Фрески Кносского дворца — реферат
Фрески Кносского дворца
Не следует, однако,думать, что вся живопись Крита имела такой условный характер, хотя некоторыеособенности ранней живописи повторялись постоянно и в дальнейшем. Впротивоположность «Собирателю шафрана» очень большой реалистическойнаблюдательностью и при этом особенной красочной тонкостью обладают фрескиконца среднеминойского периода (то есть конца 17—начала 16 в. до н. э.) из АгиаТриады с изображениями растений и животных. В сохранившемся фрагменте фрески скошкой, охотящейся в зарослях за фазаном, художник хорошо нашел и гибкую,осторожную поступь кошки и спокойствие не замечающего опасности фазана; сзамечательным декоративным изяществом и в то же время верностью натуре переданыветви и листья различных растений в других фрагментах этих фресок.Непосредственная свежесть восприятия природы отличает и фреску «Синие дельфиныи цветные рыбы» на голубом фоне моря, на стене одного из «помещений царицы» вКноссе.
Живописность идекоративность, так же как свобода и смелость критской живописи в концесреднеминойского периода, нашли свое выражение и в фресках, более или менееконкретно изображающих жизнь обитателей Крита. В так называемой Старой башнеКносского дворца найдены фрагменты фрески, где очень бегло, но достаточнонаглядно изображена пестрая толпа людей, собравшаяся перед храмом, околокоторого сидят нарядно одетые женщины, может быть, жрицы, по-видимому,оживленно разговаривающие. Женщины эти одеты в платья с широкими юбками,стянутыми в талии, с открытой грудью и пышными рукавами, на тщательнопричесанных волосах — диадемы и ожерелья. Большой интерес представляютархитектурные формы храма. Он состоит из увенчанной нарядной кровлей центральнойчасти на высоком каменном основании с двумя расширяющимися кверху колоннами,двух боковых пристроек, расположенных ниже, с одной колонной у каждойпристройки и, наконец, двух лестниц по сторонам здания, также с колоннами.Точка зрения на всю сцену взята сверху, но храм (включая и лестницы) показанстрого фронтально.
Еще более любопытнакносская фреска с «дамами в голубом», как их назвали археологи. Насохранившейся верхней части трех женских фигур лица нарисованы в профиль, глазаи грудь — в фас; женщины одеты в узорные голубые платья с узкими талиями, соткрытой грудью и рукавами до локтей, на их головах диадемы и жемчужные нити,которыми перевиты пряди тяжелых черных волос, часть которых падает на спину игрудь, на лбу завитки. Свободно переданы манерные жесты полных украшенныхбраслетами рук с тонкими пальцами. Лица женщин совершенно одинаковы ималовыразительны, но в них все же есть некоторое оживление: перед ними,возможно, развертывалось цирковое представление или какое-либо другое зрелище.
Обе эти фрески даютпредставление об облике знатных женщин Крита, о сложности и изысканностикультуры обитателей Кносского дворца, позволяя строить предположения о важномзначении женщины в критском обществе. В северозападной части Кносского дворцанайдены фрагменты многофигурной «фрески с табуретами», где изображены нарядноодетые юноши, сидящие на табуретах, и среди них девушка в профиль с огромнымсмеющимся черным глазом, ярким ртом, исполненная живости и задора. На нейузорное голубое с красным платье с большим бантом на шее сзади; на лбу — локон.Несмотря на неожиданную для искусства той эпохи непринужденность и дажесвободную естественность подвижных жестов или эффектных костюмов и причесок,общий характер всей этой живописи, однако, не выходит за границы древневосточнойторжественности и зрелищности, неизменно сохраняя черты узорности иплоскостности.
Среди фресок Кносскогодворца, как и во всем искусстве Крита, очень значительное место занимаетизображение быка, игравшего, видимо, чрезвычайно важную роль в хозяйственнойжизни и в религиозных и мифологических представлениях критян. В религияхдревних народов всего Средиземноморья бык занимал важное место. Понимание этогообраза изменялось от древних и примитивных тотемистических представлений доолицетворения в нем животворящей силы природы. Однако нигде быку не придавалосьтакое большое значение, как на Крите.
В Кноссе найденызамечательные фрески с акробатами — юношами и девушками, прыгающими черезстремительно бегущего быка. Они все одеты одинаково — с повязкой на бедрах,талии стянуты металлическими поясами. Их движения свободны и ловки. Подчеркнутыширина груди, тонкость талии, гибкость и мускулистость рук и ног. По-видимому,эти особенности считались признаками красоты. Возможно, что такие опасныеупражнения с разъяренным быком имели не только зрелищный, но и священный смысл.Среди критских фресок только эти динамические акробатические сцены обладаюттакой же жизненной правдивостью, как и фрески, изображающие природу, хотя чертыусловности выступают и в них достаточно ясно («летящий галоп» быка и т. п.).
Уже к позднеминойскомупериоду (после 1580 г. до н. э.) относятся большие декоративные росписи в такназываемом «коридоре процессий» Кносского дворца, где фрески были, вероятно,расположены в два ряда; сохранился нижний ряд с процессией юношей, несущихсосуды из серебра, и девушек с музыкальными инструментами. Человеческие фигурыданы здесь в очень большой мере условно — декоративно и плоскостно. Такого жерода и знаменитый раскрашенный рельеф из Кносса, так называемый (попредположению Эванса) «Царь-жрец». Этот не полностью сохранившийся иреставрированный рельеф, большой по размеру (около 2,22 м высоты) и слабовыступающий из фона (не более 5 см в наиболее выдающихся частях), изображаетидущего юношу в традиционном древнем костюме (повязке и поясе), с тонкой талиейи широкими плечами. Поступь юноши исполнена торжественности. На голове его —корона из лилий и три спускающихся назад пера, на груди — ожерелье, также изцветов лилии. Правой рукой, сжатой в кулак, он касается груди, в отведеннойназад левой руке держит жезл. Он проходит среди растущих белых лилий с краснымитычинками и порхающих бабочек. Фон рельефа — красный. Необыкновенно изысканныйи манерный стиль этого рельефа находит отклики в одновременном дворцовомискусстве Микен и Тиринфа. Еще более условны и похожи на плоский узор росписисаркофага из Агиа Триады, где представлены культовые сцены — жертвоприношениеперед двумя двойными секирами (по-видимому, бывшими символом священного быка) ипринесение даров умершему. Все более усиливающаяся схематизация приводиткритскую живопись уже в 15 в. до н. э. к полному упадку.
Наиболее ранней фрескойв Кносском дворце считается так называемый ‘Собиратель шафрана’ (возможно, 18или 17 в. до н. э.) — наклонившаяся человеческая фигура (а возможно, и нечеловек, а обезьяна) посреди крупных цветов крокуса или шафрана.Непропорциональная, данная плоским силуэтом фигура окрашена голубовато-зеленойкраской; белые распустившиеся цветы, растущие на очерченных извилистым криволинейнымконтуром ‘горках’, ярко выделяются на красном фоне.
Критяне были рыбаками имореходами, воинами и торговцами. Они хорошо знали морскую флору и фауну. Неслучайно на сосудах, фресках и печатях с таким знанием дела художники иремесленники Крита изображали многочисленных обитателей моря.
При раскопках Кносскогодворца ученые с удивлением и восхищением рассматривали фреску на стенеапартаментов царицы. Древний художник изобразил морской простор, синихдельфинов и разноцветных рыб. Поражала достоверность и точность росписей. Откораллов и губок, составляющих бордюр фрески, поднимались вверх прозрачныепузыри. Критские художники изображали и страшных осьминогов с горящими, почтичеловеческими глазами, и водоросли, и морских звезд.
До нашего времени сохранилисьфрески, где изображены целые флотилии критских кораблей. В 1960-е гг. наострове Санторин (Фера), принадлежавшем в древности Критской морской державе,греческий археолог Спиридон Маринатос раскопал городок, засыпанныйвулканическим пеплом и пемзой после колоссального извержения расположенноговблизи вулкана.
На втором этаже одногоиз домов на главной площади, названного археологами западным домом, обнаруженыкрасочные фрески. На шестиметровой полосе изображены три города. Один из них,как считают археологи, критский. Об этом свидетельствуют типичные для островныхдворцов украшения — бычьи рога. Там же изображены две реки и целая флотилияукрашенных цветочными гирляндами (видимо, в знак победы) кораблей сзарифленными (подобранными) парусами, входящих в гавань на веслах. Изящноодетые женщины и дети приветственно машут с балконов и крыш домов, выстроенныхступеньками на фоне красных гор.
По углам комнаты,украшенной этой фреской, почти в натуральную величину изображены два рыбака.Одна из фигур видна полностью. Это юноша с тонкой, как и на других критскихизображениях, талией и с широкими, повернутыми анфас плечами. В руках он держитсвязки выловленных рыб.
На другой фрескезападного дома виден большой военный корабль с шестью каютами. Над люками в каютыустановлены шесты, поддерживающие шлемы, украшенные рогами. На фреске изображенкормчий с огромным веслом в руках, гребцы, капитан, выглядывающий из каюты.
Ученые считают, чторазмеры корабля свидетельствуют о его использовании для дальних походов. Об этомже говорят изображения на фресках. Один из нарисованных на них трех городов —судя по всему, африканский (возле домов растут пальмы).
О контактах критян сДревним Египтом свидетельствует наличие на обеих фресках западного дома шестовс символами египетской богини Буто — пучками переплетенных лилий. Такой жесимвол заметен над каютой капитана на фреске с кораблем. Изучив изображенный нафреске живописный ландшафт с извивающейся рекой, некоторые ученые пришли квыводу, что это Нил (см.: Хейердал Т. Древний человек и океан. М.: Мысль, 1982;Ильинская Л.С. Легенды и археология. М.: Наука, 1988).
Критские моряки иторговцы издавна имели прочные связи с Египтом. Уже в начале II тысячелетия дон.э. островные купцы вели там оживленную торговлю. Особым спросом в Египтепользовались критские керамические сосуды, расписанные белой, оранжевой ижелтой красками по темному фону. Большей частью орнамент представлял собойстилизованные растения — видимо, водоросли. Не меньшей популярностьюпользовались в Египте критские золотые и серебряные сосуды.
Египетские ремесленникистали изготавливать имитации критской посуды, а художники заимствовали уостровитян некоторые приемы и орнаменты.
Ярким подтверждениемсвязей Крита с африканскими странами, которые осуществлялись, естественно,только по морю, являются фрески Кносского дворца, где изображены такиехарактерные представители африканской флоры и фауны, как пальмы, лотос,ливийский сильфий, гиппопотамы, зеленые и голубые мартышки. На фрескахвстречаются изображения негров; весьма показательна картина, на которой мывидим отряд чернокожих воинов под командой критского командира.
Египет также оказывалогромное культурное влияние на критское общество. Об этом свидетельствуюткритские печати, фрески, изделия из камня. Взаимное влияние наблюдалось и всудостроении. Это подтверждает гипотезу о начале интенсивного плавания критскихсудов в Египет не позднее чем в самые первые десятилетия II тысячелетия до н. э.(а возможно, и ранее).
Дипломатические связиКритской державы с Египтом осуществлялись, естественно, морским путем. Нафреске, украшавшей гробницу одного из вельмож эпохи фараона Тутмоса III (XV в.до н.э.), показано прибытие послов с Крита.
Жизнь ахейскогообщества была тесно связана с морем и мореплаванием. Это нашло свое отражение вхудожественных произведениях, украшавших дворцы ахейских владык. При раскопкедворца в Тиринфе археологи обнаружили, что полы во многих парадных помещенияхбыли покрыты изображениями дельфинов, осьминогов и других обитателей моря.Стены дворца в Пилосе также были украшены фресками, на которых явственноразличимы морские растения и животные.
Дельфин — существо,живущее в двух стихиях, морской и воздушной. Он служит связующим звеном междуземным и небесным и является царем рыб, спасителем людей, потерпевшихкораблекрушение, провожатым душ в потустороннем мире. Дельфин — это аллегорияспасения, вдохновленная древними легендами, которые изображают его как другачеловека. Он символизирует море, морскую силу, безопасность и скорость,свободу, благородство, любовь, удовольствие.
В минойской культуре онолицетворяет власть на морях. Почти четыре тысячи лет назад древние художникизапечатлели дельфинов на фреске Кносского дворца на острове Крит: словноморские божества, огромные животные, плавно скользя, совершают свой танец впрозрачных водах, охраняя мир и покой подводного царства.
Характернымипроизведениями минойской культуры являются керамика и вазовая живопись.Статуэтки из фаянса, стеатита, камня, слоновой кости, предметы культа, сосуды,инструменты, оружие, перстни-печати, украшения из золота говорят нам овысочайшем искусстве минойских мастеров и уникальности древней цивилизации.Приковывает внимание знаменитое золотое украшение – две осы соединенные каплеймеда – образец минойского ювелирного искусства. Две фаянсовые статуэтки –«Большая богиня со змеями» и «Малая богиня со змеями» поражают воображение, онисозданы в 16 веке до н.э. Ритон – сосуд из стеатита в виде головы быка,позволяет представить, как, возможно, выглядел Зевс, похитивший Европу.
/>
О культе минойцевизвестно немного. Для них природа всегда была чем-то божественным иолицетворялась с богиней-матерью. Она была повелительницей диких зверей, гор илесов, покровительницей плодородия, царицей подземного мира, воплощаламатеринство. Роль женщины в Минойском обществе была определяющей. Женщиныпринимали участие в собраниях, состязаниях, религиозных обрядах, красиво одевалисьи причесывались. Основу религии составлял пантеон женских божеств, связанный сприродой и плодородием. Их поистине божественные лики сохранились на фресках,вазах и увековечены в скульптурах.
Стихии морскихкатаклизмов, бурь, разрушительных землетрясений и гроз ассоциировались уминойцев с образом могучего и свирепого бога-быка. Отсюда особый культ этогоживотного и мифы, связанные с ним. Ритуальные игры с быком, присущие толькоминойской цивилизации, запечатлены на фресках. В числе подвигов, совершенных Гераклом,есть и одоление Критского быка, изрыгавшего пламя: весьма вероятно, что это нетолько отражение победы греков в борьбе с критянами, но и катастрофы, постигшейКрит.
Удивительная гармониякрасок, ярких и пастельных, нежных и вызывающих, красота и изящество женщин,сила и мужественность мужчин, изображенных в сложных ракурсах, передающиединамику движения переносят нас в те далекие времена. И порой кажется, чточеловечество что-то безвозвратно утратило, что тайны минойцев так навсегда иостанутся для нас неразгаданными. (Олеся Брукс, RATA-news)
Кносский дворец: история, описание, архитектура (фото)
41 419 4.44 0
Когда-то на территории Кносского дворца жил Минотавр, сын жены царя Миноса и священного быка. Чтобы чудовище с человеческим телом и бычьей головой согласилось безвылазно жить в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников, а раз в восемь лет присылали дань – семь девушек и семь юношей. Дабы не жертвовать своими подданными, критский царь требовал присылать молодых людей с Афин: этот город находился под влиянием царя Миноса.
Тесей, отцом которого являлся афинский правитель Эгей, узнав о происходящем, решил убить чудовище, а потому уговорил отца заменить его на одну из жертв (они договорились: если Тесей победит Минотавра, он заменит черные паруса белыми). К чудовищу юноша отправился не сразу: оказавшись во дворце Мидоса, он очаровал дочь царя, Ариадну, а влюблённая девушка быстро придумала, как сделать так, чтобы её возлюбленный нашёл дорогу из лабиринта, подарив ему клубок, нить которого указала бы дорогу назад.
Победив чудовище, Тесей отправился домой, захватив с собой Ариадну, но было одно «но». Минос обещал отдать дочь в жёны богу Дионисию – а потому её брак с Тесеем в планы олимпийца не входил. Но на все требования вернуть девушку юноша не прореагировал. Тогда боги наслали на Тесея проклятье – и он забыл о том, что обещал отцу. Эгей, увидев паруса чёрного цвета, не дождавшись прибытия корабля, бросился в море.
Содержание:
- 1 Легенда о Минотавре
- 2 Дворец
- 3 Двор Кносского дворца
- 4 Дворец изнутри
- 5 Гибель Кносса
Легенда о Минотавре
Учёные, которые занимаются изучением минойской цивилизации, всё больше склоняются к мысли, что легенда о Минотавре возникла не просто так, а имела вполне реальную жизненную историю.
По одной из версий, «полубог» являлся учителем царя Миноса, звали его Тавр и был он очень жестоким человеком, который нередко организовывал бои, предлагая в качестве приза афинских детей.Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.
Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).
Дворец
Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион.
Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.
Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне.
Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.
К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.
Двор Кносского дворца
Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.
Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).
С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.
Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.
Дворец изнутри
Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.
Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.
На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.
Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.
Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).
Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы. Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).
Гибель Кносса
Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря.
Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.
Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.
Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.
Кносский дворец в наши дни
Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.
Фрески Кносского дворца | Дорогами Души
Кносский дворец на Крите считается одним из самых известных памятников археологии. Согласно легенде, в давние времена именно в этом дворце-лабиринте жил Минотавр.
Мне посчастливилось побывать в Кноссе и увидеть его красоту собственными глазами. И в этом очерке хочу рассказать о фресках, которые были найдены в Кносском дворце.
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Что представлял собой Кносский дворец
Это было огромное сооружение с множеством самых разных построек. Дворец служил резиденцией царя, административным, религиозным, политическим, культурным и хозяйственным центром. В Западном крыле дворца археологи обнаружили святилища и помещения для проведения церемоний, в Восточном – жилые комнаты, мастерские и хозяйственные постройки.
Макет Кносского дворца можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона. Смотрите, это был самый настоящий лабиринт!
Со временем я напишу очерк о помещениях и постройках этого удивительного сооружения. А сейчас предлагаю полюбоваться его фресками.
Фрески Кносского дворцаВ Кноссе было найдено немало фресок в самых разных частях комплекса. Некоторые фрески можно увидеть на стенах в помещениях дворца, другие — в качестве экспонатов в Археологическом музее города Ираклиона.
Все найденные фрески исследователи делят на две группы. К первой группе они относят изображения с декоративными или геометрическими композициями. Во вторую группу включены так называмемые сюжетные фрески. На них мы видим сцены из повседневной жизни минойцев, их религиозные праздники и священные ритуалы.
Вот пример фрески с растительным орнаментом.
Смотрите, как гармонично она вписывается по цветовой гамме в интерьер дворцового зала.
А вот примеры сюжетных композиций. На фото слева — фреска, найденная в так называемом Коридоре процессий. Древний художник изобразил юношей, которые несут дары царице. Обратите внимание, что фигуры окрашены в темно-красный цвет. Это говорит о том, что изображены мужчины или юноши.
На фото справа — очень известная фреска, которая получила название «Принц с лилиями» или «Царь-жрец». На ней изображен юноша в юбке с широким поясом и в короне с павлиньими перьями. Правой рукой, сжатой в кулак, принц касается груди. Левой рукой, отведенной назад, он сжимает жезл. Принц проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Как видите, на фреске красной нитью проходит тема лилий. Они есть и в короне, и в ожерелье из бусин, и в нижней части изображения.
Фреска с принцем была обнаружена в поврежденном виде. От неё сохранились лишь часть перьев султана, грудь, ноги и одна рука принца. Но посмотрите, как филигранно поработали реставраторы!
Вот ещё одна известная фреска — «Игры с быком». Она была найдена в Восточном крыле Кносского дворца. Я помню эту фреску ещё из своего школьного учебника по истории древнего мира.
Тавромахия
Тавромахия это игра-состязание юношей и девушек с быком. Обратите внимание: фигура юноши, который перепрыгивает через быка, выкрашена в темно-красный цвет, а вот фигуры девушек по бокам — в белый.
Если внимательно посмотреть на фреску, то становится понятной суть игры. Нужно было схватить бегущего быка за рога, сделать двойной переворот в воздухе над его туловищем и спрыгнуть сзади. Здесь от участников требовались и ловкость, и смелость, и сноровка.
Ещё один интересный момент: юноши и девушки, изображенные на фреске, одеты одинаково. У каждого из них на бедрах тонкая повязка, на талии — металлический пояс. Широкая груда, тонкая талия, гибкость, мускулистость считались в то время признаками мужской и женской красоты.
По мнению искусствоведов, это была не просто игра, но и особый сакральный ритуал. Мы же с вами прекрасно знаем, что на Крите бык считался священным животным. Вот два рельефных изображения быка. Первое можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона, а второе — на северном бастионе Кносского дворца.
Одно из сакральных помещений дворца — Тронный зал. В нём до сих пор сохранился небольшой каменный трон. На нём восседал царь, который считался верховным жрецом. Остальные жрецы сидели на скамьях вдоль стены.
А теперь давайте посмотрим на фрески. На всех стенах четко видны изображения грифонов среди тростниковых растений. Это мифологическое животное появилось здесь неспроста. Минойцы верили, что грифон объединяет в себе три божества: божество небесное с головой орла, божество земное с телом льва и божество подземное со змеиным хвостом.
От южной стены Тронного зала вниз идёт так называемая Большая лестница. Она ведёт на веранду, где изображены щиты.
Щиты представлены парами, в виде восьмёрок. Каждая пара словно нанизана на общую спираль, которая хорошо просматривается на фотографии.
Вот изображение фрески со щитами в Археологическом музее Ираклиона.
Древние жители Крита были мореходами и рыбаками. Они прекрасно знали море и его многочисленных обитателей. Об этом свидетельствует фреска, которая сохранилась в мегароне царицы.
Что такое мегарон
Это тип дома, состоящего из прямоугольного помещения, боковые стены которого продолжены в сторону входа и образуют портик, иногда колонный.
Археологический словарь
На фреске, которая относится к раннему периоду истории минойской цивилизации, изображены дельфины, рыбы, медузы и морские ежи. В более поздний период изображение частично закрыли другой фреской, где тянется пояс со спиралями.
Обратите внимание на пилястру (внутренню часть колонны) справа. Там ещё одна фреска, которая получила название «Танцовщица». Мы видим танцующую женщину с черными, развевающимися на ветру волосами. На танцовщице — длинная разноцветная юбка и блузка с рукавами, украшенная вышивкой.
Фрагментом фрески можно полюбоваться в Археологическом музее Ираклиона.
Реставрационные работы
На территории дворцового комплекса профессиональные раскопки вёл известный британский археолог Артур Эванс. В ходе работ экспедиция обнаружила немало фресок в самых разных частях дворца. Изображения сохранились фрагментарно, однако Эванс провел большие реставрационные работы.
Под руководством Эванса над реставрацией минойских фресок работали опытные швейцарские художники, отец с сыном. У них были одинаковые имена — Эмиль Жиллерон (Émile Gilliéron). Вот почему художников впоследствии стали называть Эмиль Жиллерон Старший и Эмиль Жиллерон Младший.
В Археологическом музее Ираклиона можно увидеть копии фресок Кносского дворца. На верхнем фрагменте — собрание людей на открытом пространстве дворца, возможно, на Центральном дворе. На нижней фреске — танец в священной роще Кносса. Мы с вами уже знаем, что фигуры белого цвета изображают женщин.
Мне понравилось размещение экспонатов в витринах музея. Сверху представлены фрески, снизу — их фрагменты.
Если вы не связаны напрямую с реставрацией изображений, то наверняка у вас возникает закономерный вопрос: каким образом специалистам удается понять сам сюжет фрески? Здесь подключаются и хорошее знание истории, и воображение, и наметанный глаз профессионального художника.
Взгляните на нижний ряд. Если бы в вашем распоряжении были лишь фрагменты, смогли бы вы дорисовать недостающие части?
Экспонат из музея наглядно демонстрирует, каким образом реставраторы восстанавливают целые композиции по отдельным фрагментам.
Вот ещё одна отреставрированная фреска, с куропатками и удодом. Она украшала комнату для гостей в Западном крыле Кносского дворца.
В этом очерке представлены далеко не все фрески Кносса. Если вы интересуетесь более подробно этим вопросом, то без труда найдете информацию и о «Дамах в голубом», и о знаменитой «Парижанке».
Разумеется, фрески это не единственная достопримечательность Кносского дворца. В одном из следующих очерков я расскажу о постройках и самых интересных местах этого уникального комплекса.
© Татьяна Трунова, сентябрь 2020
Другие достопримечательности Крита
- Археологический музей в Ираклионе — очерк об одном из самых известных археологических музеев мира
- Монастырь Палиани — очерк об одном из древнейших монастырей Крита
Что ещё можно почитать о фресках
- Фрески Феофана Грека — в очерке о храме Спаса Преображения на Ильине в Великом Новгороде
Кносские фрески | История и археология онлайн
Наташа Шелдон
Кносский дворец представляет собой полный спектр стилей фресок минойской цивилизации. Его фрески изображают религиозные праздники и ритуалы, минойские виды спорта и декоративные узоры и мотивы.
Фрески Кносса также дают нам представление о минойской моде и о том, как выглядели минойцы. Они также помогли археологам воссоздать части дворца, сохранив детали архитектуры Кносса.
Реконструкция фресок Южного Пропилея Кносского дворца с изображением культовой процессии. Обратите внимание на использование красной краски для мужских фигур. Изображение Кредит Наташа Шелдон (2005) Все права защищены. Фрески минойской религии и ритуаловМинойские дворцы были ритуальными центрами, а также королевскими резиденциями. Западное крыло Кносса было посвящено публичным приемам и минойским религиозным церемониям и имеет множество фресок, на которых сохранились детали событий, которые могли происходить во дворах, коридорах и комнатах дворца.
Известные фрески можно найти в:
- Коридор процессии . Весь коридор покрыт красочной фреской, давшей ему название, на которой изображены фигуры почти в натуральную величину, несущие дары женщине, которая является либо богиней, либо королевой.
- Пропилеум . Крыльцо или сторожка, которая была входом в священную ограду дворца, покрыта сценой, аналогичной Коридору Процессии. Толпа юношей и девушек изображена в процессии, завершающейся жертвоприношением божеству. Лучше всего сохранилась фигура виночерпия, юноши с коническим ритоном или сосудом для возлияний.
- Тронный зал . Здесь фрески изображают минойские праздники во дворце. Одна сцена показывает женщин, танцующих в священной роще, которая предположительно была частью дворцового комплекса, в то время как зрители-мужчины аплодируют им.
Минойцы тесно связывали природу с божественным. На многих фресках Кносса изображены растения и животные, связанные с Критом и богами:
- Дом фресок . Расположенный рядом с тронным залом в церемониальном западном крыле Дом фресок хранит несколько прекрасных фресок, воспевающих природу Крита. Примечательна сцена экзотических садов, полных цветов и растений. В сцене также есть синяя птица и две ручные голубые обезьяны с лентами на шее, собирающие тростник папируса.
- Тронный зал содержит сцены, посвященные некоторым священным животным минойской цивилизации. Северная и западная стены комнаты украшены грифонами среди тростника. Для минойцев грифон сочетал в себе атрибуты неба, земли и подземного мира в своей композиции из головы орла, тела льва и хвоста змеи.
- Мегарон королевы : Личная приемная королевы в восточном крыле дворца, на восточной стене сохранилась фреска с дельфинами. Сочетая дельфинов, рыб и морских ежей, это одна из самых представительных фресок Кносса.
В западном крыле также хранятся подробности минойских спортивных мероприятий. Их положение в церемониальном крыле дворца указывает на то, что такая деятельность была не только рекреационной, но и религиозной. Считается, что остатки большой фрески в пропилеуме изображали бой быков, хотя осталась только бычья нога.
На фреске «Тореадор», найденной в жилом крыле дворца, изображено состязание между юношей, девушкой и быком. Сцена ярко изображает минойский спорт с прыжками через быка, когда участники хватаются за рога животного, перепрыгивая через него.
Минойские фрескиСтены, потолки и бордюры во дворце часто были заполнены повторяющимися узорами общих минойских мотивов. Хорошие примеры можно найти в жилых кварталах дворца, с площадками возле королевских покоев, покрытых спиральными фризами. Многие из этих фризов являются репродукциями; оригиналы выставлены в музее Ираклиона. Единственным исключением является потолок ванной комнаты королевы, где до сих пор сохранились плохо сохранившиеся остатки монохромных фресок и декоративных фризов.
Дамы в голубом, фреска Кносского дворца. Кредит Фотографии: каворит. Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Общая лицензия. Wikimedia Commons Фрески минойцевМногие фрески во дворце дают четкое представление о внешности минойцев, хотя и в идеализированном виде, а также об их стилях в одежде и украшениях:
- Дамы в голубом . Эта фреска, найденная в западном крыле, дает четкое изображение минойского женского идеала, а также придворной моды. У белокожих дворцовых дам сложные завитые прически. Они носят изящные ожерелья и браслеты. Четко показаны даже детали их одежды, вплоть до корсажей с синей отделкой.
- Фреска Царя-Жреца или Принца с Лилиями . На этой фреске, расположенной к югу от центрального церемониального двора, изображен молодой человек в короне из лилий и павлиньих перьев. Его кожа красновато-коричневая, а верхняя часть тела обнажена, за исключением золотого ожерелья из лилий на шее. Он носит килт и ведет на поводке грифона или сфинкса. От сцены осталось немногое, но она показывает минойский идеал мужчины с широкими плечами и узкой талией.
- Мегарон Королевы . Больше деталей женской моды сохранилось во фреске танцующей девушки. Болеро с короткими рукавами, которое носит девушка, украшено красочной вышивкой. Сама сцена умело изображает движение в том, как волосы девушки кружатся вокруг нее, когда она движется.
- Пропилеум Фреска . Снова изображая минойский физический идеал, мужские тела показаны красно-коричневыми, а женские — белыми. Оба пола имеют длинные волосы и носят одинаковую одежду и украшения. Надеты браслеты и ножные браслеты, а у некоторых фигур на запястьях есть камни-печати.
Во дворце есть фрески, показывающие комнаты и деятельность в Кноссе, в таких областях, как центральный церемониальный двор и дворцовые святыни. Эти сцены помогли разобраться в останках Кносса.
РесурсыLogiadou-Platonos, Sosso, Кносс: Дворец Миноса. Обзор минойской цивилизации . Афины.
Василакис, Андонис, (1999) Минойский Крит: от мифа к истории (1999) Издания Адама: Афины.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Опубликовано Наташей Шелдон
Посмотреть все сообщения Наташи Шелдон
Древние минойские фрески | History and Archeology Online
Минойская фресковая живопись была центральной частью минойского искусства. Это была форма древнего искусства, которая фокусировалась на божественном и светском, сохраняя детали религиозных церемоний и верований, а также то, как выглядела минойская архитектура, и сцены из повседневной минойской жизни. Его художественные приемы были сложными и распространились по всему греческому миру.
Археология минойских фресокБольшинство минойских фресок было найдено во дворцах или высокопоставленных виллах. Обычно выживают только фрагменты либо под отвалом, либо под более поздними этажами. На уцелевших стенах сохранилось очень мало фресок.
Археологи восстановили многие минойские изображения из этих фрагментов, но результаты в значительной степени зависят от воображения археолога, дополненного примерами из других мест минойского мира. Многие сцены были воссозданы с использованием только одного или двух фрагментов оригинальной фрески. Как правило, из-за их регулярности легче восстановить повторяющиеся мотивы и узоры.
Фоны красной и белой краской из Мегарона королевы, восточное крыло Кносского дворца, Крит. Авторы и права: Наташа Шелдон (2005). Все права защищены. Техника минойской фресковой живописиПервоначально на стену наносился слой грубой штукатурки, состоящей из глины, смешанной с соломой. Этот первоначальный слой был покрыт несколькими тонкими слоями более тонкой штукатурки из извести и шерсти животных. Последним слоем штукатурки был слой неразбавленной извести. Именно на него и была нанесена краска.
Основные части фрески нанесены на сырую штукатурку. Первоначально композиции были обведены оранжевым или желтым цветом или выгравированы на стене. Строка использовалась для разметки границ прямыми линиями, а циркуль использовался для идеальных кругов. Возможно даже, что минойские художники использовали заранее заготовленные узоры.
Затем был применен цвет. Губки использовались для фона и цветовых блоков, а кисти — для более детальной проработки. Эти мелкие детали были добавлены после высыхания гипса.
Когда картина была закончена, ее покрыли глазурью яичной темперой, которой дали высохнуть, прежде чем натереть до блеска.
Реконструкция фресок Южного пропилея Кносского дворца. Обратите внимание на использование красной краски для мужских фигур. Изображение Кредит Наташа Шелдон (2005) Все права защищены. Минойские краскиСамые ранние фоновые цвета обычно были простыми красными или красно-белыми. В более поздний минойский период стал популярным ярко-синий цвет, вдохновленный египтянами. В рисунках художники всегда использовали белые краски для женских телесных тонов, тогда как красно-коричневые — для мужских.
Краски, как правило, изготавливались из натуральных ингредиентов. Художники делали белую краску из извести, используя оксид железа или гематит для красных. Желтая охра обычно использовалась для желтой краски и глинистый сланец или обугленные кости для черной. Зеленый получали путем смешения синего и желтого или из малахита.
Синий был единственным не встречающимся в природе цветом. Это было получено путем смешивания кремния, оксида меди и оксида кальция в соответствии с египетской формулой.
Фрагмент фрески с изображением дельфина и спиральных бордюров из Мегарона царицы, Кносский дворец. Авторы и права: Наташа Шелдон (2005). Все права защищены. ФрескиРазличные типы фресок можно найти в разных частях комнаты. Например, настенные росписи типа пейзажей обычно располагались по центру, вровень с верхом дверей и окон с нижним примерно на метр выше пола. Эта нижняя область обычно оставлялась из простого камня или мрамора или окрашивалась, чтобы напоминать мрамор. Узкие фризы шли по верхушкам стен, а потолки часто покрывались узорами типа спиралей.
Все картины, как правило, имели границы по верху и низу, которые служили рамкой для композиции. Как правило, они состояли из двух цветов: черного и белого или синего и черного.
Фрески наносили не только на стены и потолки. Их также добавляли к оштукатуренным культовым объектам, таким как алтари.
Принц с лилиями, Западный двор. Кносский дворец. Фреска в значительной степени является репродукцией, основанной на нескольких фрагментах. Обратите внимание на популярные религиозные мотивы лилий, сопровождающих принца/священника. Авторы и права: Наташа Шелдон (2005). Все права защищены. Сюжеты минойских фресокСюжеты минойских фресок делятся на четыре основные категории:
- Религиозный . Минойское искусство прославляло божественное в природе, а не сохраняло деяния минойских правителей. Сцены на фресках изображают ритуалы, священные процессии, культовую деятельность, фестивали, поклонение богам и жрецам, священные состязания, такие как прыжки через быка и религиозные символы.
- Повседневная жизнь . На многих фресках изображены сцены из повседневной жизни. Примеры из Кносса помогли воссоздать архитектуру дворца, а также выявить детали минойских спортивных состязаний и сцены из придворной жизни. В этих настенных росписях также сохранились детали платья, прически и идеальное минойское телосложение.
- Природа . Как упоминалось выше, природа была тесно связана с божественным, а минойские фрески прославляют флору и фауну Крита и были наполнены цветами, такими как лилии, крокусы, розы, и священными животными, такими как бык и грифон, и критскими морскими обитателями, такими как дельфины и осьминоги.
- Выкройки . Использовались для заполнения бордюров и покрытия потолков, распространенные узоры включали розетки в ряды, спиральные узоры, бордюры гирлянд.
Кносс был центром минойского искусства, а его нововведения распространялись не только на Крит, но и на острова Тера и Милос и за их пределы.
ИсточникиЛогиаду-Платонос, Сосос. Кносс: Дворец Миноса. Обзор минойской цивилизации . Афины
Василакис, Андонис (1999) Минойский Крит: от мифа к истории . Издания Адама: Афины
Нравится:
Нравится Загрузка…
Минойские фрески — Энциклопедия всемирной истории
Артикул
Фрески являются источником одних из самых поразительных изображений, дошедших до нас от минойской цивилизации бронзового века Крита (2000-1500 гг. до н.э.). Кроме того, без письменных источников они часто являются единственным источником, наряду с украшенной керамикой, того, каким мир представлялся минойцам, и дают нам дразнящие проблески их верований, культурных обычаев и эстетических вкусов.
Прыгающий минойский бык
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Техники и цвета
Внутренние проблемы фресок — их хрупкость, незавершенность и художественная анонимность. Кроме того, в археологических раскопках их часто находят удаленными от их первоначальной обстановки, что крайне затрудняет их датировку. Возможно, временами реставрация была чересчур изобретательной, но, тем не менее, ошеломляющее впечатление, производимое этим видом искусства, — это чистая радость минойцев в плавных, натуралистичных и изящных формах, представленных в импрессионистической манере. Есть также много сохранившихся фрагментов фресок, датируемых дворцами второй фазы 1550–1450 гг. До н.э., когда микенцы начали захватывать минойские поселения. Однако, поскольку они стилистически очень похожи на более ранние минойские фрески, в следующих замечаниях они обсуждаются как одно целое.
Удалить рекламу
Реклама
Настоящая фресковая живопись (buon fresco) как техника представляет собой рисование цветными пигментами по сырой известковой штукатурке без связующего вещества.
Как техника, настоящая фресковая живопись (buon fresco) представляет собой нанесение цветных пигментов на сырую известковую штукатурку без связующего вещества, когда краска впитывается штукатуркой, она закрепляется и предохраняется от выцветания. О том, что минойцы использовали такую технику в своих постройках, свидетельствуют отпечатки струн на штукатурке и глубина используемой краски. Fresco secco , то есть нанесение краски, в частности, для деталей, на сухую штукатурку, также использовалась во дворцах, как и использование низкого рельефа в штукатурке для создания неглубокого трехмерного эффекта. Использовались следующие цвета: черный (углистый сланец), красный (гематит), белый (гидрат извести), желтый (охра), синий (силикат меди) и зеленый (смесь синего и желтого). На минойских фресках не сохранилось примеров эффекта затенения, хотя интересно, что иногда цвет фона меняется, в то время как предметы переднего плана остаются неизменными. Хотя египтяне не использовали настоящую фреску, некоторые цветовые условности их архитектурной живописи были приняты минойцами. Кожа мужчин обычно красная, женщин — белая, а для металлов: золото — желтое, серебро — синее, бронза — красная.
Griffin Fresco, Кносс, Крит
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Сюжеты фрески
Первые образцы фресок на Крите ограничиваются простыми монохромными стенами, чаще всего красными, но иногда и черными. С улучшением качества штукатурки и пигментов, появлением монументальной минойской архитектуры и, возможно, под влиянием Египта и Ближнего Востока, эта техника использовалась для украшения стен (либо целиком, либо над окнами и дверями, либо под дадо). , потолки, деревянные балки, а иногда и полы дворцовых комплексов, изображая сначала абстрактные формы и геометрические узоры, а затем всевозможные предметы размером от миниатюрных до больших, чем в натуральную величину.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Как и в более ранних гравюрах на печатях и кольцах, популярные сцены для фресок — и, возможно, указывающие на роль дворцов в минойском обществе — были ритуалами, процессиями, фестивалями, церемониями и играми с быками. Знаменитые примеры включают двух сидящих жриц по обе стороны от святилища, оливковую рощу с танцорами и публикой, двух боксеров, молодых людей в процессии с ритонами и сцены с мужскими и женскими фигурами в различных стадиях прыжка быка. хватаясь за рога или кувыркаясь над спиной животного. Иногда фрески также использовались для имитации архитектурных особенностей, например, алебастровые плиты с прожилками, нарисованные на нижних частях стен.
Естественные предметы включали цветы, такие как лилии, ирисы, крокусы, розы, а также растения, такие как плющ и тростник. Действительно, минойцы были одной из первых культур, которые рисовали природные ландшафты без присутствия людей на сцене; таково было их восхищение природой.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Также широко изображались животные, чаще всего в их естественной среде обитания, например, обезьяны, птицы, кошки, козы, олени, морские ежи, дельфины и рыбы. Хотя минойские фрески часто были обрамлены декоративными бордюрами геометрических узоров (спирали, диагонали, розетки и узоры «лабиринт»), сама основная фреска иногда выходила за обычные границы, такие как углы, и покрывала несколько стен, окружающих зрителя.
Dolphin Fresco, Кносс, Крит
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Другие объекты, подвергшиеся фресковой обработке, включают знаменитый известняковый саркофаг из Святой Триады, редкий пример сохранившейся фрески. В украшенных рамах на разных сторонах гроба изображены две богини, каждая в колеснице, одна из которых запряжена козами, а другая — грифонами, сцена жертвоприношения быка и сцена похорон.
Удалить рекламу
Реклама
Наследие
Минойский стиль фресок оказал влияние как на современные культуры, такие как Киклады (например, Акротири на Тере, Филакопи на Мелосе и Собор Святой Ирины на Кеосе), так и на более поздние культуры, особенно микенскую, хотя и с немного другой тематикой, такой как щиты. и другие военные атрибуты и, возможно, с меньшим значением, придаваемым натурализму. Действительно, вплоть до Тель-эль-Даб’а в Египте были обнаружены фрески, примечательные своим сходством по стилю с минойскими.
Вам понравилась эта статья?
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Библиография
- Алексиу, С. Минойская цивилизация. Ираклион, 1969 г.
- Клайн, Э.Х. Оксфордский справочник по Эгейскому морю бронзового века. Издательство Оксфордского университета, США, 2012 г.
- Даварас, C. Кносский дворец. Ганнибал, Афины
- Хиггинс, Р. Минойское и микенское искусство. Темза и Гудзон, 1997 г.
- Хатчинсон, RW Доисторический Крит. Пингвин, Лондон, 1968 г.
- Сакелларакис, Дж.А. Музей Ираклиона. Экдотике Афенон, 2003 г.
Переводы
Мы хотим, чтобы люди во всем мире изучали историю. Помогите нам и переведите эту статью на другой язык! На данный момент мы перевели его на: французскийОб авторе
Марк Картрайт
Марк — штатный автор, исследователь, историк и редактор. Особые интересы включают искусство, архитектуру и изучение идей, которые разделяют все цивилизации. Он имеет степень магистра политической философии и является директором издательства WHE.
Бесплатно для всего мира, при поддержке вас
Энциклопедия всемирной истории — некоммерческая организация. Всего за 5 долларов в месяц вы можете стать участником и поддержать нашу миссию по привлечению людей с культурным наследием и повышению качества образования по истории во всем мире.
Стать участником Пожертвовать
Рекомендуемые книги
Кносс: Дом фресок
Написано Оддо, Эмилия , опубликовано Британской школой в Афинах (2022)
178,43 $
Кносс: записная книжка
Написано Канцелярские товары, Куфониси , опубликовано Независимо опубликовано (2021)
8,99 $
Африканская империя: расцвет и падение Карфагена, 850-145 гг. до н.э.
Написано Чёрчем, Альфредом Дж. , опубликовано Leonaur Ltd (2020)
26,45 $
Социология, религия и благодать
Написано Szakolczai, Arpad , опубликовано Routledge (2012)
49,95 $
Лицензия и авторское право
Представлено Марком Картрайтом, опубликовано 29 мая 2012 г. Правообладатель опубликовал этот контент на условиях следующей лицензии: Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike. Эта лицензия позволяет другим микшировать, настраивать и использовать этот контент в некоммерческих целях, если они указывают автора и лицензируют свои новые творения на тех же условиях. При повторной публикации в Интернете гиперссылка на исходный URL-адрес источника контента должна быть включена. Обратите внимание, что контент, связанный с этой страницей, может иметь другие условия лицензирования.