Гданьская коса: Гданьский залив и Балтийская коса

Гданьский залив и Балтийская коса

Гданьский залив, который во все времена являлся важным стратегическим объектом, на заре ХХ столетия превратился в зону отдыха. Здесь, например, находится один из крупнейших польских курортов — Сопот.

Балтийская коса Гданьского залива

Песчаный полуостров, получивший название Балтийская коса, создала сама природа. Этот естественный вал обязан своим появлением морским течениям и пескам Вислы. Балтийская коса занимает пространство между Гданьском и Балтийском – польским и российским городами. Территориально Балтийская коса расположена на юго-восточном побережье Гданьского залива и заканчивается недалеко от Собешевского острова.

Природный курорт

Этот особый, формировавшийся в течение долгих лет район давно облюбовали отдыхающие. Здесь находятся четыре естественных заповедника: «Птичий Рай», «Мевья Лаха», «Рыбацкие углы» и «Буки Висляной косы».


Аденский залив

Аденский залив сегодня привлекает к себе особое внимание как мировой общественности, так и рядовых. ..

Балтийская песчаная коса Гданьского залива привлекает туристов открытыми, нерукотворными термальными солёными источниками и сосновыми лесами.

Не меньшей популярностью среди путешественников пользуются рыбацкие посёлки Пяски, Янтар и Микошево. Насыщенный йодом и влагой воздух в сочетании с солнечным светом делает эти места климатическим курортом. Именно здесь находится знаменитая Крыница-Морска — самое тёплое в этих краях местечко.

Красота местных пейзажей

Чтобы попасть на Гданьский залив (Гданьскую бухту), сначала нужно достичь побережья Балтийского моря со стороны России или Польши. Своё название залив получил благодаря расположенному поблизости населённому пункту – городу Гданьску.

Балтийское море считается самым молодым, самым мелководным и самым не солёным водоёмом Мирового океана. Ландшафт морского дна равнинный, а грунт, который в районе Балтийского пролива устлан глинистыми отложениями, у побережья состоит в основном из песка. Чем ближе к берегу, тем мельче и светлее песок.


Пути балтов в Черное море

«Путь знаменитый «из варягов в греки». От Балтики к пределам Византии, через моря, озера,…

Эта местность прославилась также благодаря естественным пляжам. Песок здесь мягкий и до такой степени светлый, что в погожий день кажется белоснежным.

Гданьский залив усеян подводными впадинами, самая глубокая – северная (более 100 м). В остальных частях залива глубина в основном колеблется от 50 до 70 м, но в некоторых местах достигает 90 м.

В тёплых (нехарактерных для Балтики) водах Гданьского залива, на глубине более 10 м водится промысловая рыба. Здесь можно увидеть косяки балтийской трески, ряпушки, камбалы, бельдюги, палтуса, балтийской салаки и кильки. Особенно везучим путешественникам удалось повстречать балтийского лосося, морскую форель и сига, а также местных млекопитающих: балтийских тюленей и морских свиней.

Формой и направленностью течений Гданьского залива предопределено месторасположение двух примыкающих к нему нешироких песчаных полуостровов: в западной части залива находится Хельская коса, а в восточной — Балтийская.

Историческое прошлое и настоящее

Исторические события, происходящие в Европе, не раз затрагивали Гданьский залив.

Первые люди, по мнению археологов, появились в этих местах в начале бронзового века, а поселения потомков древних славян, найденные во время очередных раскопок, относятся к V веку.

Первым документом, в котором фигурируют Гданьский залив, координаты Гданьска и Вислы, была историческая справка, датированная 997 годом, когда эти места посетил епископ Адальберт Пражский. Целью миссионера было обратить местных язычников в христианскую веру. Здесь же он был убит.


Рафаиловичи (Черногория): отдых, погода, отели,…

Одним из популярнейших мест для отдыха в давно полюбившейся многим нашим соотечественникам…

Славянские князья, правившие Гданьском в XI столетии, превратили город в торговый центр. К большой пристани пришвартовывались купеческие судна из Голландии и Шотландии. Эти земли видывали также фламандских, французских и восточных купцов, а торговый морской «Янтарный путь», простиравшийся от Гданьска до Балкан, терялся у берегов Византии и снова «выныривал» далеко на востоке.

Балтийская коса сегодня

Сегодня Гданьский залив омывает берега одного из самых старинных и самых крупных польских городов. Гданьск выделяется среди других курортных зон состоянием экологии. Это, пожалуй, самый зелёный и экологически чистый портовый город, куда прибывают туристы из Швеции, Дании и прочих европейских стран.

По-немецки Балтийская коса называется «Фрише Нерунг», то есть «земля, которая вышла из моря возле пресноводного залива». От причала идёт дорога к Западному форту – старинному сооружению, построенному в период правления Вильгельма Первого. Но главной достопримечательностью Балтийской косы считается отстроенный немецкими инженерами аэродром Нойтиф. В 1937 году это было одно из самых современных, оснащённых по последнему слову техники сооружений, а в последствии – одной из лучших нацистских авиабаз.

Аэродром Нойтиф как памятник истории является своеобразным свидетельством компетентности и профессионализма специалистов, работавших над его возведением. Башня управления полётами, которую неоднократно штурмовали советские бомбардировщики, неплохо сохранилась до наших дней.

Вислинская коса как камень преткновения Калининградского залива

В 2004 году в Калининградской области разразился скандал вокруг решения польских властей построить судоходный канал из Вислинского (в России его называют Калининградским) залива в Гданьский залив через Вислинскую (в российской терминологии – Балтийскую) косу. Официально польское руководство означило целью строительства «облегчение доступа в порт Эльблонг и укрепление национальной безопасности». Работы на объекте, вызвавшем бурю протестов даже в самой Польше, начались в 2019 году, а завершение строительства планируется в 2022 г.

Что за зверь такой?

Балтийская/Вислинская коса, как утверждают геологи, образовалась около 6 тысяч лет назад: встречающиеся речные течения и морской прибой вначале создали песчаную отмель, а потом и вовсе отгородили узкой песчаной полосой от Балтики огромную лагуну, в которую впадают реки Прохладная, Преголя, Ногат (правый рукав устья Вислы) и другие. Длина косы составляет 65 километров, из которых 35 являются российской территорией, а ширина – от 300 метров до 9 километров. За столь длительный период на косе образовались дюны высотой до 40 метров, со временем заросшие или засаженные лесом и травой.

Исторические источники рассказывают, что несколько раз море прорывало косу, потом затягивало прорыв песком. А когда пришло время активного судоходства, люди прокопали судоходный Кёнигсбергский (ныне – Калининградский морской) канал. До планируемого ввода в действие Вислинского канала это единственный участок, где воды лагуны сообщаются с морскими водами. Находится он почти на самом севере лагуны, а его размеры таковы, что речная вода из неё за счёт небольшого течения практически не позволяет солёной морской проникать в Висленский/Калининградский залив.

Указанные природные особенности способствовали возникновению на косе и в лагуне особой экосистемы. За счёт того, что вода в заливе фактически пресная, она даёт жизнь многим видам пресноводных рыб (только карповых в нём обитает 20 видов). Вдобавок к этому воды залива являются источником питьевой воды не только для небольших деревушек по его берегам и на косе, но и для городов – российских Калининграда и Балтийска и польского Эльблонга.

Польская часть Висленской косы является популярным в стране морским курортом. На российской части по инициативе «Российской лиги защиты животных» к 2024 году может быть создан национальный парк. Если к тому времени экосистема косы и залива не будет уничтожена: дело в том, что сооружение польской стороной судоходного канала глубиной 5 метров и шириной под сорок метров приведёт к тому, что избыток речной воды в заливе больше не сможет сдерживать воды Балтики и начнётся его засоление. А значит, погибнет пресноводная фауна, живущая в заливе.

«Брюссельская рука Москвы» и загадочное убийство

Эта перспектива и стала причиной скандала. Причём у польских «зелёных», протестующих против строительства канала, весьма неплохая поддержка: Еврокомиссия не дала одобрительного заключения на проект канала и призвала польские власти провести дополнительную экологическую экспертизу. Свою обеспокоенность последствиями соединения лагуны с Балтикой высказывают ООН, ЮНЕСКО, Greenpeace и другие международные организации.

Но не «зелёными» едиными. Обеспокоены и многие местные жители. «Самым худшим станет эффект исчезновения пляжа. Это могут вызвать волнорезы, которые появятся в Гданьской бухте, при входе в канал. Когда исчезнут пляжи, мы потеряем всю туристическую привлекательность. Никто к нам не захочет ехать. Углубление в Вислинском заливе уничтожит судака. Это будет и потеря для рыбаков», — считает житель расположенного на косе городка Крыница Морская Пшемыслав Фигель. И не только судака. Под угрозой уничтожения оказываются уникальный балтийский лосось и угорь, обитающие в пресноводном заливе.

После вырубки более 50 тысяч деревьев, удерживающих дюны, и ликвидации на трассе канала самих тридцатиметровых дюн запланирована насыпка в акватории лагуны искусственного острова, что, естественно, изменит не только среду обитания рыб, но и направление течений в Вислинском заливе. «Я получил огромное количество звонков от гостей с вопросом, смогут ли они доехать до Крыницы. И не будут ли пилы и экскаваторы мешать отдыхать? Это я ещё как-то переживу, хотя я боролся за имя своей марки несколько лет. Больше меня волнует искусственный остров. Это будет грязное, искусственное создание, портящее весь вид Вислинского залива. Почему его построят у нас? Этот остров – наказание за то, что мы не поддерживаем канал», – говорит владелец отеля в Крынице Морской Дариуш Лабуда.

Страсти кипят нешуточные. Ещё до начала строительства, в январе 2019-го, был убит мэр Гданьска Павел Адамович, являвшийся активнейшим противником строительства канала через Вислинскую косу, и его убийство многие связывают именно с противодействием этому строительству. Дело в том, что проект стоимостью полмиллиарда евро лоббирует правящая партия «Право и справедливость» и лично президент Анджей Дуда и премьер Матеуш Моравецкий, а Адамович был чрезвычайно популярен в Гданьске и выступал против «мегастройки» канала грамотно и аргументированно.

Подозрения, что причиной смерти Адамовича стало именно противодействие строительству канала через косу, подтверждаются тем, насколько истерично власть реагирует на любые высказывания против реализации проекта. За это уже поплатился лидер польский партии «Смена» Матеуш Пискорский, которого в 2016 году арестовало Агентство внутренней безопасности Польши «за работу на Россию» и выпустило под залог только в мае 2019-го. «Против строительства канала выступают не только польские, но и германские экологи, но никто из них не рискует митинговать. Их сразу обвинят в связях с Россией, поскольку любая критика нынешнего польского правительства, а тем более американского сюзерена, представляется как сотрудничество с Россией. Польская политическая элита договорилась до того, что уже в Еврокомиссии, осудившей перекоп, видит «руку Москвы». Это полный бред – «Брюссель под Москвой», но именно таким бредом увлекается польская власть», – считает Пискорский.

В подтверждение его слов «агентом Кремля» немедленно был объявлен главный оппозиционный кандидат в президенты Польши мэр Варшавы Рафал Тшасковский, который после переговоров с польскими «зелёными» пообещал отказаться от строительства канала.

Не в экономике дело

Как уже сказано выше, история с каналом – давняя. Лидер правящей «ПиС» Ярослав Качиньский, избирающийся в парламент неизменно по округу с центром в Эльблонге, неоднократно обещал превратить этот городок в этакие портовые «Нью-Васюки» путём прокладки канала через косу. Это, по сути, его личный прожект, грозящий, помимо прочего, заболачиванием огромной территории вокруг города, славящейся тысячами (около 9 тыс.) озёр. Экономический же эффект… Если не считать «распила» средств, осваиваемых при строительстве, то выгода от его строительства мизерная: по подсчётам польских специалистов, даже в случае десятикратного увеличения грузооборота Эльблонгского порта канал сможет окупиться только через 450 лет. Зато отнимает работу у жителей ближайших крупных балтийских портов – Гданьска и Гдыни. Возможно, именно поэтому власти страны в агитации за проект больший упор делают на национальную безопасность, чем на экономику.

«Собака порылась» в том, что единственный выход из Вислинского/Калининградского залива находится возле российского Балтийска. И польским судам, следующим в Эльблонг или из него, каждый раз приходится запрашивать разрешение на проход через Калининградский морской канал у ненавистных польской власти «москалей». Хотя за постсоветские времена не было ни единого отказа в проходе по нему польским судам, гонору команды соратников Качиньского сам факт такого «унижения» (с их точки зрения, разумеется) – нож в сердце.

Есть и ещё один фактор. Калининградский канал расположен в непосредственной близости от Балтийска, где находится российская военно-морская база, и Россия не позволит воспользоваться каналом натовским военным кораблям для входа в Калининградский/Вислинский залив. Именно пропуск американских и натовских кораблей в лагуну и создание угрозы российской военно-морской базе называют главной целью строительства канала через косу. Хотя американские эсминцы с осадкой 9 метров не смогут войти в лагуну, максимальная глубина которой едва превышает 5 метров, но корветы с осадкой до 4 метров и ракетным вооружением, не говоря уже о скоростных моторных лодках для морских диверсантов, вполне могут угрожать российскому флоту, базирующемуся в Балтийске, «с расстояния пистолетного выстрела».

Военной сути проекта не отрицает и само польское руководство. По словам бывшего главнокомандующего польскими вооружёнными силами генерала Мирослава Ружаньского, дать положительное заключение проекту канала от него требовали высокопоставленные чины в министерстве обороны. Ружаньский отказался, за что был не только уволен с должности, но и, как полагается в современной Польше, объявлен «иностранным агентом». Отставной генерал, критикуя уязвимость военной инфраструктуры, создаваемой при канале вблизи Эльблонга, для российской авиации и даже РСЗО, считает её бесполезной не только для наступательных, но и для оборонительных действий. Единственная её польза – в нанесении неожиданного удара диверсантов по кораблям ВМФ России и военной инфраструктуре Калининградской области.

Не постоят за ценой, чтобы угодить заокеанским хозяевам

Калининградскую область России многие называют самой милитаризированной в мире. Но, если сопоставить численность российских вооружённых сил с численностью Войска Польского, милитаризация польской части Вилинского залива ничуть не меньше. Только в Эльблонге и его окрестностях базируются 13-й Эльблонгский полк ПВО, 16-й Жулавский ремонтный батальон, 16-й батальон управления имени Земли Эльблонгской, 16-я рота химической защиты имени Казимира Ягелло, 14-й батальон по ремонту аэродромов. Поблизости базируется и 16-я дивизия, основной задачей которой в случае начала войны с Россией является продвижение на восток, на территорию Калининградской области.

В соседних Гдыне и Гданьске (максимум 60 км до второго, более удалённого города), помимо морских и пограничных сил, базируются элитные диверсионные части, задачей которых в польских военных планах является блокирование российских кораблей как со стороны Балтики, так и со стороны Вислинского/Калининградского залива. Это – спецподразделения «Формоза» из Гдыни и ГРОМ из Гданьска. Совместно с ними для диверсионного удара по Балтийской военно-морской базе планируется задействовать силы территориальной обороны, для которых закупаются скоростные моторные лодки, вооружённые гранатомётами и пулемётами.

Отнюдь не для «украшения» Вислинского залива будет служить и насыпной остров, который планируется создать севернее фарватера, ведущего от канала через косу к Эльблонгу. Польские власти уже объявили, что доступ на него местным жителям будет закрыт, поскольку на остров «наложили лапу» военные. Предположительно, именно там будет располагаться база боевых пловцов-диверсантов, которые ударят по российской военно-морской базе в Балтийске в случае нападения войск НАТО на Калининградскую область.

И упоминание об этом нападении – отнюдь не паранойя. О таких планах открыто рассказывает бывший главнокомандующий Сухопутными войсками США в Европе генерал Франклин Бен Ходжес, пользующийся значительным авторитетом в НАТО.

Таким образом, строительство судоходного канала через Вислинскую косу и насыпного острова в лагуне Вислинского/Калининградского залива служит единственной цели – обеспечению запланированного американскими вояками неожиданного удара сил НАТО по базе ВМФ России в Балтийске с польской акватории залива.

***

В настоящий момент на строительстве канала через Висленскую косу завершён первый этап работ – расчищена от леса и песчаных дюн трасса канала, начата забивка свай основания канала и строительство волнозащитных молов.

Завершение данного этапа отмечено посещением стройки президентом страны и премьер-министром. Дальнейшие работы будут продолжены. Если, конечно, в результате выборов партия «Право и справедливость», состязающаяся в русофобии с самыми «отмороженными» американскими «ястребами», останется при власти. Что станет после этого с окрестностями Эльблонга и северо-западной частью Польши, с экологией залива, с туристической инфраструктурой одного из популярнейших польских курортов, не волнует ни американцев, ни пресмыкающихся перед ними лидеров правящей польской партии.

Польша откроет новый водный путь в обход России – Первые новости

Политика | Бизнес | Новости

Стюарт Доуэлл 12 сентября 2022 г.

Открытие перехода через Вислинскую косу в субботу, 17 сентября, означает, что впервые в послевоенной истории Польши суда смогут заходить в Вислинский залив в обход российского эксклава Калининград. Адам Варжава/PAP

На выходных будет официально открыт новый навигационный канал, позволяющий судам беспрепятственно проходить из Гданьского залива в Вислинский залив.

Открытие перехода через Вислинскую косу в субботу, 17 сентября, означает, что впервые в послевоенной истории Польши суда смогут заходить в Вислинский залив в обход российского эксклава Калининград.

Вислинская коса представляет собой песчаную насыпь на юго-восточном берегу Гданьского залива, простирающуюся от Гданьска на западе до Калининграда на северо-востоке.

Отделяет Вислинский залив от открытых вод Гданьского залива. До сих пор судам, желающим войти в лагуну, приходилось проходить через переход в подконтрольном России городе Балтийске.

Для волноломов была использована уникальная технология сборных блоков «x-block plus». NDI

Каждый блок имеет свой номер и координаты. По словам инженеров, разместить их в нужном месте — все равно, что построить из кирпичиков Lego.

Новый переход в Польше устраняет эту необходимость, а также сокращает путь для перевозки более чем на 100 км.

Несмотря на то, что работы в последнюю минуту и ​​обучение персонала все еще продолжаются, Веслав Пиотжковски, директор Морского управления в Гдыне, сказал: «Мы находимся на завершающей стадии, подрядчик вот-вот передаст все инвестиции. Выполнение этого достаточно сложного гидротехнического сооружения ведется в соответствии с графиком».

Огромный гидротехнический проект, реализованный Польским морским ведомством, представляет собой гораздо больше, чем просто прокладывание пути для судов через песчаную насыпь.

Вислинская коса представляет собой песчаную насыпь на юго-восточном берегу Гданьского залива, простирающуюся от Гданьска на западе до Калининграда на северо-востоке. защитной гавани со стороны Гданьского залива и судоходного канала со шлюзом вместе с причалами для ожидания со стороны Гданьского залива и Вислинского залива.

Он также включал новую систему дорог с разводными стальными мостами, а также строительство искусственного острова в Вислинском заливе.

Защитная гавань со стороны Гданьского залива защищена двумя волнорезами. Главный или восточный волнорез имеет длину более километра, а меньший западный волнорез имеет длину около 540 метров.

Восточный волнорез имеет неравномерную структуру, поэтому волны, входящие в гавань, будут гаситься и разбиваться, чтобы в судоходном канале не создавалась опасная рябь.

До сих пор суда, желающие войти в Вислинский залив, должны были проходить через контролируемый Россией Балтийский пролив и каждый раз получать разрешение от России. Карты Google

«Все основные работы, как в гавани-убежище, так и в судоходном канале, в настоящее время продвинулись настолько далеко, что судоходство может быть введено», — сказал Бартош Заблоцкий, руководитель гидротехнических работ генерального подрядчика консорциума NDI / Besix. .

Для волноломов была использована уникальная технология – сборные блоки «x-block plus». Ранее они использовались только на плотине Афслуитдейк в Нидерландах.

Каждый блок имеет свой номер и координаты. По словам инженеров, разместить их в нужном месте — это все равно, что строить из кубиков Lego.

Работы также завершены на самом новом острове Польши, который находится на стороне лагуны. Неофициально ему дали название Остров Эсти.

Новый переход устраняет необходимость получения российского разрешения, а также сокращает путь для перевозки более чем на 100 км. NDI

Работы по переходу через Вислинскую косу начались в октябре 2019 года. менее 900 миллионов злотых, но общая стоимость должна составить почти 2 миллиарда злотых.

Новый судоходный канал позволит проходить из Гданьского залива в Вислинский залив судам с осадкой до 4,5 метров, длиной до 100 метров и шириной до 20 метров, а также баржам до 180 метров.

В соседнем Эльблонге надеются, что переправа оживит городской порт.

Однако, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами перехода, планируется углубить реку Эльблонг с нынешних 3,5 метров до 5 метров, чтобы более крупные грузовые суда могли заходить в порт.

Работы по переходу через Вислинскую косу начались в октябре 2019 года. Первоначально предполагалось, что стоимость всех инвестиций составит менее 900 миллионов злотых, но общая стоимость должна составить почти 2 миллиарда злотых. Адам Варжава/PAP

Открытие перехода – это только первый этап этих инвестиций. В апреле 2021 года Морское управление в Гдыне подписало контракт с Budimex в качестве подрядчика на второй этап проекта стоимостью более 574 миллионов злотых со сроком завершения 24 месяца.

Второй этап предусматривает реконструкцию существующего судоходного канала по реке Эльблонг.

Работы будут включать в себя укрепление берегов, строительство барьеров от наводнений и поворотного моста через реку Эльблонг в Новаково, а также изменение дорожной системы.

Метки: Польша, Россия, Гданьск, Калининград, Висла, Вислинский залив, Вислинская коса, водный путь, навигация, канал, лагуна

Поделиться:

Вислинская коса – Pomorskie.

travel

Принято считать, что Вислинская коса начинается на уровне Микошево, деревни, расположенной недалеко от устья реки Смяла Висла, на ее правом берегу. Однако на самом деле он фактически начинается между Сопотом и Гданьском и простирается в виде песчаного хребта до Балтийска в Российской Федерации.

Межея, для Pomorskie Travel

Мы ориентируемся на территорию от Микошево до Пяски. Его восточная часть отделяет воды Гданьского залива от Вислинского залива . Этот водоем является ключевым элементом, способствующим туристической привлекательности региона и его уникальному ландшафту. Он идеально подходит для водного туризма, который поддерживается хорошо развитой инфраструктурой для парусного спорта и виндсерфинга. Соединение водными путями с Вислой и Жулавами дает этому району беспрецедентный потенциал для внутреннего водного туризма ( Жулавская петля ).

Zalew Wiślany, kormoran, fot. Иренеуш Флорчик

Со стороны Гданьского залива простираются прекрасные широкие пляжи, считающиеся одними из лучших в этой части Европы. Пляжи Вислинской косы славятся янтарем, который веками ассоциировался с этим местом. В последние годы Большой популярностью пользуется узкоколейка . Это достопримечательность, которая вполне может претендовать на то, чтобы стать визитной карточкой Вислинской косы.

Основное место на Вислинской косе – Крыница Морская. С более чем 1300 постоянными жителями это самый маленький город в Польше. Это не значит, что он преуменьшает его положение на туристической карте Померании. Вне всякого сомнения, он считается одним из самых привлекательных мест для купания на польском побережье. Черты Пяски, последнего села на польской стороне косы, совсем иные. Это место для тех туристов, которые предпочитают спокойный отдых. К западу от Крыницы лежат небольшие курорты Пшебрно, Сковронки и Конты Рыбацкие. Стоит поискать каменные столбы, которые в межвоенный период обозначали границу между Вольным городом Данцигом и Германией. Конты Рыбацкие могут похвастаться природной достопримечательностью – заповедником бакланов – крупнейшим убежищем этого вида в Европе.

Вислинская коса — Крыница Морская, фото: Pomorskie Travel

Второе по важности место после Крыницы — Стегна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *