где Истра превращается в Иордан
Ново-Иерусалимский монастырьСейчас все изменилось, и Новая Рига вызывает только положительные эмоции. Сорок минут от Москвы — и вы у цели. Новоиерусалимский монастырь — свежий, с иголочки, светлый и сияющий после масштабной реставрации. Его золотые купола видны за многие километры. Звонница, разрушенная в Великую Отечественную, украсилась пятнадцатью колоколами, голос которых слышен далеко в округе. Монастырь находится на высоком холме, мимо не проедешь, но место для парковки придется поискать. Лучше ставить машину не у центрального входа, а сбоку — там гораздо просторнее, хоть и дальше до ворот.
Монастырские стены поражают внушительностью. Их протяженность около километра, толщина доходит до трех метров, высота — девять метров. В стенах есть ходы и бойницы, по которым можно пройти.
Территория монастыря стараниями ландшафтного дизайнера превращена в мозаику из цветов — перенимайте идеи для украшения пространства.Ново-Иерусалимский монастырь
Внутри великолепного собора
В храме превосходная акустика, и когда поет монашеский хор, многоголосие слышно даже из самых удаленных точек — будто здесь установлена звукоусиливающая аппаратура.
Ново-Иерусалимский монастырьПодземная церковь на глубине шести метров
Второй собор монастыря — подземная церковь Константина и Елены, заглубленная на шесть метров. Спуск по роскошной лестнице в атмосфере прохлады и тишины завораживает. Внутри церкви бьет святой источник, в котором можно набрать воды — берите с собой емкости.
Река Истра тут называется Иорданом
При создании монастыря все его окрестности были переименованы на библейский манер. Сам монастырь стоит на холме Сион, к востоку от него — холм Елеон с часовней, на севере — холм Фавор. Река тут уже не Истра, она называется Иорданом. Спуск к воде есть у скита патриарха Никона (постройка тоже любопытная и знаковая для православных). Ориентируйтесь на большой деревянный крест, рядом с которым бьет святой источник. Около воды оборудованы удобные дощатые настилы.
Как правило, тут немноголюдно, река тихая, приятно окунуться и немного проплыть. Второй источник, более известный, есть у стен монастыря. Если вы проголодались, у стен монастыря можно полакомиться чаем со свежайшими пирожками. Экскурсии по монастырю водит только Паломническая служба.
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru
История
Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 г. в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира. Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 г., построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток.
Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 г. называвшийся Воскресенском.В 1919 г. монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.
Начавший ветшать еще после закрытия, обитель сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 г. музей был разграблен. При отступлении фашистских войск монастырь был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.
Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 г.; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е гг.
В 1994 г. начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 г. Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность.
23 июня 2008 г. определением Священного Синода наместником Ново-Иерусалимского монастыря назначен игумен Феофилакт (Безукладников).
23 июля 2008 г. монастырь посетили Президент РФ Д.А. Медведев и Святейший Патриарх Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 г. в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета этого фонда. Сопредседателями Попечительского совета стали глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви.
6 марта 2009 г. Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.
Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности.
Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 г. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2015 г.
14 августа 2015 г. наместник монастыря игумен Феофилакт освятил музей «Новый Иерусалим». В здание нового музея были перевезены все коллекционные фонды, располагавшиеся ранее в монастыре. Реализация данного проекта — уникальный и единственный случай в российской музейной практике, так как в короткий срок музей с таким большим и разнообразным коллекционным собранием был выведен и размещен в новом здании параллельно с его строительством.
8 мая 2016 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.
27 ноября 2019 г. состоялось итоговое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению обители.
Храмы- Воскресенский собор;
- церковь Рождества Христова;
- надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим;
- церковь Константина и Елены.
Богослужение
Божественная литургия по будням в 8.00, по воскресным и праздничным дням в 7.00 и 10.00, вечернее богослужение накануне в 17.00.
***
Наместник — архимандрит Феофилакт (Безукладников).
Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь
Новоиерусалимский или Воскресенский монастырь основан в 1656 году. Он находится в небольшом уютном городе Истра Московской области. Появилась обитель благодаря Патриарху Никону, который пожелал соорудить на данном месте резиденцию патриархов. Кроме того, здесь многократно на ночлег останавливался сам Никон с целью посещения Иверского монастыря. Новая обитель строилась с целью благоустройства московского княжества.
По плану объект с высоты должно повторять силуэт гроба Господня, который находится в Иерусалиме. Закладку святыни выполнили на возвышенности Сион. По соседству располагались и другие холмы Фавор, Елеонский и река Иордан (современное название – Истра).
Как добраться
Компания “Семейный чемодан” организует паломнические поездки.
Вы можете выбрать один из трех удобных способов поездки. Из Москвы до Истры регулярно ходят электрички. Вам необходимо приобрести билет на поезд, который идет до Новоиерусалимской, Румянцево, Волоколамска, Шаховской. Расписание электричек вы сможете уточнить на официальном сайте.
Также доехать можно на автобусе. Из Москвы ежедневно курсирует транспорт под номером 372. Длительность пути составит 60 минут. От остановки до храма идти 10-15 минут. Третий способ поездки – личный автомобиль. Недалеко от монастыря предусмотрена стоянка для автомобилей.
Многие туристы предпочитают приезжать в Истру экскурсионным туром. Так, можно совершить прогулку в Подмосковной Палестине и услышать рассказ о святынях. Вам покажут панораму ансамбля, который стоит на Сионском холме. Вы узнаете много об уникальных раскопках, об основных сооружениях и святынях. Не забудьте взять с собой тару для того чтобы набрать воды из святого “Силоамского” источника. Положительных эмоций будет масса. Непременно появится желание снова посетить эти места.
История Собора
Строительный процесс шел на протяжении 14 лет. Работа была разделена на два этапа. Первый период приходится на 1656-1666 гг. Первоначально стены состояли из дерева. В этот период занялись обустройством скита Никона. Сегодня он называется Отходной пустынью. Затем построили Елеонскую часовню.
Работы на определенный отрезок были прерваны. Они восстановились в 1679 году по приказу царя Федора Алексеевича. Более того, в новом указе содержалась информация о возведении еще двух десятков святынь. В конечном итоге общая доля построек состояла порядка 1630. В итоге получилось огромное богатейшее владение России.
Никону полностью удалось реализовать свой замысел. Комплекс максимально отражал сущность Святой Земли. Вся местность разделилась на определенные части – Галилея, Вифлеем, Елеон. Основатель монастыря скончался в 1681 году. В дальнейшем строительный процесс был продолжен архимандритом Никанором.
В 1941 году здание было полностью разрушено Германией. Наибольшая доля удара пришлась на колокольню, шатер, ротонду. В 1985 году утраченная глава вернулась на прежнее место. Шатер же восстановили только в конце 20 столетия. Но теперь в роли его основы была качественная конструкция из металла.
С 1995 года обитель стала являться неотъемлемой частью русской Православной церкви. Теперь с этого момента на участке соседствуют две постройки – ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим». Он имеет современное техническое оснащение.
Архитектура и отделка
Согласно плану, Воскресенский собор должен быть являться точной копией Гроба Господня. Таким образом, комплекс должен быть состоять из трех частей. В замысле находят отражение основные христианские святыни. Весь спектр строительных мероприятий реализовывался в несколько этапов. Так, до 1666 года завершили работу над кровлей, колокольней.
Собор, как снаружи, так и внутри является невероятно прекрасным. Его отделка выполнена керамическими поясами, декор изысканный – используются порталы, наличники, красивые иконостасы. Для колокольни подготовили 15 колоколов. Сегодня вес самого крупного составляет 100 пудов. В 1679 году монтировали главу, шатер. В 1690 г объект осветили.
Современный собор уступает по размерам своему величественному прообразу. Однако все богословское содержание было передано с максимальной степенью точности. Особенно древнерусские мотивы заметны в восточной зоне храма. Композиция из множества глав по форме похожа на пирамиду. Все элементы отстраивались независимо друг от друга. В итоге получилось целое, неделимое сооружение.
Палаты «Нового Иерусалима»
В западной части территории ансамбль включает в себя палаты. Они представлены Трапезными, Больничными и Архимандричьими. Задумывалось первоначально, что данные постройки будут располагаться, как отдельные здания. Но к концу 18 века стало понятно, что наиболее гармоничной картина получится, если создать единую целостную модель. В роли фундамента для трапезных применялись старые службы из камня. Они были заложены еще в 1666 году. В западной стороне вы сможете увидеть три палаты, они стоят неподалеку от церкви Рождества Христова. Палаты имеют торжественное оформление, их украшают наличники белоснежного цвета. Огромные окна полукруглой формы подчеркивают статус строения.
Больничные палаты находятся вблизи церкви «Трех Святителей». Они характеризуются компактностью и более сдержанным декором. С севера находятся настоятельные покои. Несмотря на простоту оформления, объект не теряется на фоне других. Он подчеркивает выгодные стороны других, рядом расположенных зданий. При больничных палатах освещение церкви состоялось в 1698 году.
При возгорании сооружение полностью сгорело. Решено не проводить комплекс восстановительных мероприятий. Помещение оборудовали в цокольном этаже. Отдельного внимания заслуживает лестница, направленная в Царские покои. Ее отделка выполнена с использованием изящной аркады. Этот элемент декора прекрасно дополняет оформление восточной части фасада.
Скит патриарха Никона
Важнейшим памятником российской Палестины является скит патриарха Никона. Он использовался для проведения уединенных молитв. Строительный процесс шел в 1657-1662 гг. Объект, возведенный на берегу Истры, может похвастаться броским оформлением. Этот скит является единственным памятником, который смог уцелеть за стеновой оградой. Нижние этажи применялись в роли служебно-хозяйственных помещений. Трети ярус отдан под приемную комнату. Здесь же находится церковь богоявления Господня. Скит отличается плоской крышей. На ней монтированы многие значимые сооружения – звонница, келья.
Крепостная стена и Святые врата
Достопримечательности на протяжении длительного времени защищали территорию монастырского комплекса. Стройка объекта продолжалась в течение четырех лет (1690-1694 гг.). Архитектура включает в себя основные правила крепостного зодчества. Ограждение получилось масштабным. Его высота составляла 9 метров, а толщина ровнялась 3 метрам. При этом общая длина стены находилась в пределах 920 метров. Интересно, что углы и изломы являются заполненными семью одинаковыми башнями.
Ранее, была еще одна башня – восьмая, но она не дожила до нашего времени. Конструкция была высокой и находилась с западной стороны ворот. Ярусные башни не выполняли защитной функции. Они преимущественно использовались в качестве художественного украшения. Примечательно, что и конструкции повторяли стиль ротонды и шатра Воскресенского собора.
Святые ворота состоят из трех – пролетной арки. За ними следует церковь Входа Господня в Иерусалим. Вертикальное сооружение эффектно гармонирует на фоне обще конструкции. Если прогуляться по подворью, то можно увидеть еще Наместничьи и Караульные палаты. Они монтированы рядом с оградой и вратами.
Гефсиманский сад и парк
Территория монастыря была прекрасно озеленена. Примером этому служат Гефсиманский сад и парк, которые когда-то находились за Елизаветинскими вратами. В древности на данном участке было много разнообразных протоков. Они привели к образованию острова. Сегодня его остатки практически не заметны. На острове жил Никон, когда проводил богослужения в обители.
Сегодня на территории сада организовали архитектурно-этнографический музей. В роли экспонатов представлены старинные деревянные постройки. На общем фоне заметно выделается мельница, крестьянская усадьба, часовня. До 21 века здесь находилось еще одно прекрасное здание – церковь Богоявления. Но святыня сгорела. Произошло короткое замыкание. Если пройтись по крестьянским усадьбам, то можно рассмотреть музейные экспозиции. Экскурсия сюда покажется достаточно познавательной. Вы получите шанс поближе познакомиться с искусством и бытом русского народа.
Трапезная и церковь Рождества Христова
По замыслу на первом этаже оборудовали храм Рождества Христова. Архитектором являлся Григорий Бартенев. Средства на строительство были даны самой Екатерина II. Более того, каждый предел также имел своих вкладчиков. Рядом были построены пределы Поклонения волхвов, Мучеников и т.д. В Святой Вертеп регулярно проводился крестный ход.
К сожалению, внутреннее убранство предельных святынь не сохранилось до нашего времени. В 1941 году достаточно сильно был поврежден и корпус трапезных. А вот в северной палате разгромили только вход. Были реализованы реставрационные мероприятия, которые помогли вернуть утерянный архитектурный облик. Фасады воплощают в себе стилевые решения XVII — XIX веков.
Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
Надвратный храм имеет торжественное оформление. Он соединяется с крепостной стеной. Освещение приходится на 1697 год. Основание выполнено в форме креста. Нижний ярус имеет форму квадрата. У западных ворот находится храм Рождества Христова. Сегодня помещение обители отдано под Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
Подземная церковь Константина и Елены
С восточной части ансамбля расположена Подземная церковь Константина и Елены. Строительство сооружения началось еще при Никоне. В итоге получилось здание прямоугольной формы, характеризующиеся простотой оформления. Кровля является плоской и обведена балясником. Стены высокие – 1,5 метра от земли. Имеется одна глава. В роли украшений выступают изразцы.
Некрополь
Для того чтобы попасть в некрополь, необходимо зайти во внутрь собора. В 1999-2003 гг. была проведена череда исследований. Они помогли выявить крупные части надгробных памятников. Также было обнаружено около 100 целых элементов. Найдено немало объемных архитектурных форм. Урон некрополь понес в 1920-1930 гг. В этот отрезок произошел сильный взрыв собора. В процессе реализации строительных мероприятий учитывались особенности расположения важнейших захоронений в прошлом. Здесь находится много погребений лиц, которые вносили вклады в возведение святыни.
Святыни монастыря
На святые земли верующие приезжают в Истру из различных регионов. Основными святынями монастыря являются икона “Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном”, разборная модель Храма Гроба Господня, дарохранительница из придела святой Марии Магдалины, фрагмент омофора Патриарха Никона. Службы проводятся регулярно. Их расписание рекомендуется уточнять заранее.
При желании перекусить можно в трапезной. Она находится в левой части от собора. В продаже имеется выпечка и напитки. Еда вкусная, цены доступные. Имеется церковная лавка, можно заказать требы. Набор святой воды осуществляется в Силоамском источнике в Гефсиманском саду. Также на реке Истра-Иордан организована купель. При желании можно в нее окунуться. Температура воды находится в пределах 16 градусов. Спуск обеспечивается удобной, деревянной лестницей. Единственное, не предусмотрены раздевалки.
Объекты ЦНРПМ
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
Краткая история
История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона, который местал создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, дабы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
После смерти царя Федора Алексеевича строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, а в январе 1685 года Воскресенский собор был освящен Патриархом Иоакимом. Правители государства продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, собор в 1749-1759 годах был обновлён по воле императрицы и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли.
Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Императоры Павел I и Николай I устроили два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.
В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» — вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.
В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. А 23 июня 2008 года Cвященный Синод Русской Православной Церкви утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря.
Тогда же, 23 июля 2008 года, Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. По итогам визита принято решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Сегодня Совет возглавляет Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, Сопредседателем выступает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В состав Попечительского совета входят руководители федеральных министерств, Аппарата Президента РФ. Председателем Правления Благотворительного Фонда по восстановлению обители является глава Совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков.
Фильм-проект реставрации Воскресенского собора
Новый Иерусалим — РУССКАЯ ИСТОРИЯ
М. А. Крючкова, вед. н. с. Музея «Новый Иерусалим»
В середине XVII века в окрестностях Москвы появилось необычное название — Новый Иерусалим. Правивший тогда Российским государством царь Алексей Михайлович и глава Русской Церкви Патриарх Никон решили создать недалеко от столицы топографическую и архитектурную копию Святой Земли.
Центром Русской Палестины должен был стать монастырь, получивший название Новый Иерусалим. Этот масштабный церковно-государственный проект был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. Царь и Патриарх — «премудрая двоица», как их тогда называли, — поначалу действовали в полном единомыслии, однако впоследствии Алексей Михайлович отстранился от этого проекта, и реализация грандиозного замысла целиком легла на плечи Патриарха.
Создатель монастыря — Патриарх Никон (1605–1681) — одна из самых ярких фигур русской истории. Никон возглавлял Русскую Церковь шесть лет. Три основанных им монастыря демонстрировали возросшее международное значение России как центра мирового Православия. Иверский монастырь на Валдае был символическим повторением афонского Ивера — монашеского центра грузин, которых в Средневековье называли иверами, — на Святой горе. Крестный монастырь на Белом море своим посвящением напоминал об одноименном монастыре в окрестностях Иерусалима. Завершающим аккордом стало создание Русской Палестины и Ново-Иерусалимского монастыря.
Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли. В ней предполагалось воссоздать все основные палестинские святыни, в которых запечатлелась земная жизнь Иисуса Христа. Патриарх Никон стремился к максимальной точности в воспроизведении святых мест. Документальными источниками для него послужили широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов. Кроме того, в распоряжении Никона была книга иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения (Суханова) «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»), в которой тот детально описал палестинские святыни.
Для реализации своего замысла Патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы, по берегам реки Истры. Реку, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу. Топографические объекты получили новые названия: Истра в своём среднем течении стала именоваться Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором. На холме Елеон был установлен поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.
Строились храмы, посвящённые великим (двунадесятым) праздникам: село Дарна на холме Ермон стало Воздвиженским, Никулино — Преображенским, деревня Котельники — Вознесенским. На берегу реки был построен каменный скит Патриарха Никона («пустынька на острову») с церковью Богоявления (Крещения). Некоторые селения получили исторические палестинские названия: село Чернево, расположенное по дороге из Москвы, на территории современного Красногорска, получило название Назарет, в селе Сафатове-Воскресенском предполагалось построить женский монастырь Вифания с церковью Входа Христа в Иерусалим. Пустошь Зиновьева «на ручье» была переименована в Капернаум. Имелся в Русской Палестине и свой Вифлеем, но его местоположение точно установить не удалось. В систему святых мест вошли и старые селения, названия которых не пришлось менять: село Троицкое на Истре, а также древнейшее поселение этих мест Ильинский погост, который находился к югу от предполагаемого Нового Иерусалима — в Палестине монастырь Пророка Илии также расположен к югу от города.
Главным делом Патриарха Никона было строительство монастыря, символизирующего святой град Иерусалим. Для этого был выбран холм в излучине реки, получивший название Сион. В 1657 году появились первые деревянные здания Нового Иерусалима: церковь Воскресения Христова, жилые и хозяйственные постройки, ограда. Осенью того же года эти места посетил царь Алексей Михайлович, одобривший строительство. В память об этом на оборотной стороне поклонного креста была высечена надпись. Однако в 1658 году между царём и Патриархом произошёл конфликт. Оскорблённый Патриарх покинул Москву и удалился в Новый Иерусалим. Здесь он провёл более восьми лет, на месте руководя строительством. Поначалу все основные постройки Нового Иерусалима были деревянными. Самое ранее каменное сооружение — скит Патриарха Никона — было построено в 1657–1662 годах на искусственном островке, образованном специально вырытой протокой. Сравнительно небольшая постройка органично объединяла в себе церковные, жилые и хозяйственные помещения. В скиту были устроены две церкви. Одна из них — церковь Богоявления — расположилась на третьем этаже здания. Другая — маленькая, восьмигранная церковь в честь апостолов Петра и Павла с миниатюрной колоколенкой и крошечной кельей, в которой могло поместиться лишь каменное сиденье, была поставлена на плоской кровле скита. В 1658 году началось строительство каменного собора в честь Воскресения Христова. Никону не суждено было увидеть его завершённым. При Патриархе здание храма было доведено до кровли и построена семиярусная колокольня.
Восьмилетнее пребывание Патриарха Никона в монастыре закончилось в 1666 году низложением Никона с патриаршего престола Собором Вселенских Патриархов. Особым пунктом обвинения было строительство Нового Иерусалима. Собор счёл идею Русской Палестины, противоречащей церковным канонам. Никон пытался защитить своё любимое детище. Он доказывал, что Русская Палестина — это не механическая копия, а икона Святой Земли, созданная в соответствии с определением Седьмого Вселенского Собора об иконах. Доводы опального Патриарха не были приняты, и Собор в 1666 году запретил именовать Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом.
Строительство монастыря замерло. Только после смерти царя Алексея Михайловича опала с Никона была снята. Новый царь Фёдор Алексеевич, вступивший на престол в 1676 году, добился отмены соборного решения о низложении Патриарха и разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь. Никон не доехал до своей обители. Он умер по дороге, недалеко от Ярославля. Его тело привезли в Новый Иерусалим и похоронили, согласно завещанию, в приделе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофой. Такой выбор был неслучаен: именно под горой Голгофой, согласно преданию, была погребена голова Адама. В храме Гроба Господня в этом месте находились захоронения первосвященника Мельхиседека и иерусалимских королей. Никон, следуя палестинскому прообразу, завещал похоронить себя в соответствующем приделе Воскресенского собора.
Была снята опала и с самой обители. Молодой царь Фёдор Алексеевич внял настойчивым просьбам своей тётки Татьяны Михайловны, покровительницы покойного Патриарха, — довершить дело, начатое Никоном. В 1678 году царь посетил обитель. В следующем году возобновилось строительство собора. Под руководством архимандрита Никанора и строителя старца Сергия (Турчанинова) грандиозное здание было завершено. Восемнадцатого января 1685 года в присутствии царя Ивана Алексеевича, правительницы Софьи и других членов царской семьи состоялось освящение главного престола. В 1690 году были освящены подземная церковь и южные приделы. Таким образом, замысел Воскресенского собора, воспринятый монастырскими властями от Патриарха Никона, был наконец осуществлён.
Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря стал самым большим по размеру храмом тогдашней России. Южный фасад собора протяжённостью 106 метров в наибольшей степени выявляет черты его сходства с палестинским прообразом — храмом Гроба Господня. Он состоит из трёх основных частей: подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральная часть с главным престолом Воскресения Христова и ротонда Гроба Господня, перекрытая шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».
Подземная церковь Константина и Елены повторяет церковь-крипту храма Гроба Господня с приделом Обретения Креста. Она не имеет аналогов в древнерусском зодчестве. Углублённая в землю церковь была завалена грунтом и возвышалась над поверхностью на полтора метра. Как показало время, такая постройка в условиях среднерусского климата и влажного грунта не имела перспективы. В XVIII веке церковь была радикально перестроена. Центральная часть собора с главным престолом Воскресения имеет форму открытого креста. С севера и юга к ней примыкают трёхъярусные галереи с комплексами придельных церквей, с востока идёт полукруглый заалтарный обход с тремя приделами, увенчанными малыми главками. Сюда выходит и лестница из подземной церкви, 33 ступени которой символизируют годы земной жизни Христа. Западную часть храма составляет большое круглое сооружение — ротонда, аналогичная палестинской. В храме Гроба Господня в её центре находится главная святыня — Кувуклия — пещера, куда было положено тело Христа и у входа в которую ангел возвестил жёнам-мироносицам о воскресении.
Посвящение собора Воскресению Христову — величайшему празднику восточно-христианской церкви, открывшему человеку путь к жизни вечной, — привнесло в композицию и декор храма специфические черты. Никон вкладывал в храм Воскресения особый смысл: он хотел создать образ того Нового Иерусалима, который по Откровению Иоанна Богослова сойдёт «от Бога с неба» — райского, небесного города. Именно таким храмом-градом представлялся собор всякому, кто входил в монастырь с главного входа. Перед ним открывался восточный фасад Воскресенского собора. Одна над другой возвышались его главные части. На переднем плане — подземная церковь, над ней — три небольших главки заалтарных приделов, чуть выше — фланкирующие центральную часть галереи, завершённые главами на восьмигранных барабанах. Над всем этим — центральная часть, увенчанная большим шлемовидным куполом на круглом барабане диаметром 13,2 метра. Вдали можно было увидеть часть шатра, перекрывающего ротонду Гроба Господня. Колокольня, разрушенная во время Великой Отечественной войны, вносила в восточный фасад элемент асимметрии.
Отличительной особенностью храмов Нового Иерусалима было использование многоцветной архитектурной керамики. Собор по всем его трём ярусам опоясывали керамические фризы. Окна имели керамические наличники, керамические порталы оформляли входы в основные приделы, в которых были сооружены изразцовые иконостасы.
Уникальным церковно-просветительским актом строителей Нового Иерусалима было составление «каменного путеводителя» по Воскресенскому собору. В первой половине 1680-х годов в стены и столпы храма было вмуровано 48 белокаменных плит с высеченными на них текстами. В текстах давалась информация о топографии храма Гроба Господня, иногда — в сравнении с Воскресенским собором. Этот путеводитель в части, касающейся палестинского храма, имел основным источником «Проскинитарий» Арсения Суханова. Он знакомил паломников с расположением престолов палестинского храма, давал сведения о конфессиональной принадлежности его частей, сообщал о хранившихся там святынях и реликвиях. Тогда же архимандритом Никанором была сочинена стихотворная «Летопись», рассказывающая о строительстве Воскресенского собора, тоже высеченная в камне.
К поздним постройкам XVII века принадлежит Елеонская часовня над уже упомянутым поклонным крестом. Восьмигранная в плане, как и её палестинский прототип, она имела шатровое завершение. В 1690-х годах была построена каменная монастырская ограда с восемью башнями и надвратной церковью в честь входа Господа в Иерусалим. Руководил работами видный зодчий конца XVII века Яков Григорьевич Бухвостов, работавший в стиле московского барокко.
В середине XVIII века Воскресенский собор сильно изменил свой облик. Был возведён новый, деревянный шатёр над ротондой взамен рухнувшего в 1723 году каменного. Весь храм был оформлен в стиле елизаветинского барокко.
В течение всей своей истории Воскресенский монастырь пополнял своё собрание копий палестинских святынь. Ещё в XVII веке напротив входных Красных ворот собора был положен Камень Миропомазания, именуемый также Камнем Повития. Прямоугольная плита длиной 180 и шириной 107 сантиметров символически обозначала место, куда тело Христа было положено его учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом, где оно было смазано миром и обвито плащаницей. В Кувуклии находилось подобие камня, отваленного от пещеры Гроба Господня. Впервые он появился здесь ещё во времена Патриарха Никона и воспроизводил видимую часть вросшего в землю палестинского камня, описанного Арсением Сухановым. В 1870-х годах был сделан новый камень из белого мрамора, который не соответствовал в точности иерусалимскому прообразу, а лишь условно его обозначал.
В соборе можно было увидеть подобия и других иерусалимских реликвий. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Иисуса и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пала кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века. Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя, перенесённые туда, по преданию, из претории Понтия Пилата. У входа в заалтарный придел «Аврамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец.
В XVIII–XIX веках количество палестинских топонимов и объектов в ближайших окрестностях монастыря значительно возросло. В 1845 году была построена деревянная шестигранная часовня над Силоамским источником у северо-западного склона монастырского холма. У северного склона находился источник Самарянки, над которым тоже была поставлена маленькая часовенка. Иерусалимские названия получили к этому времени башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Дамасская, Давидов дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья. Роща в границах, определённых Кедронским потоком, стала именоваться Гефсиманским садом; берёзовая роща к юго-западу от монастыря, напротив башни Давидова дома — Урииным садом; овраги, окружающие монастырь с севера и юговостока, — Иосафатовой долиной и Юдолью плачевной. Село Никулино-Преображенское получило ещё одно название — Скудельничье. Ближе к монастырю переместились некоторые палестинские топонимы, имевшие место ещё в XVII веке. Горой Ермон стала называться вторая, западная вершина Фаворского холма. Дуб, стоявший недалеко от реки, именовался Мамврийским. Топографически всё это уже мало соответствовало реальному палестинскому первообразу, однако вызывало у паломников живые ассоциации и воспоминания соответствующих мест Священного Писания.
Вот слова знаменитого поэта XVIII века Г. Р. Державина:
На Истре Воскресенск в России знаменит,
И новым свет его Ерусалимом чтит,
Зря в нём подобие того святого храма,
В котором Божий Сын, спасая род Адама,
Торжественно воскрес от гроба, яко Бог,
И к земнородным тем явил щедрот залог,
Которые в себе всяк верный ощущает.
Читатель, посетя святые здесь места,
Почтим любовию тем самого Христа.
Эти строки были помещены на стене колокольни при входе в Воскресенский собор.
Пять причин посетить Истру маршрут выходного дня
02 февр. 2020 г., 16:34
Пресс-тур, организованный областными Комитетом по туризму и Главным управлением по информационной политике при поддержке турфирмы «Анкор», дал возможность журналистам увидеть и оценить туристический потенциал Истры и её окрестностей.
- ЖЕМЧУЖИНА ПРАВОСЛАВНОГО МИРА
С высоты птичьего полёта Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как хорошо укреплённая крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь основан в 1656 году Патриархом Никоном. По его замыслу, обитель должна была стать центром православного мира. Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освящённый в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
- ВАУ-ЭФФЕКТ В МУЗЕЕ
Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» удивит вас современными возможностями музейного дела. Витрины постоянной экспозиции оформлены по последнему слову техники. Встречает посетителей 3D-модель Новоиерусалимского мужского монастыря с удивительной меняющейся подсветкой. Детей впечатлит интерактивная книга «Древности Российского государства». Прямо на ваших глазах на страницах появляются изображения. В разделе, посвящённом стрелецкому бунту, можно увидеть виртуальных солдат, которые, почти как настоящие, заряжают оружие и стреляют. И, конечно, вас не оставит равнодушными карета патриарха Никона, от которой чудом сохранился разрушенный деревянный остов, но с помощью невидимого глазу мультимедийного экрана карета постепенно восстанавливается до первозданного вида.
- ЭКЗЛЮЗИВНЫЙ ШАГАЛ
Такое большое собрание картин Марка Шагала выставлено не просто впервые в Подмосковье, а впервые в России. В Истре собрали 239 работ из коллекций трёх стран: России, Франции и Беларуси. Пространство выставки поделено на четыре зала. Первый — в серых тонах — посвящён раннему творчеству Шагала, пока он жил в Витебске. Второй — в красных — путешествию художника на Святую землю в Иерусалим. Третий зал удивит огромным синим гобеленом с изображением Моисея, а в жёлтом представлены 105 офортов на библейскую тематику.
- ВСЕ ШЕДЕВРЫ ВМЕСТЕ
Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» — крупный проект, приуроченный к 90-летию Московской области, объединил знаковые произведения из 11 подмосковных музеев и галерей, созданные самыми известными российскими художниками XVIII-XX веков. Увидеть эти полотна в одном пространстве можно впервые. Концепция выставки опирается на идею цветового круга, которым пользуются художники. В нём выделяются основные цвета: красный, синий, жёлтый и др.
- СЫР ЕСТЬ
Последствия продовольственного эмбарго, объявленного Западом в отношении России шесть лет назад, оказались вполне позитивными. По крайней мере, сырный голод нам не грозит. В этом можно убедиться, посетив хоть раз сыроварню Олега СИРОТЫ под Истрой. Рекомендуем вам сделать это не на сытый желудок, дабы продегустировать все местные продукты и в полной мере ощутить послевкусие русского, теперь уже национального продукта.
Стоит знать, что с четверга по воскресенье на сыроварне проводят экскурсии. Весь процесс приготовления сыров можно посмотреть через огромные стеклянные стены. Здешний сыр — абсолютно натуральный продукт. В производстве не используют даже воск. Вместо него сырные головки ежедневно натирают солёвым раствором, который препятствует проникновению бактерий извне, но в то же время внутри грибки себя чувствуют прекрасно. Поэтому сыр можно кушать целиком, ничего не обрезая.
Кстати, в хранилище сыроварни лежит головка сыра (на фото), предназначенная для президента В.ПУТИНА. Пока она ждёт своего обладателя.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья ВИРТУОЗОВА, вице-губернатор Московской области:
— Туристический проект «Зима в Подмосковье» — это большой проект, который создан, в первую очередь, для самих жителей области. Одна из наших целей — выманить людей из дома, чтобы они поехали отдыхать не только в свой муниципалитет, но и к соседям — в том числе далёким. Программа очень насыщенная, она есть на туристическом портале Подмосковья: welcome.mosreg.ru.
// СПРАВКА
Не переживайте за: Парковку. Можно оставить автомобиль на парковке возле музейно-выставочного комплекса. Она огромная.
Питание. В музее работает арт-кафе, где вкусно и сытно.
Сувениры. Тут можно купить всё, что связано с брендами Подмосковья, — от фарфора из Вербилок до павловопосадских платков.
Источник: http://in-kolomna.ru/novosti/otdyh/pyat-prichin-posetit-istru-marshrut-vyhodnogo-dnya
Город «Мастерской Рождества» откроют на рождественские праздники в Истре
С 6 по 8 января 2021 года на территории музейно-выставочного комплекса “Новый Иерусалим” в Истре пройдет новогодний фестиваль «Мастерская Рождества». Мероприятия фестиваля пройдут с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора: масочно-перчаточный режим и социальная дистанция. Вход бесплатный!
Рождественское настроение и атмосферу праздника жители и гости Подмосковья смогут ощутить на трехдневном развлекательно-гастрономическом мероприятии Правительства Московской области – фестивале «Мастерская Рождества».
Для гостей построят новогодний мини-город из 115 новогодних домиков на территории в 6500 квадратных метров с 9 улочками и 2 площадями, который окунет участников в атмосферу рождественского праздника и уютной красоты. «Прописку» на три январских дня в нем получат 100 фермеров и 40 ремесленников из 30 городских округов Подмосковья.
В 75 домиках можно будет продегустировать и купить продукцию лучших фермерских хозяйств области (копченые мясо, птица и рыба, мед и сладости, соления и выпечка, сыры и пиво, колбасы и пельмени). В других 40 домиках- приобрести изделия подмосковных ремесленников. Подкрепиться вкусной едой и горячими напитками — в зоне фудкортов.
На 2 площадках свое профессиональное мастерствопродемонстрируют лучшие гончары, кузнецы и художники Подмосковья. Будут работать 4 уникальные фотозоны в стилистике народных художественных промыслов Подмосковья и мобильный пункт Почты России.
На мероприятии стартует совместный проект Почты России и Комитета по туризму Московской области. Каждый гость и участник «Мастерской Рождества» сможет получить в подарок и отправить в любую точку России и мира яркую рождественскую открытку. Для этого организаторы мероприятия выпустят лимитированную серию эксклюзивных открыток, а на территории ярмарки все три дня будет работать мобильный пункт Почты России.
«Приглашаем всех на наш главный новогодний праздник — фестиваль «Мастерская Рождества»! Будут работать мастерские, зимняя ярмарка «Сыр! Пир! Мир!» с товарами от подмосковных фермеров и ремесленников, фотозоны и проводиться мастер-классы. Рядом с фестивалем находится главное выставочное пространство Московской области – МВК «Новый Иерусалим», там открываются 2 новые прекрасные выставки — «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз» и «Небесная мастерская», посвященная народным художественным промыслам Московской области. Там удастся увидеть все промыслы в их многообразии: федоскинскую лаковую миниатюру, гжель, жостовские подносы, павловопосадкие платки, дулёвский фарфор и другие», — сказала вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова.
Будь в Подмосковье! Будь там, где «Мастерская Рождества»!
Дата и время: 6-8 января 2021, 10:00-21:00.
Адрес: Московская область, Истринский р-н, г. п. Истра, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1
Как добраться
На автомобиле:
Волоколамское шоссе: 41 км от МКАД, перед Ново-Иерусалимским монастырем поворот направо (Бужарово), через 500 м поворот налево (МВК МО «Новый Иерусалим»).
Новорижское шоссе: 47 км — съезд на трассу А-107 в сторону Ленинградского шоссе, через 9 км поворот налево в сторону г. Истра, далее 7 км по Волоколамскому шоссе, поворот направо (Бужарово), через 500 м поворот налево (МВК МО «Новый Иерусалим»).
На общественном транспорте:
Электричкой Рижского направления до станции «Истра» либо «Новоиерусалимская»
Автобусом № 372 от м. «Тушинская» до ст. «Истра», далее пересадка на автобусы маршрутов № 32, № 33 до остановки «Музей» или на автобусы маршрутов № 4, № 40, № 46, № 48 до остановки «Музей», далее 10-15 минут пешком в сторону Бужарово.
Новый Иерусалим, русская копия Святой Земли
Пройдя 40 км к северо-западу от Москвы , вы окажетесь в городке Истра . Главной достопримечательностью здесь является Воскресенский монастырь , созданный в 17 веке как русская копия Святой Земли и названный Новый Иерусалим . Это не только святое место христианских паломников, но и исторически интересно и эстетично.Посетив Новый Иерусалим в Московской области, вы сможете сделать то же самое, что и паломники в Израиле: искупаться в реке Иордан, прогуляться по Гефсиманскому саду, подняться на гору Фавор, войти в Воскресенский собор, копия Храма Гроба Господня.
Фото © кредиты ЛандскнеСон патриарха Никона
Воскресенский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году. В то время Святая Земля была оккупирована Османской империей и посещать ее было опасно.У Nikon была мечта создать русскую Палестину. Пейзаж возле Истры напоминал Палестину, а холмы, парки и реки были переименованы в соответствии с Библией. Образцом в процессе строительства послужил кипарисовый макет Храма Гроба Господня, привезенный Иерусалимским Патриархом Паисием.
Фото © предоставлено radiorus.ruКопия Храма Гроба Господня
Войдя через ворота Входа Господня в Иерусалимский храм, вы можете насладиться потрясающим видом на Воскресенский собор , который является копией церкви Гроба Господня .Включает 30 проходов. Вы можете взять с собой проводника или самостоятельно проследить за жизнью Христа — увидеть Темницу Христа, дорогу на Голгофу, Жертвенник Распятия. Камень помазания, на который, как говорят, было помазано тело Иисуса перед погребением, в Страстную пятницу украшают лепестками роз. Кувуклия в ротонде подобна церкви внутри церкви и символизирует святыню над могилой Христа. Внизу колодец со освященной водой «Живоносный источник».
Фото © кредиты Вертешиной Юлии.КувуклияТрадиционное русское убранство
Однако убранство собора уникально. Это традиционный русский , а не палестинский. Яркие изразцы XVII века, восьмиметровая стена с иконами, богатая штукатурка в стиле барокко придают церкви праздничный вид.
Фото © кредиты Вертешиной Юлии18 октября 1657 года царь Алексей Михайлович присутствовал на церемонии освящения Воскресенского монастыря , который был построен как русская копия Святой Земли .Увидев его с «Елеонской горы», он назвал его Новый Иерусалим . Чтобы добраться туда, сядьте на электричку с Рижского вокзала (Москва), и вы найдете все места, связанные с земной жизнью Христа.
Фото © кредитование f.otzyv.ru/NikolayВоскресенский монастырь (Новоиерусалимский монастырь)
ул. Советская, 2, Истра, Московская область, Россия, 143500Я живу в Москве. Я увлечен путешествиями, историей, природой и архитектурой.Несколько лет работала туристическим гидом в Москве и других городах России. Я получаю вдохновение, посещая новые места, и люблю делиться им с другими.
Новоиерусалимский монастырь, Истра, Россия
Новый Иерусалим или Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном как патриаршая резиденция на окраине Москвы. Это место было выбрано из-за его сходства со Святой Землей. Река Истра представляет собой Иордан, а здания представляют «сакральное пространство» или святые места Иерусалима.В свое время Патриарх Никон набрал ряд монахов нерусского происхождения для заселения монастыря, поскольку он должен был представлять многонациональное Православие Небесного Иерусалима.
Архитектурный ансамбль монастыря включает Воскресенский собор (1656–1685 гг.), Идентичный одноименному собору в Иерусалиме, резиденцию патриарха Никона (1658 г.), каменную стену с башнями (1690–1694 гг.), Церковь Святой Троицы. (1686–1698) и другие постройки, все они отделаны майоликой и лепниной.В создании ансамбля принимали участие архитекторы П.И. Заборский, Яков Бухвостов, Бартоломео Растрелли, Матвей Казаков, Карл Бланк и другие. В 17 веке Новоиерусалимский монастырь владел большой библиотекой, составленной Никоном из рукописей, взятых из других монастырей. Ко времени секуляризации 1764 г. в монастыре проживало около 13 000 крестьян.
В 1918 году был закрыт Новоиерусалимский монастырь. В 1920 году на территории монастыря были открыты историко-художественный и краеведческий музей.В 1935 году в одном из монастырских корпусов открылся Московский областной краеведческий музей. В 1941 году немецкая армия разграбила Новоиерусалимский монастырь. Перед отступлением они взорвали уникальную огромную колокольню; башни снесли; своды собора обрушились и похоронили его знаменитый иконостас среди других сокровищ.
В 1959 году музей был вновь открыт для публики, хотя колокольня никогда не перестраивалась, а внутреннее убранство собора все еще голое.Новоиерусалимский монастырь был восстановлен как религиозная община только в 1990-х годах.
Сегодня реставрация главного собора завершена, большая часть интерьера реконструирована и обновлена. Монастырь открыт для посетителей и снова активно служит.
Ссылки:Москва в 1666 году: Новый Иерусалим, Третий Рим, Третье отступничество
Бердяев, Н. (1961). Русская революция. Анн-Арбор: Мичиганский университет Press.Чумичева О.В. (2009). Соловецкое восстание 1667–1676 гг. [Соловецкое восстание 1667–1676 гг.]. (2-е изд.). Москва: ОГИ.
Дружинин В.Г. (1889). Раскол на Дону в конце XVII века. Санкт-Петербург.
Флиер, М. С. (1997). Церемония суда в эпоху реформ. Патриарх Никон и ритуал Вербного воскресенья. В S. H. Baron & N. Sh. Коллманн (ред.), Религия и культура в России и Украине раннего Нового времени (стр. 73–95). ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса.
Флиер, М. С. (2006). Политические идеи и ритуалы. В М. Перри (ред.), Кембриджская история России. Т. 1. С ранней Руси до 1689 г. (с. 387–408). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Франклин, С. (2010). Типография Москва: Значение фронтисписа Библии 1663 года. Славянское и восточноевропейское обозрение, 88, 1–2 (январь – апрель), 73–95.
Грубер И. (2012). Православная Россия в кризисе: Церковь и народ в смутное время. ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса.
Хоскинг, Г. (1997). Россия: люди и империя, 1552–1917 гг. Лондон.
Хоскинг, Г. (1997). Русский национальный миф отвергнут. В Г. Хоскинг и
Г. Шёпфлин (ред.), Мифы и национальность (стр. 198–210). Лондон: Hurst & Company.
Хоскинг, Г. (2001). Россия и русские: история. Лондон.
Хоскинг, Г. (2006). Правители и жертвы. Русские в Советском Союзе. Кембридж, Массачусетс и Лондон: Издательство Гарвардского университета.
Лукин П.В. (2000). Народные представления о царской власти в России XVII века. Москва: Наука.
Опарина Т.А. (2003). Число 1666 в русской книжности середины — третьей четверти XVII в. В сб. Киселева М. С. Человек между Царством и Империей: сборник материалов международной конференции (стр. 287–318). Москва: Институт человека РАН.
Островский, Д.(1998). Московия и монголы: межкультурные влияния на степной границе, 1304–1589 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Палмер У. (Пер.). (1871). Ответы смиренного Никона, милостью Всевышнего Патриарха, на Вопросы боярина Симеона Стрешнева и Ответы митрополита Газы Паисия Лигарида. Лондон: Трюбнер.
Палмер У. (Пер.). (1873 г.). История осуждения Патриарха Никона пленумом Православной Католической Восточной Церкви в Москве А.D. 1666–1667, написанный Паисием Лигаридом из Scio Ligarides. Лондон: Трюбнер.
Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Литературные произведения Древней Руси: XVII век. Книга первая]. (1988). Москва: Художественная литература.
По, М. (2001). Москва, Третий Рим: истоки и трансформации «поворотного момента». Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, 49, 3, 412–429.
Роуленд, Д. Б. (1996). Москва — Третий Рим или Новый Израиль? В «Русском обозрении».(Том 55, стр. 591–614).
Русская историческая библиотека. Т. 39: Памятники истории старообрядчества XVII в. [Русская историческая библиотека. Vol. 39: Памятники истории старообрядчества 17 в.]. (1927). Ленинград: Издательство АН СССР.
Туминс В. А. и Вернадский Г. (Ред.). (1982). Патриарх Никон о церкви и государстве: «Опровержение» Никона. Берлин, Нью-Йорк, Амстердам: Мутон.
Успенский Б.А. (1998). Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление).Москва: Языки русской культуры.
Юрганов, А. Л. (1997). Опричнина и страшный суд. Отечественная история, 3, 52–75.
Зенковский, С.А. (1957). Идеологический мир братьев Денисовых. В Гарвардском славяноведении. (Том 3, с. 49–66).
Зенковский С.А. (1970). Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. Духовные движения XVII века. Мюнхен.
Живов, В.М. и Успенский Б. А. (1994). Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. В Б. А. Успенском Избране
фотографий Ново-Иерусалимского монастыря на Flickr | Flickr
Церковь Рождества Христова в трапезных залах Новоиерусалимского монастыря была построена одновременно с тремя просторными палатами в 1686–1692 годах. По распоряжению княгини Татьяны Михайловны, пожертвовавшей деньги на строительство, каждая из трех комнат трапезной служила своему назначению.Таким образом, средняя «трапеза», связанная с Рождественской церковью, предназначалась для всех паломников, прибывших в монастырь, вторая — для братских трапез, а третья, видимо, более парадная, «гостиная» для мирской трапезы. все звания к людям «.
Рождественскую трапезную церковь сделали двухэтажной, второй этаж сообщается с покоями. Его архитектура типична для конца 17 века — в стиле московского барокко. Нижний этаж — «теплая» церковь — изначально был окружен открытым крыльцом, которое в 18 веке сменила сохранившаяся до наших дней аркада, украшенная классической деревенской деревянной мебелью и пилястрами.
Верхний, «летний» храм — двухъярусный оконный, перекрытый закрытым сводом, на котором расположены два восьмиугольника с куполом. Весь декор храма: наличники, колонны на апсиде, восьмиугольники под куполом выполнены в стиле московского барокко. Таким же образом оформлен не только храм, но и все трапезные помещения.
В 1792 году, через сто лет после постройки, трапезные комнаты сильно пострадали от пожара в монастырской кухне. Все палаты сгорели, церковная утварь почти не сохранилась, а многое еще пострадало от пожара.После ремонта в 1810 году в верхней части Рождественской церкви сделали деревянный потолок, поддерживаемый двумя кирпичными столбами. Это значительно уменьшило пространство большого храма в стиле барокко и сделало его намного темнее. Поэтому уже в 1850-х гг. это «нововведение» было снято и реставрация проводилась под руководством архитектора К.А. Тон.
Роскошный тябский иконостас Рождественской церкви сгорел в 1922 году. В помещении храма размещались музейные экспозиции.Во время колоссального разрушения монастыря гитлеровцами в 1941 году. Рождественский храм практически не пострадал, а при реставрации восстановлен первоначальный вид внутреннего убранства церкви и трапезных покоев.
В 1995 году церковь Рождества Христова была передана новообразованной монашеской братии; В 1996 году здесь начались реставрационные работы, а в 1997 году церковь заново освятили.
Сейчас храм представляет собой очень интересную картину — он практически вплотную примыкает к оставшемуся в трапезных залах музею, да и посетителю на первый взгляд может показаться еще и выставочный зал.Только присмотревшись повнимательнее, можно заметить, что музейной жизни здесь уже не идет.
Новоиерусалимский монастырь, Россия
В 17, -м, годах небольшой городок, расположенный всего в 50 километрах от Москвы, внезапно стал оплотом духовно-географической революции: он должен был стать новой Святой Землей христиан с точной копией церкви Св. Гроба Господня, его топография и мощи. Так местные холмы получили свои названия: гора Сион, гора Фавор и гора Масличная.Кроме того, река Истра была переименована в реку Иордан. Это было единственное сходство со Святой Землей — суровый русский климат остался неизменным, а небольшое подмосковное поселение под названием «Новый Иерусалим» не могло стать центром православия.
Знаменитый Патриарх Московский Никон, необычный человек, который, хотя и был очень непонятен современниками, сыграл огромную роль в истории России. Фактически он был автором и инициатором уже упомянутых изменений.Среди раскольнических идей Никона были церковные реформы, которые навсегда разделили страну, породив движение старообрядцев.
Патриарх Никон принимал активное участие не только в религиозной, но и в общественной жизни страны, пытаясь вмешиваться в дела государства. Увы, он перешел черту в этой сфере, как и с церковью. В результате он был выселен из Москвы, а затем поселился в Новом Иерусалиме, передав строительство Воскресенского собора под свой личный надзор.
Надо отдать должное масштабу идеи. Воскресенский собор должен был наглядно представлять лидерство России в мире православия. Патриарх приказал архитекторам скопировать Палестинский собор и в то же время дал им простор для творчества. Например, была идея построить храм с 365 часовнями, представляющими каждый день года! Однако во время строительства эта конкретная идея была отвергнута. Тем не менее собор, украшенный изразцами ручной росписи и белокаменной резьбой, получился довольно прихотливым.Купола подземной церкви возвышались с уровня земли перед основной частью — Воскресенский собор венчал могучий купол, опирающийся на крестообразный фундамент; а дальше за ними виднелась огромная каменная крыша над часовней Гроба Господня. Палатка была такой большой, что архитекторы не смогли ее надежно закрепить, и в 1723 году она рухнула.
После двух пожаров, последовавших за первым инцидентом, в соборе была проведена капитальная реставрация под руководством архитектора К.Бланк, реализовавший дизайн от известного Франческо Бартоломео Растрелли. К 20–90–144 годам в монастыре появился ряд дополнительных построек. Однако в 1941 году большая часть построек была повреждена войной, а многие архитектурные памятники были полностью разрушены. Некоторые из них были перестроены, за исключением главного архитектурного объекта — гигантской семиэтажной колокольни.
Сегодня Новоиерусалимский монастырь делит территорию с художественным музеем, который также находится на его территории.Город Истра (бывший Воскресенск) всегда находился в тени, тихо разрастаясь вокруг монастыря. Как и монастырь, во время Второй мировой войны город был оккупирован, а затем полностью разрушен при отступлении вражеских войск. После войны архитектор А. В. Щусев разработал генеральный план, который должен был превратить Истру в крупный оздоровительный центр; но вместо этого здесь стали развиваться промышленные и научные направления. Поэтому, помимо Новоиерусалимского монастыря, основными «достопримечательностями» Истры являются фабрика детского питания, мебельная и текстильная фабрики, а также кафельный, кирпичный и другие заводы.Этот контраст старого и нового отражен на наших панорамах, снятых морозной (ниже 0 ° F!) Зимой 2009 года.
17 мая 2010 г.
«Новоиерусалимский монастырь — Р …» Феликса Липова
Страна автораAllAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamas, TheBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Индийский океан TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurmaBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral африканских RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongo, Демократическая Республика theCongo, Республика theCook IslandsCosta RicaCote d’IvoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEast TimorEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland острова (Мальвинские) Фарерских IslandsFijiFinlandFranceFrench ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные и Антарктические землиГабонГамбия, ГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГаитиHeard Island a й McDonald IslandsHoly Престол (Ватикан) HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle из ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, NorthKorea, SouthKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Федеративные Штаты ofMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, Государственный ofPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussiaRwandaSaint HelenaSaint Киттс и NevisSaint LuciaSaint Пьер и MiquelonSaint Винсент и GrenadinesSamoaSan MarinoSao Томе и PrincipeSaudi АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаS omaliaSouth AfricaSouth Джорджия и Южные Сандвичевы IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard и Ян MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTogoTokelauTongaTrinidad и TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited арабского EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited Штаты Экваторияльная IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaVietnamVirgin IslandsWallis и FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe
Новоиерусалимский монастырь — Монастырь в Котельниче, Россия
Большой сельский монастырь 17 века
Открыть на Google Maps🏆 Трофеи
Это место было награждено 3 трофеями в следующих категориях:
Адрес
Улица Советская, 2, Истра, Московская область, Россия, 143500
Сайт
http: // n-jerusalem.RU
Рейтинг на Google Maps
4.90 ( 7418 отзывов )Последнее обновление: 2020-03-31
Самые популярные места поблизости
- Красная площадь — 4.80 ( 133071 отзывов ) Достопримечательность площади и место собора
- Диснейленд — 4.60 ( 110586 отзывов ) Знаменитый парк развлечений с 8 тематическими локациями
- Трафальгарская площадь — 4.60 ( 89700 отзывов ) Колонна Нельсона, фонтаны и львы
- ЦПКиО им. М. Горького — 4,70 ( 68787 отзывов ) Парк со спортивными площадками и кинотеатрами под открытым небом
- Петергоф — 4.80 ( 63972 отзывов ) Королевский дворец на набережной, парк и музеи
- Парк Зарядье — 4.40 ( 61656 отзывов ) Современный парк с плавучим мостом
- Парк Сокольники — 4.70 ( 50350 отзывов ) Парк с аттракционами и зимним катком
- Московский Кремль — 4.