Гибель туристов на маршруте 30: Гибель туристов в 1975 году на маршруте 30 в горах в Адыгее на Кавказе советских туристов

Содержание

о трагедии на «тридцатом» маршруте в 1975 году — Risk.ru


Туризм в советские годы – пожалуй, лучшая идея оздоровления нации и расширения кругозора. Недешевые путевки в горы разбирались почти мгновенно: мальчишки и девчонки всех возрастов с гитарами и палатками отправлялись в разные уголки страны, но никто и подумать не мог, что на любимом многими маршруте «Через горы к морю» в одночасье могут погибнуть десятки людей…

Трагедия, произошедшая в 1975 году на всесоюзном туристском маршруте №30, была как гром среди ясного неба – с несложным маршрутом «тридцатки» по хоженым с середины 30-х годов тропам справлялись даже дети. Однако в сентябре злополучного года из пятидесяти туристов выжила только половина. Не столько поразила общественность гибель совсем еще молодых ребят, сколько нелицеприятные обстоятельства случившегося.
Наиболее полная картина стала известна благодаря рассказам Ивана Васильевича Бормотова – человека, который как начальник спасательного отряда лично принимал участие в спасработах на маршруте.

Глава «Ошибка инструктора» из его книги «В горах Адыгеи» стала своего рода летописью тех трагических событий, а полученные в рамках проекта «Блогер под рюкзаком» у Ивана Васильевича новые подробности позволили посмотреть на ситуацию более широко.

Фото с сайта СВ-Астур

Так что же случилось?
9 сентября вышедшая на ключевую часть маршрута плановая группа туристов из пятидесяти человек как будто сразу попала под влияние злого рока. Неприятности начались с отъезда основного инструктора трех групп Алексея Агеева – будучи учителем, он возвращался в школу к новому учебному году, оставив своих подопечных двум помощникам, студентам Алексею Сафонову и Ольге Ковалёвой.
«Это проблема, с которой мы постоянно сталкивались, – поясняет Иван Васильевич, – Инструкторов всегда не хватало. Бывали случаи, когда в тренировочный поход один инструктор вел сразу четыре группы. Особенно остро проблема стояла в конце сезона, т.е. в сентябре. Студенты все увольнялись, а местных инструкторов просто не было.

Некоторые инструктора приходили работать только на один круг. Круг – это проводка одной группы на море и возвращение на головную базу. Иногда круговорот инструкторов на турбазе достигал до 300 человек за сезон. И все равно их не хватало. Это, в основном, профессия молодых и профессия сезонная».
Разделив почти пятьдесят человек между собой на две подгруппы, Ольга и Алексей вышли по новому варианту маршрута, предложенного в том же году: Гузерипль – долина реки Белой – приют Тепляк – восточный альпийский склон горы Гузерипль.
На месте первой ночевки по привычке, подхваченной во время пребывания на турбазах, участники похода сразу нарушили режим, решив устроить театрализованный вечер с представлениями и песнями до полуночи. Поздний отбой не способствовал раннему подъему, а небо с утра уже заволокло тяжелыми тучами, начал моросить мелкий дождь. Потеряв несколько драгоценных часов на сборы, группа все же продолжила маршрут, растянувшись длинной цепочкой вдоль восточных склонов горы Гузерипль.


Фото с сайта СВ-Астур

Никто не обратил внимания на побелевшие склоны хребта Каменное Море, горы Оштен и верхушки Гузерипль, не прислушался к запаху снега в воздухе – верному признаку надвигающегося урагана. А тем временем порывы ветра усиливались, дождь сменила снежная крупа, видимость резко ухудшилась.
Ольга и Алексей пытались собрать растянувшихся туристов, и чем дольше они ждали, тем хуже стало видно отстающих. Начали нервничать, советоваться с группой, что делать дальше: вернуться на приют «Тепляк» или пробиваться по тропе вперед на приют «Фищт». Неуверенность молодых инструкторов сразу же передалась остальным участникам.

Долгие обсуждения привели к неизбежному – мнения разделились. Разыгравшаяся пурга провоцировала туристов спорить на повышенных тонах, в группе появились альтернативные лидеры, решительность которых перетягивала на свою сторону поддавшихся панике товарищей. Пока одни уговаривали остальных повернуть назад, другие уже молча направлялись в только им ведомом направлении – свежую тропу, которой не было и года, быстро заносило снегом…
«В советский период те люди, которые планировали и разрабатывали туристские маршруты в горах, не были дураками или идиотами, они были очень грамотными и подготовленными специалистами и просчитывали все варианты. Однако участок маршрута, на котором погибла группа, был введен в эксплуатацию только в 1975 году директором турбазы «Кавказ», поэтому этот участок не был подготовлен для прохождения плановых туристских групп. Там не было установлено соответствующей высотной маркировки и не были продуманы аварийные варианты схода с маршрута на случай непогоды», – объясняет спасатель фатальность ошибки туристов, сошедших с тропы.

Напрасно призывали вернуться обратно Ольга и Алексей упрямых «лидеров» – те уже скрылись за завесой пурги и увлекли за собой больше половины группы. Поддавшись банальным инстинктам, беспризорные туристы верили, что лес впереди защитит их от ветра, из веток всегда можно разжечь костер, а в компании сильных и решительных парней, наверняка отслуживших и имеющих необходимые навыки, их шансы выжить значительно возрастут. Однако они не учли того факта, что новоявленные «лидеры» защищали лишь собственные интересы, и никому помогать не собирались.
В слепой неразберихе люди теряли друг друга из виду, замерзая, они начинали отчаянно звать на помощь, метаться и вязнуть в снегу, теряя рассудок от ужаса и отчаяния.
Потеряв тропу, многие скатывались со склона, срывались вниз с уступов, проваливались в балки…
Алексей бросился вперед собирать обезумевшую группу, в то время как Ольга повела остальных обратно, в сторону пастушьего балагана. Едва различая тропу, несмотря не секущий лицо и глаза снег, практически ослепшая она все же довела своих людей до балагана. Алексей же с горсткой группы добрался до края леса, развел костер и велел оставшимся следить за огнём, пока сам ищет уцелевших…
«Если бы я выделил основные причины, приведшие к непоправимым последствиям, то первая – то, что группа шла с неопытными и непрофессиональными проводниками-инструкторами турбазы. Вторая причина – пусть даже эти неопытные инструктора не обладали авторитетом у группы, однако они приняли верное решение при ухудшении погоды: вернуться назад по уже пройденному пути. Главный неверный шаг той группы туристов – это неподчинение приказу инструктора и самостоятельный сход с маршрута в сторону леса. Те, кто не нарушил приказ инструктора и не сошел с тропы, а следовал за инструктором, остались живы.
Главная причина всех бед – это разрыв группы. Если в горах группа распадается, то это практически закономерность всех несчастных случаев в горах, произошедших с туристами», – заключает Иван Васильевич.

А что же «лидеры»? Те добрались до спасительной границы леса, тоже развели костер и молча достали банки с тушенкой – спасать отставших приятелей и замерзающих девчонок они не спешили. Вскоре крики вдали сменились жалобными стонами, а после смолкли вовсе…
Пример трагедии 1975 года во многом стал показательным, обнажив болевые точки безопасности в горах. Допустив ряд серьёзных ошибок, участники маршрута снова и снова подвергали свою жизнь и жизнь своих товарищей опасности. Халатность в начале маршрута, незнание местности и погодных условий, разобщенность группы, неуверенность руководителя, несоответствующая сезону экипировка – всё это слагаемые трагедии. Как, впрочем, и отсутствие квалифицированных инструкторов на постоянной основе, бесперебойной связи и взаимодействия лиц, обеспечивающих функционирование маршрута, а также регулярного контроля туристических троп на предмет наличия маркировки, стоянок, источников воды и т.
д.
«Однако, подобная массовая трагедия на этом маршруте не первая, – с грустью отмечает И.В. Бормотов, – мне рассказывал самый старый работник турбазы Иван Федорович Мируца, что такая трагедия массовой гибели уже была где-то в начале 1960-х годов. На моей памяти на этом маршруте в 80-х годах погибла группа московских спелеологов и группа из города Туапсе в 1986».
И все-таки хочется добавить, что трагично известная группа 1975 года была не единственной на маршруте, оказавшейся в цепких лапах непогоды – во многом благодаря профессиональному опыту, личному мужеству и авторитету инструкторов другие группы сплотились и благополучно добрались до безопасного приюта. Это еще раз подтверждает тот факт, что даже в самых жестких условиях очень многое решает человеческий фактор.

С чего начинается безопасность в горах? С картинки в методичке или с личной ответственности туриста за себя и свою команду? Со здравого смысла, с доверия собственному ощущению или со следования распоряжениям руководителя? Со знания, как действовать в случае беды, или с умения её предотвратить? Спорить можно до хрипоты, но одно остается непреклонным – горы, которые не прощают ошибок.

Жива ли «тридцатка» сегодня? Что изменилось с тех пор? Ждите в следующей серии. А за проектом можно следить во всех социальных сетях по хэштегу #блогерподрюкзаком

блогерподрюкзаком, тридцатка, адыгея, трагедия 1975, Горный туризм

История: Как блогеры в поход ходили

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Маршрут № 30 — главная туристическая трагедия СССР

Из 53 туристов, которые отправились в через горы к морю, выжил 21 человек. Никакой мистики, лишь человеческая глупость, трусость и жестокость. В гибели туристов не виноваты ни военные, ни инопланетяне. Людей погубили люди.

Маршрут № 30, который проходил через гору Фишт, был запланирован как развлекательное мероприятие. Но к концу «весёлого» путешествия выжила только половина группы. Кто на самом деле виноват в трагедии?


Плановый туризм в СССР

Маршрут № 30 — один из 55 туристических маршрутов, которые разработали в рамках планового туризма. Поход начинается в плато Лаго-Наки, основная часть маршрута пролегает по снежникам Фишта. Климат в горах суровый: даже летом на хребтах лежат глубокие сугробы.

В СССР от обычного такой туризм отличался составом участников. Как правило, через горы к морю идут подготовленные люди. При плановом советском туризме сложные подъёмы и тропинки стали доступны всем.

Нет, людей не бросали на произвол судьбы. Туристов доставляли на автобусах до точки сбора — большого лагеря. Несколько дней с путешественниками работали инструкторы. Туристам рассказывали о том, чего нельзя делать в горах. Показывали, как пользоваться ножами и верёвками. Трагедия на маршруте № 30 продемонстрировала, что плановые туристы слушали наставников невнимательно.

Трагедия тридцатого маршрута: предвестники бури

В последний день стоянки в лагере люди легли поздно. В результате утренний выход задержался на несколько часов. На тропинке туристов встретил дождь. Чем выше поднимались, тем больше холодало. С неба посыпалась снежная крупа. Молодые инструкторы — студенты университетов — не обратили внимания на непогоду.

Цель первого перехода — добраться до приюта «Фишт». Несмотря на то, что группа вышла девятого сентября, на склонах уже лежал снег. Туристам запрещалось отходить от группы. Зазеваешься, сделаешь неверный шаг — уйдёшь по пояс в сугроб.

По дороге к приюту «Фишт»

Дождь и мелкий снег вдруг сменились метелью. Видимость снизилась до трёх метров. Стало ясно, что группа попала в бурю, предвестников которой инструкторы не заметили. Перед туристами встал вопрос о дальнейших действиях. Было два варианта: вернуться назад или пробираться к «Фишту». Несколько ребят — неформальных лидеров — придумали альтернативу. Они предложили спуститься по склону в лес и там укрыться от непогоды.

Неуверенность инструкторов окончательно подорвала их авторитет в глазах новичков. Туристы повернули к спуску. И тут начался настоящий кошмар: люди увязали в снегу, спотыкались, кричали, просили о помощи. Парням, которые инициировали спуск, удалось добраться до поляны и развести костёр. Крики товарищей о помощи они игнорировали. Мужчины вскрыли консервы и прижались у костра поближе друг к другу.

Гибель туристов в 1975 году

Молодой инструктор Ольга Ковалёва смогла собрать людей, которые не рискнули спускаться в лес. Их она отвела в пастуший балаган — относительно безопасное место. Другой инструктор — Александр Сафронов — перехватывал туристов на склоне. Свою группу он также привёл на безопасную поляну.

Сафронов велел людям развести костёр и следить за огнём. Мужчин, у которых ещё оставались силы, он попросил помочь ему в поисках потерявшихся. Однако за инструктором никто не пошёл. Люди не захотели покинуть тёплого убежища.

Когда Сафронов пришёл обратно с несколькими обессилившими девушками, огонь уже потух. Замёрзшие туристы за дровами идти отказались. Инструктору в буквальном смысле пришлось силой заставить туристов сдвинуться с места.

Жертвы трагедии 1975 года

Люди, которых бросили на склоне в снегу, были приговорены к мучительной смерти. Женщина по имени Дина, звавшая на помощь тех самых неформальных лидеров, смогла продержаться ночь.

Два других туриста — Светлана и Михаил — также не дождались помощи. Девушка без тёплой одежды и еды смогла соорудить небольшой шалаш из веток и выкопать в снегу тоннель. Не замёрзла, потому что всё время шла. Через три дня её обнаружил спасательный вертолёт. Её напарник решил найти рюкзак с тёплыми вещами, но заблудился. Впоследствии он оступился и упал в глубокую пропасть.


Спасательная операция

Сафронов неоднократно просил туристов, отогревшихся возле костра, помочь товарищам. Никто не хотел покидать тёплого укрытия. За ночь, которую инструктор провёл в поисках пострадавших, Сафронов получил обморожение. Его коллега Ковалёва временно потеряла зрение из-за повреждения роговицы снежной крупой.

источник

Автомобиль – Введение – Факты о травмах

Введение

Жизнь во многом изменилась из-за пандемии COVID-19 в 2020 году. 2020 г. Одним из компонентов этого увеличения стала смертность в результате дорожно-транспортных происшествий. Дороги стали менее безопасными в 2020 году по разным причинам, в том числе из-за увеличения числа смертей пассажиров без ремней безопасности, превышения скорости и аварий со смертельным исходом в состоянии алкогольного опьянения. После трех последовательных лет снижения смертность увеличилась на 8,3%; В 2020 году в автокатастрофах погибло 42 338 человек по сравнению с 39.,107 в 2019 году.

Однако даже при таком всплеске смертей в период с 1913 по 2020 год количество смертей на 10 000 зарегистрированных транспортных средств снизилось на 95%, с 33 до 1,53 соответственно. В 1913 году было зарегистрировано всего 1,3 миллиона транспортных средств, а на дорогах погибло 4200 человек. В 2020 году было зарегистрировано 276 миллионов транспортных средств, на дорогах погибло 42 338 человек.

В 2020 году по сравнению с 2019 годом пробег уменьшился на 11%, количество зарегистрированных транспортных средств уменьшилось на 0,2%, а население выросло на 0,4%. В результате смертность от пробега увеличилась на 21,7%, смертность от транспортных средств увеличилась на 8,5%, а смертность населения подскочила на 7,9%.%.

В 2020 году в результате дорожно-транспортных происшествий было получено 4,8 миллиона травм, полученных за медицинской помощью, а общие затраты на травмы в результате дорожно-транспортных происшествий оцениваются в 473,2 миллиарда долларов. Затраты включают потери в заработной плате и производительности, медицинские расходы, административные расходы, ущерб, нанесенный автотранспортным средствам, и расходы работодателя.

Deaths 42,338
Medically consulted injuries 4. 8 million
Cost $473.2 billion
Motor-vehicle mileage 2,904 billion
Зарегистрированные автомобили в США 276 миллионов
Лицензированные водители в США 228 million
Death rate per 100 million vehicle miles 1.46
Death rate per 10,000 registered vehicles 1.53
Death rate per 100,000 population 12.85

Severity Deaths or injuries Аварии Водители (транспортные средства) вовлечены
Всего автотранспортных средств (смертей в течение 1 года) 42 339 39 000 Medically consulted injury 4,800,000 3,400,000 6,100,000
Property damage (including unreported) and non-disabling injury 7,900,000 13,600,000
Total  – 11,300,000 19 800 000

Серьезность Смерть или травмы Аварийные аварии водителей (транспортные средства) участвовали
Драфик (смерть в течение 30 дней) 38,824 35,766 53,890
53,890
53,890
1,593 000 2 841 000
Ущерб имущество, сообщенное в полиции 3 622 000 6,231 000
5 251 000 9 126 000