Финоугорские народы: Финно-угорские народы — Fenno-Ugria

ФИННО-УГРЫ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. В. Напольских

Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина Финно-угры. Крылатая богиня с личиной на груди, стоящая на ракообразных существах; наверху – личина и две человеческие фигурки с птичьими головами. Прорезная бляха в пермском зверином стиле из посёлка…

ФИ́ННО-У́ГРЫ (фин­но-угор­ские на­ро­ды, уг­ро-фин­ны), груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на фин­но-угор­ских язы­ках в Сев., Вост. и Центр. Ев­ро­пе и Зап. Си­би­ри. В со­от­вет­ст­вии с язы­ко­вой клас­си­фи­ка­ци­ей вы­де­ля­ют­ся груп­пы: са­ам­ская (саа­мы), при­бал­тий­ско-фин­ская (фин­ны, эс­тон­цы, ка­ре­лы, веп­сы, ижо­ра, ли­вы), мор­дов­ская (морд­ва – эр­зя и мок­ша), ма­рий­ская (ма­рий­цы), перм­ская (уд­мур­ты, ко­ми, ко­ми-пер­мя­ки), угор­ская (уг­ры – венг­ры, хан­ты и ман­си). Чис­лен­ность ок. 24 млн. чел. (2016, оцен­ка).

Пра­ро­ди­на Ф.-у., по-ви­ди­мо­му, на­хо­ди­лась в зо­не ле­сов Зап. Си­би­ри, Ура­ла и Пре­ду­ра­лья (от Средней Оби до Ниж­ней Ка­мы) в 4-м – сер.

3-го тыс. до н. э. Их древ­ней­ши­ми за­ня­тия­ми бы­ли охо­та, реч­ное ры­бо­лов­ст­во и со­би­ра­тель­ст­во. По дан­ным лин­гвис­ти­ки, Ф.-у. име­ли кон­так­ты на вос­то­ке с са­мо­дий­ски­ми на­ро­да­ми и тун­гу­со-мань­чжур­ски­ми на­ро­да­ми, на юге как ми­ни­мум с нач. 3-го тыс. – с ин­до-иран. на­ро­да­ми (ария­ми), на за­па­де – с па­лео­ев­ро­пей­ца­ми (от их язы­ков ос­та­лись суб­страт­ные сле­ды в зап. фин­но-угор­ских язы­ках), со 2-й пол. 3-го тыс. – с на­ро­да­ми, близ­ки­ми к пред­кам гер­ман­цев, бал­тов и сла­вян (пред­ста­ви­те­ля­ми шну­ро­вой ке­ра­ми­ки куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской общ­но­сти). С 1-й пол. 2-го тыс. в хо­де кон­так­тов с ария­ми на юге и с центр.-ев­роп. ин­до­ев­ро­пей­ца­ми на за­па­де Ф.-у. зна­ко­мят­ся со ско­то­вод­ст­вом и за­тем с зем­ле­де­ли­ем. Во 2–1-м тыс. про­ис­хо­ди­ло рас­про­стра­не­ние фин­но-угор­ских язы­ков на за­пад – до Сев.-Вост. При­бал­ти­ки, Сев. и Центр. Скан­ди­на­вии (см. Сет­ча­той ке­ра­ми­ки куль­ту­ра,
Анань­ин­ская куль­ту­ра
) и вы­де­ле­ние при­бал­тий­ско-фин­ских язы­ков и са­ам­ских язы­ков. Со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. в Си­би­ри и со 2-й пол. 1-го тыс. н. э. в Вол­го-Ура­лье на­чи­на­ют­ся кон­так­ты с тюр­ка­ми. К древ­ней­шим письм. упо­ми­на­ни­ям Ф.-у. от­но­сят Fenni в «Гер­ма­нии» Та­ци­та (98 н. э.). С кон. 1-го тыс. на раз­ви­тие ря­да фин­но-угор­ских на­ро­дов ока­за­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние их вклю­че­ние в со­став ср.-век. го­су­дарств (Бул­га­рия Волж­ско-Кам­ская, Древ­няя Русь, Шве­ция). Со­глас­но дан­ным ср.-век. письм. ис­точ­ни­ков и то­по­ни­мии, Ф.-у. ещё в нач. 2-го тыс. н. э. со­став­ля­ли осн. на­се­ле­ние се­ве­ра лес­ной и тун­д­ро­вой зо­ны Вост. Ев­ро­пы и Скан­ди­на­вии, но бы­ли за­тем в зна­чит. ме­ре ас­си­ми­ли­ро­ва­ны гер­ман­ца­ми, сла­вя­на­ми (пре­ж­де все­го ме­ря; воз­мож­но, му­ро­ма, ме­ще­ра, за­во­лоч­ская чудь и др.) и тюр­ка­ми.

Для ду­хов­ной куль­ту­ры Ф.-у. бы­ли ха­рак­тер­ны куль­ты ду­хов-хо­зя­ев при­ро­ды. Воз­мож­но, офор­ми­лись пред­став­ле­ния о выс­шем не­бес­ном бо­же­ст­ве. Во­прос о на­ли­чии эле­мен­тов ша­ма­низ­ма дис­кус­сио­нен. С нач. 2-го тыс. на­чи­на­ет­ся об­ра­ще­ние Ф.-у. Ев­ро­пы в хри­сти­ан­ст­во (венг­ры в 1001, ка­ре­лы и фин­ны в 12–14 вв., ко­ми в кон. 14 в.) и раз­ви­тие пись­мен­но­стей на фин­но-угор­ских язы­ках. При этом ряд фин­но-угор­ских групп (осо­бен­но сре­ди ма­рий­цев и уд­мур­тов Баш­ки­рии и Та­тар­ста­на) до 21 в. со­хра­ня­ет свою об­щин­ную ре­ли­гию, хо­тя и под­верг­шую­ся хри­сти­ан­ско­му влия­нию. При­ня­тие ис­ла­ма Ф.-у. в По­вол­жье и Си­би­ри бы­ст­ро при­во­ди­ло к их ас­си­ми­ля­ции та­та­ра­ми, по­это­му му­сульм. об­щин сре­ди Ф.-у. прак­ти­че­ски нет.

В 19 в. фор­ми­ру­ет­ся ме­ж­ду­нар. фин­но-угор­ское дви­же­ние, в ко­то­ром про­яв­ля­ют­ся чер­ты пан­фин­но-уг­риз­ма.

Эксперт: финно-угорское сотрудничество пострадало из-за напряженности между Западом и Россией |

Архивное аудио

Загрузить

Финны, эстонцы, карелы, ижорцы, саамы, венгры, коми-пермяки, мордва, марийцы. И это далеко не полный список народов финно-угорской группы. Они проживают на территории России, а также нескольких европейских стран. Всего в мире насчитывается около 25 миллионов представителей финно-угров. И хотя это внушительная цифра, некоторые из них находятся на грани исчезновения. Например, малоизвестный народ «водь» — это всего сто человек. На Постоянном форуме по вопросам коренных народов, проходящем в эти дни в штаб-квартире ООН, интересы финно-угорской общности представлял активист из Таллина Оливер Лооде. Он возглавляет культурные программы в Международной группе по правам меньшинств.

В кулуарах ООН с ним побеседовала Людмила Благонравова.

*****

ОЛ: Движение сейчас не в самом хорошем положении. Из-за политической напряженности между Западом и Россией пострадало финно-угорское сотрудничество и общественное движение. Например, в июне этого года, уже через месяц, в финском городе Лахти пройдет 7-й Всемирный конгресс финно-угорских народов. Это самое важное событие финно-угорского движения. К сожалению, в этом году многие финно-угорские народы России сократили свои делегации, то есть у финно-угорских народов России нет возможности быть представленными на таком важном мероприятии так же, как раньше. По моим данным, это не была инициатива финно-угорских народов, это были инструкции из неких ведомств.

Это касается общественного движения. Но можно также проанализировать вообще жизнеспособность финно-угорских народов – не только в России. И здесь тенденции не самые лучшие, особенно если смотреть на ситуацию малочисленных финно-угорских народов. Большинство из них находится в России. Демографические данные не самые положительные. Число тех, кто говорит на своем языке, уменьшается.

ЛБ: Где находится культурный центр, объединяющий все финно-угорские народы?

ОЛ: Одного центра нет, но есть программа «Финно-угорская культурная столица». Она уже проходит третий год. В этом году две столицы финно-угорского мира. Обе в Венгрии. Это город Веспрем и деревня Искасентдьердь. В эти дни там проходили Дни удмуртской культуры. Там реально происходит культурный обмен.

ЛБ: Можете рассказать о языках финно-угорской группы? Что делается для сохранения языков малочисленных народов? В ООН, например, выступал рэпер, который читает рэп на северносаамском языке, который понимают всего 20 тысяч человек. Это такой интересный способ сохранить и популяризировать язык малочисленного народа, перенеся его в хип-хоп. Что еще делается для сохранения таких языков?

ОЛ: Делается, думаю, многое. В академическом плане – есть языковеды, которые этим занимаются. Но этих усилий недостаточно. Есть статистика большинства финно-угорских народов, которая показывает, что там ничего радостного нет. Но есть индивидуальные примеры, такого локального значения, которые можно отнести к хорошей практике.

Например, удмуртская молодёжь, очень активно использует интернет, социальные сети на своем языке. Они даже разрабатывают неологизмы – новые слова – на своем языке, стараются модернизировать свой национальный язык.

Также, например, в Карелии в эти дни вышел альбом с рэп-музыкой на карельском языке.  Это похоже на то, что вы рассказали про рэп на саамском. Такие одиночные достижения есть, но если смотреть на ситуацию на макро-, на глобальном уровне, то тенденция все-таки  отрицательная.

ЛБ: Вы являлись организатором «Дней Довлатова» в Таллинне.

ОЛ: Это правда.

ЛБ: Советский писатель, писавший на русском языке…  А Вы активист финно-угорского движения…

ОЛ: Я думаю, что можно быть и активистом  финно-угорского движения, и иметь также другие интересы.

Я всегда очень интересовался русской музыкой, литературой. Сергей Довлатов для меня стал случайной находкой. Пять-шесть лет назад я начал читать его произведения. И тогда получилось так, что в 2011 году Таллин стал культурной столицей Европы и был объявлен конкурс идей новых культурных проектов в рамках «Года культурной столицы». Поскольку я тогда читал Довлатова, такая идея возникла и реализовалась.

Photo Credit

Оливер Лооде. Фото с личной странице в Twitter

itunes

Европа

Интервью

Культура, образование, спорт

Репортажи

review-audio-programme

Почему сокращается численность финно-угорских народов?

249 акции

Согласно переписи, в Эстонии проживает 9614 «других» финно-угров: эрзя, мокша, удмурты, коми, карелы, марийцы, венгры, финны, ингерманландцы и многие другие. Всего в мире насчитывается около 25 миллионов финно-угров. Тем не менее число тех, кто говорит на финно-угорских языках, продолжает сокращаться, говорит доктор Наталья Абросимова из Школы гуманитарных наук Таллиннского университета.

Почему и как исчезают финно-угры? Основная проблема финно-угорского народа в России — отсутствие языковой политики и национальных государств в этом районе. Для носителей финно-угорских языков не так много возможностей для карьерного роста или образования. Небольшое количество людей, говорящих на этом языке, и его низкий престиж вызывают изменение языка с родного языка на язык большинства.

Чтобы народ существовал, он должен сохранить свой родной язык и культуру, которая его окружает.

Родной язык играет определяющую роль в развитии личности и национальной культуры. Язык — это инструмент мысли; он играет неотъемлемую роль в формировании чьего-либо взгляда на мир и культуру и, таким образом, в сохранении, развитии и обмене культурами.

Под влиянием английского и русского языков

Родная культура жизненно важна для сохранения нации. В настоящее время количество стран, говорящих на родных языках, сокращается, а языки постоянно меняются. Эстонский язык находится под влиянием английского языка, а финно-угорские народы, живущие в России, затронуты русским языком. Небрежное отношение к родным языкам проложит путь к упадку финно-угорской культуры.

В заключение отметим, что финно-угорский народ уникален своим языком и культурой, которые развивались на протяжении тысячелетий. Вот почему мы должны быть в контакте со своими корнями, как языковыми, так и культурными.

Движущей силой финно-угорских народов является их единство и разнообразие: поскольку они мыслят одинаково, им легко понять друг друга; поскольку у них есть различия, легко обогатить культуру друг друга.

Интересный факт

Финно-угры — коренные жители Европы. До периода миграции финно-угорские языки были основными языками в Восточной Европе. Языковые отношения между всеми финно-угорскими народами были обнаружены венгерским ученым Яношем Сайновичем (1733-1785).

I

Первоначально эта лекция была опубликована Таллиннским университетом. В октябре Наталья Абросимова защитила докторскую диссертацию, в которой исследуются процессы развития письменности эрзянского языка с XVIII века до наших дней. Впервые в истории эрзянский язык рассматривался как отдельное культурное явление в эрзянской культуре.

Изображение на обложке предоставлено Таллиннским университетом. Пожалуйста, подумайте о том, чтобы сделать пожертвование для постоянного улучшения нашей публикации.

249 акции

Финно-угорский – Planeta.com

Коренные народы

Форум по туризму финно-угорского наследия
30 июля с 11 до 16 (GMT + 2) в Мулгимаа, Эстония, пройдет первый Форум по туризму финно-угорского наследия, а также через ZOOM по всему миру. Целью международного форума является стимулирование обмена информацией и сотрудничества финно-угорских предпринимателей, разработчиков и носителей культуры в сфере культурно-исторического туризма, в том числе в области маркетинга и разработки продуктов. Форум открыт для всех, кто интересуется культурным наследием коренных народов и общин, в том числе из-за пределов финно-угорского мира.

https://forms.gle/8Zvh4SLxWckw8Kgd8

Через две недели пройдет I Форум по туризму финно-угорского наследия, открыта регистрация https://t. co/eIj6fxaSDa@UralicC @ronmader @localXplorer @ecotourismnet#heritagetourism #finnougric #indigenoustourism #uralic #finnougric_capitals pic.twitter .com/xUDGDs06pQ

— Айвар Руукель (@Ruukel) 16 июля 2021 г.

Фон

Согласно последним исследованиям, народы, говорящие на финно-угорских языках, жили в Европе около десяти тысячелетий.

Представляется, что до Великого переселения народов в Восточной и Центральной Европе говорили преимущественно на финно-угорских языках. Сегодня почти 25 миллионов человек принадлежат к уральской (финно-угорской и самодийской) языковой семье, проживающей на территории, которая простирается от Норвегии на западе до Приобья на востоке и до нижнего течения Дуная на юге. Юг. Таким образом, в пределах этой огромной области можно найти различные финно-угорские анклавы. Эти группы, как правило, окружены людьми, говорящими на индоевропейских (германских, славянских, романских) и тюркских языках.

Уральский иногда используется как синоним финно-угорского языка, хотя широко известно, что финно-угорский язык исключает самодийские языки. Носители финно-угорских языков представляют около 24 различных народов, политическая судьба и статус которых сильно различаются. Несмотря на то, что они являются коренными жителями территорий, на которых живут, у большинства из них никогда не было своего национального государства. Только около 15 миллионов венгерцев, 5 миллионов финнов и 1 миллион эстонцев имеют свои собственные независимые государства.

С другой стороны, саамы живут на территориях четырех разных стран. Западным саамам (в Норвегии, Швеции и Финляндии) удалось не только сохранить, но даже развить свою культуру и этническую идентичность. Первая конференция северных саамов была проведена в 1953 году. Вместе с коренными народами Северной Америки западные саамы основали Всемирный совет коренных народов в 1975 году.

Хотя на западном побережье Балтийского моря в Латвии ливы (или ливы) конституционно признаны коренным народом, ливонский язык преподается только на университетском уровне. В 1990-х годов ливонскоязычных аборигенов было менее 20 человек.

Сето заметно отличаются от эстонцев этнологически и претендуют на отдельную этническую принадлежность. Это не признано эстонским государством, но Эстония по-прежнему поддерживает сетускую культуру и язык специальным фондом.

Остальные 17 из 24 различных финно-угорских народов проживают в России. Крупнейшие финно-угорские народы имеют свои так называемые республики (карелы, мордва, марийцы, удмурты) или автономные области (ханты, манси, ненцы), во всех из которых они составляют меньшинство. Вепсы (или вепсы), ингерманландские финны, ижорцы и селькупы (остяки-самоеды) не имеют никакой территориальной автономии.

Карта

Где-то еще в Интернете
http://uralistica.com
http://finugor.ru/en
http://www.fennugria.ee/?lang=ru
http://www.suri.ee /english.htm
http://varpho.republika.pl/uflag/uflag.htm

Facebook
Финно-угорское наследиеФинно-угорские вкусы
Культурные столицы финно-угров

Flickr
flickr.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *