практическая информация для туристов и паломников
поделиться: |
Новоиерусалимский монастырь — это одна из самых известных и почитаемых обителей центральной части России, главной особенностью которой является то, что расположенный здесь Воскресенский собор построен по образу и подобию Храма Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме, хотя внешне обители совсем не похожи друг на друга.
Содержание
Адрес
Как добраться
Режим работы
Стоимость билетов
Описание
История
Телефон
Официальный сайт
Фотографии
Расписание электричек Тушино → Новоиерусалимская
Расписание электричек Новоиерусалимская → Тушино
Расписание электричек Рижский вокзал → Новоиерусалимская
Расписание электричек Новоиерусалимская → Рижский вокзал
Адрес
Московская область, Истра, ул.
Как добраться
- На электричке — от Рижского вокзала, Курского вокзала или от станции «Тушино» (рядом находится одноименная станция метро). Стоимость проезда от станции «Тушино» меньше, чем от вокзалов, однако в летний сезон поезда могут быть переполнены из-за дачников. Ехать до станции «Истра» или «Новоиерусалимская». Затем идти пешком около 20 минут (2 км), также до обители можно добраться на автобусе, ехать до остановки «Монастырь»
- На автобусе — от метро «Тушино» до города Истра курсирует автобус № 372, следовать до остановки «Почта», время в пути составит примерно час.
Режим работы в 2023 году
Осмотреть обитель можно с 9:00 до 18:00 часов.
+164 фото
Воскресенский собор и Константино-Еленинская церковь
Стоимость билетов в 2023 году
- Вход на территорию бесплатный
- Имеется экскурсионное бюро, экскурсию можно заказать заранее по телефону +7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57 с 9:00 до 18:00.
- Внимание! Не путайте Новоиерусалимский монастырь и музейный комплекс «Новый Иерусалим», который обладает богатым собранием художественных и исторических ценностей. Вход в музейный комплекс «Новый Иерусалим» платный.
Описание
С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.
+164 фото
Купол в виде шатра с 60 окнами
В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:
- Голгофа — небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
- Кувуклия — небольшая часовня с Гробом Господня, место погребения Христа
- Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.
Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на неё пролилась кровь Христа.
+164 фото
Кувуклия в Воскресенском соборе
С западной стороны к зданию пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.
+164 фото
Шатёр ротонды изнутри
В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.
+164 фото
Камень помазания в Воскресенском соборе
В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в постройку расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров.
+164 фото
Лестница из 33 ступеней соединяет собор с подземной церковью Константина и Елены
Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест.
+164 фото
Придел Обретения Честного Креста в Константино-Еленинской церкви
Церковь Константина и Елены на Святой Земле вырублен в скале.
+164 фото
Иконостас Константино-Еленинской церкви
Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:
Трапезная церковь Рождества Христова — в западной части обители.
+164 фото
Трапезные палаты и церковь Рождества Христова
Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.
+164 фото
Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра.
+164 фото
Братский корпус и северная часть крепостной стены
+164 фото
Боевой ход в крепостных стенах
Протяженность ограды — около 1000 метров, а высота — 9 метров.
+164 фото
Крепостные стены и Сионская башня
В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.
+164 фото
Гефсиманская башня
+164 фото
Дамасская башня и пушки
Некрополь расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.
+164 фото
Константино-Еленинская церковь
Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем.
+164 фото
Главки Воскресенского собора
В трёх приделах можно увидеть иконостасы, созданные ещё при патриархе Никоне.
История
+164 фото
Река Истра
Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.
В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.
Строительство Новоиерусалимского монастыря проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах здание было построено до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня.
+164 фото
Шатёр и семи ярусная колокольня Воскресенского собора
Для неё было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней.
+164 фото
Колокол
Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.
+164 фото
Царские врата в «Темничной» церкви в Воскресенском соборе
После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.
Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.
Строительство святого здания возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью здания, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.
+164 фото
Купол Большой главы
Несмотря на то, что в плане постройка является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.
+164 фото
Изразцы на центральной главе
Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами.
+164 фото
Изразцы на центральной главе
Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.
+164 фото
Изразцы с узором «Павлиний глаз» в оформлении колокольни
Интерьер украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.
+164 фото
Пышная барочная отделка храма
При Советской власти, в 1919 году монастырь был закрыт, и на её территории разместился музей.
В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.
+164 фото
Первый ярус колокольни, уцелел в 1941 году
Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. В 2014 году, была воссоздана колокольня.
В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
+164 фото
Телефон
+7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57
Официальный сайт
n-jerusalem.ru
←
Назад:
Вокруг Москвы
Дальше:
Калязин
→
поделиться: |
поделиться: |
рейтинг: 4.8 голосов: 40
Монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье
Многие христиане, уже за несколько месяцев до наступления праздника Пасхи, начинают готовиться к этому дню и выбирают маршруты для паломничества к святым местам. Сегодня мы расскажем об одном из очень интересных мест России – «Новом Иерусалиме» — монастыре в Подмосковье.
Монастырь «Новый Иерусалим» — уникальное строение: и по замыслу, и по воплощению. Верующих не покидает непередаваемое чувство благодати в этих святых стенах. Отцом-основателем этой обители, полностью именуемой «Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь», был легендарный Патриарх Никон. Это случилось в 1656 году. Никон строил его, как свою резиденцию, и стремился воплотить в постройке мечту о «Третьем Риме» в России.
Для начала стоит сказать, что находится монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье, на одноименной станции, у реки Истры. Патриарх Никон выбрал это красивое место по наитию, случайно остановившись здесь на пути из Москвы на Валдай. Оглядев местность, он осознал, что местная природа удивительно схожа с местами Святой земли. И хотя, лично он в Палестине не бывал, но отлично знал ее по книгам и картам. Поэтому быстрая река Истра, по его мнению, напоминала реку Иордан, рядом отыскались аналоги библейским холмам и Гефсиманскому саду. Холм, возвышающийся над рекой, ассоциировался у Никона с горой Сион, тут то и было принято решение о возведении Нового Иерусалима.
В качестве отступления, нужно сказать, что Монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье – идеальное место для паломничества, так как он находится на полпути между давно намоленными местами: Саввино-Сторожевсим монастырем в Звенигороде и Иосифо-Волоколамским монастырем.
Строительство монастыря началось с возведения белокаменного Воскресенского собора, причем Патриарх настаивал, чтобы он был скопирован с прообраза – древнего храма в Иерусалиме. Для этого, холм, который был похож на гору Сион, был увеличен в высоту, а русло реки изменено, а маленькая речушка около монастыря, была названа Кедрон, как в Библии. Чуть позже в монастыре и его окрестностях появились аналоги множества палестинских христианских святынь: кладезь Самаритянки, Силоамская купель, гора Фавор, Гефсиманский сад, а монастырские земли стали называться Египетская страна, гора Елеон, Вифания. Идея Святейшего российского Патриарха о воссоздании на родных просторах христианских святынь Палестины, удалась на славу: очень скоро монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье обрел громкую славу и в него потянулись тысячи паломников.
Вплоть до Октябрьской революции, Новоиерусалимская обитель была богатой и процветающей, но в 1920 году, была переименована в музей, к слову, музей тут и поныне. Но, в 1995 году инокам позволили возвратиться в эти стены. Огромный ущерб монастырю был нанесен в период Второй Мировой войны, когда, отступающие фашисты заминировали и подорвали здание Воскресенского собора, колокольни и часть башен. Тогда же, были почти полностью уничтожены музейные фонды. Усиленное восстановление в этих Святых местах началось перед Олимпиадой в Москве: к ее открытию провели масштабные реставрационные работы, был разбит ландшафтный парк. Сегодня паломники могут увидеть здесь великие памятники русского деревянного зодчества: прекрасную церковь Богоявления, скромную часовню, аутентичную крестьянскую усадьбу Кокориных и романтичную ветряную мельницу.
Главными монастырскими реликвиями считают мощи Святой мученицы Татьяны, крест-мощевик, переданный монастырю Новый Иерусалим монахами Иерусалима. В нем находятся частицы Креста Господня, а также мощей святых, в том числе евангелиста Марка.
На гробнице патриарха Никона, которая находится в Предтеченском приделе, неоднократно происходили чудесные явления исцеления людей. В этом святом месте, вы услышите о многих чудесах тут случающихся. Например, каждую крещенскую ночь, стремительное течение Истры, которое именуют здесь Иорданом, внезапно останавливается на несколько минут. Этот факт был неоднократно зафиксирован, но объяснения ему нет и поныне. А на горе Фавор стоит удивительно мягкий микроклимат, намного мягче, чем в остальном Подмосковье: тут вырастают красивейшие экзотические цветы. Советуем вам взглянуть на кладезь «Живоносный источник», расположенный в действующей церкви Константина и Елены под землей, славящийся своим красивейшим медным иконостасом.
Обязательно совершите паломнический тур в монастырь Новый Иерусалим, из Москвы до него – рукой подать. Доехать можно на электропоезде Рижского направления, прямо до станции Новый Иерусалим. Сделать это, можно и на автомобиле, двигаясь по Волоколамскому шоссе, до выезда из города Истра. Побывайте в этом святом для христиан месте, в намоленных за века древних храмах, чтобы ваша жизнь заиграла новыми красками.
Что такое Новый Иерусалим? Значение и важность в Откровениях
Библейская эсхатология (учение о конечных вещах) очаровывает людей из всех слоев общества. Богословы спорят с точным значением Писания относительно того, что есть и что произойдет в «конце века» (Матфея 24:3, 28:19-20). Исследователи библейских пророчеств обмениваются мнениями о том, что и когда произойдет. И неверующие вступают в бой с фантастическими рассказами о грядущих событиях через пророков, действующих вне библейской истины. Но Библия, даже в рамках апокалиптической литературы, содержит некоторые понятные пророческие детали, такие как опасения по поводу Нового Иерусалима.
Где в Библии упоминается Новый Иерусалим?
В книге Откровение есть единственное явное упоминание в Библии Нового Иерусалима, обозначенного как таковой (в Откровении 3:12 и Откровении 21:2, 10). Стих в третьей главе адресован церкви Филадельфии I века, расположенной на территории современной Турции. Иоанн, написавший книгу, сказал верной филадельфийской церкви, что победители будут столпом в Божьем храме с написанным на них Его (новым) именем и именем Нового Иерусалима. Новый Иерусалим сойдет с неба от Бога. Эти слова являются вечным обетованием, которое вселяло надежду во временные скорби, которые пережила церковь. И затем Новый Иерусалим раскрывается в Откровении 21:2, 10 как часть нового неба и новой земли (Откровение 21:1), когда он сходит с неба от Бога.
Различные школы мысли (и даже представители одной школы, такие как премилленаристские диспенсационалисты) придерживаются разных мнений о том, что такое Новый Иерусалим. Некоторые считают это вечным состоянием. Другие описывают его как наступающий тысячелетний век. Другие видят в Новом Иерусалиме церковь, связанную со Христом или отношением Израиля к Христу. Некоторые изображают новый Иерусалим как буквальный город, а некоторые как символ. Множество точек зрения может сбить с толку.
Прежде чем мы перейдем к толкованиям, давайте посмотрим, что говорит Библия.
Как Библия описывает Новый Иерусалим?
Вся глава 21-й главы Откровения дает нам потрясающее описание Нового Иерусалима, того, что там произойдет и кто будет его населять. Чтобы мы не думали, что Библия мало что говорит о Новом Иерусалиме, вот список его атрибутов (ср. Иезекииль 48:30-35).
Новый Иерусалим :
— Быть частью нового неба и новой земли (ст. 2).
— Будь святым городом (т.2).
— Приходи, приготовленная как невеста, украшенная для своего мужа (ссылка и объяснение Священных Писаний) (ст. 2)
— Будет держать Божью скинию (т. 3).
— Содержать славу Божию (ст. 11).
— Иметь чистый и лучезарный свет (ст. 11б)
— Иметь двенадцать ворот, названных в честь двенадцати колен Израилевых, двенадцать оснований, названных в честь двенадцати Апостолов Христа, в виде куба размером 1,9 миллиона квадратных миль (1500 миль по сторонам и по высоте), стены из яшмы, строения и улицы из чистого золота, ворота из жемчуга и стены, покрытые драгоценными камнями (ст. 12-21).
— Не будет храма (ст. 23).
— Просветитесь славой Господа — Агнца (ст. 23).
— Пусть открыты ворота (ст. 24).
— Запретить вход всем, кто не записан в Книге Жизни Агнца (ст. 27).
Бог пожелает:
— Ниспослать новый Иерусалим с неба (ст. 10).
— Живи с людьми как Его народ, и Он будет их Богом (ст. 3).
— Отрете всякую слезу с их глаз (ст. 4).
— Сделай все новым (ст. 5)
— Будь городским храмом вместе с Агнцем (Иисусом Христом) (ст. 22).
Новый Иерусалим откроет:
— Нет больше ни смерти, ни печали, ни плача (т.4)
— Нет больше боли (т.4)
— Нет больше прежних вещей, потому что они ушел (ст. 4).
— Не тот, кто не знает Иисуса как Спасителя (ст. 8).
Жители будут:
— Пить воду жизни во веки веков (ст. 6).
— Ходите в его свете, и цари земные принесут в него свою славу и честь (ст. 24).
Знаем ли мы, когда будет построен Новый Иерусалим?
Библия не указывает точное «когда» Нового Иерусалима, только то, что его приход сюда будет в будущем. Что мы действительно знаем, так это то, что на данный момент, когда верующий умирает, он попадает на вверх в рай. Когда Бог возвестит Новый Иерусалим, Он принесет его вниз к нам, навсегда уничтожив мирскую систему и ее зло.
Но это не значит, что Бог сейчас не строит Новый Иерусалим. Библия не разъясняет этот момент, за исключением намека, который Иисус делает Своим ученикам в Иоанна 14:2-3, что Он приготовит место для них (и для нас). Однажды мы сможем спросить Его, но сомнительно, что человек в Его присутствии будет заботиться о том, чтобы задать этот вопрос.
Будут ли «Новые небеса и новая земля» действительно новым местом?
Существуют два преобладающих лагеря относительно реальности нового неба и новой земли. Все согласны, что они будут новыми, но в каком смысле? Будет ли вообще новый, как в старом полностью ушел, или это будет отремонтированный новый?
Когда Он сотворил небо и землю, Бог объявил все Свое творение хорошим (Бытие 1:4, 10, 12, 18, 21, 25). Бытие 1:31 говорит нам, что Бог видел все, что Он создал, и «это было весьма хорошо». Это было идеально, без греха. Затем произошло Падение (Бытие 3), и Бог сказал Адаму: «Проклята земля за тебя» (Бытие 3:17). С того времени «творение стенает и трудится» (Римлянам 8:19).-22), и Бог находится в процессе восстановления людей (тех, кто подчинился Иисусу Христу как Господу) и остальных творений.
Имеем ли мы, люди, параллельное творение и его обновление (или воссоздание)? Второе послание к Коринфянам 5:17 говорит, что если мы во Христе, то мы новые творения. Загляните в Ефесянам 2:1, где говорится, что мы были мертвы по своим преступлениям и грехам. Когда человек становится христианином, умирает ли он физически и воскресает как новое творение? Мы все знаем, что ответ — нет; мы были обновлены и преобразованы по образу Иисуса и больше не должны сообразовываться с миром. Но и мы, люди, стенаем (Римлянам 8:23). Это нужно учитывать, когда мы смотрим на любое из предположений (будут ли небеса и земля разрушены? Будут ли они воссозданы или восстановлены?).
Мы рассмотрим четыре отдельных отрывка, в которых говорится о новом небе и новой земле: Исаия 65:17-19, Исаия 66:22, 2 Петра 3:7-13 и Откровение 21:1, 5.
В Исаии 65:17-19 говорится, что Бог создаст новые небеса и новую землю. Он говорит: «прежнее не вспомнят и не придут на ум». Стих 19 соответствует Откровению 21:4, где говорится, что больше не будет ни плача, ни плача.
Исайя 66:22 говорит, что «как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, пребудут пред лицем Моим, — говорит Господь, — так пребудут имя твое и потомство твое».
Наш ключевой отрывок — 2 Петра 3:7-13. Второе послание Петра 3:10 говорит: «Но придет день Господень, как тать, и тогда небеса с грохотом прейдут, и небесные тела сгорят и разрушятся, и земля и все дела, которые сделанное на нем будет разоблачено». Другие переводы говорят: «сожженный огнем» для «обнаженного». Джон Валвурд и Рой Б. Цук объясняют в Комментарий к знанию Библии – Новый Завет , что греческое слово, использованное здесь, возможно, означает, что все будет разоблачено таким, какое оно есть на самом деле. Либо так, либо он задает вопрос: «Земля и все, что в ней, — будут ли они найдены?» Другие переводчики используют «сожженные», как при полном уничтожении земли и элементов.
Джон Макартур считает (как и большинство премилленаристов), что небеса относятся к физической вселенной, а «рев» — это потрескивающий звук, словно что-то горит, когда Бог сжигает вселенную. Он уподобляет небесные тела всем существующим атомарным элементам (атомам, электронам, нейтронам, протонам) и думает, что они будут поглощены. Макартур ссылается на Исаию 24:19-20 и Исайю 34:4.
2 Петра 3:12-13 описывает «ожидание и скорое пришествие дня Божия, из-за которого небеса будут сожжены и разрушены, а небесные тела растают, горя! Но, по Его обетованию, мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда».
В Откровении 21:1 говорится: «И увидел я ‘новое небо и новую землю’, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже не было».
Мэтт Эмерсон приводит следующий аргумент: «историческая христианская позиция состоит в том, что новое творение является обновлением старого творения, в котором работа Христа, и особенно Его смерть и воскресение, устраняют последствия и источник греха и тем самым несут восстановление не только людям, но всему, что сотворил Бог».
Те, кто следуют возрожденной вере земли, цитируют Псалом 103:30, чтобы поддержать эту мысль: «Когда Ты посылаешь Твой Дух, они созидаются, и Ты обновляешь лицо земли».
Джон Пайпер говорит нам: «Итак, слова Павла в Римлянам 8:21 о том, что само творение будет освобождено от рабства тлению, означают, что эта старая земля станет новой землей. Он понимает слово новый как обновленный, а не новый в смысле получения новой машины, потому что это не та же самая машина, когда вы получаете новую машину. Новый ( kainos ) может означать обновленный — новый, потому что он был исправлен».
Каждая точка зрения имеет свои достоинства и недостатки, и все они достойны уважения и изучения. Оказывается, слова, используемые в отрывках, могут означать разные вещи. Разве это разногласие может повлиять на чье-то спасение? Нет, но это влияет на миролюбие в церкви. Важно то, что Бог «творит все новое» в соответствии со Своей волей и Своими нормами. Мы будем в Новом Иерусалиме с Господом, чего должно быть более чем достаточно для каждого верующего.
Почему обещание Нового Иерусалима так важно?
Кто-то может спросить: «Почему любое обещание, данное Богом, имеет значение?» Это важно из-за того, Кто такой Бог. Бог — наш Суверенный, Всемогущий Отец, и повсюду в Писании Его обетования сказаны, предсказаны и исполнены. Одним из (среди многих) примеров является обещание Богом Мессии (Псалом 2:2; Даниил 9:25-26), и 574 стиха прямо ссылаются на Иисуса как на Мессию. Поэтому, когда Господь Бог говорит нам в Своем Слове, что будет Новый Иерусалим, мы можем доверять Ему в исполнении Своего обещания.
Фото: ©iStock/Getty Images Plus/nu1983
Эта статья является частью нашей большой библиотеки ресурсов Конца Времен. Узнайте больше о восхищении, антихристе, библейских пророчествах и скорби из статей, объясняющих библейские истины. Вам не нужно бояться или беспокоиться о будущем!
Второе пришествие Иисуса
Кто такие 144 000 в Откровении?
Кто такие Гог и Магог в Библии?
Что такое Аполлион?
Упоминается ли Апокалипсис в Библии?
Признаки последнего времени и вознесения
Что такое Новый Иерусалим?
ГлавнаяМатериалы IndexEternityEternity in Heaven Новый Иерусалим
Вопрос
Ответ
Новый Иерусалим, который также называют Скиниею Божией, Святым Городом, Городом Божьим, Небесным Городом, Городом Четырехугольным и Небесным Иерусалимом, буквально является раем на земле. Он упоминается в Библии в нескольких местах (Галатам 4:26; Евреям 11:10; 12:22–24 и 13:14), но наиболее полно он описан в Откровении 21.
В Откровении 21 записанная история человека подходит к концу. Все века пришли и ушли. Христос собрал Свою церковь в восхищении (1 Фессалоникийцам 4:15–17). Скорбь прошла (Откровение 6-18). В битве при Армагеддоне участвовал и выиграл наш Господь Иисус Христос (Откровение 19:17–21). Сатана был скован за тысячелетнее царствование Христа на земле (Откровение 20:1–3). В Иерусалиме был основан новый славный храм (Иезекииль 40–48). Окончательное восстание против Бога было подавлено, и сатана получил свое справедливое наказание, вечность в огненном озере (Откровение 20:7–10). Совершился Суд у Великого Белого Престола, и человечество было осуждено (Откровение 20). :11–15).
В Откровении 21:1 Бог полностью преображает небо и землю (Исаия 65:17; 2 Петра 3:12–13). Новое небо и новая земля — это то, что некоторые называют «вечным состоянием», и они будут «там, где обитает правда» (2 Петра 3:13). После воссоздания Бог открывает Новый Иерусалим. Иоанн видит отблеск этого в своем видении: «Святой город, новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный как невеста, красиво одетая для своего мужа» (Откровение 21:2). Это город, который Авраам искал с верой (Евреям 11:10). Это место, где Бог будет жить со Своим народом вечно (Откровение 21:3). У жителей этого небесного города будут отреты все слезы (Откровение 21:4).
Новый Иерусалим будет фантастически огромным. Иоанн пишет, что город имеет почти 1400 миль в длину, а его ширина и высота равны его длине — Новый Иерусалим имеет одинаковую длину, ширину и глубину (Откровение 21:15–17). Город будет ослепительным во всех отношениях. Он освещен славой Божьей (стих 23). Его двенадцать оснований, носящие имена двенадцати апостолов, «украшены всякими драгоценными камнями» (стих 19). У него двенадцать ворот, каждая из которых представляет собой отдельную жемчужину, носящую имена двенадцати колен Израилевых (стихи 12 и 21). Улица будет сделана из чистого золота (стих 21).
Новый Иерусалим станет местом невообразимого благословения. Проклятие старой земли исчезнет (Откровение 22:3). В городе находятся дерево жизни «для исцеления народов» и река жизни (стихи 1–2). Это место, о котором говорил Павел: «В грядущих веках [Бог] может показать несравненное богатство благодати Своей, выраженной в Его благости к нам во Христе Иисусе» (Ефесянам 2:7). Новый Иерусалим — это окончательное исполнение всех Божьих обетований. Новый Иерусалим — это полностью проявленная Божья благость.
Кто такие жители Нового Иерусалима? Там Отец и Агнец (Откровение 21:22). Ангелы у ворот (стих 12). Но город будет наполнен Божьими искупленными детьми. Новый Иерусалим — это праведный противовес злому Вавилону (Откровение 17), разрушенному Божьим судом (Откровение 18). У нечестивых был свой город, а у Бога — Свой. Какому городу ты принадлежишь? Вавилон Великий или Новый Иерусалим? Если вы верите, что Иисус, Сын Божий, умер и воскрес и просил Бога спасти вас по Своей благодати, то вы гражданин Нового Иерусалима.