Линия Сталина — Необычные путешествия по Беларуси
Отгремевшая более 70 лет назад, Вторая мировая война оставила нестираемый след в истории человечества. Её политико-экономические последствия до сих пор влияют на наш мир, а материальные свидетельства этой кровопролитной бойни можно увидеть во многих уголках нашей планеты. Огромное количество их сохранилось и на территории Республики Беларусь. Спустя десятилетия из болот достают военную технику, в строительных котлованах находят неразорвавшиеся снаряды, а леса изрыты многочисленными траншеями и окопами.
Артефакты тех времён можно увидеть и в многочисленных музеях нашей страны. Но музей есть музей. В них нельзя, за редким исключением, прикоснуться к экспонатам и рассмотреть их со всех сторон. А вот в 20-ти километрах от Минска есть место, где можно потрогать историю своими руками. Около деревни Лошаны расположен историко-культурный комплекс “Линия Сталина”. О нём и поговорим.
Машина припаркована, билеты куплены, можно начинать изучение комплекса, который, судя по плану у входа, занимает большую площадь и насыщен всевозможными туристическими объектами.
«Линия Сталина» не просто музей под открытым небом, а целый развлекательный комплекс. Это становится понятно почти сразу, когда в нескольких шагах от билетных касс тебе предлагают пострелять из настоящего огнестрельного оружия, правда, переделанного под холостой патрон.
Мои спутники не смогли устоять и незамедлительно воспользовались такой возможностью.
Сотрудник музея проводит небольшой инструктаж, выдаёт защитные наушники и счастливый турист производит выстрел. Глядя на довольные лица своих друзей, могу стопроцентно утверждать — аттракцион им понравился.
Музей разместился на территории отдельного ротного района “С” Минского укрепрайона, несколько ДОТов которого сейчас являются экспонатами «Линии Сталина», в том числе и артиллерийский полукапонир № 134.
Капонир — фортификационное сооружение способное вести фланкирующий огонь в двух противоположных направлениях. Полукапонир, соответственно, в одном направлении. Конкретно 134-ый мог обстреливать неприятеля из двух 76,2-миллиметровых пушек образца 1902 года.
Как только мы собрались осмотреть ДОТ изнутри, прозвучало объявление о проблемах с работой освещения внутри укрепления. Благо наши верные фонарики всегда с нами, и мы всё таки смогли осмотреть казематы полукапонира. Отсутствие света в итоге даже сыграло на руку, кроме нас внутри почти никого не было, а темнота добавляла атмосферности месту.
Над ДОТом расположился один из символов восточного фронта — танк Т-34 образца 1943 года с 76,2-миллимитровой пушкой и командирской башенкой.
Война тема серьёзная, но дай возможность взрослым с виду людям залезть на зенитную пушку, у которой все ручки крутятся, а механизмы работают, и они будет веселиться, как дети.
37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К) — советская модифицированная копия шведской пушки Bofors L60 — могла не только поражать цели на высоте в несколько километров, но и вести огонь по наземных целям. Что продемонстрировали мои друзья.
Кроме больших железобетонных ДОТов, на «Линии Сталина» можно увидеть и маленькие бронеколпаки. Например, немецкий Panzernest, который можно было транспортировать на место установки перевернув и прикрепив к нему два колеса. Боевой расчёт состоял из двух человек и был вооружен пулеметом МG-34 или более современным МG-42.
Польский наблюдательный колпак образца 1936 года, демонтированный с оборонительной линии на границе с СССР.
А это представитель Первой мировой войны — немецкий наблюдательный бронеколпак, также используемый поляками на советско-польской границе. Но все эти укрепления оказались бессмысленными, когда начался передел Европы.
ПТОТ — противотанковая огневая точка, использовалась только в Минском и Полоцком укрепрайонах. По сути, представляет собой башню танка Т-26, установленную на бетонное основание. Давно хотел увидеть этот объект в живую.
Участок, показывающий устройство границы СССР 30-40-х годов. Заграждения из колючей проволоки, контрольно-следовые полосы и наблюдательная вышка. Кажется мало, что изменилось, и современная граница Беларуси выглядит примерно так же, за исключением всевозможных датчиков и камер наблюдения.
Пулеметный ДОТ № 292 построен в 1932 году, трёхамбразурный, вооружен пулемётами Максима образца 1910 года, гарнизон 10-12 человек. Является самым часто встречающимся оборонительным сооружением Линии Сталина. Но, несмотря на типовой проект, зачастую ДОТы имеют свои индивидуальные черты. Связано это с особенностью местности и конструктивными решениями, принятыми во время строительства. По какой-то причине не одной фотографии ДОТа я не сделал.
Покрутив всевозможные маховики у очередной зенитки, отправляемся смотреть так называемую “Дорогу войны”.
Груды искорёженной техники, бутафорские могилы и полное отсутствие людей вокруг делает это место очень антуражным и, на мой вкус, лучше передаёт дух того времени, чем вся остальная экспозиция комплекса. Хотя, стоит заметить, далеко не вся техника принадлежит периоду Второй мировой.
Проржавевшая ГАЗ-М-20 “Победа”. Этот автомобиль поступил в серийное производство уже после окончания войны в 1946 году.
Сильно поврежденная (отсутствует даже часть ствола) самоходная артиллерийская установка СУ-100 класса истребитель танков, производилась с 1944 года на базе шасси танка Т-34-85. Зачем-то на лобовую броню этого экземпляра нанесен знак радиационной опасности.
А эту боевую машину мы ошибочно приняли за бронетранспортёр вермахта, сказалась нынешняя окраска и его съемки в нескольких советских фильмах в роли немецкого SdKfz 251. И только позже выяснилось, что это советский БТР-152, принятый на вооружение в 50-х годах. Увеличенная высота корпуса указывает на модификацию «С» (подвижный командный пункт).
Попытки выяснить модель следующий гусеничной техники и вовсе завели нас в тупик. Раз «Линия Сталина» это военный музей, то логично было предположить, что перед нами военный тягач на подобии АТС-59Г. Но любые попытки найти похожее на него изображение не увенчались успехом. Перебрав все возможные поисковые запросы и совсем отчаявшись, попросили помощи друзей. Благодаря одному из них (ещё раз спасибо, Шура), можно с уверенностью утверждать, что это трактор для трелевки леса ТДТ-75, производимый с 1962 года на Алтайском тракторном заводе.
Зачем гражданский трактор в военно-историческом комплексе нам непонятно.
Пока мы изучали “Дорогу”, в десятке метров от нас происходило катание на лёгком советском плавающем танке ПТ-76. Удовольствие не из дешёвых, но людям нравится.
Очередная задачка от «Линии Сталина». Какую боевую машину изучают на фото ниже мои спутники?
БМП-1 — напрашивается ответ. А вот и нет. Посмотрите внимательнее. Бойницы для ведения огня из стрелкового оружия в бортах отсутствуют, башня другой формы… Это подвижный разведывательный пункт ПРП-3 “Вал” 70-х годов. На выяснение этого факта также было потрачено достаточно времени.
Пулемётный ДОТ номер 132, третий на территории «Линии Сталина». К сожалению, закрытый для посещения.
Изучение останков техники оказалось на редкость интересным занятием. Мы залезли везде, где можно залезть, и сделали большое количество фотографий. В общем, было весело. Теперь отправимся к площадке боевой техники мимо ржавого мотоцикла с коляской. Может знатоки подскажут в комментариях какая это модель.
Перечислять все образцы боевых машин не будем, остановимся только на самых, по нашему мнению, интересных экземплярах.
Бронетранспортёр БТР-50ПК. Способен преодолевать водные преграды с 20-ю людьми десанта и до 2 тонн груза. Причём это могло быть 85-мм артиллерийское орудие с боекомплектом и двумя артиллеристами. И всё это могло вести огонь прямо на плаву. Наверное, захватывающее зрелище.
Самоходная артиллерийская установка 2С7 “Пион” — этот 45-тонный «цветочек» способен стрелять почти на 50 километров, снарядами весом более 100 килограмм и это может быть, как обычный 203-миллиметровый осколочно-фугасный, так и «специальный» ядерный заряд.
К счастью, “Пион” так и не принял участие в реальных военных действиях, а вот самоходная гаубица 2С3 “Акация”, напротив, успела знатно повоевать. Афганистан, Чечня, Ближний Восток, Украина — это далеко не полный список.
Основной танк Т-80Б. Можно было бы не заострять внимание на этой боевой машине, если бы не её участие в Расстреле Белого дома 4 октября 1993 года. А так, несмотря на свою массовость, выпущено более 10000 штук, воевал крайне редко.
Как Вы, наверное, уже заметили, что хотя «Линия Сталина» и связана непосредственно со Второй мировой войной, но экспонатов 1939-1945 годов представлено немого. С натяжкой к ним можно отнести и тяжелый танк ИС-3 (Иосиф Сталин — 3), он хотя бы разрабатывался в годы войны, но в боевых действиях участия не принимал.
Рядом тяжёлая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152, разработанная на базе танка ИС-1. Вот она то успела знатно повоевать, в том числе и во время наступательной операции “Багратион”, в результате которой были освобождены земли современной Беларуси. 152-миллиметровый бронебойный снаряд мог эффективно поражать новейшие танки вермахта PzKpfw VI “Тигр” и PzKpfw V “Пантера”. За что и получил прозвище “Зверобой” у русских солдат и “Dosenöffner” (консервный нож) у немецких.
Оставим наземную технику и отправимся к площадке авиации.
Штурмовик СУ-25 “Грач”, самолет непосредственной поддержки сухопутных войск. Обладает хорошей живучестью (зафиксированы случаи возвращения с боевого вылета со 150-ю пробоинами), и мощным вооружением — автоматические пушки, бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты.
Не успели мы толком насладиться лицезрением “алюминиевых птиц”, как пошел дождь. Люди прятались под соседним разведчиком — бомбардировщиком МиГ-25РБ, нам же достался биплан Ан-2, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, как самый долго выпускаемый самолет в мире.
К счастью, осадки были непродолжительны и вскоре мы выбрались из под своего укрытия. А где Вы обычно прячетесь от дождя?
Винтокрылые машины также присутствуют в коллекции «Линии Сталина». Гроза афганских душманов, летающий “Крокодил” Ми-24П, советский ударный вертолёт, способный поражать воздушные и наземные цели, а также выполнять роль транспортника, до 8 десантников. Это модификация “П” отличается двуствольной 30-миллиметровой пушкой ГШ-30, на фото — она слева. Обычно же использовался четырёхствольный пулемёт ЯкБ-12,7 с вращающимся блоком стволов.
Мы уже упоминали о возможности прокатиться на различной военной технике. Вот и её стоянка. Перечислим машины слева направо. С номером 322 на борту танк ПТ-76, далее — БМП-1, рядом- StuG III Ausf. B (о нём мы ещё поговорим). Легендарный танк Т-34 и ещё один ПТ-76, он-то и катал туристов. Замыкает средний танк Т-55, спроектированный воевать в условиях современной, ядерной войны. По факту, главными его операторами являются страны Африки, куда он активно экспортировался СССР.
Подойдем ближе к StuG III Ausf. B, полное название Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5 cm Kampfwagenkanone 37 L/24. Ausf B. Умели же немцы давать своему оружию краткие, красивые названия.
Штурмовое орудие, разработанное на базе среднего танка PzKpfw III, серийно производилось с 1940 до конца войны, модификация “B” вооружена 75-миллиметровой короткоствольной пушкой Stuk 37/L24. StuG III самая многочисленная бронетехника вермахта, активно использовалась на восточном и западном фронте, а также в Африке.
Четвертый и последний ДОТ на территории «Линии Сталина» имеет номер 135 и является командно-наблюдательным пунктом. К нашему разочарованию, также закрыт.
Большое количество техники находится за забором, проход туда закрыт. Точно видно две БМД-1 и что-то в трехцветном камуфляже немецкой армии. Было бы интересно посмотреть поближе.
Следующая площадка наполнена необычными механизмами, о назначении которых без соответствующих табличек можно было бы гадать часами. Речь идет об инженерной технике.
БТМ-3, быстроходная траншейная машина. Как можно догадаться по названию, предназначена для рытья траншей, в зависимости от грунта и глубины траншеи производительность может доходить до 1000 метров в час.
Одна машина копает траншеи, а другая может их засыпать. БАТ-2 — многоцелевая инженерная машина, бульдозер, путепрокладчик, имеет кран и лебёдку. Короче, просто незаменимая в хозяйстве вещь.
Инженерный танк ИМР-2 на шасси Т-72. Оборудован манипулятором грузоподъемностью до двух тонн, многоцелевым бульдозерным оборудованием и системой разминирования. Примечательно, что кроме боевого применения в Афганистане и Чечне, ИМР-2 прекрасно показал себя во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, оказавшись единственной машиной, способной работать в непосредственной близости от разрушенного реактора.
Также здесь представлены танковый мостоукладчик МТ-55 и реактивная установка разминирования УР-77, котлованная машина МДК-3 и гусеничный минный заградитель ГМЗ-2.
От инженерной техники перейдём к защитным инженерным сооружениям.
Сборное железобетонное сооружение “Гранит”, высота 5 метров, длина более 100. Способен укрыть в себе три грузовых автомобиля.
Железобетонное убежище на 23 человека УФС-2. Оборудовалась системами фильтрации воздуха, отопления, предусмотрено две емкости на 100 литров каждая для хранения питьевой воды.
Унифицированное фортификационное сооружение УФС-4 с закрытием скрывающимся металлическим ЗСМ-3. За таким сложным названием скрывается обычная долговременная огневая точка (ДОТ) с возможностью находиться в двух состояниях, в скрытом и боевом, переходя из одного в другое за считанные секунды, чем немало может удивить вероятного противника.
Самый загадочный объект историко-культурного комплекса “Линия Сталина”, информационной таблички нет, информации в интернете крайне мало. Удалось выяснить, это многопильный рамный станок TITAN MODELL HU7c, построенный на заводе по производству пильных рам и деревообрабатывающих станков F.W. Hofmann в польском городе Вроцлав, немецкое название Бреслау. Эти земли входили в состав Германии до 1945 года. Известно, что завод точно существовал ещё в XIX веке, а станок был построен не позднее 1926 года, так как существует датированный документ, в котором описывается оборудование одной лесопилки, где и упоминается данная модель. Какова точная дата постройка данного станка, откуда он на территории Беларуси? Очень хотелось бы узнать ответы на эти вопросы.
Последняя точка нашего знакомства с «Линией Сталина» — площадка ПВО и ракетных комплексов.
На переднем фоне фото, торчащие из края кадра, видны две ракеты от С-125 “Нева”, советский ЗРК (Зенитный ракетный комплекс) 60-х годов. Далее двухступенчатая ракета средней дальности С-75 “Десна”, а сразу за ней, устремленные в небо, трубы пусковой установки С-300П, предназначенной для защиты административных, промышленных и военных объектов от налётов вражеской авиации и баллистических ракет.
Чтобы зенитно-ракетные комплексы могли сбить цель, её необходимо сначала засечь, для чего и используются радиолокационные станции, например П-37.
Над всем этим возвышается несущая смерть одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности Р-12, способная доставить 2,3-мегатонную термоядерную бомбу на 2080 километров. Именно ракеты этого типа были размещены на острове Куба, что чуть не привело к глобальной ядерной войне. Интересно, что конкретно этот экземпляр, в качестве памятника, размещался в городе Барановичи, пока его не перевезли на “Линию Сталина”.
К этому моменту мы уже порядком устали, проголодались и необходимо было отправляться дальше в нашем путешествии. По пути к выходу замечаем открытое подсобное помещение, на дверной коробке которого висит немецкая форма Второй мировой войны. Нам показалось это забавным.
О многом, что можно увидеть в историко-культурном комплексе “Линия Сталина” мы не рассказали, о чём-то забыли, о чём-то умолчали специально. Если у вас есть такая возможность, приезжайте и посмотрите всё сами. Также мы обошли стороной рассказ об истории оборонительной линии вдоль старой советской границы, в честь которой и назван комплекс. Но ведь и сам музей скорее сборник военных артефактов и мало посвящен самим укрепрайонам, протянувшимся от Карелии до Чёрного моря.
Но мы ещё обязательно вернемся к этой теме и тогда постараемся рассказать как можно больше. А вы — чаще заходите на наш сайт, нам будет очень приятно вас видеть.
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» — описание достопримечательности Беларуси (Белоруссии)
- Главная
- Отдых в Беларуси
- Достопримечательности Беларуси
- Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
- Описание
- Фото и видео 81
- Как добраться
- Где отдохнуть 1630
- Где поесть 621
- Экскурсии 2
- Что почитать 486
- Афиша 10
Описание
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» в окрестностях деревни Лошаны – это фортификационный исторический комплекс в 30 километрах от Минска, созданный к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне при поддержке и по инициативе благотворительного фонда «Память Афгана».
Он создан как для увековечения системы оборонительных укреплений, так и для того, чтобы стать символом борьбы советского народа против фашистской Германии.Комплекс был открыт 30 июня 2005 года и представляет собой военно-исторический музей под открытым небом. Площадь этого музея составляет почти 26 гектаров! Здесь собрана наиболее полная на территории Беларуси экспозиция военной техники, танков, стрелкового оружия, артиллерии и авиации. Музеем собрана также уникальная коллекция немецких, российских и польских бронеколпаков (броневое закрытие с щелями и амбразурами для наблюдения и ведения огня), сохранившихся со времён Первой мировой войны.
Основой музея являются ДОТы (долговременные огневые точки – небольшие фортификационные сооружения, созданные для обороны и стрельбы из защищенного помещения) Минского укреплённого района «Линии Сталина»: воссоздан ротный участок укрепрайона, восстановлены два пулеметных ДОТа, командно-наблюдательный пункт. По довоенным чертежам воссоздано инженерное оборудование местности, система траншей и фортификационных сооружений, противопехотных и противотанковых заграждений.
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» в окрестностях деревни Лошаны под Минском уникален тем, что все его экспонаты настоящие. На многих сохранились следы от пуль и снарядов, вмятины от осколков. И каждый экспонат можно потрогать руками! Далеко не каждый музей может этим похвастаться. И даже экскурсоводы здесь одеты в форму командиров и бойцов Красной Армии. Каждый желающий имеет возможность побывать внутри ДОТа или окопа, подержать в руках стрелковое оружие, почувствовать себя истинным защитником Отечества.
«Линия Сталина» привлекает как знатоков в сфере военной техники, так и простых туристов. Первые углубляют свои знания, а вторые получают незабываемые впечатления.
Ещё одной особенностью историко-культурного комплекса «Линия Сталина» является то, что здесь на реальном ландшафте воссоздаются в батальных сценах подлинные события военных лет. В частности, здесь воссоздаются бои и сражения, которые разворачивались на линии Минского укрепрайона в июне 1941 года. Большинство военизированных представлений проходят с участием артиллерии, авиации, танков и автомобильной техники.
«Линия Сталина» — это не только историко-культурный комплекс или музей под открытым небом, но также и отличное место для семейного или активного отдыха в Беларуси. На территории комплекса создано искусственное озеро, по которому можно покататься на лодках, катамаранах или квадроциклах; в «Крестьянском подворье» попробовать блюда белорусской национальной кухни, а в полевой палатке – наваристую «солдатскую кашу». Как взрослые, так и дети могут проверить себя и свои способности в пневматическом тире, а самые смелые – испытать настоящее оружие времён ВОВ в открытом стрелковом клубе.
Культурно-исторический комплекс «Линия Сталина» является объектом семейного и детского отдыха в Беларуси, тура выходного дня и активного отдыха, а зачастую – и объектом событийного туризма.
Дата обновления: 1 апреля 2011
Показать полностью
holiday.by рекомендует
От главпочтамта до театра: 7 легендарных зданий Минска в объективах мирового камерофона
Рассмотрели столичную архзитектуру при помощи камеры смартфона Huawei Mate 50 Pro.
10 февраля 2023
Продлите ощущение праздника с Оплати
Выбирайте развлечения для всей семьи: кинотеатры, квесты, музеи, парки активного отдыха, вкуснейшие сеты и многое другое со скидками до 35%.
9 января 2023
Куда приводят мечты об отдыхе в Беларуси? Иногда – к мошенникам
Фейковый инстаграм-аккаунт стильного дома на сутки принимает деньги за предоплату и отправляет на отдых в.
25 ноября 2022
Международный форум Craft Day Belarus 2022
Хочешь из своего увлечения и хобби выстроить настоящий бизнес? Уже есть клиенты, но нет постоянного и стабильного дохода?
8 ноября 2022
Линия Сталина — Темный Туризм
— рейтинг темномера: 3 —
Один из главных сайтов Беларуси, посвященных Второй мировой войне. Это скорее военный тематический парк, чем мемориал, и лишь небольшая его часть включает в себя остатки оригинальной довоенной «сталинской линии» оборонительных укреплений. Но коллекция советских самолетов и ракет времен холодной войны впечатляет.
>Дополнительная справочная информация
>Что посмотреть
>Местоположение
>
Доступ и стоимость>Требуется время
>Комбинации с другими темными направлениями
>Комбинации с не темными направлениями
>Фото
Дополнительная информация: Название «Линия Сталина», безусловно, является отсылкой к тогдашнему лидеру Советского Союза Иосифу Сталину. Это была прерывистая линия оборонительных укреплений вдоль западной границы СССР до Второй мировой войны. Ее часто сравнивают с линией Мажино во Франции (см. Мемориал Эльзас-Мозель) XIX века.30 с. Однако советская линия Сталина представляла собой скорее ряд укрепленных пунктов, чем настоящую оборонительную линию. Его целью была отчасти защита от нападения с запада, но больше в смысле разбиения фронта наступающего на отдельные «каналы».
Однако на самом деле он никогда не играл значительной роли в войне. Когда нацистская Германия напала на Польшу в 1939 году, вступили в силу секретные дополнения к пакту Молотова-Риббентропа, согласно которым СССР отобрал часть восточной территории Польши. Таким образом, советская внешняя граница была перенесена на запад, а линия Сталина была впоследствии оставлена в пользу строительства новой линии обороны дальше на запад. Таким образом, орудия и боеприпасы были взяты из бункеров старой «Линии Сталина». Очевидно, некоторые в советских вооруженных силах предпочли бы сохранить «Линию Сталина» в качестве возможной второй линии обороны, но до этого не дошло.
Поэтому, когда Гитлер начал свое нападение на Советский Союз в 1941 году, новой линии обороны еще не было, а старая была в значительной степени бесполезна против натиска немецкого вермахта, даже несмотря на то, что части линии Сталина были быстро восстановлены. В любом случае, такие старомодные укрепления были довольно неэффективны в новой современной войне высокомобильных атак «блицкрига».
После Второй мировой войны Линия Сталина осталась в заброшенном состоянии и в значительной степени игнорировалась. Таким образом, некоторые структуры сохранились более или менее нетронутыми до распада Восточного блока и обретения Беларусью статуса независимого государства в начале XIX в.90-е.
В 2005 году к 60-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне был открыт нынешний «Историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
Сегодня некоторые остатки «Минского укрепрайона» на линии Сталина включены в то, что на самом деле представляет собой чрезвычайно товаризированный военный музей под открытым небом. Это одно из самых популярных направлений для экскурсий из Минска, в частности, для отечественных туристов, а также россиян, но туда возят и чудаков с Запада с частными экскурсиями…. см. ниже.
Что здесь посмотреть: На этот сайт я попал в рамках однодневной экскурсии из Минска с англоговорящим гидом. Это было хорошо, потому что очень мало англоязычных вывесок и вообще не так много информации. С другой стороны, большая часть этого комплекса не требует большого количества справочной информации. Это больше визуальное дело.
Многие местные посетители (и российские туристы) также занимаются различными видами деятельности, предлагаемыми здесь, такими как стрельба из пулемета, катание на танке или даже посадка на старый советский вертолет для коротких обзорных полетов. Я не участвовал ни в одном из них, но, наблюдая, как другие люди активно принимают все эти предложения, у меня сложилось впечатление, что я нахожусь скорее в тематическом парке с игровой площадкой (со всеми этими игрушками для мальчиков… всех возрастов).
Некоторые развлечения тоже не имеют никакого отношения к военной тематике парка, например, прогулки на лодке по искусственному озеру в центре площади. Люди также устраивали пикники на лужайках между танками и т. д., так что вокруг царила довольно странная атмосфера ярмарки.
Здесь также делают «реконструкции» спектаклей, для которых есть большая трибуна. Но в то время, когда я был там, места были пусты и «сцена» тоже. У них разрушенный дом и сгоревшие автомобили перед трибуной, и я предполагаю, что это место, где устраиваются тренировочные бои.
Но вот порядок, в котором я видел вещи во время своего тура. Мы начали с ДОТов , которые фактически были частью одноименной «Линии Сталина». Вы можете зайти внутрь, где манекены в старинной форме оживляют интерьер до определенной степени, и увидеть заднюю часть орудий, торчащих из бункера.
Снаружи также есть небольшие бункеры, в которые вы не можете войти, несколько противотанковых заграждений (по-видимому, они изначально чешские), а также несколько секций реконструированных траншей.
Кроме того, есть небольшой участок реконструкции бывшего железного занавеса, пограничных укреплений с сторожевой башней, заграждениями из колючей проволоки и минной полосой. Так что это уже уход от более узкой исторической темы Второй мировой войны и переход в эпоху холодной войны.
Между автостоянкой и границей и окопными перестройками расположен «тир » и постоянно слышны громкие «хлопки», особенно из противотанкового ружья. Однако они не используют настоящие боевые патроны, только холостые патроны. Однако при каждом нажатии на спусковой крючок они воссоздают впечатление удара гранаты о землю посредством дистанционно управляемых синхронных взрывов, которые через равные промежутки времени выпускают в воздух клубы черного дыма. Это явно очень популярное «занятие».
С возвышения у трибуны для боевых реконструкций мне также была хорошо видна короткая взлетно-посадочная полоса, где старый советский вертолет подбирал пассажиров для сценических полетов . Они также добавляют к общему звуковому ландшафту, так как время от времени вертолет пролетает над головой. Я также был свидетелем нескольких поездок на танке , и они тоже издавали очень характерный звук… плюс густые шлейфы выхлопных газов.
За трибуной находится коллекция из артиллерийских орудий и бронеавтомобилей и танков на (стационарной) открытой экспозиции . Потом мы пошли вокруг озера в сторону коллекции более современной боевой экипировки . Все это экспонаты послевоенной эпохи холодной войны, в основном 1960-х и 70-х годов.
Включены пара больших МиГов и другие боевых самолетов , а также несколько военных вертолетов , а также набор из ракет , от зенитных ракет класса «земля-воздух» до баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки. Некоторые из этих дисплеев поставляются с небольшими панелями, на которых указаны некоторые основные технические характеристики. Они также поставляются с переводом на английский язык. В остальном таблички и панели только на русском/белорусском языке.
Позади и за самолетами и ракетами ряды различных военных наземных транспортных средств , в том числе несколько довольно огромных мобильных радиолокационных станций, которые выглядят прямо из какого-то старого фильма о Джеймсе Бонде.
Еще один танк стоит на вершине кургана и является частью мемориала , на фронте которого большими буквами провозглашается «слава народу-победителю».
И наконец: возле автостоянки и ворот комплекса также стоит бюст Иосифа Сталина, окруженный венками и букетами цветов, так что, кажется, здесь все еще жив культ личности Красного Царя. Однако сам бюст выглядит совершенно новым, поэтому, по-видимому, не является оригинальным.
В общем , я вышел из этого места со смешанными чувствами. Увидеть некоторые из ракет и истребителей было действительно здорово, так как я признаю, что испытываю определенную симпатию к разработкам аэрокосмической техники советских времен. Но танки, пушки и окопы оставили меня довольно холодным, а наблюдать за всеми «действиями» тематического парка было довольно странно. Мне почему-то не совсем комфортно в противопоставлении смертоносных боевых машин и надувных замков для детей или общего веселья, резвящегося вокруг.
Местонахождение: примерно в получасе езды от Минска, Беларусь, примерно в 20 милях (30 км) к северо-западу.
Расположение на картах Google: [54.058, 27.297]
Доступ и стоимость: легко, но дорого с частной экскурсией; намного дешевле, но сложно добраться туда самостоятельно.
Подробности: Чтобы получить максимум удовольствия от Линии Сталина, лучше всего отправиться на экскурсию из Минска (см. ниже). Теоретически из Минска можно также добраться на региональном автобусе или маршрутке, поездка занимает около полутора часов. Но если вы не говорите на языке, это может быть пугающим упражнением. Или вы могли бы даже управлять им самостоятельно.
Если у вас есть собственный транспорт, двигайтесь по главному проспекту Победоносцев к северу от центра Минска и продолжайте движение до тех пор, пока не проедете под МКАД. Затем повернуть налево и сразу снова направо на магистраль Р28 в сторону Молодечно. Сразу после поворота на деревню Лашаны слева появится комплекс «Линия Сталина». Там есть шлагбаум и караульное помещение, где вы должны получить билет и припарковать машину на большой стоянке у кафе. Отсюда вы должны исследовать пешком. Стоимость парковки составляет 2 белорусских рубля.
Часы работы : со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00; закрыто по понедельникам.
Вход : 15 BYR для взрослых, 5 BYR для студентов и детей (в 2016 году) – но если вы идете на организованную экскурсию, входная плата будет включена.
Дополнительные занятия , такие как езда на танке или стрельба из ружья на стрельбище, требуют огромных дополнительных сборов, и ни одно из них не будет включено в частный тур (и на самом деле не будет времени на такие вещи, если вы не сделаете специальное договориться заранее).
Экскурсии с гидом : если вы не говорите по-русски/белорусски, рекомендуется отправиться в тур, а не самостоятельно, а) потому что это сложно с точки зрения логистики и б) на сайте очень мало информации на английском языке, кроме обзорной карты площадь и прайс-лист. Есть ряд операторов, предлагающих отдельные туры на линию Сталина или включающие их в более длительные программы. Я заплатил ок. 130 долларов США за 3,5-часовую экскурсию из Минска с личным гидом/водителем (вы можете связаться со мной для деталей, если вам это интересно).
Требуемое время: Зависит. Некоторые местные гости, по-видимому, часто проводят здесь весь день, но в рамках индивидуальной экскурсии из Минска это около трех с половиной часов, из которых один час уходит на дорогу туда и обратно.
Комбинации с другими темными направлениями: Экскурсия на Линию Сталина была включена в экскурсию на целый день из Минска, которая также включала утром Малый Тростенец, Хатынь и Курган Славы, прежде чем мы продолжили здесь после обеда в Минске.
Естественно, Минск тоже представляет собой комбинацию, особенно его Музей Великой Отечественной войны, конечно.
Комбинации с не темными направлениями: См. под Минском.
- Линия Сталина 01 — бюст одноимённого диктатора
- Линия Сталина 02 — обзор
- Линия Сталина 03 — Чешский ёжик противотанкового заграждения
- Линия Сталина 04 — дверь бункера
- Линия Сталина 05 — внутри бункера
- Линия Сталина 06 — пушка бункера
- Линия Сталина 07 — реконструкция траншей
- Линия Сталина 08 — дополнительные бункеры и другие укрепления
- Сталин — Линия
- реконструкция пограничной полосы
- Сталинская линия 10 — бум!
- Линия Сталина 11 — вертолет взлетает
- Линия Сталина 12 — в полете
- Линия Сталина 13 — театр военных игр под открытым небом
- Линия Сталина 14 — часть сцены для военных игр
- Линия Сталина 15 — также предлагаются аттракционы на танках
- Линия Сталина 16 — танки, палатки и туалеты
- Линия Сталина 17 — танки и надувные замки ракеты
- Линия Сталина 20 — ракеты и солдаты
- Линия Сталина 21 — Скад
- Линия Сталина 22 — большой МиГ
- Линия Сталина 23 — МиГ-23
- Линия Сталина 24 — РЛС
- Линия Сталина 25 — Слава 25 Победоносные люди
Линия Сталина — Темный туризм
— рейтинг темномера: 3 —
Один из главных сайтов Беларуси, посвященных Второй мировой войне. Это скорее военный тематический парк, чем мемориал, и лишь небольшая его часть включает в себя остатки оригинальной довоенной «сталинской линии» оборонительных укреплений. Но коллекция советских самолетов и ракет времен холодной войны впечатляет.
>Дополнительная справочная информация
>Что посмотреть
>Местоположение
>Доступ и стоимость
>Требуется время
>Комбинации с другими темными направлениями
>Комбинации с не темными направлениями
>Фото
Дополнительная информация: Название «Линия Сталина», безусловно, является отсылкой к тогдашнему лидеру Советского Союза Иосифу Сталину. Это была прерывистая линия оборонительных укреплений вдоль западной границы СССР до Второй мировой войны. Ее часто сравнивают с линией Мажино во Франции (см. Мемориал Эльзас-Мозель) XIX века.30 с. Однако советская линия Сталина представляла собой скорее ряд укрепленных пунктов, чем настоящую оборонительную линию. Его целью была отчасти защита от нападения с запада, но больше в смысле разбиения фронта наступающего на отдельные «каналы».
Однако на самом деле он никогда не играл значительной роли в войне. Когда нацистская Германия напала на Польшу в 1939 году, вступили в силу секретные дополнения к пакту Молотова-Риббентропа, согласно которым СССР отобрал часть восточной территории Польши. Таким образом, советская внешняя граница была перенесена на запад, а линия Сталина была впоследствии оставлена в пользу строительства новой линии обороны дальше на запад. Таким образом, орудия и боеприпасы были взяты из бункеров старой «Линии Сталина». Очевидно, некоторые в советских вооруженных силах предпочли бы сохранить «Линию Сталина» в качестве возможной второй линии обороны, но до этого не дошло.
Поэтому, когда Гитлер начал свое нападение на Советский Союз в 1941 году, новой линии обороны еще не было, а старая была в значительной степени бесполезна против натиска немецкого вермахта, даже несмотря на то, что части линии Сталина были быстро восстановлены. В любом случае, такие старомодные укрепления были довольно неэффективны в новой современной войне высокомобильных атак «блицкрига».
После Второй мировой войны Линия Сталина осталась в заброшенном состоянии и в значительной степени игнорировалась. Таким образом, некоторые структуры сохранились более или менее нетронутыми до распада Восточного блока и обретения Беларусью статуса независимого государства в начале XIX в.90-е.
В 2005 году к 60-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне был открыт нынешний «Историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
Сегодня некоторые остатки «Минского укрепрайона» на линии Сталина включены в то, что на самом деле представляет собой чрезвычайно товаризированный военный музей под открытым небом. Это одно из самых популярных направлений для экскурсий из Минска, в частности, для отечественных туристов, а также россиян, но туда возят и чудаков с Запада с частными экскурсиями…. см. ниже.
Что здесь посмотреть: На этот сайт я попал в рамках однодневной экскурсии из Минска с англоговорящим гидом. Это было хорошо, потому что очень мало англоязычных вывесок и вообще не так много информации. С другой стороны, большая часть этого комплекса не требует большого количества справочной информации. Это больше визуальное дело.
Многие местные посетители (и российские туристы) также занимаются различными видами деятельности, предлагаемыми здесь, такими как стрельба из пулемета, катание на танке или даже посадка на старый советский вертолет для коротких обзорных полетов. Я не участвовал ни в одном из них, но, наблюдая, как другие люди активно принимают все эти предложения, у меня сложилось впечатление, что я нахожусь скорее в тематическом парке с игровой площадкой (со всеми этими игрушками для мальчиков… всех возрастов).
Некоторые развлечения тоже не имеют никакого отношения к военной тематике парка, например, прогулки на лодке по искусственному озеру в центре площади. Люди также устраивали пикники на лужайках между танками и т. д., так что вокруг царила довольно странная атмосфера ярмарки.
Здесь также делают «реконструкции» спектаклей, для которых есть большая трибуна. Но в то время, когда я был там, места были пусты и «сцена» тоже. У них разрушенный дом и сгоревшие автомобили перед трибуной, и я предполагаю, что это место, где устраиваются тренировочные бои.
Но вот порядок, в котором я видел вещи во время своего тура. Мы начали с ДОТов , которые фактически были частью одноименной «Линии Сталина». Вы можете зайти внутрь, где манекены в старинной форме оживляют интерьер до определенной степени, и увидеть заднюю часть орудий, торчащих из бункера.
Снаружи также есть небольшие бункеры, в которые вы не можете войти, несколько противотанковых заграждений (по-видимому, они изначально чешские), а также несколько секций реконструированных траншей.
Кроме того, есть небольшой участок реконструкции бывшего железного занавеса, пограничных укреплений с сторожевой башней, заграждениями из колючей проволоки и минной полосой. Так что это уже уход от более узкой исторической темы Второй мировой войны и переход в эпоху холодной войны.
Между автостоянкой и границей и окопными перестройками расположен «тир » и постоянно слышны громкие «хлопки», особенно из противотанкового ружья. Однако они не используют настоящие боевые патроны, только холостые патроны. Однако при каждом нажатии на спусковой крючок они воссоздают впечатление удара гранаты о землю посредством дистанционно управляемых синхронных взрывов, которые через равные промежутки времени выпускают в воздух клубы черного дыма. Это явно очень популярное «занятие».
С возвышения у трибуны для боевых реконструкций мне также была хорошо видна короткая взлетно-посадочная полоса, где старый советский вертолет подбирал пассажиров для сценических полетов . Они также добавляют к общему звуковому ландшафту, так как время от времени вертолет пролетает над головой. Я также был свидетелем нескольких поездок на танке , и они тоже издавали очень характерный звук… плюс густые шлейфы выхлопных газов.
За трибуной находится коллекция из артиллерийских орудий и бронеавтомобилей и танков на (стационарной) открытой экспозиции . Потом мы пошли вокруг озера в сторону коллекции более современной боевой экипировки . Все это экспонаты послевоенной эпохи холодной войны, в основном 1960-х и 70-х годов.
Включены пара больших МиГов и другие боевых самолетов , а также несколько военных вертолетов , а также набор из ракет , от зенитных ракет класса «земля-воздух» до баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки. Некоторые из этих дисплеев поставляются с небольшими панелями, на которых указаны некоторые основные технические характеристики. Они также поставляются с переводом на английский язык. В остальном таблички и панели только на русском/белорусском языке.
Позади и за самолетами и ракетами ряды различных военных наземных транспортных средств , в том числе несколько довольно огромных мобильных радиолокационных станций, которые выглядят прямо из какого-то старого фильма о Джеймсе Бонде.
Еще один танк стоит на вершине кургана и является частью мемориала , на фронте которого большими буквами провозглашается «слава народу-победителю».
И наконец: возле автостоянки и ворот комплекса также стоит бюст Иосифа Сталина, окруженный венками и букетами цветов, так что, кажется, здесь все еще жив культ личности Красного Царя. Однако сам бюст выглядит совершенно новым, поэтому, по-видимому, не является оригинальным.
В общем , я вышел из этого места со смешанными чувствами. Увидеть некоторые из ракет и истребителей было действительно здорово, так как я признаю, что испытываю определенную симпатию к разработкам аэрокосмической техники советских времен. Но танки, пушки и окопы оставили меня довольно холодным, а наблюдать за всеми «действиями» тематического парка было довольно странно. Мне почему-то не совсем комфортно в противопоставлении смертоносных боевых машин и надувных замков для детей или общего веселья, резвящегося вокруг.
Местонахождение: примерно в получасе езды от Минска, Беларусь, примерно в 20 милях (30 км) к северо-западу.
Расположение на картах Google: [54.058, 27.297]
Доступ и стоимость: легко, но дорого с частной экскурсией; намного дешевле, но сложно добраться туда самостоятельно.
Подробности: Чтобы получить максимум удовольствия от Линии Сталина, лучше всего отправиться на экскурсию из Минска (см. ниже). Теоретически из Минска можно также добраться на региональном автобусе или маршрутке, поездка занимает около полутора часов. Но если вы не говорите на языке, это может быть пугающим упражнением. Или вы могли бы даже управлять им самостоятельно.
Если у вас есть собственный транспорт, двигайтесь по главному проспекту Победоносцев к северу от центра Минска и продолжайте движение до тех пор, пока не проедете под МКАД. Затем повернуть налево и сразу снова направо на магистраль Р28 в сторону Молодечно. Сразу после поворота на деревню Лашаны слева появится комплекс «Линия Сталина». Там есть шлагбаум и караульное помещение, где вы должны получить билет и припарковать машину на большой стоянке у кафе. Отсюда вы должны исследовать пешком. Стоимость парковки составляет 2 белорусских рубля.
Часы работы : со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00; закрыто по понедельникам.
Вход : 15 BYR для взрослых, 5 BYR для студентов и детей (в 2016 году) – но если вы идете на организованную экскурсию, входная плата будет включена.
Дополнительные занятия , такие как езда на танке или стрельба из ружья на стрельбище, требуют огромных дополнительных сборов, и ни одно из них не будет включено в частный тур (и на самом деле не будет времени на такие вещи, если вы не сделаете специальное договориться заранее).
Экскурсии с гидом : если вы не говорите по-русски/белорусски, рекомендуется отправиться в тур, а не самостоятельно, а) потому что это сложно с точки зрения логистики и б) на сайте очень мало информации на английском языке, кроме обзорной карты площадь и прайс-лист. Есть ряд операторов, предлагающих отдельные туры на линию Сталина или включающие их в более длительные программы. Я заплатил ок. 130 долларов США за 3,5-часовую экскурсию из Минска с личным гидом/водителем (вы можете связаться со мной для деталей, если вам это интересно).
Требуемое время: Зависит. Некоторые местные гости, по-видимому, часто проводят здесь весь день, но в рамках индивидуальной экскурсии из Минска это около трех с половиной часов, из которых один час уходит на дорогу туда и обратно.