Зимний дворец и музей Эрмитаж
Главная достопримечательность северной столицы и главный музей страны
Этот монументально-роскошный дворец я впервые увидела лет в 15-16, и кажется именно он был самым сильным впечатлением от первой в жизни поездки в Санкт-Петербург. Собственно, это был самый первый дворец в моей жизни – до этого никаких других царственно-благородных строений я и не видала. Особенно запомнились огромные подъезды с фонарями (покажу ниже) и главная лестница музея (которая Посольская, тоже ниже будет). Конечно, впоследствии после первой поездки в Петербург были и другие.. Но уже без посещения музея Эрмитажа (другие интересы в студенчестве нашем были)). Словом, я наконец-то решила не просто обновить давние впечатления, а именно заново открыть для себя главный музей страны.
Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга — главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. Основной императорский дворец России по богатству и разнообразию скульптурного и архитектурного декора не имеет себе равных. Стиль – пышное барокко с элементами рококо. Нынешнее здание дворца – уже пятом по счету на этом месте, оно было построено архитектором Бартоломео Растрелли в 1754-1762гг.
Лучший способ впервые увидеть Зимний дворец и Дворцовую площадь – прийти с Большой Морской улицы через арку. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.
Итак, с момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год Зимний дворец использовался в качестве официальной зимней резиденции всех российских императоров (а в 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе, откуда его и арестовали). В завершенном в 1762г. Зимнем дворце было более 1000 комнат, 117 лестниц, почти по две тысячи окон и дверей.
Великолепие дворца подчеркивается скульптурами и вазами, установленными над карнизом по всему периметру здания.
На момент окончания строительства Зимнего дворца в 1764г. он на долгое время был самым высоким жилым зданием Санкт-Петербурга.
Императрица Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.
Интересно, что первоначальным цветом стен Зимнего дворца был.. светло-жёлтый (а не нынешний знакомый всем бирюзовый). Такой же желтый цвет имели тогда в 18в. стены дворцов Версаля под Парижем и Шёнбрунна в Вене. В 19 веке в оттенке цвета стен Зимнего дворца появились более глубокие оттенки охры и даже красные тона (об этом свидетельствуют многочисленные картины художников). Дворец стал терракотово-кирпичного цвета. Потом в советское время были самые разные эксперименты с окраской, вплоть до серого цвета. Ну а в наше время – всем известный бирюзово-голубой.
Кстати, я на этот раз наконец-то выяснила для себя разницу между голубым цветом Зимнего и похожим на него Царскосельского дворца. Оба дворца часто мелькают в кино, и иногда непонятно, где происходят те или иные события (ведь внешняя бело-золотая отделка лепниной у них немного похожа). Например, в «Тайнах дворцовых переворотов» по кадру иногда не совсем понятно, где именно происходит действие, в Петербурге или Царском селе, приходится буквально приглядываться к дворцу на заднем фоне или копаться в истории в интернете)). Вобщем, выяснила для себя путем сравнения собственными глазами — у Зимнего дворца цвет бирюзово-изумрудный (т.е. с немалым оттенком зелёного, как теплого моря в яркий солнечный день). А у Екатерининского дворца цвет – именно глубоко-голубой (как ясного неба, никаких зелёных оттенков там совсем нет). Придавать окраске стен Зимнего дворца разные оттенки зеленого начали с 1947г., с чем, кстати, не согласны многие искусствоведы-историки Эрмитажа.
Характерной чертой Дворцовой площади около входа во дворец является наличие вереницы карет – для туристов, желающих еще более проникнуться духом имперского прошлого. Все кареты разные, есть возможность выбора по своему вкусу.
Трёхэтажное здание дворца в плане имеет форму каре с внутренним двором. Фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного въезда. Здесь очень красивые ажурные ворота с позолотой, короной Российской империи и орлами.
Эти парадные ворота были показаны в ключевой сцене фильма «Октябрь» (1927г.) режиссера Сергея Эйзенштейна про революцию 1917г. В фильме при штурме Зимнего толпа (а особенно один матрос) взбирается на эти ворота, кидает гранаты на защитников Временного правительства и кричит «Вперед!». Но на самом деле в ту октябрьскую ночь никто эти ворота не штурмовал. Солдаты и матросы спокойно вошли во дворец через другой вход, боковой (со стороны Адмиралтейства), который отчего-то оказался незапертым. Ну а Сергей Эйзенштейн показал этот эпизод так, как он лично считал было бы более эффектно для зрителя кино, хотя с реальной историей это имеет мало общего.
Кстати, изначально архитектор дворца Растрелли вообще не планировал на этих арках никаких ворот, предполагались просто сквозные проезды/проходы. Когда к власти пришла Екатерина (а произошло это в результате переворота) – в целях понятной безопасности новая императрица решила огородиться запирающимися воротами. Причем при Екатерине II эти парадные ворота были деревянными, глухими и окрашенными белой краской. К концу 18 века они изрядно поистрепались. А в 1837г. при пожаре дворца и вовсе окончательно сгорели. Новые ворота сделали снова деревянными и глухими. Первые предложения заменить их на металлические, кованые и ажурные прозвучали в 1860г., но менять «из соображений безопасности» не стали. И только в 1880-х гг. при императоре Александре III парадные ворота Зимнего дворца стали теми изысканно ажурными, которыми мы их знаем сегодня. Поэтому на воротах под коронами присутствуют вензель императора Александра III (буква «А») и его супруги Марии Фёдоровны (буква «М»).
Эти замечательные ворота – свидетельство высочайшего мастерства художественной ковки русских мастеров. Гармония форм и линий, совершенство пропорций – всё это делает их шедевром кузнечного и архитектурного ремесла. Нежно их люблю с самого первого взгляда. Если кому-то придётся стоять пару часов в очереди в музей Эрмитаж– предлагаю хотя бы поразглядывать узор этих ворот — они того стоят, и время в очереди не зря проведёте:)
Первоначально у Зимнего Дворца было семь различных подъездов, но до настоящего времени уцелели не все. «Салтыковский», «Детский», «Собственный», «Иорданский», «Министерский», «Комендантский» и «Ее Величества» — у каждого из них было не просто своё имя, но и свое собственное предназначение, и пользоваться ими могли исключительно люди определенного статуса. Перед проведением любого царского мероприятия, предполагавшего посещение Зимнего Дворца большим количеством людей, обязательно составлялся специальный документ, в котором подробно расписывалось, каким именно подъездом должен воспользоваться тот или иной приглашенный.
Например, вот подъезд «Её императорского величества». Название своё подъезд получил из-за того, что из этого подъезда был кратчайший путь в личные комнаты императриц. Именно через этот вход в октябре 1917 года красногвардейцы проникли в Зимний Дворец, поэтому его также принято называть «Октябрьским», также как и лестницу, по которой революционеры поднимались на второй этаж. Сегодня это один из двух подъездов, выходящих на Дворцовую площадь. Ко входу в трехарочный крытый павильон, защищавший гостей от капризов погоды, ведет пандус, по которому кареты могли заезжать наверх.
А это «Салтыковский» подъезд – он был назван в честь Николая Ивановича Салтыкова, являвшегося воспитателем детей Великого Князя Павла Петровича (будущего Павла I), и прежде всего любимого внука Екатерины Второй – Александра, будущего Александра I. В 1773 году Салтыкову были выделены покои на третьем этаже в западной части дворца, после чего лестница, ведущая к ним и сам подъезд стали именоваться «Салтыковскими». Открывался это вход исключительно для Великих Князей.
Сегодня это главный подъезд западного фасада, обращенного к Адмиралтейству. Здесь расположен сквер с фонтаном, а ранее находилась разводная площадка, на которой проходили смотры войск, при посещении которых император выходил именно через «Салтыковский» подъезд.
В наше время Зимний дворец прочно ассоциируется с музеем Эрмитаж. Но в системе музея Зимний дворец – лишь одно из зданий, корпусов. Кроме Зимнего дворца в Эрмитаж также ещё входят: Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр. Таким образом, музей Эрмитаж – это целый комплекс из пяти зданий на Дворцовой набережной, соединённых между собой переходами, и каждое здание было построенными в разную эпоху и с разными целями. Для меня, например, стало открытием, что и дворец Меншикова на другой стороне Невы также входит в систему музея Эрмитаж. При желании можно посетить за одну стоимость билета и Зимний дворец и дворец Меншикова (если успеете конечно, так как Меншиковский дворец стоит далеко на Васильевском острове).
Проход, соединяющий Зимний дворец и Малый Эрмитаж.
Проход, соединяющий Малый Эрмитаж и Новый Эрмитаж.
Новый Эрмитаж примечателен тем, что это было самым первым зданием России, специально построенным только для художественного музея. Строительство шло в 1842 – 1851гг. Здание знаменито своим портиком с гигантскими статуями атлантов.
Атланты из серого сердобольского гранита вдохновили на написание песни А.Градского: «..Где без питья и хлеба, забытые в веках, Атланты держат небо на каменных руках». Когда я ходила и разглядывала их, рядом одно пожилая пара эту песню даже исполняла вживую – женщина, стоя около одного из атлантов, пела эту песню, а мужчина при этом снимал её на видео и подпевал.
Коллекция музея Эрмитаж заслуживает конечно целой серии постов. Я упомяну только те, которые мне больше всего запомнились и вызвали большое восхищение. Тем более, я пока так и не научилась хорошо снимать в помещении))
Во-первых, единственная скульптура Микеланджело, находящаяся в нашей стране — «Скорчившийся мальчик». Изготовлена из мрамора в 1530-1534гг., была приобретена Екатериной II. Первоначально скульптура предназначалась для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Про это очень интересно рассказывает в одной из своих лекций Паола Дмитриевна Волкова.
Открытием этого моего посещения Эрмитажа стали лоджии Рафаэля (не видела совсем их в прошлый раз). Этот зал в виде длинного коридора расположен в Новом Эрмитаже, создан был по приказу Екатерины II. Представляет собой точную копию, дубликат лоджий Рафаэля в Ватикане. Для этого художники под руководством Христофора Унтерпергера отправились в Ватикан для создания копий росписей. Работы шли 11 лет.
Ритмично чередующиеся полукруглые арки делят потолок на прямоугольные части равной длины, в каждой из которых находятся фрески на библейские темы. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового завета, от Сотворения Мира до Тайной Вечери. Эти фрески часто называют Библией Рафаэля. Мастера тщательно повторили и настенные орнаменты – с бесконечным разнообразием изящных мотивов растительного и животного мира.
Про эти лоджии сама императрица Екатерина II писала: «.. чем больше смотришь — тем больше хочется видеть!». Это действительно так – рассматривать эти бесконечно разнообразные сюжеты можно долго. Птички, рыбки, цветочки, боги, люди, ангелы – ни одна стена, панель не похожа другую, узор нигде не повторяется. Еще там есть места с оптическими иллюзиями – подходишь к углу, а потолок выпрямляется и перед твоими глазами наверху чистое итальянское небо.. Именно с одним из рисунков лоджий (с белочками) я привезла себе на память сувенир-закладку для книг.
Еще запомнилась вот эта скульптура «Мёртвый мальчик на дельфине». Вблизи как настоящий.. и так становится его жаль!
Самый популярный зал у мужской половины посетителей – Рыцарский зал. И хотя у меня нет священного трепета перед этой выставкой орудий убийства оружия, некоторые экспонаты интересно поразглядывать, на детальки. Особенно запомнились узоры на рукоятках испанских кинжалов – очень тонкая работа.
Еще один знаменитый экспонат – часы Павлин. Они были созданы в мастерской известного лондонского ювелира Джеймса Кокса и куплены в 1788 году Григорием Потемкиным из имущества герцогини Елизаветы Кингстон. Часы изображают сад, но не живой, а механический, оживающий по воле человека, когда их заводят (а часы работают до сих пор, их и в наше время заводят сотрудники Эрмитажа два раза в неделю, это один из любимых аттракционов для туристов).
Каждый предмет этого сада имеет свое скрытое символическое значение. Сова олицетворяет ночь, разум и непредсказуемое мышление. Она заперта в ажурной клетке, сдерживающей ее темную силу. Подпрыгивающая стрекоза символизирует мимолетность существования.
Рядом разместились две солнечные птицы — петух и блистающий красотой оперенья павлин. Петух — символ рождения новой жизни, а раскрытый хвост павлина означает солнечный диск, который быстро превращается в луну. По легенде, павлин – это любимая птица богини Геры, владычицы неба, покровительницы семьи и брака, обитающей на священном дереве верховных богов – дубе.
Также открыла для себя большое количество экспонатов церковной утвари европейских мастеров 16-18вв (распятия, ларцы, чаши итд, много действительно красивых вещей). В том же зале (находится он около Гербового зала) около окон выставлены витражи из европейских (в основном немецких) церквей. Любопытно то, что можно их рассмотреть на расстоянии вытянутой руки (как сделаны, из кусочков цветного стекла) – а не задрав голову где-то высоко наверху, как обычно в интерьерах действующих церквей Европы. Обилие экспонатов именно немецких церквей, насколько знаю, тесно связано с т.н. «вывозом культурных ценностей» СССР после победы над гитлеровской Германией.
И последнее, что я смотрела уже совсем поздно вечером перед самым закрытием Эрмитажа – зал античной скульптуры. Здесь меня больше всего тронула не огромная статуя Зевса, а вот эта маленькая хрупкая женщина – Венера Таврическая.
Ну и конечно – парадные залы Зимнего дворца. Собственно с них и начинается обычно осмотр музея. И сначала – Посольская, или Иорданская, лестница. Ее я тоже помнила еще с 15 лет. И неудивительно – роскошные интерьеры лестницы производят неизгладимое впечатление.
Это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. Восстановлена в первоначальном виде после пожара 1837г. По этой лестнице послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций — поэтому она называлась Посольской.
Позже лестнице дали имя Иорданская. Это название связано с православным праздником Крещения — царская семья по этой лестнице в праздник Крещения спускалась к Иордани – специальной проруби, прорубленной в виде креста в замершей Неве, где и проводился обряд водосвятия.
Убранство Посольской (Иорданской) лестницы отражает особенности русского барокко. Ступени и резная балюстрада выполнены из белого каррарского мрамора. Убранству стен, их изящной скульптуре и позолоте эффектно противопоставлены гладкие колонны из серого сердобольского мрамора, расположенные на верхней балюстраде.
Иорданская лестница ведет нас к анфиладе парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества.
Петровский, или Малый тронный зал. Зал посвящен памяти основателя Санкт-Петербурга Петру I, и главное место здесь занимает трон времен правления Анны Иоанновны. Выше кресла расположен парадный портрет Петра рядом с аллегорической фигурой богини мудрости Минервы.
Гербовый зал, спроектированный архитектором Василием Стасовым в 1839 году, предназначался для торжественных мероприятий. Он освещен массивными люстрами, на которых укреплены пластины с изображениями гербов российских городов (губерний Российской империи). Сочетание золота с белым создают ощущения величия и торжественности.
Гербовый зал был призван прославить государственное устройство Российской империи.
Портретная галерея в память о войне 1812 года была задумана еще императором Александром I, но была открыта лишь в 1826 году, через год после его смерти. Всего здесь 332 портрета героев войны, выполненных английским мастером Джорджем Доу. Император, гарцующий на белом коне на фоне панорамы Парижа, изображен на огромном полотне работы Франца Крюгера. В галерее представлена самая элита российского офицерства! Это воины, отстоявшие Россию в битвах с гениальным военным стратегом — Наполеоном Бонапартом. Александр I гордился победой в войне, галерея была задумана им как символ могущества его императорской власти. Этой галерее посвятил свои стихи А.С.Пушкин, они высечены на одной из стен на мраморной плите.
Для проведения больших официальных церемоний кавалеров Ордена Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной, к анфиладе был пристроен Георгиевский, или Большой Тронный зал. Восседая на троне, Екатерина II принимала верительные грамоты и поздравления собравшихся в зале дипломатов. Над троном расположен мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца, святого покровителя России и Дома Романовых. Паркет набран из 16 пород дерева!
Георгиевский зал – главный в Зимнем дворце, здесь проходили все официальные церемонии Российского императорского дома. В советские времена тронный ансамбль зала был весь убран, восстановлен только в 2000г.
И напоследок про Леонардо да Винчи. Самая известная картина Эрмитажа – Мадонна Литта. Рядом с ней – еще один шедевр знаменитого флорентинца – Мадонна Бенуа. Фотографировать эти картины нет никакого смысла – их надо смотреть вживую. Мне повезло – когда я подошла к этим картинам, рядом стояла группа экскурсантов на занятии по искусству (именно на узко специализированном занятии по искусству Высокого итальянского Возрождения, а не просто обычных туристов Эрмитажа). Им читала лекцию про Леонардо да Винчи пожилая женщина-искусствовед, на вид лет 60-70, совсем седая, с вязаной шалью на плечах. Как же она интересно рассказывала! Сколько нового я для себя узнала, пока тихонько пристроилась сбоку. Многие мои «подозрения» насчет этих картин подтвердились. Да, эти чёрные неприятные тени на лице Мадонны и младенца (будто мёртвая кожа) не есть нормально — это испорченные временем краски (ведь Леонардо да Вини сам собственноручно изготавливал себе масляные краски, и не мог знать, то со временем его рецепт приведет к сильному почернению тонов его картин). И да, ярко-синий плащ Мадонны (такой яркий, что мне всегда казался неестественно плоским как из комиксов) тоже не есть задумка художника – это результат последующих некорректных реставраций картины. А излишне «толстые» уродливые младенцы – это просто личное мнение художника о том, каким надлежит быть здоровому ребенку, и не более (сам он детьми, как известно, так и не обзавёлся). Ну и еще много его интересного рассказывала эта пожилая экскурсовод, к сожалению потом мне так и не удалось выяснить, как ее зовут. Еще запомнился сильный контраст – насколько скромно (если не сказать бедно) была она одета, и насколько профессионально вела лекцию, поставленным несрывающимся голосом, не отвлекаясь на многочисленных туристов вокруг. Я за 40 минут лекции два раза сбегала присесть рядом на скамейку, ноги уже не выдерживали стоять около картин и подгибались от усталости, а эта бабушка (иначе не сказать) без единого намека на усталость всё стояла и рассказывала, рассказывала.. На всю жизнь её запомнила, побольше бы таких примеров экскурсоводов-энтузиастов своей профессии.
Зимний дворец и Эрмитаж (Winter Palace and Hermitage) > 29 Пальм
Зимний дворец в Санкт-Петербурге – официальная резиденция российской правящей фамилии с 1762 до 1904 года.
Дворец расположен на Дворцовой площади и вместе с прилегающими к нему зданиями составляет музейный комплекс Государственный Эрмитаж.
Музейное собрание Эрмитажа (от французского ermitazh – «место уединения») стало складываться в 1764 году, когда полученные Екатериной II приблизительно 300 картин были размещены в уединенном месте Зимнего дворца.
Ныне существующее здание дворца является пятым по счёту. В некоторых источниках его называют шестым. Это зависит от методики подсчетов: сколько зданий (каменных и деревянных) считать предшественниками современного Зимнего.
Первые два дворца построены при жизни Петра I, который сначала жил в небольшом одноэтажном доме рядом с Петропавловской крепостью.
Первый каменный дворец, построенный в 1712 году – это так называемые Свадебные палаты Петра I. Здание стало даром Александра Меньшикова, преподнесенным в честь бракосочетания императора с Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной I. Это здание не сохранилось.
Фрагменты второй зимней резиденции Петра сохранились. Она начала строиться в 1716 году на углу Дворцовой набережной и набережной Зимней канавки. В этом месте позже построен Эрмитажный театр, но архитектор Джакомо Кваренги сохранил часть второго петровского Зимнего дворца.
Сегодня со стороны Зимней канавки реставраторы восстановили часть его стены, ставшей несущей конструкции нового здания. Остальные фрагменты экспозиции можно увидеть в подвальной части Эрмитажного театра.
Георг Маттарнови, немецкий архитектор, завершил строительство дворца 1720 году. В ходе его реставрации были восстановлены некоторые помещения: столовая, токарная мастерская и конторка, за которой работал Пётр I.
Некоторые экспонаты являются подлинными. В столовой находится часть дубовых стульев, привезенных царем из Голландии, другие стулья ему подарены королем Польши Августом Сильным. Есть даже бутылка вина, обнаруженная археологами. Она используется в сервировке стола в восстановленной столовой.
В токарной мастерской хранятся предметы, принадлежавшие Петру I: очки, в которых он работал за станком, медная табакерка, трости, тарелки из дерева, выточенные руками царя на станке.
Здесь вместе со всей семьей Петр I жил до самой смерти в 1725 году. Помещение, в котором он скончался, не сохранилось. Дополнить представление о том, как выглядел Зимний дворец петровского времени, можно по небольшому залу, где размещался караул.
Здесь находится восковая фигура Петра I, изготовленная Бартоломео Растрелли по заказу Екатерины I. Император изображён восседающим на простом деревянном троне под балдахином.
После смерти Екатерины I во дворце размещались некоторые дворцовые службы, в том числе здесь квартировали ветераны лейб-гвардии Преображенского полка.
Последующие российские императрицы – Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II – продолжили обустраивать зимнюю резиденцию. Они стремились сделать дворец более просторным, роскошным и парадным.
Разработка проектов следующих двух дворцов принадлежит Бартоломео Растрелли.
Третий дворец имел четыре этажа, в нем было около 70 залов для торжеств, примерно сто спален, театр, канцелярские помещения.
Даже после завершения работ продолжалось строительство служебных построек – конюшен, складов, сараев.
Елизавета Петровна осталась не удовлетворена построенным дворцом, особенно ей не нравилось соседство с ветхими строениями и многочисленными пристройками, которые захламляли пространство.
Она приказала выкупить близлежащие участки. По новому проекту Растрелли собирался перестроить существующий дворец в едином стиле.
Императрица потребовала увеличения высоты дворца до 22 метров, что вызвало необходимость пересмотреть все планы. Получилось, что выгоднее возводить новое здание, чем перестраивать старое.
Пока шло строительство, царский двор перебрался во временный деревянный, уже четвертый по счету дворец, созданный на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки.
Здание разобрали за ненадобностью в 1762 году, как только Растрелли завершил строительство пятого каменного Зимнего дворца. Здание длиной 210 метров и шириной 175 метров построено за восемь лет.
На стройке круглый год работали более четырех тысяч человек. Однако внутренняя отделка и перестройка многих помещений продолжалась и дальше.
Елизавета Петровна умерла, не дождавшись окончательного завершения строительства. Петру III, свергнутому в результате дворцового переворота, не пришлось долго царствовать, поэтому окончательный вид Зимний дворец принял в основном при правлении Екатерины II.
Пришла новая эпоха, барокко уходило в прошлое, уступая место классицизму. Растрелли был отправлен в отставку, и он уехал на родину. Внутренней отделкой Зимнего дворца занялась другая команда архитекторов.
Из того, что задумал Растрелли, почти ничего не сохранилось. Осталась лишь немного переделанная позже Иорданская лестница.
В Зимнем появилась Невская анфилада, то есть ряд парадных залов, идущих вдоль Невы. Вторая анфилада проходила по центральной линии дворца.
Одним из первых создан Георгиевский (Большой тронный) зал – пышное творение Джакомо Кваренги.
Внутреннее убранство дворца отличается торжественностью и роскошью. Повсюду позолота и декоративные элементы, на полах узорчатый паркет, люстры и канделябры – настоящие произведения искусства.
В залах много зеркал, увеличивающих пространство. Уже первые иностранные гости в XVIII веке отметили сочетание «азиатского великолепия и европейской утонченности».
Здание построено в виде прямоугольника с внутренним двором, оно состоит из более 1000 помещений общей площадью примерно 60 000 кв.м.
Дворец относится к стилю пышного елизаветинского барокко, который так любил Бартоломео Растрелли.
Главный фасад выходит на Дворцовую площадь, он самый ярко украшенный. Сдвоенные колонны создают особый ритмический рисунок здания.
Дополнительными украшениями являются скульптуры и вазы, стоящие по периметру над карнизом.
Три арки ведут во внутренний парадный двор. При Екатерине на всех воротах появились деревянные ворота. В XIX веке, при Александре III, их заменили ажурные металлические ворота с двуглавыми орлами и императорскими вензелями.
Северный фасад смотрит на Дворцовую набережную, он выглядит почти ровно, без больших выступов. Удлиненные окна первого и второго этажей в сочетании с рядами колонн создают впечатление высокой стены, протянутой вдоль Невы.
Помещения дворца делятся на парадные, служебные и жилые. Парадные залы размещены двумя параллельными линиями.
Первый этаж отведен под хозяйственные службы. Наверху размещались квартиры придворных. Покои императорской семьи располагались на втором этаже.
Оформление интерьеров и дальнейшее обустройство Зимнего дворца продолжалось и при следующих императорах.
Устроен зимний сад, в память об Отечественной войне 1812 при Николае I организовали военную галерею с 322 портретами участников военных сражений.
По проекту Огюста Монферрана во дворце оборудованы Петровский (Малый тронный) и Фельдмаршальский залы.
Одним из самых больших и торжественных является Гербовый зал.
В 1837 году во дворце случился огромный пожар, с которым не могли справиться три дня.
Большую часть имущества и все картины вынесли на площадь, но оригинальные интерьеры были утрачены. На их восстановление потребовалось два года.
На протяжении всей своей истории Зимний дворец следовал модным веяниям, в соответствии с которыми перестраивались интерьеры, не один раз менялась окраска наружных стен.
Технический прогресс не обходил стороной Зимний дворец. В 1869 году появилось газовое освещение. Двадцать лет спустя во дворце оборудовали водопровод и электрическое освещение. Для этого на втором этаже установили собственную электростанцию.
Как постоянная резиденция императорской семьи Зимний дворец использовался до 1904 года. В это время в Санкт-Петербурге начинались революционные волнения, и Николай II с семьей перебрался в Царское село, в Александровский дворец, подальше от беспокойного города.
В Зимнем дворце проводились торжественные приемы и парадные обеды.
Сразу после революционных событий 1917 года Зимний дворец и Эрмитаж были объявлены государственными музеями. После окончания гражданской войны для публики открыли картинную галерею, а немного позже и другие собрания Эрмитажа.
В Эрмитаж помимо Зимнего дворца входят еще десять зданий: Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Театр Эрмитаж, Новый Эрмитаж.
Экспозиции филиалов Государственного Эрмитажа размещаются одном из крыльев Главного штаба, во дворце Меншикова, в Музее фарфора и других зданиях.
В собрании Эрмитажа насчитывается более трех миллионов экспонатов. Это произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, археологические находки, монеты, книги.
Основательницей Эрмитажа считается Екатерина II, получившая в 1764 году 317 картин, принадлежащих к голландско-фламандской школе. Картины поступили из частной коллекции прусского купца и коллекционера Й.Э. Гоцковского в счет оплаты долга князю В.С. Долгорукому.
Картины разместили в особом флигеле – Эрмитаже, отсюда и привилось название будущего музея.
Справедливости ради надо сказать, что Петр I, любивший диковинные вещи, внес свою солидную лепту в приобретение уникальных вещей.
Достаточно назвать легендарное золото скифов – изображения зверей – приобретённое князем Гагариным для Сибирской коллекции, которая сегодня хранится в Золотой кладовой.
Анна Иоанновна и Елизавета Петровна получали ценные подарки, которые приносили им иностранные посольства. Однако систематического пополнения коллекции до времени правления Екатерины II не было.
Именно по поручению Екатерины Великой по всей Европы начали скупать десятки, сотни произведений старых мастеров. Иногда приобретались не отдельные картины, а целые сформировавшиеся коллекции.
В Эрмитаж попали полотна таких художников, как Тициан, Рубенс, Рафаэль.
В Эрмитаже находится скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик», она является единственной в России.
Уникальным приобретением Екатерины II стала библиотека Вольтера, с которым ее связывала длительная переписка. Сегодня библиотека Вольтера, состоящая из 6814 книг, собранных французским философом, представляет собой одну из немногих библиотек эпохи Просвещения, которая сохранилась как целостная коллекция.
Собрание Эрмитажа так разрослось, что потребовалась его настоящая реформа. При Александре I коллекция была разделена на несколько частей, при ней появились специальные хранители. Появились картины испанских и английских художников.
В 1814 году в Эрмитаж попала уникальная «Камея Гонзага», датируемая III веком до нашей эры. Она было преподнесена Александру I Жозефиной Богарне, женой Наполеона, в знак признательности русскому императору за обеспечение ее безопасности во время оккупации Парижа союзными войсками.
При Николае I Эрмитаж пополнился почти 600 полотнами, изображающими его любимые батальные сцены. При нём также появился Новый Эрмитаж и капитально отремонтированы другие музейные здания.
Впервые для публичного осмотра музей открылся в 1852 году. Тогда его называли Императорским Эрмитажем.
Годы революции и первые десятилетия советской власти стали настоящим испытанием для Эрмитажа. Целый ряд шедевров мировой живописи и другие ценные экспонаты были проданы за рубеж.
Таким способом добывались средства для нужд индустриализации. Музейные работники по мере сил сопротивлялись разбазариванию уникальных эрмитажных коллекций.
Одновременно музей пополнялся поступлениями с частных коллекций, которые были национализированы.
В военные годы большая часть экспонатов была эвакуирована вглубь страны, но бомбежки и артобстрелы в период блокады Ленинграда значительно повредили музейные здания.
После победы над гитлеровской Германией Эрмитаж пополнился множеством произведений искусства, доставшихся Советскому Союзу в качестве трофеев. Среди них были шедевры Леонардо да Винчи, Джорджоне, Корреджо, Караваджо, Рембрандта, Гейнсборо. Из новых художников Эрмитаж может гордиться картинами Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека.
В Эрмитаже постоянно проходят тематические выставки, которые формируются из экспонатов, хранящихся в запасниках. Многие тысячи уникальных вещей еще остаются скрытыми от широкой публики.
Другим источником интересных экспозиций Эрмитажа является обмен с ведущими мировыми музеями, которые показывают свои шедевры в Санкт-Петербурге.
Летний дворец Петра I
Зимний дворец, Санкт-Петербург, Россия
Замок Локет ( Hrad Loket , Burg Elbogen ) — замок в готическом стиле XII века на массивной скале в городе Локет. Когда-то известный как «Неприступный замок Богемии» из-за его толстых стен, он является одним из старейших и наиболее ценных исторических каменных замков в Чехии. Он находится в ведении Фонда замка Локет с 1993 года и сегодня сохранен как музей и национальный памятник.
, как говорят, был основан в 870 году маркграфами Воэнбурга, которым до 12 века принадлежали все районы Эльбогена. Первое письменное упоминание о Локете как о городе датируется 1234 годом. Согласно археологическим исследованиям, основание каменного замка относится к третьей четверти 12 века. Старый романский замок состоял из двух башен, церкви и здания, стоящего на месте нынешнего дома маркграфа. Прежде всего, замок служил защитой торговому пути, ведущему из Праги через Хеб в Плауэн и Эрфурт. , но после повторного присоединения к Чешскому государству он стал функционировать как пограничная крепость. К этому времени он стал новым административным центром области.
На рубеже 13-го века вокруг стен замка было построено поселение, которое позже превратилось в королевский город. С 1250-х годов замок постепенно расширялся, и бывшее романское здание превратилось в готическую крепость, которую часто посещали члены королевской семьи.
При правлении Пршемысла Отакара II была построена новая крепостная стена с полуцилиндрическими башнями. Гуситские войны не обошли стороной и Локет, когда он оказался в руках сторонника католической церкви бургграфа Путы из Ильбурка. Гуситские войска дважды пытались захватить замок, но оба крестовых похода закончились безуспешно. Комплексная реставрация замка при Вацлаве IV имела решающее значение для его нынешнего вида. Из первоначальных романских построек сохранились в основном чрезвычайно редкая ротонда, фундаменты замковой башни и северного дворца. Дом Маргавы также возник во время правления Вацлава IV.
Дальнейшая реконструкция произошла во второй половине 15 века, когда замок был превращен в представительную родовую резиденцию под управлением Дома Сликов, которая просуществовала более 100 лет.
В 1725 году замок был сожжен, и от замка остались только цокольный этаж и подземелья. В начале 19 века был перестроен Маркграфский дом и создан музей фарфора.
Фрагменты замка
Сегодня замок разделен на девять различных частей, содержащих множество средневековых артефактов, представляющих исторический интерес. Помимо Дома маркграфа, где представлена выставка фарфора и остатки романской ротонды, самой маленькой в своем роде в Чешской Республике, в замке также есть тюремные камеры и камера пыток, свадебная и церемониальная зал, Исторический гербовый и Археологический зал, где экспонируется макет так называемого «заколдованного бургграфа» метеорита Эльбоген, романская призматическая башня, дом бургграфа XV века и дом капитана, а также дом бургграфа XVI века. дворец с двумя флигелями и укреплениями, включающими твердыни.
Дом маркграфа
Построенный в романском стиле, в 1907 году он был окончательно преобразован в нынешний вид и стал городским музеем. После недавней реконструкции музей местного фарфора вновь открыт для публики на на первом этаже. Позднее выставки устраивались и в других помещениях замка. Несколько надгробий выстроены в ряд у входа в здание. на Робичском предместье, с хвалебной поэмой, датируемой примерно 1700 годом, а остальные происходят с бывшего Локетского кладбища у костела св. Иоанна.
Археологический зал
Во время археологических исследований весной 1993 года было найдено множество фрагментов, а также другие материалы, относящиеся ко времени многих периодов реконструкции замка Локет. Затем была обнаружена кладка оригинального романского вала до 1230 года, когда был построен замок. Толщина стен 2,2 на 2,5 метра. В верхней части раскопа, под главным окном, также были обнаружены стены дворца времен перестройки замка во времена правления короля Вацлава и остатки ренессансной кухни 1528–1536 годов.
Ротонда
Ротонда, изначально спрятанная в теле винтовой лестницы в северной части замка, указывает на ее славянское происхождение. Вероятно, он возник в конце 12 века, потому что полная концепция строительства романского замка в противном случае была бы исключением из концепции замков Пршемысловичей 12 века. Следует добавить, что даже историки не согласны с тем, был ли замок произведением архитектуры Штауфа или Пржемысловичей.
Кафедральный собор
Кафедральный собор в стиле барокко был возведен на месте первоначальной готической церкви, сгоревшей в 1725 году. Новая церковь была построена в 1734 году по проекту Вольфганга Браубока. Алтарные росписи приписываются Петру Брандлу, а оба ценных боковых алтаря, вероятно, были работой локетского скульптора Яна Вильда. При реконструкции церкви был восстановлен старый погост за пресвитерием. Здесь установлен памятник владыке Вацлаву Попелю из Лобковиц, заточенному в Локете и погребенному в церковном склепе.
Эрмитаж
Эрмитаж
Эрмитаж — Содержание . ………….. Архитектура вокруг Мир
Гербовый зал/Военная галерея 1812 г./Св. Георгиевский (Большой тронный) зал
Зимний дворец, Эрмитаж
Санкт-Петербург , Россия
Военная галерея 1812 года
Георгиевский (Большой Тронный) зал
Гербовый зал Зимнего дворца «Гербовый зал Зимнего дворца был предназначен для торжественных приемов. Он был создан Василием Стасовым в конец 1830-х гг. Входы в зал обрамлены скульптурными группами. первых русских воинов. К древкам их знамен были прикреплены щитки с гербами русских губерний, что придавало зал свое название. «Стройные колонны, поддерживающие галерею с балюстрадой, фриз с орнаментом из листьев аканта и общее сочетание белый и золотой создают впечатление величественного величия.» — Официальный сайт Эрмитажа Позолота . …… Коринфские колонны Позолота: Балюстрада , поддерживаемая модульонами ….. Свиток листьев аканта на фризе ….. Коринфский колонны |
Военная галерея 1812 года, Зимний дворец «Военная галерея 1812 года создана в 1826 году по соизволению Карла Росси в ознаменование победы России над наполеоновской Францией. Его стены несут 332 портрета генералов, сражавшихся в войне 1812 года и заграничной Кампания 1813-14 гг. Их нарисовал английский художник Джордж Доу при содействии Вильгельма Голике и Александра Полякова». — Официальный веб -сайт Hermitage |
Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца «Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца» был создан в начале 1840-х годов Василием Стасовым, последователем композиционный подход своего предшественника Джакомо Кваренги. |