Ершалаимский храм: Иерусалимский Храм — место, где встречаются эпохи

Иерусалимский Храм — место, где встречаются эпохи

Оглав­ле­ние
  • Храм до Христа
  • Хри­стос в храме
  • Храм после Христа

Храм до Христа

Вели­че­ствен­ная гора, воз­вы­ша­ю­ща­яся над Иеру­са­ли­мом, по биб­лей­ской тра­ди­ции — как иудей­ской, так и хри­сти­ан­ской — иден­ти­фи­ци­ру­ется с горой Мориа, где Авраам должен был при­не­сти в жертву своего сына Исаака, а царь Соло­мон построил извест­ный вет­хо­за­вет­ный храм. Жерт­вен­ник Авра­ама, покры­тый сейчас купо­лом мечети, был когда-то есте­ствен­ной вер­ши­ной горы Мориа. Слово «мориах» про­ис­хо­дит от еврей­ского слова «море» (страх, тре­вога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что озна­чает «Гос­подь усмот­рит».

Пло­щадь на Хра­мо­вой горе назы­ва­ется по-араб­ски Аль Харам Аль Шариф, что озна­чает «почтен­ный двор». Она имеет непра­виль­ную тра­пе­ци­е­вид­ную форму. Про­дол­жи­тель­ность запад­ной стены состав­ляет 491 метров, восточ­ной 462 м, север­ной 310 м и южной 281 м. Эта боль­шая пло­щадь с севера отде­лена кана­вой, выры­той на холме Везефа, с юга — холмом Oфель, с востока — доли­ной Кедрон и с запада — доли­ной Тиро­пеон. Она под­ни­ма­ется на высоту 740 м над уров­нем моря.

На Хра­мо­вую гору ведут восемь ворот — одни из них, Золо­тые Ворота, сейчас заму­ро­ваны. Выйти оттуда можно любыми воро­тами, но войти — не будучи мусуль­ма­ни­ном — только одними: Мав­ри­тан­скими (Муграби), назван­ными так в честь мусуль­ман­ских палом­ни­ков из стран Север­ной Африки. Глав­ный рав­ви­нат запре­щает иудеям вхо­дить на Хра­мо­вую гору по гала­хи­че­ским сооб­ра­же­ниям (невоз­мож­ность совер­шить в наше время очи­сти­тель­ные обряды).

Ворота, через кото­рые Спа­си­тель вошел в Иеру­са­лим, не сохра­ни­лись, но и те, что в Сред­ние века были постро­ены на их месте, ныне заму­ро­ваны. Город­ская стена здесь сов­па­дала со стеной храма. Поэтому, войдя в город через эти ворота, Гос­подь вошел не просто в сам Иеру­са­лим, но непо­сред­ственно на тер­ри­то­рию Иеру­са­лим­ского храма.

Исто­рия и легенды сорев­но­ва­лись между собой, чтобы сде­лать это место святым и необыч­ным. Согласно еврей­ской тра­ди­ции, жерт­вен­ник Авра­ама явля­ется камнем миро­зда­ния, с кото­рого нача­лось сотво­ре­ние мира и на кото­ром дер­жится мир. Бог, созда­вая мир, создал этот камень (на иврите Эвен ха-Штия) в каче­стве основы, кото­рая под­дер­жи­вает Все­лен­ную. Начало Иеру­са­лима также отно­сится к моменту сотво­ре­ния мира: Все­выш­ний кинул камень в море хаоса, и с этого момента начал суще­ство­вать мир. Созда­вая мир, Бог сказал: «Да будет свет» — и первый луч упал на это место. На этом месте был создан первый чело­век, Адам, и здесь принес первую жертву Богу Ной после потопа.

Еще более фан­та­сти­че­скими явля­ются мусуль­ман­ские пре­да­ния. Этот камень связан с небом спе­ци­аль­ными воро­тами, через кото­рые Бог посы­лает еже­дневно в Иеру­са­лим 70 анге­лов для пения «Алли­луйя». Молитва палом­ника, моля­ще­гося на этом месте, стоит больше, чем если бы он молился на небе­сах. Палом­ник, моля­щийся здесь, полу­чает награду, равную награде тысячи муче­ни­ков. Для мусуль­ман это третья по зна­чи­мо­сти свя­тыня после Мекки и Медины.

Мусуль­ман­ская тра­ди­ция гово­рит, что сюда прибыл пророк Мухам­мед из Мекки на своей зна­ме­ни­той лошади прежде чем начать свой путь на небеса для раз­го­вора с Богом и пере­дачи на землю обя­за­тель­ных зако­нов ислама. Темной ночью, когда Мухам­мед спал около Каабы (свя­щен­ного камня в Мекке), его раз­бу­дил Архан­гел Гав­риил (по-араб­ски Джиб­рил) и поса­дил на белого коня с жен­ским лицом и огром­ными кры­льями. Мухам­мед пере­нёсся из Мекки в Иеру­са­лим так быстро, что не успела вылиться вода из опро­ки­ну­того сосуда. За необык­но­вен­ную быст­роту коня назвали аль-Бурак (молния). И когда они стали под­ни­маться с горы, скала стала тоже под­ни­маться под ногами про­рока. Архан­гел Гав­риил оста­но­вил ее, оста­вив на ней след своей руки.

Хри­сти­ан­ская тра­ди­ции, согласно еврей­ской, утвер­ждает, что в этом месте пат­ри­арх Авраам, будучи испы­ты­ваем Богом, зажег костер, чтобы при­не­сти в жертву своего сына Исаака. Когда он поднял нож над его шеей, ангел, послан­ный Богом, оста­но­вил его руку. Жертва эта про­об­ра­зо­вала буду­щее Рас­пя­тие и Вос­кре­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа: На третий день Авраам возвел очи свои и увидел это место… (Быт.22:1-19).

Рекон­струк­ция вто­рого храма

Во вре­мена царя Давида это место явля­лось соб­ствен­но­стью иеву­сея Орны (Арауна), кото­рый на вер­шине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давид в конце своего прав­ле­ния из гор­до­сти при­ка­зал про­ве­сти пере­пись народа, в резуль­тате чего постигло страну нака­за­ние Божие в виде эпи­де­мии. На этом месте увидел царь ангела с мечом, под­ня­тым над Иеру­са­ли­мом, чтобы опу­сто­шить его.

В молитве, умоляя Гос­пода, сказал Давид: вот, я согре­шил, я [пас­тырь] посту­пил без­за­конно; а эти овцы, что сде­лали они? Тогда Давид по ука­за­нию про­рока Гада, отпра­вился к Орне и купил у него гумно и построил жерт­вен­ник, чтобы уми­ло­сти­вить Бога и отвра­тить моро­вую язву (2Цар. 24:18—25).

С тех пор царь Давид хотел постро­ить храм на этом месте, но честь эта выпала его сыну Соло­мону.

Выбор гумна Орны в каче­стве места воз­дви­же­ния вет­хо­за­вет­ного храма гово­рит о том, что обо­жжен­ное солн­цем место труда чело­ве­че­ского, где он при­об­ре­тает чест­ный хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога боль­шую цен­ность, чем самые кра­си­вые места в мире, но не освя­щен­ные трудом рук чело­ве­че­ских. Всякий раз, когда потом при­но­си­лись сюда первые снопы, собран­ные с полей, согласно запо­ве­дям Моисея, оживал в глазах пер­во­на­чаль­ный образ этой горы и гумно Орны.

Царь Соло­мон начал стро­ить храм в чет­вер­тый год своего цар­ство­ва­ния (962 до н. э.): И дом, кото­рый я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов. И доста­нет ли у кого силы постро­ить Ему дом, когда небо и небеса небес не вме­щают Его? И кто я, чтобы мог постро­ить Ему дом? (2Пар.2:5—6).

Стро­и­тель­ство дли­лось семь лет. Для стро­и­тель­ства Соло­мон нанял фини­кий­ских масте­ров, поэтому своим внеш­ним видом напо­ми­нал он фини­кий­ские храмы. Храм окру­жал вели­ко­леп­ный двор. Само здание храма было про­дол­го­ва­той формы и состо­яло из трёх смеж­ных поме­ще­ний оди­на­ко­вой ширины — при­твора (Улам), свя­ти­лища (Хейхал) и Святая святых (Давир). В при­твор под­ни­ма­лись по сту­пе­ням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая назы­ва­лась «Яхин», левая «Боаз».

Камень Осно­ва­ния — скала на Хра­мо­вой горе, над кото­рой рас­по­ла­га­лось Святая святых Иеру­са­лим­ского храма. На Камне Осно­ва­ния стоял Ковчег Завета. По пре­да­нию иудеев, именно с него Гос­подь начал Сотво­ре­ние мира. Сейчас над ним воз­вы­ша­ется зна­ме­ни­тый мусуль­ман­ский Купол Скалы

В свя­ти­лище стоял семи­свеч­ник (менора), по обеим сто­ро­нам кото­рого рас­по­ла­га­лись еще по пять золо­тых семи­свеч­ни­ков, кото­рые отлил Хирам (в храме Ирода стоял уже только один семи­свеч­ник). Эти све­тиль­ники горели посто­янно и осве­щали храм и днем и ночью, а огонь зажи­гался в них исклю­чи­тельно от огня на жерт­вен­нике, как и все другие огни на тер­ри­то­рии храма. В случае уга­са­ния огня на жерт­вен­нике его нужно было воз­жи­гать особым обра­зом. Один из све­тиль­ни­ков семи­свеч­ника, назы­ва­е­мый запад­ным, зажи­гался только раз в год. Семи­свеч­ник в биб­лей­ской тра­ди­ции, а также в совре­мен­ном иуда­изме явля­ется сим­во­лом Боже­ствен­ного света. Эта тра­ди­ция, видимо, послу­жила осно­вой для так назы­ва­е­мого Чина бла­го­дат­ного огня (света) у Гроба Гос­подня в Вели­кую Суб­боту в Иеру­са­лиме, так как Гроб Спа­си­теля сим­во­ли­зи­рует жерт­вен­ник, где было поло­жено обес­кров­лен­ное тело Христа, как и тре­бо­ва­лось от пас­халь­ного агнца. Согласно пра­во­слав­ной тра­ди­ции, вынос Свя­того Огня (Света) сим­во­ли­зи­рует выход из Гроба Света Истин­ного, то есть вос­крес­шего Христа. В Древ­ней Церкви было рас­про­стра­нено мнение, что освя­ще­ние Храма Гроба Гос­подня и вет­хо­за­вет­ного храма Соло­мона про­изо­шло в еврей­ский празд­ник Кущей, сов­па­де­ние дат вос­при­ни­ма­лось как один из знаков пре­ем­ствен­но­сти.

Кроме семи­свеч­ни­ков, в свя­ти­лище у стен, в два ряда, раз­ме­ща­лись пять золо­тых столов хлебов пред­ло­же­ния (в раме Ирода только один). Перед входом в Святая святых стоял неболь­шой кадиль­ный алтарь из кед­ро­вого дерева, покры­тый золо­том, для вос­ку­ре­ния фимиама. От свя­ти­лища Святая святых отде­ля­лась заве­сой из голу­бой, пур­пу­ро­вой и черв­ле­ной шерсти и кру­че­ного вис­сона (тон­кого льна) с изоб­ра­же­ни­ями львов и херу­ви­мов. Счи­та­ется, что именно эта завеса разо­рва­лась в момент смерти Христа на Гол­гофе: Иисус же, опять возо­пив гром­ким голо­сом, испу­стил дух. И вот, завеса в храме раз­дра­лась надвое, сверху до низу… (Мф.27:50—51).

В Святая святых стоял Ковчег Завета с фигу­рами херу­ви­мов над крыш­кой и Скри­жа­лями Завета внутри. Ковчег был уста­нов­лен на камен­ном помо­сте над вер­ши­ной скалы Авра­ама, высо­тою в 3 пальца от уровня пола. Два гигант­ских херу­вима высо­той около 5 метров, выре­зан­ные из олив­ко­вого дерева и покры­тые золо­том, воз­вы­ша­лись по двум сто­ро­нам Ков­че­гом Завета. Согласно тра­ди­ции, рядом с Ков­че­гом стоял на полу сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан из бла­го­род­ного дерева ситтим (сорт акации). Статуи херу­ви­мов были выре­заны из дикой мас­лины, а жезл Аарона — из мин­даль­ного дерева.

Созда­ние Ков­чега Завета. Гра­вюра. 1728

После освя­ще­ния храма царем Соло­мо­ном, Слава Божия при­сут­ство­вала в Святая святых в виде облака. Только пер­во­свя­щен­ник имел право один раз в год, в День Очи­ще­ния (Йом Кипур) войти внутрь. В Святая святых не было окон, там царила полная тем­нота, потому что Гос­подь «Мрак сделал покро­вом Своим» (Пс.17:12).

В самом центре внут­рен­него двора, напро­тив входа в при­твор, стоял медный, огром­ных раз­ме­ров жерт­вен­ник все­со­жже­ния, к кото­рому под­ни­ма­лись по наклон­ной плос­ко­сти. Огонь на нем, по запо­веди, нико­гда не угасал.

Вави­лон­ский царь Наву­хо­до­но­сор пол­но­стью раз­ру­шил храм Соло­мона в 586 году до н. э. Пророк Иезе­ки­иль видел, как «слава Иеговы» в виде облака поки­дает Иеру­са­лим: И под­ня­лась слава Гос­пода из среды города и оста­но­ви­лась над горою, кото­рая на восток от города (Иез. 11:23). Это была гора Еле­он­ская, с кото­рой впо­след­ствии воз­несся на небо Иисус Хри­стос. Семь­де­сят лет спустя пер­сид­ский царь Кир издал декрет, раз­ре­шав­ший изгнан­ни­кам воз­вра­титься в Иудею и вос­ста­но­вить Иеру­са­лим­ский храм. После воз­вра­ще­ния из плена нача­лась вос­ста­нов­ле­ние храма под руко­вод­ством Зоро­ва­веля. Второй храм усту­пал пер­вому по вели­чию и кра­соте. Святая святых оста­ва­лось пустым, Боже­ствен­ное при­сут­ствие в виде облака поки­нуло его, а также Ковчег Завета со Скри­жа­лями был утра­чен навсе­гда. Сохра­ни­лось пре­да­ние, что он най­дется в конце вре­мени.

В 167 году до н. э. храм был осквер­нен селев­кид­ским пра­ви­те­лем Антиохом Эпи­фа­ном IV, кото­рый уста­но­вил на его тер­ри­то­рии статую Зевса. Это собы­тие стало при­чи­ной вос­ста­ния Мак­ка­веев, кото­рые заново освя­тили храм и уста­но­вили в память об этом собы­тии празд­ник Ханука (освя­ще­ние).

Сын Анти­па­тра, рим­ского про­ку­ра­тора Иудеи, слу­жив­ший при цар­ском дворце, устроив пере­во­рот, воца­рился и осно­вал новую дина­стию, уни­что­жив прежде всех потом­ков Мак­ка­веев. Его звали Ирод. Про­ис­хо­дил он из тех самых иду­меев (потомки Исава), кото­рых Мак­ка­веи насиль­ственно обра­тили в иуда­изм.

В 19 году до н. э. царь Ирод, чтобы добиться ува­же­ния народа и при­крыть перед евре­ями свое иду­мей­ское про­ис­хож­де­ние, склон­ность к элли­низму, а также мно­го­чис­лен­ные пре­ступ­ле­ния, пред­при­нял смелый план рекон­струк­ции храма. Для этой гран­ди­оз­ной работы было нанято десять тысяч рабо­чих, и тысяча свя­щен­ни­ков обу­ча­лась стро­и­тель­ному мастер­ству, чтобы мир­ские люди не имели доступа к свя­щен­ным поме­ще­ниям.

Иску­ше­ние Христа диа­во­лом в пустыне. XVI в. Источ­ник изоб­ра­же­ния ruicon.ru

Храм полу­чился необык­но­венно кра­си­вым. В него вели пять ворот (по другим источ­ни­кам — 12). Вели­ко­леп­ная гале­рея укра­шала его с четы­рех сторон, вклю­чая зна­ме­ни­тый Коро­лев­ский портик и так назы­ва­е­мый портик Соло­мона.

Юго-восточ­ный угол этого пор­тика, часто назы­ва­е­мый «вер­ши­ной храма», тянулся вдоль южной стены храма и нахо­дился на самом краю глу­бо­кой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь про­ис­хо­дило опи­сан­ное в Еван­ге­лии одно из иску­ше­ний Христа: Потом берет Его диавол в святой город и постав­ляет Его на крыле храма, и гово­рит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо напи­сано: Анге­лам Своим запо­ве­дает о Тебе, и на руках поне­сут Тебя, да не пре­ткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: напи­сано также: не иску­шай Гос­пода Бога твоего (Мф.4:5—7).

С этого угла был также сбро­шен и побит кам­нями во время про­по­веди в 62 году Иаков, брат Гос­по­день, первый епи­скоп Иеру­са­лима.

Кре­пость Анто­ния. Макет

На про­ти­во­по­лож­ном углу Хра­мо­вой пло­щади нахо­ди­лась зна­ме­ни­тая кре­пость Анто­ния, кото­рая, помимо хра­не­ния обла­че­ния пер­во­свя­щен­ника, исполь­зо­ва­лась рим­ля­нами глав­ным обра­зом как наблю­да­тель­ная точка, откуда удобно было кон­тро­ли­ро­вать пове­де­ние бого­моль­цев в храме, осо­бенно по случаю боль­ших празд­ни­ков. Здесь апо­стол Павел после посе­ще­ния храма избе­жал смерти от фана­ти­че­ски настро­ен­ных иудеев, объ­явив себя граж­да­ни­ном Рима (Деян. 22:25—29).

За внеш­ней стеной нахо­дился двор, куда сго­ня­лись пред­на­зна­чен­ные для про­дажи жерт­вен­ные живот­ные, здесь устра­и­ва­лись меняль­ные кон­торы, осо­бенно перед празд­ни­ками. Доступ сюда был открыт всем, вклю­чая языч­ни­ков. Внут­рен­ний двор был пред­на­зна­чен исклю­чи­тельно для изра­иль­тян иудеев и отде­лен забо­ром из рез­ного камня, на кото­ром были при­креп­лены таб­лички на гре­че­ском и латин­ском языках, пре­ду­пре­ждав­шие, что необ­ре­зан­ным под стра­хом смерти запре­щен вход внутрь. В восточ­ной части хра­мо­вого двора нахо­дился квад­рат­ный в плане так назы­ва­е­мый жен­ский двор, окру­жен­ный бал­ко­ном. В каждом из его четы­рех углов были квад­рат­ные при­делы: для назо­реев, для про­ка­жен­ных и для хра­не­ния масла и вина, также двор для дров, необ­хо­ди­мых для суще­ство­ва­ния жерт­вен­ника.

Тет­ра­д­рахма времен раз­ру­ше­ния Иеру­са­лима с изоб­ра­же­нием фасада храма. Най­дена во время рас­ко­пок. По одной из версий, тет­ра­д­рахма рав­ня­лась среб­ре­нику. 30 среб­ре­ни­ков Иуда полу­чил от Синед­ри­она за пре­да­тель­ство Христа.

Еврей­ский исто­рик Иосиф Флавий так опи­сы­вает внеш­ний вид храма: «Внеш­ний вид храма пред­став­лял всё, что только могло вос­хи­щать глаз и душу. Покры­тый со всех сторон тяже­лыми золо­тыми листами, он бли­стал на утрен­нем солнце ярким огнен­ным блес­ком, осле­пи­тель­ным для глаз, как сол­неч­ные лучи. Чужим, при­бы­вав­шим на покло­не­ние в Иеру­са­лим, он издали казался покры­тым снегом, ибо там, где он не был позо­ло­чен, он был осле­пи­тельно бел» («Иудей­ская война», V, 5–6). Иосиф Флавий пишет также, что с высо­кой тер­расы храма можно было уви­деть про­стран­ство от Сре­ди­зем­ного до Мерт­вого моря.

Храм Ирода был построен с исполь­зо­ва­нием эле­мен­тов греко-рим­ской архи­тек­туры, его вели­че­ствен­ность впе­чат­ляла и апо­сто­лов: Учи­тель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк.13:1).

Вет­хо­за­вет­ный храм кипел жизнью. Гла­зами вооб­ра­же­ния можно пред­ста­вить себе его буд­нич­ный день.

Вот левиты, совер­шив обряд очи­ще­ния, спешат к своим обя­зан­но­стям, а книж­ники и фари­сеи, усев­шись под колон­нами, спорят о законе и ищут аргу­менты, как бы опро­верг­нуть утвер­жде­ния сад­ду­кеев. Свя­щен­ники и зна­токи Писа­ний, ожидая откры­тия засе­да­ния Синед­ри­она, сорев­ну­ются в точ­ней­шем истол­ко­ва­нии закона.

При­шед­ший из поля зем­ле­де­лец с пер­выми сно­пами пше­ницы встре­ча­ется здесь с город­ским ари­сто­кра­том, кото­рый ведет на веревке трех­лет­него тельца башан­ского, а набож­ный, но рев­ни­вый муж тащит с собой свою лег­ко­мыс­лен­ную жену, подо­зре­ва­е­мую в измене, чтобы горь­кими водами испы­тать ее вер­ность.

Под высо­ким пор­ти­ком двора языч­ни­ков народ увле­ченно бесе­дует с ново­яв­лен­ным про­ро­ком, а про­давцы голу­бей громко выкри­ки­вают из-за при­лавка.

Звуки тор­говли, пла­мен­ных споров, пес­но­пе­ний и част­ной молитвы меша­ются здесь со зву­ками труб, голо­сами уби­ва­е­мых живот­ных и с трес­ком пла­мени на костре жерт­вен­ника.

Хри­стос в храме

Для нас, хри­стиан, самыми цен­ными явля­ются кар­тины храма, запе­чат­лен­ные на стра­ни­цах Еван­ге­лия. Здесь про­ис­хо­дило вве­де­ние во Храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы, здесь пророк Заха­рия во время слу­же­ния в храме полу­чил весть от Ангела о том, что его пре­ста­ре­лая жена родит ему сына, буду­щего Иоанна Кре­сти­теля, кото­рый будет велик пред Гос­по­дом и предъ­и­дет пред Ним в духе и силе Илии (Лк.1:15, 17).

Сюда был при­не­сен Богом­ла­де­нец Иисус своими свя­тыми роди­те­лями в дар Богу, на 40‑й день после рож­де­ния, и встре­чен стар­цем Симео­ном и про­ро­чи­цей Анной. В память об этом собы­тии был уста­нов­лен хри­сти­ан­ский празд­ник — Сре­те­ние Гос­подне (Лк.2:25–39).

Сре­те­ние Гос­подне. Икона XV в. Ново­го­род Источ­ник изоб­ра­же­ния icons.pstgu.ru

Здесь нашли Его роди­тели, сидя­щего посреди учи­те­лей, слу­ша­ю­щаго и спра­ши­ва­ю­щаго их так, что все диви­лись разуму и отве­там Его (Лк. 2:46–47), здесь же на крыле храма Он был иску­шаем от сатаны (Лк.4:9—12). Отсюда выгнал всех про­да­ю­щих и поку­па­ю­щих и опро­ки­нул скамьи менов­щи­ков и скамьи про­да­ю­щих голу­бей, сказав, что дом Мой домом молитвы наре­чется для всех наро­дов? а вы сде­лали его вер­те­пом раз­бой­ни­ков (Мк.11:17).

Здесь не осудил блуд­ницы, пред­ло­жив пер­вому бро­сить камень тому, кото­рый нико­гда не согре­шил (Ин.8:2—11). К этому храму совер­шил свой слав­ный Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим, когда народ кричал Осанна Сыну Дави­дову! бла­го­сло­вен гря­ду­щий во имя Гос­подне! осанна в вышних! (Мф.21:9). Сюда вернул Иуда трид­цать среб­ре­ни­ков пер­во­свя­щен­ни­кам и ста­рей­ши­нам, сказав согре­шил я, предав кровь невин­ную (Мф.27:4).

В этом храме исце­лял, про­по­ве­до­вал и гово­рил притчи, здесь же пред­ска­зал его буду­щее раз­ру­ше­ние: И выйдя, Иисус шел от храма; и при­сту­пили уче­ники Его, чтобы пока­зать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не оста­нется здесь камня на камне; всё будет раз­ру­шено (Мф. 24:1—2).

Фран­че­ско Айец. Раз­ру­ше­ние Иеру­са­лим­ского храма. 1867

Это ужас­ное про­ро­че­ство испол­ни­лось в 70 году н. э. Иеру­са­лим был пол­но­стью раз­ру­шен, а храм сожжен во время осады Иеру­са­лима рим­ской армией во главе с Титом, сыном импе­ра­тора Вес­па­си­ана . От этого неко­гда вели­че­ствен­ного соору­же­ния оста­лись лишь раз­ва­лины, став­шие для народа изра­иль­ского зна­ме­нием суда Божьего.

Этот день в исто­рии Изра­иля стал сим­во­лом всех несча­стий, стра­да­ний и народ­ных бед­ствий. Согласно еврей­ской тра­ди­ции, в тот же день (9 Ава по еврей­скому кален­дарю) был пол­но­стью раз­ру­шен также и первый храм, постро­ен­ный царем Соло­мо­ном (Иосиф Флавий ука­зы­вает 10 Ава).

В Тал­муде гово­рится, что за 40 лет до раз­ру­ше­ния храма, постро­ен­ного Иродом, вет­хо­за­вет­ные жерт­во­при­но­ше­ния поте­ряли свою силу: «Зa сорок лет до раз­ру­ше­ния храма жребий (козлов) не выпал на правую сто­рону; крас­ная лента не побе­лела; запад­ный свет пере­стал гореть; двери свя­ти­лища (ворота храма) откры­лись сами по себе…» (Йома 39б).

В жребий и лента явля­ются частью обряда Дня Очи­ще­ния (Йом Кипур). Этот вет­хо­за­вет­ный празд­ник, по тол­ко­ва­нию святых отцов, явля­ется про­об­ра­зом иску­пи­тель­ной жертвы Христа и Его Вто­рого При­ше­ствия. Откры­ва­ю­ща­яся сама по себе дверь воз­вра­щает нас к завесе, разо­рвав­шейся на две части во время смерти Христа на горе Гол­гофе (Мф.27:51).

Слова Спа­си­теля Се, остав­ля­ется вам дом ваш пуст (Мф.23:38; Лк.13:35), по тол­ко­ва­нию Евфи­мия Зига­бена, озна­чают, что «дом ваш», т. е. храм, остав­ля­ется пустым, так как в нем не оби­тает больше бла­го­дать Божия. В Ветхом Завете храм (Хейхал), часто назы­вают домом Божьим или домом Гос­пода (Ездр.1:4; Иер.28:5; Пс.91:14; 134:2). В Новом Завете храм тоже назы­ва­ется домом Божьим (Мф.12:4) или домом «Отца Моего» (Лк.2:49; Ин.2:16).

Храм после Христа

Долгое время Хра­мо­вая пло­щадь нахо­ди­лась в руинах и запу­сте­нии. В 130 году н. э. импе­ра­тор Адриан построил на раз­ва­ли­нах Иеру­са­лима рим­скую коло­нию под назва­нием Элия Капи­то­лина, а на Хра­мо­вой пло­щади — язы­че­ское свя­ти­лище в честь Юпи­тера Капи­то­лий­ского, что стало непо­сред­ствен­ной при­чи­ной вос­ста­ния Бар-Кохбы в 132 году. Вос­ста­ние было подав­лено, и Адриан издал декрет, по кото­рому всем, кто под­вергся обре­за­нию, доступ в город был запре­щен.

Купол Скалы. Мечеть над камнем Осно­ва­ния

«По сей день невер­ным рабам запре­ща­ется вхо­дить в Иеру­са­лим, ибо они убили слуг Бога и даже Сына Его. Им доз­во­лено при­хо­дить в город лишь для того, чтобы опла­кать его, и за деньги поку­пают они себе право опла­кать раз­ру­ше­ние своего города», — писал в IV веке бла­жен­ный Иеро­ним.

В 363 году импе­ра­тор Юлиан Отступ­ник пытался вос­ста­но­вить храм Бога Изра­иля, чтобы опро­верг­нуть про­ро­че­ство Иисуса отно­си­тельно храма (Лк.21:6), но, как пишут исто­рики, зем­ле­тря­се­ние, бури и огонь, выры­вав­шийся из-под земли, пре­рвали нача­тую постройку, а насту­пив­шая вскоре смерть Юлиана поло­жила конец всем его планам.

С тех пор свя­щен­ная пло­щадь на горе Мориа была забро­шена, а в визан­тий­ский период стала даже скла­дом мусора.

Хра­мо­вая гора стала снова местом покло­не­ния и молитвы после захвата Пале­стины ара­бами в 638 году. Халиф Омар построил здесь первую дере­вян­ную мечеть, а омей­яд­ский халиф Абд аль-Малик в 661 году заме­нил ее камен­ным «Купо­лом-над-Скалой», кото­рый стоит здесь до сего­дняш­него дня.

В южной части Хра­мо­вой пло­щади в 705 году халиф аль-Валид построил мечеть Аль-Акса, что озна­чает «мечеть отда­лен­ная». Согласно мусуль­ман­ской тра­ди­ции, с этим местом свя­зано ночное путе­ше­ствие про­рока Мухам­меда из Мекки в Иеру­са­лим и его воз­не­се­ние на небо.

После заво­е­ва­ния Иеру­са­лима кре­сто­нос­цами в 1099 году мечети на Хра­мо­вой горе были пре­вра­щены в церкви: «Купол-над-Скалой» стал Храмом Гос­пода (Тем­плюм Домини), а Аль-Акса — храмом Свя­того Соло­мона (Тем­плюм Соло­мо­нис).

В 1187 году, после пора­же­ния кре­сто­нос­цев в битве на горе Хиттим, Иеру­са­лим был заво­е­ван вой­сками Сала­дина (Салах ад-Дина).

В ходе взятия города несколько мусуль­ман­ских воинов взо­бра­лось на вер­шину «Купола-над-Скалой» где стоял золо­той крест. В этот момент, как пере­дают араб­ские и хри­сти­ан­ские хро­ники, битва была пре­рвана и глаза всех смот­рели в одну точку — крест на куполе. Когда мусуль­ман­скими вои­нами крест был сбро­шен на землю, тогда по всему Иеру­са­лиму раз­несся такой крик, что земля задро­жала. Мусуль­мане кри­чали от радо­сти, хри­сти­ане от ужаса. С тех пор над горой Мориа доми­ни­рует неиз­менно мусуль­ман­ский полу­ме­сяц.

Иеру­са­лим­ский храм: место, где встре­ча­ются эпохи

От вет­хо­за­вет­ного храма сохра­нился только фраг­мент стены, окру­жа­ю­щей Хра­мо­вую гору, кото­рая уце­лела после штурма рим­ских леги­о­не­ров в 70 году. Эту стену обычно назы­вают Стеной Плача (Котель ха-Маарави), или Запад­ной стеной. В дей­стви­тель­но­сти эта стена не явля­ется частью вет­хо­за­вет­ного храма, а только частью под­пор­ной стены, выпол­нен­ной так, чтобы обра­зо­вать ровное плато на уровне вер­шины горы Мориа.

После раз­ру­ше­ния храма она стала самым святым местом иуда­изма. В первые века после раз­ру­ше­ния храма евреи соби­ра­лись на молитву на Мас­лич­ной горе, откуда откры­ва­ется вид на всю Хра­мо­вую пло­щадь. Начи­ная с V в. воз­ни­кает обычай молиться у Стены Плача и опла­ки­вать раз­ру­ше­ние храма. Посте­пенно Стена Плача пре­вра­ща­ется в место, сим­во­ли­зи­ру­ю­щее былое вели­чие Изра­иля и упо­ва­ние на его буду­щее.

9 Ава (начало авгу­ста) в Изра­иле явля­ется днем наци­о­наль­ного траура. У Стены Плача соби­ра­ются иудеи, для того чтобы опла­ки­вать раз­ру­ше­ние храма. Чита­ются особые молитвы, Книга про­рока Иере­мии и Книга Плач Иере­мии:

Вспомни, Гос­поди, что над нами совер­ши­лось; призри и посмотри на пору­га­ние наше. Насле­дие наше пере­шло к чужим, домы наши — к ино­пле­мен­ным… Отцы наши гре­шили: их уже нет, а мы несем нака­за­ние за без­за­ко­ния их (Плач.5:1-2, 7).

В Древ­ней хри­сти­ан­ской Церкви деся­тое вос­кре­се­нье после Троицы было днем памяти о раз­ру­ше­нии Иеру­са­лима. Сего­дня эта тра­ди­ция уже забыта.

журнал “Фома”

Кто разрушил Иерусалимский храм? — Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Одно из обвинений, предъявленных Христу на суде Синедриона, напрямую было связано с Иерусалимским храмом. Нашлись свидетели, которые утверждали, что Христос собирался ни много ни мало — разрушить эту главную святыню Израиля: … мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный (Мк 14:58).

Обвинение, конечно же, очень серьезное. Но даже предвзятый суд первосвященников, желавших смерти Иисуса, почему-то не признал его достаточным для вынесения смертного приговора. В чем же дело? Неужели судьи посчитали, будто подготовка столь масштабного злодеяния — слишком слабый аргумент против галилейского проповедника? Ведь это было бы так эффектно — вывести к народу преступника и сказать: «Вот, люди, этот негодяй хотел разрушить нашу гордость и радость, он покусился на самое дорогое, что есть у каждого иудея, — на Иерусалимский храм! За это мы приговорили его к смерти».

Причина отказа от столь убедительного и пафосного обвинения достаточно проста, хотя и не сразу понятна, поскольку современный человек не очень хорошо представляет, каким же был Иерусалимский храм в то время. После реконструкции, произведенной царем Иродом Великим, храм представлял собой огромное сооружение, по размерам и роскоши отделки не имевшее себе равных на всем Востоке. Самая впечатляющая деталь нового храма — платформа размером 14 гектаров (приблизительно 12 футбольных полей) — частично сохранилась до наших дней. Для устройства этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме.

Обвиняя Христа в намерении разрушить столь величественный архитектурный комплекс, судьи попадали в ими же подготовленную ловушку. Если Иисус — обычный бродячий проповедник, такое обвинение выглядело бы нелепо: ведь нельзя же всерьез верить, будто один человек способен разрушить то, что тысячи людей строили на протяжении нескольких десятилетий. А если Он действительно Мессия, способный силой Божьей творить подобные чудеса, тогда как может народ Израиля судить своего Спасителя? Поэтому обвинение было признано недостаточным. Тем более что и подтверждалось оно показаниями людей, прямо названных в Евангелии лжецами:

Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лже­свидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его (Мф 26:59—61). В чем же тут была ложь? Неужели обманщики не могли придумать более правдоподобное обвинение, приписав Иисусу столь безумные угрозы? Один из крупных специалистов по лжи спустя два тысячелетия утверждал: чем чудовищнее ложь, тем легче ей верят люди. Но в случае с обвинением Христа ложь заключалась не в самом факте, а в деталях. Спаситель действительно два года назад говорил похожие слова в Иерусалимском храме: …разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19), но подразумевал при этом вовсе не храм Иерусалимский, а собственное тело, так что Его слова были пророчеством о Его крестной смерти и воскресении:
На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус
(Ин 2:19—21). Ложь свидетелей была в передергивании и подмене слов. Христос не говорил: могу разрушить, но — разрушьте, не говорил созижду, но — воздвигну. От таких «мелочей» общий контекст сказанного меняется очень существенно. Но в целом обвинение все же было абсурдным и могло рассматриваться лишь в качестве оскорбления в адрес храма, что для смертного приговора было явно недостаточно.

Однако тогда же Иисус говорил и о разрушении Иерусалимского храма: И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено

(Мф 24:1—2). Эти слова на суде могли прозвучать куда более убедительно, но слышали их только ученики, поэтому лжесвидетели не могли присовокупить их к своему обвинению. Конечно же, Иисус не собирался разрушать Иерусалим. Как Богочеловек, Он провидел трагическую судьбу храма, который был разрушен до основания спустя три десятилетия во время штурма восставшего Иерусалима римскими войсками. Но не было в Его словах ничего, кроме горечи и жалости к людям, не сумевшим узнать своего Спасителя, и обрекающим себя этим на грядущую гибель: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст
(Мф 23:37—38).

Йом Йерушалаим — TheTorah.com

Связывание Исаака, священная легенда для Иерусалимского храма

Действие Акеда (связывание Исаака) происходит на горе в малоизвестной земле Мориа. Когда иудейский писец позже пересмотрел эту историю, чтобы ангел ЯХВЕ остановил Авраама от убийства его сына, он соединил Мориа с Иерусалимским храмом, тем самым дав ему новый hieros logos — священную легенду об основании, чтобы конкурировать с северным культом. сайт Бет-Эль.

Проф.

Рами Арав

,

,

Суккот, Праздник будущего искупления для евреев и неевреев

Захария 14 предвидит время, когда все народы придут в Иерусалимский Храм в Суккот. На эсхатологическое значение праздника в период Второго Храма можно намекнуть в псевдоэпиграфических произведениях, в книге Откровения и на монетах, отчеканенных во время великого восстания и восстания Бар-Кохбы.

Проф. Раввин

Джошуа Гарроуэй

,

,

Места, которые выберет ЯХВЕ: Гевал, Силом и Иерусалим Самаритяне интерпретировали это как гору Гаризим около Сихема. Археология и редакционная критика сходятся на компромиссном решении: речь идет о ряде мест, по одному месту за раз.

Цви Кенигсберг

,

,

Какие виды рыбы ели в Древнем Иерусалиме?

Останки рыбьей кости, обнаруженные в ходе восьми различных раскопок в Иерусалиме, от железного века до раннего исламского периода, дают нам представление о том, какую рыбу ели местные жители и откуда она была импортирована.

Профессор

Омри Лернау, доктор медицинских наук

,

,

Как Иерусалимский храм был «выбран» в качестве единственного места поклонения Когда это должно было произойти, согласно Второзаконной истории, и когда это произошло исторически?

Д-р

Дэвид Глатт-Гилад

,

,

Что мы узнали в результате просеивания Земли на Храмовой горе

Основатели и руководители проекта просеивания Храмовой горы объясняют происхождение проекта и его цели , и выделить некоторые из его важных находок.

Доктор

Габриэль Баркай

,

Заки Двира

,

Вавилонские чиновники, наблюдавшие за осадой Иерусалима

Иеремия 39описывает осаду Навуходоносором Иерусалима и даже называет некоторых чиновников, которые были с ним, и их титулы (ст. 3). Вавилонские административные записи, обнаруженные археологами, пересматривают наше понимание того, кем они были.

Проф.

Шалом Э. Хольц

,

,

Завоевание Иерусалима израильтянами в Библии: когда и кем?

Иерусалим в 14 веке до н. э. был ханаанским городом; к 10/9 векам до н.э. это был израильтянин. В Библии записано несколько разных рассказов о том, как он был завоеван. Что нам делать с этими разными традициями?

Доктор Рабби

Зев Фарбер

,

,

Древний прецедент войны Судного дня?

Два завоевания Иерусалима римлянами (Помпеем в 63 г. до н. э. и Созием в 37 г. до н. э.) якобы произошли в «день поста», во время которого евреи почти не защищались. Это ссылка на Йом Кипур и почему евреи не защищались?

Д-р

Надав Шарон

,

,

Дебаты о централизованном жертвенном поклонении и употреблении в пищу мяса, не принесенного в жертву

Первый свод законов Моисея во Второзаконии (11:31–12:28) требует от израильтян уничтожить ханаанские места поклонения и сосредоточить жертвоприношения Яхве в выбранном Им месте. Это также позволяет им есть мясо, не жертвуя животным, при определенных условиях. При внимательном рассмотрении терминов речи Моисея видно, что текст дополнялся не менее трех раз.

Доктор

Симеон Чавел

,

,

Отношение евреев к Земле Израиля во времена Второго Храма

Доктор

Малка З. Симкович

,

,

Параша, беременная прошлым, настоящим и будущим главных героев Израиля , рождение сыновей Иакова и уход Иакова из Харрана.

Проф.

Цви Бен-Дор Бените

,

,

Второзаконие: религиозная централизация или децентрализация?

Централизация богослужения во Второзаконии (в Иерусалиме) обычно рассматривается как увеличение силы культа. Однако это также является частью программы мирянизации Второзакония, которая уменьшает власть священников и левитов и распространяет требования святости завета на весь Израиль.

Dr.

Baruch Alster

,

,

Таинственная земля Мории

Редакционный персонал

,

,

yom yerushalayim and the Hemple Mount: «Чудеса библейка.0001

(29 апреля 2013 г. / JNS) В то время как Шестидневная война 1967 года положила начало 46-летнему периоду противоречивых и сложных политических реалий, израильтяне ежегодно радостно празднуют исторические военные победы того года над Египтом, Сирией и Иорданией.

В частности, израильтяне отмечают Йом Ершулаим — День Иерусалима — национальный праздник, посвященный воссоединению Иерусалима в 1967 году и установлению израильского контроля над Старым городом. Знаменитый призыв десантников, который живо помнят израильтяне, «Хар абайит бьядейну» («Храмовая гора в наших руках»), для многих является символом национальной победы и восстановления в современном Государстве Израиль.

«Когда мы слышим этот зов, это момент, полный эмоций. Йом Иерусалим — это день чудес библейского масштаба», — сказал JNS.org раввин Хаим Рихман, международный директор Института Храма.

«Победа в Иерусалиме вызывает самые драгоценные эмоции, потому что она лежит в основе нашей идентичности как еврейского народа. Иерусалим упоминается более 700 раз в еврейских писаниях. А в самом сердце Иерусалима и Старого города находится Храмовая гора», — сказал Ричман.

После исторического освобождения Храмовой горы в 1967 году израильское правительство быстро вернуло суверенитет над этим местом Вакфу — мусульманской религиозной организации, которая служила хранителем Храмовой горы на протяжении 19-летней незаконной оккупации Иерусалима Иорданией. Этот шаг удивил многих евреев и мусульман.

Подпишитесь на новостную рассылку JNS Daily Syndicate
по электронной почте и никогда не пропустите
наши главные новости

Храмовая гора, место расположения Первого и Второго еврейских храмов, общепризнано как самое святое место во всем иудаизме. Согласно раввинистическим источникам, Первый Храм простоял 410 лет, а Второй Храм простоял 420 лет.

Мусульмане считают это место святым, несмотря на то, что Иерусалим никогда не упоминается в Коране. По сей день мусульманский вакф сохраняет контроль над этим местом, введя строгие ограничения на еврейское богослужение. В результате Храмовая гора из всех мест стала горячей точкой, где евреям не разрешается возносить мирные молитвы.

После Шестидневной войны лидеры Палестинской администрации, включая Ясира Арафата и нынешнего председателя Палестинской администрации Махмуда Аббаса, пытались отрицать, что Храмовая гора имеет какое-либо значение в иудаизме. Во время саммита в Кэмп-Дэвиде в 2000 году Ясир Арафат, как известно, отрицал, что на этом месте когда-либо стоял еврейский храм.

Тем не менее, согласно брошюре под названием «Краткий путеводитель по Аль-Харам аш-Шариф, Иерусалим», путеводителю для посетителей Храмовой горы, опубликованному Высшим мусульманским советом в 1925 году, святость Храмовой горы «датируется самые ранние времена».

«Его идентичность с храмом Соломона не подлежит сомнению», — говорится в брошюре. «Это тоже место, согласно всеобщему поверью, на котором Давид устроил там жертвенник Господу и вознес всесожжения и мирные жертвы» 9.0003

И хотя многие не были заинтересованы в том, чтобы поставить вопрос о еврейском суверенитете на Храмовой горе на передний план национальной повестки дня, сегодня все больше израильтян задаются вопросом, как самое святое место в иудаизме, в самом сердце столицы еврейского Государство стало запретным для еврейского богослужения.

«Существует серьезная проблема суверенитета, и есть психологические проблемы, которые сдерживают нас. Это очень сложная проблема. Лучше всего быть позитивным», — сказал Ричман.

По словам Ричмана, за последние несколько лет произошло несколько положительных изменений.

На прошлой неделе депутат Мири Регев, новоизбранный председатель комитета Кнессета по внутренним делам и окружающей среде, попала в заголовки национальных газет, заявив: «Я не понимаю, почему еврею не разрешается молиться в самом священном для него месте — в Храме. Устанавливать.»

«Я намерен в ближайшее время совершить поездку туда с упором на свободу еврейской молитвы», — сказал Регев.

Регев добавила, что в ближайшие недели она намерена провести ознакомительную поездку по району со специальной комиссией, чтобы вернуться к этому вопросу.

Замечания Регева были встречены критикой со стороны других членов израильского правительства. Заместитель министра финансов Микки Леви, бывший командир полиции Иерусалима, заявил: «Это провокационный и ненужный шаг, который может вызвать взрыв в районе и привести к серьезным последствиям».

И все же Ричмана это не останавливает.

«Сегодня несколько еврейских политиков открыто обсуждают еврейский суверенитет на Храмовой горе», — сказал Ричман JNS.org . «Двадцать лет назад политики, говорящие о таких вещах, не получили бы ни минуты внимания СМИ. Но сейчас люди говорят о ситуации. Это означает, что в публичном дискурсе происходит динамический сдвиг парадигмы».

Этот сдвиг частично связан с работой таких организаций, как Институт Храма, возглавляемый в Израиле раввином Исраэлем Ариэлем — одним из десантников, принявших командование на месте во время Шестидневной войны.

В качестве международного директора Ричман является ученым-раввином, который более 25 лет работал в Институте Храма, изучая и обучая ритуалам, проводившимся в Храмах.

В течение многих лет Институт Храма воссоздавал — в соответствии с точными спецификациями — сосуды, которые использовались в еврейских богослужениях в периоды Первого и Второго Храмов. Институт подготовил множество учебных материалов, в том числе серию известных картин, воспроизводящих сцены периодов Храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *