Гаремы в османской империи: что стало с гаремом султана после падения Османской империи

Содержание

что стало с гаремом султана после падения Османской империи

14:15

12 мая 2021

Как сложились судьбы жен и наложниц последнего султана Мехмеда VI.

Гаремы в Османской империи появились еще в XIII веке до нашей эры. Они нужны были для того, чтобы жившие там наложницы продолжали род османов. Попасть в гарем означало большую удачу для девушки. В лучшем случае, в рабыню мог влюбиться султан и сделать ее женой, в худшем – она могла просто жить на полном содержании во дворце и ни в чем не нуждаться.

Всех все устраивало вплоть до начала XX века. Однако после падения Османской империи и бегства последнего султана Мехмеда VI в Европу – встал вопрос, что сделать с наложницами правителя.

36-й и последний султан Османской империи Кроме того, 115 халиф ислама; Мехмед VI. Фото: Википедия

После Первой мировой войны страны всего мира боролись за независимость и равноправие, поэтому новое правительство решило, что удерживать девушек в гареме больше не имеет смысла, их просто всех распустили.

Некоторые девушки вернулись домой, и родственники их приняли. Были и такие, кого родители не пустили на порог. Дело в том, что на тот момент времени считалось зазорным — быть бывшей женой султана, наложниц сторонились и избегали. Поэтому каждая из них устраивалась как могла, в основном, занимались проституцией.

У Мехмеда VI было пять официальных жен. После побега правителя из Османского государства некоторые из них остались не удел, но не все. Например, первую супругу Эмине Маршания султан забрал с собой в Италию. Женщина занималась благотворительностью и была рядом с мужем до последнего дня его жизни.

Вторая жена Синие Инширах закончила свою жизнь трагично. После распада империи ее выслали в Каир, где она покончила с собой.

Третьей жене Шадие Мюведдет тоже посчастливилось сбежать с султаном в Италию. После смерти мужа она снова вышла замуж, потом развелась и вернулась в Турцию. Там она и доживала свой век.

Отъезд Мехмеда VI, 1922. Фото: Википедия

Четвертую жену Айше Лейла Невваре султан Мехмед сам выгнал из гарема, так как она не могла родить ему ребенка. Женщина вышла замуж, оставшись жить в Стамбуле.

Пятую жену Немет Невзад султан тоже забрал с собой в Италию. Однако прожить в браке им удалось только один год – муж скончался, и женщина снова вышла замуж. Во втором браке она родила близнецов, затем вернулась в Стамбул, где написала книгу о жизни в гареме и после него. В Турции она и прожила до конца своих дней.

А вот у евнухов положение было совсем печальное после развала гарема. Дело в том, что семью они завести уже не могли, так как им проводили жестокую процедуру обрезания. На работу их не брали, в обществе в принципе предпочитали не общаться. Поэтому многие из них наложили на себя руки.

Анастасия

Новикова

Как были устроены гаремы в Османской империи?


Много существует мифов и легенд о жизни женщин в гаремах Османской империи. Но, как же на самом деле были устроены гаремы?

Огромные гаремы. Когда послы с Европы побывали в гаремах султанов, они были поражены. Они рассказывали, что у Сулеймана было в гареме около 300 женщин. Также наложницы были у его сына Селима и внука Мурада III.

Но существуют писания, где предложена более достоверная и точная информация. Написано, что в гареме Сулеймана в 1552 году было порядка 167 наложниц и около 200 у его сына и внука. Не все девушки были вхожи в семью правителя. Только порядка 5-6 женщин имели близость с султаном и его семьей.

Но, с 1530 года правитель жил только с одной женщиной и это была Хюррем-султан. Хотя по законам он мог иметь 4 жены и сколько пожелает любовниц.

Джулио Росати «Танец в гареме»
Разврат в гареме. Многие считали, что в османских гаремах процветала развратная жизнь и бесправие женщин. Но это было совсем не так. Например, аджемы это были наложницы самой низкой ступени. Девушки жили в общих палатах под присмотром служанок. Руководила гаремом мать султана – валиде.

В основном отбирали девушек от 14 лет. Далее их учили Корану, а также османской грамоте. Также юным наложницам преподавали танцы, пение, музыку. Самые главные критерии отбора в гарем это были здоровье, красота и ум.

В гареме соблюдалась жесткая дисциплина. Кроме султана и евнухов рабов, больше ни один из мужчин не имел право заходить к девушкам.

Рабство в османских гаремах. Наложницы гарема не вели рабскую жизнь, как например работники плантации и других отраслей. Они имели свое слово, а также свободное время. Свободное время от занятий и работы они могли проводить так, как им захочется.

Многие знатные мужчины империи хотели взять в жены наложницу султана. И на это были довольно весомые причины. Девушки в гаремах султана были самые умные и красивые. Также они были воспитаны и образованы и знали, как нужно обращаться с мужчиной. И самый главный фактор это то, что султан, отдав свою наложницу в жены, проявляет милость. После этого мужчина становился ближе к правителю и мог надеяться на рост по службе в империи.

Замуж могли выйти девушки, которые не были в близости с султаном. После этого их могли сделать свободными женщинами, но через 9 лет. Но, это было достойно, так как наложнице давали щедрое приданное и выплачивали ежемесячное жалование. Можно сказать, что девушка получала пенсию.

Любая провинность карается смертью. Западные «рассказчики» распространяли мифы, что виновных в чем-либо девушек карали смертью. Ходили слухи, что наложницу могли посадить в мешок и выкинуть из окна в Босфор. Но, этот факт ничем не подтвержден, поэтому справедливо считать, что это выдумка.

Верно то, что совершив какой-нибудь проступок, девушка была наказана. Но, наказания были далеко не смертельными и адски страшными. Могли посадить в темницу или подвал. Также практиковали удары палкой по пяткам. Для девушек самое страшное это было изгнание из гарема. Ведь, по сути, гарем давал девушкам довольно хорошее будущее в жизни.

После рождения, детей отбирали у наложниц. Когда рождался ребенок, то он становился настоящим членом семьи султана. Особенно ценились мальчики, ведь они претендовали на престол империи. Когда умирал отец, то его место занимал один из сыновей, а мать становилась валиде. Для женщины выше статуса в империи не было, поэтому родить от султана было залогом обеспеченного и властного будущего. Практически до 17 века тот, кто занимал трон, мог спокойно приказать убить остальных братьев. Ведь борьба за трон, только вредила государству.

Султанские дочки получали звание султаншы. Возможный с ними брак мог быть исключительно моногамным. Также дочери могли себе позволить развод. Например, Фатьма была замужем 12 раз. Ее мужчины погибали в битвах или их просто казнили за какие-то провинности. Даже ходили слухи, что жениться на этой женщине это к беде.

Наложниц ограничивали в свободе. Как упоминалось выше, увидеть наложниц мог только султан и евнухи. Но, для женщин не было каких-то строгих ограничений. Девушки могли выходить из дворца и гулять по Стамбулу, а некоторые даже могли выезжать из города. Например, известная Роксолана часто была с мужем на охоте. Также они могли вместе выезжать на отдых.

Особенно участились путешествие султанш в 17 и 18 веках. Хатидже Турхан была рядом со своим сыном во время его походов, а также его сопровождала и жена Гюльнуш.

Когда умирал султан, девушек изгоняли с гарема. Когда гарем был перенесен в Топкапы, то все девушки были перевезены в Старый дворец. Если наложница не была никем выбрана, то она продолжала жить на обеспечении султана.

По определенно достоверной информации, жизнь в Старом дворце была сказкой. Женщины были полностью обеспечены и жили в замечательных условиях. Но вот для матерей умерших султанов это была уже не райская жизнь. По сути, они теряли власть и не могли уже никак принимать участие в политике империи. Конечно, их проведывал внук, но матерям хотелось былой жизни.

Наложницы не имели никаких прав. Многие девушки, которые были не тронутыми в течение 9 лет, потом могли стать свободными и устраивать свою личную жизнь. Были женщины, которые хотели продолжать свою службу. Они занимали определенные посты. Девушкам за их работу платили хорошие деньги.

Только девушка попадала в гарем, ей сразу начинали выплачивать жалование. Самая маленькая зарплата была у аджем. Им платили в акче, если перевести в теперешние номиналы, то это примерно 18 долларов в день. Далее по иерархии шли хазнедар-уста. Соответственно они получали уже больше.

Султан выплачивал им по 150-250 акче, что в переводе 750 долларов в день. Самая большая зарплата была у женщины, которая рожала султану ребенка. Роксолана получала по 2000 акче в день. По сегодняшним меркам это 6000 долларов в день.

Но, кроме денег жены султана могли получать дома, земли и даже целые села. В основном девушки много жертвовали на благотворительность. Деньги и имения могли пойти на постройку больниц, мечетей и прочие строения общественного типа для бедных людей.

Можно сказать одно, что когда девушки оказывались на рынке рабов они только и мечтали, чтоб их купили и они попали в османский гарем. Ведь он давал девушкам довольно большие возможности, причем многое зависело непосредственно от самих девушек.

https://zen.yandex.ru.

На что была похожа жизнь члена султанского гарема в Османской империи 19 февраля 2021 г., 13:30 EST

На протяжении большей части истории гарем Османской империи был намеренно загадочным. Уединенный во дворце османского султана, гарем был местом, физически отделенным не только от остального двора, но и от всей общественной жизни. Женщины внутри были связаны с султаном, как правило, либо кровными, либо интимными отношениями, и ожидалось, что они проведут большую часть своей жизни вдали от мира.

Из-за ухода в гарем не хватало информации о том, каково это было жить в гареме. Западные наблюдатели, многие из которых начали рассказывать о гареме и других аспектах османской жизни в 19 веке, не были особенно осторожными или чувствительными. Как сообщает журнал Feminist Studies , их отчеты, на которые повлияли их собственные предположения и заблуждения, создали неточную и сенсационную картину гарема.

Теперь, однако, более тщательные исследования и отчеты османов и их потомков дают более сложную картину. Передвижение в гареме и из него было ограничено, а также было связано с обычаями, которые сегодня многих могут беспокоить, такими как рабство. Тем не менее, гарем был также местом, где женщины могли стать невероятно могущественными, особенно если они были умны и уделяли пристальное внимание политике Османской империи. Короче говоря, это было сложное место. Вот какой на самом деле была жизнь женщин в имперском османском гареме.

Патриархат, религия и культура — все сыграло роль в возвышении гарема

Wikimedia Commons

Гарем османского султана был не просто дворцом для удовольствий. Напротив, это была жизненно важная часть императорского двора и очень необходимая для сохранения престола. На самом деле вся концепция гарема была тесно связана с культурными ценностями и религиозными верованиями султана и его огромного двора.

Как сообщает Britannica, уединенное место, отведенное для женщин в домашнем хозяйстве, существовало еще до того, как ислам распространился на большую часть Ближнего Востока. Однако верно то, что правила исламских гаремов, скорее всего, требовали, чтобы женщины внутри полностью держались подальше от публичной сферы. Исламский закон также позволяет мужчинам брать нескольких жен, если они могут их содержать. Это означало, что при роскошном дворе османского султана мог разместиться особенно большой и сложный гарем.

Османская империя использовала как жен, так и наложниц из гарема для производства наследников, сообщает Османская империя. Все это было частью наследственной системы, в которой власть передавалась по патриархальной линии, поэтому чем больше сыновей, тем лучше — не считая всей почти неизбежной борьбы за власть, которая возникала, когда слишком много сыновей боролось за трон. Использование незамужних наложниц было особенно полезно для султана, так как жены имели права, которые некоторые правители считали неприятными. Считалось, что наложница не свяжет дела, захватив власть для своей семьи.

Женщины гарема жили крайне уединенной жизнью

Уиллоу Уилкокс Фокс/Wikimedia Commons

Первоначальная цель имперского османского гарема состояла в том, чтобы полностью отрезать женщин внутри от внешнего мира. Это состояние отразилось в самом названии места. Как сообщает Бостонский колледж, слово «гарем» имеет множество значений, большинство из которых обычно переводится как «запретный», «священный» или «неприкосновенный». Уединенность гарема была отчасти демонстрацией статуса хранителя гарема. Чем богаче и престижнее был мужчина, тем более он был способен содержать большой и сложный гарем из женщин, которые, по идее, не должны были иметь ничего общего с внешним миром.

Эта концепция нашла отражение и в архитектуре гарема османского султана. Согласно Britannica, гарем дворца Топкапы, который был главным домом султана с 16 века, был как физически изолирован, так и социально отрезан. Любой, кто должен был войти или выйти из гарема, должен был сделать это через ворота, охраняемые евнухами, которые жили поблизости. Валиде султан, или мать султана, жила в центре гарема в роскошных покоях, из которых она могла управлять повседневной жизнью и интригами живущих там людей. Единственным человеком, которому не нужно было входить через ворота, был, естественно, сам султан. Во дворце Топкапы он мог войти в гарем через хаммам или баню, связанную с жилыми помещениями его матери.

Гарем был прекрасным местом, но немногие могли покинуть его

Payman Sazesh/Wikimedia Commons

Хотя передвижение женщин внутри и за пределами имперского османского гарема было очень ограничено, их пространство было, по крайней мере, хорошо оборудовано. По данным дворца-музея Топкапы, гарем в султанской обители насчитывал более 300 комнат, девять различных бань и даже две отдельные мечети для богослужений. Многие из этих областей были богато украшены красочной плиткой, блестящими металлами и другими мелкими деталями.

Теперь туристы могут попасть в ранее запрещенную зону в рамках экскурсии по музею. Оказавшись внутри гарема, они созерцают богатство пространства, хотя и не сразу узнают некоторые из темных моментов в истории гарема. Бостонский колледж сообщает, что «киоски-близнецы» гарема, небольшое сооружение, украшенное витражами и когда-то украшенное богатыми тканями и даже рядом фонтанов, на самом деле было тюрьмой.

В особенно напряженный период в истории Османской империи наследники султана мужского пола были заперты в киосках-близнецах, чтобы вести роскошную, но очень ограниченную жизнь, пока они либо не умрут, либо не взойдут на трон. Это было по крайней мере лучше прежней практики братоубийства, когда братья-соперники убивали друг друга в Квест в стиле Game of Thrones , чтобы стать султаном.

Некоторые женщины из гарема были порабощены, а некоторые нет.

Музей Пера/Викисклад

Статус женщин в османском имперском гареме сильно различался. Некоторые из них были официальными женами султана. Другие, в том числе несколько наложниц и слуг гарема, были порабощены. Как сообщает Имперский гарем , рабы в Османской империи, включая гарем, не могли быть мусульманами. Это означало, что работорговцы часто брали порабощенных наложниц на войну и обучали их различным навыкам или искусствам. Некоторые из тех женщин, которые попали в султанский гарем, проследили свой путь через этих работорговцев и рынки, предположительно в частных пространствах, а не на общественных рынках, как указывает Кембриджский университет.

Рабство, существовавшее до прихода ислама во многие страны региона, было повседневным аспектом жизни Османской империи. BBC сообщает, что Коран запрещает порабощение мусульман другими мусульманами, позволяет рабам добиваться собственной свободы и запрещает жестокое обращение с рабами. Довольно много рабов, в том числе в гареме, имели возможность обратиться и в конечном итоге оставить рабство позади. Однако всегда было возможно, что реальная жизнь не обязательно соответствовала этому идеалу.

Евнухи были настоящими привратниками гарема

Библиотека Конгресса/Викисклада

Контролируя вход в гарем и защищая женщин внутри, были почти легендарные евнухи. Как сообщает Институт перспективных исследований, евнухи были еще одной особенностью доисламских обществ, которая, кажется, достигла своего апогея в Османской империи. Как и некоторые женщины в гареме, они обычно были рабынями. Евнухи, как правило, были мужчинами, привезенными из Восточной Африки мальчиками. Согласно османам, некоторые «белые евнухи» также были взяты из христианских областей, таких как современные Армения и Венгрия, но обычно не охраняли гарем.

В какой-то момент между пленением и жизнью при османском дворе они были кастрированы. Это, по крайней мере, в представлении султана и его двора, делало их идеальными охранниками для гарема. Евнухи могли быть внушительными и могущественными, но у них не было необходимого снаряжения, чтобы сделать что-нибудь неподобающее с женщинами гарема. У них не было и семейных связей, которые могли бы их отвлечь, учитывая, что в юном возрасте их похитили из дома, и они не могли создать свои собственные биологические семьи.

Несмотря на свои связи с одной из самых закрытых зон султанского дворца, а может быть, и благодаря им, евнухи должны были обрести реальную власть. В интервью «Педагогической инициативе по изучению Ближнего Востока» автор Джейн Хэтэуэй объясняет, что главный евнух мог воспользоваться нечетко определенными ролями в суде, особенно до того, как в 18 веке придворные роли стали более определенными.

Мать султана правила гаремом

Wikimedia Commons

Несмотря на то, что гарем был изолирован от внешнего мира, он все же должен был функционировать как самостоятельная единица. На протяжении большей части его истории как османского учреждения это означало структуру и иерархию. И, как часто влечет за собой иерархия, кто-то должен был быть наверху. На протяжении значительной части истории императорского гарема этим человеком была собственная мать султана.

«Валиде-султан», как ее называли, была настолько могущественна, что иногда выступала в качестве регента, согласно Императорский гарем .  Если она и не вступала в должность правителя, валидный султан все еще имел большое значение. Согласно османской леди , она обладала большим количеством мягкой силы, влияя на своего сына, который провел бы значительную часть своего детства рядом с ней в имперском гареме. Даже после того, как он взошел на королевский престол, личные покои султана по-прежнему располагались очень близко к апартаментам его матери.

Даже если бы вы были не султаном, а женщиной в его гареме, валидный султан во многом определял направление вашей жизни. Hurriyet Daily News сообщает, что валиде обычно отвечал за то, какие женщины гарема получали доступ к султану. Чем больше наложница привлекала внимание правителя, тем больше у нее было шансов получить привилегии, такие как отдельные комнаты, слуги и ее собственный шанс на власть, что делало добро от валиды жизненно важным.

Имперский османский гарем был очень иерархичным

Британская библиотека/Викисклад

Валиде-султан правил на вершине того, что в конечном итоге стало хорошо структурированным гаремом, полным различных титулов, рангов и, казалось бы, бесконечных перемещений внутри иерархии. Это становится еще более запутанным, потому что, как сообщает All About Turkey, титул «султан» не всегда предназначался исключительно для человека, правящего Османской империей. Начиная с 16 века, как мужчины, так и женщины, входившие в состав семьи, потенциально могли называться «султанами». С годами все усложнялось, так что к 17 веку женщина из гарема могла быть, например, «султан кадин» или «султан хасеки».

Так что же это была за силовая структура? Согласно османам, женщины могли поступать как «ачеми», по сути, своего рода ученицы. Когда они доходили до того, что их мог выбрать султан, они становились «гедиками». Если они беременели и у них рождалась дочь, они получали более хороший набор комнат и становились «кадинами». «Все о Турции» также указывает, что «кадин» может относиться к любимой жене султана, в то время как «икбал» предназначалось для любимых, но все еще незамужних наложниц. Тем временем в самом низу пирамиды находились «одалиски», служанки, которых считали недостойными попасть в спальню султана.

Наличие сына означало, что кто-то был «хасеки». Это давало еще больше привилегий, однако, если бы султан умер, матерям сыновей, возможно, пришлось бы следить за собственной шеей в последовавшей борьбе за власть.

Многие женщины из гарема соревновались за звание фаворитки султана

Wikimedia Commons

Бостонский колледж сообщает, что хасеки была фавориткой султана и одной из немногих женщин, которые должны были стать матерью султана, одной из самых влиятельных ролей для османских женщин. Чтобы попасть туда, ей нужно было привлечь внимание правителя и внешностью, и талантом, и обаянием. Если ей удастся это сделать и укрепить свое положение, заведя детей, она получит не только внимание султана, но и его королевские счета. Султан хасеки мог получить вдвое или даже втрое больше денег, чем было выделено другим женщинам гарема.

Одна женщина стала настолько могущественной, что прошла путь от неизвестной наложницы до жены султана Сулеймана Великолепного. Согласно The New York Times , она родом из Малороссии, ныне Беларуси и Украины. Когда она прибыла в гарем в возрасте 13 лет, она начала интенсивный курс обучения и получила имя Хюррем, или «смеющаяся». Сулейман был так увлечен ею, что пренебрегал другими женщинами гарема, к их большому ужасу. Сулейман даже продолжил свои отношения с ней после того, как она родила сына, что обычно означало, что женщина перестала навещать султана. В конце концов она совершила экстраординарный шаг, выйдя замуж за султана, и сама стала валиде султаном.

Нахождение в гареме означало получение образования

Osman Hamdi Bey/Wikimedia Commons

От женщин гарема обычно ожидалось, что они будут хорошими компаньонками за пределами спальни, а это означает, что они должны были иметь определенный уровень образования, если они когда-либо собирались сделать это в османском гареме. В некоторых гаремах, по данным Al Jazeera, это включало базовый уровень образования в таких вещах, как грамотность и ведение домашнего хозяйства. Однако в императорском гареме все было иначе. Согласно османам, входившие в гарем также обучались музыкальному искусству, обучались исламским религиозным обрядам, их нужно было учить танцевать, и их часто уважали за их мастерство рассказчика историй. Самые успешные или известные женщины гарема должны были быть как можно умнее и способнее, чтобы оставить свой след в истории.

Они также должны были изучить все тонкости османской политики, особенно если они хотели сами подняться к власти. Имперский гарем отмечает, что женщины просвещали друг друга во всех подробностях политической сферы, будь то путем прямого обучения или путем тщательного наблюдения. Валиде-султан также должна была быть хорошо образованной и политически подкованной ради своего сына, который часто полагался на ее руководство, когда правил Османской империей.

Череда женщин из гарема когда-то обладала необычайной силой

Музей Пера/Wikimedia Commons

Возвышение Хюррем, жены Сулеймана Великолепного, в 1530-х годах могло сначала показаться отклонением от нормы. Но последующие поколения доказали, что Хюррем положила начало необычайному периоду времени, когда женщины османского имперского гарема обладали наибольшей властью, которой они когда-либо достигли.

Называемый «султанатом женщин», этот период времени охватывал период примерно с 1533 года, когда Хюррем пришла к власти, до 1650-х годов, согласно каналу 4. Женщинам в этот период также предшествовали и следовали влиятельные женщины, хотя их было немного. достигли своих высот. Приход Хюррем к власти, от неизвестной женщины из гарема до жены султана, по-видимому, нервировал достаточно людей, и те, кто следовал за ней, правили в основном как родственники султана. Помимо консультирования султана, они также заказывали архитектурные проекты и брали на себя благотворительную спонсорскую помощь, чтобы поднять свое уважение.

По данным Женской исламской инициативы за духовность и равенство, Нурбану была еще одной женщиной, украденной из дома для жизни в чьем-то гареме. На этот раз она была родом из Италии и стала фавориткой Селима, наследника престола, который правил до 1574 года. Как матери следующего султана Мурада, Нурбану пришлось скрывать смерть собственного мужа, пока ее сын не смог вернуться в безопасное место. при дворе, где она годами консультировала его и даже общалась с другими влиятельными женщинами, такими как французская Екатерина Медичи.

Не все женщины гарема были мусульманками или турками

Музей Тиссена-Борнемисы/Wikimedia Commons

Хотя Османская империя располагалась на территории современной Турции, а султан жил в Стамбуле, ныне столице Турции, это не было гарантировать, что члены гарема или даже сам султан были полностью турецкого происхождения. Как сообщает ThoughtCo, женщины в гареме могли быть выходцами из самых разных мест как внутри, так и за пределами обширной Османской империи. Некоторые из женщин, ставших женами и матерями султанов, были выходцами из довольно отдаленных мест. Среди них могут быть женщины, которых часто крали из таких стран, как Греция, Россия, Венеция, Франция и других стран.

Не все женщины в гареме были мусульманками, хотя это была преобладающая религия среди османских королевских особ. Согласно BBC, наложницы, которые были порабощены, не могли быть мусульманками, поскольку Коран не позволяет мусульманам порабощать друг друга. Евнухи, которые также были рабами вместе со многими женщинами из гарема, также часто были взяты из культур за пределами империи, таких как Египет и другие части Восточной Африки.

Жители Запада были очарованы гаремом, но не всегда понимали его правильно

Jean-Joseph Benjamin-Constant/Wikimedia Commons

Многое из того, что люди за пределами Османской империи знали о гаремах, было получено от западных наблюдателей, которые начали рассказывать о своем опыте в 18-м и 19-м веках. Тем не менее, их рассказы о том, что они видели, включая очень ограниченные проблески гарема, были окрашены их собственными культурными представлениями и предположениями. Результатом, как объясняет Университет Западного Орегона, стал поток шокирующих и волнующих фантазий, мало связанных с реальностью.

Как сообщает журнал Constellations , стереотипы, созданные мужчинами, как и художники, создававшие довольно скандальные картины полуголых женщин из гарема, сохранялись на протяжении веков. Неважно, что западным мужчинам практически не давали доступа в гарем или что более поздние рассказы женщин представляли более сложную картину. Даже тогда Constellations  утверждают, что западные женщины-наблюдатели все еще находились под влиянием своих собственных предубеждений об Османской империи и исламской культуре.

Отголоски этого ориентализма и этноцентризма ощущаются даже сегодня, как утверждает Лейла Ахмед в Feminist Studies . Идея экзотического, ограничительного и сверхсексуализированного гарема теперь часто связана с предположениями о том, что исламские общества являются «отсталыми» или «нецивилизованными». Однако, как и, возможно, все человеческие общества, культуры, в которых большинство населения составляют мусульмане, настолько разнообразны и сложны, что сводить их к однотонным стереотипам часто бывает очень вредно. Рассказы о жизни в османском имперском гареме неразрывно связаны с этим напряжением, зажатым между западными фантазиями и скрытой реальностью.

Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи

Опубликовано 15 января 2021 г. автором kristenleeg | Оставить комментарий

Это классика: Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи Лесли П. Пирс (Oxford University Press, 1993). В этом превосходном тексте Пирс представляет тонкое понимание османского гарема и его династической политики для западной аудитории.

Императорский гарем

            Для начала Пирс объясняет, что такое императорский гарем, а чем он определенно не является. Предположения востоковедов оказали сильное влияние на то, как жители Запада понимают гарем, рисуя сексуально мрачные картины. На самом деле гарем не был особенно сексуальным, а скорее был местом, где проживала семья султана (его мать, супруги, дети и многие, многие рабыни). Пирс подчеркивает, что часть этого недоразумения возникла из-за современных западных представлений об общественном и частном пространстве (что, несомненно, знакомо многим историкам королевской власти). В то время как гарем имел ограниченный доступ, это было место силы. Даже султан обычно уединялся; Пирс помогает читателям визуализировать это, описывая, как власть в Османском мире была функцией от внешнего к внутреннему, а не снизу вверх, как во многих западных странах. Чем ближе человек двигался внутрь, к султану, тем больше могущество этого человека.

            Чтобы понять жизненно важную роль, которую женщины играли в османском суверенитете, Пирс далее объясняет репродуктивные стратегии династии и методы наследования. Хотя первая пара османских правителей заключала династические браки, эта практика быстро прекратилась по мере того, как семья увеличивала свою власть. Как главная династия в регионе, османы не нуждались в легитимации через союзы. Компромисс внешних семейных союзов не считался достойным невест с высоким статусом. Следовательно, династия обратилась к воспроизводству через наложниц-рабынь, первоначально следуя политике «одна мать — один сын», которая была нарушена в 1500-х годах. Поскольку Османская династия имела такой высокий статус, наложницы, родившие сыновей, задним числом были облагорожены. Это позволило этим матерям служить в составе правящей династии.

            Первоначально, когда принц достиг совершеннолетия (поздний подростковый возраст), его отправляли править в провинциальный город. Его мать поехала с ним и была его главным защитником и одним из главных советников. Это была обязанность с высокими ставками, потому что династия практиковала широкое братоубийство до конца шестнадцатого века. Османская династия в целом всегда считалась более важной, чем любой отдельный человек, что иногда приводило к тому, что отцы казнили сыновей, которые угрожали (или считались угрожающими) правлению отца. Мать, чей сын не стал султаном, могла потерять сына из-за удушения. В поколениях после Сулеймана (известного на Западе как «Великолепный») схема преемственности отца и сына изменилась на старшинство: преемником стал старший мужчина в династии. Этот переход был вызван рядом факторов, но основными причинами были окончание княжеской карьеры (князья не уходили в провинции, а оставались во дворце), прекращение братоубийства, оседлость династии по мере замедления наступательной войны и преемственность нескольких молодых султанов. Все это было взаимосвязано. Когда молодой султан, не доказавший своей репродуктивной способности, добился успеха, было неразумно казнить его братьев и рисковать исчезновением династии. Поскольку принцы оставались во дворце, им не разрешалось размножаться и, таким образом, достигать полной взрослой жизни, что означало, что примерно к 1600 году и позже каждый султан обладал недоказанными репродуктивными способностями. Населению также было труднее принять братоубийство, когда оно произошло в Стамбуле на видном месте (один султан был похоронен со своими девятнадцатью несовершеннолетними сыновьями, убитыми их старшим сводным братом). С чередой недоказанных султанов, королева-мать — valide sultan – стал связующим звеном, скрепившим Османскую династию.

            Пирс объясняет, как власть фаворитов первых султанов, таких как Хюррем, фаворитка Сулеймана, в конечном итоге привела к увеличению власти валидного султана в 1600-х годах. Эта власть была институционализирована и отражалась в массовых общественных работах, которые предпринимали королевы-матери, и в огромных стипендиях, которые они получали. Поскольку действительных султанов были старше своего сексуального возраста (даже если они были физически способны, в обществе они считались прошедшими этот этап жизни), они пользовались большим уважением и обладали большей властью и влиянием, чем наложницы султана. С изменением способа наследования «отношения между матерью и сыном… стали фундаментальной династической связью не только с точки зрения ее политической полезности… но и ее общественного признания» (229).). валидный султан представлял старшее поколение и был главой династической семьи. Ее могли даже призвать санкционировать низложение одного султана и его замену другим османом, что еще раз подчеркивает, что суверенитет принадлежал семье в целом. Ее роль была особенно важна в начале 1600-х годов, когда правил ряд молодых и некомпетентных султанов, но со временем они ослабли. Ее официальная роль не могла ущемлять султанскую власть.

Работа Пирса превосходно демонстрирует, как османское государство раннего Нового времени полагалось на семейную модель правления, хотя султан явно был верховным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *