Почему фараонов хоронили со скрещенными руками
Сколько бы не прошло времени, многих любителей истории до сих пор волнует тема Древнего Египта, особенно интересно, почему фараонов хоронили со скрещенными руками. При этом, история Древнего Египта привлекательна не только для историков и ученых, но и для простых обывателей.
Зачем фараонам скрещивали руки после смерти
Люди, что хот раз увлекались историей, отмечали, что все царственные особи, которые когда-либо находились во главе правления Египтом, находятся в саркофагах со скрещенными руками, а вот простые люди находятся с руками, протянутыми вдоль тела.
Для того, чтобы осознать, почему фараонам перекрещивали руки после смерти, стоит обратиться к некоторым моментам религии древних египтян. Они верили в то, что смерть является только началом пути, поэтому подготавливались к данному моменту практически с самого появления на свет.
Для того, чтобы не сойти с пути к царству Осириса и не оказаться жертвой злых душ, во время жизни они заучивали охранные заклинания. Богатые люди старались забрать с собой побольше монет на тот свет, еду и даже прислугу. Но в путешествие шли только две человеческих части – Ка и Ба.
Обе сущности становились одним целым после кончины, и вместе с проводником Анубисом шли к владыке потустороннего мира. В фараонов путь был меньше, ведь их вела пирамида, которая считалась лестницей на небеса. Чтобы после кончины Ка и Ба отыскали друг друга, было принято скрещивать руки.
Хоронить таким способов всех людей было нельзя, даже богачей – разрешалось только фараонов. В неких захоронениях знать решила хоронить себя со скрещенными руками, но это было настоящим преступлением.
Зачем мумифицировали фараонов в Древнем Египте
Мумификация была одним из самых серьезных аспектов старинного погребения. В то время египтяне верили, что она обязательна для того, чтобы получить доступ к потусторонней жизни. Они отмечали, что после того, как кто-то уходил в мир иной и был нормально мумифицирован, он пользовался своим телом в загробной жизни.
Анубис, который считался богом мумификации, отправлял покойника в его дальнейшее странствие, а бог мудрости по имени Тот, взвешивал душу, которая странствовала дальше с богом Ра. Религия древних египтян была основана на кончине и загробной жизни. Продуманная мумификация со временем вышла одной из важнейших частей экономики, в которой были задействованы парикмахеры и косметологи.
Египтяне часто превращали в мумий своих любимых питомцев. Кроме того, иногда они специально их растили, чтобы убить. Такие мумии чаще всего нужны были для специальных ритуалов, ведь считалось, что боги связаны с животными.
Многих мумий приобретали люди, которые совершали паломничество. За некоторую плату священники хоронили животных на специальных кладбищах в роли дани уважения богу или богине. Чаще всего можно было встретить мумий котов, быков и крокодилов.
В каких гробницах в Древнем Египте хоронили фараонов
С самого начала гробницы представляли собой могилы в земле, но потом начали набирать популярности прямоугольные формы. Мастаба представляла собой пирамиду с прямоугольным основанием, которая делалась из кирпича. Со временем на смену им пришли ступенчатые пирамиды, а потом появились гладкие.
Такие гробницы были нужны для того, чтобы защищать тело покойника и его душу от воров и злоумышленников. С той же целью было принято создавать и саркофаги.
Богатство гробницы во многом зависело от материального положения усопшего. Покойника старались отправить в последний путь в роскоши, с добрыми дарами. Вместе с покойником также часто клали статуэтки и драгоценные предметы.
Во время жизни человек должен был посвятить много времени общественным работам, то же самое предстояло переделать в загробном мире. Потому к покойнику клали ушебти, которые должны были заменить его в том случае, если призовут на работу. Даже бедные люди старались хоронить родственников с такими статуэтками, потому в настоящее время они являются самыми частыми предметами, которые находят при раскопках.
Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Автор: Лидия Карпенко
Материалы партнеров:
Читайте другие новости:
Читайте также
Ретроградные планеты 2023: какого числа, какие планеты, к чему готовиться
Время от времени планеты меняют направление движения на противоположное. На деле каждая планета продолжает двигаться вокруг Солнца в обычном порядке по своей орбите, но наблюдателю с Земли кажется, что направление…
Подробнее…
Названы знаки зодиака, которым нельзя носить золотые украшения
Золото — дорогостоящий металл, украшения из которого так любят представители обоих полов. К сожалению не каждому знаку зодиака рекомендуется носить данный металл. Астрологи назвали представителей стихий, которым стоит отказаться от…
Подробнее…
Исследователи пытаются воскресить вымершее много лет назад животное
Группа исследователей из США и Австралии приступают к реализации крутого многомиллионного проекта по возвращению к жизни вымершего более двух тысяч лет назад животного. Исследователи, занимающаяся этим проектом, говорят, что животное…
Тайна Тисульской принцессы: красивая легенда или попытка КГБ скрыть сенсацию
Наверное, каждый хоть раз в своей жизни слышал легенду о Тисульской принцессе, которая якобы пролежала в мраморном саркофаге 800 млн лет. Ее, согласно информации в СМИ и интернете, полвека тому…
Подробнее. ..Египет. История человеческих жертвоприношений
Египет
В Древнем Египте примерно к третьему тысячелетию до н. э. сложились достаточно четкие представления о загробном мире, который был почти полной копией мира земного. К этому времени Южное и Северное царства объединяются под властью одного правителя-фараона. Для своего посмертного существования фараоны возводят гробницы-мастабы — каменные здания без окон и дверей, с колодцем, ведущим в погребальную камеру. Нередко этих гробниц было по две — южная и северная, чтобы в загробном мире властитель мог точно так же переезжать из резиденции в резиденцию по мере надобности. Так, один из первых царей объединенного Египта фараон Первой династии Джер, живший в начале третьего тысячелетия (Раннединастический период), имел одну усыпальницу на юге, в Абидосе, и одну — на севере страны, в Саккара. Усыпальница в Абидосе имела площадь более четырехсот квадратных метров (с учетом надземных построек). Здесь в обширных хранилищах складировалось имущество, необходимое царю в ином мире.
А вокруг усыпальницы археологи обнаружили 338 захоронений слуг, которые должны были обеспечить фараону комфортабельную жизнь. В основном это были женщины, причем отнюдь не безродные рабыни — они удостоились отдельных захоронений, на многих могилах стояли каменные стелы с именами.Усыпальница Джера была разграблена еще в древности, причем неоднократно. Так что своего загробного имущества царь лишился, но сопровождавшие его слуги остались с ним навсегда (или по крайней мере до прихода археологов). Интересно, что вокруг северной гробницы Джера, в Саккара, слуги похоронены не были, хотя по размерам эта усыпальница превышает южную. Впрочем, возможно, что их захоронения были разрушены позднее, при строительстве других гробниц.
Две гробницы имела и царица Мерьетнейт, возможно, правившая Египтом после Джера. В Абидосе для нее был построен склеп, окруженный восемью обширными кладовыми, а вокруг гробницы похоронен целый штат прислуги — 41 человек. Они, как и свита Джера, имели отдельные могилы и каменные стелы с именами.
Кроме того, неподалеку археологи нашли целый «квартал», где для царицы были принесены в жертву еще 77 человек. Что же касается северной гробницы Мерьетнейт, здесь таких массовых жертвоприношений, судя по всему, не было, но зато в Саккара царица устроила загробные «мастерские» с полным штатом «сотрудников». Здесь были найдены мастер-кораблестроитель с моделями лодок, художник, с которым были положены наполненные краской сосудики, мастер по изготовлению каменных ваз с инструментами и образцами его работы, горшечник и т. д.Еще большую свиту взял с собой в загробный мир Уаджи, представитель той же самой Первой династии. В одном только Абидосе его усыпальницу окружают 174 могилы слуг, принесенных в жертву. Отдельным кварталом захоронен еще 161 человек.
Преемник Уаджи царь Удиму правил долго и мудро. Он укреплял границы Египта, обеспечивал безопасность торговых путей, занимался строительством, провел перепись населения; при нем расцвели искусства и ремесла. Удиму с пышностью отметил тридцатилетний юбилей своего правления — праздник Хедсеб.
Следующий царь Египта, Энеджиб, был, по-видимому, человеком неприхотливым. Правил он довольно долго (есть данные, что его правление длилось 26 лет), но обе его гробницы достаточно невелики, невелико и число захороненных рядом слуг: 64 человека в Абидосе.
Преемник Энеджиба — Семерхет, возможно, был узурпатором. Он правил в беспокойные времена и, возможно, поэтому решил удовольствоваться одной усыпальницей, в Абидосе. Впрочем, она превосходит гробницу его предшественника. Интересно, что слуги Семерхета, которым предстояло сопровождать своего господина в загробном мире, были похоронены не за пределами мастабы, а внутри нее: для них были обустроены аккуратные могильные камеры, перекрытые надземной частью комплекса.
Отметим, что на останках многих людей, служивших фараонам Раннединастического периода, видны следы переломов. Теперь уже трудно сказать, были ли слуги искалечены перед смертью или сразу после нее, но вероятно, это было сделано для того, чтобы они в загробном мире не могли удрать от своего господина. Тем не менее владыки проявляли определенную заботу о посмертной судьбе принесенных в жертву людей. Их пеленали льняной тканью и укладывали в деревянный гроб, обычно в согнутом виде, на боку, головой на север. Гроб помещали в продолговатую яму с деревянным потолком. Рядом ставили сосуды с едой и питьем. Личные вещи покойным не полагались, но в могилу клали инструменты, необходимые им для работы. Над могилой строили невысокое сооружение с округлым верхом, иногда помещали каменную стелу с именем.
Вельможи, которые не имели возможности обеспечить себя в загробном мире настоящими слугами, ограничивались их изображениями на стенах гробниц или статуэтками. Кстати, эти статуэтки иногда тоже имеют физические недостатки — вероятно, с той же целью. В гробницах встречаются глиняные женские тела, не имеющие рук и ног, — вероятно, они должны были исполнять роль наложниц покойного.
Трудно сказать, добровольно или против воли отправлялись с фараонами в загробный мир их многочисленные слуги. Очень может быть, что они шли на смерть охотно, причем отнюдь не только из преданности. Дело в том, что почти до конца эпохи Древнего царства египтянам не разрешалось самостоятельно возводить себе гробницы. Делать это можно было лишь централизованно, с разрешения фараона и за государственный счет. Не получившим права на постройку благоустроенного «дома вечности» приходилось довольствоваться простой могилой и малокомфортным загробным существованием. Только к концу Древнего царства, после ослабления централизованной власти, вельможи стали возводить себе гробницы без высочайшего позволения. Но в эпоху Среднего царства фараоны вновь присвоили себе монополию в этом немаловажном для их подданных вопросе. И лишь к концу Среднего царства египтяне получили возможность самостоятельно распоряжаться собственным загробным существованием: более состоятельные строили себе усыпальницы, снабженные всем необходимым, и оплачивали заупокойные службы на много лет вперед; а бедняки старались, чтобы их похоронили неподалеку от богатых гробниц, надеясь, что им перепадут крохи с господского стола… До тех же пор, пока монополия на строительство гробниц принадлежала фараонам, попадание в загробную свиту была для египтянина одной из немногих возможностей обеспечить своей душе (вернее, душам, поскольку их было несколько) бессмертие и благополучие за гробом.
Впрочем, была и другая возможность — добиться того, чтобы твое изображение попало на стену гробницы знатного вельможи. Дело в том, что сановники, удостоившиеся чести получить персональную гробницу, покрывали ее стены отнюдь не только безымянными изображениями абстрактных слуг. Некоторые портреты были подписаны, и это давало нарисованному человеку возможность беспрепятственно попасть в загробный мир. Причем портретного сходства не требовалось — хватало и подписи. Интересно, что в определенном смысле египтянин, чей портрет появлялся на стене гробницы, начинал исполнять свои «загробные» обязанности еще при жизни. Так, в одной из гробниц в Саккара археологи обнаружили портрет «заупокойного жреца», обязанностью которого было отправлять культ хозяина гробницы. Известный российский египтолог А. О. Большаков рассматривает это изображение как своеобразную дверь, через которую живой жрец навещал своего заказчика в царстве мертвых. Подобным образом и слуги, чьи портреты попадали на стены гробниц, «служили» хозяину еще при своей жизни, а после смерти и сами отправлялись вслед за ним. И каким бы странным ни казался нам этот обычай, у самих египтян он, по-видимому, сомнений не вызывал. Случалось, что простые египтяне, которым не выпало счастья служить знатным вельможам и которые поэтому не могли надеяться на радости загробной жизни, пробирались в заготовленную заранее чужую гробницу и подписывали свои имена под изображениями слуг.
По крайней мере до середины периода Древнего царства боги и демоны не вмешивались в заупокойную жизнь египтян. Позднее в загробном мире появилось множество чудовищ, угрожавших покойным, был учрежден суд Осириса, на котором боги могли осудить умершего на пытки и даже на полное уничтожение. Но до конца Древнего царства (примерно до двадцать третьего века до н. э.) никакие напасти покойным египтянам не угрожали и даже покровительство богов за гробом никому не требовалось — их изображения напрочь отсутствуют на стенах древних гробниц. Человек, который умудрялся любыми правдами и неправдами попасть в загробный мир, оставался навеки вести там безбедное существование. Поэтому нельзя исключить, что слуги добровольно следовали за своими владыками, предпочитая недолговечной земной жизни вечность за гробом, даже если для этого приходилось идти на смерть, — ведь вторая такая возможность могла и не представиться.
Впрочем, человеческие жертвоприношения сопровождали похороны владык Египта только в глубокой древности. Семерхет был, возможно, последним царем Египта, при котором они практиковались. Усыпальницы его преемника Каа (последнего владыки Первой династии) и членов его семьи окружены гробницами придворных, но археологи по ряду признаков сомневаются, что эти люди были принесены в жертву. Возможно, они были захоронены рядом со своими покойными владыками позднее. Во всяком случае, с этого времени обычай заупокойных человеческих жертв выходит из моды.
Теперь все, даже фараоны, удовлетворялись нарисованными или скульптурными портретами слуг. Кроме слуг, в последнее путешествие имело смысл брать с собой и вооруженную охрану, поскольку настало время, когда загробный мир Египта начал буквально кишеть всевозможными чудовищами. Здесь появились и страшный «Пожиратель ослов», и «Поглотитель миллионов», и крокодилы, и весьма опасные бегемоты… Все они угрожали жизни покойного на его пути к судилищу Осириса. Для борьбы с этой нечистью египтяне стали укладывать в свои гробницы целые вооруженные отряды. Например, номарх (правитель области) Месетхи, живший при Десятой династии (в самом конце третьего тысячелетия), взял с собой отряд из восьмидесяти человек: сорок копейщиков и сорок лучников-нубийцев. Но кровь номарх не проливал: все воины были представлены статуэтками.
К середине второго тысячелетия до н. э. могилы египтян заполняются множеством статуэток, так называемых ушебти, назначением которых было не столько обслуживать своего хозяина в загробном мире, сколько заменять его, когда покойного призовут на общественные работы. Поскольку в земной жизни египтяне личной свободы не имели и любого из них могли в любой момент призвать для общественно-полезной деятельности, никто не сомневался, что и в мире загробном все обстоит примерно так же. И умерший египтянин, несмотря на то, что он становился равен богам и получал имя Осириса, мог быть мобилизован на перетаскивание песка и рытье каналов. Сгладить эту несправедливость должны были ушебти, откликавшиеся на имя покойного словами «Я здесь». В египетской «Книге мертвых» приводится наставление для ушебти:
«О этот ушебти! Если Осирис-(имярек) будет призван выполнять любую работу, какую выполняют там, в Херет-Нечер (загробный мир. — О. //.), и будут тяготы ему там, как человеку, несущему свои обязанности, ты должен взять на себя все эти работы, которые делаются там: возделывать поля, обустраивать берега, перевозить через реку песок с запада на восток. „Я сделаю это. Я здесь!“ — скажешь ты».
При наличии множества ушебти, а также при том, что слуги, нарисованные на стенах гробниц, исправно несли свою службу в загробном мире, заупокойные человеческие жертвоприношения у египтян потеряли всякий смысл.
Что же касается жертвоприношений по другим поводам, то в историческое время египтяне не использовали людей в качестве жертвы. Египетское искусство оставило множество изображений, на которых цари убивают пленных врагов. Но с тем же успехом эти изображения могли носить символический характер и попросту воспевать очередную победу. И даже если царь убивал пленников собственноручно (сохранились, в частности, изображения, где это, вместе со своим супругом, делает очаровательная Нефертити), нет оснований думать, что эти убийства были деянием сакральным. Хотя в таких сценах, как правило, и присутствуют боги — но они присутствуют на множестве изображений царя, подтверждая своим авторитетом любое его действие.
Побежденных убивали и сами боги — как гласит надпись на стене храма Хора в Эдфу, еще бог Хор Бедхетский в глубочайшей древности, когда бог Ра воевал с демонами, «увел 381 пленного и убил их пред Ладьей Ра».
Интересно, что, хотя античные авторы довольно часто упоминают человеческие жертвоприношения, якобы совершаемые египтянами, делают они это с чужих слов; ни свидетельствами очевидцев, ни археологическими находками эти обвинения не подтверждаются. Недаром «отец истории» Геродот писал:
«Много ходит в Элладе… нелепых сказаний. Так, например, вздорным является сказание о том, как египтяне по прибытии Геракла в Египет увенчали его венками, а затем в торжественной процессии повели на заклание в жертву Зевсу. Сначала Геракл не сопротивлялся, а когда египтяне хотели уже приступить к закланию его на алтаре, собрался с силами и перебил всех египтян. По моему же мнению, подобными рассказами эллины только доказывают свое полное неведение нравов и обычаев египтян. В самом деле, возможно ли, чтобы люди, которым не дозволено убивать даже домашних животных, кроме свиней, быков, телят (если только они „чисты“) и гусей, стали приносить в жертву людей. Притом Геракл прибыл туда совершенно один и, по их же собственным словам, был только смертным, как же мог он умертвить такое множество людей? Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных!»
Но предостережение Геродота не помешало другому, не менее значимому историку, Плутарху, повторять рассказы о том, что «в городе Илифии, как пишет Манефон, заживо сжигали людей, которых называли Тифоновыми, и, провеивая их пепел, рассеивали и уничтожали его. И это делали открыто и в определенное время: в собачьи дни» (то есть в дни перед началом разлива Нила). Тифоном Плутарх называет египетского бога Сета; Манефон, на которого ссылается историк, действительно был весьма уважаемым египетским жрецом и ученым рубежа IV–III веков до н. э., автором многочисленных трудов, в том числе по истории Египта. Но до нас эти труды дошли лишь в цитатах других авторов, и теперь уже трудно сказать, кто и почему ошибся: Манефон, Плутарх, древние переписчики или историки нового времени. Во всяком случае, сегодня считается, что сведения о человеческих жертвоприношениях египетским богам достоверными источниками не подтверждаются.
Крупнейший египтолог М. А. Коростовцев в книге «Религия Древнего Египта» пишет:
«Следует категорически опровергнуть встречающиеся на страницах некоторых так называемых научно-популярных книг нелепые утверждения, будто в Древнем Египте богу Нила ежегодно приносили в жертву молодую женщину. В основу этой информации, видимо, легло сообщение Плутарха о каком-то фараоне, якобы принесшем в жертву Нилу собственную дочь».
В трактате «О реках», приписываемом Плутарху, действительно сообщается следующее:
«Египет, сын Гефеста и Левкиппы, был царем этой страны. Из-за гражданской войны Нил перестал разливаться, и среди жителей начался голод. Тогда пифия изрекла, что изобилие наступит, если царь отвратит зло, принеся в жертву свою дочь. Теснимый бедами царь привел Аганиппу к алтарям. Когда ее разрубили на части, Египет, не снеся горя, бросился в реку Мелан, которая поэтому стала называться Египтом».
Но кем бы ни был автор этого трактата, сегодня никто уже не сомневается, что знаменитый историк Плутарх не имел к нему никакого отношения. Что же касается содержания текста, Д. О. Торшилов в своей книге «Античная мифография» пишет о нем:
«Самым замечательным свойством трактата является то, что он выдуман из головы от начала до конца. Сообщаемая в нем информация не имеет параллелей в других источниках…»
Коростовцев считает, что миф о приношении девушки реке Нил берет начало в следующем обычае, который, несмотря на христианизацию Египта, сохранился в качестве народной традиции вплоть до арабского завоевания. Во время разлива Нила египтяне спускали на воду судно, на борту которого находилась девушка, исполнявшая роль богини Исиды, Хатор или Нейт. Судно направлялось к так называемым «ниломерам» — сооружениям для измерения уровня воды. Девушка-богиня, естественно, совершала при этом все необходимые ритуалы, но в воду ее не бросали, и она возвращалась на берег живой и здоровой. Однако греки и римляне, для которых человеческие жертвоприношения были делом достаточно обычным, не могли поверить в столь безобидную практику и истолковали ее по-своему.
История Долины Царей
Боб Брайер, доктор философии, Университет Лонг-Айленда
Долина Царей является местом захоронения многих важных царей Древнего Египта. Он был основан королем третьей XVIII династии Тутмосом, который продолжал прославлять Древний Египет. У королей были красивые гробницы со всем их важным имуществом, расположенные рядом с их заупокойными храмами.
Почему же Тутмос изменил традицию? Тутмос решил выбрать место для захоронения, которое могло бы лучше сохранить его жизнь на том свете: Долину Царей. (Изображение: EvrenKalinbacak/Shutterstock)Тутмос был третьим царем XVIII династии Древнего Египта. Он был храбрым военным, расширившим южную границу Египта. Он также пошел так далеко на север, как только мог, в Месопотамию, и воздвиг стелу точно так же, как он сделал это в южной части. Этот гласил: «Это северная граница Египта». Однако его самым важным нововведением была Долина Царей.
Почему Долина Царей?
Первым фараоном, похороненным в Долине, был Тутмос. До этого фараонов хоронили в пирамидах со всем скарбом, о котором только могли мечтать расхитители гробниц. Пирамида была наименее безопасным местом для драгоценностей, и в период Первого переходного периода почти все они были ограблены. Во Второй промежуточный период, до того, как Яхмос изгнал гиксосов, пирамиды регулярно грабили.
Тутмос был достаточно умен, чтобы извлечь уроки из прошлого. Он хотел защитить свою могилу и свою следующую жизнь, поэтому решил спрятать ее и сохранить местонахождение в секрете.
Узнайте больше о семи королях XII династии.
Гробница Тутмоса
Тутмос решил сохранить свою гробницу и царей после него в максимально возможной безопасности и подальше от грабителей гробниц. (Изображение: Andrea Izzotti/Shutterstock)Гробница Тутмоса была построена архитектором по имени Инени. Инени был богатым частным человеком, который записал важные события и свою автобиографию на стене своей большой гробницы. О гробнице Тутмоса он писал: «Я осматривал раскопки скальной гробницы его величества один, никто не видел, никто не слышал. Это была работа моего сердца. Моей добродетелью была мудрость. Старейшина не дал мне повеления».
Инени либо был, либо пытался намекнуть, что он был единственным человеком, ответственным за такой важный проект. Затем он продолжил рассказ о том, как его следует хвалить за это и моделировать для будущей работы.
У Долины Царей была одна общая черта со всеми другими гробницами: она располагалась на западном берегу Фив.
Это стенограмма из серии видео История Древнего Египта. Смотрите прямо сейчас, на Вондриуме.
Западный берег
Древние египтяне жили на восточном берегу Нила и ассоциировали запад с мертвыми, потому что солнце умирало на западе. Естественно, Долина тоже находилась в стране мертвых, но в отличие от предыдущих гробниц, построена под землей.
Земля всегда была бесплодной. Даже сегодня в стране мертвых и Долине Царей ничего не растет. Он был слишком сухим, чтобы что-то могло расти, поэтому Инени выбрала его для постройки первой гробницы в Долине Царей. Он не хотел никаких шансов на будущее поселение в районе Долины.
Долина царей называется Вади-эль-Молук на арабском языке. «Вади» означает «русло реки», а «Эль молук» означает «цари», поэтому название означало «сухое русло реки королей».
Другие характеристики Долины
Помимо того, что Долина была бесплодной, у Долины был только один вход, который можно было легко охранять, поскольку он был узким. Далее на вершине высоких скал, окружающих Долину, была естественная пирамида.
Часто задают вопрос: как могла быть построена гробница, когда «никто не видел, никто не слышал?» Инени не мог нести все и построить гробницу полностью самостоятельно.
Решение Тутмоса создало один из самых важных археологических памятников Древнего Египта и XVIII династии. (Изображение: Антон Бело/Shutterstock)Одна из теорий состоит в том, что они использовали иностранных пленников в качестве рабочих для строительства пирамиды. Затем они убили пленников, чтобы никто не узнал об этом месте.
Вся Долина сделана из белого известняка, который легко поддается резке. Все гробницы были построены путем вырубки в известняке. Все камеры были вырезаны в камнях медными или бронзовыми резцами, которые не так уж и тверды. Известняк также прекрасно полируется и окрашивается.
Тутмос положил начало традиции захоронения в Долине Царей, после чего фараоны перестали строить пирамиды.
Тутмос навсегда изменил погребальные традиции древнеегипетских царей, когда построил Долину Царей, чтобы защитить свою гробницу от грабителей.
Узнайте больше о легендарной XVIII Династии.
Обелиски Тутмоса в Карнакском храме
Помимо такого грандиозного нововведения, Тутмос также построил два обелиска в Карнакском храме. Карнакский храм приобретал все большее значение при XVIII династии, поскольку Фивы становились религиозным центром Египта. Фивы уже были важны как вторая столица.
Обелиски были местом, где фараон возлагал свою славу. Были надписи, которые объясняли, насколько великим был фараон, владевший обелиском.
Тутмос построил пару обелисков — их всегда строили парами — в честь Амона, самого главного бога. Амон был «сокрытым», и его концепция идеально соответствовала скрытой гробнице.
Общие вопросы о Долине царей
В: Какая самая известная гробница в Долине царей?
Тутанхамон — самый известный фараон, похороненный в Долине Царей, хотя он и не был пионером традиции.
В: Сколько королей похоронено в Долине царей?
В Долине Царей находится около 60 гробниц фараонов. Это было одним из нововведений XVIII династии.
В: Кто первым был похоронен в Долине Царей?
Тутмос был первым фараоном, похороненным в Долине Царей. Он решил спрятать свою могилу от расхитителей гробниц, которые были вокруг уже давно.
Продолжайте читать
Неизменное отношение Египта и пророчества Неферти
Как возник первый промежуточный период в Египте
Различные грани египетского общества и повседневной жизни его народа
Что древнеегипетские фараоны спрятали в пирамидах?
Пирамиды Гизы — грандиозные памятники, но что внутри них и других древних египетских пирамид? (Изображение предоставлено: Ратнакорн Пиясирисорост через Getty Images)Когда британский археолог Говард Картер вскрыл гробницу Тутанхамона в 19В 22 года он сообщил, что видел «чудесные вещи». Гробница Тутанхамона была наполнена необыкновенными сокровищами, в том числе золотой посмертной маской Тутанхамона, золотым троном и даже золотыми сандалиями. Но все ли царские гробницы в году Древнего Египта года имели такой плюшевый инвентарь?
Нет. В то время как Великая пирамида Гизы и другие древние египетские пирамиды являются невероятными памятниками, погребальный инвентарь внутри них, вероятно, был относительно скромным по сравнению с тем, что было захоронено в гробницах более поздних фараонов, таких как Тутанхамон.
«Погребения в самых больших пирамидах могли выглядеть довольно просто по сравнению с Тутанхамоном», – Вольфрам Грайецки, почетный старший научный сотрудник Университетского колледжа Лондона в Великобритании, который много изучал и много писал о древнеегипетских погребальных обычаях и погребальном инвентаре, сказал Live Science в электронном письме.
Пирамиды использовались в качестве гробниц египетских фараонов со времен Джосера (годы правления около 2630 г. до н.э. до 2611 г. до н.э.) до Яхмоса I (годы правления около 1550 г. до н.э. до 1525 г. до н.э.). По словам Грайецки, большинство из этих пирамид были разграблены много веков назад, но несколько королевских гробниц остались относительно нетронутыми и дают ключ к пониманию их сокровищ.
Связанный: Кто построил египетские пирамиды?
Например, принцесса Неферуптах (которая жила около 1800 г. до н.э.) была похоронена в пирамиде на месте Хавара, примерно в 60 милях (100 км) к югу от Каира. Ее погребальная камера была раскопана в 1956 году и «содержала глиняную посуду, набор гробов, несколько позолоченных личных украшений и набор королевских знаков отличия, которые отождествляют ее с богом подземного мира Осирисом», — сказал Граецки.
Король Хор (который жил около 1750 г. до н.э.) был похоронен с аналогичным набором предметов, хотя он не был похоронен в пирамиде, сказал Граецки. «Тело [Хора] было завернуто в льняную ткань, внутренности помещены в специальные контейнеры, называемые канопами», — сказал Граецки. «Его лицо было закрыто маской мумии».
Фотография гробницы фараона Тутанхамона в Долине Царей в Луксоре. (Изображение предоставлено: skaman306 через Getty Images)Гробница королевы Хетеферес, матери Хуфу (фараона, построившего Великую пирамиду), немного сложнее. В гробнице, построенной в Гизе, были кровать и два стула, украшенные золотом, а также глиняная посуда и миниатюрные медные инструменты, писал Граецки в статье , опубликованной в январе 2008 года в журнале «Наследие Египта». .»
Основание (нижняя часть) недостроенной пирамиды царя Сехемхета (около 2611 г. до н.э. – 2605 г. до н.э.) было найдено неразграбленным в Саккаре, Рег Кларк, египтолог, автор книги « Обеспечение вечности: защита древнеегипетских гробниц». от доисторических времен до пирамид (открывается в новой вкладке)» (American University in Cairo Press, 2019), — сообщила Live Science в электронном письме. Саркофаг короля был пуст, но археологи нашли в коридоре «21 золотой браслет, золотой жезл или скипетр и различные другие золотые украшения», сказал Кларк. Хотя это впечатляющий погребальный инвентарь, он не идет ни в какое сравнение с сокровищами, найденными в гробнице Тутанхамона.
Артефакты, найденные в этих королевских захоронениях, предполагают, что фараоны, погребенные в пирамидах, вероятно, были погребены с более скромным инвентарем, чем те, что были найдены захороненными вместе с Тутанхамоном, отметил Граецки. В отличие от ранних фараонов, гробница Тутанхамона находилась в Долине Царей — отдаленной долине недалеко от современного Луксора, которая использовалась в качестве места захоронения царей более 500 лет во времена Нового Царства, согласно Britannica (открывается в новом вкладку).
«Это не означает, что он [Хуфу] был беднее [Тутанхамона]. Его пирамида доказывает обратное. Его просто похоронили по обычаям того времени», — написал Граецки в статье.
Ни в одной из известных египетских пирамид не обнаружены большие сокровища. «В пирамидах не было больших «сокровищ», как в гробнице Тутанхамона», — сказал Live Science в электронном письме Ханс-Хубертус Мюнх, ученый, который исследовал и писал о древних египетских захоронениях. Кроме того, по словам Мюнха, не было найдено ни одной гробницы, содержащей огромное количество богатого инвентаря, относящегося к более ранним временам, когда были построены пирамиды. Он отметил, что во время Нового царства (примерно с 1550 г. до н.э. по 1070 г. до н.э.), когда строительство пирамид закончилось, количество богатого инвентаря, захороненного вместе с королевскими и некоролевскими особами, увеличилось.
Во времена Нового Царства люди, если у них была возможность, пытались положить в свои могилы большое количество декоративных предметов. «Эта огромная масса предметов в гробницах — всего лишь изобретение Нового Царства», — сказал Мюнх. Почему именно они хотели это сделать, не совсем понятно.
В то время как погребальный инвентарь внутри пирамид был скромным по сравнению с более поздними древнеегипетскими гробницами, на стенах некоторых пирамид были длинные иероглифические надписи, которые ученые сегодня называют «текстами пирамид». В текстах зафиксировано большое количество «заклинаний» (как их называют египтологи) и ритуалов.
связанные тайны
Пирамида Униса или Унаса (годы правления около 2353 г. до н.э. – 2323 г. до н.э.) была первой пирамидой, на внутренних стенах которой были написаны эти тексты, а пирамида Иби (годы правления около 2109 г. до н.э. – 2107 г. до н.э.) Последний известный случай Джеймс Аллен, профессор египтологии в Университете Брауна, описал в книге « Древнеегипетские тексты пирамид » (Society of Biblical Literature, 2005).
Функция текстов пирамид «заключалась в том, чтобы позволить умершему стать ахом», духом, который существует в загробной жизни, писал Аллен. Заклинания были направлены на воссоединение «ка» и «ба» — частей души человека, которые, по мнению египтян, были разделены после смерти.
Появление этих текстов «вероятно, отражает изменение или нововведение в представлениях древних египтян о загробной жизни царей», — сказал Аллен Live Science. В прежние времена могли существовать такие документы, как Тексты пирамид, но по какой-то причине они начали писаться на стенах пирамид во времена Униса.