Между лесом и пустыней
Гаити и Доминиканская республика: как на одном острове сложились две совершенно разные экосистемы
Случай Гаити и Доминиканской Республики стал широко известен благодаря популяризатору науки Джареду Даймонду. В своей книге «Коллапс: Почему одни общества приходят к процветанию, а другие — к гибели» он по сути причислил Доминиканскую Республику к первым, а Республику Гаити — ко вторым. С такой оценкой согласны и другие специалисты. Момент, когда произошло это «великое расхождение», тоже многим кажется однозначным: в 1967 году доминиканский президент Хоакин Балагер ввел запрет на вырубку лесов, тогда как в Гаити по-прежнему активно использовали древесный уголь. Результат можно наблюдать на фото со спутника: в Доминикане по состоянию на 2005 год лесом покрыто 28 процентов территории, а в Гаити — всего один процент. Но ответ на главный вопрос — как получилось, что две столь близкие страны так по-разному распорядились лесными богатствами и точно ли этим обусловлена разница в их развитии, — далек от прозрачности.
Тупик Гаити
Ситуацию, в которой сегодня оказалась Республика Гаити, специалисты часто называют тупиком. На западной половине острова, который Гаити делит с Доминиканской Республикой, чуть больше гор и чуть меньше пригодных для сельского хозяйства земель. Жители Гаити постоянно вырубают леса как «в силу бедности» — чтобы выручить хоть какие-то деньги на черном рынке древесины, так и «ради перспективы» — физического увеличения площади сельскохозяйственных земель. В результате почва подвергается эрозии и теряет плодородность, урожаи сельскохозяйственных культур падают. Дальше снова вырубается лес, почва снова подвергается эрозии — и так по кругу. К этому стоит добавить постоянно растущее давление, связанное с приростом населения, и привычку жителей Гаити использовать для приготовления пищи древесный уголь, получаемый, опять-таки, при вырубке леса.
Нельзя сказать, что современные жители Гаити не понимают, к чему приводят их личные «лесозаготовки». Многочисленные гуманитарные миссии на острове и государственные медиа в деталях рассказали каждому жителю страны, почему природа на острове находится на грани коллапса и зачем им нужны леса. Но гаитянцы попали в хорошо известную экономистам ловушку, которая связана с коллективным пользованием общественным благом и известна под названием «трагедия общин». Большой социальной группе сложно договориться о соблюдении правил, касающихся ресурсов, которые находятся в свободном пользовании, поскольку сиюминутные потребности каждого превышают потенциальную выгоду для всех в будущем. Как доказала нобелевский лауреат по экономике Элинор Остром, выход из «трагедии общин» возможен лишь путем формирования сложных общественных институтов, которые создают стимулы для самоограничения эгоистического поведения, но не запрещают его совсем. Правда, сейчас гаитянским лесам и такие институты уже не помогут — леса практически уничтожены и самостоятельно уже едва ли возродятся.
Эту картину можно дополнить еще одним нюансом — то ли самая, то ли одна из самых бедных стран мира, Гаити, по данным геологов, обладает потенциально огромными запасами нефти — в некоторых местах нефтегазовое сырье проступает на поверхности земли. В то время как для других богатых углеводородами стран актуальны вопросы преодоления «нефтяной ловушки» и поиска альтернативных путей развития, Гаити попросту не разрабатывает этот ресурс.
Попыток объяснить, что именно пошло не так и почему развитие Республики Гаити зашло в тупик, за последние несколько десятков лет было предпринято множество. Экономисты, социологи, географы и политологи пытались и пытаются найти причины произошедшего. Версий довольно много. От ландшафтно-климатических — на территории восточного соседа Гаити, Доминиканской Республики, расположена высокая горная цепь, которая, с одной стороны, питает реки, утекающие на восток, а с другой — тормозит осадки, в результате не достигающие западной части острова. До исторических — ученые, в том числе Джаред Даймонд, обращаются к прошлому Гаити, последние пять веков которого включают в себя длительный период колониальной зависимости и рабства. Но все это не позволяет однозначно объяснить, почему Доминикана вырвалась вперед, а Республика Гаити оказалась в тупике.
Один остров, две страны
Остров Гаити был открыт Христофором Колумбом в 1492 году, после чего местное население было практически полностью истреблено. Покончив с аборигенами и имеющимися на острове запасами золота, в начале XVI века колонизаторы начали ввозить на Гаити рабов из Африки и возделывать их усилиями плантации сахарного тростника. В 1677 году в западной части острова, которую сейчас занимает Республика Гаити, обосновались французы. Восточная же часть, будущая территория Доминиканской Республики, по-прежнему оставалась за испанцами. Затем, воспользовавшись ослаблением Франции после революции, рабы в западной части острова провели серию успешных восстаний и в 1804 году провозгласили независимость. Судьба же восточной части долго оставалась неопределенной — ее обитатели то призывали Испанию активнее принимать участие в их делах, то становились объектом аннексии со стороны соседнего Гаити, и независимость там окончательно установилась лишь в 1865 году.
Логично было бы предположить, что в этой рано вырванной независимости и кроется причина всех бед Гаити, тогда как Доминикана сумела воспользоваться какими-то преимуществами более продолжительного нахождения в статусе колонии. Однако, как показывает дальнейшая история двух государств, сам по себе этот факт едва ли имел особое значение. Во всяком случае, не для политической истории. С 1843 по 1915 год в Гаити сменилось 22 президента, из которых 21 был убит. В аналогичный период с 1844 по 1930 год Доминикана пережила 30 революций и 50 президентов. И в той, и в другой стране в итоге к власти пришли диктаторы, сумевшие удерживать ее в течение десятилетий.
В этот момент к дискуссии присоединяются политологи. Возможно, все дело было в разнице отношений двух республик с Соединенными Штатами, — на таком объяснении настаивал политолог Эрик Руорда. По его мнению, более теплые отношения американской администрации с диктатором Доминиканы, основанные на «политике добрососедства», сдерживали уровень коррупции и репрессий в стране.
Свой ответ о причинах расхождения пытались дать и социологи Лоренс Харрисон и Самуэль Хантингтон, инициаторы и авторы проекта «Culture Matters». Они обратились к культуре двух стран и предположили, что жители Республики Гаити, потомки вывезенных из Африки рабов, до сих пор находятся под сильным влиянием системы верований вуду, которая учит, что любое планирование жизни бессмысленно, поскольку нити управления ею находятся в руках капризных духов, договориться с которыми могут только жрецы. Такое ощущение собственной беспомощности, считает Хантингтон, противоречит не только выстраиванию демократических ценностей, но и любому прогрессу вообще.
Правда, сторонники этой точки зрения не объясняют, почему те же самые бывшие рабы из Доминиканы сумели преодолеть религиозный фатализм предков.Но даже если оставить в стороне это слегка абсурдное объяснение, действительно в Гаити и Доминиканской республике сформировались два принципиально разных общества. Общество бывших рабов, расправившись с белым населением, законодательно запретило иностранцам владеть землей и влиять посредством инвестиций на производства, чем с самого начала оттолкнуло от себя потенциальных европейских инвесторов. Напротив, в Доминиканской республике отношение к иммигрантам было более терпимым, а само общество — более европейским и к тому же испаноязычным, в отличие от гаитян с их креольским диалектом. Однако исследователи, мыслящие в таком ключе, все равно сталкиваются с необходимостью доказать, что именно эта цепочка культурных различий сыграла решающую роль в том, что пути двух соседних государств так разошлись. Связать культурные паттерны и механизм, через который они по-разному влияют на принимаемые — индивидом, обществом и государством — решения, получается не всегда.
Один остров, два диктатора
Отношения государств-соседей сегодня оставляют желать лучшего. Жители Гаити в попытках освоить новые, пригодные для возделывания земли и получить древесину для производства угля нелегально переходят границу с Доминиканой. Власти Доминиканской республики пытаются сдержать натиск. Гаитяне же при каждом удобном случае напоминают о двух эпизодах из общей истории государств, когда Гаити аннексировало Доминикану, —они составляют основу для национальной гордости Гаити и ощущения собственного превосходства.
В 1930 году в Доминикане после долгих десятилетий революционных переворотов к власти пришел Рафаэль Трухильо. Он стал первым президентом, который смог надолго захватить власть и выиграть выборы почти со стопроцентным результатом. И хотя режим его держался на широко применяемых репрессиях, именно при нем экономика страны начала развитие и были сделаны первые шаги на пути к модернизации. В частности, Трухильо принял меры для защиты лесов от вырубки, запретив распространенное в слабо развитых странах подсечно-огневое земледелие. Отдельной гордостью Трухильо стало избавление от наследия американской оккупации острова, вызванной тем, что островное государство не смогло вернуть кредит, — Доминикана получила возможность самостоятельно собирать и регулировать шедшие на уплату внешнего долга таможенные пошлины, без дополнительного посредника в лице США. Обретение подобной финансовой независимости подтолкнуло экономический рост.
Первое десятилетие правления Трухильо действительно было для него и для выстроенного им режима крайне успешным. Экономический рост, приток инвестиций и хорошие отношения с Западом в целом и с США в частности способствовали общему повышению уровня жизни. Как пишут американские политологи Джон Хиглер и Ричард Гунтер, прежде всего богатели, конечно, сам Трухильо и его семья, но вместе с ними к новым источникам ренты — торговым потокам, месторождениям, новым производствам — были допущены и лояльные ему элиты. Среди них были бизнес-группы, не претендовавшие на политическую власть, армейское командование и даже простые солдаты и полицейские, которым ежегодно увеличивали жалование, закупали новую технику и присуждали очередные звания. Трухильо умел делиться «экономическим пирогом» с лично преданными ему людьми.
Тем не менее, прямых политических оппонентов Трухильо, как обычный латиноамериканский или африканский диктатор, устранял с помощью лояльных спецслужб. С середины 1950-х годов естественная усталость от его правления и рост недовольства молодого поколения, выросшего при Трухильо, привели к всплеску социального протеста. Масштабное восстание 1956 года было подавлено, репрессии многократно усилились. Через несколько месяцев доминиканские спецслужбы похитили в центре Нью-Йорка одного из главных доминиканских оппозиционеров профессора Галиндеса, что поставило крест на отношениях с США. Экономический рост практически остановился, источники ренты для элиты стали иссякать. Сам Трухильо пустился во внешнеполитические авантюры в попытке свергнуть правительства соседних государств. В 1961 году представители тех самых армейских и бизнес-кругов, на которых опирался Трухильо в первые десять лет своего правления, совершили успешное покушение на диктатора и взяли власть в свои руки.
За время правления Трухильо удалось минимизировать одну из главных причин вырубки лесов. Частичная индустриализация экономики и рост среднего уровня жизни всех доминиканцев снизили стимулы к добыче угля и продаже леса просто ради пропитания. Но со смертью диктатора и бегством его преемника Хоакина Балагера в США центральная власть ослабла, и процесс активных лесозаготовок в Доминикане возобновился. На фоне политических переворотов, нестабильности и начинающейся на острове гражданской войны под ударом оказались интересы влиятельных американских компаний, инвестировавших в экономику республики. Под лозунгом защиты республики от коммунистической угрозы в 1965 году американцы оккупировали восточную часть острова, и на посту доминиканского президента вновь оказался Балагер. Капиталы прямых оппонентов его режима во многом зависели как раз от продажи леса, чем наследник Трухильо не преминул воспользоваться.
В 1967 году Балагер развернул масштабную информационную кампанию о необходимости сохранения лесного массива, запретил коммерческие лесозаготовки и передал полномочия по вооруженной охране лесов армии. Одновременно, используя вооруженные силы, президент разгромил несколько десятков лесопилок своих оппонентов, а пойманных «лесорубов» репрессировал. Такая политика давала Балагеру двойную легитимность. С одной стороны, сохранение лесов, а значит и энергетического, сельскохозяйственного, а в конечном счете и экономического потенциала страны пользовалось народной поддержкой. С другой стороны, запрет вырубок соответствовал интересам американских компаний и местных элит, а также создавал Балагеру приемлемый имидж на международной арене. К 1967 году частные инвестиции из США в Доминикану достигли 150 миллионов долларов.
На западе острова события частично развивались в схожем ключе. Осенью 1957 года к власти в Гаити пришел свой диктатор — Франсуа Дювалье, позднее прозванный «Папа Док». Этому предшествовал год ожесточенной борьбы с политическими оппонентами, включавшей в себя террористические акты против мирных жителей и массовый расстрел протестующих. Будучи не менее жестким диктатором, чем Трухильо, Папа Док, тем не менее, проигрывал своему соседу в модернизационном потенциале. Он не стал строить внутреннюю политику страны на сложном сочетании негативных и позитивных стимулов, направленных на поддержание лояльности элиты и населения. Власть Дювалье держалась исключительно на насилии. При этом он позиционировал себя в качестве могущественного колдуна вуду, показательно втыкая иглы в фигурки, изображавшие внешних «врагов Гаити», таких как президент США Джон Кеннеди.
В 1971 году Дювалье умер на президентском посту, и период его правления для экономики республики оказался более разрушительным, чем время правления целой череды его предшественников, бесконечно сменявших друг друга. Голод и «вынужденное донорство» — торговля собственной кровью на черном рынке для последующих поставок в развитые страны — для жителей северных районов острова стали обыденностью. Ни о какой экологической политике, сохранении лесов и прочих аспектах модернизации не могло идти и речи. Престол пожизненного президента-диктатора унаследовал его сын по прозвищу «Беби Док», который, несмотря на некоторые политические и экономические послабления, продолжал политику своего отца еще пятнадцать лет.
Элиты имеют значение
В итоге кажется, будто все дело в личных качествах диктаторов и Доминикане с этим повезло чуть больше, чем Гаити. Трухильо был заинтересован в прекращении вырубки леса, запуске модернизации и начале экономического роста, а у Папы Дока эти стимулы отсутствовали. Однако на деле история любви к лесу оказывается чуть сложнее, и не стоит записывать ни самого Балагера, ни его предшественника Трухильо в ряды экоактивистов. Достаточно вспомнить, что на исходе второго президентского срока Трухильо присвоил большую часть лесных площадей и лично возобновил вырубку лесов в Доминикане. Правда, как говорят современные экологи, методы заготовок на лесопилках Трухильо все же были намного экологичнее, чем до него: часть сегодняшних заповедников Доминиканы состоит из старых деревьев, предусмотрительно оставленных во времена Трухильо в качестве источников для семян и «восполнителей» лесной флоры.
Американский историк и социолог Эмилио Бетанс рекомендует вернуться в самое начало постколониального периода обсуждаемых стран. С самого начала независимой истории Республики Гаити ее земля оказалась преимущественно в руках мелких собственников, бывших рабов. В Доминикане, напротив, большие земельные площади принадлежали государству. Это облегчало иностранные инвестиции: крупному бизнесу проще договориться с одним диктатором, чем с большим числом постоянно третируемых этим диктатором собственников. Конечно, в условиях постоянной политической борьбы всех против всех в обоих государствах о долгосрочных гарантиях прав собственности не могло идти и речи, но число инвесторов, готовых вложиться в доминиканские плантации или торговлю, все равно превышало число желающих рискнуть деньгами на западе острова. И со временем выбор становился все более очевидным.
Точка расхождения
На первый взгляд, точка расхождения Гаити и Доминиканы очевидна: для того чтобы двинуться по пути модернизации, достаточно прекратить вырубку леса и найти другие источники развития, помимо дефицитных природных ресурсов. Однако куда более важный вопрос — как это сделать? Прямой запрет, как видно из опыта даже поздней Доминиканской Республики, помогал слабо. Как только Балагер и поддерживающая его часть элиты утратили позиции во власти, новое правительство смягчило природоохранные законы и возобновило вырубку. И еще более важный вопрос — что заставило одного из диктаторов, в отличие от второго, заботиться о благе страны? Вряд ли причины этого коренятся только в различии культурных особенностей двух обществ или во влиянии американской политики добрососедства. Но именно стимулы, подтолкнувшие Трухильо к проведению хотя бы частичной экономической модернизации, и стали в реальности главными причинами «расхождения» в судьбе двух государств одного острова.
К тому же, как подчеркивает Бетанс, примерно в эти же годы Доминиканская Республика, в первую очередь из-за своего географического положения, а также открытости иностранцам, стала местом притяжения политических эмигрантов — из Ливии, Кубы, Германии, Италии, позднее к ним присоединились кюросаосские и австрийские евреи, японцы. Благодаря сходству языков именно в Доминикану иммигрировали многие испанцы. Политическим иммигрантам иногда удавалось привести с собой и собственные капиталы. Но и без них образованные представители зарубежного среднего класса, сохранившие социальные связи и накопленный опыт, способствовали развитию индустриальных секторов экономики.
Казалось бы, в масштабах нескольких лет или даже двух-трех десятилетий крайне рискованные инвестиции, как и слабый приток высококачественного человеческого капитала — факторы не слишком значимые, чтобы создать «великое расхождение». Но политологи Джонатан Хартлин и Джордж Холмс независимо друг от друга приходят к схожему выводу — все это позволило «размыть» местную элиту, сделать ее менее гомогенной, чем у соседей по острову. Это формирование устойчивых секторальных элитных групп произошло еще до прихода к власти Трухильо, который стал использовать этот фактор, чтобы удержаться у власти.
Хартлин соглашается, что диктатор Трухильо, конечно, как и его предшественники, предпочел продвинуть своих друзей и членов семьи на значимые государственные посты, а прямых оппонентов без жалости репрессировал. Однако также он понимал, что для долгосрочного удержания власти — что и показывает опыт предыдущих десятилетий в Доминикане — этого недостаточно, ему нужны хоть какие-то союзники, на которых он мог бы дополнительно опереться. Говоря терминами политической науки, у Трухильо сформировался запрос на широкую элитную коалицию. Главным отличием Доминиканской Республики от Гаити стало именно то, что в стране оказалось достаточно потенциальных групп, которые могли бы войти в элитную коалицию и не передраться друг с другом. Эти группы состояли из потомков иммигрантов, накопивших капиталы уже на острове, а также американских бизнесменов, вложившихся в экономику республики во время ее оккупации войсками США. Вовлечение в политику этих групп расширило социальную базу Трухильо и подтолкнуло модернизацию Доминиканы.
Как показывает Джордж Холмс, одной из таких групп — выходцам из бизнес-кругов Сантьяго, второго по численности города Доминиканы, — удалось продавить «зеленую» повестку на государственном уровне. Еще в 1920-е годы адвокат Хуан Батист Перес Рансьер и геодезист Мигель Канела-и-Ласаро смогли настоять на введении первых лесозащитных мер: Торговая палата Сантьяго выкупила землю, где развернулись лесозаготовки, и создала на ней едва ли не первый в Доминикане заповедник. К этому ее подтолкнули не столько альтруистические, сколько коммерческие соображения. Провинция Сантьяго в то время была наиболее «распаханной» областью республики — стремительное сокращение лесных площадей ухудшало почву и в перспективе грозило сельскохозяйственному бизнесу серьезными убытками.
Мнение эксперта
Мне сложно представить, чтобы в бедной стране какие-то кардинальные реформы проводились ради окружающей среды как таковой. По крайней мере, я таких случаев не знаю и сомневаюсь, что этот случай — исключение из многих. Вряд ли у Доминиканской Республики был какой-то долгосрочный план по озеленению. Я точно могу сказать, что леса перестали вырубать не потому, что заботились о них, а потому, что в какой-то момент просто снизилась потребность в этом. Бедным странам в принципе не свойственно мышление длительными временными горизонтами, которые имеют место, когда мы говорим об устойчивом развитии. Скорее всего, это был естественный процесс, связанный с индустриализацией, которую Доминиканской Республике, в отличие от Гаити, все-таки удалось провести. В результате снизилась нагрузка на окружающую среду, потому что леса на этом острове нужны, в общем, только для топлива. Если построить ГЭС, потребность в них отпадает. Вполне возможно, что параллельно элиты начали раскручивать «зеленый» сюжет в целях привлечения инвестиций, развития туризма, создания имиджа и так далее.
В Гаити же ситуация такова, что там нет доступа к новым технологиям из-за бедности населения. Бедность и плохая экология образуют замкнутый круг. В бедных странах об окружающей среде не заботятся, что, в свою очередь, усиливает нагрузку на окружающую среду и в дальнейшем самовоспроизводит бедность, потому что ресурсов становится все меньше. Для того чтобы разрешить «трагедию общих ресурсов», необходимы либо доверие между людьми, либо эффективное государственное вмешательство. В книге «Управляя общим» нобелевский лауреат Элинор Остром много писала о том, как сообщества могут договориться на локальном уровне между собой для поддержания общих ресурсов в устойчивом состоянии, но, очевидно, Гаити это сделать не удалось.
Игорь Макаров
доцент Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ Высшая школа экономики
Так при Трухильо оказались тесно увязаны вопросы модернизации и экологии, а главное — правильно расставлены стимулы, игнорировать которые диктатору было бы себе в убыток. Экологические лозунги находили отклик в сердцах широкого круга доминиканцев, обеспечивая дополнительный источник легитимности почти бессменному президенту. Сохранение лесов Доминиканы стало козырем соратников Трухильо и на международной арене, привлекающим зарубежные инвестиции и даже туристов. Выгоды проэкологической политики оказались столь высоки, что ей следовали и преемники Трухильо.
Так, Джонатан Хартлин показывает, что уже при Балагере «зеленый вопрос» стал неотъемлемой частью партийных избирательных кампаний. К примеру, в манифесте правящей сегодня Доминиканской партии освобождения экологическая устойчивость значится как приоритетная цель. Более того, общественные движения «зеленых», изначально неполитические, а потому избежавшие внимания диктаторов, с середины 1980-х набирают силу, политизируются, требуют перемен уже не только в зеленой политике, но и в обеспечении прав и свобод и, таким образом, становятся двигателем демократизации Доминиканы.
Что касается Гаити, то будь даже Папа Док более миролюбив, ему все равно не на кого было бы опереться для удержания власти, помимо силовых структур, армии и ближайших родственников. Причина «расхождения» между Гаити и Доминиканой как раз и заключается в том, что на западе острова отсутствовали возможности для формирования элитных групп, способных не враждовать, а сотрудничать друг с другом ради выгоды всей страны. Даже если и находились зарубежные бизнесмены, желавшие инвестировать в экономику Гаити, им для преодоления конституционного запрета на владение землей иностранцами приходилось вступать в брак с местными жителями, тем самым вовлекаясь в многовековые распри.
Спасительные для Доминиканы зарубежные инвестиции на Гаити почти не поступали, высококачественный человечески капитал из страны эмигрировал или становился жертвой очередного диктатора, даже американская оккупация острова не помогла — США в Гаити занимались скорее ограничением мифической немецкой экспансии в Латинской Америке, чем реальной охраной интересов остатков американских корпораций на острове. Совокупность этих факторов стала для Гаити решающей.
Михаил Комин, Татьяна Трофимова
Литература:
Гонионский С.А.
Betances, Emelio.
Conaghan, C. M., Espinal, R.
Diamond, Jared.
Finkel, Steve, Sabatini, Christopher A. etc.
Hartlyn, Jonathan.
Holmes, George.
Lundahl, Mats.
Roorda, Eric.
Schmidt, Hans.
Гаити между распадом и интервенцией
На сей раз все началось с того, что премьер-министр Ариэль Анри обратился к мировому сообществу с просьбой ввести в Гаити иностранные войска для прекращения бандитского террора, сделавшего жизнь в стране невыносимой. Сразу после этого на улицы городов вышли взбудораженные толпы с протестами против интервенции; загорелись баррикады, начались погромы магазинов и беспорядочная стрельба. Жизнь в Гаити, и до этого не очень упорядоченная, окончательно превратилась в ад.
Все страны Карибского бассейна зарабатывают туризмом. Гаити – это 1700 км прекрасного морского побережья, но туризма там нет и в помине. Соседняя Ямайка – крупный производитель бокситов и алюминия, Доминиканская Республика, занимающая восточную половину острова Гаити, добывает золото. В Гаити залежи бокситов не меньше, чем на Ямайке, а золота – чем в Доминикане, но их не разрабатывают. Куба экспортирует сигары, сахар и прекрасный кофе; Гаити – почти нет. Это самая бедная страна Западного полушария, живущая на денежные переводы от мигрантов и гуманитарную помощь. Говорить о гаитянской экономике не стоит: ее просто не существует, исключая мелочную торговлю и мизерное по масштабам земледелие. Реальная экономика Гаити – это транзит наркотиков, который в последние годы сильно пострадал из-за усиления деятельности антинаркотических подразделений США, Колумбии и Венесуэлы.
Мир знает о Гаити мало. В школах учат, что это единственное государство, созданное восставшими рабами (которые вряд ли жили хуже, чем их далекие потомки). Кое-кто помнит о страшной диктатуре Папы Дока – Франсуа Дювалье, превращавшего противников в зомби путем то ли колдовства, то ли использования ядов. Есть литература о жутких тонтон-макутах – гвардии Папы Дока, изощрявшейся в изобретении всяческих пыток.
Политическая и государственная системы в Гаити за 200 лет так и не сложились. Папа Док был правым диктатором, черным расистом и психопатом. А в 1990-х – начале 2000-х Гаити правил левый тиран – Жан-Бертран Аристид, социалист и сторонник братьев Кастро, но тоже черный расист и психопат. Его личная гвардия «Армия каннибалов» – это те же тонтон-макуты, только что-то слышавшие о прелестях социализма и Че Геваре. Впрочем, в их рядах были в основном бывшие тонтон-макуты Папы Дока…
Гаити так и не оправилась от чудовищного землетрясения 2010 г. Тогда страну тряхнуло так, что, помимо колоссальных жертв (погибло 222 000 человек), был разрушен почти весь жилой фонд, все субъекты экономики и вся логистика. Восстанавливать страну было некому и не на что: местных инвесторов нет, а иностранным злосчастная Гаити совершенно не интересна. Страна так и живет в руинах. Работы нет совсем, порядка тоже.
Пандемия больнее всего ударила по бедным странам, в том числе по Гаити: уменьшилась гуманитарная помощь, разъехались врачи-добровольцы и полицейские сил ООН, поддерживавшие хоть какой-то порядок.
Малочисленная полиция и армейские подразделения защищают административные здания и собственные казармы, в то время как вся остальная территория Гаити оказалась под контролем вооруженных банд.
В июле прошлого года отряд колумбийских наемников убил президента Гаити Жовенеля Моиза. Кто стоял за этим преступлением – не ясно до сих пор. Якобы безработные колумбийские боевики были наняты каким-то доктором-гаитянином, живущим в США, по причине личной неприязни к Моизу. Но в результате убийства власть в стране перешла к премьер-министру Ариэлю Анри, которого Моиз попытался снять с должности непосредственно перед гибелью. После этой темной истории госструктуры Гаити окончательно перестали работать.
Банды захватили портовые терминалы, источники воды, продовольственные и топливные склады, установили блокпосты на дорогах и в ключевых объектах городов. Население стало получать гуманитарную помощь не от соответствующих организаций, а от бандитов. Больницы закрылись, предприятия и транспортные службы прекратили работу. Учебный год в Гаити так и не начался: учителя и дети боятся бандитов. Ослабевшие от голода и лишенные медицинской помощи гаитяне начали умирать от холеры. Заключенные в тюрьмах умирают от голода.
Ситуация в Гаити напоминает Сомали начала 1990-х, когда бандиты взяли под контроль доставку гуманитарной помощи. Тогда это вызвало столкновение банд с американскими войсками и знаменитое побоище в Могадишо, события которого стали основой сценария культового фильма «Падение «Черного ястреба». Но против банд в Гаити, в отличие от Сомали, американские морпехи не выступили – сейчас американцам не до этого.
Столицу Порт-о-Пренс контролирует G9 – союз девяти банд, возглавляемый бывшим полицейским Джимми «Барбекю» Шеризье. Он контролирует порты и нефтяные терминалы.
Шеризье пытается заняться политикой: чем он хуже Пабло Эскобара или «короля Золотого треугольника» Кхун Са? Еще перед убийством президента Моиза Шеризье заявил местным СМИ, что намеревается «возглавить вооруженную революцию против деловых и политических элит Гаити», и с тех пор называет свои банды «Революционным фронтом G9». Через неделю Моиза убили – не связаны ли эти события?
С премьер-министром Анри у «Барбекю» отношения не сложились: в частности, бандиты как-то раз просто прогнали главу правительства с митинга. Теперь, когда на горизонте замаячили призраки иностранных десантных кораблей, Шеризье требует амнистии себе и своим людям, а также предоставления постов в правительстве.
Через единственную сухопутную границу Гаити, с Доминиканской Республикой, пытается прорваться такое количество гаитян, что доминиканские власти начали строить защитную стену вдоль границы. ..
Можно ли понять премьер-министра Анри, попросившего о вводе иностранных войск? Можно, поскольку прекратить бандитский беспредел собственными силами Гаити явно не в состоянии. В отличие от Мексики, Колумбии и Перу, где существуют добровольческие вооруженные структуры, помогающие властям бороться с преступностью, в Гаити ничего подобного нет. И кроме расчета на иностранную помощь надеяться гаитянам не на кого.
Но протестующие на улицах городов страны не согласны с премьером. Протесты начались еще до просьбы Анри об интервенции: тогда толпы демонстрантов требовали от правительства покончить с бандитским беспределом. А когда Анри, исполняя требования протестующих, предпринял единственно возможный шаг в этом направлении – гнев жителей Порт-о-Пренса обрушился уже на него.
Правительство Ариэля Анри оказалось в цейтноте. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал к развертыванию специальных международных сил на Гаити, но даже если в Порт-о-Пренсе появятся «голубые каски», вряд ли из этого выйдет толк. Силы ООН вообще малорезультативны, к тому же в Гаити они уже были. Солдаты латиноамериканских контингентов, в основном бразильцы и аргентинцы, очень посредственно справлялись с охраной порядка, но оказались замешаны в торговле наркотиками и хищениях гуманитарной помощи. И сами гаитяне, и Буэнос-Айрес с Бразилиа вряд ли захотят повторять печальный опыт.
Хотя премьер Анри ни к каким странам конкретно не обращался, всем понятно, кого он имел в виду (впрочем, посол Гаити в США прямо призвал вмешаться американцев и канадцев).
Но решится ли Вашингтон на интервенцию в Гаити – большой вопрос. Опыт такого рода у американцев есть, однако назвать его позитивным трудно. Еще в 1915 г. морская пехота США заняла Гаити, раздираемую гражданской войной. Очень скоро американцы столкнулись с восстанием, которое поднял бывший офицер Перальт, и долгое время сражались с повстанцами в горах. Сегодня Перальт – национальный герой Гаити и его портреты напечатаны на банкнотах. В 1994 г. американская морская пехота восстановила на президентском посту Аристида, отстраненного военной хунтой, – того самого психопата и лидера «Армии каннибалов», о чем вскоре Вашингтон, разумеется, горько пожалел. В 2004 г. морпехи вновь высадились в Порт-о-Пренсе – на сей раз для того, чтобы схватить своего бывшего ставленника и депортировать его в Центральноафриканскую Республику. Никакой стабильности Гаити эти действия американцев не принесли.
Гаити не единственная в мире страна, власти которой не в состоянии навести порядок собственными силами. За последние десятилетия распались Сомали, Ливия и Йемен, балансируют у опасной черты Ирак и Эфиопия. Хаос и анархия царят в Конго и Южном Судане.
Для того чтобы в мире не росло количество «несостоявшихся государств», необходимо решительно реформировать ООН, наделив ее руководящие органы полномочиями, достаточными для наведения порядка в той или иной стране. Либо создать другой международный орган, способный принимать решительные меры в экстренных случаях. Иначе Гаити станет не последней «несостоявшейся страной».
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть еёдоминиканских депортаций на Гаити вызывают растущие страхи и разочарование | Migration News
Власти Доминиканской Республики задержали тысячи гаитянских мигрантов — и всех, кто выглядел так, как будто они могли быть с Гаити — и депортировали их в страну, охваченную смертельным бандитизмом и нестабильностью, говорят защитники.
Принудительное выселение, которое, по словам правозащитных групп, обострилось в этом месяце, вызвало международную критику и призывы к сдержанности на фоне сообщений о депортации несопровождаемых детей, беременных женщин и других уязвимых лиц.
В Доминиканской Республике большинство населения идентифицирует себя как смешанная раса, в то время как в соседней стране Гаити проживает преимущественно чернокожее население. Это вызвало обвинения в том, что за депортациями стоят ксенофобия и расизм, что является частью более широкой тенденции антигаитянской дискриминации в Доминиканской Республике.
Некоторые депортированные никогда не ступали на землю Гаити, которая борется с растущим уровнем голода, крайней нищеты и вспышкой холеры, а также с всплеском насилия. В стране также нет государственных учреждений, необходимых для того, чтобы справиться с наплывом прибывающих, считают эксперты.
Уильям Шарпантье, координатор MENAMIRD, национального круглого стола для мигрантов и беженцев в Доминиканской Республике, заявил, что доминиканская полиция и вооруженные силы задерживают на улицах гаитян, а также «всех, кто выглядит как гаитяне».
По словам Шарпантье, за девять дней в этом месяце более 20 000 человек были депортированы, в том числе некоторые доминиканские граждане гаитянского происхождения.
Официальный источник, осведомленный в этом вопросе, сообщил Al Jazeera, что, если нынешние темпы депортации продолжатся, примерно 40 000 человек будут отправлены из Доминиканской Республики на Гаити в ноябре. Это в дополнение к 60 000 человек, депортированных за последние месяцы, сказал источник, пожелавший остаться неназванным, чтобы говорить свободно.
ЮНИСЕФ заявил, что только в этом году из страны было выслано около 1800 несовершеннолетних без сопровождения взрослых, однако Доминиканская Республика это отрицает. ЮНИСЕФ работал с партнерскими организациями на границе с Гаити, чтобы принять детей.
«Эти депортации привели к разделению семей. Люди с действительными документами были депортированы, люди, которые родились здесь, в Доминиканской Республике, были депортированы», — сказал Шарпантье Al Jazeera.
«Это не депортация. Это преследование по расовому признаку».
История миграции
Ускоренные депортации происходят после десятилетий напряженных отношений между Гаити и Доминиканской Республикой, которые имеют общую границу протяженностью около 400 км на карибском острове Эспаньола.
Около 500 000 гаитян в настоящее время живут в Доминиканской Республике, стране с населением 11 миллионов человек. В основном они работают в доминиканском сельскохозяйственном секторе, а также в строительстве и сфере услуг.
Многие из них находятся в стране в течение многих лет, так как гаитянская миграция в Доминиканскую Республику началась в массовом порядке после оккупации Гаити Соединенными Штатами в 1915.
«Им нужны были рабочие на плантациях, чтобы делать грязную работу, которую доминиканцы не хотели делать, потому что оплата была низкой, а условия были ужасными», — сказал Жорж Фурон, профессор Государственного университета Нью-Йорка. в Стоуни-Брук, который специализируется на идентичностях иммигрантов и Гаити.
В то время как доминиканская экономика по-прежнему зависит от гаитянской рабочей силы, Фурон объяснил, что давние страхи вокруг «гаитянизации» доминиканского общества сохраняются. В прошлом эти страхи приводили к насилию: резня в 1937 марта при режиме доминиканского диктатора Рафаэля Трухильо тысячи гаитян погибли вдоль границы.
Теперь, когда Гаити столкнулась с кризисной ситуацией, «страх заключается в том, что банды и все эти действия, которые происходят на Гаити, будут распространяться», — сказал Форон «Аль-Джазире». Он предсказывает, что «это усилит эти негативные настроения» в отношении гаитян, «а не ослабит их».
После убийства президента Жовенеля Мойза в 2021 году Гаити пережила несколько месяцев эскалации насилия со стороны банд. Политический процесс парализован, большинство государственных учреждений не работают, а отсутствие безопасности затрагивает почти все аспекты повседневной жизни, особенно в столице, Порт-о-Пренс.
«[Депортированные] никак не могут выжить на Гаити. Многие из них едва говорят на гаитянском креольском языке. Они не знакомы с социальными реалиями Гаити, поэтому находятся в подвешенном состоянии, и через некоторое время что им делать? Они возвращаются, — сказал Форон.
Бриджит Вудинг, директор OBMICA, аналитического центра в столице Доминиканы Санто-Доминго, сказала, что Доминиканская Республика исторически использовала депортацию для контроля над миграцией «в отсутствие функционального плана регуляризации», который открывал бы мигрантам пути к получить законное место жительства.
Усилия последних нескольких лет по урегулированию миграционного статуса гаитян в Доминиканской Республике зашли в тупик, пояснил Вудинг. Около 200 000 человек, лишившихся легального статуса, оказались под угрозой депортации.
«Похоже, что происходит ситуация с вращающейся дверью, когда депортированные люди затем снова въезжают в страну, потому что ясно, что доминиканская экономика так или иначе нуждается в гаитянских мигрантах для работы», — сказала она Аль-Джазире.
Тем временем, когда президент Доминиканской Республики Луис Абинадер стремится к переизбранию в 2024 году, Вудинг считает, что гаитян «используют в качестве инструмента» для политической выгоды, изображая «врагом по соседству».
«Они между молотом и наковальней», — сказала она. «С одной стороны, кажется, что Доминиканской Республике они не нужны. С другой стороны, им очень и очень трудно вернуться в свои первоначальные общины из-за бандитизма на Гаити, из-за экономической ситуации и так далее».
Люди стоят возле миграционного центра в Санто-Доминго, пытаясь получить информацию о задержанных членах семьи или сотрудниках, 15 ноября 2022 г. [Рауль Асенсио/любезно предоставлено Листином Диарио/через Reuters]Международная критика
В начале ноября Соединенные Штаты Верховный комиссар ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) призвала все страны приостановить любое возвращение на Гаити из-за «разрушительного гуманитарного кризиса и кризиса безопасности» в стране.
Несколько дней спустя Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк конкретно назвал Доминиканскую Республику в другом призыве остановить депортацию. «Я также призываю власти Доминиканской Республики активизировать усилия по предотвращению ксенофобии, дискриминации и связанных с ними форм нетерпимости по признаку национального, расового или этнического происхождения или иммиграционного статуса», — сказал Тюрк.
Бывший премьер-министр Гаити Клод Жозеф раскритиковал доминиканское правительство, назвав депортацию «бесчеловечной» и «дискриминационной». Тем временем в этом месяце США выпустили предупреждение, предупреждая путешественников, что они могут столкнуться с «усиленным взаимодействием с доминиканскими властями, особенно в отношении темнокожих граждан США и граждан США африканского происхождения».
Посольство США в Санто-Доминго сообщило, что в последние месяцы американцы сообщали о том, что их «задерживали, задерживали или подвергали усиленным допросам в портах въезда и при других встречах с иммиграционными властями на основании цвета их кожи».
«Поступают сообщения о том, что задержанных держат в переполненных центрах содержания под стражей без возможности оспорить их задержание и без доступа к еде или туалетам, иногда в течение нескольких дней, прежде чем их отпустят или депортируют на Гаити», — добавил он.
Но доминиканское правительство отвергло недавнюю критику, заявив, что оно имеет право устанавливать свою пограничную политику в соответствии с собственной конституцией страны, а также международным правом. В заявлении, сделанном в воскресенье, министерство иностранных дел также назвало обвинения США «необоснованными».
Кризис на Гаити «серьезно влияет» на национальную безопасность Доминиканы, а гаитянские мигранты создают нагрузку на местные ресурсы, говорится в сообщении министерства. «Доминиканская Республика была вынуждена депортировать большое количество гаитянских мигрантов, которые больше не терпят ситуацию в этой стране и превышают возможности доминиканца. Доминиканская Республика больше не может этого терпеть».
«Приостановить депортацию»
Президент Доминиканской Республики Абинадер, похоже, также удвоил свою ставку на прошлой неделе, когда пообещал увеличить количество депортаций, как сообщает Associated Press и другие СМИ. Правительство Абинадера также работает над строительством стены на доминиканской границе с Гаити.
Министерство иностранных дел Доминиканы и представительство страны при ООН не ответили на неоднократные запросы Al Jazeera о комментариях.
Согласно официальному источнику Al Jazeera , , за последние месяцы доминиканские власти задержали женщин для депортации вне больниц или забрали женщин и детей во время утренних рейдов в их домах. Некоторым людям не дали возможности одеться перед отправкой в пункт депортации.
«Принудительные меры по депортации за последний месяц в четыре раза превышают обычные темпы депортаций», — сказал источник.
Тем временем Шарпантье из МЕНАМИРД обратился к доминиканским властям с просьбой остановить выселение. «Мы просим — требуем — от правительства приостановить депортацию и уважать права человека», — сказал он.
«Они осуществляют депортацию, идентифицируя чернокожих. Они могут контролировать границы, но внутри страны они не могут продолжать преследовать и арестовывать чернокожих иммигрантов».
Доминиканская Республика высылает 1800 детей на Гаити: ЮНИСЕФ , — заявил ЮНИСЕФ.
Доминиканская Республика отклонила иск, который был сделан во вторник на фоне усиления репрессий правительства против миграции в ответ на вспышку холеры и продолжающееся групповое насилие на Гаити. Две страны разделяют 240 миль (390-километр) граница на острове Эспаньола.
Репрессии вызвали резкую критику со стороны международных наблюдателей, в том числе из США, которые обвинили страну в массовых депортациях, расистском обращении с мигрантами и содержании гаитян в учреждениях с плохими условиями.
Среди тех, кто бежит в Доминиканскую Республику, есть девочки и мальчики, многие из которых отправляются обратно на Гаити через различные пограничные пункты, где их встречают партнеры ЮНИСЕФ на границе, по данным организации.
РЕКЛАМА
Информация была впервые сообщена CNN и подтверждена ЮНИСЕФ, который отказался от дальнейших комментариев. До сих пор неясно, были ли дети высланы без родителей, разлучены во время путешествия или бежали с Гаити в одиночку.
Венансио Алькантара, директор миграционного управления Доминиканской Республики, отверг обвинения, заявив, что агентство следует особым процедурам в отношении детей-мигрантов и что «несовершеннолетние постоянно находятся со своими родителями».
Карибский бассейн
Конференция дикой природы повышает защиту для акул, черепахи
Глава полицейской академии Гаити.
Внутренние авиалинии Мексики в упадке
«Все депортации осуществляются с полным и абсолютным уважением человеческого достоинства и прав человека», — написал Алькантара в своем заявлении во вторник.
Напряженность между двумя странами, подогреваемая миграцией, тлела годами, но только усилилась после убийства президента Гаити Жовенеля Моиза в 2021 году, которое ввергло и без того охваченное кризисом Гаити в хаос.
Доминиканские власти заявляют, что усиление контроля за соблюдением границ и депортация имеют решающее значение для национальной безопасности на фоне усиливающихся беспорядков в соседней стране. На прошлой неделе неустановленное количество протестующих попытались сжечь доминиканское консульство в Кап-Аитьене, муниципалитете на севере страны, заявили в среду власти Гаити.
На прошлой неделе Гаити обвинила своего соседа в том, что он подвергает бегущих гаитян «бесчеловечным, жестоким и унижающим достоинство условиям», а посольство США в столице страны Санто-Доминго предупредило, что темнокожие американцы могут стать мишенью властей страны.
РЕКЛАМА
«Есть сообщения о том, что задержанные содержатся в переполненных центрах содержания под стражей, без возможности оспорить их задержание и без доступа к еде или туалетам, иногда в течение нескольких дней, прежде чем их отпустят или депортируют на Гаити», — говорится в уведомлении США.