Эвенки (тунгусы) — происхождение народа, где и как живут, фото
Эвенки — один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования. Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и тайги. А еще они носили фраки, подарили жизнь слову «шаман» и считали воронов заколдованными людьми.
Название
До 30-х годов прошлого столетия эвенки были известны, как тунгусы. Это название произошло от якутского тоҥ уус, впоследствии экзоним переняли русские, отразив его в отчетных и исторических документах.
Самоназвание эвенков — эвэнкил, что переводят, как «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Считается, что наименование произошло от места обитания древних эвенкийских племен на горно-таежных территориях Забайкалья. Другое известное самоназвание этнических групп эвенков-оленеводов — орочены. Оно происходит от эвенкийского «орон» — олень, орочен — «человек, владеющий оленем». Отдельные группы этноса имели собственные названия: солоны, манегры, бирары.
У других народов существовали собственные наименования эвенков:
- килин, цилин, о-луньчунь (от «орочен») — китайцы;
- орочнун — маньчжуры;
- хамнеган — монголы;
- тонгус — татары.
Где живут
До начала освоения Забайкалья русскими ведущие кочевой образ жизни эвенки занимали обширные территории от границы с Китаем до Ледовитого океана, от Енисея, до Камчатки. Столь широкое расселение объясняется склонностью к постоянным длительным перекочевкам: от нескольких сотен до тысячи километров за сезон. На каждого эвенка приходилось 25 км2 неосвоенной территории. Представители народа домом считали всю землю и говорили: «эвенки нигде и везде».
С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай.
Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами:
- Север — Северный Ледовитый Океан.
- Юг — река Амур, территории Прибайкалья.
- Восток — Охотское море.
- Запад — река Енисей.
Численность
Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Распределение по регионам:
- Якутия — 18 232 чел.
- Красноярский край — 4 632 чел.
- Хабаровский край — 4 533 чел.
- Бурятия — 2 334 чел.
- Амурская обл. — 1 501 чел.
- Забайкальский край — 1492 чел.
- Иркутская обл. — 1 431 чел.
Китайская перепись 2000 года показала 38 396 представителей исторических эвенков на территории Китая. Формально они разделены на 2 субэтноса, официально признанных в числе прочих наций КНР:
- Орочоны — 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
- Эвенки — 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Проживают в городском округе Хулун-Буир, порядка 25 000 человек записаны солонами. Около 1000 эвенков разрозненно проживают в Монголии, подвергнувшись значительной ассимиляции, утратив культурные особенности.
Существует родственный эвенкам народ — эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО. Существует две версии появления этноса:
- В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.
- В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.
Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности — ламуты.
Язык
Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.
Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь.
Особые знаки существовали на охоте:
- положенная поверх следа палочка — дальше идти нельзя;
- смотрящая концом вниз стрела, торчащая из зарубки — поблизости расставлены луки-самострелы;
- чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх — оставивший стрелу охотник далеко;
- находящаяся в таком же положении ветка — рядом идет охота.
История
Древними предками эвенков были древнетунгусские монголоидные племена, образовавшие в бронзовом веке Глазковскую культуру. Разрозненные племена занимали территории Приангарья, Прибайкалья, низовий Селенги, верховий Лены. В V—VII веках новой эры пришедшие с юга кочевники-скотоводы племени увань, мигрировав через Забайкалье, переместились восточнее и севернее, образовав протоэвенкийский народ.
В конце первого тысячелетия в регион вторглись якуты, предположительно, разделив этнос на восточных эвенов и западных эвенков.
К приходу в регион в XVII столетии русских эвенки образовывали самостоятельный народ, разделенный на отдельные роды. Во главе каждого стояли князцы — старейшины, шаманы или наиболее сильные воины рода. В отчетных документах отмечалось порядка 360 родов, в каждом насчитывалось 100-400 человек.
Тунгусы сильнее других северных народов противились новой власти. Они снимались с места кочевок, вступали в столкновения, в одном отчете отмечено: «Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака». Байкальские группы эвенков покорились в 1643 г., жившие при Витиме восточные — лишь в 1657 г.
Одним из наиболее влиятельных князцов был Гантимир, под властью которого находилось 15 кочевых родов, относящихся к ветви конных тунгусов. Гантимир был незаурядной личностью: у него было 9 жен, более 30 детей, с детства обучавшихся воинской премудрости, обращению с оружием. Князец был недюжинной силы и могучего телосложения: в Амурском музее хранится его лук впечатляющих размеров.
Гантимир оказал решающее влияние на установление партнерских отношений с Российским государством, в 80-х гг. XVII столетия приняв христианство и подданство России. Правитель добился права автономного управления народом, взамен обязывался охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. Столетие спустя создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, в середине XIX столетия включенный в состав Забайкальского конного войска.
Приход советской власти эвенки не приняли, в 1924-1925 гг. затеяв Тунгусское восстание, которое было быстро подавлено. В 1930-х гг. начинается преподавание в местных школах на эвенкийском языке. Вместе с тем создаются колхозы и горпромхозы, народу навязывается оседлый образ жизни: существовавший веками жизненный уклад разрушался, ассимиляция стирала национальные особенности. Сегодня традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.
Внешность и характер
Смешение с рядом аборигенных и соседских народов, а также значительная территория расселения привели к выделению среди эвенков трех антропологических типов внешности. Среди них:
- Байкальский.
- Катангский.
- Центрально-азиатский.
Несмотря на различия, выделяют следующие характерные черты внешности тунгусов:
- средний рост;
- непропорциональное телосложение;
- округлая форма лица;
- широкие дугообразные брови;
- узкие темно-коричневые глаза;
- широкий плоский лоб;
- выдающиеся скулы;
- заостренный подбородок;
- широкий рот;
- черные жесткие волосы;
- слабая растительность на лице и теле.
Этнографы, исследователи, пришедшие в регион казаки отмечали у эвенков подвижность тела, остроту ума, граничащее с наивностью добродушие, добросердечие, гостеприимство, веселый нрав, чистоплотность. Согласно заметкам исследователей, «в отличие от неуклюжего остяка, мрачного самоеда, неприветливого и кислого якута эвенки производили более приятное впечатление, за что их прозвали «французами тундры и леса».
Одежда
Называли эвенков и «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда получила название «в тему» — фрак, за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур.
Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы. В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя, сшитые из вывернутых мехом наружу оленьих шкур. Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.
Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники связывали с культом плодородия, деторождения, силы родовой общины. Большое значение имели солярные знаки, схематичное изображение пауков — символов благополучия, хранителей.
Семейный уклад
Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума.
Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет, однако случались браки с девочками 12-15 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм:
- Олени (от 2 до 15).
- Отработка в семье невесты.
- Обмен сестрами между двумя семьями.
Женщины
Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.
Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи. Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти. Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.
Жилище
Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.
В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.
Жизнь
Эвенки ассимилировали аборигенные северные народы, подвергались влиянию бурятов и якутов, что привело к возникновению разных по типу хозяйствования ветвей:
- Пеших собаководов, занимавшихся рыбной ловлей.
- Охотников-оленеводов.
- Оседлых скотоводов.
Большая часть эвенков вела кочевой образ жизни, связанный с освоением новых охотничьих угодий. Между стоянками перемещались верхом на оленях: такой способ использования животных — «визитная карточка» эвенков. Оленей использовали в качестве вьючных животных, стадо обычно составляло 3-5 голов.
Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.
Рыбная ловля играла для большинства эвенков второстепенную роль. В реки выходили на лодках-долбянках, лодках, сделанных из бересты, кожи оленей, морских животных. Рыбу лучили, пронзали острогой, реже устраивали запоры. Женщины занимались собирательством кореньев, трав, орехов, земледелие и огородничество развито не было.
Религия
Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:
- Верхний — располагается над небом, является домом для божеств. Входом в него является Полярная звезда.
- Средний — земной, где живут люди и духи.
- Нижний — туда уходит одна из душ для вечной жизни. Вход в нижний мир — водовороты и расщелины в скалах.
Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.
Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.
Традиции
Большую роль в жизни эвенков играли анимизм, охотничьи обряды и традиции, проводить которые могли только мужчины. Волк был для эвенков священным животным, на него не охотились. Почитали ворона: считалось, что он передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, эвенки считали их душами людей, облаченными в птичье обличье.
Известны обычаи медвежьего праздника. Медведь считался отцом эвенков, женившимся в древние времена на женщине, давшей жизнь народу. Животное называли «амака» — «дедушка». Вину за убийство на себя не брали, на деревьях схематически вырезали лица, показывая на них говорили: «Это не я убил, это он».
Суеверия возникали и на почве представлений, что туша освежеванного медведя похожа на человеческую. Убийство животного сопровождалось родовым сбором, призывом шамана, общим праздником. Кости медведя не разрубали, а разделяли по суставам. В некоторых родах их затем собирали вместе, подвешивали и проводили обряд «борьбы» одного из детей с «воскресшим» медведем. Другие устраивали обряд воздушного погребения медвежьих костей: в древности эвенки использовали его и для соплеменников.
К приходу в регион русских, умерших хоронили в земле, в деревянных ящиках. По представлениям эвенков, в нижнем мире души продолжали жить так же, как в среднем. Однако после смерти все переворачивалось с ног на голову, поэтому умершему в гроб клали вещи из его повседневной жизни сломанными: трубку, лук, стрелы, предметы обихода, украшения.
Видео
география, язык, традиции, история, быт от журнала «Национальный акцент»
Факты
Численность в РФ — 39226 человек
Основной регион — Приморский край
Родной язык — эвенкийский
Владение родным языком — .
Истоки — Восточная Сибирь
Эвенки или тунгусы – коренной народ Восточной Сибири. Также живут на территории Монголии и северного Китая.
Происхождение народа эвенки
Слово «тунгус» встречается в русскоязычной литературе с XVI века. В разных регионах использовались этот народ называли по-разному. Например, орочёны – в Забайкалье, мурчены – в Бурятии, илэ – в Приангарье.
Тунгусами называли представителей сразу нескольких племен Нижнего Амура и даже маньчжуров. Лишь в 1930-х в оборот официально вошел этноним, основанный на самоназвании народа, – «эвенкил».
Предками эвенков историки считают оленеводов увань. В V-VII веках они кочевали за Байкалом. В результате их смешения с другими народами и появились эвенки, которые стали заселять Сибирь вдоль ее основных горных хребтов. Слово «эвэнкил» означает «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов».
В результате расселения сформировались две большие условные группы эвенков – западная (в Западной и Средней Сибири) и восточная (в Забайкалье и на Дальнем Востоке). Первые попали под влияние самодийцев и тюрков, вторые – китайцев и монголов. Это отразилось на их культуре и обычаях. Например, в отличие от жителей Востока, люди с Запада могли носить татуировки на лицах.
Место проживания и численность эвенков
На планете насчитывается более 77 тысяч представителей этого народа. Из них половина — 38 396 проживают на территории России. Они населяют почти всю Сибирь от Енисея до Охотского моря и от Амура до моря Лаптевых.
Больше всего российских эвенков живёт в Якутии – 18 232 человека. В Красноярском крае насчитывается 4,6 тысячи эвенков, в Хабаровском – 4,5 тысячи, в Бурятии – 2,3 тысячи, в Амурской области – 1,5 тысячи.
Ни в одном субъекте Федерации эвенки не составляют большинства. Даже в существовавшем до 2006 года Эвенкийском автономном округе их было меньше, чем русских (3,8 тысячи против 11 тысяч).
Также эвенки живут в других странах Азии. И если в Монголии их насчитывается примерно одна тысяча, то в Китае их даже чуточку больше, чем в России, – 39 534 по состоянию на 2010 год. По данным Переписи населенияи 2020 года — 39 226.
История эвенков
Впервые русские встретились с эвенками в XVII веке. Те занимали территорию к востоку от Байкала и югу от Алдана, жили разрозненными воинственными племенами.
Как и позже на Кавказе, в Сибири использовали систему заложничества. В заложники брали либо родовых старост, либо их детей. Заложники жили в острогах и выступали гарантом того, что род продолжит выплачивать дань. Это часто приводило к мятежам и попыткам освободить соплеменников.
Грабежи со стороны пришлых привели к восстаниям коренного населения. Уладить конфликты удалось с учреждением Якутского воеводства. Новое начальство установило контроль над всеми атаманами и начало развивать торговлю с местными жителями.
Сложнее дела обстояли в Приамурье, которое вошло в состав России в 1653 году. Его освоением занимались разношёрстные отряды из бандитов и беглых бунтовщиков. Официально подчиняясь Нерчинскому воеводе, на самом деле они не слушались никого и творили беззаконие, что вынудило тунгусов искать убежище в ранее враждебной им Маньчжурии, которая принадлежала Цинскому Китаю.
В 1689 году был подписан Нерчинский договор. России пришлось отказаться от освоения Приамурья. В следующий раз русские вернутся сюда уже в XIX веке.
Принятие российского подданства изменило вековой уклад жизни эвенков. Улучшились отношения с якутами, с которыми тунгусы раньше конфликтовали. Якуты не могли выплачивать ясак с той же регулярностью, что и их соседи-охотники, и вынуждены были приобретать у тунгусов пушнину в обмен на скот. Это привело к развитию торговли между народами.
Из-за необходимости платить ясак эвенки стали всё активнее заниматься пушным промыслом. Для охоты на мелкую дичь они начали использовать огнестрельное оружие. Продажа меха русскими подстегнула развитие рыночных отношений и распад родового строя. Наметилось расслоение на богатых и бедных. Появились наемные работники.
На Дальнем Востоке эвенки оседали в районах золотого промысла. Они хорошо знали местные леса, поэтому промышленники охотно нанимали их в качестве проводников. К тому же где золото, там торговля. Олени пригодились для транспортировки товаров. Животные и сами стали предметом купли-продажи. Их было уже невыгодно убивать ради шкур и мяса.
После Октябрьской революции эвенки как и все народы страны подверглись коллективизации. Новая власть усиленно приучала тунгусов к оседлости, объединяла в колхозы, делала стада оленей общими.
Основным занятием эвенков стали транспортное и мясное оленеводство. Отрасль датировалась из бюджета СССР. Но в 90-х страна рухнула, оленеводческие совхозы и промысловые предприятия остались без поддержки государства. Большая их часть не выжила в рыночных условиях.
В современной России общественные эвенкийские организации занимаются сохранением своей культуры. Регионы, в которых проживают представители этого народа России, строят культурные центры и проводят национальные праздники эвенков. Часто на эти праздники приезжают соплеменники из Китая и Монголии.
Государственные телевидение и радио Бурятии и Якутии выпускают передачи, посвященные культуре этого народа.
Язык эвенков
Одной из главных проблем эвенков на протяжении всей истории оставалась их разобщенность. Это заметно и в языке, который имеет целых три наречия (северное, восточное, южное) и к тому же множество говоров.
Записывать тунгусскую речь исследователи пробовали еще в царские времена. Российское библейское общество даже пыталось создать эвенкийский алфавит. Но появился он только в 1928 году. Его опубликовала исследовательница Г. М. Василевич. Он состоял из латинских букв с диакритическими знаками. Позже его дополнили несколькими кириллическими буквами.
В качестве литературного языка стал использоваться наиболее изученный непский говор.
В 1931 году алфавит учредили, а через год на нём уже печатали книги. Но в 1937 году появился еще один – на этот раз кириллический, которым эвенки пользуются до сих пор.
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, лишь 4 802 эвенка из почти 40 тысяч российских эвенков знали национальный язык. В основном на родном языке общаются взрослые и пожилые люди в некоторых районах компактного проживания эвенков. Тем не менее, на эвенкийском языке все ещё выходят газеты в Якутии и в Красноярском крае. Его преподают в детских садах и школах, изучают в вузах Санкт-Петербурга, Хабаровска, Улан-Удэ и Якутска.
Религия эвенков
Традиционные верования эвенков – шаманизм и анимизм. В некоторых местах их придерживаются до сих пор.
Тунгусы считали, что мир делится на три части. В небесах живут божества Солнца и Луны и пасутся стада небесных оленей. Вход в верхний мир находится рядом с Полярной звездой. В нижний мир ведут подземные источники. Там живут злые духи и души умерших. Срединный же мир вместе с людьми делят духи природы. Душа есть у огня, гор, рек, многих растений и животных.
Некоторые хищники из-за своей свирепости тоже заслужили у охотников-эвенков отдельных культов. С особым трепетом эвенки относились к медведям, считали, что медведи умеют превращаться в людей и понимают человеческую речь. А потому и обращаться к хозяевам тайги нужно уважительно. В год разрешалось убивать только определенное число медведей, и только соблюдая определённые правила. Нельзя было нападать на спящего медведя. А подходя к берлоге, нужно было отвести от себя и соплеменников подозрения в убийстве. Например, сказать: «Не тунгус к тебе пришел, а якут».
Связь между миром людей и миром духов держали шаманы. Любопытно, что само слово «шаман» эвенкийского происхождения. Тот, кого называли этим словом, мог путешествовать по всем трем мирам, лечить болезни, общаться с умершими. Важной частью культа была шаманская атрибутика: костюм с множеством подвесок, шапка с рогами оленя-первопредка, бубен и многое другое.
Эвенки – народ православный, но русские не сразу начали обращать этот народ в православие. В XVII веке туземцев старались не крестить, ведь по тогдашним законам с крещёного человека нельзя было взимать ясак. Поэтому туземцев перед крещением подвергали строгим экзаменам.
В XVIII веке политика государства изменилась. В Сибири начали работать миссионеры. Они строили храмы, переводили на местные языки священные тексты и крестили местное население на ярмарках (тогда это были места с самыми массовыми скоплениями тунгусов).
В арсенале проповедников было много сомнительных средств. Например, на крещение эвенков завлекали подарками, отчего те нередко крестились по несколько раз.
Тогда многие из них приняли православие чисто формально. Но сейчас это самый христианизированный народ Севера. И большинство из них православные не по привычке, а по глубокой вере.
Обряды эвенков
Обряд Синкэлэвун предшествует охоте. Для удачной охоты шаман сплетает из прутьев изображение зверя и стреляет в него из лука. Если стрела попала в цель, охота будет удачной. Охотнику остаётся только пойти в лес и повторить меткий выстрел.
Поскольку эвенки считают своим предком медведя и называют его дедушкой, они не выбрасывают кости съеденного медведя, а складывают в специальный лабаз на высоте двух метров от земли – то есть, как бы хоронят по такому же обычаю, как в древности хоронили людей.
Ещё одним тотемным животным для эвенков является ворон. Эвенки верили, что все вороны – это бывшие люди, которых боги превратили в чёрных птиц за нехорошие поступки. При этом ворон и медведь в представлении эвенков являются противниками, но ворон всегда сильнее. Поэтому, охотясь на медведя, эвенки мазали лицо чёрной сажей и размахивали руками, подражая воронам.
Эвенки также уважали оленя. В некоторых эвенкийских поселениях оленей до сих пор хоронят, как людей. Во время погребальных обрядов эвенки приносили оленей в жертву.
Эвенки обожествляли огонь и представляли дух огня в виде старушки. Они сохранили обычай кормления огня, когда после приготовления пищи в огонь надо бросить лучший кусок.
Взрослых людей эвенки хоронили в земле, а детей – на деревьях. Это потому, что дети, в представлении эвенков, слишком слабы, чтобы самостоятельно перенестись с земли на небо, а с деревьев их может подхватить и доставить в верхний мир птица.
Праздники эвенков
Любимый праздник эвенков – Бакалдын. Это эвенкийский Новый год, который по обычаю эвенки встречали не 1 января, а после долгой зимы — в самом начале лета. В это время соседствующие роды собирались в одном стойбище и целую неделю обсуждали, кто как перезимовал. А также шесть ночей подряд танцевали Косегор, Дэвэйдэ, Ехарио.
Со временем Бакалдын переродился в праздник встреч. Его проводят по очереди в разных селениях обычно по три дня подряд.
В первый день на большой поляне устраивают стойбище, второй день начинают с обрядов встречи солнца и очищения (всех гостей окуривают дымом можжевельника, после чего они должны пройти через расщеплённое дерево). Потом каждая родовая община рассказывает собравшимся о себе и своих предках, угощает их национальными блюдами и таёжным чаем.
И все три дня участники праздника поют народные песни и пляшут национальные танцы.
Культура и традиции эвенков
Материальная культура и традиции эвенков были тесно связаны с кочевым образом жизни. Основными занятиями этого народа были оленеводство и охота. Летом тунгусы искали сухой бор с большими ровными пространствами, на которых могли уместиться все их стада. Зимой, после отела, род перебирался в горы – на моховые пастбища.
Бытовые принадлежности эвенков были приспособлены к кочевому образу жизни и выполнены из подручных материалов. Поэтому представители народности мастерски умели обрабатывать древесину, бересту, рога, кости, кожу и шкуры. Каждая семья владела минимумом прочной и компактной домашней утвари и походными постелями из оленьих шкур.
Более зажиточные эвенки владели «спальными мешками» из медвежьей шкуры. Северобайкальские племена также плели коврики из шкурок нерпы – кумаланы. Чаще всего их использовали для покрытия вьюков.
Несмотря на кочевой аскетизм, костюмы эвенков были яркие и красивые. Российский исследователь Матиас Кастрен даже назвал тунгусов «дворянством Сибири» из-за их любви к пестрым нарядам и многочисленным украшениям.
Летние одежда и обувь эвенки шили из сукна и замши, зимние – из оленьих шкур.
Наряд мужчины состоял из ноговиц, набедренника, нагрудника и распашного кафтана. Зимой эвенки также надевали шарфы из хвостов пушных зверей.
Женские нагрудники и кафтаны украшали полосками из шкур, конским волосом и металлическими элементами.
Основу рациона эвенков составляли мясо и рыба. У некоторых тунгусов Приамурья было развито земледелие. Но в большинстве регионов пропитание добывали оленеводством, охотой и рыбалкой. Охотились на диких оленей, лосей и мелких зверьков с помощью луков и копий. Некоторые эвенки использовали лук даже во время рыбной ловли.
Ели мясные бульоны, кровяные супы, вяленое и копченое мясо, вареную рыбу, ягоды, орехи и лук. Муку делали из сушеной рыбы. Зерновая мука появилась только с приходом русских.
Жили эвенки родами, состоящими из нескольких семей. Возглавляли их вожди. Также большой властью у эвенков пользовались шаманы, без решения которых род не предпринимал ничего.
Брак заключался после сватовства. Иногда молодым приходилось ждать свадьбы целый год. Свадьба обязательно сопровождалась выплатой выкупа – тэри.
Имущество наследовалось по мужской линии. Родители после взросления детей оставались в доме младшего сына. В некоторых эвенкийских племенах до XX века практиковались многоженство и женитьба на вдове старшего брата.
Жилище эвенков
Национальное жилье эвенков – конический чум дю. Представляет собой от 26 до 40 крытых шестов. Летом чумы крыли берестой, а зимой – сыромятной кожей и оленьими шкурами.
В центре дю находился очаг. Костер в жилище разжигали зимой и в ненастные дни, летом просто оставляли дымокур. Слева от дверей – уркэ – находилась женская половина чума со всеми кухонными принадлежностями. Там же можно было найти мешок с инструментами для обработки шкур, кожемялку и игольницу.
Рядом с игольницей лежала люлька с маленьким ребенком. Если это был мальчик, то когда он подрастал, то отправлялся играть на правую сторону чума.
По бокам от очага располагались кровати хозяев жилья. Место хозяина дю называли маду. Оно находилось за костром напротив двери. Там хранились все охотничьи принадлежности. Туда же усаживали гостей.
Материал для строительства жилья отличался в зависимости от региона. В некоторых местах эвенки покрывали чумы дерном, тростником или травой. Полуоседлые племена жили в полуземлянках. Уже с приходом русских эвенки стали строить срубы. У бурят некоторые рода позаимствовали войлочные юрты, у якутов – бревенчатые.
Внешность эвенков
Эвенки жили на обширной территории, на которой постоянно смешивались с представителями других народов. Исследователи выделяют несколько типов тунгусов. Но все они обладают некоторым схожими чертами внешности.
Почти все эвенки среднего роста. Лица у них округлые с дугообразными бровями, карими раскосыми глазами, широким лбом, большим ртом и выдающимися скулами. У мужчин растительности на теле и лице почти нет. Волосы эвенки не стригли, а заплетали в косы и украшали.
В работах некоторых этнографов упоминались дугообразные татуировки на лицах эвенков.
Известные эвенки
Известный эвенкийский писатель Алитет Немтушкин родился в 1939 году в Иркутской области. Рано остался без родителей, его воспитывала бабушка Огдо. В 1961 году окончил Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена. Уже во время учёбы опубликовал свой первый поэтический сборник на эвенкийском языке – «Тымани агиду» (утро в тайге).
После учебы Немтушкин занимался журналистикой – работал корреспондентом в газете «Красноярский рабочий» и на эвенкийском радио. Все это время он не прекращал писать: из-под его пера вышло больше 20 книг. Они были изданы в Красноярске, Ленинграде, Москве, Якутске и переведены на почти все языки народов СССР.
Немтушкин писал не только стихи, но и прозу. Наиболее известен его сборник «Мне снятся небесные олени». Повесть, давшая название книге, рассказывает о жизни эвенкийского мальчика в тяжелые послевоенные годы. В этой истории нетрудно проследить автобиографические черты.
С 1969 года Немтушкин стал членом Союза писателей СССР. В 1992 получил Государственную премию Российской Федерации в области литературы. В 2002 стал академиком Петровской Академии наук и искусств в Санкт-Петербурге.
Другой эвенкийский писатель, Николай Оегир, родился в 1926 году в семье кочевого оленевода и охотника в Красноярском крае. Рано начал трудиться: уже в 10 лет работал приемщиком рыбы. Затем после трех месяцев в колхозной школе отправился счетоводом на факторию. Заведующий настолько ему доверял, что оставлял Николая своим заместителем на время длительных командировок. В 1948 году Оегир сел в тюрьму на 12 лет за недостачу продуктов из-за того, что часто выдавал охотникам и рыбакам товары авансом.
В тюрьме он впервые начал писать стихи. Сначала тайком от окружающих. После тюрьмы он вернулся на родину и начал печататься в газете «Советская Эвенкия». С 1964 года его поэзию публикуют в газете «Красноярский рабочий», журналах «Москва» и «Дальний Восток». Поэта замечают земляки, которые пишут ему восторженные письма.
В 1986 году Оегир публикует сборник собранных им эвенкийских сказок «Человек сильнее всех». На следующий год выходит его первый поэтический сборник на эвенкийском и русском языках – «Танец куликов». В своих стихах он писал о родных краях, их природных красотах, жизни обычных людей – рыбаков, охотников, оленеводов.
Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
Эвенкийский | люди | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Эвенские и северотунгусские языки | Оксфордский справочник по трансевразийским языкам
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордский путеводитель по трансевразийским языкамГрамматика, синтаксис и морфологияЯзыковые семьиOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордский путеводитель по трансевразийским языкамГрамматика, синтаксис и морфологияЯзыковые семьиOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
Укажите
Пакендорф, Бриджит и Наталья Аралова, «Эвенские и северно-тунгусские языки», Мартин Роббитс и Александр Савельев (ред.
), The Oxford Guide to the Transeurasian Languages ( Oxford, 2020; онлайн-издание, Oxford Academic, 17 сентября 2020 г.), https://doi.org/10.1093/oso/9780198804628.003.0019, по состоянию на 17 мая 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордский путеводитель по трансевразийским языкамГрамматика, синтаксис и морфологияЯзыковые семьиOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордский путеводитель по трансевразийским языкамГрамматика, синтаксис и морфологияЯзыковые семьиOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе представлен краткий структурный обзор трех северных тунгусских языков, на которых говорят в Российской Федерации, а именно эвенского, эвенкийского и негидальского. На эвенском и эвенкийском говорят люди, которые традиционно были полностью кочевыми охотниками и оленеводами, тогда как на негидальском языке говорит небольшая группа, которая традиционно была полуоседлым рыбаком и охотником. Типичными особенностями этих языков являются гармония гласных на основе корня, большие падежные системы, обширная система глагольных флексий и производных, а также широкое использование неличных глагольных форм в подчинении. Три языка, обсуждаемые здесь, имеют большое количество родственных форм, но также имеют заметные индивидуальные особенности, такие как неопределенный винительный падеж, обнаруженный в эвенкийском и негидальском языках, образование возвратного глагола, которое негидальское имеет общее с другими тунгусскими языками Приамурья, или использование оценочной морфологии для выражения (не)определенности в эвен.
Ключевые слова: Эвенкийский, негидальский, тунгусский, гармония гласных, падеж, неопределенный глагол, неопределенный винительный падеж, возвратный падеж
Тема
Языковые семьиГрамматика, синтаксис и морфология
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Нажмите Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.