Угро-финская группа языков: особенности, история возникновения
К какой группе языков и к какой семье относится финский язык? Язык страны тысячи озёр входит в финно-угорскую (или угро-финскую) группу языков, которая, в свою очередь, относится к уральской языковой семье. Сами финно-угорские (угро-финские) языки делятся на подгруппы, среди которых выделяют прибалтийско-финские языки, наиболее значимым из них является финский.
Ближайшие родственники финского языка – карельский, эстонский, а также языки народов Ингерманландии (нынешней Ленинградской области) – ижорский, вепсский и водский. Последние три языка, к сожалению, находятся на грани исчезновения по ряду исторических причин.
Почему финский язык относится к уральской языковой семье?
Вроде бы, Финляндия так далеко от Уральских гор. Ответ на этот вопрос можно поискать в глубинах истории. Оказывается, историческим ареалом обитания финно-угорских народов является именно территория Урала, откуда разные народы этой семьи постепенно мигрировали. Ближе всего к Уралу остались ханты и манси, их языки относятся к угорской подветви, к которой, кстати, относится и венгерский. Однако, венгры в своё время преодолели путь в тысячи километров, осев в центре Европы и создав уникальный островок финно-угорского мира среди народов абсолютно другого происхождения.
На территории России и сейчас проживают разные финно-угорские народы, например, коми, удмурты, марийцы, мордовцы, на пути своей миграции оставшись в районах Поволжья и Урала. В Средние Века в центральной части России также жили финно-угорские племена меря и мурома, в последствии ассимилированные славянами.
Названия этих племён остались в некоторых топонимах, например, город Муром, откуда родом был богатырь Илья Муромец, или фразеологизмах, таких как «сивый мерин». Таким образом, история финно-угорского мира неразрывно связана и с историей мира русского. В результате миграции прибалтийско-финские племена откочевали на северо-запад, где представители этих народов живут и по сей день.
Общие особенности финно-угорских языков
Все финно-угорские языки имеют общие особенности и общий базовый словарный запас. Эти особенности берут начало в гипотетическом прафинно-угорском языке. Было выявлено около 200 основных слов этого языка, в том числе корней слов для таких понятий, как названия родственных отношений, частей тела, основных числительных. Этот общий словарный запас включает не менее 55 слов, относящихся к рыбалке, 33 — к охоте, 12 — к оленям, 17 — к растениям, 31 — к технологии, 26 — к строительству, 11 — к одежде, 18 — к климату, 4 — к обществу, 11 — к религии, 3 — к торговле.
Большинство финно-угорских языков относится к агглютинативным. Это означает, что слова изменяются и связываются между собой не с помощью предлогов, а путём добавления к основе слова суффиксов с определённым значением, наподобие конструктора. Например, финское слово talossanikin можно разобрать по частям, где «talo» – дом, «ssa» — аналог предлога «в», «ni» — притяжательный суффикс со значением «мой», а частица «kin» означает «также». Таким образом, в одном слове заключено целое выражение «в моём доме также».
Кроме того, в финно-угорских языках отсутствует категория грамматического рода, вследствие чего имеется только одно местоимение третьего лица (совмещающее в себе значения «он», «она» и «оно»), например, «hän» в финском, «tämä» в водском, «tema» в эстонском, «ő» в венгерском, «ciйӧ» в языке коми, «тудо» в марийском языке, «со» в удмуртском языке.
Во многих финно-угорских языках притяжательные местоимения заменяются или дублируются притяжательными суффиксами. Также часто вместо предлогов используются послелоги. Обладание выражается склонением, то есть вместо глагола «иметь», который во многих финно-угорских языках полностью отсутствует, используется выражение наподобие «у меня есть», например «minulla on …»в финском.
История финно-угорского мира полна интересных фактов, загадок и тайн, а, изучая финский язык вместе с нами, вы сможете к ней прикоснуться, глубже понять, прочувствовать финскую логику и, возможно, получите ответы на некоторые вопросы, почему финны говорят так, а не иначе, например, почему в финском изобилие глаголов разных оттенков и категорий, почему есть свои собственные названия не для четырёх, а для всех 8 сторон света, почему финны остаются не где, а куда, почему они покупают и ищут не где, а откуда или знакомятся не с кем-то, а в кого-то, и так далее.
ФИННО-УГРЫ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. В. Напольских
Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина Финно-угры. Крылатая богиня с личиной на груди, стоящая на ракообразных существах; наверху – личина и две человеческие фигурки с птичьими головами. Прорезная бляха в пермском зверином стиле из посёлка…
ФИ́ННО-У́ГРЫ (финно-угорские народы, угро-финны), группа народов, говорящих на финно-угорских языках в Сев., Вост. и Центр. Европе и Зап. Сибири. В соответствии с языковой классификацией выделяются группы: саамская (саамы), прибалтийско-финская (финны, эстонцы, карелы, вепсы, ижора, ливы), мордовская (мордва – эрзя и мокша), марийская (марийцы), пермская (удмурты, коми, коми-пермяки), угорская (угры – венгры, ханты и манси). Численность ок. 24 млн. чел. (2016, оценка).
Прародина Ф.-у., по-видимому, находилась в зоне лесов Зап. Сибири, Урала и Предуралья (от Средней Оби до Нижней Камы) в 4-м – сер. 3-го тыс. до н. э. Их древнейшими занятиями были охота, речное рыболовство и собирательство. По данным лингвистики, Ф.-у. имели контакты на востоке с самодийскими народами и тунгусо-маньчжурскими народами, на юге как минимум с нач. 3-го тыс. – с индо-иран. народами (ариями), на западе – с палеоевропейцами (от их языков остались субстратные следы в зап. финно-угорских языках), со 2-й пол. 3-го тыс. – с народами, близкими к предкам германцев, балтов и славян (представителями
Для духовной культуры Ф.-у. были характерны культы духов-хозяев природы. Возможно, оформились представления о высшем небесном божестве. Вопрос о наличии элементов шаманизма дискуссионен. С нач. 2-го тыс. начинается обращение Ф.-у. Европы в христианство (венгры в 1001, карелы и финны в 12–14 вв., коми в кон. 14 в.) и развитие письменностей на финно-угорских языках. При этом ряд финно-угорских групп (особенно среди марийцев и удмуртов Башкирии и Татарстана) до 21 в. сохраняет свою общинную религию, хотя и подвергшуюся христианскому влиянию. Принятие ислама Ф.-у. в Поволжье и Сибири быстро приводило к их ассимиляции татарами, поэтому мусульм. общин среди Ф.-у. практически нет.
В 19 в. формируется междунар. финно-угорское движение, в котором проявляются черты панфинно-угризма.
финно-угорских языков | Британника
- Похожие темы:
- Венгерский язык саамский язык Пермские языки Финские языки угорские языки
Просмотреть весь связанный контент →
Финно-угорские языки , группа языков, составляющая гораздо большую из двух ветвей более обширной группы, уральских языков ( qv ). На финно-угорских языках говорят несколько миллионов человек, прерывисто распределенных по территории, простирающейся от Норвегии на западе до района реки Обь в Сибири и на юге до нижнего течения реки Дунай в Европе. На этой огромной территории финно-угорские народы составляют анклавы, окруженные носителями германских, славянских, румынских и тюркских языков.
Угорский отдел финно-угорских языков составляют венгерский и обско-угорские языки манси (вогулы) и ханты (остяки). Финский отдел финно-угорских языков состоит из пяти групп. В прибалтийско-финскую группу входят финны, эстонцы, карелы (включая олонецкие), людицы, вепсы, ингерманландцы, ливы и водцы. Пермская группа состоит из коми (зырян), пермяков и удмуртов (вотяков). Три оставшиеся группы — это отдельные языки марийский (бывший черемисский), мордовский и саамский (бывший саамский). Однако марийский и мордовский языки часто объединяют в волжско-финскую группу языков. Кроме того, поскольку диалекты саамов почти непонятны друг другу, их часто классифицируют как отдельные языки.
Викторина по Британике
Языки и алфавиты
Лексика финно-угорских языков отражает ряд контактов с соседними неуральскими народами в разные исторические периоды. Заимствованные слова из индоиранского языка кажутся самыми древними. Финский заимствован из балтийских языков в отдаленные времена, а позже из германских языков и русского. Марийский, удмуртский и обско-угорские языки богаты тюркскими заимствованиями. Венгерский также заимствовал в разное время из нескольких тюркских источников, а также из иранских, славянских, немецких, латинских и романских языков.
Фонологии современных финно-угорских языков демонстрируют разнообразие форм, и практически ни одна черта не является общей для всей группы. Например, гармония гласных (при которой гласные делятся на два или три класса, обычно на заднюю, переднюю и нейтральную категории, которые могут не встречаться вместе в одном и том же слове), которая иногда считается характерной для финно-угорского языка. не встречается в саамских, хантийских или пермских языках. Градация согласных — сложное чередование двух классов основных согласных — встречается в саамских и прибалтийско-финских языках. Обычный метод обозначения грамматических категорий в этих языках — добавление суффиксов. Некоторые из группы (
ОННН: Удмуртии: Финно-угорские народы объединяются
Несколько финно-угорских групп решили объединить усилия и создать «зонтичный бренд». Они надеются заявить о себе и помочь друг другу защитить свое культурное наследие.
Ниже статья, опубликованная в «Estonian World Review»:
Различные финно-угорские народы Российской Федерации все чаще рассматривают себя как часть этого «зонтичного бренда», изменение идентичности, которое помогает каждому из них защищать свою национальную культуру и позволяет всем им двигаться к большему культурному и политическому единству, по словам удмуртского активиста.
В интервью чувашскому интернет-изданию «Ирекле Самах» чувашский активист Артем Малых, создавший социальную сеть «Уралистика» в 2008 году, говорит, что опирался на работу Komiarod.ru и канадского инуитского сайта в стиле Ning. производить шляпу стало «общим пространством для русских и западных финно-угров»
По словам Малых, у сайта около 1000 постоянных пользователей, но его основная группа составляет «примерно 30». Большинство из тех, кто посещает сайт, находятся в возрасте от 30 лет и старше. И благодаря их визитам Уралистика стала местом «формирования финно-угорских общин» и связи этих общин с другими.
Чувашский активист говорит, что в настоящее время важнейшей функцией сайта является помощь тем финно-угорским группам, которые «нуждаются в наибольшей медийной поддержке», таким как мокшане и эзряне. В таких случаях сайт эффективно заменяет средства массовой информации, которых у них нет или которые ненадежны.
«Этнические общности (а может быть, и все общины) на самом деле строятся на представлении о себе, на воображаемом элементе, на мифе, — говорит Малых. Нет «ничего плохого» в том, что на одном уровне является «иррациональным» субстратом. И это справедливо не только для этнических общностей в отдельности, но и для их объединения в более крупные группы, такие как финно-угорские.
Финно-угорская община, по словам активиста, является «зонтичным брендом, укрепляющим входящие в нее народы культурно и с точки зрения их представительства» в более широком мире. Это особенно важно для финно-угорских народов России как «площадка для координации», потому что «у финнов, эстонцев и венгров нет проблем с культурной идентичностью».
«На протяжении 20 лет, — говорит Малых, — мы стремились построить именно такое пространство». В настоящее время он и его активисты стремятся «установить удмуртские условия, координируя свои усилия с коми и коми-пермяками». Это возможно, потому что «наши языки не так уж далеки друг от друга». И добавил, что хотел бы работать и с тюркскими чувашами.
«Координация между чувашами, татарами и удмуртами естественна», — продолжает он, утверждая, что финно-угорским народам целесообразно работать со своими соседями, тюрками и другими, и развивать многогранное сотрудничество с группами, работающими над экология и гражданское образование.
Малых признает, что финно-угорские народы России получают значительную поддержку из-за рубежа. Венгрия и Финляндия, по его словам, поддерживают финно-угров прежде всего в сфере культуры и образования. Но Эстония идет более широкой дорогой, продвигая политику «коренизации» 1930-х годов.
Это потому, что в большей степени, чем две другие финно-угорские страны, «Эстония готовит кадровый резерв» для финно-угорских народов Российской Федерации, предоставляя им возможность учиться в Эстонии, узнавать о своих народах через в эстонских СМИ и чувствовать поддержку своего статуса как народа со стороны эстонского политического класса.
Участие в международных конгрессах финно-угорских народов подтверждает это, говорит Малых. Венгры и финны присылают людей, «которые профессионально занимаются финно-угорами: филологов, лингвистов, историков». Но эстонцы присылают и политических деятелей, причем самых разных.
Отвечая на вопрос о аргументе Вадима Штепы, комментатора, который живет в Карелии и утверждает, что национальные меньшинства в регионах должны преследовать региональную, а не этническую повестку дня, Малых сказал, что даже меньшинство карелов выигрывает от наличия республики и может использовать ее для продвижения их концы.