Между лесом и пустыней
Гаити и Доминиканская республика: как на одном острове сложились две совершенно разные экосистемы
Случай Гаити и Доминиканской Республики стал широко известен благодаря популяризатору науки Джареду Даймонду. В своей книге «Коллапс: Почему одни общества приходят к процветанию, а другие — к гибели» он по сути причислил Доминиканскую Республику к первым, а Республику Гаити — ко вторым. С такой оценкой согласны и другие специалисты. Момент, когда произошло это «великое расхождение», тоже многим кажется однозначным: в 1967 году доминиканский президент Хоакин Балагер ввел запрет на вырубку лесов, тогда как в Гаити по-прежнему активно использовали древесный уголь. Результат можно наблюдать на фото со спутника: в Доминикане по состоянию на 2005 год лесом покрыто 28 процентов территории, а в Гаити — всего один процент. Но ответ на главный вопрос — как получилось, что две столь близкие страны так по-разному распорядились лесными богатствами и точно ли этим обусловлена разница в их развитии, — далек от прозрачности.
Тупик Гаити
Ситуацию, в которой сегодня оказалась Республика Гаити, специалисты часто называют тупиком. На западной половине острова, который Гаити делит с Доминиканской Республикой, чуть больше гор и чуть меньше пригодных для сельского хозяйства земель. Жители Гаити постоянно вырубают леса как «в силу бедности» — чтобы выручить хоть какие-то деньги на черном рынке древесины, так и «ради перспективы» — физического увеличения площади сельскохозяйственных земель. В результате почва подвергается эрозии и теряет плодородность, урожаи сельскохозяйственных культур падают. Дальше снова вырубается лес, почва снова подвергается эрозии — и так по кругу. К этому стоит добавить постоянно растущее давление, связанное с приростом населения, и привычку жителей Гаити использовать для приготовления пищи древесный уголь, получаемый, опять-таки, при вырубке леса.
Нельзя сказать, что современные жители Гаити не понимают, к чему приводят их личные «лесозаготовки». Многочисленные гуманитарные миссии на острове и государственные медиа в деталях рассказали каждому жителю страны, почему природа на острове находится на грани коллапса и зачем им нужны леса. Но гаитянцы попали в хорошо известную экономистам ловушку, которая связана с коллективным пользованием общественным благом и известна под названием «трагедия общин». Большой социальной группе сложно договориться о соблюдении правил, касающихся ресурсов, которые находятся в свободном пользовании, поскольку сиюминутные потребности каждого превышают потенциальную выгоду для всех в будущем. Как доказала нобелевский лауреат по экономике Элинор Остром, выход из «трагедии общин» возможен лишь путем формирования сложных общественных институтов, которые создают стимулы для самоограничения эгоистического поведения, но не запрещают его совсем. Правда, сейчас гаитянским лесам и такие институты уже не помогут — леса практически уничтожены и самостоятельно уже едва ли возродятся.
Эту картину можно дополнить еще одним нюансом — то ли самая, то ли одна из самых бедных стран мира, Гаити, по данным геологов, обладает потенциально огромными запасами нефти — в некоторых местах нефтегазовое сырье проступает на поверхности земли. В то время как для других богатых углеводородами стран актуальны вопросы преодоления «нефтяной ловушки» и поиска альтернативных путей развития, Гаити попросту не разрабатывает этот ресурс.
Попыток объяснить, что именно пошло не так и почему развитие Республики Гаити зашло в тупик, за последние несколько десятков лет было предпринято множество. Экономисты, социологи, географы и политологи пытались и пытаются найти причины произошедшего. Версий довольно много. От ландшафтно-климатических — на территории восточного соседа Гаити, Доминиканской Республики, расположена высокая горная цепь, которая, с одной стороны, питает реки, утекающие на восток, а с другой — тормозит осадки, в результате не достигающие западной части острова. До исторических — ученые, в том числе Джаред Даймонд, обращаются к прошлому Гаити, последние пять веков которого включают в себя длительный период колониальной зависимости и рабства. Но все это не позволяет однозначно объяснить, почему Доминикана вырвалась вперед, а Республика Гаити оказалась в тупике.
Один остров, две страны
Остров Гаити был открыт Христофором Колумбом в 1492 году, после чего местное население было практически полностью истреблено. Покончив с аборигенами и имеющимися на острове запасами золота, в начале XVI века колонизаторы начали ввозить на Гаити рабов из Африки и возделывать их усилиями плантации сахарного тростника. В 1677 году в западной части острова, которую сейчас занимает Республика Гаити, обосновались французы. Восточная же часть, будущая территория Доминиканской Республики, по-прежнему оставалась за испанцами. Затем, воспользовавшись ослаблением Франции после революции, рабы в западной части острова провели серию успешных восстаний и в 1804 году провозгласили независимость. Судьба же восточной части долго оставалась неопределенной — ее обитатели то призывали Испанию активнее принимать участие в их делах, то становились объектом аннексии со стороны соседнего Гаити, и независимость там окончательно установилась лишь в 1865 году.
Логично было бы предположить, что в этой рано вырванной независимости и кроется причина всех бед Гаити, тогда как Доминикана сумела воспользоваться какими-то преимуществами более продолжительного нахождения в статусе колонии. Однако, как показывает дальнейшая история двух государств, сам по себе этот факт едва ли имел особое значение. Во всяком случае, не для политической истории. С 1843 по 1915 год в Гаити сменилось 22 президента, из которых 21 был убит. В аналогичный период с 1844 по 1930 год Доминикана пережила 30 революций и 50 президентов. И в той, и в другой стране в итоге к власти пришли диктаторы, сумевшие удерживать ее в течение десятилетий.
В этот момент к дискуссии присоединяются политологи. Возможно, все дело было в разнице отношений двух республик с Соединенными Штатами, — на таком объяснении настаивал политолог Эрик Руорда. По его мнению, более теплые отношения американской администрации с диктатором Доминиканы, основанные на «политике добрососедства», сдерживали уровень коррупции и репрессий в стране.
Свой ответ о причинах расхождения пытались дать и социологи Лоренс Харрисон и Самуэль Хантингтон, инициаторы и авторы проекта «Culture Matters». Они обратились к культуре двух стран и предположили, что жители Республики Гаити, потомки вывезенных из Африки рабов, до сих пор находятся под сильным влиянием системы верований вуду, которая учит, что любое планирование жизни бессмысленно, поскольку нити управления ею находятся в руках капризных духов, договориться с которыми могут только жрецы. Такое ощущение собственной беспомощности, считает Хантингтон, противоречит не только выстраиванию демократических ценностей, но и любому прогрессу вообще.
Правда, сторонники этой точки зрения не объясняют, почему те же самые бывшие рабы из Доминиканы сумели преодолеть религиозный фатализм предков.Но даже если оставить в стороне это слегка абсурдное объяснение, действительно в Гаити и Доминиканской республике сформировались два принципиально разных общества. Общество бывших рабов, расправившись с белым населением, законодательно запретило иностранцам владеть землей и влиять посредством инвестиций на производства, чем с самого начала оттолкнуло от себя потенциальных европейских инвесторов. Напротив, в Доминиканской республике отношение к иммигрантам было более терпимым, а само общество — более европейским и к тому же испаноязычным, в отличие от гаитян с их креольским диалектом. Однако исследователи, мыслящие в таком ключе, все равно сталкиваются с необходимостью доказать, что именно эта цепочка культурных различий сыграла решающую роль в том, что пути двух соседних государств так разошлись. Связать культурные паттерны и механизм, через который они по-разному влияют на принимаемые — индивидом, обществом и государством — решения, получается не всегда.
Один остров, два диктатора
Отношения государств-соседей сегодня оставляют желать лучшего. Жители Гаити в попытках освоить новые, пригодные для возделывания земли и получить древесину для производства угля нелегально переходят границу с Доминиканой. Власти Доминиканской республики пытаются сдержать натиск. Гаитяне же при каждом удобном случае напоминают о двух эпизодах из общей истории государств, когда Гаити аннексировало Доминикану, —они составляют основу для национальной гордости Гаити и ощущения собственного превосходства.
В 1930 году в Доминикане после долгих десятилетий революционных переворотов к власти пришел Рафаэль Трухильо. Он стал первым президентом, который смог надолго захватить власть и выиграть выборы почти со стопроцентным результатом. И хотя режим его держался на широко применяемых репрессиях, именно при нем экономика страны начала развитие и были сделаны первые шаги на пути к модернизации. В частности, Трухильо принял меры для защиты лесов от вырубки, запретив распространенное в слабо развитых странах подсечно-огневое земледелие. Отдельной гордостью Трухильо стало избавление от наследия американской оккупации острова, вызванной тем, что островное государство не смогло вернуть кредит, — Доминикана получила возможность самостоятельно собирать и регулировать шедшие на уплату внешнего долга таможенные пошлины, без дополнительного посредника в лице США. Обретение подобной финансовой независимости подтолкнуло экономический рост.
Первое десятилетие правления Трухильо действительно было для него и для выстроенного им режима крайне успешным. Экономический рост, приток инвестиций и хорошие отношения с Западом в целом и с США в частности способствовали общему повышению уровня жизни. Как пишут американские политологи Джон Хиглер и Ричард Гунтер, прежде всего богатели, конечно, сам Трухильо и его семья, но вместе с ними к новым источникам ренты — торговым потокам, месторождениям, новым производствам — были допущены и лояльные ему элиты. Среди них были бизнес-группы, не претендовавшие на политическую власть, армейское командование и даже простые солдаты и полицейские, которым ежегодно увеличивали жалование, закупали новую технику и присуждали очередные звания. Трухильо умел делиться «экономическим пирогом» с лично преданными ему людьми.
Тем не менее, прямых политических оппонентов Трухильо, как обычный латиноамериканский или африканский диктатор, устранял с помощью лояльных спецслужб. С середины 1950-х годов естественная усталость от его правления и рост недовольства молодого поколения, выросшего при Трухильо, привели к всплеску социального протеста. Масштабное восстание 1956 года было подавлено, репрессии многократно усилились. Через несколько месяцев доминиканские спецслужбы похитили в центре Нью-Йорка одного из главных доминиканских оппозиционеров профессора Галиндеса, что поставило крест на отношениях с США. Экономический рост практически остановился, источники ренты для элиты стали иссякать. Сам Трухильо пустился во внешнеполитические авантюры в попытке свергнуть правительства соседних государств. В 1961 году представители тех самых армейских и бизнес-кругов, на которых опирался Трухильо в первые десять лет своего правления, совершили успешное покушение на диктатора и взяли власть в свои руки.
За время правления Трухильо удалось минимизировать одну из главных причин вырубки лесов. Частичная индустриализация экономики и рост среднего уровня жизни всех доминиканцев снизили стимулы к добыче угля и продаже леса просто ради пропитания. Но со смертью диктатора и бегством его преемника Хоакина Балагера в США центральная власть ослабла, и процесс активных лесозаготовок в Доминикане возобновился. На фоне политических переворотов, нестабильности и начинающейся на острове гражданской войны под ударом оказались интересы влиятельных американских компаний, инвестировавших в экономику республики. Под лозунгом защиты республики от коммунистической угрозы в 1965 году американцы оккупировали восточную часть острова, и на посту доминиканского президента вновь оказался Балагер. Капиталы прямых оппонентов его режима во многом зависели как раз от продажи леса, чем наследник Трухильо не преминул воспользоваться.
В 1967 году Балагер развернул масштабную информационную кампанию о необходимости сохранения лесного массива, запретил коммерческие лесозаготовки и передал полномочия по вооруженной охране лесов армии. Одновременно, используя вооруженные силы, президент разгромил несколько десятков лесопилок своих оппонентов, а пойманных «лесорубов» репрессировал. Такая политика давала Балагеру двойную легитимность. С одной стороны, сохранение лесов, а значит и энергетического, сельскохозяйственного, а в конечном счете и экономического потенциала страны пользовалось народной поддержкой. С другой стороны, запрет вырубок соответствовал интересам американских компаний и местных элит, а также создавал Балагеру приемлемый имидж на международной арене. К 1967 году частные инвестиции из США в Доминикану достигли 150 миллионов долларов.
На западе острова события частично развивались в схожем ключе. Осенью 1957 года к власти в Гаити пришел свой диктатор — Франсуа Дювалье, позднее прозванный «Папа Док». Этому предшествовал год ожесточенной борьбы с политическими оппонентами, включавшей в себя террористические акты против мирных жителей и массовый расстрел протестующих. Будучи не менее жестким диктатором, чем Трухильо, Папа Док, тем не менее, проигрывал своему соседу в модернизационном потенциале. Он не стал строить внутреннюю политику страны на сложном сочетании негативных и позитивных стимулов, направленных на поддержание лояльности элиты и населения. Власть Дювалье держалась исключительно на насилии. При этом он позиционировал себя в качестве могущественного колдуна вуду, показательно втыкая иглы в фигурки, изображавшие внешних «врагов Гаити», таких как президент США Джон Кеннеди.
В 1971 году Дювалье умер на президентском посту, и период его правления для экономики республики оказался более разрушительным, чем время правления целой череды его предшественников, бесконечно сменявших друг друга. Голод и «вынужденное донорство» — торговля собственной кровью на черном рынке для последующих поставок в развитые страны — для жителей северных районов острова стали обыденностью. Ни о какой экологической политике, сохранении лесов и прочих аспектах модернизации не могло идти и речи. Престол пожизненного президента-диктатора унаследовал его сын по прозвищу «Беби Док», который, несмотря на некоторые политические и экономические послабления, продолжал политику своего отца еще пятнадцать лет.
Элиты имеют значение
В итоге кажется, будто все дело в личных качествах диктаторов и Доминикане с этим повезло чуть больше, чем Гаити. Трухильо был заинтересован в прекращении вырубки леса, запуске модернизации и начале экономического роста, а у Папы Дока эти стимулы отсутствовали. Однако на деле история любви к лесу оказывается чуть сложнее, и не стоит записывать ни самого Балагера, ни его предшественника Трухильо в ряды экоактивистов. Достаточно вспомнить, что на исходе второго президентского срока Трухильо присвоил большую часть лесных площадей и лично возобновил вырубку лесов в Доминикане. Правда, как говорят современные экологи, методы заготовок на лесопилках Трухильо все же были намного экологичнее, чем до него: часть сегодняшних заповедников Доминиканы состоит из старых деревьев, предусмотрительно оставленных во времена Трухильо в качестве источников для семян и «восполнителей» лесной флоры.
Американский историк и социолог Эмилио Бетанс рекомендует вернуться в самое начало постколониального периода обсуждаемых стран. С самого начала независимой истории Республики Гаити ее земля оказалась преимущественно в руках мелких собственников, бывших рабов. В Доминикане, напротив, большие земельные площади принадлежали государству. Это облегчало иностранные инвестиции: крупному бизнесу проще договориться с одним диктатором, чем с большим числом постоянно третируемых этим диктатором собственников. Конечно, в условиях постоянной политической борьбы всех против всех в обоих государствах о долгосрочных гарантиях прав собственности не могло идти и речи, но число инвесторов, готовых вложиться в доминиканские плантации или торговлю, все равно превышало число желающих рискнуть деньгами на западе острова. И со временем выбор становился все более очевидным.
Точка расхождения
На первый взгляд, точка расхождения Гаити и Доминиканы очевидна: для того чтобы двинуться по пути модернизации, достаточно прекратить вырубку леса и найти другие источники развития, помимо дефицитных природных ресурсов. Однако куда более важный вопрос — как это сделать? Прямой запрет, как видно из опыта даже поздней Доминиканской Республики, помогал слабо. Как только Балагер и поддерживающая его часть элиты утратили позиции во власти, новое правительство смягчило природоохранные законы и возобновило вырубку. И еще более важный вопрос — что заставило одного из диктаторов, в отличие от второго, заботиться о благе страны? Вряд ли причины этого коренятся только в различии культурных особенностей двух обществ или во влиянии американской политики добрососедства. Но именно стимулы, подтолкнувшие Трухильо к проведению хотя бы частичной экономической модернизации, и стали в реальности главными причинами «расхождения» в судьбе двух государств одного острова.
К тому же, как подчеркивает Бетанс, примерно в эти же годы Доминиканская Республика, в первую очередь из-за своего географического положения, а также открытости иностранцам, стала местом притяжения политических эмигрантов — из Ливии, Кубы, Германии, Италии, позднее к ним присоединились кюросаосские и австрийские евреи, японцы. Благодаря сходству языков именно в Доминикану иммигрировали многие испанцы. Политическим иммигрантам иногда удавалось привести с собой и собственные капиталы. Но и без них образованные представители зарубежного среднего класса, сохранившие социальные связи и накопленный опыт, способствовали развитию индустриальных секторов экономики.
Казалось бы, в масштабах нескольких лет или даже двух-трех десятилетий крайне рискованные инвестиции, как и слабый приток высококачественного человеческого капитала — факторы не слишком значимые, чтобы создать «великое расхождение». Но политологи Джонатан Хартлин и Джордж Холмс независимо друг от друга приходят к схожему выводу — все это позволило «размыть» местную элиту, сделать ее менее гомогенной, чем у соседей по острову. Это формирование устойчивых секторальных элитных групп произошло еще до прихода к власти Трухильо, который стал использовать этот фактор, чтобы удержаться у власти.
Хартлин соглашается, что диктатор Трухильо, конечно, как и его предшественники, предпочел продвинуть своих друзей и членов семьи на значимые государственные посты, а прямых оппонентов без жалости репрессировал. Однако также он понимал, что для долгосрочного удержания власти — что и показывает опыт предыдущих десятилетий в Доминикане — этого недостаточно, ему нужны хоть какие-то союзники, на которых он мог бы дополнительно опереться. Говоря терминами политической науки, у Трухильо сформировался запрос на широкую элитную коалицию. Главным отличием Доминиканской Республики от Гаити стало именно то, что в стране оказалось достаточно потенциальных групп, которые могли бы войти в элитную коалицию и не передраться друг с другом. Эти группы состояли из потомков иммигрантов, накопивших капиталы уже на острове, а также американских бизнесменов, вложившихся в экономику республики во время ее оккупации войсками США. Вовлечение в политику этих групп расширило социальную базу Трухильо и подтолкнуло модернизацию Доминиканы.
Как показывает Джордж Холмс, одной из таких групп — выходцам из бизнес-кругов Сантьяго, второго по численности города Доминиканы, — удалось продавить «зеленую» повестку на государственном уровне. Еще в 1920-е годы адвокат Хуан Батист Перес Рансьер и геодезист Мигель Канела-и-Ласаро смогли настоять на введении первых лесозащитных мер: Торговая палата Сантьяго выкупила землю, где развернулись лесозаготовки, и создала на ней едва ли не первый в Доминикане заповедник. К этому ее подтолкнули не столько альтруистические, сколько коммерческие соображения. Провинция Сантьяго в то время была наиболее «распаханной» областью республики — стремительное сокращение лесных площадей ухудшало почву и в перспективе грозило сельскохозяйственному бизнесу серьезными убытками.
Мнение эксперта
Мне сложно представить, чтобы в бедной стране какие-то кардинальные реформы проводились ради окружающей среды как таковой. По крайней мере, я таких случаев не знаю и сомневаюсь, что этот случай — исключение из многих. Вряд ли у Доминиканской Республики был какой-то долгосрочный план по озеленению. Я точно могу сказать, что леса перестали вырубать не потому, что заботились о них, а потому, что в какой-то момент просто снизилась потребность в этом. Бедным странам в принципе не свойственно мышление длительными временными горизонтами, которые имеют место, когда мы говорим об устойчивом развитии. Скорее всего, это был естественный процесс, связанный с индустриализацией, которую Доминиканской Республике, в отличие от Гаити, все-таки удалось провести. В результате снизилась нагрузка на окружающую среду, потому что леса на этом острове нужны, в общем, только для топлива. Если построить ГЭС, потребность в них отпадает. Вполне возможно, что параллельно элиты начали раскручивать «зеленый» сюжет в целях привлечения инвестиций, развития туризма, создания имиджа и так далее.
В Гаити же ситуация такова, что там нет доступа к новым технологиям из-за бедности населения. Бедность и плохая экология образуют замкнутый круг. В бедных странах об окружающей среде не заботятся, что, в свою очередь, усиливает нагрузку на окружающую среду и в дальнейшем самовоспроизводит бедность, потому что ресурсов становится все меньше. Для того чтобы разрешить «трагедию общих ресурсов», необходимы либо доверие между людьми, либо эффективное государственное вмешательство. В книге «Управляя общим» нобелевский лауреат Элинор Остром много писала о том, как сообщества могут договориться на локальном уровне между собой для поддержания общих ресурсов в устойчивом состоянии, но, очевидно, Гаити это сделать не удалось.
Игорь Макаров
доцент Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ Высшая школа экономики
Так при Трухильо оказались тесно увязаны вопросы модернизации и экологии, а главное — правильно расставлены стимулы, игнорировать которые диктатору было бы себе в убыток. Экологические лозунги находили отклик в сердцах широкого круга доминиканцев, обеспечивая дополнительный источник легитимности почти бессменному президенту. Сохранение лесов Доминиканы стало козырем соратников Трухильо и на международной арене, привлекающим зарубежные инвестиции и даже туристов. Выгоды проэкологической политики оказались столь высоки, что ей следовали и преемники Трухильо.
Так, Джонатан Хартлин показывает, что уже при Балагере «зеленый вопрос» стал неотъемлемой частью партийных избирательных кампаний. К примеру, в манифесте правящей сегодня Доминиканской партии освобождения экологическая устойчивость значится как приоритетная цель. Более того, общественные движения «зеленых», изначально неполитические, а потому избежавшие внимания диктаторов, с середины 1980-х набирают силу, политизируются, требуют перемен уже не только в зеленой политике, но и в обеспечении прав и свобод и, таким образом, становятся двигателем демократизации Доминиканы.
Что касается Гаити, то будь даже Папа Док более миролюбив, ему все равно не на кого было бы опереться для удержания власти, помимо силовых структур, армии и ближайших родственников. Причина «расхождения» между Гаити и Доминиканой как раз и заключается в том, что на западе острова отсутствовали возможности для формирования элитных групп, способных не враждовать, а сотрудничать друг с другом ради выгоды всей страны. Даже если и находились зарубежные бизнесмены, желавшие инвестировать в экономику Гаити, им для преодоления конституционного запрета на владение землей иностранцами приходилось вступать в брак с местными жителями, тем самым вовлекаясь в многовековые распри.
Спасительные для Доминиканы зарубежные инвестиции на Гаити почти не поступали, высококачественный человечески капитал из страны эмигрировал или становился жертвой очередного диктатора, даже американская оккупация острова не помогла — США в Гаити занимались скорее ограничением мифической немецкой экспансии в Латинской Америке, чем реальной охраной интересов остатков американских корпораций на острове. Совокупность этих факторов стала для Гаити решающей.
Михаил Комин, Татьяна Трофимова
Литература:
Гонионский С.А.
Betances, Emelio.
Conaghan, C. M., Espinal, R.
Diamond, Jared.
Finkel, Steve, Sabatini, Christopher A. etc.
Hartlyn, Jonathan.
Holmes, George.
Lundahl, Mats.
Roorda, Eric.
Schmidt, Hans.
Чем привлекательны 🌞 для туристов курорты Доминиканы и Гаити 🌴
Автор Маргарита Криворучко На чтение 9 мин Просмотров 4. 1к. Опубликовано Обновлено
Проведение отпуска на Карибских островах выбирают многие путешественники, желающие полноценно отдохнуть и насладиться времяпрепровождением на чистых и просторных пляжах. Одними из самых популярных направлений являются Доминикана или Гаити, выбор между которыми часто становится перед туристами.
Сколько занимает перелет до Доминиканы и Гаити из России?
Прямой рейс занимает около 12 часов. Бронировать билеты рекомендуется заранее – в особенности, в туристический сезон редких дождей с декабря по март и с июля по август.
Сразу стоит отметить, что у стран много общего, как в историческом, так и культурном плане. Однако при детальном изучении несложно заметить, что Доминикана и Гаити имеют кардинальные отличия. Поэтому перед планированием отпуска на Карибах рекомендуется уделить внимание изучению культуры, традиций и климата стран.
Только в таком случае можно будет ответить на вопрос – Доминикана и Гаити: что лучше, сделав оптимальный выбор в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Содержание
Географическая карта Доминиканы и ГаитиГаити и Доминикана находятся в Карибском бассейне и омываются Карибским морем. Республика Гаити находится в западной части одноименного острова, а на востоке территорию занимает Доминиканская республика. В южной части оба государства омываются водами Карибского моря, а в северной части – Атлантическим океаном. Подробнее о странах можно узнать на ToursDominicana.
При планировании поездки из России туристам рекомендуется выбирать прямые перелеты. В таком случае, они проведут в воздухе около 12 часов.
Сравнение Доминиканы и Гаити
Руководство путеводителя | Республика Гаити | Республика Доминикана |
Главный город | Порт-о-Пренс | Санто-Доминго |
Площадь страны, м² | 27 750 | 48 730 |
Количество жителей | 10 188 | 10 225 |
Сколько лет в среднем живут граждане | 55-60 | 70-75 |
Доминикана и Гаити, несмотря на нахождение на территории одного острова, отличаются по климату, культуре местных жителей, особенностям природы. На территории Доминиканской республики преобладает лесной массив, а потому здесь предпочитают отдыхать туристы, которые плохо переносят воздействие палящего солнца.
В Гаити расположено много высоких гор, а потому отдыхающие нередко занимаются альпинизмом и прочими горными видами спорта. Также здесь пользуются популярностью пешие экскурсии, позволяющие оценить красоту природы с высоты.
К общим характеристикам стоит отнести:
- тропический климат – обе страны территориально находятся близко от экватора, а потому здесь никогда не бывает холодно;
- современные гостиничные комплексы с высоким уровнем обслуживания и профессионализма персонала;
- возможность отдыхать на пляже в течение всего года;
- чистые, ухоженные и оборудованные пляжные зоны с белоснежным мелким песком;
- наличие оборудования для занятия серфингом, дайвингом, подводной охотой;
- безвизовый режим с Россией.
Значительная разница заключается в уровне жизни граждан. Республика Гаити испытывает трудности с экономическим обеспечением из-за масштабного землетрясения. Также в стране наблюдается нестабильная ситуация в политической сфере, что стало причиной развития экономического кризиса.
При этом власти Гаити не теряют надежды сравнить показатели с процветающей Республикой Доминикана, а потому стараются повысить уровень обслуживания и безопасности туристов. Также для привлечения путешественников на Гаити регулярно организовываются привлекательные по цене туры, экскурсии, проводятся акции в отелях.
Чем заняться туристам в Доминикане и Гаити Карнавальное шествие в ГаитиРеспублика Гаити привлекает внимание отдыхающих мистической культурой, ведь именно на ее территории впервые стали поклоняться Вуду, проводить религиозные обряды с куклами. По этой причине на территории страны ежегодно проводятся красочные карнавальные шествия, стать участником которых может каждый желающий.
Также на территории Гаити расположено большое количество парков, в тени которых предпочитают прогуливаться местные жители и туристы
Все экскурсии от Tripster
. К примеру, в Кап-Аитьен можно увидеть редкие экзотические растения и понаблюдать за популяцией розовых фламинго в естественных условиях.ГаитиНа Гаити хорошо сохранилась старинная архитектура – замки, храмы, которые можно посетить, как самостоятельно, так и в составе экскурсионных туров. Экскурсии можно заказать, как в туристических агентствах, так и у гидов, предлагающих услуги на улицах возле отелей, рынков и пляжей.
Перед поездкой в страну стоит определиться с городом, в котором можно комфортно и безопасно отдохнуть.
К таким городам относятся:
- столица Порт-о-Пренс, на территории которой функционируют современные гостиничные комплексы с высоким качеством обслуживания;
- Жакмель – спокойный небольшой город, в котором внимание уделяется комфортному размещению туристов, предпочитающих тихий семейный отдых;
- Пригородная часть Лабади. Здесь расположено много гостиниц с недорогим и качественным сервисом, просторный оборудованный пляж.
Многие путешественники считают, что Доминиканская республика – место, где особенно развит пляжный отдых. С одной стороны они правы, ведь многие отельные комплексы на побережье Карибского моря предлагают настолько широкий комплекс услуг, что у туристов нет необходимости и желания покидать их территорию.
Однако с другой стороны во время прогулок по Доминикане невозможно не заметить большое количество развлекательных заведений, многие из которых открыты для посетителей в круглосуточном режиме – бары, рестораны, небольшие кафетерии с местной кухней и напитками.
Также здесь можно полноценно отдохнуть, наслаждаясь природой – посетить живописные бухты, заказать морские экскурсии, побывать в лагунах и пещерах. По территории страны протекает много рек и есть соленые озера с живописной флорой и фауной вокруг.
Туристам, которые выбрали для отдыха Доминикану, рекомендуется посетить:
- Небольшое поселение Альтос-де-Чавон, архитектура которого выполнена в старинном колониальном стиле;
- музейные комплексы «Маяк Колумба» и «Мир янтаря»;
- парки развлечения и отдыха;
- заповедники с редкими экзотическими растениями, животными и птицами;
- остров Саона с коралловыми рифами и зарослями мангровых деревьев.
Что касается курортных городов, то их выбор довольно широк. Чаще всего внимание путешественников привлекают такие туристические регионы, как Пунта-Кана, Пуэрта-Плата, лагуна Бока-Чика.
Как живут люди в Доминикане и ГаитиДома в Гаити после тайфунаВопрос жизни в Доминиканской республике и на Гаити чаще всего интересует людей, которые планируют переехать в страны на ПМЖ. При этом стоит отметить, что по уровню социального и экономического обеспечения Гаити расположена на нижних строках рейтинга государств, находящихся в Карибском бассейне.
Уровень бедности в стране зашкаливает по причине низкой оплаты труда и постоянно растущих цен на продукты и стандартные бытовые нужды. Это негативным образом сказывается и на возрастном показателе местных жителей – в среднем, граждане Гаити живут около 55-60 лет, что недопустимо для стран с развитой экономикой и медициной.
Что касается Доминиканской республики, то на ее территории фиксируется экономический рост и развитие малого бизнеса. Многие международные инвесторы вкладывают финансы в развитие курортных комплексов, обеспечивая местных жителей рабочими местами с достойной оплатой труда. При этом в обоих государствах фиксируется высокий уровень преступности, низкое по качеству медицинское обслуживание и образование.
Семья из ДоминиканыИтогОдин из отелей ДоминиканыПо этой причине, отправляясь на отдых в Доминикану или Гаити, туристам рекомендуется оформить медицинскую страховку, включающую, как можно больше потенциальных рисков, связанных со здоровьем. Также важно иметь при себе стандартную аптечку с лекарствами от простуды, солнечных ожогов, аллергий, расстройства пищеварения.
Исходя из того, что Доминикана получила гораздо более высокое развитие, нежели Гаити, именно эту страну выбирают многие туристы, включая российских путешественников. Благодаря высокому качеству обслуживания в отелях, отдыхающие получают максимальное количество услуг по приемлемой цене. Ведь перед вылетом можно забронировать номер в отельном комплексе, выбрав предпочтительный вариант по ценовой категории и развлекательной программе.
В каких городах лучше остановиться на Гаити?
Для отдыха в республике Гаити рекомендуется выбрать крупные города с развитой инфраструктурой – столицу Порт-о-Пренс, пригород Лабади, Жакмель.
Какие достопримечательности посетить в Доминикане?
Рекомендуется посетить «пиратский» остров Саона с коралловыми рифами, музей Колумба, парки развлечений и заповедники с редкой экзотической флорой и фауной.
Какая страна больше по площади – Доминикана или Гаити?
По площади больше Доминикана. Также эта страна имеет развитую инфраструктуру и экономику в отличие от Гаити, население которой испытывает проблемы с финансовым обеспечением.
Поделиться впечатлениями об отдыхе в Доминикане и Гаити туристы могут на портале ToursDominicana.
Доминиканская республика
77.78%
Республика Гаити
22.22%
Проголосовало: 9
Доминиканская Республика депортировала 1800 детей на Гаити без родителей
Си-Эн-Эн —
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_4D0194F3-BD49-4B4A-1BC7-9BFAFBA78676@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> По данным ЮНИСЕФ, сотни детей были высланы из Доминиканской Республики без родителей на фоне масштабных усилий правительства по выдворению из страны предполагаемых мигрантов без документов.Детское агентство ООН приняло не менее 1800 несопровождаемых детей, доставленных доминиканскими иммиграционными властями на Гаити с начала года, сообщил CNN в понедельник представитель.
Представитель также сказал, что многие прибывают без документов, удостоверяющих личность, и «отправляются» в страну среди депортированных взрослых, что поднимает вопрос о том, как доминиканские власти установили, что они вообще принадлежат Гаити.
На изображении, предоставленном CNN гаитянской гуманитарной организацией Groupe d’Appui des Rapatriés et Réfugiés, показаны люди, депортированные из Доминиканской Республики 17 ноября возле пограничного перехода Мальпасс. CNN скрыла части изображения, чтобы сохранить их конфиденциальность.
Предоставлено GARRВернувшись в Доминиканскую Республику, которая делит остров Эспаньола с Гаити, иммиграционные центры задержания иногда содержат родителей без детей.
«У одной женщины была с собой сумка для подгузников, но не ребенок. [Агенты иммиграционной службы] сказали ей, что она не может носить с собой ребенка и что они доставят его в автобус, но тогда они не привезли ребенка в автобус», — сказала Йоана Кузьмова, исследователь в Доминиканской Республике. аналитический центр миграционной политики Центр наблюдения за миграцией и социального развития в Карибском бассейне.
Доминиканская Республика давно стремится сократить население Гаити в пределах своих границ. Но последняя волна депортаций в этом году происходит с ошеломляющей скоростью и размахом, что побудило критиков обвинить правительство карибской страны в расовом профилировании, хаотических казнях и пренебрежении правами человека и семьи, когда иммиграционные агенты выгоняют людей из страны.
Посольство Соединенных Штатов в Доминиканской Республике предупредило чернокожих и «темнокожих американцев», что они рискуют «усилить взаимодействие» с доминиканскими властями на фоне репрессий против иммиграции. В заявлении, опубликованном в субботу, посольство описало «сообщения о неравном обращении» с гражданами США из-за цвета кожи.
Но президент Доминиканской Республики Луис Абинадер отклонил призывы остановить депортацию, утверждая, что страна уже поддерживает соседнее Гаити больше, чем любая другая страна в мире.
Только в октябре на Гаити из Доминиканской Республики был отправлен 14 801 человек, согласно данным гаитянской организации по оказанию помощи Groupe d’Appui des Rapatriés et Réfugiés — в среднем 477 человек в день.
Видеоролики в социальных сетях, показывающие, как доминиканские иммиграционные власти проводят рейды, вызвали панику среди гаитян и лиц гаитянского происхождения в Доминиканской Республике, и даже некоторые из тех, кто является законным резидентом, рассказали CNN, что боятся покидать свои дома.
Министерство связи Гаити в воскресенье призвало своего соседа уважать «человеческое достоинство», сославшись на «потрясающие кадры… которые привлекли внимание к бесчеловечному и унижающему достоинство обращению с гаитянскими гражданами в Доминиканской Республике».
По словам бывших задержанных и экспертов, опрошенных CNN, а также из заявления посольства США, иммиграционная сеть захлестнула некоторых людей, независимо от их национальности или правового статуса.
Один гаитянин, который живет и работает в Доминиканской Республике на законных основаниях, рассказал CNN, что агенты иммиграционной службы ворвались в его дом посреди ночи и отказались слушать его доводы.
«Я спал в своем доме со своей семьей. В 3 часа ночи (по местному времени) группа сотрудников иммиграционной службы взломала мою дверь и арестовала меня. Они не спросили меня о моих документах или что-то еще; они не давали мне говорить», — говорит один мужчина гаитянского происхождения, чье официальное разрешение на работу находилось в процессе продления, когда он был арестован.
Библиотечное фото посольства США в Порт-о-Пренс, Гаити.
Оделин Джозеф/AP/ФАЙЛНа Гаити атакована колонна посольства США
«Они просто схватили меня и увезли; Я сказал им, что у меня есть документы, а они даже не послушали», — добавил он.
Его продержали всю ночь в ужасных условиях, а на следующий день отпустили.
Видео, которое он тайно снял и поделился с CNN, показало бетонное здание с тесными киосками, заваленными едой и почерневшими от мусора, и узкую комнату без кроватей, где ждали не менее 15 других задержанных мужчин.
«Они относятся к ним как к животным. Как только они сажают их в тюрьму, они оставляют их там спать на полу, не кормя их. Они уничтожали документы людей, и в некоторых случаях у людей не было возможности показать свои документы», — сказал Сэм Гийом, представитель GARR.
Он добавил, что его организация приняла на Гаити нескольких доминиканских граждан, которые были ошибочно задержаны и депортированы.
Попытки Доминиканской Республики выслать из страны людей гаитянского происхождения насчитываются много лет назад.
В 2013 году Конституционный суд страны неоднозначно постановил, что доминиканцы, рожденные в стране от родителей без документов, должны быть лишены гражданства, в результате чего десятки тысяч человек остались без гражданства, и у них нет другой страны, которую они могли бы назвать домом.
По данным Межамериканской комиссии по правам человека, оно, известное в просторечии как «La Sentencia» или «Приговор», «создало ситуацию безгражданства, невиданную ранее в Америке».
Многие гаитянские мигранты в Доминиканской Республике полагаются на краткосрочные виды на жительство, чтобы оставаться в стране на законных основаниях в рамках «плана регуляризации». Но Кузьмова, исследователь права, говорит, что она «снова и снова» слышит, что они рискуют быть депортированными, пока ждут продления этих разрешений.
«Что касается гаитянских мигрантов, то вид на жительство действителен в течение года, и им требуется год, чтобы его продлить. Так что реальность такова, что если этого человека, имеющего право на получение разрешения, схватят на улице, у него не будет с собой действительного документа», — говорит она.
«Люди говорят, что когда вас забирают с просроченной картой, они ее уничтожают. И это, по сути, было доказательством того, что вы участвуете в плане регуляризации».
Новый президентский указ, изданный на прошлой неделе, о создании специализированного подразделения правоохранительных органов по борьбе с сквоттингом также может быть использован против людей гаитянского происхождения, проживающих в исторических деревнях сахарных плантаций, известных как bateyes , которые когда-то привлекали большое количество рабочих-мигрантов.
«Сейчас там живут в основном пенсионеры, работавшие на плантациях, и у них нет документов, подтверждающих право собственности. Так что это может быть еще одним способом использовать полицию для обеспечения депортации», — говорит Кузьмова.
Пока Гаити пытается оправиться от взаимосвязанных политических кризисов и кризисов в области безопасности, ООН неоднократно призывала Доминиканскую Республику прекратить отправлять туда людей.
«Непрекращающееся вооруженное насилие и систематические нарушения прав человека на Гаити в настоящее время не позволяют обеспечить безопасное, достойное и устойчивое возвращение гаитян в страну. Я повторяю свой призыв ко всем странам региона, включая Доминиканскую Республику, остановить депортацию гаитян», — заявил ранее в этом месяце Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк.
Двумя днями позже президент Доминиканской Республики Луис Абинадер ответил с насмешкой, назвав заявление Турка «неприемлемым и безответственным» и заявив, что вместо этого он ускорит депортацию.
Денационализация и безгражданство в Доминиканской Республике
IACHR публикует отчет:
«Ситуация с правами человека в Доминиканской Республике»
Настоящий отчет представлен для изучения ситуации, сложившейся в результате решения 168/13 Конституционного суда Доминиканской Республики от 23 сентября 2013 г. в отношении прав на гражданство, правосубъектность, равенство и неприкосновенность -дискриминация, а также другие смежные права человека.
Кроме того, в отчете также будут даны рекомендации по обеспечению того, чтобы политика, законы и практика Доминиканской Республики соответствовали международным обязательствам, которые государство добровольно взяло на себя в области прав человека.
Фото: Эми С. Мартин
Фото: Конституционный суд Доминиканской Республики
Лишение гражданства и безгражданства по решению Конституционного суда 168/13
В 2013 году Конституционный суд своим решением 168/13 установил, что гражданами считаются только лица, родившиеся в Доминиканской Республике от доминиканских родителей или законных резидентов.
Эта интерпретация была применена задним числом ко всем лицам, родившимся между 1929 и 2010 годами: произвольное лишение сотен тысяч лиц гаитянского происхождения их доминиканского гражданства и создание ситуации безгражданства такого масштаба, которого никогда прежде не было в Америке.
Критерий, установленный в решении 168/13, а также меры, принятые во исполнение этого решения, составляют решающий этап в этом типе исторического ревизионизма, продвигаемого доминиканскими властями, направленного на консолидацию интерпретации, которая устанавливает, что лица, рожденные в Доминиканской Республике Гаити родители с неурегулированным миграционным статусом не имеют права на доминиканское гражданство.
Фото: Daniel Cima para la CIDH
Фото предоставлено: Álvaro Botero/CIDH
Решение 168/13 как произвольное лишение гражданства
Произвольное лишение гражданства
Они произвольно лишены гражданства, поскольку являются мигрантами, это люди, которые родились в Доминиканской Республике на момент применения концепция jus soli –т.е. когда кто-то, родившийся в этой стране, получил гражданство. Дошло до того, что в соответствующие органы были переданы документы. Но после приговора их забрали.
Структурная дискриминация
Причины, лежащие в основе решения, принятого Конституционным судом, относятся к контексту структурной дискриминации, основанной главным образом на расовых и этнических признаках, которая несоразмерно затрагивает лиц гаитянского происхождения.
Диспропорция
Эта ситуация несоразмерно затронула лиц гаитянского происхождения, которые часто идентифицируются как таковые, правильно или неправильно, на основании национального происхождения или миграционного статуса их родителей, цвета кожи, языковых способностей или фамилий, что представляет собой нарушение право на равенство и недискриминацию.
Хронология
Расовая дискриминация и процесс лишения гражданства лиц гаитянского происхождения
1971-1804
Гаити: независимость и отмена рабства
Революция, произошедшая между 1791 и 1804 годами, привела к отмене рабства и обретению Гаити независимости. Этот революционный процесс был первым и единственным процессом, осуществленным черными рабами.
1822-1844
Гаити вторгается в Доминиканскую Республику
В течение следующих 22 лет Гаити управляло восточной частью острова. Поскольку оккупация продолжалась и ожидания населения не оправдывались, сепаратистское движение было создано и материализовалось в 1844 году. Оккупация Гаити Доминиканской Республики до сих пор оказывает большое влияние на коллективное воображение доминиканцев.
19:00′
Так называемое «мирное вторжение»
В начале 1900-х годов сахарная промышленность стала постоянным источником занятости для гаитянских рабочих-мигрантов, и эта тенденция сохранялась до 1980-х годов.
1916-1924
Военная оккупация Доминиканской Республики Соединенными Штатами
Правительство Соединенных Штатов организовало и способствовало временной миграции гаитянских сельскохозяйственных рабочих в Доминиканскую Республику. Это было сделано путем создания системы регулируемых контрактов в 1919 за набор гаитянских сельскохозяйственных рабочих.
1929-1963
Конституции 1929, 1943, 1942, 1947, 1955, 1959, 1960, 1960′, 1961, 1962 и 1963
Статья 8. миниканы:
1.— Люди, которые в настоящее время пользуются этим качеством согласно прежним конституциям и законам.
2.— Все лица, родившиеся на территории Республики, за исключением законнорожденных детей иностранцев, проживающих в стране в дипломатическом представительстве или транзитом.19:30′
Диктатура и резня тысяч гаитян
Начиная с 1930 года, во времена диктатуры Трухильо, государство было заинтересовано в подчеркивании расовых различий с Гаити. С 28 сентября по 8 октября 1937 года диктатор Рафаэль Леонидас Трухильо приказал устроить резню, в которой погибли тысячи гаитян. Местом резни были в основном приграничные провинции, поэтому это событие известно как «доминиканизация границы».
1952, 1959 и 1966
Массовая вербовка гаитянских сельскохозяйственных рабочих
Эти соглашения были подписаны в 1952, 1959 и 1966 годах и снова вызвали увеличение гаитянской популяции батей. В соответствии с этими соглашениями рабочему предлагалось иммигрировать вместе с женой и любым из его детей в возрасте до 10 лет.
1966-2002
Конституции 1966, 1994 и 2002
Статья 11.— Доминиканцы:
1.— Все лица, родившиеся на территории Республики, за исключением законнорожденных детей иностранцев, проживающих в стране в дипломатическом представительстве или находящихся в пути.
2.— Люди, которые в настоящее время наделены этим качеством согласно прежним конституциям и законам.14 ноября 1967 г.
Письмо генерального директора иммиграционной службы
Письмо Джона Р. Эстреллы, генерального директора иммиграционной службы, министру вооруженных сил.
Fondo Presidencia Palacio Nacional. Sujeto: Repatriaciones. Каха 14 441 1966-1986. Генеральный архив Насьона, Санто-Доминго.6, 19 мая69
Письмо государственного секретаря
Письмо государственного секретаря Мануэля де Хесуса Эстрада Медины, главы Главного иммиграционного управления доктору Хоакину Балагеру.
Fondo Presidencia Palacio Nacional. Суджето: Брасерос Гаитианос. Каха 14 455 1967-1989. Генеральный архив Насьона, Санто-Доминго.17 февраля 1976 г.
Письмо начальника штаба
Письмо Браулио Альвареса Санчеса, бригадного генерала Э.Н., начальника штаба национальной армии, государственному секретарю вооруженных сил.
Fondo Presidencia Palacio Nacional. Суджето: Брасеро Гаитианос. Каха 14 453 1958-1978. Генеральный архив Насьона, Санто-Доминго.2 марта 1976 г.
Письмо министра вооруженных сил
Письмо Хуана Рене Бошам Хавьера, генерал-майора, министра вооруженных сил Президенту Республики.
Fondo Presidencia Palacio Nacional. Суджето: Брасеро Гаитианос. Каха 14 453 1958-1978. Генеральный архив Насьона, Санто-Доминго.17 марта 1976 г.
Письмо административного секретаря администрации президента
Письмо Рафаэля Белло Андино, административного секретаря администрации президента, государственному секретарю вооруженных сил.
Fondo Presidencia Palacio Nacional. Суджето: Брасеро Гаитианос. Каха 14 453 1958-1978. Генеральный архив Насьона, Санто-Доминго.1980′
Отказ в регистрации рождения
Отказ сотрудников ЗАГС де-факто в регистрации рождения детей гаитян с неурегулированным миграционным статусом, по крайней мере, еще в 1980-х годах.
21 июля 2004 г.
Закон об иммиграции
С введением в действие Закона об иммиграции 2004 г. были приняты более строгие критерии гражданства, согласно которым любой нерезидент, включая временных работников, относился к той же категории, что и транзитное лицо , с тем чтобы их иностранное гражданство передавалось их детям.
14 декабря 2005 г.
Постановление Верховного суда
Постановление Верховного суда от 2005 года, которым дети лиц с неурегулированным миграционным статусом не могут получить доминиканское гражданство на основании принципа jus soli , признанного в Конституции Доминиканской Республики.
18 апреля 2007 г.
Административные процедуры, введенные Центральной избирательной комиссией
Внедрение административных процедур, введенных в 2007 г. Центральной избирательной комиссией (JCE) для приостановления действия или сохранения свидетельств о рождении лиц, чьи родители не имели вида на жительство в Доминиканской Республике .
2010
Конституция 2010 года
Статья 18. — Гражданство. Доминиканцы:
1.— Сыновья и дочери доминиканской матери или отца;
2.— Лица, имевшие доминиканское гражданство до вступления в силу настоящей Конституции;
3.— Лица, родившиеся на территории страны, за исключением сыновей и дочерей иностранных граждан, являющихся членами дипломатических и консульских представительств, иностранных граждан, находящихся в пути, или иностранных граждан, незаконно проживающих на территории Доминиканы. Лицом, находящимся в пути, является любой иностранный гражданин, определенный как таковой в соответствии с законодательством Доминиканской Республики.Формальный запрет в Конституции 2010 года, запрещающий получение гражданства в случае детей лиц, чей иммиграционный статус был незаконным. .
23 сентября 2013 г.
Решение 168/13 Конституционного суда
Решение 168/13 Конституционного суда, которым Конституционный суд задним числом изменил толкование приобретения гражданства в соответствии с принципом jus soli в конституциях, действовавших с 1929 по 2010 год, в котором говорится, что люди, родившиеся на доминиканской территории, дети мигрантов с неурегулированным миграционным статусом, не имеют права на доминиканское гражданство.
21 мая 2014 г.
Закон 169-14
Частично Закон 169-14, подписав толкование Конституционного суда в том смысле, что затрагиваемые лица не имели права на доминиканское миграционная политика и институциональные и бюрократические недостатки Гражданского реестра, регистрация десятков тысяч этих людей в реестре и выдача доминиканских документов, удостоверяющих личность, заставили их предположить, что они являются доминиканскими гражданами. В свою очередь предусмотренный законом механизм для лиц, рожденных в Доминиканской Республике от родителей с неурегулированным миграционным положением и никогда не состоявших на учете в ЗАГСе, то есть лиц, включенных в группу Б, должен был быть зарегистрирован в книгах иностранных граждан. рождений, подтверждая в этом смысле меры, приведшие к денационализации
Право на гражданство, коллективные высылки и расовое профилирование
Нет других вариантов
Во многих случаях они также не могут выбрать гаитянское гражданство, поскольку не являются прямыми потомками граждан Гаити.
Коллективное выдворение
Доминиканская Республика провела коллективную высылку на Гаити, куда были высланы люди с доминиканскими удостоверениями личности.
Расовое профилирование
Проверки личности, которые вызывают депортацию, основаны не на документах человека, а вместо этого полагаются на расовое профилирование с использованием фенотипического критерия «выглядеть гаитянцем».
Установление расового профиля ведет к дискриминационному выделению отдельных лиц или групп на основе ошибочного предположения о том, что люди с такими характеристиками склонны к совершению определенных видов преступлений.
Фото: Эми С. Мартин
«Я из Доминиканской Республики. Свидетельства о рождении у меня нет. Я учусь в школе, в четвертом классе. Мне не по себе, мне нужно свидетельство о рождении, мне нужно его иметь. Мой отец на Гаити, а моя мать здесь.У нее есть свидетельство о рождении.В школе я чувствую, что они мои одноклассники лучше меня, потому что у них есть свидетельства, а у меня нет. Временами мои одноклассники заставляют меня чувствовать себя плохо , они критикуют меня, говоря, почему у меня нет сертификата? Я говорю им, что у меня его нет. Мне плохо. Они смеются надо мной. Они заставляют меня чувствовать, что я не так хорош, как они являются.»
Показания, полученные от одиннадцатилетнего мальчика, родившегося в Доминиканской Республике.
Позитивные действия Доминиканской Республики
Фото: Эми С. Мартин
Фото: Эми С. Мартин
Визит МАКПЧ в Доминиканскую Республику
Визит МАКПЧ в Доминиканскую Республику со 2 по 6 декабря 2013 г. Комиссия выражает сожаление по поводу решения Конституционного суда отказаться от встречи с Комиссией.
3 342 человека обратились в Комиссию во время визита с жалобами, касающимися их собственного положения, а также жалоб, которые касались других лиц, как правило, членов семьи. Всего поступило обращений о положении 5092 человек.
Выдача свидетельств о рождении
Ситуация, о которой чаще всего сообщалось, была связана с отказом властей выдать свидетельство о рождении, на что жаловались в 1360 случаях.
Регистрация детей
Еще одна частая жалоба, упомянутая в 722 случаях, касалась лиц, которые не могли зарегистрироваться в органах записи актов гражданского состояния; в 504 случаях жалоба касалась неспособности родителей зарегистрировать своих детей.
Пожилые люди
Распространенная жалоба, поданная в 280 случаях, касалась неспособности пожилых людей получить социальное обеспечение. Они обнаружили, что после многих лет работы и отчислений на социальное обеспечение в Доминиканской Республике они не могли получить доступ к своей пенсии.
Миграция и лица гаитянского происхождения
Из тех, кто объяснил, что, по их мнению, было основной причиной их жалобы, 620 объяснили свою проблему тем, что они были гаитянского происхождения; 240 обвинили своих родителей в нелегальном миграционном статусе; 50 объяснили проблему своим собственным миграционным положением, 27 возложили вину на то, что у них была, в частности, иностранная фамилия.
В общей сложности 1843 человека заявили, что на них негативно повлияло решение Конституционного суда № 168/13.
Экономические, социальные и культурные права
Сотни лиц утверждали, что в результате решения Конституционного суда 168/13 они не могут пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами. Комиссия получила информацию о 620 делах, касающихся права на образование, 332 делах, касающихся права на труд, 280 дел, касающихся права на социальное обеспечение, и 30 дел, касающихся права на здоровье.
Фото: Санаа Бутаеб/IACHR
Фото предоставлено Даниэлем Чима для IACHR
Право на равенство и недискриминацию
С этими проблемами сталкиваются только доминиканцы, чьи родители, бабушки и дедушки являются выходцами с Гаити. Это результат структурного расизма в Доминиканской Республике. Все доминиканцы гаитянского происхождения или те, кого считают таковыми, страдают от структурной дискриминации во всех отношениях и на всех уровнях, что лишает их возможности пользоваться и осуществлять свои права человека.
Комиссия не получала жалоб или информации о доминиканцах иностранного происхождения, которые не были гаитянского происхождения, которые столкнулись с препятствиями в признании их гражданства, в доступе к записи актов гражданского состояния, а также их документов, удостоверяющих личность.
Эта дискриминация усугубляется деятельностью некоторых органов власти, политических партий, деловых и общественных кругов в Доминиканской Республике.
«Были молодые люди, которые продолжали учебу, проходили каждый день по 18 километров; когда они собирались получить аттестат о среднем образовании, оказалось, что у них нет документа, удостоверяющего личность, и поэтому они не могут получить диплом. Я сказал, что мне извините — я не извинился — за все, что они пережили за все это время, и за то, что я собирался начать процесс консультаций, чтобы выяснить, что мы можем сделать в координации с органами, которые имеют определенные полномочия в отношении мер, которые были взяты».
Президент Данило Медина на встрече в Национальном дворце с доминиканцами гаитянского происхождения и общественными организациями в октябре 2013 года.
Фото: Эми С. Мартин
Право на образование без какой-либо дискриминации
Хотя доминиканское законодательство признает, что право на образование должно гарантироваться без какой-либо дискриминации, в том числе основанной на различиях по национальности, расе, экономическому и социальному положению или любой другой характер, Комиссия получила много свидетельств серьезных актов дискриминации в сфере образования.
Решение 168/13 и существующая дискриминационная ситуация не позволили детям и подросткам гаитянского происхождения, родившимся в Доминиканской Республике, продолжить обучение в школе или колледже. Учителя и администрация школы требуют от них свидетельство о рождении или удостоверение личности, которые власти отказываются предоставить.
Из 3 342 человек, которые предоставили информацию и показания во время визита, было зафиксировано 620 ситуаций, когда эти люди или их родственники сталкивались с препятствиями в отношении права на образование.
«У меня есть трехлетняя девочка. Она не может ходить в школу, я не могу ее зарегистрировать, я не могу получить медицинскую страховку, потому что она не зарегистрирована, а у меня нет удостоверение личности».
Показания женщины Комиссии относительно ее дочери, родившейся в Доминиканской Республике.
Ситуация уязвимости
Произвольное лишение доминиканского гражданства и правового статуса порождает многочисленные нарушения прав человека.
Одной из проблем, с которыми они сталкиваются, является отсутствие вариантов работы. Свидетельства показывают, что устроиться на работу практически невозможно, а если и удается, то платят меньше минимальной заработной платы.
Последствия денационализации
Помимо нарушения их права на гражданство, произвольное лишение гражданства означало для других доминиканцев гаитянского происхождения множество других нарушений их гражданских, политических, социальных и экономических прав, таких как:
1- Что дети не могут продолжать свое основное образование;
2- Не может поступить в высшие учебные заведения;
3- Неспособность платить взносы в систему социального обеспечения;
4- Невозможно получить доступ к определенным медицинским услугам;
5- Отсутствие доступа к достойной работе;
6- Невозможно жениться или развестись;
7- Невозможно зарегистрировать рождение ребенка;
8- Невозможно открыть банковский счет;
9- Невозможно получить проездные документы, такие как паспорта, и поэтому не может совершать международные поездки;
10- Невозможно выполнять контракты;
11- Невозможно купить или передать собственность;
12- Невозможно дать показания под присягой;
13- Невозможно голосовать и баллотироваться на государственные должности;
Бейтс
В ходе этих посещений Комиссия установила, что условия жизни в батеях крайне ненадежны, а некоторые из ситуаций, с которыми они сталкиваются, являются бесчеловечными и унижающими достоинство.
Работники плантаций сахарного тростника по-прежнему сталкиваются с ограничениями свободы передвижения и проживания, вынуждены жить в закрытых батутах и охраняются вооруженной охраной.
В некоторых случаях резчикам тростника по-прежнему платят ваучерами, а не деньгами.
В дополнение к ситуациям, описанным выше, эта ситуация привела к постоянной неопределенности, которая повлияла на физическую и психологическую неприкосновенность соответствующих лиц. К этому следует добавить постоянный страх перед тем, что эти люди будут арестованы и высланы из своей страны из-за отсутствия документов, удостоверяющих личность.
В связи с этим Комиссия считает, что масштабы и затянувшийся характер этой проблемы, а также неоднократные, продолжающиеся нарушения многочисленных прав человека доминиканцев гаитянского происхождения указывают на существование нетрадиционного положения дел.
Фото: Эми С. Мартин
«Я родился в больнице Мао в Доминиканской республике в 1999 году. Мои мама и папа — гаитяне. В школе у меня уже просят свидетельство о рождении, но мне его не дают… Мне плохо, потому что на улице меня называют проклятым, грязным и плохо со мной обращаются. Мы все равны, и это неправильно. Я имею такое же право быть доминиканцем, как и другие. Я просто хочу учиться. Это несправедливо».
Свидетельские показания 15-летней женщины, родившейся в Доминиканской Республике, перед IACHR. Батей Либертад, Доминиканская Республика, 4 декабря 2013 г.
Нетерпимость и подстрекательство к насилию
Публикация решения Конституционного суда 168/13 создала атмосферу враждебности по отношению к тем, кто критиковал это решение и защищал право доминиканцев гаитянского происхождения на доминиканское гражданство.
Выражения в адрес журналистов, представителей интеллигенции, правозащитников и общественных деятелей, критикующих приговор, приобрели тревожно-агрессивный тон, разжигая расизм и ксенофобию.
Критиков приговора назвали «предателями Родины», а публичные демонстрации устроили под лозунгом «Смерть изменникам».
Эти предполагаемые угрозы и акты запугивания не вызвали никакой реакции со стороны доминиканских властей.
Нетерпимость и расистские высказывания делают лиц гаитянского происхождения еще более уязвимыми перед дискриминацией и насилием.
Фото: Эми С. Мартин
«Комитет по защите гражданства» разработал альбом для выявления тех, кто подверг критике судебное решение: первая страница / вторая страница.
Источник: Диарио 7 Диас
В докладе также рассматриваются нарушения прав человека гаитянских мигрантов в связи с иммиграционными операциями и соблюдением процессуальных норм; доступ к правосудию и гарантии надлежащей правовой процедуры для доминиканцев гаитянского происхождения.
Читать главу 5 ОтчетаРекомендации Межамериканской комиссии по правам человека Доминиканской Республике
Отказ в гражданстве
Доминиканская Республика должна аннулировать любую норму любого рода, которая устанавливает отказ в доминиканском гражданстве лицам, родившимся на ее территории, и гарантировать право на гражданство тем лицам, которые уже имели это право в соответствии с внутренней правовой системой, действовавшей в период с 1929 по 2010 год.
Решение 168/13 — Закон 169/14
Доминиканская Республика должна как можно скорее принять необходимые меры, чтобы предотвратить решение 168/13 и положения статей 6, 8 и 11 Закона № 169.-14 от сохранения юридической силы.
Регистрация рождения
Доминиканская Республика должна принять меры, необходимые для регулирования доступного, недискриминационного и простого процесса регистрации рождений, чтобы гарантировать, что все лица, родившиеся на ее территории, могут быть зарегистрированы сразу же после их рождения, независимо от их происхождения или происхождения или миграционного происхождения. положение их родителей.
Позитивные действия
Доминиканская Республика должна принять позитивные меры для искоренения расовой и этнической дискриминации и обеспечить эффективные гарантии прав человека доминиканских лиц африканского происхождения, особенно доминиканского населения гаитянского происхождения. Для этого необходимо нейтрализовать расовые предрассудки и стереотипы, а также улучшить условия жизни лиц африканского происхождения в плане здоровья, жилья, образования и занятости.