Где исток и устье реки иртыш: притоки, исток, устье, карта, фотогаллерея

Содержание

Омск и Казахстан поднимут уровень – Коммерсантъ Омск

110 2 мин. …

Вчера в Омске начала работу международная научно-практическая конференция «Проблемы управления и рационального использования водных ресурсов бассейна реки Иртыш» с участием руководства областей Республики Казахстан. Поводом для форума стала угроза обмеления и катастрофическая нехватка воды в Иртыше на территории Казахстана и Омской области.

Усугубляет ситуацию строительство на китайском участке Иртыша плотины и канала. Губернатор Омской области Леонид Полежаев предложил казахстанским гостям подписать договор о совместном использовании и охране трансграничных водных ресурсов Иртыша. В ближайшем будущем стороны планируют привлечь к участию в договоре Китай.

ЪИртыш протекает по территории трех государств — из Китая через Казахстан в Российскую Федерацию. Устье Иртыша находится в Китае, где река называется Черным Иртышом и протекает на протяжении 618 км. Общая длина Иртыша составляет 4 248 км. В пределах Омской области Иртыш течет на протяжении 1 174 км. Средний годовой расход воды Иртыша в створе Омска составляет 919 куб. м в секунду, а общее количество воды, проносимой рекой за год, равно 29 куб. км.

Вчера в здании правительства Омской области началась международная научно-практическая конференция «Проблемы управления и рационального использования водных ресурсов бассейна реки Иртыш». В ее работе приняли участие заместители акимов Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей Республики Казахстан, представители федеральных министерств и ведомств, ученые Омска, Казахстана, Тюмени и Ханты-Мансийска — всего более 260 делегатов.

Поводом для проведения форума стала необходимость контроля за использованием водных ресурсов Иртыша. Правовые вопросы совместного использования воды Иртыша Россией, Казахстаном и Китаем сегодня не отрегулированы. В результате эксперты констатируют нехватку воды в реке на территории Омской области. «Хотим мы того или нет, на конференции обязательно будет обсуждаться вопрос о частичном перераспределении стоков Иртыша», — заявил губернатор Омской области.
Заместитель акима Восточно-Казахстанской области Дюсембай Селиханов заметил, что Иртыш «недополучает воду со стороны Китая» — Черного Иртыша (представители КНР не участвовали в конференции —
„Ъ“
). Напомним, что представители водного хозяйства Казахстана уже давно выступают против планов строительства в Китае плотины и канала на реке Черный Иртыш — Карамай, которая будет отбирать воду из реки. По некоторым подсчетам, уровень Иртыша на территории Омской области в ближайшем будущем может понизиться на 1,1 м. «К 2015 году дефицит воды в Иртыше может составить три миллиарда кубометров. Мы стараемся, чтобы вода шла в Омск как можно чище и как можно больше, уменьшили забор воды из Иртыша в три раза — а он все равно мелеет!» — пожаловался Дюсембай Селиханов.
Леонид Полежаев предложил представителям Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей рассмотреть проект совместного договора «О бассейновом партнерстве», который регламентирует паритетное использование и охрану трансграничных вод Иртыша Россией и Казахстаном. Договор предполагает совместное составление генеральной бассейновой схемы, разработку гидрологической и гидрохимической модели Иртыша, углубление дна реки для восстановления судоходства между Омской областью и Казахстаном. После подведения итогов конференции и подписания договора «О бассейновом партнерстве» ее участники намерены обратиться в правительства РФ и Республики Казахстан с просьбой содействовать присоединению к договору Китайской Народной Республики. 21 мая конференция закончит свою работу.
Александр Корнев

Картина дня

Казахстан и Китай 20 лет пытаются поделить честно реки Иртыш и Или

05.2018 в 16:06 Политика 1727

Поделиться

Казахстан в очередной раз готовит проект соглашения с КНР о делении воды рек Иртыш и Или. Об этом сообщил первый вице-министр сельского хозяйства РК Арман Евниев на круглом столе по вопросам использования и охраны водных ресурсов трансграничных рек в мажилисе парламента РК.

История вопроса без малого насчитывает вот уже два десятка лет, то есть на протяжении всего этого времени Казахстан и Китай никак не могут прийти к соглашению в отношении правильного и справедливого деления водных потоков трансграничных рек.

Особенно таких, как Иртыш и Или, хотя в общей сложности две страны соединяют между собой 23 водотока. Так, первый раз официальные переговоры по вопросу использования трансграничных рек между двумя государствами состоялись в 1998 году.

С тех пор обе страны сталкиваются с острой конкуренцией по реке Или, однако Китай имеет гораздо большую долю ее водных ресурсов. В его границах, несмотря на то, что Или берет свои истоки на территории Казахстана, протекает 15,7 миллиарда кубометров в год. А это почти в три раза больше водотока, проходящего по территории Казахстана. Поэтому, по мнению экспертов, обоим государствам трудно определить, как правильно распределить количество воды между собой. Особенно учитывая планы КНР по превращению Синьцзяна в региональный и торговый центр в Центральной Азии с дальнейшим распространением влияния и на Средний Восток. Дело в том, что Синьцзян обладает водными ресурсами всего в 26,3 кубокилометра в год, что позволяет обеспечить водой только 18 миллионов человек.

Но уже сейчас население района составляет более 20 миллионов с потенциалом дальнейшего роста. Кроме того, здесь много опустыненных районов, в особенности Таримская впадина в районе Кашгара. При этом китайская сторона считает (так, во всяком случае, утверждает центр исследований водных ресурсов Академии наук Китая), что они “имеют право на надлежащее использование речной воды, которая течет в пределах его границ, поскольку это справедливо — ведь Казахстан в значительной степени уже использовал реку в конце 1960-х годов, например, в связи с Капшагайским водохранилищем”.

Более того, в КНР за последние почти два десятка лет построили каналы “Черный Иртыш — Карамай” и “Иртыш — Урумчи”. По первому каналу перебрасывается значительный сток реки Черный Иртыш в озеро Улюнгур, откуда вода затем идет на промышленные предприятия Карамайского нефтяного бассейна для питьевого и промышленного водоснабжения, а также на орошение сельскохозяйственных посевов в этом регионе. Второй канал предназначен для снабжения водой Таримского бассейна. Причем пропуск воды по обеим водным артериям может быть доведен до 6,3 кубокилометра в год, а это уже превышение уровня эксплуатации водных ресурсов между двумя странами (безопасный предел равен 40 процентам от указанной цифры). Кроме того, Китай интенсивно осваивает 13 водохранилищ и 59 гидроэнергетических установок, действующих в русле реки Или.

Что касается Казахстана, то в республике, согласно принятой водной программе, для того, чтобы уменьшить зависимость от водных ресурсов, которые она делит с Китаем, приходится фокусироваться на мерах экономии воды. С одной стороны, это неплохо — Минсельхозу республики давно следовало обратить внимание на бесхозное разбазаривание водотока трансграничных рек, особенно это касается Или, вода которой бесконтрольно “растаскивается” на полив и орошение заведомо убыточных и водоемких сельхозкультур, например, того же хлопка и риса, игнорируя возможности диверсификации. Не меньше проблем доставляет и бесхозяйственное пользование пойм, заливных лугов на реке Иртыш.

Проблему не решают даже так называемые “водные” года, когда водоток на обеих реках превышает допустимые нормы благодаря природным факторам — большому количеству осадков, усиленному таянию снегов. Поскольку сельское хозяйство в Казахстане остается крупнейшим сектором водопользования, составляя 89 процентов от общего объема всего водозабора. Для сравнения: ЖКХ и промышленный сектор забирают примерно по полтора-два процента.

Но в Минсельхозе республики во многом не согласны с теми положениями, которые существуют сегодня в водоразделе трансграничных рек между Китаем и Казахстаном. Тем более что новое соглашение, будучи уже не первым и даже не пятым по счету, не привело к хоть сколько-нибудь конструктивному диалогу — из 31 пункта в нем за долгое время согласовано лишь шесть. Да и те по незначительным поводам — например, “придерживаться принципов справедливости и рациональности”, а также “тесно сотрудничать с позиции искренности, добрососедства и дружбы”.

Более того, как заявили в МСХ РК еще в феврале текущего года, “сейчас никаких договоренностей между Казахстаном и Китаем по распределению водных ресурсов реки Или не существует.

Имеются договоренности по использованию притоков реки Или, это реки Хоргос, Сумбе и Кайшибулак (Нарынкол). По ним сток распределен в пропорции 50 на 50 процентов”. Что касается реки Или, то, по мнению казахстанской стороны, “независимо от того, какой объем стока реки Или формируется на территории Казахстана или КНР, соответствующая доля должна учитываться для потребителя, расположенного в самом конце — на озере Балхаш. И то, что останется после, то и должно делиться между двумя сторонами. Это нормы международного водного права. В 2015 году аналогичные нормы учтены при формировании целей устойчивого развития, и они приняты Генеральной ассамблеей ООН”. Однако этого не происходит, и сегодня Казахстан для своих нужд использует не более 2,5 кубокилометра в год водотока реки Или, тогда как в Китае ее потребление превышает 15 кубокилометров.

Подписаться

Авторы:

ООН Китай Казахстан ЖКХ Наука

Что еще почитать

  • Названо наказание за подрыв плотины Каховской ГЭС

    Фото Видео 7605

    Дарья Федотова

  • Подробности ДТП с участием дочери актера Пореченкова: пострадавший впал в кому

    Видео 11958

    Константин Волков

  • Медведева поделилась бэкстейджем горячей фотосессии в белье

    11159

    Оксана Шеберстова

  • Депутаты готовят неприятный закон для сдающих квартиры в аренду россиян

    11045

    Елена Соколова

  • Дандыкин рассказал о последствиях разрушения Каховской ГЭС для обороны левобережья

    Фото Видео 16193

    Лина Корсак

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • 4 июня – Троица, что можно, а что строго запрещено делать в большой православный праздник

    Фото 37670

    Псков
  • В батальоне «Крым» рассказали об использовании Украиной тактики НАТО

    18433

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Удар молнии не оставил выбора: история единственного учителя биологии в Чите

    Фото 18010

    Чита
  • Эксперты объяснили популярность онлайн-сделок с готовым бизнесом в регионах

    Фото 12596

    Нижний Новгород

    Александр Прокопенков

  • Губернатор Алтайского края открыл фонд «Защитники Отечества» и дал поручения по первым обращениям

    Фото 11026

    Барнаул

    Александр Захаров

  • В Ярославле скончался детский врач «скорой помощи»

    Фото 3218

    Ярославль

В регионах:Ещё материалы

Казахстан ищет в Арктике новый торговый путь

Казахстан стремится использовать обширную речную систему Обь-Иртыш, чтобы получить доступ к мировому океану через арктический порт Сабетта. Планируется, что президент России Путин и президент Казахстана Назарбаев обсудят проект этой осенью в Омске.

 

Текст Мальте Хамперт

Центрально-азиатская страна, не имеющая выхода к морю, продолжает свои усилия по развитию новых транспортных маршрутов, используя крупнейшую речную систему России.

Казахстан надеется извлечь выгоду из быстрого роста арктического судоходства и контрейлерных перевозок по этим новым торговым маршрутам. Однако он должен действовать осторожно, поскольку и Россия, и Китай имеют корыстные интересы в регионе, включая инициативу последнего «Один пояс, один путь».

Доступ через Арктику

Существующая инфраструктура и торговые пути Казахстана ориентированы с востока на запад и соединяют страну с Европой и Азией по суше.

Благодаря тому, что Россия превращает Сабетту в устье Оби в крупный порт, Казахстан теперь надеется добавить к своим торговым путям столь необходимое направление с севера на юг и использовать внутренние водные пути для преодоления препятствия, связанного с отсутствием прямого доступа к мировому океану.

Целесообразность такого коридора была доказана в 2016 году, когда два крупных нефтехимических реактора весом более 500 тонн каждый были доставлены из Южной Кореи по Северному морскому пути и по Обь-Иртышу протяженностью 2000 километров в Павлодар.

С 2016 года Сабетта превратилась в крупнейший порт на Северном морском пути, грузооборот которого в прошлом году вырос более чем в пять раз и составил 17,4 млн тонн. В дополнение к обширному терминалу для экспорта до 18 миллионов тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год с Южно-Тамбейского месторождения природного газа, порт увеличивает пропускную способность мультимодальных контейнерных грузов.

Читайте также

По Северному морскому пути России в 2018 году пройдено рекордное количество грузов

Железная дорога, соединяющая гавань с Бованенково на юго-западе, также находится на завершающей стадии проектирования.

«Изначально морской порт задумывался как специализированный порт отгрузки газа. Но сейчас он фактически стал уральскими воротами в море», — поясняет начальник Уральского таможенного управления Вячеслав Голосков. «Это откроет совершенно новую страницу в истории всей логистики Урала».0003

Значение рек России

Обь-Иртыш — седьмая по длине река в мире и самая западная из трех великих сибирских рек, впадающих в Северный Ледовитый океан.

Река судоходна для океанских судов на протяжении более 1200 км и судоходна для грузовых барж еще на тысячи километров. В 2018 году по реке было перевезено более шести миллионов тонн грузов и около миллиона человек.

Российские сибирские реки уже давно являются основным транспортным средством для тех, кто живет на их берегах. Всего ежегодно перевозится более 18 миллионов тонн грузов и пять миллионов человек.

«Амуру, Енисею, Лене и Оби альтернативы нет. От них полностью зависит жизнь людей, расселенных по берегам рек», — поясняет Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности России.

Обь-Иртышская речная система и Северный морской путь. (Источник: собственная работа автора)

С ростом судоходства вдоль арктического побережья России вновь уделяется внимание дальнейшему развитию речной инфраструктуры и получению экономических выгод от путешествия вверх по течению.

Устье реки Обь на Ямало-Ненецком участке разрабатывается правительством Западно-Сибирского региона, а речные порты Салехард, Ханты-Мансийск и Омск модернизируют портовые сооружения для обеспечения растущего речного транспорта.

Российские атомные ледоколы последнего поколения имеют двойную осадку, что позволяет им плавать по мелководьям рек, а также бороздить более глубокие глубины Северного Ледовитого океана.

Кроме того, безопасность судоходства в речной системе является приоритетом в соответствии с «Стратегией развития транспортной системы Российской Федерации до 2020 года» и «Стратегией развития внутреннего водного транспорта до 2030 года», в соответствии с которыми она направлена ​​на разработку электронной базы данных для обеспечения более безопасного Путешествие по реке океанскими судами.

Российские и китайские интересы

Осуществимость Обь-Иртышского транспортного коридора будет частично зависеть от темпов, с которыми Россия продолжит развивать не только порт Сабетта, но и связанную с ним речную инфраструктуру на всей территории Западно-Сибирской равнины, что соединить казахстанские порты Павлодар и Семей с российской речной системой.

От них полностью зависит жизнь людей, поселившихся на берегах рек.

Существующие двусторонние и региональные торговые соглашения и сотрудничество будут способствовать расширению трафика между российским Омском и казахстанскими городами Павлодар и Семей. Обе страны входят в Евразийский экономический союз, вступивший в силу в 2015 году, а также сотрудничают в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

С 2012 года две страны сотрудничают в области дноуглубительных работ и обслуживания судоходных путей, а также реконструкции и строительства причалов и портовой инфраструктуры.

Хотя казахстанско-российские экономические связи и связи в сфере безопасности сильны, еще неизвестно, в какой степени Москва поддержит амбиции страны и на каких условиях. «Россия попытается подчинить Казахстан системе, в которой доминирует Россия, даже несмотря на то, что Казахстан стремится к более независимой роли», — объясняет Пол Гобл, американский аналитик и писатель, специализирующийся на России.

Дополнительной переменной будет роль Китая в регионе. С упором на развитие инфраструктуры и Новый Шелковый путь через Евразию в рамках инициативы «Один пояс, один путь» речная система Обь-Иртыш может в конечном итоге служить связующим звеном между Северным Ледовитым океаном и центральноазиатским Шелковым путем.

Но возникают вопросы, как усилия Казахстана поставят его в конфликт с планами России и Китая по первенству в регионе или в середине этих планов.

На данный момент порт Сабетта с его растущими поставками СПГ в Европу и Азию и арктическими судоходными путями, открытыми круглый год, обещает стать воротами в остальной мир для Казахстана.

Теги

  • Казахстан
  • Северный морской путь (СМП)
  • Россия
  • Обь
  • Сабетта
  • Арктическое судоходство

Поделиться

Список рек Казахстана с указанием истока, устья и длины

ГЛАВНАЯ » География » Список рек Казахстана с указанием истока, устья и длины

Написано CM Jana Последнее обновление

В этой статье мы перечислили все реки Казахстана с указанием их истока, устья и длины.

90 129 Озеро Балхаш I Река Ли 9012 9 Озеро Балхаш 901 29 Река Нура 9012 9 Река Каргалы 9012 9 Северное Аральское море (Казалы, Казахстан) 90 104 90 129 64
С.Н. Название реки Исток/происхождение Устье Длина
1 Река Аксу Джунгарский Алатау Озеро Балхаш 316 км
2 Река Ак-Суу Чуйская область, Кыргызстан Чу (Казахстан) 155 км
3 Река Акганбурлык Ишим 176 км
4 Река Арысь Таласский хребет Алатау Сырдарья 378 км
5 Река Аса Пустыня Муюнкум 253 км
6 Река Ашиагар Южные склоны г. Каратау (севернее г. Курык) 150 км
7 Река Аягоз Тарбагатайские горы 492 км
8 Река Аят Слияние рек Караталы-Аят и Арчаглы-Аят Каратомарское водохранилище 117 км
9 Река Бадам Арысь
10 Река Богень Место слияния рек Улькен-Бугун и Бала-Бугун Кум-Коль 164 км
11 90 130 р. Большой Узень Западная окраина Общесыртского нагорья России 650 км
12 Река Боралдай Река Арысь
13 Река Бухтарма Южный Алтай Река Иртыш 336 км
14 Река Буен Джунгарский Алатау Пустыня Джалкум к югу от оз. Балхаш
15 Река Чаган Река Иртыш 275 км
427 км
18 Река Чилик Ледник Жангырык Река Или 245 км
19 9 0130 Река Чу Место слияния рек Джун Арык и Кочкор (Кочкорский район, Нарынская область, Кыргызстан) Бетпак -пустыня Дала (Туркестанская область, Казахстан) 1076 км
20 р.
21 Река Эмиль Китайско-Казахстанская граница в Тарбагатайских горах Озеро Алаколь 250 км
22 Река Есентай Малая Алматинка 43 км
23 Река Илек Юг Орска Урал 149 км
24 Река Или Реки Текес и Кунес1 439 км
25 Река Иманбурлык Ишим 177 км
26 Река Иргиз Восточные склоны Мугоджарской возвышенности в Актюбинской области Казахстана Тургай 593 км
27 Река Иртыш Рядом с перевалом Мантай-чиа-та-фан, Алтайские горы, Синьцзян, Китай Обь 4 248 км
28 Река Ишим Река Иртыш 2 450 км
29 Река Иссык Река Или 9 0130
30 Река Каратал Джунгарский Алатау Озеро Балхаш 390 км
31 Река Келес Сырдарья 241 км
32 Река Кичи-Кемин Кыргызстан Чу (Кыргызстан) 81 км
33 Река Кигач Ахтуба Широкая 378 км
34 Река Коксу Западные склоны Джунгарского Алатау Каратал 205 км
35 Река Куршим Эртыс
36 Река Лепсы 90 130 Джунгарский Алатау Озеро Балхаш 417 км
37 Река Лукина Аксу
38 Река Малый Узень
39 Река Машат Река Арысь
40 Река Нарын Иртыш (Бухтарминское водохранилище) 100 км
41 Горы Кызылтас (около Бесобы) Озеро Тенгиз 978 км
42 Река Ор Западные склоны Мугоджарской возвышенности Река Урал (Орск) 332 км
43 Река Калкутан Ишим 223 км
44 Река Капал Кызылагаш
45 Река Илек (около г. Актобе)
46 Река Сагыз Прикаспийская впадина 511 км
47 Река Сарысу Атасу Теликол 671 км
48 Река Сайрамсу Бадам возле Шымкента
49 Река Шидерти Озеро Шаганак 506 км
5 0 Река Синтасты Река Тобол 152 км
51 Река Сырдарья Место слияния рек Нарын и Карадарья (Ферганская долина, Узбекистан) 2 256,25 км
52 Река Талас Таласская область Кыргызстана Пустыня Муюнкум 661 км
53 Река Теректы 901 30 Горы Кертау или Барлык Озеро Жаланашколь
54 Река Терисаккан Река Ишим 334 км
55 Река Тобол 1 591 км
56 Река Туолба Алдан Высокогорье Лена 395 км
57 Река Тургай Пустыня Шалкартениз 825 км 9013 0
58 Река Уба Река Иртыш 287 км
59 Река Убаган Карачинское /озеро Тобол 376 км
60 Река Уил Озеро Актобе 800 км
61 Река Ульба Река Иртыш
62 Река Урал Уральские горыКаспийское море 2 428 км
63 Река Утва Река Урал 290 км
Река Уй Тобол 462 км
Таблица: Полная Список рек Казахстана Сколько рек в Казахстане?

В Казахстане более 64 крупных рек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *