Где находится новоиерусалимский монастырь: Ново-Иерусалимский монастырь: история обители — РИА Новости, 22.04.2011

Содержание

Ново-Иерусалимский монастырь: история обители — РИА Новости, 22.04.2011

Российская Палестина простиралась на несколько десятков квадратных километров. В центре ее находится холм, нареченный Сионом. Среди названий монастырских башен — Вход Господень в Иерусалим, Гефсиманская. Холмы вокруг — Елеонский, Фаворский, села — Преображенское, Назарет, Капернаум. Монастырь огибает Кедронский поток, а река Истра переименована в Иордан.

Огромный одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор, который строился с 1656 по 1685 годы, создан по образу главной христианской святыни — храма Гроба Господня в Иерусалиме. К собору пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь и подземная церковь святых Константина и Елены. В соборе воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и воскресения Иисуса Христа.

По одной из версий, «Новым Иерусалимом» Воскресенский монастырь впервые назвал царь Алексей Михайлович, присутствовавший в 1657 года на освящении деревянной Воскресенской церкви обители.

Большая часть построек монастыря относится к концу 17 века. Над строительством Воскресенского собора — храма-города — трудились в разное время такие именитые архитекторы, как Карл Бланк, Бартоломео Растрелли, Матвей Казаков, Андрей Воронихин, Константин Тон.

В конце 19 века — начале 20 века монастырь стал важным центром паломничества, особенно число посещавших его богомольцев возросло с постройкой Виндавской (Рижской) железной дороги. К 1913 году в обитель ежегодно приезжали около 35 тысяч человек.

В 1919 году обитель закрыли. На ее базе начал действовать историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Во время двухнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен, башни и колокольня разрушены, а Воскресенский собор значительно поврежден.

В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской православной церкви, с этого времени в нем возрождается монашеская жизнь. 

Попечительский совет Благотворительного фонда по восстановлению монастыря возглавляют президент России Дмитрий Медведев и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обращаясь к членам Попечительского совета 4 марта нынешнего года, президент призвал создать условия для полноценной жизни монастыря, в том числе и во время восстановительных работ.

По завершении реставрации в монастыре будет создан паломнический, информационный и образовательный центр.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ | vizit-istra

ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном (1605-1681). В 1856 году Патриарх Никон купил у владельца стольника Романа Бобарыкина село Воскресенское вместе с окрестными деревнями и пустошами. Село было куплено в вотчину основанного ранее Патриархом Никоном Иверского монастыря. Тогда же были начаты работы для подготовки места строительства монастыря. Холм, на котором теперь находится монастырь был очищен от леса, построена деревянная теплая церковь во имя Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и над этим рвом построена деревянная стена с восемью башнями.

На башне над Святыми Вратами монастыря поставлен треугольный образ Воскресения Христова, написанный греческим письмом.18 октября 1657 года Патриарх Никон со всем освященным собором, в присутствии царя Алексея Михайловича освятил деревянный храм Воскресения Христова. После освящения Царь Алексей Михайлович, обходя монастырь

обходя монастырь и его окрестности, поднялся на холм на востоке от монастыря, и осмотрев новый монастырь и его окрестности воскликнул: «Во истину благоволи Бог исперва место сие предуготовать на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму». В этот же день возведен в сан архимандрита первый настоятель обители игумен Стефан.

В начале 1658 года на Елеонском холме Патриархом Никоном водружен каменный памятный и поклонный крест в память о наречении Царем Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом. Летом этого же года по распоряжению Патриарха Никона в 150 саженях от Воскресенского монастыря, на берегу реки Истры построен Богоявленский скит. Богоявленская церковь в здании скита освящена 22 июня (ст. ст.) Петро-Павловская церковь. В июле 1658 года Патриарх Никон прибывает из Москвы на постоянное жительство в Воскресенский монастырь. Патриарх покинул Москву из-за разногласий с Царем Алексеем Михайловичем, потому как с начала 1658 года «нача быти безсоветие и раздор между Царем и Святейшим Патриархом». В сентябре 1658 года в Воскресенском монастыре Патриархом Никоном заложен каменный храм Воскресения Христова. На закладке каменного соборного храма уже не было ни Царя, ни Синклита, ни Освященного собора. 

В 1659 году наместником обители становится архимандрит Герасим. В начале 1665 года в Воскресенском монастыре собралось около 500 человек братии, монахов и белого духовенства, пришедших под омофор Патриарха Никона со всех концов России и из-за рубежа. Все время от закладки и наречения Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом активно ведется строительство зданий монастыря. В созданных при Патриархе Никоне монастырских мастерских отливаются колокола для соборной колокольни, создаются изразцы и иконы для украшения соборного Воскресенского храма снаружи и внутри. В декабре 1665 года скончался и погребен в обители архимандрит Герасим. В декабре этого же года Патриархом Никоном возведен в сан архимандрита Акакий из казначеев той же обители, третий настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В ноябре 1666 года Патриарх Никон покидает монастырь, чтобы явиться на суд собранного царем Алексеем Михайловичем собора православных патриархов. С этого дня строительные работы в монастыре прекратились.

В декабре 1666 года лишенный собором патриархов патриаршего сана, Никон отправлен Царем Алексеем Михайловичем в ссылку в Ферапонтов монастырь. После низложения Патриарха Никона его враги (духовные и светские) многих из иноков Воскресенского монастыря подвергли суду, заключению под стражу, заточению в дальних монастырях, многие из таких узников и жизнь свою кончили в темницах. Некоторые из братии добровольно последовали за опальным Патриархом в его ссылку. В декабре 1667 года «для соглядания строения великой каменной церкви и всего монастыря» приезжал в обитель Его Царского Пресветлаго Величества Духовник Протопоп Государев Андрей Саввинович. «Соглядание» это не имело никаких последствий — работы по возведению соборного Воскресенского храма так и не возобновились. В 1668 году Соборной грамотой утверждены за монастырем права на владения вотчинами приобретенными Патриархом Никоном, кроме вотчин приписных монастырей. В 1669 году скончался и погребен в Воскресенской обители третий ее настоятель архимандрит Акакий. В октябре 1674 года последовала грамота из Патриаршего приказа на имя архимандрита Филофея с братией, коей велено «книги письменные и харатейные, и латинские и греческие, пересмотря, взять к Москве». По этой грамоте взято из Воскресенского монастыря и его подворья в Москве в Патриаршую ризную казну 500 книг, которым была составлена опись в азбучном порядке.

В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории в 1920 году открылся музей «Новый Иерусалим», а святые места были до неузнаваемости изменены. Монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен.

При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году, интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (†5.12.2008) о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители архимандрита Никиту (Латушко). В этом же году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность.

В октябре 1995 года выходит распоряжение Правительства Российской Федерации N 1380-Р «О поэтапной передаче Русской Православной Церкви (Московскому Патриархату) в бессрочное безвозмездное пользование зданий и сооружений Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г.Истре Московской области, являющимися памятниками градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения.

Также Правительством Московской области было издано постановление «О поэтапной передаче памятников архитектуры комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г.Истре». В мае 2008 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумен Феофилакт (Безукладников) назначен наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. В июле 2008 года Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А.Медведев  приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета.6 марта 2009 года Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». В настоящее время обитель восстанавливается и преображается во всей своей духовной силе и красоте. Торжественное открытие монастыря планируется в сентябре 2016 года.

В ноябре 2013 года на заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Святейший Патриарх Кирилл напомнил присутствующим о замысле Патриарха Никона, основателя монастыря, создать на этом месте «Русскую Палестину». По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви, «Русская Палестина» символически свяжет Ново-Иерусалимский монастырь, пруды, музейный комплекс. Также Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой наделить «Русскую Палестину» особым статусом — «достопримечательное место в форме религиозно-исторического места». Подобный статус предполагает не только охрану памятников материальной культуры, но и создание определённых условий для духовной жизни.

«Посещая этот район Подмосковья, русские люди смогут не только увидеть храм Воскресения, но и как бы прикоснуться к Святой Земле. Для тех, кто посещает Русскую Палестину, могут быть разработаны замечательные туристические маршруты, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Но эти замечательные поля, луга и рощи не должны покрываться какими-то искусственными новоделами. «Русская Палестина» не может превратиться в туристический кич. Это не может быть Walt Disney парк, это должны быть действительно восстановленные исторические памятники, которые были бы связаны с библейскими событиями, привязаны к священной топографии Святой Земли». Также Его Святейшество отметил, что «замечательно было бы, если в программу посещения будет входить не только осмотр храмов и не только участие в богослужениях — а для людей, может быть, не так интересующихся церковной жизнью, как архитектурой, не только осмотр всего того, что восстановлено, — но и посещение Русской Палестины. Здесь могут быть замечательные туристические маршруты, в том числе на лошадях, и на тройках, и зимой в санях. И просто образ такой: яркое голубое небо, солнце, заснеженный пейзаж, и люди на лошадке едут по святой Русской Палестине. Экскурсовод рассказывает, что здесь, что в этом месте, что — в другом, а потом какое-то кафе, где можно остановиться, перекусить… Нужно воссоздать не только монастырь, но и всё это окружение, которое Никон называл Русской Палестиной».

Около стен Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря располагается Скит Патриарха Никона, который был построен в 1658 году. Патриарх жил в нем с 1658 по 1664 год.  «На берегу Истры, или Иордана, на северо-западе от монастыря, Патриарх Никон устроил себе скит или пустыню. Этот скит имеет вид восточных жилых башен. Это каменное четырехэтажное здание; на первом этаже находится место для церкви и четыре комнаты с одной печкой; на второй этаж ведет узкая каменная лестница; здесь небольшая трапеза и две кельи с чуланом и печкой из древних изразцов; из трапезы ведет небольшая лестница на третий этаж, где устроены хлебная и просфорная печи; налево от них находится жилая келья, направо — приемная, а рядом с ней собственная келья Святейшего Патриарха Никона, в которой до сих пор хранится его круглый липовый стол и висит портрет его. На том же этаже помещается церковь во имя Богоявления Господня. На четвертом этаже, на верхней, почти плоской крыше, обведенной кругом перилами, находится особая келья Патриарха Никона с коротким каменным ложем. На той же площадке имеется небольшая церковь во имя свв. Петра и Павла, а позади ее колокольня с одним колоколом. Этот скит устроен в первый же год по переселении Святейшего Патриарха из Москвы в Воскресенский монастырь в 1658 году. Сюда-то он удалялся во время постов из своей обители и проводил время среди избранных учеников в самых строгих молитвенных подвигах» (цитата из публикации «Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческое описание. М. 1903. Глава IX.» — в книге «Крестный путь патриарха Никона», М. 2000, стр. 55-56). Скит был закрыт в 1919 году и возвращен монастырю в 1990-х.

Новый Иерусалим

Адрес: 143500, Московская обл., г.Истра, ул. Советская, 2

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до станции Истра — 58 км, далее автобусом 2 км.

Проезд автомобилем: от Москвы по Волоколамскому шоссе до Истры — около 40 км, далее по центральным улицам Истры, следуя всем поворотам (фактически по шоссе) около 5 км. Монастырь — прямо у шоссе на возвышении на выезде из Истры в сторону Волоколамска.

Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656г. патриархом Никоном как собственная резиденция и как воплощение идеи «Третьего Рима» в России. Строительство велось в два этапа, так как через десять лет после основания монастыря работы были прерваны из-за опалы и ссылки Никона, продлившейся 14 лет. В первый период строительства (1656-1666 гг.) были сооружены деревянные стены, каменные службы, почти до конца доведен был собор. Кроме того, тогда же в стороне от монастыря были устроены скит Никона (Отходная пустынь) и Елеонская часовня. В 1679г. по указу царя Федора Алексеевича работы возобновились. Кроме того, по его же указу к Новоиерусалимскому монастырю были приписаны еще 20 монастырей с  1630 крестьянскими дворами – огромные владения, сделавшие монастырь одним из самых богатых в стране.

Замысел подмосковного монастыря поражает своим размахом – это должен был быть по-настоящему Новый Иерусалим, как можно более приближенный к Святой Земле, по  частям которой была названа вся местность на берегу реки Истры: Вифлеем, Галилея, Елеон. Даже река была здесь переименована в Иордан. На старых картах видно, что Новый Иерусалим с окрестностями был максимально приближен к своему прообразу, хотя и в уменьшенном виде. Патриарх Никон не дожил до завершения строительства — он скончался в 1681г., а ансамбль монастыря, сохранив общую планировку, достраивал настоятель монастыря архимандрит Никанор при очень большой помощи кадашевского мастера и литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова, который фактически руководил строительством.

Соборный комплекс – Воскресенский собор с подземной церковью Константина и Елены и с колокольней – был окончен к 1685г. Со строительством грандиозного собора связано и изменение значимости всего монастыря, который в честь этого события получил в дар от царской фамилии земли и драгоценности. Уникальные и очень красивые изразцы для собора были заказаны мастерам Степану Полубесу и Игнатию Максимову, а керамические иконостасы в пяти приделах собора делал мастер Петр Заборский. После окончания строительства не прошло и тридцати лет, как каменный шатер Воскресенского собора рухнул, и до 1761г. грандиозное здание восстанавливалось и отчасти перестраивалось по проекту В.В.Растрелли и под руководством К.И.Бланка. После этого собор приобрел черты не только московского, но и западноевропейского барокко.

В 1690г. под руководством зодчего Якова Бухвостова начинается возведение каменной крепостной ограды с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим в стиле московского барокко. Работы продлились до 1697г.; с 1693г. Бухвостов уже параллельно работал в Рязани на строительстве Успенского собора, и фактически стены заканчивали его помощники – артель Филиппа Папуги и его товарищей, костромских крепостных братьев Емельяна и Леонтия Михайловых.

Чуть раньше стен, в 1686-1692гг., на средства, пожертвованные царевной Татьяной Михайловной, в монастыре сооружаются трапезные палаты с церковью Рождества Христова. В 1698г. к трапезным пристраивают и больничные палаты с маленькой церковью Трех Святителей. Позднее, в начале XVIII века, на больничные палаты сверху надстраивают царский дворец для приездов императорской семьи на богомолье. Эта перестройка повлекла за собой заметные изменения в структуре всего длинного служебного корпуса: пристроили наружную каменную лестницу с аркадой, а Трехсвятскую церковь перенесли на второй этаж, превратив ее из больничной в дворцовую. Сейчас от этой церкви остались лишь следы апсидной части и двухэтажная выступающая часть здания, мало похожая на храм, а на месте ее алтарной преграды – вход в музей.

Корпус трапезных и больничных палат был поставлен рядом с более старым зданием, возведенным в монастыре в 1650-х гг. Это были палаты «монастырских детенышей» и каменные кладовые. Последние в конце XVII века были преобразованы в настоятельские покои. В это же время рядом идет строительство палат царевны Татьяны Михайловны – одноэтажного кирпичного здания, стоящего между двух современных ему братских корпусов. Палаты (или дворец) царевны украшен достаточно скромно в стиле московского барокко; внешний облик его, как и братских корпусов, был сильно искажен в XIX веке, и восстановлен только после Великой Отечественной войны, в 1960-х гг. С этих пор и вплоть до XX века Новый Иерусалим оставался царским богомольем, императорская фамилия оказывала ему немалую поддержку и часто здесь бывала.

Выстроен Новоиерусалимский монастырь был почти весь в едином стиле московского барокко. Это относится даже к хозяйственным постройкам – солодежне, кузнечным палатам, квасному погребу и караульным палатам. Все они были пристроены к монастырским стенам в 1690-х гг. Кроме перечисленных, в монастыре были и другие хозяйственные корпуса, не дошедшие до наших дней.

Стены и башни Нового Иерусалима – можно сказать, отдельный архитектурный памятник этого комплекса. Они уже не были в строгом смысле защищающей монастырь оградой, поскольку в конце XVII века это не было столь актуально, как прежде. Однако и ряды бойниц, и внушительные размеры полностью отвечают требованиям древнерусской крепостной традиции. В стенах толщиной 3 метра и высотой более 9 метров, как и положено настоящей крепости, три ряда бойниц – подошвенного боя, навесного (машикули) и ружейного. С внутренней стороны стен проведен боевой ход с парапетом.

В плане ограда монастыря представляет собой неправильный шестиугольник периметром более километра. В ней восемь башен, часть из которых названа по воротам в Иерусалиме: Дамасская, Гефсиманская, Сионская. Названия они получили уже в XVIII веке. Все башни разделены перекрытиями на этажи, нижние из которых использовались братией для хозяйственных нужд, а верхние – как кельи. На галереях по большим праздникам – таким, как Сретение или Благовещение – совершались крестные ходы.

Только поначалу кажется, что все башни ограды – одинаковы. Но если пройти вдоль всей монастырской стены, то сразу бросается в глаза разница между башнями. Одни – круглые, другие – восьмигранные, третьи – с восьмигранным основанием и круглым верхним ярусом. Все башни увенчаны каменными шатрами, и только одна – Иноплеменничья – впоследствии была заново перекрыта деревянным шатром из-за того, что стала слишком крениться вбок.

Невдалеке от стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, на искусственном островке в 1658г. был поставлен «скит» патриарха Никона (иначе называемый Богоявленской пустынью). В 1661г. здание перестраивали. В итоге получилось высокое строение в три этажа, совмещающее в себе жилые покои с домовой церковью наверху. Венчает его восьмиграннй подкупольный световой барабан. Скит украшен полихромными изразцами, к сожалению, сохранившимися далеко не в полном виде. Утрачены также и печи с лежанками и изразцами, но по утверждениям исследователей, их вполне можно восстановить в прежнем виде. Неподалеку от Скита – спуск к реке Истре, где находится святой источник, из которого берут воду не только местные жители, но и приезжие, специально выбирающиеся сюда для этого. Место источника обозначено большим деревянным крестом. Второй источник, более известный, есть у стен монастыря.

В монастыре – в Воскресенском соборе и вокруг него – некогда был обширный некрополь. Сейчас от него осталось немного – 74 надгробия, так как во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. В приделе Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона, а в списке похороненных здесь можно найти такие громкие дворянские фамилии, как Бестужевы-Рюмины, Голицыны, Нащокины, Шуваловы… Позднее здесь стали погребать людей разных сословий – купеческого, мещанского.

У стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, размещается небольшой архитектурно-этнографический музей, собравший деревянные постройки из подмосковных деревень. Среди его экспонатов находятся часовня, крестьянские усадьбы, мельница. До 2001г. здесь же находилась удивительная по красоте деревянная церковь Богоявления из села Семеновское Пушкинского района. Из-за короткого замыкания она сгорела. В крестьянских усадьбах расположены различные музейные экспозиции, посвященные народному быту и искусствам. Музей был основан в 1970-х гг., в период резко возросшего интереса к старине, когда по всей стране начали организовывать такого рода музеи под открытым небом. В стенах Нового Иерусалима музей разместился значительно раньше – вскоре после революции, в марте 1920г. (монастырь был закрыт в 1919г.).

В годы Великой Отечественной войны со стороны Истры фашисты подходили к Москве. Новоиерусалимский монастырь был оккупирован и разорен. Отступая, немцы заложили взрывчатку во все постройки монастыря. Так была уничтожена высокая, выше соборного шатра, колокольня, сгорел верх Воскресенского собора, до нижнего яруса обрушилась надвратная церковь, исчезли шатры башен… К счастью, музейные фонды были хотя бы частично вывезены в эвакуацию. Восстановление официально началось в конце 1940-х гг., а реально – уже в 1942г., и, увы, не окончено по сей день. Отреставрировали практически все, кроме колокольни, от которой до сих пор остается лишь низ первого яруса.

В 1994г. возрожденной монастырской общине была передана часть строений Нового Иерусалима: Воскресенский собор, церковь Рождества Христова, Скит Никона и восточный братский корпус. Сейчас в старинных стенах сосуществуют монастырь и музей.

Храмы и постройки монастыря

Постройки архитектурно-этнографического музея

Название Годы
Церковь Богоявления из с. Семеновское Пушкинского р-на Московской обл. 1673
Часовня из с.Сокольники Чеховского  р-на Московской обл. XVIIIв
Крестьянская усадьба из дер.Выхино Люберецкого р-на Московской обл. 1830-1840-е
Ветряная мельница из с.Кочемлева Кашинского р-на Тверской обл. 2-я пол. XIXв

Красным цветом помечены несохранившиеся постройки

Ново-Иерусалимский монастырь в Истре

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь – одна из наиболее известных православных святынь России. Ежегодно сюда стекаются паломники со всех уголков нашей страны и зарубежья. Они посещают богослужения и участвуют в церковных таинствах, узнают историю этой святыни и приобщаются к истинной культуре православия.

На территории монастыря расположен музей с несколькими выставочными корпусами, где для паломников регулярно проводятся экскурсии. Посещение этой обители оставляет яркие и неизгладимые эмоции в душе православного христианина.

Немного истории

Новоиерусалимский монастырь в городе Истра был возведен в середине семнадцатого века. Его основатель, Патриарх Никон, воплотил идею воссоздания на русской земле комплекса главных христианских святынь, находящихся в Иерусалиме. Сам мужской монастырь был построен по подобию Храма Гроба Господня.

На его территории воссозданы:

  • Голгофа (в переводе «лобное место») – гора, на которой фарисеи распяли Иисуса Христа;
  • Кувуклия – маленькая часовня с Гробом Господним;
  • Храм Воскресения Спасителя.

В непосредственной близости от монастыря протекает река Истра, символизирующая собой святую реку Иордан, в которой крестился Иисус Христос.

В связи с известными революционными событиями начала прошлого века, в результате которых к власти пришли большевики, на всей территории России начались преследования за веру. В стране закрывались храмы и монастыри. Не обошла эта участь и сию святыню. Затем уже начавший ветшать монастырь получил серьезные повреждения в ходе Великой Отечественной войны. Богослужения возобновились в обители только в 1994 году. При этом многие годы продолжались активные реставрационные работы.

Как добраться до святыни и где остановиться на ночлег?

Монастырь «Новый Иерусалим» находится в подмосковном городке Истра по адресу ул. Советская, д. 2. Непосредственно из столицы сюда можно добраться по «Новой Риге» или Волоколамскому шоссе, преодолев расстояние порядка семидесяти километров. В самом городе заблудиться не получится. Здесь каждый знает, где находится святая обитель и всегда с радостью подскажет дорогу направляющимся в нее паломникам.

Всего в паре минут езды от Истры расположен комфортабельный отель европейского уровня. При этом цены на проживание в нем весьма умеренные, поэтому остановиться тут могут себе позволить люди и с не слишком большим достатком. Это очень хороший вариант и для тех, кто совершает паломничество в одиночку, и для людей, решивших посетить святую обитель вместе со своей семьей.

Семейный Клуб Истра располагает обширным номерным фондом: одноместные и двухместные номера, а также семейные апартаменты, таунхаусы, загородные дома в аренду. Если родственников очень много, можно полностью снять один из таунхаусов или коттеджей, расположенных непосредственно на территории отеля. Вокруг гостиницы великолепная природа, речка, а также благоустроенные зоны отдыха для взрослых и детские площадки для малышей.

Постояльцы гостиницы могут бесплатно оставлять свой автомобиль на охраняемой парковке. Во всех номерах есть кабельное телевидение и скоростной Wi-Fi. При въезде на территорию расположен магазин со свежими продуктами. Вы можете снять для себя апартаменты на любое необходимое количество дней.

Отель европейского уровня «ИСТРА FAMILY CLUB» приглашает паломников и паломнические группы воспользоваться комфортабельными апартаментами на очень выгодных условиях. Будем рады видеть вас у нас в гостях и сделаем все, чтобы вам у нас понравилось!

Новоиерусалимский монастырь

Новоиерусалимский монастырь (или Воскресенский Новоиерусалимский монастырь) — мужской православный монастырь, расположен близ подмосковного города Истра. Основан в 1656 году патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. Здесь патриарх неоднократно останавливался на ночлег, проезжая по старой Волоколамской дороге в Иверский монастырь. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.

Монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от монастыря располагался Елеонский холм, на севере — холм Фавор, река Истра была переименована в Иордан. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима. Например, Воскресенский собор (1656-1685) был построен по образу и подобию Храма Гроба Господня.

Воскресенский собор строился в два этапа. С 1658-го по 1666 год здание было доведено до кровель, подготовлено место для строительства подземного храма, возведена колокольня. Снаружи и внутри собор украсили керамические пояса, наличники, порталы и иконостасы. Для колокольни отлили 15 колоколов. Из больших колоколов сохранился отлитый в 1666 году стопудовый колокол.

В декабре 1941 года Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря был разрушен немецко-фашистскими захватчиками. Целенаправленным взрывом были уничтожены колокольня, центральная глава и шатер ротонды. Уже в 1942 году начались исследовательские работы на руинах памятника. В 1985 году собор обрел центральную главу. Шатер в формах XVIII века восстановлен на основе металлической конструкции к 1992 году.

В январе 1995 года архитектурный ансамбль Воскресенского Новоиерусалимского монастыря возвращен Русской Православной церкви. С этого времени на его территории находится Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь и Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

За Елизаветинскими воротами монастыря находился Гефсиманский сад. В настоящее время сада уже нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры. Когда-то в саду были протоки (остатки от них еще заметны), которые образовывали остров. На этом острове, примерно в сотне метрах от монастырской стены, жил патриарх Никон во время своего шестилетнего пребывания в монастыре.

Новоиерусалимский монастырь, Истра. Карта, фото, как добраться – путеводитель по городу на MsMap.ru

Начинаем пешую прогулку по Новому Иерусалиму. Первая остановка будет у памятника А. П. Чехову писатель жил сначала поблизости в городе Истра, а затем несколько недель перед отъездом за границу из которого Антон Павлович уже не вернётся в Новом Иерусалиме около Педагогического училища. Минуя яблоневый сад и несколько необычных городских памятников мы попадаем в место, где можно увидеть панораму монастыря, стоящего на Сионском холме, гору Фавор и Вифанию. Рассказ об уникальных раскопках на Сионском холме, где стоит монастырь и о происхождении названия города, связанного напрямую со Святейшим Патриархом Никоном от первого села Сафатова до современного названия города. Повествование проведет с 900 года до Рождества Христова до 30 годов XX века. Основные сооружения монастыря — ротонда гроба Господня, внутри которой находится Кувуклия — пещера, символизирующая место, где был похоронен Иисус, где он воскрес и где происходит схождение Благодатного огня в Иерусалиме, Воскресенский собор, где находится Голгофа, камень миропомазания, Судные и Красные врата монастыря, приделы Новоиерусалимского монастыря: в Успенском приделе находятся мощи св. мученицы Татианы и святыня крест — мощевик, подаренный монастырю иерусалимскими монахами. Крест содержит частицы Креста Господня и мощей святых, включая евангелиста Марка; в Архангельском приделе — список Тихвинской чудотворной иконы Божией матери XVII века и захоронение летописца Иоанна Шушерина ученика Патриарха Никона и келья самого святителя Никона. Одной из достопримечательностей города является также гора Фавор, где было Преображение Господне и откуда можно увидеть то место, где Патриарх Никон остановился и увидел красивейшую местность чтобы затем построить монастырь. С горы открывается один из красивейших видов на монастырь, где видна Кедронская долина, Вифания, Галилея, река Истра (Иордан), Сионский холм, на котором стоит монастырь, с видом на поле, где произошло знаменитое сражение Правительственных войск Петра I и стрельцов в 1698 году. Рассказ о сражении, подземных ходах монастыря, крепостной стене и ее особенностях, о 7 сторожевых башнях монастыря и 2 надвратных, о четырех святых источниках, о ските Патриарха Никона (Богоявленской пустыни), о реке Иордан (Истра) с ее купелью и о чудесных исцелениях, а также о парке Гефсиманский сад, Кедронском потоке и о том, что там можно увидеть — тема для отдельной беседы. Очередная достопримечательность города гора Елеон. На горе Елеон, у поклонного креста, рядом с усадьбой фабрикантов Цуриковых, царь Алексей Михайлович в 1657 году дал название монастырю «Новый Иерусалим». В монастыре хранится повествование знакомящее нас с жизнеописанием святейшего Патриарха Никона от первых шагов по монашескому пути до Патриаршества и его гробнице в Предтеченском приделе, возле которой происходят чудесные исцеления, а также рассказ об обстоятельствах и о месте обретения Животворящего Креста в Иерусалиме, на котором был распят Иисус, где в последствии в IV веке была построена подземная церковь Константина и Елены, описание необычных обстоятельств строительства подземной церкви Новоиерусалимского монастыря с уникальным медным иконостасом, где находится кладезь «Живоносный источник». Вдоль крепостной стены мы с вами пройдём к скиту, за которым можно будет увидеть реку Истру (Иордан), купель, а затем мимо Силоамского источника через Елизаветинские западные ворота зайдём на монастырскую территорию, где побываем в приделах (церквях) монастыря, а если позволят финансовые и иные возможности, то послушаем одну из экскурсий по монастырю. История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.Великое дело начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием Царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки Царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года (ст. ст.). К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно. После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (ст. ст.) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья. Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича. В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу. К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря. В 1875 году архимандрит Амфилохий (Казанский) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» — вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне. В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюрнбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

 

Не забудьте взять пустую бутылочку, чтобы набрать водички из святого «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца под названием «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Новый Иерусалим-Звенигород.

Новый Иерусалим-Звенигород.

Гора Фавор — Поклонный крест на горе Елеон — Вифания — Кедронская долина — скит Патриарха Никона — Иордан — Силоамский Святой источник — монастырь Новый Иерусалим

Первая остановка будет в месте, где можно увидеть панораму монастыря, стоящего на Сионском холме, гору Фавор и Вифанию. Вы узнаете об уникальных раскопках на Сионском холме, где стоит монастырь и о происхождении названия города, связанного напрямую со Святейшим Патриархом Никоном от первого села Сафатова до современного названия города. Вам расскажут об основных сооружениях монастыря — ротонде гроба Господня, внутри которой находится Кувуклия — пещера, символизирующая место, где был похоронен Иисус, где он воскрес и где происходит схождение Благодатного огня в Иерусалиме, о Воскресенском соборе, где находится Голгофа, камень миропомазания, Судные и Красные врата монастыря, о приделах Новоиерусалимского монастыря: в Успенском приделе находятся мощи св. мученицы Татианы и святыня крест — мощевик, подаренный монастырю иерусалимскими монахами. Крест содержит частицы Креста Господня и мощей святых, включая евангелиста Марка; в Архангельском приделе — список Тихвинской чудотворной иконы Божией матери XVII века и захоронение летописца Иоанна Шушерина, ученика Патриарха Никона.

Далее маршрут пройдет к горе Фавор, где было Преображение Господне, где Патриарх Никон остановился и увидел красивейшую местность чтобы затем построить монастырь. Отсюда открывается один из красивейших видов на монастырь.

Очередная остановка будет у поклонного креста на горе Елеон рядом с усадьбой фабрикантов Цуриковых, где царь Алексей Михайлович в 1657 году даст название монастырю «Новый Иерусалим».

Вдоль крепостной стены монастыря вы выйдете к скиту, за которым можно будет увидеть реку Истру (Иордан), купель, а затем мимо Силоамского источника через Елизаветинские западные ворота зайдете на монастырскую территорию.

Приложитесь к Святыням, поставьте свечи, напишите записки, закажите другие требы. В некоторых храмах может проходить таинство Крещения, Венчания, старайтесь вести себя тихо и по возможности подождать окончания.

Хорошей Вам поездки!

Выезд из Твери от ТЦ «Олимп» в 09.00

Прибытие в Тверь ориентировочно в 20.00

 

В стоимость входит: проезд на комфортабельном автобусе, услуги экскурсовода на всем протяжении маршрута, входные билеты и экскурсии по программе

 

 

 

Новоиерусалимский монастырь | Rusmania

Самым известным местом Истры является Новоиерусалимский (Новоиерусалимский) монастырь. Это ставропигиальный монастырь, то есть второй по статусу после лавры. Монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном как региональная резиденция патриарха и российское представительство Святых земель, отсюда и его название. Это отличный образец русского укрепленного монастыря. Он был закрыт большевиками в 1918 году и превращен в музей, но постигла гораздо худшая участь при нацистах, когда монастырь был разграблен, колокольня взорвана, Воскресенский собор был сильно поврежден, а многие сокровища были разграблены или уничтожены.Музей был вновь открыт только в 1959 году, хотя колокольня так и не была восстановлена, а собор так и не восстановили полностью. В 1994 году монастырь был возвращен церкви и снова стал действующим монастырем. Монастырь также остается частью Новоиерусалимского историко-архитектурного и художественного музея. Помимо самого монастыря, в музей входит выставочный центр и несколько образцов деревянной архитектуры, в том числе усадьба и ветряная мельница, расположенные за монастырем.

Стены монастыря и вход в Иерусалимскую надвратную церковь

Как и многие русские монастыри той эпохи, Новоиерусалимский монастырь имел оборонительную функцию.Его окружают толстые белокаменные стены с восемью башнями и одной надвратной церковью. Стены были построены между 1690 и 1694 годами и имеют длину 920 м, высоту 9 м и ширину 3 м. Въезд в Иерусалимскую надвратную церковь служит главным входом в монастырь. Он был построен между 1690 и 1697 годами, когда архитектурный ансамбль монастыря окончательно формировался. Церковь представляет собой многоярусную башню, увенчанную золотым куполом. Еще одна интересная башня — Елизаветинская башня, имеющая выход в монастырские сады.

Воскресенский собор и церковь Константина и Елены

Великолепный Воскресенский собор — главный храм монастыря. Строительство началось в 1658 году по проекту, основанному на Храме Гроба Господня в Иерусалиме, хотя внутри он мало чем напоминал. После падения Никона и его изгнания в 1666 году все строительные работы в соборе прекратились. Он был начат снова только в 1679 году, а собор был окончательно завершен в 1685 году. Проект представляет собой комплекс зданий, объединенных в одно здание.Основная часть представляет собой стандартную четырехколонную крестово-квадратную одноглавую церковь между еще двумя боковыми зданиями, каждое из которых увенчано куполом. К нему сзади примыкает ротонда с удивительным 18-метровым шатровым куполом, увенчанным золотым куполом и уникальным среди русской церковной архитектуры. Весь ансамбль выглядит еще прекраснее, ведь церковь Святых Константина и Елены расположена настолько близко к собору, что кажется, что это его парадная часть. Рядом с собором когда-то даже стояла семиступая колокольня по проекту колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, но она не сохранилась.

За свою жизнь собор пережил много испытаний. В 1723 году купол-шатер ротонды обрушился, а в 1726 году был поврежден во время пожара. В 1736 году были отреставрированы два нижних яруса ротонды, но из-за нехватки средств восстановление шатра-купола было начато только в 1757 году и завершено через два года по проекту известного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Собор снова был практически разрушен во время Второй мировой войны во время кратковременной нацистской оккупации Истры.Собор фактически остался в виде ракушки и лишился всех своих куполов; колокольня взорвана, остались только руины нижнего яруса. Он так и не был восстановлен, но с тех пор были проведены работы по восстановлению внешнего вида собора до его былой славы. Восстановлено внутреннее убранство основной части церкви, здесь покоятся мощи патриарха Никона. Однако внутренняя часть ротонды еще не восстановлена, но вид изнутри все еще довольно трогательный с иконами и свечами среди руин.

Церковь Святых Константина и Елены

Непосредственно перед Воскресенским собором находится церковь Святых Константина и Елены, на самом деле она настолько близко, что кажется частью собора, когда вы впервые заходите в монастырь. Церковь частично находится под землей, и только ее красиво украшенные купола возвышаются над землей. Строительные работы начались в 1666 году, когда была впервые вырыта траншея для постройки церкви. Церковь была завершена в 1690 году и посвящена Святым Константину и Елене, первым римским императорам, обратившимся в христианство, и его матери.

Церковь Рождества Христова и соседние палаты

На западной стороне монастыря несколько комнат, включая трапезную. К трапезной пристроена церковь Рождества Христова, которая была построена как зимняя церковь монастыря, то есть ее можно было использовать зимой, так как она отапливалась. И трапезная, и церковь Рождества Христова были построены в 1692 году на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила. Также частью этого комплекса являются больничные палаты для престарелых и больных монахов и палаты архимандрита, также датируемые 17 веком.Другие постройки на северной стороне монастыря — дворец Царевены Татьяны Михайловны и Монашеские покои.

Обзор Ново-Иерусалимского монастыря — Экскурсии из Москвы, Россия — Достопримечательности

Новоиерусалимский монастырь Религиозное сооружение / объект / святыня Выбор Фодора

Никон (1605–81), патриарх Русской Православной Церкви, основал этот монастырь в 1652 году.Он расположен примерно на той же долготе, что и Иерусалим, а его главный собор, Воскресенский собор (Воскресенский собор), построен по образцу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Целью Никона при воссоздании первоначального Иерусалима в России было прославить мощь Русской Православной Церкви и в то же время поднять свое положение в качестве ее главы. Никон инициировал великие церковные реформы в 17 веке, которые в конечном итоге привели к расколу (раскол), положившему начало старообрядческим сектам русской православной веры.Как реформатор он был прогрессивным и просвещенным, но его жажда власти погубила его. В 1658 году, еще до того, как монастырь был построен, патриарх поссорился с царем Алексеем Михайловичем, заявив, что Церковь в конечном итоге выше государства. Никон был окончательно лишен сана и сослан в далекий Ферапонтов монастырь, что в Вологодской области, … УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Никон (1605–81), патриарх Русской Православной Церкви, основал этот монастырь в 1652 году.Он расположен примерно на той же долготе, что и Иерусалим, а его главный собор, Воскресенский собор (Воскресенский собор), построен по образцу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Целью Никона при воссоздании первоначального Иерусалима в России было прославить мощь Русской Православной Церкви и в то же время поднять свое положение в качестве ее главы. Никон инициировал великие церковные реформы в 17 веке, которые в конечном итоге привели к расколу (раскол), положившему начало старообрядческим сектам русской православной веры.Как реформатор он был прогрессивным и просвещенным, но его жажда власти погубила его. В 1658 году, еще до того, как монастырь был построен, патриарх поссорился с царем Алексеем Михайловичем, заявив, что Церковь в конечном итоге выше государства. В конце концов Никон был лишен сана и сослан в далекий Ферапонтов монастырь в Вологодской области, примерно в 400 км к северу от Москвы. Он умер в виртуальном изгнании в 1681 году и был похоронен в монастыре, который должен был прославить его власть.Вы можете найти его склеп в церкви Иоанна Крестителя, которая на самом деле находится внутри Воскресенского собора. По иронии судьбы, та же церковная комиссия, которая лишила сана патриарха Никона, позже проголосовала за введение его реформ. Очаровательная русская сельская местность, окружающая монастырь, вдали от толп туристов является прекрасным местом для прогулок и экскурсий.

ЧИТАТЬ МЕНЬШЕ Религиозное сооружение / объект / святыня Выбор Фодора

«НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» В РОССИИ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА на JSTOR

Abstract

Созидание патриархата Никона и царя Алексея Михайловича, монастыря воскрешения «Нового Джерусалема», отражающего образ, который является образцом для русской жизни и новой земли. эти отношения с православным Востоком в XVII веке.В этой статье автор определяет «византийские парадигмы», руководствуясь визуализацией патриархата истории восстановления и возрождения монастыря и его реакций, оказывающих влияние на меньшие стороны. hiérarques grecs de Moscou. Nikon представляет собой концептуальный монастырь, напоминающий «образ» или «икону» де-ла Земной святой ан так основан на авторитетных текстах, декрете суточного œcuménique, le Synodikon, le Skrizhal и некоторые тексты «исторические».Реализация Нового Иерусалима в имплементации патриархата à la fois de repire les prototypes de Palestine et, pour les Romanov, de rejouer la construction de la Terre sainte originale par l’empereur Constantin et sa mère Hélène au IVᵉ siècle. Le concept de Nouvelle Jérusalem russe et les pretentions des Romanov à l’héritage byzantin étaient interdépendants et se confortaient mutuellement. Si les accusations contre la Nouvelle Jérusalem initiées dans les années 1660 par les hiérarques orientaux dans le but d’obtenir la disgrâce et la condamnation du patriarche et de sa fondation furent acceptées par les vieux croyants hiéréntéré la rejusément par les Romanov, qui ressuscitèrent l’idée de la «Nouvelle Jérusalem» и соответствующий кулон из любимого монастера с понятием эпохи.Создание патриархом Никоном Воскресенского монастыря «Новый Иерусалим» в сотрудничестве с царем Алексеем Михайловичем отражает самооценку России как новой Святой Земли и ее отношения с православным Востоком в семнадцатом веке. В этом эссе определяются «византийские» парадигмы, которыми патриарх визуализирует историю Спасения в Воскресенском монастыре, и демонстрируется степень, в которой строительство монастыря и реакция на него были сформированы греческими иерархами в Москве. Никон концептуализировал монастырь как «образ» или «икону» Святой Земли на основании Указа Седьмого Вселенского Собора, Синодикона, Скрижаля и некоторых «исторических» текстов.Реализация Нового Иерусалима патриарха включала как воспроизведение прототипов в Палестине, так и реконструкцию Романовыми первоначального строительства Святой Земли императором Константином и его матерью Еленой в четвертом веке. Представления о русском Новом Иерусалиме и претензиях Романовых на византийское наследие были взаимозависимыми и подкрепляющими друг друга. Обвинения в отношении Нового Иерусалима, инициированные в 1660-х годах восточными иерархами с целью опозорить и осудить патриарха и его фонд, были поддержаны инакомыслящими старообрядцами, но вскоре были отвергнуты русской иерархией и Романовыми, возродившими идею «Нового Иерусалима». и на протяжении веков покровительствовал одноименному монастырю.

Информация о журнале

Международный междисциплинарный трехъязычный (французский, русский и английский) журнал, посвященный истории Русского мира, Cahiers du Monde russe стремится освещать политическую, социальную, экономическую и культурную историю Российской Империи с момента ее возникновения. в 1917 году через USSE и, наконец, в различные штаты в своих выпусках.

Информация для издателей Миссия

Éditions de la ‘EHESS — повышать осведомленность и распространять требовательные и инновационные исследования среди научного сообщества и любознательной аудитории социальных наук.В соответствии с экспериментальной традицией École des Hautes Études en Sciences Sociales, они участвуют в исследовании новых областей знаний и работают над интеллектуальным проектом социальных наук множеством способов, областей и периодов, которые организуют эти дисциплины. . Les Éditions de l’EHESS ont pour mission de faire connaître et diffuser, auprès de la communauté scientifique et d’un public curieux des Sciences sociales, des recherches exigeantes et novatrices. В соответствии с экспериментальной традицией Высших исследований в области социальных наук, участие в исследованиях новых полей знаний и трудностей в интеллектуальном проекте социальных наук, во множественном числе образовательных и общественных наук. спокойные организационные дисциплины.

Новоиерусалимский монастырь, Россия

В 17 годах небольшой городок, расположенный всего в 50 километрах от Москвы, внезапно стал оплотом духовно-географической революции: он должен был стать новой Святой Землей христиан с точной копией церкви Св. Гроба Господня, его топография и мощи. Так местные холмы получили свои названия: гора Сион, гора Фавор и гора Масличная. Кроме того, река Истра была переименована в реку Иордан.Это было единственное сходство со Святой Землей — суровый русский климат остался неизменным, а маленькое подмосковное поселение под названием «Новый Иерусалим» не могло стать центром православия.

Знаменитый Патриарх Московский Никон, необычный человек, который, хотя и был очень непонятен современниками, сыграл огромную роль в истории России. Фактически он был автором и инициатором уже упомянутых изменений. Среди раскольнических идей Никона были церковные реформы, которые навсегда разделили страну, породив движение старообрядцев.

Патриарх Никон принимал активное участие не только в религиозной, но и в общественной жизни страны, пытаясь вмешиваться в дела государства. Увы, он перешел черту в этой сфере, как и с церковью. В результате он был выселен из Москвы, а затем поселился в Новом Иерусалиме, передав строительство Воскресенского собора под свой личный надзор.

Надо отдать должное масштабу идеи. Воскресенский собор должен был наглядно представлять лидерство России в мире православия.Патриарх приказал архитекторам скопировать Палестинский собор и в то же время дал им простор для творчества. Например, была идея построить храм с 365 часовнями, представляющими каждый день года! Однако во время строительства эта конкретная идея была отвергнута. Тем не менее собор, украшенный изразцами ручной росписи и белокаменной резьбой, получился довольно прихотливым. Купола подземной церкви возвышались с уровня земли перед основной частью — Воскресенский собор венчал могучий купол, опирающийся на крестообразный фундамент; а дальше за ними виднелась огромная каменная крыша над часовней Гроба Господня.Палатка была такой большой, что архитекторы не смогли ее надежно закрепить, и в 1723 году она рухнула.

После двух пожаров, последовавших за первым инцидентом, собор подвергся серьезной реставрации под руководством архитектора К. Бланка, реализовавшего проект знаменитого Франческо Бартоломео Растрелли. К 20 годам в монастыре появился ряд дополнительных построек. Однако в 1941 году большая часть построек была повреждена войной, а многие архитектурные памятники были полностью разрушены.Некоторые из них были перестроены, за исключением главного архитектурного объекта — гигантской семиэтажной колокольни.

Сегодня Новоиерусалимский монастырь делит территорию с художественным музеем, который также находится на его территории. Город Истра (бывший Воскресенск) всегда находился в тени, тихо разрастаясь вокруг монастыря. Как и монастырь, во время Второй мировой войны город был оккупирован, а затем полностью разрушен при отступлении вражеских войск. После войны архитектор А. В. Щусев разработал генеральный план, по которому Истра превратится в крупный оздоровительный центр; но вместо этого здесь стали развиваться промышленные и научные направления.Поэтому, помимо Новоиерусалимского монастыря, основными «достопримечательностями» Истры являются фабрика детского питания, мебельная и текстильная фабрики, а также кафельный, кирпичный и другие заводы. Этот контраст старого и нового отражен на наших панорамах, снятых морозной (ниже 0 ° F!) Зимой 2009 года.

17 мая 2010 г.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в городе Истра Московской области

Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный монастырь

Когда патриарх Никон задумывал идею строительства Нового Иерусалима на Руси в 17 веке, он знал, что рано или поздно люди вся страна приезжала бы сюда.Ведь это уникальное место, полное название которого — Воскресенский Новоиерусалимский Ставропольский монастырь. Расположенный в 50 километрах от Москвы, его ландшафт очень похож на израильские земли. Здесь есть собственный Гефсиманский сад (похожий на тот, где молился Иисус перед казнью). Причем река называется не Истра, как написано на картах, а Иордан (где крестился Христос).

В Воскресенском соборе по замыслу Патриарха Никона все должно было рассказывать о пути Христа.Таким образом, внутри храма мы видим часовню, в которой находится Гроба Господня. В России это копия, символ этого святого места. У входа камень, похожий на тот, на котором сидел Ангел после воскресения Христа. Люди обычно преклоняют колени и молятся возле него.

Стены и башни

Если вы обойдете храм, вы увидите все этапы последних дней Иисуса. Это так называемые храмы Скорбного Пути. Храм-тюрьма с закованными ногами, построенный в память о том, где Иисус провел ночь перед казнью.Вверху — Голгофа. Крест для нее был привезен по приказу самого Никона — из Иерусалима.

А перед входом в храм есть камень помазания, на котором лежал Иисус снятый с креста. На камне видна трещина — от фашистского взрыва. А справа от входа был похоронен Патриарх Никон.

Вид на Богоявленскую часовню с моста через Кедрон. В этой часовне постился Его Святейшество Никон.

История Новоиерусалимского монастыря

Монастырь начали строить при патриархе Никоне в 1656 году.Работы продолжались при Елизавете Петровне (18 век) и Екатерине II, после того как монастырь пережил крупный пожар. В 19 веке это был центр паломничества.

Во время борьбы с Богом 1930-х годов, когда монастырь был долгое время закрыт, местных монахов расстреляли. И вдруг… вода в святом источнике исчезла. Люди до сих пор не могут понять, как это произошло. Говорят только, что вода появилась снова, как только монастырь вернули церкви и освятили в конце 1990-х годов.

С тех пор монастырю начали восстанавливать былую мощь и красоту. Говорят, что были случаи исцеления от самых страшных болезней. Но для этого, как уточняют местные жители, необходимо с верой молиться Богу.

Новоиерусалимский монастырь из Москвы

Интересные факты

Одна из башен имеет осиновую крышу по периметру стены. Как напоминание о предательстве: ведь Иуда повесился на осине. Гефсиманская башня названа в честь сада, в котором был предан Христос.
Крест Голгофы был привезен из Иерусалима. Во время Великой Отечественной войны, когда немцы взорвали Воскресенский собор и все было охвачено огнем, крест рухнул на землю, но не сгорел! После взрыва собора уцелела и кувуклия с Гробом Господним. Предполагается, что люди придут не только посмотреть архитектуру, но и помолиться. В конце концов, человек приходит в дом Божий, как ребенок приходит к отцу. Патриарху Никону пришла в голову идея объединить здесь людей, чтобы они собирались вместе, молились, ценили жизнь и друг друга и желали друг другу добра.

Что посмотреть на территории монастыря
 Воскресенский собор 

Внутри него 44 церкви на первом и втором этажах. В свою очередь, у них (но не у всех) есть услуги. Вот Кувуклия Гроба Господня. Всегда есть очередь: не бойтесь, она быстро проходит. При входе в Кувуклию внимательно посмотрите на пол: реставраторы оставили старый пол из булыжника. Представьте, сколько веков до вас люди ходили по нему! И сам Никон, и царь Алексей Михайлович.Не забудьте вскинуть голову: над вами будет невероятно красивый купол высотой примерно с 12-этажный дом. В диаметре он 28 метров, это почти десятиэтажное здание.

 Иордания 

По дороге к реке вы увидите скит Патриарха Никона. Никого не пускают внутрь, но можно представить, как он здесь жил, ловил рыбу, принимал гостей, мыл… им ноги. Была такая традиция.

Церковь Константина и Елены

Римский император, принявший христианство, и его мать, которые в четвертом веке нашли место захоронения Иисуса — храм их имен стоит в Новом Иерусалиме.

Святой источник

В 1930-х годах вода в источнике внезапно исчезла и снова появилась в конце 20 века, когда монастырь был возвращен верующим.
33 ступени вниз (по числу земных лет Христа) от храма Константина и Елены — и вы у истока. Тот самый, который внезапно застопорился в годы богоборчества, словно наказывая за неверие и издевательства над церквями. Источник, в котором больше никогда не должна быть потеряна вода.

Святой источник Силоам
Новоиерусалимский монастырь в культуре и искусстве

Кубист Аристарх Лентулов любил расписывать колокольни монастыря, четыре его работы посвящены «копии Святой Земли». Поэты Сергей Панченко, Федор Кормухин, Александр Бобров вспоминали золотые купола, мелодичный диалект колокольни и камень помазания мира.

Однако сам Новоиерусалимский монастырь является храмом искусства, ведь до недавнего времени в его стенах располагался одноименный музей.Его фондовый фонд насчитывает 180 тысяч единиц хранения и включает археологические, исторические, этнографические и художественные коллекции. Люди приезжали из Москвы и многих других городов, чтобы увидеть шедевры Айвазовского, Шишкина, Левитана, Пикассо, Кустодиева, Дюрера, Фалька, Фаберже.

Три года назад музей получил собственное здание в 300 метрах от монастыря, и практически сразу открылась постоянная экспозиция «Русское искусство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *