Есть ли женщины пилоты гражданской авиации: «Мы с ней полетим?» Откровения женщин-пилотов о работе и отношении коллег

Хочу, чтобы мы когда-нибудь выполнили рейс, состоящий из женского экипажа… Интервью с женщинами-пилотами

Эльнара Васильева и Марина Свиридова — две из четырех первых женщин-пилотов авиакомпании AZAL, которые прочно связали свою жизнь с работой в небе. Улыбчивые и хрупкие с виду девушки, ломая стереотипы, доказали, что женщина не хуже мужчины умеет управлять самолетом.

В интервью Media.Az они рассказали о том, каково быть первой женщиной в такой «неженской» профессии, длинном и сложном пути до первого полета на авиалайнере мечты, а также сложностях рискованной работы с завораживающим видом из окна.

— Каково это ощущать себя первыми женщинами-пилотами гражданской авиации?

— Марина: Я очень рада, что мне предоставили возможность выучиться на пилота. Меня переполняет гордость от того, что я являюсь представителем этой профессии. 

Эльнара: Да, в первую очередь, это, конечно, гордость, которую ты испытываешь, зная, что являешься одной из первых женщин-пилотов гражданской авиации в современном Азербайджане. В советское время и во время Второй мировой войны наши женщины-пилоты еще летали, а вот после обретения страной независимости набора уже не было.

Понимаем, что на наши плечи пала большая ответственность, ведь мы фактически первопроходцы… 

Марина: Но вроде хорошо справляемся (улыбается). Нам обещали, что, если у нас все получится хорошо, в будущем объявят еще один набор на женщин-пилотов. 

— Когда Вы решили, что хотите стать пилотом? У Вас в семье есть пилоты или работники авиации?

— Марина: Да, у меня авиационная семья: папа — бортинженер, а брат — пилот. Поэтому я с детства мечтала работать в этой области. Сначала поступила в Национальную академию авиации Азербайджана, где обучалась на диспетчера. Потом приняла решение пойти в стюардессы, но, когда появилась возможность подать документы на пилота, я сразу же ею воспользовалась.  

Эльнара: У меня в семье нет пилотов. С детства я очень люблю путешествовать и просто обожаю полеты. Признаться, я никогда не думала и даже не мечтала стать пилотом. Я увидела объявление о наборе женщин-пилотов. Поняв, что прохожу по всем параметрам, сразу решила подать заявку. 

— Подождите, Вы не оканчивали Национальную академию авиации Азербайджана?

— Эльнара: Нет, я училась в Бакинском государственном университете на факультете прикладной математики. Учеба на пилота — это второе образование. 

— Уверена, многие думают, что пилотом можно стать, исключительно окончив Авиационную академию…

— Эльнара: Да, мужчины-пилоты обязаны окончить Авиационную академию. Что касается женщин, то это был спецнабор по государственной программе. 

— По каким критериям отбирали кандидаток?

— Эльнара: Необходимо было иметь первое высшее образование, желательно техническое. Знать как минимум три языка: азербайджанский, русский, английский. И только после того, как мы прошли отбор, нас обучали в авиационной академии два года. Год — это теория, столько же практика. К слову, еще один год занимает учеба на авиатренажере.  

— Сколько было желающих?

— Эльнара: Изначально нас было 18 человек, но на каждом этапе несколько девочек отсеивалось. В итоге осталось пять человек. Последняя девочка, несмотря на несколько попыток, не смогла успешно сдать экзамены на авиатренажере. Признаться, отбор был довольно жесткий, только после прохождения всех этапов допускают до полетов. Экзамены на авиатренажере мы сдаем каждые полгода, совершенствуя навыки полетов в ЧС.   

— Как близкие восприняли Ваше желание стать пилотом, ведь это довольно рискованная профессия?

— Марина: У меня мама аэрофоб, она очень боится летать, с трудом переносит любой перелет. Помню всегда говорила: «Пускай мужчины летают, а ты работай на земле». Конечно, узнав о том, что я иду в пилоты, она пыталась меня отговорить, но поддержка брата и отца все-таки перевесила в пользу моего желания покорить небо. Сейчас мама уже смирилась, понимая, что работа делает меня счастливой.  

Эльнара: Признаться, моих родителей такая новость тоже не сильно обрадовала. Мама сильно переживала, понимая, насколько эта рискованная профессия. Что касается отца, то он больше был обеспокоен тем, что я бросила первую работу. К слову, я занималась рутинной офисной работой в бизнес-авиации. Но, конечно, родителей это больше устраивало, они были за то, чтобы их ребенок всегда находился в безопасности, а мне хотелось чего-то большего. Сейчас они уже приняли мой выбор и радуются всем моим успехам.  

— Учитывая стереотипы в нашем обществе, скажите, как вторые половинки реагируют на ваш выбор?

— Эльнара: Я сейчас свободна, но если у мужчины будет стереотипное мышление, то это не мой мужчина. Для меня очень важно, чтобы он обладал широким кругозором, понимая, что женщина — это не приложение к нему, это личность, которая имеет свои права и желания.  

Марина: Я тоже сейчас не в отношениях. Конечно, мужчина с подобным мышлением не для меня.  

— Всем известно, что профессия пилота очень ответственная и одновременно загруженная. Какой у вас трудовой распорядок дня?

— Марина: По-разному…Многое зависит от сезона, а сегодня еще и от пандемии. До того, как мир захватил COVID-19, летом у нас был очень загруженный график. Мы летали регулярно по 70 часов в месяц, имея лишь пару выходных за 30 дней. Бывает, что пилоты летают и по 100-110 часов. А вот в этом месяце, например, у меня всего 25 часов, в прошлом месяце было 8. 

Эльнара: У меня похожая ситуация. Сегодня из-за пандемии график не такой загруженный, но обычно в летние месяцы пилоты летают очень часто, практически не имея свободного времени.  

— Расскажите о Вашем первом рейсе? Какие чувства испытали? Не было ли страшно?

— Эльнара: Мой первый полет был в Нахчыван, это довольно короткий рейс. Чтобы Вы понимали, пилот до взлета обязан совершить стандартные эксплуатационные процедуры (SOP), но наиболее загруженные с этой точки зрения временные периоды — это моменты взлета и посадки. И уже на эшелоне (условная высота), когда включен автопилот, появляется время заполнить документы, проверить системы и пообедать.

Когда очень короткий рейс, например, в Нахчыван, времени не бывает, ты взлетаешь и практически сразу идешь на посадку, потом снова выполняешь стандартные эксплуатационные процедуры. Поэтому, когда у меня спрашивают о впечатлениях, не знаю, что ответить. Я настолько была загружена и сосредоточена, что даже не помню, какие чувства меня тогда переполняли. Просто хотела качественно выполнить свою работу. 

— А перед полетом не было страха?

— Эльнара: Я бы не сказала, что это страх, это скорее небольшое волнение. Страх у меня был, когда мы выполняли первый тренировочный перелет без пассажиров. Переход от авиатренажера к реальному самолету дает просто нереальные эмоции. Чувство, когда ты поднимаешь такую махину, просто не описать словами…    

Марина: Мы тогда с девочками не могли решить, кто же будет первым, пришлось кинуть жребий. 

— А Ваш первый полет?

Марина: Мой первый полет был в Москву. В отличие от Эльнары, я успела пообедать на борту (смеется). Особого волнения не было, переполняло чувство гордости, что теперь управляю самолетом. Самолетом, которым всегда любовалась с земли, а теперь я пилот. Несу такую большую ответственность. Это удивительные эмоции… 

Эльнара: С нами в первый раз был опытный командир и второй пилот, они морально нас поддержали. И мы, конечно, справились. 

— Кстати, как на Вас реагируют мужчины-пилоты? Сталкиваетесь с предвзятым отношением с их стороны?

— Эльнара: Вы знаете, я думаю, что предвзятое отношение никак не связано с полом, оно зависит от характера человека. С подобным отношением мы больше сталкиваемся со стороны женщин, нежели мужчин.  

Марина: Увы, чаще женщины пишут гадости, а не мужчины. А вот мужчины-пилоты поддерживают, помогают, наставляют.

Эльнара: Если Вы почитаете комментарии под нашим презентационным видео в социальных сетях, то поймете, как много там негативных комментариев именно от женщин. Что касается отношения мужчин-пилотов, то, как сказала Марина, они всегда нас поддерживают и помогают.

— Сейчас Вы сами летаете как вторые пилоты?

— Марина: Да, верно. Первое время мы летали втроем, на всякий случай в рейс выходил третий пилот, мы его называем «Пилот безопасности». А сейчас уже мы опытные, летаем вдвоем с командиром, сами пилотируем.  

— Вы уже совершили не один рейс. Были ли у Вас случаи, когда пассажиры, услышав женское имя, как-то необычно реагировали?

— Марина: Как правило, люди не особо внимательны, они редко прислушиваются к объявлениям. Они привыкли, что всю информацию на борту им передает стюардесса. Помню, что как-то мы приземлились в транзитном аэропорту. Люди, покидая борт, увидели, что я выхожу из кабины пилотов, на их лицах читалось удивление. Некоторые оборачивались. Сейчас такого практически не бывает. Мы, например, часто летаем в Нахчыван, пассажиры очень доброжелательны, улыбаются, здороваются, желают удачи…

Эльнара: Да, поддерживаю коллегу, мы часто летаем в Нахчыван, там нас очень тепло принимают.  

— Расскажите о Вашем особенном, самом необычном или экстремальном рейсе?

— Эльнара: Да, был такой относительно недавно, в мае текущего года. Мы в очередной раз летели в Нахчыван, как раз ожидая грозу на подлете туда. Но она поменяла свое направление и застала нас на обратном пути, оказавшись прямо на нашем пути захода на посадку в Баку. Я пилотировала в тот день и предложила командиру сесть с обратным курсом. 

Чтобы Вы понимали, самолет взлетает и садится против ветра. Если же садишься с обратным курсом, то ветер становится попутным и дует в хвост самолета, тем самым влияя на аэродинамические характеристики воздушного судна. К слову, в инструкциях есть допустимые ограничения по силе попутного ветра, при которых пилот имеет возможность безопасно посадить самолет.     

Когда я предложила посадить самолет с обратным курсом, у нас была средняя допустимая сила попутного ветра. Командир дал разрешение, но, когда мы подлетали к аэропорту, сила ветра увеличилась до максимально допустимой, но я благополучно посадила самолет. Вы не представляете, как это волнительно, я была очень сосредоточена, было очень важно посадить самолет с первого раза, поскольку, уйдя на второй круг, мы бы оказались как раз в эпицентре молнии. Но как же это было красиво, с трех сторон самолет был окружен молнией, выглядело просто завораживающе. Это была лучшая посадка в моей жизни (смеется). 

Марина: Если говорить о самом приятном рейсе, то он опять-таки был в Нахчыван. Нас представили как первых женщин-пилотов, встречали с цветами, тортом и подарками. Это было так неожиданно и одновременно приятно… 

Что касается самого запоминающегося и экстремального, то это был прерванный взлет, если не ошибаюсь, в Прагу. Возможно, диспетчер не рассчитал время или не был полноценно осведомлен о воздушной обстановке, а может быть и технические неполадки послужили причиной инцидента. 

В авиации есть понятие о скорости принятия решения. Эту скорость мы рассчитываем перед каждым взлетом, она зависит от давления, температуры, ветра, превышения аэродрома (высота самой высокой точки взлетно-посадочной полосы) и других факторов. До достижения этой скорости пилот имеет право принять решение об остановке самолета, и это будет безопасное прекращение взлета. После этой скорости самолет может выкатиться с взлетно-посадочной полосы, что ведет к серьезным последствиям и повреждениям, даже пожару. 

Диспетчер выдал нам разрешение на взлет, но во время разгона потребовал срочно остановиться. Сработала система автоматического торможения, которая специально рассчитана для таких случаев. Торможение достаточно сильное и резкое, что может принести пассажирам определенный дискомфорт, но его использование дает большой запас безопасности за счет сокращения дистанции.  

Одновременно диспетчер потребовал от пилота самолета, заходящего на посадку, на ту же самую полосу, уйти на второй круг. Из-за этой ошибки могла бы произойти трагедия, но хорошо, что диспетчер вовремя заметил это и все обошлось.

— Есть ли у Вас приметы, которым следуете перед рейсом?

— Эльнара: Признаться, у пилотов есть приметы, многие им следуют. Например, нам старшие коллеги строго-настрого запретили произносить словосочетание «последний полет», «крайний», но не «последний». Я, конечно, не суеверна, но перестала употреблять словосочетание «последний полет». 

— Марина: Я не верю в приметы (смеется).

— Считается, что женщины-пилоты менее эмоциональны, чем представительницы других профессий. Правда ли это? 

— Эльнара: Мне кажется, это очередной стереотип. На работе мы все дисциплинированы и сосредоточены, но в жизни я очень эмоциональный и темпераментный человек. И моя эмоциональность никак не сказывается на работе.   

Марина: А я вот не эмоциональный человек, обладаю холодным умом и стараюсь не реагировать на стрессовые ситуации. После того, как все разрешится, могу дать волю небольшим эмоциям, но не более. 

— Всем известно, что женщины очень редко идут в пилоты. Как считаете, вдохновившись Вашим примером, интерес со стороны прекрасного пола увеличится?

— Марина: Мне сейчас в Instagram пишут многие девушки, интересуются, спрашивают, идет ли набор. Часто мамы дочерей оставляют комментарии, хотят, чтобы их девочки попробовали себя в этой профессии. Я думаю, что наш пример может вдохновить очень многих девушек. 

— Эльнара: Я согласна с Мариной, наш пример может вдохновить очень многих… 

— В заключение поделитесь, о чем Вы сейчас мечтаете?

— Эльнара: Стать командиром. Думаю, что любой уважающий себя второй пилот об этом мечтает (смеется). Я бы очень хотела, чтобы мы когда-нибудь выполнили рейс, состоящий из полностью женского экипажа. Подобный опыт был в авиакомпании Emirates. А еще я очень хотела бы совершить рейс в Австралию или Бразилию, тем более у нашего экипажа уже был такой опыт при полетах специальным рейсом в Рио-де-Жанейро. Все еще впереди…

Марина: Я мечтаю летать во многие страны, иногда задерживаться там на несколько дней. Просто хочу посвятить свою жизнь работе.

Эльнара: Как герой фильма «Мне бы в небо» (улыбается). 

Джамиля Алекперова 

Фото: Рамиль Юнус

Media.az

«Я снова буду летать» – первая женщина-пилот Афганистана в интервью БНР о своем бегстве от талибов в Болгарию

Первую женщину-пилота в гражданской авиации Афганистана зовут Мохадесе Мирзаее и ей всего 23 года. В феврале с.г. Мохадесе стала частью первого полностью женского летного экипажа в азиатском государстве. Этот день – один из самых счастливых в ее жизни, тогда молодая летчица и ее коллеги восторженно позировали перед камерами мировых СМИ. Она и не подозревала, что через полгода наступит кошмарный поворот в ее судьбе.

В августе 2021 года, когда талибы захватили Кабул, Мохадесе была в аэропорту в своей униформе, готовясь к обычному ночному полету в Стамбул. В то утро она ушла из дома и рассталась с матерью и двумя сестрами. Но ее самолет так и не взлетел.

Смотрите все интервью с Мохадесе Мирзаее из Софии.Вы можете вручную настроить перевод в настройках внизу справа.

Среди всеобщего хаоса в аэропорту Кабула Мохадесе (Мохо для друзей) удалось вместе со своими коллегами сесть на рейс в Киев, Украина. Позже она направилась в Софию. Почему именно Болгария?


«Я не раз была в Болгарии, потому что мы проводим здесь дополнительные курсы два раза в год. Это тренировки по чрезвычайным и нестандартным ситуациям во время полета. По этому поводу у меня есть действующая виза, что меня спасло. Я приехала сюда 16 августа и с тех пор живу в Софии. Сначала я очень надеялась, что ситуация в Афганистане изменится и мировое сообщество не допустит, чтобы страна погрузилась в хаос. Но я была неправа. Талибы не изменились с 2001 года – это все те же люди. И если бы они действительно намеревались уважать женщин, как обещали, и позволить им работать бок о бок с мужчинами, меня бы здесь не было!».

Мохадесе попросила убежища в Болгарии, и ждет, чтобы власти продлили ей визу.

Она живет одна, снимает квартиру, учится и готовится к нострификационным экзаменам. В настоящее время она не имеет права работать, чтобы содержать себя.«Я обратилась к властям Болгарии с просьбой предоставить мне статус, разрешающий легализовать здесь свои лицензии и сертификаты, что позволит мне снова работать и летать», – говорит Мохо.


«Я приехала сюда и останусь здесь. И я надеюсь, что Болгария предоставит мне безопасное убежище и новое начало для моих полетов, моей любви к авиации и моей страсти к полетам. Потому что я не летала с 15 августа.Это тяжело для меня.Мое сердце разрывается, потому что я люблю авиацию. Самолет, аэропорт – это мой дом.Небо – это то место, где я чувствую себя лучше всего. Я родилась, чтобы летать! А теперь у меня отняли право чувствовать себя свободной».

Мохадесе говорит, что она чувствует себя хорошо в Болгарии, знает местную культуру, власти оказывают ей поддержку, у нее есть друзья, которые помогают ей.

«Но мне здесь постоянно холодно, хотя ваш климат как в Афганистане. Может быть, я чувствую себя так, потому что я совсем одна, вдали от своих близких», – говорит Мохо.

Спустя несколько недель после того, как талибы захватили Кабул, ее мать и две сестры были эвакуированы в Албанию.«Мы – женская семья.Я счастлива, что им удалось спастись, и надеюсь, что однажды мы снова соберемся вместе», – говорит Мохадесе. Она признается, что скучает по родине и не может смириться с положением своих соотечественниц:


«В течение последних 20 лет мы усиленно работали за нашу свободу, за права женщин. Мы боролись каждый день! И за все эти годы мы добились многого. И не только афганские женщины, но и женщины во всем мире, которые нас поддерживали. И теперь, если мы сдадимся, мы подчинимся воле талибов, а этого не должно происходить», – говорит Мохадесе Мирзаее в интервью «Радио Болгария». И заканчивает словами: «Я снова буду летать и меня ничто не остановит! Я добьюсь этого!Это только вопрос времени!»

Перевод Марии Атанасовой

Фото: Венета Николова, архив


7 Известные женщины-пилоты в авиации


Хотя Международный женский день и Всемирная неделя женщин-авиаторов остались далеко позади, отмечать великие достижения и подчеркивать некоторые достижения женщин в авиации следует каждый день.

Хорошо известно, что в авиационной отрасли преобладают мужчины. В начале 1943 года примерно только 30% работающих в авиации составляли женщины. Вторая мировая война была невероятно важна и расширила возможности женщин в авиации, многие из которых смогли продвинуться во многих областях авиации, таких как механики, авиадиспетчеры, инструкторы и рабочие на конвейере по производству самолетов. Согласно статье BBC News от 17 февраля 2015 года, сегодня только 3% пилотов составляют женщины, что составляет около 4000 женщин из 130 000 пилотов по всему миру.

Чтобы подчеркнуть некоторые из этих достижений, ниже приведены некоторые выдающиеся женщины, которые оставили свой след в истории и дали возможность женщинам сегодня выйти на рынок труда.

1. Раймонда де Ларош

Фото: en.wikipedia.org

В 1910 году Раймонда де Ларош стала первой женщиной в мире, получившей лицензию пилота. С расстоянием 201 миля и высотой 15 700 футов она установила два мировых рекорда в 1919 году по самому продолжительному полету женщины-пилота.

2. Гарриет Куимби

Фото: en.wikipedia.org

Харриет Куимби стала первой официальной лицензированной женщиной-пилотом в Соединенных Штатах, когда она совершила первый 12-секундный полет с братьями Райт. В 1912 году она стала первой женщиной, перелетевшей Ла-Манш. Харриет Куимби также была журналистом и оказала огромное влияние на других женщин в авиации.

3. Амелия Эрхарт

Фото: en.wikipedia.org

Одна из самых известных пилотов всех времен, Амелия Эрхарт стала 16-й женщиной, получившей лицензию пилота. Она была первой женщиной, совершившей перелет через Северную Америку и Атлантику.

4. Жаклин Кокран

Фото: en.wikipedia.org

Жаклин Кокран оказала огромное влияние на современную авиационную эпоху. До того, как Соединенные Штаты были вовлечены во Вторую мировую войну, она предложила программу, позволяющую женщинам-пилотам выполнять небоевые обязанности. Перед смертью в 1980, она также была рекордсменом по скорости, высоте и расстоянию, чем любой другой пилот (мужчина или женщина).

5. Бесси Коулман

Фото: en.wikipedia.org

В 1921 году Бесси Коулман стала первой афроамериканкой-пилотом. После того, как она не смогла поступить в летные школы в Соединенных Штатах, она выучила французский язык и прошла обучение в одной из самых известных летных школ Франции, École d’Aviation de Frères Caudron. Вернувшись в Соединенные Штаты, она до 19 лет занималась головокружительной карьерой.26 и постоянно боролись за устранение расовых и гендерных барьеров в авиационной отрасли.

6. Эми Джонсон

Фото: en.wikipedia.org

Эми Джонсон была первой женщиной-пилотом в Великобритании, которая в одиночку совершила перелет из Англии в Австралию. За этот полет она получила награду Hormon Trophy, а самолет, на котором она летела, DH-60 с маркировкой G-AAAH и прозвищем «Джейсон», сейчас находится в Музее науки и техники в Лондоне.

7. Джерри Мок

Фото: en.wikipedia.org

В 1964 году 38-летняя домохозяйка Джерри Мок вошла в историю как первая женщина, совершившая путешествие по миру в одиночку. Время в пути составило 29 дней 11 часов 59 минут. Награжден золотой медалью Федерального авиационного управления.

К началу 1930-х годов в мире насчитывалось около 200 женщин-пилотов. К 1935 году их число увеличилось до 800. Одним из главных прорывов в авиационной промышленности стало то, что женщинам было разрешено участвовать в воздушных гонках против своих коллег-мужчин.

Большинство женщин, которые научились летать, сделали это во время Второй мировой войны и часто проходили обучение в рамках программы подготовки гражданских пилотов CAA. К 1941 году более 900 женщин получили лицензии, и более 40 из них работали инструкторами, имеющими квалификацию CAA.

Аналогичным образом были созданы Женские пилоты ВВС США (WASP) и Женские вспомогательные военно-воздушные силы Великобритании (WAAF) для найма женщин-пилотов на должности, традиционно занимаемые мужчинами. В рамках этих программ было обучено в общей сложности 1074 женщины-пилота полетам на самолетах между заводами и авиабазами, что позволило пилотам-мужчинам выполнять другие боевые и военные функции.

От наших матерей и жен до наших сестер и друзей, никто не был бы там, где он сейчас, без поддержки, которую мы получили от всех важных женщин в нашей жизни.

ЖЕНЩИНЫ-ПИЛОТЫ АВИАКОМПАНИЙ: крошечный процент летных экипажей и растет медленно. Индия выдающаяся

Резюме

  • 7,0% всех сертификатов пилотов авиакомпаний США FAA имеют женщины, в то время как 4,4% пилотов авиакомпаний США и 4,3% пилотов авиакомпаний Великобритании — женщины;
  • Доля женщин-пилотов растет, но менее чем на 1 п.п. за десятилетие;
  • Среди глобальных авиакомпаний, опрошенных Международным обществом женщин-пилотов, в Большой тройке США больше всего женщин-пилотов;
  • IndiGo имеет самый высокий процент женщин-пилотов — 13,9%;
  • В целом в Индии доля женщин-пилотов намного выше, чем в любой другой стране.

Время перемен (еще)

Предисловие к этому отчету взято из первого номера журнала Airline Leader за октябрь 2010 года. С тех пор мало что изменилось.

CAPA на протяжении многих лет активно занимается рассмотрением вопроса о женщинах в руководстве авиакомпаний, но тенденции оставляют мало поводов для поощрения. Да и в кабине экипажа дела обстоят не намного лучше. Это ситуация, которая не может быть допущена отраслью, в которой отчаянно не хватает пилотов и которая сталкивается с серьезным кризисом, если не будут приняты меры по исправлению положения.
Данные по США и Великобритании показывают, что женщины составляют немногим более 4% пилотов авиакомпаний. Эта доля растет, но очень медленно. По данным Международного общества женщин-пилотов авиакомпаний, в авиакомпаниях Большой тройки США больше всего женщин-пилотов, а в индийской LCC IndiGo самая высокая доля (13,9%).%).
В Индии около 1200 женщин-пилотов, что составляет около 12% от общего числа. Нет очевидной причины, по которой Индия должна выделяться. Это не страна, известная своим либеральным отношением к женской автономии, и авиационная отрасль не считается особенно стабильной карьерой.

Для эффективного решения проблемы необходимы связные и точные данные

Однако согласованных глобальных данных о женщинах-пилотах авиакомпаний не существует.
В справочных документах конференции ИКАО «Глобальный авиационный гендерный саммит» в августе 2018 г. в качестве глобального коэффициента неправильно использовалась цифра 5,18% от Международной ассоциации пилотов авиакомпаний (которая представляет пилотов в США и Канаде).
Это было очень необходимое событие, но если глобальная авиационная организация на конференции, посвященной улучшению гендерного баланса в отрасли, не смогла точно определить проблему, значит, задача должна быть серьезной.
Как это часто бывает, единственной страной, имеющей общедоступные данные о количестве женщин-пилотов, являются США.
По данным Федерального авиационного управления (FAA), по состоянию на 31 декабря 2017 года женщины в США имели 42 694 сертификата действующего пилота во всех категориях пилотов. Это 7,0% от всех пилотов (заметим, что сюда входят студенты, на долю которых приходится более 19 лет).000 женщин, помимо частных пилотов, пилотов авиакомпаний и коммерческих пилотов, не работающих в авиакомпаниях).

4,4% пилотов авиакомпаний США и 4,3% пилотов Великобритании составляют женщины

В авиационном секторе 6994 женщины имели сертификаты FAA в качестве пилотов авиакомпаний, что составляет всего 4,4% от общего числа.
По обоим наборам данных число женщин-пилотов в США растет. За последнее десятилетие (с 2007 по 2017 год) общее число женщин-пилотов всех категорий в США выросло на 19 человек.% (по сравнению с 3% для всех пилотов).
Количество женщин-пилотов авиакомпаний выросло на 31% (по сравнению с 11% для всех пилотов) с 5349 в 2007 году до 6994 в 2017 году.


Управление гражданской авиации Великобритании также публикует количество лицензий пилотов в разбивке по полу. По состоянию на 31 декабря 2016 года (самая последняя дата, по которой имеются данные) женщины составляли 4,3% пилотов британских авиакомпаний, как и в США.
Опять же, это небольшой показатель, но он растет — по сравнению с 3,4% на 01 января 2008 года.

Доля женщин-пилотов растет, но медленно

Доля женщин-пилотов во всех пилотных должностях растет, но за последние 10 лет она увеличилась менее чем на 1 п.п.
Число женщин, имеющих сертификаты студентов-пилотов FAA, удвоилось за последнее десятилетие, что свидетельствует о растущем интересе женщин к получению квалификации пилотского экипажа (но по состоянию на 31 декабря 2017 года они все еще составляли лишь 12,9% всех студентов-пилотов FAA).

5,2% пилотов авиакомпаний, опрошенных ISWAP, составляют женщины

Публикация отдельными авиакомпаниями количества пилотов в разбивке по полу непоследовательна.

Полезным источником является Международное общество женщин-пилотов авиакомпаний (ISWAP), которое собирает и публикует некоторые данные о количестве женщин-пилотов в авиакомпаниях разных стран, хотя они не являются исчерпывающими.
В документе на веб-сайте ISWAP приведены данные по 79 авиакомпаниям мира по состоянию на июль 2018 года. Среди этих авиакомпаний 7468 женщин-пилотов, что составляет 5,2% от общего числа. Из них только 1393 капитана (18,7% женщин-пилотов).
Соотношение 5,2% для женщин-пилотов среди авиакомпаний, отчитывающихся перед ISWAP, выше, чем соотношение для США и Великобритании, но, вероятно, отражает некоторую предвзятость при самостоятельном отборе. Авиакомпании, предоставляющие свои данные для ISWAP, скорее всего, будут иметь более высокий процент женщин-пилотов.

В авиакомпаниях «Большой тройки» США работает больше всего женщин-пилотов

В абсолютном выражении, в авиакомпаниях «Большой тройки» США больше всего женщин-пилотов.
United Airlines возглавляет список с 940, за ней следует Delta Air Lines с 692 и American с 626. Lufthansa, ведущий неамериканский работодатель женщин-пилотов, имеет 375, за ней следует IndiGo, у которой 322.
В приведенной ниже таблице показаны 20 авиакомпаний, в которых работает более 100 женщин-пилотов.
Помимо пяти названных выше, к ним также относятся SkyWest, Southwest, British Airways, Air Canada, FedEx Express, jetBlue, easyjet, UPS, Air India, Alaska, KLM, ExpressJet, Cathay Pacific, Endeavor Air и Republic Airlines.

У IndiGo самый высокий процент женщин-пилотов

Быстрорастущая индийская LCC IndiGo возглавляет список ISWAP, когда доля женщин-пилотов составляет 13,9%. Сегодня в IndiGo работает 322 женщины-пилота, тогда как пять лет назад их было 69.
Немного опережает две дочерние компании Qantas: Network Aviation, также на 13,9%, и QantasLink на 13,8%.

Еще четыре авиакомпании из списка ISWAP также имеют двузначный процент пилотных должностей, занимаемых женщинами: канадская Porter Airlines (12,7%), южноафриканская SA Express (12,1%) и две канадские региональные авиакомпании – Wasaya Airways (11,8%). и Эйр Джорджиан (11,2%).
В списке ISWAP 38 авиакомпаний, в которых женщины составляют более 5% пилотов. Они показаны на диаграмме напротив.
Есть и другие авиакомпании, не включенные в рейтинг ISWAP, которые опубликовали данные о женщинах-пилотах. Например, на веб-сайте Air France говорится, что 8% ее пилотов — женщины, а данные годового отчета Iberia за 2017 год показывают, что этот показатель составляет 5,5%.
Компания easyJet поставила цель, согласно которой к 2020 году женщины будут составлять 20 % ее новых вторых пилотов, а в 2016 году, на год раньше запланированного, она достигла своей первоначальной цели в 12 %. В 2017 году 13% новых участников были женщинами, но данные ISWAP показывают, что по состоянию на июль 2018 года только 5,0% всех его пилотов — женщины, поэтому сроки выполнения заказа велики.

Авиакомпании должны публиковать количество пилотов в разбивке по полу

Только сосредоточив внимание на статистике женщин в авиации, можно установить эффективные цели, и женщины-пилоты являются наиболее заметным проявлением представленности женщин в авиакомпаниях. Примером может послужить рост числа женщин-пилотов. Пилоты — самая высокооплачиваемая и привлекающая внимание пресса группа авиационных работников.
Женщины также недопредставлены среди сертифицированных FAA наземных экипажей (всего 4,3% по состоянию на 31 декабря 2017 г.) и перепредставлены среди бортпроводников (79.5%). Женщины также недостаточно представлены на руководящих должностях в авиакомпаниях.
На чисто коммерческом уровне нынешнее сокращение предложения квалифицированных пилотов означает, что авиакомпаниям необходимо расширить сеть найма.
Прогресс в обеспечении гендерного равенства среди пилотов поможет ускорить достижение гендерного равенства в авиационном секторе. В качестве отправной точки ИКАО следует принять меры, направленные на требование ко всем авиакомпаниям публиковать количество пилотов с разбивкой по полу.

Еще более острая проблема женщин на руководящих должностях авиакомпаний

. CAPA провела несколько сессий на своих мероприятиях по этой теме и провела значительное исследование в этой области. Отчет CAPA за 2010 год, упомянутый во введении, — «Почему женщины не руководят авиакомпаниями?» — началось так:
«Авиационная отрасль печально известна своим «мальчишеским» силуэтом. Это бизнес, который вращается вокруг игрушек для больших мальчиков, проектирования и отраслевого регулирования. Единственные области, где женщины играют большую роль, — это регистрация и подача еды на борту. По крайней мере, таково восприятие, и оно было в значительной степени точным вплоть до 19-го века.90-е.
«Действительно ли он настолько отличается от других секторов по своему гендерному составу — это другой вопрос. Но эта отрасль отличается от той, где она была всего 10 лет назад. Игрушки для больших мальчиков уступили место бизнесу, ориентированному на потребителя, ориентированному на потребителя, где человеческие навыки преобладают над инженерными.
«На фоне масштабных изменений отношения и структурных изменений в бурное десятилетие ускоренное развитие отрасли во многом открыло двери для женщин. В результате, по-видимому, женщины будут играть гораздо более важную роль в новых, как правило, недорогих авиакомпаниях. Между тем, традиционные авиакомпании, по-видимому, мало изменились за последние десятилетия. Эти обобщения в целом верны.
«Но когда мы рассмотрели профили более 200 авиакомпаний по всему миру, контраст в разнообразии руководства был не столь заметен, как можно было бы ожидать, по крайней мере, на самых высоких уровнях управления».
Когда мы впервые провели наше исследование в 2009/2010 году, мы обнаружили только 15 женщин среди генеральных директоров или управляющих директорами во всех авиакомпаниях мира.
Вскоре после этого последовала вторая часть этого отчета за 2010 год: «Почему женщины не руководят авиакомпаниями? Часть 2
Последующий отчет в 2015 году показал, что дела не улучшаются, а ухудшаются! Большинство женщин, руководивших авиакомпаниями пятью годами ранее, ушли, в основном их заменили мужчины: почему женщины не руководят авиакомпаниями? Часть 1: 94% авиакомпаний возглавляют мужчины
Во всем мире, возможно, это не случайно, именно в новых авиакомпаниях, в основном LCC, женщины занимают ключевые роли.
Совсем недавно, на саммите CAPA LCCs в Северной Азии, состоявшемся в Сеуле в июне 2018 г.: Разбивая потолок – восхождение женщин в азиатской авиации, эта тема обсуждалась в азиатском контексте.
Этому предшествовала обновленная информация о женщинах-руководителях авиакомпаний в дочернем издании CAPA Blue Swan Daily: Женщины CAPA в авиации: в Азиатско-Тихоокеанском регионе LCC представляют больше женщин-руководителей, наряду с аналогичными комментариями по другим регионам мира.
К сожалению, похоже, что признаков улучшения мало. Очевидно, что серебряной пули не существует. Но, по крайней мере, повышение осведомленности и постоянное оспаривание статус-кво должно в конечном итоге иметь какое-то влияние.

ICAO и ACI переезжают. ИАТА также начинает переезд

Глобальный саммит ИКАО по гендерным вопросам в авиации, организованный Управлением гражданской авиации Южной Африки и проходивший в Кейптауне с 8 по 10 августа 2018 года, стал первой конференцией такого рода. . Роль женщин в качестве пилотов авиакомпаний — это лишь часть гендерной повестки дня в авиации.
Как и на большинстве совещаний ИКАО, на нем было много слов на многих языках.
Генеральный секретарь ИКАО д-р Фан Лю завершил конференцию, признав, что «для нашего долгосрочного успеха крайне важно, чтобы наши согласованные подходы пропагандировались как среди правительств, так и среди частного сектора» и что в каждом случае «необходимость твердой приверженности и , на самых высоких уровнях, должны быть последовательно подчеркнуты».
На собрании также была разработана «дорожная карта» для ускорения достижения гендерного равенства и улучшения положения женщин и девочек.
Генеральный директор ACI Анджела Гиттенс, также присутствовавшая на саммите, добавила голос своей организации к движению: «Гендерное неравенство сохраняется в авиационном секторе, и ACI подтверждает свою приверженность поддержке цели Организации Объединенных Наций по достижению гендерного равенства и расширению прав и возможностей всех женщин и девочек. Это имеет прямое отношение к аэропортовой отрасли, и ACI World работает с ИКАО и нашими партнерами над способами привлечения большего числа женщин в авиацию и поддержки их профессионального развития». На самом деле аэропорты гораздо более благоприятны для женщин, чем другие отрасли авиационной отрасли, хотя в них все еще есть много возможностей для движения.
После многих слов по теме на недавнем ежегодном общем собрании IATA в Сиднее в июне 2018 года веб-сайт IATA сообщает: «Аэрокосмический сектор проделал хорошую работу в области улучшения гендерного паритета, включая OEM-производителей. Но авиакомпании должны приложить гораздо больше усилий. В переполненном зале с почти 1000 человек (на годовом общем собрании) лишь горстка женщин идентифицировала себя как на уровне C-Suite. Промышленность должна ускорить обучение и найти способы привлечь больше женщин в штат авиакомпаний».
Годовое общее собрание акционеров привлекло много внимания к этому аспекту бизнеса, в основном из-за фотографии Совета управляющих из 30 человек, из которых только две женщины (только одна изображена на фотографии с изображением 26 членов Совета управляющих).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *