Гарем в турции: Гарем турецкого султана: как на самом деле в нём содержали женщин

Гарем как социальный институт вчера и сегодня

Лень и сладострастие. Обнаженные одалиски у бассейна, развлекающие танцем живота своего повелителя… Такое впечатление сложилось у европейцев на протяжении веков о гареме. Однако реальность выглядит иначе. Название «гарем» происходит от арабского слова «харам» — «запретное». Это женское помещение, «женская половина», жизнь которой всегда подчинялась строгим правилам. Глава султанского гарема — мать падишаха, «валиде султан», отбирала для сына женщин. Будущее зависело от красоты и таланта. Самые умные становились женами султана, его вассалов. Остальные жили в гареме до глубокой старости, иногда — достигая важных должностей.

Стамбульский гид Арзу Петек рассказывает о подробностях гаремной жизни: «В любой момент султан мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, и тогда старых жен он приказывал казнить. Надоевшую жену, или наложницу, живой сажали в кожаный мешок, кидали туда же дикую кошку или ядовитую змею, завязывали мешок, и по специальному каменному желобу спускали с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся почитали за счастье, если знали заранее, что их просто быстро удавят шелковым шнурком».

Всемирно известный дворец Топ-Капы, или «Дом Радости», так высокопарно именовали в Блистательной Порте гарем султана. В разное время здесь жили от ста до нескольких тысяч женщин разного возраста. Жены и наложницы султана, повитухи, массажистки, лекарки и служанки. Руководил этим беспокойным хозяйством «начальник девушек» — главный евнух кызлярагассы. Кроме того, при гареме состоял целый штат евнухов, которых привозили из африканских стран. Продолжает экскурсовод Арзу Петек: «Африканских юношей для гарема специально кастрировали в коптских монастырях в Северном Египте. Султан покупал в гарем только черных невольников. В этом был незатейливый расчет. Если, по мнению султана, от греховного поведения появятся дети, они будут чернокожими. Их сразу можно будет отличить».

В новой книге директора всемирно известного музея Топкапы Палас Ильбера Ортайлы описана реальная жизнь султанского гарема. «Мусульманское жилище традиционно делится на мужскую и женскую половины, — пишет турецкий историк. Гаренлик, — женская половина богатого мусульманского дома, где женщины проводят всю свою жизнь: играют, поют, танцуют, встречаются с подругами. Здесь есть больница, и тюрьма, и дверь для выноса покойников. Тесно и холодно. Зимы в Стамбуле промозглые. Ветер с Босфора продувает насквозь. Комнаты гаремных слуг почти не прогреваются. На зиму женщинам выдают по три комплекта теплого белья. Однако многие страдают от чахотки, то есть туберкулеза — самой страшной болезней тех лет. В свободное время воспитанницы гарема получают образование. По нескольку часов в день читают Коран, их обучают музыке, османской культуре, математике. Теоретический курс любовных наук преподают опытные старухи, искушенные во всех тонкостях секса».

Грозная Роксалана

Продолжает историк Ильбер Ортайлы: «Вплоть до XVI века османские падишахи женятся на дочерях соседних христианских правителей. Представительницы мусульманских народов были в редкостью. В гареме можно было встретить русских, украинских, грузинских, хорватских девушек. Орхан-гази, правивший в пятнадцатом веке, женился на дочери императора Константина — принцессе Каролине, султан Баязит взял в жены одну из византийских принцесс. Самой известной женой падишаха стала Хюрем Султан — украинка Роксолана, которая сорок лет была женой Сулеймана Великолепного. Можно сказать, что в османской династии перемешалась турецкая и украинская кровь».

Дочь украинского священника Гаврилы Лисовского Настю крымские татары похитили во время одного из набегов, накануне ее собственной свадьбы. Пораженные ее красотой татары отправили девушку в Стамбул, на один из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока. Попав во дворец, Настя научилась говорить по-турецки, приняла ислам. Во дворце ей дали новое имя Роксолана. Падишах был молод, ценил женскую красоту. Хитрая украинка разожгла в султане бешеную страсть и поклялась, что станет законной женой падишаха. Путем интриг, умелого обольщения, взяток евнухам и клятвенных обещаний Роксалана добилась своего.

Став женой падишаха, стремясь упрочить свое положение, она родила султану Сулейману троих сыновей. Рассказывает учитель истории одной из стамбульских школ Аныл Четинкая: «По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети от первой жены становились наследниками престола. Занимал трон первенец, остальных претендентов на власть уничтожали. Дети падишаха от первой жены, естественно, стали смертельными врагами Роксоланы, которая по секрету сообщила повелителю о «страшном заговоре». Сулейман отдал приказ умертвить своих детей от первой жены. Позже Роксолана отравила свою свекровь, которая была недовольна украинской невесткой, а также приказала отыскать по всей стране всех других сыновей Сулеймана, которых потом тайно лишили жизни».

Современные гаремы

Последний гарем был закрыт в 1909 году, после отречения от престола Абдул-Хамида Второго. Султана изгнали из дворца Топкапы, который превратили в музей. В современной Турции гаремов нет. Однако, добавляют, улыбаясь, турки, только по официальным данным. В сельской местности на юго-востоке страны до сих про существует многоженство. Хозяева современных гаремов — богатые люди: владельцы ковровых мастерских, удачливые фермеры, хозяева фабрик, которые могут достойно содержать несколько жен: всех прокормить, одеть, обуть и дать крышу над головой. Девушек до сих пор выдают замуж насильно. Забросив куклы, наспех повязав национальный турецкий платок — символ замужней женщины, двенадцатилетние девочки отправляются в дом к престарелому мужу.

Айше Курназ, которая вышла замуж в 12 лет, вспоминает: «Меня отдали совсем ребенком. У мужа уже была одна жена, которая потом умерла. Он так и не женился больше. Мы остались вдвоем. Было очень трудно. Я была совсем маленькой, ничего не понимала. Однако у матери не было выбора. Отец умер. В доме было шестеро детей, она не могла всех прокормить».

Современный закон разрешает турецкому мужчине иметь только одну жену. Однако ислам допускает многоженство. Чтобы соблюсти видимость законности, хитрые мужчины с первой женой идут вступать в брак в муниципальную контору «Беледие» — подобие нашего российского ЗАГСа, а со второй совершают «Никах» — обряд исламского бракосочетания. Жители больших городов иногда заводят несколько жен. При этом, чтобы взять вторую жену, нужно представить нотариально заверенное согласие от первой, чтобы взять третью — согласия двух предыдущих. Айсу Йилдырым — адвокат, владелица частного юридического агентства говорит, что таких случаев в ее практике не было: «Однако, знаю подобные истории в Анатолии — центральной Турции, где мужчины часто приводят своих жен за руку — заверять нотариально согласие на следующий брак. Конечно, женщины неохотно идут на это».

Большинство городских жительниц Турции выступают против существования гаремов, считая их пережитком прошлого. Современные турчанки наравне с мужчинами работают в крупных торговых компаниях, в сфере торговли и туризма, где зарабатывают много больше мужчин. А не так давно одна из стамбульских предпринимательниц открыла собственное агентство, где каждая из женщин может познакомиться с мужчиной по собственному вкусу, и назвала его, в качестве мести за прошлое — «Гарем».


Блистательные султанские гаремы, алмазная смерть и черные евнухи (1 часть)

Практически единственное место в мире, где можно обычному туристу окунуться в атмосферу настоящего гарема, — это Стамбул. Хоть увиденное и будет отличаться от саги всех европейских домохозяек «Великолепный Век», но размерами и отделкой этого небольшого города для султанских женщин туристы будут впечатлены. Хотя турецкий дворец Топкалы и не являлся самым большим гаремом в мире, но существуют значительное отличие его от остальных известных и неизвестных гаремов.

 

Интерьеры султанского гарема

Расцвет политики гаремов

В средние века, особенно с расцветом берберского пиратства и татарских набегов на Восточную Европу, произошел стремительный взлет гаремной культуры. Планку в величине и богатстве гаремов задавала блистательная Османская Империя, где гарем перестал быть местом обитания любимых женщин султана, а стал центром политики, к которой были вынуждены прислушиваться все европейские короли.

Власть в любые времена одинакова. И все, кто близок к трону, стараются безудержно подражать своему властителю. Поэтому свои гаремы в Османской Империи появились у придворных и военачальников, губернаторов провинций и богатых купцов. У богатого османа гарем состоял из 10-12 женщин, у губернатора или крупного чиновника мог достигать и полусотни.

Гаремы османских подданных

Но официально, любой подданный Османской Империи, как правоверный, не мог иметь более четырех жен. О них он должен был заботиться в первую очередь, содержать их родителей и родственников, если они к нему обратятся с просьбой. Но наложниц могло быть любое количество. Они подразделялись на «икбал», так назывались фаворитки и «гедикли» в переводе звучит как девушка приятная глазу. Гедикли были совсем юные от 14 до 17 лет и только готовились к роли фавориток.

Устройство султанского гарема

В гареме султана могло одновременно содержаться до 400-500 молодых женщин, и поэтому не удивительно, что большую часть своего времени глава могучей империи проводил именно в комнатах дворца Топкалы, который стал политический центром Стамбула. Поэтому главная власть в могучей империи принадлежала уже не султану с его визирями, а матери султана, любимой жене падишаха и кизляр-агази, главному евнуху гарема.

Этот триумвират вершил большую европейскую политику: отправлял послов, казнил неугодных придворных, объявлял войны. Мать султана великолепно разбиралась в гаремных интригах и хитросплетениях, и поэтому она была непререкаемым авторитетом как для обитателей гарема, так и для самого султана. Любимая жена султана — это величина не постоянная, поэтому её влияние за редким исключением было номинальным.

Гарем султана состоял из сотен комнат

Главный евнух — это уникальная фигура, аналогов которой невозможно найти при дворе других правителей. По своему положению он считался рабом и султанской собственностью, но по влиянию он превосходил всех советников султана. Так как именно он готовил кандидатуру в постель султана и мог через неё донести властителю Империи любые мысли. Поэтому все великие визири (премьер-министры) Османской Империи после назначения пытались задобрить главного евнуха богатыми подарками. А так как великие визири менялись достаточно часто, а главному евнуху тратить было особо не на что, то были нередки случаи, что смотрители гарема входили в первую десятку самых богатых людей империи.

Женщины гарема вершили европейскую политику

Изысканная алмазная казнь

Но великих визирей, как и других высокопоставленных придворных, это не спасало от изысканной фирменной казни султана. Если обычных подданных казни обыденные палачи, то для высокопоставленных придворных существовал особый тип мучительной казни, которую осуществлял тот же кизляр-агази (главный евнух). Если султан был недоволен, то придворному, который вызвал это недовольство, главный евнух подавал особую чашечку кофе с алмазной пылью. Обычно султан сам отбирал два перстня с алмазами. Один алмаз разбивался в пыль, а второй перстень предназначался главному евнуху за труды. Алмазная пыль, проглоченная вместе с кофе, разрезала все внутренности, и казненный умирал в мучениях, если не успевал приказать своим слугам убить себя.

Евнух был фигурой более значимой чем принято считать

Однажды в XVII веке султан Ибрагим I, по прозвищу «Безумный», попытался избавиться от гаремной зависимости. Причем сделал это простейшим методом. Он приказал своим телохранителям перетопить всех обитателей гарема, включая слуг и детей ночью в Босфоре. Всего тогда было утоплено от 500 до 800 человек. Ибрагим I пощадил только свою мать, которую очень уважал и любил. Султанша не стала отвечать ему взаимностью и через полгода устроила кровавый заговор, убив Ибрагима I и посадив на его место своего младшего сына. О том, как готовили девушек к жизни в гареме, и кто такие были «черные евнухи», мы расскажем в следующей части.

Читайте также

  • Тайны Кипра
  • 15 фактов о Черногории
  • Необычные факты о Греции
  • Семь самых загадочных древних находок

Смотрите также

  • Онлайн подбор тура по всем туроператорам
  • Страны и курорты
  • Туры в Турцию
  • Горящие туры в Египет

Дворцовый гарем Топкапы и безумные османские султаны

Подход к воротам дворца Топкапы не впечатляет, но за каменными стенами, первоначально построенными более 500 лет назад, скрывается ошеломляющая коллекция дворов, комнат и имперских мест, которые изображают разнообразная и, безусловно, яркая жизнь османских султанов и их окружения.

Захватив Константинополь в 1453 году, дворец Топкапы был первым домом для османских султанов, который использовался до начала 20-го века, когда он был заброшен в пользу недавно построенного дворца Долмабахче, который продемонстрировал западные архитектурные мотивы того времени.

В наши дни дворец представляет собой обширный музей, в котором хранятся артефакты и реликвии. Посетители ходят по кухням, где готовили пищу более чем для 10 000 человек, проходят через весьма парадные помещения для обрезания; они осматривают обширный арсенал, а также получают представление об одежде и драгоценностях, которые носят султаны, их жены, дети и слуги. Раздел, который обычно вызывает наибольшее восхищение, — это гарем.

Может быть, интрига минувших дней привлекает внимание людей, потому что султаны могли иметь сколько угодно жен, и все они размещались в гареме. Единственными мужчинами, допущенными в гарем, были черные евнухи, кастрированные рабыни без сексуальных побуждений.

Жизнь также была чрезвычайно формальной, в том смысле, что султан говорил евнуху, какую женщину он выбрал на ночь. Затем она купалась и готовилась к приходу султана в ее покои. Дата и время были записаны на случай, если она забеременеет, и если это произойдет, она получит более высокий статус.

Очевидно, что эта интенсивная сеть сексуальных отношений и потенциальное потомство принесли еще много проблем.

Веб-сайт Mad Monarchs сообщает о Мураде IV из Турции (1612-1640)…

Зная о раздорах среди женщин гарема, Султана Кёсем пыталась склонить сына к гомосексуальной любви, показывая ему только красивых мальчиков и держа его подальше от девочек. Всю оставшуюся жизнь Мурад должен был проявлять как чувства похоти, так и ненависти к женщинам.

Однажды Мурад встретил на лугу группу поющих женщин и приказал утопить их всех за то, что они нарушили его покой. Когда лодка с дамами подошла слишком близко к стенам гарема, Мурад приказал своим артиллеристам открыть огонь, потопив лодку и всех их.

В других случаях он заставлял женщин своего гарема прыгать обнаженными в бассейн. Ему нравилось стрелять в их тела безобидными шариками или наполнять бассейн таким количеством воды, что им приходилось подпрыгивать, чтобы перевести дух.

Была также проблема, кто унаследует трон. Вначале сводные братья или братья сражались друг с другом за трон, когда правящий султан уходил. Затем это изменилось, так как старший мужчина имел право на трон.

В результате многие наследники мужского пола, которые не были прямыми преемниками, провели свою жизнь в «клетке» только для того, чтобы быть убитыми своим сводным братом или братом, когда он занял трон. Естественно, жизнь не устроена по какому-то заданному порядку и немало султанов, лаявших до безумия, становились султанскими правителями.

На том же сайте говорится о султане Ахмеде (1590-1617) и его сумасшедшем сыне Мустафе…

Султан Ахмед I каждую ночь брал в свою постель новую женщину, хотя впоследствии отдавал предпочтение двум женщинам: Хадидже и Кёсем (1589 г.

-1651). Хадидже была матерью Османа II (1604–1622), а Кёсем родила Мурада IV (1612–1640), Баязида и Мада Ибрагима (1615–1648).

Когда Ахмед умер от тифа в ноябре 1617 года в возрасте 28 лет, его самая могущественная наложница, Кёсем, выступила против наследования его старшего сына Османа, потому что боялась, что Осман казнит ее сыновей. Именно благодаря ее влиянию совершенно безумный Мустафа был выпущен из «Клетка» и объявлен Султаном

Со временем османские султаны и их крайняя паранойя в сочетании с безграничным богатством заставили их жить за стенами дворца, проводя свои дни в идиллических занятиях, не подозревая о том, что происходит в их королевстве.

Османские султаны, которые были свирепыми бойцами и умными лидерами, вместо этого стали неотъемлемой частью истории. Многие историки говорят, что гарем, правила наследования и острая конкуренция между наследниками мужского пола в конечном итоге привели к падению Османской империи, силы, которая когда-то была настолько могущественной, что правила почти половиной земли.

Турецкий гарем на Акрополе? Скорее всего это греческий миф

Кредит: Фотокон / Shutterstock

Афинский Акрополь считается одним из величайших архитектурных и художественных памятников мира. Посетители приходят полюбоваться мраморными зданиями, свидетельствующими о славе Древней Греции более двух тысячелетий назад. Как правило, мало внимания уделяется богатой средневековой и османской истории этого места. Но одна из немногих историй, обычно рассказываемых об этом периоде, касается храма с шестью знаковыми скульптурами дев, так называемыми кариатидами.

Древние афиняне построили храм с кариатидами как святыню Афины, богини мудрости. В средневековый период он использовался как церковь. Но его судьба якобы резко изменилась после завоевания Афин турками-османами в 15 веке. История гласит, что турки-мусульмане не были заинтересованы в сохранении сакральности храма и вместо этого превратили его в нечто совершенно иное: гарем. Говорят, что это была резиденция жен турецкого смотрителя замка, и иногда ее считали местом соблазнения.

Но мое новое исследование показывает, что эту информацию, возможно, придется пересмотреть. В рамках этого исследования я проанализировал все соответствующие исторические источники об Акрополе османского периода. Оказывается, идея турецкого гарема здесь возникла в 17 веке с двумя посетителями из Франции и Англии. Они издавали популярные книги, в которых утверждали, что здание было гаремом. Однако эти посетители даже не заходили в здание и давали о нем противоречивую, возможно, спекулятивную информацию.

Фантазия или нет, понятие гарема уже давно очаровывает западную публику, которая наслаждается этими экзотическими рассказами о Востоке. Более поздние авторы просто повторяли информацию. Так было даже после того, как здание рухнуло во время венецианской бомбардировки 1687 года.

Мои исследования также включали несколько малоизученных турецких источников. Ни в одном из них не упоминается ничего похожего на гарем в храме Кариатид. Но они, кажется, говорят, что он использовался как своего рода дворец. В общем, мало что указывает на то, что храм когда-либо был превращен в место эротических встреч.

Портик кариатид на Акрополе, Афины, Греция. Николай Антонов/Shutterstock

Гаремы и храмы

Рассказы о гаремах в храме кариатид существовали уже во времена древних греков — за много столетий до прихода турок. Сами поразительные кариатиды выглядят как окаменевшие женщины перед зданием. Вероятно, они сыграли роль в создании таких сказок. Снова и снова посетители Акрополя придавали значение таинственному зданию, основанному на этих скульптурах.

Антропологические исследования показывают, что впечатляющие статуи, такие как кариатиды, могут будоражить воображение, вызывая дикие истории, которые иногда ошибочно принимают за «фактическую» историю. Для случайного наблюдателя кариатиды могли служить свидетельством существования гарема.

Но идея гарема также глубоко проблематична, поскольку она продолжает давний западный стереотип о турках как о жестоких, кощунственных варварах. Этот стереотип берет свое начало в многовековой войне между христианскими европейскими странами и мусульманской Османской империей. Тогда же развилась популярная фантазия о том, что турецкие гаремы были таинственными, эротическими местами уединения.

Представление о том, что храм кариатид превратился в декадентский гарем, как нельзя лучше соответствовало этому негативному западному отношению к туркам. Это мнение имело тяжелые последствия: вскоре после завоевания Афин молодым греческим государством в XIX веке оно привело к полному уничтожению турецкого города, стоявшего на Акрополе. Такое же отношение побудило лорда Элгина, британского дворянина, удалить многие скульптуры Акрополя в начале 19 века, в том числе одну из кариатид.

Теодор Шассерио, Гарем (панель, масло, 1851–1852 гг.). Подобные картины отражают западную фантазию о гареме как о эротическом месте. Предоставлено: Викисклад.

Заключенная сестра

Эти скульптуры до сих пор находятся в Британском музее в Лондоне, к ужасу многих (в Греции и других странах), которые хотят, чтобы они вернулись в Афины.

Хотя кариатиды все еще продолжают будоражить воображение: местная легенда гласит, что мраморных девушек, оставшихся в Афинах, можно услышать по ночам, когда они плачут по своей заключенной в тюрьму сестре в Лондоне.

Понятие турецкого гарема связано с нынешним значением Акрополя как важного археологического памятника и символа Греции и западной цивилизации. Но у этой символики есть и темная сторона: антивосточные истории продолжают рассказывать за счет тюрков.

Турки обычно изображаются как злодеи Акрополя, но мои исследования показывают, что это грубая интерпретация более чем трехвекового турецкого присутствия. И это не отражает их действительного отношения: исторические источники показывают, что турки не всегда были такими жестокими варварами, какими их часто изображают. Скорее, они были так же очарованы древностями, как современные туристы сегодня.

Предоставлено Разговор

Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочитайте оригинальную статью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *