Где начинается россия – Где начинается Россия: в Петропавловске-Камчатском — полночь…

Где начинается Россия?: zhzhitel — LiveJournal

Псков — один из самых древних и красивых русских городов. Находится он на западе России, приграничное расположение города определило его судьбу и характер. За свою многовековую историю Псков не раз становился центром ведения крупных боевых действий, но был взят лишь однажды, если не считать оккупации во время обеих мировых войн.
В прошлом году на набережной около кремля в Пскове установили огромную надпись «Россия начинается здесь».

2. Мы приехали в Псков поздно вечером, но я сразу влюбился в этот город. Мы сразу же отправились на прогулку по ночному городу.

3. Надпись «Россия начинается здесь» появилась в сентябре прошлого года. Москвичи сразу заметят, что шрифт, которым выполнена надпись, очень похож на шрифт, которым было выполнено название гостиницы «Россия».
История появления надписи очень интересная.

4. Изначальнов Пскове поставили буквы с гостиницы «Россия». Жители и туристы восприняли эту надпись очень позитивно, поэтому чуть позже ее расширили. И, действительно, Россия начинается здесь, около западного форпоста.

5. Вместе с подсветкой получается очень яркая и красочная картинка.

6. Вообще виды здесь шикарные. В Пскове удалось сохранить кремль и не испортить центральную часть города высотной застройкой.

7. Здесь очень приятно гулять в любое время суток.

8. Я даже не знаю, в какое время суток здесь более красиво.

9. До XII века Псков входил в состав Киевской Руси. В 1136 году Псков перешел в под власть Новгородской феодальной республики. Новгорода с Псковом совместно оборонялись от военных походов Полоцкого княжества и от соседних прибалтийских племён.

10. В 1240 году Псков был окружён войсками Тевтонского ордена. Когда немцы уже собирались снять осаду и отойти, боярин Твердило ночью тайно открыл ворота города, рассчитывая с помощью немецких феодалов захватить власть в Пскове. Полтора года Псков находился в оккупации ордена. Лишь в 1242 году город был освобождён войском Александра Невского. В городе установлен памятник Александру Невскому.

11. Давайте пройдем в сердце Пскова, на территорию кремля, который тут называли Кромом.

12. Псковский Кром расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую.

13. Кремль занимает площадь 3 га и окружен широкими крепостными стенами.

14. Территория Кремля обнесена каменными крепостными стенами с ходовыми площадками перекрытыми деревянной кровлей высотою 6-8 м и толщиною от 2,5 м до 6,0 м.

15. Внутри Кром прекрасно отреставрирован, за пределами есть башни, до которых реконструкция еще не дошла.

16. Главным строением Крома является Свято-Троицкий собор.

17. Вход в собор открыт, здесь можно фотографировать.

18. Внутри очень красиво и величественно.

19. Сегодняшнее здание собора уже четвёртое по счёту. Оно было построено в 1699 году, на том же месте, где стояли предыдущие храмы. Старые церкви разрушались, в основном, из-за пожаров.

20. На территории кремля было множество построек, в том числе и церквей, но сейчас тут просторно.

21. Я очень рекомендую побывать в Пскове и начать знакомство с городом с кремля. Я с удовольствием вернусь сюда, туда, где начинается Россия.

Подписаться на журнал
Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.
Подписывайтесь на мой канал на youtube.

Поделитесь ссылкой:
Партнеры тура по Псковской области:

zhzhitel.livejournal.com

Где на самом деле начинается и заканчивается Россия? На Камчатке или в Калининграде?

Каждый россиянин знаком с этим памятником, который располагается на Камчатке, недалеко от аэропорта Елизово.

Медведица с медвежатами, торговцы сувенирами, вулкан на заднем плане и знаменитая надпись «Здесь начинается Россия».

Но так ли это? Действительно ли в этом месте начинается Россия или камчатцы просто решили «приватизировать» эту фразу? Например, калининградцы с ними не соглашаются и считают, что Россия начинается совсем не на Дальнем Востоке, а наоборот, на западных границах.

И действительно, где Россия начинается и где заканчивается?

Логика тех, кто утверждается, что Россия начинается на западе в следующем: в нашей привычной системе координат, на любой объект мы смотрим слева направо. Т.е. по умолчанию, слева — начало, справа — конец.

Если вспомнить школу, то еще с советских времен на уроке географии, когда учительница впервые вешала на школьную доску карту СССР, а затем России, своей указкой она проводила с запада на восток, показывая, насколько огромна наша страна.

А что нам говорят учебники и Википедия?

В Вики есть даже конкретная фраза о том, что Россия «…начинается…» на западе. Правда, из-за того, что Калининградская область является эксклавом, началом России с западных границ принято считать берег реки в Псковской области

Логика тех, кто ставил памятник на Камчатке и считает началом России именно Дальний восток заключается в том, что именно на востоке встает солнце и глядя на вращение земли, нужно считать началом любой страны именно восточные ее границы.

Определенная логика в этом действительно есть.

Вот только даже в этом случае … как и калиниградцам в случае со своей эксклавностью, камчатцам придется огорчиться: Россия начинается (или заканчивается) совсем в другом месте.

Западная точка России на берегу реки Педедзе в Псковской области. Фото (с) Александр Ануфриев, pikabu.ru.

Россия точно не начинается и не заканчивается там, где стоит памятник «Здесь начинается Россия» на Камчатке.

Для этого достаточно посмотреть на карту, где находится Петропавловск-Камчатский с памятником о начале России и крайняя восточная точка нашей страны — мыс Дежнева.

Расстояние по прямой между ними более 2200 км по прямой.

Если же сравнить в проекции сетки координат, то памятник «Здесь начинается Россия» находится на 158 градусе 25 минуте западной долготы, а мыс Дежнёва — аж на 169 градусе 39 минуте.

Иными словами, между этими точками 11 градусов 14 минут или 747 километра, если построить параллельную проекцию.

Так что, ни калининградцы, ни камчатцы не правы в споре, у кого из них начинается Россия.

Ну а вообще, исчисление координат в Восточном полушарии начинается с нулевого меридиана в Гринвиче, так что любая страна в Евразии и Африке начинается на западе…

———

Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунта @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режим он-лайн в сторис и публикациях.

enciclopediya-geografa.ru

Где начинается и где заканчивается Россия? | Политика | ИноСМИ

Где кроется причина конфликтных отношений России с соседними народами? Это вопрос, который уже давно занимает многих академиков и политических обозревателей. Российская идентичность и геополитика исторически постоянно сталкивались с дилеммой «определения границ». Где начинается и где заканчивается Россия?

Россия никогда точно не определяла, где начинаются и где заканчиваются ее границы. Исторически эта дилемма разжигала конфликты с соседними народами, для которых дилемма российского «определения границ» всегда значила одно и то же — российский империализм, не признающий права соседних народов на государственность.

В лучшем случае Кремль может признать лишь формальную независимость соседних стран, а это значит для них роль геополитического «буфера», насильственный нейтралитет и никакой реальной политической самостоятельности. Как Россия видит мир и свою роль в нем в XXI веке?

От ответа на этот вопрос по сути зависит и модель отношений между Литвой и Россией. Ведь часто можно услышать сомнения, утверждения, что что-то делаем не так, ведь если изменить риторику, иногда промолчать или уступить, появится возможность «нормализовать» отношения с Россией. Но на самом ли деле мяч на нашей стороне? Давайте подробнее рассмотрим то, как Россия видит мир и осознает себя в нем.

Поиск российской государственной идеологии

Авторитаризм в России существовал уже несколько сотен лет до развала СССР и государственная идеология больше 150 лет была неотделима от такого типа правления. С 1832 г. официальной идеологией Царской России стала концепция, предложенная царю Николаю I графом Сергеем Уваровым, которую в сжатом виде могут охарактеризовать три важнейших аспекта — «православие, автократия, национализм», после революции 1917 г. ее сменил марксизм-ленинизм.

Праздничные мероприятия в честь воссоединения Крыма и Севастополя с Россией

Delfi.lv
Delfi.lt
Укрiнформ
Open Democracy
В обоих случаях государственные идеологии служили инструментами, помогающими утвердить силу, сконцентрированную в одном центре, в первом случае в руках царя, во втором — Компартии. Поэтому вернувшаяся в российскую политику после периода правления Бориса Ельцина автократия вернула и поиск опоры новой идеологии. Эти поиски в первую очередь связаны со стремлением оправдать установившийся политический режим и укрепить влияние государства в международной системе.

Когда у власти закрепился Владимир Путин и стали искать идеологическое обоснование его политического режима, повернулись к зародившимся в царской России и послереволюционной эмиграции схемам самосознания и геополитическим схемам второй половины XIX — первой половины XX в.

Особенно в доктрине внешней политики Путина выявились черты концепции славянофилов и евроазиатства. Самым известным идеологом славянофильства последних десятилетий считается известный российский новеллист, историк и лауреат Нобелевской премии, активно критиковавший советский режим Александр Солженицын. Солженицын вернул в постсоветскую Россию значимость идеологии славянофилов. Он критиковал новый класс олигархов, оппонировал ностальгии по советскому времени, высказывался за современный патриотизм, призывал заботиться о национальном характере Православной Церкви и его развитии, призывал власть отказаться от амбиций, связанных не со славянскими постсоветскими странами, но вместе с тем, высказывался за создании Российско-Украинско-Белорусской Федерации, за что его связывали с имперским мышлением.

Между тем представители евроазиатства лелеяли имперский национализм или супернационализм, осознавая, что к российскому народу должны принадлежать не только этнические русские, но и жители всех этнических групп империи. Представители евроазиатства, осознававшие русский народ в широком смысле, хотели ускорить интеграцию народов империи, а этнические, религиозные и другие культурные различия, мешающие формированию имперского самосознания, сделать незначимыми. Поэтому представителей евроазиатства в дискурсе сегодняшней России можно считать родоначальниками очень значимого политического (россияне) и культурно-этнического (русские) различия в самосознании.

Основная ось дебатов между представителями евроазиатства, славянофилов и сторонниками политической (россияне) и культурно-этнического (русские) самосознания — спор о том, чем является Россия — национальным государством или цивилизацией. Иными словами, процесс развития русского самосознания постоянно балансировал между двумя альтернативами — моделями этнического или супернационального общества.

После развала СССР официальной опорой российской внешней политики стала концепция «соотечественников», которая по сути соответствует идеологии славянофилов. Несмотря на то, что эта категория была утверждена уже в 1992 г., первой реальной попыткой России «защитить» своих «соотечественников» стала российская военная интервенция в Грузии в 2008 г. Однако тот факт, что этнические русские составляли всего 2% жителей Южной Осетии и Абхазии, свидетельствовал, что концепция защиты «соотечественников» вряд ли могла оправдать эту военную интервенцию. Появилась потребность в новых схемах самосознания, которые сочетали бы в себе больше чем только категории этнического русского или гражданина.

Современная российская государственная идеология — «русский мир»

Такие возможности дала идея «Русского мира», поскольку она охватывает не только тех людей, которые чувствуют культурную или языковую общность, но и людей с одинаковым мировоззрением или общностью исторической судьбы (к примеру, интерпретация последствий Второй мировой войны). Формулу «Русского мира» можно охарактеризовать так: «кто говорит в быту на русском языке или мыслит русскими концепциями, тот готов действовать, как Россия».

Впервые официально Путин использовал понятие «русского мира» на Всемирном конгрессе соотечественников, живущих за рубежом, в 2001 г.: «Понятие «русский мир» характеризует намного больше, чем географические границы России и даже больше, чем границы российской диаспоры». Концепцию «Русского мира» можно оценить и как «бренд» государства, укрепляющий голос России на международной арене, и как как определенное выражение философско-религиозного мессианства, т.е. попытку сделать российские ценности и мировоззрение «универсальными».

Особое внимание своей мягкой силе, своему «бренду» и идеям во внешней политике Россия стала уделять только после «оранжевой» революции 2004 г. на Украине, которая стала символом провала России в трансформационных процессах на постсоветском пространстве. Произошел перелом, после которого Россия стала инвестировать в укрепление своей мягкой силы — расширять влияние не только через давление или насильно, но примерами и идеями.

В 2008 г. в заявлениях российских чиновников высшего эшелона появляется понятие цивилизационного самосознания, усиливается риторика, ориентированная на то, что Россия — это больше цивилизация, чем нация, поэтому она должна идти своим путем, вымощенным русскими традициями развития. В тот же самый год концепция «Русского мира» утверждается в документах внешней политики России. В 2008 г. в концепции внешней политики России акцентируют, что «глобальные состязания требуют и цивилизационной мерки, которая предусматривает конкуренцию между разными ценностными системами, моделями развития и экономики». По словам Алексея Полегкого, идеологическая концепция «Русского мира» опирается на три важных опоры: расширение русского языка, православие и общую историческую память.

В последнее время Российская православная церковь активно включилась в дискуссии о России как самобытной цивилизации и выдвинула идею «Святой Руси», которая объединит Россию, Украину, Белоруссию и Молдавию. В соответствии с этой идеей будет интегрировано все православное культурное и политическое пространство и утвержден общий взгляд на различные социальные и культурные процессы. В современной России православие создает альтернативу идеям западной демократии.

Между тем нарратив «победителей» во Второй мировой войне в России является осью доминирующего исторического рассказа. Этой опоре характерна крепкая линия единой исторической судьбы славянских народов (или «народов-победителей»). Важно подчеркнуть и то, что эту линию признают и в Западной Европе, а это позволяет пропихивать в подзаголовки и балтийские народы, которые одинаково отрицательно оценивают как коммунистический, так и нацистский режимы, исторические рассказы, противоречащие нарративу «победителей».

Эти опоры делают концепцию «Русского мира» гибкой, приспосабливающейся к обстоятельствам и поэтому она более емкая нежели категория «соотечественников» или другая культурно-языковая категория. В поле действия этой концепции могут попасть не только этнические русские, живущие в соседних странах, но и необязательно русскоязычные общественные группы, историческая память которых соответствует историческому рассказу «победителей» во ВМВ, и те слои жителей, для которых более приемлемо отношение Русской православной церкви к социальным и культурным процессам в Европе, нежели либеральные идеи Запада. Такая идеологическая многогранность «Русского мира» на пользу российской геополитике.

Еще один перелом в процессах формирования самосознания в России произошел после аннексии Крыма, когда пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, комментируя аннексию Крыма, заявил, что Путин — гарант безопасности не только России и ее соотечественников, но и всего «Русского мира». Так Россия из национального государства стала государством-цивилизацией. Параллельно расширилось и пространство ее геополитических интересов.

Очевидно, что концепция «Русского мира» не ограничивается целью собрать под своим зонтиком русскую диаспору. Основной отличительной чертой гражданина «Русского мира» становится враждебность к Западу и возникающее из этого стремление отделиться от него. При этом от понятия русскости отделяется такие характеристики, как этническая принадлежность и культурное самосознание, эта концепция ориентируется на более просто социальным образом конструируемые элементы самосознания человека, например, такие как историческая память, политические взгляды и ценностная ориентация.

Геополитически идея «Русского мира» связана с дискредитацией и ослаблением западных евроатлантических структур, созданием альтернативы. Цель Кремля в Литве и других странах Балтии — идеологически отпугнуть общества этих стран от евроатлантического интеграционного пространства, укрепить нарратив стран Балтии как «ненастоящего Запада» и «ненастоящей Европы», заострять социальные проблемы и так повышать недоверие общества к государству, разрушать связи между обществом и государством, поощрять протестные направления, равнодушие к вопросам дальнейшего развития государства.

Все это поддерживает образ стран Балтии как «временных» политических образований. При доминировании такого тождества России и осознания окружающего мира любая попытка Литвы делать уступки в одностороннем порядке или как-то иным образом угодить будет расцениваться как признак слабости. В поисках модели сосуществования с Россией нужно ясно осознавать, что односторонние действия Литвы ничего не дадут, поскольку в данном случае самое главное — не действия России, а то, как нас видит и осознает Кремль.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Здесь начинается Россия, Камчатка. Фото, видео, где находится, как доехать, гостиницы рядом — Туристер.ру

Памятник «Здесь начинается Россия» был установлен в 2011 году на деньги из бюджета в городе Елизово (Камчатка) недалеко от Шуманинского перекрестка. Также совсем рядом располагается международный аэропорт «Елизово». Это одна из наиболее популярных рукотворных достопримечательностей региона, посетить ее стараются все, кто приезжает на полуостров.

Памятник установлен на фоне панорамы сразу пяти камчатских вулканов. Это вулкан Арик, имеющий высоту 2156 метров, вулкан Ааг с высотой 2310 метров, самый высокий из пятерки Корякский, возвышающийся на 3456 метров, а также вулканы Авачинский и Козельский, высота которых равна 2741 и 2189 метрам соответственно. Это одно из самых впечатляющих мест на Камчатке для того, чтобы сделать красивое фото на память. Поэтому это место так обожают и путешественники и сами местные жители, а еще здесь традиционно проводятся свадебные фотосессии. Правда, чтобы на заднем плане были видны заснеженные вершины вулканов, необходима хорошая и ясная погода (которая на Камчатке, как известно, славится своей непредсказуемостью).

Памятник охраняют, он находится под круглосуточным видеонаблюдением — дело в том, что вандалы уже неоднократно пытались разрушить его (уже несколько раз крали рыбу, а также пытались испортить саму медведицу с медвежонком), а некоторые туристы до сих пор стараются вскарабкаться на медведей для впечатляющего кадра или мусорят. За это вполне можно получить внушительный штраф.

Композиция памятника

Памятник «Здесь начинается Россия» посвящен медведице с медвежонком, которые вытесаны из натурального камня в натуральную величину с соблюдением реалистичных пропорций в естественном цвете.

Медведи, как известно, являются символом Камчатки, самыми почитаемыми и любимыми животными региона. Именно тут их проще всего увидеть в их естественной среде обитания в дикой природе. Кроме того, медведь также еще и один из символом России в целом, своего рода олицетворение ее спокойной силы и уникальной стойкости. Кроме того, памятник также символизирует и то, что Камчатка, несмотря на то, что является удаленным от центральной части полуостровом, все-таки относится к России и является ее неотъемлемой частью.

Дополняет композицию каменный лосось, которого в зубах держит медведица (именно этой рыбой тут в основном и питаются настоящие медведи). Тут же можно увидеть большие надписи: «Здесь начинается Россия» и «Камчатка» спереди и «Елизово» сзади.

Как добраться до памятника «Здесь начинается Россия» в Елизово

Если вы остановились непосредственно в Елизово, то вы можете доехать до памятника на общественном транспорте. Вам подойдет автобус, идущий по маршруту № 2. Выходить следует на остановке «31-й км», а затем пройти пару сотен метров до памятника пешком. Несмотря на высокую популярность памятника, прямо возле него непосредственно остановок общественного транспорта нет.

Памятник «Здесь начинается Россия» находится всего в 4 км от аэропорта «Елизово» имени Витуса Беринга. Если вы прилетели налегке и у вас собой нет тяжелого багажа, то вполне можно пройтись до памятника пешком. Дорога займет не более 1 часа. Пешеходный маршрут проходит по улице Магистральная и по шоссе Северо-Восточное.

Кроме того, можно взять такси в аэропорту (таксисты постоянно тут дежурят, так что по прилету они скорее всего сами предложат вам свои услуги) и доехать до памятника примерно за 5-6 минут. Стоимость поездки не будет слишком высокой, так как расстояние незначительное. В любом случае, имеет смысл обговаривать ценник заранее. Вполне можно поторговаться и сбросить цену на 10-15%.

Вы также можете заказать такси с помощью вашего смартфона, воспользовавшись такими популярными приложениями, как «Яндекс.Такси» и Uber, они также работают на территории Камчатки. Стоимость поездки будет указана на экране вашего телефона заранее. Другие популярные службы такси здесь — «Вези Такси» и «Такси Петропавловск-Камчатский». Заказ машины можно осуществить, просто позвонив по телефону.

Также популярностью пользуются поездки к памятнику из города Петропавловск-Камчатский. На машине можно доехать за 20-25 минут (расстояние составляет менее 30 км).

Маршрут из Петропавловска-Камчатского до памятника «Здесь начинается Россия» на картах Google:

Вы также можете сесть на автобус № 102 на остановке «Центральный рынок» в Петропавловске-Камчатском и затем выйти на остановке «Автостанция» в Елизово. Затем нужно будет пройти 3 км пешком до памятника или же проехать на автобусе № 2 до остановки «31-й км» (затем пройти пару сотен метров до памятника пешком).

Панорама памятника «Здесь начинается Россия» на картах Google:

Видео:

www.tourister.ru

О том, где заканчивается Россия. И начинается Белоруссия

Где-то в середине «нулевых» я и многие мои коллеги «подсели» на короткие туристические поездки – в майские и в июньские праздники. Наш профсоюз готовил программу, оплачивал дорогу и мы ехали – дешево и сердито, своим коллективом. Большинство поездок было в западном направлении. И многие из них начинались на Белорусском вокзале. И вот, садишься вечером в поезд, смотришь в одно и в другое окно – пустыри, бурьян и мусорные кучи. Утром просыпаешься, – зеленеют поля. Такое же «преображение» по дороге домой – только в обратном направлении. В какую-то из поездок мы не выдержали и кинулись расспрашивать проводницу поезда: «Скажите, где вот это начинается и заканчивается: пустыри, бурьян и пр., и пр.?» Проводница улыбнулась и ответила: «Есть в Смоленской области селение Красное – прямо у границы России и Белоруссии. Там-то всё и начинается. И заканчивается».

 

3109913 3109915 3109917 3109919

 

Подтверждение этой истине я нахожу много лет. Когда бы ты не ехал в Белоруссию или через неё, если всё вокруг не завалено снегом, то после Красного зеленеют поля. Весной, летом и даже осенью. Помню, уезжала из Москвы 8 марта – слякоть, грязь и снег с дождем сверху. К Смоленску стало проглядывать солнышко. К Красному появились проталины. Въехали в Белоруссию, – зеленеют поля.

Белоруссия – моя любовь, моя вторая родина и родина моего давно ушедшего отца. Он то и вдохнул в меня это чувство. И я всю жизнь езжу к своим родным – двоюродным сестрам, их семьям и семьям их выросших уже детей. И многое могу наблюдать изнутри. Помню, как в самом начале «нулевых» меня изумляла «мелочность» белорусского государства, отчаянно пытавшегося зарабатывать – на лесе  (который «сводили» на продажу, оставляя деревья лишь по периметру), на штрафах (за отсутствие, например, на одежде светоотражающего жетона на улице в темное время суток), на лотереях (билеты распространялись повсюду, даже в госучреждениях и люди вынуждены были их покупать, если не хотели остаться без работы). Смотрела я на всё это свысока, как старшая сестра смотрит на младшую.

Но годы шли и ситуация менялась. У сестер росли, учились и женились дети. Теперь их в общей сложности девять семей. И все, кто не на пенсии, работают. Причем, практически все работают по своей профессии или специальности. Инженеры, экономисты, врачи, учителя, механики, менеджеры, военнослужащие, водители. Кое-кто работает за границей. Работой с Россией не связан никто. Никто не знает, что такое «оптимизации», охоты в бюджетной сфере за чужими зарплатами нет. Обычные люди и обычные семьи. Не бизнесмены и не чиновники. У каждой семьи – свой дом или квартира. Нет семьи, которая бы жила «с родителями». На девять семей – двенадцать домов и квартир. И это без кредитов и ипотеки. Частные дома «укомплектованы» огородами, и некоторые помимо занятий огородничеством разводят еще пчел, кроликов и свинок. Все «за рулем», в каждой семье – автомобиль. Не водят и «безлошадные» — только старики (дядя и тетя в очень почтенном возрасте). В Россию, в Москву, например, в отпуск приезжают, но не так часто, как мне хотелось бы, а в Крым с 2014 года гражданские служащие и военные ездить перестали. Под запретом также Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. Равно как и наши «силовики» ныне не ездят в отпуск в Белоруссию. Но больше всего на меня произвело впечатление равнодушие к перспективам работы в России семьи молодых медиков. Говорю им: «В московских поликлиниках хорошо платят — 1000 долларов в месяц». (Русские деньги знают плохо). Выяснилось, что с учетом необходимости обустройства в Москве меньше, чем за 2000 долларов, ехать в Москву белорусам бессмысленно.

У нас вот нефть, газ, другие полезные ископаемые и в этом наши конкурентные преимущества, а у белорусов – транзитное положение, и это тоже конкурентный ресурс. Просто наши ресурсы распределены «с перекосами» и выгоду от них – в том или ином виде – получает меньшинство граждан. Напротив, извлекаемое из транзитного положения и прочих конкурентных преимуществ белорусами распределяется относительно «ровным слоем» на каждого. Я совсем не хочу рисовать идиллическую картину, утверждать, что «предприятия стабильно работают», «продукты изготовлены по ГОСТам и без химии», «государство дотирует 70 % коммуналки» и т. д., и т. п. Мы много лет качались в одной колыбели. И многим похожи, несмотря на различия. Первое – это «Мы за него не голосуем, а он все равно побеждает». Анекдоты и шутки на каждом шагу. Второе: «У нас районная администрация размерами как областная». Каждый руководитель приводит туда «родного [ему] человечка». Третье: «Люди постоянно ждут «встрясок», поэтому стараются успеть «хапнуть». Едем «на перекладных» в Смоленск с шкловчанином. Шклов – образцово-показательный белорусский город, родина первого президента Белоруссии. «Пол-Шкловщины призвана в Минск», — говорит попутчик. Выясняется также, что среди героев знаменитого ролика с об*** коровами «пострадавших» нет. Все, кого так распекал Батька, устроены на другие должности, а некоторые – и с повышением. И, да, чиновники ездили мыть коров. Примерно так, как раньше «на картошку». Отчитались – показали картинку. Всё знакомо.

Мой попутчик – землевладелец. Именно так, без кавычек. Некоторое время назад напрягся и получил от государства землю в собственность. Дают ее на практике лишь в аренду, а он «умудрился» стать абсолютным хозяином. Всю зиму изучал, как правильно оформить документы. И все сделал, как надо. Получил для целей фермерства. С лугами и прудами, и еще с какими-то прелестями. И тут же разделил участок между детьми… Но любовь к земле, умение работать на ней «берут своё». Завел овец и коз, обнес пастбище электропастухом, в пруды запустил хорошую рыбу. Это на смену работе по найму с электроникой и мелкому гончарному промыслу. И вы не поверите! Еще несколько лет назад предприниматель в Белоруссии не мог устанавливать цену на товар по своему усмотрению. Надо было учитывать затраты. И норма прибыли была строго определена. Теперь вроде бы этого нет, но есть другая напасть – «директивное кредитование». Хочешь – не хочешь, но, будучи председателем сельскохозяйственного кооператива или директором агрохолдинга, ты должен взять кредит – на посевную, на уборку и на проведение других мероприятий, которые определит исполком. Он же определит, за какую цену следует продавать урожай. Ослушаешься – поставят другого. Нужен ли хозяйству, например, коровник, должен решать руководитель хозяйства. Но тут многое решает не руководитель, а исполком. Без учета мнения тех, кто на земле работает. Зачем тот же коровник, если корм хозяйству запасти не под силу? Но решение принимается, кредиты выдаются, прибыли нет, долги реструктурируются. В итоге из пяти хозяйств – четыре убыточных. А успешный бизнес подминается государством. Нет-нет, его никто не отбирает: просто к успешному бизнесу «цепляют» безуспешный. А лучше сказать – замученный избыточным регулированием.

Но это, — если вникать в детали. Внешне насилия над бизнесом не заметно. Поля зеленеют, люди работают. Внешне заметно совсем другое. Самая очевидная беда белорусов – битый асфальт в жилых зонах. Его, конечно, ремонтируют, но, увы, чрезвычайно редко. И по дворам бывает трудно не только проехать, но и пройти. Зато в каждом дворе – раздельный сбор мусора: контейнеры для пластика и стекла, а кое-где и для бумаги. Стоят много лет, все к ним привыкли. Пластик и стекло на балконах не копят, переработка налажена. Общественной дискуссии о мусоре нет. В обустройстве заездных «карманов» к остановкам общественного транспорта белорусы «переплюнули», пожалуй, даже Москву: дорожное полотно в «карманах» уложено не асфальтом, а брусчаткой. А какая дорога ведет теперь в Минск – настоящая ВПП. Платная, кстати, но только для грузовиков. Ездить по ней – одно удовольствие. И, да, ни один автомобиль мне в лицо не «надымил» — чем они заправляются, я не знаю.

А как вам, например, такое: оценят, уверена, все подмосковные дачники. Что вы делаете с яблоками в урожайный год? Кидаете «на кучу»? Выбрасываете на обочину? Раздаете соседям, которые их выбрасывают? Совсем по-другому поступают белорусы. Маленький грузовичок объедет деревню. И каждому желающему его хозяин выдаст дюжину – другую холщевых мешков. Ходи по участку и между делом собирай яблоки. Нести никуда не нужно: где собрал мешок – там и поставил. Через день приедет тот же грузовичок – хозяин перетаскает в него ваши яблоки. Доллар за мешок «белорусскими». Рассчитается. Выдаст новые мешки. Разве плохо? Скольких наших пенсионеров выручил бы сбор этой «манны небесной»?! Но нет, нам не надо, у нас нефть и газ.

Я никогда не была в Белоруссии в мае. Вид любимого города завораживает: всё в нежной зелени и всё в цвету. Метро здесь нет, всё движение – по поверхности: автобусы, троллейбусы, маршрутные такси. Очень оживленно и многолюдно. Кругом новостройки и «стрелки» башенных кранов. Но город они не портят, общественных пространств не «сжимают». С высокого берега открывается феерическая картина: огромное небо, излучина реки и город «у твоих ног». Никто это место в азарте не осваивает. Построили за последние годы лишь ажурную лестницу – удобный спуск в прогулочную зону и в нижнюю часть города. Но новостройки, как уже написала, есть, в первую очередь, жилые. Одну из них я даже осмотрела изнутри: молодежь обосновалась в ней в новомодном стиле. Больше всего поразило то, что весь интерьер, вся отделка, вся мебель и всё обустройство, за исключением украинских обоев на кухне, изготовлены в Белоруссии.

 

Что ждет эту, без сомнения, динамично развивающуюся европейскую страну в случае объединения с восточным соседом и «по совместительству» — «старшим братом»? В самых общих чертах, без конкретики:

1.Радикальное с течением времени изменение ландшафта, запустение и засорение полей, наступление мелколесья;

2.Обезлюдивание больших территорий, ускорение миграции в город и за пределы Белоруссии;

3.Массовая застройка жильем белорусских городов – не в целях миграции туда, а в целях инвестирования: российских граждан, желающих поближе к Западу «пристроить» «бешеные деньги», довольно много.

 

Как этому противостоять? Найти верные рецепты довольно трудно. Но самое разумное, пожалуй, распределить среди своих, белорусов, то, что еще принадлежит государству. Землю, прежде всего, сельскохозяйственные угодья. Нет денег – подарить, приватизировать за символическую плату. Но времени для этого всё меньше и меньше.

Впрочем, можно пытаться продолжать сидеть «на двух стульях». «Ласковое дитятко двух маток сосет», – говорил мне в детстве отец. И добавлял: «А неласковое – ни одной». Европейский Союз осторожно пытается войти в Белоруссию – через культуру, туризм, образование. И это у него получается. Но нужно помнить, что Европе белорусские поля не нужны. Достаточно обратиться к опыту стран Балтии. Эти поля нужны нам. И нужны белорусам. Покуда не упразднена граница в Красном.

 

Покамест эта граница только усиливается: солдатики на выходе из оршанской электрички проверяют у прибывших в Россию паспорта. Результат движения Батьки навстречу Западу – для представителей соответствующих стран белорусская граница теперь открыта. Нас это, разумеется, не касается, и наша погранслужба действует.

 

Поездом через Смоленск за свою жизнь я проехала, как минимум, полусотню раз. А поглядеть остановилась впервые. Верховья Днепра. Где Днепр, там кручи. Рельеф города напоминает какой-нибудь швейцарский Лозанн: длительный и мощный подъем по центральной улице. Исторические и духовные ценности. Жемчужины православной архитектуры. Неповторимые виды с холмов на город. Привокзальные улицы – не переломайте ноги.

 

Ласточка «Смоленск – Москва» — четыре часа безнадёги с остановками в городах воинской славы и пугающими подступами к ним. За четыре часа ни одного поля. Всё заросло. Даже кучи.

 

3109921 3109925 3109927 3109929 3109931 

 

* * *

Примерно в то же время, в которое начинается это повествование, я купила для дочери книгу на белорусском языке – по истории Белоруссии в лицах.[1] Задолго до дискуссии об объединении и прочих геополитических телодвижений. Красочная книга, написанная свободным человеком для детей свободной страны. Сняв её как-то недавно с полки, я вдруг обратила внимание: стартовав в первом тысячелетии, повествование книги заканчивается на XVII веке. И дальше ничего нет – только «Песняры белорусской земли». 300 лет как будто ничего не было.

…Кроить время и пространство России под силу. Вопрос в том, сколько столетий вычеркнут потом другие народы из истории своей страны. Почитайте, ей Богу, поучительно.

 

3109923

 

 



[1] Уладзiмiр Бутрамееу. Вялiкiя i славутыя людзi зямлi Беларускай. Мiнск, Беларуская энцыклапедыя, 2005.

echo.msk.ru

Здесь начинается Россия — На велосипеде по миру — LiveJournal

«Русский мир»……
Мало кто знает, что это такое, где он расположен и где он заканчивается.
Для идеологов СССР 2.0, Русский мир — это весь бывший Союз. Для либералов-либерастов — это Россия до 2014 года без Крыма и еще желательно без Сибири, Дальнего Востока и Кавказа. Из всего этого набора ясно одно, явных западных границ Русского мира не существует, но зато есть явная восточная граница — это Камчатка, это там, где начинается Россия, там где начинается Русский мир.

1. Посетив больше четырех десятков разных стран, осознал, что России я толком то и не видел. Самая западная точка — это Калининград, южная — это Кавказ, северная — мой родной Новоаганск, восточная — Владивосток. Но мне всегда хотелось на Камчатку, для меня это была terra incognito похлеще Ирана, куда я наведывался этой зимой.
Камчатка — это 8 часов лёта из Москвы, это 9 часовых поясов. Когда в Калининграде 2 часа дня, в Петропавловск-Камчатском полночь.

2. Основной целью визита на Камчатку был Авачинский лыжный марафон, который по традиции собирает самых сильных лыжников и биатлонистов под конец сезона. В подтверждение этих слов мы летели в одном самолете с олимпийскими чемпионками и чемпионами по биатлону, а за несколько дней до нас на Камчатку приехала едва ли не в полном составе спринтерская группа лыжной сборной России во главе с олимпийским чемпионом Никитой Крюковым.

3. Первое, что бросилось в глаза на Камчатке — это количество снега! Несмотря на то, что сейчас середина апреля, его там хоть отбавляй.

4. Первый день по прилету получился очень скомканным. Во-первых, долгий перелет из Самары через Москву в П.-Камчатский. Во-вторых, разница во времени 8 часов.
В качестве небольшого совета едущим на Камчатку. Чтобы быстро войти в камчатский режим, подготовьтесь заранее на материке, т.е. дома (камчадалы называют закамчатье материком) — рано ложиться, рано вставать. И самое главное в первый день по прилету не ложитесь спать в обед, дотерпите до вечера.

5. Спать хотелось весь день и чтобы хоть как-то убить сонливость отправились на обзорную экскурсию по столице Камчатского края. Петропавловск-Камчатский — это эдакий заповедник советской эпохи. Песню легендарных Битлз Back in the USSR можно сделать гимном Камчатки.
Город расположен на берегу Авачинской бухты у подножия трех вулканов Корякского, Авачинского и Козельского. К сожалению в первый день была пасмурная погода и увидеть удалось только бухту.

6.

7. А этот памятник, думаю, узнали все, кто хоть раз смотрел прогноз погоды. Надпись на памятнике: «Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, небесные покровители стольного града земли Камчатской. 300 лет Православию на Камчатке».

8. Основная ценность Камчатки, местный бренд — красная икра. Для нас, живущих на материке, на просто красная икра. Для камчадалов она — икра кеты, икра кижуча, икра чавычи, икра горбуши, икра нерки и т.п. и еще малосольная, сильно соленая и т.д.

9. Во второй день пребывания на Камчатке началась подготовка к Авачинскому марафону. Большинство местных лыжников катаются практически в чем мать родила. Я тоже решил последовать их примеру.

10. Глядя на эту Афродиту, в одежде кататься как-то совесть не позволяет.

11. В апреле здесь еще только-только начинается весна. Идеально чистый снег, чистый воздух, красивая природа — рай для всех любителей зимних видов спорта.

12. Камчатка — суровый край. Зачем ставить лавочки, если все равно снега выпадает по 3-4 метра. Лавочку можно делать сразу из снега. Во второй день с погодой стало немного получше, с утра было ясное небо, но после обеда снова пошел снег.

13. Но зато начиная с третьего дня камчатские вулканы предстали во всей красе — на небе не было ни облачка. Типичный камчатский вид: 3 метра снега, японская машина и Авачинский вулкан.

14. В третий день тренировались вместе с Олимпийским чемпионом Никитой Крюковым и чемпионом Мира Алексеем Петуховым. Хорошая компания.

15. Слева направо: Корякский вулкан, Авачинский вулкан, Козельский вулкан. Из этой троицы активный только Авачинский. Он правда пока немного задремал, но готов проснуться в любую секунду.

16. Вечером поехали смотреть на Вилючинский вулкан, который находится на противоположной стороне Авачинской бухты и на сивучей (морских львов), которые живут на пристани Моховая. Потрясающие виды!

17. В третий день снова решили кататься на лыжах. На Камчатке отличная инфраструктура для лыжников и биатлонистов. Я насчитал только 6-7 ратраков, которые готовят лыжню. У нас в Самаре в три раза меньше. Отличный биатлонный стадион и самое главное отличный снег.
Нашим сборным командам в связи с кризисом запретили проводить сборы за границей, поэтому Камчатка — это выход из сложившегося положения.

18. На сборы в П.-Камчатский приехал бронзовый призер Олимпиады в Сочи Илья Черноусов. Он здесь уже 2 недели находился. По плану он должен был задержаться здесь еще на неделю, но у него родился ребенок.

19. Дома на Камчатке, как правило, не выше трех-четырех этажей. Сейсмическая активность тому причина. Во время одного из визитов Путина на Камчатку ему кто-то пожаловался, что дома на ладан дышат и если, не дай бог, тряханет, развалится весь город. Путин дал денег, часть из которых, как водится у нас на Руси, разворовали, но другую часть все-таки пустили по назначению. Сделали усиливающие колонны и обшили дома сайдингом.

20. Первоклассники Соня и Богдан — мои новые друзья. Записал с ними интересное видео. Выложу его потом. Они уже второй день копают яму на школьном стадионе, чтобы посмотреть есть там газон на дне или нет.

21. Высота баскетбольного кольца, к слову, 3.05 метра.

22. Обычная тропинка, ведущая к гаражу или сарайке.

23. Вечером поехали купаться на термальные источники.

24. Красавец Корякский вулкан.

25. По пути в поселок Пататунка (там термальные бассейны расположены) заехали в аномальную зону — городок Елизово, который расположен всего в 20 км от П.-Камчатского. Если в столице края снега наметено по третий этаж, то в Елизово его практически нет. Соня на детской площадке мне так и сказала: «У меня бабушка в Елизово живет, там уже можно ходить на каблуках!»

26. Камчатка — рай для любителей хели-ски. Ми-8 трудятся здесь не покладая рук, т.е. винтов.

27. Лыжный сезон закрываем, купальный открываем.

28. Четвертый день самый важный. Марафон. Впереди 60 км.

29. Про марафон я подробно здесь рассказал: http://dima-pashchenko.livejournal.com/151390.html
Мой результат: 60 км за 3 часа 5 минут. Первые 30 км за 1 час 24 минуты.

30. Каждый, кто финишировал и уложился в лимит времени — это победитель, поэтому заслуженная медаль финишера на шею.

31. Для большинства Авачинский марафон — это своеобразное закрытие лыжного сезона. А сезон принято закрывать с песнями, плясками и т.д. и т.п. Но про это уже не в ЖЖ. После марафона мы поехали снова в Паратунку на термальные источники.
……….
На следующий день надо было улетать домой.

32. Говорим «До свидания» Вилючинскому вулкану….

33. …. и «До скорых встреч» Корякскому, Авачинскому и Козельскому вулканам.

34. Вдали показался и тут же скрылся Жупановский вулкан. Обязательно приеду сюда еще раз летом, чтобы по полной программе насладиться вулканами, гейзерами и рыбалкой.

36. Летим на запад вслед за солнцем. Вылетели из П.-Камчатского в 12:45, прилетели в Москву в 12:00. Это были самые длинные сутки в моей жизни — 32 часа.

37. Восточная Сибирь. Река Яна в районе города Верхоянск.

38. Северный ледовитый океан в районе устья Енисея. Впереди еще были несколько часов полета, серая Москва и не менее серая Самара. Так буднично закончился мой вояж на Камчатку.

Post scriptum
Камчатка — великолепное место. Там есть все, что только может пожелать настоящий путешественник, кроме одного — инфраструктуры. Практически нет дорог, нет никакой информации для туристов. При должном внимании со стороны местных властей из Камчатки мог бы получится курорт не хуже Красной поляны, а то и лучше.

Post post scriptum
Какая же все-таки огромная Россия!!! Летом на велосипеде я бывало за один день проезжал 4 страны. А здесь 8-9 часов на самолете и это все еще моя Родина!
Люблю тебя, Русский мир.

Не переключайтесь, в друзья добавляйтесь.

О Камчатке
Бюджет поездки на Камчатку

Там, где начинается Россия

Голышом на лыжах

dima-pashchenko.livejournal.com

Где начинается и где заканчивается Россия?

Мы всё время удивляемся тому, как нас воспринимают за рубежом. Особенно, когда бредовые русофобские истерики закатывают в той же Литве. На самом деле вина лежит на нас. В широком смысле слова «нас». Ведь мы не сформулировали до сих пор национальную идеологию России, не подкрепили её законодательно и потому нам нечего разъяснять соседям или тем же янки. Мы и между собой не можем договориться, кто такие русские и что такое Русский Мир.

«Где я — там Россия» только звучит красиво, а де-факто и де-юре после развала СССР Ельцин и Ко бросили за пределами России десятки миллионов русских, законодательно сделав невозможным их массовый въезд и обустройство в России. Я знаю, чем это было вызвано, я дружу с человеком, который в те годы готовил законопроект в Думе, который был зарублен ради законодательного шлагбаума. Но речь о другом — о национальной идее.


Пока она не существует в виде законодательного акта и не прописана в Конституции, остается масса возможностей для спекуляций. В том числе, и наших противников. Оставив пустое мест вместо четко оформленных взглядов на Русь, мы даем в руки русофобов оружие, которым они с удовольствием размахивают, формируя под себя что прибалтийских лимитрофов, что жителей Украины, что республик Кавказа и Средней Азии. Они пролазят всюду, куда мы по недомыслию не дотягиваемся и кому не можем внятно ответить на вопрос, какими мы видим Россию и отношения с соседями.

Ниже выдержки из того, как прибалты Лауринас Кащюнас и Шарунас Легатас отвечают за нас и вместо нас:

          «Россия никогда точно не определяла, где начинаются и где заканчиваются ее границы. Исторически эта дилемма разжигала конфликты с соседними народами, для которых дилемма российского «определения границ» всегда значила одно и то же – российский империализм, не признающий права соседних народов на государственность.

С 1832 г. официальной идеологией Царской России стала концепция, предложенная царю Николаю I графом Сергеем Уваровым, которую в сжатом виде могут охарактеризовать три важнейших аспекта – «православие, автократия, национализм», после революции 1917 г. ее сменил марксизм-ленинизм.

Когда у власти закрепился В.Путин … в доктрине внешней политики выявились черты концепции славянофилов и евроазиатства. Самым известным идеологом славянофильства последних десятилетий считается известный российский новеллист, историк и лауреат Нобелевской премии, активно критиковавший советский режим Александр Солженицын. Солженицын вернул в постсоветскую Россию значимость идеологии славянофилов. Он критиковал новый класс олигархов, оппонировал ностальгии по советскому времени, высказывался за современный патриотизм, призывал заботиться о национальном характере Православной Церкви и его развитии, призывал власть отказаться от амбиций, связанных не со славянскими постсоветскими странами, но вместе с тем, высказывался за создании Российско-Украинско-Белорусской Федерации, за что его связывали с имперским мышлением.

Между тем представители евроазиатства лелеяли имперский национализм или супернационализм, осознавая, что к российскому народу должны принадлежать не только этнические русские, но и жители всех этнических групп империи. Представители евроазиатства, осознававшие русский народ в широком смысле, хотели ускорить интеграцию народов империи, а этнические, религиозные и другие культурные различия, мешающие формированию имперского самосознания, сделать незначимыми.

Поэтому представителей евроазиатства в дискурсе сегодняшней России можно считать родоначальниками очень значимого политического (россияне) и культурно-этнического (русские) различия в самосознании. Основная ось дебатов между представителями евроазиатства, славянофилов и сторонниками политической (россияне) и культурно-этнического (русские) самосознания – спор о том, чем является Россия — национальным государством или цивилизацией. Иными словами, процесс развития русского самосознания постоянно балансировал между двумя альтернативами – моделями этнического или супернационального общества.

После развала СССР официальной опорой российской внешней политики стала концепция «соотечественников», которая по сути соответствует идеологии славянофилов. Несмотря на то, что эта категория была утверждена уже в 1992 г., первой реальной попыткой России «защитить» своих «соотечественников» стала российская военная интервенция в Грузии в 2008 г. Однако тот факт, что этнические русские составляли всего 2% жителей Южной Осетии и Абхазии, свидетельствовал, что концепция защиты «соотечественников» вряд ли могла оправдать эту военную интервенцию.

Появилась потребность в новых схемах самосознания, которые сочетали бы в себе больше чем только категории этнического русского или гражданина. Современная российская государственная идеология – «русский мир» Такие возможности дала идея «Русского мира», поскольку она охватывает не только тех людей, которые чувствуют культурную или языковую общность, но и людей с одинаковым мировоззрением или общностью исторической судьбы (к примеру, интерпретация последствий Второй мировой войны).

Формулу «Русского мира» можно охарактеризовать так: «кто говорит в быту на русском языке или мыслит русскими концепциями, тот готов действовать, как Россия». Впервые официально В.Путин использовал понятие «русского мира» на Всемирном конгрессе соотечественников, живущих за рубежом, в 2001 г.: «Понятие «русский мир» характеризует намного больше, чем географические границы России и даже больше, чем границы российской диаспоры». Концепцию «Русского мира» можно оценить и как «бренд» государства, укрепляющий голос России на международной арене, и как как определенное выражение философско-религиозного мессианства, т.е. попытку сделать российские ценности и мировоззрение «универсальными».

Особое внимание своей мягкой силе, своему «бренду» и идеям во внешней политике Россия стала уделять только после «оранжевой» революции 2004 г. в Украине, которая стала символом провала России в трансформационных процессах на постсоветском пространстве. Произошел перелом, после которого Россия стала инвестировать в укрепление своей мягкой силы – расширять влияние не только через давление или насильно, но примерами и идеями. В 2008 г. в заявлениях российских чиновников высшего эшелона появляется понятие цивилизационного самосознания, усиливается риторика, ориентированная на то, что Россия — это больше цивилизация, чем нация, поэтому она должна идти своим путем, вымощенным русскими традициями развития.

В тот же самый год концепция «Русского мира» утверждается в документах внешней политики России. В 2008 г. в концепции внешней политики России акцентируют, что «глобальные состязания требуют и цивилизационной мерки, которая предусматривает конкуренцию между разными ценностными системами, моделями развития и экономики». По словам Алексея Полегкого, идеологическая концепция «Русского мира» опирается на три важных опоры: расширение русского языка, православие и общую историческую память.

В последнее время Российская православная церковь активно включилась в дискуссии о России как самобытной цивилизации и выдвинула идею «Святой Руси», которая объединит Россию, Украину, Беларусь и Молдову. В соответствии с этой идеей будет интегрировано все православное культурное и политическое пространство и утвержден общий взгляд на различные социальные и культурные процессы. В современной России православие создает альтернативу идеям западной демократии. Между тем нарратив «победителей» во Второй мировой войне в России является осью доминирующего исторического рассказа.

Этой опоре характерна крепкая линия единой исторической судьбы славянских народов (или «народов-победителей»). Важно подчеркнуть и то, что эту линию признают и в Западной Европе, а это позволяет пропихивать в подзаголовки и балтийские народы, которые одинаково отрицательно оценивают как коммунистический, так и нацистский режимы, исторические рассказы, противоречащие нарративу «победителей».

Эти опоры делают концепцию «Русского мира» гибкой, приспосабливающейся к обстоятельствам и поэтому она более емкая нежели категория «соотечественников» или другая культурно-языковая категория. В поле действия этой концепции могут попасть не только этнические русские, живущие в соседних странах, но и необязательно русскоязычные общественные группы, историческая память которых соответствует историческому рассказу «победителей» во ВМВ, и те слои жителей, для которых более приемлемо отношение Российской православной церкви к социальным и культурным процессам в Европе, нежели либеральные идеи Запада.

Такая идеологическая многогранность «Русского мира» на пользу российской геополитике. Еще один перелом в процессах формирования самосознания в России произошел после аннексии Крыма, когда пресс-секретарь В.Путина Дмитрий Песков, комментируя аннексию Крыма, заявил, что В.Путин — гарант безопасности не только России и ее соотечественников, но и всего «Русского мира». Так Россия из национального государства стала государством-цивилизацией.

Параллельно расширилось и пространство ее геополитических интересов. Очевидно, что концепция «Русского мира» не ограничивается целью собрать под своим зонтиком русскую диаспору. Основной отличительной чертой гражданина «Русского мира» становится враждебность к Западу и возникающее из этого стремление отделиться от него. При этом от понятия русскости отделяется такие характеристики, как этническая принадлежность и культурное самосознание, эта концепция ориентируется на более просто социальным образом конструируемые элементы самосознания человека, например, такие как историческая память, политические взгляды и ценностная ориентация.

Геополитически идея «Русского мира» связана с дискредитацией и ослаблением западных евроатлантических структур, созданием альтернативы. Цель Кремля в Литве и других странах Балтии – идеологически отпугнуть общества этих стран от евроатлантического интеграционного пространства, укрепить нарратив стран Балтии как «ненастоящего Запада» и «ненастоящей Европы», заострять социальные проблемы и так повышать недоверие общества к государству, разрушать связи между обществом и государством, поощрять протестные направления, равнодушие к вопросам дальнейшего развития государства.

Все это поддерживает образ стран Балтии как «временных» политических образований. При доминировании такого тождества России и осознания окружающего мира любая попытка Литвы делать уступки в одностороннем порядке или как-то иным образом угодить будет расцениваться как признак слабости. В поисках модели сосуществования с Россией нужно ясно осознавать, что односторонние действия Литвы ничего не дадут, поскольку в данном случае самое главное — не действия России, а то, как нас видит и осознает Кремль».

Как видим, прибалты весьма искусны и с удовольствием вместо нас и за нас объясняют всем и каждому, какие плохие русские, Русский Мир, Россия и русская национальная идея. Свято место пусто не бывает и нам пора давно уже предлагать миру свой аналог » Pax Americana».

https://ru.delfi.lt/opinions/comments/gde-nachinaetsya-i-gde-zakanchivae…

 

naspravdi.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о