Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге
Юсуповский дворец в Санкт-ПетербургеРеклама
Реклама
46425
5195
mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/znakomstvo-s-peterburgom/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/znakomstvo-s-peterburgom/» data-featured-path=»/spb/exhibitions/»> 36
11 39139
mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/place/muzej-chudes/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/place/muzej-chudes/» data-featured-path=»/spb/exhibitions/»>Реклама
6886
Фото: tourprom.ru
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Юсуповский дворец, расположенный на берегу реки Мойки, является историческим памятником архитектуры, который нередко называют справочником аристократического интерьера Петербурга.
Это неудивительно, ведь дворец принадлежал пяти поколениям рода дворян Юсуповых.На берегу Мойки в самом начале XVIII века располагался дом Прасковьи Иоанновны, приходившейся Петру I племянницей. Впоследствии эту усадьбу она подарила графу Шувалову, который закатывал здесь роскошные банкеты и устраивал пышные приёмы гостей. Сын Шувалова в 70-е годы XVIII столетия построил особняк в форме буквы «П», расположенный по течению вверх, с триумфальными воротами-аркой, которые сохранились до настоящего времени. В конце XVIII века здание стало собственностью племянницы князя Потёмкина, а в 1830 году было выкуплено Юсуповым.
Род Юсуповых имеет глубокие корни и берёт начало от сыновей Юсуфа, султана Ногайской орды. Его правнук, крестившись, взял себе имя Дмитрий. Сын Дмитрия Григорий Юсупов служил в звании генерала и был ближайшим соратником Петра I, а его внук Николай был представлен ко всем существовавшим тогда российским орденам. Специально для него даже придумали особую награду — жемчужный эполет.
За два века дворец перестраивался не один раз, изменялся внутренний облик, появлялись новые постройки, сады и оранжереи. Залы отличались друг от друга разными архитектурными стилями: здесь можно встретить элементы неоклассицизма, русского ампира, неорококо. На пороге XX века в Юсуповский дворец провели электричество, водопровод, канализацию и водяное отопление. Стоит обратить внимание на известный домашний театр, поражающий своей роскошью и торжественностью. Здесь обычно проходили светские рауты и приёмы членов царской семьи.
А вот фасад дворца на удивление скромен. Дело в том, что он построен на довольно небольшом участке, где негде было размахнуться.
После Октябрьской революции во дворце разместился Музей дворянского быта, и все интерьеры остались в прежнем виде. Здесь проводили экскурсии, а особенный интерес вызывала комната, в которой убили фаворита царской семьи Григория Распутина.
Сейчас дворец открыт для всех желающих полюбоваться его убранством и изящными вещицами прошлого.
Самые интересные события в городе.
Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.
Посмотреть
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Расположение
Адрес Юсуповского дворца
наб. реки Мойки, д. 94 (вход с ул. Декабристов, д. 21)
Ближайшее метро
Садовая
Дополнительная информация
- замки, дворцы
Расписание работы
ежедневно 10:00–19:30
Расписание работы кассы
ежедневно 9:30–18:00
Телефон
Показать телефон
+7 (812) 314-98-83
Пожалуйста, скажите владельцам места, что нашли его на KudaGo
Сайт
www. yusupov-palace.ru
Тип достопримечательности
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Подписка оформлена
Спасибо!
история, описание музея-дворца, фото и где находится
В представлениях обычных граждан России дворец князей Юсуповых в Санкт-Петербурге связан с одним событием – убийством Григория Распутина. В реальности здание поражает классической простотой снаружи и роскошью интерьеров внутри. Большая и по столичным меркам усадьба полностью соответствовала статусу рода, его богатству и знатности.
Содержание
1
История дворца
Вид Юсуповского двореца с набережной реки Мойки. фото 1880-1900 г.Постройки на месте будущего особняка Юсуповых стояли с времен Петра I. Он выделил участок вблизи устья реки Мойки под дворец для племянницы – царевны Прасковьи, дочери Ивана Алексеевича, соправителя Петра в молодые годы.
Позднее имение отошло Семеновскому полку, а затем было приобретено Петром Шуваловым, одним из выдвиженцев при императрице Елизавете Петровне.
В 1770-х годах отеческий дворец был перестроен по проекту архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота в стиле раннего классицизма для Андрея Петровича Шувалова.
Бальный зал Юсуповского дворца, фото 1860-1870 г.Следующей владелицей стала Александра Браницкая в 1795 году. Племянница Потемкина была любимой фрейлиной Екатерины II. Ее и одарила императрица практически перед самой кончиной.
В 1830 году изрядно обветшавшее строение Браницкая продала родственникам. Ее сестра Татьяна была замужем за князем Николаем Борисовичем Юсуповым (старшим). Сделку оформили на их сына Бориса.
Самая темная страница
Григорий Распутин и Феликс ЮсуповДворец «прославился» вместе с его последним владельцем Феликсом Юсуповым (младшим). Именно он стал организатором убийства Григория Распутина, старца, лечившего безнадежно больного цесаревича Алексея и имевшего безграничное влияние на императора Николая II и его супругу Александру Федоровну.
Феликс Юсупов 16 декабря 1916 года обманным путем пригласил старца к себе в гости. Группа заговорщиков сначала пыталась накормить старца отравленными пирожными, затем в него стреляли несколько раз, в том числе и хозяин. Раненого оставили в подвале, надеясь на его смерть, но тот сумел выбраться и даже добраться до ворот. Там в него еще раз выстрелили, а затем утопили в реке. До ликвидации самой монархии оставалось 2 месяца.
Новое время
Гобеленовая гостиная, 1935-1940 г.Между двумя революциями 1917 года во дворец переехало посольство Швеции. Это спасло великолепные апартаменты от варварского разграбления.
Усилиями наркома просвещения Луначарского, а также ленинградских искусствоведов удалось сохранить Юсуповский дворец, как объект культуры союзного значения. С 1925 года он стал ДК при Наркомпросе. Музей сохранялся только в комнатах, где убивали Распутина.
В годы блокады во дворце разместили госпиталь. Несколько попаданий снарядов и бомб нанесли серьезный ущерб, но не разрушили здание целиком. Его ремонт начался уже в 1943 году. Капитально восстанавливать стали после войны, тогда же открылись первые музейные экспозиции дворянского быта.
Новая реставрация комплекса проведена в XXI веке, так как в здании стали интенсивно возникать трещины. Практически всем помещениям возвращен их дореволюционный вид. Возродили из руин Конюшенный флигель, парковую горку, обновили пейзажный сад.
Архитектурные особенности усадьбы Юсуповых
Главный фасад дворцаПервоначальный дом с трехэтажной центральной частью, украшенной портиком тосканского типа с шестью колоннами и фризом, а также парой одноэтажных крыльев, фасадом выходил на Мойку. В границах усадьбы с противоположной стороны располагались парадный двор, ограниченный аркой и двумя боковыми колоннадами, регулярный парк и садовый павильон.
Вход во дворец со стороны внутреннего двораС переходом имения к роду Юсуповых обветшавшее здание подверглось грандиозной реконструкции. В период с 1830 по 1838 годы архитектор Андрей Михайлов возвел два новых корпуса, сохраняя общий классический стиль: один – фасадом на реку, другой позднее – вдоль границы земельных владений на месте служебных построек, завершавшийся Конюшенным флигелем. В новых помещениях оборудовали картинные галереи и домашний театр.
Крылья главного дворца получили дополнительные этажи, а интерьеры – парадную лестницу и большую анфиладу. Их оформлением занимались И.А. Монигетти, Антонио Виги, А.А. Травин. Парк из регулярного стал пейзажным. Торжественный въезд был устроен с Офицерской улицы (ныне Декабристов).
Парадный дворПозднейшие реконструкции конца XIX – начала XX веков касались только внутреннего переустройства: было проведено водо- и электроснабжение, центральное отопление и канализация, а также перестроено несколько залов и гостиных, выделены покои для молодоженов – Феликса Юсупова и Ирины Александровны Романовой. Работы велись под руководством архитекторов А.Д. Шиллинга, А.А. Степанова, В.А. Кенеля, А.Я. Белобородова и других.
Внутреннее убранство дворца на Мойке
Роскошный образ жизни пяти поколений княжеского рода отражался и в убранстве усадьбы Юсуповых в городе Санкт-Петербурге на берегу Мойки. Залы, гостиные, театр были оформлены не только в классическом стиле, здесь присутствуют золото и лепнина, характерные для барокко, рококо и ампира. Создается впечатление, что хозяева старались превзойти императорскую семью по великолепию интерьеров.
Парадная лестница
Торжественный вход – это соединение немецкого ренессанса с обилием барочной лепнины на потолке. Посетителей встречают скульптуры сфинксов, а в стенных арочных нишах расположились символические статуи гостеприимства. Хрустальная с позолотой люстра – на 600 свечей.
Музыкальная гостиная
На первом этаже, в «мужской» половине расположена белая гостиная неоклассического стиля с роскошью, достойной Людовика XVI: золоченые рамы зеркал, такие же детали на лепных пилястрах и мебели, Главное украшение – австрийский механический орган.
Гостиная Генриха II
Помещение оформлено в стиле немецкого ренессанса времен французского короля Генриха II. Камин с двумя колоннами и высокой скульптурной группой над ним – копия аналога из Лувра. Мебель оригинальная – из грушевого дерева.
Кабинет-библиотека
Следующий в нижней анфиладе – кабинет князей Юсуповых. Это была и библиотека, и своеобразный семейный музей, где хранились не только книги, но и коллекции монет, медалей и оружия (утраченные в советское время). В тайнике в 1925 году были найдены письма Пушкина к княжеской родственнице Елизавете Хитрово́.
Турецкий кабинет
Комнату для игры в бильярд Монигетти оформил в турецком стиле с характерной деревянной отделкой, сводчатой аркой и витражами. Свет в помещение проникает через большие потолочные окна.
Мавританская гостиная
Восточная тема продолжается в Мавританской гостиной. Архитектор Степанов переделал комнату в стиле испанской Альгамбры времен Гранадского эмирата. Раньше здесь даже действовал фонтан.
Гобеленовая гостиная
Стены отделаны огромными панелями орехового дерева. Весь интерьер приехал по заказу из Европы. Три настенных гобелена по одной легенде подарены семейству Наполеоном, по другой – Людовиком XVIII. Сейчас подлинники находятся в Эрмитаже, а на их месте – живописные копии.
Парадная спальня
Изысканный синий цвет в спальне, достойной королевы, присутствует везде: в обивке стен, мебели из розового дерева, на покрывале кровати и в абажурах ламп. К сожалению, комната пострадала в войну и была восстановлена по сохранившемуся акварельному рисунку. Из подлинных предметов – камин с отделкой из оникса и украшение «горка» над ним.
Большая ротонда
Зал с купольным потолком и восемью колоннами из голубого искусственного мрамора, поставленными в круг, открывает парадную анфиладу дворца. Он создан архитектором Михайловым, плафон стилизовал под звездное небо художник Алексей Травин, а стены под мрамор – Антонио Виги.
«Цветные» гостиные
Продолжается анфилада по фасаду, выходящему на Мойку, тремя гостиными: Синей, Красной и Зеленой. Это торжество роскоши, богатства и общественного положения рода Юсуповых.
Синяя гостинаяВ синей и красной комнатах классический стиль буквально «забивается» блеском золота. Оно покрывает выступающие части лепного декора на потолке и стенах, подчеркивает резной узор на дверях, присутствует в люстрах, канделябрах, деталях мебели, небольших скульптурах.
Красная гостинаяЗеленая гостиная на их фоне выглядит «скромницей», потому что ее пришлось восстанавливать после прямого попадания снаряда в период блокады Ленинграда.
Зеленая гостинаяИз интересных деталей стоит выделить люстру в Синей гостиной со вставками из кобальтового стекла (невероятно дорогого в XIX веке материала), камин в Зеленой гостиной с отделкой из натурального малахита и паркет с изысканным узором.
Танцевальный и Белоколонный залы
Танцевальный залБольшие залы для балов, где присутствовало до 2000 человек, банкетов, торжественных приемов и концертов завершают парадную анфиладу.
В Танцевальном зале блеск золота минимален, зато в рамах зеркал присутствуют кристаллы хрусталя, а большая люстра украшена множеством хрустальных подвесок, ограненных под бриллианты. Потолочный плафон расписан итальянскими мастерами с эффектом перспективы, округлости пространства.
Белоколонный залБелоколонный (самый большой) зал – по-настоящему сводчатый. Потолок поддерживают 24 колонны из искусственного мрамора, который из-за сложной технологии производства стоил дороже натурального. Кажется, что плафон богато украшен лепниной, но это – искусная роспись. На хорах располагался оркестр, с прекрасной акустикой его было отлично слышно танцующим.
Большая картинная галерея
Николаевский залЗалы в специально выстроенном корпусе предназначались для хранения огромной коллекции живописи и скульптур, собранных семейством Юсуповых. Особенно в этом деле преуспел Николай Борисович (старший). Он перевез собранные сокровища в Питер из подмосковного Архангельского. Потомки только добавляли к ним новые шедевры.
Зал ПрециозаНа момент национализации дворца в 1918 году число «единиц хранения» составляло 1240. Почти все они уехали в другие музеи – Русский, Эрмитаж, Третьяковку или были проданы за рубеж «для финансирования нужд индустриализации» в период «Великого перелома».
Античный залНиколаевский, Античный, Римский и зал Прециоза (драгоценностей) оформлены в стиле строгого классицизма с богатой лепниной по потолку, с пилястрами, портиками, мраморными каминами. Когда-то картины русских и европейских мастеров в них висели от пола до потолка. Сейчас в каждом присутствует по нескольку копий и подлинников.
Римский залДомашний театр
Из Римского зала гости по нисходящей лестнице под Триумфальной аркой попадали в театр. Оформление зрительного зала по роскоши и удобству может соперничать с Мариинкой или Александринкой: блеск золоченой лепнины в стиле барокко, княжеская ложа, аналогичная царской, аллегорическая роспись плафона и удивительная акустика!
Зал Антонио Виги
Зал в античном стиле служил семье парадной столовой, куда мебель вносили перед торжествами. Название пошло от потолочного плафона, расписанного этим итальянским мастером на сюжет причисления Геракла к олимпийским богам.
Дубовая столовая
Помещение в духе немецкого ренессанса использовалось для обедов в узком семейном кругу.
Зеркальный зал
Большой зал на половине Юсуповых-молодоженов служил для приемов, танцев и музыкальных вечеров. Он напоминает белоколонный – в миниатюре, но оформлен в оливковых тонах.
Большая гостиная Феликса Юсупова
Комната в стиле неоклассицизма утонченно расписана художником Чехониным. На потолочном плафоне лебеди соседствуют с бабочками, цветами и райскими птицами.
Подвал
Хозяйственное помещение в подвале превратили в небольшую гостиную специально для убийства Распутина, чтобы не было слышно выстрелов. Привели в порядок стены, расставили старинную мебель, наполнили посудой и разными безделушками, постелили персидский ковер и шкуру белого медведя.
Сейчас в этом и соседних помещениях – экспозиция, посвященная трагическому событию, с восковыми фигурами главных героев.
Домовая церковь
Храм построен в 1881 году. Здесь Юсуповы женились, крестились, тут их провожали в последний путь. Церковь отреставрирована в 2017.
Музей в Юсуповском дворце
Музейная экспозиция посвященная убийству РаспутинаМузей позиционирует себя как интерьерный. Кроме прекрасного убранства залов и гостиных вы можете увидеть картины русских мастеров с середины XIX до начала ХХ века, копии шедевров, переехавших в другие музеи, несколько скульптур из Европы, в том числе относящихся к XVIII веку. Большинство мебельных гарнитуров и аксессуары – подлинники, принадлежавшие семье, остальные – выполнены в столичных мастерских в то же время.
Юсуповский дворец можно посещать самостоятельно и с экскурсиями. Для индивидуального осмотра доступны две экспозиции:
- «Парадные залы дворца и жилые покои князя»;
- «Убийство Распутина и жилая половина молодых Юсуповых».
С экскурсиями можно пройти:
- основной маршрут – парадный;
- по княжеским покоям – мужским и женским;
- по старинной усадьбе с посещением парка и служебных помещений;
- по владениям пятого поколения Юсуповых с посещением места убийства Распутина;
- в театр и его закулисье.
Кроме того, можно почувствовать себя представителем высшего общества, если заказать во дворце проведение регистрации брака, большого банкета или конференции.
В театре идут постановки классических оперетт. В Конюшенном корпусе регулярно проводятся интерактивные мероприятия, совмещающие посиделки за столом с показом приготовления и дегустацией блюд из меню прошлых веков и экскурсии по залам.
Где находится Юсуповский дворец
Знаменитая усадьба Юсуповых в Санкт-Петербурге располагается на набережной реки Мойки, д. 94. Вход для туристов – через парк с ул. Декабристов, д. 21. Со стороны главного фасада пропускают только театральных зрителей.
Юсуповский дворецМузей в Санкт‑Петербурге
Сокровища Юсуповского дворца
Санкт-Петербург богат достопримечательностями. Его дворцы и музеи не только полны настоящих сокровищ, произведений искусства и исторических артефактов, но и хранят множество тайн и загадок. Они будоражат воображение и создают особую мистическую, волшебную атмосферу, оставляющую незабываемые впечатления. Дворец старинного княжеского рода Юсуповых расположен на набережной реки Мойки. Он известен не только своими роскошными интерьерами и богатством хранящихся предметов, но и тем, что является вехой в русской истории.
Николай Юсупов
Территория на берегу реки Мойки, где расположен Юсуповский дворец, в начале XVIII века принадлежала племяннице Петра I Прасковье Ивановне. Затем усадьба перешла к Семеновскому полку, а позже к графу Петру Шувалову, который построил здесь особняк в стиле барокко. Сменив несколько владельцев, усадьба в 1830 году стала собственностью Николая Юсупова, происходившего из старинного княжеского рода потомков султана Ногайской Орды. Семья славилась своим богатством, и князь мог позволить себе потратить огромные средства на восстановление дворца. Для работы над интерьерами он пригласил лучших итальянских мастеров.
«В юсуповские времена дворец был не просто роскошным особняком, а своего рода эталоном моды в интерьерах XIX века».
В юсуповские времена дворец был не просто роскошным особняком, а своеобразным эталоном моды в интерьерах XIX века. В нем располагались картинные галереи, домашний кинотеатр (вместимостью до 180 зрителей) и оранжереи с редкими растениями. После революции Юсуповский дворец стал музеем, хотя часть его коллекций была передана в Эрмитаж. В настоящее время есть возможность посетить это удивительное здание и проникнуться атмосферой аристократических салонов прошлого века.
Семья Юсуповых всегда отличалась не только богатством, но и страстью к коллекционированию редких и часто баснословно дорогих картин, скульптур и произведений декоративно-прикладного искусства. Современники помнят бесконечные анфилады комнат, буквально заваленных сокровищами. Бесценные статуэтки, табакерки, зеркала, нефритовые и малахитовые шкатулки стояли на инкрустированных перламутром и слоновой костью столах, каминных полках и секретерах. Сохранилось описание статуи Венеры, вырезанной из цельного сапфира, и рубинового Будды. Не менее впечатляющими были картины известных художников: Буше, Ватто, Рембрандта и других. Недаром последний владелец дворца князь Феликс Юсупов считал свой дом музеем.
Работа Чрезвычайной комиссии
В 1917 году семья Юсуповых уезжала из Петербурга, но, надеясь вскоре вернуться, взяла с собой относительно небольшую сумму денег. Сокровища были тщательно упакованы и спрятаны в нескольких специально оборудованных тайниках. Некоторые из них были найдены, например, 70 сундуков с серебром, коллекция старинных музыкальных инструментов и рукописи некоторых известных людей. Но, конечно, это было еще не все. В 1918 году для поиска сокровищ в Юсуповском дворце была создана Чрезвычайная комиссия, но самые ценные найти не удалось. Например, до сих пор неизвестна судьба уникальной жемчужины «Ла Пелегрина».
Эффектный Юсуповский дворец на реке Мойке имеет одни из лучших интерьеров 19-го века в городе, а также увлекательную историю. Пять поколений элитной аристократической династии Юсуповых были владельцами дворца на Мойке в Петербурге с 1830 по 1917 год. Он славился не только своим архитектурным решением, но и частыми и пышными приемами, в том числе танцами и маскарадами. Последним владельцем дворца был эксцентричный князь Феликс Юсупов, светский любимец и одно время самый богатый человек России. Дворец знаменит местом убийства Григория Распутина — сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Место, где Григорий Распутин был убит в 1916, а подвал, где сейчас разворачивается заговор, можно посетить в рамках экскурсии. Также известный как дворец Мойки, Юсуповский дворец расположен на знаменитой набережной реки Мойки в самом центре Санкт-Петербурга Самый роскошный неимператорский дворец в Санкт-Петербурге был домом беззастенчиво богатого и могущественного Юсупова семья, которая с середины 18 века (когда был построен первый вариант этого дворца) до революции вращалась в самых влиятельных кругах России. Дворец был построен Валлином де ла Мот в 1770-х годах, но нынешние интерьеры датируются веком позже, когда он стал резиденцией прославленной семьи. Интерьеры дворца роскошны и богаты, многие залы расписаны в разных стилях и украшены позолоченными люстрами, шелками, фресками, гобеленами и фантастической мебелью. Юсуповы не только были первопроходцами, но и большими коллекционерами произведений искусства, и их коллекция была известна далеко за пределами России. После революции большая часть коллекции была перемещена в Эрмитаж, превратив это место в еще один дворец, хотя следы невероятного богатства, которое когда-то заставляло это место пульсировать жизнью, сохранились до сих пор: разнообразные гостиные, замысловатые люстры и канделябры, украшающие каждая комната и коридор, и красивый частный театр, который выглядит как уютная версия Мариинского. В 1726 г. племянница Петра Великого — царица Прасковья Ивановна — передала свою небольшую усадьбу, расположенную на левом берегу реки Мойки, Семеновскому полку Российской Императорской гвардии, где они расквартировались до 1742 г. В середине 1740-х гг. эта местность вошла в состав большой усадьбы, принадлежавшей ловкому придворному графу Петру Шувалову. Сын Петра Шувалова, граф Андрей Петрович, продал особняк отца. Петр был гламурным вельможей и фаворитом Екатерины II в эпоху нового императора и, вероятно, считал родительский особняк старомодным и архаичным. Юсуповский дворец на Мойке стал фамильной резиденцией Юсуповых в 1820 году и до большевистской революции оставался богатейшим аристократическим домом России. Дворец национализирован декретом от 22 февраля 1919 года. Комиссия по делам музеев Наркомата просвещения приняла решение о сохранении Юсуповского дворца и превращении его в художественно-исторический памятник. 20 сентября 1919 года для посетителей открылась Юсуповская галерея, в которой выставлялись произведения искусства из семейного собрания. В 1924 году были организованы экскурсии по комнатам, где был убит Григорий Распутин. К сожалению, период, когда художественные сокровища Юсуповых были доступны посетителям в их родной среде, оказался очень коротким. В 1925 мая был закрыт музей «дворянского быта» в Юсуповском дворце, а также несколько других музейных особняков. Так началась его ликвидация, то есть беспорядочное, а иногда и бесконтрольное изъятие наиболее ценных произведений искусства и предметов декора. Знаете ли вы? — В Юсуповском дворце действует постоянная экспозиция, посвященная последнему вечеру Григория Распутина Несмотря на глубокие постреволюционные потрясения, судьба Юсуповского дворца оказалась более удачливой, чем у многих других старинных особняков. После закрытия музея Дворец был передан педагогической интеллигенции Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), став центром ее профессионального и творческого общения. Благодаря этому дворец не использовался столь варварски и бездумно, как другие «памятники дворянского быта», а его парадный и приватный залы сохранились до наших дней. В годы Великой Отечественной войны особняк на Мойке постигла такая же тяжелая судьба, как и весь город на Неве. Во время блокады здесь располагался эвакогоспиталь. Здание сильно пострадало от бомбежек и артиллерийского огня. Масштабная реконструкция залов, поврежденных во время блокады, началась в первый послевоенный год. В 1960 году Юсуповскому дворцу был присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения.
Юсуповы были одной из самых богатых семей России. У них даже был свой частный театр Реконструкция дворца и усадьбы продолжается и по сей день. Благодаря реализации целенаправленной научной реставрационной программы некоторым посетителям теперь доступны парадные залы второго этажа, анфилады Картинной галереи, бесподобный Домашний театр, так называемая родительская половина: личные покои принца и элегантные будуары княгиня, анфилада бывших личных комнат Феликса Юсупова, где создана историко-фольклорная выставка «Убийство Григория Распутина», и жилые комнаты Ирины и Феликса Юсуповых с воссозданным внутренним убранством и историко-документальной экспозицией «История Юсуповых. |