоды улыбаясь –убийство прощают
Во рту моментально сдаются и тают.
И башни и сакли без крыш обвалились
Так время жизнь распорядились.
Пещеры,пещеры –слепящие щели,
Гремят водопады, гудят водосбросы
И мертвой громадой обрывов колоссы.
Балкария-это столица природы
И корчится лира, предчувствуя роды
Поэзии пылкой,стиха золотого,
Но мысли не в силах,бедно наше слово.
А может мое,может слаб я в словах,
Но сердце поет и кружит голова.
Кружит от красот и эмоций несметных.
Да! Здесь хорошо,благодарствую лету!

дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название — Эльтюбю (Эль-Тюбю) — «Селение на дне долины», где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место

Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.

Там Кулиев когда-то жил,
там была его колыбель,
там осталась сакля его
на берегу реки Жылгы-Су.

Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.

Во-вторых, Верхний Чегем — музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.

Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Но кое что от нас Дмитрий в этом селении утаил:
Тут же, у моста стоит «камень позора», к которому, по преданиям, в средневековье привязывали преступников. По речке Джилги-Су, впадающей в Чегем слева, заметны остатки греческих храмов, вырубленных в скалах. В один из бывших храмов, располагавшийся в пещере, ведет плохо сохранившаяся тропа в виде лестницы, вырубленной в скале. Это тропа так и называется – «Греческая лестница». Здесь, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет).
Путь в теснину опасен и крут,
Камни срываются в горный поток,
На высокой скале вдоль стены
По тропе придешь к письменам.
Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.
А, быть может он этого и сам не знал… Значит, есть повод побывать здесь ещё раз с более подробной экскурсией! А вот магазинчиком местным полюбовались…

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же «Город мертвых», обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.

В «Городе мертвых» сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей,

а другие четыре — восьмигранные с куполообразной,

а так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.

Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ,
между склепами по земле
расстелились плотным ковром
можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ

через ничем не прикрытое небольшое окно,

и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься — они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.



Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы…

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память,

но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать. ..

Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом.

Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о «Городе мёртвых» в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил… Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных…

И этого тоже мы не увидели:
Напротив селения, на правом берегу Чегема, видны стены средневекового караван-сарая, одной из гостиниц, стоявших на древнем торговом пути, который когда-то проходил по горам Кавказа.
Караваны давно прошли
Из Китая – в небытие.
В обрамлении облаков
Спят легенды давних времен.

Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.

Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мертвых» , уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.

Фотографии и текст nalchik360

Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю:

Город мертвых:

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья. (Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры):

Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры:

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц — «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними:

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня:

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами:

Кроме того, стены из камней неправильной формы делались внизу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ:

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чеченских эти неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII — началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров:

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объем около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа:

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина:

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса:

В охоте за сусликами и прочей живностью кружат хищные птицы:

Относительно того, когда были сооружены верхнечегемские мавзолеи, ученые и сегодня не пришли к единому мнению. В целом принято считать, что сооружать их начали не ранее XIII века и возводили вплоть до XVIII века. «Город мертвых» – излюбленное место остановок туристов, приезжающих в Чегемское ущелье. Большинство из них уверено, что с этим местом связано немало преданий, таинственных историй, необычных фактов.

И не мудрено…

Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю — это средоточие истории всей Балкарии. Старинные сторожевые башни, остатки греческих храмов и аномальные явления притягивают сюда искателей приключений и ценителей прекрасного. Это родина великого балкарского поэта и мудреца Кайсына Кулиева.

Природа Верхнечегемской котловины необычайно красива. На юге вечными снегами сверкают вершины Бокового хребта (Курмытау и др.) высотой более четырех километров. Великолепная и неприступная как цитадель гора Каракая («черная скала» — балк.; 3646 метров), высочайшая в Скалистом хребте, возвышается на востоке. В ее отроге, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет). Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

Чегемское ущелье каким-то чудесным образом сочетает в себе красоту природы и загадки истории. Вероятно, это и вдохновило кинематографистов снимать здесь художественный фильм «Земля Санникова» .В верховьях Чегема — у селения Эл-Тюбю, Чегемских водопадов, водопада Адай-Су происходит значительная часть действия фильма. В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма С. Ростоцкого «Герой нашего времени» (1965-1966 гг.). В 1975 г. в селении Эль-Тюбю снимали фильм «Всадник с молнией в руке».

Село Эль-Тюбю напоминает музей под открытым небом. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения мы можем увидеть старинную башню, которую, в конце XVII – начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавице — кумычки Кериме. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (к сожалению, она не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.

Тут же, у моста стоит «камень позора» с проделанным в нем отверстии (согласно легенде, к нему в средневековье привязывали преступников. Имеются еще камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и «священный» камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов (победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли)…

Рядом с селом, по скалистой стене вверх уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по легенде, были схоронены древние христианские реликвии, которые до сих пор ищут.

В древние времена, когда враг наступал, люди уходили по лестницам в горы, а воины занимали оборону выше лестниц, чтобы обрушивать на врага камни и стрелы. Лазая по лестницам сегодня, в мирное время, понимаешь, как несладко приходилось нападавшим.

В центре селения, у моста находится памятник К. Кулиеву в виде бюста. Неподалеку отсюда можно увидеть старинные сакли из камня с плоскими дерновыми крышами. За недостатком пахотной земли на этих крышах раньше выращивали ячмень и овес, а после сбора скудного урожая, выпускали пастись коз. Эти старинные постройки села стали естественными декорациями, когда здесь снимался художественный фильм А. Балабанова «Война» (2002 г.).

У подножья еще одного интересного природного объекта — вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» — балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения.

Так вот «Городок мертвых» — памятник истории и культуры — находится в нескольких сотнях метров от селения Эль-Тюбю. Здесь сохранились «дома мертвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние — мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» — это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения Алании Кавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь — тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии — это были «башни молчания», а на Кавказе — сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.

На одном из мавзолеев Эль-Тюбю сохранилась каменная «шишечка», которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.

Вот что, в частности, пишет Л. И. Лавров: «Внешний осмотр Верхнечегемского могильника дает возможность различить в нем семь типов могил: 1) земляная насыпь, обложенная по краям камнями; 2) каменная насыпь; 3) каменный ящик, сложенный из гладко пригнанных камней и внутри засыпанный камнями. То есть та же каменная насыпь, но с укрепленными стенками; 4) каменный сцементированный ящик с крутой двускатной крышей; внутренность ящика заполнена камнями; эта могилa отличается от предыдущей лишь тем, что она лучше предохранена от разрушения; 5) могила с таким же ящиком, как и у предыдущей, отличающимся от него тем, что, во-первых, внутри он пустой и, во-вторых, «имеет маленькое квадратное окошечко с восточной стороны. То есть это маленький склеп, как бы повторяющий собою внешние формы каменной зацементированной насыпи; 6) большой четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны; » 7) большой восьмиугольный склеп с пирамидальной (так же — восьмигранной) высокой крышей, переходящей вверху в конус».

Далее: «Уже один простой перечень семи встречающихся типов наводит на мысль, что склепы Северного Кавказа не повторяют архитектурную традицию тех или иных, в прошлом более культурных народов, оказывавших влияние на горцев. Склепы органически увязаны с местной «архитектурой» горских могил. Мы видим, как каждый тип является лишь усложнением предыдущего.

Напомним, что побывал здесь ученый летом 1936 года, а спустя 20 лет Тимур Шаханов застал только восемь из одиннадцати склепов. А вот что пишет он о склепе, расположенном за селением: «…на расстоянии километра, в местности Сюгюлчю ичи, на склоне горы имеется одинокий склеп (кешене). Склеп этот шестигранный, единственный встреченный нами кешене, имеющий не восемь, а шесть граней. Возможно, что это случайная ошибка строителя. Высота этого склепа 4,5 м, внутри размеры – 240 x 110 см, имеет вид неправильного овала, кверху суживается, окно 50 x 40 см, ориентировано на северо-запад, толщина стены 65 см. Рядом со склепом могильник».

Ученые датируют строительство мавзолеев по-разному, но в целом принято считать, что сооружать их начали не ранее XIII века и возводили вплоть до XVIII века.

«Город мертвых», как еще называют эти захоронения, – излюбленное место остановок туристов, приезжающих в Чегемское ущелье. Большинство из них уверено, что с этим местом связано немало преданий, таинственных историй, необычных фактов. И они правы. Чего стоит хотя бы такой: во время раскопок, которые осуществлялись с наружной стороны склепов, были найдены скелеты невиданных для тех времен размеров – два метра и даже более. Спрашивается: кого, даже после смерти, охраняли те великаны?

ЭЛЬТЮБЮ «ВНЕ ВРЕМЕНИ»

И еще об одной публикации российского таблоида «Жизнь»1 – о том, что «в загадочном кабардино-балкарском ауле часы показывают разное время». Оказывается, крошечный поселок Эльтюби обследовали специалисты Института земного магнетизма и распространения радиоволн Российской академии наук и выяснили, что «это место является уникальной хрональной зоной… все процессы идут здесь медленнее, чем на равнине». Более того, как утверждает корреспондент, «особое течение времени в Эльтюби чувствуется во всем. Дома, построенные пятьдесят лет назад, несмотря на суровые климатические условия, по сей день не нуждаются даже в косметическом ремонте. Холодильниками местные жители не пользуются даже в летнюю жару. Нет нужды. Продукты здесь совершенно не портятся. Люди не болеют и живут очень долго. Время здесь узнают только с помощью телевидения. Потому что в каждом дворе часы показывают разное время. Как правило – всегда меньше реального».

Отчего же такое происходит? Ответ ученых и эзотериков -математических наук Владислав Луговенко и основателей клуба «Аура» О. и Б. Кольченко прост: «Аул Эльтюби, тесно окруженный скалами, представляет собой основание пирамиды, верхушкой которой являются горные вершины. Центральной точкой в этом основании оказался одиноко стоящий дом семьи М. Там, согласно давно знакомому ученым свойству пирамид, хрональный эффект должен быть максимальным. Знакомство с хозяевами дома полностью подтвердило догадки исследователей». Подтверждением явилось то, что хозяин дома стал отцом в довольно преклонном возрасте, а, кроме того, на старости лет завел… женщину на стороне, к которой регулярно ездил на осле в соседнее село. Всё, не больше и не меньше – других доказательств в статье не приводится.

Итак, наконец-то открыта геопатогенная зона, в которой время замедляет ход. Но где же располагается этот самый Эльтюби? Место, называемое Эльтюбю, известно – обозначено оно и на картах, переводится с балкарского как «селение на дне долины», где эл – селение, а тюбю – пол, дно. Спроси любого жителя Чегемского ущелья, ответит не задумываясь: «Это же Верхний Чегем!». Да и в справочнике «Краткий словарь горных названий Кабардино-Балкарии» прямо говорится: «Эль-тюбю – селение в Чегемском ущелье, носящее также название Верхний Чегем». Тот самый Верхний Чегем, которому в этой книге посвящено сразу несколько материалов, тот самый Верхний Чегем, окрестности коего мы исходили вдоль и поперек, то самое селение, в котором живут люди, близкие и дорогие нам. Да и на фотоснимке, иллюстрирующем сенсационный материал, запечатлен не только «дом долгожителей, расположенный в самом центре зоны», но и знаменитый архитектурный памятник – башня Малкарук-кала.

Так что ошибки нет: мифический Эльтюби – это реальный Верхний Чегем. Только отличие второго от первого в том, что в нем живут нормальные люди, часы которых, в силу изношенности механизмов, случается, показывают разное время. А телевидение – всегда точное: как-никак из Москвы вещает. Холодильники здесь действительно не жалуют – большую часть года климат позволяет обходиться без них. Тем не менее, во многих домах – видели сами – аппараты такие имеются. Насчет домов, которые не требуют ремонта, – это как посмотреть. Были бы у верхнечегемцев лишние деньги – давно бы отремонтировали. А так приходится на многом экономить – ведь с началом перестройки число рабочих мест в селении сократилось в разы. Что касается долгожителей, то здесь их ничуть не больше, чем в других населенных пунктах Кабардино-Балкарии, – данные последней переписи достаточно убедительно свидетельствуют об этом. Мы отметили практически все необычности, характерные для этого места, за исключением той, которой придан вид главного доказательства. Но это уже вопрос не научный, а этический. В том числе этики профессии как журналиста, так и ученого.

Не «вне времени» живет Верхний Чегем, а во времени, причем новейшем, все веяния которого (безработица, низкая рождаемость, отсутствие медицинской помощи) вкусил, к сожалению, сполна.

А что касается «хрональной зоны», то ее здесь действительно стоит поискать: те же говорящие чегемские мумии, о которых без всякой выдумки рассказано выше, не свидетельствуют ли о ее наличии?..

Эльтюбю и город мертвых в долине реки Чегем.

Эльтюбю и город мертвых в долине реки Чегем.
fedalnik
July 24th, 2012

    После полётов и обеда настал черёд «культурной программы» — отправились отдать дань предкам нынешних жителей Кабардино-Балкарии. Дмитрий повёз нас в «Город мёртвых».

Выше по ущелью Чегема от места, где проходят полёты парапланеристов

дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название — Эльтюбю (Эль-Тюбю) — «Селение на дне долины», где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место

Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.


    Там Кулиев когда-то жил,
    там была его колыбель,
    там осталась сакля его
    на берегу реки Жылгы-Су.

    Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.

    Во-вторых, Верхний Чегем — музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.

Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

    Но кое что от нас Дмитрий в этом селении утаил:
    Тут же, у моста стоит «камень позора», к которому, по преданиям, в средневековье привязывали преступников. По речке Джилги-Су, впадающей в Чегем слева, заметны остатки греческих храмов, вырубленных в скалах. В один из бывших храмов, располагавшийся в пещере, ведет плохо сохранившаяся тропа в виде лестницы, вырубленной в скале. Это тропа так и называется – «Греческая лестница». Здесь, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет).
                Путь в теснину опасен и крут,
                Камни срываются в горный поток,
                На высокой скале вдоль стены
                По тропе придешь к письменам.
Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.
    А, быть может он этого и сам не знал… Значит, есть повод побывать здесь ещё раз с более подробной экскурсией! А вот магазинчиком местным полюбовались…

    Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же «Город мертвых», обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.

В «Городе мертвых» сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей,

а другие четыре — восьмигранные с куполообразной,

а так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.

Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

                Над селом стоят кешэнэ,
                между склепами по земле
                расстелились плотным ковром
                можжевеловые кусты.

    Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ

через ничем не прикрытое небольшое окно,

и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься — они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.
    


    Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы…
Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память,

но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать. ..

    Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом.

    Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о «Городе мёртвых» в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил… Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных…

    И этого тоже мы не увидели:
    Напротив селения, на правом берегу Чегема, видны стены средневекового караван-сарая, одной из гостиниц, стоявших на древнем торговом пути, который когда-то проходил по горам Кавказа.
                Караваны давно прошли
                Из Китая – в небытие.
                В обрамлении облаков
                Спят легенды давних времен.

    Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.

Tags: Город мертвых, Кабардино-Балкария, Чегемское ущелье, записки путешественника, кешенэ

Chegem Canyon-Верхняя деревня El-Tubu-Kavkazskitur

  • 1 Day Trip
  • Bus-Trip
  • Kabardino-Balkaria
  • North Caucasus
  • Russia
  • excursions
9006 CHEGEM. -рекреационный комплекс Кабардино-Балкарии. Они расположены в ущелье у поселка Хуштосырт Чегемского ущелья в 54 км от города Нальчик.

Чегемские водопады – Су-Аузу (в переводе с балкарского «вода из горла») – редкий конкурс красоты. По правому берегу скалы спускаются к реке Чегем шумные потоки воды. Некоторые из них выбрасываются из струй небольших (толщиной в палец) круглых отверстий в скале и, описывая в воздухе дугу, падают вниз. Другие изливаются с высоты 30-50 метров широкой лентой и, не дойдя до реки, разбиваются об уступы скал, образуя многочисленные водяные искры. Подсвеченные солнцем (к 10-11 часам дня) водопады образуют разноцветные радуги.

Зимой Чегемские водопады поражают своей холодностью и дикой красотой и, пожалуй, даже красивее, чем летом. Ледяные столбы и столбы из застывших струй и струй воды, словно гигантские скрученные свечи, или сталактиты, свисают к реке. Некоторые из них, как люстра с хрустальной бахромой, висят над Чегемом. С их струящейся водой, которая превращается в туман, прежде чем коснется прибрежных скал.

Скальные стены ущелья представляют собой срезанные пласты горных пород, слагающие хребет. Дно ущелья находится на высоте 1000-1200 метров над уровнем моря, а высота хребта более 3000 метров.

Чегемские водопады — место, которое посещают туристы со всей России, и в частности место отдыха с Кавказских Минеральных Вод. Популярное экскурсионное место, вокруг много кафе и магазинов народных изделий ручной работы.

Чегемское ущелье — древняя первая заселенная долина на всем Кавказе, где сохранились исторические памятники, старые башни, бывшие деревни, мавзолеи-захоронения.

Выезд из Нальчика в 09:00 из центра города.

Чегемские водопады

Чегемский каньон и водопады – визитная карточка Кабардино-Балкарской Республики. Водопады, уютно расположившиеся в ущелье реки Чегем, привлекают множество туристов и поражают всех своей мощью и красотой. Это невероятно удивительное и редчайшее по своей красоте зрелище.

Первая остановка нашего тура Большой Чегемский водопад . Прямо с отвесных скал бурлящий и шумный поток с большой скоростью срывает струи воды, образуя каскад. Некоторые вылетают из трещин в скалах, выгибаясь в воздухе и падая вниз. Другие вытекают широким потоком из больших отверстий в скале. Падая с большой высоты, они разбиваются на множество крошечных брызг, а солнечные лучи образуют в них маленькие радуги. Зимой водопад замерзает и представляет собой просто невероятное зрелище! Это ледяные столбы, огромной высоты, напоминающие гигантские свечи! Некоторые из них нависают над рекой ажурной ледяной оторочкой. Это просто потрясающе! Какой-то памятник природы прямо.

Чегемские водопады прекрасны круглый год. В них всегда есть своя, неповторимая красота и изюминка. В ущелье особый микроклимат из-за повышенной влажности от водопадов. На склонах гор растут диковинные растения, а пение птиц только дополняет невиданный ранее горный пейзаж.

Парапланеризм Чегем

Чегемская поляна богата великолепными горными вершинами и площадками для парапланеризма. Как будто он был создан для этого! Даже природа и аэрологические факторы благоприятствуют полетам. Летать здесь могут все, от новичков до настоящих профессионалов. Инструкторы подберут подходящий вариант для каждого.

Стоимость наслаждения красотой гор, рек, ущелий с высоты птичьего полета 4 000 руб. Этот сбор оплачивается отдельно на месте.

Деревня Эль-Тюбу

Очень красивая и древняя горная деревня Эль-Тюбу со своим знаменитым некрополем 10-17 веков привлекает множество туристов.

Сегодняшний поселок построен на месте старинных построек, обрушившиеся фундаменты которых сохранились до наших дней. Здесь все пропитано духом старины. Некоторым каменным домам несколько сотен лет. В самом центре села стоит старинная башня, построенная в 17-18 веках для князей Баркаруковых приглашенными мастерами.

Эль-Тюбу – «город мертвых» – настоящий памятник истории и культуры. Здесь сохранились «дома мертвецов» или «кешене», датируемые 10-12 веками, мусульманские мавзолеи 17-18 веков. Средневековые «кешены» считаются «христианскими», хотя на самом деле они сочетали в себе множество различных культурных и религиозных течений.

После осмотра поселка возвращаемся обратно в Нальчик.

Обратно прилетаем в Нальчик ориентировочно в 18-00/19-00.

ЦЕНА 1000 рублей с человека
ВРЕМЯ ОТПРАВЛЕНИЯ 09:00 из г. Нальчик
ВРЕМЯ ВОЗВРАТА 18:00-19:00
ВКЛЮЧЕНО В СТОИМОСТЬ
Транспортные услуги по всему маршруту Услуги гида
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОПЛАЧИВАЕТСЯ

Полет на параплане с инструктором 4000 руб. (по желанию)
Обед 500-600 руб./чел.
БРОНИРОВАНИЕ ЭКСКУРСИИ ПРОИЗВОДИТСЯ ПОСЛЕ ПОЛНОЙ ОПЛАТЫ.
ПРИ ОТМЕНЕ ЭКСКУРСИИ ЗА ОДИН ДЕНЬ ДО ВЫЛЕТА И ПО СВЯЗИ С ПОГОДОЙ ДЕНЕГ НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ.

Программа и время экскурсии могут измениться. Подробности уточняйте у менеджеров.

Высокие времена — в эти времена

Доктор Томас Дроухард вспоминает, как пять лет назад впервые увидел лекарство в его глазу.

Он дежурил в единственной больнице в Туба-Сити, штат Аризона, пыльном городке с населением около 9000 человек в глубине резервации навахо, когда в отделение неотложной помощи была доставлена ​​женщина с девятью ножевыми ранениями в грудь.

«Я никогда не видел ничего подобного», — говорит Дроухард, душевный, добродушный человек, почти три десятилетия проработавший хирургом на земле навахо. «Оглядываясь назад на тот уровень насилия, я теперь точно знаю, что это было».

Метамфетамин, вызывающий сильное привыкание белый порошок, изготовленный из безрецептурных ингредиентов, таких как йод, драно и эфедрин, дает пользователям прилив, который может длиться восемь часов. По данным Национального института по борьбе со злоупотреблением наркотиками, это также вызывает склонность к психотическому поведению.

Именно воздействие кристаллического метамфетамина начало сеять хаос в сельских преимущественно белых городах Среднего Запада в начале 90-х годов. По данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, в период с 1995 по 2002 год количество посещений отделений неотложной помощи, связанных с метамфетамином, подскочило на 54 процента, и во всех городах от Нью-Йорка до Сан-Франциско недавние вспышки произошли .

Туба-Сити может стать еще хуже. В прошлом году здесь было 14 смертей, связанных с метамфетамином, – ошеломляющее число для города такого размера. Исследование местного департамента здравоохранения показало, что 12 процентов подростков Тубы употребляли метамфетамин, как и 17 процентов жителей в возрасте от 27 до 45 лет. Треть пациентов, прошедших обследование в отделении неотложной помощи, теперь дают положительный результат на наркотик.

Одна из причин, по которой наркотик так сильно ударил по этому району, по словам местной полиции, заключается в том, что обширная граница резервации подходит для подпольных лабораторий, используемых для производства метамфетамина (нация навахо размером примерно с Западную Вирджинию). Это также дешево  — четверть грамма, которого достаточно, чтобы поднять человека на несколько дней, стоит от 20 до 40 долларов.

Кроме того, кристаллический метамфетамин еще не запрещен законом навахо, что не позволяет правоохранительным органам возбуждать дела в племенном суде, который обладает юрисдикцией в отношении большинства преступлений на землях племен. Это вынуждает полицию навахо пройти 79 миль до Флагстаффа, чтобы предъявить обвинения подозреваемым в употреблении метамфетамина в федеральном суде.

Все это усугубляется тем, что навахо уже давно подвержены зависимости — почти четверть из 190 000 жителей резервации не имеют работы, а уровень алкоголизма в шесть раз выше, чем во всех Соединенных Штатах.

Левон Хатхали, консультант по наркотикам и алкоголю Департамента наук о поведенческом здоровье города Туба, говорит, что до двух лет назад она редко видела кого-либо на метамфетамине. Сейчас Hatathlie работает с 13 пользователями. Большинство из них молодые люди, но недавно в ее кабинет зашел 15-летний подросток. «Это было шокирующе, — сказала она.

Поскольку употребление метамфетамина становится настолько распространенным, наркотик привлек внимание оперативной группы ФБР во Флагстаффе, занимающейся насильственными преступлениями на западной половине земли навахо в рамках соглашения о сотрудничестве с правительством племени навахо.

Хотя реальные цифры трудно назвать, уровень насилия выше, чем когда-либо, говорит агент Макдональд Ромингер.

«Вместо одного насильственного акта, который мы наблюдаем с алкоголем, он превращается в пять случайных актов насилия, когда кто-то принимает метамфетамин», — сказал Роминджер.

Грег Адэйр, следователь полиции навахо в Туба-Сити, говорит, что преступления, вызванные употреблением метамфетамина, такие как преступление 24-летнего мужчины навахо, которому в прошлом году нанесли 21 ножевое ранение  – считается, что он и нападавший на него принимали метамфетамин – жестокость, которую раньше редко можно было увидеть в Туба-Сити. Недавние признаки указывают на то, что количество преступлений, связанных с метамфетамином, ухудшается. 24 сентября, например, полиция навахо изъяла 5 фунтов метамфетамина из автомобиля, остановленного за пределами города Туба. Три дня спустя недалеко от города Туба был найден мертвым 18-месячный ребенок. Его родители были под воздействием метамфетамина и бросили его.

Агент ФБР Ник Маннс, работающий в восточной части резервации навахо в 240 милях от Туба-Сити, говорит, что 40 процентов преступлений, которыми он сейчас занимается, связаны с метамфетамином.

Но из-за надзора в племенном законодательстве арестовать кого-либо за хранение метамфетамина на земле навахо сложно.

В прошлом году прокуратура США во Флагстаффе согласилась разрешить полиции доставлять в федеральный суд подозреваемых в употреблении метамфетамина, арестованных на земле навахо, хотя федеральная система обычно предназначена для более крупных дел о торговле наркотиками между штатами. С тех пор полиция навахо в сотрудничестве с ФБР возбудила во Флагстаффе 16 дел, связанных с метамфетамином, но представители правоохранительных органов говорят, что их число было бы намного выше, если бы они могли передавать дела о метамфетамине через значительно менее загруженную систему племенных судов.

Дина Джексон, пресс-секретарь президента навахо Джо Ширли, говорит, что скоро будет принят закон навахо, запрещающий метамфетамин на землях племен. «Президент Ширли работает над разработкой законопроекта, который, как мы надеемся, будет представлен на следующей законодательной сессии в октябре».

Тем временем Региональная корпорация здравоохранения города Туба не ждет. Режиссер Мишель Арчулета запустила масштабную профилактическую кампанию :  проведение исследований, отправка экспертов и полиции в школы, консультации со старейшинами племени и поручая режиссеру навахо Шони Де Ла Роса снять документальный фильм.

«Мы пытаемся улучшить благополучие этого сообщества с точки зрения коренных жителей, включив в нашу работу целые семьи навахо, а также духовную философию навахо», — сказал Арчулета.

Такие локальные усилия явно оказывают влияние: в этом году было всего три случая смерти, связанных с метамфетамином, хотя сейчас наркотик распространяется за пределы города Туба тревожно быстро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *