Фрески софийского собора: Фрески Софии Константинопольской: yarowind — LiveJournal

Фрески Софии Константинопольской: yarowind — LiveJournal

?
Categories:
  • Религия
  • История
  • Искусство
  • Cancel
После того, как турки превратили Софийский собор в мечеть, они замазали имевшиеся фрески штукатуркой. Как полагают, именно поэтому фрескам и удалось сохраниться на протяжении всех этих лет.

Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды. Они похожи на живопись VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа.


1.


На сводах по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом).
2.

В правление императора Льва VI (886—912) притвор был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
3.

4. Шестикрылый серафим?

5.

6. Христос, Богородица, Иоанн Предтеча

7. Сколько же, сколько же времени нужно было, чтобы все это выложить маленькими кусочками мозаики!

8.

9.

10.

Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, по сторонам императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии, вторая половина Xв.


11.

12. Росписи стен и потолков тоже хороши

13.

14.

15.

16.

Tags: Стамбул, Турция

Subscribe

  • Влахернский храм и стены Константинополя

    Наверное, многие знают, или слышали, про Влахернскую икону Богородицы. Эта знаковая икона попала в Москву из Константинополя, где она почиталась как…

  • Гюльхане

    Парк Гюльхане находится рядом с дворцом Топкапы и является старейшим в городе. Во время Османской империи тут находись дворцовые сады. В 1912г сады…

  • Стамбул, по дороге к Фетхие

    Про византийскую мозаику в Софийском соборе знают практически все, но ведь в Стамбуле есть и еще ряд храмов, с прекрасно сохранившейся мозаикой. Эти…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Previous
← Ctrl ← Alt

  • 1
  • 2

Next
Ctrl → Alt →

  • Влахернский храм и стены Константинополя

    Наверное, многие знают, или слышали, про Влахернскую икону Богородицы. Эта знаковая икона попала в Москву из Константинополя, где она почиталась как…

  • Гюльхане

    Парк Гюльхане находится рядом с дворцом Топкапы и является старейшим в городе. Во время Османской империи тут находись дворцовые сады. В 1912г сады…

  • Стамбул, по дороге к Фетхие

    Про византийскую мозаику в Софийском соборе знают практически все, но ведь в Стамбуле есть и еще ряд храмов, с прекрасно сохранившейся мозаикой. Эти…

Фрески Софийского Собора : Богослов.RU

Трансепт. Северная сторона. Схема размещения фресок:

Трансепт. Южная сторона. Схема размещения фресок:

В процессе современных реставрационных работ в Софийском соборе фрески XI века расчищены из-под позднейших наслоений, укреплены места отслойки фресковой штукатурки. Поздняя живопись оставлена в местах, где фрески потеряны, для сохранения единства стинописного ансамбля Софийского собора. В отдельных местах сохранились композиции XVII и XVIII веков.

фреска «Сошествие Христа в ад» («Сошествие во ад»). Трансепт. Северная сторона:

фреска «Сошествие Христа в ад». Пророки. Фрагмент

Фреска «Сошествие Святого Духа». Фрагмент. Трансепт. Южная сторона:

К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты.

В центральном подкупольном пространстве видим многофигурные евангельские сцены повествовательного характера — о деяниях и жертве Христа, о распространении христианского вероучения. В древности композиции размещались в хронологической последовательности по кругу, слева направо, сверху вниз тремя регистрами. Начальные сцены цикла были изображены на своде трансепта и западной части центрального нефа. Ни одна из фресок верхнего регистра не сохранилась до наших дней.

Сцены среднего регистра размещены под сводом над тройными аркадами и начинаются в северной части трансепта двумя композициями — «Отречение Петра» и «Христос перед Каиафою». Далее повествование переходит на южную часть трансепта, где размещена композиция «Распятие». Остальные фрески среднего регистра не сохранилась.

Фрески нижнего регистра размещены над восьмигранными столбами трансепта. На северной стене Софийского собора сохранились сцены «Сошествие Христа в ад» и «Явление Христа женам-мироносицам», на южной — «Уверование Фомы» и «отсылки учеников на проповедь». Наряду с последней композицией на смежной стене видим заключительную сцену всего евангельского цикла — «Сошествие святого духа».

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка Абрагама 1651 года. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга — основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты. Центральный неф:

Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого:

1. Реконструкция В. Лазарева: слева от Христа — княгиня Ирина с дочерьми, справа — Ярослав Мудрый с сыновьями

2. Реконструкция С. Высоцкого: слева от Христа — князь Владимир и Ярослав с сыновьями, справа — княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочерьми

3. Реконструкция А. Поппе: слева от Христа — Ярослав с сыновьями и дочерью, справа — княгиня Ирина с дочерьми

Фреска очень пострадала во время реставрации XIX века. На южной стене сверху фрески маслом были изображены фигуры великомучениц, на северной стене — святых. Расчистка этих фресок осуществлена после организации Софийского заповедника в 1934-1935 годах. На северной стене Софийского собора, кроме фрески, видны три фигуры, изображенные в XVIII веке, и голова святого — в XIX веке.

То обстоятельство, что фресковая композиция плохо сохранилась, и отсутствие первоначальных надписей затрудняют реконструкцию всей сцены и определение каждой из фигур. Хотя четыре фигуры на южной стене широко известны как портреты дочерей Ярослава, существуют научные гипотезы, определяющие эти изображения как мужские (в частности, две первые фигуры со свечами в руках). Портрет семьи Ярослава Мудрого, размещенный в центре собора, служил утверждению княжеской власти. И теперь, глядя на изображенных на портрете людей, мы вспоминаем о связях киевского княжеского дома с крупнейшими государствами Европы. Жена Ярослава Мудрого Ирина (Ингигерд) была шведской принцессой, его сыновья, Святослав и Всеволод женились на греческих царевнах, а дочери — Елизавета, Анна и Анастасия — были королевами Норвегии, Франции и Венгрии. Фресковый портрет семьи Ярослава Мудрого — это уникальный памятник древнерусского портретной монументальной живописи.

Другие росписи на первом этаже Софиевского собора имеют религиозный смысл. Фрески бокового алтаря Иоакима и Анны рассказывают о деве Марии и ее родителей, фрески алтаря Петра и Павла — о деяниях апостола Петра.

Фрески южного (Михайловского) бокового алтаря Софии Киевской посвящены архангелу Михаилу, который считался покровителем Киева и княжеской дружины: в апсиде видим монументальную полуфигуру Михаила, под ней — фигуры святителей. На своде перед апсидой изображены сцены «Единоборство с Иаковом» (северный склон) и «свержении сатаны» (южный склон). На сводах в предалтарной части нефа Софийского собора сохранились фресковые композиции «Явление архангела Захарии», «Явление архангела Валааму» (северный склон свода) и «Явление архангела Иисуса Навина» (южный склон свода). В Михайловском алтаре на южной стене сохранилась деревянная ставня (оконница) XI века. Под ней — композиция XVIII века «Чудо архангела Михаила в Хонех».

Фреска «Апостол Павел». Фрагмент. Боковой алтарь Петра и Павла:

Фреска «Апостол Петр». Фрагмент. Боковой алтарь Петра и Павла:

Фреска Сцена из «Жития Петра». Голова мальчика. Фрагмент. Алтарь Петра и Павла:

Фреска «Воин». Центральный неф. Юго-западный подкупольный столб:

Северный боковий алтарь Софийского собора посвящен святому Георгию — духовному патрону князя Ярослава Мудрого (крещеное имя князя — Георгий). В своде апсиды видим полуфигуру Георгия, под ней — святителей. На своде алтарной и предалтарной частей были изображены сцены из жития Георгия. Из них фрагментарно сохранились композиции «Допрос Георгия Диоклетианом», «Мучения Георгия в овраге с известью» и др.

На северной стене, слева прохода в бывшую галерею сохранилось фресковое изображение мужчины в светском одежде с поднятыми руками. Существует предположение, что это — фрагмент большой композиции «Ярослав Мудрый перед святым Георгием», не осталась, и фигура мужчины — это изображение князя.

В Георгиевском боковом алтаре привлекают внимание два нарисованы мужские головы в своде алтаря, слева от изображения Георгия. Эти рисунки выполнены процарапыванием фресковой фона, очевидно, во время реставрационных работ XIX века.

Фреска «Неизвестная святая». Боковий алтарь Георгия:

Фреска «Святой». Георгиевский предел, алтарь:

Фреска «Святая Варвара». Фрагмент. Центральный неф. Северо-западный крестообразный столб:

Фреска «Пророк». Фреска XI ст. Георгиевский алтарь:

Фреска «Святой Николай». Фреска XI ст. Центральный неф:

Фреска «Святая». Фреска XI ст. Центральный неф:

Фреска «Неизвестная святая». Боковий алтарь Георгия:

Фреска «Святая Надежда». Боковий алтарь Георгия:

Фреска «Явление архангела Валааму». Фрагмент. Боковий алтарь Михаила:

Фреска «Неизвестный святой». Южная внутренняя галерея:

Фреска «Святой Фока». Южная внутренняя галерея:

Фреска «Святой Филипола». Южная внешняя галерея (западная часть):

Фреска «Святая Евдокия». Западная внутренняя галерея:

Фреска «Святой Федор Стратилат». Фрагмент. Северная внутренняя галерея:

Фреска «Неизвестный святой». Боковий алтарь Георгия:

Большое место в системе росписей Софийского собора занимают отдельные фигуры святых. Среди них — изображения мучеников, святителей, апостолов, святых воинов и др. В западной части, где во время богослужения находились женщины, преимущественно изображены «святые жены» — Варвара, Ульяна, Кристина, Екатерина и другие. Выделяются яркостью образов четыре женские фигуры в медальонах в западной части Георгиевского бокового алтаря.

К сожалению, первоначальная сочность цветов большинства фресок Софийского собора не сохранилась. Фресковые изображения были выполнены на голубом фоне. В росписях преобладали темно-красные, охристые, белые и оливковые цвета. Особое внимание художники уделили описанию лиц, создав замечательную галерею образов с индивидуальной характеристикой. Привлекают внимание фигуры апостола Павла (алтарь Петра и Павла), Варвары (западный трансепт), Фоки (южная внутренняя галерея), Федора (северная внутренняя галерея) и многие другие.

Фреска «Крещение». Фрагмент. Апсида крещальни:

Фреска «Сорок Севастийских мучеников». Фрагменты. Крещальня:

Как мозаичные, так и фресковые росписи Софийского собора органически связаны с архитектурными формами интерьера. Им присуща декоративность, четкость художественного языка, глубина и выразительность образов.

Фреска «Император Константин». Фреска XI века. Михайловский придел:

Фреска «Император Юстиниан». Фреска XI века. Придел Иоакима и Анны, алтарь:

Фреска «Вручение Марии кокцина и пурпура». Фреска XI века. Придел Иоакима и Анны, алтарь:

фреска «Единоборство архангела Михаила с Иаковом». Фреска XI века. Михайловский придел, алтарь:

Фреска «Фигура князя» (?). Фреска XI века. Георгиевский придел:

фреска Архангел:

фреска Святой Георгий Фрагмент:

фреска Благовещение. Архангел Гавриил. Фрагмент:

фреска Целование Марии и Елисаветы. Фрагмент:

фреска Уверение Фомы Христос и Апостолы. Фрагмент:

фреска Святители. Левая часть:

фреска неизвестный святитель:

фреска Святой Панкратий Фрагмент:

фреска Григорий Богослов:

фреска неизвестный Святой:

фреска Святой Ермилос:

фреска Святой Виктор:

фреска Святой Мелитон:

фреска Иоанн Предтеча:

фреска неизвестный Святой:

фреска Грифон. Фрагмент:

Фрагменты фресок:

Имена живописцев неизвестны. Только в Михайловском боковом алтаре сохранился греческая надпись «Георгий», выполненная по сырой фресковой штукатурке до нанесения краски на ней. Возможно, что это имя одного из художников, работавших в соборе.

Большую роль в системе росписей играют многочисленные орнаменты, которые разделяют мозаичные композиции, украшающие арки, пилоны, оконные и дверные проемы Софийского собора. Они подчеркивают архитектурные формы сооружения и делают живописное убранство Софии Киевской особенно красочным и богатым.

Читайте далее:

— Фрески в северной внешней галерее >>>
— Фрески в БАШНЯХ Софийского Собора >>>
— Фрески на 2-м этаже Софийского Собора (ХОРЫ) >>>

— МОЗАИКИ >>>
— ГРАФФИТИ >>>
— другие детали интерьера Софийского Собора >>>

Источник sofiyskiy-sobor.polnaya.info

Софийский собор — Etsy Израиль

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 33 релевантных результата, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

  • Больше похоже на это

Исследования, проведенные во время российского вторжения, помогают сохранить исторические произведения искусства Украины

Оценка повреждений фресок XI века в Софийском соборе Киев. Фото: Марина Фомина/ Национальная академия наук Украины

Исследователи отдела естествознания в Лондоне совместно с исследователями Национальной академии наук Украины установили причину повреждения всемирно известных средневековых фресок в киевском Софийском соборе — одном из важнейших культурных объектов Украины.

Эти росписи, которые были нарисованы на стенах Софийского собора примерно в 1000 г. н.э., являются одними из самых значительных произведений искусства Украины. Стало очевидным, что они находятся под угрозой, когда на них начали появляться темные пятна и отслаиваться. Стремясь защитить и восстановить искусство, были проведены исследования, чтобы установить тип микроскопических организмов, которые жили на стенах и вызывали этот ущерб.

Исследование началось задолго до российского вторжения в Украину и было прервано нападениями на страну, включая нападения на уникальные культурные ценности страны.

В первоначальных исследованиях в Киеве украинская команда взяла образцы ДНК со стен разрушенных участков собора, а затем сравнила их с образцами из участков, не поврежденных. Из этого они смогли увидеть, что, хотя уровни бактерий в обоих регионах были одинаковыми, поврежденные части церкви имели гораздо более высокие уровни грибковой ДНК.

Украинские исследователи обнаружили трещины и пустоты в ткани стен и несколько необычных крупных кристаллов, совершенно не похожих на общую ткань штукатурки. Химическая оценка показала, что это органическое вещество, выделяемое грибами.

Исследования с использованием микроскопических методов в Музее естественной истории в Лондоне установили, что кристаллы представляли собой малат кальция, побочный продукт яблочной кислоты, выделяемой грибами для питания неорганическими питательными веществами в гипсе. Грибы растворяли гипс и образовывали кристаллы, которые рвали гипсовую ткань.

Кристаллы образуются в результате реакции между яблочной кислотой и кальцием из гипса. Малат — очень распространенное вещество, вырабатывается в клетках каждого живого организма, но очень редко выводится из организма. Ранее об этом сообщалось на фресках только два раза в монастыре Педральбес в Барселоне и в гробнице Тутанхамона.

Присутствие большого количества малата кальция в поврежденных участках ставит важный вопрос, вероятно, связанный с адаптацией грибов. Исследователи считают, что по какой-то неизвестной причине состояние окружающей среды собора заставляет грибы выделять его, а не другие гораздо более распространенные вещества. Кристаллы, отложившиеся внутри и позади штукатурки, разрушают ее и вызывают ее разрушение.

Теперь, когда киевские исследователи точно знают, что происходит в стенах собора, они надеются предотвратить это и сохранить росписи на долгие годы.

Украинский исследователь Марина Фомина, ведущий автор статьи, говорит: «Попытки России насильственно уничтожить и ассимилировать большую часть нашей культурной самобытности означали необходимость работы по сохранению Святой Софии, и это драгоценное произведение искусства было еще более неотложным. Это огромное облегчение. понять причину этого ущерба и обеспечить его сохранение для нашего национального и мирового культурного наследия».

Доктор Хавьер Куадрос, старший научный сотрудник Музея естественной истории и соавтор статьи, сыграл решающую роль в том, чтобы статья дошла до финишной черты.

«Мы сотрудничали с ними все это разрушительное время. Однако, когда Киев был атакован, наши коллеги не могли продолжать работу, потому что им пришлось прервать повседневную жизнь и покинуть свои дома.

«Я очень рад, что смог принять участие в этом исследовании. Открытие очень много значит для наших украинских коллег и поможет сохранить их наследие и другие исторические произведения искусства для будущих поколений.

«Услышать о поддержке, которую они оказывают друг другу в своих общинах, стало уроком человеческой солидарности и сохранения сплоченности в самые трудные времена. Мы посвятили газету мужественному украинскому народу, чья стойкость вызывает восхищение.»

Статья опубликована в выпуске International Biodeterioration & Biodegradation за ноябрь 2022 года.

Дополнительная информация: Марина Фомина и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *