Храм Христа Спасителя. Главный кафедральный собор глазами инженера
Часть экскурсии проходит на улице. Пожалуйста, одевайтесь тепло, надевайте удобную обувь.
Храм Христа Спасителя — один из главных символов России, свидетель ее сложной и интересной истории. Храм задумывался как памятник победе в Отечественной войне 1812 года, переносился с далекой московской окраины в центр города, был разрушен и восстановлен из пепла. На экскурсии вы посмотрите на главный кафедральный собор Русской православной церкви с инженерной, искусствоведческой, исторической и религиозной точек зрения.
На экскурсии вы увидите:
-
один из самых больших живописных куполов мира;
-
22000 кв.м. росписи, из которых 9000 покрыты сусальным золотом;
-
центр города с самой высокой точки Москвы XIX века.
На экскурсии вы узнаете:
-
почему храм начали строить на Воробьевых горах, а перенесли на Волхонку;
-
как мог бы выглядеть храм в соответствии с другими проектами;
-
как в XIX веке штукатурили и расписывали стены, создавали бронзовые скульптуры, отапливали большие помещения и золотили купола;
-
в чем особенность крестово-купольных храмов с архитектурной и инженерной точек зрения;
-
как должен был выглядеть Дворец Советов и почему он не был построен.
Продолжительность: 1,5 часа.
Где начинаем: м. «Кропоткинская», у вестибюля метро в начале Гоголевского бульвара.
Где заканчиваем: на выходе из Храма Христа Спасителя.
Организационные моменты:
-
Вы узнаете нашего гида по белой табличке с надписью «Москва глазами инженера».
-
Часть экскурсии проходит на улице. Пожалуйста, одевайтесь по погоде, надевайте удобную обувь.
-
Фото- и видеосъемка внутри храма запрещены, фотографировать можно только на смотровой площадке.
-
При посещении храма необходимо соблюдать дресс-код: для женщин — юбка и платок (или другой головной убор), для мужчин — длинные брюки и отсутствие головного убора. В теплое время года у посетителей должны быть закрыты плечи и ноги ниже колен. Если у вас нет юбки, платка или длинных брюк, их можно взять напрокат в экскурсионном бюро храма.
-
Просим вас соблюдать масочный режим.
-
Для комфортной слышимости в условиях соблюдения социальной дистанции гид будет использовать громкоговоритель.
Заказать частную экскурсию
Вы компания или школа? Или частный клиент? Оставьте заявку, и наш консультант перезвонит Вам для подбора экскурсии на специальных условиях.
ОтправитьВсе экскурсии по теме
Городок художников на Масловке. Экскурсия по «московскому Монмартру» с посещением мастерских
2 часа 15 минут 18+
Архитектурные экскурсии
#Эклектика #Инфраструктура города
Подробнее…
Подробнее…
Как устроен особняк на Поварской. Экскурсия в Центральный Дом Литераторов
1,5 часа 14+
Экскурсия по музею
#Эклектика #Модерн
Подробнее. ..
Подробнее…
Архитектурный квиз «АРХмагеддон»
3 12+
Квизы
Мероприятия онлайн
#Эклектика #Авангард #Модернизм #Современная архитектура #Инфраструктура города
Подробнее…
Подробнее…
Дом — энциклопедия стилей. Экскурсия в особняк Стахеева на Басманной
2 часа14+
Экскурсия по музею
#Эклектика #Модерн #Особняки
Подробнее…
Подробнее…
Искусство жить в Москве. Экскурсия в отель «Националь»
1.5 14+
Внутри зданий
#Эклектика #Модерн
Подробнее…
Подробнее…
Керамика на фасадах. Москва глазами художников
2 часа 12+
Архитектурные экскурсии
#Эклектика #Модерн
Подробнее…
Подробнее…
Полифония модерна. Экскурсия по корпусам Плехановки
2,5 часа14+
Экскурсии внутри зданий
#Эклектика #Модерн #Модернизм
Подробнее…
Подробнее…
Романтические замки архитектора Валентина Дубовского. Часть I. Арбат
2 часа 20 минут 14+
Пешеходные экскурсии
#Эклектика #Модерн
Подробнее. ..
Подробнее…
Наши гарантии
- 100% проверенные гиды и экскурсии
- Безопасные платежи онлайн
- Поддержка с 10.00 до 20.00 каждый день по телефону
Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве — протопресвитер Владимир Марков
протопресвитер Владимир Марков
Скачатьepub fb2 pdf Оригинал: pdf27Мб
История построения Храма Христа СпасителяПервоначальное место Храма и первая его закладкаНовый план Храма Христа СпасителяДругое место построения ХрамаВторая закладка ХрамаВозведение стен ХрамаГорельефыКупола и крыша ХрамаОблицовка наружных стенУстройство отопленияШтукатурка и облицовка внутренних стенОбщий характер здания ХрамаГлавный иконостасНижний коридор ХрамаЖивопись на своде главного куполаПояс главного куполаПаруса ХрамаНишиКлиросные образаСв. иконы главного иконостасаЖивопись внутри главного алтаряПриделы на хорах ХрамаЮжный приделСеверный приделЗападная стена хор ХрамаБронзовые работыКолокольни и фонариОсвящение ХрамаОписание Храма Христа Спасителя имеет несколько изданий. В хронологическом порядке напечатанные их известны следующие:
Издание Комиссии по устройству в Москве народных чтений. Храм Христа Спасителя в Москве. Чтение для народа, составленное членом Комиссии A.Н. Львовым. Москва. 1881 г. Извлечено из печатных и письменных документов, имеющихся в Комиссии для построения в Москве Храма Христа Спасителя. 47 страниц в четверть листа.
Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве. Составил, по поручению Высочайше утвержденной Комиссии для построения Храма, на основании имеющихся документов, правитель ее канцелярии М. Мостовский. 1883 г. В пол-листа, 199 страниц и в приложении СХХІІІ стр., с восьмью фототипическими снимками и с планами: главного алтаря, трапезы, нижнего коридора и хор Храма.
История Храма Христа Спасителя в Москве. Составил, по поручению Комиссии для построения Храма правитель ее канцелярии M.С. Мостовский. Издание четвертое, дополненное описанием главного коридора Храма, как исторического памятника Отечественной войны 1812 г. Москва, 1891 г.
Таким образом, со времени первого издания описания Xрaма Христа Спасителя прошло уже тридцать три года, и последнее издание было сделано тому назад двадцать три года. Составители означенных описаний Храма давно скончались. Все эти издания уже не существуют в продаже и составляют теперь библиографическую редкость, если не считать небольшой брошюры покойного прот. М.И. Соболева, изданной им в 1911 г. В ней главным образом излагаются порядки Богослужения в Храме после его освящения.
Между тем интерес к ознакомлению с этим обетным памятником Отечественной войны 1812 г.·, представляющим величественное и редкое по искусству сооружение, никогда не ослабеет; а теперь, после торжественно отпразднованного воспоминания об исполнившемся столетии великого исторического события, вызвавшего его создание, особенно возбужден. В виду всего этого нельзя не признать благовременным снова издать описание Xрaмa Христа Спасителя, если не по первоисточникам, которые все уже исчерпаны в сделанных ранее описаниях,
Прот. Влад. Марков.
Источник: Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве : [Ист. очерк] / Прот. В.С. Марков. — Москва : Рус. печ., 1914. — 73 с.
Ангелы и артиллерия: храм новой национальной идентичности России | Россия
Ангелы парят над артиллерией, религиозные образы украшены автоматами Калашникова, а Дева Мария принимает позу, напоминающую советский плакат времен Второй мировой войны. Образы внутри огромного Собора Вооруженных Сил России сочетают в себе милитаризм, патриотизм и православное христианство, создавая захватывающий дух и весьма противоречивый эффект.
В часе езды от Москвы собор имеет металлический фасад цвета хаки, увенчанный золотыми куполами и крестами высотой 95 метров (312 футов). Внутри находится самое большое количество мозаики из всех церквей в мире, многие из которых изображают сражения из русской истории и, в частности, Второй мировой войны.
За два десятилетия Владимира Путина во главе России победа Советского Союза в Великой Отечественной войне, как здесь до сих пор называют Вторую мировую войну, постепенно стала основным строительным элементом новой российской национальной идентичности. Теперь у победы в войне есть своя религиозная святыня, и когда будущие историки оглядываются на путинскую эпоху, они вполне могут решить, что этот собор является ее определяющим сооружением.
Военнослужащий на службе в соборе. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСССоветские боевые медали изображены в витражах на потолке, а мозаики изображают различные ключевые сражения. В размеры закодированы символические числа — например, диаметр главного купола составляет 19,45 метра. Трофейное оружие и танки, захваченные у вермахта, были переплавлены и использованы при создании металлических полов собора.
«Подумай об этом, входя в собор. Когда вы идете по этажам, вы символически наносите удар фашистскому врагу», — сказал гид туристической группе пожилых женщин в платках, когда они вошли в здание в начале этого месяца.
Собор был детищем министра обороны России Сергея Шойгу, а открытие изначально планировалось к 75-летию Победы над фашистами, в мае. В итоге из-за пандемии коронавируса торжественное открытие отложили до июня. Шойгу, Путин и патриарх Московский Кирилл присутствовали на открытии 22 июня, в годовщину нападения нацистов на Советский Союз в 1941 году.
Артисты, одетые в военную форму советских времен, танцуют перед собором. Фотография: Сергей Ильницкий/EPA«Только народ, любящий Бога, мог построить такой грандиозный собор», — сказал епископ Клинский Стефан, который возглавляет отдел Русской православной церкви по взаимодействию с армией и регулярно проводит службы в соборе, где он является уполномоченным патриарха.
59-летний епископ, который был офицером советских и российских войск противоракетной обороны, прежде чем стать священником, защищал использование советских символов, говоря, что в соборе изображены «все эпохи нашего государства, Святой Руси» и Было бы неправильно упускать из виду Вторую мировую войну, учитывая, сколько советских солдат были религиозны.
Но образ оказался спорным. «Для многих священников, которые были молодыми в 1970-х и 1980-х годах и лично столкнулись с репрессивной советской машиной, направленной против церкви, они находятся в шоке и не могут прийти в себя», — сказал Сергей Чапнин, религиовед в Москва. «Это не совсем православный собор, это собор нашей новой постсоветской гражданской религии», — добавил он.
В витражах собора видны советские серп и молот. Фото: Михаил Метцель/ТАССНекоторые незначительные изменения были внесены после первоначального протеста в начале этого года, в первую очередь удаление мозаики о захвате Кремлем Крыма в 2014 году, на которой были изображения Путина и Шойгу.
«Это было желание нашего президента, который настолько скромен, что считал неправильным, что его изображение на мозаике, убрать ее», — сказал Стефан. На мозаике, описывающей крымские события, теперь нет Путина, но есть печально известные «зеленые человечки» — российский спецназ без знаков различия, руководивший аннексией полуострова и чье присутствие в Крыму изначально отрицалось Кремлем.
В большой мозаике, посвященной советской и российской армиям времен Второй мировой войны, два ангела смотрят вниз на группу солдат с современным оружием, а также есть список памятных конфликтов, заканчивающийся словами «принуждение Грузии к миру» в 2008 г., «возвращение Крыма» в 2014 г. и «борьба с международным терроризмом» в Сирии. Есть место для будущих конфликтов, которые будут добавлены.
Русские православные христиане зажигают свечи возле мозаики, изображающей недавние конфликты. Фотография: Максим Шипенков/EPAНа панели также перечислены две русские войны в Чечне, а также советские военные интервенции для подавления венгерской революции в 1956 году и Пражской весны в 1968 году, а также советское вторжение в Афганистан. На вопрос, действительно ли церковь хотела предположить, что все эти вмешательства были священными, Стефан сказал, что было бы неправильно сосредотачиваться на конкретных конфликтах.
«Мы не говорим о геополитической подоплеке в какое-то конкретное время, мы говорим о том, что наши вооруженные силы имеют священную помощь свыше, от Бога и от небесных святых. Вот что такое собор».
Российский военный оркестр марширует перед собором во время военно-музыкального фестиваля в сентябре. Фото: Михаил Светлов/Getty ImagesСобор расположен в парке Патриот, «военном Диснейленде», открытом Путиным пять лет назад. Три года назад Шойгу был среди 5000 зрителей, наблюдавших в парке реконструкцию штурма Рейхстага в 1945 году с участием танков, самолетов и гигантской модели берлинского здания парламента.
С открытием собора возможностей для семейного отдыха стало еще больше. Около 20 000 посетителей в день посещали собор в последние выходные, и даже во вторник днем на этой неделе в соборе находились сотни людей, многие из которых отправлялись на экскурсии.
Танцоры и музыканты оркестра десантников выступают на военно-музыкальном фестивале в сентябре. Фото: Михаил Светлов/Getty ImagesПо периметру собора в виде подковы длиной в милю расположен помпезный интерактивный музей под названием «1418 шагов к победе» — по одному шагу за каждый день советских военных действий — который открылся в то же время. как собор. Во многих комнатах есть воссозданные в стиле компьютерных игр эпизоды войны, разыгрываемые на огромных экранах, а в некоторых также есть элементы температуры и «запаха». Дети могут сфотографироваться с манекеном сдающегося нацистского солдата, а в сувенирном магазине продаются пазлы, сувенирные кружки и игрушечные ракетницы.
Вид с воздуха на собор. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАССНо хотя музеев войны в России предостаточно, собор представляет собой нечто совершенно новое, демонстрирующее квазирелигиозный подтекст того, как в России вспоминают о войне.
Дмитрий, 28-летний алтарник, работающий в соборе, утверждал, что военные и религиозные образы на его мозаиках не только не раздражают, но и идеально сочетаются друг с другом: «На войне наши солдаты приняли себя, чтобы мы могли быть свободными и независимыми. Только русские способны пожертвовать собой ради спасения человечества, как это сделал Иисус».
Россия: Главный Собор Вооруженных Сил, удачный синкретизм
Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945), а также «великим ратным подвигам русского народа во всех войн» главный собор Вооруженных Сил России (Храм Воскресения Христова) был возведен примерно в 60 километрах от Москвы, на территории Патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации, более известного как парк «Патриот». . Собор был построен менее чем за 600 дней на пожертвования и общественные средства, выделенные государством и Московской областью.
Все символично: строительство собора было завершено 9 мая 2020 г., освящение собора Патриархом Кириллом состоялось 14 июня 2020 г. в рамках празднования 75-летия Победы и торжественное открытие Президентом России 22 июня, День памяти и скорби (в память о нападении нацистов на СССР в 1941 году).
Диаметр главного барабана 19,45 м, что символизирует год окончания войны. Диаметр центрального купола составляет 22,43 м, что соответствует времени капитуляции Германии 8 мая (22:43). Высота колокольни составляет 75 м, что соответствует 75 годам, прошедшим с момента открытия собора. Размер небольшого купола составляет 14,18 м, что соответствует 1418 дням и ночам, которые длилась война.
Фасады собора покрыты металлическим покрытием, придающим ему хаки-зеленый вид; арки застеклены и инкрустированы боевыми медалями, а стены украшены фресками, напоминающими батальные сцены из военной истории и библейских текстов. Оружие и танки, захваченные у вермахта, были переплавлены и изготовлены из металлических полов.
Мозаика «Образ Божией Матери-Заступницы Руси в Великой Отечественной войне» настораживает: ожидаем увидеть заказ «Родина зовет тебя» ( Родина-Мать зовиот ) своим видом и жестом руки напоминает Советский.
«Штурм Кенигсберга; Освобождение стран Восточной Европы; Битва за Берлин; Капитуляция фашистской Германии; Поражение милитаристской Японии».
Мозаики иллюстрируют различные военные эпизоды. Над вооруженными солдатами парят исторические фигуры, святые или ангелы, времена сталкиваются, и все сражения вызываются. Эта мозаика, изображающая победу в Великой Отечественной войне, была предметом споров, связанных с первоначальным присутствием Сталина в качестве Верховного главнокомандующего: для некоторых она имела бы свое место, поскольку он принимал решения, которые привели к победе. Однако Архиерейский Синод Русской Православной Церкви проект осудил и Сталина сняли.
Слева «1783: бескровное присоединение Крыма» ; справа «2014 год: бескровное воссоединение Крыма» . Первоначально на этой мозаике должны были появиться В. Путин и С. Чойгу, под их ролью в «возвращении» Крыма России. Столкнувшись с этим другим противоречием, президент счел бы преждевременным воздавать должное, которое, возможно, должны выразить будущие поколения. Некоторые говорят, с другой стороны, различить в правой части мозаики воспоминание о знаменитых «зеленых человечках», бойцах спецподразделений без знаков различия, которые способствовали аннексии Крыма и чье присутствие затем отрицалось Кремлем. .
Одна из мозаик напоминает советскую и российскую армии с 1945 года, оснащенные современным вооружением. Длинный список увековеченных конфликтов, в том числе самые последние: «конфликт в Нагорном Карабахе, война в Югославии, вооруженные конфликты в Абхазии, Таджикистане и Приднестровье, первая и вторая чеченские войны, принуждение к миру в Грузии, борьба с международный терроризм в Сирии, воссоединение с Крымом». Также упоминается советская интервенция в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968 г.) и советского вторжения в Афганистан. В конце списка еще есть место для будущих конфликтов.
Расположенный в Кубинке парк «Патриот» был открыт в 2015 году В. Путиным. Занимая более 5000 га, он объединяет различные музеи (авиации, бронетехники, артиллерии), спортивные сооружения, площадки для вооружения и военной техники (ежегодно проводится выставка «Армия») и др. Как площадка для воспитания патриотизма , его можно рассматривать как тематический парк, где приветствуются семьи и школьники. В июне 2020 года также был открыт музей Chemin de la Mémoire — 1418 шагов к победе. Это подковообразная дорожка, которая вьется вокруг собора на протяжении 1,5 км.
Каждый из этих 1418 шагов олицетворяет военные действия Советского Союза. Здесь ставится задача воссоздать с помощью новейших технологий основные эпизоды Великой Отечественной войны.
«За полный разгром немецких захватчиков! Смерть немецким оккупантам!» № (Отрывки из речи Сталина во время парада на Красной площади 7 ноября 1941 г.). В музее также есть «галерея памяти», в которой представлены десятки миллионов фотографий ветеранов войны.
Выполняемые одновременно проекты Собора и Музея неразрывно связаны и дополняют друг друга. Их концепция вызвала довольно сильную критику, в основном по двум пунктам: сочетание военных и религиозных образов, с одной стороны, и советских и святых образов, с другой. Некоторым представителям духовенства, знавшим, в частности, советские годы, трудно слышать, что многие советские солдаты были бы религиозными (sic) и что, как таковое, использование советских символов в соборе, который намеревается воплотить допустимы все эпохи Святой Руси (sic).