Где находится кунсткамера в питере: режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Содержание

Кунсткамера в Санкт-Петербурге: адрес, как добраться, карта

   В центре Санкт-Петербурга на берегу Невы находится старинное здание с башней, построенное в стиле Петровского барокко. В нем расположен музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – Кунсткамера. Это один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира.

   Русские и советские ученые на протяжении трех столетий собирали бесценные коллекции по истории народов всего мира. А начиналось все, как и многое в этом удивительном городе с Петра I, великого реформатора, в эпоху которого Россия получила новый импульс в своем развитии.

   Стремление к просвещению народа российского выразилось в создании первого российского общедоступного музея, в основу которого была положена личная коллекция Петра I, приобретенная им во время первого путешествия в западную Европу.


   В 1714 году Петр I распорядился перенести столицу из Москвы в Петербург. В это же время в новую столицу перевозят так называемый «государев кабинет», коллекцию редкостей
и библиотеку. Первоначально эти предметы располагались в летнем дворце – первой резиденции царя. Для присмотра за редкостями понадобился целый штат прислуги. Помещение, в котором располагалась коллекция, была названо на европейский манер – кунсткамерой, что в переводе означало «кабинет редкостей». Так, в 1714 году, в России появился первый музей.

   Устройство кабинета редкостей стало для Петра I делом государственной важности. В это время он издает указ, в котором приказывает «все что есть диковинного на Руси: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди, словом все, что зело, старо и необыкновенно, привозить в столицу».

   Все путешествующие отныне должны были покупать разные диковинные предметы и у своих отечественных, и у иноземных людей. Со всех уголков России в Петербург стали приходить различные находки.


   Редкостей становилось все больше и больше. В дворцовых палатах, экспозиции становится тесно, и в 1718 году под Кунсткамеру были отданы кикины палаты – двухэтажный особняк опального вельможа Александра Владимировича Кикина, неподалеку от Смольного собора. Именно в кикиных палатах коллекция редкостей была представлена широкой публике. В отличие от западной Европы, где вход в подобные музеи стоил немалых денег, российская коллекция демонстрировалась всем желающим абсолютно бесплатно. Музей был создан для просветительских целей. Петр I считал, что «охотников до знаний необходимо приучать и угощать, а не денег с них брать». Всех посетителей встречали служители, которые сопровождали «охотников до знаний» по залам, и показывали им редкости с кратким объяснением. Коллекции постоянно пополнялись. Пространства снова не хватало. Стало ясно, что для кабинета редкостей требуется специальное здание.

   С местом, выбранным для строительства здания Кунсткамеры, связана легенда. Однажды, якобы Петр I прогуливаясь по берегу Васильевского острова, увидел необычную сосну. Ветки дерева вросли полукольцом в ствол, и одна из них была похожа на душку большого амбарного замка. «Вот так дерево-монстр»,- воскликнул Петр I. И повелел царь ту сосну срубить, а ту часть с диковинной веткой сохранить, и на этом месте заложить здание Кунсткамеры.

   Строительство здания продолжалось более 10 лет. Царь из личных средств выделял деньги, и лично курировал строительство. К сожалению, Петру I не суждено было увидеть воплощение своей мечты. Торжественное открытие музея состоялось лишь через 3 года после его смерти в

1728 году. Проект был разработан архитектором Маттарнови, и получил личное одобрение государя. В дальнейшем строительные работы вели Кербель, Киавери и Земцов. Здание по тем временам было задумано огромным – 100 м. в длину и 15 м. в ширину, и стало первым монументальным сооружением на стрелке Васильевского острова.

   В плане, здание представляет собой вытянутый прямоугольник, и выполнено в модном тогда стиле петровского барокко. Два трёхэтажных симметричных корпуса, вытянутых вдоль набережной, объединяла центральная парадная часть здания с многоярусной башней, над которой находилась сфера.

   В 1747 году, в здании Кунсткамеры произошел страшный пожар, который нанес колоссальный урон самому зданию и части коллекции. Долгие годы после пожара велись работы по восстановлению здания и интерьеров. Работы по реконструкции здания возглавил известный русский архитектор Савва Чевакинский.

   В 1879 году этнографический и анатомический музеи были объединены в музей антропологии и этнографии, унаследовав коллекции Кунсткамеры и ее историческое здание. В 1903 году музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого, который носит и по сей день.


   Коллекция Фредерика Рюйша была гордостью основателя Кунсткамеры. Петр I купил ее во время своего первого путешествия в Голландию за 30 тыс. гульденов. Сумма по тем временам была гигантская и равнялась годовому бюджету императорского двора. Это анатомическая коллекция действительно уникальна, а особенно ценно собрание заспиртованных зародышей от их зарождения до появления на свет. В этой коллекция более 1000 экземпляров, которые сохранились без особых изменений до наших дней. Процесс индицирования, который изобрел Фредерик Рюйш, в то время считался 8-м чудом света.

   В то время в музее существовал так называемый анатомический театр, куда зрители ходили посмотреть на препарирование уродов. Прямо в центре зала находился стол, на котором и проводили данный процесс. Коллекция делится на две части. Первая – уроды человеческие, вторая часть коллекция посвящена патологиям животных. Также в музее хранятся медицинские инструменты, которыми сам Петр I проводил простейшие операции. Нередко Петр I удалял зубы у различных людей. Коллекция выдернутых зубов Петром I сохранилась до наших дней.

   В музее присутствует большое собрание резного дерева, есть специальный зал индийской культуры, где представлены предметы быта, красочные костюмы, музыкальные инструменты и многое другое. Также есть коллекция японской культуры и быта. Многие русские дипломаты приложили руку к созданию этой коллекции. Старинные доспехи японских самураев представляют огромную ценность. В музее большое собрание японских нэцкэ.


   В Кунсткамере находится огромная коллекция телескопов 18 века. Большой Готторпский глобус привлекает в музей множество посетителей. Глобус установлен на оси, к ней прикреплялся круглый стол. С помощью воды механизм приводился в движение, и глобус начинался вращаться. Он был изготовлен в конце 17 века. Строительство глобуса продолжалось более 10 лет.
   Коллекции Кунсткамеры разнообразны и многочисленны. Это захватывающее путешествие по странам, и изучение культуры и быта различных народов.

Время работы и схема проезда


описание, фотографии и история в путеводитель по музеям Санкт-Петербурга

Кунсткамера — это старейший музей России, основанный в 1714 году на базе личных коллекций Петра I, приобретенных им во время путешествий в Западную Европу. Первоначально они размещались в Летнем дворце Петра I, в специальном помещении, названном «Кунсткамера», что переводится с немецкого как «кабинет редкостей».

Собрание постепенно пополнялось отечественными и иностранными материалами и в 1719 году было открыто для обозрения в Кикиных палатах. Однако удаленность коллекции от центра Петербурга не устраивала Петра: он подыскивает место для строительства специального здания. Выбор императора пал на Стрелку Васильевского острова, который он стремился сделать административным и научным центром молодой столицы. Закладка здания Кунсткамеры состоялось в 1718 году. Это первое музейное строение в России и, видимо, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Здание венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.

Официально в новом здании музей был открыт для посещения в 1728 году. Посещение Кунсткамеры было не просто бесплатным. По словам Юрия Тынянова, «придумано было, чтобы каждый получал при смотрении Кунсткамеры свой интерес: кто туда заходил, того угощали либо чашкой кофе, либо рюмкой водки или венгерского вина.

А на закуску давали цукерброд». Таким оригинальным способом Петр пытался приобщить русский народ к европейской культуре.

В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света.

Адрес: Университетская наб., д. 3.
Режим работы: Музей работает с 11:00 до 18:00. Касса открыта до 17:00.
Выходной день — понедельник.
Санитарный день — последний вторник каждого месяца.

Как доехать до Кунсткамера в Василеостровском районе на автобусе, метро, трамвае, троллейбусе или маршрутке?

Общественный транспорт до Кунсткамера в Василеостровском районе

Не знаете, как доехать до Кунсткамера в Василеостровском районе, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Кунсткамера от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Кунсткамера с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Кунсткамера? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Университетская Наб.; Университетская Набережная; Университет; Биржевая Пл.; Биржевая Площадь; Университетская Наб. Уг. 1-Й И Кадетской Линий В.О.; М. Морская Ул..

Вы можете доехать до Кунсткамера на автобусе, метро, трамвае, троллейбусе или маршрутке. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) 1, 24, 47, 7 (Метро) 3, 5 (Троллейбус) 1

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Кунсткамера с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Кунсткамера проще простого, именно поэтому более 930 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Василеостровского района! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

Кунсткамера Санкт-Петербурга.

История создания, здания и интерьер Кунсткамеры

Кунсткамера — один из главных русских музеев, он основан в 1714 году по приказу императора Петра I. Целью основания стало собрание православных, природных и сделанных человеческимируками ценностей в одном месте. Просветительская деятельность учреждения обязана привести к единению народов России, созданию общности, без которой сложно представить нормальноеразвитие города и страны в целом.

Музей хорошо сохранился в первоначально форме, здание редко затрагивали изменения. Примечательна история с планетарной крышей — она сгорела после десяти с лишним лет эксплуатацииКунсткамеры, а восстановлена лишь через 2 столетия после этого.

История создания Кунсткамеры

Хотя в названии Санкт-Петербурга присутствует приставка «санкт» — святой, император уделял большое внимание развитию науки. Вдохновение для создания музея пришло внезапно. Легендагласит, что Петр во время прогулки по Васильевскому острову увидел берёзу, ствол её причудливо врос в рядом стоящее дерево. Эта уродливая и в некотором плане странная картина сталаповодом для собирания редкостей с явными уродствами.

В первые годы существования музея коллекция содержала в себе живые экспонаты. Прямо здесь жили люди с видимыми отклонениями (чаще всего в росте), посещение заведения сталопопулярным средством развлечения, осмотр таких достопримечательностей проходил регулярно. В настоящий момент Кунсткамера продолжает оставаться символом северной столицы, каждыйгость города стремится сюда попасть хотя бы один раз.

Первые 4 года музей функционировал в Летнем дворце Петербурга, однако из-за огромного и постоянно растущего числа экспонатов стал необходим переезд в дом одного из ближайшихсподвижников царя. Примечательно, что до переезда экспозиция была доступна только определённым слоям населения, в новом же месте её смогли посещать все горожане.

Одно время тут заведовал основатель Российской Академии наук Михаил Ломоносов, при нём здесь открылись планетарий и настоящая обсерватория. Также произошло серьёзное пополнениеколлекции, продолжилась линия, выполняющая задумки Петра. Сбор экспонатов осуществлялся не из-за их цены, императора в первую очередь интересовала их значимость для науки. Он считал, что это поможет в будущем разгадать важные тайны жизни.

Серьёзные изменения произошли в тридцатых годах 19 века, появилось деление на четыре отдельных музея, каждый из которых посвящен своей тематике — этнография, ботаника, минералогия и зоология. Сейчас здание условно делится на две части — Музей антропологии и этнографии (некоторые местные экземпляры не стоит видеть впечатлительным людям) и Мемориальный музейЛомоносова. Наиболее древние экземпляры коллекции находятся в зале Барокко.

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка — Музейный флигель. Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия. Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры — служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.

Кунсткамера в Петербурге, режим работы, экспонаты, экскурсии. Турсервис СПб

Приглашаем на ежедневную обзорную экскурсию по Санкт-Петербургу с посещением Кунсткамеры. Всем, кто интересуется этим популярным в Петербурге музеем полезно знать, что посещение Кунсткамеры без очереди и просмотр самых известных экспонатов возможны только в составе экскурсионной группы. Для сведения:

20/03 – музей закрыт на санитарный день

В дни весенних школьных каникул:

Кунсткамера работает ежедневно с 11-00 до 18-00, а также

26/03 и 27/03 по обычному расписанию

Как проходит экскурсия?

Увлекательное путешествие на комфортабельном автобусе в сопровождении опытного экскурсовода познакомит вас с основными достопримечательностями исторического центра Петербурга. Автобус довезет вас до тех мест, куда непросто добраться на общественном транспорте или пешком. Во время такой экскурсии вы сможете составить дальнейший план знакомства с городом на Неве и сделать прекрасные фото!

После завершения обзорной экскурсии приглашаем в первый музей редкостей – Кунсткамеру. Этот музей был основан по указу Петра I в 1714 году. В основу коллекции «кунштов» (редкостей), легла экспозиция по анатомии и эмбриологии, выкупленная некогда первым российским императором у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйша.

5 лучших экспонатов, которые стоит посмотреть при посещении Кунсткамеры

Итак, редкости, которые запоминаются с первого посещения:

1. Готторпский глобус

Готторпский глобус был передан Петру Великому в 1713 году в виде дипломатического подарка и был много-много лет самым большим в мире, ведь диаметр шара почти 3 метра! Снаружи – карта Земли, а внутри – небо и звезды! Шар пережил пожар 1747 года, 3 революции, войну и блокаду, реставрацию. Расположен на 4 этаже музея.

2. Ладья небесная

Это настоящая заводная китайская игрушка. Корабль движется, а слуги танцуют и музицируют. Они сопровождают божество, окруженное танцовщицами и музыкантами. Возможно, ладью привезли из Пекина в 1720 году. Еще один экспонат Кунсткамеры, сохранившийся с петровских времен.

3. Флейта из человеческой кости

Шаманы Тибета считали, что из бедренной кости человека, обработанной специальным способом, можно извлекать звуки. Флейта использовалась для вызова духов.

4. Астролябия

Астролябия – это инструмент для определения положения звезд. Одним из лучших европейских мастеров в XVI веке, создававшим астролябии, был Гуалтерус Арсениус. В мире сохранились несколько его работ, одна в России. Последним владельцем была великая княгиня Елена Павловна, из её собрания астролябия попала в музей. Изящные технические штучки являлись признаком особой зажиточности и хранились вместе с драгоценностями.

5. Ракшас

Ракшасы, по поверьям, были злыми демонами. Обычно огромные статуи ставились перед входом в храм или дом, для защиты от врагов. При посещении Кунсткамеры на входе Вас встретит Ракшас, который прибыл в Петербург в 1905 году в качестве подарка Николаю Александровичу.

Сколько стоит экскурсия с посещением Кунсткамеры?

Автобусная обзорная экскурсия по Петербургу– популярный способ знакомства с городом!

Цена, как купить билеты

Узнать стоимость экскурсии с посещением Кунсткамеры, информацию о скидках и заказать билеты вы можете на нашем сайте 

 Это займет всего несколько минут!

  • Посещение музея в СПб по программе экскурсии без очереди;
  • Экскурсии ведут опытные экскурсоводы;
  • Экскурсия заканчивается в музее.

Путешествуйте с удовольствием!

Кунсткамера. Достопримечательности. Россия, Санкт-Петербург

Информация о достопримечательности The Kunstkamera

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) – один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.

Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, большинством историков принято считать 1714 год. Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, его, по-видимому, и не существовало. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.

В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 г. впервые были показаны посетителям. Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально «надсмотрителем редкостей и натуралиев» Иоганну Шумахеру.

Эта дата, 1714 г., названа и И.Д. Шумахером (секретарем Академии наук и директором Кунсткамеры и Библиотеки в 1724–1761 гг.) в книге «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук…» (издание 1744 г.): «Библиотека и Кунсткамера учреждены в 1714 году, а в 1724 присоединены к Академии Наук».

Еще раньше, начиная с 1704 г. Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начала собиранию коллекций для будущего музея. Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.

Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718–1727 гг. ) специального здания для музея. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, здание это соседствовало с наиболее важными постройками столицы – зданием «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Здание Кунсткамеры по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук.

Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724  г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

Передача первого русского музея в ведение Академии наук сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.

Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.

Формирование этнографических фондов музея в XVIII – начале XIX вв. связано с именами И.И. Георги, И.А. Гильденштедта, И.Г. и С.Г. Гмелиных, С.П. Крашенин​никова, Г.И. Лангсдорфа, И.И. Лепехина, Ю.Ф. Лисянского, Ф.П. Литке, Д.Г. Мессер​шмидта, Г.Ф. Миллера, Н.Я. Озерецковского, П.С. Палласа, И.П. Фалька и др. В XIX – XX вв. в МАЭ поступили коллекции от И.Ф. Крузенштерна, И.Г. Вознесенского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.В. Юнкера, А.Л. Ященко, А.М. Манизера, Л.А. и А.М. Мер​вартов, П.К. Козлова, В.К. Арсеньева, Н.С. Гумилева и многих других. Кроме того, в состав коллекций Кунсткамеры вошли и собрания ряда известных европейских путешественников Дж. Кука, И.Ф. ван Овермеера‑Фишера, Ф.Ф. фон Зибольда, Л.Фробениуса и др. В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции собранные российскими дипломатами в разных частях мира.

В 30-е годы XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 5 декабря 1878 по предложению директора Этнографического музея академика А.А. Шифнера и директора Анатомического музея академика К.М. Бэра физико-математическое отделение Академии наук постановило учредить Музей антропологии и этнографии, что 10 ноября 1879 г. и было утверждено постановлением Государственного Совета. Таким образом, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, большая часть которых создавалась в 1870-1910 гг., но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

http://kunstkamera.ru/index/300/

Кунсткамера (1728 г.), Санкт-Петербург

Необычным для русского слуха словом «Кунсткамера», что в переводе с немецкого означает «кабинет редкостей», основатель Санкт-Петербурга Петр I назвал собрание своей коллекции раритетов. Идею открыть такой «кабинет» у себя на Родине Петр привез из Европы, где обнаружил не только изобилие подобных учреждений, но и открыл для себя новую тогда науку – анатомию. Тогда же Петр скупил все, что его удивило: книги, приборы, образцы аномалий и другое. На основе привезенного добра Петр основал свою личную коллекцию редкостей. В ее пополнении большую роль играли отечественные экспедиции, покупки за рубежом, поступления от частных лиц. Известные путешественники со всего мира передавали в дар Петру привезенные диковины из разных стран, где они побывали. Пополнение коллекции требовало большего пространства и в 1714 году личное собрание редкостей Петра I и коллекция Аптекарского приказа были перевезены из Москвы в Санкт-Петербург и размещены в Летнем дворце. В 1719 году коллекция «Кунсткамеры» была перевезена «Кикины палаты» близ Смольного двора. С этого времени Кунсткамера становится общедоступной, по приказу Петра I в нее должны были пускать всех желающих.

Такое грандиозное собрание раритетов со всего мира просто обязано было размещаться в собственном здании, поэтому в 1718 году на Стрелке Васильевского острова было заложено здание для диковинных экспонатов, великолепно сохранившееся по сей день. Современное здание «Кунсткамеры» было заложено в 1718 году. Оно стало образцом архитектуры «петровского барокко». Здание состоит из двух корпусов, украшенных фронтонами и объединенных многоярусной башней. Восточный корпус — для библиотеки, западный — для коллекций. В башне и центральном объеме размещались первая обсерватория и анатомический театр. В украшении фасада использованы круглые неглубокие ниши под окнами, двухцветность стен, лепной декор сводов, в интерьерах — скульптурные аллегорические группы, бюсты и медальоны ученых.

В 1728 году состоялось официальное открытие «Кунсткамеры», в которой всегда теперь скапливались толпы зевак. В 1747 году Кунсткамера пострадала от пожара.

Сегодня в «Кунсткамере» находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Он является одним из наиболее полных и интересных в мире. Музей является хранилищем большого количества древних артефактов, но наиболее популярно его собрание анатомических аномалий.

Более ста лет экспонаты Кунсткамеры служили исследователям в области археологии, анатомии и медицины. По особому указу Петра I в Кунсткамеру следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. Один из самых известных экспонатов музея — уникальный Готторпский глобус-планетарий, созданный в XVII веке в Германии. Он был подарен Петру I в ходе Северной войны. Диаметр глобуса составлял 3,1 метра. Снаружи на нем были изображены все известные на тот момент страны, моря и реки, а внутри глобуса находился первый в мире планетарий.

Три верхних этажа Кунсткамеры занимает музей М.В. Ломоносова, где хранятся личные вещи ученого, различные научные приборы, географические карты, астрономические инструменты, мозаики. Великий русский ученый почти четверть века проработал в этом здании.

На основе коллекции «Кунсткамеры» было создано семь музеев: Ботанический, Зоологический, Азиатский, Египетский, Минералогический, Этнографический. Зоологический музей является одним из крупнейших музеев мира. Действующая экспозиция музея насчитывает более 30 тысяч экземпляров, и еще миллионы – хранятся в фондах. Этнографический музей насчитывает более одного миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге Россия

Первый музей в России был основан Петром Великим в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы. Это Кунсткамера, также известная как Музей антропологии и этнографии Петра Великого.

За более чем 300 лет российские и советские ученые собрали бесценные предметы, описывающие людей со всего мира. Текущая коллекция насчитывает около 2 миллионов экспонатов.

Заведение

Все началось с Петра Великого, который хотел просвещать население России и тем самым основал первый публичный музей с собственной коллекцией, собранной во время его поездок по Европе.Интересно, что для посещения музея император предлагал угощения.

Когда столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, эта коллекция первоначально экспонировалась в Летнем дворце. Однако, поскольку было много вещей, за которыми нужно было тщательно ухаживать, было предложено организовать для них специальное место. Он назывался Кунсткамера или Кунсткамера. Это было в далеком 1714 году. По распоряжению императора экспозицию расширили различные камни, растения, животные, старинная посуда и предметы культуры.

Кроме того, в Кунсткамере обитали живые «монстры», которых демонстрировали публике. Это были люди с явными внешними патологиями, например, карлик ростом 1,26 м с двумя пальцами на каждой руке и двумя пальцами на ногах. Его звали Фома. Еще был великан 2,27 м. Петр I лично привез его из-за границы, и звали его Буржуа. После его смерти скелет Бурджуа стал частью коллекции музея.

Из шкафа в музей

По мере того, как коллекция росла, ее пришлось снова перевезти.В 1718 году на Васильевском острове было начато каменное строительство. Он еще не был достроен, но в 1725 году здание было передано Академии наук. Здание Кунсткамеры спроектировано немецким архитектором Георгом Иоганном Маттарновым в стиле петровского барокко.

Фасады были парадными как с юга, так и с севера. Музей построен очень профессионально, как дворцы. Даже его кирпичи заказывались из-за границы. Шпиль здания украшен армиллярной сферой.

Строительные работы закончились в 1727 году, и в том же году сюда переехали библиотека и Готторфский глобус. Обсерватория появилась в Кунсткамере в 1728 году.

К сожалению, 5 декабря 1747 года Глобус и башня сгорели в огне. Позже, в 1777-1779 годах, интерьеры были украшены четырьмя скульптурными группами, бюстами и медальонами. Поскольку к 1830-м годам экспонатов было много, Кунсткамера разделилась на зоологический, этнографический, ботанический и минералогический музеи.

Экспозиция

У большинства туристов Кунсткамера ассоциируется с диковинными «монстрами» и предметами анатомического уродства из Кабинета Фредерика Рюйша. Однако большая часть коллекции принадлежит этнографии.

Залы Северной Америки, Латинской Америки, Японии и Африки расположены на первом этаже. Там вы найдете традиционную одежду, предметы домашнего обихода, оружие и шаманские атрибуты красных — от Аляски до Калифорнии. Японские залы демонстрируют культуру самураев и мирных жителей.Африканская коллекция включает экспонаты ХХ века, и с тех пор она постоянно расширяется.

Второй этаж посвящен Востоку — Китаю и Индонезии. Комнаты Ближнего и Среднего Востока очень красивы, в них красочная одежда, надписи и некоторые культурные атрибуты. Вы также увидите культурные объекты Индии, Таиланда и Вьетнама.

Кунсткамера — один из самых известных и популярных музеев России и Санкт-Петербурга в частности, поэтому его обязательно стоит посетить.


Открыто
Вторник-воскресенье 10: 00-18: 00
Кассир
Открыто 10: 00-17: 00
Закрыто
понедельник, последний вторник каждого месяца,
также 31.12., 01.01. и 09.05
Вход бесплатный
6 декабря


900
Адрес
Университетская набережная 3
Метро / Метро
Адмиралтейская
Автобусы
Университетская набережная 7.24
Тележки
Университетская набережная 1, 10, 11


Кунсткамера входит в состав моих частных туров:

Также вы можете составить индивидуальный тур или забронировать экскурсию внутри.


Поделиться

Кунсткамера Санкт-Петербурга

В 2019 году Музей антропологии и этнографии Петра Великого, или Кунсткамера, давний партнер Университета ИТМО, отмечает свое 305-летие.Среди мероприятий, проведенных по этому случаю, — лекция экскурсовода Натальи Риктер «Кунсткамера — Первый Русский музей: 305 лет традиций». Вот некоторые из основных моментов из истории первого музея в России.

Дитя десяти архитекторов

Кунсткамера, первый публичный музей в России, была основана в 1714 году, когда Петр Великий приказал перевезти свою коллекцию раритетов и диковинок из Москвы в недавно основанный Санкт-Петербург.Петербург. Предметы разместили в помещении, получившем название Кунсткамера — «кабинет раритетов». Особое здание начали строить в 1718 году.

Однако проекту не повезло. Его первый архитектор, Андреас Шлютер , умер еще до того, как был заложен фундамент, так как ему удалось создать только первоначальный проект. Его помощник, Георг Иоганн Маттарнови , взял на себя проект своего наставника, которым он руководил всего год, прежде чем умер в 1719 году. За ним последовал Николаус Хербель , который также не дожил до завершения проекта и умер в 1724 году. .Четвертым архитектором здания был Гаэтано Чиавери ; как сообщается, Петр I лично принимал участие в его работе.

Музей антропологии и этнографии Кунсткамеры. Кредит: shutterstock.com

«В некоторых залах Кунсткамеры большие окна — подарок самого Петра. Когда Чиавери представил свои эскизы, окна были меньше, на что Император сказал, что здесь, на Севере, где пасмурно и мрачно, большие окна будут давать больше света », — поясняет Наталья Риктер.

Кьявери тоже не смог закончить свою работу: после него здание достроили архитекторы Земцов , Шумахер и Трезини . В 1747 году, после того, как здание сильно пострадало от пожара и его башня частично разрушилась, реконструкцию провел Савва Чевакинский , архитектор и друг Михаила Ломоносова . По словам Риктера, когда великий ученый увидел эскизы нового большого зала, где собирались ученые, он пошутил, что от этого «меньше пахло академическими дебатами и больше обедом».

Однако башня так и не была восстановлена. Более 200 лет здание простояло «без головы», и только после Второй мировой войны было принято решение восстановить его верхнюю часть башни и купол, проект был выполнен архитектором и историком Робертом Каплан-Ингелем .

Обсерватория Петербургской Академии наук. Кредит: kunstkamera.ru

В коллекции

Петр Великий приложил много усилий, чтобы пополнить свою коллекцию, приказав другим приносить ему редкие и любопытные предметы: от необычных животных до камней, на которых написано древнее письмо.Иногда желание знати угодить Императору и внести особенно ценный вклад в его коллекцию приводило к юмористическим результатам.

«Петербургские Ведомости, издававшиеся практически с момента основания города, писали, что« гетман Малороссийский гетман Скоропадский прислал двух «чудовищ» (архаичный термин для детей, рожденных с тяжелыми генетическими мутациями — Ред.), один самец и одна самка, сросшиеся, и двуглавый теленок.Князь Голицын тем временем прислал двух обычных собак, которые, согласно справке, родились от 60-летней старой девы », — делится Риктер.

Наталья Риктер

Дом науки

Кунсткамера известна не только как музей, но и как один из важнейших научных центров страны. Его сотрудники сделали несколько открытий мирового уровня. Например, Юрий Кнорозов совершил прорыв в лингвистике, расшифровав письменность майя.

Его исследования истории и языка народов майя принесли ему не только национальную, но и мировую известность. Во время защиты его диссертации правление решило немедленно присудить ему высшую степень доктора наук, хотя он и подавал заявку на меньшую степень кандидата наук.

Кнорозов основывал свои исследования на сборе и анализе большого количества данных, которые позволили ему определить около 355 неповторяющихся символов в письмах майя. Затем он определил корневые слова в виде общих групп символов, а затем — другие группы символов, связанные с этими корнями.Все это позволило ему раскрыть значение этих древних символов.

Юрий Кнорозов в 1954 году. Источник: tass.ru

«Его приглашали на международные конференции, и он даже не знал об этом — в КГБ от его имени ответили, что Кнорозов очень занят и не может приехать», — говорит Риктер. «Он всего один раз уехал за границу, на конгресс в Копенгаген. После этого ему не разрешили покинуть страну. Кнорозов был суровым человеком, быстро высказывал свое мнение, и даже его кураторы не знали, чего от него ожидать.”

Творческое наследие Юрия Кнорозова сегодня живет в Кунсткамере. Летом 2019 года в музее открыли сборник лучших работ ученого.

«Кунсткамера продолжает выполнять миссию, данную Петром Великим: не только показывать и просвещать, не только учить, но и учиться. Наш музей продолжает заниматься всем этим и по сей день », — заключает Риктер.

Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии), г.Санкт-Петербург, Россия

Официально известный как Музей антропологии и этнографии, это был первый музей в России и один из старейших в мире. Основатель музея Петр Великий начал собирать диковинки — чучела животных, модели кораблей, инструменты и астрономические инструменты. В 1718 году царь отдал приказ о создании «кунсткамеры» (художественной палаты) и сам обогатил коллекцию экспонатами, привезенными из каждой поездки за границу.Основу коллекции по-прежнему составляют экспонаты, собранные при жизни Петра, в том числе анатомические образцы и разные уроды, подготовленные голландским анатомом Фредериком Рюйшем.

Кунсткамера (Кунсткамера) на Васильевском острове

В здании Кунсткамеры когда-то размещалась Академия наук, поэтому вы также можете найти часть музея, посвященную Михаилу Ломоносову, великому русскому эрудиту, который был одним из ее членов.В музее хранится ряд ценных артефактов, отражающих творчество Ломоносова как ключевой фигуры Просвещения, основателя Московского университета, ученого с обширными познаниями в различных науках, историка и ведущего поэта той эпохи.

В архивах музея хранится более миллиона этнографических, антропологических и археологических артефактов. Широко и красочно представлены культуры народов от Сибири до Океании и Южной Америки. Многие экспонаты были собраны известными русскими исследователями 19 века, а изюминкой выставки является собрание известного путешественника Николая Миклухо-Маклая.

Коллекция музея долгое время хранилась в Кремле — доме царей до переноса столицы в Санкт-Петербург. В хранилища Кремля присылали предметы из самых дальних уголков России: минералы, самородки золота, редкие сокровища из древних курганов. В новой столице коллекция была перемещена в 1714 году в специальную часть Летнего дворца, называемую кунсткамерой, общим названием, используемым по всей Северной Европе для описания самых ранних музеев «искусства и чудес».В 1719 году собрание было перенесено в особняк Кикиных, бывший дом опального главы Адмиралтейства Александра Кикина, казненного за роль в отречении цесаревича Алексея. Здесь коллекция была открыта для публики, которой предлагали бесплатный вход и чашку кофе или рюмку водки в качестве дополнительного соблазна.

Вскоре музей снова переехал, на этот раз в его нынешний дом, специально построенный архитекторами Маттарновым и Земцовым для размещения коллекции и Академии наук.Построенное в 1734 году, здание было сильно повреждено пожаром 1758 года, который также уничтожил большую часть первоначальной антропологической коллекции. Здание отреставрировал Савва Чевакинский, и коллекция быстро пополнилась находками из многочисленных экспедиций, организованных Академией. Музей стал одной из крупнейших в мире коллекций этнографических артефактов, отражающих истории разных народов мира.

Адрес: , Университетская наб., 3
Метро: Невский проспект, Адмиралтейская, Василеостровская
Телефон: +7 (812) 328-1412, +7 (812) 328-0812
Открыто: Ежедневно с 11:00 до 19:00, последний вход в 18:00.
Закрыто: Понедельник и последний вторник каждого месяца
Веб-сайт: http://www.kunstkamera.ru/
Вход: Взрослый: 250,00 руб. Студенты / дети: 50 руб. Вход бесплатный в третью пятницу каждого месяца.
Фото и видео: Бесплатно
Примечание о доступности: К сожалению, этот музей не оборудован для гостей на инвалидных колясках.

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ И ГОСТИНИЦЫ: Выбор редакции

РЕСТОРАНОВ: Выбор редакции

Кунсткамера

Кунсткамера: все мировые знания в одном здании

Когда мы говорим о Кунсткамере, первым объединением современного человека, особенно в России, будет собрание чего-то ненормального, собрание «уродов» или «монстры.Однако в 18, -м, веках восприятие первого публичного музея в России было совершенно другим. Прежде всего, это было собрание диковинок, но диковинок не в смысле чего-то редко происходящего или действительно аномального, а в смысле того, что является нормальным путем естественного развития, но скрытым от человеческих глаз. Эти тайны природы, скрытые глубоко под землей, в лесах и полях, на дне морей и океанов, в мириадах звезд над нашими головами и даже внутри нашего собственного тела, открывались посетителю Кунсткамеры.Музей был не просто коллекцией предметов, но и хранилищем человеческих знаний о мире и людях. Все это: музейные предметы, наука, никогда ранее не известная рядовому россиянину, и даже инструменты, помогавшие получать новые знания — все было собрано в одном специально построенном здании, которое до сих пор носит одноименное название: Кунсткамера.

Петр I был основателем Кунсткамеры: он сам видел, какие коллекции понадобятся Академии наук в будущем, и был первым коллекционером нового музея.Во время сражений и сражений войны со Швецией и проведения радикальных реформ, направленных на модернизацию России, книги и «натуралии» из диковинок аптекарского канцлера и книги из частной коллекции царя вместе с книгами из Готторпской библиотеки герцога Гольштейн были привезены из Москвы в Санкт-Петербург, новую столицу Российской Империи. Все это было собрано в одном из первых каменных зданий нового города — Летнем дворце, только что построенном для царя архитектором Доменико Трезини.

Главный врач Петра, президент Аптекарской канцелярии Роберт Эрскин отвечал за ведение книг и натурализацию. Однако, как главный врач, Эрскин должен был сопровождать царя в его военных экспедициях, и поэтому для наведения порядка в коллекциях и организации подготовки к открытию публичного музея и публичной библиотеки он нанял Иоганна Даниэля Шумахера, секретаря Аптекарской канцелярии. , который родился в Кольмаре и окончил Страсбургский университет.Произошло это в 1714 году. Я. Д. Шумахер, руководивший Кунсткамерой и библиотекой на протяжении многих десятилетий, назвал 1714 год датой основания первого в России государственного публичного музея и библиотеки.

Создание Кунсткамеры связано с переживаниями и впечатлениями, которые русский царь получил во время заграничных поездок (первая поездка в 1697–1698 годах, вторая в 1717–1718 годах). Как известно, поездки исходили из политических и военных интересов России.Одной из важнейших политических целей было создание нового образа меняющейся России. На его завершение были сосредоточены усилия российских дипломатов, комиссаров, издателей и журналистов. На страницах европейских журналов появлялись статьи о новой России. Уже в 1706 году журнал Journal de Trevoux писал, что музы и науки продвигаются на север, где «ныне правящий царь Петр Алексеевич твердо намерен просвещать свое государство». С этой точки зрения создание музея, для которого были приобретены коллекции, удивившие всю Европу, как нельзя лучше послужило складывающемуся в европейском общественном мнении новому образу России.Но у Петра I была и другая цель: распространение знаний по России и создание Академии наук, университета и гимназии. Все это предназначалось для работы по изучению ресурсов страны и населяющим ее народам, а потому дело приобрело государственное значение и государственный масштаб.

Особый царский указ от 13 февраля 1718 г. предписывал за плату отправлять в Петербург «прирожденных уродов», а за их сокрытие взимался штраф: успехи в анатомии способствовали развитию медицины, в том числе военной.В том же эдикте предписывалось собирать и отдавать за плату старые вещи, найденные в земле, замечательные камни, кости людей и животных, старые надписи на камнях, железе или меди, старые винтовки, глиняную посуду и все, что было «очень старым и необычным. ”

Государственный статус вновь созданной Кунсткамеры, несомненно, был одной из особенностей, выделяющих петербургскую Кунсткамеру от других европейских собраний подобного типа. В проекте 1724 года об учреждении Академии наук говорилось: «Чтобы убедиться, что у Академии нет недостатка в соответствующих средствах, необходимо открыть библиотеку и кладовую Академии естественных предметов <…>, эти книги и инструменты , в котором нужна Академия, заказывать или изготавливать здесь ».

Академический музей, создан за счет сборов академических экспедиций. Кунсткамера сыграла огромную роль в решении государственных задач, в создании и развитии Академии наук. В музее собраны образцы зарубежных и российских руд и минералов; здесь изучались флора и фауна России; Сюда были привезены артефакты и религиозные предметы разных народов России, а впоследствии и всего мира, а также находки из «древних могил.Другими словами, это все, что положило начало развитию этнографических и археологических наук. В Кунсткамере, по богатейшей нумизматической коллекции, можно проследить этапы мировой истории от Древнего Рима до побед русского оружия в Великой Северной войне.

В первой половине 18- -х годов века Кунсткамера была организована как ультрасовременный для того времени универсальный музей. Благодаря сохранившимся документам и гравюрам, опубликованным в то время, мы можем «прогуляться» по залам музея и библиотеки, которые составляли единое целое.

Бурлаки привозили посетителей к зданию Кунсткамеры на лодках. Вход был не с набережной Невы, а с северной стороны. По лестнице, мимо переплетной мастерской и магазина «академической печати» зрители попадали в нижний зал библиотеки. Между окнами по стенам и внутри по периметру стояли 46 библиотечных витрин с книгами по истории, философии, риторике, математике и географии. На этом же этаже у помощника библиотекаря были 4 витрины с описаниями библиотеки и музея, а также каталоги других европейских кунсткамер, кабинеты естествознания и библиотек.На втором этаже библиотеки книги по анатомии, медицине, химии и естествознанию хранились в 22 шкафах. На третьем этаже были книги по садоводству, архитектуре, генеалогии, оптике, гидравлике, атласы и карты, а также китайские, турецкие и персидские книги. В одной из витрин были публикации Академии наук на русском языке, в трех других — русскоязычные печатные книги, а рукописи хранились в трех дополнительных витринах. В библиотеке также была коллекция картин, а в холле второго этажа хранились два больших шара.

Пройдя зал с Библиотекой на первом этаже, мы попадаем в Анатомический театр, поднимающийся полукругом. Скамейки в виде полумесяца располагались одна над другой в четырех секторах. Однако публичные вскрытия проводились нечасто: вскрытия в Анатомическом театре были инструментом научных исследований, а не «спектаклем» для публики. Препараты, полученные в ходе научной деятельности профессоров и адъюнктов, были размещены в 12 витринах Анатомического театра.

Залы Кунсткамеры были построены как анфилады, поэтому из Анатомического театра можно было легко перейти в другой зал, где хранилась знаменитая анатомическая коллекция Фредерика Рюйша.В витринах вдоль стен находились препараты из человеческих частей: кожи, мышц, мозга и т. Д. Между витринами стояли человеческие скелеты. По внутреннему периметру зала располагались 24 витрины с о. Зоологические препараты Рюйша и А. Себы: «лягушки и панцирные животные», «все виды ящериц», змеи, рыбы и «различные рептилии».

Далее по коридору и налево посетитель попадал в три связанных зала с минералогической коллекцией.Он содержал некоторые иностранные раритеты минералов, но в основном минералы из отдельных провинций России: квасцы, серу, смолы и различные руды (железо, медь, золото). Окаменелые останки хранились в двух витринах. Образовательный характер Кунсткамеры проявился в этих залах не только в богатстве коллекции, но и в макете горнодобывающей фабрики, установленном в одной из витрин. А перед входом в третий зал посетитель мог увидеть витрину с ракушками, а по бокам — два искусно составленных грота из морских камней, трав и ракушек.”

Из этих залов в коридор и немного назад вправо посетители попадали в залы, первым из которых была камера с чертежами всех предметов, хранящихся в Кунсткамере. Для их хранения были сделаны специальные футляры в виде книг. Рядом была «кладовая», где хранились «всякие любопытные и ценные вещи из золота, серебра и драгоценных камней»: кинжалы, ожерелья, диадемы, конские упряжки, коллекция «Золото скифов», золотая. серебряные сосуды и ключи от разных городов.Этот зал был соединен с «мюнц-кабинетом», собранием монет и медалей, где нумизматическая коллекция была систематизирована по «состояниям» и размещена в 8 витринах.

Вернувшись в Анатомический театр, посетители могли подняться на второй этаж, где на витринах были размещены кости (в том числе мамонта и кита), рога четвероногих и несколько скелетов животных. В следующем зале слева были четвероногие животные, птицы и растения. Систематизация базировалась на самых передовых исследованиях той эпохи.

В нижних частях витрин разместили

гербариев Кунсткамеры. Пт. Гербарий Рюйша был представлен по принципу Турнефора. G.W. Здесь же находился гербарий Стеллера, собранный во время его сибирской экспедиции под Иркутском, и три Дж. Коллекции Гмелина. На трех витринах были представлены семена лекарственных трав.

Четыре следующие «кладовые» были посвящены Петру Великому и назывались «Мемориальный кабинет Петра Великого». Знаменитый «восковой человек» Императора останавливался в одной из комнат, рядом с его одеждой, мечом и другими памятными предметами.Здесь же находились «настольные» книги Петра по математике, кораблестроению, гражданской и военной архитектуре, гравюрам на медных пластинах. Токарный цех Петра I с любившими его станками и кое-чем переделанным занимал три смежных помещения.

Наверху, в галереях, в витринах с правой стороны выставлялись художественные произведения: восковые и гипсовые фигуры, изделия из дерева, слоновой кости и камня. Коллекция «искусственных материалов» была довольно значительной: она занимала 10 витрин.В левой части галереи находилось то, что сегодня мы называем этнографической коллекцией. По сути, это были вещи, привезенные из академических экспедиций: одежда сибирских и других народов России и религиозные атрибуты, такие как шаманские барабаны, одежда и изображения богов или, как их называли, «идолов». Здесь же была обширная китайская коллекция.

Две витрины в одной галерее содержали археологические находки из бронзы и сплавов разных металлов.

Знаменитый готторпский глобус установлен в центральном круглом зале над Анатомическим театром. Вдоль стен стояли витрины с научными физическими, астрономическими и математическими приборами: солнечные часы, глобусы, сферы, горящие зеркала, модели кораблей. Прямо над земным шаром располагались три обсерватории: нижняя и верхняя большая и малая.

Такова была Кунсткамера в свой золотой век, вплоть до середины 18-го, -го, -го века, воплощая идеи и мечты Петра Великого, уникальный для того времени универсальный общественный и научный музей.

Однако прямая связь Кунсткамеры с прогрессом науки привела к тому, что она перестала существовать как энциклопедический музей в первые десятилетия века. Дифференциация наук привела к изменениям в работе музеев: специализированные музеи вытеснили универсальные. Коллекции Петровской Кунсткамеры составили основу Зоологического, Ботанического, Минералогического, Азиатского и Этнографического музеев, Анатомического, Нумизматического, Египетского и Мемориального кабинетов Петра Великого.Значительная часть коллекций, в том числе нумизматическая и египетская, научные инструменты, живопись, Мемориальная коллекция Петра Великого были переданы в разные годы Эрмитажу. Иначе и быть не могло, ведь Кунсткамера Петра Великого задумывалась и создавалась им и его соратниками не только как собрание раритетов и раритетов, но и как научный музей, а значит, это был живой организм, это был часть постоянно развивающихся научных знаний.

Портрет Петра I. Гравюра П. Субейрана по оригиналу картины Л. Каравака. 1743. Париж. Режущая гравировка

Г.А. Качалов. Фасад Императорской библиотеки и Кунсткамеры. 1741 г. Санкт-Петербург. Режущая гравировка

Дж. Брэдли. Горизонтальные аналемматические солнечные часы. 1710-1716 гг. Москва. Латунь

Детская ножка со скорпионом. Подготовка о. Рюш. Конец 17 — начало 18 c.Голландия

Установщик дросселя артиллерийского орудия. 16 с. (?). Западная Европа. Латунь

Лунная столовая. Конец 16 — начало 17 c. Китай. Бронза, золочение, эмаль

Модель человеческого глаза и уха. Конец 17 — начало 18 c. (?) Западная Европа. Слоновая кость, рог, стекло, металл

Человеческий плод около 6 месяцев с введенной пуповиной. Подготовка о.Рюш. Конец 17 — начало 18 c. Голландия

«Catalogus plantarum около Moscuam crescentium. Anno 1709. Р. Арескин ». Гербарий Р. Эрскина (Арескина) состоит из растений, произрастающих в Подмосковье. 1709. В.Л. Комарова РАН

Ядро, использованное персидскими войсками в 1723 году в битве при Энзели (Иран) во время русско-персидской войны 1722-1723 годов

Кунсткамера — Биологический онлайн-словарь

Кунсткамера

Биологический онлайн-словарь

Вверху: предметы из кабинета Альберта Себы.

… Висела черепаха,

Шкуры аллигатора и прочие
рыб неправильной формы …

— Шекспир
Ромео и Джульетта (В.я)

Улисс Альдрованди
(1522–1605)

Кабинет редкостей представлял собой обширную коллекцию предметов, которые считались неожиданными из-за их новизны или интересными в каком-то другом смысле. Это был кабинет в старом понимании этого слова, то есть комната с ограниченным доступом. Только богатые обладали такими коллекциями, учитывая их дороговизну в сборке, отсюда и ограничения.

Как правило, экспонируемые предметы представляли собой сохранившиеся организмы или части организмов, включая окаменелости, различные минералы, и человеческие продукты, особенно продукты иностранных культур, а также предметы искусства и древности.Шкафы любопытства, которые были предшественниками современных музеев, также были известны как комнаты чудес, Wunderkammern или Kunstkammern. Однако, в отличие от известных нам музеев, такие коллекции обычно не были открыты для широкой публики.

Один из самых ранних и самых впечатляющих шкафов, насчитывающий более 7000 экземпляров, был собран в шестнадцатом веке итальянским натуралистом Улиссе Альдрованди (1522–1605). В своих обширных трудах по естественной истории Альдрованди описал не только организмы, которые действительно существуют, но и многие из них.В его коллекции также было много подделок, которые он, по-видимому, купил, считая, что они настоящие. Тем не менее, несмотря на его легковерие в таких вопросах (черта, которую он разделял с подавляющим большинством своих современников), он считается одним из основоположников современной биологии. Остатки его коллекции, теперь сильно разоренной временем, все еще выставлены в Палаццо Поджи, музее в Болонье.

Альберт Себа
(1665-1736)

В восемнадцатом веке всемирно известный аптекарь Альберт Себа собрал огромную коллекцию диковинок.Немец по происхождению, в первые годы своей жизни он путешествовал по большей части земли и возвращался со всякими странностями. После плавания он зарекомендовал себя аптекарем в магазине в гавани Амстердама. Он садился на недавно прибывшие корабли, якобы для того, чтобы доставить лекарства и закупить материалы для изготовления лекарств, но затем ссорился с моряками над природными сокровищами, которые они привезли издалека. Обычно он приобретал их за небольшую часть их стоимости.

Со временем Себа стал богатым человеком.В 1717 году он продал всю свою коллекцию русскому царю Петру Великому, который перевез ее в Санкт-Петербург. Но затем Себа просто продолжал собирать, пока его шкаф снова не наполнился до отказа, больше и лучше, чем когда-либо прежде. Вместе с коллекцией Фредерика Рюйша, еще одного известного амстердамского коллекционера, кабинет раритетов Себы стал первоначальным ядром Кунсткамеры, первого публичного музея в России. В 1735 году Линней осмотрел свою коллекцию, и она стала одной из основ, на которой он начал разрабатывать свою новую систему классификации.

Следующая страница >>

Читать об Альдрованди >>

Биологический словарь >>

Кунсткамера © Macroevolution.net


Самые популярные на Macroevolution.net:



Происхождение человека: гибриды ли мы?

Об истоках новых форм жизни

Гибриды млекопитающих

Гибриды кошки и кролика: факт или вымысел?

Известные биологи

Гибриды собака-корова

Жорж Кювье: биография

Протеро: опровержение

Отрасли биологии

Гибриды собака-лисица

кабинет любопытства

О романе Дугласа Престона и Линкольна Чайлда 2002 года см. «Кабинет редкостей» .

Шкафы диковинок (также известные как Wunderkammer , Шкафы чудес или комнаты чудес ) были энциклопедическими коллекциями типов объектов, категориальные границы которых в Европе эпохи Возрождения еще не были определены.Современная наука классифицирует включенные объекты как принадлежащие к естествознанию (иногда подделки), геологии, этнографии, археологии, религиозным или историческим реликвиям, произведениям искусства (включая росписи шкафов) и древностям. «Кунсткамера считалась микрокосмом, или театром мира, и театром памяти. Кунсткамера символически передала контроль покровителя над миром через ее внутреннее микроскопическое воспроизведение». [1] Из коллекции Карла I Петр Томас лаконично заявил: « Kunstkabinett сама по себе была формой пропаганды» [2] Помимо самых известных, лучше всего задокументированных кабинетов правителей и аристократов, членов купцов класс и первые практики науки в Европе, сформировали коллекции, которые были предшественниками музеев.

Рекомендуемые дополнительные знания

История

Термин кабинет первоначально описывал комнату, а не предмет мебели. Первые из шкафов для диковинок были собраны в середине шестнадцатого века. Кунсткамера Рудольфа II, императора Священной Римской империи] (правил в 1576–1612 гг.), Находившаяся в Градщине в Праге, не имела себе равных к северу от Альп; это давало утешение и укрытие для созерцания [3] , которое также служило демонстрацией его имперского великолепия и силы в символическом оформлении их экспозиции, торжественно представленной приезжающим дипломатам и магнатам. [4]

Двумя из наиболее известных шкафов 17 века были шкафы Оле Ворма (также известного как Олаус Вормиус ) (1588–1654) и Афанасия Кирхера (1602–1680). Эти шкафы 17-го века были заполнены сохранившимися животными, рогами, бивнями, скелетами, минералами и другими видами не менее увлекательных рукотворных предметов: удивительно древними, чудесно прекрасными или удивительно маленькими скульптурами; заводные автоматы; этнографические образцы из экзотических мест. Часто они содержат смесь фактов и вымысла, включая явно мифических существ.Коллекция Ворма содержала, например, того, что он считал скифским ягненком, пушистый папоротник, который считался сказочным существом с растением / овцой. Однако он также отвечал за идентификацию клыка нарвала как принадлежащего киту, а не единорога, как считало большинство их владельцев. Представленные образцы часто собирались во время исследовательских экспедиций и торговых путешествий.

Кабинеты редкостей часто служили научному продвижению, когда были опубликованы изображения их содержимого.Каталог коллекции Ворма, опубликованный как Museum Wormianum (1655), использовал коллекцию артефактов в качестве отправной точки для размышлений Ворма о философии, науке, естествознании и многом другом.

В 1587 году Габриэль Кальтемаркт сообщил Христиану I Саксонскому, что для формирования «Кунсткамеры» или коллекции произведений искусства необходимы три типа предметов: в первую очередь скульптуры и картины; во-вторых, «любопытные вещи из дома или из-за границы»; и, в-третьих, «рога, рога, когти, перья и другие предметы, принадлежащие странным и любопытным животным» [5] Когда Альбрехт Дюрер посетил Нидерланды в 1521 году, помимо произведений искусства он отправил обратно в Нюрнберг различные рога животных, кусок коралла. , несколько больших рыбьих плавников и деревянное оружие из Ост-Индии. [6] Весьма характерный диапазон интересов, представленных на картине Франса II Франкена 1636 года ( иллюстрация, слева ), показывает картины на стене, которые варьируются от пейзажей, включая сцену при лунном свете — жанр сам по себе — до портрета и т. Д. религиозная картина ( Поклонение волхвов ), смешанная с сохранившимися тропическими морскими рыбами и ниткой резных бус, скорее всего, из янтаря, который является одновременно драгоценным и естественным диковинным предметом. Представлены как классические, так и светские скульптуры (жертвоприношение Libera ) [7] , а также современные и религиозные ( Христос у колонны [8] ), а на столе расположены ряд экзотических раковин (в том числе некоторые тропические и зуб акулы): портретные миниатюры, драгоценные камни, обрамленные жемчугом в любопытной коробке из четырехлистников, набор ксилографий или рисунков цвета сепии и небольшой натюрморт [9] , прислоненный к цветку- кусок, монеты и медали — предположительно греческие и римские — и римские терракотовые масляные лампы, необычные фляги и бело-голубая фарфоровая чаша Мин. Музей Эшмола в Оксфорде унаследовал коллекцию Элиаса Эшмола, в значительной степени полученную от Джона Традесканта-старшего и его сына Джона младшего. Части этого все еще отображаются вместе, что дает хорошее представление о разнообразии этих коллекций. То, что осталось от знаменитого и уникального чучела Додо, было передано в новый музей Питт-Риверс в девятнадцатом веке. В коллекции остается важный артефакт коренных американцев, мантия вождя Поухатана, плащ отца Покохонтас. Очевидно, шкафы с диковинками были ограничены теми, кто мог позволить себе их создавать и поддерживать. В частности, многие монархи создали большие коллекции. Довольно малоиспользуемым примером, более сильным в искусстве, чем в других областях, был Studiolo Франческо I, первого великого герцога Медичи Тосканского. Фридрих III из Дании, который добавил коллекцию Ворма к своей после смерти Ворма, был еще одним таким монархом. Третий пример — Кунсткамера, основанная Петром Великим в Санкт-Петербурге в 1727 году.Сказочная коллекция императоров Габсбургов включала важные артефакты ацтеков, в том числе головной убор из перьев или корону Монтесумы, которая сейчас находится в Музее этнологии в Вене.

Аналогичными коллекциями в меньшем масштабе был комплекс Kunstschränke , созданный в начале 17 века аугсбургским купцом, дипломатом и коллекционером Филиппом Хайнхофером. Это были шкафы в смысле предметов мебели, сделанные из всех мыслимых экзотических и дорогих материалов и наполненные содержимым и декоративными деталями, предназначенными для отражения всего космоса в миниатюрном масштабе.Лучше всего сохранился образец, подаренный городом Аугсбургом королю Швеции Густаву Адольфу в 1632 году и хранящийся в музее Густавианум в Упсале.

Сопоставление таких разрозненных объектов, согласно анализу Бредекампа (Bredekamp, ​​1995), поощряло сравнения, нахождение аналогий и параллелей и способствовало культурным изменениям от мира, рассматриваемого как статичный, к динамическому взгляду на бесконечно трансформирующуюся естественную историю и историческую перспективу, которая привела к в семнадцатом веке к зародышам научного взгляда на реальность.

Последний пример сочетания натуральных материалов с богато обработанными предметами искусства — это Grünes Gewölbe, «Зеленые своды», основанные Августом Сильным в Дрездене для демонстрации своей комнаты чудес.

В современной культуре

В Лос-Анджелесе современный Музей юрских технологий анахронично пытается воссоздать чувство удивления, которое когда-то вызывали старые шкафы любопытства. [10]

Эта идея кабинета раритетов была взята из недавних публикаций и представлений.Журнал «Кабинет» — это ежеквартальный журнал культурных артефактов и малоизвестных исторических сносок. Некоторые интернет-блоггеры описывают свои сайты как вундеркамеры либо потому, что они состоят в основном из ссылок на интересные вещи, либо потому, что они вызывают удивление так же, как и исходные вундеркамеры (см. «Внешние ссылки» ниже). Группа «Кабинет естественных диковинок», бруклинский коллектив, занимающийся фолк-экспериментальной музыкой и искусством, названный в честь коллекции странностей Альберта Себы, выпустил эклектичные фолк-импровизационные альбомы, основанные на идее вундеркамеры, а также организовал представление Театр природных диковинок при П.S. 1 Центр современного искусства в Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк. «Музейная пьеса» драматурга Джордана Харрисона построена вокруг кабинетов, жилых помещений и коридоров музея естествознания.

Так начались известные коллекции

  • Музей Тейлера в Харлеме
  • Музей Бурхааве в Лейдене
  • Музей Эшмола в Оксфорде — коллекции Эшмола и Традесканта
  • Британский музей в Лондоне — коллекции сэра Ганса Слоана и другие
  • Музей Питта Риверса (Оксфорд, Англия) — бывший эшмоловский додо
  • Музей юрской техники
  • Кунсткамера в Санкт-Петербурге, Россия
  • Grünes Gewölbe в Дрездене

Дополнительная литература

  • Под знаком: Джон Баргрейв в роли коллекционера, путешественника и свидетеля , Стивен Банн, Мичиган, 1995 г.
  • Истоки музеев: шкафы курьезов в Европе шестнадцатого и семнадцатого веков , изд.Оливер Импи и Артур МакГрегор, 2001, мягкая обложка, 431 страница, ISBN 1-84232-132-3
  • Шкафы для любопытных: оглядываясь на ранние английские музеи , Кен Арнольд, Ашгейт, 2006, ISBN 0-7546-0506-X .
  • Кабинет чудес мистера Уилсона: зубчатые муравьи, рогатые люди, мыши на тосте и другие чудеса юрской технологии , Лоуренс Вешлер, 1996, торговая книга в мягкой обложке, 192 страницы, ISBN 0-679-76489-5 ( см. ссылку на сайт выше)
  • Кабинет редкостей (роман), Дуглас Престон и Линкольн Чайлд, Warner Books, 2003, мягкая обложка, ISBN 0-446-61123-9 . Weschler.
  • См. Также

    Современные «шкафы»

    • Интернет-журнал, современный эквивалент Wunderkammer (очерк антропологии)
    • Кабинет диковинок, бруклинский коллектив народной / экспериментальной музыки и искусства, названный в честь коллекции странностей Альберта Себы.
    • Официальный сайт Музея технологий юрского периода
    • Кабинеты редкостей, музей в Уэйко, штат Техас, с комнатой, названной в честь Джона К.Стрекер, который был куратором в течение 30 лет, музей был основан в 1893 году и был самым старым музеем в Техасе, когда он закрылся в 2003 году для включения в музейный комплекс Мэйборн.
    • Галерея Renwick в Смитсоновском институте включает современный кабинет любопытства под названием «Бюро бюрократии» Кима Шмахманна.

«Кабинет курьезов», совместный российско-финский образовательный проект (Санкт-Петербург)

«Кабинет курьезов», совместный российско-финский образовательный проект (Санкт-Петербург).Санкт-Петербург)

Государственный центр современного искусства
PRO ARTE Foundation
KUVA Finnish Academy of Fine Arts
при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

настоящее время

«Кунсткамера»
Совместный образовательный проект программы «Школа молодых художников»
и Финской академии изящных искусств KUVA

Цикл лекций и мастер-классов в Санкт-Петербурге.Санкт-Петербург

Кунсткамера — это интенсивный образовательный проект для участников программы «Школа молодых художников» и студентов Финской академии изящных искусств KUVA. В рамках проекта группа из 4-х российских и 4-х финских молодых художников проведет 9 дней в Санкт-Петербурге и 9 дней в Хельсинки. В каждом городе участники посетят мастер-классы российских и зарубежных художников. Организаторы также проводят лекции и экскурсии, чтобы познакомить студентов с местными художественными сценами.Кульминацией программы станет выставка проектов, созданных в ходе мастер-классов; выставка пройдет летом 2013 года в Санкт-Петербурге и Хельсинки.

Кунсткамера — проект, направленный на установление диалога между арт-сообществами двух северных столиц с надеждой на долгосрочное и плодотворное партнерство в будущем. В настоящее время как российские, так и финские художники уделяют больше внимания своему местному контексту, арт-сцене Центральной и Западной Европы или Америки. Художественные сообщества двух соседних стран не только не знают о культуре друг друга, но и не привыкли к общению и взаимодействию.Миссия проекта — создать динамичную среду, позволяющую вести диалог между молодыми художниками, что впоследствии могло бы послужить основой для долгосрочного профессионального сотрудничества в области искусства.

Учебная программа в Санкт-Петербурге:

Мастер-класс художника Ольги Киселевой (Франция)
Мастер-класс куратора Алина Белишкина (Санкт-Петербург)
Лекции Олеси Туркиной (Санкт-Петербург) и Евгении Кикодзе (Москва)
Экскурсии по усский музей Р , Главный штаб Государственного Эрмитажа, Музей
Анны Ахматовой в Фонтане, Лофт Проект Этаги.Борей галерея

Участники проекта:

Стас Багс (Санкт-Петербург)
Марина Винник (Санкт-Петербург)
Анастасия Павлицкая (Санкт-Петербург)
Алена Терешко (Санкт-Петербург)
Илкка Тапани Питканен (Хельсинки)
Милла Марика Туккари (Хельсинки)
Рикка Каролина Альфорс (Хельсинки)
Росвита Вивиан Эмрих (Хельсинки)

Преподаватели в Санкт-Петербурге:

Ольга Киселева — профессор Университета Сорбонна (Париж), основатель направления Art & Science в Université Paris 1; Ольга Киселева родилась в Санкт-Петербурге.Санкт-Петербург, в настоящее время живет и работает в Париже.

Алина Белишкина — куратор, преподаватель кафедры критической теории, Фонд «Фотодепартамент».

Олеся Туркина — искусствовед, куратор, ведущий научный сотрудник Отдела современного искусства Русского музея.

Евгения Кикодзе — искусствовед, куратор, искусствовед, член Российской ассоциации искусствоведов и Международной ассоциации арт-критиков

Кураторы проекта: Лийза Робертс (Хельсинки), Яна Кличук (Санкт-Петербург).Санкт-Петербург)

План сеанса:

15 — 18 марта — Семинар Ольги Киселевой «Urban Quick Response» (Париж)
15 марта
11.00-16.00 — PRO ARTE — Презентация проекта, планирование
после 16.00 — Индивидуальные исследования, документация ( Российские студенты помогают финским студентам)

16 марта
9.00-14.00 — Индивидуальные исследования, документация (российские студенты помогают финским студентам)
15.00-20.00 — ПРО АРТЕ — Групповой анализ, описания индивидуальных проектов (1/2 страницы), материалы

17 марта
10.00-17.00 — ПРО АРТЕ — Реализация индивидуальных проектов
17.00-18.00 — Анализ индивидуальных проектов, доработка
18.00-22.00 — Завершение индивидуальных проектов

18 марта
10.30-14.30 — ПРО АРТЕ — Заключительное обсуждение
15.30 — Экскурсия в Государственный Русский музей (Мраморный дворец) с Олесей Туркиной

19 марта
12.00 — PRO ARTE — Лекция Жени Кикодзе (Москва) о развитии современного русского искусства, на русском языке
15.00 — Лекция Олеси Туркиной о развитии современного искусства в Санкт-Петербурге

20 марта — Экскурсии
11.00 Эрмитаж
13.00 Борей (обед)
15.00 Ахматова
17.00 Этаги
17.45-19.00 — Встреча с Алиной Белишкиной (кафе) в Этаги мастерская

21 — 23 марта — Мастер-класс «Куда мы идем?» Алина Белишкина (Санкт-Петербург)

21 марта
10.00 — встреча в центре Санкт-Петербурга и выезд в пригород
Поездка в Кронштадт-> Ломоносов-> Петергоф
19.00 — встреча с местными жителями в Ломоносове и возвращение в Санкт-Петербург

22 марта
11.00 — 16.00 — ПРО АРТЕ — Обсуждение, запись воспоминаний
23.30 — встреча в центре и направление в северную часть Санкт-Петербурга, чтобы сесть на ночной автобус и пересечь весь город на нем.Вся поездка займет около 2 часов.
2 часа ночи — поздний кофе / чай в доме Алины

23 марта
12.00-15.00 — PRO ARTE — Представление идей проектов. Обсуждение
15.00 — 17.00 — Заключительное обсуждение Санкт-Петербургской сессии
20.25 — Вылет из Санкт-Петербурга

Контакты:
Северо-Западный филиал ГЦСИ, тел .: 7-812-2724733; www.ncca.ru
Фонд «ПРО АРТЕ» тел.: 7-812-2330040, 2330553; www.proarte.ru

Тип деятельности: Изобразительное искусство
Только для студентов: Да
Образовательная программа: ШКОЛА ДЛЯ ЮНЫХ ХУДОЖНИКОВ

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *