Эвены и эвенки в чем разница: Этническая карта России

Этническая карта России

Ефим Фиштейн: Уже довольно давно в этой программе мы представляем этническую карту России, где анализируем образ жизни, быт и обычаи различных народов и этнических групп, населяющих Российскую Федерацию. Сегодня на очереди – сибирская народность эвены. Автор цикла Игорь Яковенко беседует с Мариной Белянской, сотрудницей Этнографического музея и представительницей эвенов и Алексеем Бурыкиным, ведущим сотрудником Института лингвистических исследований.
Материал подготовил Игорь Яковенко.

Игорь Яковенко: Алексей Алексеевич, до 1931 года эвенов, как и близких к ним эвенков, называли тунгусами. В связи с чем произошло переименование, что означает этноним «эвены»?

Алексей Бурыкин: Да, с середины 17 века, как только стало известно об эвенах, когда землепроходцы узнали от эвенков, их стали называть тунгусами, но при этом делали оговорку «ламуты», что приморские жители по-эвенкийски.

В историографии 19 – начала 20 века очень часто эвенков и эвенов считали одним народом, хотя этнонимы эвенки и эвены были известны с 18 века. Эти этнонимы фиксировались. Было принято считать, что это, по крайней мере, близкие группы, хотя эвенский и эвенкийский языки различаются, как русский и болгарский. Слов много общих, а грамматика совершенно разная и понимание иллюзорно. Даже сейчас, когда народы разделены по самоназваниям основных своих частей, происходит путаница из-за того, что форма для названия женщин «эвенка», и даже сейчас эта статистика несколько перебита.

Игорь Яковенко: Марина Христофоровна, эвены живут на огромной территории, наверное, это около трети Российской Федерации — это громадные пространства Якутии, Чукотки, Колымы, Хабаровского края. Причем живут вперемешку с якутами, чукчами, с юкагирами, естественно, с русскими и с другими народами. Как при таком чересполосном расселении эвены сохраняют свою культуру, язык, этническое самосознание? И в чем кроме языка отличие эвенов от тех же близких к ним эвенков?

Марина Белянская: Вы действительно правы, эвены расселены очень широко при небольшой численности, но тем не менее, даже проживая по соседству со многими народами, которые вы перечислили, эвенский народ сохраняет язык и культуру. Если рассматривать этот народ с точки зрения этнографии, то здесь следует обратить особое внимание, что все же народ сохраняет свою этническую самобытность благодаря оленеводству. Оленеводство, которое является основным видом хозяйственной деятельности, сохраняет язык и культуру в целом. Это уже общеизвестная истина и заново рассказывать про это даже как-то, я думаю, не имеет смысла. Но тем не менее, яркая особенность эвенов от эвенков, ламутов от тунгусов — это наличие своей породы. Есть эвенкийская порода, есть чукотская и есть эвенская порода. Я считаю, что это одно из ярких особенностей культуры данного народа. Как говорили, что тунгусы выжили за счет этого благородного животного, так же и эвены. Но так же как тунгусы эвены продолжали развивать и адаптировать эту породу оленя для новых климатических условий.

Игорь Яковенко: Марина Христофоровна, в чем особенности уникальные вот этого эвенского оленя, чем он отличается от тех оленей, которые являются домашними животными других народов Севера?

Марина Белянская: Дело в том, что эвенская порода оленей отличается от эвенкийской, ниже ростом, этот олень более вынослив и адаптирован к арктическому климату. Так же эвенский олень очень вынослив. Допустим, чукотская порода более мясистая, а эвенский олень более жилистый. Можно приводить массу примеров, но тем не менее, эвенская порода оленей достаточно ярко выражается и представлена в других видах этого животного.

Игорь Яковенко: Алексей Алексеевич, чем объявляется такой загадочный взрывной рост численности эвенов? По переписи 1926 года эвенов было около двух тысяч, а недавняя перепись 2010 года зафиксировала 22 тысячи, то есть в 11 раз за менее, чем 80 лет.

Алексей Бурыкин: Это объясняется в первую очередь за счет более точной идентификации тех групп, которые могли быть относимы ранее к тунгусам и которые не отличались таким образом от эвенков. Есть определенная тенденция записываться эвенами у тех, кто является эвеном только по одному из родителей, только по одной из линий, у кого чаще всего бабушка эвенка. Такая тенденция есть, потому что люди тем самым, идентифицировавши себя с эвенами, получают определенные социальные бонусы, льготные условия для получения образования.

Игорь Яковенко: То есть можно сказать, что в сегодняшнее время эвеном стало быть выгодно и модно?

Алексей Бурыкин: Да, так же, как стало выгодно и модно быть эскимосом на Чукотке, как стало выгодно быть юкагиром в Якутии.

Игорь Яковенко: Что это за льготы, что это за преимущества, которые дают принадлежность к эвенам по сравнению с другими народами?

Алексей Бурыкин: Из того, что я знаю, это возможность получения образования, это возможность внеконкурсного поступления в вузы по имеющейся льготе, например, в Санкт-Петербург.

Игорь Яковенко: Эвенов считают, по крайней мере, я читал в литературе, что считают самым христианизированным народом среди коренных народов Севера. Вместе с тем, начиная с 90 годов, происходит возрождение культурных традиций, в том числе эвенского шаманизма, анимистических ритуалов и в ряде случаев старых традиций.

Какова сегодня структура религиозного сознания эвенов, какую роль религия занимает в их жизни?

Марина Белянская: По поводу шаманизма в принципе написано достаточно много публикаций. Если исходить с точки зрения представителей эвенского народа, я могу сказать о том, что фиксируется, что с 90 годов происходит воссоздание старых традиций. Дело в том, что насколько, я знаю по своей семье, у нас всегда сохранялись свои религиозные традиции. Но в то же время мои предки, допустим, проживали рядом с русским населением и поэтому христианизация была достаточно ярко выражена. Но ярко выражена в получении новых имен. Например, у нас в семье было принято мальчиков называть Христофор, а девочек Христина. Это как отголосок христианизации эвенов. Но в то же время и в 70-80 годы в семье сохранялись традиции — это кормление огня, почитание предков, поклонение воде. Сказать, что до 90 годов было затишье, просто, наверное, ярко не демонстрировали это, но тем не менее, среди народа это существовало.

Современный шаманизм, мне кажется, это опять взгляд человека из культуры, он несколько надуман. Простите, дорогие слушатели, за такое утверждение. Потому что, будучи исследователем эвенкийской культуры Якутии, если в языческой культуре сохранились и присутствуют шаманы как жрецы религиозного культа, то в эвенской культуры я до сих пор представители этого культа не встречала. Люди рассказывают про свои шаманские корни, но шаманизм как историко-культурное явление ушло в прошлое, практически не исследованное. И сегодня мы будем говорить о многом, что было в шаманизме, делать какие-то реконструкции, но тем не менее, это будет вкрапление большей частью в религиозную систему мира современных тенденций или тенденций конкретного человека, его личностных особенностей восприятия мира и так далее. Здесь очень сложно. Вообще про религию очень сложно говорить, потому что это интимная тема, которую можно раскрывать на протяжение нескольких часов в нашем разговоре. Например, мой взгляд, на это несколько может быть лаконичен, но в то же время христианство присутствует, в то же время сохраняется двоеверие.
Особенность эвенской культуры, которая сохраняется до сегодняшнего дня. Как говорит Ильин: у нас есть свои высшие божества, они нам помогут жить в этом мире, но мы обратимся и к православным божествам, пусть и они нам помогут. Мы все живем в одном мире.

Игорь Яковенко: Алексей Алексеевич, несколько слов об эвенском языке. Это вопрос к вам как к лингвисту, специалисту по языкам малых народов. По данным переписи 2010 года на эвенском языке говорят 27% эвенов, есть радио, есть телепередачи в Якутске и Анадыре, есть полосы в местных газетах и есть некоторое небольшое количество книг на эвенском языке. Правда, из известных живущих ныне писателей на этом языке Андрею Васильевичу Кривошапкину уже более 70 лет, а более молодых писателей я, например, не смог найти в открытом доступе. С чем это связано? С чем связано, несмотря на предоставление возможности учиться, даже льгот по обучению, все-таки небольшое количество литературы на этом языке? Каковы перспективы эвенского языка? Какова вероятность его исчезновения или, наоборот, возрождения?

Алексей Бурыкин: Что касается снижения процента людей, говорящих на языке или даже считающих его родным, то это тенденция общая и тенденция неизменная для многих малых языков народов России. Причины здесь в том, что определенные просчеты в политике были допущены еще до Второй мировой войны, в 30 годы. Самый серьезный удар по этим языкам был нанесен тогда, когда люди, овладевшие русским языком, ставшие билингвами, начали из-за ложных культурных приоритетов переходить на русский язык. Тем самым они задали стандарт для следующего поколения интеллигенции, для более младшего поколения. И таким образом ситуация становится все более и более неблагоприятной. Изучение родного языка, пользование родным языком, обслуживание преподавания стало практически профессиональной формой пользования языком. Книг на эвенском языке не так уж мало, их на самом деле более полтора сотен названия, не считая учебников, которых, наверное, еще столько же.

Со сменой поколений литература стала очень сложной проблемой. Однако есть более молодые авторы, есть, например, Анатолий Степанов, сын известного эвенского литератора Платона Степанова, известного как Платон Ламутский. Есть многие авторы, которые пишут по-русски.
Вся беда для младшего поколения творческой интеллигенции, что оно тоже живет в постсоветском пространстве, где для малочисленных народов все подобные позиции были заняты. Если у чукчей были один писатель, то сколько драматических судеб у литераторов, которые начинали писать стихи или прозу и просто не могли продвинуться дальше. Примерно то же самое и в эвенской литературе, есть такие трагические фигуры. Мы не очень хорошо знаем и историю литературы, а младшее поколение сейчас часто не может пробиться, хотя на самом деле и авторы есть.
Что касается радио и телевидения на эвенском языке, то оно может прекрасно функционировать при известной насыщенности новыми материалами, оно может быть востребовано. Я в начале 80 годов сам вел эвенскую страницу на Чукотке национальной газете «Наш край» и подготовил несколько телепередач на эвенском языке. Это все было востребовано. Правда, что касается телепередач, после одной из них телевидение засыпали звонками, прося повторить тот же самый материал на русском языке, что пришлось и сделать. Оно нам лишь снилось. Почему? Да потому что США и другие западные страны нас во всем ограничивали и говорили: это мы вам не продадим, это тоже. Ну а теперь все изменится. Ракеты мы разместим и в горах, и на равнинах, и на побережье, и даже под землей. Представьте себе: появляется вражеский самолет за триста километров от наших границ, а мы его «бах» и сбили. И даже, когда много самолетов – мы все посбиваем.

Виктор Черецкий: Неудивительно поэтому, что российское оружие в руках радикального венесуэльского режима, по мнению некоторых международных наблюдателей, оценивается как угроза миру – и не только в Латинской Америке.

Эвенки (тунгусы) — происхождение народа, где и как живут, фото

Эвенки — один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования. Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и тайги. А еще они носили фраки, подарили жизнь слову «шаман» и считали воронов заколдованными людьми.

Название

До 30-х годов прошлого столетия эвенки были известны, как тунгусы. Это название произошло от якутского тоҥ уус, впоследствии экзоним переняли русские, отразив его в отчетных и исторических документах.
Самоназвание эвенков — эвэнкил, что переводят, как «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Считается, что наименование произошло от места обитания древних эвенкийских племен на горно-таежных территориях Забайкалья. Другое известное самоназвание этнических групп эвенков-оленеводов — орочены. Оно происходит от эвенкийского «орон» — олень, орочен — «человек, владеющий оленем». Отдельные группы этноса имели собственные названия: солоны, манегры, бирары.
У других народов существовали собственные наименования эвенков:

  • килин, цилин, о-луньчунь (от «орочен») — китайцы;
  • орочнун — маньчжуры;
  • хамнеган — монголы;
  • тонгус — татары.

Где живут

До начала освоения Забайкалья русскими ведущие кочевой образ жизни эвенки занимали обширные территории от границы с Китаем до Ледовитого океана, от Енисея, до Камчатки. Столь широкое расселение объясняется склонностью к постоянным длительным перекочевкам: от нескольких сотен до тысячи километров за сезон. На каждого эвенка приходилось 25 км2 неосвоенной территории. Представители народа домом считали всю землю и говорили: «эвенки нигде и везде».

С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай.
Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами:

  1. Север — Северный Ледовитый Океан.
  2. Юг — река Амур, территории Прибайкалья.
  3. Восток — Охотское море.
  4. Запад — река Енисей.

Численность

Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Распределение по регионам:

  • Якутия — 18 232 чел.
  • Красноярский край — 4 632 чел.
  • Хабаровский край — 4 533 чел.
  • Бурятия — 2 334 чел.
  • Амурская обл. — 1 501 чел.
  • Забайкальский край — 1492 чел.
  • Иркутская обл. — 1 431 чел.

Китайская перепись 2000 года показала 38 396 представителей исторических эвенков на территории Китая. Формально они разделены на 2 субэтноса, официально признанных в числе прочих наций КНР:

  1. Орочоны — 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
  2. Эвенки — 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Проживают в городском округе Хулун-Буир, порядка 25 000 человек записаны солонами. Около 1000 эвенков разрозненно проживают в Монголии, подвергнувшись значительной ассимиляции, утратив культурные особенности.

Существует родственный эвенкам народ — эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО. Существует две версии появления этноса:

  1. В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.
  2. В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.

Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности — ламуты.

Язык

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.
Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь.
Особые знаки существовали на охоте:

  • положенная поверх следа палочка — дальше идти нельзя;
  • смотрящая концом вниз стрела, торчащая из зарубки — поблизости расставлены луки-самострелы;
  • чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх — оставивший стрелу охотник далеко;
  • находящаяся в таком же положении ветка — рядом идет охота.

История

Древними предками эвенков были древнетунгусские монголоидные племена, образовавшие в бронзовом веке Глазковскую культуру. Разрозненные племена занимали территории Приангарья, Прибайкалья, низовий Селенги, верховий Лены. В V—VII веках новой эры пришедшие с юга кочевники-скотоводы племени увань, мигрировав через Забайкалье, переместились восточнее и севернее, образовав протоэвенкийский народ.
В конце первого тысячелетия в регион вторглись якуты, предположительно, разделив этнос на восточных эвенов и западных эвенков.
К приходу в регион в XVII столетии русских эвенки образовывали самостоятельный народ, разделенный на отдельные роды. Во главе каждого стояли князцы — старейшины, шаманы или наиболее сильные воины рода. В отчетных документах отмечалось порядка 360 родов, в каждом насчитывалось 100-400 человек.
Тунгусы сильнее других северных народов противились новой власти. Они снимались с места кочевок, вступали в столкновения, в одном отчете отмечено: «Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака». Байкальские группы эвенков покорились в 1643 г., жившие при Витиме восточные — лишь в 1657 г.

Одним из наиболее влиятельных князцов был Гантимир, под властью которого находилось 15 кочевых родов, относящихся к ветви конных тунгусов. Гантимир был незаурядной личностью: у него было 9 жен, более 30 детей, с детства обучавшихся воинской премудрости, обращению с оружием. Князец был недюжинной силы и могучего телосложения: в Амурском музее хранится его лук впечатляющих размеров.
Гантимир оказал решающее влияние на установление партнерских отношений с Российским государством, в 80-х гг. XVII столетия приняв христианство и подданство России. Правитель добился права автономного управления народом, взамен обязывался охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. Столетие спустя создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, в середине XIX столетия включенный в состав Забайкальского конного войска.
Приход советской власти эвенки не приняли, в 1924-1925 гг. затеяв Тунгусское восстание, которое было быстро подавлено. В 1930-х гг. начинается преподавание в местных школах на эвенкийском языке. Вместе с тем создаются колхозы и горпромхозы, народу навязывается оседлый образ жизни: существовавший веками жизненный уклад разрушался, ассимиляция стирала национальные особенности. Сегодня традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.

Внешность и характер

Смешение с рядом аборигенных и соседских народов, а также значительная территория расселения привели к выделению среди эвенков трех антропологических типов внешности. Среди них:

  1. Байкальский.
  2. Катангский.
  3. Центрально-азиатский.

Несмотря на различия, выделяют следующие характерные черты внешности тунгусов:

  • средний рост;
  • непропорциональное телосложение;
  • округлая форма лица;
  • широкие дугообразные брови;
  • узкие темно-коричневые глаза;
  • широкий плоский лоб;
  • выдающиеся скулы;
  • заостренный подбородок;
  • широкий рот;
  • черные жесткие волосы;
  • слабая растительность на лице и теле.

Этнографы, исследователи, пришедшие в регион казаки отмечали у эвенков подвижность тела, остроту ума, граничащее с наивностью добродушие, добросердечие, гостеприимство, веселый нрав, чистоплотность. Согласно заметкам исследователей, «в отличие от неуклюжего остяка, мрачного самоеда, неприветливого и кислого якута эвенки производили более приятное впечатление, за что их прозвали «французами тундры и леса».

Одежда

Называли эвенков и «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда получила название «в тему» — фрак, за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур.
Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы. В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя, сшитые из вывернутых мехом наружу оленьих шкур. Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.
Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники связывали с культом плодородия, деторождения, силы родовой общины. Большое значение имели солярные знаки, схематичное изображение пауков — символов благополучия, хранителей.

Семейный уклад

Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума.
Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет, однако случались браки с девочками 12-15 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм:

  1. Олени (от 2 до 15).
  2. Отработка в семье невесты.
  3. Обмен сестрами между двумя семьями.

Женщины

Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.

Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи. Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти. Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.

Жилище

Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.
В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.

Жизнь

Эвенки ассимилировали аборигенные северные народы, подвергались влиянию бурятов и якутов, что привело к возникновению разных по типу хозяйствования ветвей:

  1. Пеших собаководов, занимавшихся рыбной ловлей.
  2. Охотников-оленеводов.
  3. Оседлых скотоводов.

Большая часть эвенков вела кочевой образ жизни, связанный с освоением новых охотничьих угодий. Между стоянками перемещались верхом на оленях: такой способ использования животных — «визитная карточка» эвенков. Оленей использовали в качестве вьючных животных, стадо обычно составляло 3-5 голов.

Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.
Рыбная ловля играла для большинства эвенков второстепенную роль. В реки выходили на лодках-долбянках, лодках, сделанных из бересты, кожи оленей, морских животных. Рыбу лучили, пронзали острогой, реже устраивали запоры. Женщины занимались собирательством кореньев, трав, орехов, земледелие и огородничество развито не было.

Религия

Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:

  1. Верхний — располагается над небом, является домом для божеств. Входом в него является Полярная звезда.
  2. Средний — земной, где живут люди и духи.
  3. Нижний — туда уходит одна из душ для вечной жизни. Вход в нижний мир — водовороты и расщелины в скалах.

Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.

Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.

Традиции

Большую роль в жизни эвенков играли анимизм, охотничьи обряды и традиции, проводить которые могли только мужчины. Волк был для эвенков священным животным, на него не охотились. Почитали ворона: считалось, что он передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, эвенки считали их душами людей, облаченными в птичье обличье.
Известны обычаи медвежьего праздника. Медведь считался отцом эвенков, женившимся в древние времена на женщине, давшей жизнь народу. Животное называли «амака» — «дедушка». Вину за убийство на себя не брали, на деревьях схематически вырезали лица, показывая на них говорили: «Это не я убил, это он».
Суеверия возникали и на почве представлений, что туша освежеванного медведя похожа на человеческую. Убийство животного сопровождалось родовым сбором, призывом шамана, общим праздником. Кости медведя не разрубали, а разделяли по суставам. В некоторых родах их затем собирали вместе, подвешивали и проводили обряд «борьбы» одного из детей с «воскресшим» медведем. Другие устраивали обряд воздушного погребения медвежьих костей: в древности эвенки использовали его и для соплеменников.

К приходу в регион русских, умерших хоронили в земле, в деревянных ящиках. По представлениям эвенков, в нижнем мире души продолжали жить так же, как в среднем. Однако после смерти все переворачивалось с ног на голову, поэтому умершему в гроб клали вещи из его повседневной жизни сломанными: трубку, лук, стрелы, предметы обихода, украшения.

Видео

Эвенские и северотунгусские языки | Оксфордский справочник по трансевразийским языкам

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордский путеводитель по трансевразийским языкамГрамматика, синтаксис и морфологияЯзыковые семьиКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордский путеводитель по трансевразийским языкамГрамматика, синтаксис и морфологияЯзыковые семьиКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Пакендорф, Бриджит и Наталья Аралова,

«Эвенские и северно-тунгусские языки»

,

Мартин Роббитс и Александр Савельев (редакторы)

9000s The Oxford Languages ​​3 9000s

(

Oxford,

2020;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 17 сентября 2020 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780198804628.003.0019,

, по состоянию на 26 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордский путеводитель по трансевразийским языкамГрамматика, синтаксис и морфологияЯзыковые семьиКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОксфордский путеводитель по трансевразийским языкамГрамматика, синтаксис и морфологияЯзыковые семьиКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе представлен краткий структурный обзор трех северных тунгусских языков, на которых говорят в Российской Федерации, а именно эвенского, эвенкийского и негидальского. На эвенском и эвенкийском говорят люди, которые традиционно были полностью кочевыми охотниками и оленеводами, тогда как на негидальском языке говорит небольшая группа, традиционно полуоседлая рыбаков и охотников. Типичными особенностями этих языков являются гармония гласных на основе корня, большие падежные системы, обширная система глагольных флексий и производных, а также широкое использование неличных глагольных форм в подчинении. Три языка, обсуждаемые здесь, имеют большое количество родственных форм, но также имеют заметные индивидуальные особенности, такие как неопределенный винительный падеж, обнаруженный в эвенкийском и негидальском языках, образование возвратного глагола, которое негидальское имеет общее с другими тунгусскими языками Приамурья, или использование оценочной морфологии для выражения (не)определенности в эвен.

Ключевые слова: Эвенкийский, негидальский, тунгусский, гармония гласных, падеж, неопределенный глагол, неопределенный винительный падеж, возвратный падеж

Тема

Языковые семьиГрамматика, синтаксис и морфология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

HUNMAGYAR.ORG — ТУРАН — ЭВЕНКИЯ

Общая информация
Эвенки — коренной народ Сибири. Они занимают большую территорию от левобережья Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Южная граница ареала эвенков достигает левобережья рек Амура и Ангары. Также они обитают на северо-востоке Китая (20 тыс.) и в Монголии. Численность эвенков в Российской Федерации составляет около 30 тысяч. В административном отношении они распространены в пределах Тюменской и Томской областей, Красноярского края, Иркутской, Читинской и Амурской областей, республик Якутия и Бурятия, Хабаровского края и Сахалина. Нигде на этой территории они не составляют большинства населения, проживая в одних аулах с русскими, якутами и другими народами. Местное название — эвенкийское, ставшее официальным аборигенным в 19 в. 31, а старое название было тунгусы. Некоторые отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Эвенкийский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяют три группы диалектов: северную («хак»), южную («сек» и «шек») и восточную («сек» — «хак»). Каждый диалект подразделяется на поддиалекты. Многие эвенки, проживающие в Якутии и Бурятии, также говорят на якутском и бурятском языках. Антропологически они характерны для байкальского, катанкского и среднеазиатского типов.

Этногенез
Эвенки образовались в результате смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Есть основания считать забайкальцев Увани прямыми предками эвенков. В китайских летописях их территория указана довольно точно: горная тайга северо-восточнее Баргузина и Селенги, примерно между верховьями рек Олекмы и Верхней Ангары. Уванцы были скотоводами, выходцами из более южных регионов. Оказавшись в Забайкалье и Приамурье, связи и культурные взаимодействия с местным населением породили этническую эволюцию современных эвенков. В ходе своего расселения по просторам Сибири тунгусы ассимилировали другие местные племена. Особенности этнического формирования тунгусов обусловили развитие характерных для них трех антропологических типов, а также трех различных хозяйственно-культурных групп: оленеводов, скотоводов и рыболовов.

История
Первые контакты эвенков с русскими произошли в начале XVII в., когда русские казаки построили Кетскую крепость (1602 г.) и начали движение вверх по Енисею. После создания своих острогов в бассейне Оби казаки вышли к Енисею, чтобы пройти по его правым притокам, населенным эвенками. Примерно с 1620 года большая часть эвенков была вынуждена платить русский пушной налог, который собирался жестокими методами. Коренные народы страдали от торговых и политических контактов с русскими. Русские привезли инструменты, огнестрельное оружие и различные товары, в том числе алкоголь, который с тех пор преследует этих людей. Они также принесли с собой болезни, которым эти народы никогда раньше не подвергались. Алкоголь и болезни привели к быстрой убыли эвенкийского населения. К 1623 г. подданными России стали почти все эвенки Ангары, Нижней Тунгуски, Вилюя и Чона. С основанием Якутского городища (1632) русское владычество распространилось на эвенков бассейна Лены, а к середине 17 в. — в Прибайкалье и Забайкалье. Эвенки неоднократно сопротивлялись русским посягательствам и их насильственному включению в состав России, но христианизация началась еще в конце XVII века. Между 1825 и 1841 годами было несколько восстаний эвенков, все они были безжалостно подавлены.

После большевистской революции 1917 г. советское правительство издало «Декларацию прав народов России», включающую широкий спектр прав на самоопределение, которые в основном остались на бумаге, поскольку политика «модернизации» была положить через. В 1924 г. был создан Комитет содействия народам Севера. Сначала они предложили создать большие резервации, где коренное население могло бы продолжать свой традиционный образ жизни. Но вместо этого советское правительство решило интегрировать эти народы в более широкий социальный, политический и экономический организм страны. В 1927 года советские власти начали создавать на эвенкийской территории так называемые культурные базы со школами, больницами, детскими садами и т. д., главным образом стремясь минимизировать традиционный образ жизни эвенков. Для эвенкийских детей строились школы, с 1938 г. русский язык обучения. Нападкам подверглась и эвенкийская религия. Коллективизация хозяйственной деятельности эвенков началась в 1929 году. Многие эвенки сопротивлялись, уничтожая свои стада или покидая свою территорию, вместо того, чтобы передать свои стада коллективам. Около 1930 было создано несколько «национальных округов», административных единиц, названных в честь одного или двух из этих малых народов. Эвенкийский национальный округ был образован в 1930 году.

После Второй мировой войны в результате масштабных государственных планов развития в Сибирь хлынуло большое количество этнических русских рабочих. Эвенки и другие коренные народы обнаружили, что их земли уменьшаются, и все больше и больше из них отказываются от оленеводства или другого традиционного образа жизни в пользу работы на стройках и фабриках. В связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, различными горными и гидростроительными работами многие эвенки были вынуждены оставить свои стада на работу на государство, перевозя материалы и людей. Потеря земель увела многих эвенков дальше на север.

Экологические проблемы, возникшие в результате советских проектов индустриализации, были главной угрозой для образа жизни эвенков. Самая большая угроза возникла в 1980-х годах, когда правительство планировало построить огромную плотину на реке Нижняя Тунгуска. Проект затопил бы большую часть Эвенкийского автономного округа. Эвенки при поддержке Ассоциации народов Севера, а также российских экологов выступили с протестом, и в итоге проект закрыли.

Хозяйство
В хозяйственном отношении эвенки заметно отличаются от других охотничьих народов Сибири и Дальнего Востока. В первую очередь это охотники и оленеводы. Некоторые группы эвенков не использовали оленей, охотясь пешком, но именно использование оленей для верховой езды отличает эвенков от других народов. Охота играла важную роль в большинстве территориальных групп эвенков. Некоторыми исключениями были оседлые эвенки, жившие по берегам рек и озер, для которых важнейшим занятием в летнее время было рыболовство, а также эвенки-орочоны, совмещавшие охоту и рыбную ловлю. До появления русских в основном охотились на лося, дикого северного оленя, кабаргу, косулю, сибирского оленя, горного барана, а также на медведя. Самой любимой была загонная охота – погоня за добычей на лыжах. В некоторых районах на лося охотились с лодок, на переправах. Широко применялись стреляющие наборы, петли, а также ловушки-дырки. Первостепенное значение имела охота на пушных зверей. Роль пушной охоты возросла с появлением русских, так как ясак должен был оплачиваться шкурами. Охотничий характер эвенка ярко проявляется даже в таком занятии, как рыбная ловля, которое имеет для него второстепенное значение. Для эвенка рыбалка приравнивается к охоте. Основными рыболовными орудиями эвенков на протяжении многих лет были охотничий лук с тупыми стрелами для оглушения рыбы и копье. По мере истощения охотничьей фауны значение рыболовства возрастало. Появились новые и более производительные орудия, такие как донные жаберные сети и плотины. В некоторых группах рыболовство стало коммерческим. Эвенки занимаются своеобразным видом оленеводства. Их северные олени — вьючные и ездовые животные, используемые в тайге. У эвенков практиковался неограниченный выпас оленей, и доение оленьих коров также является своеобразной чертой эвенков. Сезонная миграция со стадами оленей занимает центральное место в жизни эвенков. Протяженность миграций достигала сотен километров в год. Некоторые семьи преодолевали расстояния в тысячи километров.

Материальная культура
Основным типом расселения эвенков является стойбище. Были временные стоянки (урикит) и постоянные стоянки (менеен). Постоянные стойбища (чаще всего зимние) состояли из 1-2 жилищ, летние лагеря имели больше жилищ. Охотники-эвенки, ведущие подвижной образ жизни, жили в легких переносных юртах — чумах (дю). Стационарный зимний тип жилища, характерный для полуоседлых охотников и рыболовов-эвенков, называется голомо. Имеет форму пирамиды или усеченной пирамиды. Летнее постоянное жилище охотников и рыболовов представляло собой четырехугольное сооружение из жердей или бревен с двускатным стержнем. Южные эвенки, скотоводы и кочевники Забайкалья жили в переносных юртах бурятского и монгольского типа. Сегодня большинство эвенков живут в современных стандартных бревенчатых домах. Традиционное жилище используется только на охотничьих угодьях. Хозяйственные постройки не характерны для эвенков. В основном это различного рода амбары, в которых хранились различные предметы, а также оленьи сараи. Традиционная одежда эвенков – кафтан из оленьей шкуры, полы которого завязывались на груди ремнями. Обязательным дополнением кафтана был нагрудник-нагрудник, который держался на перевязи вокруг шеи и закрывал щель между полами. Зимой голову и шею покрывали длинным платком из хвостов пушных зверей. Обувью служили олохи из кожи, ткани или ровдуги (лосиной кожи) летом и из оленьего меха зимой. Традиционная диета основывалась на мясе диких млекопитающих (эвенки, имевшие лошадей, употребляли конину) и рыбе. Мясо лося и дикого северного оленя сушили на солнце для хранения. Сухое мясо измельчали ​​в муку, которую заливали горячей водой или смешивали с ягодами. Основным напитком является чай, который иногда пьют с оленьим молоком или солью. Трапеза была известна еще до прихода русских. У эвенков пекли шарики из кислого теста, а на востоке — пресные лепешки. Зимой охотники передвигались на лыжах без подкладки по ржавчине, а по глубокому снегу — на лыжах с подкладкой из камуса. Оленей использовали только при перекочевке на новое место. Эвенки использовали оленей для верховой езды и переноски сумок. Оленья упряжь состояла из хакамора, седла для верховой езды и вьюка, а также набедренной повязки. При езде использовали палку, которая служила опорой при оседлании оленя. Катание на санях не характерно для эвенков.

Духовная и народная культура
Эвенки — шаманисты, включающие в свои верования анимизм и тотемизм. У них есть различные магические обряды, связанные с охотой и охраной оленьих стад. Эти обряды, а также проводы души умершего, очищение охотников, посвящение северного оленя и т. д. совершают шаманы. Существовали элементы медвежьего культа — обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя. , употребление в пищу его мяса, захоронение медвежьей головы и костей. Эвенкийский фольклор весьма разнообразен. Выделяют следующие жанры: песни-импровизации, мифы, сказки о животных, загадки, бытовые и исторические сказки. Излюбленным жанром эвенков были народная сказка и героический эпос. У разных групп эвенков были свои исторические характеры. Эпос исполнялся в ночное время, и слушатели часто принимали участие в представлении. Основным музыкальным инструментом была металлическая (кеннгингевун) или деревянная (пенненгипкевун) арфа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *