Загородный клуб БРИСТОЛЬ • Новости — Река Дон
О клубе → Новости → Река Дон — откуда река берёт начало и другие интересные факты
Дон – это река, которая известна не только каждому жителю России и Украины, но и большинству иностранцев. Её величавая красота впечатляет каждого, кому удаётся увидеть реку наяву.
Однако, Дон интересен не только этим – водоём имеет интересную историю. Не менее интересны и другие данные о реке.
Страницы истории
Как утверждают учёные, история Дона началась очень давно – около 23 миллионов лет назад. Тогда, на границе олигоцена и миоцена, река зародилась в виде неглубокого каньона, который с севера на юг прорезал местную равнину (современную Окско-Донскую низменность).
Дальнейшая история Дона была напрямую связана с морями, которые существовали в южной части Русской равнины. Моря меняли свой уровень и береговую линию, их регрессии сменялись трансгрессиями. В это же время происходило и формирование Дона.
Из исторических архивов известно, что Дон был известен иностранцам ещё с глубокой древности. Например, греки называли реку «Горгис» и «Танаис», а скандинавы – «Винаквисль».
Первыми поселенцами на берегах Дона были казаки, потомки которых населяют эти края и сегодня.
Название «Дон» также имеет интересное происхождение. Имя реки произошло от скифо-сарматского слова dānu, которое, в свою очередь, было заимствовано из языка ариев. Dānu, которое переводится как «роса, жидкость, капель», стало для водоёма идеальным именем.
Немного географии
Река Дон имеет протяжённость в 1870 километров, площадь её бассейна – 422 000 км2 (368 000 – в России). Имея небольшие ширину (20 метров) и ширину (10 метров), водоём расходует около 680 м3 воды в секунду.
Начиная своё течение в Тульской области, Дон протекает через территории нескольких других областей: Липецкую, Волгоградскую, Воронежскую и Ростовскую. Водоёмом, в которое впадает река, является Азовское море (Таганрогский залив).
В среднем течении Дона, на его берегу, находится город с говорящим названием – Ростов-на-Дону, носящий титул «южной столицы» России.
Исток и притоки Дона
Нередко на вопрос «Где начинается Дон?» можно услышать несколько ответов. Кто-то скажет, что исток реки находится у выхода из озера Иван. Кто-то назовёт истоком Шатское водохранилище. Однако, оба ответа оказываются неверными.
На самом деле, Дон берёт начала на севере Среднерсусской возвышенности. Там, на высоте 179 метров, находится город Новомосковск, а в нём – небольшой ручеёк под названием Урванка. Именно он и является истоком знаменитой реки.
Что интересно, в этом месте был установлен символический памятник – он напоминает о значении Урванки местным жителям.
Что касается притоков, то у Дона их более десяти.
В числе правых притоков реки такие водоёмы, как:
- Красивая Меча;
- Сосна;
- Непрядва;
- Северский Донец;
- Чёрная Калитва.
Среди левых:
- Битюг;
- Воронеж;
- Медведица;
- Хопер;
- Иловля;
- Маныч;
- Сал.
Общее число водотоков Дона составляет около 13 000, а число озёр – около 10 000 (9700).
И ещё несколько интересных фактов
Помимо перечисленной выше информации, река Дон интересна и другими особенностями.
Например, любопытно устройство её береговых линий. В то время как одна из них является крутой и обрывистой, другая остаётся пологой и ровной по всей длине.
А ещё Дон чрезвычайно популярен среди поклонников рыбалки – благодаря обилию и разнообразию рыбы и удобным условиям. Среди рыбаков даже существует поверье, что тот, кто не рыбачил на этом водоёме, никогда не станет успешным в рыбной ловле.
Значимость реки в наше время невероятно велика. Сегодня Дон является важнейшим транспортным путём, по которому перемещаются многочисленные грузовые баржи и другие суда. По этой причине за состоянием реки, её дном и чистотой тщательно следят соответствующие инстанции.
Но главное – Дон, как и прежде, является идеальным местом для туризма. Время, проведённое у реки наедине с природой, запоминается каждому отдыхающему на долгие годы.
Турбаза «Бристоль» — идеальное место отдыха для вас и ваших близких
Если вы и ваши близкие желаете провести отпуск в уютной месте, турбаза «Бристоль» приглашает вас к себе уже сегодня!
«Бристоль» — это база отдыха в Волгоградской области, которая предлагает вам лучшие условия для времяпровождения. Уютные номера на любой вкус, банный комплекс, ресторан, полный набор развлечений для взрослых и детей – это и многое другие доступно у нас каждому отдыхающему!
Посмотрите также: | ||||||||
|
Река Дон | это… Что такое Река Дон?
Дон, на Дону́ (у древних греков — Гиргис, Танаис, др.-греч. Τάναις, лат. Tanais, в средние века Большой Дон, у древних кыпчаков — Тен) — река в Европейской части России. По площади водосбора, равной 422 тыс. км² в Европе уступает только Волге, Днепру, Дунаю, и Каме. Длина реки — 1870 км. Утверждение «Название происходит от скифо-сарматского dānu» — результат ангажированности некоторой части историков. Слово «Дон» имеет славянские корни, является множественным числом слова «дно». В древне-русском языке «дно» имело значение «русло реки» или «река». «Дон» означает реку с многими руслами или часто меняющую русло (много дон). Присутствует в названиях рек Донец (небольшая река), Днепр (порожистая река), Днестр (стремительная река).
Содержание
|
География
Рис. 1. Схематический продольный профиль р. Дон
Рис. 2. Графики колебаний уровня воды р. Дон (1907 г.)
Исток Дона расположен в северной части Средне-Русской возвышенности, на высоте около 180 м над уровнем моря. Раньше за начало реки принимали место выхода из озера Иван (в действительности, стока вод из Иван-озера в Дон обычно не происходит). В настоящее время за исток Дона часто принимают Шатское водохранилище к северу от города Новомосковск Тульской области, которое также им не является и отгорожено от реки железнодорожной дамбой. Настоящий исток находится в парке в 2—3 км к востоку (ручей Урванка). В Новомосковске установлен архитектурный комплекс «Исток Дона».
Устье Дона — Таганрогский залив Азовского моря. От Ростова-на-Дону образует дельту площадью 540 км². Там русло Дона разделяется на многочисленные рукава и протоки (гирла), в том числе — Мёртвый Донец, Старый Дон, Большая Каланча, Большая Кутерьма, Переволока, Егурча,
Характер долины и русла Дона типичен для равнинных рек. Он имеет плавный продольный профиль с уклонами, постепенно уменьшающимися к устью (рис. 1), средний уклон составляет 0,1 ‰. Почти на всем протяжении Дон имеет разработанную долину с широкой поймой, множество рукавов (ериков) и староречий, и достигает в нижнем течении ширины 12—15 км. В районе города Калача-на-Дону его долина сужается отрогами Средне-Русской и Приволжской возвышенностей. На этом коротком участке пойма у реки отсутствует.
Для Дона, как и других рек региона, характерно асимметричное строение долины. Правый коренной берег — высокий и крутой, а левый — пологий и низменный. По склонам долины прослеживаются три террасы. Дно долины заполнено отложениями аллювия. Русло извилистое с многочисленными песчаными мелководными перекатами.
Водный режим
Бассейн Дона целиком находится в пределах лесостепной и степной зон, чем объясняется относительно малая водность при большой площади водосбора. Средний годовой расход воды составляет 900 м³/с, то есть около 2 л/сек·км². Относительная водность Дона в 5—6 раз ниже, чем у рек Северного края (Северная Двина, Печора).
Водный режим Дона также типичен для рек степной и лесостепной зон. Высока доля снегового питания (до 70 %) при сравнительно слабом грунтовом и дождевом питании. Дон отличается высоким весенним половодьем и низкой меженью в остальное время года (рис. 2). С окончания весеннего половодья и до начала нового весеннего подъема уровень и расход воды постепенно падают. Осенний паводок слабо выражен, летние паводки крайне редки.
Амплитуда колебания уровня воды в реке значительна на всем протяжении и достигает 8—13 м. Дон широко разливается по пойме, особенно в нижнем течении. Половодье часто происходит в виде двух волн. Первая возникает за счет поступления в русло талых вод из нижней части бассейна (по-местному — холодная вода или казачья), а вторая образуется водами, поступающими с верхнего Дона (тёплая вода). Иногда, при запаздывании снеготаяния в нижней части бассейна, обе волны сливаются и половодье становится более высоким, но менее продолжительным.
Дон замерзает в конце ноября — начале декабря. Ледостав держится от 140 дней в верховьях и до 30—90 дней в нижнем течении. Река вскрывается в низовьях в конце марта и отсюда вскрытие быстро распространяется к верховьям.
Использование
Дон судоходен на протяжении 1590 км вверх от устья, до Воронежа, регулярное судоходство действует до города Лиски (1355 км).
В районе г. Калач излучина Дона приближается к Волге на расстояние до 80 км. В этом месте реки соединены судоходным Волго-Донским каналом, введённым в строй в 1952 году.
В районе станицы Цимлянская построена плотина протяжённостью 12,8 км, поднимающая уровень воды в реке на 27 м и формирующая Цимлянское водохранилище, раскинувшееся от Голубинской до Волгодонска, общей ёмкостью 21,5 км³ (полезная ёмкость — 12,6 км³) и площадью 2600 км². При плотине также размещена гидроэлектростанция. Воды Цимлянского водохранилища используют для орошения и обводнения Сальских степей и других степных пространств Ростовской и Волгоградской областей.
На протяжении около 130 км ниже по течению от Цимлянской ГЭС, глубина реки, необходимая для судоходства, поддерживается при помощи трех гидроузлов с плотинами и шлюзами: Николаевского, Константиновского, и Кочетовского. Старейший и наиболее известный из них, Кочетовский гидроузел (47.568611, 40.85277847°34′07″ с. ш. 40°51′10″ в. д. / 47.568611° с. ш. 40.852778° в. д. (G)) расположен в 7,5 км ниже впадения в Дон реки Северский Донец (то есть в 131 км выше по течению от города Ростова-на-Дону).[2] Он был построен в 1914—1919 годах[3] и реконструирован в 2004—2008 годах. При реконструкции была добавлена вторая нитка шлюза.[4][5]
Ниже Кочетовского гидроузла плотин больше нет, и судоходная глубина поддерживается систематическим землечерпанием.
Географические объекты на Дону
Крупнейшие притоки
- Северский Донец (правый): длина — 1016 км, площадь бассейна — 99 600 км²;
- Хопёр (левый): длина — 1008 км, площадь бассейна — 61 100 км²;
- Медведица (левый): длина — 764 км, площадь бассейна — 34 700 км².
Крупные притоки
- Правые — Непрядва, Тузлов, Красивая Меча, Вязовка, Быстрая Сосна (иногда называемая сокращенно просто Сосной), Тихая Сосна, Чёрная Калитва, Чир;
- Левые — Воронеж, Битюг, Осередь, Иловля, Сал, Маныч.
Крупные рукава дельты Дона
Мёртвый Донец, Старый Дон, Большая Каланча, Большая Кутерьма, Переволока, Мокрая Каланча, Средняя Кутерьма.
Города от истока к устью
- Новомосковск
- Епифань
- Данков
- Лебедянь
- Задонск
- Семилуки
- Нововоронеж
- Лиски
- Павловск
- Серафимович
- Калач-на-Дону
- Волгодонск
- Цимлянск
- Константиновск
- Семикаракорск
- Аксай
- Ростов-на-Дону
- Азов.
На правом рукаве Дона Аксае — столица Войска Донского Новочеркасск.
Примечания
- ↑ Кочетовский гидроузел
- ↑ Варианты соединения Волги и Дона
- ↑ 25 августа 2005 г. заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин провел в Ростовской области совещание по итогам осмотра строительства второй очереди Кочетовского гидроузла на реке Дон.
- ↑ Государственная комиссия приняла в эксплуатацию вторую нитку шлюза старейшего на Дону Кочетовского гидроузла (17.07.2008)
Литература
- Соколов А. А. Гидрография СССР. — Л., 1964.
См. также
- Реки бассейна Дона
Ссылки
- Река Дон: фотографии, карты, описания притоков.
Населённые пункты на Дону (от истока к устью)
Новомосковск | Донской | Епифань | Монастырщино | Данков | Лебедянь | Донское | Задонск | Семилуки | Шилово | Нововоронеж | Лиски | Павловск | Верхний Мамон | Казанская | Мигулинская | Вёшенская | Базковская | Еланская | Усть-Хопёрская | Серафимович (Усть-Медведицкая) | Распопинская | Клетская | Перекопская | Кременская | Новогригорьевская | Сиротинская | Трёхостровская | Голубинская | Калач-на-Дону | Нижний Чир | Суворовская | Нагавская | Жуковская | Хорошевская | Цимлянск | Саркел † | Волгодонск | Мариинская | Николаевская | Константиновск | Кочетовская | Семикаракорск | Раздорская | Мелиховская | Багаевская | Манычская | Арпачин | Старочеркасская | Аксай | Ростов-на-Дону | Елизаветинская | Азов | Кагальник
Бессергеневская | Донской | Заплавская | Кривянская | Новочеркасск
- Курсивом выделены населённые пункты на рукаве Аксай.
- † Древний хазарский город затоплен в 1952 году при строительстве Цимлянского водохранилища.
Кук о Боннелле, «Освоение Дона: экологическая история долины реки Дон в Торонто» | H-Environment
Дженнифер Боннелл. Восстановление Дона: экологическая история долины реки Дон в Торонто. Торонто: University of Toronto Press, 2014. 316 стр. 65 долларов США (ткань), ISBN 978-1-4426-1225-9 .
Отзыв Трэвиса Кука (Университет штата Аризона) Опубликовано в H-Environment (февраль 2016 г.) По заказу Долли Йоргенсен
Освоение Дона
Вдоль главного водного пути Торонто в 1870-х годах воздух наполнялся резким запахом промышленности, поскольку «последнего местного лосося на Дону, по общему мнению, проткнули вилами» (стр. 33). Дженнифер Боннелл использует этот анекдот в своей книге «Восстановление Дона », чтобы показать крупномасштабные экологические изменения в реке Дон в Торонто, которые произошли после заселения европейцами. Река Дон теперь извивается через Торонто, прежде чем впадает в северное озеро Онтарио. По словам Боннелла, река Дон, слишком мелкая для крупных прибрежных перевозок и слишком маленькая для крупномасштабной выработки электроэнергии, в первую очередь сохраняла местное значение. Действительно, Дон и окружающая долина формировались и формировались самым густонаселенным городом Канады, который в настоящее время демонстрирует признаки этих взаимно конституирующих процессов. На протяжении двухсотлетней истории города колониальные чиновники, промышленники, социальные изгои, защитники природы и городские планировщики выдвигали собственное видение водного пути и долины. Эти акторы разработали исторически обусловленные планы развития, основанные на политических, социальных, технологических и экономических обстоятельствах, которые Боннелл описал как «воображаемое будущее» (стр. xx). Многие из этих городских представлений были разрушены, как искусно демонстрирует Боннелл, динамичной экосистемой реки и долины, которые сформировали мегаполис, который мы знаем сегодня.
Те, кто знаком с работами Ари Келмана, Джоэла Тарра и Мэтью Ганди, оценят вклад Боннелла в историю городской среды Северной Америки. На протяжении всей своей монографии Боннелл плавно сплетает повествовательные источники с визуальными представлениями воображаемого будущего, включая предложения по городскому планированию, карты и виртуальные модели. С таким подходом она воплощает в жизнь видения, которые радикально изменили город и его среду. Она справедливо отмечает, что уникальные характеристики реки Дон и окружающей ее долины предотвратили те типы интенсивного развития, которые имели место на других крупных реках по всей Северной Америке. Из-за этого местные субъекты были основными движущими силами изменений водного пути и окружающей долины. Эта история создает для Боннелла характерный региональный пример исследования города, который был сформирован вокруг его самой центральной географической особенности.
Боннелл делит свое исследование на три этапа, по мере того как долина реки Дон перемещалась из центра города в периферию и обратно в центр в представлениях градостроителей. На первом этапе, с 1790-х до середины девятнадцатого века, река и долина рассматривались как центральные элементы развития города. Лейтенант-губернатор Джон Грейв Симко первоначально определил местонахождение города Йорк, позже переименованного в Торонто, недалеко от устья реки Дон в 1790-х годах. Его видение поместило Дон в центр города, и богатая элита вскоре построила дома и общественные здания вдоль берегов реки. Новоприбывшие в этом районе видели в долине реки Дон полезный источник сельскохозяйственных земель, пиломатериалов и глины. По мере эксплуатации берегов рек сокращение лесного покрова и общее истощение природных ресурсов изменили окружающую среду. Наводнения, засухи и болезни, распространяемые комарами, также преследовали тех, кто поселился у берега реки. Эти изменения в земле и непредсказуемость водно-болотных угодий изменили воспринимаемую ценность реки и окружающей долины. В конце концов, к середине девятнадцатого века он больше не вызывал восхищения проектировщиков Торонто.
Следующий этап развития, начавшийся в середине девятнадцатого века и протянувшийся на следующие сто лет, поставил Дон на периферию растущего города. Когда-то маргинализированные в воображаемом будущем градостроителей, новая эра развития привела к водным путям и прилегающим землям различных участников. Благодаря железнодорожному транспорту в 1850-х годах кожевенные заводы, мукомольные заводы, пороховые склады, пивоварни и нефтеперерабатывающие заводы росли и доминировали на земле, которая когда-то считалась центральной частью городского ядра Торонто. Эти предприятия использовали реку для сброса отходов, которые в сочетании с городскими сточными водами сделали Дон сильно загрязненной рекой. Боннелл демонстрирует, что это загрязнение в сочетании с наводнениями и транспортными проблемами побудило реформаторов изменить форму водного пути. План благоустройства Дона 1880-х годов включал ряд инициатив, направленных на решение этих вопросов путем спрямления и углубления реки. При углублении для увеличения глубины для транспортных судов спрямленная река также позволит свободно течь через реку заторам и льду, а отходы быстро перемещаться в озеро Онтарио. Далекий от предрешенного вывода, Боннелл обрисовывает в общих чертах различные экологические ограничения и конкурирующие цели для развития реки, которые обрекли план улучшения и не смогли превратить «реку во что-то, чем она не была» (стр. 71).
Спустя восемьдесят лет после Плана улучшения Дона окончательное изменение отношения реки к городу вернуло долину в центр. В 1966 году столичное правительство Торонто построило бульвар Дон-Вэлли (DVP) через относительно слабоосвоенные земли, прилегающие к реке. Хотя защитники природы пытались защитить зеленые насаждения вдоль Дона, теперь они служат фоном для одной из главных транспортных артерий Торонто. Боннелл метко отмечает, что благодаря строительству DVP долина превратилась из «загрязненной периферии девятнадцатого века в жизненно важный транспортный коридор в центре более крупного мегаполиса» (стр. 139).). Исследование Боннелла на этом этапе завершается недавним планом земель Нижнего Дона, который направлен на удаление промышленных руин, чтобы способствовать смешанному жилому и парковому использованию.
Одно из величайших открытий Боннелл связано с ее описанием долины реки Дон как пограничной зоны. В этом контексте Боннелл использует приграничье как «термин, который относится не только к области «у границы», но и к месту, где вещи пересекаются» (стр. xxvi). Это совпадение означало, что земли вдоль реки Дон использовались не только для промышленного развития и транспорта. В последние десятилетия девятнадцатого века в этом городском приграничье также располагались исправительное учреждение, тюрьма и промышленная ферма. Боннелл правильно утверждает, что к этому времени долина реки Дон стала «местом моральной и физической реабилитации» (стр. 81). Кроме того, в конце девятнадцатого и начале двадцатого века преступники, избегающие закона, цыгане-путешественники и бездомные эпохи Великой депрессии часто располагались лагерями на относительно слаборазвитой городской окраине у берегов Дона. Эти поселения служили убежищем для населения, которое было маргинализировано «могущественными группами в центре города» (стр. 112). Подробное описание Боннеллом перекрывающихся функций городской окраины демонстрирует, что долина реки Дон была (и остается) не просто районом производства, транспорта и хранилищем социальных изгоев, но также предоставляла пространство для альтернативной социальной организации .
Боннелл возражает против заявлений национального или международного значения. Однако ее исследование ставит ряд вопросов перед теми, кто занимается аналогичными историческими исследованиями городских территорий вдоль водных путей. Предоставляет ли переосмысление приграничных территорий в городском контексте новые рубежи для историков окружающей среды? Даст ли рассмотрение городов в менее развитых частях Северной Америки и мира радикально разные результаты? Наконец, как история о небольшой реке в Торонто может служить примером проблем и возможностей управления городскими водными путями в других городах? Ответы на эти вопросы будут столь же разнообразны, как и люди, которые над ними размышляют, но если результаты будут соответствовать высокому качеству исследования Боннелла, область будет в отличной форме.
Версия для печати: http://www.h-net.org/reviews/showpdf.php?id=45823
Ссылка: Трэвис Кук. Обзор Боннелла, Дженнифер, . Восстановление Дона: экологическая история долины реки Дон в Торонто, . H-окружающая среда, обзоры H-Net. Февраль 2016 г. URL: http://www.h-net.org/reviews/showrev.php?id=45823
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 United States License.
Project MUSE — Восстановление Дона: экологическая история долины реки Дон в Торонто, Дженнифер Л. Боннелл (обзор)
(Торонто: University of Toronto Press, 2014), 316 стр. 38 изображений. Обшитый. 65 долларов. ISBN 978-1-4426-4384-0. Бумага. 29,95 долларов США. ISBN 978-1-4426-1225-9.Возвращение Дона — увлекательное исследование Долины Дона в Торонто, в котором рассматривается разнообразная история «города и его неприятных окраин» (стр. xvii). Используя работу Пьера Новы о «местах памяти», Боннелл излагает убедительное повествование, признавая землепользование коренных народов (до и после контакта), колониальные взгляды семьи Симко и бесчисленные промышленные и социальные практики последнего времени. 200 лет. Показано, что история долины Дона одновременно локальна, национальна и глобальна, поскольку практические вмешательства в речную среду отражают колеблющееся чувство внимания к природе, природным ресурсам, транзиту, торговле и промышленности. Как природная достопримечательность и ключевой промышленный объект, Боннелл ставит долину в центр увлекательных дебатов о городской природе. Исторически воспринимаемый как «коридор отходов» от промышленных и бытовых загрязнений, Дон рассматривается как отход для заводов, спиртзаводов, нефтеперегонных заводов, скотобойни и хозяйственно-бытовых сточных вод. В то же время это сложная экосистема, подверженная наводнениям, которая становится еще более сложной из-за постоянно урбанизирующегося водораздела. Это прослеживается вплоть до наших дней, где Дон снова подвергается развитию, как «воображаемый пейзаж потребления» (стр. ххх). Таким образом, Боннелл может аккуратно сформулировать и контекстуализировать импульсы, стоящие за дерзкими, мимолетными планами бывшего кандидата в мэры Дуга Форда относительно колеса обозрения, торгового центра и монорельсовой дороги на набережной.
Переоценивая долину как место технократического вмешательства, Боннелл выделяет проект улучшения долины Дона в 1880-х и 1890-х годах, бульвар Дон-Вэлли (DVP) в 1950-х и 1960-х годах, а также то, как они соседствуют с более глубокими историями бездомности и защиты окружающей среды. . На каждом шагу Боннелл воссоздает публичные дебаты, уделяя пристальное внимание современным газетным статьям, отчетам, журналам и картам. Размышляя об этих источниках, Боннелл также использует технологии ГИС для сравнения того, как альтернативные карты совпадают и расходятся. Они прекрасно иллюстрируют динамичное, меняющееся течение реки, реагирующее на бесчисленное множество вмешательств. Эти разговоры связаны с социальными историями: от первоначальных рассказов Элизабет Симко, наблюдающей за стаями странствующих голубей, через комментарии Генри Скэддинга о «скваттере-отшельнике» Джозефе Тайлере до рассказов двадцатого века об экологе Чарльзе Сауриоле и председателе-основателе Metro Toronto Фредерике Гардинере. . Подчеркивая писательскую жизнь Сауриоля, проведенную в Долине Дона, Боннелл хорошо использует возвращение «менее выдающихся исторических деятелей» (стр. 116) для альтернативных историй и вымыслов, которые они предоставляют. Ощущение Сауриолом «потерянного Дона» в более широкой исторической линзе Боннелла выглядит более непосредственным, чем можно было бы себе представить. Коттедж Сауриола, снесенный, чтобы освободить место для DVP, кажется, не изображает схему транзита Гардинера в лучшем свете, но, к чести Боннелла, следует за сложным портретом Гардинера, намекающим на работу комиссара Metro Parks Тома Томпсона. , и многомерная история ДВП как запутанной перезаписанной формы городской природы.