Эмиль нольде картины: Эмиль Нольде — 50 произведений

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства | Публикации

«Я очень хочу, чтобы краски в моих картинах сами собой изливались через меня, художника, как будто сама природа творит свои картины, подобно тому, как самообразуются кристаллы и руда, как вырастают водоросли и мхи, как расцветают цветы под лучами солнца». Эмиль Нольде

Строго говоря – и, вообще, как угодно говоря – он был Ханзен. Нольде (1867-1956) – это псевдоним. В честь немецкой деревни на границе с Данией. Он там родился в крестьянской семье. И было их пять братьев. Но только одному из Ханзенов-младших пришло в голову расписывать цветным мелом хлев, курятник, амбар и прочие сараи – так его тянуло к прекрасному. И не какую-нибудь пакость вроде Человека-Паука он рисовал, а библейские истории. Семья-то сильно протестантская была. Росписи не сохранились.
В семнадцать лет Нольде ушел из дому в люди. Там он мотался по разным немецким городам, работал резчиком на мебельной фабрике, учился недолго дизайну – на долго не хватило денег, проектировал мебель, преподавал рисунок и т.

д. Везде ходил по музеям. В 1893 году он удачно нарисовал серию вот таких дурацких открыток.


La Cima della Pala et la Vezzana

Открытки разошлись большим тиражом, что принесло Нольде много денег. Работать он сразу завязал и стал учиться живописи. Сначала в Мюнхене, потом – в Париже, в знаменитой академии Жулиана. Там он полюбил импрессионистов, Ван, естественно, Гога и его друга Гогена. А Милле, Домье, Гойю, Тициана, Рембрандта и Беклина он любил еще до этого. Через некоторое время Нольде стал любить средневековую/ренессансную немецкую живопись и Мунка. Ну, позже еще кое-что по мелочам добавилось, но, в принципе, все перечисленное есть те основные традиции, из которых выросло его искусство.

Первые свои работы Нольде делал, сильно любя символистов и поздних романтиков типа того же Беклина.


Да будет свет


Двое на морском берегу

Это было в самом начале ХХ века. В Германии, в стороне от него, шли мощные художественные процессы, приведшие к рождению экспрессионизма. В 1905 году появилась группа «Мост». Присмотревшись к Нольде, мостовские пригласили его в группу. Нольде согласился. В «Мосте» он работал типа так.


Цветник


Белые стволы

В общем, понятно, что эти картинки ближе к французскому фовизму, нежели к родному экспрессионизму. И даже есть очень неясные отголоски, как это не жутко звучит, импрессионизма*. Нольде догнала ранее приобретенная любовь к французской живописи.

Странная, согласитесь, ситуация получается. Человек состоит в самом, что ни на есть, экспрессионистическом объединении, позже будет объявлен классиком экспрессионизма**, а картинки красит несоответствующие. Но, с другой стороны, кто вам сказал, что в искусстве — пути прямые? Не арифметика же.

Но так продолжалось недолго. Через год Нольде вышел из «Моста» и стал делать настоящую, по всем правилам экспрессионизма, живопись.


Осмеяние Христа


Тайная вечеря


Распятие

Все тут правильно. И опора на немецкие средневековье/Ренессанс, и гротеск, и доступными средствами переданное ощущение трагизма жизни, и суровое субстанциональное как антитеза вертлявому акцидентальному – все есть. И Христос у него — мужицкий Христос, т.е. парень из низов, в духе Грюневальда.

Жанровые пристрастия Нольде, понятно, не ограничивались исключительно возвращением к своей детской религиозной изобразительной традиции. Писал он и, скажем так, жанр.


Зрители в кабаре

В подобных картинках Нольде с удовольствием фиксировал нелюбовь крестьянина к городу. Еще он писал пейзажи – всегда, практически, без людей***.


Осеннее море VII


Осеннее море ХI

Эти картинки – часть серии из 21 работы, описывающей почти один и тот же вид. Тут опять где-то рядом болтаются французы. Поздний Моне, в частности, который делал серии пейзажей с одной и той же точки в разное время суток типа «Стогов сена» или «Реймсского собора». Правда, у Нольде была другая задача – его не интересовала фиксация в десятках работ того, как изменяется объект, грубо говоря, в один и тот же день в зависимости от освещения, его интересовали разные состояния этого объекта: шторм, штиль, время года, крупные суточные деления типа заката, полудня и т.д. Т.е. более фундаментальные вещи.

Еще в это время Нольде делает традиционную для экспрессионизма продольную деревянную гравюру, родом из средневековья.


Пророк

Первая мировая война в творчестве Нольде непосредственным образом не отразилась. На фронте он не был в силу возраста, художественная публицистика, скажем так, типа той, которой занимались в рамках экспрессионизма Дикс или Гросс, была ему неинтересна. Его интересовали, опять же, более фундаментальные вещи. Некоторый отклик на войну можно, конечно, найти в повышенной экстатике вещей вроде этой.


Красное вечернее небо

Или в такой печальной символике, 1919 года.


Потерянный рай

Другое дело, что война, поражение в ней, унизительный Версальский договор ввергли Нольде в кризис национальной самоидентификации. Тут все сложно было с самого начала. Папа его родным языком имел восточнофризский. Мама – южноютский. Нольде родным считал немецкий и, вообще, числил себя по этой принадлежности. В 1920 году его родная деревня с остатками меловых росписей на сараях перешла к Дании, сам он стал датским подданным – почему так случилось с подданством, не знаю, не разбирался. Факт тот, что для Нольде все это было ментально невыносимо. В 1927 году исполняются его мечты – он покупает сельский дом. Но не на горячо любимой малой родине, а в Зеебюле — недалеко от Нольде, но на германской территории. Колбасит его в это время по-черному – на выборах в 1928 году он мечется между коммунистами и нацистами****.

А в самом начале 1930-х гг. Нольде в одной из мюнхенских галерей видел такую сцену – эсэсовец высказался по поводу работ экспрессиониста Франца Марка, вызвав хозяина галереи: «Что это тут за живопись? Зачем вы выставляет этот хлам? Уберите немедленно. Мы больше не намерены терпеть подобные выставки. Выставляйте истинно германское искусство, иначе ваша галерея будет закрыта*****». Нольде тогда обернулся  к своему приятелю и сказал: «Теперь я знаю мое будущее».

Тем не менее, в конце концов, он делает выбор и вступает в НСДАП.

Что его туда притащило? Ну, понятно, никто так много, как нацисты, не говорил о той самой национальной самоидентификации. Записавшись к ним, Нольде как бы стал самым настоящим немцем. Безусловно, его купила красота мифа о крови и почве – он же крестьянин в девятом поколении, художник, алкающий национальной традиции. Не будем говорить, что эту традицию можно было алкать прямо противоположным нацистскому варианту образом, как это делал, скажем, Барлах, просто примем, как объяснение.

Нольде в это время дошел до того, что стал говорить о приоритете немецкого искусства перед французским – это при том, сколько он оттуда взял. Ладно, хрен с ним, с Нольде. Что с него возьмешь – художник.

Беда подкралась с неожиданной для Нольде стороны – режим его не принял. Т.е. сначала внутри нацизма были заморочки в смысле принять экспрессионизм как истинно германское искусство в той его части, где экспрессионизм апеллирует к народности, средневековью и т.д., даже сам Геббельс выражал ему свои симпатии******. Все кончилось в 1937 году, когда Гитлер в своей речи на открытии Дома немецкого искусства в Мюнхене назвал экспрессионизм вместе со всеми остальными течениями авангардизма «дегенеративным искусством». И, персонально о Нольде: «Это немыслимо!». Нольде пытался как-то сопротивляться действительности. Даже писал доносы на бывших соратников в том смысле, что они евреи. Ничего не помогло.

И Нольде становится рекордсменом по количеству репрессий, свалившихся на него. Ну, понятно, его изгоняют с поста члена прусской Академии художеств, это как у и других таких же. Но на выставке «Дегенеративное искусство» его работа занимает одно из центральных мест.


Житие Христа

Но у него фантастическое количество изъятых из разных собраний работ – больше 1100. Часть из них была сожжена, часть, как ни странно, была по иску Нольде ему возвращена, часть – продана. И, самое необычное – я, во всяком случае, другой подобной истории не знаю – ему было запрещено заниматься профессией. С 1941 года исполнение этого запрета контролировало гестапо.

Нольде к тому времени уже многие годы практически безвылазно жил в Зеебюле. После запрета на профессию он перешел на малоформатные акварели. Совершенно фантастические по качеству. Тончайшие, но тем не менее, экспрессионистические.


Разноцветное небо над болотом

Не красить***** он был не в состоянии – из него перло. Но писать маслом он не мог – масляные краски слишком характерно пахнут, это может вспомнить любой, кто хоть раз был в мастерской нормального художника, не концептуалиста какого-нибудь жестикулирующего, в смысле. Эти работы он позже назвал ненаписанными картинами.


Анемоны 37

Кончилась война. Человечество забыло о национал-социалистических телодвижениях Нольде, оно воспринимало его как жертву. В 1950 году он получил премию Венецианского биеннале. В 1953 году правительство ФРГ  награждают его медалью «За заслуги в области науки и искусств». Черт его знает. Мы же не принимаем во внимание политические взгляды, скажем, Леонардо да Винчи. А, с другой стороны, тогда не было тоталитарных идеологий. Короче, как относится к офигенному, но идеологически враждебному художнику, я не знаю. Последние его работы такие.


Вечернее море и черный пароход


Солнце в дымке


Пейзаж в красном свете

Бонусы


Танец вокруг золотого тельца


Положение во гроб


Мальчики-папуасы

Прямо перед Первой мировой войной Нольде совершил путешествие до Новой Гвинеи. Прикоснулся к той любимой авангардизмом архаике.


Св. Мария в Александрии


Тропическое солнце


Грозовые облака


Осенний вечер

 

* Экспрессионизм и возник как некоторая негативная реакция на импрессионизм. Изяществу, неуловимости, текучести, неоформленности, объективности второго первый противопоставил субъективность, неизменность, сущностность, постоянство и патетику.


** При этом Нольде всю жизнь не мог терпеть, когда его так называли. Ни в какие объединения больше не входил. Очень отдельный был человек.

*** Настоящий пейзаж и должен быть без людей. Ведь чем нас круче всего потрясает природа? Нашей, человеческой непредставленностью в ней. Трудным представлением о том, что все это богатство – начиная с «Осени» Левитана и кончая экзотическими картинками в фб – может обходится без нас.


****Ничего чудовищного в этом выборе не было. Близость позиций осознавалась уже тогда. Гитлер говорил, что из либерала порядочного нациста никогда не получится, а из коммуниста – вполне. В начале нацистского режима был сделан фильм, не помню названия, а ворошить монографию Голомштока – лень, в котором упертый коммунист свой ротфронтовский жест – сжатый у плеча кулак – плавно переводит в нацистское приветствие. Нет ничего банальнее, чем говорить о корневом родстве этих идеологий. Это родство мы легко наблюдаем у нас на родине в течении последних десятилетий.


*****Немецкое казачество?


******Их Геббельс – это вроде нашего Луначарского. Оба писали вторичные символистского толка пьесы, оба были симпатизантами авангардизма. Но Геббельс оказался бодрее – раньше просек генеральную линию.

******* Еще раз напоминаю, что это профессиональный жаргон. В цивилизованном обществе это слово заменяют эвфемизмами вроде писать, рисовать, творить, создавать, малевать (пренебрж. ).

 

Автор: Вадим Кругликов

кто от подробно, года жизни, периоды и суть творчества, автопортрет живописца, самые известные картины художника. Роль Эмиля Нольде в развитии немецкого экспрессионизма в изобразительном искусстве XX века

  • Биография Эмиля Нольде
  • Самые известные картины художника Эмиля Нольде

Эмиль Нольде (Emil Nolde; родился 7 августа 1867 года — умер 13 апреля 1956 года) был известным немецким акварелистом XIX-XX веков, талантливым экспрессионистом и выдающимся мастером религиозного жанра. Творчество Эмиля Нольде посвящено описанию красочных садов, ярких морских видов, сумрачных пейзажей ночного Берлина. Живописец создавал насыщенные и выразительные картины мистического, фантастического и религиозного содержания, любил писать портреты и рисовать небо.

Эмиль Нольде. Картина «Автопортрет», 1917

Биография Эмиля Нольде

Эмиль Нольде появился на свет 7 августа 1867 года в многодетной крестьянской семье, проживающей на небольшой ферме в приграничном районе Германии и Дании. Он стал четвертым по счету ребенком, при рождении получил имя Ханс Эмиль Хансен (Hans Emil Hansen) и с раннего детства был вынужден тяжело работать, помогая родителям по хозяйству. Как только представился случай, юный Ханс без сожаления покинул родной дом и поступил в Фленсбургскую ремесленную школу, избрав специальность художника и резчика по дереву.

Эмиль Нольде. Открытка из серии «Магические горы», 1894

Эмиль Нольде заинтересовался живописью во время учебы, но в семье никто не поддержал этого увлечения. Зато профессия мебельщика родственников удовлетворяла полностью, поэтому Ханс устроился на мебельную фабрику. И тайком посещал уроки рисования. В 1894 году Эмиль Хансен создал известные альпийские вершины в виде оживших великанов. Затем одолжил денег, напечатал серию открыток, которая разошлась большим тиражом, и полностью посвятил себя живописи. До самого конца 1890-х он искал себя — в искусстве, в любви, в жизни.

Эмиль Нольде. Картина «Осеннее море VII», 1910

На стыке двух веков художник обзавелся псевдонимом и женился на Аде Вильструп. В этот же период окончательно сформировался и его стиль рисования. Многие современники, а затем и искусствоведы, изучавшие творчество Эмиля Нольде, называли его экспрессионистом, но сам живописец не был согласен с таким определением. Он считал, что термин искусственно ограничивает его возможности и значительно обедняет потенциал. Мастер называл себя «простым немецким художником». А писал Эмиль Нольде по-настоящему яркие экспрессивные картины, насыщенной палитрой выплескивая на холст сильные эмоции и переживания.

Эмиль Нольде. Картина «Танец вокруг золотого тельца», 1910

В поисках новых форм живописи Эмиль Нольде примкнул к группе «Мост», участники которой отказались от классического рисунка в пользу самобытной интерпретации окружающей действительности. Они считали, что вместо академически правильных картин, на которых изображена красивая, но обманчивая и приукрашенная реальность, художник должен создавать правдивые произведения, используя чистую краску и естественные линии.

Эмиль Нольде. Картина «Вдвоем», 1910

Эмиль Нольде. Картина «Погребение Марии Египетской в Пустыни», 1912

Нольде разделял эти взгляды, но отделился от группы спустя два года. Слишком велика была пропасть между молодыми художниками, впитавшими в себя новую урбанистическую культуру с пеленок, и зрелым Эмилем, который пришел к живописи из глубокой деревни и всю свою жизнь по духу своему оставался простым крестьянином. После «Моста» был Берлинский сецессион, но оттуда акварелиста исключили за критику в адрес президента ассоциации. Вместе с другими живописцами он организовал оппозиционную группу Новый сецессион.

Эмиль Нольде. Картина «Молодая пара», 1935

Эмиль Нольде. Картина «Женщины и Пьерро», 1935

После Первой мировой войны Эмиль Нольде принял датское гражданство, но жить в Дании не стал и переехал в город Нойкирхен, где купил дом на холме Зеебюль. В это время в Германии происходят активные политические процессы, в результате которых в биографии Нольде появилась спорная страница — художнику нравилось направление, в котором двигалась страна, он даже вступил в национал-социалистическую партию и присутствовал на торжественной церемонии в честь «Пивного путча». Нольде близко знакомится с Гиммлером, а его картины украшают стены дома Геббельса.

Эмиль Нольде. Картина «Христос и грешница», 1926

Но, несмотря на то, что сам Эмиль Нольде позиционировал себя простым художником, прославляющим уникальность Германии, ее культуру, историю и землю, социал-националисты увидели в нем экспрессиониста. Центральным экспонатом печально известной выставки дегенеративного искусства стало «Житие Христа», созданное в девяти частях в 1911-1912 гг. Эмиля Нольде исключили из академии, запретили работать по профессии и рисовать. Его картины изъяли из музеев и галерей, конфисковали и уничтожили. Художник пытался достучаться до верхушки нацистов с просьбами о пересмотре дела и даже создавал пропагандистские антисемитские плакаты, но безуспешно. До окончания Второй мировой войны он уединился в своем доме и тайком создавал миниатюрные акварели (всего 1300 работ), которые прятал в саду.

Эмиль Нольде. Картина «Цветное небо над Марэ», около 1940

После войны мастера признали гением, пострадавшим от нацистского режима. Эмиля Нольде приглашали на выставки, Зигфрид Ленц (Siegfried Lenz) написал о нем книгу «Урок немецкого», а дом в Зеебюле переделали в музей. Живописец прожил до почтенного возраста и ушел из этого мира 13 апреля 1956 года.

Эмиль Нольде. Картина «Последний ужин», 1909

Самые известные картины художника Эмиля Нольде

Картины Эмиля Нольде хранятся в крупнейших музеях Европы, часто демонстрируются на временных экспозициях и всегда вызывают интерес зрителя. Посмотрите на самые яркие произведения мастера:

  • «Житие Христа» (1911-1912) — монументальная работа из девяти картин высотой более двух метров и длиной около шести метров. Главный экспонат выставки «Дегенеративного искусства». В настоящее время хранится в музее Нольде в Зеебюле.
  • «Жизнеописание Марии Египетской» (1912) — еще одна масштабная работа на религиозную тему.
  • «Подсолнухи» (1932) — любовь Нольде к природе проявилась в описании подсолнухов. Он рисовал их так часто, как и Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh).
  • «Маки» (1941-1945) — работа из серии «Ненаписанные картины», созданная в период вынужденного уединения в доме на Зеебюле.

Эмиль Нольде. Полиптих «Житие Христа», 1911-1912

Эмиль Нольде. Триптих «Жизнеописание Марии Египетской», 1912

Эмиль Нольде. Картина «Подсолнухи», 1932

Эмиль Нольде. Картина «Маки», 1941-1945

Произведения Эмиля Нольде — частые гости аукционов, где за ними охотятся музейщики и коллекционеры. Примите участие в торгах на онлайн-платформе Very Important Lot, где можно недорого купить картину одного из известных экспрессионистов или шедевры антиквариата. На сайте также представлены работы современных художников, приобрести которые можно напрямую у авторов.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Неудачные работы художников, или «и на старуху бывает проруха» Картина «Гитарист» Василия Андреевича Тропинина: потрет виртуоза и прославление знаменитой русской семиструнки Александр Андреевич Иванов — живописец-перфекционист, двадцать лет писавший свою главную картину Неугодный сюжет или Картины известных художников, запрещенные к показу Акварель — воздушная лёгкость радуги: виды, техники, история Истмен Джонсон — художник, которого современники почтительно называли «американским Рембрандтом» Альфред Сислей — художник, стоявший у истоков импрессионизма «Тихая обитель» — картина Исаака Ильича Левитана Костяной фарфор Narumi: элегантность по-японски Джорджия О’Кифф и ее гигантские цветы: биография и картины

    Эмиль Нольде — 160 работ, биографий и выставок на Artsy

    2,6 тыс. подписчиков

    Биография

    Яркие, жестовые изображения ночной жизни города, библейских сцен, цветочных мотивов и пейзажей Эмиля Нольде являются образцами немецкого экспрессионизма. Богатые, тональные картины маслом и акварели Нольде создают сказочную атмосферу и образы…

    Просмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды

    Обзор

    Работы на продажу (82)

    Результаты аукциона

    Избранные работы

    • Название художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название искусства

      Партнер

    • Название художника

      Название выставки и еще 10

      Групповая выставка в крупном учреждении

      Museum of Sample Art (Example) и еще 33

      Собраны крупным учреждением

      Пример и еще 5

      Достижения

      Активный вторичный рынок

      Последние результаты аукционов в базе данных Artsy Price.

      Рекорд аукциона

      85,0 млн долларов США, Phillips, 2022

      Художественные партии

      Продажа работ из вашей коллекции

      Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.

      Отправить сейчас

      Iconic Collections

      • Works on Paper

        From $500

      • Works on Paper

        From $500

      • Works on Paper

        From $500

      • Works on Paper

        From $500

      • Works на бумаге

        От $500

      • Работы на бумаге

        От $500

      • Работы на бумаге

        От $500

      • 10003

        From $500

      • Works on Paper

        From $500

      • Works on Paper

        From $500

      Works For Sale

      • Artist Name

        Artwork Title

        Partner

      • Имя художника

        Название произведения

        Партнер

      • Имя художника

        Название произведения

        Партнер

      • Имя художника

        Название искусства

        Партнер

      • Название художника

        Имя художника

        Название работы

        Партнер

      Статьи

      • Какой-то художник

        Местоположение

      • Некоторый художник

        Местоположение

      • Некоторые художники

        Расположение

      • . Исполнитель

        Местоположение

      • Некоторый исполнитель

        Местоположение

      Похожие исполнители

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      • Имя исполнителя

        Национальность, р. 9999

      Эмиль Нольде. Искусство мистицизма и экспрессионизма

      Эмиль Нольде. «Автопортрет», 1917.

      Эмиль Нольде (род. 7 августа 1867 — ум. 13 апреля 1956) — известный немецкий акварелист XIX-XX веков, талантливый экспрессионист и выдающийся мастер религиозного жанра. Работа Эмиля Нольде посвящена описанию красочных садов, ярких морских пейзажей, мрачных пейзажей ночного Берлина. Живописец создавал насыщенные и выразительные картины мистического, фантастического и религиозного содержания, любил писать портреты и рисовать небо.

       

      Биография Эмиля Нольде

      Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в многодетной крестьянской семье, проживавшей на небольшой ферме в приграничном районе Германии и Дании. Он стал четвертым ребенком, при рождении получил имя Ханс Эмиль Хансен и с раннего детства был вынужден много работать, чтобы помогать родителям по хозяйству. Как только случай представился, юный Ганс без сожаления покинул родной дом и поступил во Фленсбургскую школу ремесел, выбрав профессию художника и резчика по дереву.

      Эмиль Нольде. Открытка из серии «Волшебные горы», 1894 год.

      Эмиль Нольде интересовался живописью во время учебы, но никто в семье не поддерживал это увлечение. С другой стороны, семейная профессия мебельщика полностью его устраивала, поэтому Ганс устроился на мебельную фабрику. И тайно посещал уроки рисования. В 1894 году Эмиль Хансен создал знаменитые альпийские вершины в виде оживших великанов. Затем он одолжил денег, напечатал серию открыток, которая разошлась большим тиражом, и полностью посвятил себя живописи. до конца 1890-х годов он искал себя – в искусстве, в любви, в жизни.

      Эмиль Нольде. «Осеннее море VII», 1910.

      На стыке двух столетий художник получил псевдоним и женился на Аде Вильструп. В этот же период окончательно сформировался его стиль рисования. Многие современники, а позже и искусствоведы, изучавшие творчество Эмиля Нольде, называли его экспрессионистом, однако сам живописец с этим определением не соглашался. Он считал, что срок искусственно ограничивает его возможности и значительно обедняет его потенциал. Мастер называл себя «простым немецким художником». И писал Эмиль Нольде действительно яркие экспрессивные картины, насыщенной палитрой выплескивающие на холст сильные эмоции и переживания.

      Эмиль Нольде. «Танец вокруг золотого тельца», 1910 г.

       

      В поисках новых форм живописи Эмиль Нольде присоединился к группе «Мост», участники которой отказались от классического рисунка в пользу оригинальной интерпретации окружающей действительности. Они считали, что вместо академически правильных картин, изображающих красивую, но обманчивую и приукрашенную действительность, художник должен создавать правдивые произведения с использованием чистых красок и естественных линий.

      Эмиль Нольде. «Мы вдвоем», 1910.

       

      Эмиль Нольде. Святая Мария Египетская – Смерть в пустыне, 1912 г.

       

      Нольде разделял эти взгляды, но два года спустя отделился от группы. Слишком велика была разница между молодыми художниками, впитавшими новую городскую культуру с пеленок, и зрелым Эмилем, пришедшим в картины из глубокой деревни и всю жизнь остававшимся по духу простым крестьянином. После «Моста» был берлинский сецессион, но оттуда акварелист был исключен за критику президента объединения. Вместе с другими художниками организовал оппозиционную группу «Новый сецессион».

      Эмиль Нольде. «Молодая пара», 1935.

       

      После Первой мировой войны Эмиль Нольде принял датское гражданство, но не стал жить в Дании и переехал в Нойкирхен, где купил дом на холме Зеебюль. В это время в Германии происходят активные политические процессы, в результате которых в биографии Нольде появилась неоднозначная страница – художнику понравилось направление, в котором движется страна, он даже вступил в Национал-социалистическую партию и посетил «Пивной путч». церемония. Нольде близко знакомится с Гиммлером, и его картины украшают стены дома Геббельса.

      Эмиль Нольде. «Иисус Христос и грешник», 1926.

      Но несмотря на то, что Эмиль Нольде позиционировал себя как простого художника, прославляющего самобытность Германии, ее культуру, историю и землю, социал-националисты видели в нем экспрессиониста. Центральным экспонатом печально известной выставки дегенеративного искусства стала «Жизнь Христа», созданная в девяти частях в 1911-1912 гг. Эмиля Нольде исключили из академии, запретили работать по профессии и рисовать. Его картины были изъяты из музеев и галерей, конфискованы и уничтожены. Художник пытался достучаться до верхушки нацистов с просьбами о пересмотре дела и даже создавал пропагандистские антисемитские плакаты, но безуспешно. До конца Второй мировой войны он уединялся дома и тайком создавал миниатюрные акварели (всего 1300 работ), которые прятал в саду.

      Эмиль Нольде. «Цветное небо над Марэ», около 1940 г.

       

      После войны мастера признали гения, пострадавшего от нацистского режима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *