Фамадихана: Фамадихана — праздник переворачивающий сознание

Содержание

танцы с мертвыми на Мадагаскаре Разное новость на JcNews.ru

У жителей Мадагаскара имеется уникальный ритуал, исполняемый в честь семейных связей. Он носит название Фамадихана и также известен под названием «Вращение костей». Праздник отмечается раз в 7 лет. Во время праздничной церемонии семьи открывают семейный склеп и выносят наружу останки предков. Их оборачивают в новую ткань, а затем танцуют танец великой радости.

На Фамадихане обычно играет живая музыка, приносят в жертву животных и угощают мясом членов семьи и гостей. Старейшины рода объясняют детям важность почитания мертвых, которые в это время лежат перед ними. Фамадихана считается днем, когда можно показать, насколько сильно вы любите вашу семью. Обычно все семьи собираются вместе, включая самых дальних родственников, и отмечают свое родство.

Согласно малагасийскому поверью, люди произошли из органов их предков. Именно поэтому они почитают предков с большим уважением. Малагасийцы также уверены, что если тело умершего разложилось полностью, мертвые все равно остаются рядом и постоянно общаются с живыми.

Однако свою любовь они стараются излить, пока предки окончательно не ушли в мир теней. Интересно, что Фамадихана не является древней практикой жителей Мадагаскара. Он появился лишь в XVII веке.

Фамадихана – довольно дорогостоящее дело для семей, поскольку она включает богатый стол для гостей и новый саван для всех предков, а также нарядную одежду для живых. Некоторые бедные семьи не имеют собственных склепов. Они экономят несколько лет, чтобы построить последнее пристанище предков, а потом с размахом отметить Фамадихану. Если же какая-нибудь семья решит не отмечать праздник, окружающие будут косо смотреть на тех, кто нарушает традиции. Это становится огромной проблемой для тех, кто считает, что с мертвыми нельзя говорить, а мертвые тела – это просто отходы, которые необходимо захоронить.

Однако большинство малагасийцев с уважением относятся к традициям. Ракотонариво Генри, 55-летний фермер, недавно отметил Фамадихану со своей семьей. Он танцевал с останками своих мертвых тети и дяди.

Ракотонариво Генри сказал: «Это хорошо, что мы можем поблагодарить наших предков, потому что мы обязаны им всем. Я прошу у них здоровья и, конечно, надеюсь, что они помогут мне накопить богатство». Независимо от своих убеждений, народ Мадагаскара отмечает Фамадихану с большим энтузиазмом. В этот день не рекомендуется плакать, и люди наслаждаются музыкой, танцами и радуются встрече с историей своего рода.

Клуб Друзей Мадагаскара — Что такое фамадихана

-97-

   
В начале XIX в., с распространением христианства, на Мадагаскаре пробуждается интерес к истории страны, особенностям быта и фольклора. Миссионеры различных конфессий фиксируют и обрабатывают произведения устного народного творчества, сохраняя их таким образом для потомков. Издаются сборники «Малагасийский фольклор», «Малагасийские табу», «Пословицы предков», «Малагасийские кабари». .. Наибольшую известность получил сборник В. Э. Казенса (1840—1939) «Ма­лагасийские обычаи» («Fomba malagasy»), вышедший в Антананариву в 1876 г., 130 лет назад.
   Одним из наиболее характерных обычаев Мадагаскара является фамадихана.

Л. А. Карташова

   

«Человек жив, пока о нем помнят»,

— считают малагасийцы.

     У разных народов разное отношение к смерти и разные ритуалы. Поэтому нельзя подходить со своими мерками к традициям других культур, а тем более ерничать, как это делают некоторые.

   Занимаясь Мадагаскаром много лет, я, конечно, знала о фамадихане. Многое меня удивляло. Хотелось все увидеть своими глазами и понять. Случай представился в 1979 г., когда со студентами ИСАА при МГУ мы были на стажировке в Университете Мадагаскара (ныне Университет Антананариву).

    На Мадагаскаре — все уникально. Это касается и фамадиханы.

     Слово «фамадихана» (famadihana) у нас часто переводят как «пе­реворачивание».

Однако это не совсем точно. Наоборот, ведь когда несут «разана» (предка семьи), стараются его не перевернуть. Скорее, это означает «заворачивание» — заворачивание в новый саван, а в бо­лее широком смысле — перезахоронение усопших.

    Фамадихана — частный случай культа предков. Вера в предков была основным верованием малагасийцев. В древности объектом

-98-

религиозного поклонения

1 служили те из предков, которые при жизни занимали значимое положение в обществе. Прижизненное подчи­нение власти вождей перешло в их посмертное обожествление. Со временем культ обожествленных правителей постепенно сходит на нет. Объектом почитания все больше становятся прародители семьи, рода. Фамадихана является отражением той огромной роли, какую играют в малагасийском сознании узы кровного родства, почтения, которым пользуются старшие по возрасту. Она гармонично вплетается и в представления малагасийцев о продолжении рода.

   Тут можно вспомнить впечатления известного польского писа­теля и путешественника Аркадия Фидлера.

В своей увлекательной книге о Мадагаскаре он объясняет, почему нынешние малагасийцы совершенно не помнят истории Бенёвского, не знают ни легенд, ни былин о нем. «Бенёвский не создал мальгашской семьи, здесь у него нет наследников по крови, поэтому можно предполагать, что память о нем предана забвению. Нет потомков, которые обязаны были бы напоминать о его деятельности»2.

     Фамадихана — важный обряд, и к нему относятся ответственно и серьезно. Считалось позором, если малагасиец не похоронен в родовой гробнице. Если кто-то умирает на чужбине, долг близких перевезти его прах на родину

3. Малагасийцы говорят: «Velona iray trano, maty iray fasana», что означает: «Живые, мы живем в одном доме, мертвые — в одном склепе».

   По представлениям древних, умершие как бы продолжали ос­таваться членами рода и оказывали влияние на жизнь потомков. Поэтому вполне очевидно, что живущие должны заслужить их бла­госклонность. И фамадихана — возможность доказать умершим, что их по-прежнему любят, задобрить предков (или предотвратить их гнев)

4.

*   *   *

    Об исторической давности фамадиханы мало что известно. Сви­детельства появляются лишь с приходом европейцев. Уже первый

-99-

европеец, побывавший в Антананариву в 1777 г., Н. Мейер, упоминает об этом обычае

5.

  Рассказывают, что было правилом возвращать в Имерину тела солдат, погибших в экспедициях в прибрежные районы. Их осуществлял Радама I, выполняя завет отца «ny riaka no valamparihiko» («море — граница моего государства»). Из этого делается заключение, что обряд имеет относительно недавнее происхождение и появился в монархический период

6. Особенно широко он практиковался на Высоком плато, у народов мерина и бецилеу.

   Тщательно расписанный ритуал начинается с извлечения «разана» из гробницы (fasandrazana), затем его заворачивают в новый саван («ламбамену»)

7 и возвращают в родовый склеп8.

     В 2005 г. я как-то ехала в Анцирабе.

Где-то на полпути мой спутник Пьерро попросил шофера остановиться около могильного склепа у самой дороги. Я удивилась: мы проехали мимо многих таких захоро­нений.

     — Это не обычный склеп, — сказал он и поведал интригующую историю.

     По преданию, у одного мужчины было две жены. Обе безумно его любили. Когда он умер, каждая хотела похоронить его в своем родовом склепе. Упорство в отстаивании своих прав достигло такой остроты, что вынудило их разрезать труп ровно пополам, и каждая захоронила свою половину…

   Такого рода «романтические» эпизоды встречаются нечасто, хотя, очевидно, производят сильный драматический эффект на туристов.

*   *   *

   Гробницы — это углубленный в землю склеп, сложенный из раз­ной величины камней. Его можно вскрывать не раньше, чем через год после последнего захоронения: тело (nofo) должно истлеть, извлекают прах (taolambalo)

9.

-100-

   Земля, где покоятся останки предков (tanindrazana), является неотчуждаемой (там «спят духи предков»), ее нельзя ни продать, ни обменять.

     Проводится фамадихана в сухой сезон, в июне — сентябре. На Мадагаскаре это зимние месяцы. Закончены полевые работы. Спит природа, а образ смерти — тишина и холод.

     В это время в окрестностях Антананариву нередко можно встре­тить шумные вереницы людей, тянущиеся порой на добрый километр. Пританцовывая под собственное пение, слегка навеселе, несут над головой «разана»…

    Решение организовать церемонию часто связано с мистикой. Как правило, духи усопших говорят медиумам (или жалуются кому-то из близких родственников во сне), что им «холодно». Так подается сигнал. Для совершения обряда глава семьи советуется с астрологом (mpanandro). Тот определяет день и час вскрытия гробницы, начало и конец церемонии.

    Семья начинает готовиться заранее. За месяц надо пригласить всех родственников, как близких, так и дальних, ближайших друзей и знакомых, а также жителей деревни, откуда родом покойный и где чаще всего находится его родовая гробница. Затем получить разрешение властей на проведение обряда.

И, наконец, приготовить все необходимое: купить ламбамену, циновки (tsihy hisetra), заказать одежду, заготовить пищу и напитки…

*   *   *

   Итак, где-то в начале июля 1979 г. мои хорошие знакомые, Фара и ее муж Сулу, оба бывшие студенты УДН, пригласили меня на «экс­гумацию» бабушки Фары, которая умерла семь лет назад. Фамадихана состоится в следующую среду.

    Сгорая от нетерпения, жду среды. Едва рассвело — я уже на но­гах. Мысль о встрече с неизведанным переполняет предвкушением таинства.

     В семь, как и договорились, Фара и Сулу заехали за мной. Семья их, достаточно состоятельная, жила в двухэтажной вилле в центре города — в Анкадивату.

    Когда мы подъехали к дому, там уже собрались десятка два род­ственников и друзей. Последовали приветствия и недолгий разго­вор-знакомство. Мы прошли в дом. Ждем, пока соберутся осталь­ные. Нам предложили отварную говядину с рисом — подкрепиться (hamahanana).

-101-

      В углу я заметила миниатюрный столик.

Запомнилось, что в од­ном из разговоров было сказано, что надо положить туда «Sao-drazana» («благодарение предку»). Я, конечно, исправно это сделала — поло­жила 1000 малагасийских франков и сказала положенное: «Mionera soa ny lany е!»10 Один из сыновей Фары аккуратно записал в блокнот сумму подношения11.

    Время около девяти. Солнце быстро разгоняет туман и начинает согревать. Наконец, все в сборе.

      Семья, друзья и гости рассаживаются по машинам. Медленно трогаемся в путь. Головная машина украшена национальным флагом, на стекле — фото бабушки. Водители встречных автомобилей отдают салют, пешеходы — снимают шляпы.

     Усыпальница находится в Андрануфуци — не очень далеко от столицы, километров пятнадцать по направлению к Анцирабе.

    Дороги на Мадагаскаре в те времена оставляли желать лучшего… Выезжаем за пределы столицы. Через пару километров асфальт кон­чается. Пыльная проселочная дорога. Редкие машины вздымают за собой длинные шлейфы красноватой пыли.

Несколько раз повстре­чались повозки, запряженные зебу.

  Окрестности Антананариву удивительно живописны: невысокие зеленые холмы, вдали — сопки горного массива Циафадзавуна

12.

    С обеих сторон — бесконечные квадратики рисовых полей. Порой встречаются селения — несколько небольших хижин из красной гли­ны. Колоритно выглядят рядом с ними христианские храмы. Красотой пейзажей можно любоваться бесконечно, перестаешь даже обращать внимание на дорогу…

   Примерно через час мы добрались. На высоком холме, поодаль от селения, — склеп, доминирующий над окружающей местностью. Оставляем машины у подножия холма и поднимаемся по довольно крутой тропке.

    Серого цвета гранитный склеп, типичный образец родовой гроб­ницы: углубленный в землю, метра три шириной и четыре длиной. Тишина, покой и уединение.

-102-

     Огромный плоский камень служит дверью. Как объяснила мне Фара, вчера вечером ее дедушка и два брата были здесь, чтобы «предупредить бабушку» о предстоящей фамадихане, и чуть-чуть отод­винули камень

13. Тем не менее, потребовалось немало усилий, чтобы открыть вход.

     Над склепом укрепили государственный флаг. Представитель местных властей зачитал официальное разрешение на обряд. Дедушка Фары, он же глава семьи, начинает «кабари» (речь). Как и положено, прежде всего извиняется, что берет слово первым, хотя здесь есть более достойные… Приветствует всех родственников и друзей, благодарит представителей властей.

    Приближается полдень. Теперь можно открывать могилу.

       Внутрь склепа имеют право входить лишь ближайшие родствен­ники, и только мужчины. Как специальному гостю хозяина мне раз­решили войти. Гробница производит мрачное впечатление, хочется скорее выйти на воздух. Внутри холодного подземелья на «стеллажах» вдоль северной и южной стен, в два ряда, головой к востоку лежат «разана», завернутые в полуистлевшие ламбамены

14. «Бабушку» положили на циновку и вынесли наружу.

     Каждый из присутствующих подходил к ней и говорил несколько ласковых слов.

Затем спустились вниз к машинам, водрузили «бабуш­ку» на крышу и двинулись в обратный путь.

      Дома ближайшие родственники унесли «бабушку» в специально поставленную палатку (в дом вносить нельзя!). Там происходит самая важная часть фамадиханы, к которой не допускают посторонних. Родственники заворачивают ее в новую ламбамену (или несколько ламбамен) и, в зависимости от семейных традиций, совершают кое-какие ритуальные обряды.

      Посреди двора я увидела женщину в белом платье, сидящую на чем-то вроде пуфика на циновке. На шее и руках у нее — дорогие украшения. На голове — красивый, в ярких желтых цветах платок. Служанка держала над ней зеленый зонтик. Это оказалась старшая сестра бабушки. Как мне объяснили, она была «раматуамбе» (самая

-103-

старшая женщина в семье, родоначальница рода)

15. Вокруг стояли родственники и друзья. Заметно было почтение, с которым к ней обращались даже пожилые люди.

     Примерно через час «бабушку» вынесли и положили на неболь­шом возвышении на веранде.

Меня предупредили, что фамадихана сопровождается многочисленными «фади» (табу): нельзя класть «тело» на землю, произносить имя усопшего, показывать на него пальцем.

     Наступил ответственный момент. Подходя к «бабушке», родст­венники гладят ее, говорят, что рады приветствовать в этом доме. С нею разговаривают, просят благословения. Одни просят дать им детей, другие — здоровья, третьи — богатства…

      Начинаются длинные кабари. Ораторы сменяют друг друга. Рас­сказывают о том, что произошло в мире после ее ухода: циклон, последние президентские выборы, кто родился, кто умер в семье. Старшие (zanadrazana) пользуются случаем, чтобы еще раз объяснить молодым их генеалогию.

    Все это время идет большое застолье. В «trano madio» (гостиная) накрыты столы, где выставлено обильное угощение: горячие и хо­лодные блюда, varibemenaka — рис и большое разнообразие «laoka»

16: мясо зебу, свинина, птица всех сортов… Пища обильная и жирная. Приготовлена на пару, поскольку есть жареное во время фамадиханы считается «фади». Сказочный десерт — всевозможные фрукты, аппе­титнейшие сладости… Рекой льется вино и «toaka gasy»…17.

    Я сидела за столиком возле окна на веранду, внимательно на­блюдая за церемонией. Фара сразу предупредила меня, что я вряд ли испытаю восторг от лицезрения происходящего. И оказалась права. Признаюсь, я не выдержала испытания. То ли от жирной пищи, то ли от жары… — в момент, когда «бабушку» укладывали для всеоб­щего обозрения на веранде, мне показалось, будто внутри там что-то перекатывается… В голове помутилось, я закачалась и — впервые в жизни — чуть было не упала в обморок. К счастью, мои друзья, ви­димо, внимательно следили за мной (очевидно, у них был уже опыт), подхватили меня под руки и вывели на воздух — на противоположную

-104-

сторону дома. Сулу сказал, что выдержать такое трудно. Я, однако, быстро пришла в себя.

    Во дворе продолжалось веселье. Пели и плясали. Фамадихана — церемония отнюдь не траурная.

Никто не должен показывать свою печаль. Плакать считается «фади». Празднуют краткое возвращение «разана» в мир живых. Радуются общению с ним. И готовы весь день петь его любимые песни и танцевать.

    Началось выступление профессиональных певцов и танцоров. Специально наняли музыкальный ансамбль «Три звезды» («Kintana telo»). Музыканты призваны не только создавать праздничное настро­ение у живых, но и показать «разана», что у его потомков все хорошо, что они довольны и радуются жизни.

     Гремит музыка, бьют барабаны. Все больше народу пускается в пляс. Танцуют, в том числе с «разана» на руках.

      Веселье продолжалось еще примерно часа два

18.

  Наконец, четверо мужчин подняли «бабушку» и на вытянутых руках понесли к машине. Водружают на крышу автомобиля, и про­цессия вновь отправляется в Андрануфуци.

   Когда подошли к склепу, согласно правилам, «бабушку» высоко подняли над головой и семь раз обнесли вокруг склепа.

     Затем стали опускать в склеп.

Несут вперед ногами. Первой вслед за «бабушкой» туда вошла Раматуамбе. Она стала перечислять, кто там захоронен: «Itsy Ranona…»19 Потом указала место, куда следует положить «бабушку». (По обычаю «разана» кладут обратно в склеп не на прежнее место, а на новое — в соответствии с табелью о рангах.)

     После чего вошли другие члены семьи. Все знают, где лежат их самые близкие. С ними разговаривают. Кто-то пользуется случаем, чтобы набросить новую ламбамену на «своего» — когда еще удастся провести фамадихану! Обратила внимание — у рядом стоящей жен­щины увлажнились глаза. Послышалось даже, что кто-то прошептал: «Возьми меня к себе, любимый!». Прощаются и выходят.

     Отец Фары (он — старший из сыновей) поблагодарил гостей, пожелал благополучия всем родственникам и друзьям и обратился к «бабушке»: «Благослови нас и не забирай молодыми».

    В завершение представитель местной власти взял слово и напом­нил, что надо не забыть поблагодарить Бога.

-105-

  После чего задвинули камень-дверь, замазали глиной щели.

     Участники разорвали на части циновку, на которой несли «те­ло», — один из ритуалов предписывает бесплодным женщинам по­ложить кусочек ее под матрац (считается, что это излечивает от фертильности)

20.

     Было уже темно (в Антананариву темнеет рано), когда мы верну­лись. Я отправилась восвояси — слишком напряженным был этот день.

     А праздник продолжался. Рассказывали, что танцевали всю ночь.

*   *   *

   Как известно, распространение христианства оказало лишь по­верхностное воздействие на традиционные обряды — в большой мере благодаря терпимости христианских церквей. Фамадихана сохрани­лась в силе, лишь над склепом появился крест

21.

    Однако реальность современного мира такова, что постепенно происходит вытеснение традиционного образа жизни. К счастью или несчастью, этот процесс необратим. Шаг за шагом в результате процессов глобализации появляются новые взгляды и представления, в корне отличные от господствовавших несколько поколений назад.

   Если в 70-х, когда я расспрашивала малагасийцев, получивших образование в Европе, проводят ли они фамадихану, многие говори­ли, что не верят в благословение предков, но у них есть традиционно мыслящие родители и куча родственников, есть соседи, с которыми необходимо считаться. Достойная фамадихана повышает авторитет семьи…

  Торжественные церемонии требовали, однако, больших усилий и затрат — порой на это уходили годовые накопления семьи. Нужно было ведь не просто устроить громадный праздник для нескольких сот человек, но и заплатить специальный налог за каждый перезахоронен­ный труп. Хозяин церемонии должен был иметь красивые украшения, если у него их нет — купить или одолжить. Много денег уходило на обновление родового склепа. Он должен быть красивым и простор­ным. Поэтому склепы мертвых подчас находились в гораздо лучшем состоянии, чем дома живых. Как сказал поэт: «Из гранита я строю дом своей смерти, и всего лишь из пальмы — хижину жизни»…

22

-106-

  —  Во что обошлось проведение фамадиханы в прошлом году вашей семье? — поинтересовалась я у профессора Университета Ан­тананариву З.

Беманандзары уже в наши дни.

   —  Не могу сказать, сколько тратят богатые. Довольно скромная фамадихана, по-моему, — не меньше двух миллионов ариари

23.

  Но несмотря на это, в нынешнем Мадагаскаре в той или иной форме фамадихану практикуют представители всех слоев общества. Даже по конституции Мадагаскара клятва вновь избранного пре­зидента начинается словами: «Торжественно клянусь перед Богом и перед предками…»

    Но если фамадихана не уходит в прошлое, то модернизируется. Ритуал претерпевает значительные изменения. Согласно традиции объектом почитания служили давно умершие, основатели родов. Теперь же, как правило, проводят перезахоронение еще не забытых родственников, скончавшихся относительно недавно. Все больше людей, включая руководителей государства и деловой элиты, хоронят своих близких не в родовых гробницах, а на европейском кладбище (fasambazaha) в Андзанахари — здесь похоронены известный поэт Ж. Рабеманандзара, отец бывшего премьер-министра Жака Силла, сестра президента М.

Равалумананы. Или же во вновь построенных (более или менее роскошных — в зависимости от достатка семьи) индивидуальных склепах — так похоронены Сезэр Рабенуру, бывший президент Малагасийской академии, Бау Андриамандзату, потомок Ранавалуны III, и др.

    Упрощается и сама организация фамадиханы. Если прежде ши­карные церемонии, говорят, собирали до 2000 гостей, ели, пили и плясали 5 суток, закалывали до 120 зебу, то в новых условиях семья часто приглашает лишь ближайших родственников. Чтобы сократить расходы, зебу не забивают, а покупают мясо в магазине. Ламбамена все чаще заменяется ламбой из нейлона.

     Появилась большая демократичность в одежде. Раньше род­ственники мужского пола обычно были одеты в одинаковые яркие полосатые малабари, в одинаковые соломенные шляпы с широкими полями (satroka penjy), женщины — в разноцветные шелковые пла­тья, праздничные ламбы и как непременный атрибут зонтики оди­накового цвета. Все это заказывалось заранее. Теперь же одеваются по-простому — в обычные костюмы, молодежь — часто в джинсах, даже девушки.

-107-

    Традиционные «поминки» тоже не страдают излишним консерва­тизмом — танцуют под модные западные танцевальные ритмы, пьют виски и кока-колу… Порой и вообще не устраивают угощения, а по окон­чании церемонии предлагают пирожные («gateaux anaty carton»).

*   *   *

   В малагасийском энциклопедическом словаре «Firaketana»

24 от­мечались черные и белые стороны фамадиханы.

     Из черных сторон, прежде всего, выделялся медицинский ас­пект — при вскрытии или заворачивании останков могут активизи­роваться бактерии, вызывающие заболевания.

  Обряд сопровождается узаконенной сексуальной свободой (fikorana-maloto) и чрезмерным возлиянием браги и самогонки.

      Помимо этого — огромные траты. Чтобы фамадихана была на уровне, родственники влезают в долги. Не очень богатые семьи разоряются.

     А исполнения желаний не видно.

   Фамадихану сопровождают ритуалы и суеверия, которые затума­нивают людям мозги.

     Ну, а хорошие стороны — это, прежде всего, укрепление род­ственных связей, сохранение преемственности единого рода. «Чело­век жив, пока о нем помнят» — считают малагасийцы.

     И действительно, фамадихана наполнена удивительной атмо­сферой душевности и тепла.

   Фамадихана произвела на меня неизгладимое впечатление еще и потому, что мне посчастливилось увидеть настоящую большую мала­гасийскую семью (только у Фары — одиннадцать братьев и сестер).

  Говоря о качествах, свойственных малагасийцам, нельзя не отме­тить сердечную привязанность членов семьи друг к другу, доброжела­тельность, самоотверженность. И не только в личных, семейных отно­шениях, но и в дружеских, в частности по отношению к иностранцам. Странное чувство… У меня спрашивали совета, несмотря на то, что я совершенно посторонний человек, которого они видят первый раз в жизни. Мне предлагали помощь… Одна молодая женщина подарила мне свое кольцо (как мне потом сказали, единственно ценное, что у нее было).

.. В конце праздника у меня появилось ощущение, что меня приняли в эту теплую семью, неожиданно щедро наградив вниманием и любовью.
1 Некоторые исследователи считают фамадихану не обычаем, а религиозным верованием.
2 Фидлер А Горячее селение Амбинанитело. М.: Молодая гвардия, 1959. С. 40—41.
3 Большая трагедия для семьи была, если кто-то умирал от оспы, чумы, прока­зы, — в этом случае его нельзя было хоронить в родовом склепе.
4 Этнографы полагают, что своими корнями эти обычаи уходят в те далекие вре­мена, когда земледельцы, приступая к обработке рисовых полей, приносили жертвы силам плодородия.
5 Mayeur, Nicolas (1747—1813). Voyage dans le sud et dans l’intérieur des terres … // Bul­letin de l’Academie Malgache. XII-1, 1993. P. 169.
6 Rev. Haile J. H., Fandroso J., Carol J., Berthier H. и другие.
7 Буквально: «красная ткань» — специально изготовленная шелковая ткань, окра­шенная в красный цвет отваром дерева нату (nato). Такая ткань долго не тлеет.
8 Другая разновидность фамадиханы — перенесение останков из временного захоронения (fasana anitrika) в уже имеющуюся гробницу предков или из старого захо­ронения во вновь построенную семьей родовую гробницу.
9 Прежде фамадихану проводили довольно часто. Порой извлекали еще разлага­ющееся тело. Это приводило к инфекциям.
10 «Чтобы компенсировать ваши расходы».
11 «Sao-drazana» (в деревне часто говорят — «kao-drazana») — обязательный атрибут фамадиханы. Во время церемонии непременно совершаются денежные приношения. Каждый член семьи и приглашенный дает деньги — кто сколько может. В деревне — кто сколько может кружек риса.
12 Циафадзавуна — можно перевести примерно как «постоянно в облаках».
13 Это делается, чтобы выпустить неприятный запах.
14 Иногда, правда, тела нагромождены друг на друга и нельзя различить, чьи это останки, тогда их не извлекают, а «переодевают» внутри. Часто таким образом в одну ламбу заворачивают вместе близких родственников (супругов, братьев/сестер). Или просто накрывают новой ламбаменой.
15 Иногда в этой роли выступает одна из старших дочерей (zananivavy).
16 Laoka — это то, что едят с рисом. В отличие от нас, для малагасийцев основное блюдо — это рис, а все, что едят с рисом (мясо, рыба…) — laoka (гарнир?).
17  Местный ром из сахарного тростника.
18 Раньше ждали сутки, прежде чем захоронить «разана», а то и несколько дней могло длиться торжество.
19 Вот [лежит такой-то].
20 Бесплодие считается не только несчастьем, но и позором женщины, пусть не­вольно, но наносящей ущерб численности рода.
21 Фамадихана является общим для всех малагасийцев обрядом, независимо от вероисповедания.
22 «Vato no anorenako ny fasandrazana fa ny palmier fotsiny ny tranobongo ipetrahako».
23 Примерно 1 тыс. долларов
24 Ravelojaona, Randzavola, Rajaonah G. Firaketana ny Fiteny sy ny Zavatra Malagasy (A­L). Natonta fanindroany. № 121. Tananarive: Mpiadidy ny FIAINANA, 1948. Tkl. 147-152..

Праздник Фамадихана в Мадагаскаре. | OUTLOOK

Фамадихана, или «Поворот костей», — традиционный ритуал народа мерина, населяющего центральные горные районы Мадагаскара. Корни ритуала — в культе предков; тела извлекают из семейных мо­гил, выносят на свежий воздух и оборачивают в новый саван.

Мертвые участвуют в семейной трапезе, слушают музыку и кружатся в танце в объятиях живых, прежде чем вновь вернуться на место упокоения. Эта церемония может показаться довольно отталкивающей, но в духовном плане у нее имеется совершенно разумное обоснование, которое делает ритуал логичным, а не странным и пугающим.

Цере­мония основывается на вере в тесную связь: всякая жизнь исходит от Бога посредством розана (духов предков), которые выступают в роли посредников между живыми и Богом, и, соответственно, им также молятся. Человек переходит в иной мир только после того, как его тело полностью разложится; а пока это не произошло, его духу время от времени требуется встряхнуться — отсюда и появилась Фа­мадихана. С этой точки зрения живые — это только временное про­должение мертвых: гораздо более реалистичное отношение к жизни и смерти, чем в большинстве технологически продвинутых культур.

Гробница возводится рядом с домом, и она важнее, чем семей­ное жилище. На украшение и строительство гробниц часто тратят большие деньги. Фа­мадихана — недеше­вое предприятие: нужно накормить каждого члена семьи, нанять музыкантов и купить дорогую ткань на новый са­ван. Каждый старает­ся отпраздновать Фа-мадихану, как только скопит достаточно денег, так что каж­дые выходные сухого сезона здесь можно слышать бой бараба­нов и видеть, как лю­ди пляшут и пируют, отмечая этот удиви­тельный праздник.

Фамадихана — это семейный религиозный ритуал, а не общественное развлечение. Указывать на гробницу считается фади (запретное, табу), и реакцией на подобное действие будет шок. Нельзя делать снимков без разрешения, и прежде чем подойти чересчур близко, попытайтесь понять, насколько это приемлемо.

Мадагаскар, Ритуал Фамадихана — Profi.Travel

День 1

9 августа

Москва – Абу Даби

12:35 – Вылет из Москвы (Домодедово) в Абу Даби рейсом НМ 5061.

18:55 – Прибытие в Абу Даби.

День 2

10 августа

Абу Даби – Антанариво – Андасибе

02:20 – Вылет из Абу Даби на Сейшелы рейсом НМ 187.

07:15 – Прибытие на Сейшелы.

10:05 – Вылет в Антананариво рейсом  НМ 755.

11:50 – Прибытие в Антананариво.

Отъезд в Андасибе. В пути 140 км.

Дорога в Андасибе пролегает через рисовые поля, водопады и леса.

По пути – остановка в парке Марузеву для осмотра хамелеонов, бабочек и лягушек.

Перед ужином – прогулка по парку Андасибе для наблюдения за жизнью  животных, ведущих ночной образ жизни.

Ночь в парке Андасибе в отеле Grace Lodge.

День 3

11 августа

Андасибе — Анцирабе

После завтрака – посещение острова Вакона, на котором обитают лемуры, а также посещение питомника Аналамазаотра для наблюдения за разными видами лемуров, птиц и хамелеонов.

11:00 – отъезд в Анцирабе через Антананариво.

Анцирабе – третий по величине город Мадагаскара. Город расположен на высоте 1500 метров. Название города переводится как место, где много соли.

Ночь в отеле Chambres Du Voyageur.

День 4

12 августа

Анцирабе.

Ритуал Фамадихана

После завтрака – экскурсия по Анцирабе и окрестностям. В пути 50 км.

Посещение ритуала Фамадихана. Фамадихана в переводе с малагасийского языка означает «переворачивание костей». Традиционную церемонию проводят примерно каждые семь лет. Во время нее открывают семейные склепы, чтобы достать останки умерших предков и обернуть их в новый саван, который окрашен отваром дерева нату. Религиозное действие сопровождается живой музыкой, жертвоприношением животных и всеобщим пиром. Фамадихана – это день, когда члены семьи показывают, насколько они любят друг друга. Большие семьи собираются вместе, чтобы укрепить свое родство, а старейшины рассказывают детям о мертвых предках.

Согласно верованиям малагасийцев, люди состоят из тел своих предков, именно поэтому родственные связи так здесь ценятся. Они также считают, что пока тело совсем не разложилось, мертвец все еще не покидает мир окончательно, будучи способным поддерживать контакт с живыми. Пока предки не покинули их окончательно, жители острова Мадагаскар таким  способом показывают свою любовь и привязанность к ним.

Примечательно, что ритуал Фамадихана имеет сравнительно небольшую историю, появившись лишь в XVII веке. Традиционные празднования длятся три дня и являются весьма затратным делом для малагасийцев, учитывая разнообразие еды на столах и необходимость покупки новой одежды. Однако даже небогатые  местные жители готовы тратить большие деньги на проведение ритуала, чтобы духовно связаться со своими умершими предками.

Обед с местными алкогольными напитками и традиционной малагасийской 

пищей.

Ночь в отеле Chambres Du Voyageur.

День 5

13 августа

Анцирабе – парк Раномафана

После завтрака – выезд в Национальный парк Раномафана. В пути 240 км. 

По пути – остановка в городе Амбоситра. Амбоситра — город, лежащий в 89 км к югу от Анцирабе и являющийся центром местной ремесленной индустрии — искусства резьбы по дереву.  Город расположен на юго-востоке страны в окружении рисовых полей и низких холмов. В Амбоситре практически каждый дом — произведение искусства, ведь они украшены резными деревянными ставнями и балконами. Это визитная карточка Амбоситры и всего Мадагаскара. Еще одна особенность Амбоситры — местное население. Практически все они являются представителями народности бетсилео. Известный своей тягой к независимости, этот этнос исключительно самобытен и  интересен.

Национальный парк Раномафана расположен в юго-восточной части Мадагаскара, среди влажных тропических лесов и реки Наморона. Площадью парка составляет более чем 41,500 гектаров. Парк является домом для  редких видов животных, птиц и растений.

Название Раномафана переводится как «горячая вода».  Парк получил свое название благодаря большому количеству источников и бурной реке, которая играет огромную роль в экосистеме парка.

В 1986 году в этой местности был обнаружен исчезающий вид бамбукового лемура. Эта находка послужила решением для создания целого парка.  В 1991 году был создан парк Раномафана,  главной целью стало сохранение уникального разнообразия местной фауны. Сегодня здесь обитают 12 видов лемуров, включая таких редких как шерстистый лемур, красный лемур, восточный бамбуковый лемур.

Ночная экскурсия по парку для наблюдения за животными, ведущими ночной образ жизни — лемурами и фосса (малагасийской пумой).

Ночь в отеле Centrest hotel в Национальном парке Раномафана.

День 6

14 августа

Парк Раномафана — Фианаранцуа

После завтрака – экскурсия по парку Раномафана. 

Прогулка по дождевому лесу, в котором обитают различные виды лемуров (золотые бамбуковые лемуры, коричневые лемуры, красные лемуры).

Отъезд в Фианаранцуа. В пути 85 км.

Фианаранцуа — один из крупнейших и красивейших городов Мадагаскара.

История этого города, веером раскинувшегося на уступах холмов, начала свой отсчет в 1830 году.  

Фианаранцуа — это город писателей и академический центр Мадагаскара. Здесь кипит интеллектуальная жизнь. Вместе с тем это место также известно своими виноградниками и чайными плантациями. 

Фианаранцуа делится на несколько районов. Нувель-Вилль — это деловое сердце города, где сосредоточено много отелей, банков и офисов. Самый бедный, но невероятно живописный район города, где расположились построенные в швейцарском стиле вокзал и почтамт, носит название Басс-Вилль. Еще один район города — Хаут-Вилль — изобилует тихими узенькими улочками, огромным количеством церквей и романтической умиротворяющей атмосферой. Если вы хотите своими глазами увидеть удивительное «место, где обучают добру», то добро пожаловать в Фианаранцуа, ведь название этого города переводится именно так.

Со многими достопримечательностями Фианаранцуа  связаны интересные исторические факты. Так, еще несколько десятилетий назад над городом возвышалась резиденция королей — Рува,—  сегодня на ее месте находится монумент Девы Марии. А появился он там неслучайно. В 2000-х годах огромный камень, отколовшийся от горы, начал спускаться вниз на город. Предприимчивые жители, опасаясь за то, что камень может в любой момент сорваться вниз, решили установить на него монумент Богородицы. Как это ни удивительно, с тех пор камень не тронулся с места.

Фианаранцуа — это самый религиозный город Мадагаскара. Здесь располагается огромное количество культовых сооружений, особенное впечатление производит местный католический собор, которому более 200 лет.

Ночь в отеле La Riziere hotel.

День 7

15 августа

Фианаранцуа – Амболавао -Ранохира

После завтрака – выезд в Ранохиру. В пути 295 км.

По пути – остановка в Амбалавао, коммерческом центре региона Бетсилео. Амбалавао интересен своей застройкой — домами с деревянными балконами и верандами, украшенными резными узорами. Город является одним из крупнейших рынков зебу в стране. 

Дегустация местного вина на винном заводе.

Посещение резервации кошачьих лемуров. Кошачий лемур или катта – один из представителей эндемичного для Мадагаскара семейства лемуровых. В отличии от своих собратьев, которые проводят большую часть жизни на деревьях, кошачий лемур проводит много времени на земле. Однако далеко от деревьев зверек не удаляется, предпочитая для обитания высокие галерейные леса. 

В среднем длина катты составляет около 40 см, но наиболее заметной частью его тела является хвост, раскрашенный черно-белыми полосами. Его длина почти 60 см, а во время передвижения по земле кошачий лемур всегда держит хвост трубой.

Ночь в отеле Isalo Ranch.

День 8

16 августа

Ранохира – национальный парк Исало – Тулиара

После завтрака – экскурсия по Национальному парку Исало.

Национальный парк Исало отличается от большинства заповедников Мадагаскара. Здесь обитают несколько видов лемуров – в том числе сифаки. 

Скалы диковинных форм, глубокие каньоны, таинственные пещеры и старинные надгробия племени Бара делают это место одним из самых необычных на Земле.

Главное, чем знаменит заповедник Исало – это странных форм скальные образования, которые можно увидеть еще с дороги, ведущей сюда. Одно из наиболее известных называется «Ла-Фнетр» — это нагромождение из песчаника представляет собой как будто окно, обращенное к западу. Вечером в его «створе» можно любоваться заходящим солнцем. 

Отъезд в Тулиару.

Путь пролегает по живописной дороге среди баобабов и гробниц племени Махафали.Каждый могильник махафали — это семейное кладбище. Обычно могильники махафали представляют собой сложенный из множества мелких камней (осколков белого мрамора) или красного кварца могильный холм (квадрат со сторонами 10–12 метров) высотой почти в полтора метра. В центре такого квадрата, чуть ниже уровня почвы, помещаются гробницы, накрытые каменными плитами. В них и покоятся останки умершего, вместе с которым зачастую лежат его оружие и некоторые дорогие вещи. Часто здесь погребали и нескольких невольников и невольниц, принесенных в жертву во время погребения, чтобы их господину не пришлось в загробном мире скучать в одиночестве. Могильник обкладывался рогами зебу: острия рогов обычно направлены к гробнице, и тем самым как бы создается преграда, не позволяющая духам выйти наружу. Но на некоторых могилах рога повернуты в сторону от нее: так махафали хоронили любимых матерей, дух которых всегда был желанным в доме детей. К тому же рога зебу, повернутые остриями наружу, охраняли и саму могилу от злых внешних сил.

Ночь в отеле Victory.

День 9

17 августа

Тулиара — Антананариво    Трансфер в аэропорт и вылет в Антананариво.

Встреча в аэропорту. Трансфер в отель Belveder.

День 10

18 августа

Антананариво    После завтрака – экскурсия на королевский холм Амбохиманга, занесенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. 

Холм Амбохиманга и прилегающая к нему живописная долина с 16 столетия принадлежали королям Мадагаскара. Здесь до сих пор находятся остатки былой роскоши: выстроенные из дерева и известняка дворцы, храмы, и крепостные стены. Подробности строительства впечатляют: например, крепость на холме была воздвигнута с помощью бетона, смешанного с 16 тысячами яичных белков. А главный столб для бывшей королевской хижины, выструганный из розового дерева, тащили на своих плечах 2000 рабов (сотня из них скончалась по дороге). Здешние места считаются священными и пользуются популярностью у паломников

День 11

19 августа

Антананариво- Сейшелы-Абу Даби    После завтрака – посещение рынка для покупки сувениров.

Трансфер в аэропорт. 

14:50 – Вылет из Антанариву на Сейшелы рейсом НМ 754.

18:35 – Прибытие на Сейшелы

20:15 – Вылет с Сейшел в Абу Даби рейсом НМ 018.

День 12

20 августа

Абу Даби — Москва

00:45 – Прибытие в Абу Даби.

03:05 – Вылет из Абу Даби в Москву рейсом НМ 5060

07:40  – Прибытие в Москву (Домодедово).

Раздел «Рекламные туры» является исключительно информационной площадкой для размещения предложений о рекламных турах. Profi.Travel не несет ответственности за содержание туров и оказание туристических услуг по данным предложениям.

Антропологический контекст: мертвые среди нас

Крестильный фонтан в Солт-лейкском храме, где с момента постройки в 1912 году проводят крещение мёртвых.

© More Good Foundation / CC BY-NC 2.0

Крещение для мормонов – базовое основание спасения. Исходя из их учения, только крещеные спасутся (за исключением детей до 8 лет и умалишенных – Царствие Небесное им обещано без всякого крещения). Причем под крещением они понимают не любое крещение, а конкретный обряд, проведенный в мормонской церкви мормонским священником.

А что делать тем, кто ничего не слышал о мормонах? Или просто не успел родиться до 1830 года, когда Джозеф Смит издал «Книгу Мормона»? Или почему-либо не смог оценить всю правду этого учения?

К счастью, у мормонов смерть не является неодолимым препятствием для крещения. Они верят в то, что души мертвых, пребывая в «духовном мире», не просто спят там до воскресенья, а вполне деятельны. В частности, они могут принимать или не принимать акт крещения, который за них совершают на земле их живые представители. Причем не обязательно родственники. Любой мормон старше 10 лет может стать принимающим крещение за умершего. Главное, чтобы обряд совершался в правильном месте и правильным образом. Концепцию крещения мертвых выдвинул основатель мормонизма Джозеф Смит, опираясь на туманный стих из «Первого послания коринфянам» апостола Павла: «Еще, что они будут делать, которые крещены для мертвых, если мертвые не воскресают совсем? Почему они крестились для мертвых?» С тех пор мормоны активно крестят умерших людей.

В первую очередь родственников членов общины. Отсюда и тотальный интерес мормонов к генеалогии и родословной: подразделением мормонской церкви является крупнейшая в мире «Библиотека семейной истории» в Солт-Лейк-Сити и связанный с ней портал FamilySearch.

Впрочем, посмертный прозелитизм мормонов давно уже касается не только родственников, друзей и предков. Так, надежду на спасение получили все отцы-основатели США (конституция США по мормонскому учению – документ боговдохновенный), все умершие президенты США, а также Будда Гаутама, Иоанн Павел II, Христофор Колумб, Гитлер, Альберт Эйнштейн, Сталин и Чингисхан. И еще многие тысячи известных и неизвестных людей самых разных национальностей и вероисповеданий.

Главное, чтобы у человека было конкретное имя, а потому охота на мертвые души мормонами ведется через контракты с генеалогическими обществами и прочими организациями, собирающими семейные архивы.

Что же до крещения Гитлера, Сталина, Чингисхана и прочих злодеев, то, согласно учению мормонов, на окончательную судьбу человека, которая решится после «воскресенья», влияет не только его земная жизнь, но и тысячелетнее пребывание в «духовном мире», то есть промежуток времени от смерти и до воскресения во плоти. Мертвые могут принять или не принять крещение, и только истинные злодеи, чья душа даже после смерти не может узреть истину, обречены «внешней тьме».

Помимо крещения души мертвых могут заключать еще и вечные браки. Один из важнейших обрядов – запечатывание, должен обеспечить союз супругов в будущей вечной жизни. И если этот обряд не проводился во время жизни, то его можно провести и с умершим. Правда, для посмертного запечатывания необходимо, чтобы брачующееся были и на земле мужем и женой (развод тут ничему не должен помешать).

Фамадихана по-мадагаскарски: немного про «перетряхивание костей»

Чужая жизнь всегда исполнена безуминки—Лев Николаич точно об этом писал, поскольку писал обо всем: если не писал, то, наверное, просто не успел, ведь ему было дело до всего, включая счастливые и несчастные семьи. Короче, другой, чужак—он всегда немного сумасшедший, поскольку эталон здравомыслия для нас—это мы сами.

Но Мадагаскар—он с любой точки зрения палата номер 6 на 25 миллионов постояльцев: вот вы знаете, к примеру, что такое «фамадихана»? Это слово на каком-то из малагасийских наречий означает «переворачивание костей»: не иносказательное, а совершенно реальное такое переворачивание, сопровождаемое плясками с костями и даже, отчасти, плясками на них. Подгадать к фамадихане сложно: ее назначают туземные шаманы—поглядев на небо, повертев куриную косточку, подставив ветру обслюнявленный палец. Короче, системы здесь нет: когда рак свистнет, тогда ритуал и проводят. Попервости, берутся за трупы, которое упокоились не более года тому назад. Идеологическая механика тут сложная. Вот у нас говорят, что все мы смертны: малагасийцы же, наоборот, считают, что все живые были мертвы и снова ими стали, но пока не вполне. Проще говоря, некоторый покойники «поживывают», а потом нуждаются в помощи, чтобы вернутся в первобытное свое состояние. Ну, вот этому самому восстановлению предвечной гармонии фамадихана и посвящена: повертели останки, проветрили, суетное из них повыдули—и покойник стал еще мертвее, что от него, собственно, и требовалось. Может кто-то мадагаскарскую мифологию способен растолковать доступнее—я таких не встречал, а встречу—в чем ошибся, обязательно исправлю. Итак, в день назначенный свистящим раком, толпа счастливых и жизнерадостных родственников прибывает к склепу: происходит это обычно местной зимой, которая выпадает на наше лето—остров лежит по ту сторону не только здравого смысла, но и экватора. Сезон засушливый, что немаловажно: за год труп мумифицировался и сырость способна изрядно повредить безмятежному семейному празднеству—прикиньте, пляски-шествие-фуршет, а тут из савана начинают выпадать осклизлые, крайне малосимпатичные детали человеческого организма. На Мадагаскаре, как и всюду, веселие суть пити и ести, а не мертвечину подбирати. Сохранности праха придается в ритуале огромное значение: саван должен быть из домотканой материи да еще пропитан чем антисептическим—и во время первой фамадиханы полотнище меняют на новое, чтобы, значит, мумификация продолжилась.
Продолжение следует

Пугающие традиции Мадагаскара — Madagascar

 

 

Живые почитают мертвых

Фамадихана на Мадагаскаре— это церемония почитания умерших предков. Но не думайте, что местные собираются, чтобы тихо и благопристойно помянуть усопшего на кладбище. Нет,эта церемония в корне отличается от православных поминок. Тут умерший– непосредственный участник церемонии, и церемония вовсе не печальная.

Если в нескольких словах, то фамадихана— это мероприятие, на котором умерших предков извлекают из склепа, беседуют с ними как с живыми, переодевают, а затем с танцами хоронят заново.

 

 

 

Корни и смысл традиции

Фамадиханана Мадагаскаре— это традиция, завезенная из Юго-Восточной Азии, где так называемое «переворачивание костей» практикуется и по сей день. На Мадагаскаре фамадихана практикуется, начиная с 17 века, и за это время вокруг церемонии сформировался культ почитания предков.

По мнению малагасийцев,умершие предки, пока не истлел труп, являются посредниками между людьми и богами. После того как труп окончательно истлеет,предокполностью перейдет к богам и возможностанет небожителем. Но до тех пор, потомки должны заботиться обусопшем, ежегодно переодеваяего в новый шелковый саван,беседуя с ним, выказывая таким образом свое уважение.

 

Церемония в подробностях

Время проведенияцеремонииопределяется местным знахарем. Так или иначе,  фамадихана выпадает на сухое время года, чтобы влажность не повредила сохранности тела. Кстати, проводить обряд можно с телами,захороненными не менее года назад, то есть тело должно быть высохшим.

Фамадихана длится несколько часов, в течении которых потомки извлекают предка из могилы и выкладывают на специальную циновку. Далее старый саван нужно аккуратно срезать и надеть новый. В ходе этой процедуры потомки должны показывать радость, так как умерший предок на пути к богу и не стоит его огорчать скорбью. Переодетого покойника кладут в могилу, туда же укладывают подношения.

Как на фамадихану реагировать туристу? Да никак не реагировать. Церемония предназначена для родственников и вряд литуриста пригласят на такое мероприятие.

 

 

День мертвых на Мадагаскаре

Чтобы почтить память мертвых, нужна деревня | © NH53 / Flickr

Каждые несколько лет в высокогорье Мадагаскара семьи воссоединяются во время фестиваля, известного как «Фамадихана», что буквально означает «поворот тел предков».

Типичное семейное воссоединение обычно не предполагает встречи с мертвыми родственниками. Однако на Мадагаскаре важный праздник под названием Фамадихана — это время, когда малагасийцы проводят время со своими близкими, как живыми, так и умершими.Малагасийцы празднуют это событие, чтобы новые члены семьи могли встретиться со своими предками, а воспоминания можно было разделить и никогда не забыть. Эта практика вторичного захоронения возникла в 1820-х годах после репатриации останков солдат издалека. Фестиваль также приобрел популярность во время переноса гробниц, когда гробницы начали перестраивать в камне с введением печи.

Деревня в высокогорье Мадагаскара | © Francesco Veronesi / Flickr

Обычно родственники, чьи умершие предки живут в одной гробнице, собираются за год вперед, чтобы обсудить планы на предстоящую Фамадихану.Семья обсудит даты, расходы и список гостей. Во время церемонии соседи и местные жители со всех сторон приглашаются разделить трапезу Фамаханана из риса и свинины (или говядины), также известную как «варибеменака».

Ответственность ложится на местного астролога, который устанавливает точные даты между июлем и сентябрем Фамадихана. За эти два-три дня можно будет вскрывать семейные гробницы. Первый день называется «фидирана» или «день входа», а второй день известен как «фамоносана» или «день упаковки».

Могила на юге Мадагаскара | © Salym Fayad / Flickr

Родственники и члены семьи, многие из которых не виделись со времени последней Фамадиханы, собираются вместе, чтобы представить новых членов (в основном сыновей и невесток). Для некоторых Фамадихана — единственная возможность, в которой родственники могут увидеть свою семью. Это праздник, который укрепляет семейные отношения, а также местные сети.

Фамадихана — время, когда малагасийские дети могут встретиться со своими предками | © Hery Zo Rakotondramanana / Flickr

Ночь наполнена дискуссиями, музыкой, напитками и приготовлением еды на следующий день.Мужчины в семье убивают животных и готовят мясо. Субпродукты готовятся и подаются с рисом на ужин для членов семьи, но легкие предназначены специально для зятьев.

Когда гости прибывают в Фамаханану, они дают организаторам рис и деньги, или «томпон-драхараха». Сумма денег и количество риса записываются в так называемом «атеро ка алао», что буквально означает «отдать что-то и получить обратно». Эта традиция гарантирует, что, когда гости должны организовать свою собственную Фамадихану, они получат вознаграждение и поддержку натурой.Поскольку расходы разделены, все собранные деньги и рис будут разделены между всеми, кто внес свой вклад в расходы.

Когда все гости поели, принимающая семья готовится к посещению гробницы. Люди надевают свои лучшие наряды как праздник жизни и отцовства. Группа музыкантов, играющих на трубах, барабанах и малагасийских флейтах, называемых «содина», сопровождает вечеринку и следует за ними от деревни к могиле.

Празднование Фамадиханы | © NH53 / Flickr

Оказавшись там, тела удаляют и кладут на тростниковые циновки.Принимающая семья оборачивает тела новыми пеленами. На этом этапе люди могут поместить что-то, что нравилось человеку, когда он был жив, в новые листы. Для мужчин это могут быть сигареты или алкоголь. Для женщин — парфюмерия или помада. Детям обычно кладут сладости. Теперь, только что завернутые, прямые родственники танцуют с телами и преподносят их новичкам в семье.

За последние несколько лет эта практика вызвала критику, и многие призывали ее прекратить.Все больше и больше людей отказываются от этой традиции, полагая, что она противоречит некоторым религиям. Проведение фестиваля становится все дороже, и некоторые средства массовой информации связывают распространение чумы с Фамадиханой.

Фамадихана на Мадагаскаре: Ритуал смерти с обращением костей

В большинстве западных и европейских традиций, когда человек умирает, считается, что его душа ушла.Однако для малагасийских жителей Мадагаскара дух может путешествовать в загробную жизнь только тогда, когда их тело полностью воссоединилось с землей, а их кости превратились в пыль.

Малагасийцы — доминирующая этническая группа на африканском острове Мадагаскар, составляющая подавляющее большинство населения. Иногда их делят на группы «горцев» и «жителей побережья» с множеством различных племен и общин предков.

Какие смертельные ритуалы соблюдают на Мадагаскаре?

Традиционное мадагаскарское кладбище.Фотография сделана Moongateclimber с Wikimedia Commons.

В малагасийской культуре принято считать, что дух не уходит сразу после смерти. Пока остается тело, дух остается частью этого мира. Соответственно, малагасийские семьи должны заботиться о своих близких и предках до тех пор, пока они не смогут перейти в загробную жизнь, когда их тела воссоединятся с Землей.

Каждые несколько лет, обычно в засушливые зимние месяцы Мадагаскара, малагасийцы собираются, чтобы провести священный ритуал смерти, называемый Фамадихана.

Что такое Фамадихана?

Жители деревни готовятся к путешествию к своим семейным гробницам. Фото Генри Зо Ракотондрамананы через Flickr.

Еще долгое время после смерти, иногда поколения, близких все еще нужно уважать и заботиться. А для малагасийцев это означает устроить грандиозный праздник в честь погибших, известный как Фамадихана. Это возможность проявить к предкам любовь, внимание и заботу, в которых они нуждаются, до тех пор, пока они не смогут продолжить свой духовный путь.

В культурном отношении Фамадихана является чрезвычайно важным ритуалом смерти. Члены семьи могут на несколько дней пройти пешком к семейному склепу или могиле своих предков, где и состоится церемония. Часто вся деревня или община выполняет Фамадихану одновременно.

Что такое поворот костей?

Фамадихана также известна как вращение костей, и ее часто сравнивают с тораджанским праздником Манене.

Во время церемонии эксгумации могил близких и тщательно заворачиваются в специальные соломенные циновки.Затем состоится шествие, и семьи несут своих близких над головами обратно в деревню или в специальное место, где продолжается церемония.

Что происходит во время Фамадиханы?

Переворачивание костей — это праздник с музыкой и танцами. Фото Генри Зо Ракотондрамананы через Flickr.

Тела предков и близких аккуратно разложены, обычно бок о бок на земле. Их чистят и одевают в свежие погребальные саваны, традиционно сделанные из тонкого шелка, что может дорого обойтись семье.

Во время этой церемонии члены семьи могут попросить у своих предков благословения, поделиться с ними семейными новостями или рассказать истории из своей жизни. Духи предков почитаются в малагасийской культуре, и считается, что они могут помочь защитить и благословить семью, если о них должным образом заботятся. Например, женщины, которые изо всех сил пытаются зачать ребенка, могут взять фрагменты старых погребальных пелен своих предков во время Фамадиханы, чтобы положить их под матрас в качестве своего рода благословения или знака удачи.

После того, как о предках позаботятся и одели, в их честь устраивают грандиозный пир. Праздник поворота костей больше похож на воссоединение семьи, чем на похороны, и считается, что духи умерших любят хорошую вечеринку так же сильно, как и живые.

Будет много еды, живая музыка и танцы. Иногда семьи даже танцуют с телами своих предков в радостном праздновании людей, которых они любят.

Процессия Фамадихана часто бывает веселой и живой.Фото NH53 через Flickr.

Как долго длится Фамадихана и что происходит после?

Фамадихана может длиться два дня. Когда фестиваль подходит к концу, предков возвращают в семейную гробницу вместе с подарками, деньгами и алкоголем, чтобы за ними хорошо ухаживали до следующего перелома костей. Гробница закрыта, и семье может потребоваться несколько минут, чтобы мирно задуматься после насыщенных торжеств в предыдущие дни.

Традиционно Фамадихана являлась одним из самых значительных обрядов смерти на Мадагаскаре и неотъемлемой частью духовных верований людей.В настоящее время эта практика находится в упадке, отчасти из-за противодействия со стороны некоторых христианских организаций, а отчасти из-за огромных расходов на празднование.

Хотя традиционное переворачивание костей кажется полностью противоречащим западным взглядам на смерть, возможно, есть чему поучиться у малагасийцев. Вместо того, чтобы заставлять себя «уйти от горя», они вместо этого принимают идею о том, что люди, которых мы любим, всегда будут важной частью нашей жизни.

На Мадагаскаре, живой танец с мертвыми

АМБОХИМИРАРИ, Мадагаскар — С фанфарой, подобающей параду, из семейного склепа были извлечены окутанные останки 17 тел, на некоторые из них были нанесены дорогие духи, на другие брызнули игристое вино.Пять духовых оркестров по очереди напевали веселые мелодии, и каждый появляющийся труп возлагали на плечи своих гуляк. Праздники радостно расхаживали, танцуя с костями мертвых.

«Хорошо поблагодарить предков лично, потому что мы им всем обязаны», — сказал 52-летний Ракотонариву Анри, запыхавшийся фермер, который только что посадил своего мертвого деда и шел к останкам своей тети. «Мы не из грязи; мы пришли из этих тел.”

В каждом обществе есть свои обычаи в отношении умерших, взаимодействие между теми, кто есть, и теми, кто был. Во многих странах посещение кладбища обычно удовлетворяет желание быть рядом с похороненным любимым человеком. На могилу можно возложить цветы. Слова можно шептать.

Здесь, на центральном нагорье Мадагаскара, эта практика зашла гораздо дальше. Предков периодически забирают из их гробниц, и как только танцы прекращаются и связанные трупы кладут на землю, члены семьи с любовью проводят пальцами по контуру скелета, выступающему через саваны.Кости и пыль перемещаются, чтобы сохранить человеческий облик. Старшие рассказывают детям о важности тех, кто лежит перед ними.

Ритуал называется фамадихана (произносится фа-ма-ди-ан), и в этой стране, на огромном острове в Индийском океане, миллионы людей практикуют его, часто в сочетании с их различными религиозными верованиями, хотя и не всегда. такое же понимание того, что значит быть мертвым.

Многие малагасийцы считают, что граница между жизнью и смертью не совсем непроницаема, что духи их предков могут каким-то образом переходить туда и обратно.Для них фамадихана — это время сообщить последние семейные новости умершим и попросить их благословений и мудрого руководства.

Недавно днем ​​г-н Ракотонариву вел столь содержательный разговор. «Я прошу их крепкого здоровья, и, конечно, если они помогут мне накопить богатство, это тоже хорошо», — сказал он.

Но другие считали такие мольбы противоречащими их христианским убеждениям.

«Мы не верим, что можем общаться с мертвыми, но мы верим, что фамадихана укрепляет нашу семью между поколениями», — сказал 30-летний Жан Жак Ратовохерисон, менеджер технологической фирмы.

Он танцевал так же энергично, как и остальные, время от времени вырываясь на свободу, чтобы сделать медленный пируэт с ручной видеокамерой. «Кости наших предков ценны для нас и никогда не должны потеряться в этом мире», — сказал он.

Небольшая фермерская деревня Амбохимирари находится в 32 км к западу от столицы страны Антананариву. В двухэтажных кирпичных домах нет водопровода; единственный свет питается от батарей и генераторов. Кукуруза и бобы растут на пологих склонах темно-красной почвы.Большинство живущих здесь имеют общее происхождение.

Вдова и восемь оставшихся детей Ракотоджоэлины Жюль, умерших 16 лет назад, решили, что пришло время снова провести фамадихану. Они давно копят деньги, чтобы построить свой собственный склеп, что является признаком того, что их ветвь семьи процветала и приобрела известность.

Новое здание было построено в нескольких минутах ходьбы от их дома и было более богато украшенным, чем большинство других. Черные кованые ворота выходили на выложенный плиткой вход, ведущий к трехуровневым полкам, где должны были быть помещены мертвые.Строительство склепа из белого кирпича обошлось в 7000 долларов — непомерную сумму для одной из беднейших стран мира.

Церемония, безусловно, была запоздалой. Обычно это происходит каждые пять или семь лет. В Амбохимирари гробница была запечатана с 1998 года.

Большинство жителей Амбохимирари имеют общее происхождение. Кредит … The New York Times

Но расходы были проблемой. Каждая ветвь семьи обычно приглашает десятки, если не сотни людей, и традиция требует, чтобы гостей кормили прекрасными блюдами, в том числе мясными.Пришлось нанимать музыкантов. Для живых требовалась новая одежда, для умерших — дополнительные саваны. Кроме того, когда некоторые трупы были перемещены в новый склеп, казалось правильным отремонтировать старую гробницу, чтобы не уменьшалось значение оставшихся в ней обитателей.

Некоторые члены семьи не хотели иметь с этим ничего общего. «Это пустая трата денег», — сказал Рандриамананджара Риндра, таксист, протестантская секта которого не одобряла участие в фамадихане. «Кроме того, нет никакой связи между живыми и мертвыми.Когда ты умрешь, тебя нет ».

Но потомки г-на Ракотоджоэлина настояли на своем и предложили дату. Другие ветви семьи согласились продолжить, но только, как того требовала традиция, после консультации с астрологом.

Таким образом, время ожидалось одобрения от Ракото Мандимби, местного астролога или мпанандро, чьи многочисленные навыки включали земледелие, исцеление верой, выполнение обрезаний и наблюдение за фазами луны.

«Я унаследовал свои способности от отца, а он получил их непосредственно от Бога», — объяснил он, придерживая лацканы своего поношенного пиджака.

Когда гостей накрыли обильным обедом, мистер Мандимби стоял на высоком насесте в холмистой местности, радостно заливая себя домашним ромом. Наконец, когда солнце было под подходящим углом, он подал сигнал о начале ритуала.

Каждая ветвь семьи покинула свои дома, прогуливаясь вслед за своим отрядом музыкантов по тропе, указанной мпанандро через заросли собранных бобов.

Наконец, старейшины с фонариками и свечами вошли в затхлую гробницу, щурясь от тусклого света, пытаясь понять, кто есть кто среди мертвых.Имена были написаны на кожухах, но чернила поблекли.

Когда вывели каждое тело, заключенное в грязные белые саваны и циновки из плетеной соломы, раздался возглас имени и новый взрыв возбуждения. Слезы были обескуражены, и несколько человек, которые действительно плакали, быстро вытерли глаза.

Большинство тел были возвращены в старый склеп в течение нескольких часов. Но четыре трупа, отложенные для новой гробницы, были привезены домой еще на два дня празднования, включая мессу, которую совершил римско-католический священник семьи.

«Эксгумация — это время, когда семьи показывают, что любят друг друга», — сказал преподобный Ракотомамонджи Базиль небольшой толпе, предупредив их, чтобы они не думали, что мертвые обладают какой-либо из сил живых.

Ракотонирина Арманд, глава еще одного ответвления семьи, проигнорировала слова священника. Он сказал, что смерть не похожа на свет, навсегда погружающийся во тьму. Мертвые могут дотянуться до живых, их голоса звучат во сне или на ветру.

Во время фамадиханы г.Ракотонирина танцевала с костями его отца Габриэля; Клэр, его мать; Андриаматоанирайны, его дедушка; и Жан Батист, его дядя.

«Мы очень обрадовали их», — сказал он. «Они сказали мне.»

Фамадихана | Малагасийский обычай | Британника

На Мадагаскаре: Повседневная жизнь и общественные обычаи

… помимо захоронения, это famadihana , в котором кости предков извлекаются из семейной гробницы, обертываются новой lamba , специально сотканной для этой цели, и снова помещаются в гробница после доставки кабары , традиционной речи «по особому случаю».Также используется kabary … \ n

Подробнее «,» url «:» Introduction «,» wordCount «: 0,» sequence «: 1},» imarsData «: {» HAS_REVERTED_TIMELINE «:» false «,» INFINITE_SCROLL «:» «},» npsAdditionalContents «: {},» templateHandler «: {» name «:» INDEX «,» metered «: false},» paginationInfo «: {» previousPage «: null,» nextPage «: null , «totalPages»: 1}, «seoTemplateName»: «PAGINATED INDEX», «infiniteScrollList»: [{«p»: 1, «t»: 1487670}], «breadcrumb»: null, «familyPanel»: {«topicLink «: {» title «:» Famadihana «,» url «:» / topic / famadihana «},» conciseLink «: null,» tocPanel «: {» title «:» Directory «,» itemTitle «:» Ссылки «, «toc»: null}, «groups»: []}, «byline»: {«Contributor»: null, «allContributorsUrl»: null, «lastModificationDate»: null, «contentHistoryUrl»: null, «warningMessage»: null, «warningDescription»: null}, «citationInfo»: {«участники»: null, «title»: «Famadihana», «lastModification»: null, «url»: «https: // www.britannica.com/topic/famadihana»},»websites»:null}

Узнайте об этой теме. семейная гробница, обернутая новой ламбой , специально сотканной для этой цели, и снова помещена в гробницу после вручения кабары , традиционной речи для особых случаев.Также используется kabary

Подробнее

На Мадагаскаре мертвых выкопали, чтобы они могли повеселиться с живыми | Эрика Буист

Фамадихана невероятно дорого. «Вы кормите всю деревню в течение двух или трех дней, — сказал Эрик, — вы нанимаете группу, возможно, оплачиваете проезд для семей, которые живут далеко.Некоторые семьи экономят деньги, устраивая небольшие простые праздники, но для других это неприемлемо ».

Часто люди берут на оплату ссуду в банке и попадают в круговорот долгов; окупаемость может занять три или четыре года, после чего следующая церемония состоится через год или два. Как и во многих африканских странах, начиная с 1800-х годов, на Мадагаскар приходили христианские миссионеры — белые спасители души. Сейчас, когда около половины населения придерживается традиционных религиозных обрядов, U.По данным Госдепартамента, около 41% исповедуют христианство. Эрик говорит мне, что это привело к некоторой напряженности, когда многие малагасийские христиане сомневаются в ценности траты денег на мертвых, поскольку жизнь для живых становится все дороже.

Им, конечно, легко сказать.

«В малагасийской традиции нет Иисуса, Будды или Мухаммеда, — сказал Эрик. «Предки — это наши пророки, наши посредники, связующее звено между нами и Богом. Вот почему так важно о них заботиться.«Предложить малагасийцам перестать уважать своих предков, по сути, порекомендовать им отказаться от своего пророка, своего защитника, своей защиты от смертельного террора.

Независимо от наших убеждений, все мы находим способы увековечить себя. Некоторые из нас следуют религиям, которые говорят нам, что наши души бессмертны, что мы переродимся или отправимся на небеса. Неверующие могут найти символическое бессмертие, называя в свои имена детей, звезды или больничные крылья. Некоторые из нас, кхм, пишут книги.

Но некоторые методы сдерживания страха смерти дороже других.Долг, в который люди берут Фамадихану, кажется почти что налогом на жизнь без террора. Когда я сказал об этом Эрику, он согласился лишь частично.

«Почитать предков таким образом — это долг, но также и удовольствие, — говорит он. — Мы верим в Бога, но мы не можем видеть Бога. Но благодаря предкам мы здесь, на земле — это ощутимо. Так зачем нам их забывать? Почему бы нам не почтить их, не прикоснуться к ним? »

Чувствую стук в затылок — это только что завернутый труп на плечах трех мужчин, которые смеются и говорят: « Азафады !» («Простите!»).Вокруг нас в воздух поднимают трупы.

«Эй, белый человек, сфотографируйся!» — кричит один ухмыляющийся мужчина, удерживая предка на плече.

«У вас есть un stilo ?» — спрашивает Эрик. Я достаю ручку из сумки, и родственник Лалы начинает писать имя покойного большими черными буквами на белом шелковом саване, чтобы они могли узнать его через семь лет. Следующему телу тоже нужен, поэтому они передают его. Когда я получаю его обратно, я шучу: «Теперь это особенная ручка.»

« Это так! » Эрик говорит: «Вы получите благословение».

Солнце наклоняется к холмам. Неразумно преодолевать выбоины в темноте, поэтому мы прощаемся. Члены семьи сжимают мою руку обеими руками, заставляя меня пообещать рассказать всем, что я видел сегодня. Мы спешим сквозь толпу (« азафады, , азафады… »), ныряя под только что окутанных предков, подпрыгивающих на плечах своих танцующих потомков.

Я закрываю дверь машины и смотрю в зеркало заднего вида, с трудом осознавая то, что только что увидел.Эрик заводит двигатель. Колеса поднимают облака пыли позади нас, закрывая глаза многотысячной семье, танцующей со своими мертвыми под заходящим солнцем.

Ритуал «Танцы с мертвыми» может помочь распространить чуму

Нынешняя вспышка чумы на Мадагаскаре унесла жизни более 100 человек, и официальные лица говорят, что многовековая традиция может увеличить риск ее дальнейшего распространения, согласно сообщениям новостей.

Традиция, называемая на малагасийском «фамадихана», иногда упоминается как «танец с мертвыми», «вращение костей» или «вращение тела», согласно Newsweek.Он включает в себя эксгумацию тел мертвых, обертывание их свежей тканью и затем танец с обернутыми трупами, прежде чем вернуть останки в могилы. Традиция практикуется в центральном регионе островного государства, на высоких плато страны.

Но удаление зараженных тел из могил представляет собой угрозу. [Как вспышка чумы на Мадагаскаре пошла так плохо, так быстро]

«Если человек умирает от легочной чумы и затем его хоронят в гробнице, которую впоследствии объявят фамадиханой, бактерии все равно могут передаваться и заражать любого, кто имеет дело body «, — заявил Вилли Рандриамаротия, руководитель аппарата министерства здравоохранения Мадагаскара, агентству Франс Пресс (AFP), международной новостной организации.

Чума вызывается бактерией Yersinia pestis. Самая частая форма болезни — бубонная чума; это происходит, когда Y. pestis попадает в организм и перемещается к лимфатическим узлам. По данным Всемирной организации здравоохранения, эти лимфатические узлы воспаляются и называются «бубонами». Если не лечить бубонную чуму, бактерии могут распространиться в легкие, вызывая легочную чуму. По данным ВОЗ, эта форма заболевания может передаваться по воздуху.

Малагасийское правительство издало правила, запрещающие захоронение тел жертв чумы в гробницах, которые можно снова открыть. Однако местные СМИ сообщили о нескольких случаях тайной эксгумации таких тел, сообщает AFP.

Во время церемонии фамадихана в общине, расположенной недалеко от столицы страны, одна женщина сказала AFP: «Я всегда буду практиковать переворачивание костей моих предков — чума или не чума. Чума — это ложь».

С момента начала вспышки в августе в стране было зарегистрировано около 1200 случаев смертельной болезни, согласно октябрьскому отчету.23 отчет Управления ООН по гуманитарным вопросам и правительства Малагасийцев.

Первоначально опубликовано на Live Science.

Фамадихана Мадагаскара — перелом костей

Если вы посещаете Мадагаскар, вам следует сделать все возможное, чтобы организовать посещение famadihana или церемонии токарной обработки костей (только в высокогорье с июня по сентябрь) — незабываемые впечатления. Гробницы Мерины можно легко увидеть между Таной и Анцирабе, но самые интригующие и интересные гробницы — это гробницы Махафали в регионе Толиара.

Говорят, что эти кости в гробнице на западе Мадагаскара принадлежат соплеменникам Вазимба © Hilary Bradt

Фамадихана

Основная духовная вера малагасийцев находится во власти их предков. Считается, что недавно ушедшие поколения оказывают влияние на все аспекты жизни живых, поэтому захоронение, эксгумация и повторное захоронение являются важным направлением.

Во время церемонии famadihana (токарная обработка костей) тела предков извлекаются из гробницы и заворачиваются в свежие саваны © Hilary Bradt

Церемония перезахоронения, практикуемая Мериной и Бетсилео, известна как переворачивание костей, или famadihana .Это радостное событие, которое происходит примерно каждые семь лет после первого захоронения, и дает возможность пообщаться и вспомнить любимого человека. Останки избранного родственника извлекаются из гробницы, снова заворачиваются в новую погребальную пелену и несколько раз переносятся вокруг гробницы (или даже через деревню) перед заменой.

Тем временем трупу сообщают обо всех последних событиях. Обильное употребление алкоголя происходит в праздничной атмосфере с большим количеством танцев и музыки.По закону famadihana может проводиться только в сухой сезон (июнь – сентябрь). Он может длиться до недели и требует значительных затрат, как и положено самому важному торжеству в любой семье. Вариации обряда практикуют еще несколько племен.

Гробница архитектуры

Стиль гробниц определяет различные племена лучше, чем любая другая видимая особенность, а также указывает на богатство и статус соответствующей семьи.

Антандрой и Махафали

Гробницы Махафали обычно украшены замысловатыми картинами со сценами из жизни умершего © Daniel Austin

Местное название этих гробниц феерическое, что означает «твое вечное место».Рога зебу разбросаны по гробнице как символ богатства (на гробницах сакалавов рога зебу являются лишь украшением, а не показателем статуса). Гробницы Антандрой и Махафали имеют такую ​​же архитектуру, что и гробницы Сакалавы, но более художественно оформлены. Mahafaly алоало несут фигурки, изображающие сцены из жизни человека, и по всей длине часто вырезаны замысловатые узоры.

Мерина

Было ли это причиной его смерти, не ясно, но похоже, что обитатель этой гробницы столкнулся с крокодилом © Daniel Austin

Раньше могильники располагались в долинах или на болотах.Тело помещали в выдолбленный ствол дерева и погружали в грязь на дне болота. Эти болота фасам-базимба были священными. Позже Мерина начала строить прямоугольные деревянные гробницы, в основном под землей, но с видимой структурой наверху. В XIX веке француз Жан Лаборд оказал огромное влияние на архитектуру гробниц: гробницы были построены из кирпича и камня. Именно его влияние привело к сложной структуре современных гробниц, которые часто украшены геометрическими узорами.Иногда интерьер щедро украшают.

Сакалава

Рога зебу и скульптурные надгробные столбы, известные как алоало , украшают гробницы южного Мадагаскара © Daniel Austin

В период Вазимбы гробницы Сакалава представляли собой простые груды камней. С введением цемента была добавлена ​​ступенчатая конструкция. Позднее на гробницы, обращенные на восток, были установлены деревянные стелы алоало. Они были увенчаны резьбой, зачастую самой эротической природы.Поскольку гробницы Сакалава предназначены для отдельных лиц, а не для семей, не предпринимается никаких попыток поддерживать стелы, поскольку считается, что только когда дерево разлагается, душа похороненного человека будет освобождена. Строительство гробницы начинается только после смерти человека и может занять до шести недель, при этом тело хранят в доме. Пока строится гробница, многие зебу приносятся в жертву предкам. Сакалавы называют свои гробницы изарана , «место, где мы разделены».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *