Мозаики Софии Киевской
Содержание:
Фрески Софии Киевской среди огромного количества древних мозаик и фресок, сохранившихся до нашего времени, считаются самыми подлинными произведениями монументальной живописи XI века. Такое исключительное положение мозаик и фресок Софийского собора в Киеве заключается в том, что их никогда не переделывали и не дополняли реставраторы, фрески только очищали от пыли и копоти, этого было достаточно, чтобы вернуть им многокрасочную свежесть первоначального состояния, таково было мастерство древних русских мастеров.
Саша Митрахович29.12.2016 14:56
4481 | 0 | Понравилась статья : 0
Основание центрального купола Софии Киевской украшает огромный медальон, в центре которого находится мозаичное изображение «Христос — Пантократор».
Мозаика выполнена по всем правилам восприятия с дальнего расстояния. Изначально в куполе находилось четыре изображения архангелов. К сожалению, из них частично сохранилось только одно мозаичное изображение, которое относится к XI веку. Остальные части были дорисованы красками в XIX веке.
Саша Митрахович29.12.2016 15:01
3631 | 0 | Понравилась статья : 0
Свод главного алтаря Собора Святой Софии в Киеве украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками.
Обута в красные сапожки. Эта фигура отличается монументальностью и особым величием.Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.
Саша Митрахович29.12.2016 15:04
3002 | 0 | Понравилась статья : 0
# Украина # Киев # Православные храмы
Загрузка. ..
Читать следующую статью
Фрески Софии Киевской
Читать предыдущую статью
Интерьер Киевского Софийского собора
Поделиться с друзьями:
Коментарии: (0)
Вы можете оставить первый комментарий к статье
Новые посты
Это интересно
Мозаика Софийского собора в Киеве
Опубликовано От admin
Во времена правления Ярослава Мудрого в Киеве был сооружен выдающийся памятник архитектуры — Софийский собор. Его строили приезжие греческие зодчие и местные мастера — русичи.
Не может не очаровывать и внутреннее оформление собора — великолепные мозаики, фрески, резные шиферные плитки, мраморная усыпальница Ярослава Мудрого, кованные и позолоченные двери, карнизы, капители колонн.
До наших дней София Киевская дошла в стилистике украинского барокко XVII — XVIII столетий. Но архитектурная основа, внутреннее оформление сохранило свой первоначальный облик.
Из всего первоначального количества мозаики, которое достигало 640 квадратных метров, на сегодняшний день осталось всего 260 квадратных метров. Полностью были разрушены мозаичные полы, обсыпалась часть картины на полукруглой стене за алтарем. Полы, искусно выложенные из кусочков мозаики, погибли в XIX веке после того, как на них положили чугунную плиту.
Много фресок было повреждено во время ремонтно — реставрационных работ в 1848 — 1853 годах. Художники — подрядчики Фокт, Жолтоножский, Поликонов — на свое усмотрение перерисовали старинные изображения масляными красками.
Мозаики Софии Киевской являются жемчужиной мирового искусства. Во время внимательного изучения большинства картин можно определить, что они выполнены в различных индивидуальных манерах. Особый интерес представляет мозаичное изображение архангела.
Мозаика архангела
Грунт для мозаики готовился очень тщательно. Стену покрывали тремя слоями штукатурки, и на верхнем из них художник рисовал цветными водяными красками той или иной образ или орнамент. Таким образом были нанесены фрески на стенах, изображающие евангелистов — Иоанна, Марка и Матфея.
Евангелист Марк
Евангелист Иоанн
Евангелист Матфей
Цветовая палитра красок киевских мозаик — это одно из тех чудес, которое волнует и никогда не перестанет восхищать. Но мастерство художников проявляется не только в цветах. В Софийском соборе одни мозаики размещаются ближе к зрителям, другие — дальше. Одни освещены ярче, другие находятся в менее освещенных местах. Одни мозаики нанесены на ровненьких плоскостях, другие — на изогнутых.
Для мозаик Софии Киевской в целом характерны гармония, а не контраст. Определенное притяжение к контрастам заметно разве что в купольных мозаиках. В плавном переходе выполнены Мария Оранта, Причастие, Святитильский чин, Благовещение, а также орнаменты алтаря.
Центральный образ, который сразу приковывает внимание зрителей — это Мария Оранта, Богоматерь — заступница и защитница Киева. Она изображена на основном месте в храме. Весь фон выложено золотистой смальтой.
Мария с серьезным, даже суровым лицом, кажется действительно нерушимой и всесильной. А синие, голубые, золотистые, сиреневые и черные цвета в ее одежде придают ее фигуре торжественной праздничности.
Лицо Марии — Оранты издалека кажется розоватым. Ее лицо оживает, его выразительность усиливается проникновенным взглядом ее глубоких глаз. Взгляды святых то грустные, то умоляющие, то наполнены сурового величия или нежной любви. Но во всех случаях они страстные, бодрые и живые. Все это свидетельствует, что художники глубоко изучили внутренний мир человека.
Мария Оранта
Мозаики собора Софии Киевской за тысячелетнюю историю своего существования не утратили ни единого оттенка от своей первоначальной сочности и богатства своих красок. Они были и остаются примером чрезвычайной силы искусства.
Мозаика » Христос Вседержитель
» ( Христос — Пантократор) расположена в центральном куполе Софийского собора. Это одно из самых главных и самых красивых изображений, сделанное древними художниками с большим искусством.
Опубликовано в рубрике История архитектуры
Софийский собор в Киеве
Мозаики украшают алтарь и центральный купол.
Купол центральный. Схема расположения мозаики:
Канцелярия. Схема расположения мозаики:
Эти изображения представляют главных персонажей христианской религии и расположены строго по «религиозной иерархии» и соответствуют иерархии феодального общества.
Все сохранившиеся мозаики являются подлинными реликвиями 11 века. Однако некоторые мозаики с недостающими частями были заполнены масляной живописью в XIX веке.
На вершине центрального купола в медальоне диаметром 4,1 метра установлена монументальная поясная фигура Христа Пантократора в багряной ризе и синей мантии.
Христос Пантократор. Центральный купол:
Медальон обрамлен девятью кругами разного цвета, напоминающими радугу. Христос Пантократор окружен четырьмя архангелами: только один в синем облачении представляет собой еще мозаику, три других написаны маслом М. Врубелем в 1884 году.
Архангелы. Подробности. Центральный купол:
Двенадцать апостолов изображены в промежутках между окнами барабана, но в виде мозаики сохранилась только верхняя часть фигуры св. Павла. Четверо евангелистов изображены на подвесках, поддерживающих купол, но в первоначальном виде сохранилось только изображение святого Марка на юго-западной подвеске. Святой Марк сидит на стуле перед раскрытой книгой Евангелия с пером в правой руке и свитком в левой. Он носит серовато-белую мантию и бледно-фиолетовую мантию. Также используются зеленые, желтые и золотые мозаики, которые значительно улучшают общую цветовую гамму.
Евангелист Марк. Деталь. Юго-западная подвеска:
«Евангелист Иоанн». Деталь:
На других мозаичных изображениях евангелистов сохранились лишь небольшие фрагменты. Среди них очень интересное изображение столика для письменных принадлежностей на юго-восточном парусе (часть песни «Евангелист Матфей»).
«Евангелист Матфей». Деталь. столик:
Севастийских мучеников в Софийском соборе в Киеве. Подробности. Мозаика.
Пятнадцать мозаичных медальонов с изображением мучеников, все еще в хорошем состоянии, находятся на внутренней стороне арок северной и южной стен под центральным барабаном.
На арочных колоннах перед алтарем мозаика изображает сцену Благовещения: слева Архангел Гавриил, справа Богородица.
Благовещение. Колонна арки Архангела Гавриила перед алтарем: | Благовещение. Дева Мария. Арочная колонна перед алтарем: |
Обе части композиции имеют красивую цветовую палитру. Габриэль облачен в белое одеяние с бледно-зеленым, малиновым и черным оттенками. Сияющий белый цвет подчеркнут его красные сандалии, посох и полосатые рукава. Мэри одета в темно-синее платье с золотом на рукавах и концах мантии с капюшоном. Красные туфли Богородицы и пряжа, которую она держит, контрастируют с ее темно-синим одеянием.
Придел Софийского собора
Деисус на арке над центральной апсидой состоит из трех медальонов с изображением Иисуса, Девы Марии и Иоанна Крестителя.
Деисус. Арка над центральной апсидой:
Деисус. Деталь. Иисус. Арка над центральной апсидой:
Деисус. Деталь. Дева Мария. Арка над центральной апсидой:
Деисус. Деталь. Джон Бартист. Арка над центральной апсидой:
Дева Орана. Придел Софийского собора
На раковине гигантская мозаика Богородицы Ораны, Мадонны в молитве. Он доминирует над всеми фресками внутри собора и имеет высоту около шести метров. Богородица стоит с воздетыми руками на широкой платформе, украшенной драгоценными камнями. Мария носит темно-синюю мантию и малиновую мантию, складки которой оторочены золотом. Ее туфли красные. Поразительный белый платок с бахромой накинут на красный пояс вокруг ее талии. Эта мозаика Девы Ораны полна величия, уникальной монументальности формы и богатого колорита.
Дева Орана. Канцелярия:
Евхаристия (Святое Причастие) в Софийском соборе
Ниже Орана расположена широкая панорамная композиция Евхаристии — символическая сцена причащения апостолов Святых Таин. Ангелы с большими веерами стоят по обе стороны стола для причастия. Слева и справа от них дважды изображенная фигура Христа: слева он преломляет хлеб с учениками; справа он делит вино. Ученики подходят к нему с обеих сторон, одетые, как и ангелы, в светлые одежды; фигуры Христа облачены в ультрамариновую мантию, надетую поверх сиреневого одеяния, отороченного сверкающим золотом. Алый стол для причастия в центре делает всю композицию особенно впечатляющей.
Евхаристия. Канцелярия:
Евхаристия. Детали:
Евхаристия. Деталь: Христос; Деталь: Ангел:
Евхаристия. Детали:
Евхаристия — одно из главных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом претворяются в Тело и Кровь Христа. Совершение Евхаристии составляет суть главного христианского богослужения — литургии. При Причащении верующие, причащаясь хлеба и вина, олицетворяющих «истинное Тело» и «Истинную Кровь» Спасителя, соединялись с Ним и становились залогом вечной жизни.
Композиция «Евхаристия» включает в себя фигуру Иисуса Христа (часто ее пишут дважды) в центре композиции и Апостолов, приходящих к нему для Причастия. Апостолы во главе с Петром и Павлом. Христос стоит перед престолом и дает своим ученикам хлеб и вино. Ангелы служат ему. В соборе образ «Евхаристия» традиционно помещается у алтаря в центральной апсиде. Для этого сюжета специально закреплено место, где совершается таинство литургии, потому что оно ясно объясняет, о чем идет богослужение.
Изображение апостолов, причащающихся Святых Тайн, широко используется в X-XI веках. В Софийской «Евхаристии» представлена обширная иконография этого предмета.
Наиболее удачны цветовые сочетания в двукратно повторяющейся фигуре Христа, облаченного в пурпурную мантию с золотыми вставками и голубой плащ — его одежда контрастирует с золотым фоном.
С обеих сторон подходят апостолы. Их трудно узнать из-за различий в канонической форме. Их образы невыразительны и лишены индивидуальной индивидуальности, что отличает Отцов Церкви на «Святительском чине», расположенном здесь регистром ниже. Трое апостолов слева в «Евхаристии» Софии чрезвычайно трудно атрибуции. Исследователи до сих пор не знают, кто они. Две фигуры, крайние справа, не сохранились — во время одной из реставраций в 19го века они были написаны красками. Предположительно, это апостолы Варфоломей и Фома.
«Евхаристия» самая архаичная из всех мозаик Святой Софии. Фигуры апостолов пропорционально короче, с более крупными головами и скованностью в движениях, их позы и жесты однообразны.
Диапазон отцов церкви. Мозаика в Софийском соборе в Киеве
Мозаики нижнего ряда апсиды изображают Хребет Святых Отцов Церкви (в виде мозаики сохранилась только верхняя часть фигур). Изящное очертание формы, богатая и пестрая цветовая гамма, цельность и законченное совершенство композиции делают этот хребет одним из замечательных образцов древнерусского монументального искусства. Лицам придаются индивидуальные и психологические черты. Особенно выразительна голова Иоанна Златоуста (в правой части композиции).
Отцы Церкви Диапазон. Фрагмент. Канцелярия:
Отцы Церкви Диапазон. Фрагмент. Иоанн Златоуст. Канцелярия:
Отцы Церкви Диапазон. Фрагмент. Святой Василий Великий. 1 век. Канцелярия:
Диапазон Отцов Церкви. Фрагмент. Святой Лаврентий. Канцелярия:
Отцы церковного хребта. Фрагмент. Святитель Григорий Чудотворец. Канцелярия:
Отцы Церкви Диапазон. Фрагмент. Св. Григорий Нисский. Канцелярия:
Диапазон Отцов Церкви. Фрагмент. Св. Григорий Богослов. Канцелярия:
Диапазон Отцов Церкви. Фрагмент. Святой Климент Папа. Канцелярия:
Отцы церковного хребта. Фрагмент. Святой Епифаний. Канцелярия:
Прочие масаики Софийского собора в Киеве
Аарон. масаика 11 века. Канцелярия:
Христос Священник:
Апостол Павел:
Все мозаики собора изображены на блестящем золотом фоне.
Отличаются богатством, яркой окраской и чистыми тонами. В широкой гамме призматической мозаики преобладают темно-синий и грязно-белый цвета в сочетании с малиновым. Каждый цвет представлен огромным количеством оттенков и оттенков: 21 — синего, 34 — зеленого, 19 — розово-красного, 25 — различных оттенков золота и так далее. Это свидетельствует о высоком развитии стеклоделия в Древней Руси и техники изготовления тессер. Всего цветовая палитра мозаики включает 177 различных оттенков или оттенков. Тессеры были сделаны из стекла, окрашенного с помощью солей и добавок окисленного металла. Картину или мозаичное изображение наносили прямо на стену, заливая мозаику сырой штукатуркой. В среднем кубики были размером около одного кубического сантиметра. Однако в изображении лиц часто встречаются кубики меньшего размера, около 0,25 куб. см. Основание под мозаику состояло из трех слоев общей толщиной от 4 до 6 сантиметров. Помимо стеклянной мозаики, использовались также кубики из природного камня.
Каждая мозаичная композиция была окружена надписями на греческом языке, поясняющими тему. Имена мозаичных мастеров неизвестны. Однако, изучая художественную особенность исполнения отдельных изображений и способы нанесения тессеры, мы можем определить вероятную группу мастеров, насчитывающую восемь человек, не считая их подмастерьев.
В ходе реставрационных работ в Софийском соборе мозаики были очищены от скопившейся грязи и копоти и заново уложены в новую штукатурку в местах выпадения старых мозаик. Мозаика центрального купола и изогнутая поверхность главной апсиды гармонируют с фресковой росписью.
Подробнее:
— ФРЕСКИ >>>
— ГРАФФИТИ >>>
— Другие детали интерьера Софийского собора >>>