Ершалаимский храм: Иерусалимский храм — Православный портал «Азбука веры»

Содержание

Иерусалимский храм — Православный портал «Азбука веры»

Вели­че­ствен­ная гора, воз­вы­ша­ю­ща­яся над Иеру­са­ли­мом по биб­лей­ской тра­ди­ции так иудей­ской, как и хри­сти­ан­ской иден­ти­фи­ци­ру­ется с горой Мориа, где Авраам должен был при­не­сти в жертву своего сына Исаака, а царь Соло­мон построил извест­ный вет­хо­за­вет­ный храм. Жерт­вен­ник Авра­ама, покры­тый сейчас купо­лом мечети, был когда то есте­ствен­ной вер­ши­ной горы Мориа. Слово «мориах» про­ис­хо­дит от еврей­ского слова «море» (страх, тре­вога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что озна­чает «Гос­подь усмот­рит».

Пло­щадь на Хра­мо­вой горе назы­ва­ется, по араб­ски Аль Харам Аль Шариф, что озна­чает почтен­ный двор. Она имеет непра­виль­ную тра­пе­ци­е­вид­ную форму. Про­дол­жи­тель­ность запад­ной стены состав­ляет 491 метров, восточ­ной 462м, север­ной 310м и южной 281м. Эта боль­шая пло­щадь с севера отде­лена кана­вой выры­той на холме Везефа, с юга холмом Oфель, с востока доли­ной Кедрон и с запада доли­ной Тиро­пеон. Она под­ни­ма­ется на высоту 740 м над уров­нем моря. На Хра­мо­вую гору ведет восемь ворот — одни из них, Золо­тые Ворота сейчас заму­ро­ваны. Выйти из нее можно любыми воро­тами, но войти — не будучи мусуль­ма­ни­ном — только одними: Мавре­тан­скими (Муграби) — назван­ными так, в честь мусуль­ман­ских палом­ни­ков из стран Север­ной Африки. Глав­ный рав­ви­нат запре­щает иудеям вхо­дить на Хра­мо­вую гору по гала­хи­че­ским сооб­ра­же­ниям (невоз­мож­ность совер­шить в наше время очи­сти­тель­ные обряды).

В этом месте пат­ри­арх Авраам, будучи испы­ты­ваем Богом, зажег костер, чтобы при­не­сти в жертву Богу своего сына Исаака. Когда он поднял нож над его шеей, ангел послан­ный Богом оста­но­вил его руку. Жертва эта, про­об­ра­зо­вала буду­щее Рас­пя­тие и Вос­кре­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа: «На третий день Авраам возвел очи свои и увидел это место» (Быт.22:1-19).

Во вре­мена царя Давида это место явля­лось соб­ствен­но­стью евусея Орны (Арауна), кото­рый на вер­шине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давид в конце своего прав­ле­ния, из-за гор­до­сти, при­ка­зал про­ве­сти пере­пись народа, в резуль­тате чего постигло страну нака­за­ние Божие в виде эпи­де­мии. На этом месте увидел царь ангела с мечом, под­ня­тым над Иеру­са­ли­мом, чтобы опу­сто­шить его.

В молитве, умоляя Гос­пода, сказал Давид: «вот, я согре­шил, я посту­пил без­за­конно; а эти овцы что сде­лали?» Тогда Давид по ука­за­нию про­рока Гада, отпра­вился к Орне и купил у него гумно и построил жерт­вен­ник, чтобы уми­ло­сти­вить Бога и отвра­тить моро­вую язву» (2Цар.24:18-25; 1Кор.21)

С тех пор царь Давид хотел постро­ить храм на этом месте, но честь эта выпала его сыну Соло­мону.

Выбор гумна Орны на место воз­дви­же­ния вет­хо­за­вет­ного храма гово­рит о том, что обо­жжен­ное солн­цем место труда чело­ве­че­ского, где он при­об­ре­тает чест­ный хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога больше бла­го­во­ле­ние, чем самые кра­си­вых места в мире, но не освя­щены трудом рук чело­ве­че­ских. Всякий раз, когда потом при­но­си­лись сюда первые снопы, собран­ные с полей, согласно запо­ве­дям Моисея, оживал в глазах пер­во­на­чаль­ный образ этой горы и гумно Орны.

Царь Соло­мон начал стро­ить храм в чет­вер­тый год своего цар­ство­ва­ния (962г): «И дом, кото­рый я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов. И доста­нет ли у кого силы постро­ить Ему дом, когда небо и небеса небес не вме­щают Его? И кто я, чтобы мог постро­ить Ему дом?» (2Пар.2:5-6).

Стро­и­тель­ство дли­лось семь лет. Для стро­и­тель­ства Соло­мон нанял фини­кий­ских масте­ров, поэтому своим внеш­ним видом напо­ми­нал он фини­кий­ские храмы. Храм окру­жал вели­ко­леп­ный двор. Само здание храма было про­дол­го­ва­той формы и состо­яло из трёх смеж­ных поме­ще­ний оди­на­ко­вой ширины — При­твора (Улам), Свя­ти­лища (Хейхал) и Святая святых (Давир). В При­твор под­ни­ма­лись по сту­пе­ням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая назы­ва­лась «Яхин», левая «Боаз».

В Свя­ти­лище стоял Семи­свеч­ник (Менора), по обеим сто­ро­нам кото­рого рас­по­ла­га­лись ещё по пять золо­тых семи­свеч­ни­ков, кото­рые отлил Хирам ( в храме Ирода стоял уже только один семи­свеч­ник). Эти све­тиль­ники горели посто­янно и осве­щали храм и днём и ночью, а огонь зажи­гался в них исклю­чи­тельно от огня из костра на жерт­вен­нике, как и все другие огни на тер­ри­то­рии храма. В случае уга­са­ния огня на жерт­вен­нике, его нужно было воз­жи­гать особым обра­зом. Один из све­тиль­ни­ков Семи­свеч­ника, назы­ва­е­мый запад­ным зажи­гался только раз в год. Семи­свеч­ник в биб­лей­ской тра­ди­ции, а также в совре­мен­ном иуда­изме явля­ется сим­во­лом Боже­ствен­ного света. Эта тра­ди­ция видимо послу­жила осно­вой для т.н. «Чина бла­го­дат­ного огня (света) «у Гроба Гос­подня в Вели­кую Суб­боту в Иеру­са­лиме, т.к. Гроб Спа­си­теля сим­во­ли­зи­рует жерт­вен­ник, где было поло­жено обес­кров­лен­ное Тело Христа, как и тре­бо­ва­лось от пас­халь­ного агнца. Согласно пра­во­слав­ной тра­ди­ции, вынос Свя­того Огня (Света) сим­во­ли­зи­рует выход из Гроба Света Истин­ного, то есть вос­крес­шего Христа. В древ­ней церкви было рас­про­стра­нено мнение, что освя­ще­ние Храма Гроба Гос­подня и вет­хо­за­вет­ного храма Соло­мона про­изо­шло в одно, и тоже время, т.е. в еврей­ский празд­ник Кущей, а сов­па­де­ние дат вос­при­ни­ма­лось как один из знаков пре­ем­ствен­но­сти.

Кроме семи­свеч­ни­ков, в Свя­ти­лище раз­ме­ща­лись у стен, в два ряда, пять золо­тых столов хлебов пред­ло­же­ния (в Храме Ирода только один). Перед входом в Святая святых стоял неболь­шой кадиль­ный алтарь из кед­ро­вого дерева, покры­тый золо­том, для вос­ку­ре­ния фимиама. Между свя­ти­ли­щем и Святая святых, нахо­ди­лась завеса из голу­бой, пур­пу­ро­вой и черв­ле­ной шерсти и кру­че­ного вис­сона (тон­кого льна) с изоб­ра­же­ни­ями львов и херу­ви­мов. Счи­та­ется, что именно эта зана­весь разо­рва­лась в момент смерти Христа на Гол­гофе: «Иисус же, опять возо­пив гром­ким голо­сом, испу­стил дух. И вот завеса в храме раз­дра­лась на-двое, сверху до низу…» (Мф.27:51).

В Святая святых стоял Ковчег Завета с фигу­рами херу­ви­мов над крыш­кой и Скри­жа­лями Завета внутри. Ковчег был уста­нов­лен на камен­ном помо­сте над вер­ши­ной скалы Авра­ама, высо­тою в 3 пальца от уровня пола. Два гигант­ских херу­вима высо­той около 5 метров, выре­зан­ных из олив­ко­вого дерева, и покры­тые золо­том про­сти­ра­лись по двум сто­ро­нам Ков­че­гом Завета. Согласно тра­ди­ции рядом с Ков­че­гом стоял на полу сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан с бла­го­род­ного дерева ситтим (сорт акации). Статуи херу­ви­мов были выре­заны из дерева дикой мас­лины, а жезл Аарона из мин­даль­ного дерева.

После освя­ще­ния Храма царем Соло­мо­ном, Слава Божия при­сут­ство­вала в Святая Святых в виде облака. Только Пер­во­свя­щен­ник имел право один раз в год, в День Очи­ще­ния (Йом Кипур) войти внутрь. В Святая Святых не было окон, там царила полная тем­нота, потому, что Гос­подь: «Мрак соде­лал покро­вом Своим» (Пс.17:12).

В самом центре внут­рен­него двора, напро­тив входа в При­твор, стоял медный, огром­ных раз­ме­ров жерт­вен­ник все­со­жже­ния, на кото­рый под­ни­ма­лись по наклон­ной плос­ко­сти. Огонь на нем по запо­веди нико­гда не угасал.

Вави­лон­ский царь Наву­хо­до­но­сор пол­но­стью раз­ру­шил Храма Соло­мона в 586 году до н.э. Пророк Иезе­ки­иль видел, как «слава Иеговы» в виде облака поки­дает Иеру­са­лим: И под­ня­лась слава Гос­пода из среды города и оста­но­ви­лась над горою, кото­рая на восток от города… (Иез.11:23). Это была гора Еле­он­ская, с кото­рой впо­след­ствии воз­несся на небо Иисус Хри­стос. Семь­де­сят лет спустя, Пер­сид­ский царь Кир издал декрет, раз­ре­шав­ший изгнан­ни­кам воз­вра­титься в Иудею и вос­ста­но­вить Иеру­са­лим­ский храм. После воз­вра­ще­ния из плена нача­лась вос­ста­нов­ле­ние храма под руко­вод­ством Зоро­ва­веля. Второй храм усту­пал место пер­вому по вели­чию и кра­соте. Святая Святых оста­ва­лось пустым, Боже­ствен­ное при­сут­ствие в виде облака поки­нуло его, а также Ковчег Завета со Скри­жа­лями был утра­чен навсе­гда. Сохра­ни­лось пре­да­ние, что он най­дется в конце вре­мени.

В 167 году до н.э. Храм был осквер­нен селев­кид­ским пра­ви­те­лем Антиохом Эпи­фа­ном IV, кото­рый уста­но­вил на его тер­ри­то­рии статую Зевса. Это собы­тие стало при­чи­ной вос­ста­ния Мак­ка­веев, кото­рые заново освя­тили Храм и уста­но­вили в память об этом собы­тии празд­ник Ханука (освя­ще­ние).

Сын Анти­па­тра, рим­ского про­ку­ра­тора Иудеи, слу­жив­ший при цар­ском дворце, устроив пере­во­рот, воца­рился и осно­вал новую дина­стию уни­что­жив прежде всех потом­ков Мак­ка­веев. Его звали Ирод. Про­ис­хо­дил он из тех самых иду­меев (потомки Исава), кото­рых Мак­ка­веи насиль­ственно обра­тили в иуда­изм.

В 19 году до н.э. царь Ирод, чтобы добиться ува­же­ния народа и при­крыть перед евре­ями свое иду­мей­ское про­ис­хож­де­ние, склон­ность к элли­низму, а также мно­го­чис­лен­ные пре­ступ­ле­ния, пред­при­нял смелый план рекон­струк­ции Храма. Для этой гран­ди­оз­ной работы, было нанято десять тысяч рабо­чих, и тысяча свя­щен­ни­ков обу­ча­лась стро­и­тель­ному мастер­ству, чтобы мир­ские люди не имели доступа к свя­щен­ным поме­ще­ниям.

Храм полу­чился необык­но­венно кра­си­вым. В него вело пятеро ворот (по другим источ­ни­кам 12). Вели­ко­леп­ная гале­рея укра­шала его с четы­рех сторон, вклю­чая зна­ме­ни­тый Коро­лев­ский портик и так назы­ва­е­мый портик Соло­мона.

Юго-восточ­ный угол этого пор­тика, часто назы­ва­е­мый «вер­ши­ной храма», тянулся вдоль южной стены Храма и нахо­дился на самом краю глу­бо­кой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь про­ис­хо­дило опи­сан­ное в Еван­ге­лии одно из иску­ше­ний Христа: «Потом берет Его диавол в святой город и постав­ляет Его на крыле храма, и гово­рит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо напи­сано: Анге­лам Своим запо­ве­дает о Тебе, и на руках поне­сут Тебя, да не пре­ткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: напи­сано также: не иску­шай Гос­пода Бога твоего» (Мф.4:5-7).

С этого угла был также сбро­шен и побит кам­нями во время про­по­веди в 62 году, Иаков брат Гос­по­день, первый епи­скоп Иеру­са­лима.

На про­ти­во­по­лож­ном углу хра­мо­вой пло­щади нахо­ди­лась зна­ме­ни­тая кре­пость Анто­ния, кото­рая исполь­зо­ва­лась рим­ля­нами глав­ным обра­зом, помимо хра­не­ния обла­че­ния пер­во­свя­щен­ника, как наблю­да­тель­ная точка, откуда удобно было кон­тро­ли­ро­вать пове­де­ние бого­моль­цев в Храме, осо­бенно по случаю боль­ших празд­ни­ков. Здесь апо­стол Павел после посе­ще­ния Храма избе­жал смерти от фана­ти­че­ски настро­ен­ных иудеев, объ­явив себя граж­да­ни­ном Рима (Деян.21-22).

За внеш­ней стеной нахо­дился двор, куда сго­ня­лись пред­на­зна­чен­ные для про­дажи жерт­вен­ные живот­ные, устра­и­ва­лись меняль­ные кон­торы, осо­бенно перед празд­ни­ками. Доступ сюда был открыт всем, вклю­чая языч­ни­ков. Внут­рен­ний двор был пред­на­зна­чен исклю­чи­тельно для изра­иль­тян и отде­лен забо­ром из рез­ного камня на кото­ром были при­креп­лены таб­лички на гре­че­ском и латин­ском языках, пре­ду­пре­ждав­шие, что необ­ре­зан­ным под стра­хом смерти запре­щен вход внутрь. В восточ­ной части хра­мо­вого двора нахо­дился квад­рат­ный в плане так назы­ва­е­мый жен­ский двор окру­жен­ный бал­ко­ном. В каждом из его четы­рех углов были квад­рат­ные при­делы: для назо­реев, для про­ка­жен­ных и для хра­не­ния масла и вина также двор для дров необ­хо­ди­мых для суще­ство­ва­ния жерт­вен­ника. За ним через внут­рен­нюю пре­граду нахо­ди­лись дворы изра­иль­тян и свя­щен­ни­ков.

Еврей­ский исто­рик Иосиф Флавий так опи­сы­вает внеш­ний вид храма: «Внеш­ний вид храма пред­став­лял всё, что только могло вос­хи­щать глаз и душу. Покры­тый со всех сторон тяжё­лыми золо­тыми листами, он бли­стал на утрен­нем солнце ярким огнен­ным блес­ком, осле­пи­тель­ным для глаз, как сол­неч­ные лучи. Чужим, при­бы­вав­шим на покло­не­ние в Иеру­са­лим, он издали казался покры­тым снегом, ибо там, где он не был позо­ло­чен, он был осле­пи­тельно бел» (Иудей­ская Война V, 5–6). Иосиф Флавий пишет также, что из высо­кой тер­расы храма, можно было уви­деть про­стран­ство от Сре­ди­зем­ного до Мерт­вого моря.

Храм Ирода был построен с исполь­зо­ва­нием эле­мен­тов греко-рим­ской архи­тек­туры, его вели­че­ствен­ность впе­чат­ляла и апо­сто­лов: «Учи­тель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк.13:1).

Вет­хо­за­вет­ный храм кипел жизнью. Гла­зами вооб­ра­же­ния, можно пред­ста­вить себе его буд­нич­ный день.

Вот левиты, совер­шив обряд очи­ще­ния, спешат к своим обя­зан­но­стям, а книж­ники и фари­сеи, усев­шись под колон­нами, спорят о законе, и ищут аргу­менты, как бы опро­верг­нут утвер­жде­ния сад­ду­кеев. Свя­щен­ники и зна­токи писа­ний, ожидая откры­тия засе­да­ния Синед­ри­она, сорев­ну­ются в точ­ней­шем истол­ко­ва­нии закона.

При­шед­ший из поля зем­ле­де­лец с пер­выми сно­пами пше­ницы встре­ча­ется здесь с город­ским ари­сто­кра­том, кото­рый ведет на веревке трех­лет­него тельца башан­ского, а набож­ный, но рев­ни­вый муж тащит с собой свою лег­ко­мыс­лен­ную жену, подо­зре­ва­е­мую в измене, чтобы горь­кими водами испы­тать ее вер­ность.

Под высо­ким пор­ти­ком двора языч­ни­ков народ увле­ченно бесе­дует с ново­яв­лен­ным про­ро­ком, а про­да­вец голу­бей громко выкри­ки­вают из-за при­лавка.

Звуки тор­говли, пла­мен­ных споров, пес­но­пе­ний и част­ной молитвы, меша­ются здесь со зву­ками труб, голо­сами уби­ва­е­мых живот­ных и с трес­ком пла­мени на костре жерт­вен­ника.

Для нас, хри­стиан, самыми цен­ными явля­ются кар­тины храма, запе­чат­лен­ными на стра­ни­цах Еван­ге­лия. Здесь про­ис­хо­дило вве­де­ние во Храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы, здесь пророк Заха­рия во время слу­же­ния в храме полу­чил весть от Ангела, о том, что его пре­ста­ре­лая жена родит ему сына, буду­щего Иоанна Кре­сти­теля, кото­рый «будет велик пред Гос­по­дом» и «предъ­и­дет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1:25).

Сюда был при­не­сен Богом­ла­де­нец Иисус своими свя­тыми роди­те­лями в дар Богу, на 40‑й день после рож­де­ния, и встре­чен стар­цем Симео­ном и про­ро­чи­цей Анной. В память об этом собы­тии был уста­нов­лен хри­сти­ан­ский празд­ник – Сре­те­ние Гос­подне.

Здесь нашли Его роди­тели сидя­щего посреди учи­те­лей, слу­ша­ю­щего их и спра­ши­ва­ю­щего их так, что «все диви­лись разуму и отве­там Его», здесь же на крыле храма был иску­ша­е­мый от сатаны (Лк.4:9-12). Отсюда выгнал всех про­да­ю­щих и поку­па­ю­щих, и опро­ки­нул скамьи менов­щи­ков и скамьи про­да­ю­щих голу­бей, сказав, что «дом Мой домом молитвы наре­чется для всех наро­дов а, вы сде­лали его вер­те­пом раз­бой­ни­ков» (Ис.56:7; Иер.7:11).

Здесь не осудил блуд­ницы, пред­ло­жив пер­вому бро­сить камень тому, кото­рый нико­гда не согре­шил (Ин.8:2-11). К этому храму совер­шил свой слав­ный «Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим», когда народ кричал «Осанна Сыну Дави­дову! Бла­го­сло­вен гря­ду­щий во имя Гос­подне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9). Сюда вернул Иуда трид­цать среб­рен­ни­ков пер­во­свя­щен­ни­кам и ста­рей­ши­нам, сказав «согре­шил я, предав кровь невин­ную».

В этом храме исце­лял, про­по­ве­до­вал и гово­рил притчи, здесь же пред­ска­зал его буду­щее раз­ру­ше­ние: И выйдя, Иисус шел от храма; и при­сту­пили уче­ники Его, чтобы пока­зать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не оста­нется здесь камня на камне; всё будет раз­ру­шено. (Мф.24:1-2).

Это ужас­ное про­ро­че­ство, испол­ни­лось в 70 году н.э. Иеру­са­лим был пол­но­стью раз­ру­шен, а храм сожжен рим­ской армией, во время осады Иеру­са­лима сыном импе­ра­тора Вес­па­си­ана, Титом. От этого неко­гда вели­че­ствен­ного соору­же­ния оста­лись лишь раз­ва­лины, став­шие для народа изра­иль­ского зна­ме­нием суда Божьего.

Этот день в исто­рии Изра­иля стал сим­во­лом всех несча­стий, стра­да­ний и народ­ных бед­ствий. Согласно еврей­ской тра­ди­ции, в тот же день (9 Ава по еврей­скому кален­дарю) был пол­но­стью раз­ру­шен также и первый храм постро­ен­ный царем Соло­мо­ном (Иосиф Флавий ука­зы­вает 10 Ава).

В Тал­муде гово­рится, что за 40 лет до раз­ру­ше­ния храма постро­ен­ного Иродом, вет­хо­за­вет­ные жерт­во­при­но­ше­ния поте­ряли свою силу: «зa сорок лет до раз­ру­ше­ния храма жребий (козлов) не выпал на правую сто­рону; крас­ная лента не побе­лела; запад­ный свет пере­стал гореть; двери свя­ти­лища (ворота храма) откры­лись сами по себе…» (Йома 39б).

В первом отрывке жребий и верёвка явля­ются частью обряда Дня Очи­ще­ния (Йом Кипура). Этот вет­хо­за­вет­ный празд­ник по тол­ко­ва­нию святых отцов явля­ется про­об­ра­зом иску­пи­тель­ной жертвы Христа и Его Вто­рого При­ше­ствия.

Откры­ва­ю­ща­яся сама по себе дверь воз­вра­щает нас к завесе, разо­рвав­шейся на две части во время смерти Христа на горе Гол­гофе. После­до­вав­шее в момент смерти Христа зем­ле­тря­се­ние, видимо стало прямой при­чи­ной откры­тия ворот храма, для откры­тия кото­рых по сооб­ще­нию Иосифа Флавия тре­бо­ва­лось два­дцать свя­щен­ни­ков. В тот же самый момент видимо разо­рва­лась на две части и цер­ков­ная завеса (Мф. 27:51).

Слова Спа­си­теля «Се, остав­ля­ется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38; Лк.13:35), по тол­ко­ва­нию Евфи­мия Зига­бена «Дом ваш», т.е. храм, остав­ля­ется пустым, так как в нем не оби­тает больше бла­го­дать Божия.

В Свя­щен­ном Писа­нии, храм (Хейхал), часто назы­ва­е­мый Домом Божьим (бейт озна­чает дом) или дом Гос­пода (Ездр.1:4; Иер.28:5; Пс.91:14; 134,2). В Новом Завете храм, тоже назы­ва­ется Домом Божьим (Мф.12:4) или «Домом отца моего» (Лк.2:49; Ин.2:15; Мф.21:13).

Долгое время хра­мо­вая пло­щадь нахо­ди­лась в руинах и запу­сте­нии. В 130 году н.э. импе­ра­тор Адриан построил на раз­ва­ли­нах Иеру­са­лима рим­скую коло­нию под назва­нием Элия Капи­то­лина, а на хра­мо­вой пло­щади язы­че­ское свя­ти­лище в честь Юпи­тера Капи­то­лий­ского, что стало непо­сред­ствен­ной при­чи­ной вос­ста­ния Бар-Кохбы в 132 году. Вос­ста­ние было подав­лено, и Адриан издал декрет, по кото­рому всем, кто под­вергся обре­за­нию, доступ в город был запре­щён.

«По сей день невер­ным рабам запре­ща­ется вхо­дить в Иеру­са­лим, ибо они убили слуг Бога и даже Сына Его. Им доз­во­лено при­хо­дить в город лишь для того, чтобы опла­кать его, и за деньги поку­пают они себе право опла­кать раз­ру­ше­ние своего города» — писал в IV веке бла­жен­ный Иеро­ним.

В 363 году импе­ра­тор Юлиан Отступ­ник пытался вос­ста­но­вить храм Бога Изра­иля, чтобы опро­верг­нуть про­ро­че­ство Иисуса отно­си­тельно Храма (Лк.21:6), но как пишут исто­рики, зем­ле­тря­се­ние, бури и огонь выры­вав­шийся из под земли, пре­рвали нача­тую постройку, а вскоре насту­пив­шая смерть Иули­ана поло­жила конец всем его планам.

С тех пор свя­щен­ная пло­щадь на горе Мория была забро­шена, а в визан­тий­ский период стала даже скла­дом мусора.

Хра­мо­вая горя стала снова местом покло­не­ния и молитвы после захвата Пале­стины ара­бами в 638 году. Халиф Омар, построил здесь первую дере­вян­ную мечеть, а Омей­яд­ский халиф Абд Аль Малик в 661 году заме­нил ее камен­ным Купо­лом над Скалой, кото­рый стоит здесь до сего­дняш­него дня.

В южной части хра­мо­вой пло­щади в 705 году, халиф Аль Валид, построил Мечеть Эль Акса, что озна­чает «мечеть отда­лен­ная». 

После заво­е­ва­ния Иеру­са­лима кре­сто­нос­цами в 1099 году, мечети на Хра­мо­вой горе были пре­вра­щены в церкви: «Купол над скалой» стал Храмом Гос­пода (Тем­плюм Домини), а Эль Акса — храмом Свя­того Соло­мона (Тем­плюм Соло­мо­нис).

В 1187 году, после пора­же­ния кре­сто­нос­цев в битве на горе Хиттим, Иеру­са­лим был заво­е­ван вой­сками Сала­дина (Салах ад-Дина).

В ходе взятия города несколько мусуль­ман­ских воинов взо­бра­лось на вер­шину « Купола над Скалой» где стоял золо­той крест. В этот момент как пере­дают араб­ские и хри­сти­ан­ские хро­ники — битва была пре­рвана и глаза всех смот­рели в одну точку, крест на куполе. Когда мусуль­ман­скими вои­нами крест был сбро­шен на землю, тогда по всему Иеру­са­лиму раз­несся такой крик, что земля задро­жала. Мусуль­мане кри­чали от радо­сти, хри­сти­ане от ужаса. С тех пор над горой Мориа доми­ни­рует неиз­менно мусуль­ман­ский полу­ме­сяц.

От вет­хо­за­вет­ного храма сохра­нился только фраг­мент стены окру­жа­ю­щей Хра­мо­вую гору, кото­рая уце­лела после штурма рим­ских леги­о­не­ров в 70 году. Эту стену обычно назы­вают Стеной плача (Котель ха-Маарави) или Запад­ная стена. В дей­стви­тель­но­сти эта стена не явля­ется частью вет­хо­за­вет­ного храма, а только частью под­пор­ной стены выпол­нен­ной так чтобы обра­зо­вать ровное плато на уровне вер­шины горы Мориа.

После раз­ру­ше­ния храма стала она самым святым местом иуда­изма. В первые века после раз­ру­ше­ния храма евреи соби­ра­лись на молитву на Мас­лич­ной горе, откуда откры­ва­ется вид на всю Хра­мо­вую пло­щадь. Начи­ная с V в. воз­ни­кает обычай молиться у Стены плача и опла­ки­вать раз­ру­ше­ние храма. Посте­пенно Стена плача пре­вра­ща­ется в место сим­во­ли­зи­ру­ю­щее былое вели­чие Изра­иля и упо­ва­ние на его буду­щее.

9 Ава (начало авгу­ста) в Изра­иле явля­ется днем наци­о­наль­ного траура. У Стены плача соби­ра­ются иудеи, для того чтобы опла­ки­вать раз­ру­ше­ние храма. Чита­ются особые молитвы, книга про­рока Иере­мии и книга Плач Иере­мии:

«Вспомни, Гос­поди, что над нами совер­ши­лось; призри и посмотри на пору­га­ние наше. Насле­дие наше пере­шло к чужим, домы наши — к ино­пле­мен­ным; Отцы наши согре­шили: их уже нет, а мы несем нака­за­ние за без­за­ко­ния их. (Пл. Иер.5:1)

В древ­ней хри­сти­ан­ской церкви, деся­тое вос­кре­се­нье после Троицы было днем памяти о раз­ру­ше­нии, Иеру­са­лима. Сего­дня эта тра­ди­ция уже забыта.

журнал “Фома”

Кто разрушил Иерусалимский храм? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Одно из обвинений, предъявленных Христу на суде Синедриона, напрямую было связано с Иерусалимским храмом. Нашлись свидетели, которые утверждали, что Христос собирался ни много ни мало — разрушить эту главную святыню Израиля: … мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный (Мк 14:58).

Обвинение, конечно же, очень серьезное. Но даже предвзятый суд первосвященников, желавших смерти Иисуса, почему-то не признал его достаточным для вынесения смертного приговора. В чем же дело? Неужели судьи посчитали, будто подготовка столь масштабного злодеяния — слишком слабый аргумент против галилейского проповедника? Ведь это было бы так эффектно — вывести к народу преступника и сказать: «Вот, люди, этот негодяй хотел разрушить нашу гордость и радость, он покусился на самое дорогое, что есть у каждого иудея, — на Иерусалимский храм! За это мы приговорили его к смерти».

Причина отказа от столь убедительного и пафосного обвинения достаточно проста, хотя и не сразу понятна, поскольку современный человек не очень хорошо представляет, каким же был Иерусалимский храм в то время. После реконструкции, произведенной царем Иродом Великим, храм представлял собой огромное сооружение, по размерам и роскоши отделки не имевшее себе равных на всем Востоке. Самая впечатляющая деталь нового храма — платформа размером 14 гектаров (приблизительно 12 футбольных полей) — частично сохранилась до наших дней. Для устройства этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме.

Обвиняя Христа в намерении разрушить столь величественный архитектурный комплекс, судьи попадали в ими же подготовленную ловушку. Если Иисус — обычный бродячий проповедник, такое обвинение выглядело бы нелепо: ведь нельзя же всерьез верить, будто один человек способен разрушить то, что тысячи людей строили на протяжении нескольких десятилетий. А если Он действительно Мессия, способный силой Божьей творить подобные чудеса, тогда как может народ Израиля судить своего Спасителя? Поэтому обвинение было признано недостаточным. Тем более что и подтверждалось оно показаниями людей, прямо названных в Евангелии лжецами: Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли.

Но наконец пришли два лже­свидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его (Мф 26:59—61). В чем же тут была ложь? Неужели обманщики не могли придумать более правдоподобное обвинение, приписав Иисусу столь безумные угрозы? Один из крупных специалистов по лжи спустя два тысячелетия утверждал: чем чудовищнее ложь, тем легче ей верят люди. Но в случае с обвинением Христа ложь заключалась не в самом факте, а в деталях. Спаситель действительно два года назад говорил похожие слова в Иерусалимском храме: …разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19), но подразумевал при этом вовсе не храм Иерусалимский, а собственное тело, так что Его слова были пророчеством о Его крестной смерти и воскресении: На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус
(Ин 2:19—21). Ложь свидетелей была в передергивании и подмене слов. Христос не говорил: могу разрушить, но — разрушьте, не говорил созижду, но — воздвигну. От таких «мелочей» общий контекст сказанного меняется очень существенно. Но в целом обвинение все же было абсурдным и могло рассматриваться лишь в качестве оскорбления в адрес храма, что для смертного приговора было явно недостаточно.

Однако тогда же Иисус говорил и о разрушении Иерусалимского храма: И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено

(Мф 24:1—2). Эти слова на суде могли прозвучать куда более убедительно, но слышали их только ученики, поэтому лжесвидетели не могли присовокупить их к своему обвинению. Конечно же, Иисус не собирался разрушать Иерусалим. Как Богочеловек, Он провидел трагическую судьбу храма, который был разрушен до основания спустя три десятилетия во время штурма восставшего Иерусалима римскими войсками. Но не было в Его словах ничего, кроме горечи и жалости к людям, не сумевшим узнать своего Спасителя, и обрекающим себя этим на грядущую гибель: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф 23:37—38).

Восстановление Иерусалимского храма

 

История и современность. Очень многие люди в мире боятся темы восстановления Храма. Почему возникла такая фобия? Мне кажется – просто потому, что ничего о нем не знают. 

 

Первый Иерусалимский храм, Соломонов Храм,  простоял чуть больше четырех  столетий. Храмовая гора несколько десятилетий была усеяна его обломками. 


В 538 году до н. э., вскоре после завоевания персами Вавилонии, Кир Великий издал указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Он же разрешил начать восстановление Иерусалимского храма, их главной святыни. По приказу царя храму возвращались все священные реликвии, изъятые Навуходоносором II. Руководил восстановлением святыни Зерубавель, потомок царя Давида. 


Нередко Второй Иерусалимский храм называют его именем. Строительство началось на второй год после возвращения иудеев из Вавилона. В книге Эзры описывается восстановление храма. Фундамент закладывали в торжественной обстановке: играли музыку и пели хвалебные псалмы. Но вид разрушенного храма напоминал о величии святыни Соломона. «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача». 


Правда, вскоре в Иерусалиме начались беспорядки: самаритянам запрещено было принимать участие в строительстве, и они старались помешать иудеям восстановить храм. 


Лишь через 15 лет удалось снова приступить к работам. Храм был закончен в 516 году до н. э., спустя 70 лет после разрушения первого, как и гласило пророчество.


 Как выглядел храм Зерубавеля, сказать трудно — не сохранилось почти никаких свидетельств о его внешнем виде. Можно предположить, что он уступал Первому храму в роскоши и величии. Главной святыни храма Соломона — Ковчега Завета — в нем уже не было. Но строился он на основе чертежей храма Соломона и неясных предположений, которые можно было извлечь из пророчеств Иезекииля. По описаниям в книге Эздры, Второй храм все-таки был больше, чем построенный при Соломоне.

 

Осквернение язычниками и очищение Хасмонеями
Храму  пришлось пережить непростые времена. Когда греки захватили власть в Иудее, служители храма, тем не менее, пользовались уважением эллинов и принимали богатые дары. Правда, временами правители позволяли себе запускать руку в запасы храма, когда казна была истощена. 


Негативную роль  во всем этом сыграл царь Антиох IV Эпифан. Во II веке до н. э. он сперва разграбил храм, а пару лет спустя и вовсе осквернил.


На Жертвеннике всесожжения он установил алтарь Зевса Олимпийского. Лишь с приходом Иуды Маккавея храм был очищен от скверны. Именно в честь этого события празднуется Ханука. Считается, что в тот день, когда Иуда освятил храм, произошло чудо. Чтобы зажечь менору для освящения, Иуде было нужно чистое масло, которого хватало лишь на один день. Но удивительным образом менора горела восемь дней — ровно столько, сколько нужно, чтобы изготовить новое масло.

 

Разрушение и восстановление Иродом
Храм Зоровавеля был разрушен при захвате Иерусалима Иродом. Но новый царь решился восстановить святыню. Почти 10 лет длились работы, отделка некоторых частей храма продолжалась и после смерти Ирода. Лишь в 60-х годах н. э. здание было наконец достроено.  Но главной святыне иудеев не суждено было простоять долго — буквально через пару лет храм был окончательно разрушен римлянами. Описания храма Ирода можно найти в нескольких источниках. Упоминания о восстановленном здании на Храмовой горе встречаются в трактате Мишны (первый письменный источник, где собраны важнейшие положения ортодоксального иудаизма), в текстах Талмуда и в трудах Иосифа Флавия.


Флавий пишет: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». 


Ирод увеличил площадь Храмовой горы. По периметру были возведены стены. Знаменитая Стена Плача, куда каждый год стекаются тысячи паломников, является лишь небольшой частью западной стены. Как понятно, никаких мечетей там не было и быть не могло.
 
Падение храма
Конец многолетней истории храма пришел с началом Первой Иудейской войны, которая привела к разрушению Иерусалима. В 70 году Тит, сын Веспасиана, начал осаду города. 


За несколько месяцев осады и кровавых битв погибли более миллиона жителей Иудеи. (Которых тогда, по иронии, считали палестинцами – ибо Адриан-император как раз ввел приказ называть Иудею Палестиной. )


Как пишет придворный летописец Флавий (он же Иосеф бен Матитьягу), будущий император, полководец Тит, не собирался поджигать еврейский храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал несколько дней. Историки отмечают, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска царя Вавилона (Навуходоносора) сожгли Первый Иерусалимский храм. И вот почему сейчас в этом время – три недели – мы не стрижемся, не едим новых плодов и не справляем свадьбы.
Но кто сказал, что нельзя рассказать историю о свадьбе? Это – можно!


И поэтому расскажем сейчас удивительные новости об одной израильской семье. 


От всего сердца, или Какие бывают соседи!
Время действия – самый разгар коронавирусного карантина, весна 2020, в канун Песаха. Жила-была еврейская семья, в которой намечалась свадьба перед Песахом. Вследствие разгула инфекции вышел запрет справлять свадьбы в банкетных залах. По этой причине люди устраивали торжества в домашней обстановке.


Но конкретно эта семья не имела большого зала или салона или даже вместительного двора для устройства свадьбы.
И они решили попросить об одолжении соседку, которая как раз располагала такой квартирой с просторным двором.
Подошли и изложили свою просьбу – так и так, просим устроить у вас небольшую скромную свадьбу для наших детей.
Соседка смутилась, не знала, как вежливо отказать, и в итоге сказала, что подумает.


Но на самом деле она лишь искала предлога не давать прямого ответа. Дело в том, что она убрала жилище к Песаху и ей совсем не «улыбалось» приводить туда целую ораву гостей.


Однако она подумала так: ну что, в самом деле, от меня убудет, что ли? Пусть делают свадьбу!
К тому же с ней вместе проживал ее неустроенный, разведенный сын. И у нее мелькнула мысль: помогу соседям, а Б-г поможет мне!


Подошла она к тем людям и радостно сообщила, что свадьбе в ее дворе и в доме – быть!
 В добрый час! Ждем всех приглашенных!


Обрадовались те, и началась подготовка ускоренными темпами. Когда атмосфера радостных приготовлений захватила и саму хозяйку, то она подумала: уж гулять — так гулять! 


Дай-ка я для них сделаю и дизайн – украшу все помещения, позову специалиста, заплачу ему и превратим двор в торжественный стильный ландшафтный уголок с подсветкой.


Сказано – сделано. Пришла девушка дизайнер и преобразила и подготовила все к приему. Свадьбу сыграли в добрый и счастливый час.


 Потом к Песаху успели все убрать так, как положено. Ах да, немаловажная деталь:  хотела хозяйка заплатить сполна дизайнеру за работу, но та сказала – МИЦВА! Не надо денег!


А сын той соседки стал женихом. Да-да, очень скоро после той свадьбы он уже был объявлен «Хоссаном!» И кто ж невеста – пожелаете вы узнать? 


Угадали с первой попытки? Дизайнер, девушка, которая устраивала все для свадьбы – она и приглянулась хозяйкиному сыну. 


Вот и ждали все три месяца до этого самого дня, пока стало возможным разглашение этой истории. Свадьба состоялась! 
Соседка и людям помогла, и свою проблему благополучно разрешила.  


Теперь уже герои истории дали разрешение на публикацию, и вы – первые ее читатели. 
И вот такими действиями, как этой истории, мы приближаем строительство и восстановление Третьего Храма.  

 

Рассказала Гольди Гениг.

Йом Иерусалим: воссоединение народа и прошлого: Фонд «Израиль навсегда»

Теги: Национализм, Элана Хайдеман, Иерусалим, История, Еврейская идентичность, Солдаты и оборона

By Доктор Элана Яэль Хайдеман

Евреи постоянно присутствуют в Иерусалиме, и наша связь с городом и страсть к нему сохранились в памяти евреев всего мира.

Хотя современное государство Израиль возникло в 1948, на протяжении многих лет евреи были отрезаны от Старого города Иерусалима и Котеля, Стены Плача — сердца еврейского народа, оси нашей коллективной национальной и исторической идентичности, центра нашей веры и средоточия история еврейского народа на протяжении поколений.

По всему Израилю и по всему миру 28-го числа еврейского месяца Ияр мы празднуем воссоединение с городом Сион, Йерушалаим Шел Захав, нашим единственным Иерусалимом.

История показывает, что именно евреи сделали Иерусалим важным для мира.

В 1004 г. до н. э. царь Давид сделал Иерусалим столицей Израильского царства (2 Царств 5:6). После первого изгнания он провозгласил:

«Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть моя правая рука потеряет свою силу. Пусть мой язык прилипнет к моему небу, если я не вспомню тебя, если я не вознесу Иерусалим выше моей высшей радости.»

Трижды в день или даже два раза в год на протяжении тысячелетий евреи обращают свои взоры в сторону Иерусалима и Храмовой горы и молятся о возвращении в Иерусалим и в Сион.

Из альбома «Великая победа в картинках», 1967 г.

Когда мы строим наши дома, мы должны оставить квадрат не оштукатуренным, мы держим на полках символическую менору, а на свадьбах мы разбиваем бокалы в память о разрушении. Иерусалима в знак нашей неизменной надежды и приверженности.

Память и связь сохранились, и еврейский народ навсегда остался с Иерусалимом в наших сердцах.

Весной 1967 года война была навязана нам арабскими странами, окружавшими Израиль, которые напали на еврейское государство, решив уничтожить его.


Вместо того, чтобы потерпеть поражение, Израиль выиграл войну всего за шесть дней.


ВИДЕО:
Станьте свидетелем воссоединения еврейского народа в нашем самом святом месте на земле

7 июня — более чем через 3000 лет после того, как царь Давид освятил его как столицу Израиля и город Храма, и почти через 1900 лет после того, как он пал и был оторван от нас во время разрушения Второго Храма — Иерусалим был объединен и снова был восстановлен как столица еврейской родины.

Кнессет Израиля принял законы о защите святых мест и обеспечении свободы вероисповедания для всех. С этого важного дня в истории христианам, мусульманам и евреям была предоставлена ​​полная религиозная и культурная свобода в священном городе. Кроме того, арабам, проживающим в пределах муниципальных границ Иерусалима, предоставляется израильское гражданство.

В заявлении у Западной стены министр обороны Моше Даян указал на мирные намерения Израиля и пообещал сохранить свободу вероисповедания для всех конфессий в Иерусалиме:

Сегодня утром Армия обороны Израиля освободила Иерусалим. Мы объединили Иерусалим, разделенную столицу Израиля. Мы вернулись в самое святое из наших святых мест, чтобы никогда больше с ним не расставаться. Нашим арабским соседям мы протягиваем, также в этот час — и с особым акцентом в этот час — нашу руку мира. А нашим согражданам-христианам и мусульманам мы торжественно обещаем полную свободу вероисповедания и права. Мы пришли в Иерусалим не для того, чтобы покорять чужие святыни и не мешать иноверцам, а для того, чтобы охранять его целостность, и жить там вместе с другими, в единстве.


7 июня 1967 г. (28 ияра 5727)

Когда израильские солдаты освободили район Храмовой горы, место Стены Плача, самое святое место в иудаизме, они обнаружили, что этот район покрыт грязью и заброшен всеми возможными способами.

Пятьдесят восемь синагог, которым несколько сотен лет, были разрушены, их содержимое разграблено и осквернено, а еврейские религиозные объекты были превращены в курятники или стойла для животных.

Еврейское кладбище на Елеонской горе, где евреи хоронили своих умерших более 2500 лет, было разграблено; могилы были осквернены; тысячи надгробий были разбиты и использованы в качестве строительного материала, брусчатки или туалетов в армейских лагерях Арабского легиона. На вершине кладбища были снесены могилы, чтобы освободить место для здания отеля «Интерконтиненталь» и прилегающих дорог.

12 мая 1968 года Главный раввинат Израиля объявил 28 ияра небольшим религиозным праздником, чтобы поблагодарить Б-га за ответ на 2000-летнюю молитву: «Л’Шана ха-Баа б’Йерушалаим, в следующем году в Иерусалим».

23 марта 1998 года Кнессет принял Закон о Дне Иерусалима, сделав этот день национальным праздником, отмечаемым парадами, проходящими по городу с участием тысяч людей со всего мира. Этот день имеет такое значение для еврейского народа, что Алель, праздничная молитва, читается.0003

Вечная еврейская любовь и преданность Иерусалиму глубже и сильнее, чем любая другая. Наша неизменная приверженность этому городу нашего национального наследия является наиболее важным инструментом обеспечения еврейского суверенитета в нашем историческом и священном Иерусалиме НАВСЕГДА.

» Иерусалим объединен и больше никогда не будет разделен. »
Ицхак Рабин

» Только демократический Израиль защитил свободу вероисповедания для всех конфессий в городе. Иерусалим никогда больше не должен быть разделен. Иерусалим должен оставаться объединенной столицей Израиля. »
Биньямин Нетаньяху

« Десять мер красоты спустились в мир, девять были взяты Иерусалимом ».
Талмуд: Киддушим 49b 

«‘ Вечность’ — это относится к Иерусалиму »
Талмуд: Брахот 58a


Знаете ли вы…

Название Иерусалим встречается в Торе по крайней мере 667 раз с первым библейским упоминанием в Берешит 14:18 города под названием «Салем» и первым упоминанием имени «Иерусалим» в Судей 1:8

Иерусалим снова вспомнился в пророчестве Исаии, которое звучало в этом городе 2700 лет назад и звучит до сих пор: « Как приятны шаги глашатая на горах, возвещающие мир, возвещающие благую весть… »

Иерусалим появляется в христианском Новом Завете 154 раза.

До 10 века мусульмане называли Иерусалим « Илья ». Начиная с 10 века мусульмане использовали имена с еврейскими отсылками: « Бейт аль-Макдис », арабская версия Beit HaMikdash (иврит, еврейский храм), « Al Quds » — версия « Ir HaKadosh » (иврит, священный город) и даже «Siyyun». (Сион).

Арабский биограф и географ XIII века Якут писал:
» Мекка священна для мусульман, а Иерусалим — для евреев. Отмечаете этот день?

Ознакомьтесь с нашими ресурсами Йом Йерушалаим сегодня!

Йом Йерушалаим: самый важный, наименее отмечаемый еврейский праздник

Иерусалим навсегда останется со мной.

Я помню, как впервые посетил Иерусалим и прикоснулся к Западной стене, когда учился в старшей школе. Я выросла в реформаторском движении, хотя по этому случаю надела длинную юбку, но помню, что чувствовала себя немного не в своей тарелке среди женщин, которые молились быстро с сиддурим (молитвенниками) и были одеты в традиционную религиозную одежду. .

Тем не менее, я помню, как подумал про себя, когда впервые коснулся стены: «Это место принадлежит и мне, оно принадлежит всему еврейскому народу». Меня переполняли эмоции. В один мощный момент я почувствовал поистине уникальное ощущение того, что я дома, в месте, где я никогда раньше не был.

Я знаю, что я далеко не единственный человек, у которого был такой опыт, до такой степени, что эта история может показаться избитой. Но сегодня, спустя много лет, я до сих пор живо вспоминаю тот момент. Несмотря на то, что сейчас я живу за тысячи миль в Нью-Йорке, мое сердце все еще тоскует по Иерусалиму и ощущению того, что я нахожусь в самом сердце древней еврейской родины.

С исторической и религиозной точки зрения невероятно, что у нас вообще может быть такой опыт. Мы можем считать само собой разумеющимся, что можем пройти прямо до Котеля и по улицам Иерусалима, по тем же местам, где тысячи лет назад ходили древние еврейские цари.

Мы легко можем забыть, что на протяжении примерно 2 000 лет – от разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н.  э. до победы Израиля в Шестидневной войне в 1967 году самая святыня еврейского народа не находилась в руках евреев. Мы являемся одним из редких поколений в еврейской истории, которые могут свободно гулять по улицам города и посещать наши самые святые места.

Йом Йерушалаим, – это предстоящее воскресенье, 29 мая, – это ежегодный праздник, посвященный текущей реальности. Это годовщина «воссоединения», «освобождения» или «завоевания» (в зависимости от вашей точки зрения) Иерусалима под еврейским суверенитетом во время Шестидневной войны.

В то же время, Йом Иерусалим ставит передо мной два более сложных вопроса:

  1. Почему Йом Иерусалим выделяется среди четырех «Йомов» (Йом ха-Шоа, Йом ха-Зикарон и Йом ха-Ацмаут) как исключительно критический и все же также наименее прославленный в еврейском мире?
  2. Почему этот день представляет такую ​​уникальную проблему для самого Израиля?

Независимо от того, как вы относитесь к этим вопросам, я настоятельно рекомендую вам праздновать Йом Йерушалаим и исследовать сложность дня. Ниже приведены несколько простых способов, как это сделать, и почему этот день так сложен в Израиле и в еврейском мире сегодня.

Что такое Йом Йерушалаим и как его отмечают?

Во-первых, о чем этот день? В течение двух тысячелетий, после разрушения Второго Храма, евреи обращались к Иерусалиму в ежедневной молитве и молились о коллективном возвращении в свою духовную столицу.

В 1948 году еврейский народ добился суверенитета на своей древней родине с образованием государства Израиль, но Старый город, Восточный Иерусалим и Западный берег остались под контролем Иордании. Тем временем Египет контролировал сектор Газа и Синайскую пустыню, а Сирия контролировала Голанские высоты.

Территория, не находившаяся под еврейским контролем, включала Храмовую гору, самое святое место иудаизма, где стояли древние святые Храмы. А Западный берег формировал сердце древнего Израиля и место, где происходили многие библейские события, в таких местах, как Хеврон, Сихем (Наблус), Бейт-Эль, Гилгал и Гива (посмотрите наше видео, чтобы узнать больше о связи евреев с земельные участки).

Перенесемся в 1967 год. За несколько недель до Шестидневной войны четыре арабские армии собрались у границ Израиля, открыто угрожая уничтожением еврейского государства. Тогдашний президент Египта Гамаль Абдель Насер заявил за день до войны:

«Армии Египта, Иордании, Сирии и Ливана стоят на границах Израиля… чтобы принять вызов, а за нами стоят армии Ирак, Алжир, Кувейт, Судан и вся арабская нация. Этот поступок поразит мир. Сегодня они узнают, что арабы были подготовлены к битве; настал решающий час. Мы подошли к стадии серьезных действий, а не деклараций».

Настроение в Израиле было пронизано чувством страха, паники и тревоги. Арабские силы на границах Израиля значительно превосходили по численности скромные вооруженные силы еврейского государства. Наблюдая за сбором армий и слушая речи, произнесенные по всему арабскому миру, многие израильтяне опасались, что они оказались на грани нового холокоста.

Тем не менее, за шесть дней Израиль оттеснил эти армии и захватил новую территорию, что сделало его гораздо менее уязвимым для будущих атак. Практически за одну ночь Израиль утроил свой размер, получив контроль над Восточным Иерусалимом, Западным берегом и сектором Газа (а также над Синайским полуостровом и Голанскими высотами).

Но ошеломляющая победа Израиля сопровождалась множеством осложнений, и многие из проблем, с которыми Израиль сталкивается сегодня, берут свое начало в это критическое время. Вот что произошло:

После войны Израиль надеялся, что сможет достичь мира со своими арабскими соседями в обмен на территории, завоеванные во время войны. Эту стратегию часто называют «земля в обмен на мир».

Эти надежды оказались на тот момент неуместными, потому что через три месяца после победы Израиля арабские лидеры приняли Хартумскую резолюцию, известную своими «тремя нет» — ни мира с Израилем, ни признания Израиля, ни переговоров с Израилем.

Итак, на данный момент земля останется «спорной» или «оккупированной», в зависимости от того, кого вы спросите. Для многих, поскольку в некоторых частях региона на протяжении столетий проживало арабское население, они должны иметь право на самоуправление, даже если в прошлом у них его не было. Им спорные земли оккупированы.

С другой стороны, те, кто считал эти территории жизненно важными для безопасности, завоеванными в оборонительной войне и имеющими глубокую историческую связь с евреями, не считали это «оккупацией».

С землей в руках Израиля и отказом арабов от любых мирных переговоров начались новые события. Долгое время новаторский дух сионизма по заселению земель был светским, но теперь у руля встала новая группа религиозных сионистских пионеров.

Через них движение поселенцев будет питаться и подпитываться религиозной страстью и верой. Многие религиозные евреи увидели в этом исторический момент, который они не могли игнорировать, рассвет еврейского возвращения после долгого изгнания, описанный древними пророками.

Их переселили на новоприобретенные (или вновь «оккупированные») земли. Однако для живущих там палестинских арабов «вся земля Палестины была оккупирована», писал палестинский политик Самиха Халил. (Посмотрите наше видео, чтобы узнать больше о том, как возникли поселения. )

Через год после Шестидневной войны израильское правительство провозгласило новый праздник – День Иерусалима, который будет отмечаться 28-го числа еврейского месяца ияра. , что было датой, когда город перешел под контроль Израиля.

Для многих в Иерусалиме этот день является днем ​​радости и празднования освобождения Иерусалима, когда тысячи людей маршируют по городу с песнями, танцами и неся израильские флаги. Многие читают праздничную молитву Алель.

Но этот день также осложняется ежегодным Маршем флагов, который обычно проходит через Мусульманский квартал в Старом городе Иерусалима. Хотя участники говорят, что это празднование победы Израиля в 1967 году, палестинцы рассматривают это как акт провокации (подробнее о марше флага читайте в разделе ниже).

Йом Иерусалим отличается от других Ямим (т. е. Йом ха-Шоа, Йом ха-Зикарон и Йом ха-Ацмаут) тем, что он меньше отмечается по всей стране и еще меньше в еврейских общинах за пределами Израиля. Современные православные общины отмечают его чаще всего, а неправославная еврейская община диаспоры обычно не соблюдает этот день.

Почему Йом Йерушалаим сложен в Израиле сегодня?

С одной стороны, раввин Ави Берман , исполнительный директор израильского отделения Ортодоксального союза, так описал значение этого дня: 

«[Еврейский народ] имеет возможность просто дойти до Котеля, обойти Иерусалим… Это земля, по которой ходил Давид Хамелех, Шломо Хамелех, все еврейские цари — вот куда все стремились быть. И слава богу, мы можем ходить здесь, как ни одно другое поколение до нас».

Точно так же раввин Итан Такер, Рош-ешива в Мехон-Хадар, писал о том дне: «Сбылась вековая мечта еврейского народа… Теперь мы можем свободно идти по дорогам наших предков и соединиться с землей, которая была колыбелью нашей цивилизации».

С другой стороны, каждый год в День Иерусалима евреи-религиозные сионисты проходят маршем через мусульманский квартал в Иерусалиме, что многие палестинцы рассматривают как акт провокации. Однако в последние годы маршрут был изменен, когда этого потребовала ситуация с безопасностью.

В прошлом году израильские власти изменили маршрут марша, чтобы не проходить через Дамасские ворота и Мусульманский квартал, после угроз ХАМАС и обострения напряженности на Храмовой горе.

Несмотря на это, во время марша ХАМАС обстрелял Иерусалим ракетами, что привело к 11-дневной войне.

На прошлой неделе министр общественной безопасности Израиля Омер Барлев объявил, что маршу этого года будет разрешено пройти через Мусульманский квартал. В ответ организаторы марша похвалили решение Барлева, заявив в заявлении:

«Нет ничего лучше, чем пройти маршем по всему городу во время праздника Иерусалима. Традиционный «танец флага» олицетворяет… освобождение Иерусалима и его связь с запада на восток через десятки тысяч людей, счастливо марширующих по улицам Старого города на пути к Западной стене».

Однако министр арабо-израильского регионального сотрудничества Эсави Фрей не согласился с решением, написав в Твиттере на иврите:

«Решение утвердить маршрут провокационного марша через Мусульманский квартал и Дамасские ворота является опасной и вызывающей беспокойство ошибкой. Целью проведения марша в самом сердце Восточного Иерусалима является не улучшение Иерусалима, а желание поджечь его, поэтому я намерен принять меры, чтобы изменить решение, чтобы предотвратить его опасные последствия».

σeToחלט Предоставлено לאשר מעבר צעדת פר הפרובוקציה ברובע המוסלמי ובשער שכם, היא טעות מסוכנת ומדאיגה.

מטרת ъем ירושל ר ירושלים, איננה טובת ירושלים, אלא הרצון להבעירה, לכן בכונתי לפעול לשינון להבעירה, לכן בכונתי לפעול לשינון ל всем, כד לכן בכונתי לפעול לשינוי eдолв.

— 🟣 Эсави Фрей عيساوي فريج עיסאווי פריג (@EsawiFr) 18 мая 2022 г.

«Новости 13 канала сообщили, что министр иностранных дел Яир Лапид и министр обороны Бенни Ганц оба выразили оговорки относительно маршрутов Дамкуса, но не открыто выступили против Гейткуса». Об этом сообщает Times of Israel.

Между тем, в воскресенье ХАМАС предостерег Израиль от проведения ежегодного марша.

«Я хочу четко предостеречь врага от совершения этих преступлений и этих шагов», — сказал лидер ХАМАС Исмаил Хания , имея в виду марш. «Палестинский народ, возглавляемый сопротивлением, особенно на Западном берегу и в Иерусалиме, не позволит этой еврейской талмудической чепухе остаться без ответа».

4 простых способа сделать Йом Йерушалаим незабываемым в этом году:

Йом Йерушалаим посвящен как празднованию чудесной победы Израиля в 1967 году , так и , исследованию сложных вопросов и проблем, с которыми Израиль столкнулся впоследствии и сталкивается до сих пор. Вот четыре вещи, которые вы можете сделать в этот день:

  1. Изучить историю Шестидневной войны.

    Если вы когда-нибудь задумывались о происхождении самых сложных проблем, стоящих перед Израилем сегодня — поселений, Иерусалима, решения о создании двух государств, — то эта серия короткометражных фильмов станет отличной отправной точкой. Переживите драматические события 1967 и узнайте, как они изменили Государство Израиль, а также поставили перед собой новые задачи.

  2. Узнайте, как возник «статус-кво» на Храмовой горе.

    Вершиной Шестидневной войны стало знаменитое заявление израильского полковника Мотта Гур по радио: «Хар абайит бийадейну», «Храмовая гора в наших руках!»

    Самое святое место еврейского народа впервые за 2000 лет перешло под контроль евреев. Несколько мгновений спустя израильский флаг был прикреплен к вершине Купола Скалы, но это волнение сразу же поутихло, когда министр обороны Моше Даян, по сути, сказал: «Вы с ума сошли? Вы собираетесь втянуть в войну весь Ближний Восток!»

    Итак, израильский флаг убрали, а дальше произошло нечто более дикое. Как раз в тот момент, когда еврейский народ восстановил связь со своим самым священным местом, Даян заключил сделку с иорданским мусульманским вакфом, который контролировал это место. Узнайте больше о судьбоносном решении Даяна и о том, почему израильтяне до сих пор яростно спорят о том, было ли это проявлением мудрости или слабости.

  3. Подумайте о том, что для вас значит Иерусалим.  

    Йом Йерушалаим — это возможность изучить историю, географию и/или символику Иерусалима, а также то, как лично вы связаны с еврейской духовной столицей. Посмотрите наше видео, чтобы узнать о связи евреев с Иерусалимом и Западным берегом.

    В преддверии сегодняшнего дня вы можете воспользоваться возможностью, чтобы вести дневник или просто подумать о том, что для вас значит Иерусалим. Если вы были в Иерусалиме, что вам больше всего запомнилось или воодушевило, а что было наиболее неприятным?

    Если вы никогда не были, каким вы представляете себе Иерусалим и с чем он у вас ассоциируется? Были ли вы там раньше или нет, если бы вы представили себе идеальный Иерусалим, идеальную еврейскую столицу, как бы он выглядел и что символизировал?

  4. Послушайте эти песни об Иерусалиме:

    В честь Йом Иерусалим, вот несколько наших любимых песен об Иерусалиме. Вы можете следить за текстом и переводом на английский язык.

    Переносят ли эти песни вас в « Yerushalayim shel ma’alah » (небесный Иерусалим), которым, как мы надеемся, он однажды станет, или сложность « Yerushalayim shel ma’alah » (земной Иерусалим) в том виде, в каком он существует сегодня , они помогают передать красоту Иерусалима и дух дня.

    Хотите послушать еще песни об Иерусалиме? Посмотрите наш плейлист для Йом Йерушаляйм на Spotify.

Омер Адам, «Йерушалаим» (Иерусалим) (слова)

Меир Ариэль, «Йерушалаим Шел Барзел» (Железный Иерусалим) (слова и предыстория) (Золотой Иерусалим) (написано Наоми Шемер) (слова)

Нои Джейкобсон, «Yerushalayim Shel Zahav» (Золотой Иерусалим) (слова)

Яаков Швекей, «Им Эшкачех» («Если я забуду тебя») (Теилим/Псалтирь 137:5-6)

Почему Йом Йерушалаим так важен?

Сегодня Йом Йерушалаим (День Иерусалима), посвященный городу и его воссоединению во время Шестидневной войны. В 1967 году Израиль участвовал в войне против Сирии, Иордании и Египта, которая длилась в общей сложности шесть дней. Менее чем за неделю Израиль завоевал земли Синайского полуострова, сектора Газа, Западного берега и Голанских высот. Более того, Армия обороны Израиля воссоединила Иерусалим. Впервые за тысячи лет единый Иерусалим оказался под контролем евреев. Десантники, прибывшие к Западной стене, были первыми евреями, увидевшими Западную стену за девятнадцать лет!

Сегодня праздничный день с парадами, песнями и многим другим! Гости со всего мира приезжают в Иерусалим, чтобы отпраздновать праздник города. В городе проводятся специальные туры, концерты и другие мероприятия. Религиозные евреи будут читать особые, важные молитвы на праздники. Это определенно день пребывания в святом городе!!

В последнее время мы много слышали об Иерусалиме в новостях, особенно в связи с Организацией Объединенных Наций. Мы слышим, что Иерусалим не имеет никакого отношения к религии иудаизма. Вот десять связей между городом Иерусалимом и иудаизмом:

Гора Мориа, место, где Авраам почти принес Исаака в жертву, как полагают, находится в Иерусалиме.

В Книге Бытия Б-г подвергает Авраама испытанию и просит его принести в жертву своего любимого сына Исаака на горе Мориа. Мы читаем эту историю в 22-й главе книги Бытия. Считается, что гора Мориа — это та же вершина, на которой построен Храмовый холм. Считается, что и ведут к центру мира.

Царь Давид основал здесь свою столицу с Городом Давида.

Царь Давид помазан после того, как царь Саул был убит на севере Израиля. Как только он становится королем, он решает перенести столицу в место, в котором могли бы находиться всех еврейского народа на родине. Он строит город Давида на границе между коленами Вениамина и Иуды и на склонах горы Мориа. Археологические раскопки доказали существование, важность и роль этого города в еврейской истории.

Царь Соломон построил Первый Храм в Иерусалиме.

Сын царя Давида, царь Соломон, вступает во владение и строит Первый Храм… на горе Мориа. Первый Храм был центром иудаизма. Евреи приносили своих новорожденных детей, приносили жертвы и три раза в год приезжали для совершения паломничества. Это был центр иудаизма, каким они его знали.

Храмовый холм, место расположения горы Мориа, Первого и Второго храмов (фото Саманты Исраэль Турс).
Неемия построил Второй Храм в Иерусалиме.

Вавилонские войска разрушили Храм и изгнали евреев с их родины вавилонскими войсками в 586 г. до н.э. Пятьдесят лет спустя, в 536 г. до н. э., персы захватили власть и позволили евреям вернуться на землю Израиля и восстановить свой Святой Храм. И снова Храм стал центром иудаизма. Царь Ирод расширит Храмовый Курган под своим правлением. Он служил еврейскому народу до 70 г. н.э., когда римляне разрушили Второй Храм. Западная стена — это остатки Второго Храма.

Это был центр еврейского руководства до разрушения римлянами в 70 г. н.э.

Еврейское руководство, священники и другие лидеры сосредоточились вокруг Иерусалима. Евреи создавали важное учение в Иерусалиме… до 70 г. н. э. Разрушение Иерусалима римлянами не только разрушило центр иудаизма, но и изгнало еврейское руководство из его дома. Археологи нашли надписи, археологические находки и описания, подтверждающие это.

Это направление евреев,
по всему миру , молитесь навстречу.

Поскольку Иерусалим был домом для центра Земли, горы Мориа, Первого и Второго Храмов, евреи всего мира молятся в сторону Иерусалима, а точнее Стены Плача, последних остатков этого самого места. Трижды в день евреи от России до США, от Канады до Аргентины, от Южной Африки до Австралии и Индии молятся в сторону Иерусалима.

Это древний центр еврейской мысли и развития.

На протяжении тысячелетий еврейские лидеры жили в Иерусалиме и создавали еврейскую доктрину, верования и связи с Землей Израиля и городом Иерусалимом. Важность и центральные аспекты Иерусалима сохранялись со времен Второго Храма благодаря тем лидерам и евреям, которые жили в святом городе Иерусалиме.

Здесь находится самое старое еврейское кладбище в мире, которое постоянно используется.

На Елеонской горе находится старейшее постоянно используемое еврейское кладбище в мире. Здесь был похоронен еврей периода Второго Храма. Сюда входят бывший премьер-министр Менахем Бегин, члены военной группы «Эцель», семьи священников Второго Храма и евреи, живущие обычной жизнью в Иерусалиме на протяжении тысячелетий.

Еврейское кладбище на Елеонской горе. Это старейшее постоянно используемое кладбище в мире. (אריה טננבאום, מתוך אתר פיקיויקי).
Сюда прибудет еврейский Мессия.

Евреи похоронены на Елеонской горе, потому что она обращена к Старому городу Иерусалима. И именно туда прибудет еврейский Мессия в мессианские века. Мессианский век — это то, о чем молятся и ждут многие евреи. Евреи, похороненные на Елеонской горе, обращены лицом к Иерусалиму, чтобы, когда придет Мессия и они воскреснут, они могли идти прямо в святой город Иерусалим. Было бы круто, если бы это случилось на Йом Иерусалимский?!

 

Тысячи евреев перебрались в Иерусалим во время волн иммиграции в эту землю еще до рождения государства.

Начиная с 1882 года, пять основных волн иммиграции вернули тысячи евреев домой на землю Израиля. Многие переедут в Иерусалим. Они будут развивать промышленность, религиозные учреждения, Еврейский университет и многое другое. Они помогали сохранять древнее и святость, продвигая новое и будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *