Финоугорская группа народов: Estonian Embassy in Russia

Угро-финская группа языков: особенности, история возникновения

К какой группе языков и к какой семье относится финский язык? Язык страны тысячи озёр входит в финно-угорскую (или угро-финскую) группу языков, которая, в свою очередь, относится к уральской языковой семье. Сами финно-угорские (угро-финские) языки делятся на подгруппы, среди которых выделяют прибалтийско-финские языки, наиболее значимым из них является финский.

Ближайшие родственники финского языка – карельский, эстонский, а также языки народов Ингерманландии (нынешней Ленинградской области) – ижорский, вепсский и водский. Последние три языка, к сожалению, находятся на грани исчезновения по ряду исторических причин.

Почему финский язык относится к уральской языковой семье?

Вроде бы, Финляндия так далеко от Уральских гор. Ответ на этот вопрос можно поискать в глубинах истории. Оказывается, историческим ареалом обитания финно-угорских народов является именно территория Урала, откуда разные народы этой семьи постепенно мигрировали. Ближе всего к Уралу остались ханты и манси, их языки относятся к угорской подветви, к которой, кстати, относится и венгерский. Однако, венгры в своё время преодолели путь в тысячи километров, осев в центре Европы и создав уникальный островок финно-угорского мира среди народов абсолютно другого происхождения.

На территории России и сейчас проживают разные финно-угорские народы, например, коми, удмурты, марийцы, мордовцы, на пути своей миграции оставшись в районах Поволжья и Урала. В Средние Века в центральной части России также жили финно-угорские племена меря и мурома, в последствии ассимилированные славянами.

Названия этих племён остались в некоторых топонимах, например, город Муром, откуда родом был богатырь Илья Муромец, или фразеологизмах, таких как «сивый мерин». Таким образом, история финно-угорского мира неразрывно связана и с историей мира русского. В результате миграции прибалтийско-финские племена откочевали на северо-запад, где представители этих народов живут и по сей день.

Общие особенности финно-угорских языков

Все финно-угорские языки имеют общие особенности и общий базовый словарный запас. Эти особенности берут начало в гипотетическом прафинно-угорском языке. Было выявлено около 200 основных слов этого языка, в том числе корней слов для таких понятий, как названия родственных отношений, частей тела, основных числительных. Этот общий словарный запас включает не менее 55 слов, относящихся к рыбалке, 33 — к охоте, 12 — к оленям, 17 — к растениям, 31 — к технологии, 26 — к строительству, 11 — к одежде, 18 — к климату, 4 — к обществу, 11 — к религии, 3 — к торговле.

Большинство финно-угорских языков относится к агглютинативным. Это означает, что слова изменяются и связываются между собой не с помощью предлогов, а путём добавления к основе слова суффиксов с определённым значением, наподобие конструктора. Например, финское слово talossanikin можно разобрать по частям, где «talo» – дом, «ssa» — аналог предлога «в», «ni» — притяжательный суффикс со значением «мой», а частица «kin» означает «также». Таким образом, в одном слове заключено целое выражение «в моём доме также».

Кроме того, в финно-угорских языках отсутствует категория грамматического рода, вследствие чего имеется только одно местоимение третьего лица (совмещающее в себе значения «он», «она» и «оно»), например, «hän» в финском, «tämä» в водском, «tema» в эстонском, «ő» в венгерском, «ciйӧ» в языке коми, «тудо» в марийском языке, «со» в удмуртском языке.

Во многих финно-угорских языках притяжательные местоимения заменяются или дублируются притяжательными суффиксами. Также часто вместо предлогов используются послелоги. Обладание выражается склонением, то есть вместо глагола «иметь», который во многих финно-угорских языках полностью отсутствует, используется выражение наподобие «у меня есть», например «minulla on …»в финском.

История финно-угорского мира полна интересных фактов, загадок и тайн, а, изучая финский язык вместе с нами, вы сможете к ней прикоснуться, глубже понять, прочувствовать финскую логику и, возможно, получите ответы на некоторые вопросы, почему финны говорят так, а не иначе, например, почему в финском изобилие глаголов разных оттенков и категорий, почему есть свои собственные названия не для четырёх, а для всех 8 сторон света, почему финны остаются не где, а куда, почему они покупают и ищут не где, а откуда или знакомятся не с кем-то, а в кого-то, и так далее.

ФИННО-УГРЫ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. В. Напольских

Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина Финно-угры. Крылатая богиня с личиной на груди, стоящая на ракообразных существах; наверху – личина и две человеческие фигурки с птичьими головами. Прорезная бляха в пермском зверином стиле из посёлка…

ФИ́ННО-У́ГРЫ (фин­но-угор­ские на­ро­ды, уг­ро-фин­ны), груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на фин­но-угор­ских язы­ках в Сев., Вост. и Центр. Ев­ро­пе и Зап. Си­би­ри. В со­от­вет­ст­вии с язы­ко­вой клас­си­фи­ка­ци­ей вы­де­ля­ют­ся груп­пы: са­ам­ская (саа­мы), при­бал­тий­ско-фин­ская (фин­ны, эс­тон­цы, ка­ре­лы, веп­сы, ижо­ра, ли­вы), мор­дов­ская (морд­ва – эр­зя и мок­ша), ма­рий­ская (ма­рий­цы), перм­ская (уд­мур­ты, ко­ми, ко­ми-пер­мя­ки), угор­ская (уг­ры – венг­ры, хан­ты и ман­си). Чис­лен­ность ок. 24 млн. чел. (2016, оцен­ка).

Пра­ро­ди­на Ф.-у., по-ви­ди­мо­му, на­хо­ди­лась в зо­не ле­сов Зап. Си­би­ри, Ура­ла и Пре­ду­ра­лья (от Средней Оби до Ниж­ней Ка­мы) в 4-м – сер. 3-го тыс. до н. э. Их древ­ней­ши­ми за­ня­тия­ми бы­ли охо­та, реч­ное ры­бо­лов­ст­во и со­би­ра­тель­ст­во. По дан­ным лин­гвис­ти­ки, Ф.-у. име­ли кон­так­ты на вос­то­ке с са­мо­дий­ски­ми на­ро­да­ми и тун­гу­со-мань­чжур­ски­ми на­ро­да­ми, на юге как ми­ни­мум с нач. 3-го тыс. – с ин­до-иран. на­ро­да­ми (ария­ми), на за­па­де – с па­лео­ев­ро­пей­ца­ми (от их язы­ков ос­та­лись суб­страт­ные сле­ды в зап. фин­но-угор­ских язы­ках), со 2-й пол. 3-го тыс. – с на­ро­да­ми, близ­ки­ми к пред­кам гер­ман­цев, бал­тов и сла­вян (пред­ста­ви­те­ля­ми

шну­ро­вой ке­ра­ми­ки куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской общ­но­сти). С 1-й пол. 2-го тыс. в хо­де кон­так­тов с ария­ми на юге и с центр.-ев­роп. ин­до­ев­ро­пей­ца­ми на за­па­де Ф.-у. зна­ко­мят­ся со ско­то­вод­ст­вом и за­тем с зем­ле­де­ли­ем. Во 2–1-м тыс.
про­ис­хо­ди­ло рас­про­стра­не­ние фин­но-угор­ских язы­ков на за­пад – до Сев.-Вост. При­бал­ти­ки, Сев. и Центр. Скан­ди­на­вии (см. Сет­ча­той ке­ра­ми­ки куль­ту­ра, Анань­ин­ская куль­ту­ра) и вы­де­ле­ние при­бал­тий­ско-фин­ских язы­ков и са­ам­ских язы­ков. Со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. в Си­би­ри и со 2-й пол. 1-го тыс. н. э. в Вол­го-Ура­лье на­чи­на­ют­ся кон­так­ты с тюр­ка­ми. К древ­ней­шим письм. упо­ми­на­ни­ям Ф.-у. от­но­сят Fenni в «Гер­ма­нии» Та­ци­та (98 н. э.). С кон. 1-го тыс. на раз­ви­тие ря­да фин­но-угор­ских на­ро­дов ока­за­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние их вклю­че­ние в со­став ср.-век. го­су­дарств (Бул­га­рия Волж­ско-Кам­ская, Древ­няя Русь, Шве­ция). Со­глас­но дан­ным ср.-век. письм. ис­точ­ни­ков и то­по­ни­мии, Ф.-у. ещё в нач. 2-го тыс. н. э. со­став­ля­ли осн. на­се­ле­ние се­ве­ра лес­ной и тун­д­ро­вой зо­ны Вост. Ев­ро­пы и Скан­ди­на­вии, но бы­ли за­тем в зна­чит. ме­ре ас­си­ми­ли­ро­ва­ны гер­ман­ца­ми, сла­вя­на­ми (пре­ж­де все­го ме­ря; воз­мож­но, му­ро­ма, ме­ще­ра, за­во­лоч­ская чудь и др.
) и тюр­ка­ми.

Для ду­хов­ной куль­ту­ры Ф.-у. бы­ли ха­рак­тер­ны куль­ты ду­хов-хо­зя­ев при­ро­ды. Воз­мож­но, офор­ми­лись пред­став­ле­ния о выс­шем не­бес­ном бо­же­ст­ве. Во­прос о на­ли­чии эле­мен­тов ша­ма­низ­ма дис­кус­сио­нен. С нач. 2-го тыс. на­чи­на­ет­ся об­ра­ще­ние Ф.-у. Ев­ро­пы в хри­сти­ан­ст­во (венг­ры в 1001, ка­ре­лы и фин­ны в 12–14 вв., ко­ми в кон. 14 в.) и раз­ви­тие пись­мен­но­стей на фин­но-угор­ских язы­ках. При этом ряд фин­но-угор­ских групп (осо­бен­но сре­ди ма­рий­цев и уд­мур­тов Баш­ки­рии и Та­тар­ста­на) до 21 в. со­хра­ня­ет свою об­щин­ную ре­ли­гию, хо­тя и под­верг­шую­ся хри­сти­ан­ско­му влия­нию. При­ня­тие ис­ла­ма Ф.-у. в По­вол­жье и Си­би­ри бы­ст­ро при­во­ди­ло к их ас­си­ми­ля­ции та­та­ра­ми, по­это­му му­сульм. об­щин сре­ди Ф.-у. прак­ти­че­ски нет.

В 19 в. фор­ми­ру­ет­ся ме­ж­ду­нар. фин­но-угор­ское дви­же­ние, в ко­то­ром про­яв­ля­ют­ся чер­ты пан­фин­но-уг­риз­ма.

финно-угорских языков | Британника

Похожие темы:
Венгерский язык саамский язык Пермские языки Финские языки угорские языки

Просмотреть весь связанный контент →

Финно-угорские языки , группа языков, составляющая гораздо большую из двух ветвей более обширной группы, уральских языков ( qv ). На финно-угорских языках говорят несколько миллионов человек, прерывисто распределенных по территории, простирающейся от Норвегии на западе до района реки Обь в Сибири и на юге до нижнего течения реки Дунай в Европе. На этой огромной территории финно-угорские народы составляют анклавы, окруженные носителями германских, славянских, румынских и тюркских языков.

Угорский отдел финно-угорских языков составляют венгерский и обско-угорские языки манси (вогулы) и ханты (остяки). Финский отдел финно-угорских языков состоит из пяти групп. В прибалтийско-финскую группу входят финны, эстонцы, карелы (включая олонецкие), людицы, вепсы, ингерманландцы, ливы и водцы. Пермская группа состоит из коми (зырян), пермяков и удмуртов (вотяков). Три оставшиеся группы — это отдельные языки марийский (бывший черемисский), мордовский и саамский (бывший саамский). Однако марийский и мордовский языки часто объединяют в волжско-финскую группу языков. Кроме того, поскольку диалекты саамов почти непонятны друг другу, их часто классифицируют как отдельные языки.

Викторина по Британике

Языки и алфавиты

Лексика финно-угорских языков отражает ряд контактов с соседними неуральскими народами в разные исторические периоды. Заимствованные слова из индоиранского языка кажутся самыми древними. Финский заимствован из балтийских языков в отдаленные времена, а позже из германских языков и русского. Марийский, удмуртский и обско-угорские языки богаты тюркскими заимствованиями. Венгерский также заимствовал в разное время из нескольких тюркских источников, а также из иранских, славянских, немецких, латинских и романских языков.

Фонологии современных финно-угорских языков демонстрируют разнообразие форм, и практически ни одна черта не является общей для всей группы. Например, гармония гласных (при которой гласные делятся на два или три класса, обычно на заднюю, переднюю и нейтральную категории, которые могут не встречаться вместе в одном и том же слове), которая иногда считается характерной для финно-угорского языка. не встречается в саамских, хантийских или пермских языках. Градация согласных — сложное чередование двух классов основных согласных — встречается в саамских и прибалтийско-финских языках. Обычный метод обозначения грамматических категорий в этих языках — добавление суффиксов. Некоторые из группы (

например, финский и венгерский) используют сложную систему падежей. Саамские и обско-угорские языки обозначают двойное число, а также единственное и множественное число.

ОННН: Удмуртии: Финно-угорские народы объединяются

Несколько финно-угорских групп решили объединить усилия и создать «зонтичный бренд». Они надеются заявить о себе и помочь друг другу защитить свое культурное наследие.

Ниже статья, опубликованная в «Estonian World Review»:

 

Различные финно-угорские народы Российской Федерации все чаще рассматривают себя как часть этого «зонтичного бренда», изменение идентичности, которое помогает каждому из них защищать свою национальную культуру и позволяет всем им двигаться к большему культурному и политическому единству, по словам удмуртского активиста.

В интервью чувашскому интернет-изданию «Ирекле Самах» чувашский активист Артем Малых, создавший социальную сеть «Уралистика» в 2008 году, говорит, что опирался на работу Komiarod.ru и канадского инуитского сайта в стиле Ning. производить шляпу стало «общим пространством для русских и западных финно-угров»

По словам Малых, у сайта около 1000 постоянных пользователей, но его основная группа составляет «примерно 30». Большинство из тех, кто посещает сайт, находятся в возрасте от 30 лет и старше. И благодаря их визитам Уралистика стала местом «формирования финно-угорских общин» и связи этих общин с другими.

Чувашский активист говорит, что в настоящее время важнейшей функцией сайта является помощь тем финно-угорским группам, которые «нуждаются в наибольшей медийной поддержке», таким как мокшане и эзряне. В таких случаях сайт эффективно заменяет средства массовой информации, которых у них нет или которые ненадежны.

«Этнические общности (а может быть, и все общины) на самом деле строятся на представлении о себе, на воображаемом элементе, на мифе, — говорит Малых. Нет «ничего плохого» в том, что на одном уровне является «иррациональным» субстратом. И это справедливо не только для этнических общностей в отдельности, но и для их объединения в более крупные группы, такие как финно-угорские.

Финно-угорская община, по словам активиста, является «зонтичным брендом, укрепляющим входящие в нее народы культурно и с точки зрения их представительства» в более широком мире. Это особенно важно для финно-угорских народов России как «площадка для координации», потому что «у финнов, эстонцев и венгров нет проблем с культурной идентичностью».

«На протяжении 20 лет, — говорит Малых, — мы стремились построить именно такое пространство». В настоящее время он и его активисты стремятся «установить удмуртские условия, координируя свои усилия с коми и коми-пермяками». Это возможно, потому что «наши языки не так уж далеки друг от друга». И добавил, что хотел бы работать и с тюркскими чувашами.

«Координация между чувашами, татарами и удмуртами естественна», — продолжает он, утверждая, что финно-угорским народам целесообразно работать со своими соседями, тюрками и другими, и развивать многогранное сотрудничество с группами, работающими над экология и гражданское образование.

Малых признает, что финно-угорские народы России получают значительную поддержку из-за рубежа. Венгрия и Финляндия, по его словам, поддерживают финно-угров прежде всего в сфере культуры и образования. Но Эстония идет более широкой дорогой, продвигая политику «коренизации» 1930-х годов.

Это потому, что в большей степени, чем две другие финно-угорские страны, «Эстония готовит кадровый резерв» для финно-угорских народов Российской Федерации, предоставляя им возможность учиться в Эстонии, узнавать о своих народах через в эстонских СМИ и чувствовать поддержку своего статуса как народа со стороны эстонского политического класса.

Участие в международных конгрессах финно-угорских народов подтверждает это, говорит Малых. Венгры и финны присылают людей, «которые профессионально занимаются финно-угорами: филологов, лингвистов, историков». Но эстонцы присылают и политических деятелей, причем самых разных.

Отвечая на вопрос о аргументе Вадима Штепы, комментатора, который живет в Карелии и утверждает, что национальные меньшинства в регионах должны преследовать региональную, а не этническую повестку дня, Малых сказал, что даже меньшинство карелов выигрывает от наличия республики и может использовать ее для продвижения их концы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *