Фото подводников: Лучшие фотографии подводников — История России в фотографиях

Содержание

Легендарная С-56 во Владивостоке: мифы, факты и место в истории

16 жизней «сталинца», жареные поросята и «кругосветка» – в материале ИА PrimaMedia (ФОТО)

Подводная лодка С-56 на Корабельной набережной — один из самых знаменитых памятников приморской столицы. У большинства туристов, посещающих Владивосток, С-56 отмечена в путеводителе как один из пунктов must see. На постаменте же С-56 оказалась за свои выдающиеся боевые заслуги: она 16 раз объявлялась гитлеровским командованием погибшей, потопила 10 вражеских кораблей и транспортов противника, нанесла серьезные повреждения еще четырем, став одной из первых лодок-кругосветниц. 25 декабря 1939 года, подлодка была спущена на воду, а уже 5 октября 1942 года она отправилась в дальний поход из Владивостока — тогда подводники и не представляли, какая героическая и легендарная судьба ждет их экипаж. Подробнее — в материале ИА PrimaMedia.

История создания легендарной подлодки

Подводная лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде, затем в разобранном виде она была доставлена во Владивосток. На «Дальзаводе» С-56, была достроена и после сборки спущена на воду — в 1939 году.

С-56 снаружи. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Вид с палубы подлодки С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Вид с палубы подлодки С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Вид с палубы подлодки С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Здесь, на Дальзаводе, под руководством инженера-кораблестроителя В. И. Судоргина лодка была достроена, став боевой единицей Тихоокеанского флота на год раньше намеченного срока.

Первая буква в названии С-56 означает тип подводной лодки — «сталинец». Во время Великой отечественной войны это были самые эффективные подлодки среднего класса, они имели мощное артиллерийское и торпедное вооружение. Пять лодок этого же класса (С-13, С-31, С-51, С-101, С-104) стали Краснознаменными, лодка С-33 стала Гвардейской, а С-56 — одновременно и Краснознаменной, и Гвардейской. Всего четыре советские подлодки были Гвардейскими Краснознаменными, С-56 осталась такая одна.

Начало пути

20 октября 1941 года подводная лодка С-56 вошла в состав Тихоокеанского флота как боевая единица, а 31 октября на ней был поднят Военно-Морской флаг. Теперь она была готова к свершениям. В октябре 1942, согласно приказу командования, С-56 в составе отряда из шести подводных лодок Тихоокеанского флота уходит на Северный флот. Командовал лодкой в годы войны капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин.

Г.И. Щедрин у перископа. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Г.И. Щедрин у перископа. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Командир ПЛ С-56 ГСС Г.И. Щедрин. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Г.И. Щедрин вручает медаль За оборону Советского Заполярья матросу С.И. Загородному . Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

На борту ПЛ С-56 командир ПЛ С-51 И.Ф. Кучеренко и Г.И. Щедрин. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Кроме нее туда отправились С-51, С-54 и С-55 из Владивостока и Л-15, Л-16 («ленинцы») из Петропавловска-Камчатского. Командовал переходом капитан 1 ранга А. В. Трипольский.

После выхода в открытое море был вскрыт конверт с приказом и проложенным маршрутом. Предстояло двигаться Южным путем через Панамский канал. За время перехода было пройдено около 16,7 тысяч морских миль.

Маршрут: Владивосток — Петропавловск-Камчатский — Датч-Харбор — Сан-Франциско — Коко-Соло (Панамский канал) — Гуантанамо — Галифакс — Розайт — Лервик — Полярный.

Подводные лодки пересекли два океана и девять морей — Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево.

Путь советских подводных лодок проходил по территориям, охваченным войной, и наши корабли не раз попадали под вражеский огонь. У берегов Сан-Франциско отряд понес тяжелую потерю: погибла подводная лодка Л-16 под командованием капитан-лейтенанта Д. Ф. Гусарова.

В итоге, из шести до цели добрались только пять подлодок.

Страшные годы войны

В марте 1943 года С-56 вошла в состав Северного флота. 19 апреля 1943 года С-56 вернулась из первого боевого похода, атаковав и потопив два первых вражеских транспорта.

30 апреля экипаж лодки за боевые успехи был награжден орденами и медалями. На рубке подводного корабля, в звезду, была вписана цифра «2». А на товарищеском ужине, по традиции, «щедринцам» подали двух жареных поросят, по числу потопленных вражеских кораблей.

Победителям-подводникам — традиционный жареный поросенок. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Подводная лодка на севере. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Офицерский состав подводной лодки С-56. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

В мае 1943 года С-56 совершила свой второй боевой поход, во время которого уничтожила танкер «Ойрштадт» и повредила транспорт «Вартеланд».

Только за период с апреля 1943 года по осень 1944 года экипаж С-56 потопил три транспорта, два танкера, один миноносец, два сторожевых корабля и повредил четыре транспорта.

Сам того не подозревая, экипаж С-56 поставил второй свой рекорд — он сумел достоверно потопить в течение одного похода два вражеских корабля, что не удалось ни одной другой подлодке Северного флота.

Пятый боевой поход в феврале 1944 года для С-56 стал самым экстремальным, экипаж едва не погиб.

— Подбив транспорт, С-56 ушла на глубину, но их засекли корабли вражеского охранения, — рассказывает Людмила Рыбалко, научный сотрудник Военно-исторического музея ТОФ. — Семь кораблей противника бомбили и преследовали лодку в течение 26,5 часов. За это время было сброшено более 300 (!) глубинных бомб. В какой-то момент глубина погружения оказалась ниже критической, но члены экипажа смогли выровнять рули и избежали опасности быть раздавленными толщей воды. Чтобы уменьшить шумы и скрыться, было решено перевести работу электромоторов на пол-оборота и выключить вентиляцию, чтобы гидроакустики на кораблях противника не засекли лодку по шуму. Показатель углекислого газа подходил к критическим четырем процентам.

Тогда командир обратился к экипажу: «В носу, в корме! Говорит командир корабля. Противник начинает нас терять. Я понимаю, как вы устали и выбились из сил, но я прошу вас держаться. Беспартийным разрешаю отдохнуть, а коммунистов прошу нести вахту за себя и за товарищей».

И первым ответил 7-й торпедный отсек: «Беспартийных нет, просим считать себя коммунистами». Так же ответили все отсеки.

Г. И. Щедрин в своей книге пишет: «Это, как глоток свежего воздуха, добавило экипажу сил».

Подводники высыпали известь из патронов регенерации воздуха на настил, чтобы она поглощала углекислый газ, и вместо 15-20 минут продержались еще 6,5 часов. Противники посчитал, что С-56 уничтожена, и ушли. Всплыв над водой, экипаж сутки отдыхал и проветривал отсеки, затем они догнали тот же конвой и потопили очередной транспорт, оправдав тем самым легенду о счастливой судьбе лодки.

Как считали и экипаж и командир, у лодки счастливая судьба. Еще при переходе на Северный флот на одной из стоянок при осмотре был найден стабилизатор неразорвавшейся вражеской торпеды, — рассказала Людмила Николаевна.

Всего за период участия в Великой Отечественной войне подводная лодка С-56 совершила восемь боевых походов, одержала 14 побед, потопила 10 и серьезно повредила 4 вражеских транспортов и боевых кораблей.

5 ноября 1944 года командиру С-56, капитану 2-ого ранга, Г. И. Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза. Всего славному экипажу было вручено более 400 орденов и медалей.

Таким образом, С-56 оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей.

На боевой рубке С-56 четко виднеется цифра «14» — она обозначает, что было потоплено 10 кораблей и повреждено четыре.

Командир в своих воспоминаниях писал, что их было больше, но часто данные подводников не совпадали со сведениями разведки. Нам не так важно сейчас, сколько побед на счету лодки. Важно другое — как люди жили, как били врага и не сдавались, как сумели выстоять в этих трудных условиях.

31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено звание Гвардейской.

Командующий СФ адмирал А.Г. Головко зачитывает приказ о преобразовании ПЛ С-56 в гвардейскую. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Приказ о преобразовании Краснознаменной подлодки С-56 СФ — в Гвардейскую. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Тактико-технические характеристики лодки С-56:

  • Водоизмещение — 856/1090 кубометров.
  • Длина — 77,8 метра.
  • Ширина — 6,43 метра.
  • Осадка — 4,04 метра.
  • Мощность — 2 x 550 л.с. (электродвигатели), 2 х 1100 л.с. (дизель).
  • Скорость — 18,8/9,6 узлов.
  • Дальность плавания — 9500/135 миль.
  • Предельная глубина погружения — 100 метров.
  • Время погружения — 60 секунд.
  • Автономность — 30 суток.
  • Вооружение: носовых торпедных аппаратов — 4 x 533 мм, кормовых торпедных аппаратов — 2 x 533 мм, торпед — 12, артиллерия — 1 орудие x 100 мм, 1 орудие x 45 мм.
  • Экипаж — 45 человек.

Дорога домой

После окончания Великой Отечественной войны, в 1954 году «С-56» Северным морским путем возвратилась на Дальний Восток. Прибыв на место, она продолжила службу в составе Тихоокеанского флота.

Шли годы, флот стал получать новые современные подводные лодки. Легендарная С-56 была выведена из боевого состава и переоборудована в учебно-тренировочную станцию для обучения молодых подводников.

После принятия решения о создании мемориального комплекса на Корабельной набережной Владивостока, субмарина С-56 была разобрана на отсеки и вновь собрана на месте установки.

К 30-ой годовщине Великой Победы, 9 мая 1975 года, над ее рубкой вновь взвился, овеянный ветрами всех океанов, военно-морской флаг. На торжественной церемонии открытия лодки-музея присутствовали члены экипажа С-56, — моторист С.Ф. Денисов, электрик Н.С. Назаров, гвардии мичман Елин. По числу побед лодки прозвучал салют из 14 залпов.

На подводной лодке С-56 по-прежнему развевается Гвардейский Краснознаменный флаг ВМФ. Подводная лодка С-56 навечно в строю Тихоокеанского флота.

Музей подводной лодки С-56

Сейчас мемориальная подводная лодка С-56, установленная на Корабельной набережной, вместе со сторожевым кораблем «Красный вымпел» входит в состав мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота».

Внутри С-56 в оригинальном виде восстановлены первые три отсека лодки, а в четырех размещена музейная экспозиция, посвященная истории подводного флота нашего Отечества и боевому пути лодки. Побывав здесь, можно отчетливо представить, как героический экипаж подлодки сражался с врагом на Северном флоте.

В Музее лодки С-56 можно увидеть много интересных экспонатов.

Экспозиция 7-ого отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Указ о создании отдельного отряда миноносцев. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Документы музея, 7 отсек. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Бубнов и Беклемешев. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция музея С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека — личные вещи членов экипажа. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека — гвардейская ленточка, подаренная командиру членами экипажа. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6 отсека — фуражка командира. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Гильза от патрона (14 выстрелов в честь возведения С-56 на пьедестал Вечной славы 9 мая 1975 года). Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека — глубиномер. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека — фонарь. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека — «форменка». Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека — бюст Щедрина. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 4 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 4 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека — бинокль. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Книга Г.И. Щедрина. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Внутренняя сторона грамоты мичмана Я.К. Боженко . Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Экспозиция 5 отсека — Указ о присвоении С-56 Ордена Красного Знамени. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека — документы и награды членов экипажа С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 3 отсека — центральный пост. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 3 отсека — центральный пост, перископ. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 3 отсека — центральный пост, рули. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 3 отсека — центральный пост. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 3 отсека — центральный пост. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 3 отсека — центральный пост. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 2 отсека — гидроакустик. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 1 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 2 отсека — камбуз и каюта старшин. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 1 отсека — торпедные аппараты. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 1 отсека — койки членов экипажа. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

1 / 45

— К примеру, ксерокопия челобитной плотника Ефима Никонова 1720 года о строительстве первого российского «потаенного огненного судна», т. е. первой подводной лодки. Она была испытана в 1724 году, за год до смерти Петра I, — рассказывает экскурсовод Андрей Косицын.

В экспозиции представлена модель первой боевой подводной лодки «Дельфин», которая в составе отряда лодок принимала участие в русско-японской войне 1904-1905 годов. Наличие подводных лодок во Владивостоке способствовало защите города от обстрела неприятеля.

В шестом отсеке, посвященном развитию подводного флота во времена СССР, можно увидеть модели подводных лодок разных классов: «Д», «Л», «С», «Щ», «М», «К».

Они воевали в годы войны. Подводная лодка «Щ» стала первенцем Тихоокеанского флота.

Пятый отсек встречает туристов большой моделью дизель-электрической подводной лодки 641 проекта. По левому борту экспозиции представлены экспонаты и личные вещи членов экипажа С-56 и ее командира.

Вторая часть этого отсека посвящена развитию Тихоокеанского флота в послевоенный период до 80-х годов.

Здесь представлены приборы с атомных подводных лодок, штурвал, штурманская доска и другие.

В четвертом отсеке размещена экспозиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Здесь рассказывается о деятельности подводников на Тихоокеанском, Черноморском, Северном, Балтийском флотах.

Затем посетители переходят в сохраненные отсеки лодки: третий, второй и первый.

Инфографика. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia

Вообще, каждый отсек подводной лодки имеет свой функционал:

Седьмой — кормовой торпедный жилой отсек.

Шестой — электромоторный (электромоторы используются для движения под водой).

Пятый — дизельный (на дизеле осуществляется надводный ход).

Четвертый — здесь располагались каюта старшин и камбуз.

Третий — ЦПУ (центральный пост управления). Здесь можно увидеть командирский перископ, штурманский стол, вертикальные и горизонтальные рули.

Центральный пост — место, откуда ведется управление лодкой, где находится командир.

Второй отсек — кают-компания офицеров. В небольшом помещении располагалась каюта гидроакустика.

Первый отсек — носовой торпедно-жилой. Здесь есть запас торпед, койки личного состава, торпедно-погрузочный люк, торпедные аппараты.

Многое пришлось пережить подводникам в годы войны. Трудно переоценить героизм, мужество людей, защищавших свою Родину в годы тяжелейших испытаний. Экипаж подводной лодки С-56 неслучайно называли «экипажем отважных и умелых». На корабле были сильны взаимная выручка, товарищеская взаимопомощь в бою и учебе, дружба и сплоченность. Это была настоящая боевая семья.

«Командир и команда должны жить одним стремлением. Знаниям и опыту командира должны соответствовать умение и мастерство экипажа. Один на лодке не воин», — так писал храбрый и талантливый командир, заботливый и внимательный руководитель, умевший сочетать доверие со строгим контролем, бережно относившийся к каждому члену экипажа Григорий Иванович Щедрин.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Черные страницы ТОФ: как и почему столкнулись АПЛ К-56 и промысловое судно «Академик Берг»

Не вернулись из моря

«Чёртова дюжина» подводного флота России на Тихом океане

Годы “атомной” службы. Подводники рассказали о службе на атомных подводных крейсерах | Фотогалереи

Улыбчивые мужчины в тельняшках – Рашид Нуруллин, Рашид Валиахметов и Алексей Мамаев – с удовольствием, порой перебивая друг друга, рассказывают о годах службы. Все они – подводники. Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Этому событию и посвящена встреча.

Тезки Рашиды служили на атомных подводных лодках проекта 667А «Навага» и 667АУ «Налим». Алексей – на атомной подводной лодке проекта 671 «Ёрш».
Службу все они проходили на Камчатке, в поселке Рыбачьем. Сейчас Рыбачий является одним из районов города Вилючинска. «Сейчас это уже рассекречено, раньше даже говорить нельзя было этих названий», — отмечают подводники.
Мужчины вспоминают, что на каждой подводной лодке служило 115-120 человек, это служащие нескольких боевых частей (БЧ). БЧ-1 – штурманы, БЧ-2 – ракетная часть, БЧ-3 – минно-торпедная часть, БЧ-4 – радиотехническая часть, БЧ-5 – электромеханическая часть. БЧ-5 – самая большая из частей, подразделялась на три дивизиона. Первый – дивизион движения, который обслуживал механизмы ядерного реактора, сюда же входила турбинная бригада. Второй – электротехнический дивизион. Третий – трюмные (не путать со спецтрюмными, которые служили в первом дивизионе и обслуживали механизмы ядерного реактора), которые обслуживали все помещения и прочие механизмы.

Помимо боевых частей на каждой подводной лодке есть радиотехническая, химическая, медицинская и другие службы.

«Рули отказали, лодка пошла вниз»

Рашид Нуруллин был призван на морфлот несколькими годами раньше своих товарищей, в 1979 году. А демобилизовался в 1982 году.
Он служил на атомном подводном крейсере стратегического назначения 667А (667АУ), в ракетной боевой части (БЧ-2). Был старшим специалистом-электромехаником по запуску, обслуживанию стратегических баллистических ракет.

За годы службы было немало интересных и запавших в память моментов. Но один из самых ярких связан с опасной ситуацией, которая приключилась на подлодке во время дальнего похода (автономки).

Это было в ноябре 1980 года, — вспоминает Рашид. — Пошли в дальний поход на боевую службу. Возвращались из похода в январе 1981 года. У нас случилось задымление в восьмом отсеке – задымил трансформатор. Вахтенный неправильно сообщил на пост. Обрубили все, что можно было и что нельзя. Остался рабочим только атомный реактор и главный энергетический двигатель. Рули отказали, лодка пошла вниз. На глубине 360 метров капитан первого ранга Белопольский (это было последнее, что можно было сделать) продул все цистерны главного балласта. И всплыли.
Через год после возвращения Рашида Нуруллина домой, в тех же местах на службе оказались Рашид Валиахметов и Алексей Мамаев, тоже серовчане.

«Вы – спецтрюмные»

Рашид и Алексей

родились в Серове, и были знакомы задолго до призыва в морфлот. Учились в одной школе – школе №20. На рыбалку вместе ходили.
Рашид после окончания 8 классов школы поступил в металлургический техникум.
— Понял, что металлургия – не мое. После второго курса ушел в Техническое училище №6 – железнодорожное училище. Раньше это было ТУ-6, мы его шутя называли «театральное училище». Выучился на помощника машиниста тепловоза. Начал работать и понял, что это моя профессия, — вспоминает мужчина.
Алексей после окончания школы поступил в училище №54, отучился на слесаря.
14 октября 1983 года Рашида Валиахметова и Алексея Мамаева призвали в ряды вооруженных сил. На распределительном пункте в Егоршино их направили в морской флот.

Мы попали в морфлот, в подводные силы, на 3 года. Наши ровесники в другие рода войск идут на 2 года, мы – на 3. Но гордость берет свое. Тогда все хотели служить – быстрее призваться, быстрее отслужить, быстрее прийти домой. Не уклонялись. Объявляют, что будем служить на подводной лодке, а позже, что на атомной. Это нас еще больше насторожило,
— вспоминает Рашид.
Из Екатеринбурга Рашида и Алексея самолетом доставили во Владивосток, в учебный центр атомных подводных лодок. Там они узнали, что непосредственно их задачей будет обслуживание систем ядерного реактора.
— Тогда подумали, все самое худшее собрали – 3 года, подводные лодки, да еще и ядерные, обслуживать ядерные реакторы – за что нам это? — смеется Рашид. – Но мичман, который нас сопровождал, очень интересно обо всем рассказывал: «Ребята, не переживайте, у вас такая специальность – вы люксы в БЧ-5. Вы – спецтрюмные, у вас чистенько, все аккуратненько, будете сидеть на пуфике, с приборами.
И кормят вас хорошо – вино будете пить, шоколад кушать». Он нас как мог успокаивал, вдохновлял.

Учеба длилась 7 месяцев. Помимо специфической специальности, новобранцы осваивали уставы, азы караульной службы и прочие флотские премудрости. По окончанию «учебки» специалистам выдали аттестаты.

В апреле 1984 года Рашид и Алексей уже были на Камчатке.
— Нас сразу привели в столовую личного состава. Накормили хорошо. К нам отношение хорошее – масло дают, сгущенку. Вестовым был старослужащий, он только успевал нам сгущенку открывать: «Ешьте, ребята». Думали, какой-то подвох. Оказалось, там так рады молодежи. Если молодежь прибыла, значит кто-то из старослужащих на дембель пойдет, — рассказывает Рашид.
Прибыв на место прохождения службы Рашид и Алексей попали на разные подводные лодки и даже в разные дивизии.
— Хотелось бы, конечно, попасть вместе. Мне сказали – в экипаж Рыбалко. Рашиду – в экипаж Гончара.
Экипажи называли по фамилии командира корабля,
— вспоминает Алексей.
Каждый из подводников отметил, когда попал в экипаж подводной лодки, увидел уважение друг к другу, дружеское отношение. «Мы даже на подводной лодке друг к другу обращались не по званию, а по имени», — отмечают подводники.

Больше года под водой

Когда подводники выполняли боевую задачу, крейсер не всплывал в надводное положение, то есть все 78-80 суток находился под водой.
Рашид за время службы совершил 4 дальних похода – от 78 до 80 суток каждый. И 9 выходов от 2 до 20 суток. Мужчина показывает листочек, на котором записаны все походы и подсчитаны дни, проведенные в них – «384 суток подводной жизни». Рядом две фразы: «Нет ничего прекраснее на свете в конце похода всплыть из глубины!» и «У моряка нет пути трудного, как и нет пути легкого. У моряка один путь – славный!».


За первую автономку, дальний поход, каждому подводнику выдавался нагрудный знак.
— Выйти в море на 2-7 суток – это одно. А сходить в автономку – это совсем другое, это выполнение боевой задачи. Для нас это был не просто жетон, значок, а награда, Рашид держит в руках нагрудный знак и продолжает рассказ. — Бывало, в океан выходили, бывало — в море. Охотское море – вроде рядом, но тут же наш потенциальный противник Япония. Выходили в Тихий океан. У меня были выходы от 2 до 20 суток. Это иногда были очень напряженные выходы. Это все время отработки. – учебная тревога, боевая тревога, спишь очень мало, вахта на боевых постах, все время находишься в напряжении, отдыхать некогда. А во время автономки уже налаженная жизнь идет – каждый несет свою вахту, торпедисты, ракетчики, химики, дозиметристы, штурманы, радиометристы, спецтрюмные.

Во время выполнения боевой задачи подводная лодка на протяжении всего похода находится под водой, не поднимаясь на поверхность. Будь то двухдневный выход или автономка протяженностью 80 суток.

— Мы выходили в море и нам не докладывали куда. Все было секретным. Всю информацию знали только командир, замполит, особист, штурманский состав, который прокладывал путь. А остальной личный состав выполнял только свои непосредственные обязанности. Выходили в район боевых задач, ближе к нашему потенциальному врагу. Потенциальный враг у нас тогда был, и есть сейчас, — НАТО. Мы подходили как можно ближе к их стратегическим объектам, каким-то соединениям, где они проводили учения. Но не к мирному населению, — рассказывает Рашид. — Подводная лодка, особенно атомная, должна быть всегда скрытной, чтобы вовремя нанести ракетно-ядерный удар. И уйти незамеченной. Если наша подводная лодка сделал залп, считалось, что она выполнила свою задачу. Каждая ракета – двадцать боеголовок. Каждая боеголовка в 20 раз страшнее, чем Хиросима и Нагасаки. На нашей подводной лодке, кроме 16 баллистических ракет, были еще торпедные аппараты. Две торпеды были с ядерными боеголовками. Она могла нанести удар по портовым соединениям, коммуникациям и нанести существенный урон противнику.


Несмотря на все трудности дальних походов, подводники отмечают и существенные плюсы от такой службы:
— В автономке на долго замыкаешься и друг другу все расскажешь – все, что было на душе, кого любил, с кем дружил, о семье. И семьей становимся. Понятно, что, когда выполняешь боевую задачу, во время тревог, мы соблюдаем субординацию, но в целом отношения дружеские.

Самое страшное под водой – пожар

Подводники сходятся во мнении, самое страшное, что может произойти на подводной лодке под водой, это пожар.
— Вспыхнул пожар в твоем отсеке, по книжке твоего боевого номера, ты должен остаться в этом отсеке. Девиз был такой – сам погибай, но товарища выручай, — говорит Рашид Валиахметов. — Ты герметизируешь отсек. У каждого на подводной лодке при себе есть индивидуальное дыхательное устройство. Оно рассчитано на работу в течение от 10 до 50 минут, чтобы было время взять средства защиты, рассчитанные на более долгий срок. Оставаясь в отсеке, ты должен его загерметизировать, чтобы газ, дым не перешел в другие отсеки. Самое страшное — пожар.
Даже попадание воды в отсек, по словам подводников, не так страшно.
— При поступлении воды в отсек, есть возможность включить подачу воздуха, создать воздушную подушку. А при пожаре бывает так, что человек не успел индивидуальное средство защиты применить, отключился и погиб. А пожар распространится на другие отсеки,

— отмечают подводники.

Эхо Чернобыля

Алексей и Рашид демобилизовались в 1986 году. Но трагедию на Чернобыльской атомной электростанции застали, будучи на службе. А так как они служили на атомных подводных лодках, мимо них это событие пройти не могло.
— Не было страшно, — говорит Рашид. — Мы обслуживали именно ядерные реакторы и постоянно были в этом напряжении. Не дай бог, если произойдет авария на реакторе, вся лодка погибнет сразу. Не обязательно произойдет взрыв, даже если будет утечка, все десять отсеков будут заражены. В 1986 году, в это время я как раз был в автономке. Свободный от вахты экипаж собрали в столовой личного состава, где всегда проходили собрания, совещания. И нам зачитали, что на Чернобыльской атомной электростанции произошла крупная техногенная авария на ядерном энергоблоке. Какой именно энергоблок, что именно произошло – не было информации. Сообщили, что произошел выброс радиоактивных веществ, есть многочисленные жертвы – сколько, не сказали. Конечно, было неприятно. Это все равно, если бы сказали, что где-то погиб экипаж атомной подводной лодки. Было сказано всем принять меры, на каждом посту могла произойти авария, — делайте выводы. Выводы сделали. Когда из автономки вернулись, уже из газет узнавали информацию. Хотя тогда газеты тоже подробности не слишком широко освещали. Людей туда бросили неподготовленных. Было много ошибок в плане ликвидации аварии. Многие погибли…

Новый год и «оморячивание»

Алексей Мамаев принес с собой дембельский альбом.
— Это мы во Владивостоке. Это был военный санаторий «Паратунка», нас после автономки на 20 суток туда отправляли отдыхать. Это проводины. Вот Саня Огнев,Алексей показывает фотографии. — А это на политических занятиях, тогда же Коммунистическая партия была. Вот Рашид на боевом посту. Этот парень из Челябинска, он у нас коком был. Сейчас в Челябинске шеф-поваром ресторана работает. Вот Новый год на подводной лодке встречаем, «Снегурочка», правда, ушла в пятый отсек, и почему-то потерялась.

На подводной лодке встречают праздники – и Новый год, и дни рождения. На дни рождения имениннику кок готовит торт, которым угощают всю команду.
— Новый год встречают те, кто свободен от вахты. Находят тех, кто более артистичен, они наряжаются, — вспоминают подводники. — Дни рождения отмечали. Для молодых День Нептуна делали – посвящение в подводники, «оморячивание». Тот, кто первый раз под воду погружался, должен был плафон морской воды выпить – 800 грамм. У нас был случай, когда замполит, капитан второго ранга первый раз пошел в море, и ему плафон забортной воды лично подал моряк срочной службы, который шесть раз в автономку ходил.
Листы с фотографиями в альбоме перемежаются с листами кальки, на которой рисунки на военную тематику – все сделаны Алексеем собственноручно.
 

Встреча на Камчатке

На одной из фотографий запечатлены четверо. Двое из них – Рашид Валиахметов и Алексей Мамаев. Третий — Сергей Фалалеев, он родом из Ивдельского района, из поселка Полуночное. Сейчас Сергей живет в Германии, но до сих пор поддерживает связь с Рашидом. Четвертый – Александр Огнев, серовчанин.

— Когда я пошел во вторую автономку, нам надо было получить шихту для ядерного реактора, — рассказывает Рашид. — Мы со старшиной команды пришли в лабораторию. Выходит моряк. Мы с ним берем флягу, несем. Он мне в лицо заглядывает и спрашивает: «Земляк, а ты откуда?» «С Урала». «А откуда с Урала?» «Из Свердловской области?» Тут мы уже оба друг на друга смотрим, приглядываемся, пытаемся вспомнить, где друг друга видели. «А откуда из Свердловской области?» «Город Серов». Тут он бросает флягу.
Александр Огнев учился в школе №20 на год старше, чем Рашид. Так и встретились на полуострове Камчатка два серовчанина.
— Он показал мне фотографию своей девушки, она в ТУ-6 училась. На фото было много девушек. Спросил – на кого она учится? На билетного кассира. А у меня сестра на билетного кассира учится. На фотографию смотрю – вот, моя сестра рядом! Они оказались подругами, — смеется Рашид.
Когда Рашид пошел в отпуск и поехал в Серов, Александр накоптил для него рыбы – горбуши.
— У меня тогда был индийский дипломат с двумя шифровыми замками. И он весь был упакован шоколадками. Нам шоколад выдавали «Спорт», 30 грамм. Каждый день есть шоколад уже приедается. Начинаешь откладывать. У меня штук 40 накопилось. И товарищи подходили: «Рашид, ты в отпуск идешь, возьми», — и шоколад дают. А в те времена это был дефицит, — отмечает мужчина.

И по пути он многих угостил этим шоколадом. Отпуск у Рашида был в 1985 году. Он вспоминает, что это были времена дефицита: «Я домой пришел, а у матери есть нечего. Она мне лапшичку на маргарине приготовит, колбаски кусочек. А мне даже стыдно было это есть, потому что был страшный дефицит продуктов и не хотелось объедать маму».

Юбилейный год

Для людей, так или иначе причастных к морскому флоту, 2021 год богат на юбилейные даты. В марте подводный флот отмечает свое 115-летие. В мае Тихоокеанскому флоту исполняется 290 лет. В последнее воскресенье июля отмечается День военно-морского флота, в этом году ВМФ исполнится 325 лет.
— Сам я служил не в подводном флоте. И, к сожалению, если брать тех, кто служил в подводном флоте, то это люди уже в возрасте. Не знаем почему, но молодежи нет, — говорит Илья Баталов, председатель Серовского объединения ветеранов ВМФ. — Всех подводников поздравляю с Днем подводного флота. Всем крепкого здоровья, благополучия в семьях, мирного неба над головой. И чтобы радостные, веселые, замечательные события, связанные со службой, никогда не забывали и вспоминались при встречах.

25 невероятных фотографий жизни на подводной лодке ВМС США

Списки

Орвелин Валле

 Атомная подводная лодка ВМС США – одно из самых загадочных мест, где может служить военнослужащий.

Вооруженные передовыми технологиями и имеющие достаточную огневую мощь для уничтожения цивилизаций, неудивительно, что каждый моряк на борту этих кораблей должен иметь секретный допуск или выше.


WATM просмотрела официальный веб-сайт ВМФ и попросила моряков Братства подводных пузырей предоставить личные фотографии, чтобы создать эти 27 невероятных фотографий жизни под водой.

Развертывание начинается с отплытия из порта приписки…

Фото: ВМС США

Подводная жизнь стеснена…

Фото: ВМС США

Люки меньше, чем на надводных кораблях…

Фото: ВМС США

Пузыреголовые – ВМС говорят за подводников – обходитесь без них солнечного света неделями.

Фото: US Navy

Моряки в возрасте 18 лет управляют кораблем…

Фото: US Navy

Серьезно, даже гардемарины получают очередь…

Фото: US Navy

На подводной лодке нет окон; сонарная технология – это глаза и уши экипажа.

Фото: ВМС США

 У подводных лодок есть некоторые из тех же удобств, что и надводные корабли…

Фото: YouTube

… но все в подводной лодке модифицировано для ограничения шума. Это резиновые амортизаторы под беговую дорожку…

Фото: YouTube

Повар должен быть доволен…

Фото: YouTube

Еда для подводных лодок — одна из лучших на флоте…

Фото: YouTube

Плавать на подводной лодке — это здорово.

. . Фото: US Navy

После нескольких месяцев пребывания в океанских глубинах доктор прописал немного витамина D (солнечного света). . .

Фото: A. Ceglia

Так выглядит стальной пляжный пикник на подводной лодке. . .

Фото: Reddit

Завязывается дружба на всю жизнь…

Фото: С. Саутхард

Товарищи по плаванию становятся большой семьей…

Фото: Дж. Бартон

Некоторые вещи никогда не меняются. Эта фотография моряков, красящих субмарину, была сделана в 1950-х годах. . .

Фото: К. Хоутон

Этот снимок был сделан в 2010 году…

Фото: А. Челья

Один урок актуален в любую эпоху: не используйте краску подводной лодки, чтобы одеваться как Халк. . .

Согласно ленте Reddit, этот мужчина из Бразилии использовал перманентную подводную краску, чтобы одеться как Халк. После безуспешной попытки удалить краску его мать пришла помочь с промышленными чистящими средствами. Фото: Реддит 900:17 Подводные лодки иногда прорываются сквозь лед и выходят на поверхность на Северном полюсе. Фото: US Navy

Санты не было рядом во время этого визита, но эти белые медведи оказали ему большой прием. . .

Фото: US Navy

Многие моряки становятся ракушками, но немногие имеют синий нос…

Чтобы стать синим носом, моряк должен пересечь Полярный круг на корабле ВМФ. Фото: Д. Гудман

Лучшие слова, которые может сказать командир, это: «Ребята, пошли домой».

 

Фото: US Navy

И ничто не сравнится с возвращением домой…

Фото: ВМС США

Ничего…

Моряк авианосца «Скрэнтон», помощник механика 2-го класса Уоррен Джек впервые после семи месяцев службы держит на руках свою дочь. Фото: ВМС США

Фотогалерея

Ключевое слово

Категория

От

К

Будет отображаться только 100 страниц изображений. Рассмотрите возможность уточнения условий поиска для получения лучших результатов.

301 — 312 из 2064 результатов

Миниатюры Список

ГРОТОН, Коннектикут.

ГРОТОН, Коннектикут (26 ноября 2021 г.) Моряки, прикрепленные к подводной лодке класса Вирджиния USS Minnesota (SSN 783), проводят операции по обработке тросов, пока лодка готовится к швартовке у пирса на борту военно-морской базы подводных лодок Нью-Лондон в Гротоне, Коннектикут, ноябрь 26. «Миннесота» и экипаж четвертой эскадрильи подводных лодок (SUBRON) вернулись в порт приписки после запланированного семимесячного развертывания в поддержку морской стратегии ВМФ по поддержке интересов национальной безопасности и операций по обеспечению безопасности на море. (Фото ВМС США, сделанное главным специалистом по массовым коммуникациям Джошуа Карстеном) Делиться

ГРОТОН, Коннектикут.

ГРОТОН, Коннектикут (26 ноября 2021 г.) Подводная лодка класса Вирджиния USS Minnesota (SSN 783) готовится к швартовке у пирса на борту военно-морской базы подводных лодок Нью-Лондон в Гротоне, Коннектикут, 26 ноября. Миннесота и команда, работающая под подводной лодкой Эскадрилья (SUBRON) FOUR вернулась в порт приписки после запланированного семимесячного развертывания в поддержку морской стратегии ВМФ по поддержке интересов национальной безопасности и операций по обеспечению безопасности на море. (Фото ВМС США, сделанное главным специалистом по массовым коммуникациям Джошуа Карстеном) Делиться

ГРОТОН, Коннектикут.

ГРОТОН, Коннектикут (26 ноября 2021 г.) Лейтенант Келли Аллен, офицер снабжения подводной лодки класса «Вирджиния» USS Minnesota (SSN 783), позирует фотографу со своей семьей во время возвращения домой на борту военно-морской базы подводных лодок Нью-Лондон. в Гротоне, штат Коннектикут, Миннесота, и экипаж четвертой эскадрильи подводных лодок (SUBRON) вернулся в порт приписки после запланированного семимесячного развертывания в поддержку морской стратегии ВМФ по поддержке интересов национальной безопасности и операций по обеспечению безопасности на море. (Фото ВМС США старшины 2-го класса Абеля Гонсалеса) Делиться

ГРОТОН, Коннектикут.

ГРОТОН, Коннектикут (26 ноября 2021 г.) Моряка приветствует его семья во время возвращения на родину подводной лодки класса Вирджиния USS Minnesota (SSN 783) на борту военно-морской базы подводных лодок Нью-Лондон в Гротоне, штат Коннектикут, Миннесота, и экипажа, действующая в составе четвертой эскадрильи подводных лодок (SUBRON) , вернулась в порт приписки после запланированного семимесячного развертывания в поддержку морской стратегии ВМФ по поддержке интересов национальной безопасности и операций по обеспечению безопасности на море. (Фото ВМС США, сделанное главным специалистом по массовым коммуникациям Джошуа Карстеном) Делиться

ГРОТОН, Коннектикут.

ГРОТОН, штат Коннектикут (26 ноября 2021 г.) Подводная лодка класса «Вирджиния» USS Minnesota (SSN 783) пересекает реку Темзу в направлении базы военно-морских подводных лодок Нью-Лондон в Гротоне, штат Коннектикут, штат Миннесота, и экипаж, работающий в составе четвертой эскадрильи подводных лодок (SUBRON). вернулся в порт приписки после запланированного семимесячного развертывания в поддержку морской стратегии ВМФ по поддержке интересов национальной безопасности и операций по обеспечению безопасности на море. (Фото ВМС США старшины 2-го класса Абеля Гонсалеса) Делиться

БРЕМЕРТОН, Вашингтон.

БРЕМЕРТОН, Вашингтон (22 ноября 2021 г.) Моряки, назначенные на быстроходную ударную подводную лодку класса «Лос-Анджелес» USS Oklahoma City (SSN 723), занимаются швартовкой, когда подводная лодка приближается к своему новому порту приписки — военно-морской базе Китсап в Бремертоне, штат Вашингтон. 22 ноября 2021 г. Оклахома-Сити, второе судно, названное в честь города в Оклахоме, отплыло из Аганы, Гуам, и должно начать процесс вывода из эксплуатации на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд. (Фото ВМС США, сделанное специалистом по массовым коммуникациям 3-го класса Гвенделин Л. Оразда) Делиться

БРЕМЕРТОН, Вашингтон.

БРЕМЕРТОН, Вашингтон (22 ноября 2021 г.) Моряки, назначенные на быстроходную ударную подводную лодку класса «Лос-Анджелес» USS Oklahoma City (SSN 723), занимаются швартовкой, когда подводная лодка приближается к своему новому порту приписки — военно-морской базе Китсап в Бремертоне, штат Вашингтон. 22 ноября 2021 г. Оклахома-Сити, второе судно, названное в честь города в Оклахоме, отплыло из Аганы, Гуам, и должно начать процесс вывода из эксплуатации на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд. (Фото ВМС США, сделанное специалистом по массовым коммуникациям 3-го класса Гвенделин Л. Оразда) Делиться

БРЕМЕРТОН, Вашингтон.

БРЕМЕРТОН, Вашингтон (22 ноября 2021 г.) Моряки стоят на борту быстроходной ударной подводной лодки класса «Лос-Анджелес» USS Oklahoma City (SSN 723), когда она пересекает Пьюджет-Саунд в свой новый порт приписки — военно-морскую базу Китсап в Бремертоне, штат Вашингтон, ноябрь. 22 октября 2021 г. Оклахома-Сити, второе судно, названное в честь города в Оклахоме, отплыло из Аганы, Гуам, и должно начать процесс вывода из эксплуатации на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд. (Фото ВМС США, сделанное специалистом по массовым коммуникациям 3-го класса Гвенделин Л. Оразда) Делиться

БРЕМЕРТОН, Вашингтон.

БРЕМЕРТОН, Вашингтон (22 ноября 2021 г.) Быстроходная ударная подводная лодка класса «Лос-Анджелес» USS Oklahoma City (SSN 723) пришвартована в новом порту приписки военно-морской базы Китсап в Бремертоне, штат Вашингтон, 22 ноября 2021 г. Оклахома-Сити, второе судно, названное в честь города в Оклахоме, отплыло из Аганы, Гуам, и должно начать процесс вывода из эксплуатации на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд. (Фото ВМС США, сделанное специалистом по массовым коммуникациям 3-го класса Гвенделин Л. Оразда) Делиться

Военно-морская база Морских сил самообороны Японии Куре, Япония.

КУРЕ, Япония (23 ноября 2021 г.) Тендер подводной лодки наземного класса Emory S. USS Frank Cable (AS 40) прибывает на военно-морскую базу Морских сил самообороны Японии в Куре, Япония. Фрэнк Кейбл находится в патруле, выполняя экспедиционное обслуживание и материально-техническое обеспечение в поддержку национальной безопасности в районе операций 7-го флота США. (Фото ВМС США, сделанное специалистом по массовым коммуникациям 2-го класса Чейзом Стивенсом) Делиться

ФИЛИППИНСКОЕ МОРЕ

ФИЛИППИНСКОЕ МОРЕ (21 ноября 2021 г.) Американская подводная лодка выходит в море во время ежегодных учений (ANNUALEX). ANNUALEX 2021 — это многосторонние учения, проводимые элементами Королевских австралийских, Королевских канадских, немецких, японских морских сил самообороны и военно-морских сил США, чтобы продемонстрировать неспособность военно-морских сил и совместную приверженность свободному, открытому и инклюзивному Индо-Тихоокеанскому региону. (Фото ВМС США, сделанное специалистом по массовым коммуникациям, учеником моряка Исайей Б. Гесслом) Делиться

ГРОТОН, Коннектикут.

ГРОТОН, Коннектикут (10 ноября 2021 г.) Пожарные пересекают нос ударной подводной лодки типа «Лос-Анджелес» USS Cheyenne (SSN 773) во время учений по тушению пожара. Крупномасштабные учения были совместными усилиями Пожарной службы Нью-Лондона базы подводных лодок ВМС и 18 пожарных частей из близлежащих населенных пунктов на случай, если их персонал будет вызван для тушения фактического пожара на борту подводной лодки, такой как на борту USS Miami ( SSN 755) в 2012 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *