28 декабря 1925 года повесился в гостинице Англетер Сергей Есенин
Автор:
Иван Кемеров
28 декабря 2019 18:52
Метки: 28 декабря 1925 года Англетер Сергей Есенин повесился
Ах, какими стишками проводили в последний путь Сережу коллеги по поэтическому цеху!
Расскажу именно о свежих, непосредственных стихотворных откликах (1926-1929 годов), когда Есенин не забронзовел и масштаб его ощущался настолько смутно, что многие принялись себя с Сережей равнять.
Самым знаменитым откликом на его смерть стало стихотворение Маяковского «Сергею Есенину». Да, оно декларативно, но так, в данном случае, надо было. Маяковский решал общественную задачу, разъясняя очевидное: «В этой жизни умирать не трудно, сделать жизнь значительно трудней».
Ведь в среде неуравновешенных смерть Есенина выглядела ужасть как романтично. Всколыхнулся вал подражаний. Под последние строчки Сергея: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей» стрелялись – вешались – травились – закалывались. Всех превзошла подруга Есенина Галя Бениславская, самоубившись непосредственно на могиле поэта.
Маяковский противопоставил есенинским стихам свои, ничуть память Есенина не оскорбив.
ИОСИФ УТКИН
.
Сравните, например, его классическое «Сергею Есенину» с ныне маловедомым стишком Иосифа Уткина, который подпёр немудреные размышля авторитетным эпиграфом из Горького: «…У людей, которым не по душе кипенье и цветенье отчизны, которые сами себя признают негодными для того, чтобы жить и работать, нельзя отнимать права умереть…».
Моралите Уткина таково:
…Нам всем дана отчизна
И право жить и петь,
И кроме права жизни –
И право умереть.
…
Есть ужас бездорожья,
И в нем — конец коню!
И я тебя, Сережа,
Ни капли не виню. (и на том спасибо, — прим. авт.)
Бунтующий и шалый,
Ты выкипел до дна.
Кому нужны бокалы,
Бокалы без вина?..
Кипит, цветет отчизна,
Но ты не можешь петь!
А кроме права жизни,
Есть право умереть.
Вот именно на таком контрасте и следует оценивать шедевр Маяковского.
Владимир Владимирович удержался еще от одного мотива слишком для надгробных посвящений Есенину характерного. А именно: «Есенин и мое место в поэзии».
Лидер пролетарских поэтов Михаил Герасимов в стихотворении «О чем тоскуешь, ветер мудрый…» выдал офигительно двусмысленное в своей безграмотности четверостишие:
Своею солнечной головкой
Бросал нас в творческую дрожь.
Вдруг с неба снежные верёвки
Мне шею захлестнули тож.
Ладно, оставим «солнечную головку», вдоволь посмеявшись. А насчет шеи, захлестнутой тож, удивимся: «Ты-то тут при чем?».
Ну как же… мы же тоже… энто… в рифму… творчески дрожим…
ГОРОДЕЦКИЙ И ЕСЕНИН
.
Что Герасимов, если люди, знавшие Есенина близко, и, следовательно, долженствующие понимать его масштаб и те сорвались на писк лилипута перед Гулливером: «И я! И я!».
Сергей Городецкий (ПОЧЕМУ ЕСЕНИН ЧУТЬ НЕ ПОБИЛ ГОРОДЕЦКОГО), в некотором роде давший Есенину старт, разродился стихотворением «Могила поэтов», где обращался к городу Питеру, аттестуя его кладбищем пятерых поэтов. Первым по хронологии Городецкого Питер убил Пушкина, пятым — Есенина. Не очень длинный, но все равно поэтически затянутый перечень заканчивается размышлением:
Довольно. В каменные ночи,
Мы новой жертвы не дадим,
Мы победим тебя. А, впрочем,
Не мне ли быть твоим шестым?
То есть, иерархия строится так, что начиная с Пушкина не хило закончить Городецким. Городецкий, ввернув молодцеватое «впрочем», не против. Не Есениным же, в самом деле, заканчивать.
КАЗИН И ЕСЕНИН
.
А основной посыл Василия Казина (СЫН ВОДОПРОВОДЧИКА), с которым Есенин часто выступал, поскольку тандем «Крестьянский сын энд Сын водопроводчика» был эстрадно эффектен, таков:
Эх, Сергей, ты сам решил до срока
Завершить земных волнений круг…
Знал ли ты, что станет одинока
Песнь моя, мой приумолкший друг!
Песнь Казина, помилуй Бог, которого ныне читают только специалисты (как и Городецкого, впрочем). Говорю же, за пеной дней масштаба не чувствовали. И стыда. И что смешно будет.
Петр Орешин пошел дальше Казина и Городецкого. Тоже крестьянин он прямо заявил стихотворением «На караул»: «Ребяты, а теперь вместо Есенина у вас буду я!». Впрочем, абсолютно вся крестьянская пишущая братия относилась к Есенину ревниво, считая его славу незаслуженной. Орешин, Клюев, Клычков расходились только в вопросе: «Чье именно место Есенин занимает?». Каждый считал, что его.
Орешинский «На караул» приведу полностью. Из такой песни — нямки слово выкинуть жалко.
Сладкопевец мудрый
Утонул в снегу.
Золотые кудри
Песней сберегу.
Аржаное знамя
По снегам равнин
Вольными руками
Понесу один.Свистом молодецким,
Перезвоном крыл
Стороне советской
Подогрею пыл.
Хорошо ли, худо ли.
В славе наша рать.
Мне ли надо удаль
Где-то занимать?
Сон хороший снился
Во сыром бору.
Соколом родился,
Соловьем умру!
Край берез и воли!
Позабыв разгул,
Я сегодня в поле
Стал на караул.
Это не измена
И не дикий пляс,
Это только смена
На короткий час!
Закончить хочется отрывком удивительного стихотворения пролетарского поэта Василия Князева. Тот нашел, чем похвастаться: в ночь с 28 на 29 декабря Васе посчастливилось сторожить тело Есенина в морге.
Процитирую готичный отрывок:
За окном — пустынный белый двор;
Дальше — город в полумраке синем…
Я да трупы — больше никого —
…
Вон Беляев… кровью залит весь…
Мальчик, смерть нашедший под трамваем.
Вон еще… Но всех не перечесть;
Все мы труп бесценный охраняем…
Где-то в 1960-ых масштаб вошедшего в школьную программу Есенина стал зримым. Стихотворения современников его славы принялись отличаться элегической беззубостью. Восторжествовал мотив: «А ты все равно жив!»
Но даже это обстоятельство не смогло сделать из Сергея Есенина манекен…
Источник:
Метки: 28 декабря 1925 года Англетер Сергей Есенин повесился
Новости партнёров
реклама
За что убили Сергея Есенина?
Владимир Высоцкий ошибся, когда пел в песне “О фатальных датах и цифрах”: “На цифре 26 один шагнул под пистолет, другой же — в петлю слазил в “Англетере”. Но тогда еще не было известно главное — в “Англетере” С.Есенин никогда не останавливался, и он не повесился на батарее, а был застрелен.
Владимир Высоцкий ошибся, когда пел в песне “О фатальных датах и цифрах”: “На цифре 26 один шагнул под пистолет, другой же — в петлю слазил в “Англетере”. Но тогда еще не было известно главное — в “Англетере” С.Есенин никогда не останавливался, и он не повесился на батарее, а был застрелен.
В настоящее время то, что смерть Сергея Есенина (1895-1925) была насильственной, не вызывает сомнений. Посмертные маски и следственные фотографии, сделанные М.С.Наппельбаумом, свидетельствуют, что на лбу поэта имеется глубокая рана, а под правой бровью — черная круглая пробоина, похожая на след от пули. В акте участкового надзирателя эти повреждения никак не отмечены, а в акте судебно-медицинской экспертизы отражены крайне небрежно.
Майор запаса В.Титаренко писал, что в поселке Ургау Хабаровского края слышал исповедь бывшего узника ГУЛАГа Николая Леонтьева, который, будучи уже старым и больным человеком, разоткровенничался и сказал: “А ведь вот этой самой рукой я застрелил Сергея Есенина”.
Тогда эти слова показались офицеру бредом сумасшедшего, но он все же, придя домой, записал их, а впоследствии опубликовал. Анализ биографии Николая Леонтьева показал, что его слова не содержат противоречий.
Петербургский писатель Виктор Кузнецов установил, что в гостинице “Англетер” в списках проживающих Есенин не значился. И никто среди остановившихся там или обслуживающего персонала его там не видел и не слышал. Зная невероятную общительность поэта, такого практически не могло быть.
По приезде в Ленинград Есенина по негласному распоряжению Троцкого арестовали и предположительно держали в доме № 8/23 по проспекту Майорова, где допрашивали четыре дня. Делали это Леонтьев и Яков Блюмкин, убийца германского посла Мирбаха в 1918 году, ярый сторонник Троцкого, в свое время поддерживавший отношения с Есениным. Смысл допросов сводился к тому, чтобы завербовать поэта в качестве секретного сотрудника ГПУ. По-видимому, Есенин сопротивлялся и в какой-то момент с силой толкнул Блюмкина, тот упал. И тогда Леонтьев выстрелил. На фотографии виден след пулевого ранения. После этого Блюмкин ударил Есенина рукояткой револьвера в лоб.
Милиция в деле вообще не участвовала. Расследованием занималась некая странная организация под названием “Активное секретное отделение уголовного розыска”. Из записей Леонтьева: “Они пытались повесить Есенина на собственном ремне, но ремень был коротковат. Тогда его приткнули к батарее, чтобы представить след удара рукоятки револьвера как ожог”. Затем все бумаги, которые будут фигурировать в ходе следствия, сфальсифицировали. А в Москве появилась статья Троцкого о том, что неуравновешенный, упаднический поэт наложил на себя руки.
В Москве не все поверили в самоубийство. Виктор Наседкин, муж сестры поэта, занимавшийся похоронами, первое, что сказал дома: “На самоубийство не похоже. Такое впечатление, что мозги вылезли на лоб”. Поэт Сергей Клычков еще в 1926 году высказал предположение о причастности Якова Блюмкина к смерти Есенина. Блюмкин вполне мог подделать и “предсмертную” записку (“До свиданья, друг мой, до свидания. ..”). Ведь сумел же он подделать не только подпись Дзержинского, чтобы проникнуть к Мирбаху, но и написать в мае 1925 года предсмертное письмо Бориса Савинкова, долгое время считавшееся подлинным.
Возникает вопрос: зачем понадобилось убивать поэта-народника Сергея Есенина? Ведь он принял революцию и даже воспевал ее? Дело в том, что двадцатые годы почти зеркально отражают наше время. Тогда быть патриотом, воспевать Русь было поступком, героизмом. За это расстреливали, как, например, друга Есенина, поэта Ганина. Горький, любивший Есенина как поэта, по рангу “буревестника” революции ненавидел его и писал Бухарину, что нужен удар по есенинщине, удар именно по этому крылу новокрестьянской поэзии.
После 1923 года Есенин стал контрреволюционером. В письме к А.Умкову в феврале 1923 года он пишет: “Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно: что ни к Февральской, ни к Октябрьской”. Андрей Соболь рассказывал в Италии в начале 1925 года, что “так крыть большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову придти никому в советской России. Всякий, сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян”.
Скорее всего, и в Ленинград Есенин поехал, чтобы сбежать за границу. Об этом он писал в ноябре 1925 года своему другу Петру Чагину: “Отделаюсь от кой-каких скандалов и махну за границу”. Наиболее вероятным представляется его побег в Великобританию, где его охотно печатали. Но…
Настоящие друзья у Есенина были в Москве, а в Ленинграде описывали встречи с ним и делились воспоминаниями сексоты Троцкого. После оглашения 18 января 1926 года в Московском художественном театре письма Троцкого о самоубийстве Есенина с последующей публикацией его в “Известиях” дело было закрыто за отсутствием состава преступления…
Подготовил Владислав Кутузов.
Сергей Есенин — Электронная библиотека Огайо
Сергей Есенин — Электронная библиотека Огайо — OverDrive Ошибка загрузки страницы.
Попробуйте обновить страницу. Если это не сработает, возможно, возникла проблема с сетью, и вы можете использовать нашу страницу самопроверки, чтобы узнать, что мешает загрузке страницы.
Узнайте больше о возможных проблемах с сетью или обратитесь в службу поддержки за дополнительной помощью.
Поиск Расширенный
Сергей Есенин (3 октября 1895 — 28 декабря 1925) — один из самых популярных и любимых поэтов ХХ века. Родившийся в крестьянской семье, он обожал сельскую местность, и большая часть его поэзии — это его попытка запечатлеть красоту природы. Благодаря своей простоте его поэзия была доступна даже простому человеку. Страдая от психической нестабильности и депрессии, Есенин покончил жизнь самоубийством, повесившись в отеле «Англетер». Ему было 30 лет. По сей день его работы остаются широко популярными на русском языке, где они входят в школьную программу. Многие его стихи были положены на музыку и стали любимыми песнями.
- Детали
Издатель:
Андрей КнеллерOverDrive Чтение
ISBN: 9781310778858
Дата выпуска: 2 февраля 2014 г.Электронная книга в формате EPUB
ISBN: 9781310778858
Размер файла: 74 КБ
Дата выпуска: 2 февраля 2014 г. - Создатели
- Андрей Кнеллер — Автор
- Форматы
Овердрайв Чтение Электронная книга
в формате EPUB - Языки
Доступность может меняться в течение месяца в зависимости от бюджета библиотеки. Вы по-прежнему можете заблокировать заголовок, и он будет автоматически заполнен, как только заголовок снова станет доступен.
Формат OverDrive Read этой электронной книги имеет профессиональное повествование, которое воспроизводится, пока вы читаете в браузере. Узнайте больше здесь.
Время сеанса истекло. Пожалуйста, войдите в систему еще раз, чтобы вы могли продолжать заимствовать названия и получить доступ к своим страницам «Ссуды», «Список желаний» и «Удержания».
Если у вас по-прежнему возникают проблемы, выполните следующие действия, чтобы войти в систему.
Войти
Библиотечная карта, которую вы ранее добавили, не может быть использована для выполнения этого действия. Пожалуйста, добавьте свою карту еще раз или добавьте другую карту. Если вы получили сообщение об ошибке, обратитесь за помощью в свою библиотеку.
Добавить карту Контактная поддержка
Сергей Есенин и Айседора Дункан — Всемирный музей любви
Перейти к содержимомуУ Сергея Есенина и Айседоры Дункансендобрик2019-08-16T13:39:08+02:00
У Айседоры Дункан и Сергея Есенина были короткие, напряженные и весьма необычные отношения, которые начались осенью 1921 года в художественной мастерской их общего друга, художника Алексей Яковлев. Знаменитая танцовщица была очарована молодым поэтом, и хотя они даже не говорили на одном языке, между ними завязался роман, который до сих пор интригует людей. Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско и начала танцевать в юном возрасте. Она отвергла жесткость стандартизированных танцев, используя естественные ритмы и движения, что привело к созданию новой формы произвольного танца, очень экстравагантной и современной для того времени, под влиянием философии Фридриха Ницше. Несмотря на то, что она считалась знаменитостью в Европе, Айседора устала от европейской буржуазии. К счастью, Владимир Ленин был поклонником ее творческого самовыражения и пригласил ее приехать в Москву, чтобы открыть танцевальную школу. Айседора приняла это приключение, хотя почти не знала русского языка. В то время Айседоре Дункан было 44 года, но это не помешало ей соблазнить 25-летнего поэта, которого она встретила в студии у подруги. У Сергея Есенина было скромное сельское происхождение, но, несмотря на то, что он родился в крестьянской семье, ему удалось переехать в город и публиковать стихи, которые вскоре заложили основу для движения под названием имажинизм. После того, как были изданы его первые две книги стихов, пестрящие строками, полными ослепительных образов, но знакомых и простых, Есенин сам стал знаменитостью. Привлекательность и романтичность Есенина заставляли его довольно часто влюбляться, поэтому неудивительно, что он увлекся романом с Айседорой, которая была старше его на 18 лет. Первоначально Сергей Есенин поддерживал большевиков, но вскоре он разочаровался и стал критиковать власть в своих стихах, выражая желание уйти. Советское правительство поддержало его решение покинуть Россию, поэтому после того, как они поженились в 19 маяВ 22 года Есенин сопровождал жену в годичном турне по Европе и США. Хотя двое влюбленных не могли по-настоящему понять друг друга из-за большого языкового барьера, они разделяли схожие взгляды на возрождение искусства. В манифесте своего литературного течения «Имажинизм» Есенин писал: «Слова израсходовались, как старые монеты; они утратили свою изначальную поэтическую силу. Мы не можем создавать новые слова. Неологизм и транссмысловой язык — нонсенс. Но мы нашли средство оживлять мертвые слова, выражая их в ослепительных поэтических образах. Это то, что создали мы, имажинисты. Мы изобретатели нового». Несмотря на то, что концепция произвольного танца Айседоры перекликалась с Есенинским видением поэзии, их общего художественного видения было недостаточно, чтобы их любовь росла. Их брак был полон бесконечных скандалов, разбитых гостиничных номеров, алкоголя и полнейших недоразумений, что неудивительно, учитывая тот факт, что они не могли разговаривать друг с другом. Есенин, красивый ловелас, расторг брак, как только они вернулись в Россию, продолжив свой новый образ жизни пьяного хулигана, как он часто называл себя. Эта роковая связь была своеобразной, как и их смерть – по легенде, Есенин порезал себе запястье, чтобы собственной кровью написать прощальное стихотворение «До свиданья»; на следующий день повесился в отеле «Англеттер», умер в возрасте 30 лет, в 1925. Распространено мнение, что самоубийство было инсценировано, а поэта на самом деле убили советские силовики, которые представили его как самоубийство. Айседора умерла в ночь на 14 сентября 1927 года в Ницце, Франция, после того, как шарф, который был на ее шее, запутался в колесах, выбросив ее из открытой машины, что привело к перелому шеи. История любви Айседоры и Сергея, как и их трагическая смерть, и по сей день продолжает интриговать наше воображение.