От матрёшки до пель-няня — Город. Новости Салехард, ЯНАО.
Накануне Дня народного единства страна писала «Большой этнографический диктант». Вместе со всеми «за парту» 2 ноября сели и жители Арктического региона.
Этнодиктант проходил в стране в третий раз. Его цель – оценить уровень этнографической грамотности населения, его знания о народах, проживающих в России, привлечь внимание к этнографии как науке, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений. С каждым годом желающих пройти тестирование становится всё больше, об этом свидетельствуют цифры. Так, на Ямале в 2016 году было организовано двадцать площадок, участие в культурно-просветительской акции приняли 1 295 человек, прошлой осенью площадок было уже 30, участников – 1 442.
В этом году в округе было организовано сорок площадок, лидерами по их количеству стали Пуровский, Тазовский и Ямальский районы – там работало по шесть площадок. Участие в акции приняли 1 984 человека. Самому младшему 5 лет, старшему – 80.
Мне, как журналисту, пишущему в том числе на этнические темы, тоже было интересно проверить свой уровень этнографической грамотности. Поэтому к назначенному времени я пришла в МВК имени И.С. Шемановского (вторая площадка была организована на базе Библиотеки дружбы народов), как говорится, в двух ипостасях: и как представитель городской газеты, и как участник диктанта. Зарегистрировавшись, принялась за основную работу. Первый вопрос Ирине Краморевой, региональному куратору мероприятия: кто может сесть «за парту»?
– Принять участие в диктанте может любой желающий, владеющий русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства, – поясняет она. – Хочу заметить, что если в прошлые годы участники должны были быть не младше 15 лет, то в этом году возрастных ограничений нет.
На нашей площадке собралось 116 человек – школьники, студенты, пенсионеры, представители разных профессий.
Некоторые пришли в национальной одежде, что сразу настраивало на нужный лад. Много знакомых лиц. Вот Хамисат Хизриева, член Союза писателей России, первая женщина-поэт Южного Дагестана. О ней наша газета писала не раз. На диктант пришла вместе с внучкой, девятиклассницей Ильмуханум.– Услышала о диктанте на одном мероприятии, посвящённом дружбе народов, стало интересно, – рассказывает Хамисат Казихановна. – В силах своих уверена, и жизненный опыт есть, и педагогическое образование поможет.
Ровно в 12:00 раздали листы с тридцатью вопросами. Темы самые разные: современное законодательство, регулирующее национальную политику в России, история, культура, религия. Две трети вопросов – общие, на них отвечала вся страна. Например, надо было ответить, что такое «пель-нянь», или по-удмуртски хлебное ушко, что означает название русской куклы «матрёшка», где находится известный центр чукотско-эскимосского косторезного промысла… Десять вопросов касались нашего региона: что такое оленеводство, символом чего является лось у народа ханты, как в старину называли Уральские горы… На выполнение заданий отводилось 45 минут.
– Не скажу, что было сложно, но подумать всё же пришлось, особенно над вопросами, касающимися государственного устройства, – поделилась после диктанта своими впечатлениями Татьяна Завальная, сотрудник ОГТРК «Ямал-Регион». Как и я, она решила совместить работу с участием в акции. – Поставил в тупик вопрос о крыше «на самцах». Ни один из вариантов ответов, что же это такое, я так и не выбрала.
В социальной сети «ВКонтакте» в группе «Большой этнографический диктант. Ямал» (www.vk.com/miretno89) 6 ноября были опубликованы результаты участников площадки, организованной на базе МВК. Сто баллов, к сожалению, никто не набрал, но многие заработали твёрдую четвёрку, в том числе и я. Где я промахнулась, узнаю уже 10 ноября. В этот день на сайте www.miretno.ru будут опубликованы правильные ответы на задания и разбор типичных ошибок.
Большой этнографический диктант 2018 вопросы ответы
Сегодня, 2 ноября, в 10 часов по московскому времени началось тестирование в рамках всероссийской акции «Большой этнографический диктант».
Вопросы диктанта с правильными ответами:
Вопрос №1
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» — какой государственный документ начинается этими словами?
- Конституция Российской Федерации
Вопрос №2
Из какого государственного источника официально известно о численности национальностей и языков в Российской Федерации?
- Государственная перепись населения
Вопрос №3
Что из перечисленного ниже соответствует целям государственной национальной политики России?
- Все народы России сохраняют свою самобытность и образуют российскую гражданскую нацию
Вопрос №4
Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Какое количество республик в составе Российской Федерации?
- 22
Вопрос №5
Согласно действующему закону, коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока России признаются этнические общности небольшой численности. Какая это численность?
- Пятьдесят тысяч человек
Вопрос №6
Кто из всемирно известных исследователей внес особый вклад в этнографическое изучение народов Восточной Сибири?
- Федор Иванович Миллер (1705-1783), автор многих трудов, в том числе «О народах, издревле в России обитавших»
Вопрос №7
Старейшая мечеть в России, построенная в 733-734 гг., и внесенная в реестр мирового наследия ЮНЕСКО находится в городе:
- Дербент
Вопрос №8
Какой из тюркских народов России называет себя в честь одного из золотоордынских ханов XIII века?
- Ногайцы
Вопрос №9
На какой территории русский язык является государственным языком?
- На всей территории Российской Федерации без исключения
Вопрос №10
Ограничены ли законом права гражданина Российской Федерации, если гражданин не знает или недостаточно знает государственный язык?
- Основные политические, экономические, социальные и культурные права гражданина РФ не зависят от знания какого-либо языка
Вопрос №11
Точно подсчитать число используемых в России языков затруднительно. Знание какого количества языков назвали граждане России по время переписи населения?
- Свыше 200 языков
Вопрос №12
Что означает название русской куклы «Матрешка»?
- Многодетная мать-крестьянка с дородной фигурой
Вопрос №13
Как называется старинная ювелирная техника народных мастеров Костромской области, представляющая собой ажурный или проволочный узор в виде морозных рисунков?
- Скань, филигрань
Вопрос №14
Почему для марийцев рощи имеют особое значение?
- Это места народных молений
Вопрос №15
Какой традиционный народный промысел Урала получил всеобщее признание и сохраняется до настоящего времени?
Похожие записи
- Камнерезно-гранильное производство
Вопрос №16
В традиционной срубной избе ставят крышу «на самцах». Что это такое?
- Крыша без стропил
Вопрос №17
Назовите населенный пункт, где находится известный центр чукотско-эскимосского косторезного промысла
- Уэлен
Вопрос №18
Существует русская поговорка «Первый блин комом». А на самом деле она звучала как «первый блин комам». Кто же были «комы», для которых весной пекли блины, чтобы задобрить?
- Медведи
Вопрос №19
Что такое «пель-нянь» или по-удмуртски хлебное ушко?
- Пельмень
Вопрос №20
Чем угощают (встречают) новобрачных у башкир и татар, чтобы жизнь молодой семьи была богатой и счастливой?
- Масло и мед
Вопрос №21
Финифть – это русский народный промысел, существующий с XVIII века в Ярославской и Вологодской областях. Как выглядит финифть?
- Художественное произведение, изготовленное с помощью стекловидного порошка, эмали
Вопрос №22
В старину на Руси женские головные уборы различались на замужние и девичьи. В чем же было различие?
- У замужних головной убор полностью закрывал волосы
Вопрос №23
Что на Урале означает традиционное наименование «сыро́к»?
- Рыба пелядь ценного промыслового рода сиговых
Вопрос №24
Где и когда зародилось художественное Касли́нское литье, чугунные элементы которого покрывались черной краской «голландская сажа»?
- На Урале в конце XVIII века
Вопрос №25
Цаган Сар – один из любимых праздников у калмыков России. Название праздника переводится как «белый месяц», потому что белый цвет означает чистоту, свет и добро. Люди надевают лучшую одежду, готовят лучшие блюда для гостей. Что же празднуют во время Цаган
- Начало весны
Вопрос №26
Какой из предметов одежды кубанские казаки позаимствовали у соседних кавказских народов:
- Бурка, черкеска
Вопрос №27
У какого народа борьба на полотенцах – традиционный вид спорта?
- Башкиры
Вопрос №28
Какое блюдо в виде круглого открытого пирога появилось в Западной Сибири вместе с русскими переселенцами?
- Шаньга
Вопрос №29
Что используется в качестве традиционных часов у кочевых народов Сибири?
- Лучи солнца, проникающие сквозь дымовое отверстие жилища
Вопрос №30
Чтобы защитить мясо от мошкары в традиционном жилище народов Сибири, продукт подвешивают. Почему мясо не портится?
- Подвергается воздействию дыма от очага
Знания инуитов исчезают со льдом
Загрузка
Сохранение
(Изображение предоставлено Alamy)
Крис Бараниук, 12 октября 2021 г.
Инуиты, живущие в Арктике на протяжении тысячелетий, славятся своей способностью выживать в экстремальных условиях. Но по мере того, как лед отступает, эти с трудом заработанные знания теряются.
A
Около 1600 человек живут в деревне Понд-Инлет, или Миттиматалик, как она известна на инуитском языке инуктитут. Это община, спрятавшаяся между горами на северном берегу Баффиновой Земли в Канаде, — место севернее самой северной оконечности материковой Норвегии. Зимой температура падает в среднем до -35°C (-31°F), хотя известно, что она опускается ниже -50°C (-58°F).
Это не то место, которое у некоторых сразу ассоциируется с «глобальным потеплением». И все же изменение климата кардинально меняет эту часть мира и влияет на людей, которые там живут.
«Все, что мы делаем, связано с океаном и морским льдом, на который сильно влияет изменение климата», — говорит Наташа Симони, член общины инуитов в Понд-Инлет.
Уменьшение льда, более теплые зимы и изменение погодных условий — не просто фоновый шум для таких людей, как Симони. Эти вещи могут изменить весь ее образ жизни. Она объясняет, как старейшины в ее сообществе стали неохотно делиться традиционными методами предсказания погоды, поскольку климат так сильно изменился. «Они сомневаются, что это точно», — объясняет она. «Такие вещи больше не обязательно практикуются и передаются».
Арктика, северный полярный регион Земли, нагревается примерно в два раза быстрее, чем остальной мир, и является домом для четырех миллионов человек, которые испытывают особенно быстрое и разрушительное изменение климата. Среди этих жителей Арктики много коренных народов, в том числе инуиты, саамы и чукчи, и это лишь некоторые из них.
Вам также могут понравиться:
- Какой будет Арктика, свободная ото льда?
- Смелый план по спасению арктических льдов с помощью стекла
- Ледяной лагерь, где бродят белые медведи
Существует множество объяснений ускоренной скорости изменений в Арктике, например, как потеря белого отражающего льда приводит к поглощению в этой части мира все большего количества тепловой энергии.
Симони объясняет, как истончение морского льда и слякотные реки делают путешествие по суше с использованием традиционных методов более опасным для людей в ее сообществе. Навыки, связанные с безопасной навигацией, выслеживанием и охотой, все еще передаются, но возможности заниматься этим все больше исчезают. Древние традиции и уникальные формы обмена знаниями находятся под угрозой.
Сюда входят проверенные временем практики, о которых мало кто слышал за пределами Арктики. Алекс Уайтинг, который не инуит, но прожил в Арктике около 30 лет, живет в городе Коцебу, или Кикиктарук, на Аляске. Уайтинг объясняет, что традиционная практика закапывания рыбы в землю и оставления ее там для брожения, которая продлевает срок годности пищевых продуктов, сейчас сложнее, чем когда-то. Этот метод основан на стабильно низких температурах в течение всей зимы.
По мере утраты некоторых арктических традиций исчезают и слова, которые использовались для их описания.
Он также отмечает, как важно уметь передавать знания о безопасном пересечении льдин.
Опытные местные жители знают, как обнаружить трещины во льду по его цвету или текстуре, а также по осторожным постукиваниям ледорубом. Но социальные изменения и более короткие охотничьи сезоны означают, что в наши дни лишь немногие опытные охотники на тюленей отваживаются на такие условия.«Есть еще один или два ребенка, которые занимаются подобными вещами», — говорит Уайтинг. «Он полностью не вымер».
Но угроза его исчезновения все еще витает. Изменение климата — далеко не единственный фактор, угрожающий продолжению этой деятельности, хотя со временем он становится все более вредным.
«Я не думаю, что мы полностью осознали это, это похоже на то, что у нас отнимают весь образ жизни», — говорит Джеки Доусон, профессор и заведующая канадской исследовательской кафедрой в области окружающей среды, общества и политики в Университете Нью-Йорка. Оттава. Она добавляет, что последствия изменения климата настолько дестабилизируют, что могут иметь серьезные последствия для эмоционального и психического здоровья жителей Арктики.
Доусон изучил последствия роста судоходства в канадской Арктике. Из-за сокращения морского льда в последние годы судам стало легче пересекать относительно узкие проходы и каналы, разбросанные по всему региону.
В опубликованном в прошлом году исследовании о присутствии судов и о том, как они могут влиять на сообщества инуитов, Доусон и его коллеги отметили, как местные жители считают, что существует риск для их сезонной охоты. Например, шум корабля может отпугнуть некоторых животных, например тюленей, на которых инуиты охотятся в определенное время года. Для многих инуитов охота является ключевой частью того, как они поддерживают себя в этой отдаленной части мира.
Обнадеживает то, что исследования группы позволили им связаться с Симони и другими местными жителями, а также способствовали более тесному диалогу между инуитами и судоходными компаниями, которые пользуются преимуществами потепления арктических вод. Члены сообщества инуитов обращались к этим фирмам с просьбами, в том числе с просьбой держаться подальше от определенных районов, чтобы защитить местные популяции животных.
К радости Доусона, судоходные компании откликнулись на такие предложения.«Это было чудесно. Мы были так удивлены», добавляет она. «Эти компании также запрашивают информацию в режиме реального времени, например, об охоте, чтобы их можно было избежать». 9(Фото: Alamy) из-за изменения климата? Среди тех, кто занялся этим вопросом, Донна Хаузер, научный сотрудник Международного центра арктических исследований Университета Аляски в Фэрбенксе. Хаузер и его коллеги работали с людьми, живущими в общинах инуитов, в том числе с Уайтингом и командой старших советников в Коцебу, чтобы лучше понять, как сезон охоты изменился вместе с климатом.
Результаты их исследования, опубликованные в августе, показывают, что весенняя охота на морских зайцев в Коцебу закончилась примерно на три недели раньше в 2019 году, чем в 2003 году. сопоставимы с теми, которые наблюдались в разгар лета в середине 20-го века.
Однако эффект на охотников имеет нюансы, говорит Хаузер. Сезон охоты короче, но, с другой стороны, и охотничьи походы тоже, потому что для навигации по льду требуется меньше времени. Это означает, что охотники проводят меньше времени в открытой воде, чем когда-то, и меньше денег на топливо.
«До сих пор мы видели, что охотники способны компенсировать ущерб», — говорит Хаузер. «Я думаю, что проблема заключается в том, что мы не знаем о будущем».
Можно также утверждать, что значительные изменения в деятельности уже указывают на потерю. Клеметти Няккяляярви, научный сотрудник Университета Оулу, изучил различные способы, которыми культуре его народа, саамов, угрожает изменение климата. Саамы живут в районе под названием Сапми, который простирается от северной Норвегии до некоторых частей северо-запада России.
Несмотря на то, что оленеводство можно использовать как средство к существованию или источник дохода для решения проблем, связанных с изменением климата, оленеводство как культурная форма — практика, неизменная в течение очень долгого времени — уязвима, утверждает он.
«Процесс озеленения затрудняет навигацию, перемещение, идентификацию, поиск и стадо северных оленей», — объясняет Няккяляярви.
Все более теплые воды влияют и на рыбу, которую можно ловить. Näkkäläjärvi говорит, что некоторые старые саамские слова выходят из употребления, потому что условия или события, к которым они относятся, больше не происходят.
«Оленевод больше не может всегда доверять своим знаниям, знаниям, которые накапливались веками и которые сохранили успех саамского оленеводства в суровых условиях до наших дней», — добавляет он.
С подобными трудностями столкнулись и ненцы, занимающиеся оленеводством в российской Арктике. Они привыкли мигрировать со своими животными на сотни миль в поисках пастбищ, но изменение климата и связанное с этим развитие нефтегазовой инфраструктуры в этой части мира сделали это невероятное путешествие намного более трудным.
Некоторые навыки могут не передаваться молодому поколению инуитов, потому что изменение климата сделало некоторые традиционные виды деятельности более опасными. уже отреагировали на эти изменения, покинув свои кочевые общины и ассимилировавшись в городских общинах, хотя многие, как сообщается, в результате борются с высоким уровнем алкоголизма, безработицей и проблемами психического здоровья».
В какой-то степени все культуры постоянно находятся в состоянии эволюции и изменений. Было бы неправильно предполагать, что они могут или должны оставаться статичными. Возможно, поэтому при ближайшем рассмотрении мнения людей о том, что означает изменение климата для их культуры, могут быть самыми разными.
Ширли Тагалик переехала на север, в канадскую Арктику, в 1970-х годах и, по ее словам, вышла замуж за члена общины в городке Арвиат на западном берегу Гудзонова залива. С населением, превышающим 2000 человек, Арвиат является одним из крупнейших инуитских сообществ.
Тагалик настаивает на том, что, несмотря на опасения по поводу темпов изменения климата сегодня, инуиты реагировали на множество различных климатических изменений в прошлом.
«Культура инуитов заключается в постоянном поиске решений, — говорит она. «И поэтому перед лицом изменения климата требование об обучении молодежи постоянному поиску решений становится первостепенным».
На некоторых животных стало труднее охотиться, признает она, но отмечает, что, с другой стороны, вегетационный период некоторых растений стал длиннее. Она предполагает, что овощи не являются равноценной заменой мяса тюленя, но есть возможность адаптироваться и делать больше одного по сравнению с другим.
Тагалик подчеркивает, что именно в размышлениях об изменении климата и реагировании на него культура инуитов может выразить себя и продемонстрировать свою устойчивость.
Хорошо задокументировано, что изменение климата приводит к различным потерям в сообществах по всему миру. Но как бы вы ни измеряли эти потери, ясно, что коренные народы Арктики испытывают на себе больше, чем большинство.
«Здесь изменения климата настолько реальны, — говорит Симони. «Это моя жизнь.»
—
Эта статья была обновлена 10.14.21. В более ранней версии неверно указывалось, что изменение климата привело к тому, что охотники-инуиты стали проводить больше времени в открытой воде и больше денег на топливо (все наоборот).
—
Join one million Future fans by liking us on Facebook , or follow us on Twitter or Instagram . Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень , который называется «The Essential List» («Основной список») — подборка историй от BBC Future , Worklife , Путешествия и Катушка доставляется на ваш почтовый ящик каждую пятницу.
;
ЧУКЧИ И ЭСКИМО
День 1 АНАДЫРЬ
По прилету в аэропорт Анадырь (административный центр Чукотки) мы встретим Вас, поможем пройти процедуру въезда на пограничную территорию, организуем трансфер на пароме до города Анадырь.
После заселения в выбранный вами отель или апартаменты для экскурсии предлагаем вам познакомиться с городом, его историей, настоящим и прошлым. Во время экскурсии по городу и окрестностям вы посетите памятники и узнаете много нового об известных личностях: Гриневецком, Рытхеу, Мандрикове.
Встреча с гидами — местными жителями, осмотр и обучение (инструктаж по технике безопасности) с необходимым по программе снаряжением.
Ужин на квартире, знакомство с местными традициями, участие в церемонии «кормления духов», которая является неотъемлемой частью любого мероприятия, проводимого местными жителями.
День 2 КАНЧАЛАН
Выезд на вездеходе «Трэкол» в село Канчалан с населением 700 жителей (70 км, 2 – 3 часа)
Экскурсия по селу, обед в интернате, встреча с детьми и педагогами.
Экскурсовод также продемонстрирует церемонию «кормления духов» и расскажет о традициях и быте местных жителей.
После обеда предлагаем отдохнуть во время подледной рыбалки (корюшка, хариус).
Сегодня вы проведете ночь в местной школе. Это очень ностальгично; вы пообщаетесь с детьми оленеводов, поболтаете в стиле страшилки у костра и вспомните свое счастливое детство!
День 3 ОЛЕНЕВОДЧАЯ БРИГАДА
Ранний завтрак.
Выезд на вездеходе «Трэкол» в оленеводческую бригаду (100 – 120 км, 5 – 6 часов).
Встреча с оленеводами, обмен подарками
Чаепитие в яранге, рассказы из жизни тундры.
Семинар по магическому метанию (по желанию).
Ужин из традиционных простых блюд оленеводов, мастер-класс по приготовлению блюд из дичи.
Ночевка в яранге (спальные мешки) или возвращение в Канчалан — по желанию
День 4 КАНЧАЛАН
Дополнительный день в Канчалане (в случае непогоды) или в оленеводческой бригаде — по желанию.
Или возвращение в Анадырь, размещение в гостинице/апартаментах. Баня (паровая баня)
День 5 УЭЛКАЛ
После раннего завтрака выезд на вездеходе «Трэкол» в эскимосскую деревню Уэлкал с населением 100 человек (120 км, 4-5 часов).
Обед – пикник «У крыла» у памятника разбившемуся во время войны самолету.
Прибытие в эскимосскую деревню Уэлкал.