Иордания – гора Нево. По следам Ковчега Завета
Иордания – гора Нево
Согласно другой распространенной версии, Ковчег Завета находится где-то внутри горы Нево.
Гора Нево (Небо, Фасга или Писга, а также гора Моисея) – это гора на западе современной Иордании, к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в 7 километрах от города Мадаба. Ее высота – 817 метров над уровнем моря.
Гора Нево – одно из наиболее почитаемых святых мест Иордании. Именно с этой горы, вознесшейся над Мертвым морем, долиной реки Иордан, Иерихоном и иерусалимскими холмами, Моисей обозревал Землю Обетованную, в которую ему так и не суждено было войти.
«И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора» (Втор., гл. 34).
Рис. 43. Указатель направлений на горе Нево
Моисей умер тут и похоронен где-то неподалеку от горы Нево
«И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор., гл. 34).
Именно на горе Нево Моисей благословил Иисуса Навина, дабы тот завершил миссию, переведя еврейский народ через реку Иордан. Считается, что местом переправы стал брод против Иерихона, известный как Вифавара или Бейт-Абара («дом пересечения»). Возможно, именно этот брод в Библии называется Беф-Вара, Беф-Арава и Вифания за Иорданом.
Гора Нево была объектом паломничества первых христиан из Иерусалима. В IV веке нашей эры на ней была построена небольшая церковь в память о Моисее (как считается, непосредственно на месте его смерти). Некоторые камни от первоначального храма до сих пор лежат на своих местах в стене более поздней постройки. Позднее церковь была расширена до размеров большой базилики и украшена византийской мозаикой. В таком виде она дошла до наших дней.
Под мозаичным полом церкви пророка Моисея на горе Нево было найдено шесть выдолбленных в скале гробниц разных эпох. В алтарной части современного храма можно видеть остатки мозаики, древнейшая часть из которой – плашка с переплетенным крестом.
Прямо перед храмом стоит так называемый Змеиный крест (см. Рис. 17-ц), который символизирует медного змея, воздвигнутого Моисеем в пустыне, и одновременно – крест, на котором был распят Иисус. Иногда его путают с посохом Моисея, к которому Змеиный крест на самом деле не имеет никакого отношения.
Во время Исхода Бог повелел Моисею сделать медного змея и водрузить его на древко знамени для защиты от «ядовитых змеев» (букв. – «огненных»), которые были насланы на евреев за малодушие и ропот во время скитаний по пустыне. После того как от укусов этих змей умерло множество людей, народ обратился к Моисею с покаянной просьбой помолиться Яхве о спасении от них. Моисей по указанию Бога сделал «медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. 21, 9).
Обладающий целебной силой змей, обвивший древко, впоследствии стал символом фармацевтики. В Новом Завете он был еще раз упомянут как символ восхождения Иисуса на крест, которое дает жизнь всем, кто обратит взор на распятие.
Гора Нево была объявлена Католической церковью Ближнего Востока одним из мест паломничества в юбилейный 2000 год от Рождества Христова. Самым высокопоставленным паломником стал сам Папа римский Иоанн Павел II, который отметил приход нового тысячелетия паломничеством на Святую Землю. Он начал свой визит с молитвы в базилике на горе Нево. Затем он остановился на вершине горы, откуда увидел ту же панораму, что и Моисей более 3000 лет назад…
Так вот. Согласно имеющейся версии, Ковчег Завета был помещен в пещеру на горе Нево пророком Иеремией.
Рис. 44. Пророк Иеремия (фреска Сикстинской капеллы)
Пророк Иеремия (на еврейском – «Возвышенный Богом») происходил из священнической семьи и родился в Анафофе, в четырех километрах на северо-восток от Иерусалима. К пророческому служению он был призван в царствование Иосии и проповедовал при царях Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии.
При благочестивом царе Иосии Иеремия учил беспрепятственно. Со временем пророческие слова Иеремии стало вызывать в слушателях все большее раздражение, и, начиная с царствования Иоакима, пророк подвергается непрекращающимся гонениям – даже со стороны членов своей семьи. Дошло до того, что Иоаким приговорил Иеремию к смерти, вследствие чего тот вынужден был скрываться. Однако, Иеремия диктовал свои обличительные речи Варуху, своему ученику, который объявлял их царю и народу. Желая скрыть от народа одну из таких речей, Иоаким при чтении ее лист за листом сжигал.
Впрочем, подобные гонения вовсе не удивительны. Ведь Иеремия проповедовал, что иудеи все больше теряли веру в единого Бога и все более нарушали его заповеди. За это пророк предрекал наказание свыше, которое должно было постигнуть отвернувшийся от Бога народ, – вавилонский плен, который, согласно пророчеству Иеремии, должен был длиться 70 лет. Вдобавок, считая, что с вавилонянами бесполезно воевать, Иеремия убеждал преемника Иоакима (уведенного в Вавилон), последнего иудейского царя Седекию, подчиниться Навуходоносору. За это, как враг отечества, он был посажен в темницу, а потом брошен в навозную яму.
При царе Седекии в 586 году до нашей эры как раз и случилось то, о чем предсказывали Иеремия и другие пророки: полчища армии Навуходоносора окружили Иерусалим, захватили его и разрушили храм и город. Уцелевшие жители были уведены в плен. При взятии Иерусалима Иеремия был также связан и отправлен в плен, но по дороге, согласно повелению Навуходоносора, был освобожден. В скором времени после этого беженцы из Иерусалима захватили Иеремию и увели в Египет, где он продолжил свое пророческое служение еще несколько лет.
Обычно для обоснования версии нахождения Ковчега Завета в горе Нево приводится следующий текст из Второй Книги Маккавейской:
«Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2Макк., гл. 2).
Те, кто привык воспринимать библейские тексты в качестве абсолютной истины и достоверного источника, в данном отрывке, конечно, увидят конкретное указание места, где ныне должен находиться Ковчег Завета. А тем, кто допускает сомнения в беспрекословности авторитета Библии, думаю, будет полезно привести те строки, которые стоят во Второй Книге Маккавейской непосредственно перед приведенной цитатой, и про которые сторонники данной версии почему-то забывают:
«В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым взять от огня, как показано и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их. Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона из сердца своего» (2Макк., гл. 2).
Из всего этого отрывка для нас важны самые первые слова «в записях пророка». Они указывают на то, что Вторая Книга Маккавейская использует в качестве источника некие записи самого пророка!.. Нет ни свидетелей, ни сторонних наблюдателей того, что описывается!..
Итак, пророк утверждает, что он спрятал сразу Ковчег Завета, Скинию и жертвенник кадильный способом, указанным в тексте. Мне, как атеисту, для которого звание «пророк» абсолютно не является основанием для безоговорочного доверия, дозволено усомниться в правдивости Иеремии.
Я еще могу допустить, что Ковчег Завета, сам обладавший способностью уменьшать собственный вес, еще мог быть куда-то перемещен Иеремией. Но Скиния-то такой способностью не обладала. Это был всего лишь переносной храм, весивший весьма немало. Скинию носило целое «подразделение» левитов – законы гравитации ведь еще никто не отменял. А тут нужно было все это не только приподнять, но и переместить из Иерусалима аж на гору Нево!..
Рис. 45. Скиния
Получается, что Иеремия должен был либо превысить все мыслимые рекорды в тяжелой атлетике, либо обладать очень мощными способностями по телекинезу. Ни о том, ни о другом в библейских текстах нет ни слова, хотя очень сомнительно, чтобы современники обошли бы вниманием столь выдающиеся способности Иеремии, которые вполне бы претендовали на звание «чудес». Вдобавок, обладай бы реально Иеремия такими способностями, он давно бы мог использовать их для подтверждения своей исключительности и богоизбранности и не подвергался бы гонениям.
Можно было бы сослаться на то, что, дескать, Бог мог помочь своему пророку и сделать все его ношу невесомой. Но если все равно потребовалось бы вмешательство Бога, то зачем ему нужен был бы пророк?.. Бог мог и сам все это сделать без посторонней помощи.
И уж совсем непонятно, как бы Иеремия справился бы с задачей, если в это время он сидел то ли в темнице, то ли в навозной яме…
Так что это все может быть видением, сном или буйной фантазией Иеремии (к чему у него, как у пророка, явно должна была быть склонность), если не откровенной ложью…
Поскольку же за рассматриваемой версией нет абсолютно ничего, кроме этих строк пересказа собственных слов самого пророка, то к утверждению о нахождении Ковчега Завета на горе Нево в Иордании нельзя относиться хоть сколь-нибудь серьезно.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть II. Гора Нево — Амман
Если на месте Крещения развернуться спиной к Иордану и посмотреть на юго-восток, в сторону гряды пологих гор, которая широкой полосой тянется вдоль берега Мёртвого моря, в хорошую погоду на вершине одной из них можно разглядеть небольшой светлый прямоугольник. Это храм на горе Нево.
Иордания христианская. Гора Нево
Местные гиды называют это место «гора Нéбо» — с ударением на первый слог. Монумент Моисея, The Memorial of Moses, считается самым посещаемым паломниками местом в Иордании, и в этом есть большая доля правды. Потому что паломничества сюда совершают не только христиане, но и иудеи, воздающие почитание великому пророку. Многие из них считают своим долгом повторить тот путь, которым почти три с половиной тысячи лет тому назад их предки вошли в Землю Обетованную, завершив сорокалетние скитания в пустыне.
Храм на горе Нево
Отсюда пятьдесят километров по шоссе до столицы, Аммана. И сорок шесть по прямой — до Иерусалима. Пророку Моисею хорошо были видны Мёртвое море и западный берег Иордана — та земля, которую Бог обещал Своему народу и которую Моисей увидел только издали, отсюда, с вершины горы Нево.
Сосновая роща, дорожка в гору к вершине холма, довольно многочисленные группы туристов. Паломников – хоть христиан, хоть иудеев — их обычно везде сразу видно. Здесь таких нет; в прозрачной тени невысоких деревьев неспешно прогуливаются типичные западные туристы — пожилые мужчины и женщины плюс несколько хрестоматийных японцев с фотоаппаратами.
Фрагменты храмовых мозаик, хранящиеся в комплексе т. н. Монумента Моисея
На полпути к вершине — памятный знак, установленный в год 2000-летия Рождества Христова, с именами жертвователей. Среди них много русских фамилий на кириллице; ни одна из них не знакома. Есть просто имена: Оксана, Мария. На памятном знаке выбит герб францисканцев — две скрещенные руки со стигматами на фоне креста. С 30-х годов прошлого века эта земля принадлежит общине ордена святого Франциска, но никаких признаков монашеской жизни не заметно. Туристы бродят по мемориалу сами по себе.
Нам не везёт: древний храм, возведённый на вершине горы еще в IVстолетии и перестроенный в XX веке, закрыт на ремонт. На улице под стилизованным бедуинским шатром можно увидеть храмовые мозаики, собранные археологами в здешних местах. Все они какого-то красноватого оттенка; каменные породы в Иордании насыщены железом, особенно заметно это станет в Петре. Никаких особых, музейных условий хранения; мозаики фактически живут под открытым небом.
Склоны горы Нево
Неожиданно разговор заходит о быте бедуинов (наверное, из-за чёрных пологов, которыми накрыт шатёр).
— А как они спасаются от скорпионов?
Самер, наш гид, потихоньку вырывает из края полога кусочек шерсти:
— Это сделано из верблюжьей шерсти, видите? У неё такой особенный запах или что-то такое, что отпугивает скорпионов.
Позднее, в пустыне Вади-Рам, когда мы посетим настоящие бедуинские становища, этот факт не раз вспомнится. Научный это факт или достояние фольклора, но ни одного крупного скорпиона мы не увидим. А на маленьких, размерами с муравья, здесь никто особо внимания не обращает по причине их относительной безвредности.
Мемориальный знак возле храма
На смотровой площадке людно. Пожилой экскурсовод рассказывает своим подопечным, где находились наиболее памятные библейские места и куда смотрел пророк Моисей, стоя на этой вершине:
— Dead Sea… Jordan River… Promised Land…
Шляпы, платки и бейсболки послушно поворачиваются вслед за его рукой; туда же направляются камеры мобильных телефонов: снимают все и всё. Напоследок — групповое фото на фоне «жезла Моисея», жутковатой скульптуры, стоящей рядом со смотровой площадкой.
Когда-то очень давно долина Иордана выглядела иначе, река была полноводной и сильной. Можно представить, что испытывали измученные десятилетиями скитаний сыны Израиля, когда увидели эти земли и услышали от своего вождя, что им, родившимся и выросшим в пустыне, предначертано Богом стать хозяевами этих цветущих земель.
Факт-открытие: в древности Иордан был настолько полноводной рекой, что несколько храмов, построенных в первые века христианства на месте Крещения Спасителя, были разрушены из-за сезонных паводков.
Фрагмент мозаики
«Жезл Моисея», скульптура итальянского мастера Джованни Фантони
Фрагмент храмовой мозаики
Дорога спускается по склонам горы Нево в сторону Мёртвого моря
Иордания туристическая. Амман
Первый день нашей поездки. Полупустой аэропорт QueenAlia. Сюда три раза в неделю прибывают самолёты из Москвы. Мы заходим в стеклянное здание аэропорта и идём длинными переходами к стойкам паспортного контроля. «Мы» — это многочисленная и разношёрстная группа паломников, журналистов и духовенства, которая посетила страну по приглашению министерства туризма Иордании.
Нас встречают несколько человек, сотрудники министерства. У них на руках списки, в которых надо найти свою фамилию и получить 40 динаров на визу. Въезд в Иорданию де-факто безвизовый, штамп в паспорте после уплаты пошлины проставляют непосредственно в аэропорту.
Поднимается переполох. Каждый второй не может найти себя в списках. Один из встречающих, парень с целой кипой бумаг, уже раздаёт деньги. Проходит ещё пять минут – и честные россияне, так и не разобравшиеся, кто что должен делать, на всякий случай начинают возвращать динары. В конце концов, через полчаса суматоха сходит на нет, и все благополучно получают свои паспорта со штампом хашимитского королевства Иордании.
Амман, центральная часть города
Среди нас находятся опытные путешественники, уже бывавшие в стране.
— Не переживайте, это тут обычное дело, — успокаивают они нас. Правда, когда нас ведут на стоянку к автобусу, бывалые коллеги предлагают пари:
— Спорим — это не наш автобус?
Ко всеобщему облегчению, выясняется, что автобус всё-таки наш. Парень-гид, сопровождавший нас к автобусу и сносно говорящий на русском, оказывается выпускником какого-то донецкого ВУЗа. Иорданец выучил русский язык во время учёбы в украинском институте. Донецк… Тему не поднимаем: поздно, все устали, всем хочется поскорее отдохнуть.
Амман — настоящий мегаполис. Его население — это почти треть всего населения страны (два и шесть с небольшим миллионов, соответственно). Это неудивительно: город расположен на севере страны, в холмистой местности, поэтому здешний климат отличается мягкостью, он скорее средиземноморский. Никакого контраста после перелёта не ощущается, майский вечер в Аммане совершенно такой же, как и в Москве. Пройдёт несколько дней, и мы, вернувшиеся сюда сразу после пекла Акабы, после сорока семи градусов тепла в тени, смертельно замёрзнем вечером в Аммане, когда там будет плюс восемнадцать.
Амман. Вид на Старый город.
Исторический центр Аммана, — так называемая цитадель, развалины крепости на вершине одного из холмов. Археологический музей, разместившийся тут, удивляет скромностью экспозиции. И это притом, что Аммонское царство, ассирийцы, персы, греки, набатеи, римляне, арабы-гассаниды (кстати, приверженцы яковитской церкви), Оттоманская Порта — все эти государства и культуры оставили свой след в здешних местах. Чувствуется, что если памятники здесь и сохраняют, то без особого пиетета перед их исторической и культурной ценностью. Возможно, в этом проявляется присущий исламу фатализм и покорность перед судьбой: чему Аллах судил быть разрушенным, то будет разрушено.
…Над цитаделью, её колоннами вдруг поднимается в небо воздушный змей. Его запустили мальчишки прямо под стенами крепости. Тут же вспоминается картинка из Иерусалима, в своё время врезавшаяся в память: такие же чернявые пацаны запускают в небо воздушного змея прямо со стены, окружающей место, где Господь вознёсся на небеса. Ветры здесь дуют крепкие, на этих семи холмах Аммана, и, присмотревшись, замечаешь, что тут и там над городом висят другие воздушные змеи, их много, они как редкие цветочки на длинных тонких стеблях – раскачиваются на ветру, глядя сверху на ковёр-мозаику, сложенную из бесчисленных крыш старого города.
Руины древнего храма Юпитера в центре акрополя
— Сейчас мы будем проезжать американское посольство — пожалуйста, не фотографируйте, — наш гид, смешливый балагур Самер, на сей раз серьёзен. — Могут быть проблемы.
Накануне поездки мне рассказали в фейсбуке историю про то, что может случиться, если тебя заметят фотографирующим посольство США в Аммане: автобус с неосторожными туристами был остановлен и надолго застрял «до выяснения». Фотографировать американское посольство неинтересно: целый квартал в новом городе Аммана огорожен высоким забором с несколькими КПП и охраняется патрулями на джипах с пулемётами и автоматчиками — что тут такого.
— Видите, какое тут к ним отношение, — Самер, как кажется, хочет сделать нам приятное, подчёркивая, что американцы здесь не очень-то комфортно себя чувствуют. — Просто посмотрите потом на российское посольство и сразу поймёте, в чём разница.
Российское посольство охраняет один полицейский в будке-«стекляшке».
Вестибюль дворца Аль-Каср (Аль Казер) — единственная относительно сохранившаяся его часть
Правда, на въезде на территорию гостиницы, в которой мы живём, тоже постоянно дежурит полицейский с автоматом, а сам въезд оборудован автоматическими барьерами.
В один из дней неожиданно обнаруживаем на гостиничной стоянке танк. Настоящий танк, современный, большой. Выясняется — сегодня тут снимают кино. Точнее, сериал. Вся стоянка занята киношной техникой, поодаль — машина военной полиции, присматривающей за танком. Серьёзное отношение к производству сериалов впечатляет. Может быть, сериал будет про военных?
Вообще, отношение к людям в погонах тут очень уважительное. Оно и понятно: король Абдалла II сам кадровый военный с отличным послужным списком, его портреты в форме маршала Королевских Иорданских ВВС висят в каждом втором офисе, в магазинах и кафе, на стенах домов, и необязательно эти дома — казённые учреждения. Не менее популярны портреты короля в штатском — с женой и детьми.
Римский амфитеатр у подножия холма окружён современными постройками
Популярность короля — залог стабильности в стране. Так считает наш гид; во время одного из долгих переездов наш разговор касается политической ситуации, и мы спрашиваем Самера об «арабской весне» и роли Иордании в регионе.
— Короля нельзя трогать, — Самер серьёзно говорит о том, что они, вероятно, не раз обсуждали с друзьями на досуге, на своих иорданских кухнях. — Его нельзя трогать, он же потомок Мухаммеда.
Действительно, король Абдалла принадлежит арабскому роду хашимитов, который ведёт свою родословную от Хашима ибн Абд Манафа, приходившегося пророку Мухаммеду дедом. Но насколько сплочёнными могут быть арабы-мусульмане, защищая потомков пророка, — кто знает.
— И вообще. Посмотрите: у кого самая протяжённая граница с Израилем? У Иордании, — Самер увлёкся «политинформацией» и с жаром разъясняет нам суть происходящих событий и их скрытый смысл. — По прямой от Аммана до Иерусалима — всего 65 километров. Любая ракета долетит элементарно. Поэтому в Иордании будет всё спокойно. Американцы нас поддерживают. А Сирию, Ливан, Ирак — да всё вообще они разделят на части.
Экспонаты Национального археологического музея Аммана
Удивительно: наш гид рассуждает о роли американцев в регионе, но каждый новый аргумент неизменно заканчивается одним и тем же — положением Израиля.
— Сейчас у нас с Израилем всё спокойно, — продолжает Самер. — Вот мы были на месте Крещения — так его совсем недавно открыли для посещения, раньше там, на израильской границе, стояли части нашей армии.
Да, профессиональной иорданской армии есть чем заняться: расслабляться в таком неспокойном регионе точно не стоит.
— Вокруг нас везде войны идут, — заканчивает свою политинформацию наш гид, и эта констатация факта повисает в воздухе напряжённым многоточием.
А пока, как любил выражаться во времена оны отечественный МИД, «дружественные и добрососедские отношения между двумя странами развиваются и укрепляются»: в последние годы Иордания и Израиль реализуют совместный проект строительства скоростного шоссе, по которому добраться от одного города до другого можно будет меньше чем за час.
Факт-открытие: Москва и Амман — города-побратимы. А еще побратимом Аммана является Нальчик. Вероятно, исторические связи кавказских народов с Иорданией проявились и в этом случае.
Руины дворца Аль-Каср
Вестибюль дворца, интерьер с фрагментами каменной резьбы
Экспонат Национального археологического музея Аммана, фрагмент
Руины на месте дворца Аль-Каср, включавшего в себя комплекс монументальных ворот, крестообразный зал для приемов и несколько сводчатых залов
Храм Юпитера, или Великий храм Аммана был возведён при императоре Марке Аврелии (II в. н. э.)
Фрагменты декоративных рельефов
Экспонат Национального археологического музея Аммана — стеклянная рыба, один из первых символов раннехристианского искусства
Продолжение следует…
www.pravmir.ru
Гора Нево – место кончины пророка Боговидца Моисея / Православие.Ru
Вид горы Нево |
В ветхозаветные времена Нево называлась одна из вершин горы Аварима, или Фасги, с которой поднявшемуся сюда пророку Моисею Господь даровал бросить перед смертью последний взгляд в сторону Земли Обетованной. Это также и название города вблизи одноименной горы, перешедшего при Моисее от моавитян к рувимлянам. Моавитяне, жившие к югу от реки Арнон, хотя и были через Лота (см.: Быт. 19: 37) родственным Израилю народом, но не позволили израильтянам через их землю пройти в Ханаан – землю, которую Бог обещал дать израильтянам. Страна Моав располагалась на плато высотой 900 м к востоку от Мертвого моря и была родиной Руфи. Моав часто воевал с Израилем, и в ветхозаветные времена моавитяне постоянно досаждали евреям.
Гора Нево расположена к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в библейской стране Моав. С нее открывается вид на бывшие моавитские равнины – местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона, где израильтяне во времена пророка Моисея расположились перед тем, как вступить в Ханаан. Сама гора Нево также связана с приходом сюда израильтян, стан которых, по сохранившемуся преданию, находился неподалеку от нынешней иорданской деревни Кафрейн.
Крытый домик — Источник Моисея под Петрой. |
Археологические раскопки на горе Нево начались в июле 1933 года. Их проводили ученые Францисканского Библейского института, обнаружившие на горе развалины маленькой церкви (часовни) IV века, возведенной здесь в память о месте, с которого воззванный на гору Нево пророк Моисей обозревал Землю Обетованную. По данным археологических исследований, эта маленькая церковь к VI или VII веку превратилась в небольшой монастырь. Данные ученых совпадают с сохранившимися описаниями некоей странницы Егерии (390 г.), рассказавшей о небольшой церкви, построенной на горе египетскими монахами. Побывавший здесь позже епископ Петр Иберийский свидетельствовал о виденной им в церкви гробнице Моисея. Имеются данные о том, что в V веке храм на горе Нево был расширен, в 530–531 годах к нему пристраиваются придел во имя Божией Матери и баптистерий. Через 66 лет здесь возводится базилика, пол которой был выложен мозаикой. В начале VII века появляется пристроенная часовня святой Марии. Несколько позднее (точное время неизвестно. – А.Х.) все существовавшие к тому времени церковные постройки объединили в монастырь.
Предположительно на старом месте главного монастырского алтаря археологи обнаружили квадратной формы пол, выложенный цветной мозаикой. Древние мозаичные фрагменты искусной работы обнаружены археологами и в других местах горы Нево. С середины 1930 года, когда были обнародованы первые археологические изыскания на горе, она стала открытой для посещения паломниками. В настоящее время на месте бывшего монастыря стоит так называемый «новый баптистерий», или церковь святого Моисея. С 1932 года францисканская кустодия Святой Земли получила участок земли на горе Нево, на котором была создана францисканская община, состоящая всего из трех монахов из Италии, Австралии и Сирии. По их рассказам, главной целью общины является «возрождение созерцательной и молитвенной жизни в сочетании с гостеприимным отношением к паломникам».
Паломникам, оплатившим входные билеты на территорию мемориала, монахи показывают на вершине горы Нево памятный знак в виде стелы; каменный круг, который якобы служил когда-то «местом для входа в монастырь»; сохранившийся фундамент базилики VI–VII веков, а рядом с ней так называемое «первое святилище Моисея»; многочисленные мозаичные панно и их фрагменты; базилику с приделом Богородицы; новый баптистерий; заросшие ямы, служившие когда-то монашескими кельями, а также оливковое дерево, посаженное понтификом Иоанном Павлом II. Потом монахи приводят паломников к смотровой площадке, откуда при хорошей погоде можно обозревать часть Святой Земли: долину Иордана, Мертвое море, силуэты Иерусалима и др.
Монумент на горе. |
В Библии говорится, как однажды Господь в подтверждение своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змею и змею снова обратил в жезл. На стане у Чермного моря Господь повелел Моисею взять свой жезл и разделить море так, чтобы израильтяне могли пройти по суше среди моря. Жезл Моисея фигурирует и в другом библейском эпизоде. С наступлением сорокового года после выхода из Египта Моисей с людьми появляются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Из-за недостатка воды люди возроптали. И тогда Моисей и Аарон воззвали к Господу, и Господь внял молитве и повелел им собрать народ и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. И сказал Господь Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». (Чис. 20: 12).
По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12: 3). Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего.
Моисей (этимология его имени до конца не выяснена учеными, но многие из них склонны считать, что «Моисей, или Мошэ» означает «извлеченный или спасенный из воды») – пророк, вождь и создатель всех правовых и религиозных установлений израильтян – происходил из колена Левиина. Он родился приблизительно в 1531 (говорится также о 1570 и 1576) году до Рождества Христова в Египте, когда евреи пребывали там в рабстве. Моисея, воспитанного самой дочерью фараона, возмущало положение евреев в Египте. Однажды в приступе гнева он убил египетского надсмотрщика, избивавшего израильтянина. Фараон узнал об этом, и Моисею пришлось бежать. Беглеца приютил священник и князь мадиамский Иофор. Моисей пас стада Иофора и вскоре женился на его дочери.
Прошло 40 лет. Однажды в пустыне Моисею было видение – куст, который горел не сгорая. Будущий вождь понял: с ним будет говорить Бог. Бог повелел ему вернуться в Египет и просить фараона, чтобы тот позволил израильтянам покинуть страну. Фараон отказал Моисею, и Египет подвергся ужасным бедствиям. Только тогда фараон разрешил Моисею вывести евреев из Египта, но вскоре передумал и преследовал израильтян вплоть до Красного (Чермного) моря. Евреи перешли море, а войско фараона утонуло.
Через три месяца израильский народ достиг горы Синай, где Бог дал Моисею Десять Заповедей. Затем Моисей привел народ к оазису в Кадесе и послал оттуда в Ханаан лазутчиков. Десять из двенадцати вернулись со сведениями о могуществе обитающих в Ханаане народов. Позабыв о силе Божией, народ возопил и восстал против Моисея. Отвергнув Бога, евреи были осуждены блуждать в пустыне, пока не умерли все бунтовщики.
В конце своего длительного странствия народ снова стал роптать, и в наказание ему были посланы ядовитые змеи. Когда народ раскаялся, Господь повелел для их уврачевания воздвигнуть медного змия на древе. За идолопоклонство, в которое были вовлечены евреи моавитянами и мадианитянами, а также за прелюбодеяния с женщинами Моава погибли 24 тысячи человек, а другие по повелению Божиему были повешены.
Виды Святой Земли, открывающиеся с горы. |
Архангел Михаил должен был состязаться на горе Нево с диаволом, чтобы тело пророка не стало добычей тления. Спустя тысячелетия после своей смерти Моисею было дано вместе с Илией почтить Того Пророка, о Котором он предсказал (Втор. 18: 18). Прославленные пророк Моисей и пророк Илия явились на горе Фавор при Преображении Иисуса Христа и беседовали с Ним о Его грядущей Крестной смерти (см.: Лк. 9: 28–31).
Боговидец Моисей во все времена жил в памяти народа. Он был не только великим пророком, но и первым Боговдохновенным писателем. В нем можно узреть и поэта, воспевавшего в песни хвалу Господу после успешного перехода Чермного моря (см.: Исх. 14; также Исх. 15: 1). Песнь победителей называется «песнью Моисея, раба Божия и Агнца». Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».
pravoslavie.ru
Иордания, серия 10-я. Гора Нево.
Гора пророка Моисея. Этой записью заканчивается описание нашего паломничества в Иорданию, кроме посещения Петры, про нее будет несколько отдельных репортажей, Петра того стоит. На горе Нево (ударение на последний слог) мы побыаали проездом в Мадабу, потому что до самой Мадабы тут остается уже всего 7 километров. У вершины горы Нево заканчивается петляющий по холмам подъем из Иорданской долины (400 метров ниже уровня моря) и до высоты 800 метров выше уровня моря. Вся Иорданская долина окрывается с Нево, правда нужна хорошая погода, отсутствие хамсинов и т.п., чтобы что-то разглядеть внизу. В самую хорошую погоду говорят видно даже Иерусалим, до него тут по прямой километров 50. Нам с видимостью не очень повезло — увидите на последних фотоОчень интересная статья Анатолия Холодюк с сайта «Православие.ру» — в ней в принципе все рассказывается об этом месте. Привожу ее ниже с некоторыми сокращениями
http://www.pravoslavie.ru/3621.html
В ветхозаветные времена Нево называлась одна из вершин горы Аварима, или Фасги, с которой поднявшемуся сюда пророку Моисею Господь даровал бросить перед смертью последний взгляд в сторону Земли Обетованной. Это также и название города вблизи одноименной горы, перешедшего при Моисее от моавитян к рувимлянам. Моавитяне, жившие к югу от реки Арнон, хотя и были через Лота (см.: Быт. 19: 37) родственным Израилю народом, но не позволили израильтянам через их землю пройти в Ханаан – землю, которую Бог обещал дать израильтянам. Страна Моав располагалась на плато высотой 900 м к востоку от Мертвого моря и была родиной Руфи. Моав часто воевал с Израилем, и в ветхозаветные времена моавитяне постоянно досаждали евреям.
Гора Нево расположена к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в библейской стране Моав. С нее открывается вид на бывшие моавитские равнины – местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона, где израильтяне во времена пророка Моисея расположились перед тем, как вступить в Ханаан. Сама гора Нево также связана с приходом сюда израильтян, стан которых, по сохранившемуся преданию, находился неподалеку от нынешней иорданской деревни Кафрейн.
Археологические раскопки на горе Нево начались в июле 1933 года. Их проводили ученые Францисканского Библейского института, обнаружившие на горе развалины маленькой церкви (часовни) IV века, возведенной здесь в память о месте, с которого воззванный на гору Нево пророк Моисей обозревал Землю Обетованную. По данным археологических исследований, эта маленькая церковь к VI или VII веку превратилась в небольшой монастырь. Данные ученых совпадают с сохранившимися описаниями некоей странницы Егерии (390 г.), рассказавшей о небольшой церкви, построенной на горе египетскими монахами. Побывавший здесь позже епископ Петр Иберийский свидетельствовал о виденной им в церкви гробнице Моисея. Имеются данные о том, что в V веке храм на горе Нево был расширен, в 530–531 годах к нему пристраиваются придел во имя Божией Матери и баптистерий. Через 66 лет здесь возводится базилика, пол которой был выложен мозаикой. В начале VII века появляется пристроенная часовня святой Марии. Несколько позднее (точное время неизвестно. – А.Х.) все существовавшие к тому времени церковные постройки объединили в монастырь.
Предположительно на старом месте главного монастырского алтаря археологи обнаружили квадратной формы пол, выложенный цветной мозаикой. Древние мозаичные фрагменты искусной работы обнаружены археологами и в других местах горы Нево. С середины 1930 года, когда были обнародованы первые археологические изыскания на горе, она стала открытой для посещения паломниками. В настоящее время на месте бывшего монастыря стоит так называемый «новый баптистерий», или церковь святого Моисея. С 1932 года францисканская кустодия Святой Земли получила участок земли на горе Нево, на котором была создана францисканская община, состоящая всего из трех монахов из Италии, Австралии и Сирии. По их рассказам, главной целью общины является «возрождение созерцательной и молитвенной жизни в сочетании с гостеприимным отношением к паломникам».
Паломникам, оплатившим входные билеты на территорию мемориала, монахи показывают на вершине горы Нево памятный знак в виде стелы; каменный круг, который якобы служил когда-то «местом для входа в монастырь»; сохранившийся фундамент базилики VI–VII веков, а рядом с ней так называемое «первое святилище Моисея»; многочисленные мозаичные панно и их фрагменты; базилику с приделом Богородицы; новый баптистерий; заросшие ямы, служившие когда-то монашескими кельями, а также оливковое дерево, посаженное понтификом Иоанном Павлом II. Потом монахи приводят паломников к смотровой площадке, откуда при хорошей погоде можно обозревать часть Святой Земли: долину Иордана, Мертвое море, силуэты Иерусалима и др.
Монумент на горе.
Монумент на горе.Здесь же на каменных ступенях – сооружение из тонких металлических прутьев, в переплетениях и соединениях которых местные птицы приспособились вить себе гнезда. Эта оригинальная ажурная скульптура работы итальянского мастера Фантони, издали напоминающая своей формой распятие, символизирует Моисеев жезл, обвитый медным змием. Вспомним: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21: 8). Надпись на скульптурном изображении гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть и Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14).
В Библии говорится, как однажды Господь в подтверждение своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змею и змею снова обратил в жезл. На стане у Чермного моря Господь повелел Моисею взять свой жезл и разделить море так, чтобы израильтяне могли пройти по суше среди моря. Жезл Моисея фигурирует и в другом библейском эпизоде. С наступлением сорокового года после выхода из Египта Моисей с людьми появляются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Из-за недостатка воды люди возроптали. И тогда Моисей и Аарон воззвали к Господу, и Господь внял молитве и повелел им собрать народ и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. И сказал Господь Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». (Чис. 20: 12).
По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12: 3). Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего.
Так как сам Моисей не удостоен был войти в Обетованную Землю, он попросил Господа указать ему своего преемника, которым стал Иисус Навин. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги… и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнины долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: “Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку, и Иакову, говоря: «Семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь”. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню». (Втор. 34: 1–5). Зрение 120-тилетнего Моисея «не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34: 7). Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании. Народ почтил кончину Моисея тридцатидневным плачем.
Архангел Михаил должен был состязаться на горе Нево с диаволом, чтобы тело пророка не стало добычей тления. Спустя тысячелетия после своей смерти Моисею было дано вместе с Илией почтить Того Пророка, о Котором он предсказал (Втор. 18: 18). Прославленные пророк Моисей и пророк Илия явились на горе Фавор при Преображении Иисуса Христа и беседовали с Ним о Его грядущей Крестной смерти (см.: Лк. 9: 28–31).
и немного о видах вокруг
вид на долину Иордана, сам Иордан можно угадать по темной ленте слева посередине кадра, Израильские берега практически не видны.
слева — Мертвое море, посередине вправо видны очертания Иерихона
дорога, поднимающаяся к Нево от Иордана. Вы видите посередине кадра справа ленточку темную — это Иордан, где-то посередине этой ленты монастырь Иоанна Крестителя и Место Крещения Спасителя. Кто о чем, а я о своем — меня не оставляют раздумья о встрече Зосимы и Марии Египетской в пустыне. По одному варианту жития Зосима шел быстрым шагом прямо от Иордана 8 дней (по другому варианту 20 дней). Даже проходя по 10 км в день старческим «быстрым шагом», Зосмима мог пройти от 80 до 200 км, 200 конечно вряд ли, 200 верст напрямую тут только крайне жестокие пустыни. Но мог запросто пройти по долине, которую видно на несокльких снимках. Долине, поднимающейся от Иордана к Мадабе через гору Моисея, До Мадабы от Иордана всего-то 30 верст. Старец вполне мог уйти во Внутреннюю пустыню, которая упоминается в Житии, которую в этом конкретном случае мы можем поместить на 40-50 км восточнее Мадабы, где тоже есть много потоков. Это конечно только версия, но для раздумий предлагаю карту с отмеченными расстояниями
спасибо Google.maps
Моавский хребет, отделяющий Иорданскую долину от плато на востоке Иордании, плато постепенно сходит к востоку ниже и ниже и километров через 30-50 переходит в тысячекилометровую Аравийскую пустыню, ее северную часть. В центре кадра на горах видны небоскребы Аммана, столицы Иордании
овцы и камни
father-ingwar.livejournal.com
Иордания – гора Нево. «По следам Ковчега Завета»
Согласно другой распространенной версии, Ковчег Завета находится где-то внутри горы Нево.
Гора Нево (Небо, Фасга или Писга, а также гора Моисея) – это гора на западе современной Иордании, к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в 7 километрах от города Мадаба. Ее высота – 817 метров над уровнем моря.
Гора Нево – одно из наиболее почитаемых святых мест Иордании. Именно с этой горы, вознесшейся над Мертвым морем, долиной реки Иордан, Иерихоном и иерусалимскими холмами, Моисей обозревал Землю Обетованную, в которую ему так и не суждено было войти.
«И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора» (Втор., гл. 34).
litresp.ru
Мемориал Моисея в Иордании
Что-то я увлекся написанием своего путеводителя по Турции и стал выпускать один материал за другим на эту тему. Надо немного разбавить турецкий колорит. Вспомню свою давнюю поездку по Иордании в паре с Пашей и расскажу, как мы посетили Мемориал Моисея (Иордания) на горе Небо, где якобы Моисей похоронен, и как мы попали в гости на страусиную ферму к одному иорданцу.
Кратко о горе Небо и о том, где похоронен Моисей
Где похоронен Моисей, точно никто не знает, так даже в Библии написано. Известно только, что это место находится где-то в районе горы Небо, и чтобы как-то это место отметить, здесь в IV веке была построена церковь. Сейчас еще на горе Небо (Иордания) есть остатки византийского монастыря примерно того же времени изготовления. Все это вместе называется Мемориалом Моисея в Иордании. Мемориал служит местом поклонения как для христиан, так и для мусульман. Не удивляйтесь, именно так: и для тех, и для этих Мемориал Моисея – место святое. А все потому, что религии эти схожи и относятся к одной группе, к авраамическим религиям.
Как мы в гости на страусиную ферму попали
Я еще вернусь к описанию самого комплекса, а сейчас немного расскажу о том, как мы в гости на ферму попали. А было это так. После ночевки в городе Мадаба в палатке во дворе действующей христианской церкви мы поехали автостопом на гору Небо, чтоб посетить Мемориал Моисея (Иордания). Ну, как сказать поехали – никто не останавливался. Мы подумали и решили добраться проверенным способом – пешком. В целом, там недалеко, километров пять от города.
Так вот, только двинулись – останавливается пикап с арабом внутри. Нормально так. Мы ему: «Мол, идем на гору Небо, Мемориал Моисея смотреть». А он нам говорит: «А поехали ко мне в гости, я, мол, с этой горой рядом живу и, когда чай пью у себя во дворе под деревом, на гору эту любуюсь». «А чего не поехать – поехали, – говорим мы на чистом арабском. – Ноу проблем».
Он хозяин страусиной фермы оказался. Страусы яйца несут, а потом на них узоры и картинки вырезают. На этом и живет, продавая их, кажется, за 70$ . Получается что подобное, как на фото.
Сидим, короче, у него в саду, чай пьем, кальян курим, на гору Небо, где Мемориал Моисея находится, смотрим. Он нас расспрашивает: откуда, чем занимаемся по жизни, много ли водки в России пьют и все такое. Мы отвечаем: «Дескать, водки много пьют, а если не хватает, то сами изготавливают. Самодельная водка самогоном называется». Он удивился: «Как это сами изготавливаете?» Зря это он спросил. И тут Остапа понесло: Паша решил научить араба самогоноварению с подробным описанием процесса и приспособлений. Обратите внимание, что мы ни арабского, ни английского не знаем. Паша руками эмоционально рассказывал, где надо завывал, где надо присвистывал, изображая процесс закипания, руками вертел – воображаемый змеевик для охлаждения гнул. В общем, подробный курс для начинающих «Как из подручных средств собрать шайтан-аппарат» и бонусом «Процесс превращения сахарной свеклы в самодельную водку». Араб сидит, улыбается, наверное, нифига на самом деле не понял. Хотя Павел старался. За свои старания он получил в подарок страусиное яйцо, но без росписи и без внутреннего содержание. Как он его домой вез, это отдельная история часа на три.
А еще у иорданца работает гастарбайтер из Египта. Живет с семьей. На фото он мальчика своего на руках держит. А примечателен этот египтянин тем, что он шестипалый. Обратите внимание на левую руку: один палец у него закрыт – тот, который у обычных людей называется большим, а шестой хорошо виден.
Вот примерно и все… Потом мы отправились смотреть Мемориал Моисея на горе Небо, а после в сторону Мертвого моря стали стопить, предполагая, что будем там отмечать Новый год.
Мемориал Моисея (Иордания) на горе Небо
Еще раз опишу этот комплекс, кое-что повторю, кое-чем дополню.
Итак, Мемориал Моисея находится на Горе Небо в Иордании, в 5-7 километрах от города Мадаба. В целом, можно от окраины города даже пешком добраться.
Примерно в этом месте, если верить Библии, был похоронен Моисей, а с горы Небо Господь показывал ему Землю Обетованную. Комплекс включает в себя древнюю церковь и монастырь и является местом поклонения для христиан и для мусульман. Гора эта, кстати, не очень высокая – чуть больше 800 метров над уровнем моря.
В комплексе можно посетить монашеские кельи, увидеть древнюю мозаику, поставить свечку в церкви. На территории находится памятник в виде креста, называется он «Посох Моисея» или «Змеиный Крест». Еще примечателен камень-дверь, который служил когда-то дверью византийскому монастырю. Подобные двери я видел еще в долине Земи в Каппадокии и в подземном городе Деринкую.
С горы вроде можно увидеть Иерусалим и Мертвое море. Мы не увидели – видимо, не туда смотрели.
Точно не помню, нужно ли покупать билет, но если и требуется, то скорее всего он недорогой, иначе бы мы это запомнили, потому что путешествовали малобюджетным способом и экономили каждый доллар.
Вот такая история.
klub-knp.ru
Гора Нево, Mount Nebo — Мадаба
- Адрес: POBox 2 Faysaliyah, Иордания, 17196
- Высота: 820 м
- Стоимость посещения: $1,41
- Время работы: ежедневно апрель-октябрь: 5:00 – 19:00, ноябрь-март: 7:00 – 17:00
Гора Нево (Небо), которая возвышается в южной части Мадабы в Иордании и в 10 км от северной части Мертвого моря, еще с IV в. считается одной из великих святынь христианского мира. На ее вершине, на высоте 820 м от уровня моря, стоит «Мемориал Моисея». За эти века бесчисленное количество паломников поклонилось этой земле. На пороге 3 тысячелетия, в марте 2000 г., монастырь пророка Моисея посетил Иоанн Павел II. Арабы Иордании с глубоким почтением относятся к этому папе Римскому, христианскому святому.
Библейская история о горе Нево
Именно здесь Моисею перед смертью Господь показал Землю Обетованную, где будут жить его потомки и куда он уже не сможет ступить.
«И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана…. и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и равнину долины Иерихона и полуденную страну … И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню…» (Втор., гл. 34).
История Горы Моисея в Иордании
В IV в. н.э., чтобы почтить пророка, египетские монахи на горе Нево (Фасалийе на арабском языке) построили небольшое святилище. Церковь была закончена к 394 г. и имела три восточных апсиды, окруженных погребальными часовнями на юге и севере. В VI в. церковь была расширена и перестроена в базилику с новым баптистерием и ризницей (чья сохранившаяся мозаика пола датируется 530 г. н.э.). Вскоре церковь стала центром большого монастыря и святым местом паломничества, который процветал почти 6 веков.
Церковь была покинута в 1564 г., и это место оставалось заброшенным еще на несколько столетий. Наконец, в 1993 г. эта земля был выкуплена монахами-францисканцами, которые начали проводить раскопки.
Что посмотреть?
Сегодня гора Нево – это активный францисканский монастырь, в котором несут службу всего три монаха с разных континентов: из Сирии, Австралии и Италии. Они же проводят экскурсии для туристов и паломников. Возвышаясь над долиной реки Иордан, гора Небо предлагает захватывающую панораму на Землю Обетованную, которую лицезрел когда-то сам Моисей. Со смотровой площадки в ясный день посетители могут увидеть Иерихон и даже Иерусалим. На самой высокой точке горы стоит современная скульптура итальянского художника, символизирующая посох Моисея и слова Иисуса в Евангелие от Иоанна 3: «Как Моисей поднял змея в пустыне, так должен быть вознесен Сын Человеческий».
Элементы византийской базилики с тремя апсидами, обнаруженные археологами в 1930-х гг., включены в строение современного церковного здания, известного как Мемориальная церковь Моисея. Современные дополнения к церкви очень простые и служат не более чем укрытием над раскопками и древними мозаичными полами. Внутри входа слева находится раскопанный Старый баптистерий, в котором находится древняя мозаика, одна из самых интересных во всей Иордании. Она датирована августом 531 г., о чем известно благодаря греческой надписи.
Самая старая мозаика в церкви – это плетеный крест, изображенный на южной стене. Здесь также висят мозаики животных из церкви Георгия в Мухайяте. Одна из них датируется 536 г. и имеет надпись, которую некоторые считают самым ранним примером арабской письменности в Иордании. В крайнем правом углу церкви находится Новый Баптистерий (597 г.), который ранее был погребальной часовней. На его пороге вы увидите небольшую мозаику с приветствием «Мир всем». Рядом с въездными воротами находится Часовня Богородицы, построенная в VII в.
Как добраться до горы Нево?
Доехать сюда можно на такси или микроавтобусе по Царскому пути:
- от Мадабы гора располагается в 10 мин. езды;
- от Аммана расстояние составляет 26 км.
womanadvice.ru