Геноцид в камбодже: Генсек ООН призвал помнить о жертвах массового террора в Камбодже

Генсек ООН призвал помнить о жертвах массового террора в Камбодже

Международное право

Генеральный секретарь ООН в воскресенье посетил Музей геноцида Туол Сленг в столице Камбоджи Пномпене, где отдал дань памяти жертвам террора красных кхмеров.  

«Страдания, которые испытывали люди в этих стенах, шокируют и ужасают, – сказал Антониу Гутерриш в ходе общения с представителями прессы. – Истории стойкости и выживания вдохновляют. Я благодарю музей за выдающуюся работу по повышению осведомленности общественности об этих зверских преступлениях, направленную на то, чтобы они никогда не повторились».  

Суд и возмездие  

В ходе пресс-конференции в Пномпене глава ООН напомнил о том, что суд привлек к ответственности лидеров красных кхмеров и дал возможность высказаться выжившим жертвам репрессий.   

В 2003 году Генеральная ассамблея одобрила соглашение о создании так называемых «чрезвычайных судебных палат» в рамках существующей судебной системы Камбоджи. В их состав вошли международные и местные судьи и прокуроры. Им поручили вести расследование и судебные процессы над красными кхмерами, которые убили миллионы жителей Камбоджи, включая практически всех представителей технической и творческой интеллигенции. 

В ноябре 2018 года судьи Специального трибунала по Камбодже приняли «исторические» вердикты, признав лидеров красных кхмеров виновными в геноциде. Бывший заместитель секретаря компартии тогдашней Кампучии 92-летний Нуон Чеа и бывший председатель президиума 87-летний Кхиеу Самфан были осуждены за геноцид, совершенный в отношении мусульман народности чам и этнических вьетнамцев в период с апреля 1975 по январь 1977 года.

Н. Селлс

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш отдает дань памяти жертвам режима красных кхмеров в музее геноцида Туол Сленг.

В память о жертвах террора

Музей Туол Сленг был открыт в 1980 году на территории бывшей школы, которая во второй половине семидесятых годов использовалась красными кхмерами в качестве тюрьмы. За эти годы через нее прошли десятки тысяч заключенных.  

Когда в начале 1979 года Пномпень был освобожден вьетнамскими войсками, живыми тюрьме обнаружили лишь семь человек.

«Голоса пострадавших от террора важны как никогда, ведь мы живем во время, когда во всех регионах планеты растет число преступлений на почве ненависти, практикуется дискриминация и преследования инакомыслящих, – отметил Антониу Гутерриш в ходе своего выступления в музее. – Туол Сленг – важное напоминание для всех нас: вот что происходит, когда ненависть становится необузданной, когда людей преследуют, грубо нарушая их права».  

Генеральный секретарь ООН подчеркнул, что человечество сможет заложить основы благополучного будущего только в том случае, если научится распознавать первые тревожные признаки геноцида и других преступлений против человечности.   

  • Камбоджа
  • Туол Сленг
  • Антониу Гутерриш

Чемпионы по геноциду: краткая, но поучительная история кампучийских красных кхмеров

Истории

Французский Индокитай приказал долго жить в 1954 году: чтобы соблюсти международные договоренности, Франция ушла с индокитайского полуострова, а на карте мира возникли новые самостоятельные государства — Лаос, Камбоджа и два Вьетнама. После этого на полуострове начались интересные времена, в эпоху которых, как известно, не пожелаешь жить и врагу.

Вьетнам и Лаос в последующие годы отличились всемерно, но все-таки пальму первенства заслуженно получила Камбоджа, она же Кампучия, — за заслуги красных кхмеров и месье Пол Пота лично. Ни один другой режим за всю человеческую историю, видимо, не уничтожил в столь сжатые сроки столько своего населения: за четыре года правления Пол Пот истребил каждого седьмого камбоджийца. И ни один другой режим мира не был столь алогичен и столь явно ненормален.

Брат номер один

На самом деле его звали не Пол Пот: будущего сотрясателя страны звали Салот Сар, и, как у многих диктаторов, его происхождение темно и запутанно. По одной из версий, он был племянником царедворца и чуть ли не королевских кровей. Сам он любил описывать тяготы своего нищего крестьянского детства под гнетом проклятых империалистов.

Но правы, вероятнее всего, основные биографы Пол Пота — австралийский исследователь Бен Кирнан и американский историк Дэвид Чендлер, которые, тщательно изучив достоверные факты родословной нашего героя, сочли, что на самом деле он принадлежал к зажиточной полусельской, получиновничьей семье, причем его сестры — родная и двоюродная — были придворными танцовщицами и королевскими наложницами.

Надо отдать биографам должное: они занимались поистине детективной работой, так как Пол Пот настолько избегал всякой публичности, что первый год его правления фактически никто в Кампучии, не говоря уже о внешнем мире, не знал, кто скрывается под титулом «Брат номер один», — он ухитрился захватить страну инкогнито.

Прозвище Пол Пот, взятое им за десять лет до того, по свидетельству некоторых уцелевших бывших соратников, было сокращением от французского politique potentielle («политика возможного») и являлось одной из форм термина «вождь» или «предводитель». Лишь на втором году правления Пол Пота нечеткий фотоснимок, попавший в западную печать, позволил установить, что палачом Камбоджи стал добродетельный и скромный школьный учитель Салот Сар, которого опознали его бывшие соратники по Коммунистической партии Индокитая.

Исходя из предпосылки, что любое зверство человека есть результат пережитых им в детстве потрясений, историки ужасно хотели найти свидетельства того, что Пол Пот — невинная жертва обстоятельств, игрушка в руках судьбы, превратившей доброго мальчика в страшного монстра.

Но все выжившие знакомые и родные Пол Пота хором уверяли, что он был милым и тихим ребенком, которого любили родные, который получил весьма приличное образование на государственную стипендию и который меньше всего на свете походил на несчастное оборванное дитя третьего мира. Да, во французском колледже его заставляли говорить по-французски и играть на скрипке, но следов других империалистических истязаний в жизни Пол Пота обнаружить не удалось.

В 1947 году будущий диктатор уехал учиться в Париж, стал там убежденным антизападником, вступил в Коммунистическую партию Франции и даже напечатал пару статей об угнетенности рабочих, но по-прежнему оставался ровным, доброжелательным и приятным в общении юношей без особых амбиций и талантов. Вернувшись домой, он стал активно сотрудничать с местными коммунистами, работая в то же время учителем в лицее, — до тех пор, пока в стране не развернулась полномасштабная война.

Гражданская война в Камбодже

В 1954 году, после освобождения от французского протектората, Камбоджа получила статус нейтральной страны с более или менее конституционной монархией.

К власти пришел законный наследник, принц Сианук, выбранный государственным советом из числа возможных претендентов, коих при таком изобилии наложниц во дворцах всегда хватало. Принц не был коммунистом, но имел, надо признаться, весьма схожие с коммунистами убеждения.

Он хотел всячески дружить с Китаем, помогать Северному, просоветскому, Вьетнаму сражаться с Южным, империалистическим. Заодно Камбоджа разорвала дипотношения с главными империалистами мира — США, после того как американцы немножко пошастали за их границу, выясняя отношения с вьетконговцами (так они называли боевые отряды южновьетнамских коммунистов, которые, сотрудничая с войсками Северного Вьетнама, все же соблюдали определенную автономность).

Американцы извинились и категорически запретили своим солдатам даже приближаться к камбоджийским границам. Взамен принц Сианук широким жестом разрешил вьетконговцам и войскам Северного Вьетнама проходить по камбоджийским территориям и устраивать там базы. О чем принц Сианук думал в тот момент, неизвестно, так как даже пятиклассник мог бы предсказать дальнейшее развитие событий.

Какое-то время коммунисты Вьетнама играли в игру «я в домике». Они атаковали южновьетнамские войска, после чего убегали в Камбоджу, на границе которой их преследователи были вынуждены останавливаться и жалобно глядеть на веселые дымки над очагами вьетконговских баз. Надо сказать, что местное население не было в восторге от бегающих по их стране вьетнамских солдат. Кроме того, им очень не нравилось, что Сианук считал возможным посылать своих солдат отбирать у крестьян зерно (точнее, насильно выкупать его за копейки).

Неудивительно, что собственное коммунистическое подполье Камбоджи стало пользоваться огромной поддержкой начинавших голодать крестьян. Самая крупная из таких группировок называлась «Красные кхмеры», и руководил ею милый школьный учитель по кличке Пол Пот. Да, он так и не стал ярким лидером и гением, за которым пошли бы серьезные зрелые революционеры, зато умел хорошо работать с детьми.

Под свое крыло Пот, как и положено учителю, принимал юношество: в красные кхмеры набирали крестьянских подростков 11–12 лет, а сам вождь неоднократно говорил, что для блага Кампучии надо было бы убить всех, кто старше четырнадцати, так как только новое поколение способно создать идеальную страну.

Народные восстания и террористические вылазки красных кхмеров заставили принца Сианука немного очнуться и оценить положение дел во вверенных ему землях. А в стране шла — будем называть вещи своими именами — гражданская война. Красные кхмеры брали под контроль поселения и совершали налеты на правительственные организации. Вьетконговцы чувствовали себя как дома и брали что хотели, в том числе угоняли крестьян воевать в своих рядах. Крестьяне бежали в города, начинался голод… И тогда принц Сианук кинулся за помощью к США.

Отношения между странами были спешно восстановлены, Штаты провели бомбардировку районов, в которых находились вьетконговские и северовьетнамские базы. Но просить американцев о помощи в гражданской войне официально Сианук все же не решился: мешали политические убеждения. Тогда принца быстро свергли его министры во главе с премьер-министром Лон Нолом, который потребовал от северных вьетнамцев в 72 часа вывести войска с территории Камбоджи.

Северные вьетнамцы высказались примерно в том духе, что а не пошел бы ты, любезный, топиться в Меконге. Тогда Лон Нол воззвал к американцам. В 1970 году рано поседевший президент Ричард Никсон, которого дома и так уже рвали на куски пацифисты, совершил еще один крайне непопулярный шаг и приказал провести наземную операцию в Камбодже.

Два месяца американцы и южные вьетнамцы вышибали из Камбоджи северных вьетнамцев и вьетконговцев — надо сказать, весьма и весьма успешно. Но Штаты, которые сами уже были на пороге бунтов в связи с колоссальным антивоенным движением в стране, вынуждены были вывести свои войска.

После ухода американцев на полуострове закипела уже совсем полноценная гражданская война с участием правительственных войск, армии красных кхмеров (уже подчинивших себе некоторые области), других антиправительственных группировок, южных и северных вьетнамцев. Камбоджа до сих пор возглавляет печальный список «Самые заминированные страны мира»: джунгли и рисовые поля тут все еще напичканы страшными ловушками, которые стороны подкидывали друг другу в те годы.

Правда, совсем уж масштабных сражений не наблюдалось, скорее имела место быть партизанская война всех со всеми. И в 1975 году в этой войне выиграли красные кхмеры. Перебив несколько десятков тысяч солдат и чиновников, 17 апреля они захватили столицу Пномпень, объявили о создании нового государства, Демократической Кампучии, и принялись жить-поживать.

Вьетнамцев они ненавидели так страстно, что в конце концов вступили в войну с объединившимся к тому времени Вьетнамом, проиграли ее и были изгнаны обратно в джунгли. Таким образом, красные кхмеры продержались у власти четыре года, успев, однако, оставить серьезную заявку в борьбе за звание самого кровавого режима всех времен. Подробнее на этих четырех годах мы остановимся в следующей главе.

Но вот что интересно. Красные кхмеры не нравились никому, потому что они были совершенно спятившей кучей жестоких бойцов. Беженцы, которым посчастливилось уползти из Демократической Кампучии, хором рассказывали чудовищные вещи о воцарившихся в стране порядках: о массовых казнях, младенческих трупах вдоль дорог, страшном голоде и фанатизме властей…

Еще меньше ООН и странам НАТО нравился тот факт, что просоветский Вьетнам после падения кхмеров фактически прирос еще одной провинцией, и в результате положение СССР в южноазиатском регионе опасно укрепилось, перекосив чашу на весах геополитической гармонии. Поэтому в ООН крайне аккуратничали с признанием деяний коммунистов-полпотовцев геноцидом, в отличие от Советского Союза, где любой октябренок в школе слушал про «страшного дядьку Палпота».

А вот сегодня коммунисты и националисты, ностальгирующие по СССР, любят оправдывать красных кхмеров, ругая при этом американцев, которые в свое время тоже немало потрудились, чтобы этих красных кхмеров хоть немного оправдать.

Праздник послушания

17 апреля, заняв Пномпень и другие крупные города, запустив на их улицы тысячи малолетних дикарей с автоматами, красные кхмеры сообщили горожанам, что отныне все они поголовно становятся «буржуями» и «испытуемыми», поражаются в правах и должны покинуть города в 24 часа вместе с детьми и стариками.

С этого дня их называли «людьми апреля», потому что, пока все хорошие ребята делали революцию, эти «предатели» и «империалистические наймиты» отсиживались в городах и пили кровь трудового народа. На самом деле в городах к тому времени большая часть жителей была крестьянами, бежавшими туда от войны, но в глазах красных кхмеров они вовсе не были классово близкими.

Падение Пномпеня. 1975 год

«Людям апреля» под страхом казни было велено построиться в колонны, и в сопровождении тяжеловооруженных подростков два с половиной миллиона человек — треть всех жителей страны — поползли по своему крестному пути.

Надо отдать должное невозмутимости Пол Пота: вместе с прочими «людьми апреля» в путь тронулись и члены его семьи, в том числе родные старшего брата, в доме которого Пот фактически и вырос. Сам брат умер в дороге, его жену забили до смерти, но в живых осталась сестра диктатора, которая в дальнейшем и смогла поведать миру эту историю. Впрочем, никто из семейства тогда и вообразить себе не мог, что безликий вождь, отправивший их на гибель, — это их милый братишка Салот Сар.

Чтобы понять энергичность, с которой строилась новая Кампучия, нужно знать, что вообще-то это небольшая и не слишком многолюдная страна. В 1975 году ее население составляло от 8 до 8,5 млн человек. За четыре года Пол Пот сотоварищи изничтожили как минимум седьмую часть камбоджийцев (по самым осторожным расчетам, обычно называется цифра в два раза большая).

Программа по развитию Демократической Кампучии, созданная правительством красных кхмеров, сохранилась, ибо была напечатана в единственной оставшейся в стране газете «Революция», которая издавалась раз в десять дней и была предназначена для высших партийцев, имевших несчастье быть грамотными, — для остального населения ее зачитывали по радио. Документ этот в высшей степени увлекателен и содержит массу удивительных сведений.

Вот, например, отрывок из главы о культурном развитии:

«Отринув буржуазную, чуждую ему культуру, победивший народ проводит досуг в прослушивании революционных стихов и песен, а также в легком изучении политики и культуры».

А таковы были планы роста благосостояния кампучийского народа:

«В 1977 году будут выдаваться каждому два сладких кушанья в неделю.

В 1978-м — одно сладкое кушанье каждый второй день.

В 1979-м сладкие блюда будут выдавать каждому ежедневно».

Глава об импорте начинается словами:

«Мы будем импортировать болты, гайки и более сложную технику…»

Туол-Сленг

Никакой документации по казненным, умершим от голода и болезней людям красные кхмеры не вели по вполне уважительной причине: большинство из них не умели ни читать, ни писать.

Тела погибших просто запихивали в ямы или вываливали в лесу, так что помимо мин земля Камбоджи усеяна еще и скелетами. Единственное место, где узников хоть как-то пытались регистрировать, — это пномпеньская тюрьма S-21, расположенная на холме Туол-Сленг, чье название красноречиво переводится как «ядовитый холм».

Так как города стояли пустыми и находились там только революционеры и члены их семей, то неудивительно, что в Туол-Сленге истребляли в основном «предателей» из собственных рядов. В тюремном архиве обнаружили множество фотографий заключенных и их «признательные письма».

Большинство из содержавшихся здесь — это подростки-кхмеры. Известно, что минимум половина примерно из 20 тысяч узников, попавших сюда за четыре года, были убиты после жестоких пыток. Сейчас в этом месте находится Музей геноцида.

Впрочем, и язык, которым была написана программа, и упоминание в ней сладких блюд далеко не случайны. Как уже говорилось, практически все красные кхмеры были детьми. Средний возраст бойцов составлял 14 лет, и эти крестьянские дети, выросшие во время войны, не имели вообще никакого понятия об устройстве жизни на Земле.

С таким материалом работать было удобно: дети и подростки не боялись смерти, не задавались сложными вопросами, не страдали излишней цивилизованностью и свято верили всему, что говорили их вожди. Они прекрасно умели обращаться с автоматами, гораздо хуже — с мотыгами, а читать, писать и думать не умели вовсе, но это как раз было плюсом.

Потому именно такие бравые солдаты и нужны были Пол Поту, или, как его стали называть, «Брату номер один» (остальные члены правительства были братьями под другими номерами, вплоть до «брата номер восемь»).

Города стояли пустынными и страшными памятниками самим себе. «Людей апреля» направляли в сельские и лесные районы, где они под надзором кхмеров обустраивали лагеря, расчищали лес, разминировали своими телами поля и принимались воплощать главный план партии, имевший название «Мы дадим три тонны риса с каждого гектара!». Рис был страшно нужен Пол Поту.

Его власть быстро признал легитимной Китай, который пообещал обеспечить Кампучию необходимой техникой, прежде всего военной, при наличии, конечно, у товарищей кхмеров валюты. А валюту проще всего выменивать на рис, который сам фактически является валютой. Пол Пот никогда в жизни не занимался сельским хозяйством. Его ближайшие соратники тоже не были большими спецами в рисоводстве.

Откуда они взяли эту цифру — три тонны с гектара, — сказать сложно. Сейчас с современной техникой и удобрениями гибридные сорта могут принести и больше десяти тонн, но в 1970-х, когда зеленая революция только начиналась, полторы тонны с гектара были отличным результатом. Как указывалось в «Революции», «три тонны риса с гектара станут блестящим свидетельством коллективной революционной воли народа». Они и стали.

Так как спор с высшими начальниками считался бунтом и карался немедленной казнью, надзиратели за трудовыми поселениями не писали правдивых рапортов — они слали в центр бодрые отчеты, точно зная, что никаких трех тонн с гектара собрать не сумеют. Спасаясь от закономерного расстрела, они быстро продавали собранный рис китайцам и сбегали из страны, оставляя «апрельских людей» умирать с голоду. Меньше всего, впрочем, Пол Пот беспокоился о «людях апреля»: они все равно подлежали уничтожению.

Мотыгой по очкам

Свадьба красных кхмеров

Едва придя к власти, Пол Пот отменил деньги, религию, частную собственность, длинные женские волосы (как слишком негигиеничные и буржуазные), образование, книги, любовь, семейные обеды, разнообразие в одежде и медицину. Все это было сочтено чуждым истинно кампучийскому духу. И «апрельские люди», и прогрессивные крестьяне и рабочие, и кхмерские солдаты, и члены правительства должны были носить одинаковые черные хлопковые костюмы — брюки и рубашку.

Между мужской и женской одеждой разницы не было. Кормились все сообща за длинными столами, так как Пол Пот лично настаивал, что традиции семейных обедов — это буржуазная церемония, рассадник затхлых мещанских идей. В брак вступали по приказанию начальства, которое и составляло подходящие пары по своему вкусу.

Медиками назначали подростков из числа военных. Так как медикаментов все равно не было, а производить их в Камбодже не умели, то дан был приказ ориентироваться на «давние традиции народной медицины». Конечно, первое время в стране имелись врачи, учителя и даже недобитые инженеры, но интеллигенцию Пол Пот ненавидел с совершенно звериной страстью, ее даже не причисляли к «людям апреля».

Это были официальные враги, которым запрещено было жениться и рожать детей, их использовали на самых тяжелых работах, а тех, кто был слишком слаб или болен, забивали. Тем из врачей, кто все же сумел выжить, категорически запрещено было заниматься лечением. Книги во многих поселениях были под полным запретом. Страшно преследовалось и ношение очков — надеть стеклышки на глаза было равносильно признанию, что ты тайный книгочей, практикующий крамольные мысли.

Убить человека, подозреваемого в том, что он скрывает свою образованность, можно было даже без согласования с начальством. Единственное, что строго запрещалось, так это тратить на такую дрянь ценные патроны, поэтому юные кхмеры должны были учиться проламывать головы мотыгами и дубинками.

Детей в возрасте 5–6 лет забирали у родителей и отправляли в отдельные детские поселения, где они учились сельскому труду, боевым действиям в условиях джунглей и революционным речевкам. В 11 лет их призывали в армию.

Красные кхмеры еще с нами?

Как ни странно, но нашлось немало камбоджийцев, которых вполне устраивало такое положение дел. Легко жить, когда не надо ни о чем задумываться, тяжкая ноша свободы выбора снята с твоих плеч, а ты знай расчищай тростник да пой про священную ненависть трудящихся…

Так что когда вьетнамцы изгнали Пол Пота с красными кхмерами с большей части Камбоджи, заперев их в глухих горных районах, не меньше ста тысяч крестьян ушли следом. Почти двадцать лет кхмеры не сдавались. Кампучия, опять ставшая Камбоджей, давно жила в любви и дружбе с большинством своих врагов, США постепенно интегрировали ее в мировую экономику, на трон сел увлекающийся балетом потомок Сианука, политические партии стали сменять друг друга у руля, а красные кхмеры все маршировали у костров с речевками и совершали боевые вылазки на территорию рабов империализма…

Противостояние длилось до 1998 года, когда больной и старый Пол Пот окончательно выпустил из рук бразды правления. Красные кхмеры сами арестовали своего бывшего лидера и судили — правда, присудили всего лишь к домашнему аресту. Но значения это уже не имело, так как 16 апреля 1998 Пол Пот умер.

За несколько месяцев до смерти он успел дать интервью для гонконгского журнала Far Eastern Economic Review, где сказал, что «все, что он делал, он делал из любви и жалости к людям», и категорически отказался признать вину в геноциде своего народа, напирая на то, что все это выдумки врагов. После его смерти организация кхмеров рассыпалась окончательно. Бывших красных кхмеров, кроме совсем уж одиозных персонажей, особо не преследуют, некоторые из них сегодня даже занимают вполне высокие государственные посты.

По негласному общественному договору, пожалуй, всех жителей Кампучии решено не устраивать шумных процессов над таким еще недавним и болезненным прошлым.

Фото: Getty Images

Использованы материалы Maximonline.ru

Матвей Вологжанин


Теги

  • политика
  • история

Геноцид в Камбодже — Техасский консультативный комитет по Холокосту, геноциду и антисемитизму

Всего за несколько лет в 1970-х годах виновники геноцида в Камбодже убили до 3 миллионов своих соотечественников и причинили невообразимые страдания огромному количеству других. Члены «красных кхмеров», радикального политического режима, стоящего за террором, ссылались на сомнительное оправдание своих преступлений, утверждая, что такие действия в конечном итоге улучшат качество жизни обычных людей за счет создания более эгалитарного общества при коммунистическом правлении.

Это якобы утопическое занятие причинило камбоджийскому народу болезненные страдания.Наследие 0003, которое они все еще пытаются преодолеть.

История Камбоджи не всегда была так погрязла в зверствах. На самом деле, в течение долгого времени посетители отмечали, что их положительно впечатлило то, что регион обещает богатый образ жизни своим жителям, известным как кхмеры. С 9 по 15 века Кхмерская империя располагалась в Камбодже и правила большей частью Юго-Восточной Азии. Его столица Ангкор может похвастаться населением более одного миллиона жителей, что на протяжении сотен лет делает его крупнейшим городом в мире. Ангкор хвастался репутацией процветающего города, но в конце концов был разграблен в 15 веке, и это событие положило начало лишениям поколений. Испанцы и португальцы вскоре предприняли попытки миссионерства и колонизации региона. К 1800-м годам регион Камбоджа был вовлечен в борьбу за власть между соседними Сиамом и Вьетнамом. Французы вошли в середине века, и вскоре возникла колониальная система.

Хотя французское вторжение никогда не было геноцидом, оно было для народа Камбоджи лишь еще одним маркером их недавнего исторического упадка. Японское вторжение во время Второй мировой войны привело к ослаблению французских сил в Камбодже и к приходу к власти камбоджийского короля Сианука, чье правление началось в 1941. Сиануку в значительной степени приписывают подстрекательство крестьян к успешному восстанию против французов после войны, в результате чего Камбоджа стала независимым государством в 1955 году.

Независимость Камбоджи укрепила оптимизм среди ее граждан. Однако это настроение вскоре было умерено вспыхнувшей в 1962 году вьетнамской войной. Будучи преисполнены решимости остановить распространение коммунизма, Соединенные Штаты предоставили огромные суммы экономической помощи Камбодже и бомбили коммунистические базы на ее восточной границе. Тем не менее Сианук надеялся защитить камбоджийцев, поддерживая строгий нейтралитет. Когда он подписал договор о дружбе с вьетнамскими коммунистами, Соединенные Штаты прекратили свою военную и экономическую помощь, нанеся ущерб экономике Камбоджи. Такой поворот событий помог поднять известность красных кхмеров, радикальной коммунистической группы, которая считала правящую монархию слишком умеренной. Однако члены «красных кхмеров» были не единственными политическими игроками на подъеме. В 19В 70 г. камбоджийская монархия была свергнута, когда к власти пришел один из ее министров. Лон Нол стремился восстановить поддержку Америки, но добился лишь частичного успеха. В то время как Соединенные Штаты приветствовали возвращение режима в свою сферу влияния, растущие антивоенные протесты все больше ограничивали возможности Вашингтона. В соответствии с доктриной Никсона администрация снова оказала Камбодже военную и экономическую помощь, но, что примечательно, по-прежнему не отправила дополнительных американских солдат для отражения вьетнамских коммунистов. Ситуация на Востоке обострялась. с 19С 70 по 1973 год на Камбоджу падали американские бомбы общим весом в сотни тысяч тонн, зачастую уничтожая не только коммунистические цели, но и беспомощных мирных жителей.

Когда страна была ослаблена и, несомненно, неспособна защитить свой народ, Камбоджа погрузилась в хаос. Красные кхмеры воспользовались возможностью захватить власть, штурмовав город Пномпень в апреле 1975 года.

Правление красных кхмеров немедленно и намеренно изменило жизнь Камбоджи, объявив «Нулевой год», начиная с которого жизнь должна полностью измениться. Пол Пот, бывший школьный учитель и диктатор во главе недавно переименованной «Демократической Кампучии», проводил политику геноцида, в ходе которой огромное количество камбоджийцев переселялось, порабощалось, пыталось и убивалось. Получив контроль, красные кхмеры эвакуировали город Пномпень, переместив три миллиона мирных жителей в сельские поля страны. Людей заставляли работать долгие часы изнурительного рабского труда и почти ничего не ели. Недоедание и медицинское пренебрежение были свирепствующими. Когда их труд не соответствовал производственным целям, мужчин, женщин и детей избивали. То, что стало известно как «Поля смерти», где груды разлагающихся тел устилали землю, печально известно как свидетельство геноцида.

Извращение знакомых институтов помогло поддержать политику геноцида режима. Вероятно, самым печально известным примером является то, что одна средняя школа была преобразована в тюрьму S-21, где до 20 тысяч заключенных под пытками заставили написать признания в преступлениях, которых они никогда не совершали. С помощью этой уловки преступники могли поддерживать некоторую иллюзию того, что их практика массовых казней оправдана.

Тот факт, что в Камбодже больше не было денежной системы или рынка для международной торговли, еще больше мешал ее разрушенной войной экономике и усиливал общий тон отчаяния. Но проблемы людей распространялись не только на тяжелые экономические обстоятельства, но и на все стороны жизни. Режим был яростно националистическим и ксенофобским. Особенно после их истории иностранного вмешательства камбоджийцы могут считаться оправданными за то, что питают такие чувства. Однако красные кхмеры довели это настроение до фанатизма. Тоталитарный характер нового правительства означал, что камбоджийцы должны были прежде всего быть лояльными государству, идеал, который по замыслу работал на разрыв семейных уз.

Само понятие личного свободного выбора систематически демонизировалось режимом, который также осуждал как предательство любую лояльность к более традиционным властям. Прежде всего среди них был давний неотъемлемый компонент камбоджийской культуры, буддизм. Лишенные древней буддийской мудрости преодоления трудностей, камбоджийцы теперь были еще хуже приспособлены к выживанию.

Отбросив традиции на второй план, красные кхмеры все же приобрели реакционный характер, по крайней мере, в той мере, в какой они посредством пропаганды отдавали предпочтение аграрному образу жизни, характерному для ранней кхмерской империи. Камбоджа учили, что только приняв простую жизнь фермера, Камбоджа сможет вернуть свое украденное величие. Режим считал важным возвысить выходцев из сельских общин, или «старых людей», над бывшими городскими «новыми людьми», которых он считал бесполезными. Поскольку крестьянский образ жизни поддерживался как новый идеал практически для всех, урбанистичность и ученость активно пренебрегали, часто до абсурда.

В конце концов, простого акта ношения очков было достаточно, чтобы отметить камбоджийца как интеллектуала и, следовательно, как врага режима, заслуживающего смерти. Красные кхмеры также нацелились на убийство потенциальных политических соперников, но не остановились на этом. Само количество казней свидетельствует о широко распространенной политике виктимизации и террора. И хотя государство якобы было коммунистическим, появились новые классовые различия, когда даже маленькие дети партийных лидеров занимали руководящие должности. Хотя многие другие дети пострадали и погибли от рук красных кхмеров, партийная линия, по крайней мере в принципе, учила, что дети морально превосходят большинство своих старших из-за прошлых связей последних с коррумпированным капитализмом и религией. В этом отношении камбоджийский геноцид представлял собой организованное нападение на память цивилизации.

К 1979 году, когда Вьетнам вторгся в Камбоджу, от пятой до трети населения Камбоджи было убито красными кхмерами, подавляющее большинство выживших после геноцида были травмированы и функционально неграмотны, а регион был в руинах. Под эгидой Вьетнама Камбоджа на десятилетие стала Народной Республикой Кампучия, пока Вьетнам не вышел из нее в 1989 году. В течение 1980-х годов красные кхмеры продолжали доминировать почти на половине территории Камбоджи, а в 1993 году они были ужасно близки к тому, чтобы получить контроль над всей страны.Парижские мирные соглашения начала 1990-е годы восстановили камбоджийскую монархию при принце Сиануке, но этот сознательный шаг к нормальной жизни не смог скрыть раны нации, которая все еще явно находилась в кризисе. Международная помощь Камбодже составила более половины годового бюджета страны. Огромные кратеры можно было увидеть разбросанными по земле, которая оставалась одной из самых слаборазвитых в мире — той самой земле, чья цивилизация была одной из самых развитых в мире несколькими веками ранее.

Смерть Пол Пота и капитуляция последнего из солдат красных кхмеров произошли только на рубеже веков, и только в 2006 году началось официальное уголовное преследование по факту геноцида. Начато четыре дела против старших командиров, в том числе начальника тюрьмы С-21. Сейчас, спустя почти четыре десятилетия после зверства, дела все еще передаются в суд в искренней, хотя и запоздалой попытке воспитать хоть какое-то чувство справедливости.

скачать PDF-версию для печати

«Но у меня была мудрость моей матери. У меня была надежда, и мне повезло, что я пережил один из самых страшных кошмаров двадцатого века.»

— Сичан Сив, переживший геноцид в Камбодже | Бывший посол США в ООН | Бывший комиссар THGAAC

Камбоджийский геноцид | Описание и факты

Камбоджа: черепа жертв красных кхмеров

Посмотреть все СМИ

Дата:
1976 — 1978
Местонахождение:
Камбоджа

См. весь связанный контент →

Камбоджийский геноцид , систематическое убийство до трех миллионов человек в Камбодже с 1976 по 1978 год, совершенное правительством красных кхмеров под руководством Пол Пота.

Сразу после Второй мировой войны американцы и французы вели войны против коммунизма в Корее и Вьетнаме соответственно. Камбоджа стала независимой в 1953, когда Французский Индокитай рухнул под натиском коммунистической армии Вьетминя Хо Ши Мина. Конституционная монархия Камбоджи под руководством принца Сианука оставалась нейтральной во время войны во Вьетнаме, пока он не был свергнут в 1970 году в результате переворота, поддержанного американцами. Вынужденный искать убежища в Пекине, он стал номинальным главой коммунистических повстанцев «красных кхмеров», делу которых в значительной степени способствовала бомбардировка Камбоджи Соединенными Штатами в попытке подавить активность партизан. Гражданская война в Камбодже закончилась в 1975 году, когда столица Пномпень была захвачена красными кхмерами.

Новый режим начал уничтожать свидетельства западного влияния, опустошая города и насильно перегоняя городское население в сельскую местность для участия в безнадежно неадекватных сельскохозяйственных проектах. Когда начались голод и болезни, одни только эти действия привели бы к серьезной гуманитарной катастрофе.

Красные кхмеры также преследовали и убивали меньшинства, особенно этнических китайцев, в больших количествах. Другими мишенями были мусульмане чам и все, кого можно было хотя бы отдаленно назвать «интеллектуалами», в том числе все, кто носил очки или говорил на иностранном языке. Тюрьма Туол Сленг стала центром массовых убийств, и там были сельские участки, называемые Полями смерти, что также является названием 1984 фильм, который привлек внимание всего мира к бедственному положению жертв красных кхмеров, где было казнено огромное количество людей. Когда сотни тысяч камбоджийцев бежали в Таиланд, геноцид усилился. К ноябрю 1978 года, когда Вьетнам вторгся и положил конец бесчинствам красных кхмеров, по меньшей мере 1,25 миллиона и целых 3 миллиона камбоджийцев погибли в результате действий красных кхмеров; Население Камбоджи составляло 7,5 миллиона человек.

В 1979 году, после поражения красных кхмеров от рук вьетнамских войск, Пол Пот, фактический лидер движения, бежал в джунгли на границе Камбоджи с Таиландом, где он притворялся, что возглавляет законное правительство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *