Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства | Публикации
«Я очень хочу, чтобы краски в моих картинах сами собой изливались через меня, художника, как будто сама природа творит свои картины, подобно тому, как самообразуются кристаллы и руда, как вырастают водоросли и мхи, как расцветают цветы под лучами солнца». Эмиль Нольде
Строго говоря – и, вообще, как угодно говоря – он был
Ханзен. Нольде (1867-1956) – это псевдоним. В честь немецкой деревни на границе
с Данией. Он там родился в крестьянской семье. И было их пять братьев. Но
только одному из Ханзенов-младших пришло в голову расписывать цветным мелом
хлев, курятник, амбар и прочие сараи – так его тянуло к прекрасному. И не
какую-нибудь пакость вроде Человека-Паука он рисовал, а библейские истории.
Семья-то сильно протестантская была. Росписи не сохранились.
В семнадцать лет Нольде ушел из дому в люди. Там он мотался по разным немецким
городам, работал резчиком на мебельной фабрике, учился недолго дизайну – на
долго не хватило денег, проектировал мебель, преподавал рисунок и т.
La Cima della Pala et la Vezzana
Открытки разошлись большим тиражом, что принесло Нольде много денег. Работать он сразу завязал и стал учиться живописи. Сначала в Мюнхене, потом – в Париже, в знаменитой академии Жулиана. Там он полюбил импрессионистов, Ван, естественно, Гога и его друга Гогена. А Милле, Домье, Гойю, Тициана, Рембрандта и Беклина он любил еще до этого. Через некоторое время Нольде стал любить средневековую/ренессансную немецкую живопись и Мунка. Ну, позже еще кое-что по мелочам добавилось, но, в принципе, все перечисленное есть те основные традиции, из которых выросло его искусство.
Первые свои работы Нольде делал, сильно любя символистов и поздних романтиков типа того же Беклина.
Да будет свет
Двое на морском берегу
Это было в самом начале ХХ века. В Германии, в стороне от него, шли мощные художественные процессы, приведшие к рождению экспрессионизма. В 1905 году появилась группа «Мост». Присмотревшись к Нольде, мостовские пригласили его в группу. Нольде согласился. В «Мосте» он работал типа так.
Цветник
Белые стволы
В общем, понятно, что эти картинки ближе к французскому фовизму, нежели к родному экспрессионизму. И даже есть очень неясные отголоски, как это не жутко звучит, импрессионизма*. Нольде догнала ранее приобретенная любовь к французской живописи.
Странная, согласитесь, ситуация получается. Человек состоит в самом, что ни на есть, экспрессионистическом объединении, позже будет объявлен классиком экспрессионизма**, а картинки красит несоответствующие. Но, с другой стороны, кто вам сказал, что в искусстве — пути прямые? Не арифметика же.
Но так продолжалось недолго. Через год Нольде вышел из «Моста» и стал делать настоящую, по всем правилам экспрессионизма, живопись.
Осмеяние Христа
Тайная вечеря
Распятие
Все тут правильно. И опора на немецкие средневековье/Ренессанс, и гротеск, и доступными средствами переданное ощущение трагизма жизни, и суровое субстанциональное как антитеза вертлявому акцидентальному – все есть. И Христос у него — мужицкий Христос, т.е. парень из низов, в духе Грюневальда.
Жанровые пристрастия Нольде, понятно, не ограничивались исключительно возвращением к своей детской религиозной изобразительной традиции. Писал он и, скажем так, жанр.
Зрители в кабаре
В подобных картинках Нольде с удовольствием фиксировал нелюбовь крестьянина к городу. Еще он писал пейзажи – всегда, практически, без людей***.
Осеннее море VII
Осеннее море ХI
Эти картинки – часть серии из 21 работы, описывающей почти один и тот же вид. Тут опять где-то рядом болтаются французы. Поздний Моне, в частности, который делал серии пейзажей с одной и той же точки в разное время суток типа «Стогов сена» или «Реймсского собора». Правда, у Нольде была другая задача – его не интересовала фиксация в десятках работ того, как изменяется объект, грубо говоря, в один и тот же день в зависимости от освещения, его интересовали разные состояния этого объекта: шторм, штиль, время года, крупные суточные деления типа заката, полудня и т.д. Т.е. более фундаментальные вещи.
Еще в это время Нольде делает традиционную для экспрессионизма продольную деревянную гравюру, родом из средневековья.
Пророк
Первая мировая война в творчестве Нольде непосредственным образом не отразилась. На фронте он не был в силу возраста, художественная публицистика, скажем так, типа той, которой занимались в рамках экспрессионизма Дикс или Гросс, была ему неинтересна. Его интересовали, опять же, более фундаментальные вещи. Некоторый отклик на войну можно, конечно, найти в повышенной экстатике вещей вроде этой.
Красное вечернее небо
Или в такой печальной символике, 1919 года.
Потерянный рай
Другое дело, что война, поражение в ней, унизительный Версальский договор ввергли Нольде в кризис национальной самоидентификации. Тут все сложно было с самого начала. Папа его родным языком имел восточнофризский. Мама – южноютский. Нольде родным считал немецкий и, вообще, числил себя по этой принадлежности. В 1920 году его родная деревня с остатками меловых росписей на сараях перешла к Дании, сам он стал датским подданным – почему так случилось с подданством, не знаю, не разбирался. Факт тот, что для Нольде все это было ментально невыносимо. В 1927 году исполняются его мечты – он покупает сельский дом. Но не на горячо любимой малой родине, а в Зеебюле — недалеко от Нольде, но на германской территории. Колбасит его в это время по-черному – на выборах в 1928 году он мечется между коммунистами и нацистами****.
Тем не менее, в конце концов, он делает выбор и вступает в НСДАП.
Что его туда притащило? Ну, понятно, никто так много, как нацисты, не говорил о той самой национальной самоидентификации. Записавшись к ним, Нольде как бы стал самым настоящим немцем. Безусловно, его купила красота мифа о крови и почве – он же крестьянин в девятом поколении, художник, алкающий национальной традиции. Не будем говорить, что эту традицию можно было алкать прямо противоположным нацистскому варианту образом, как это делал, скажем, Барлах, просто примем, как объяснение.
Нольде в это время дошел до того, что стал говорить о приоритете немецкого искусства перед французским – это при том, сколько он оттуда взял. Ладно, хрен с ним, с Нольде. Что с него возьмешь – художник.Беда подкралась с неожиданной для Нольде стороны – режим его не принял. Т.е. сначала внутри нацизма были заморочки в смысле принять экспрессионизм как истинно германское искусство в той его части, где экспрессионизм апеллирует к народности, средневековью и т.д., даже сам Геббельс выражал ему свои симпатии******. Все кончилось в 1937 году, когда Гитлер в своей речи на открытии Дома немецкого искусства в Мюнхене назвал экспрессионизм вместе со всеми остальными течениями авангардизма «дегенеративным искусством». И, персонально о Нольде: «Это немыслимо!». Нольде пытался как-то сопротивляться действительности. Даже писал доносы на бывших соратников в том смысле, что они евреи. Ничего не помогло.
И Нольде становится рекордсменом по количеству репрессий, свалившихся на него. Ну, понятно, его изгоняют с поста члена прусской Академии художеств, это как у и других таких же. Но на выставке «Дегенеративное искусство» его работа занимает одно из центральных мест.
Житие Христа
Но у него фантастическое количество изъятых из разных собраний работ – больше 1100. Часть из них была сожжена, часть, как ни странно, была по иску Нольде ему возвращена, часть – продана. И, самое необычное – я, во всяком случае, другой подобной истории не знаю – ему было запрещено заниматься профессией. С 1941 года исполнение этого запрета контролировало гестапо.
Нольде к тому времени уже многие годы практически безвылазно жил в Зеебюле. После запрета на профессию он перешел на малоформатные акварели. Совершенно фантастические по качеству. Тончайшие, но тем не менее, экспрессионистические.
Разноцветное небо над болотом
Не красить***** он был не в состоянии – из него перло. Но писать маслом он не мог – масляные краски слишком характерно пахнут, это может вспомнить любой, кто хоть раз был в мастерской нормального художника, не концептуалиста какого-нибудь жестикулирующего, в смысле. Эти работы он позже назвал ненаписанными картинами.
Анемоны 37
Кончилась война. Человечество забыло о национал-социалистических телодвижениях Нольде, оно воспринимало его как жертву. В 1950 году он получил премию Венецианского биеннале. В 1953 году правительство ФРГ награждают его медалью «За заслуги в области науки и искусств». Черт его знает. Мы же не принимаем во внимание политические взгляды, скажем, Леонардо да Винчи. А, с другой стороны, тогда не было тоталитарных идеологий. Короче, как относится к офигенному, но идеологически враждебному художнику, я не знаю. Последние его работы такие.
Вечернее море и черный пароход
Солнце в дымке
Пейзаж в красном свете
Бонусы
Танец вокруг золотого тельца
Положение во гроб
Мальчики-папуасы
Прямо перед Первой мировой войной Нольде совершил путешествие до Новой Гвинеи. Прикоснулся к той любимой авангардизмом архаике.
Св. Мария в Александрии
Тропическое солнце
Грозовые облака
Осенний вечер
* Экспрессионизм и возник как некоторая негативная реакция на импрессионизм. Изяществу, неуловимости, текучести, неоформленности, объективности второго первый противопоставил субъективность, неизменность, сущностность, постоянство и патетику.
** При этом Нольде всю жизнь не мог терпеть, когда его так называли. Ни в какие
объединения больше не входил. Очень отдельный был человек.
*** Настоящий пейзаж и должен быть без людей. Ведь чем нас круче всего потрясает природа? Нашей, человеческой непредставленностью в ней. Трудным представлением о том, что все это богатство – начиная с «Осени» Левитана и кончая экзотическими картинками в фб – может обходится без нас.
****Ничего чудовищного в этом выборе не было. Близость позиций осознавалась уже
тогда. Гитлер говорил, что из либерала порядочного нациста никогда не
получится, а из коммуниста – вполне. В начале нацистского режима был сделан
фильм, не помню названия, а ворошить монографию Голомштока – лень, в котором
упертый коммунист свой ротфронтовский жест – сжатый у плеча кулак – плавно
переводит в нацистское приветствие. Нет ничего банальнее, чем говорить о
корневом родстве этих идеологий. Это родство мы легко наблюдаем у нас на родине
в течении последних десятилетий.
*****Немецкое казачество?
******Их Геббельс – это вроде нашего Луначарского. Оба писали вторичные
символистского толка пьесы, оба были симпатизантами авангардизма. Но Геббельс
оказался бодрее – раньше просек генеральную линию.
******* Еще раз напоминаю, что это профессиональный жаргон. В
цивилизованном обществе это слово заменяют эвфемизмами вроде писать, рисовать,
творить, создавать, малевать (пренебрж. ).
Автор: Вадим Кругликов
кто от подробно, года жизни, периоды и суть творчества, автопортрет живописца, самые известные картины художника. Роль Эмиля Нольде в развитии немецкого экспрессионизма в изобразительном искусстве XX века
- Биография Эмиля Нольде
- Самые известные картины художника Эмиля Нольде
Эмиль Нольде (Emil Nolde; родился 7 августа 1867 года — умер 13 апреля 1956 года) был известным немецким акварелистом XIX-XX веков, талантливым экспрессионистом и выдающимся мастером религиозного жанра. Творчество Эмиля Нольде посвящено описанию красочных садов, ярких морских видов, сумрачных пейзажей ночного Берлина. Живописец создавал насыщенные и выразительные картины мистического, фантастического и религиозного содержания, любил писать портреты и рисовать небо.
Эмиль Нольде. Картина «Автопортрет», 1917
Биография Эмиля Нольде
Эмиль Нольде появился на свет 7 августа 1867 года в многодетной крестьянской семье, проживающей на небольшой ферме в приграничном районе Германии и Дании. Он стал четвертым по счету ребенком, при рождении получил имя Ханс Эмиль Хансен (Hans Emil Hansen) и с раннего детства был вынужден тяжело работать, помогая родителям по хозяйству. Как только представился случай, юный Ханс без сожаления покинул родной дом и поступил в Фленсбургскую ремесленную школу, избрав специальность художника и резчика по дереву.
Эмиль Нольде. Открытка из серии «Магические горы», 1894
Эмиль Нольде заинтересовался живописью во время учебы, но в семье никто не поддержал этого увлечения. Зато профессия мебельщика родственников удовлетворяла полностью, поэтому Ханс устроился на мебельную фабрику. И тайком посещал уроки рисования. В 1894 году Эмиль Хансен создал известные альпийские вершины в виде оживших великанов. Затем одолжил денег, напечатал серию открыток, которая разошлась большим тиражом, и полностью посвятил себя живописи. До самого конца 1890-х он искал себя — в искусстве, в любви, в жизни.
Эмиль Нольде. Картина «Осеннее море VII», 1910
На стыке двух веков художник обзавелся псевдонимом и женился на Аде Вильструп. В этот же период окончательно сформировался и его стиль рисования. Многие современники, а затем и искусствоведы, изучавшие творчество Эмиля Нольде, называли его экспрессионистом, но сам живописец не был согласен с таким определением. Он считал, что термин искусственно ограничивает его возможности и значительно обедняет потенциал. Мастер называл себя «простым немецким художником». А писал Эмиль Нольде по-настоящему яркие экспрессивные картины, насыщенной палитрой выплескивая на холст сильные эмоции и переживания.
Эмиль Нольде. Картина «Танец вокруг золотого тельца», 1910
В поисках новых форм живописи Эмиль Нольде примкнул к группе «Мост», участники которой отказались от классического рисунка в пользу самобытной интерпретации окружающей действительности. Они считали, что вместо академически правильных картин, на которых изображена красивая, но обманчивая и приукрашенная реальность, художник должен создавать правдивые произведения, используя чистую краску и естественные линии.
Эмиль Нольде. Картина «Вдвоем», 1910
Эмиль Нольде. Картина «Погребение Марии Египетской в Пустыни», 1912
Нольде разделял эти взгляды, но отделился от группы спустя два года. Слишком велика была пропасть между молодыми художниками, впитавшими в себя новую урбанистическую культуру с пеленок, и зрелым Эмилем, который пришел к живописи из глубокой деревни и всю свою жизнь по духу своему оставался простым крестьянином. После «Моста» был Берлинский сецессион, но оттуда акварелиста исключили за критику в адрес президента ассоциации. Вместе с другими живописцами он организовал оппозиционную группу Новый сецессион.
Эмиль Нольде. Картина «Молодая пара», 1935
Эмиль Нольде. Картина «Женщины и Пьерро», 1935
После Первой мировой войны Эмиль Нольде принял датское гражданство, но жить в Дании не стал и переехал в город Нойкирхен, где купил дом на холме Зеебюль. В это время в Германии происходят активные политические процессы, в результате которых в биографии Нольде появилась спорная страница — художнику нравилось направление, в котором двигалась страна, он даже вступил в национал-социалистическую партию и присутствовал на торжественной церемонии в честь «Пивного путча». Нольде близко знакомится с Гиммлером, а его картины украшают стены дома Геббельса.
Эмиль Нольде. Картина «Христос и грешница», 1926
Но, несмотря на то, что сам Эмиль Нольде позиционировал себя простым художником, прославляющим уникальность Германии, ее культуру, историю и землю, социал-националисты увидели в нем экспрессиониста. Центральным экспонатом печально известной выставки дегенеративного искусства стало «Житие Христа», созданное в девяти частях в 1911-1912 гг. Эмиля Нольде исключили из академии, запретили работать по профессии и рисовать. Его картины изъяли из музеев и галерей, конфисковали и уничтожили. Художник пытался достучаться до верхушки нацистов с просьбами о пересмотре дела и даже создавал пропагандистские антисемитские плакаты, но безуспешно. До окончания Второй мировой войны он уединился в своем доме и тайком создавал миниатюрные акварели (всего 1300 работ), которые прятал в саду.
Эмиль Нольде. Картина «Цветное небо над Марэ», около 1940
После войны мастера признали гением, пострадавшим от нацистского режима. Эмиля Нольде приглашали на выставки, Зигфрид Ленц (Siegfried Lenz) написал о нем книгу «Урок немецкого», а дом в Зеебюле переделали в музей. Живописец прожил до почтенного возраста и ушел из этого мира 13 апреля 1956 года.
Эмиль Нольде. Картина «Последний ужин», 1909
Самые известные картины художника Эмиля Нольде
Картины Эмиля Нольде хранятся в крупнейших музеях Европы, часто демонстрируются на временных экспозициях и всегда вызывают интерес зрителя. Посмотрите на самые яркие произведения мастера:
- «Житие Христа» (1911-1912) — монументальная работа из девяти картин высотой более двух метров и длиной около шести метров. Главный экспонат выставки «Дегенеративного искусства». В настоящее время хранится в музее Нольде в Зеебюле.
- «Жизнеописание Марии Египетской» (1912) — еще одна масштабная работа на религиозную тему.
- «Подсолнухи» (1932) — любовь Нольде к природе проявилась в описании подсолнухов. Он рисовал их так часто, как и Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh).
- «Маки» (1941-1945) — работа из серии «Ненаписанные картины», созданная в период вынужденного уединения в доме на Зеебюле.
Эмиль Нольде. Полиптих «Житие Христа», 1911-1912
Эмиль Нольде. Триптих «Жизнеописание Марии Египетской», 1912
Эмиль Нольде. Картина «Подсолнухи», 1932
Эмиль Нольде. Картина «Маки», 1941-1945
Произведения Эмиля Нольде — частые гости аукционов, где за ними охотятся музейщики и коллекционеры. Примите участие в торгах на онлайн-платформе Very Important Lot, где можно недорого купить картину одного из известных экспрессионистов или шедевры антиквариата. На сайте также представлены работы современных художников, приобрести которые можно напрямую у авторов.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Неудачные работы художников, или «и на старуху бывает проруха» Картина «Гитарист» Василия Андреевича Тропинина: потрет виртуоза и прославление знаменитой русской семиструнки Александр Андреевич Иванов — живописец-перфекционист, двадцать лет писавший свою главную картину Неугодный сюжет или Картины известных художников, запрещенные к показу Акварель — воздушная лёгкость радуги: виды, техники, история Истмен Джонсон — художник, которого современники почтительно называли «американским Рембрандтом» Альфред Сислей — художник, стоявший у истоков импрессионизма «Тихая обитель» — картина Исаака Ильича Левитана Костяной фарфор Narumi: элегантность по-японски Джорджия О’Кифф и ее гигантские цветы: биография и картиныЭмиль Нольде — 160 работ, биографий и выставок на Artsy
2,6 тыс. подписчиков
Биография
Яркие, жестовые изображения ночной жизни города, библейских сцен, цветочных мотивов и пейзажей Эмиля Нольде являются образцами немецкого экспрессионизма. Богатые, тональные картины маслом и акварели Нольде создают сказочную атмосферу и образы…
Просмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды
Обзор
Работы на продажу (82)
Результаты аукциона
Избранные работы
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Название выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Museum of Sample Art (Example) и еще 33
Собраны крупным учреждением
Пример и еще 5
Достижения
Активный вторичный рынок
Последние результаты аукционов в базе данных Artsy Price.
Рекорд аукциона
85,0 млн долларов США, Phillips, 2022
Художественные партии
Продажа работ из вашей коллекции
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Отправить сейчас
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
10003
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works For Sale
Artist Name
Artwork Title
Partner
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Имя художника
Название работы
Партнер
Статьи
Какой-то художник
Местоположение
Некоторый художник
Местоположение
Некоторые художники
Расположение
. Исполнитель
Местоположение
Некоторый исполнитель
Местоположение
Похожие исполнители
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Эмиль Нольде. Искусство мистицизма и экспрессионизма
Эмиль Нольде. «Автопортрет», 1917.Эмиль Нольде (род. 7 августа 1867 — ум. 13 апреля 1956) — известный немецкий акварелист XIX-XX веков, талантливый экспрессионист и выдающийся мастер религиозного жанра. Работа Эмиля Нольде посвящена описанию красочных садов, ярких морских пейзажей, мрачных пейзажей ночного Берлина. Живописец создавал насыщенные и выразительные картины мистического, фантастического и религиозного содержания, любил писать портреты и рисовать небо.
Биография Эмиля Нольде
Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в многодетной крестьянской семье, проживавшей на небольшой ферме в приграничном районе Германии и Дании. Он стал четвертым ребенком, при рождении получил имя Ханс Эмиль Хансен и с раннего детства был вынужден много работать, чтобы помогать родителям по хозяйству. Как только случай представился, юный Ганс без сожаления покинул родной дом и поступил во Фленсбургскую школу ремесел, выбрав профессию художника и резчика по дереву.
Эмиль Нольде. Открытка из серии «Волшебные горы», 1894 год.Эмиль Нольде интересовался живописью во время учебы, но никто в семье не поддерживал это увлечение. С другой стороны, семейная профессия мебельщика полностью его устраивала, поэтому Ганс устроился на мебельную фабрику. И тайно посещал уроки рисования. В 1894 году Эмиль Хансен создал знаменитые альпийские вершины в виде оживших великанов. Затем он одолжил денег, напечатал серию открыток, которая разошлась большим тиражом, и полностью посвятил себя живописи. до конца 1890-х годов он искал себя – в искусстве, в любви, в жизни.
Эмиль Нольде. «Осеннее море VII», 1910.На стыке двух столетий художник получил псевдоним и женился на Аде Вильструп. В этот же период окончательно сформировался его стиль рисования. Многие современники, а позже и искусствоведы, изучавшие творчество Эмиля Нольде, называли его экспрессионистом, однако сам живописец с этим определением не соглашался. Он считал, что срок искусственно ограничивает его возможности и значительно обедняет его потенциал. Мастер называл себя «простым немецким художником». И писал Эмиль Нольде действительно яркие экспрессивные картины, насыщенной палитрой выплескивающие на холст сильные эмоции и переживания.
Эмиль Нольде. «Танец вокруг золотого тельца», 1910 г.
В поисках новых форм живописи Эмиль Нольде присоединился к группе «Мост», участники которой отказались от классического рисунка в пользу оригинальной интерпретации окружающей действительности. Они считали, что вместо академически правильных картин, изображающих красивую, но обманчивую и приукрашенную действительность, художник должен создавать правдивые произведения с использованием чистых красок и естественных линий.
Эмиль Нольде. «Мы вдвоем», 1910.Эмиль Нольде. Святая Мария Египетская – Смерть в пустыне, 1912 г.
Нольде разделял эти взгляды, но два года спустя отделился от группы. Слишком велика была разница между молодыми художниками, впитавшими новую городскую культуру с пеленок, и зрелым Эмилем, пришедшим в картины из глубокой деревни и всю жизнь остававшимся по духу простым крестьянином. После «Моста» был берлинский сецессион, но оттуда акварелист был исключен за критику президента объединения. Вместе с другими художниками организовал оппозиционную группу «Новый сецессион».
Эмиль Нольде. «Молодая пара», 1935.
После Первой мировой войны Эмиль Нольде принял датское гражданство, но не стал жить в Дании и переехал в Нойкирхен, где купил дом на холме Зеебюль. В это время в Германии происходят активные политические процессы, в результате которых в биографии Нольде появилась неоднозначная страница – художнику понравилось направление, в котором движется страна, он даже вступил в Национал-социалистическую партию и посетил «Пивной путч». церемония. Нольде близко знакомится с Гиммлером, и его картины украшают стены дома Геббельса.
Эмиль Нольде. «Иисус Христос и грешник», 1926.Но несмотря на то, что Эмиль Нольде позиционировал себя как простого художника, прославляющего самобытность Германии, ее культуру, историю и землю, социал-националисты видели в нем экспрессиониста. Центральным экспонатом печально известной выставки дегенеративного искусства стала «Жизнь Христа», созданная в девяти частях в 1911-1912 гг. Эмиля Нольде исключили из академии, запретили работать по профессии и рисовать. Его картины были изъяты из музеев и галерей, конфискованы и уничтожены. Художник пытался достучаться до верхушки нацистов с просьбами о пересмотре дела и даже создавал пропагандистские антисемитские плакаты, но безуспешно. До конца Второй мировой войны он уединялся дома и тайком создавал миниатюрные акварели (всего 1300 работ), которые прятал в саду.
Эмиль Нольде. «Цветное небо над Марэ», около 1940 г.
После войны мастера признали гения, пострадавшего от нацистского режима.