Эребус и террор: Тайна пропавшей экспедиции Франклина. Подробности раскрыли спустя 176 лет

Содержание

Потерянное покорение: что на самом деле случилось с пропавшими кораблями «Эребус» и «Террор» | Публикации

ПутешествияИстории

Истории, видимо, присуще английское чувство юмора. Обычно она сохраняет имена удачливых путешественников-первооткрывателей. Но в случае с экспедицией Франклина, ставшей самым крупным провалом всех арктических исследований, сделала исключение.

Солнечным днем 19 мая 1845 года на пристани английского Гринхайта собралась огромная толпа. Настроение царило праздничное: два корабля Королевского военно-морского флота, «Эребус» и «Террор», отправлялись в Арк­тику. Высокие чины произносили патетические речи, играл оркестр, девушки прижимали к глазам платочки, провожая одетых в парадную форму моряков в плавание. Даже руководитель экспедиции сэр Джон Франклин махал ярким красно-зеленым платком своей жене леди Джейн и дочери Элеоноре, пока причал не заслонило следовавшее за «Эребусом» грузовое судно с припасами «Баретто Джуниор».

Корабли скрылись за горизонтом, и это был последний раз, когда 129 моряков видели в живых. Экспедиция Франклина бесследно исчезла, став одной из самых трагических и загадочных страниц в исследовании Арктики и заодно породив множество домыслов о судьбе моряков.

Пойти туда, не знаю куда

Перед экспедицией стояла цель — открыть, а точнее, дооткрыть Cеверо-Западный проход, самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий через Канадский архипелаг. Дело, казалось, было за малым. К середине XIX века лишь небольшая часть пути оставалась неразведанной. Ее-то и поручили нанести на карты Джону Франклину, чтобы еще раз утвердить Британию в статусе королевы морей.

Причем лучше было поторопиться, потому что в спину английским лордам уже дышала Российская империя, в те годы владевшая (через Российско-американскую торговую компанию) значительными территориями на Аляске, в Канаде и Калифорнии.

Маршрут экспедиции Франклина
❶ Корабли вышли из Грин­хайта в мае 1845 года
❷ Последний раз экспедицию видели в море Баффина в августе того же года
❸ На о. Бичи в 1850 году спасатели нашли записку Джона Франклина
❹ Корабли вмерзли в лед у побережья о. Кинг-­Уильям
❺ Остов «Эребуса» обнаружили в заливе Куин-Мод в 2014 году

Поиски Северо-Западного прохода велись с середины XVI века, и довольно успешно. В 1576–1631 годах англичанами были открыты значительные территории: пролив Дейвиса и море Баффина, Гудзонов пролив, Гудзонов залив и бассейн Фокса. В 20-е годы XIX века англичанин Уильям Парри открыл проливы Ланкастер, Барроу и Вайкаунт-Мелвилл; в следующей экспедиции — проливы Фьюри-энд-Хекла и Принс-Риджент.

Поэтому задача экспедиции Франклина не казалась невыполнимой: нужно было всего-навсего обследовать небольшой участок в Канадской Арктике. Правда, ни один корабль еще не заходил так далеко на юг от пролива Ланкастер и на запад от полуострова Бичи из-за тяжелых ледовых условий. Однако в этот раз Британское географическое общество решило пойти ва-банк.

Как вы судно назовете

Если бы белые медведи умели читать, они наверняка оценили бы английский юмор, увидев названия на бортах кораблей. Флагманский «Эребус» («Мрак») и «Террор» («Ужас») являли собой впечатляющее зрелище. На оснащении не экономили: на судах стояли экспериментальные паровые двигатели. Корпусы были усилены дополнительными металлическими пластинами, несколькими слоями тикового дерева и канадского вяза, добавленными к изначальной дубовой обшивке. К тому же «Эребус» и «Террор» уже успели пройти боевое крещение — участвовали в успешной антарк­тической экспедиции Джеймса Росса 1839–1843 годов. Так что суда могли пройти — и прошли — через такие льды, где ни одно другое судно того времени не смогло бы уцелеть.

Тем не менее тревожные звоночки начались уже на этапе подготовки: Адмиралтейство обратилось с почетным предложением возглавить новую экспедицию к организатору одного из первых походов к Северному полюсу Уильяму Парри, но тот вежливо ответил, что северному сиянию предпочтет скучную штабную должность в Лондоне. Второй кандидат — Джеймс Росс, считавшийся восходящей звездой полярных исследований, — отказался, объяснив, что после недавней свадьбы теплая постель молодой жены интересует его куда сильнее, чем вечная мерзлота. Третий претендент был слишком молод, а четвертый вообще ирландец! (Последние, к слову, все же попали в экспедицию: Джеймс Фитцджеймс стал капитаном «Эребуса», а Фрэнсис Мойра Крозье — капитаном «Террора».)

В результате, изрядно намучившись, Адмиралтейство пригласило Джона Франклина, который мало того что имел за плечами три неудачные экспедиции, но еще и был староват для таких походов (на момент начала плавания ему исполнилось 59 лет). К тому же за глаза его называли «человеком, съевшим свои башмаки»: во время сухопутной экспедиции в Канаду, которую Франклин возглавил в 1819 году, ему и его людям, умиравшим от голода, пришлось включить в рацион спальные мешки из бычьей кожи и даже собственную обувь. Тогда, кстати, Джон Франклин искал все тот же Северо-Западный проход.

История поиска

По самому оптимистичному прогнозу «Эребус» и «Террор» должны были преодолеть Северо-Западный проход за лето 1845 года, достичь Аляски, России и Китая и выйти в теплые воды Тихого океана. Но в Лондоне понимали, что, скорее всего, кораблям придется минимум раз перезимовать во льдах. Поэтому первые три года никто особо не беспокоился из-за отсутствия вестей.

Первой тревогу забила леди Джейн Франклин, жена Джона Франклина. В 1848 году она призвала Адмиралтейство направить корабли на поиски ее мужа. Чтобы немного подстегнуть инертную бюрократическую машину, леди Франклин развернула кампанию в прессе и объявила о награде любому, кто сообщит информацию об экспедиции.

Последними, кто видел корабли Франклина, были экипажи двух китобойных судов в море Баффина в августе 1845 года, то есть спустя три месяца после начала экспедиции. Тогда же, во время последней стоянки в заливе Диско на западном побережье Гренландии, пять человек из экипажа были высажены на суда сопровождения и отправлены домой. Наверняка впоследствии они не раз рассказывали эту историю в портовых пабах за кружкой эля.

По следам «Эребуса» и «Террора» отправились корабли «Энтерпрайз» и «Инвестигейтор» под руководством капитана Джеймса Росса, за три года до этого дальновидно отказавшегося возглавить экспедицию. Но спасатели сами столкнулись с суровыми погодными условиями и, проведя три зимы во льдах, вернулись не солоно хлебавши.

Обычно капитаны возводили пирамиды из камней на островах по пути следования корабля, оставляя в них письменные сообщения для спасателей. Но не в этот раз. Как выяснится потом, из 200 выданных специально для этой цели медных цилиндров Джон Франклин использовал только один в конце мая 1847 года, причем записка была составлена путано и неинформативно. По необъяснимой причине Франклин неправильно указал год зимовки, перепутал координаты острова, рядом с которым находились корабли, и завершил записку оптимистичным «All good!» , что можно трактовать и как «Все в порядке», и как «У всех все хорошо». И это притом что на тот момент умерли минимум три члена команды! А вот каким курсом пойдут корабли дальше, в документе не было ни слова.

То же самое касалось и запасного плана — складов с продовольствием на тот случай, если морякам придется оставить корабли и возвращаться пешком, что было нередкой практикой. Спасатели не нашли ни намека на них! Корабли и люди словно испарились в воздухе.

Эта неудача и солидная сумма в 20 000 фунтов подстегнули всеобщий интерес. К 1850 году пропавших искали в общей сложности 13 кораблей из Англии и США и несколько сухопутных экспедиций. Тогда-то на острове Бичи были найдены три могилы моряков экипажа Франклина, датированные апрелем 1846 года. Но судьбу остальных участников экспедиции и кораблей это не прояснило.

Новые данные появились спустя четыре года, причем абсолютно случайно. Путешественник Джон Рэй, исследовавший полуостров Бутия для Компании Гудзонова залива, повстречал группу эскимосов, и те рассказали ему о 35–40 погибших от голода белых людях и даже показали предметы, им принадлежавшие. На вилках, ложках и ножах стояло клеймо корабля «Эребус».

В Англии Джон Франклин, несмотря на провал экспедиции, считался народным героем, мужественно сложившим голову во славу короны. Так что эта находка могла бы прославить Джона Рэя и сделать его на родине всеобщим любимцем. Но в отчете, направленном в Адмиралтейство, он указал, что, со слов эскимосов, в последние дни моряки с «Эребуса» и «Террора», судя по состоянию трупов и содержимому котелков, занимались каннибализмом.

Такого пятна на репутации народного героя Джона Франклина британская общественность стерпеть не могла. В прессе началась травля Джона Рэя. Несколько разгромных статей написал даже Чарлз Диккенс. Чтобы английские офицеры опустились до людоедства? Немыслимо! Разумеется, кощунственная мысль, что одной только христианской моралью и чувством долга перед родиной сыт не будешь, в голову никому не приходила.

Как бы то ни было, Адмиралтейство не могло и дальше выделять средства на поиски моряков, так как, во-первых, было очевидно, что спустя почти десять лет вряд ли кто остался в живых, а во-вторых, более актуальной повесткой дня стала Крымская война с Россией. Члены экспедиции были официально объявлены «трагически погибшими при исполнении служебного долга».

Стойкая леди Джейн Франклин отказалась от звания вдовы и причитавшейся ей военной пенсии и снарядила еще одну экспедицию за свой счет, купив паровую 177-тонную яхту «Фокс». И в 1859 году на острове Кинг-Уильям удалось найти три скелета и записку, нацарапанную на полях документа, оставленного ранее Франклином. Она-то отчасти и пролила свет на события.

Если тон первого письма был мажорно-приподнятым, то от второго, написанного всего через год, разило отчаянием. Автор, капитан «Террора» Фрэнсис Мойра Крозье, сообщал, что после двух невероятно сложных зимовок во льдах оставшиеся в живых моряки покинули корабли и 22 апреля 1848 года пешком отправились на юг. Еще в послании было сказано, что руководитель экспедиции сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года. А значит, он никоим образом не мог быть замешан в каннибализме или других поступках, неподобающих джентльмену, о чем Джейн Франклин с гордостью сообщила в газеты.

Поиски останков моряков и самих кораблей продолжались вплоть до 1880-х, однако в целом особых успехов не достигли. Но спасательные экспедиции внесли огромный вклад в исследование арктического региона, нанеся на карту тысячи километров береговой линии Канадской Арктики. По иронии судьбы потеря экспедиции принесла гораздо больше географических знаний, чем могло бы ее успешное возвращение.

Новая волна интереса к экспедиции Франклина поднялась спустя сто лет. При помощи современных технологий ученые нашли еще несколько артефактов и останков людей Франклина с отметинами от режущих предметов, что, увы, подтвердило версию о каннибализме. Поиски экспедиции Франклина стали отдельным жанром у любителей приключений. На этом поприще отметился даже знаменитый «выживальщик» Беар Гриллс. В 2010 году он на двух жестких надувных лодках прошел Северо-Западным проходом, чтобы привлечь внимание к проблеме глобального потепления.

Остов «Эребуса» был найден в сентябре 2014-го на глубине 11 метров в восточной части залива Куин-Мод. А спустя два года неподалеку от острова Нунавут нашелся и «Террор».

Остров невезения

С 1819 по 1836 год в экспедициях, пытавшихся открыть Северо-Западный проход, участвовало 513 человек, из них погибло семнадцать. Ни одна из экспедиций, исследовавших регион как до, так и после Франклина, не понесла столь существенных потерь. Поэтому судьба «Эребуса» и «Террора» наводила на мысль, что произошло нечто экстраординарное. Какие только версии не появлялись в прессе: от загадочной болезни, поразившей всю команду, до гигантского и, по всей видимости, довольно морозоустойчивого спрута! Жюль Верн в «Путешествии и приключениях капитана Гаттераса» предположил, что экспедиция Франклина наткнулась на огромный действующий вулкан под Северным полюсом, а Дэн Симмонс в романе «Террор» одного за другим скормил моряков кровожадному эскимосскому демону в обличье белого медведя Туунбаку. (Кстати, по этому роману в апреле 2018-го года вышел одноименный сериал.)

Пропажа двух кораблей, оснащенных по последнему слову техники, да еще с лучшими моряками Королевского военно-морского флота на борту, казалась невозможной. И разрозненные находки только добавляли загадок.

Теперь, когда корабли найдены и путь экспедиции реконструирован, ясно, что к катастрофе привел не какой-то один фактор, а череда несчастливых случайностей и закономерностей.

Начать с того, что Джон Франклин выбрал неправильный маршрут. Примерно в конце августа 1846 года корабли достигли острова Кинг-Уильям, и руководителю экспедиции нужно было решить: идти вдоль западного побережья или восточного. По уставу такое решение могло быть принято только после разведки местности ледовыми боцманами. Их в экспедиции было двое, причем весьма опытных. Они должны были сообщить, что, хотя путь на запад короче, именно там сильный ветер гонит паковый лед прямиком из Северного Ледовитого океана. Восточное побережье Кинг-Уильяма покрывается льдом минимум на месяц позже. Джон Франклин тем не менее решил идти на запад, и уже через неделю корабли намертво вмерзли в лед, о чем и сообщал в своей записке капитан Крозье.

Пойди они тогда на восток, судьба экспедиции могла бы быть совсем другой. И это вовсе не сослагательное наклонение, которое, как все знают, не терпит история. Через каких-то 50 лет норвежец Руаль Амундсен на небольшом судне «Йоа» обошел злополучный Кинг-Уильям с востока и стал официальным первооткрывателем Северо-Западного прохода.

К тому же лето 1847 года выдалось экстремально холодным, и, когда моряки поняли, что кораблям не удастся выбраться из ледяного плена, было уже слишком поздно предпринимать пеший поход за помощью (она была от них в 2900 километрах).

Низкие температуры лишили людей возможности охотиться на тюленей, моржей или карибу — обычных летних обитателей тех широт. Да и в любом случае среди участников экспедиции не было ни одного человека, кто имел бы навыки охоты на крупных животных. Сработал эффект Даннинга — Крюгера: британцы были уверены, что если уж дикари-эскимосы на­учились выживать в суровых условиях Арктики, то высокоцивилизованным европейцам это не составит труда.

К этому добавилась банальная ошибка в расчетах. Предполагалось, что люди были обеспечены провиантом на три года в условиях полного рациона или на семь лет в случае сильно урезанного, но все же приемлемого дневного пайка. Однако в реальности еды едва хватило до весны 1848 года. К тому же часть консервов оказалась непригодной из-за банальной халатности и жадности снабженцев.

Адмиралтейство заключило контракт всего за несколько месяцев до старта, а на корабли консервы доставили в страшной спешке за два дня до отплытия. Проверять качество не было времени. Консервы оказались низкого качества, почти половина из них были негерметичными, да еще в пищу попал свинец из припоя. Позже спасательные экспедиции в нескольких местах находили запаянные банки, заполненные гнилым мясом, а иногда даже опилками или песком. Та же участь постигла и главное средство для борьбы с цингой — консервированный лимонный сок.

В 1980 году канадский антрополог Уоррен Бити эксгумировал останки трех моряков с острова Бичи. Помимо банальных диагнозов вроде истощения, туберкулеза и пневмонии исследователи выявили, что в костях всех похороненных содержание свинца в десять раз превышало норму. Само по себе это не могло стать причиной смерти, но очень сильно ослабляло сопротивляемость организма прочим болезням и суровым условиям.

В итоге в апреле 1848 года, когда стало очевидно, что единственный шанс спастись — это покинуть корабли, перед истощенными до предела и страдавшими от цинги моряками стояла практически невыполнимая задача. Им нужно было совершить изнурительный поход на юг и успеть добраться до побережья материка, пока не грянули морозы. Остатков испорченных консервов вряд ли хватило бы на все путешествие, и надежда была на то, что они встретят по пути эскимосов, которые поделятся с ними пищей или научат охотиться.

Поэтому обессиленные люди волоком тащили лодки, полные совершенно ненужных для выживания вещей, но которые можно было бы обменять на еду. На острове Кинг-Уильям одна из спасательных экспедиций обнаружила лодку, груженную столовым серебром, книгами, фарфоровой посудой…

А вот с полезными вещами было сложнее. На борту «Террора» и «Эребуса» стояли фрейзеровские патентованные плиты, слишком громоздкие для транспортировки. Это означало, что, покинув корабль, люди лишались горячей пищи и вынуждены были питаться только подгнившим мясом и замороженными супами. На слабеньких спиртовках, имевшихся у моряков, еду невозможно было разогреть (только до температуры чуть выше нуля), к тому же они нужны были, чтобы топить лед для получения воды.

Экспедицию ждал печальный финал: все участники погибли еще до конца 1848 года, так и не добравшись до помощи. И как бы ни было велико искушение списать неудачи экспедиции на злые силы или чудовищных монстров, случившееся с экспедицией идеально описывает «Бритва Хэнлона»: «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью». Или, как в случае с Франклином, некомпетентностью, халатностью и самоуверенностью.

Но, с другой стороны, ведь только бросая вызов обстоятельствам, человечество сумело добраться до полюсов, опуститься на дно океанов и отправить в космос «Теслу». И то, что в глазах современников — слабоумие и отвага, в веках останется безумством храбрых.

Материал опубликован на сайте Maximonline.ru

Мария Пименова

Теги

  • путешествия
  • история

О чем книга Дэна Симмонса «Террор», что не вошло в сериал

Британские корабли «Террор» и «Эребус» были отправлены на поиски кратчайшего морского пути из Англии к Тихому и Индийскому океанам. Эта экспедиция должна была стать триумфом человеческой воли, но обернулась страшной трагедией, загадку которой не могут разгадать до сих пор.  

Спустя 163 года, после подробнейшего изучения Арктики, подогреваемого отчаянными попытками сначала спасти пропавшую экспедицию, а затем — хотя бы найти ее останки, стало ясно, что миссия несчастных моряков с самого первого дня была как велика и почетна, так безнадежна и самоубийственна.  

Судьба экипажей решилась еще в Англии, когда командование отдало последний приказ. План был хорош, когда его рисовали на картах Британского адмиралтейства, но в реальности он означал, что кораблям придется плыть через район с самыми нечеловеческими условиями, которые только существует на нашей планете.  

Все дальнейшие события показали, что природа тех мест не прощает человеку ошибок. Она не прощает человеку даже просто того, что он там находится.

Заветный маршрут

Поиски Северо-Западного прохода – кратчайшего пути из Европы в страны Азии через холодные воды Арктики — занимали умы мореплавателей не одно столетие. Его открытие позволило бы европейским торговым компаниям добираться на своих кораблях до Китая, Индии и Японии за считаные месяцы, а не тратить на это годы.

Еще в XV веке мореплаватели догадывались, что такой путь существует, к концу же XVIII столетия попытки отыскать проход становились всё настойчивее. С 1819 по 1836 годы владычица морей Великобритания отправила для изучения Арктики сразу несколько хорошо подготовленных экспедиций. Но им пришлось столкнуться со страшным холодом, непроходимыми льдами и непредсказуемой погодой. За удовольствие быстро добираться на восток через север пришлось платить человеческими жизнями: из 513 участников тех экспедиций домой не вернулись 17 человек.


И хотя пройти заветным маршрутом ни у кого не получалось, за время поисков британцам удалось тщательно закартографировать большую часть здешних мест. Неизведанным оставался лишь один участок — именно там и надеялись найти кратчайший морской путь к теплым морям и именно туда должна была отправиться новая экспедиция в составе судов «Террор» и «Эребус».

Грозные корабли Ее Величества

Великобритания — морская держава, поэтому всё в ней начинается с кораблей. Эта история не стала исключением. Но вдобавок она оказалась насквозь пропитана черным английским юмором, который в этот раз был сродни зловещему року.

У британских моряков есть традиция давать боевым кораблям грозные названия, чтобы противник, встретившись с ними в схватке, и не думал о пощаде. Два корабля, назначенные в новую арктическую экспедицию, носили самые пугающие имена, что когда-либо знал британский флот. «Террор» в переводе с английского означает «ужас», а «Эребус» и вовсе — Мрак, сын Хаоса и Мглы в древнегреческой мифологии.


Оба судна были спущены на воду задолго до описываемых событий, успев много лет послужить британской короне верой и правдой. Строились они как бомбардирские корабли, предназначенные для обстрела береговых укреплений противника из тяжелых орудий. Их корпуса выдерживали отдачу от выстрелов 3-тонной пушки, поэтому отлично подходили для полярных исследований — встреча со льдами была им не страшна.


Для поисков Северо-Западного прохода из кораблей и вовсе сделали эталон технической мысли той эпохи. Их корпуса укрепили металлическими листами, в трюм установили паровые двигатели со складывающимися гребными винтами, а для комфорта экипажа все внутренние пространства судов оборудовали системой центрального отопления и опреснителями воды. Ни один корабль ни до ни после экспедиции «Террора» и «Эребуса» не был экипирован для подобной миссии лучше и тщательнее.

Последний экипаж

Взять командование кораблями предстояло опытным военным морякам: капитану Джеймсу Фитцджеймсу на «Эребусе» и капитану Фрэнсису Крозье на «Терроре». А вот с выбором главы всей экспедиции возникли проблемы. Прославленные исследователи севера того времени не спешили ввязываться в столь опасную авантюру: любой, кто хоть раз побывал в тех местах, знал, с какой смертельной опасностью придется столкнуться.

В итоге на роль командующего был выбран сэр Джон Франклин — рыцарь британской короны, опытный исследователь Арктики и боевой командир, сражавшийся еще под командованием лорда Нельсона в битве при Трафальгаре, — словом, личность для своего времени легендарная. Вот только было ему уже 59 лет — возраст не для тягот и лишений.

Команду и вовсе набирали впопыхах. И перед самым отплытием стало ясно, что из 129 человек достаточным опытом для долгого и опасного северного похода обладали лишь 4 человека: Франклин, Крозье и еще два лоцмана.

Остальные и в страшном сне не могли себе представить, с чем им предстоит столкнуться. Косвенно это подтверждают личные письма моряков, отправленные ими домой перед входом в холодные воды Арктики. Простые матросы с воодушевлением ждали захватывающих приключений, а вот Франклин и Крозье и не думали, что им удастся вернуться домой живыми.

Пропавшие без вести


Сегодня экспедиция Франклина — это большая национальная легенда, миф об отважных полярных исследователях, который до сих пор будоражит умы и сердца многих британцев, канадцев и даже американцев.

Только вот финал этой истории окутывает мрак: из 129 членов экипажа «Эребуса» и «Террора», которые в мае 1845 года отправились на поиски Северо-Западного прохода, домой не вернулся никто. О том, что стало с большинством из них, доподлинно неизвестно даже в наши дни.

Экспедиция была рассчитана на три года, и из-за суровых условий региона узнать о судьбе кораблей было возможно только от их же экипажа, когда тот выйдет в теплые воды Тихого океана, успешно пройдя через льды Арктики.

Но вот минуло три года, а вестей всё не было. Тогда Адмиралтейство забило тревогу и начало поисковую операцию, которая то затухая, то разгораясь вновь, шла следующие 33 года. Продолжилась она и в новом веке, дойдя и до наших дней.

Все это время сведения о судьбе пропавших кораблей собирались буквально по крупицам, и до сих пор картина произошедшего пестрит белыми пятнами. Не внесли ясности даже найденные в 2014 и 2016 годах останки «Эребуса» и «Террора».

Ледяная ловушка

Со временем удалось обнаружить часть личных вещей некоторых членов экипажа, запасы  провизии и даже человеческие кости. По этим скудным свидетельствам мир до сих пор и гадает, что же случилось в те страшные дни.

По-видимому, относительно благоприятная ледовая обстановка в исследуемом районе позволила «Эребусу» и «Террору» зайти достаточно далеко в глубь Арктики, что вселило в моряков уверенность в скором успешном исходе их предприятия.

Но затем ситуация стала стремительно ухудшаться. Капризная и жестокая природа севера захлопнула ледяную ловушку, сменив милость на гнев. Пришла суровая зима и очень короткое арктическое лето, когда лед практически не таял. Прохода для судов не возникло — «Эребус» и «Террор» оказались крепко затерты льдами посреди безжизненной снежной пустыни.

История показала, что ждать милости от природы морякам не стоило: огромные льды, сковавшие их корабли, не отступали несколько следующих десятилетий, не давая спасательным экспедициям хотя бы приблизиться к месту разыгравшейся трагедии.

Бухта голодной смерти

После второй тяжелой зимовки во льдах провизия стала заканчиваться, и угроза смерти от голода встала перед командой в полный рост.

К этому моменту экипаж уже понес значительные потери: 9 офицеров и 15 матросов. Такой необычайно высокий процент смертности среди офицеров удивляет, если учесть, что жили они в более комфортных, чем простые матросы, условиях, лучше питались и обычно только руководили выполнением опасных поручений. Добавила загадок и внезапная смерть Джона Франклина, а главное — отсутствие каких-либо упоминаний о ее причинах и месте захоронения главы экспедиции. 

В ходе спасательной операции удалось отыскать гурий — так назывались специальные пирамиды из камней, которые моряки в полярных экспедициях оставили для тех, кто будет искать их следы. Внутри гурии была записка, которую дважды переписывали. Сначала в мае 1847 года, и тогда ее автор, Джон Франклин, написал о зимовке во льдах, но не указал, что в команде есть погибшие. Зато он оптимистично закончил ее словами: «Все хорошо». Второй раз на той же записке послание оставили уже капитаны Крозье и Фитцджеймс в апреле 1848 года. Они записали, что в команде большие потери, корабли оставлены, и дальше экипаж будет двигаться пешком.



Команда решила воспользоваться единственным шансом на спасение: оставить корабли и предпринять отчаянную попытку пешком дойти до ближайшего форпоста человеческой цивилизации. Измученным цингой и другими болезнями, голодным и замерзающим морякам предстояло пройти на юг по безжизненной земле около 970 км.

Современные исследователи согласны с тем, что нет никаких оснований полагать, что хоть кто-то из команды оставался жив спустя четыре месяца после того, как они оставили свои корабли.

При этом устные свидетельства инуитов — местных эскимосов, в очень малом количестве  много веков живущих в Арктике, — говорят об обратном. В их фольклоре остались упоминания о тридцати белых людях, тянущих большую лодку на огромных санях, которую они встретили спустя два года после официально признанной даты гибели экспедиции (1848 год).

Некоторые инуиты вспоминали, как даже через десять лет после тех трагических событий, они встречали в полярной пустыне человека, похожего на капитана Крозье, вместе с еще одним белым мужчиной. Этим словам многие не верят до сих пор. Но важно помнить, что только благодаря помощи инуитов удалось найти хоть какие-то следы пропавших моряков. 

Самые страшные находки инуиты сделали, наткнувшись на последний лагерь выживших членов экспедиции. Поодаль от места, где когда-то стояла палатка, лежали груды человеческих конечностей с отметинами от ножа, как после разделки. В походных котелках оставались недоеденные остатки человеческого мяса. Современные исследования подтвердили: в отчаянье люди дошли до каннибализма — последней попытки хотя бы на миг продлить свою жизнь. С тех пор место той стоянки носит жуткое название — Бухта голодной смерти.  

Безумство храбрых

Миссию Франклина принято считать одним из величайших провалов в истории морских экспедиций, который произошел из-за надменности и гордости британского общества эпохи Королевы Виктории. Тогда считалось, что раз солнце не заходит над Британской империей, ей подвластно все на свете.

Многие прямо обвиняли Франклина и его несчастных людей в самонадеянности и высокомерии. Их упрекали в излишней увлеченности достижениями прогресса и в нежелании обратиться за помощью к «примитивным» инуитам, которые научились успешно выживать в столь суровых условиях.

Как все было на самом деле, видимо, никто никогда так и не узнает. А нам лишь остается восхищаться мужеством и самоотверженностью тех людей, которые ценой собственных жизней наносили на карту последние очертания того мира, который известен нам сегодня.

По иронии судьбы потеря экспедиции принесла гораздо больше географических знаний, чем могло бы дать ее успешное возвращение. Спасательные миссии внесли огромный вклад в открытие полярного края, полностью разведав территорию Канадской Арктики.

Великий исследователь севера Руаль Амундсен спустя полвека все же прошел Северо-Западным проходом. Его тяжелейшая пятилетняя экспедиция показала, что этот маршрут пролегает сквозь сложный лабиринт проливов, почти постоянно забитых льдом. Для мирового судоходства этот опасный путь практического значения не имеет.

Амундсен признавал, что у людей Франклина не было ни единого шанса на успех, но восхищался отчаянным мужеством пропавших моряков. На мемориале в честь погибшей экспедиции он написал:

…Те люди отправились в самое сердце льда по пути, который все их предшественники считали дорогой к неминуемой гибели… Те люди были героями в высшем смысле этого слова

затонувших кораблей HMS Erebus и HMS Terror Национальный исторический памятник

Обломки кораблей HMS Erebus и HMS Terror Национальное историческое место — первое национальное историческое место, которым совместно управляют инуиты и Parks Canada. Узнайте о роли знаний инуитов в обнаружении кораблекрушений легендарной экспедиции сэра Джона Франклина 1845 года.

Места, находящиеся в ведении парков Канады, не затронуты перебоями в работе, которые в настоящее время затрагивают некоторые федеральные департаменты и агентства.

Традиционные знания инуитов

Узнайте, как традиционные знания и устные предания способствовали открытию затонувших кораблей.

Текущие исследования

Парки Канады и Инуиты работают в партнерстве над исследованием, документированием и сохранением затонувших кораблей.

Артефакты

См. последние артефакты, обнаруженные на кораблях HMS Erebus и HMS Terror.

Наиболее востребованный

Об обломках кораблей HMS Erebus и HMS Terror National Historic Site

Природа и наука

Изменение климата, морская биология и подводные экосистемы.

Культура и история

Культура инуитов, история экспедиции Франклина, археология, артефакты и многое другое.

Руководство и управление

Кооперативное управление, приказ управляющего, пресс-релизы, контактная информация.

Посещение Гьоа Хейвен

Спланируйте свой визит

Посетите Gjoa Haven, поселок, ближайший к национальному историческому месту.

Свяжитесь с нами

Общие вопросы:
1-867-975-4673 (офис Iqaluit)
1-888-773-8888 (звонок бесплатный)

[email protected]

9 Часы работы 90s

Национальная историческая достопримечательность еще не открыта для посещения.

#HMSErebus #HMSTerror

  • Фейсбук
  • Твиттер

Откройте для себя больше мест вместе с Parks Canada

Национальный парк Ауюиттук

Ауюиттук, родина впечатляющих природных достопримечательностей, таких как перевал Акшаюк, пик Тор и ледяная шапка Пенни, — это «земля, которая никогда не тает» в Инуктитуте.

Национальный парк Каусуиттук

Дом для находящихся под угрозой исчезновения карибу Пири и традиционные инуитские охотничьи и рыболовные угодья на острове Батерст в высоких широтах Нунавута.

Национальный парк Куттинирпаак

Инуктитут означает «земля на вершине мира». Куттинирпаак — самый северный национальный парк Канады, обширная арктическая дикая местность на острове Элсмир.

Национальный парк Сирмилик

Нарвалы, белухи, белые медведи и тысячи морских птиц обитают в арктических ландшафтах острова Байлот и полуострова Борден на острове Баффинова Земля.

Национальный парк Уккусиксалик

Область, богатая арктической дикой природой и историей инуитов, где сотни археологических раскопок усеивают ландшафт, окружающий залив Вейгер.

Дата изменения:

кораблей найдено в Арктике спустя 168 лет после обреченной попытки Северо-Западного прохода | Арктика

Давно потерянный корабль британского полярного исследователя сэра Джона Франклина, HMS Terror, был найден в первозданном состоянии на дне арктического залива. глубочайшие тайны.

HMS Terror и флагман Франклина, HMS Erebus, были брошены в толще морских льдов далеко к северу от возможного места крушения в 1848 году во время обреченной попытки исследователя Королевского флота завершить Северо-Западный проход.

Все 129 человек в экспедиции Франклина погибли в результате крупнейшей катастрофы, обрушившейся на британский Королевский флот за всю его долгую историю полярных исследований. Поисковые группы продолжали искать корабли в течение 11 лет после их исчезновения, но не нашли никаких следов, а судьба пропавших без вести оставалась загадкой, которая мучила поколения историков, археологов и авантюристов.

Теперь эта тайна, похоже, раскрыта благодаря сочетанию бесстрашных исследований и невероятной подсказки члена экипажа инук.

В воскресенье команда благотворительного Фонда арктических исследований провела небольшое дистанционно управляемое транспортное средство через открытый люк на судно, чтобы сделать потрясающие снимки, дающие представление о жизни на борту корабля почти 170 лет назад.

Мы нашли кладовую с тарелками и одной банкой на полках.
Адриан Шимновски, Фонд арктических исследований

«Мы успешно вошли в столовую, пробрались в несколько кают и нашли помещение для хранения продуктов с тарелками и одной банкой на полках», — сообщил Guardian по электронной почте Адриан Шимновски, операционный директор фонда. судно Мартин Бергманн.

«Мы заметили две бутылки вина, столы и пустые полки. Нашел письменный стол с открытыми ящиками и что-то в заднем углу ящика.

Карта

Хорошо сохранившиеся обломки соответствуют «Ужасу» в нескольких ключевых аспектах, но они находятся в 60 милях (96 км) к югу от того места, где, по мнению экспертов, судно было раздавлено льдом, и это открытие может заставить историков переписать главу в истории исследований.

Экипаж Бергманна из 10 человек обнаружил огромное кораблекрушение с тремя сломанными, но все еще стоящими мачтами, почти все люки закрыты и все убрано, посреди неизведанной бухты Террор на острове Кинг-Уильям 3 сентября.

Колокол HMS Terror на палубе затонувшего корабля. Фотография: Фонд арктических исследований 900:02 Ничего не обнаружив в ходе утреннего поиска, исследовательское судно покидало бухту, когда из глубины на дисплее эхолота на мостике Бергманна появился зернистый цифровой силуэт.

«К тому моменту все уже были в рулевой рубке в благоговейном трепете, — сказал 23-летний Дэниел МакИсаак, который стоял у руля, когда исследовательское судно пронеслось прямо над затонувшим кораблем.

С тех пор исследовательская группа провела более недели, незаметно собирая изображения корабля и сравнивая их с изображением Террора.планы строителей 19 века, которые соответствуют ключевым элементам затонувшего судна.

Сначала казалось, что «Террор» накренился на морское дно под углом около 45 градусов к правому борту. Но во время третьего погружения с дистанционно управляемым аппаратом «мы заметили, что затонувший корабль стоит ровно на дне морского дна, а не по крену — это означает, что лодка плавно опустилась на дно», — сказал Шимновски в понедельник.

На глубине около 24 метров (80 футов) затонувший корабль находится в отличном состоянии, металлическая обшивка корпуса, защищающая его от морского льда, хорошо видна среди качающихся водорослей.

Длинный толстый канат, проходящий через дыру в палубе корабля, предполагает, что перед тем, как «Террор» затонул, якорный канат мог быть развернут.

Экипаж HMS Terror, застрявший во льдах под командованием британского адмирала Джорджа Бэка (1796–1878), спасает спасательные шлюпки и провизию к востоку от Замерзшего пролива во время экспедиции через Замерзший пролив, 1836–1837 гг. Йеллоунайф, Центр северного наследия принца Уэльского. Фотография: De Agostini/Getty Images

Если это правда, то возникает заманчивая возможность того, что британские моряки переукомплектовали судно после того, как оно было брошено в верхней части пролива Виктория в отчаянной попытке уйти на юг.

Одной из важнейших деталей идентификации корабля является широкая выхлопная труба, возвышающаяся над внешней палубой.

Именно в том месте, где дымовая труба поднималась от двигателя локомотива, который был установлен в чреве «Террора» для приведения в движение гребного винта корабля через смыкающийся морской лед, сказал Шимновски в телефонном интервью.

Корабельный колокол лежит на боку на палубе, рядом с тем местом, где вахтенный матрос качал бы язычком, чтобы отметить время.

Изображение с палубы затонувшего корабля HMS Terror, лежащего на морском дне. Фотография: Фонд арктических исследований

И величественный бушприт длиной шесть метров (20 футов) по-прежнему направлен прямо из носа, как это было, когда команда пыталась пройти через предательский лед, который в конечном итоге захватил Эреб и Террор 12 сентября 1846 года.

Место крушения находится в таком Шимновски добавил, что в трех из четырех высоких окон в кормовой каюте, где спал и работал командир корабля, капитан Фрэнсис Крозье, стекло находится в хорошем состоянии.

«Это судно выглядит так, будто его застегнули наглухо на зиму, и оно затонуло», — сказал он. «Все было закрыто. Даже окна целы. Если бы вы могли поднять эту лодку из воды и откачать воду, она, вероятно, всплыла бы».

Если бы вы могли поднять эту лодку и выкачать воду, она, вероятно, всплыла бы.
Адриан Шимновски, Фонд арктических исследований

Фонд арктических исследований был создан Джимом Бэлсилли, канадским магнатом и филантропом, сооснователем Research in Motion, создателем Blackberry.

Балсилли, сыгравший ключевую роль в планировании экспедиции, предложил теорию, объясняющую, почему кажется, что и Террор, и Эреб затонули намного южнее того места, где они были брошены.

«Это открытие меняет историю, — сказал он The Guardian. «Учитывая местонахождение находки [в бухте Террор] и состояние затонувшего корабля, почти наверняка HMS Terror был оперативно закрыт оставшимся экипажем, который затем снова поднялся на борт HMS Erebus и отплыл на юг, где встретил свою окончательную трагическую судьбу. ».

Поиски экспедиции Франклина в XXI веке были начаты бывшим премьер-министром Канады Стивеном Харпером в рамках более широкого плана по утверждению канадского суверенитета в Арктике и содействию освоению ее ресурсов, включая обширные запасы нефти и природного газа, которые будут будет легче эксплуатировать по мере того, как Арктика нагревается и морской лед исчезает.

Подводные археологи Парков Канады возглавляют эту миссию с момента ее начала в 2008 году. Теперь они должны подтвердить, что затонувший корабль — это «Террор», либо изучив изображения фундамента, либо посетив это место самостоятельно. С первым зимним снегом, уже выпавшим в высоких широтах Арктики, Бухта Ужаса скоро будет покрыта толстым морским льдом.

Последнее открытие было сделано через два года и один день после того, как канадские морские археологи обнаружили обломки корабля «Эребус» в том же районе восточной части залива Королевы Мод, где, согласно устной истории инуитов, затонуло большое деревянное судно.

В тех же рассказах описывались испуганные инуиты, с широкой улыбкой наткнувшиеся на крупного мертвеца в темной комнате на корабле. Эксперты предположили, что это могла быть кривая улыбка или свидетельство того, что мужчина страдал цингой.

Парки Канады Археологи нашли Эребус, стоящий всего в 11 метрах от океана. Морской лед сильно откусил ее корму, и штормовые волны более чем за столетие разбросали по этому месту множество артефактов.

Пока что археологи подняли колокол с флагмана Франклина, пушку, керамическую плиту и другие предметы.

Знания инуитов также сыграли ключевую роль в поиске затонувшего корабля в Бухте Ужаса, но более загадочным образом. Член экипажа Сэмми Когвик, 49 лет, из Йоа-Хейвена, пробыл на «Бергманне» всего день, когда, болтая с Шимновски на мостике, рассказал странную историю.

Двухколесный штурвал HMS Terror. Фотография: Фонд арктических исследований

Около шести лет назад, по словам Когвика, он и его приятель-охотник ехали на снегоходах порыбачить в озере, когда заметили большой кусок дерева, похожий на мачту, торчащий из морского ледяного покрова. Бухта Террор.

В телефонном интервью Когвик сказал, что в тот день он остановился, чтобы сделать несколько снимков себя, обнимающего деревянный предмет, но, вернувшись домой, обнаружил, что камера выпала из его кармана.

Когвик решил сохранить встречу в секрете, опасаясь, что пропавшая камера была предзнаменованием злых духов, которые, как верят поколения инуитов, начали бродить по острову Кинг-Уильям после гибели Франклина и его людей.

Когда Шимновски услышал рассказ Когвика, он не отмахнулся от него, как это часто случалось с показаниями инуитов во время долгих поисков кораблей Франклина.

Вместо этого экипаж «Бергманна» согласился сделать крюк в бухте Террор, чтобы присоединиться к основной поисковой группе на борту ледокола канадской береговой охраны CCGS Sir Wilfrid Laurier и HMCS Shawinigan Королевского флота Канады в северной части пролива Виктория.

Именно здесь единственная известная запись об экспедиции Франклина содержала координаты того, что эксперты теперь называют точкой заброшенности.

Нацарапанная записка от 25 апреля 1848 года, спрятанная в каменной пирамиде из камней в Виктори-Пойнт на севере острова Кинг-Уильям, гласила, что Эреб и Террор были покинуты тремя днями ранее, застряв в морском льду.

Крозье командовал «офицерами и экипажами, состоящими из 105 человек», поскольку Франклин умер 11 июня 1847 года, продолжалось примечание, «и общие потери погибшими в экспедиции на сегодняшний день составили 9 офицеров и 15 человек».

Крозье и капитан Джеймс Фитцджеймс подписали записку, которая, казалось, содержала поспешный постскриптум, нацарапанный вверх ногами в правом верхнем углу: «и отправляйтесь завтра, 26-го, в Бэкс-Фиш-Ривер».

Выжившие, по-видимому, надеялись следовать по реке — ныне известной как Бэк-Ривер — на юг, в безопасное место на аванпосте компании Гудзонова залива, занимающемся торговлей мехом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *