Где крестили владимира: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Князь Владимир и Крещение Руси

28 июля православные всего мира празднуют 1030-летие со дня крещения Руси. В сотнях городов России, Белоруссии и Украины праздник встречают крестным ходом. Считается, что именно православная религия объединяла восточнославянские народы более тысячи лет.

Первым князь Владимир крестил свою столицу — Киев, затем православная вера распространилась по остальной Древней Руси.

Конечно, реформа проходила не просто. За успешное обращение народа в новую веру было в первую очередь то, что греческих священников вели не чужие, не завоеватели, а свои русские люди, облеченные к тому же авторитетом княжеской власти. При этом всегда славившийся своей вольностью Новгород и здесь оказал сопротивление. Возникали еще на поверхности разных смутных событий возмутители спокойствия волхвы, но по настоящему серьезного и  какого-то длительного сопротивления официальному установлению «княжеской веры» не было, как не было и страшных гонений, – иначе народ не забыл бы мучителей. Он же в своих песнях назвал Владимира «Красным Солнышком», поэтому представление о постепенности и безболезненности распространения веры можно считать исторически справедливым.

Академик Дмитрий Лихачев говорит об этом так: «Как было принято христианство на Руси? Мы знаем, что во многих странах Европы христианство насаждалось насильно. Не без насилий обошлось крещение и на Руси, но в целом распространение христианства на Руси было довольно мирным, особенно если вспомним о других примерах. Насильно крестил свои дружины Хлодвиг. Карл Великий насильно крестил саксов. Насильно крестил свой народ Стефан I, король венгерский. Он же насильно заставлял отказываться от восточного христианства тех, кто успел принять его по византийскому обычаю. Но у нас нет достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира I Святославича.

Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали вниз по реке, как спускали впоследствии обветшавшие святыни — старые иконы, например. Народ плакал по своему поверженному богу, но не восставал. Восстание волхвов в 1071 году, о котором повествует Начальная летопись, было вызвано в Белозерской области голодом, а не стремлением вернуться к язычеству. Более того, Владимир по-своему понял христианство и даже отказывался казнить разбойников, заявлял: “…боюсь греха”.

Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа».

Более того, Крещение Руси сделало ее вполне европейским государством: «Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария Доброгнева была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы».[i]

Вопреки всему Русь не разрушилась и не потонула в пучине междоусобиц. Православие распространялось неимоверно быстро. Уже при жизни Владимира в Киеве были возведены сотни церквей. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. Практически всем своим историческим наследием наш народ обязан христианству.

По слову Льва Николаевича Гумилёва («От Руси до России»),  «Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

На севере – в Новгороде, Ростове Великом, язычество держалось крепче и дольше. Но и там, после исторически непродолжительного времени, православие восторжествовало.

Произошло чудо – в условиях, крайне неблагоприятных для Церкви, в среде народа, дикого и не расположенного к обращению, в стране, враждебной Православной Византийской империи, произошло событие, не объяснимое естественным ходом вещей – Крещение Руси.

Замечательно говорит об этом архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем дурным, со всем тем, что приковывает к земле. А живой пример князя Владимира, в котором все увидели чудо преображения великого грешника в праведника, призвал к жизни целый великий народ. И святой князь Владимир, прославленный этим чудом, стоит у истоков христианской Руси. Владимир Красное Солнышко – так назвал русский народ своего духовного родоначальника. И в этой оценке все: и признание, и благодарность за дарованное тепло, за радость и саму жизнь.

В X веке от угодника Божия и государственного мужа началась новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. И если мы теперь проследим жизнь русского народа от Святого Крещения и доныне, то увидим, что шла Русь путем, который определил ей дух и пример ее крестителя».[ii]

Необходимо отметить и еще одно событие – 30 лет назад, в 1988 году, в атеистическом государстве, партийное руководство официально разрешило праздновать 1000-летие Крещения Руси. Миллионы людей, боявшихся пусть уже не физической расправы, как в первые годы советской власти, но не менее жестких политических и экономических репрессий, которым подвергались верующие в Советском союзе, поняли этот «сигнал» — снова можно безбоязненно идти в Церковь. Они  пришли в храмы на праздничные мероприятия. Они пошли креститься – в те годы священники крестили людей сотнями в день. Это стало началом духовного возрождения России, которое продолжается и сейчас.

«Приобщение к православной духовности стало мощным импульсом и для развития самобытной восточнославянской культуры. Религиозный выбор князя Владимира был, кроме того, и выбором образа мышления, христианского уклада общественной жизни и стиля культуры. Это был выбор цивилизационного пути. Теперь мы уже не можем представить себе нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Пронизанные христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься о вечных вопросах бытия и смысле человеческой жизни.

Но не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами. Быть православным христианином — это не дань традиции из «любви к отеческим гробам» и национальной истории. Быть православным христианином — это в первую очередь сознательный выбор жизненного пути, это непрестанное искание Христа и Его правды. Подобно тому как равноапостольный князь Владимир, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового (Кол. 3, 9–10), навсегда отдал своё сердце Господу Иисусу, так и мы, помня, какого мы духа (Лк. 9, 55), призваны быть не слышателями только, но исполнителями слова (Иак. 1, 22), вполне осознавая, что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3, 3).» — так говорит в своем послании в связи с 1030-летием Крещения Руси Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Пресс-секретарь Рыбинской епархии протоиерей Евгений Глазунов

На снимке: Празднование 1030-летия Крещения Руси в Москве. Фото Михаила Терещенко_ТАСС

[i]Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев «Крещение Руси и Государство Русь» Новый мир. 1988. №6. С. 249-258

[ii]Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1000-летие Крещения Руси)  30 мая (12 июня) 1988 года

Дело о «краже истории»: какую страну крестил Владимир? | История | Общество

Мария Позднякова

Примерное время чтения: 5 минут

24409

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 30. Нужен ли XXI веку кустарный труд? 25/07/2018

«Крещение Руси» — фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895-1896 гг. репродукция

28 июля православный мир отметит 1030-летие Крещения Руси.

Однако недавно президент Украины Пётр Порошенко озвучил свою версию событий: князь Владимир крестил не Русь, а Украину. Так что же было на самом деле?

Владимир — он чей?

— Праздник Крещения Руси считается и днём рождения Русской православной церкви. Против этого и восстал Порошенко. Говоря, что князь Владимир крестил именно Украину, он утверждает, что в Х в. была основана Украинская, а не Русская церковь, — объясняет

религиовед Андрей Серебрич. — Порошенко не смущает, что ни в одном (!) источнике, в том числе главном — «Повести временных лет» — нет ни слова об «Украине». Там сказано: «Крещение Земли Русской». И приведены слова молитвы самого равноапостольного великого князя Владимира: «Благословен Господь Исус Христос, иже возлюби новыя люди — Рускую землю и просветити ю Крещением Святым…»

— Крещение касалось всех просторов, входивших на тот момент в Древнерусскую дер­жаву, — говорит доктор исторических наук Дмитрий Володихин. — Когда правил князь Владимир, громадная Киевская Русь включала в себя владения, которые сейчас входят в состав и России, и Украины, и Белоруссии. Причём большая часть Древнерусского государства приходится на земли нашей страны.  

В 2016 г. в Киеве возмущались по поводу того, что у стен Московского Кремля воздвигнут памятник святому князю Владимиру.

Говорили: «Не трогайте, он наш!» Забывая, что в Москве издревле существовали храмы, освящённые во имя святого Владимира. История старейшего из них, что стоит в Старосадском переулке, восходит к XVI в.  

Памятник святому князю Владимиру у стен Московского Кремля. Фото: АиФ/ Евгения Белановская

Все мы с детства помним фразу: Киев — мать городов русских. Это и был русский город. Столица, оплот культуры для колоссального пространства, откуда волны христианского просвещения растекались в разные стороны — в Смоленск, Новгород, Ростов, Суздаль.

Во времена расцвета Киева в ХI-ХII вв. Москва, конечно, была городом-младенцем. Но в ХIII-ХIV вв. Киев, разгромленный Батыем, стал городом-развалиной. Там едва теплилась жизнь. Ведущую роль в судьбе Руси перехватили северные, северо-восточные города: Новгород, Москва, Тверь, Суздаль и т. п. Они конкурировали между собой за право стать столицей заново объединяющейся Руси. Победила в конечном итоге Москва, став не только политическим, но и духовным центром.

И именно отсюда, из Московской земли, вознеслась на небеса духовная лампада высокой иноческой жизни, зажжённая Сергием Радонежским. Было бы это возможно, если бы Москва не приняла духовно-религиозного наследия святого Владимира? Конечно, нет!

Как это было?

— На землях Руси к моменту Крещения в 988 г. уже сущест­вовали православные храмы, — говорит Дмитрий Володихин. — Население имело возможность познакомиться с христианством благодаря соседству с Византией, которая переживала пик своего могущества, и процветающей Болгарией. 

Крещение во время поездки в Византию приняла бабка Владимира, святая княгиня Ольга. Она пыталась распространять новую веру и на Руси. Но на государст­венном уровне это произошло после крещения самого князя Владимира. Его личный искренний выбор веры совпадал с интересами Руси — христианский путь давал ей мощный стимул в развитии: это и богатая культура и наука Византии, и мощные экономические связи. 

То, что князю пришлось ломать страну через колено, — миф. Славяне переходили в христианство достаточно легко. Хотя в Ростовской земле, где во множестве обитали финно-угры и где были сильны языческие верования, христианство утверждалось трудно. Там даже убили христианского миссионера — святого Леонтия Ростовского. Но всё же насильственный элемент в распространении Христовой веры был минимальным. 

На протяжении веков после официального Крещения Руси в стране сохранялось двоеверие. Князья, знать, дружинники, горожане в значительной части стали добрыми христианами, а в глухой сельской местности языческие верования сохранялись вплоть до ХIV-ХVI вв. 

Именно потому, что христианство входило в плоть и кровь Руси медленно, мягко, оно пустило корни в сознание народа так глубоко. 

Крещение Русикнязь Владимиркнягиня Ольгаистория РоссииДревняя Русь

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Владимир провел украинцев через Крещение

О Бог, сотворивший небо и землю: взгляни на эти новые людей и дай им познать Тебя, истинного Бога. ..» Всего за несколько месяцев до этого русский князь, молившийся этой молитвой, был жестоким и похотливым плейбой. Он даже пытался навязать своей стране национальную языческую религию. люди. Но мышление князя Владимира изменилось. Если традиция верно, именно в этот день, 5 июня 988 г. он крестился с сотнями киевлян и киевлян.

Ознаменовало зарождение православия в России. бабушка Владимира, Княгиня Ольга ранее пыталась сделать христианство официальным религии своей страны, но без особого успеха. И все же она молилась искренне ради внука. Ее надежды и молитвы были вознаграждены. Владимир обратился ко Христу. Хвастовством России стало то, что с того день вперед (по крайней мере, пока к власти не пришли коммунисты) Россия никогда не была без признанного святого где-то в его пределах.

Перед своим обращением, говорят старинные легенды, Владимир осмотрел великие убеждения своего времени. Он сразу же отверг иудаизм, сказав, что если они так оскорбили Бога, что Он не позволил им вернуться к своим земли, они были не в состоянии учить его. Исламские учения о сексе понравились его характер плейбоя, но их ограничения на вино и свиней вызывали отвращение ему. Владимиру было наплевать на немцев, принесших латинский католицизм Его путь. Но православный учитель, указавший на исполнившееся писание очаровал его. Он послал дипломатов наблюдать за различными конфессиями. Когда агенты, вернувшиеся из Константинополя, утверждали, что их чуть не попал в рай во время православной службы в соборе Святой Софии (Святой Премудрости), самый великолепный храм века, Владимир избрал Православие.

Правдивы эти истории из древней хроники или нет, у Владимира были веские причины принять веру, исповедуемую его непосредственными соседями в Византии и Восточной Европе. Восточноевропейская языки были родственны русскому и земли их были близки к одному другой. Богатая культура восточного христианства привлекала и Русские вкусы. Приняв православие, оно запечатлело характер Русские люди. Благодаря этому их земля превратилась из языческого варварства в стали называть Святой Русью. Несколько раз в истории России Церковь стала пульсирующим сердцем нации, когда она боролась против иностранное вторжение или оккупация.

Конверсия Владимира, похоже, состоялась. Он взял подлинный интерес к христианству и показал, что его сердце изменилось. Он не только отвернулся от своих прежних сексуальных утех, но и потерял большая часть небрежной жестокости, которая отличала его раньше. Он даже отказались от смертной казни.

И сам молился над кандидатами на крещение.

Библиография:

  1. Адаптировано из более раннего рассказа Института христианской истории.
  2. Брэдбери, Дорис. Русская Православная Церковь. Москва: Прогресс, 1982.
  3. «Русское христианство». Христианская история Журнал №18.
  4. Шипман, Андрей Дж. «Святой Владимир Великий». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон, 1914.
  5. «Владимир, ул. Оксфордский христианский словарь Церковь. Под редакцией Ф. Л.
    Кросса и Э. А. Ливингстона. Оксфорд, 1997.
  6. Различные энциклопедии и интернет-статьи.

Последнее обновление: май 2007 г.

Христианство / Церковь / История Церкви / График / 901-1200 / Владимир провел украинцев через Крещение

Равноапостольный Великий князь Владимир, во Святом Крещении Василий, Просветитель Русской Земли

Святой Великий Князь Владимир, Равноапостольный. Немногие имена в летописи истории могут сравниться по значимости с именем святителя Владимира, Крестителя Руси, стоящего у истоков духовной судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой Ольги.

Хотя Владимир предавался разгульной, чувственной жизни, он был далек от развратника, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдой, доблестью и разумом», как хороший и старательный хозяин, по необходимости расширил и защитил ее пределы силою оружия, а возвращаясь из военных походов, сделал для своих товарищей и для всего Киева либеральные и веселых застолий.

Но Господь подготовил его к другой задаче. Где умножается грех, там, по слову апостола, умножается благодать (Рим. 5:20). «И явилось на него посещение Всевышнего, и воззрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияло в сердце его помысл разумения суеты идольского заблуждения, и воззвания к Единому Богу, Творец всего видимого и невидимого». Дело принятия Крещения облегчалось внешними обстоятельствами. Византийская империя сотрясалась под ударами мятежных полков Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых стремился завоевать императорский престол. В этих трудных обстоятельствах императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

В награду за военную помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны, что для византийцев было неслыханной дерзостью. Принцессы императорского происхождения не выходили замуж за «варварских» правителей, даже если они были христианами. Однако в случае с Владимиром Константинополь был обязан дать согласие.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в цари шесть тысяч варягов и принять святое Крещение. В этих условиях он получит руку императорской дочери Анны. Так в борьбе человеческих событий воля Божия направляла вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви. Великий князь Владимир принял Крещение и послал в Византию военную помощь.

Затем последовало незабываемое и совершенно уникальное событие в русской истории: утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне вечером святой Владимир объявил всему городу: «Кто завтра не войдет в реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне врагом». Безропотно исполнилось святое желание святого князя: «Вся земля наша прославила Христа со Отцом и Святым Духом одновременно».

Трудно переоценить глубокое духовное преображение русского народа по молитвам святого Владимира во всех сторонах его жизни и мировоззрения. В чистых киевских водах, как в «ванне возрождения», совершилось сакраментальное преображение русской духовной стихии, духовное рождение нации, призванной Богом к непредвиденным подвигам христианского служения человечеству.

«Тогда начал отходить от нас мрак идолов и явилась заря Православия, и Солнце Евангелия озарило нашу землю». В память об этом священном событии возрождения Руси водой и Духом Русская Церковь установила обычай ежегодного церковного крестного хода «на воду» 1 августа9.0003

Везде по всей Святой Руси, от древних городов до дальних застав, святой Владимир повелел разрушить языческие святилища, высечь идолов, а на их месте расчистить землю в горных лесах для церквей, в которых будут жертвенники. посвященный Бескровной Жертве. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах и ​​излучинах рек, по древней тропе «из варяг в греки», образно говоря, как дорожные знаки и светильники народной святости. По поводу прославленной храмостроительной деятельности святого Владимира митрополит Киевский святитель Иларион (автор «Слова о законе и благодати») восклицал: «Разрушали капища языческие и строили церкви, разрушили идолов и сотворили святые иконы, бесы убежали, и Крест освятил города».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *