Фрирайд. С чего начать?
Многие катальщики ассоциируют фрирайд с катанием в «бездонной целине», «в пухляке» и прочими плакатными картинками маркетологов от брендов фрирайдного снаряжения. Но не все так романтично и красиво в этом увлечении. Больше всего отражает суть фрирайда услышанное в Сибири определение: «Катание по дикому склону» или более распространенное «Катание по естественному рельефу».
Так вот, самое распространенное состояние «естественного рельефа» – это задутые заструги или корка на снегу, или еще какие неудобья. А «пухлое» — это несколько мгновений счастья в году. И мало кто делает акцент на опасность этого занятия и его дороговизну. Топовый комплект полного снаряжения тянет на стоимость бюджетной иномарки. А выезжая за пределы трасс, вы не только покидаете зону комфортной рекреации или активного образа жизни, но становитесь на путь выживания, где риски для вашей жизни становятся реальностью каждого спуска. Обдумайте свою готовность на этот шаг.
Триада фрирайда
Условно катание вне трасс стоит на 3-х китах:
- Лавинная безопасность + тактика катания (выбор линии)
- Техника катания
- Снаряжение для фрирайда и бэккантри
Причем овладение всеми составными частями идет одновременно и практически всю жизнь.
Снаряжение для фрирайда и бэккантри
Проще всего со снаряжением – моделей лыж, сноубордов, креплений, экипировки существует множество и они легко доступны. Начинающим фрирайдерам свойственно ошибаться, считая главным в снаряжении катальный снаряд и что именно он определяет возможности фрирайда. В принципе не существует мелочей в снаряжении. Как пример: вы можете годами возить с собой запасную пуховку и ни разу не достать ее. Но в какой-то момент она может спасти от переохлаждения вас или другого пострадавшего.
Лыжный фрирайдовый комплект
Гонка за шириной талии в фрирайдовых лыжах закончилась. Дойдя до 130 мм (были модели и шире) большая часть лыж «похудела» и сейчас талия фрирайдовых универсалов для мужчин находится в районе 110-115 мм, до120 – 122.Для женщин 105-110 мм, мах 115. А суперширокие – павдерные лыжи сейчас опять стали экзотикой и их обладатели в основном клиенты хели-ски. Хотя бывают моменты в краснополянском Magic forest, когда завидуешь Шейну Мак-Конки, который гонял на двух сноубордах.
Длина лыж подбирается индивидуально. Бывает, что лыжи одной талии ведут себя очень не похоже в разных ростовках. Правило +10 см к росту весьма условно, и даже для первого фрирайдового комплекта спорно. Здесь нужно пользоваться любой возможностью пробовать различные лыжи в катании. Личный опыт не заменят никакие советчики.
Рокер. Передний рокер – данность от которой не уйти. Начинать лучше на привычных лыжах без заднего рокера или с минимальным. А будущее покажет.
Горные Лыжи MAJESTY 2018-19 destroyer
25 245 50 490
Горные Лыжи С Креплениями HEAD 2018-19 kore 117+attack² 16 gw & 163037 brake 130 grey/blue
52 193 69 590
Горные Лыжи ELAN 2019-20 ripstick 106
33 599 51 690
Горные Лыжи ELAN 2019-20 ripstick 116
74 090
Жесткость выбирают по правилу – чем выше уровень катания, тем жестче лыжи, до разумных для каждого предела. Это напрямую связано с ростом точности ведения и отзывчивости. Для начинающего важнее легкость управляемости, которую дают относительно мягкие лыжи.
Влияет на выбор лыж и регион катания. Если вы катаете в Сибири, Хибинах, то возможно брать лыжи несколько жестче, чем для Красной Поляны, Кавказа и Закавказья. Если вы можете позволить себе хели-ски на Аляске – однозначно павдерные модели. А вот хели-ски на Камчатке не так богато на павдер.
Крепления не имеют особой специфики, кроме несколько большой шкалы жесткости и повышенной прочности — железо крепче пластика и морозоустойчивей.
Ботинки. Сегодняшняя тенденция – увеличение жесткости райдовых ботинок. Сейчас обыденность, когда жесткость на уровне рейсовых 120-130. При такой жёсткости необходим бутфитинг той или иной степени. Иначе чувствовать себя комфортно на протяжении дня невозможно. Иногда при общей высокой жесткости боты комплектуются относительно мягкой стелькой. Но в целом предпочтительней индивидуальная стелька. Начинающим рекомендую начать с жесткости 110. Меньшая жесткость и на трассе не дает точности управления и скорости реакции лыжи.
Горнолыжные Ботинки ROXA r3 130 ti ir — grip walk limon/limon/limon
29 953 42 790
Горнолыжные Ботинки ROXA element 110 ir black/black/black
52 790
Купить
Горнолыжные Ботинки ROXA r3 110 ti i.r. black
54 190
Купить
Горнолыжные Ботинки ROXA rx 1.0 limon/black/black-white
66 090
Купить
Недавно идеальными внутренним сапожком для ботинок фрирайд-бэккантри были Intuition®. Многие фрирайдеры просто переставляли их из ботинок в ботинки и даже была налажена розничная торговля ими. Сейчас появились фирмы, использующие аналогичную технологию.
Ботинки для катания важней чем лыжи. Идеал, когда ты застегнул клипсы в катальное положение и в течении дня их не расстегиваешь. При примерке нужно стараться продержаться в ботинках минут 40 и желательно консультироваться с бутифером. Само – собой обязательна формовка, индивидуальная стелька.
Вес. Гонка за облегчение фрирайдового комплекта – весьма спорный аспект. Если на ски-турном комплекте аргумент: «1 кг на ногах=5 кг в рюкзаке» убивает все остальные доводы, то с фрирайдным катанием не все так примитивно. Хороший прочный крепеж своим весом напрочь убивает с трудом отвоеванные десятки грамм на лыжах и ботинках. Существует мнение, что легкие комплекты менее стабильны в катании. В любом случае легкость – синоним дорогого. И для первых шагов во фрирайд легкость комплекта не принципиальна.
Рюкзак. Очень важный элемент – он должен вмещать необходимое и не мешать катанию.
Лучше выбирать специализированный бэккантрийный или фрирайдовый. Ценится быстрый доступ к содержимому и возможность навеса снаружи, легкий вес, наличие места и вывода для съемного гидратора.Для катания с подъемника достаточно небольшого рюкзака в районе объема 16+литров. Туда (или частично на нем) должны помещаться БЩЛ, запасные маска, рукавицы, «утеплялка». Мелочевка и личное (скотч (он же и лейкопластырь), отвертка, пленочное одеяло (изофойл), кусочек парафина, шоколадка, термос (бутылочка воды), фотик, перекус). В итоге у вас наберется до 2-2,5 кг веса, при правильной утяжке и подгонке такой рюкзак со временем перестаешь замечать.
Для однодневных бэккантрийных выходов рюкзак от 24 литров – добавляется аптечка, налобник, горелка+газ+емкость или термос — дело личных предпочтений. Но термос тяжелее и имеет ограниченный объем. Если выход на ски-туре добавляем камуса, мультитул.
Рюкзак Salewa winter train 26 pumpkin
18 790
Купить
Рюкзак Deuter freerider 26 arctic-petrol
5 334 8 890
цена спортсмена
Рюкзак Deuter freerider 24 sl graphite-magenta
7 032 8 790
Рюкзак Amplifi 2018-19 backcountry ltd 27 ltr anthracite
11 918 15 890
Не гонитесь за гайдовской начинкой рюкзака (30+ наименований) – со временем придёт опыт, и вы сами начнете понимать, что вам нужно.
Для начала достаточно перечисленного минимума.Каска. Преимущество в легкости. Фулфейс нужен для трюков и вряд ли для новичка.
Защита. Вопрос личных пристрастий. Если ваша тяга к экстриму очевидна, то костям нужна дополнительная гарантия безопасности.
Лавинный рюкзак с аэрбэгом. Это снаряжение не дает гарантии спасения, как многие думают. Оно лишь увеличивает шансы выжить. Насколько? По лавинной статистике Европы и Альп – число погибших с аэрбэгом и без него не сильно отличаются – от 3% до 15%.
Лавинная безопасность, знания и снаряжение
Эти знания сродни правилам дорожного движения, которые «написаны кровью раненых и погибших в авариях». По высказыванию гуру российского фрирайда Сергея Веденина: «Лавинная опасность начинается с первой снежинки выпавшей в горах». Для полного познания всех тонкостей требуется много времени для изучения теории, практических занятий. Но для изучения азов вполне достаточно посещения лекций, самообразования по книгам или онлайн курсам.
Очень рекомендую специальные фрирайдовые программы, направленные на практические занятия, такие как «Пилотирование лавиноопасных склонов» Игоря Комарова, фрирайдных программ Алекса Кузмицкого, Сергея Веденина и других российских топовых гидов. Большинство проблем с лавиной безопасностью решаются при катании с гидами, но базовый курс – знание лавинного рельефа, предпосылки для образования лавинной опасности, алгоритм действий при поиске попавшего (попавших) в лавину, должен быть приобретен вами еще до выхода за трассы, как и его практические навыки. Большинство фрирайдовых программ с гидами по умолчанию подразумевают, что райдеры уже знакомы с начальными навыками лавинной безопасности.
Минимальный лавинный набор БЩЛ – «бипер, щуп, лопата» — обязателен, как и опыт его применения. Не обязательно приобретать профессиональное оборудование – достаточно простого не дорогого лавинного датчика и прочных щупа и лопаты. Знание основ оказания первой помощи и реанимации – полезны и в повседневной жизни, но необходимы для катающихся вне цивилизации. Профессиональная помощь и спасение вне трасс не происходят мгновенно и жизнь пострадавшего часто зависит от знаний и умений попутчиков.
Тактика катания
Безопасность катания зависит от правильного выбора линии спуска. Кроме лавинных факторов присутствуют и другие опасности- не проезжаемые скальные участки, no fall zone (участки где падение райдера фатально), лесные пасти, промоины в ручьях и тому подобное. Даже ошибочный выкат с последующим долгим и трудозатратным выходом убивает эйфорию и удовольствие от спуска. Выбор линии или ее знание – забота и задача для гида. Новичкам советую доверять гидам. Каким бы странным и не очевидным маршрут не показался вам. На это всегда есть основания. Если ваша цель в будущем самостоятельное катание – изучение правил выбора линии спуска не менее важно, чем лавинная безопасность.
Есть несколько табу и правил, которые категорически не следует нарушать:
- нельзя кататься в одиночку;
- нельзя ездить по чужим следам;
- нельзя доверять случайным попутчикам на фрирайде;
- всегда должны быть контакты спасательной службы или инфоцентра ближайшего курорта;
- если вы решили катнуть оффпист, а ваши друзья остались на трасах – договаривайтесь о контрольном сроке встречи и их действиях если он пропущен;
- телефон, рация всегда должны быть с утра заряжены и нужно иметь резервный повербанк.
Техника катания
Фрирайдер должен хорошо кататься. И зависит умение не от вашего сноуборда или лыж. При всей своей навороченности, высокотехнологичности и ширине — они не катают вместо вас, как обычные ботинки, не сами ходят, а облегчают хождение ногам.
Чем выше уровень катания фрирайдера, тем менее он требователен к катальному снаряду. Учиться нужно на трассах. Результат будет достигнут в разы быстрее, чем на целинном поле. Уверенно катающийся по трассам без труда адаптируется к дикому склону, буквально за несколько проездов, в течении дня.
Обучение катанию на горных лыжах
Базовые элементы катания необходимые вне трасс
- Стабильное катание на параллельных лыжах с поворотами среднего радиуса на любых скоростях в том числе и по «расколбасу» — главная основа и залог успеха.
- Катание по «линии падения воды». То есть строго по линии уклона склона. Я не зря поставил этот пункт по важности в самый верх. Примерно 90% выезжающих с трасс катают траверсами и не понимают кайфа спуска вниз. Но без этого элемента нет фрирайда.
- Катание по крутым спускам. Важна психологическая готовность к крутякам и отсутствие их боязни. Часто у новичков на крутом случается «спазм сознания» — и они не могут преодолеть его только в силу отсутствия практики спуска по крутому склону. В итоге «все уехали, а я остался бояться» — такое не редкость.
- Катание короткими дугами – без них вам будут не доступны крутые склоны (контроль скорости), кулуаринг (не всегда в кулуары попадают сознательно, но вы должны быть готовы к таким неожиданностям) и лесное катание. Все эти сложные (казалось бы) рельефы доставляют наслаждение при умении.
- Прыжки. В основном важно приземлять без падения. Как минимум нужно уметь спрыгнуть с метрового уступа на малых – средних ходах и уехать без падения и с контролем скорости.
- Второстепенные элементы: косой спуск, боковое соскальзывание, разворот на месте, мгновенная остановка часто становятся важнее умения «мочить и спрямлять». Они должны быть заучены до автоматизма – их можно разучивать в целине рядом с трассой не отъезжая далеко.
Данный материал не является пошаговой инструкцией к действию для начинающего фрирайдера, это указатель направлений и целей, который приблизит вас к первому следу вне трасс.
Техника фрирайда. Лайфаки для катания по сложному снегу.
Во время катания вне трасс мы сталкиваемся с самыми разными снежными кондициями, и многие из них вызывают сложности при катании.
- Бездонная целина – глубокий мягкий снег
- Корка или наст
- Обледенелый или очень жесткий склон
- Заструги
- Мокрый снег
Другие возможные сложности:
- Очень крутой склон
- Катание с тяжелым рюкзаком
- Недостаточная видимость
Ниже некоторые лайфхаки для катания в сложных условиях.
Глубокий снег
Бездонная целина, пух, паудер, пухляк — это Святой Грааль фрирайда, о нем все говорят, и он всегда где-то есть! Где-то, но как правило, не здесь и сейчас, а мы тут кусаем локти от зависти! И вот, наконец, и у нас наступает тот самый POWDER DAY…, а ехать-то и не получается. Почему?
Технически глубокий и мягкий снег очень прост в катании, но есть и нюансы.
С чем сталкивается лыжник при попытке поехать в очень глубоком снегу? Лыжи утопают в снегу и не поворачивают, опора под ногами отсутствует — ни оттолкнуться, ни опереться, ноги и корпус лыжника «гребут снег» и сильно тормозят, никто никуда не едет, снег забивает глаза, рот и нос, так, что не получается видеть и даже дышать, — вот основные проблемы при катании.
Все эти сложности возникают потому, что ехать по глубокому снегу медленно невозможно.
Чтобы почувствовать опору под ногами, увидеть склон, перестать бороться за глоток воздуха без снега и поехать, нужно мочить! «Мочить» в смысле ехать быстро, чтобы лыжи создали под собой динамическую опору («подушку») и всплыли.
С идеей все понятно, но ехать быстро, да еще и по крутому склону страшно!
Я предпочитаю начинать обучение катанию по глубокому снегу на горнолыжном курорте после снегопада, когда есть трассы, а между ними целина. Сначала, набрав скорость, просто проехать по прямой и убедиться, что на скорости лыжи всплывают, и снег под ними «уплотняется», потом попробовать сделать 1-2-3 поворота, потом едем вдоль трассы по целине.
Отдельную проблему представляет падение в глубоком снегу. Во-первых, падать хоть и мягко, но очень страшно, — ничего не видно, дышать получается с большим трудом, даже вы если не упали в приствольный колодец. Чтобы выбраться из получившейся ямы требуется огромное количество сил и времени, 2-3 падения за спуск и сил на катание уже не остается.
Рекомендованная техника вставания после падения с опорой на положенные в снег лыжные палки работает только на крутом склоне, на пологом склоне часто приходится снимать лыжи, вытаптывать коленями и ногами площадку для надевания лыж и разгона. Это трудоемко и долго, но все-таки быстрее и менее энергозатратно, чем продолжительное валяние в снегу с лыжами.
Итого, алгоритм движения по глубокому: нашли место для спуска с достаточным уклоном, утоптали площадку, надели лыжи и стартуем с площадки по прямой вниз, контролируя лыжи очень близко друг к другу, стойка центральная или немного задняя. При таком расположении лыж “подушка” получается плотнее, и лыжи быстрее всплывают. После того, как лыжи всплыли, переходим в центральную стойку и поворачиваем, как на трассе. Стараемся не закрывать повороты, сохранять скорость и не допускать проваливания лыж.
Еще одна распространенная ошибка, которая мешает двигаться по глубокому снегу — перенос всего веса на внешнюю лыжу в повороте. В целине, чтобы меньше проваливаться, нужно нагружать и внутреннюю лыжу.
Чтобы избежать проблем с попаданием снега в рот и нос можно использовать надетый на шею и поднятый на нос бафф. Дышать через тонкую ткань не сложно, а снег в дыхательные пути не проникает.
Корка или наст
Вне зависимости от причин образования (солнце, оттепель, дождь или ветер), корка — это всегда большая проблема. Лыжники страдают больше, сноубордисты меньше, но достается всем.
В зависимости от толщины и прочности корки с ней связаны разные сложности.
Если корка не толстая, не прочная и проламывается лыжами, то проблема состоит в том, что все повороты получаются «как по рельсам», то есть практически отсутствует возможность проскальзывания. И мы наблюдаем множество падений во внешнюю сторону поворота, так как повороты получается гораздо более крутыми, чем планировалось.
Что делать?
Есть две возможные техники. Первая: поворачивать резко, практически с прыжка, резко нагружая корку и разламывая ее. В сломанной корке поворот можно сделать почти как в обычном снегу. Это достаточно эффективная техника, но она, во-первых, очень энергозатратна, а во-вторых, размер зоны с разломами невелик, и часто заканчивать поворот приходится уже «по рельсам», что накладывает очень высокие требования к технике и скорости выполнения поворота.
Второй вариант: если позволяет рельеф, ехать длинными дугами и выполнять повороты максимально плавно, с большими радиусами, используя для торможения рельеф и контруклоны. Ехать при этом приходится довольно быстро, но движение получается плавным, контролируемым и не сверх энергозатратным. Но на крутом, узком или сложном склоне, увы, эта техника малоприменима.
Если корка толстая и держит лыжника, то проблем, в целом, нет, — просто едем по жесткому.
Сложный вариант, это когда корка выдерживает нагрузку от двух лыж, но проламывается, когда вы кантуетесь или переносите вес на нижнюю лыжу. Одна лыжа на корке, вторая — в мягком снегу под коркой, в 90% случаев это приводит к очень неприятным падениям – ноги разъезжаются и райдер динамично рушится на склон. Наиболее сложный вариант корки, это корка переменной толщины, то тонкая, то толстая. Очень часто они никак не отличаются на вид, звук и даже на ощущение под ногами, качество корки понимаешь только в момент поворота.
Бороться с такой коркой можно нагружая ее с прыжка и проламывая. В особо сложных ситуациях приходилось ехать, исключая повороты: длинный траверс, разворот на месте и опять длинный траверс.
Корка и наст — одни из самых травмоопасных форм снежного покрова. Особенно опасна корка, присыпанная слоем свежего снега. На таком покрытии очень легко набрать высокую скорость, не заметить спрятавшуюся корку, а в повороте проломить ее одной лыжей. Будьте аккуратнее!
Обледенелый или очень жесткий склон
Здесь ситуация обратная – лыжники за счет двух кантов и их расположения несколько более устойчивы на льду, чем сноубордисты.
На жестком и крутом склоне очень быстро набирается скорость. И погасить ее, закрывая повороты, не получается. На обледенелом крутом склоне лыжи разгоняются на кантах даже при движении поперек склона.
Техника прохождения таких склонов похожа на езду по склонам с коркой: поворот с прыжка с резкой загрузкой кантов лыж или сноуборда. Загруженный кант режет даже голубой лед. Скорость при этом набирается достаточно высокая, но контроль сохраняется даже на очень сложном рельефе. Но да, трудозатратно и страшно – очень.
Если склон узкий, длинный или опасный, с камнями, сбросами, райдер недостаточно опытен и т.д., то высокая скорость и динамические повороты противопоказаны.
В этой ситуации лыжники берет ледоруб, если есть, или обе палки вместе, и упирает их в склон, как альпеншток, и осуществляет движение вниз боковым соскальзыванием с опорой на палки. В случае падения самозадержание выполняется наконечниками палок, руку при этом надо держать практически у колец, чтобы давление на палки было максимальным. При использовании ледоруба он берется в руки так, чтобы его длинный и острый клюв смотрел от райдера.
Сноубордистам в чем-то проще – они автоматически становятся на передний кант и упираются руками в склон для поддержания равновесия, но в случае паления им нечем зарубиться (самозадержаться) и остановить падение по склону. Самозадержание руками абсолютно не эффективно. Рекомендуется использование ледоруба или лыжных палок.
Заструги
Частным случаем корки или жесткого склона являются заструги, которые образуются под воздействием ветра на снежном покрове. Заструги бывают крайне разнообразны, как про размерам, так и по твердости. Небольшие и мягкие заструги практически не представляют проблем при катании, а вот большие, жесткие, или большие и жесткие, это уже серьезно.
Жесткие небольшие заструги превращают катание в поездку по брусчатке – сильные вибрации, удары по ногам и большие сложности при выполнении поворотов. Лыжи зацепляются за заструги, и повороты получаются часто не предсказуемыми. Крутой склон с жесткими застругами заставляет перейти к технике бокового соскальзывания гораздо раньше, чем просто ровный жесткий склон.
Большие заструги (мне попадались заструги высотой по 40-50 см.) превращают катание в борьбу за жизнь. Вылететь на скорости на такие неровности очень опасно – погасить скорость поворотом практически невозможно, а падение на заструги очень травмоопасно. Приходится гасить скорость длинной дугой, выдерживая удары по ногам и надеясь на лучшее. В общем случае катания по застругам надо избегать – относительно жесткий и крутой склом с застругами придется преодолевать боковым соскальзыванием.
Очень крутой склон
В зависимости от качества покрытия возможны спуски по склонам до 45-50 градусов. Склоны с большей крутизной преодолеваются техникой бокового соскальзывания и подстраховки ледорубом(палками), и то если есть пологий выкат и возможность самозадержания.
Если самозадержание, по любой причине, маловероятно, то лучше передвигаться в ботинках и альпинистских кошках и/или с использованием страховочной веревки. Эти техники требуют устойчивых навыков по работе с альпинистским снаряжением и изучаются на специализированных курсах.
Мокрый снег
Влажный и мокрый снег — это распространенное покрытие для весеннего и летнего фрирайда. Слегка влажный снег очень похож при катании на подготовленный склон – лыжи легко зарезаются на глубину несколько сантиметров, но не проваливаются. Повороты просты, контролируемы и предсказуемы. Но влажный снег очень часто переходит в мокрый, когда в снегу появляется свободная вода, и катание по снегу превращается в катание по «супу».
Мокрый снег имеет свои особенности. Во-первых, он очень лавиноопасен. В мокром снегу отсутствуют связи между отдельными кристаллами и присутствует смазка в виде воды, которая облегчает его скольжение по подстилающей поверхности или более глубоким слоям снега. Если вам встретился на склоне мокрый снег, то знайте, что лавинная опасность высокая на склонах от 25 градусов!
Во-вторых, мокрый снег в зависимости от множества факторов может иметь очень разную способность «катить». Он бывает и быстрым и «пластилином». Если снег быстрый, то вам повезло, а вот «пластилин» является проблемой. Лыжи то едут, то намертво «залипают» в снегу. Падения вперед и «страусы» происходят регулярно, повороты в пластилине съедают всю скорость и ехать приходится на плоских и прямых лыжах.
В этой ситуации, кроме езды по прямой в немного задней стойке помогает только регулярное применение специальных мазей и ускорителей для плюсовой температуры. Но, к сожалению, хватает этих мазей ненадолго.
Катание с тяжелым рюкзаком
Рюкзак — неотъемлемая часть фрирайдного снаряжения, в нем находится лавинное снаряжение, аптечка, ремнабор, теплые вещи и многое другое. Обычно рюкзак весит 5-7 кг, но в отдельных ситуациях (длинные вылазки с ночевкой, какой-то форсмажор и т.п.), рюкзак может быть значительно тяжелее.
Красиво и динамично ехать с тяжелым рюкзаком достаточно сложно, но не невозможно. Важно иметь правильную техник и сохранять равновесную или переднюю стойку. При попытке присесть в заднюю стойку рюкзак вас уронит.
Рюкзак должен быть подогнан и плотно притянут к телу лыжника. Рекомендации «расстегнуть пояс и готовиться сбросить рюкзак при попадании в лавину» относятся с тяжелым туристическим рюкзакам объемом в 80-100 литров и весом более 30 кг.
Тяжелый рюкзак снижает устойчивость и требует более аккуратного поведения на крутых и жестких склонах. Описанные выше приемы передвижения по таким склонам при катании с тяжелым рюкзаком приходится применять на более простом и пологом рельефе
Недостаточная видимость
Резкие изменения погоды и видимости — это обычная ситуация в любых горах вне зависимости от их высоты и размеров. Недостаточная видимость — это постоянный спутник фрирайда.
Мы выделяем две ситуации: плоское освещение и белая мгла (white-out).
Плоское освещение очень часто возникает даже в относительно хорошую погоду. Легкая дымка закрывает солнце, или солнце уходит за тучку или перегиб, и вот оно — плоское освещение. Видно все, кроме микро- и макрорельефа. Снег выглядят абсолютно ровным и плоским, и очень легко неожиданно упасть в яму или воткнуться в снежный наддув. Отсутствие резких теней скрадывает неровности рельефа. Усугубляет проблему использование темных очков и масок и, особенно, масок-хамелеонов. Маски светло желтого, розового или светлооранжевого цвета, наоборот, повышают контрастность и улучшают видимость. Маски-хамелеоны отличаются инерционностью и не успевают изменить свое светопропускание при резком изменении освещенности, поэтому при лесном катании и при катании по сложному рельефу хамелеоны — не лучший выбор. Хуже только катание совсем без маски – кроме проблем с видимостью значительно растет риск травмировать глаза ветками деревьев или при падении.
Если даже хорошие маски не помогают, то приходится бороться с проблемой тактическими методами. Лидер едет медленно – аккуратно выбирая маршрут, а вот все остальные могут позволить себе «мочить» вдоль следа лидера – это отличный ориентир в условиях плоского освещения.
Другая ситуация известна, как «белая мгла» или «white-out». В белой мгле видимость ограничена дистанцией от 1 до 10 метров, ближайший аналог — вы стоите внутри белого стакана и во все стороны видите только белое.
При этом не видно вообще ничего — ни рельефа, ни уклона, ни гор вокруг, соответственно невозможно оценить свое местоположение и скорость.
Передвижение в условиях белой мглы крайне опасно! Речи о катании в белой мгле практически не идет, часто самым разумным является организация временного убежища и ожидание улучшения видимости. Но если все же принято решение о продолжении движения, то оно должно быть крайне осторожным.
В белой мгле люди регулярно теряются, ошибаясь с направлением движения на 90-180 градусов, заезжают в лавиноопасные и камнеопасные места. Для уверенно навигации в белой мгле требуются надежные навыки работы с компасом, картой и GPS. Но даже имея такие навыки, реализовать на практике их крайне непросто, часто у лидера кружится голова, он начинает ходить по кругу даже с компасом в руках. Один из вариантов – компас у второго человека в группе, он направляет первого, который служит ему ориентиром в пространстве.
Микрорельеф также не виден, поэтому в белой мгле часты падения с карнизов и сбросов. Однажды я пытался шагнуть со снежного гребня на удобную ровную снежную полочку, напарник натянул веревку, и не дал мне совершить суицид. До снежного плато, которое я видел, как «полочку» в полуметре от меня, было примерно 400-500 метров вертикальной стены. Использование страховочной веревки при передвижении по сложному рельефу рекомендовано!
Еще одним способом «прорисовать» микрорельеф является использование кордалета (отрезок веревки диаметром 6-7 мм и длиной 5-7 метров, подходит как для организаций страховочных станций, так и для привязывания чего угодно к чему угодно, крайне полезно иметь с собой). Одним концом кордалет привязывается к кольцу лыжной палки и при движении выбрасывается палкой перед собой. Темная веревка отлично видна на снегу и точно повторяет рельеф.
В целом, о катании в сложных условиях можно сказать следующее. Самое главное – планирование. Вы должны осознавать, куда Вы идете, какие сложности Вас могут ждать и готовы ли Вы к ним. Если Вы ожидаете, что на Вашем склоне будет зверская корка, возможно, стоит изменить планы и выбрать склон другой экспозиции, получите больше удовольствия и меньше риска. Если Вы недостаточно уверены в своей способности ехать быстро и точно, возможно, Вам не стоит идти в узкий жесткий кулуар, а стоит выбрать маршрут попроще или взять с собой ледоруб (если Вы умеете им пользоваться). Если Вы катаетесь в альпийской зоне и есть риск ухудшения погоды до состояния белой мглы, у Вас должен быть GPS, компас, навыки их использования, возможно веревка и снаряжение для бивуака.
Если же Вы уверены в своих навыках и хотите проехать интересную, но сложную линию, то почему бы и нет?
Удачи в горах!
Расписание наших программ Вы можете посмотреть тут: http://mountschool. ru/raspisanie-new
P.S. Катание и передвижение по ледникам, и скиальпинизм — это отдельная большая тема, о которых поговорим в следующих материалах.
Видео — Фрирайд
Все категорииЛыжи — ТрассыЛыжи — Большая ГораФрилыжиСноубордАварииТелемаркСнегоходBMXФрираннингInlinesKiteClimbingCliffdiveLongboardMountainbikeСкейтбордБатутСерфингВодныелыжиВиндсерфингВейкбордДругое
Fresh
- Предстоящие
- Топ-лист
- + Нравится
8
01:00
Стринсоммерски -22
Загружено robRhino
10:21
Микрофон. Эпизод 3 | Хедвиг Вессель
Загрузил AndersWingqvist
02:20
Прыжки с парашютом на лыжах
Загрузил AndersWingqvist
18:15
Sogndal POW POW: лучший снег в Норвегии
03:54
Настоящий скифи Эпизод 19
Загрузил AndersWingqvist
07:09
Микрофон.
Эпизод 1 | Кристофер Терделл и Макс ПалмЗагрузил AndersWingqvist
10:22
Пудра и волны в Норвегии
09:51
ЛЫЖНЫЙ ТРАВЕРС — Лыжное приключение Ловисы Розенгрен на Сюльтраверсене в Сюларне, Емтланд
Загрузил AndersWingqvist
13:28
ЯН РАУСИС || ИЗ ИСТОЧНИКА (полный фильм 4K)
Загрузил AndersWingqvist
13:43
Сноускейт в Швеции 10
Загрузил Eddie_Boschek
10:59
NOUVELLES VUES — Якоб Вестер катается на лыжах по самым крутым трассам Швеции
Загрузил AndersWingqvist
03:56
Real Skifi — Зимняя страна чудес
Загрузил AndersWingqvist
05:30
Величайшие аварии на лыжах на топающих землях
Загрузил AndersWingqvist
01:00
Candide Thovex — швейцарские деревья
Загрузил AndersWingqvist
46:49
Корни | Основы фрискиинга (полный фильм)
Загрузил AndersWingqvist
27:17
Решение для Z | Расчет риска
Загрузил AndersWingqvist
09:01
Мировой тур по фрирайду — 5 лучших лыжных трасс, женщины
Загружено AndersWingqvist
00:59
SkiTouring для Pow
Загрузил robRhino
Jämför живое казино со шведскими лицензиями для Casinopro.