Год крещения руси 988: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Крещение Руси – кратко самое главное и дата дня крещения князем Владимиром

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 2978.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 2978.

Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Язычество Древней Руси

Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества.
Самыми значимыми в Древней Руси были:

По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.

Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов, так называемый пантеон богов.

Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.

Поиск новой религии

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии.
Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Крещение Руси

Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:

  • Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.
  • Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.
  • Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.
  • Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.

Перуна подвергли “наказанию”: бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли).

Значение и результаты крещения Руси

Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.

Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.

Что мы узнали?

К концу X века в Киевской Руси сложились все предпосылки для принятия общегосударственной религии. В 988 г. состоялось крещение Руси по византийскому образцу. Влияние крещения Руси на дальнейшую историю России трудно переоценить. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 2978.


А какая ваша оценка?

МИД Украины связал крещение Руси со вступлением в ЕС — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 8 марта
EUR ЦБ: 80,55 (+0,31) Инвестиции, 07 мар, 16:13 Курс доллара на 8 марта
USD ЦБ: 75,46 (-0,02) Инвестиции, 07 мар, 16:13

На всей территории Украины объявили воздушную тревогу Политика, 03:46

WSJ узнала, что ЦРУ предупреждало ФРГ о подготовке теракта на Nord Stream Политика, 03:43

Разведка США сочла Россию «крупнейшей киберугрозой» для страны Политика, 03:04

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

В Грузии на КПП Верхний Ларс образовалась пробка в сторону России Общество, 02:47

Глава ФБР предупредил о «шпионящим через TikTok» китайском правительстве Политика, 02:33

ОАЭ разрешили семьям получать многократную туристическую визу на 5 лет Общество, 02:19

NYT узнал о блокировке Пентагоном передачи в Гаагу материалов по России Политика, 01:58

Нетворкинг: как заводить полезные знакомства

За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов

Прокачать навык

Reuters узнал о планах Австралии купить у США пять атомных подлодок Политика, 01:43

Посол в США заявил о нежелании России быть «джунглями» в руках Запада Политика, 01:32

Госдеп заявил о «вдохновленном Кремлем» грузинском законе об иноагентах Политика, 01:10

Умер раскритикованный Хрущевым художник-авангардист Борис Жутовский Общество, 01:08

«Бавария» выбила ПСЖ с Месси из плей-офф Лиги чемпионов Спорт, 00:56

Зеленский поддержал протесты в Грузии и пожелал «демократического успеха» Политика, 00:39

Мишустин сыграл на рояле мелодию из «Юноны и Авось» Политика, 00:12

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Стремление вступить в Евросоюз закреплено в Конституции Украины с 2019 года, в июне 2022 года Киев стал официальным кандидатом на присоединение к ЕС

Фото: Валентин Огиренко / Reuters

Князь Владимир во время крещения Руси в 988 году решил, что Киеву нужно вступить в Европейский союз, сообщило на своей странице в «Твиттере» Министерство иностранных дел Украины.

«Украина и Европа всегда были друзьями. В 988 году князь Владимир обратил Киевскую Русь в христианство и решил, что нам нужно вступить в ЕС. Мы сегодня стоим за эту идею и защищаем Европу от российской жестокости», — говорится в сообщении ведомства.

adv.rbc.ru

Киев не раз заявлял о желании Украины стать членом ЕС, стремление присоединиться к Евросоюзу и НАТО закреплено в Конституции страны с 2019 года.

adv.rbc.ru

В конце 2013 года отказ бывшего президента Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации Украины с ЕС привело к массовым протестам, а позже к смене власти на Украине. Соглашение в итоге было подписано новым правительством Украины в марте 2014 года. В июне 2022 года Брюссель предоставил Киеву официальный статус кандидата на вступление в ЕС.

Президент России Владимир Путин заявлял, что Москва никогда не была против вступления Украины в ЕС, но не хотела «военного освоения» украинской территории. Он неоднократно заявлял о рисках для России в случае вступления Украины в НАТО, в том числе говорил об этом перед началом российской военной операции.

Крещение Владимира I — WikiSummaries

  • Последнее обновление 11 ноября 2022 г. византийский мир.

    Краткое изложение события

    В 1988 году Русская Православная ЦерковьПравославная Церковь в России отметила тысячелетие со дня своего основания. Ранние источники сообщают, что Владимир, великий князь Киевской Руси, был крещен восточным христианином в 9 г. 88, а затем заставил своих подданных креститься в Днепре. Безусловно, христианство проникло в русское общество гораздо раньше. Русские церковники настаивают на том, что святой Андрей посетил Россию в первом веке, и это событие используется летописцами, чтобы показать апостольское происхождение русского православия. В действительности он, вероятно, никогда не забирался дальше Крыма.[kw]Крещение Владимира I (988 г.)[kw]Владимир I, Крещение (988 г.)Владимира IХристианство;Киевская РусьКиевская Русь;ХристианствоРоссия;988: Крещение Владимира I[1340 ]Правительство и политика;988: Крещение Владимира I[1340]Религия;988: Крещение Владимира I[1340]Владимир IАнна, княгиня Византийской империиВасилий II (958-1025)ИгорьОльга, святительСвятослав I

    Христианская церковь св. Илии существовала в Киеве во времена В правление Игоря Игорь и члены его военной свиты были христианами, когда Русь подписала договор с Константинополем в 945 году. Вдова Игоря, великая княгиня Ольга, святая, бабушка Владимира, даже была крещена христианкой в ​​византийской столице десять лет спустя, хотя языческая вера оставалась религией ее Киевского государства. Было известно, что ряд купцов в Киеве также были христианами, но христианство получило официальный статус только при Владимире.

    Родившийся в Киеве около 956 года, Владимир был сыном Малуши (Малфрида), бывшей домработницы его бабушки Ольги, и Святослава ISСвятослава I, великого князя Киевской Руси. Когда последний умер в 972 г., между сыновьями — Ярополком, Олегом и Владимиром — вспыхнули междоусобицы за престолонаследие великокняжеского престола. С войсками викингов появился Владимир и как великий князь заключил новый союз Новгорода и Киева. Для поддержания этой империи требовались общие религиозные узы.

    г. В начале своего царствования Владимир подумывал о принятии нового языческого культа для объединения царства, связывания подвластного и правителя. Он уже создал языческий пантеон богов, используя региональные культы в сочетании с государственным культом Перуна, бога грома и молнии. Он пришел к выводу, что языческий культ может иметь ограниченное применение в международных делах и что современная религия лучше всего способствовала бы территориальной экспансии. Русы были окружены приверженцами новых религий: хазарыхазары приняли иудаизм в IX веке, волжские булгарыБулгары избрали ислам в начале X века, среди поляков, венгров и других восточноевропейцев распространялось латинское христианство.

    Летописцы рассказывают известную историю о посланниках, посланных исследовать различные религии, и о дискуссиях великого князя с каждым из них. Несомненно, есть доля правды в отвращении князя к воздержанию от питья и практике обрезания среди иудеев и мусульман, а также в его особом влечении красоты византийской литургии к красоте римской и его неприязни к исламской литургии. мечети. Тем не менее, кажется, что решающим фактором было установление тесных политических и экономических связей Киева с Константинополем, а также сильное опасение подчинения центральной власти Рима.Религия;Киевская РусьКиевская Русь;религия

    Первые правители России (слева вверху справа внизу): Владимир I, Рюрик, Дмитрий Донской, Михаил Романов, Алексей, Иван Великий, Иван Грозный, Федор III, Ярослав Справедливый.

    (Ф. Р. Ниглуч)

    Был еще один фактор. В январе 988 года Владимир послал телохранителей из шести тысяч воинов-варягов на помощь императору Василию IIВасилию II подавить восстание в его империи. Эта сила была источником знаменитой Варяжской гвардииВаряжская гвардия в Константинополе. Однако, когда Василий колебался в своем обещании отправить свою сестру замуж за Владимира, разгневанный великий князь напал на византийский порт Херсонес (Херсон) в Крыму. Император смилостивился и отправил свою сестру Анну, принцессу Византийской империи, замуж за Владимира в Херсонес с условием, что он станет христианином. Брак как политический инструмент; Византийская империя. за формальное обращение Владимира в христианство в том же году в Херсонесе. Вернувшись в столицу, Владимир приказал протащить статую Перуна по главной улице Киева и бросить через водопад в реку Днепр. Население было повелено к реке для собственного крещения, и такое же повеление было послано во все города Киевского царства.

    Решение Владимира о православной вере означало принятие целой культуры, насыщенной художественной традицией иконописи, архитектуры византийского стиля, монашества, религиозного образования, правовых принципов и других моделей мышления. Стоит отметить, что в наследии Византийской империи отсутствовала одна черта, а именно интерес к теологическим спекуляциям. Некоторые современные авторитеты утверждают, что Владимир и Киевская Русь были настолько очарованы красотой православия, что изменение доктринальных формулировок считалось вмешательством в совершенство. Другой современный анализ утверждает, что русские на самом деле были не столько обращены в христианство, сколько наложили неглубокий лоск христианства на языческую основу.

    Вопрос о том, насколько сам Владимир изменился в результате обращения в религию, остается спорным. Летописцы часто упоминают о его еженедельных пирах, на которых он приглашал свою свиту и других отобедать при дворе, а слуги раздавали еду беднякам на улицах. Обратите внимание также на его вновь обретенное отвращение к смертной казни и прекращение его гарема. Он продолжал проявлять мало сдержанности в войне, позволяя своим солдатам грабить по своему желанию, хотя это было обычным обычаем того времени.

    Некоторые западные элементы присутствуют в религиозной политике Владимира, например, введение им десятины для поддержки его планов строительства собора. Владимир дал Церкви широкую хартию иммунитета от гражданского права и разрешил собственной юрисдикции Церкви включать не только нравственные и богослужебные дела, но и семейные споры и наследства. Такие вопросы больше соответствовали западной, чем греческой практике.

    xlink:href=»Киев_Рус.tif»

    alt-version=»no»

    position=»float»

    xlink:type=»simple»/>

    Русские церковники восприняли две центральные черты византийских традиций: сакраментально-мистический элемент христианства, который лучше всего выражался в почитании икон; и платонический идеал, который подчеркивал Дух как реальность. Это последнее было проиллюстрировано силой монашества в России. В обеих традициях литургия приобрела большое значение с ее иконами, песнопениями и общим духом не от мира сего. Подобно византийскому кесарю, Владимир также взял на себя роль церковного лидера в Киевской Руси.

    Византийские традиции иногда смешивались с русскими языческими традициями, в том числе Культом Матери-Земли: Параскевы, когда почитались посевы, реки и леса, когда человек терялся в природе. Эти традиции включали русолки, или истории о женских духах, и склонность к поклонению предкам, проявляющуюся в постоянном использовании отчества. Остались и другие языческие обычаи, такие как битье ладошками, украшение пасхальных яиц и культ Деда Мороза. Подобное смешение христианских и языческих практик имело место и в ранней Римской церкви. Язычество; Киевская Русь

    Значение

    Русские опровергают выдвигаемые иногда на Западе обвинения в том, что они не были обращены в христианство до Владимира, потому что были слишком дикими, варварскими и неграмотными. Факты свидетельствуют о существовании в Смоленске письменности гораздо более раннего периода. Ученые также обратили внимание на сложный торговый договор между русами и византийцами в 907 году, который, должно быть, содержал сложные формулировки. Дохристианские художественные традиции сохранялись даже в эпоху Андрея Рублева в начале XV века. Объемные светские граффити и деловые дискуссии на стенах храмов Святой Софии в Киеве и в Новгороде начала XI века свидетельствуют о том, что общество того времени не было бесхитростно в этом жанре. Одним словом, решение Владимира стать христианином не положило начало русской цивилизации.

    Дополнительная литература
    • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Cross, Samuel Hazard, and Olgerd P. Sherbowitz-Wetzor, eds. и транс. Русская Первая Летопись . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 1953. Содержит Лаврентьевскую летопись, основную летопись эпохи Владимира.
    • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Герцог, Пол. История России: Средневековье, Новое, Новое время, около 882-1996 . 3-е изд. Дарем, Северная Каролина: Duke University Press, 19.98. Часть 1 этого исторического исследования знакомит с средневековой Русью и со строительством, а затем с падением Киева (882-1240). Обширная библиография и указатель.
    • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Федотов, Георгий П. Русское религиозное мышление: киевское христианство . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1946. Классическое исследование исторических корней русского православия и его отношений с государством, сделанное писателем, сочетающим ученость с прекрасной прозой.
    • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Феннелл, Джон. История Русской Церкви до 1448 года . New York: Longman, 1995. В этой последней работе уважаемого средневекового ученого подчеркивается степень христианства в Киевской Руси как контекст обращения Владимира.
    • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Франклин, Саймон и Джонатан Шепард. Возникновение Руси: 750-1200 . Нью-Йорк: Longman, 1996. В этой книге исследуется средневековое происхождение и развитие славянских народов Восточной Европы с акцентом на скандинавские, византийские и варварские влияния. Включает важную главу о периоде с 9 в.с 60 по 1015 г. и роль Владимира в расширении и укреплении власти в Киеве. Карты, обширная библиография, список генеалогий и отличный указатель.
    • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Греков Б. А. «Княжение князя Владимира Святославича». В г. Киевская Русь г. . М.: Иностранные языки, 1959. Наиболее известная работа советского ученого о киевской эпохе русской истории. В нем он утверждает, что язычество уступило христианству, потому что первое было племенной религией, тогда как последнее было по существу ориентировано на класс.
    • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Грюнвальд, Константин Де. «Святой Владимир». В Святых Руси . Нью-Йорк: Macmillan, 1960. Краткий, интеллектуальный отчет о жизни Владимира с использованием многих скандинавских источников, в котором подчеркивается связь Владимира со Скандинавией. Утверждается, что обращение киевлян произошло в 990 году.
    • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Лобачев, Валерий и Владимир Превоторов. Тысячелетие русского христианства . М.: Новости-пресс, 1988. Краткий обзор советской точки зрения на вопрос о русском христианстве.
    • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Корпела, Юкка. Князь, святой и апостол: князь Владимир Святославич Киевский, его посмертная жизнь и религиозная легитимация русской великой державы . Висбаден, Германия: Harrassowitz, 2001. В этом гениальном исследовании рассматривается, как Владимира описывали и представляли в России после его смерти. В нем рассматривается, как фигура Владимира в религиозном дискурсе использовалась для поддержки и даже легитимации нескольких правителей России, особенно Ивана Грозного.
    • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Поспеловский Димитрий Васильевич Православная Церковь в истории России . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1998. Включает отдельные главы, посвященные событиям, приведшим к обращению, самому обращению и его политическим последствиям.
    • citation-type=»booksimple»xlink:type=»simple»>Вернадский, Георгий. Киевская Русь . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1948. Стандартный отчет об обращении Владимира, сделанный уважаемым ученым, чьи рассуждения о великом князе до сих пор не оспаривались.

    Рубрики: История

    Крещение Руси-Украины 988 | Украинская Греко-Католическая Церковь

    Святые Владимир и Ольга. Вышитая икона о. Дмитрий Блажевский До царствования князя Владимира христианство не имело официального статуса на Руси, хотя киевские князья, начиная с Аскольда, либо сами обращались в христианство, либо относились к христианской вере терпимо. Под 944 годом, во время правления князя Игоря (912–945), в летописях упоминается Ильинская церковь на Подоле в Киеве. Жена Игоря, княгиня Ольга (945–969) крестился в Константинополе около 957 г. и впоследствии поддерживал тесные контакты с германским императором Оттоном I, пригласив немецких миссионеров во главе с епископом Адальбертом посетить Русь около 959 г.

    Однако решающим шагом для будущего и идентичности Церкви на восточнославянских землях стало принятие христианства восточного обряда в качестве государственной религии в 988 году, в правление внука князей Игоря и Ольги, Владимира Великого. (978–1015).

    Хотя Летопись Нестора сообщает, что князь отправил послов к представителям разных религий и в итоге принял христианство, это решение не было случайным. Кроме религиозных соображений, важную роль в принятии христианства сыграла политическая и культурная целесообразность такого шага, поскольку христианство играло ключевую роль в тогдашней цивилизованной части мира. Принятие христианства обеспечило нравственный авторитет князя Владимира и его государства, придав ему легитимный статус среди других народов и правителей и тем самым изменив их отношение к Руси. Крещение восточных славян, живших в то время в составе Киевского государства, способствовало быстрому распространению письменной культуры. Стержневыми ядрами этой письменной культуры были монастыри, где переписывались книги с целью укоренения христианства на территории Руси.

    Приезд в Киев митрополита из Константинополя положил начало истории Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата. В то же время эта церковная и юрисдикционная зависимость не мешала Киеву поддерживать связь с Римско-Апостольским Престолом и латинским Западом.

    Для великого князя Владимира формальное крещение Руси не было самоцелью. Изменив свой образ жизни (в юности он был горд и властен, вел безрассудную и кроваво-тираническую жизнь), он стал заниматься формальным просвещением масс. Он строил храмы, поддерживал литературные ремесла, основывал библиотеки и поддерживал школы.

    Преемником Владимира на киевском престоле и его религиозным последователем был Борис, князь ростовский. Борис и его брат Глеб были убиты в 1015 году их старшим сводным братом Святополком, впоследствии прозванным Окаянным, который хотел захватить престол.

    Убитые братья были первыми официально канонизированными украинскими (руськими) святыми.

    Киевская митрополия переживала золотой век во время правления другого сына Владимира, Ярослава Мудрого (1019–1054), когда «христианская вера стала умножаться и распространяться». Князь инициировал строительство величественных киевских монастырей и церквей, завершил строительство Софийского собора, начатое его отцом. Укрепляя государство изнутри путем развития образования и науки и кодификации законов на основе христианских принципов, Ярослав Мудрый установил дипломатические отношения со многими европейскими странами. Чтобы усилить свое влияние на иерархическую структуру Церкви и способствовать большей независимости Митрополии от Константинополя, в 1051 году он инициировал избрание Илариона (уроженца этой области) митрополитом Киевским.

    Картина «Крещение Руси». Художник Вячеслав Назарук

    После смерти митрополита Илариона духовная жизнь сосредоточилась в руках украинского основоположника устава монашеской общины Феодосия Печерского, игумена и строителя Киево-Печерской Лавры, основанной св. Энтони. Стремясь привести монашескую жизнь в соответствие с восточными церковными традициями, Феодосий ввел строгий устав монастыря святого Феодора Студита. Монахи писали летописи, писали иконы и вели диспуты по важнейшим религиозным — и отчасти политическим вопросам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *