Как проходило крещение Руси
Датой крещения Руси называют 28 июля 988 года, когда князь Владимир Святославич крестился сам, а позже приехавшее византийское духовенство провело массовый обряд крещения в водах Днепра. Но на самом деле процесс крещения Руси растянулся на долгие годы. Даже не десятилетия, а столетия. И проходил он очень непросто.
Наталья Ожогина
Wikipedia
Дата крещения Руси считается условной, потому что никто из историков точно не берётся её назвать. Тем не менее, это событие считается одним из самых важных в истории страны.
Содержание статьи
Как началось крещение Руси
Христианизация Руси происходила не в вакууме, она стала частью общего процесса крещения Северо-Восточной Европы, который проходил в конце 10 века. В это же время проходило крещение в скандинавских и славянских странах. И был этот процесс непростым. Как писал Василий Татищев — известный российский историк, Русь крестили «огнём и мечом».
Как принимали крещение люди
Вот что рассказал «Ленте.ру» религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов: «В некоторых случаях по «Повести временных лет» мы видим, что языческие женщины действительно плакали по своим крещёным детям, как по мёртвым. Это был разрыв семей. Мы видим, что выступления волхвов, представителей старых культов, продолжаются практически до 1070 годов, то есть на протяжении почти столетия после крещения. И понятно, что вряд ли процесс крещения во всех обстоятельствах всегда был абсолютно ненасильственным и добровольным. Однако и оснований полагать, что крещение Руси было сопряжено с каким-то массовым сверхъестественным насилием, у нас тоже нет. «Повесть временных лет», рассказывающая о событиях крещения, нигде не сообщает нам о казнях волхвов или о сожжении противников христианства.
Ничего этого не было».Однако эксперт не отрицает, что крещение Руси было непростым процессом и, несомненно, акты насилия, в том числе и убийства — были. Многие язычники сопротивлялись насаждению новой веры, пытались отстоять от разрушений древние святилища, естественно, такие стычки не могли происходить совершенно мирно.
Крещение не уничтожило язычество
Христианская вера долгое время преодолевала негласное сопротивление простых людей, особенно сильным оно было среди жителей деревень Руси. Язычество и поклонение старым богам жило в народе ещё несколько веков. В деревнях народ долгие годы продолжал по-прежнему возводить курганы и справлял языческие праздники. Иногда, во время проведения обрядов и ритуалов, идолам приносили жертвы. На этом фоне языческие волхвы не раз поднимали народные смуты.
Сколько лет длилось крещение Руси
Немало было и людей, которые не могли сделать выбор и молились как старым богам, так и новому. Таких богословы называли «двоеверами». По мнению историков, процесс христианизации Руси в некоторых регионах продолжался до 12 века, а закончился лишь где-то между 13 и 14 веками.
А вам интересна история крещения Руси?
Принятие христианства на Руси и его влияние на историю России
Однако история крещения Руси Фотием не оказала прочного влияния на христианизацию Руси. Утверждавшееся в стране христианство было сметено языческой общиной после взятия Олегом Киева в 882 году. Можно предположить, что в последующие годы сохранилась небольшая община христиан, которые тайно практиковали свои обряды, но остальная часть Киевской Руси оставалась ориентированной на язычество. Изменения к лучшему в жизни киевских христиан произошли во время правления князя Игоря (912-945 годы), к концу правления которого христианство на Руси уже имело заметное присутствие. «Повесть временных лет» говорит, что, начиная с 944 года, значительное меньшинство русского населения обратилось в христианство. В 945 или 957 году княгиня Ольга посетила Константинополь со священником по имени Григорий.
Прием царским двором русской дворянки описан в произведении De ceremoniis. Принцессу крестил патриарх Полиевкт, а ее крестным отцом стал император Константин VII. После обращения в христианство она приняла имя Елена. Ее сын Святослав продолжал поклоняться богу Перуну и другим богам славянского пантеона. Он всю жизнь оставался верным языческим богам. Согласно «Повести временных лет», он считал, что его собственные воины потеряют к нему уважение и будут смеяться над ним, если он примет христианство. Преемник Святослава Ярополк I оказался более терпимым к христианам, и христианская община постепенно стала усиливать свои позиции в Киевской Руси, привлекая все больше людей.
Крещение Руси князем ВладимиромЯрополк умер в 978 году. С 980 по 1015 годы киевским князем был Владимир, его сводный брат. В течение первого десятилетия своего правления он пытался реформировать славянское язычество, установив Перуна (бога грома и молнии) в качестве единственного верховного божества.
Идолы бога молнии воздвигались в самых важных местах страны, например, его статуя была поставлена на холме возле царского дворца. Однако такая религия не укрепила русское общество, из-за чего князь отказался от этой идеи и решил выбрать монотеистическую религию между исламом, иудаизмом и христианством.Владимир сравнил три основные монотеистические религии друг с другом, чтобы определить, какая из них лучше всего подходит для его царства. Посовещавшись с боярами, он отправил гонцов к соседним народам, представители которых убеждали его принять их веру. Первой рассматриваемой религией был ислам. Послы сообщали, что среди мусульман Волжской Булгарии (область к северу от Киева) не было радости, а были только грусть и дурные запахи; кроме того, их религии следовало избегать из-за запретов на употребление алкоголя и свинины. Позже князь встретил иудейских посланников.
Тщательно расспросив их об их религии, он отказался принять ее под тем предлогом, что потеря Священного города Иерусалима показала, что верующие евреи были оставлены Богом. Наконец, Владимир спросил о христианах. Побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, его послы сказали:
Мы не знали, на небе ли мы или на земле.
Есть и другая версия причин принятия христианства Владимиром и крещения Руси. Согласно ей, византийский император Василий II, вынужденный вести постоянные оборонительные войны против германцев, славян и болгар, обратился к Владимиру за помощью, несмотря на то, что до этого момента они считались врагами. Владимир согласился, но попросил взамен у императора руки его дочери Анны Багрянородной. Византийский император считал такой обмен крайне унизительным, поскольку народ Руси считался у греков «варварским» народом. Василий II согласился, но поставил одно условие: Владимир должен принять христианство. Когда брачный договор был заключен, Владимир направил в Византийскую империю 6000 воинов, которые помогли регулярной армии Византии подавить мятеж в Константинополе и укрепить оборону города. Перед женитьбой Владимир крестился и принял христианское имя Василий, в честь святого Василия и своего крестного отца.
За причастием сразу же последовал его брак с византийской принцессой, что стало причиной принятия христианства.Вернувшись в Киев с триумфом, Владимир приказал жителям столицы идти к реке Днепр и креститься. Это массовое таинство фактически стало символом введения христианства и сутью крещения Руси. Сначала Владимир крестил двенадцать своих сыновей и ближайших бояр. Позже он приказал разрушить деревянные статуи языческих богов, находившиеся в городе. Все они были сожжены и уничтожены. Статуя Перуна — верховного бога — была брошена в Днепр. Князь разослал всем киевлянам, «богатым, бедным, нищим и рабам», приглашение выйти на следующий день на берег реки, чтобы они не рисковали стать «врагами князя». На место встречи прибыло большое количество граждан, некоторые из которых даже взяли с собой своих детей еще в пеленках. Их всех заставили погрузиться в воду, в то время как несколько священников проводили обряд крещения. В ознаменование этого события Владимир построил первую каменную церковь Киевской Руси, названную в честь Успения Богородицы, где позже погребли тела его и жены.
После крещения столицы аналогичные обряды стали проводится по всему царству. Иоакимовская летопись повествует, что дядя Владимира, Добрыня, «огнем» принуждал новгородцев к обращению в христианство, а боярин Путята «мечом» убеждал принять христианскую веру. В этот же период новогородским епископом Иоакимом Корсуняниным был построен первый христианский храм — Собор Святой Премудрости, возникший над языческим кладбищем. Несмотря на активную христианизацию со стороны государства, язычество сохранялось на Руси долгое время, проявившись во время Верхневолжского восстания и в других случайных протестных движениях. Северо-восточная часть страны, главным центром которой был Ростов, оказалась особенно враждебной новой религии, но со временем и местной знати пришлось признать новую религию над собой. Первым митрополитом русского происхождения был Иларион.
Крещение Киевской Руси сделало ее ближайшим союзником Византийской империи. Греческие богослужебные тексты были приняты в Киеве и во всем государстве. Церкви строились по византийскому образцу. В царствование Ярослава I митрополит Иларион написал первое известное произведение славянской литературы, сложную речь, в которой фигурирует Русь, упомянутая вместе с другими государствами. Остромировы Евангелия, составленные примерно в то же время, были первыми книгами, отредактированными на славянском языке. Единственное сохранившееся светское произведение, «Слово о полку Игореве», свидетельствует о сохранении языческих традиций даже спустя десятки лет после крещения.
Значение принятия христианства для РусиПринятие христианской веры, прежде всего, способствовало укреплению государства. Языческое многобожие не было объединяющим фактором для населения древней Руси, потому что в разных ее частях поклонялись разным божествам или одним и тем же, но с разными ритуалами. Единая вера сплачивала людей, а также укрепляла власть князя Владимира, что было особенно важно для дальнейшего объединения Руси.
Русь была признана христианским государством, что помогло ей построить более тесные отношения с Византией и европейскими государствами, народностями и племенами. В частности, это усилило связи с Болгарией, которая приняла христианство раньше и оказала огромное влияние на развитие христианской веры на Руси. Это позволило также повысить уровень культуры Древнерусского государства за счет перенимания элементов византийской культуры и наследия античности. Так на Руси развилось каменное зодчество, фресковая роспись, письменность, иконопись.
Становление Русской православной церквиАнастасия Климова (Anastasiya Klimova) рассказывает, что православная церковь на Руси была построена после крещения великого князя Владимира, правителя Киевской Руси, в 988 году. Принятие греческого православия с его догматами, культом, церковным учением, каноническим правом и конституцией во многом сформировало культуру восточных славян.
Поддерживающая правителей доктрина Греческой православной церкви о том, что вся власть исходит от Бога, укрепила позиции русских князей. Принятие веры повысило авторитет киевских князей, что также придало Киевской Руси равный статус с другими христианскими народами. При этом Древнерусское государство отделило себя от латинского Запада, приняв христианство греко-православного толка. Эта религиозная граница привела к развитию восточнославянской или древнерусской культуры.
Русской православной церковью первоначально управляли экзархи как особая церковь Константинопольского Патриархата, что никак не повлияло на политическую самостоятельность киевских великих князей. Первые митрополиты прибыли из Греции и Болгарии. Митрополичьей резиденцией был первоначально Киев, но с 1299 года им де-факто стал город Владимир, куда митрополит Максим перенес свою резиденцию, а с 1325 года официально Москва по желанию митрополита Петра. Последним греческим митрополитом был Исидор Киевский, поставленный великим князем Московским в 1441 году за одобрение им Флорентийской церковной унии. Василий II был низложен. В декабре 1448 года, за пять лет до падения уже все более недееспособного Константинополя, синод русских епископов без предварительного согласия Константинопольского Патриарха избрал епископа Рязанского Иону митрополитом Киевским и всея Руси. Тот факт, что Русская православная церковь сама сделала этот выбор, означал фактическое отделение от Византийской Матери-Церкви. В январе 1589 года Московский церковный синод предложил царю Федору I три кандидатуры на место новообразованного Патриархата в Москве. Царь избрал предыдущего московского митрополита Иова. Вселенский синод в Константинополе в 1590 году с участием всех патриархов Восточной Церкви утвердил учреждение нового патриаршества в Москве и отвел ему пятое место после Иерусалимского.
В 1652 году патриарх Никон инициировал первую реформу русского обряда. Утверждалось, что русский обряд отклонился от оригинального греческого обряда из-за ошибок при копировании церковных записей. Эта позиция послужила оправданием для Никона и его последователей проведения церковных реформ. Те, кто оспаривал законность этих поправок, были преданы анафеме на Соборе 1666—1667 годов. Эти события привели к расколу, по которому появились новообрядцы и старообрядцы.
В 1721 году, через 132 года после основания Патриаршества, Патриарха сменил Святейший Синод (Святейший Правительствующий Синод) под светским управлением при царе Петре I в рамках петровских реформ, основанных на германской лютеранской модели. Результатом была все возрастающая секуляризация Церкви и ее слияние с русским истеблишментом, тогда как разрыв с народом только усилился. Восстановление Патриархата началось после первой русской революции 1905 года, когда в церкви были проведены далеко идущие реформы. В результате Патриаршество было окончательно восстановлено в 1917 году и занято архиепископом Тихоном, которого считали современным и энергичным патриархом, активно выстраивающим отношения с православными институтами в других государствах.
После революции 1917 года православное христианство в Советской России подвергалось гонениям. Тысячи церквей были взорваны, переоборудованы под гражданское или военное использование, десятки тысяч священнослужителей были отправлены в лагеря или расстреляны. Послабления произошли с начала немецкого вторжения в Советский Союз, когда церковным руководством было принято решение поддержать советскую власть в борьбе с оккупантами. Но после окончания войны репрессии продолжились, хоть и в значительно меньшем масштабе. Восстановить свой статус и влияние Русская православная церковь смогла только после распада СССР в 1991 году.
Украинская Православная Церковь отмечает 1034-летие Крещения Руси — Новости — новости Православия Владимира и по случаю Дня Крещения Руси Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил праздничное богослужение в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
На площади перед Успенским собором монастыря состоялась Божественная литургия. Предстоятелю сослужили председатель Духовного суда УПЦ митрополит Каменец-Подольский и Городок Феодор, наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, а также митрополиты, архиепископы, епископы и клирики Украинской Православной Церкви.
Богослужебные песнопения исполнялись Митрополичьим хором под управлением архимандрита Геронтия (Борисевича), а также хором Киевских духовных школ под управлением архимандрита Романа (Подлубняка).
Прочитав Евангелие, Блаженнейший Митрополит обратился к пастве со словом.
Во время богослужения все молились о мире на украинской земле, об избавлении от врага, чтобы Господь призрел на наш народ и спас отчаявшихся и бездомных, о Божьем благословении всем, кто помогает нуждающимся. Предстоятель призвал Божию милость к украинскому народу, чтобы Господь просветил власть имущих, укрепил мужество воинов, освободил пленных, исцелил больных и дал приют потерявшим свой дом.
После литургии состоялся праздничный молебен, и верующие во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием отправились крестным ходом в Дальние пещеры Киево-Печерского монастыря, где вознесли молитвы святому князю Владимиру и были окропил святой водой. Блаженнейший Митрополит Онуфрий поздравил паству с праздником и пожелал Божия благословения и мира.
После этого Предстоятель совершил поминальную литургию на могиле Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).
Как писал СПЖ, Предстоятель УПЦ возглавил торжества в честь 1034-й годовщины Крещения Руси.
УПЦ Киево-Печерская Лавра Блаженнейший Митрополит Онуфрий Крещение Руси Праздник
Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.
См. также
СБУ провела обыски в Черновицком епархиальном управлении и соборе УПЦ
Священник ПЦУ: Переход на новый стиль — это удар по «русскому миру» 26 ноября 21:39
Богдан: Решение о переходе в ПЦУ часто принимала территориальная община 26 ноября 16:41
Богдан: Священнослужители, против которых возбуждены дела, составляют менее 1% УПЦ 26 ноября 15:34
Путин: Мы все под Богом, под Аллахом и Христом 26 ноября 10:34
Крещение Руси Фото и фотографии
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF und RM