Протоиерей Константин Лисняк Говорил ли князь «кто не будет креститься, тот мне не друг»? Пытались ли новгородцев насильно обратить в христианство? Для чего князь Владимир пошёл войной на Корсунь, в котором пришёл к вере? Было ли возможно крещение всего народа за один день — без предварительной подготовки к таинству, и погубило ли это высокоразвитую языческую цивилизацию? В загадках истории разбираемся вместе с благочинным Соледарского округа, настоятелем Преображенского храма Соледара протоиереем Константином Лисняком.
«Кто не со мной, тот против меня»?Как правило, аргументы в пользу насильственного крещения Руси не выдерживают никакой критики. Что князь мог себе позволить пойти против воли народа — такого просто не могло быть. Такая точка зрения — глумление над памятью наших предков. Их представляют безвольными рабами, которым как сказал князь, так они и должны были сделать. Если супруга княгини Ольги, князя Игоря, древляне убили только за то, что он хотел второй раз собрать дань или повысить налоги, то представьте себе реакцию славян, когда князь сказал бы: всё, меняем религию. Это была бы война на религиозной почве. Давайте вспомним святую равноапостольную княгиню Ольгу, память которой отмечалась четыре дня назад. Как она себя вела до крещения — жестоко мстила древлянам, и какой она стала, приняв христианство. Насколько выдающейся была эта личность в историческом плане, что её крестил сам патриарх Константинопольский, а преемником стал император Византии Константин Багрянородный! Ещё до неё и за 128 лет до официальной даты крещения Киевской Руси, в 860 году, крещение принимают князья Аскольд и Дир. До миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, начиная с VII века, христианство проникает на Русь через Прибалтику благодаря ирландским миссионерам. Именно они впоследствии крестили последних представителей язычества — скандинавов. В VIII веке Христова вера активно распространяется на Руси через чешские земли. Ещё до крещения Руси наша земля официально стала епархией Восточной Православной Церкви. Сюда приезжали и здесь трудились греческие проповедники. Есть и предание о том, что святой апостол Андрей Первозванный проповедовал на наших землях в самом начале христианства. Поэтому теория о крещении «огнём и мечом» несостоятельна. Это и не про славян — с ними бы такое было невозможно.
Непокорные новгородцыВ сети можно встретить информацию о том, что якобы в Новгороде Добрыня насильно крестил народ. На самом же деле воеводы Добрыня и Путята пришли в Новгород Великий, чтобы подавить восстание и навести порядок в городе. Они не были священниками. Это был период объединения славянских племён под началом князя Владимира. Вспыхнул политический конфликт: новгородцы не желали покоряться Киеву. Для того чтобы восстание поддержали народные массы, новгородские власти преподнесли его как борьбу за родные традиции наших предков-язычников и против «иноземного» христианства (князь Владимир на тот момент уже принял крещение). Из истории мы знаем, что новгородцы отличались непокорностью властям. Даже Александр Невский был вынужден уходить из города, когда его поставили новгородским князем. Никакого насильственного крещения в Новгороде не было. Была просто борьба за власть. Если бы какие-то случаи принуждения к вере были в ту эпоху, о них бы уже было известно из берестяных грамот, которые обнаружили достаточно поздно, во второй половине ХХ века. Это около тысячи памятников славянской письменности христианского периода Киевской Руси, подлинность которых не вызывает сомнений: письма, частная переписка простых людей. В них нет ни одного упоминания, что, вот, опрокинули идола Перуна или Даждьбога — ни слова. О языческих богах уже совсем не говорили в то время: все авторы переписки были христианами.
Огнём и мечомКак князь Владимир пришёл к крещению? Это отражено в известном сказании о выборе веры. К нему приходили послы из Хазарского каганата (иудеи), из западных европейских стран. Он беседовал с Греком Философом, который изложил ему историю от Адама до Христа и от Христа до правления самого князя Владимира. Его это заинтересовало, и князь предпринял вполне логичный с точки зрения языческого воина шаг: он пошёл на Корсунь, окружил его своими войсками, занял этот город, и когда жившие там греки спросили: «Чего ты хочешь от нас?», ответил им: «Хочу креститься, и жену хочу христианскую». Греки выполнили требования князя. Бедная греческая царевна Анна шла за князя Владимира как в плен… Князь Владимир был настоящим язычником. Он взял себе новую веру как священный трофей — чтобы никакой грек потом не сказал: «мы пришли и крестили этих варваров-славян». Огнём и мечом он завоевал веру для себя. Языческая аксиома: моя земля — только та, которую я завоевал. Потом уже, после крещения, он стал совсем другим человеком. Он обрёл веру в Единого Истинного Бога, прозрел духовно. В летописях и былинах народ называл его «Красно Солнышко». Если бы князь Владимир был деспотом, насильственно насаждавшим свои законы и религию, вряд ли народная память сохранила бы такое его именование, вряд ли о нём бы вспоминали с такой любовью. В выборе веры народом высокий авторитет князя сыграл не последнюю роль.
Десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром. Реконструкция Крещение… без оглашения?Подробно представить и описать, как всё происходило в Киеве в далёком Х веке, невозможно. Можно предположить, что в ту пору не было длительных огласительных бесед, изучения Священного Писания, заповедей, Символа веры, молитв, продолжительной подготовки к таинству. Духовные школы появились уже потом. Многие храмы также были построены при князе Владимире. Позже возникла и высшая духовная школа — прототип будущих университетов, аналогов которой не было даже на западе. К моменту Крещения Руси таинство предваряли лишь краткий призыв: «Кто мне друг, тот вместе со мной иди, крестись и принимай веру» и многолетняя проповедь христианских миссионеров, а совершалось оно в Днепре.
Вера, которая сохранила славян как народЕщё до крещения князь Владимир, задумав объединить славян, выступил реформатором языческой веры. Он собрал в Киеве всех жрецов и сделал там пантеон богов, чтобы объединить племена. Однако жрецы потребовали человеческую жертву. Жребий пал на сына варяга Феодора — Иоанна. Оба они были христианами. Феодор выступил перед язычниками и сказал: «Если мой сын нужен вашим богам, пусть они сами придут и возьмут его. Вы носите своих богов на руках, так как они не могут сами ходить, а мой Бог сотворил небо и землю и всё, что на них». Во всеуслышание в Киеве прозвучала проповедь христианства. Язычники разрушили сваи дома варягов, и те погибли. Это было в 983 году, всего за пять лет до Крещения Руси. Такие эпизоды постепенно приводили князя к пониманию, что христианство лучше язычества, и многобожие не сможет стать надёжным фундаментом для развития государственности. Князь Владимир мечтал о единстве славян, язычество же способствовало взаимной ненависти, разъединению и усобицам. Наглость, подлость, хитрость, коварство, бесконечные войны — вот что порождало язычество. Христова вера привлекала князя нравственными идеалами, она объединяла. На основе христианских ценностей можно было создать крепкое государство. Князь Владимир, будучи мудрым человеком, это понимал. Исторически это всё созревало на протяжении столетий. Крещение Руси — апофеоз трудов христианских проповедников. Конечно, не все стали христианами, оставались язычники, которые придерживались своих традиций, но всё же большинство людей вслед за князем Владимиром потянулись к религии, которая несла добро, чистоту, святость, целомудрие, истину.
Крещение — гибель высокоразвитой цивилизации или её приход?Истина, как всегда, где-то посередине. Даже о самых элементарных бытовых моментах жизни древних славян у нас зачастую ложные стереотипы. Есть такой проект: «Учёные против мифов. Славяне раннего средневековья». Исследователь Павел Сапожников реконструировал быт наших предков и прожил семь месяцев в построенном им самим пятистенном срубе, используя глиняную посуду и развенчивая мифы о жизни славян. Неоязычники изображают славян как исключительно просвещённый народ, носитель высокоразвитой цивилизации и глубоких познаний. Откуда они это знают? Большинство источников, на которые они опираются, — сфальсифицированы и были написаны в XIX или даже XX веке. Если делать выводы на основании достоверных источников информации — тех же летописей, берестяных грамот, западных памятников письменности, упоминающих славян, — станет понятно, что образование на Русь приходило постепенно. Нравственность, уклад жизни под влиянием христианства тоже менялись очень медленно. Человеку вообще очень тяжело меняться в лучшую сторону. Как пишет апостол Павел, знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:18-19).Изменения на Руси, связанные с приходом христианства, происходили на протяжении столетий. В итоге это удивительные метаморфозы, которые произошли с нашим некогда языческим народом. Глядя на них, становится понятно, что не вдруг, не внезапно и не насильственно пришло к нам христианство. С любовью принятое, оно принесло плоды, которые мы видим сегодня, спустя столетия. Записала Мария Цырлина |
Сегодня православные шахтинцы отмечают День Крещения Руси
Просмотров: 1 085
Для Владимирского храма в поселке шахты «Нежданная» это престольный праздник.
Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший христианство и полностью изменивший свою жизнь. Князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру. Святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов, в том числе в нашем городе.
В материале представлены фото раскопок древнего города Херсонес, в котором принял Крещение князь Владимир.
Фото раскопок древнего города Херсонес, в котором принял Крещение князь Владимир, предоставлены в рамках проекта «По святым местам: своими глазами и своими стопами».Равноапостольный князь
Князь Владимир I Святославич — внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича. Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, княжил в Новгороде. Потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.
Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало на Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.
Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнью послужили проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.
Сомнения в язычестве
В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.
В период язычества у Владимира было несколько жен. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие.
В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.
В средние века Херсон, Корсунь – древний город в Крыму, ныне в черте Севастополя. Основан в 422-421 году до нашей эры греками, существовал до середины XV века. Сейчас государственный музей-заповедник. В нем помимо развалин древнего города есть Владимирский собор, который возведен на месте крещения князя Владимира. Чтобы определить, где же крестился князь, в Херсонесе в 1827 году начали первые археологические раскопки, обнаружили древнюю базилику.Крещение князя
Многие историки считают, что великий князь Владимир выбрал православное христианство среди нескольких других религий.
Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».
Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
Крещение Руси
После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.
Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.
По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.
По данным сайта журнала «Фома», далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.
Во времена князя Владимира Херсонес был оплотом византийского господства на Черном море. Осажден князем в 988 году. Осада длилась девять месяцев. Но затем захваченный город князь вернул Византии в качестве дара за невесту, принцессу Анну, при этом выстроил в городе храм во имя святого Иоанна Крестителя в память о своем крещении. Интересные факты о князе Владимире— При князе Владимире началось масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города: Владимир на Клязьме (990), Белгород Киевский (991), Переяславль Южный (992) и многие другие.
— Учредил на Руси систематическое обучение грамоте.
— Княжил 37 лет. При нем Русь превратилась в подлинное государство. Она объединила под своей властью все восточнославянские племена.
— Князь первый на Руси начал чеканить золотые и серебряные монеты. До этого обходились византийскими и арабскими.
Подготовила Наталья Ершова
ЛОС10 Великий Князь Владимир
Сейчас: 10 долларов США
(пока отзывов нет) Написать обзорЛОС10 Великий Князь Владимир
Рейтинг Обязательно Выберите Рейтинг1 звезда (худший)2 звезды3 звезды (средний)4 звезды5 звезд (лучший)
Имя Обязательно
Электронная почта Обязательно
Тема отзыва Обязательно
комментариев Обязательно
Текущий запас: 2
Количество:Добавление в корзину… Товар добавлен
- Описание
Мягкая обложка: 80 страниц
Включает жития:
Великого князя Владимира Российского: Святой Владимир был как многие люди сегодня: он искал единую истинную религию. Его представители исследовали иудаизм, ислам и католицизм, прежде чем убедились, что православие есть истинная вера. Он ослеп перед своим Крещением, но прозрел после принятия Крещения; точно так же его духовная слепота была излечена, и он превратился из бесчеловечного тирана в сострадательного христианского правителя. Имеет титул «Равноапостольный» за обращение древних русов в христианство.
Святая Иулиания Лазаревская: Это одно из очень подробных жизнеописаний замужней святой. Эта жизнь показывает, что не обязательно идти в монастырь, чтобы спастись, но можно стать святым и в браке. Святая Иулиания была домохозяйкой, имевшей несколько детей и содержавшей большой дом. Она достигла святости своим благочестием, верой, смирением и большой заботой о бедных и больных.
Святой Андрей Стратилат: Старший офицер римской армии, святой Андрей также был тайным христианином. Он выиграл много сражений, прося помощи у Христа, поэтому те, кто завидовал его успеху, предали его правителю. Предвидя свою мученическую кончину, крестился вместе с 2,593 его солдат, а затем бежали в другой регион, чтобы помолиться.
Святой Афанасий Брестский: Униаты — римо-католики, маскирующиеся под православных христиан. Святитель Афанасий был ревностным защитником Православной Церкви в борьбе против латинской унии. Он печатал религиозные материалы, писания святых отцов и труды об этом лжесоюзе. Он перенес бесчеловечные пытки, как физические, так и психологические, от рук папистов. Римско-католическая церковь до сих пор использует униатов, пытаясь подчинить православных верующих папской власти.
- сопутствующие товары
- Клиенты также просмотрели
Русская Православная Церковь Заграницей
ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: 5 августа 2022 года
День памяти святого князя Владимира и Крещения Руси отмечаются в Нью-Джерси
31 июля 2022 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице и святых отцов Первых шести Вселенских Соборов, в Свято-Владимирском храме-памятнике гор. Джексон, шт. Нью-Джерси, состоялись ежегодные Владимирские торжества, посвященные Крещению Руси. Высокопреосвященнейший архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил возглавил Божественную литургию в сослужении Высокопреосвященнейшего архиепископа Чикагского и Средне-Американского Петра и Преосвященнейшего епископа Манхэттенского Николая.
Архиереям сослужили: протоиерей Василий Андреюк (клирик Св. Александро-Невского собора гор. Ховелл, шт. Нью-Джерси), протоиерей Сергий Лукьянов (благочинный Нью-Джерси), протоиерей Любо Милошевич (настоятель Св. Троицкого храма гор. Сергий Ледковский (заместитель настоятеля храма-памятника), иеромонах Феодор (Стэнуэй; клирик Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, шт. Н.Й.), протодиакон Павел Дроздовский и диакон Александр Сарандинаки (клирики Св. Николаевский Патриарший собор в Нью-Йорке) и иеродиакон Пантелеимон (Жигалин; епархиальный клирик).
Красиво пел за богослужением сводный хор приходских певчих и членов Архиерейского хора Синодального собора г. Нью-Йорка под управлением дирижера Вадима Гана.
Торжества прошли под покровительством заслуженного списка чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, привезенной из Свято-Троицкого монастыря. Церковь была заполнена прихожанами? прихожан и гостей, приехавших помолиться из соседних приходов и близлежащих штатов. Практически все причащались Святых Христовых Таин.
Архиепископ Гавриил поздравил всех с праздником покровителя храмов ? святого великого князя Владимира, которого здесь традиционно поминают в последнее воскресенье июля, а также в день его памяти. Он напомнил им, как святой избрал православную веру, познакомившись с христианством через свою бабку, великую княгиню Ольгу. После того, как его посетили эмиссары из Константинополя, он в конце концов принял решение креститься самому и крестить русский народ.
Святитель сравнил князя Владимира с апостолом Павлом, который был гонителем христиан, услышавших голос Божий, обратившихся в христианство и прозревших.