Ферапонтов монастырь дионисий: Музей фресок Дионисия — Ферапонтов монастырь

Содержание

Музей фресок Дионисия — Ферапонтов монастырь

Главная

Дионисий

Ферапонтов монастырь

Музей фресок

Библиотека

Справочная информация

Карта сайта

В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят

Собор Рождества Богородицы. 1490 год

Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530 – 1531 годы

Казенная палата. 1530 годы

Церковь преподобного Мартиниана. 1641 год

Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. 1650 год

Колокольня. 1680 годы

Ограда. XIX — XX век

Материалы по теме:

Основные этапы истории Ферапонтова монастыря

Преподобный Кирилл Белозерский

Преподобный Мартиниан Белоезерский

Преподобный Ферапонт Можайский (Белозерский), Лужецкий чудотворец

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник  преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

  В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят

Собор Рождества Богородицы. 1490 год

Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530 – 1531 годы

Казенная палата. 1530 годы

Церковь преподобного Мартиниана. 1641 год

Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. 1650 год

Колокольня. 1680 годы

Ограда. XIX — XX век


Ферапонтов монастырь

Входом в монастырь служат Святые врата – две разновеликие арки ворот, которые служат для повседневного и праздничного входа в монастырь


Ферапонтов монастырь

Монастырь расположен в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области


Как проехать к Ферапонтову монастырю

Поиск

Главная

Дионисий

Музей фресок

Ферапонтов монастырь

Музей фресок Дионисия — Дионисий


Ферапонтов монастырь.

Собор Рождества Богородицы

первая каменная постройка Белозерского края


Поиск

Главная

Дионисий

Музей фресок

Ферапонтов монастырь

Воскресение – Сошествие во ад. Дионисий и мастерская

Ферапонтов монастырь возник на Белоозере вслед за Кирилло-Белозерским монастырем в начале XV в. Основан преподобным Ферапонтом, другом и сподвижником преподобного Кирилла Белозерского.

На протяжении 400 лет Ферапонтов монастырь был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем в эти годы он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, в начале XVI века иконописец Дионисий.

Иоанн Предтеча. Дионисий и мастерская

Первый деревянный собор Рождества Богородицы был построен при Ферапонте в 1409 году. В 1490 на его месте ростовские зодчие возвели каменный. Этот собор имеет особую значимость для русской и мировой культуры – согласно тексту летописи на откосе северной двери собор был расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года: «В лето 7010 месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Исуса Христа начата бысть подписывана церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рождество Пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, все царю, избави их Господи мук вечных».

Стенопись собора Рождества Богородицы – единственная сохранившаяся роспись Дионисия, выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника страны рубежа XV – XVI веков. Роспись состоит из 300 композиций и занимает около 600 кв. м.

Апостол Павел. Дионисий и мастерская

Помимо росписи до нас дошли почти все иконы из деисусного и пророческого чинов ферапонтовского иконостаса, а также две иконы из местного ряда – «Богоматерь Одигитрия» и «Воскресение Христово» (обе находятся в Государственном Русском музее).

Из семнадцати икон ферапонтовского деисуса шесть – Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангел Михаил, Апостол Петр, Апостол Павел и Дмитрий Солунский – находятся в Третьяковской галерее, пять – Архангел Гавриил, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Георгий, Симеон Столпник – в Русском музее, четыре – Василий Великий, Апостол Андрей, Апостол Иоанн Богослов, Николай Чудотворец, Даниил Столпник – в Кирилловском музее-заповеднике. Семнадцатая, главная икона Деисуса, Спас в силах, не сохранилась.

Фрески и иконы Ферапонтова монастыря были, возможно, последней крупной работой Дионисия. Среди памятников московской живописи рубежа XV – XVI веков этот ансамбль занимает особое место.

Он в полной мере раскрывает особенности главного направления столичной живописной культуры и характеризует творческий облик Дионисия как ведущего мастера эпохи, представляет собой наиболее цельное и совершенное выражение его художественной системы.

Его иконные образы сохраняют органическую полноту, внутреннее единство и возвышенность духовного созерцания, которую нес в себе мистический опыт великих предшественников. Одновременно Дионисию удалось выразить новый духовный подъем, который проявился в общественной жизни конца XV века и во многом определил мировоззрение современников художника.

Специалистам известно около десяти соборов, в росписи которых участвовал Дионисий. Некоторые работы художника безвозвратно потеряны, некоторые сохранились благодаря реставраторам

Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом

Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481 год

Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482 год

Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года

Чигасов монастырь. Спасо-Преображенский собор. Конец 1480 годов

Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год

Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 год

Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. 1497 год

Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503 год

И только стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря дошла до нашего времени в полном составе и подлинном виде

Главная

Дионисий

Ферапонтов монастырь

Музей фресок

Библиотека

Справочная информация

Карта сайта

По историческим документам нам известны работы Дионисия (даты указывают на время росписи собора)

Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом

Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481 год

Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482 год

Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года

Чигасов монастырь. Спасо-Преображенский собор. Конец 1480 годов

Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год

Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 год

Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. 1497 год

Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503 год

Богоматерь Одигитрия. Дионисий и мастерская

Материалы по теме:

Преподобный Мартиниан Белоезерский

Преподобный Ферапонт Можайский (Белозерский), Лужецкий чудотворец



Карта сайта | Список иллюстраций | Контакты

© 2005-2021 «Кирилло-Белозерский музей-заповедник»
Все права защищены
При использовании материалов гиперссылка на сайт www. dionisy.com обязательна

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:


Музей фресок Дионисия. Ферапонтов монастырь

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства.

Рабочее время:
в период с 1 мая по 30 сентября с 09.00 до 18.00 (кассы до 17.30) без выходных;
в период с 1 октября по 30 апреля с 09.00 до 18.00 (кассы до 17.30) выходной  − понедельник.

Историческая справка: 

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV−XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова Белозерского Рождества Богородицы мужского монастыря, основанного в конце XIV века, тесно связана с историческими событиями XV – XVII веков: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Во второй половине XV − начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV − XVII вв. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки − каменное сушило, гостевая палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

После разрушения нацистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались единственным полностью уцелевшим фресковым ансамблем Древней Руси московской школы стенописи.

Состояние объекта на сегодняшний день: 

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.   С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.  В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фрески Дионисия

Дионисий – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера. Чудом сохранившаяся стенопись Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490 г.) была неизвестна до 1898 года. Дионисий расписал собор в 1502 году вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием за 34 дня.

Ферапонтовские росписи не являются классической фреской, они выполнены в технике многослойной живописи. Площадь стенописи собора составляет около 600 кв. м. Росписи собора Рождества Богородицы, насчитывающие более 300 сюжетов и изображений отдельных персонажей, занимают все поверхности стен, сводов, столбов, оконных и дверных откосов. Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям собора, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи.

Фрески Ферапонтова монастыря объединены общей темой прославления Девы Марии во главе с акафистом Пресвятой Богородице. Это живописное воплощение поэтических гимнов, написанных византийским поэтом Романом Сладкопевцем в VI веке. Стремление восславить подобным образом Богоматерь привнесено было в творчество Дионисия православной традицией. Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен сюжет – «Рождество Богородицы». Тема прославления Богородицы не случайно выбрана как основа системы росписей. В конце XV века Богоматерь стала рассматриваться как покровительница Русской земли.

Реставрацией Ферапонтова монастыря была развенчана легенда о том, что Дионисий использовал в росписи собора местные гальки, которыми были усеяны берега местных озер. Микрохимический анализ минерального сырья подлинной живописи показал, что Дионисий, как и все другие художники, писал привозными красками (вероятно, итальянскими и немецкими), закупавшимися оптом на торговых площадках Ростова или Москвы.

Дионисий использовал как искусственные, так и натуральные пигменты: малахит, познякит, атакамит, псевдомалахит. Такого количества зеленых медных пигментов не содержат росписи ни одного из исследованных памятников западноевропейской живописи. Нет подобного разнообразия и в древнерусской иконописи, что является индивидуальным почерком мастера.

Контакты

Телефон: (81757) 4-92-61, 4-93-86

Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Выдающаяся мировая ценность

Краткое обобщение

Ансамбль Ферапонтова монастыря расположен в Вологодской области, в северо-западной части Российской Федерации на небольшой возвышенности, между Бородаевским и Паским озер, в 120 км к северо-западу от г. Вологды.

Монастырь был основан московским монахом Феррапонтом в 1398 году. Ансамбль монастыря сложился в 15-17 веках. Ядром ансамбля является собор Рождества Богородицы (149 г.0), что особенно примечательно среди шести сохранившихся построек монастыря. Остальные — Благовещенская церковь с трапезной, Сокровищница, Мартинианская церковь, Богоявленская и Ферапонтова церкви над Святыми воротами, Колокольня. В 19 веке территория монастыря была обнесена каменной оградой.

История Феррапонтова монастыря связана с важными событиями в некоторые переломные моменты становления централизованного Российского государства, такими как утверждение власти первого «императора всея Руси» Ивана III, правление первого русского царя Ивана IV и изгнание патриарха Никона. В 15-16 веках Феррапонтов монастырь стал крупным культурным и идеологическим центром региона, одним из главных монастырей, существенно влиявших на политику Московии.

Архитектура монастыря, замечательного образца ростовского архитектурного стиля, отличается изобретательностью и чистотой. Здания монастыря сохранили все характерные черты и внутреннее убранство. Ансамбль Феррапонтова монастыря также является ярким образцом гармоничного единства с мало изменившимся с XVII века природным окружающим ландшафтом, подчеркивающим своеобразный духовный строй северных монахов, и в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северных крестьянство.

Росписи собора Рождества Богородицы имеют особое значение для русской культуры и других культур мира. Росписи собора – единственные росписи величайшего русского мастера Дионисия Мудрого, полностью сохранившиеся до наших дней в первозданном виде. Ансамбль Феррапонтова монастыря, с ценнейшими и полностью сохранившимися фресками Дионисия, является уникальным образцом цельности и единства русского стиля северного монастырского ансамбля XV-XVII вв.

Критерий (i): Настенные росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Феррапонтова монастыря являются высшим выражением русской росписи XV-XVI веков.

Критерий (iv): Комплекс Феррапонтова монастыря является наиболее чистым и полным образцом православной монашеской общины XV-XVII веков, переломного периода в культурном и духовном развитии России.

Целостность

Внесенный в список объект занимает площадь 2,10 га с буферной зоной в 20 га и содержит все атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. Целостность ансамбля Феррапонтова монастыря и хорошая сохранность всех его атрибутов обеспечиваются границами владения, которые остались неизменными и четко очерчены каменной стеной, окружающей все архитектурные памятники и сооружения монастыря. Ни одному из атрибутов не угрожает современное развитие, ухудшение или запустение .

Ландшафт вокруг монастыря почти не изменился на протяжении веков и сохранил свое гармоничное единство. Благодаря расположению и компактности выразительный силуэт монастыря хорошо просматривается с разных сторон, а все природные и антропогенные воздействия на объект исключены.

Аутентичность

Ансамбль, возведенный в XV-XVII вв., сохранил высокую степень аутентичности по своей первоначальной планировке, форме, материалам и приемам, дизайну, а также старинному архитектурному облику, особенно что касается интерьеров. При хорошей сохранности монастырь не нуждался в масштабной реконструкции. Некоторые оригинальные архитектурные формы и сооружения были реконструированы на основе научных исследований и с использованием традиционных материалов: крупноформатного кирпича для стен, дерева для швов, засыпок и кровельных конструкций. На территории монастыря нет современных зданий и сооружений.

Работы по консервации настенных росписей заслуживают особой похвалы, поскольку ограничиваются укреплением и очисткой. Подлинность фресок Дионисия определяется на основании отсутствия каких-либо вмешательств в структуру. Уникальные методы консервации слоев росписи собора обеспечили лишь незначительные вмешательства в картины художника и отсутствие нарушения их структуры и эстетического восприятия.

Сегодня в монастыре находится государственный музей. Тем не менее, изменения в подлинности функции являются частью истории собственности, и добавление музея играет незаменимую роль в защите подлинности ансамбля. Русская Православная Церковь использует храмы св. Ферапонта и св. Богоявления в качестве приходских храмов, также предусмотрены богослужения в храме св. Мартиниана.

Охрана и управление требования

Согласно Указу Президента РФ от 02.04.1997 № 275 Ансамбль Феррапонтова монастыря объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации. федерального значения. Музей фресок Дионисия в Феррапонтовом монастыре является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. С 1998 года за финансирование и управление музеем отвечает Министерство культуры Российской Федерации. В настоящее время музей находится в ведении Департамента культурного наследия Министерства и Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия. В 2011 году для решения вопросов управления и сохранения памятников культурного наследия монастыря была создана Согласительная комиссия в составе представителей Вологодской епархии Русской Православной Церкви и Музея. За состоянием сохранности объекта также следит Национальная комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Задачи по сохранению, которые необходимо решить, включают дальнейшее сохранение уникальных фресок Дионисия, сохранение ансамбля монастыря, а также устойчивый мониторинг состояния сохранности имущества, а также мониторинг и соблюдение правил буферной зоны. .

Ферапонтов монастырь | Для путешественников, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО,

для путешественников всемирного наследия

3,29
..

Ансамбль Ферапонтова монастыря — русско-православный монастырский комплекс, датируемый XV-XVII веками, а его интерьер считается одним из чистейших образцов русского средневекового искусства.

Росписи выполнены Дионисием, крупнейшим русским художником конца XV ​​века.

Ансамбль состоит из шести основных элементов:

  • Собор Рождества Богородицы (1490)
  • Благовещенская церковь (1530-31) и трапезная
  • Казначейская палата (1530-е гг.)
  • Церковь Святого Мартиниана (1641 г.)
  • Надвратные церкви Богоявления и Феррапонта (1650 г.)
  • Колокольня (1680-е гг.)
1 локации 3 отзыва 12 оценок 7 соединений 29 посетителей

Карта Ферапонтова монастыря

Загрузить карту

Отзывы сообщества

Написать рецензию


3. 50 Словакия — 26-окт-17 —

Мой муж Иван и я посетили этот WHS в очень пасмурный и дождливый августовский день 2013 года. Москва — мы сели на ночной поезд в Вологду в пятницу вечером и вернулись обратно ночным поездом в воскресенье утром, что дало нам один длинный день. Что касается размещения, если у вас ограниченный бюджет, это может сэкономить вам деньги, потраченные на две ночи в отеле.

Прошли от вокзала до центра города, сделали несколько снимков, посмотрели церковь. Затем мы сели на экскурсионный автобус на однодневную экскурсию, которая отвезла нас в Ферапонтов монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь. Это честный и недорогой вариант, вас доставят до обоих мест, и даже обед включен в стоимость. Единственным недостатком является то, что он на русском языке, в автобусе полно русских бабушек, а гиды рассказывают об истории этих мест в мельчайших подробностях, о жизни святых, связанных с этими двумя монастырями, и так далее. Мы заранее забронировали место по телефону, а потом расплатились в офисе агентства, который находился в холле гостиницы Спасская в Вологде.

Что касается Ферапонтова монастыря, то мне очень понравилось посещение. Бело-черный ансамбль, примостившийся на зеленой траве у реки, очень живописен, если не обращать внимания на состояние легкой ветхости некоторых частей. Основанный в 1389 году, он многое пережил. Я ценю эту надпись и, повидав много русских церквей, позвольте мне сказать вам, что оригинальные фрески так хорошо сохранились и находятся в процессе тщательной и деликатной реставрации, что-то очень уникальное. Как нам сказали, места, где плесень заразила фрески, были выявлены и очищены — это белые точки. Но в отличие от обычной практики добавления нового слоя красок на фрески, как только они начинают тускнеть, из-за чего они кажутся очень неаутентичными, эта фреска хранится в прекрасном размытом состоянии, чтобы мы могли увидеть, как она выглядела шестьсот лет назад. . И в таких случаях, как этот, я очень ценю усилия по сохранению таких драгоценных камней для будущих поколений.


3.50 Польша — 02. 10.16 —

Самостоятельно доехать до Ферапонтова непросто. Хотя из Вологды ежедневно ходит три автобуса (направление Липин Бор и Петрозаводск), от остановки нужно пройти около двух километров. И автобус обратно в Вологду либо через 1-1,5 часа (вряд ли выполнимо, если вы не очень хороший ходок), либо примерно через 9 часов, и последнее означает долгое время ожидания в глуши или попытки поехать автостопом (что я и сделал успешно).

Монастырь Ферапонтова — единственный из многих известных храмов поблизости, который был внесен в список WHS. Одна из причин в том, что он сохранился почти без изменений с момента своего создания в XIV-XV веках. В монастыре хранится шедевр русского религиозного искусства — фрески Дионисия, который считается вторым по значимости после Андрея Рублова иконописцем (или, как говорят русские, иконописцем). Фрески очень хорошо сохранились, хотя идет постоянная реставрация. Перед тем, как пойти в церковь, вы должны посмотреть короткий фильм о фресках и их непростой реставрации (ученые ищут оригинальные компоненты краски, иногда включающие драгоценные камни). Фильм на русском языке, я не знаю, есть ли у них английская версия.

Помимо фресок, стоит посетить две сохранившиеся церкви и небольшой музей икон (с гораздо более интересными образцами, чем многие в церквях Золотого Кольца).

Кстати, находясь в Вологде, нельзя пропустить прекрасный Софийский собор. У него самая большая стена, покрытая фресками во всей России, и, что крайне маловероятно для этой страны, фотографировать внутри можно без ограничений.


Ян Ове Лангой

Норвегия —

При посещении Вологды этой весной мы спросили местного гида, что посмотреть, и она порекомендовала поездку в Ферапонтов. Поскольку это было не в сезон, у нас была частная экскурсия по монастырю с директором. Какое место; так тихо и спокойно, а картины в церкви просто потрясающие.

Это место стоит того, чтобы туда добраться.

Лучший способ увидеть монастырь — договориться с инфоцентром в Вологде, и это относительно недорого.


Ваш рейтинг

Оценка

Информация о сайте
Полное имя
Ансамбль Ферапонтова монастыря
Юнеско ID
982
Страна
Россия
Зарегистрировано
2000 г.
Тип
Культура
Критерии
1 4
Категории
Религиозная структура — христианская
Ссылка
По идентификатору
История сайта
2000 Ревизия

Ранее появлялся в списке T в качестве картин росписи Dionsiy в соборе Rojdestva Bogoroditsy (1996)

2000 ВВЕДЕНИЯ
СВЯЗИ

.

.

9

9

7

7 700077 70007777779

7 7000777777.

7

77777.

7 7000777777.

7 700077777.

7 700077 700077 700077 700077 700077 700077 700077 700077 700077.0007

Официальный сайт

Ферапонтов монастырь

Адреса

На сайте есть 1 локация

Ферапонтов монастырь

Связи

На сайте есть 7 соединений

Посетители

32 члена сообщества посетили.

WHS 1997-2022

Русский иконописец, Новгородское училище живописи

 

Новгородская школа иконописи

Существует очень заметная разница в подходе между христианским искусством Дионисия, третий великий русский иконописец новгородской школы, и что своего великого предшественника Андрея Рублева (ок. 1360-1430). Вероятно, это следует отнести к интересу, который позже Новгородские живописцы 15 века начали заниматься композицией. Тогда как Рублев и его современники с удовольствием работали в старой иконописной традиции, не сознавая никаких ограничений, Дионисий и некоторые его современники сознательно экспериментировали с балансом и композицией. Их озабоченность этими проблемами ясно отражается в их работает. Прекрасная икона Усекновение главы св. Иоанна Крестителя , за Например, раскрывает линии, по которым следовали их мысли. Святой изображен на фоне гор в стиле кубизма, круто возвышающихся одна над другой. Их возвышающаяся вертикальность подчеркивается с одной стороны узким, вертикальная часовня, с другой стороны очень прямое дерево. Напротив, верхняя часть тела святого согнута вперед под прямым углом, и это горизонтальную линию повторяет меч, готовый ударить его по шее. Использование таких горизонтальных линий в полностью вертикальной композиции знаменует новый отход в этой форме живописи, поскольку он вводит драматический дух, полученный из композиции, а не привычная поза и содержание. Иконы XV века приобрели новый качество изображения от таких экспериментов.

Тогда как Рублев был примитивен в лучшем смысле этого слова, Дионисий был взволнован вопрошающим духом, который предшествует всем периодам бурного развития и реформ, особенно в искусстве. При этом приезд в Москву группы Ранней Художники эпохи Возрождения из Италии выступили мощным стимулятором эволюции, а палитра и стиль Дионисия показывают, насколько глубоко итальянцы повлияли на его искусство. Его цвета мягче и конечно, менее захватывающие, хотя, возможно, такие же коварные, как и в предыдущих новгородской живописи, при этом его фигуры еще более вытянуты, чем было обычным делом в Новгороде.

Ранние работы

Самые ранние записанные произведения Дионисия росписи в церкви Парфунтьевского монастыря в Боровске, 60 верст к юго-западу от Москвы, которые датируются 1467-70 гг. Вероятно, они были писал, когда он был еще совсем молодым человеком, так как он работал там помощником живописца Митрофана. Однако десять лет спустя его собственное сыновья были его помощниками, из чего Грабарь делает вывод, что Дионисий должен был родиться в 1440-х годах.

Фрески фрески в Ферапонтов монастырь

Опять, как у Феофана и Рублева, виртуально ничего не известно о жизни Дионисия. Предполагается, что его смерть наступила в 1505 году. Его лучшие фрески можно увидеть в Ферапонтовом монастыре, расположенном на крайнем севере Новгородской земли, недалеко от Кирилова на берегу Белой Озеро: см., например, Встреча Марии и Елизаветы (ок. 1480). Они входят в число лучших шедевров новгородской живописи и являются последние настенные украшения, которые Дионисий выполнил для Новгорода. Все более поздние его картины выполнялись для Москвы. Таким образом, оба города соперничают утверждая, что Новгород — последний из его великих хозяев, Москва — лучший из ее средневековых художники, работавшие в период закрытия Средневековья. Среди пологих пригорков и прекрасных лесов возвышается Ферапонтов монастырь. Его церковь посвящена Богородице, а пейзаж, на котором она стоит, образует восхитительную обстановку для его настенных росписей, на которых все изображено сцены из цикла жизни Богородицы. Все они были работа Дионисия, но ему помогали его сыновья. Хотя эти конкретные религиозные картины могут отсутствовать что-то от интенсивности прежней новгородской работы, они собственная привлекательность и их мягкий цвет пигменты, в основном бирюзовые, розовые и сиреневые, деликатно смешиваются и сбалансированы, в то время как их импрессионистская манера письма передает интенсивную анимацию. Они представляют собой счастливейшую ступеньку между двумя периодами, потому что они сохранили лучшее из новгородской живописи и в известной степени предвосхитили позднее Строгановское училище.

Персональный стиль

Личный византийский стиль Дионисия искусство, получившее прозвище «московский маньеризм», характеризовалось наиболее очевидно его мастерство цвета в живописи. Его цвета нежные и прозрачные, производящие диапазон гармоничных аккордов, особенно в торжественных сценах, наполненных большими номера фигур. И при этом его фигуры еще более вытянуты, чем было принято в Новгороде, он избегал и искусственности, и изнеженности. Его драпировка оформлена в классическом стиле, что придает ему силу. в целом, и причудливо окрашенные холмы и архитектурные особенности в его фонах есть свежая жизненная сила. Идеальный интервал его фигуры и весьма удачное расположение каждой сцены не меньше всего его достижений, так как их наличие, будь то на подвеске или арка, настолько удовлетворительна, что ее можно принять как должное. А мастер многочисленных техник, включая энкаустику а также темперная живопись, Дионисий возможно, оказал еще большее влияние на современных русских художников чем его предшественник Рублев: действительно, лирический эффект его цвета схемы пронизывали большую часть искусства начала 16 века. Его стиль продолжили многочисленные последователи, в том числе его сыновья Феодосий и Владимир, украсивший Благовещенский собор в Кремле в 1508 г.

Иконопись (1482-1502)

В 1482 году Иоанн III призвал Дионисия в Москва напишет великолепный Деисус на иконостас собора Успения: (примечание: деисус есть изображение Христа сидящего, с Богородицей справа от него и Иоанном Крестителем слева, оба пытаются ходатайствовать за человечество). Он также украсил две часовни собора. с фресками. После этого перед Дионисием и его сыновьями была поставлена ​​задача обеспечить Иосифо-Волоколамский монастырь с сотней икон. Дионисий должен получил удовольствие от этого назначения, потому что он посвятил остаток своей жизни к религиозному панно. Тем более прискорбно, что так мало его икон до сих пор обнаружено. Из сотен нарисованных для Волоколамска в его описи упоминается только восемьдесят семь, а несколько все еще ждут очистки. Пока они не будут восстановлены до их первоначального состояния. при условии, что о Дионисии как иконописце нельзя составить исчерпывающего мнения, и в настоящее время, по крайней мере, его репутация должна основываться на превосходной работе которую он выполнил для Ферапонтова монастыря и со своим Московским деисусом. Этого, однако, достаточно как доказательство его исключительного мастерства.

 

Другое Средневековье Русские иконописцы

Помимо Дионисия, другие важные средневековые русские художники занимался иконописью (большинство из которых были также выполнены фресками художников) в том числе Феофан Грек (ок.1340-1410), Даниил Черный, Богдан Салтанов и Симон Ушаков. Примеры их работы можно увидеть в церкви здания, соборы и несколько лучших художественные музеи России, в том числе Третьяковский Галерея и Пушкин Музей изящных искусств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта