Гора лермонтова: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Под Пятигорском 180 лет назад был убит Михаил Лермонтов

Обстоятельства смерти поэта и по сей день вызывают споры. Отчасти это происходит потому, что свидетели несчастной дуэли — четыре секунданта: М.П. Глебов, А.И. Васильчиков, А.А. Столыпин и С.В. Трубецкой, — оставили разные свидетельства, к тому же со временем меняя и свои собственные. До сих пор не ясно: сказал ли Лермонтов во время дуэли весьма обидные для Мартынова слова: «Я в этого дурака стрелять не буду»? И если сказал, то слышал ли их Мартынов? До сих остается под вопросом: стрелял ли Лермонтов в воздух, или он просто стоял, повернувшись к Мартынову боком и ожидая выстрела с его стороны?

Князь А.И. Васильчиков (между прочим, сын «второго лица» в России, председателя Государственного совета и главы Комитета министров) в своих воспоминаниях писал о том, что происходило в начале дуэли. По правилам противники должны были сходиться к барьеру. Первый выстрел, как вызванного на дуэль, был за Лермонтовым. Но…

«Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. <…> Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это делают обыкновенно люди раненые или ушибленные».

В медицинском освидетельствовании указывалось, что «пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящом, пробила правое и левое легкое». Характер этого ранения подтверждает слова Васильчикова, что Лермонтов стоял к Мартынову боком с поднятой рукой, то есть стрелять он не собирался, даже если и не выстрелил в воздух.

Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх

Мартынов позже утверждал, что Лермонтов целил в него и что он сам, подойдя к барьеру, ждал его выстрела. Но это не подтверждается ни одним из секундантов.

Историк литературы П.А. Висковатый, расспрашивавший дожившего до преклонных лет князя А. И. Васильчикова, писал что возможной побудительной причиной выстрела Мартынова были слова, которые крикнул один из секундантов — А. А. Столыпин: «Стреляйте! Или я разведу вас!» На следствии Мартынов, пытаясь оправдать роковой выстрел, заявил: «Я вспылил, дуэлью и секундантами не шутят! И спустил курок». То есть его выстрел был сделан как бы в состоянии «аффекта».

Но пусть историки и биографы разбираются, как было на самом деле. Очевидно одно: дуэль эта с самого начала носила какой-то фарсовый характер. Причина была слишком ничтожна, чтобы бывшие приятели всерьез собирались бы убивать друг друга. Но странно, что при этом условия дуэли, оговоренные Мартыновым, были самые жестокие: до трех выстрелов из дальнобойных пистолетов с тяжелыми пулями и нарезными стволами. В то же время на месте дуэли почему-то не было ни доктора, ни коляски для перевозки раненого. Это могло означать, что секунданты были уверены: дуэль будет пустой формальностью и закончится примирением.

После того, как Лермонтов получил смертельную рану, все участники дуэли уехали в город. С истекавшим кровью поэтом под проливным дождем остался один Столыпин. Впрочем, Глебов утверждал, что это был не Столыпин, а он. Таким образом свидетели путались в своих показаниях. Впрочем, в этом нет ничего странного. Дуэли в России были запрещены, поэтому не только Мартынову, но и секундантам грозил военный суд.

Причина ссоры Лермонтова и Мартынова, повторяю, была ничтожна. Лермонтов постоянно подтрунивал над своим приятелем, майором в отставке, который когда-то мечтал дослужиться на Кавказе до звания генерала. Выйдя в отставку, Мартынов одевался, как «страшный горец с большим кинжалом», надеясь таким образом покорять сердца дам, лечившихся на водах. Вся эта карикатурная ситуация была описана Лермонтовым в повести «Княжна Мери», с той только существенной разницей, что не Грушницкий убил Печорина, а наоборот. Печорин повел себя в отношении залгавшегося Грушницкого все-таки жестоко. Лермонтов не только не собирался убивать Мартынова, но и сам, видимо, не собирался умирать. По дороге на дуэль не делал никаких предсмертных распоряжений, был весел, говорил о замысле двух исторических романов.

Вероятно, он все-таки думал, что дуэль с Мартыновым закончится тем же, что и его прежняя дуэль с французским посланником Проспером де Барантом — то есть ничем.

Судьба (или все-таки Мартынов?) распорядилась иначе.

В «Княжне Мери» во время дуэли с Печориным Грушницкий говорит слова, которые многое объясняют в том, что же случилось у подножия Машука в июле 1841 года. Когда Печорин долго медлит с выстрелом, ожидая, что его бывший приятель одумается и откажется от дуэли, Грушницкий в ярости кричит:

«- Стреляйте!.. Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места».

На дуэли с Печориным Грушницкий говорит слова, объясняющие то, что случилось у подножия Машука

Вот, собственно, и все. Можно, конечно, строить самые экзотические версии убийства Лермонтова: от масонского заговора (на эту версию намекает режиссер и актер Николай Бурляев в фильме «Лермонтов» 1986 года) до загадочного стрелка, который прятался в кустах (об этом всерьез писали некоторые авторы в советское время). Но мне кажется, что причина была самой простой.

Мартынов сам пописывал стихи и поэмы, да еще и подражая своему приятелю. Мартынов был неудачником в карьере и самовлюбленным человеком. Успех «Героя нашего времени», вышедшего книгой в 1840 году, где Мартынов не мог не усмотреть себя в образе Грушницкого, привел его в ярость.

Им двоим на земле не было места. Скажу странную вещь: это хорошо, что Мартынов убил Лермонтова, а не наоборот. Поэты не должны пачкать руки невинной кровью. Вина же Мартынова была, увы, лишь в его бездарности…

Эксплуатационно-производственное управление «Челныгаз»

Место расположения: г. Набережные Челны, пос. Элеваторная гора, ул. Лермонтова, д.60 А

Начальник управления — Галиев Мунавир Инсафович

Приемная: 8(8552)-71-73-33; эл.адрес: chelny @tattg.gazprom.ru

Прием населения:

начальник управления Галиев Мунавир Инсафович вторник с 15:00 до 17:00; главный инженер Абзалов Ильдар Флурович четверг с 15:00 до 17:00.

История:

На основании приказа № 267 от 25. 09.1970 г. по Производственному объединению по эксплуатации газового хозяйства при Совете Министров ТАССР «Татгаз» с 01.09.1970 г. организован трест «Челнымежрайгаз».

На основании приказа № 1 от 09.12.1977 г. по производственному объединению по эксплуатации газового хозяйства при Совете Министров ТАССР «Татгаз» и постановления СМ ТАССР от 02.12.1977 г. № 809 а трест «Челнымежрайгаз» преобразован в Челнинское эксплуатационное производственное управление «Челныгаз».

ЭПУ «Челныгаз» переименовано в Челнинское эксплуатационное производственное управление предприятия Республиканское государственное производственное предприятие «Таттстройгазификация» постановление СМ ТАССР № 450 от 14.12.1990 г.

Республиканское государственное производственное предприятие «Таттстройгазификация» реорганизовано путем присоединения к предприятию «Таттрансгаз» РАО «Газпром» постановление Кабинета Министров РТ № 166 от 06.03.1996 г.

Предприятие «Таттрансгаз» преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью «Таттрансгаз» постановление ОАО «Газпром» от 19. 05.1999 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Таттрансгаз» переименовано в Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» Решение ОАО «Газпром» № 19 от 14.01.2008 г.

Производственные задачи:

ЭПУ «Челныгаз» обеспечивает бесперебойную поставку газа потребителям, производит техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также коммунально-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных объектов согласно договора.

Зона обслуживания:

В зону обслуживания ЭПУ «Челныгаз» входят: г. Набережные Челны, Тукаевский район, г. Мензелинск и Мензелинский район. ЭПУ располагается на трех производственных базах, две из которых находятся в г. Набережные Челны и одна в г. Мензелинск.

Уровень газификации природным газом составляет — 99,86% (2021г.) Количество газифицированных населенных пунктов — 146. Газоснабжение зоны обслуживания ЭПУ «Челныгаз» обеспечивается через 18 ГРС.

В зоне обслуживания ЭПУ «Челныгаз»:

· Газопроводы — 2787,96 км.

· Газифицированные квартиры — 216018 ед.

· ГРП, ГРПБ, ГРУ — 534 шт.

· ШРП — 511 шт.

· ЭХЗ — 629 шт.

· Промышленные объекты — 409 шт.

· Сельскохозяйственные объекты — 12 шт.

Основные службы по работе с населением:

Аварийно-диспетчерская служба (АДС) обеспечивает локализацию и ликвидацию аварийных ситуаций. Начальник службы: Галиев Айрат Индусович. Режим работы-круглосуточно.

Адреса и телефоны АДС: г. Набережные Челны, пос. Элеваторная Гора ул. Лермонтова 60А, тел.: 04, 8(8552)71-72-42

Адреса и телефоны филиалов АДС:

г. Набережные Челны, ул. Татарстан 20А, тел: 04, 8(8552)42-65-93;

г. Мензелинск ул. Изыскателей 1/35А, тел: 8(85555) 3-44-88, факс: 3-44-88.

Служба сельской местности Тукаевского района обслуживает объекты, расположенные в Тукаевском районе

Начальник службы Гатауллин Равиль Альбертович.

График работы: понедельник-пятница с 08:00 до 17:00, обед с 12:00 до 13:00.

Адреса и телефоны: г.  Набережные Челны, пос. Элеваторная Гора ул. Лермонтова 60А, тел: 71-72-40.

Служба внутридомового газового оборудования обслуживает объекты, расположенные в г. Набережные Челны.

Начальник службы: Шакирова Чулпан Мударисовна

График работы: понедельник-пятница с 08:00 до 17:00, обед с 12:00 до 13:00 

Адреса и телефоны: г. Набережные Челны, ул. Татарстан 20А тел: 8(8552)42-73-37, 42-80-81 

Инструктаж по правилам пользования газом в быту для населения проводится в Техническом Кабинете.

График работы: понедельник-пятница с 08:00 до 17:00, обед с 12:00 до 13:00 

Адреса и телефоны: г. Набережные Челны, ул. Татарстан 20А тел: 8(8552)42-74-65

Мензелинская Районная Эксплуатационная Газовая Служба обслуживает объекты, расположенные в Мензенском районе и г. Мензелинск

Начальник службы: Яппаров Тимур Рауфович

Адреса и телефоны: г. Мензелинск, ул. Изыскателей, 1/35А, тел: 8(85555)3-44-90, 3-44-60

График работы: понедельник-пятница с 08:00 до 17:00, обед с 12:00 до 13:00.

Челнинский территориальный участок управления реализации газа населению ведет обслуживание абонентов по вопросам поставки газа, начисления и оплаты за газ в трех абонентских пунктах: Челнинский абонентский пункт, Тукаевский абонентский пункт и Мензелинский абонентский пункт.

Начальник Челнинского ТУ УРГН — Осадчая Евгения Геннадьевна.

Тел: 8(8552) 42-74-65, 42-67-21 (факс), эл.адрес: eg—[email protected]

Адреса и телефоны абонентских пунктов:

Челнинский абонентский пункт: г. Набережные Челны, ул. Татарстан 20А, тел.: 8(8552) 42-51-13, 30-35-40, 30-32-41, 42-59-85 (городские квартиры), тел.: 8(8552) 42-52-41, 30-35-42 (частный сектор),тел.: 8(8552) 42-72-09 (установка счетчиков).

График работы: понедельник-пятница с 08:00 до 19:00, суббота с 8:00 до 13:00, без перерыва;

Тукаевский абонентский пункт: г. Набережные Челны, пос. Элеваторная гора, ул. Лермонтова, д.60 А, тел. 8(8552) 71-72-40.

График работы: понедельник-пятница с 08:00 до 17:00, обед с 12:00 до 13:00;

Мензелинский абонентский пункт: г.  Мензелинск, ул. Изыскателей, 1/35А, тел. 8(85555) 3-44-85.

График работы: понедельник-пятница с 08:00 до 17:00, обед с 12:00 до 13:00.

Лермонтов: поэт без глянца

Детство

Когда Михаил Юрьевич родился, акушерке достаточно было одного взгляда, чтобы заявить родителям: мальчик умрёт не своей смертью. С чего она это взяла — одному богу известно. Тем не менее сам Лермонтов тоже предсказывал свою гибель. За несколько месяцев до дуэли с Мартыновым в дневнике поэта появилось стихотворение, где звучали следующие строки:

«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя…»

Лермонтов в детстве. Источник: Pinterest

Когда поэту было всего 18 лет, Лермонтов в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» предсказал свою судьбу:

«Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит…»

В детстве родственники старались окружить Мишу всеми мыслимыми благами.

Уроки рисования, греческого, танцы, спектакли, кулачные бои, французские гувернёры, вызванные из Петербурга учителя… Однажды предложение француза-гувернёра отведать жаркое из галчат встретило решительный отказ юного воспитанника, зато тома Ломоносова, Державина, Батюшкова, Жуковского, Крылова и Пушкина пользовались у маленького Миши большим успехом и вдохновляли его на собственное творчество. Как-то раз Лермонтов вздумал читать свои стихи двоюродному брату. Именно творчество упомянутых выше поэтов сформировало в юноше любовь к культуре.

Помимо любви к сочинительству стихотворений, Михаил Юрьевич с детства увлекался живописью. Учителя, нанятые бабушкой будущего поэта, помогли Лермонтову сформировать вкус и стиль.

Картина Лермонтова «Вид Пятигорска». Источник: tass.ru

В детстве Миша часто убегал на природу, чтобы сделать карандашом пейзажные наброски. К сожалению, детские рисунки Лермонтова до нас не дошли. А вот зрелые работы сохранились.

Картина Лермонтова «Крестовая гора». Источник: lermontov-lit.ru

Лермонтов и публика

Самые ранние стихи Лермонтова, дошедшие до нас, были написаны шестнадцатилетним юношей. Вдохновляли на написание лирики поэта Пушкин, Байрон и Гёте.

Бабушка Лермонтова хвалила стихи внука за то, что там «нет нонишней модной неистовой любви». Правда, когда Михаила Юрьевича сослали за знаменитое стихотворение «Смерть поэта» на Кавказ, бабушка вообще пожалела, что внука учили литературе.

На фронте Кавказской войны Лермонтов встретил сосланного поэта-декабриста Александра Одоевского. Они подружились, и участник восстания 14 декабря 1825 года высоко оценивал лирику Михаила Юрьевича.

При жизни у Лермонтова вышел всего один сборник. Тогда этим не гордились. Карьера литератора в те времена — это вообще не карьера (скорее, развлечение гвардейца в свободное время).

Стихи Лермонтова публика встречала неоднозначно. Сегодня мы учим наизусть «Последнее Новоселье», а вот Белинский называл эти стихи коротко — «дрянь». Однако всё тот же Виссарион Григорьевич так говорил о Лермонтове: «В нём всё дышит самобытною и творческою мыслию».

Критик Виссарион Белинский. Источник: Pinterest

Император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли, сказал две фразы. Одна стала популярной: «Собаке — собачья смерть». А вот о другой всё время забывают: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Наиболее высоко Лермонтова в 20-м столетии оценил философ Дмитрий Мережковский, творивший в период Серебряного века. Мыслитель назвал автора «Героя нашего времени» «поэтом сверхчеловечества».

Дуэль, которая не должна была состояться

Познакомившись с обычаями горных народов во время Кавказской войны, Лермонтов начал уважать кавказцев. Его друг Николай Мартынов, напротив, одним своим внешним видом (офицер любил носить подражательную черкеску) показывал пренебрежительное отношение к горцам. Однажды Лермонтов пошутил о Мартынове при дамах. Друзья поссорились и назначили дуэль.

Николай Мартынов. Источник: Pinterest

Опытные дуэлянты, бывшие в окружении молодых людей, отправили Лермонтова в вечер ссоры с бала домой. Мартынову нанесли визит, его пытались отговорить от поединка. Однако Николай терпеливо ждал часа мести.

Секунданты назначили дистанцию в 30 шагов. Отмерив положенное расстояние, секундант Глебов бросил к ногам шапку. Позже подошёл секундант Васильчиков и пнул её ногой так, что она улетела ещё на несколько метров. Никто не возражал — это был хитрый план друзей Лермонтова и Мартынова по предотвращению кровопролития. Время тоже было предусмотрено: вечер, дождь, местность заволокло туманом. Видимость была, откровенно, плохая.

Как вспоминал Глебов, по дороге на дуэль Лермонтов не отдавал никаких предсмертных распоряжений и делился планами двух будущих произведений: «одного из времён смертельного боя двух великих наций, с завязкою в Петербурге, действиями в сердце России и под Парижем и развязкою в Вене, и другого из кавказской жизни, с Тифлисом при Ермолове, его диктатурой и кровавым усмирением Кавказа, персидской войной и катастрофой, среди которых погиб Грибоедов». Он сожалел, что не получил увольнения в Петербурге и предвкушал отправиться в экспедицию. Уже стоя напротив Мартынова и укрываясь рукой с поднятым вверх пистолетом, он сохранял спокойное выражение лица. Лермонтов не собирался стрелять: «Рука на него не поднимается», — говорил он про Мартынова, а незадолго до дуэли повторил: «Стану я стрелять в такого дурака».

Мартынов попал прямо в сердце, пуля прошла навылет. С похоронами Лермонтова возникли проблемы. Понимали, что хоронить поэта нужно по православному обычаю. Но из-за того, что Лермонтов — дуэлянт, а, стало быть, самоубийца, ни заупокойной, ни места на кладбище ему не полагалось. Батюшку уговаривали дарами — в обмен на дорогую икону в серебре. Через несколько дней Лермонтова похоронили в Пятигорске.


Сборник: Михаил Лермонтов

В эпоху николаевской реакции поэт воспевал идеалы свободы. Его творчество оказало большое влияние на литературный процесс XIX века.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Дуэль Лермонтова с Мартыновым

Дуэль Лермонтова с Мартыновым

Михаил Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов — прямо в грудь противнику. Так гласит основная версия.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Лермонтов против всех

Лермонтов против всех

Лермонтов нередко публично оскорблял представителей высшего света, что, в конечном итоге, и привело к смертельной дуэли.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Роковой романтический герой Михаил Лермонтов

Роковой романтический герой Михаил Лермонтов

«Взгляд чисто онегинский. Печорин – это он сам, как есть», – говорил про Лермонтова литературный критик Виссарион Белинский.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Лермонтов: гений, погибший в 27 лет

Лермонтов: гений, погибший в 27 лет

Лермонтову судьба отмерила лишь 27 лет жизни. Но у него было, казалось бы, всё: любовь, настоящая дружба, творчество, слава, наследие, оставленное потомкам.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX век

Михаил Лермонтов

Михаил Лермонтов

Что ты знаешь о главном русском романтике?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Лермонтов: поэт без глянца

Лермонтов: поэт без глянца

Школьные учителя не рассказывают о самых необычных эпизодах из жизни Михаила Лермонтова.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Дуэль Лермонтова с Мартыновым

Михаил Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов — прямо в грудь противнику. Так гласит основная версия.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Лермонтов против всех

Лермонтов нередко публично оскорблял представителей высшего света, что, в конечном итоге, и привело к смертельной дуэли.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Роковой романтический герой Михаил Лермонтов

«Взгляд чисто онегинский. Печорин – это он сам, как есть», – говорил про Лермонтова литературный критик Виссарион Белинский.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Лермонтов: гений, погибший в 27 лет

Лермонтову судьба отмерила лишь 27 лет жизни. Но у него было, казалось бы, всё: любовь, настоящая дружба, творчество, слава, наследие, оставленное потомкам.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX век

Михаил Лермонтов

Что ты знаешь о главном русском романтике?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Лермонтов: поэт без глянца

Школьные учителя не рассказывают о самых необычных эпизодах из жизни Михаила Лермонтова.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы Берия пришёл к власти

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Булгаков – правительству СССР

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Мюнхенский сговор

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Свержение Хрущёва

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Стол для Екатерины II

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Всё идёт по плану, или Почему в СССР не хватало еды

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Ге

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

Бунтарь в жизни и новатор в искусстве

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVIII вв.

Самые ужасные пытки (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Ненасытная Виктория

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Рождённые от немцев: плоды полового коллаборационизма

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»

  • Статьи
  • I до н.э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XII век

Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

От чего умер Ленин?

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 411716
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 361777
Что, если бы Берия пришёл к власти
  • 📚 Статьи
  • 👀 293940
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 95302
Булгаков – правительству СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 95011
Мюнхенский сговор
  • 📚 Статьи
  • 👀 88569
Свержение Хрущёва
  • 📚 Статьи
  • 👀 59892
Стол для Екатерины II
  • 📚 Статьи
  • 👀 45567
Всё идёт по плану, или Почему в СССР не хватало еды
  • 📚 Статьи
  • 👀 36235
«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Ге
  • 📚 Статьи
  • 👀 25523
Бунтарь в жизни и новатор в искусстве
  • 📚 Статьи
  • 👀 4996330
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
  • 📚 Статьи
  • 👀 1038214
Самые ужасные пытки (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 803675
Ненасытная Виктория
  • 📚 Статьи
  • 👀 768301
Рождённые от немцев: плоды полового коллаборационизма
  • 📚 Статьи
  • 👀 627864
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 508157
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 485371
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
  • 📚 Статьи
  • 👀 475901
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 450584
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
  • 📚 Статьи
  • 👀 437015
От чего умер Ленин?

Михаил Лермонтов на Кавказе – мира хватит

Роща Когер

Каким был первый русский роман? Возможно, это был роман Ивана Выжигина Фаддея Булгарина, который был опубликован в 1829 году, а двумя годами позже в английском переводе Джорджа Росса. Я ее не читал и подозреваю, что мало кто из ныне живущих читал либо на языке оригинала, либо на английском языке. Но вскоре после его публикации стали появляться более известные романы крупных русских писателей.

Николай Гоголь опубликовал краткую версию « Тарас Бульба » в 1835 году, а роман Александра Пушкина «Капитанская дочка » последовал за ним в 1836 году. Помимо исторической важности, эти два произведения остаются вполне читаемыми и сегодня. Но более длинному роману, датированному 1840 годом, суждено было превзойти их по психологической проницательности и техническим новшествам. Произведение называлось « Герой нашего времени, », а его автором был молодой армейский офицер Михаил Лермонтов.

Родившийся в 1814 году, Лермонтов был болезненным ребенком, бабушка возила его на курорты на Северный Кавказ в надежде поправить здоровье. Лечение, похоже, подействовало, но как непослушный военный у него было две возможности познакомиться с более гористыми районами на юге, дважды оказываясь там сосланным — в 1837 и 1840 годах.

На протяжении большей Лермонтова Россия вела то, что историки называют Кавказской войной, затяжной серией конфликтов, в которых соотечественники Лермонтова сражались с различными коренными народами, включая черкесов и чеченцев. Россия аннексировала Грузию, лежащую к югу от гор Большого Кавказа, в 1801 году, но территория между югом России и Грузией осталась непокоренной. Стремясь умиротворить регион, Россия построила ряд фортов по грубой линии — Северо-Кавказской линии, — протянувшейся от северных берегов Черного моря на западе до Каспийского моря на востоке. А для облегчения переброски войск было улучшено покрытие Военно-Грузинской дороги протяженностью 132 мили, древней дороги, связывающей южнорусский город Владикавказ с грузинским городом Тбилиси.

Молодой Лермонтов начал публиковать романтические стихи, многие из которых отражали «экзотическое» очарование Кавказа, в конце 1820-х годов, а свой роман, действие которого происходило в том же регионе, начал писать в 1837 или начале 1838 года. Три его раздела появились в журнале «Отечественные записки» в 1839 и 1840 годах, а вскоре последовало и книжное издание.

Роман состоит из шести разделов разной длины. Они рассказаны тремя разными рассказчиками, расположены не в хронологическом порядке и даже представлены в разных режимах. Однако они связаны кавказской обстановкой и повторяющимися персонажами. А на заднем плане вездесущая Кавказская война.

В первом разделе «Бела» неназванный рассказчик рассказывает о своей встрече на Военной дороге из Тбилиси со стареющим офицером по имени Максим Максимыч. Вынужденные укрыться в родной хижине во время метели, они обмениваются репликами, и Максимыч рассказывает трагическую историю с участием другого офицера, Григория Александровича Печорина, и молодой черкешенки.

Разделенные на несколько дней пути, два путешественника снова встречаются во второй части романа. Действие происходит во Владикавказе, где они случайно встречают самого Печорина. Максимыч очень рад видеть своего старого товарища по оружию, но Печорин делает вид, что ему безразлично, и говорит им двоим, что едет в Персию. Он также призывает разочарованного Максимыча делать все, что он пожелает, с личными бумагами, которые он оставил у него. Рассказчик тут же просит бумаги, которые, как мы впоследствии узнаем, являются страницами из журнала Печорина.

В следующем, кратком разделе, действие которого происходит чуть позже, рассказчик объясняет, что он узнал о смерти Печорина в Персии и поэтому публикует три выписки из своего журнала. «Тамань» находится в одноименном порту на продолжении Черного моря, известного как Азовское море, а «Княжна Мария» — в курортном городе Пятигорске. Действие третьего отрывка, «Фаталист», происходит в деревне на восточном фланге Линии и драматизирует вопрос о том, что правит нашей жизнью — судьба или случайность. Хотя они иллюстрируют различные аспекты характера Печорина, возникает картина окончательного байронического героя — задумчивого, циничного, высокомерного и саморазрушительного.

Эти черты были присущи Лермонтову, и они проявились в конце его короткой жизни, когда судьба (или случайность?) тоже приложила руку. В конце июля 1841 года он так непрестанно высмеивал своего товарища-офицера, что тот вызвал его на дуэль. Событие произошло во второй половине дня 27 июля, но, хотя Лермонтов отказался целиться в своего противника (громко заявив, по одной из версий, что он не будет «стрелять в этого дурака»), другой офицер выстрелил ему в грудь, убив его мгновенно.

Обложка в верхней части сегодняшнего поста , отсканированная с моей книги в мягкой обложке Doubleday Anchor 1958 года, написана Эдвардом Гори и основана на картине самого Лермонтова 1837 года « Кавказский вид с горой Эльбруз». Карта, взятая из того же издания, составлена ​​Рафаэлем Паласиосом и адаптирована с оригинала Дмитрия Набокова, сына Владимира. Старший Набоков сурово осудил язык Лермонтова, но добавил, что если мы рассматриваем его как рассказчика, «то мы действительно поражаемся превосходной энергии сказки». Третье изображение — еще одна картина маслом Лермонтова 1837 года, Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Пейзаж с саклией — Жилище кавказских горцев ). Мцхета, кстати, город в Грузии. Четвертое изображение, также Лермонтова, представляет собой набросок Тамани 1837 года; и он, и картина воспроизведены с любезного разрешения Wikimedia Commons. Последнее изображение представляет собой советскую марку 1957 года, посвященную Лермонтову, созданную Василием Завьяловым.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Литературные путешествия в прошлое: Империя и Лермонтов | Путешествие в прошлое

Михаил Лермонтов, Тифлис.   1837.  Викисклад.

Пейдж Росс

Понимание русского империализма: концепции империи в « Герой нашего времени» Михаила Лермонтова

« Герой нашего времени» Михаила Лермонтова «» (1838-40) — замечательное художественное произведение, внесшее не только к «золотому веку» русской литературы, но это также помогло русским осмыслить быстрорастущую империю. Лермонтов достиг совершеннолетия в «духе 1812 года» и помог создать литературное произведение, посвященное структуре России того времени. Через приключения и завоевания вымышленного персонажа Григория Александровича Печорина Лермонтов исследует различные концепции России и русскости, а также дает контекст тому, как расширяющаяся российская империя включала «различие» территорий за пределами Санкт-Петербурга и Москвы. . Герой нашего времени позволяет заглянуть в сложную и расширяющуюся российскую империю и помогает проиллюстрировать популярные среди россиян настроения в отношении природы обширных территорий, различных народов и этносов и цивилизации, а также представления о религии и изменчивости социальный класс. По этим причинам роман Лермонтова является незаменимым ключом к пониманию Российской империи и ее народов в период экспансии империализма.

Ключевой элемент империи изучен в Герой нашего времени — это «цивилизаторская миссия» различных народов и народностей на периферии имперской России. Это рассмотрение «цивилизаторской миссии» и проблемы православия впервые представлено в истории Белы, красивой черкешенки, «с черными глазами, как у горной козы, которая смотрела прямо внутрь тебя» (13). В первом рассказе Печорин организует кражу лошади для брата Белы, Азамата, а взамен требует, чтобы Бела принадлежал ему. Максим Максимыч признается неназванному рассказчику: «Я сказал это Печорину потом, но он только ответил, что некультурная черкешенка должна быть рада иметь такого славного мужа, как он, так как, по их обычаям, он будет ее мужем». (19). Утверждение Лермонтова о Беле и черкесах в целом как о нуждающихся в цивилизации иллюстрирует распространенное среди русских представление о том, что на периферии империи живут дикие люди, неспособные к самостоятельной цивилизации. Однако Лермонтов добавляет нотку иронии в историю Белы и вопрос о ее «цивилизации» в том, что именно русские приказали убить и исчезнуть ее семью.

Вторым элементом империи, проиллюстрированным в истории Белы, является проблема православия и привнесение религии в «нецивилизованные» народы. После того, как мстительный Казбич жестоко зарезал ее, Бела близка к смерти и начинает размышлять о роли, которую религия может сыграть для нее в загробной жизни. Максим рассказывает рассказчику: «Она [Бела] сказала, что ей грустно, что она не христианка и что ее дух никогда не встретится с духом Печорина на том свете, и какая-то другая женщина будет его возлюбленной на небесах. Я подумал о крещении ее перед смертью и предложил ей это. Она посмотрела на меня, не зная, что делать. Она долго не могла говорить, но в конце концов сказала, что умрет в той вере, в которой родилась» (39).-40). Лермонтовская иллюстрация дилеммы Максима относительно того, крестить Белу или нет, чтобы спасти ее душу, изображает фундаментальный конфликт, с которым столкнулись многие русские, пытаясь понять этнических «других». Этот конфликт рассматривается еще раз после того, как Бэла умирает, и Максим борется с тем, поставить крест на ее могиле или нет. Он рассказывает рассказчику: «На другой день рано утром мы похоронили ее возле того места, где она в последний раз сидела, за крепостью у ручья […] Я хотел поставить крест, но как-то не хотелось. Ведь она не была христианкой» (41). Неудобство Максима при назначении Беле религии посмертно также вводит возможность того, что в этом конфликте веры вполне могла быть своего рода двусмысленность, и вопросы о том, что делать, чтобы принести религию тем народам, которые считаются «нецивилизованными», могут возникнуть. имели несколько вариаций.

Вторым важным элементом, рассмотренным в лермонтовском романе «Герой нашего времени », является география, физический охват империи в России. Используя различные географические маркеры и изображения, Лермонтов позволяет нам собрать общие представления о том или ином месте в сознании россиян на основе отношения рассказчика к этому месту. Более широкий контекст, в котором исследуются и объясняются эти обширные территории, иллюстрирует непреходящее увлечение русских «периферией» империи. Привлекательность того или иного географического места в романе определяет как поведение вовлеченных в него людей, так и «какое» это место: гостеприимное, теплое, холодное, солнечное, обширное, унылое и т. д. Лермонтов позволяет читателю собрать чувство России, вкус к «хорошему» и «плохому» внутри империи, пейзажи и красота этих новых земель, а также общая сложность регионов, охваченных имперской Россией в XIX веке. век.

Начиная с безымянного рассказчика в первой части, Герой нашего времени начинается с путешествия по Кавказу, а точнее долине Койшаур. Рассказчик восклицает: «Какое славное место эта долина! Неприступные горы со всех сторон, красные скалы, увитые зеленым плющом и увенчанные купами платанов, желтые пропасти, испещренные ручейками; высоко наверху лежит золотая кайма снега, а внизу серебряная нить Арагвы, слившись в объятиях с каким-то безымянным меньшим потоком, который с ревом вырывается из черного туманного ущелья, тянется, блестя, как чешуйчатая змея» (5). . Из его описания читатель может сделать вывод об абсолютной красоте долины и ощутить чувство величия и восхищения этим местом. Долина Койшаур олицетворяет собой красоту империи, а также ряд физических особенностей, возможных и присутствующих в любом регионе территории, удерживаемой Россией.

В резком контрасте с долиной Койшаура Печорин представляет рассказ о своем пребывании на Тамани, «самой грязной дыре среди всех приморских городов России» (57). Город расположен на самой западной окраине Российской империи, непосредственно граничащей с одной стороны с Азовским морем, а с другой — с Черным морем. В Тамани Печорин пишет: «Мы прошли много грязных закоулков, ничего не видя, кроме ветхих заборов» (57). В Тамани Печорин переживает кражу со стороны ловкого слепого мальчика и чуть не утонул восемнадцатилетней девочкой. Размах города описывается в плохом состоянии, и большинство переживаний Печорина в городе происходят в ночное время, что добавляет таинственности, подозрительности и интриги этому месту. Тамань явно указывает на русские взгляды на периферию империи, где Лермонтов, возможно, преувеличивал условия и детали, чтобы представить город как царство вне центра, где обитают нецивилизованные люди с унылыми нравами.

Последнее географическое пространство, подробно рассмотренное в романе Лермонтова « Герой нашего времени », — это курортный город Пятигорск, где Печорин встречается и ухаживает за княгиней Марией. Именно в этом пространстве происходит большая часть романа и где развивается и разворачивается большая часть сюжета. События Пятигорска повествуются читателю через дневник Печорина, а когда он прибывает высоко к подножию Машука, он описывает открытие окна своего жилища и «комнату, наполненную ароматом цветов из скромного сада за окном. […] к западу лежит Бештау с его пятью голубыми вершинами, как «последняя туча угасающей бури»; на север возвышается Машук косматой персидской шапкой, заполняя весь горизонт; к востоку вид веселее — подо мной, в цветовом пятне, лежит городишко, весь чистенький и новый, с журчанием целебных источников и шумом многоязычной толпы» (70). Город представлен не только ярким и красочным, но и как пространство, в котором проживает множество разных национальностей и языков, что еще больше иллюстрирует обширность территории России во времена Лермонтова. Печорин пишет: «В таком месте приятно жить. Каждая клеточка моего тела трепещет от радости. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка, солнце яркое, небо голубое — чего еще желать? На что нам здесь страсти, желания, сожаления?» (70). В очередной раз Пятигорск показан как чистое, свежее, солнечное и в целом радостное пространство, дающее читателю позитивную картину городской жизни.

География империи в книге Лермонтова « Герой нашего времени » дает контекст и значение обширным территориям, входившим в состав России в 199099-м -м веке, а также иллюстрирует народные настроения и отношение к конкретным пространствам этой огромной империи. В то время как Лермонтов изображает Койшаурскую долину и город Пятигорск как красивые, чистые пространства и передает чувство глубокой признательности за эту красоту, Тамань существует как контраст первой. Решение Лермонтова проиллюстрировать любое данное место в положительном или отрицательном свете позволяет читателю лучше понять масштабы России, а также позволяет интерпретировать и предвзято относиться к любому данному пространству в империи. Обрамление географических пространств в Российской империи является важной частью важности романа и определяет то, как человек понимает территориальные пространства, охватываемые имперской властью.

Последний и, возможно, самый важный элемент исследования Лермонтовым империи в «Герой нашего времени » — это бедственное положение меньшинств, а также отношение и предрассудки, которым подвергались эти группы в составе более крупной Российской империи. Эти разрозненные народы помогли создать разнообразную и обширную территорию с самого начала существования империи. Такие группы, как казаки, чеченцы, различные азиаты, черкесы и осетины, появляются в романе в том или ином контексте, предоставляя читателю точную картину мнений и настроений по отношению к этим различным народам в то время. Лермонтов раскрывает через диалог, а также поведенческий анализ и внутренние размышления, как этнические русские пришли к мнению, что эти народы считаются «другими» и «экзотическими».

Первая широко обсуждаемая группа — это группа «азиатов» в начальной части, Бела. Через разговор неназванного рассказчика с попутчиком по Кавказу последний восклицает: «Страшные жулики эти азиаты. Вы действительно думаете, что они делают что-то хорошее со всем этим криком? […] Вы запрягаете двадцать волов, если хотите, но они ни на дюйм не сдвинутся с места, когда будут кричать на них на этом их языке. Ужасные негодяи! (6). Используя приведенный выше разговор, читатель может прийти к пониманию, что эти «азиаты» находятся на периферии империи, а русские более цивилизованы и доминируют в отличие от менее развитых азиатских народов на окраинах имперской территории. Характеристика этих народов как «страшных жуликов» и «ужасных негодяев» дает ощущение бесхитростности и размытости нравов. В отрывке путешественник продолжает описывать, как азиатские рабочие мошенничают и иным образом заставляют путешественников давать им чаевые. Изображение этих народов как нечестных и мошенников способствует повествованию о «нецивилизованном» другом, ассоциируя этих людей с неустойчивыми моральными ориентирами.

Пока безымянный рассказчик продолжает свое путешествие в тот день, он еще раз разговаривает с путешественником, и рассказчик выражает свое явное презрение к группам, путешествующим с ними. Обмен рассказывает о взглядах разных народов на интеллект, чистоплотность и способности. — Жалкие люди, — сказал я, указывая на наших грязных хозяев, наблюдавших за нами в каком-то немом оцепенении. Путешественник с ним тогда утверждает: «Как глупо они ни приходят! Хотите верьте, хотите нет, но они абсолютно бесполезны. Что ни говори о наших друзьях кабардинцах или чеченцах, хоть они и разбойники и бродяги, но при всем при том отважные черти. Да эта толпа и не думает об оружии. Вы никогда не увидите ни одного из них с приличным кинжалом» (9).). В обмене грузинские хозяева и другие названы «глупыми» и «абсолютно бесполезными», а кабардинцы и чеченцы — «разбойниками и бродягами».

В еще одном разговоре возникает тема черкесов: «Возьмите, например, этих черкесов, — продолжал он. «Как напьются бузы на свадьбе или похоронах, так это чистое убийство» (10). Выбор Лермонтова описать черкесов как неуправляемых, беззаконных пьяниц продвигает «нецивилизованный» троп, который относился к «другим» народам в империи, еще больше отделяя их от этнических русских. Относительно унижая этнические меньшинства на обширных территориях империи, Лермонтов использует неназванного рассказчика для сравнения русских с другими, возвышая русских на более высокое положение в великой схеме империи: «Меня не могла не поразить эта способность русским приспособиться к укладу жизни народов, среди которых им довелось жить. Не знаю, похвально это качество или нет, но в нем обнаруживается удивительная гибкость и тот ясный здравый смысл, который может прощать зло везде, где оно видится неизбежным или неистребимым» (25). Эта «чудесная гибкость», позволяющая приспосабливаться к постоянно меняющимся обстоятельствам, и великодушное прощение зла делают этнического русского превосходящим как в дипломатии, так и в эмоциональном интеллекте меньших, нецивилизованных, диких других. Рисуя картину империи, Лермонтов иллюстрирует неполноценность других национальностей в иерархии общественного порядка в имперской России XIX века. век.

« Герой нашего времени» Михаила Лермонтова является незаменимой частью более широкого понимания России как нации, русской идентичности и российского империализма в XIX -м веке. Лермонтов использует художественную литературу как метод, помогающий русским понять цивилизацию (или ее отсутствие) на периферии империи, миссию православия, обширные географические территории и этнические меньшинства, охватившие эту империю. С его романа можно начать рисовать картину более широких взглядов, настроений и поведения россиян по отношению к цивилизации, религии, географическому пространству и этническим меньшинствам. Лермонтова Герой нашего времени помещает Россию и русскость в контекст империи и обеспечивает основу для мышления россиян и российской истории, которая имеет решающее значение для понимания имперского 19 го века в Азии.

 

Александр Пушкин и Михаил Лермонтов

Карусельные туры

29 июня 2021

Два самых известных русских поэта Александр Пушкин и Михаил Лермонтов жили в первой половине XIX века и оказали влияние на стиль всех русских писателей, которые за ними – Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой, Антон Чехов, Владимир Набоков, Михаил Булгаков…

Оба были расстреляны на дуэли в юном возрасте и у обоих были «экзотические» предки, приехавшие в Россию издалека. Прадед Александра Пушкина Абрам Ганнибал был африканского происхождения, он был похищен еще младенцем и отправлен в Константинополь, где его нашел русский посол и представил русскому двору – Петр Первый лично стал крестным отцом младенца и превратил его в русского дворянин.

Дальним родственником Михаила Лермонтова был Джордж Лермонт, шотландский наемник, служивший в польской армии в XVII веке, где он попал в плен к русским во время русско-польской войны. Впоследствии он пошел служить в русскую армию и там поселился. Он также был пожалован русским дворянским титулом.

Портрет А. Пушкина работы В. Тропинина (1827)

Александр Пушкин (1799-1837)

Пушкин для россиян как азбука, когда учишься писать – он стоит у истоков современной литературы и современный язык. За свою недолгую жизнь он написал множество шедевров — стихи, стихи, сказки для детей, роман в стихах и рассказы в прозе — все очень красивым, остроумным и простым языком, который приятно читать.

Для остального мира самым известным произведением Пушкина является Евгений Онегин , благодаря одноименной опере с божественной музыкой другого гения, Петра Ильича Чайковского. Великолепный язык Пушкина очень мелодичен, и, когда мы слушаем арии этой оперы, мы часто предвкушаем каждую фразу, которую поет певец, — таков этот роман в наших головах. Очень советую послушать оперу, а еще лучше увидеть ее вживую, и, конечно же, прочитать роман.

«Евгений Онегин» Опера, Мариинский театр Постановка

«Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» написан стихами, и когда читаешь его в оригинале, некоторые его части запоминаешь почти автоматически слово в слово, даже не осознавая этого. Это волшебство онегинской строфы, особой формы, придуманной Пушкиным, приближающейся к естественной мелодии речи.

Если вы читаете его на других языках, вы можете выбрать перевод в стихах или в прозе, который более точно передает смысл каждой фразы, но не имеет оригинальной структуры романа.

Действие романа происходит в аристократическом обществе начала 19 -го -го века. Он дает нам остроумное и любопытное описание тогдашней русской жизни с ее привычками и модами, но это еще не все. В основе романа романтическое развитие чувств тихой мечтательной Татьяны и Евгения Онегина, эгоистичного байронического типа, щеголя лет двадцати, уже разочаровавшегося в жизни. Молодой романтический помещик Ленский, сосед Онегина, сестра Татьяны Ольга и няня Татьяны — другие важные персонажи. Пушкин пишет обо всех них так, как будто был знаком с ними лично. С самого начала мы чувствуем, что авторские симпатии на стороне Татьяны.

Кое-где Пушкин вставляет очаровательные отступления о, например, изящных женских ножках, когда-то покоривших его сердце (поэт был большим любителем женщин), о своих мыслях и советах.

Иллюстрация к дуэли Онегина и Ленского И. Репина

Центральным событием романа является нелепая дуэль Онегина и Ленского, на которой один из них погибает. Дуэли были очень распространены в высшем обществе того времени, хотя и были запрещены, и сам Пушкин был вынужден принять вызов на дуэль, где был смертельно ранен в возрасте 37 лет.0005

В первой части романа Татьяна влюблена в Онегина, но он не готов принять ее чувства. В конце концов все оборачивается наоборот — Онегин страстно влюбляется в Татьяну, однажды из застенчивой провинциалки она превращается в известную светскую львицу, но уже поздно.

Роман короткий и легкий для чтения, вы с удовольствием проведете с ним несколько вечеров или выходных, и я уверен, что вы почерпнете немало полезных идей из этой жемчужины русской литературы!

Автопортрет Пушкина с Онегиным

Александр Пушкин так привязался к своему Евгению Онегину, что даже представил, как они идут вместе по Неве в Петербурге рука об руку, как будто он был хорошим знакомым Пушкина.

Рассказы Белкина

Это 5 увлекательных рассказов, написанных в прозе. «Рассказы Белкина» рассказывают нам истории из разных слоев русского общества того времени. Эти рассказы представлены как настоящие, они якобы были собраны помещиком Белкиным и написаны им перед смертью.

Каждая история написана в двух преобладающих стилях той эпохи: сентиментальной или романтической. В «Повестях Белкина» Пушкин впервые затрагивает тему маленького человека , которая вскоре станет очень важной для русской литературы.

«Маленький человек» — это скромный человек, который занимает где-то второстепенную должность и очень часто не имеет возможности изменить свою жизнь или ответить своим обидчикам. Гоголь, Достоевский, Чехов и другие русские писатели позже придумывали свои истории о «маленьких человечках».

Жизненный портрет Эмеляна Пугачева перед казни, автор Неизвестный (1774)

Дочь капитана

Капитан — это очень романтическая история о молодости Мэн, П. О. его невероятные приключения во время пугачевского бунта 1770-х гг.

Пушкин подготовил для российского императора исследование о пугачевском бунте и для этого ему был предоставлен доступ к секретным документам. Повесть Емельяна Пугачева вдохновила Пушкина на написание «Капитанской дочки». У Гринёва был реальный прототип, но Пушкин приукрасил свой рассказ и сделал его гораздо более «кинематографичным». Пушкин изображает казака Емельяна Пугачева, предводителя крестьянских восстаний против царствования Екатерины Великой, с большим сочувствием, очень смелым выбором для писателя в царской России.

События в этой истории развиваются очень стремительно, и вы не успеете заскучать. Это одна из последних работ Пушкина, он был расстрелян на дуэли через несколько месяцев.

Наталья Гончарова в исполнении А. П. Брюллова (1830-е гг.) , который то и дело провоцировал поэта, проявляя недвусмысленный интерес к его красавице-супруге Наталье Гончаровой. Еще более скандальным стало то, что Дантес женился на сестре Натальи незадолго до дуэли.

Однако большинство современников Пушкина считало, что Дантес был лишь подставным лицом, а за дуэлью стоял сам император Николай I. Николай I был бабником и любовниц у него было много – одной из них он хотел сделать Наталью. Возможность этого романа приводила Пушкина в бешенство.

Портрет Лермонтова работы П. З. Захарова-Чеченца (1834)

Михаил Лермонтов0002 Другим величайшим русским поэтом, также погибшим на дуэли, был Михаил Лермонтов. Он прожил очень короткую жизнь, к моменту смерти ему было всего 26 лет, но он успел оставить нам внушительное наследие — несколько стихотворений, множество стихов, пьесу и один из величайших романов в русской литературе. Я не могу не задаться вопросом, как это возможно, чтобы литературные произведения, написанные почти подростком по нашим современным представлениям, могли иметь такой глубокий смысл и продолжать влиять на людей всех возрастов? Антон Чехов, восхищавшийся Лермонтовым, задавал себе тот же вопрос.

Лермонтов прославился Смерть поэта , горькой поэмой, написанной вскоре после смерти Александра Пушкина и наполненной упреком в адрес общества и власти, позволивших убить гения. Поэма разошлась по Москве и Петербургу в ручных копиях в течение нескольких дней. Лермонтову было всего 22 года, и к тому времени он уже написал несколько стихотворений и стихов, которые были опубликованы позже.

Его тут же отправили в армию в поход на Кавказ. Здесь Лермонтов в детстве много времени проводил на целебных водах, а потом, будучи офицером, написал несколько своих самых известных произведений и написал удивительные пейзажи. Кавказ стал главным действующим лицом для Лермонтова-писателя и Лермонтова-живописца.

Михаил Врубель, талантливый русский художник, был очарован Лермонтовым. Он создал одни из лучших иллюстраций к произведениям Лермонтова, но главным предметом его интереса был Демон из одноименной поэмы Лермонтова.

Врубель

всю свою жизнь рисовал различные версии Демона. Его самый известный Демон сейчас экспонируется во Врубелевском зале Третьяковской галереи в Москве .

Герой нашего времени

Поэзия Лермонтова глубоко романтична, но его единственный законченный роман, , герой нашего времени, часто называют первым Роусом. психологический роман.

Этот крошечный роман — одно из самых любимых литературных произведений в России. Конечно, когда мы знакомимся с ней в школе, мы видим ее совсем в другом свете, но это та книга, которую большинство из нас перечитывает позже в жизни. Удивительно осознавать, что Лермонтов опубликовал ее, когда ему было всего 25 лет, и на ее написание у него ушло несколько лет.

Герой нашего времени состоит из нескольких историй, перемешанных в хронологическом порядке. Главный герой во всех рассказах один и тот же — молодой русский офицер Печорин, служивший на Кавказе в то время, когда происходило большинство событий, описанных в книге.

Пушкин получил фамилию своего Евгения Онегина от реки Онеги, которая протекает в Архангельской области России. Лермонтов, который имел в виду образ Онегина при создании своего романа, названного «Печорин» в честь реки Печоры, также протекающей на севере России.

Иллюстрации к роману М. Врубеля

Лермонтов идет дальше и называет своего главного героя Григория Печорина еще менее ироничным типом, чем пушкинский090 его эпоха . Каждый рассказ из книги разворачивается в другом месте и все они заканчиваются драматично — Печорин разрушает устоявшуюся рутину в жизни других людей, оказавшихся рядом с ним — контрабандистов, сослуживцев и аристократов, кавказских горцев. В то же время мысли Печорина невероятно глубоки и проникают в головы читателей, заставляют задуматься над вечными вопросами человеческого бытия.

Помимо перепутанных глав романа, в Герой нашего времени вы найдете 3 рассказчиков — Максима Максимыча, доброго русского офицера, служившего в крепости, куда Печорин был сослан после дуэли, автора и самого Перчорина. Эти литературные приемы гениальны, поскольку позволяют увидеть приключения Печорина с разных сторон и все время держат в недоумении. Сначала мы знакомимся с Печориным из рассказов других людей и только после этого узнаем его глубже из его собственного дневника.

В каждом рассказе романа есть интрига, кто бы ни был рассказчиком, и все они читаются на одном дыхании и с нетерпением. Они могли бы быть самостоятельными работами, если бы автор решил опубликовать их отдельно.

Любимым рассказом Антона Чехова из «Героя нашего времени» была Тамань. Он говорил: «Я не могу понять <…> как он, будучи таким молодым, мог это сделать! Я хотел бы написать такую ​​вещь и хороший водевиль, тогда я мог бы умереть!»

В то же время Владимир Набоков считал, что «Тамань — худший рассказ во всей книге»; все в нем раздражало его и казалось нереальным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *