история и традиции праздника. Почему святой князь Владимир решил крестить Русь?: Общество: Россия: Lenta.ru
28 июля православные верующие в России отмечают День крещения Руси — дату, когда христианство было принято в качестве официальной государственной религии. Вокруг этого события до сих пор ведутся споры и дискуссии: начиная с того, с какого года стоит вести отсчет истории христианства на Руси, и заканчивая самим процессом крещения. «Лента.ру» постаралась разобраться в тонкостях праздника.
История христианства на Руси до прихода князя Владимира к власти
Принятие христианства на Руси прочно связано с именем князя Владимира, называемого церковью святым равноапостольным. Однако, по словам некоторых историков и религиоведов, эта конфессия пользовалась популярностью у славян еще до его прихода.
Главный специалист департамента науки и образования Российского военно-исторического общества (РВИО) Анастасия Климова отмечает, что одну из первых известных христианских общин основал в Киеве еще в середине IX века патриарх Фотий, который в 867 году заметил у восточных славян большой интерес к христианской проповеди. Правда, его попытка обращения киевлян в правоверных христиан удалась только наполовину, так как вскоре в Киев пришел князь Олег, чья верность язычеству содействовала возвращению религиозных предпочтений народа к своим истокам.
О существовании христианства до официального крещения Руси говорит и религиовед Анна Карасева. Она приводит три доказательства.
- До прихода князя Владимира к власти в Киеве уже стояла церковь Илии Пророка, в которой дружинники Владимира и других князей присягали после завершения торговых сделок с Византией.
- В IX-X веках славяне начали массово отказываться от трупосожжения и переходить на трупоположение — христианский погребальный обряд.
- Среди погребальной утвари археологи нашли много украшений в виде крестов.
Ильинская церковь в Киеве (XVII-XVIII век). Построена на месте древней церкви Святого Илии
Фото: Виктор Онищенко / Фотобанк Лори
Роль святого князя Владимира в крещении Руси
Тем не менее отрицать значение фигуры святого равноапостольного князя Владимира в этой истории было бы несправедливо. Владимир был внуком великой княгини Ольги, сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Он вступил на престол в 17 лет и первые 6 лет провел в походах, успев прославиться как весельчак, любитель шумных застолий и фаворит дружины.
По преданию, после одного из удачных походов в 983 году Владимир, который был убежденным язычником, решил принести своим богам языческую жертву. Жребий пал на юношу Иоанна, чей отец-христианин Феодор не хотел отдавать сына и проклинал языческих идолов. В ответ разъяренные язычники убили и Феодора, и его сына — в этот момент вера князя Владимира пошатнулась.
Феодор и Иоанн стали считаться первыми христианскими мучениками на Руси. День их памяти — 25 июля
Потом, согласно летописям, между 986-м и 987-м годами ко двору киевского князя приходили посольства от разных народов, призывающие Русь обратиться в их веру. Сначала пришли волжские булгары, которые славили мусульманского пророка Магомета, — Владимиру не понравилась аскетичность их богослужений, рассуждения о загробной жизни и женщинах и запрет на вино. Потом приходили католики из Рима и иудеи из Хазарии, но и их веры не пленили князя. Наконец, последним прибыл православный проповедник из Византии.
Фрагмент фрески. Киево-Печерская лавра
Фото: Ирина Мойсеева / Фотобанк Лори
Он приглянулся Владимиру больше всех, но, чтобы быть уверенным до конца, князь отправил девять посланников во все страны, откуда приезжали посольства. Вернувшись из Константинополя, русские послы, побывавшие на службе в Софийском соборе, сказали: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Так было решено принять христианство.
Если отвлечься от преданий, можно объяснить выбор Владимиром христианства двумя основными причинами, говорит Анна Карасева.
«Во-первых, стоит выделить личную причину: Владимира воспитывала его бабушка Ольга, крещеная православная христианка, — рассказывает религиовед. — Кроме того, существует легенда о чуде с прозрением (летописи гласят, что князь ослеп после взятия Херсонеса, а потом прозрел благодаря христианским молитвам, — прим. Ленты.ру). Во-вторых, есть и политические мотивы.
Владимиру было важно укрепить свое положение как Киевского князя. Религия могла этому помочь: помимо идеи «один Бог, один князь», она утверждала также, что князь — это помазанник Божий, а то, что установлено божественной властью, человек свергнуть не может
Анна Карасеварелигиовед
Кроме того, принятие христианства укрепляло отношения с Византией и влияло на международный статус Руси: ее народы больше не считались варварскими, говорит Карасева.
Икона Святой князь Владимир с молитвой. Юрий Великоцкий
Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости
Процесс крещения Руси
Разумеется, крещение Руси не могло произойти мгновенно. Первым в новую веру обратился сам князь Владимир — согласно «Повести временных лет», это произошло в Херсонесе в 988 году (эту дату и взяли за главную точку отсчета). В этом же году, по возвращении в Киев, князь крестил всех своих сыновей; позже крестились бояре и другие приближенные к нему люди, а потом произошло массовое крещение горожан — у места впадения в Днепр реки Почайны.
Летописи так описывают это событие: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» В других городах процесс крещения произошел позже.
Я думаю, что массовая христианизация прошла за один-два века. Однако на Руси довольно долго — до XVI-XVII века — было распространено двоеверие — феномен, когда человек сознательно молится одновременно двум богам взаимоисключающих религий
Анна Карасеварелигиовед
Популярная теория о том, что Русь крестили насильно, по мнению Анны Карасевой, не совсем справедлива. «В «Повести временных лет» действительно есть записи о том, что народ плакал, когда свергали языческих идолов, однако в тех же летописях зафиксировано, что уже на следующий день люди с радостью шли на крещение и были довольны тем, что дети теперь ходят в школы», — рассказывает Карасева.
Фото: Sergey Metelitsa / Globallookpress.com
По ее словам, крылатая фраза про «крещение огнем и мечом» может относиться только к процессу крещения Новгорода, где было сильно языческое движение, которое сопротивлялось принятию новой религии. Однако, как утверждает историк и специалист по Древней Руси Петр Стефанович, все данные о якобы противостоянии крещению недостоверны и основаны на более поздних легендах.
Как и когда в современной России отмечают этот праздник?
День крещения Руси принято отмечать 28 июля, в день памяти князя Владимира, который за свои заслуги был причислен к лику святых. В 2008 году патриарх Алексий II от имени Архиерейского собора Русской православной церкви предложил внести этот день в список особых государственных дат.
1 июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»» и вписал День крещения Руси в перечень памятных дат страны.
Как правило, ежегодно 28 июля в полдень совершают праздничный колокольный звон. В Москве традиционно устраивают крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме и там проводят торжественный молебен. В храмах проходят праздничные службы, которые транслируют на православных телеканалах; в городах выступают официальные лица и устраиваются лекции, концерты и народные гуляния.
«Святой князь Владимир – креститель Руси» (МУК «Ростовская ЦБС»)
В этом году отмечается 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем этого человека, на века вперед предопределившего духовные судьбы всего русского народа.
Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. С 970 года он княжил в Новогороде; потом до 1015-го, в Киеве, столице Киевской Руси.
Князь Владимир — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные.
В Центральной библиотеке оформлена книжная выставка «Мудрый выбор князя Владимира», на которой представлена литература о князе Владимире, о Крещении Руси и православии. На виртуальной выставке «Святой князь Владимир – креститель Руси» представлены некоторые из этих изданий.
Емец Д. Князь Владимир. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001. – 48с.
В книге подробно описывается жизнь и деяния князя Владимира Святославовича – Владимира Красное Солнышко. Язычник в молодые годы, бесстрашный воитель, мечом присоединивший к Руси многие земли, Владимир неузнаваемо преобразился духовно после принятия святого крещения. Крестив народ, князь сам стал его восприемником, крестным отцом. В целом, вся дальнейшая история русского народа – его исторический и духовный путь – всё разом определилось этим деянием.
Карпов А.Ю. Владимир Святой. – М.: Мол. гвардия – ЖЗЛ; Русское слово, 1997. – 446с. Эта книга посвящена великому киевскому князю Владимиру Святославовичу, Креститель Руси. В русской истории нет более значимого имени. Владимир Святой, Владимир Великий, в памяти народа – Владимир Красное Солнышко – сами прозвища говорят об отношении потомков к своему великому предку. Но каким был князь Владимир в жизни? Как произошло превращение язычника, гонителя христианства и законопреступникав просветителя Отечества, великого государственного мужа, человека высочайшего духовного подвига? Мы слишком мало знаем о личности этого человека; многое окутано тайной, легендами и преданиями. Настоящая книга представляет собой первую попытку воссоздать подлинную биографию князя на основе скурпулезного изучения сохранившихся источников. В приложении к книге помещены тексты древнейших русских сочинений о святом князе Владимире.
Козлов Ю.Ф. От князя Рюрика до императора Николая II: (Страницы правления государством Российским). – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1992. – 352с.
Книга содержит большой справочный материал, интересную информацию о жизни и деятельности правителей русского государства от князя Рюрика до императора Николая II. В том числе представлены материалы и о князе Владимире Красное Солнышко, его жизни и деятельности, неоценимом вкладе в историю государства Российского.
Руднев В.А. Слово о князе Владимире. – М.: Сов. Россия, 1989. – 240с.
Глубокий след оставил в истории Руси киевский князь Владимир Святославович. Историки связывают с его именем объединение восточнославянских племен в единое государство, возвышение и расцвет Киевской Руси, укрепление ее международного авторитета, проведение важных социальных преобразований. Известен он и как Владимир Святой, «равноапостольный», инициатор крещения Руси. Автор издания предпринял попытку дать обобщенное представление о важнейших аспектах становления и развития русской государственности, о процессах развития русской этнокультуры в период феодализации и христианизации русского общества, сосредоточив внимание на жизни и деятельности главного исторического героя – киевского князя Владимира Святославича.
Перевезенцев С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи. – М.: Вече, 2001. – 432с. Уникальное издание представляет собой настоящую энциклопедию древнерусской мысли – от славянского язычества до XVII века. Во что верили славянские язычники? Как крестилась Русь? Почему Россию называли «Третьим Римом», а Москву – «Новым Иерусалимом»? В книге подробно рассказано о святых и святынях земли русской, и открываются многие завесы русской веры.
Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству/ Владимир Петрухин. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 222с. В книге рассматриваются разнообразные сюжеты, связанные с историей начального христианства на Руси: от благочестивой легенды о пути Андрея Первозванного из варяг в греки и описаний языческих культов до строительства архитектурных шедевров, завершающих процесс христианизации – Софийских храмов в Киеве, Новгороде и Полоцке
Трапезников А.А. Десять веков православия. От Крещения Руси до наших дней /Александр Трапезников. – М.: Вече, 2011. – 128с. В книге рассказывается о зарождении и развитии христианства в России – от судьбоносного Крещения Руси святым князем Владимиром до наших дней. Кроме того, читатель найдет в книге описание важнейших событий прошлого: и тяжкое татаро-монгольское иго, и духоносные подвиги русских святых, и Раскол в Церкви, и жертвенное служение новомученников, и многое другое, что должен чтить и помнить православный человек.
Козырева А.А. Тайны Крещения Руси. – М.: Издательство Оникс, 2009. – 384с. История нашей страны уже более тысячи лет связана с христианством, под сенью которого сформировалось Русское государство. Как наши предки пришли к принятию этой религии, кем был сделан выбор в пользу христианства, кто первым принял Святое крещение на нашей земле, как распространялось и укоренялось на Руси православие –всё об этом можно найти в книге «Тайны Крещения Руси».
Ждем вас в Центральной библиотеке!
Свято-Владимирская церковь-памятник
О нас
Кто Мы
Свято-Владимирский храм-памятник — Русская Православная Церковь в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей России (РПЦЗ).
Наш великолепный храм построен в ознаменование 1000-летия Крещения Руси князем Владимиром.
Церковная жизнь
Каждое воскресенье мы служим Божественную литургию.
Воскресная школа — ученики изучают русский язык и Закон Божий.
Каждое воскресенье после Божественной литургии сестричество устраивает обеды.
Отмечается Двенадцать больших православных праздников.
Особые праздники в течение года:
- Блинный праздник — в воскресенье перед началом Великого поста.
Блинчики, рыба, икра, лотереи, народная музыка и многое другое!
Пожалуйста, присоединяйтесь к нам — это весело!
В этом году Bliny Feast был Воскресенье, 5 февраля 2023 .
Пожалуйста, приезжайте в следующем году и помогите нам собрать средства для Свято-Владимирского храма-памятника. Добро пожаловать!
- День святого Владимира — последнее воскресенье июля. См. подробности здесь. В этом году наш церковный праздник 30 июля. Фестиваль в нашей церкви включал Молитву, и благословение воды. После богослужений прихожане и гости могли купить книги, сувениры и иконы. Русская музыка и еда точно были! Казаки из Филадельфии устроили «казачью заставу», с демонстрацией традиционного казачьего оружия, конкурсами стрельбы из лука для детей, верховая езда и многое другое!
График обслуживания (на английском языке)
График обслуживания (на русском языке)
Свечной ящик онлайн
Пожалуйста, выберите количество и размер свечей, затем используйте кнопку «PayPal» вверху для заполнения покупка.
Мы зажжем свечи во время следующей литургии в указанном месте.
Можно представить список имен на Проскомидию (без просфор). Пожертвование составляет 1 доллар США за каждых 10 имен.
Приходская жизнь
Книжный магазин
В нашем книжном киоске продаются книги, иконы, кресты. Он открыт после церковной службы по воскресеньям.
Воскресная школа
Здесь дети наших прихожан изучают русский язык, богословие, классическую литературу и многое другое.
Сестричество
Сестры устраивают трапезы каждое воскресенье после Божественной литургии.
Нужна помощь
Мы приветствуем ваш вклад. Будь то свеча, пожертвование или время, потраченное на благоустройство церкви и территории. Если вы можете помочь, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Духовенство
Настоятель храма – Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай (ОЛЬХОВСКИЙ), Первоиерарх РПЦЗ.