Гора нахуа: Найдено точное место, куда русские всех посылают. Конечная точка — Nahui | Авторы | Baltnews

Содержание

Найдено точное место, куда русские всех посылают. Конечная точка — Nahui | Авторы | Baltnews

Послали так послали. Конкретно — Nahui

Креативный редактор «Собеседника» и писатель земли русской Дмитрий Быков очень хотел, чтобы его послали. Далеко. Что делать? Пришлось послать… Очень далеко. Чисто по-русски, в Перу.

Селение Nahui

О Nahui я узнал случайно. Шендерович, идя на выборы в Госдуму, завёл Живой Журнал, в котором он комментировал последние события. Кто-то из читателей прислал ему ссылку. Там открывалась карта с изображением горного массива с вытянутым, как сосиска, озером посерединке. На берегу крошечной красной точкой обозначался населённый пункт Nahui (страна Перу). Видимо, Шендеровичу предлагалось туда сходить.

Выше сообщались точные географические координаты населённого пункта (14° 24′ южной широты, 71° 17′ западной долготы), высота над уровнем моря (4208 метров), расстояние до ближайшего аэропорта (около 200 км).  BALTNEWS.ltГород Nahui

Идея посетить Nahui казалась мне сначала абсурдной. Мне представлялся сюжет в духе «Соляриса» – я вхожу в населённый пункт Nahui, и меня тотчас же толпой обступают бледные тени всех, кого я в разное время туда послал…

В агентстве «Аэрос-трэвел» перуанскими турами единолично занимается Галя Бросалина.

– Вы хотите посмотреть исток Амазонки? – с готовностью спросила она. – Океан?

– Нет, – выдавил я. – Мне надо… другое.

– Кока растёт на севере, ввоз в Россию проблематичен.

– Да не кока! – воскликнул я с досадой. – Простите меня, Галя, я хочу съездить Nahui.

Через два дня Галя перезвонила. Она сообщила, что в департаменте Куско про него никто не слышал, но обещали узнать. Раз уж я буду в Куско, они готовы устроить мне поездку в Священную долину инков, в упомянутую древнюю столицу Мачу-Пикчу и обзорную экскурсию по Лиме. Сумма, названная Галей, оказалась не так уж и обременительна. Тем более что «Собеседник» согласился частично спонсировать мою поездку Nahui.

Ещё через неделю Галя сообщила, что после опросов местного населения удалось идентифицировать озеро и гору. Гора тоже называется Nahui, а озеро носит красивое имя Помаканчис. Один из гидов вроде слышал, где это находится, и готов на целый день свозить меня в загадочное место. Правда, в Перу удивились, что иностранец хочет заехать туда. Что значит это название для русского сердца, Галя объяснять не стала.

Перу – дешёвая страна. Пакетик сушеных листьев коки стоит пять солей, а хватает его надолго. Лично я горячо выступаю за то, чтобы разрешить ввоз коки в Россию. Если хоть пять минут пожевать её листья, испытываешь колоссальную бодрость и интеллектуальный подъём. На вкус – вроде заварки.

Куй, писка и Huina

В Перу много интересного. Главный алкогольный напиток – писка. Это желтоватая виноградная водка градусов под 45. Главное блюдо, подаваемое к писке или без неё, называется куй. Куй – местное обозначение морской свинки, священного животного инков. Зовется оно так потому, что, по уверениям перуанцев, во время своего сосредоточенного бега пищит «куй, куй, куй!» Но мне всегда слышалось «ой, ой, ой!»

В Куско нам выделили прекрасного гида Эльмара Кареньо. Он учился в Донецке на металлурга, женился там и устроился работать на местный комбинат. После распада СССР комбинат закрылся, и Эльмар с женой и дочкой уехал в Куско. Здесь он работал переводчиком, а потом подался в гиды. Экс-советских он очень любит, и в душе остается гораздо большим уроженцем Донецка, нежели даже его жена. Сильнее коки он любит семечки и сало. Правда, Перу – родина и подсолнуха тоже, но местный подсолнух Эльмару кажется жёстким. И жарить его здесь не умеют.

Эльмар запасся схемой расположения города Nahui, выкачанной из Интернета, и 30 января мы выехали на берег озера Помаканчис – километрах в 150 от Куско. На въезде в одноимённый посёлок располагалась скромная карта, на которой никакого Nahui не было. Вокруг Эльмара собрались индейцы – сюда давно не заезжали новые люди. Эльмар спросил про Nahui. Все стали показывать в разные стороны. Никто не знал такого города, но название слышали. Одни говорили, что это очень далеко отсюда, другие – что очень близко, а третьи утверждали, что могут за ничтожную сумму показать его руины.

– Ладно, – сказал Эльмар. – Поехали в администрацию.

Администрация посёлка Помаканчис располагалась на центральной площади, в двухэтажном деревянном доме, похожем на правление среднего садоводческого товарищества. В Перу все главные площади квадратные и обязательно называются Placa del Armas – площадь вооружения. Это потому, что испанцы все время воевали и в центре города собирали ополчение. В посёлке Помаканчис ополчение, судя по всему, не собиралось давно. В центре квадрата стояли три позолоченных бюста, ослепительно сверкавших на утреннем солнышке.

– Это Тупак Амару II, поднявший восстание против испанского владычества, – гордо сказал Эльмар. – Наш Емельян Пугачёв. Восстание было жестоко подавлено, но народ помнит своего героя.

– Интересно, – сказал я. – А справа кто?

– Справа – жена Тупака Амару II, помогавшая мужу организовывать восстание в восточных районах Перу, – пояснил Эльмар. – Народ чтит свою героиню.

– А слева?

– Слева – ещё одна жена или, можно сказать, любовница Тупака Амару, действовавшая на западе Перу.

В правлении сидели два человека. Оба не знали, где находится Nahui, но были рады гостям из России. Бегавшего неподалеку мальчика послали за председателем правления, и вскоре невысокий мужчина в очках и бороде, похожий на постаревшего Че Гевару, до сих пор скрывающегося в лесах Боливии, вошёл в свою резиденцию.

– Меня зовут Леонидас,  – представился он.  – Родители следили за борьбой патриотов Греции, понимаете…

– Простите,  – спросил Эльмар,  – вы не в курсе насчет Nahui?

– Гм,  – почесал бородку Леонидас.  – У нас нет и не было города Nahui. У нас есть город Huina.

Эльмар прыснул, сдержался и перевёл.

– Ну, понятное дело, – сказал я. – Традиционная языческая ситуация. У них там в Nahui был неурожай, они решили отвадить демонов и переименовали город. Поменяли местами слоги. Может такое быть?

– Не уверен,  – ответил Эльмар.  – Huina называется так уже многие годы. Если быть точным, Sancta Rosa-i-huina. Звучит как «Уинья». Это в десяти минутах езды отсюда, на берегу озера. Но наше озеро совсем не такой формы, как у вас. У вас сосиска, а у нас почти лепешка. Давайте посмотрим по большой карте Перу, где находится точка с вашими координатами. Правда, большая карта есть только в Интернете, а мы опасаемся его включать. Сейчас сезон дождей, а у нас нет громоотвода.

– И что?

– Мы полагаем, что Интернет особенно опасен в грозу,  – с достоинством пояснил Леонидас.  – Но ради гостей из России мы его включим.

Грузился он, как на Таймыре, но минут через пять на гигантской карте Перу обнаружилось искомое озеро. Но располагалось оно в 150 километрах от Помаканчиса в сторону древнего города Пуно.

– Это совсем не тут,  сказал водитель.  – Мы туда не договаривались.

– Да мы заплатим!

– При чем тут «заплатим»? Я так отвезу! Но меня начальство отругает…

– Дальше, чем Nahui, не пошлют,  – решительно сказал Эльмар.

– Поехали, ребята, мне уже самому интересно. Но сначала заедем все-таки в Huina. Интересно же, что там может быть. Кстати, Леонидас, почему она так называется?

– С этим местом,  – эпически начал Леонидас,  – связана красивая легенда. Воинственное племя чанкос до последнего сопротивлялось инкским захватчикам. Чанкос было много, а инкских воинов мало, но инки умели договариваться с камнями. Они обладали даже секретом размягчения камня

– многие их скульптуры выполнены явно путем лепки, а не обтёсывания. Они знали травку, оживлявшую камень. Поэтому они превратили несколько ближайших камней в воинов и победили чанкос, а вождям, которые сопротивлялись, отрезали уши. При этом остальные чанкос в негодовании кричали: «Huina! Huina!»  – но, поскольку их язык забыт, смысла этого восклицания никто не понимает.

…Дорога в Huina пролегала по живописному берегу озера. Она была глинистая, просёлочная и труднопроходимая после сезона дождей. Если бы не горы вокруг, все, включая запахи, было бы похоже на Простоквашино.

Селение Huina, как выяснилось, состояло из одной улицы. На ней стояло штук двадцать домов, самый облупленный из которых оказался правлением. Эльмар туда сходил. За ним последовал очень грязный мальчик с щербатой улыбкой. Мальчик чуял, где пахнет солем. За соль Эльмар уговорил его и председателя вынести давно хранившуюся в правлении доску-указатель с перечислением окрестных деревень. Раньше она висела на столбе на въезде в поселок Huina. Теперь она стояла в правлении. Нам её вынесли. Название Sancta Rosa-i-huina читалось отчётливо.

– В нашем посёлке,  – сказал председатель,  – заботятся о бедных. Мы часто собираемся в доме собраний и решаем, какой семье надо помочь. Объявляется рабочий день во время выходного  – в России, я знаю, тоже так делается,  – и все помогают кому-то одному.

Жители посёлка Huina с любопытством нас оглядывали. Неподалеку высилась руина, в которой отрезали уши воинственному племени чанкос.

– Ладно,  – решил Эльмар.  – Искупаемся в Помаканчисе да поедем Nahui. Клянусь, мы доберемся туда.

Ни конному, ни пешему

До озера Ланге, на берегу которого раскинулся гостеприимный Nahui, оставалось ещё километров 150. Надо было свернуть влево от города с романтичным названием Сикуана. В 20 километрах от цели путь нам преградила гигантская каменная осыпь. Бульдозер урчал на дороге, расчищая объезд. Путь нам ещё три раза преграждали дорожные работы.

Наконец мы выехали на широкий и ровный просёлок, ведущий к берегам длинного озера Ланге, где нам встретились первые прохожие – две женщины, одна из которых немедленно захотела продать нам часть окрестной территории. Она владела поместьем под названием Huase-Huasi и была удивлена, что в такую глушь приехали новые люди. Ясно же, что цель у них одна – прикупить дом и клок земли. А земля тут удивительная, снимают по два урожая чего бы то ни было. Я объяснил ей, что мы– журналисты, приехавшие Nahui.

– Nahui? – протянула она разочарованно. – Обычная деревня… Что там можно купить?

– А далеко ещё?

– Да вот спуститесь к речке, перейдете её по мосту, потом наверх – и вы на месте. А насчёт купить – подумайте, тут пока дешёво. Но, говорят, скоро нефть найдут.

На соседнем берегу, у самого подножия горы, белело одно большое здание, виднелась высокая каменная колокольня – столб с колоколом, да росли прямо из земли, как грибы, десятка два саманных домиков, темно-коричневых, крошечных даже вблизи, а на расстоянии казавшихся непригодными для жизни. Все они были крыты пучками сухой травы ича – любимого лакомства здешних лам и альпак.

Около моста через бурную речку нас догнала девушка в красном костюме, с соломенной шляпой за спиной. Она шагала Nahui куда уверенней нас.

– Девушка,  – взмолились мы,  – это Nahui?

– Nahui Chapi,  – уточнила она. – Это полное название. Да, я туда иду – навестить бабушку. Она там живет с моей теткой и её сыном.

Скоро мы докарабкались до первых домов посёлка Nahui. Никакой таблички с его названием тут не было. Вероятно, чужие здесь не ходят, а свои и так все знают.

– Но одна табличка есть, – сказали нам. – На доме собраний.

На облупленном белом доме собраний можно было с трудом разглядеть серебристую табличку, где сообщалось, что община посёлка Nahui Chapi благодарит правительство Перу за помощь в строительстве туалетов. Тут же, на отдельных участках, можно было видеть и туалеты – обычные фанерные скворечники, выкрашенные синим. Видимо, в селении Nahui жили не очень богато, если правительству пришлось спонсировать это строительство. Мы с Эльмаром сфотографировались на фоне единственной надписи, свидетельствовавшей, что мы попали именно туда.

– А где бабушка?

– Вот тут. Её зовут Мельчора, пишется Мельхиора. В честь одного из трех волхвов.

Бабушка вышла из домика встретить внучку. На ногах у бабушки были почти сросшиеся с кожей темные сандалии, и казалось, что сама бабушка вырастает из земли. Она вынесла миску бобов, которые лущила, и внучка тут же присела на корточки помочь ей.

В домике бабушки была всего одна комната, служившая также и кухней. В углу висели закопчённые чугунки, в другом стоял засаленный матрас, покрытый тряпками, а в третьем лежал сухой навоз лам, сложенный тут же для растопки. Бабушкиной дочки не было дома – она ушла в город Ланге. Вместо плинтуса тянулась странная глиняная труба.

– В ней живет бабушкин домашний куй,  – пояснила внучка. – Его откармливают.

Эльмар долго звал куя, чтобы тот вышел завтракать, но тот, видимо, знал, зачем его откармливают, и потому тихо шуршал внутри.

– Бабушка, а сколько тут народу живет?

– Человек до пятидесяти. Большинство в огородах сейчас. В основном старики. Ну, и дети еще с нами. Кто вырастет – уходит работать в город.

– А почему ваше село так называется?

– О, с этим названием связана красивая легенда,  – сказала внучка.  – На месте озера был большой инкский город. Его называли Старый Ланге. В нем была богатая свадьба. На свадьбу пришёл бог грома, переодетый жалким старичком. Он попросился за стол, но жители города грубо его отвергли. Одна добрая кухарка отвела его в свою каморку, умыла и накормила. И тогда он сказал ей: «добрая женщина, бери детей и беги куда глаза глядят, да только не оглядывайся! Нельзя оглядываться». Она и побежала, но услышала за спиной страшный шум и не выдержала, оглянулась. И тогда раздался громовой голос: «Ньяуи чапи!» – то есть, на языке индейцев кечуа, «Смотри туда!» «Ньяуи» – это вообще «смотри», «вид», «зрелище». А она не могла оторваться и смотрела не туда, а на свой город. На который в этот миг сошёл огромный селевой поток. И город покрылся водой и превратился в озеро, и ученые говорят, что на дне озера можно видеть остатки этого богатого города.

А женщина остановилась и смотрела, и тогда бог грома сказал ей: «ну, раз уж ты здесь остановилась, то и живи тут с детьми. А чтобы тебе было что есть, я сделаю эту гору плодородной». И действительно, посмотрите: кругом скалы серые, а эта зелёная.

Местных детей по достижении семи лет собирает автобус и отвозит в школу, что в Ланге. До автобуса они идут около километра. Раз в год, иногда в полгода к жителям посёлка заезжает католический священник, отпирает молельный дом с витражными крестами на окнах и проводит службу. За покупками жители ходят в Ланге, что в пяти километрах, а питаются картошкой и бобами. Они владеют секретом высушивания картошки и знают бесконечно много блюд из бобов. Некоторые держат лам – вот как дедушка Руис, который охотно дал нам погладить свою альпаку. У одного жителя посёлка есть овца, но есть её он пока не собирается. Почти у всех – собаки, но так как хозяев часто нет дома, они бегают по посёлку и окрестностям, облаивая приезжих. Облаивать, правда, почти некого.

– Интересно, тут хоть телевизор есть?

– Да откуда? Электричество есть, и то не всегда. Ну и ладно. И радио есть, только они его, наверное, не слушают…

Тут в горах загрохотало.

– Ехать надо, – сказал Эльмар. – Сезон дождей – не шутки, дорогу так может размыть, что не выберемся.

Запыхавшись, мы взобрались на соседнюю гору, где нас уже ждал рассерженный водитель. Вскоре нам навстречу стали попадаться стада, вышедшие из града. Овцы шли с ледяным крошевом на спинах. Дождь обрушился на нас так внезапно, как это бывает только в южных горах. Машина увязала, бульдозеры теснились на пути, дорожные работы спешно сворачивались, с горы оползали потоки камней и глины. Я впервые понял, что попасть Nahui трудно, но вернуться еще трудней. Фотограф проклинал меня. Водитель жевал коку. Эльмар записывал в блокнот красивую местную легенду.

На одном из поворотов раскисшего серпантина я оглянулся на посёлок Nahui в последний раз. Белел молитвенный дом, возвышалась колокольня, и глиняный домик бабушки Мельчоры был почти не виден за пеленой дождя. Но ясно было, что он выстоит. Ведь пойти Nahui – это всего лишь оказаться вне истории, и тогда тебе уже не страшно ничто, потому что из общей жизни ты как бы выпал. Никто в посёлке Nahui не знает, как зовут президента Перу, и никого там не интересует инфляция.

Там с XIV века живут добрые люди, готовые накормить путника, работают на полях, растят внуков. И с ними никогда ничего не происходит, потому что бог грома в благодарность спас их, выключив из общего бытия. Теперь с ними никогда ничего не будет – потому что они будут всегда. Все остальные умрут – потому что живут, только в счастливо спасённом посёлке Nahui жизнь остановилась навеки, свелась даже не в круг, а в точку. Мы думаем, что послать туда – обидеть или уязвить. А послать туда – это, может, значит как раз спасти, подарить вечность… хотя nahui такая вечность?

Ради того, чтобы это понять, стоило съездить Nahui.

Nahui – Москва.

А следующий мой маршрут проляжет, надеюсь, в Нигерию. Там есть небольшой посёлок Pisda. И главный редактор позвонит мне на мобильный и спросит: «Быков, ты где?» А я ему отвечу в рифму – и это впервые будет правдой.

Горы и вулканы Мексики. Попокатепетль, Орисаба, Сьерра-мадре и другие

Вулкан Попокатепетль

Мексика это страна, богатая разнообразием рельефов, взору любого путешественника всегда есть на чем остановиться и восхитится величием природы этой страны. Не исключением являются и горы Мексики. Вулканы Орисаба, Попокатепетль, Истаксиуатль, Невадо-де-Толука, горы Кордильеры – все это легендарные названия, манящие туристов со всего мира. В этой статье мы совершим виртуальный тур в страну гор и вулканов Мексики, найдем самую высокую точку страны, познакомимся с легендами майя и узнаем, какие горы и хребты пронизывают Мексику с севера а юг, от США до Центральной Америки.

Содержание

  • 1 Горы Мексики
    • 1.1 Восточная Сьерра-Мадре
    • 1.2 Сьерро-Мадре западная
    • 1.3 Кордильеры Северной Америки
    • 1.4 Северная Меса
    • 1.5 Пенья-де-Берналь
    • 1.6 Сьерра-Мадре-де-Чьяпас
    • 1.7 Гора Тлалок
    • 1.8 Серро-де-ла-Силья
    • 1.9 Гора Телапон
    • 1.10 Пик Cerro Mohinora
  • 2 Вулканы Мексики
    • 2.1 Самая высокая точка Мексики вулкан Орисаба
    • 2.2 Вулкан Попокатепетль
    • 2.3 Вулкан Истаксиуатль
    • 2.4 Вулкан Невадо-де-Толука
    • 2.5 Вулкан Колима
  • 3 Самые популярные вулканы Мексики

Горы Мексики

Лишь некоторые горы, как и вулканы являются доступными для посещения и самыми приятными с эстетической стороны, разнообразными в отношении флоры и фауны, а также скрывающие дополнительные сюрпризы, например пещеры с уникальными скальными образованиями. На что посмотреть и как добраться до этих мест, можно узнать, воспользовавшись кратким путеводителем к каждой горе, хребту и вулкану.

Восточная Сьерра-Мадре

Восточная Сьерра-Мадре

Хребты Сьерра-Мадры – это живописный уголок на нашей планете, где условия и экология создают благоприятную обстановку для жизни редких видов растений и животных, которые могут обитать только в ограниченных регионах. Восточная сторона покрыта лесами от влажнотропических растений в нижнем поясе – до хвойных деревьев в верхнем. По мере подъема можно видеть как меняется растительность и окружающая среда.

Высшей точкой является гора Пенья-Невада, абсолютная высота горного хребта – 4 054м.

Хребты Сьерра-Мадре идут параллельно друг другу на протяжении около 1000 км. Высота гор колеблется от 1000 до 3000 м. С восточной стороны хребет обрывается к Мексиканскому заливу.

Как добраться

Если приехать в Морентеррей, то можно увидеть это чудо света. Хребет проходит через следующие штаты:

  • Нуэво-Леон;
  • Тамаулипас;
  • Коауила;
  • Сан-Луис-Потоси.

Чтобы увидеть горный хребет в Монтеррее, нужно добраться сюда одним из нескольких способов:

  • самолет через Канкун или Даллас;
  • самолет из Сан-Антонио;
  • автобус и автомобиль через Деллас или Мехико.

Стоимость авиабилетов из Мехико и Канкуна составляет от 75 до 100$.

Сьерро-Мадре западная

Сьерр-Мадре западная

Хребет берет начало на юго-востоке Аризоны и тянется через 6 мексиканских штатов, а затем переходит в восточную часть хребта.

Самой высокой вершиной в этой части является Серро-Гордо. Ее высота составляет – 3 352 м.

Горный хребет изобилует речными каньонами, глубина разлома в этих местах составляет до 200 м. Каньоны весьма живописны, здесь растут кустарники, которые отлично переносят жару, на высоте от 2000 м начинаются хвойные леса, но они довольно редкие.

Как добраться

Ближайший населенный пункт Тамазуло, находящийся в штате Дуранго. Здесь можно взять авто на прокат и совершить поездку к горному хребту. Для более легкого определения пункта назначения, в GPS можно ввести следующие координаты: 25°52′ с. ш. 106°30′ з. д.

Кордильеры Северной Америки

Кордильеры Северной Америки

Длина кордильер составляет 9 000 км, а ширина в некоторых местах достигает от 800 м до 1 600 м. Отсюда берут начало многие крупные реки, которые протекают также и через Мексику: Юкон, Маккензи, Колумбия, Колорадо и Рио-Гранде.

Плоскогорья внутри хребта на территории Мексики – это в основном засушливые зоны и пустыни, поэтому здесь растут множество кустарников. На западе в части Южной Мексики, склоны покрыты вечнозелеными растениями и тропическими лесами. Здесь можно увидеть самые разнообразные кактусы и гиганские голубые агавы. В тропиках живут обезьяны, ягуары и другие животные, а в степях степные обитатели – зайцы, волки и грызуны.

Здесь есть несколько национальных парков:

  • Йосемити;
  • Секвойа;
  • Маунт-Рейнир;
  • Гранд-Каньон.
Как добраться

Чтобы добраться до парка Йосемити, можно выехать из Сан Франциско на машине и уже всего через 4 часа оказаться в национальном парке. Из города Рено – 5 часов езды, а из Лос-Анжелеса – 6 часов.

Мерсед, Модесто и Фресно – это ближайшие аэропорты. По прибытию сюда можно арендовать авто и провести отличные выходные в национальном парке, совместим поездку на авто, с пешим маршрутом. Пешеходная тропа рассчитана по тур-маршруту на три дня.

До парка Маун-Рейнир можно добраться из Сиэттла. Парк открыт круглый год, доступный для пеших маршрутов и вело-походов. В него ведут три входа: Nisqually entrance – юго-западный вход, Stevens canyon entrance – юго-восточный вход и White river entrance – северный вход. 10 пеших маршрутов позволят выбрать оптимальный вариант для похода, по продолжительности и сложности пути.

В Национальный парк Секвойа можно доехать из Лос-Анжелеса и Сан-Франциско. Есть несколько доступных вариантов:

  • машина на прокат;
  • автобус до Висалиа – 4,5 часов и шаттлы по парку;
  • самолет до аэропорта Фресно и машина на прокат;
  • доехать на поезде до города Ханфорда, а затем пересесть на шаттл-бас;
  • летний шаттл-басе Visalia Route из Висалии.

Чтобы доехать до Гранд-Каньона можно воспользоваться автомобилем или автобусом. От города Тасаян ходят бесплатные шаттл-басы и многочисленные пригородные автобусы.

Северная Меса

Северная Меса

Северной Месой названо плоскогорье, которое тянется от США до Мексиканского надгорья. Это плоскогорье является частью хребта Сьерра-Мадре и находится между ее восточной и западной частью. Плоскогорье состоит из хребтов и больсон – котловин. Хребты имеют высоту от 600 до 1000 метров. В котловинах растут пустынные растения, а на склонах хребтов дубы и сосны. Окружающая среда здесь орошается потоками реки Рои-Гранде и Кончос. Здесь веками идет добыча золота и руды.

Как добраться

Национальный парк Меса-Верде находится рядом с городом Кортес. Есть несколько вариантов того, как добраться до парка:

  • на машине;
  • на автобусе;
  • на самолете.

Из города Кортес следует ехать на запад по 160 шоссе, всего 16 км. Из города Дюранго – 1,5 часа в восточном направлении на тому же самому шоссе, – 53 км.

На самолете можно прилететь в город Кортес, Дюранго – Колорадо или Фармингтон в Нью-Мексико.

На автобусе можно добраться только в город Дюранго, до самого парка общественные автобусы не ездят, поэтому нужно будет взять в аренду автомобиль.

Пенья-де-Берналь

Пенья-де-Берналь

Уникальная известняковая гора называется монолитом среди системы Кордильер. Эта удивительная скала возвышается своим пиком над небольшим городом Сан-Себастьян Берналь. Пенья-де-Берналь расположена в центральной части страны. Размеры скалы уступают в масштабах только скале Гибралтар и горе Огастус.

Сюда стекаются сотни туристов и паломников со всех уголков мира. Альпинисты стремятся покорить горную вершину, а религиозные люди со всех сил стараются подняться в капеллу, чтобы произнести молитвы Творцу. Пешие подъемы на гору также имеют не малую популярность. По горе проложена дорога, поэтому подъем на нее не составляет большого труда и опасностей, кроме как довольно стремительный и продолжительный набор высоты.

Как добраться

Добраться до горы можно на машине или на автобусе. Дорога на автобусе займет около 5ти часов:

  • из Морелиа ходит автобус Futura;
  • далее автобус привозит пассажиров в Сантьяго-де-Керетаро;
  • а уже отсюда остается преодолеть 50 км, для чего можно заказать такси;
  • до подножья горы такси довезет всего за 45 минут.

Сьерра-Мадре-де-Чьяпас

Сьерра-Мадре-де-Чьяпас

В южной части Мексики в штате Чьяпас проходит крупный горный хребет до самого Теуантепекского перешейка. Продолжительность хребта составляет 350 км. Крайняя точка высоты – 4 220 м. Хребет испещрен вулканическими горами и этот район весьма сейсмичен. Здесь наблюдается повышенная активность движения тектонических плит и часто фиксируются землетрясения.

Ближайшие большие города у подножья горных хребтов Сьерра-Мадре:

  • Тапачула;
  • Сан-Кристоболь-де-лас-Касас;
  • Комитан-де-Доменгес;
  • Чьянпа-де-Корсо;
  • Паленке.
Как добраться

Для путешествия по горным хребтам можно добраться в один из этих городов и арендовать автомобиль на несколько дней. В таком случае можно будет осилить существенную часть горного маршрута и путешествовать с комфортом.

Гора Тлалок

Гора Тлалок

Этот горный и археологический памятник расположен в центральной части Мексики, в муниципалитетах Икстапалука и Тескоко, недалеко от государственной границы с Пуэбле. Гора является ранее действующим вулканом, и имеет официальную высоту в 4120 метров над уровнем моря, таким образом, являясь 9-й самой высокой горой Мексики.

Гора считалась народами Нахуа особенно священной. Ацтеки поклонялись здесь богу дождя. На вершине сохранились останки построек, где проводились обряды. Здесь стояли многочисленные статуи божеств, такие как например, сохранившаяся статуя Тлалока.

Как добраться

На гору можно совершить пешее восхождение, однако к ее подножью общественный транспорт не ходит. Поэтому есть два варианта: заказ такси или аренда автомобиля. Путешествие на машине выглядит следующим образом:

  • из города Тескоко дорога занимает по времени – 1,17, нужно ехать по трассе 57 D;
  • доехав до Сан Буэнавентуры следует перестроиться на трассу 150, проехав еще 1,40 минут;
  • проехав до церкви Rancho El Guarda, через два км следует свернуть с главной трассы в право;
  • через 2 км дорога закончится и начнется тропа восхождения на гору.

Серро-де-ла-Силья

Серро-де-ла-Силья

Гора является природным памятником, расположенным в столичном районе города Монтеррей, штата Нуэво – Леон, на северо -востоке Мексики. Если смотреть с запада, то очертание горы напоминает седло, что настолько вызывало восхищение местных жителей, что вскоре очертание горы именно в таком виде, стало известным символом города Монтеррей.

Гора занимает площадь в 60,5 квадратных километров и имеет четыре вершины: Пико Антена, Пико Норте, Пико Сур и Пико-ла-Вирхен. Пико Норте или Северный пик, является самой высокой точкой – 1820 м, тогда как Пико-ла-Вирген, или пик Девы, является самой низкой вершиной – 1750 м.

Гора и ее окрестные территории являются природным памятником с 1991 году. Это наиболее популярная зона отдыха в этих краях. На гору часто поднимаются туристы, которые преодолевают расстояние продолжительностью в 5,3 км вверх. Восхождение считается довольно сложным и занимает примерно 3 часа. С вершины открывается панорамный вид на город Монтеррей.

Как добраться

Во второй половине 20-го века на северной стороне горы была построена канатная дорога –  Teleférico en Monterrey, чтобы обеспечить быстрый доступ к горе. Однако 2 июня 1961 года произошла трагическая авария, которая привела к гибели пять человек, включая инженера Хесуса Фернандеса. Сегодня на гору можно добраться по пешей тропе из города Монтеррей.

Гора Телапон

Телапон

Гора расположена примерно в 20-25 км северо-восточнее Изтаччиуатля. Телапон расположен в Национальном парке Зокьяпан-и-Анексас. Эта гора имеет одни из самых красивых лесистых участков во всей Мексике, усеянных соснами и дубами. Это очень красивое и спокойное место. Телапон находится в окружении других пиков гор, многие из которых были священными для древних племен.

Как добраться

К подножью горы можно доехать на арендованном авто или на такси всего за час. Ближайшие города:

  • Мехико
  • Сан Матиас;
  • Санта Рита;
  • Несауалькойотль;
  • Истапалука;
  • Пуэбла;
  • Тлакскала.

Например, из Мехико можно доехать по трассе 150 D, всего за 1,40 минут. Из Пуэблы до подножья горы можно добраться по тому же самому шоссе в противоположном направлении, расстояние составляет 74 км. Вдоль этой трассы расположены многие небольшие города, откуда также можно заказать такси.

Подъем на гору Талок можно совместить с посещением Национального парка. Подъем к вершине занимает примерно 4 часа, а расстояние составляет 7 км.

Пик Cerro Mohinora

Cerro Mohinora

Это самая высокая гора в горной системе Западной Сьерры-Мадры в Мексике. С высотой в 3,300 м, гора  является самым высоким горным пиком в этой горной системе и во всем  мексиканском штате Чивас. Гора имеет вулканическое происхождение, и как полагают ученные, из-за ее интенсивной вулканической активности возникла горная цепь Западной Сьерры.

В районе Серо Мойнор влажный континентальный климат. Максимальная температура доходит до 25 ° C, а зимы очень холодные, температура снижается до -31 ° C и редко превышает 0 ° C.

 С июня по октябрь здесь часто наблюдаются бурные дожди.

Как добраться

Ближайший крупный город, где можно взять такси или арендовать машину, это Парраль. Дорога по 24 шоссе займет около 5ти часов. Доехав по трассе до Кабеса де Осо необходимо свернуть направо в сторону Гуадалупе-и-Кальво. Всего через 1час 30 минут после съезда с трассы, начнется подъем на вершину.

Вулканы Мексики

Горная система Мексики создает невероятные перепады высот от 0 и до более 5,5 тысяч метров. Благодаря этому на территории страны расположено большое количество различных каньонов и плато. Многие горные вершины являются вулканами, некоторые из которых действующие.

Самая высокая точка Мексики вулкан Орисаба

Орисаба

Пик вулкана Орисаба является самой высокой точкой Мексики. Его высота составляет более 5,6 тысяч метров. Его принято относить к стратовулканам ввиду наслоений от извергающейся лавы. Вулкан является спящим, что оставляет его в числе действующих. Последнее извержение датировано 1687 годом. Период с середины XVI по середину XVII столетий отмечается особой активностью и частыми извержениями Орисабы.

Когда земли центральной Мексики населяли ацтеки — вулкан служил объектом дивных историй и имел особое значение в ацтекской мифологии. В то время, когда испанцы начали кампанию по колонизации открытых Колумбом новых земель, именно вулкан задержат на определенное время конкистадоров, стремящихся проникнуть в ацтексткую столицу — Теночтитлан, на руинах которой воздвигнута современная столица Мексиканских Соединенных Штатов. Во время эпохи великих открытий — Орисаба служил ориентиром для мореплавателей, а в период ведения война за независимость Мексики у подножия вулкана велось множество боев. В конце XIX века вулкан начали активно исследовать, а в 1936 году вокруг него создали заповедник, хотя к тому времени еще никто не покорил вершину Орисабы.

Расположение

Вулкан расположен практически на границе между штатами Веракрус и Пуэбла. От Мексиканского залива его отделяют около 100 км, а от столицы Мехико — 200 км.

Вулкан Попокатепетль

Попокатепетль

Вторая по величине вершина Мексики — вулкан Попокатепетль. Его пик находится на высоте более 5,4 тыс. метров, что ниже Орисабы на более чем 200 м.

Попокатепетль входит в число действующих вулканов, более того, как отмечается вулканологами, его последнее извержение состоялось совершенно недавно, в 2017 году. Особую активность вулкан проявлял до 1600-тых годов, то есть до прихода испанских конкистадоров на эти земли. Его название образовано от двух слов на языке индейских ацтеков: попока, что означает «дымящийся» или «курящий» и тепетль, со значением «холм», что в суме составляет выражение «Дымящийся холм». Данное название актуально и до сих пор, ведь вулкан не прекращает выбрасывать клубы дыма практически непрерывно с 1993 года. Это отчетливо заметно из одноименной столицы штата Пуэбла, а также из Мехико. Правда вид из мексиканской столицы зависит от погодных условий. Восхождения на вулкан сегодня невозможно ввиду его активности. Однако его вершину покорил один испанский исследователь Диего де Ордаз в 1519 году.

Расположение

Он находится на расстоянии более 100 км. на запад от соседнего Орисабы, и на расстоянии около 70 км на юго-восток от мексиканской столицы в округе штата Пуэбла. Кратер вулкана имеет более овальную форму, размером 400х600 метров. А его окружность у основания составляет 25 км. в диаметре.

Вулкан Истаксиуатль

Истаксиуатль

Высота Истаксиуатля равна приблизительно 5230 метров, что делает его третьим по величине в Мексике. Расположен он в непосредственной близости к Попокатепетлю. В переводе с языка, на котором говорили ацтеки, населявшие эти места, Истаксиуатль означает «Белая женщина». Объяснение этому лежит в зрительном восприятии четырех вершин вулканической горы, ведь они напоминают силуэт лежащей на спине женщины, которая покрыта белым снегом.

В древней мифологии ацтеков соседний Попокатепетль охраняет сон «Белой женщины» изредка извергая свой гнев на тех, кто пытается ее разбудить.

Истаксиуатль скорее относится к потухшим вулканам. В пользу этого говорит то, что его вершина и кратер все время находятся в снегу, а после успешной попытки покорения его вершины исследователям удалось обнаружить следы ацтеков, которые, скорее всего не единожды покоряли вершину недействующего вулкана. Это произошло в 1889 году. Так, как вулкан находится неподалеку от Мехико, откуда его хорошо видно — его образ фигурирует во многих литературных и художественных произведениях, описывающих центральную Мексику. В народе вулкан носит сокращенное название Иста. На многих картах он не отмечен, ввиду расположенного практически рядом Попокатепетля, который из-за своей активности являеться более стратегически важным объектом для обозначения.

Вулкан Невадо-де-Толука

Невадо-де-Толука

Следующей вершиной Мексики является вулкан Невадо-де-Толука. Его высота установлена в пределах 4680 метров. Этот вулкан не представляет угрозы, так как последнее извержение произошло еще в XIV столетии. Он возвышается над городом Толука, административным центром штата Мехико. Общий диаметр кратера равен 1,5 км, и разделен на две половины, заполненные водой. Это кратерные озера, которые называются озеро Солнца (Лаго-дель-Соль) и озеро Луны (Лаго-де-ла-Луна). Первое больше по площади водной поверхности, а второе гораздо глубже.

Расположение

Вулканическая гора находится западнее Мехико на 80 км.

Вулкан Колима

Колима

Один из самых известных вулканов Мексики является Колима. Причиной тому служит его активность. За последние 500 лет он извергался более 40 раз. Последнее сильное извержение датируется 2017 годом, когда вулканическая лава поднялась выше кратера практически на 2 км. До этого в 2015 году также было зафиксировано извержение лавы и дыма.

В целом вулкан состоит из двух 2 конических пиков. Больший из них, Невадо-де-Колима, имеет высоту более 4,5 тыс. м. и считается потухшим. Он практически полностью покрыт снегом. Для вулканологов особый интерес представляет другой пик, высотой в 3,8 тыс. метров. Некоторые называют его мексиканским Везувием.

Расположение

Расположен вулкан на западе центральной Мексики, в штате Халиско, что граничит с Тихим океаном. Расстояние от океана до вулкана всего 80 км.

Самые популярные вулканы Мексики

На западной Мексике, в штате Наярит, а именно в муниципалитете Хала расположен важный туристический объект — вулкан Себоруко. Он считается активным, ведь последнее извержение произошло в конце XIX столетия. Вулкан представляет собой важное наследие для вулканологов и исследователей. Также у его подножия организован туристический центр.

Другой известный вулкан — Парикутин. Он расположен в штате Мичоакан, на месте погребенной под лавой одноименной деревни. Извержение и последующее горное образование датируется 1943 годом, когда один местный житель обнаружил на своем поле дымящееся отверстие. Через несколько дней, в сопровождении землетрясений, началось извержение. За год лава покрыла большое кукурузное поле и образовало гору, высотой в 334 м. В общем пик вершины Парикутина равен высоте в 3170 м. В 1952 году вулкан уснул. Ежегодной местные жители отмечают день извержения вулкана. Сюда приезжают туристы, чтобы увидеть вулкан и окружающий его безжизненный ландшафт. Со смотровой площадки можно увидеть 25-километровое лавовое поле и высящийся за ним конус Парикутина. С помощью проводника можно пройти по крутым склонам и застывшей лаве. В итоге путника ожидает незабываемый вид на кратер самого молодого вулкана Мексики.

Упомянутый ранее вулкан Невадо-де-Толука также известен для туристов. Он расположен в центре национального парка, а автомобильная трасса, ведущая к его кратеру в некоторых кругах считается самым высокогорным шоссе Мексики. Вторым именем вулкана является Шинантекатль. Ходит много предположений относительно этимологии этого слова, однако самым логичным кажется вариант «девять озер», ввиду того, что на вершине вулкана в различных впадинах находится несколько озер внушительной глубины.

До прихода испанцев, здесь находился ритуальный центр ацтеков. Поэтому сегодня это место популярно среди археологов и любителей соприкоснутся с древней эпохой. В общем в парке существует 18 зарегистрированных археологических объектов. А водолазы по прежнему находят на дне озер различные предметы, представляющие ценность с исторической точки зрения. Поэтому власть контролирует тех, кто приезжает к Невадо-де-Толука с водолазным снаряжением, дабы избежать кражи подобных ценностей.

Наивысшая же вершина Мексики, вулкан Орисаба, просто не может остаться незамеченной для альпинистов. Поэтому сегодня ежегодно сюда стекается большое количество международных альпинистов. Самым благоприятным временем года для прохождения по тропам к вулканическому пику является период с октября по март. С каждой стороны вулкана существует свой маршрут восхождения, разной длины, а соответственно и разного уровня сложности.

Науа штата Мехико

ЭТНОНИМЫ: нет


Ориентация

Идентификация. Большинство общин в штате Мехико, в которых до сих пор говорят на языке науатль, расположены в трех районах в пределах неовулканической оси: на западном склоне Сьерра-де-Тлалок к северо-востоку от бассейна Мексиканской долины, на западном склоны вулканов Истаксиуатль и Попокатепетль к юго-востоку от долины Мехико, а также на отрогах Монтес-де-Окуилан в западной части долины Толука. Таким образом, эти науа живут в высокогорных долинах и на склонах, где хвойные деревья являются наиболее распространенным типом растительности. Хотя нет municipios в штате Мексика зарегистрировано как более 30 процентов говорящих на науа, в 1990 году общая численность говорящих на науа составляла 26 927 человек, или S.6 процентов индийского населения штата.


История и культурные связи

Эти общины можно считать сильно видоизмененными остатками цивилизации ацтеков. Поскольку нынешние поселения науа являются результатом испанского завоевания и колонизации, было бы неточно утверждать, что они являются прямым наследием культуры ацтеков. Во-первых, большинство из них являются продуктом колониальной политики переселения доиспанского населения после демографического коллапса шестнадцатого и семнадцатого веков. Кроме того, в девятнадцатом веке, когда либеральные правительства издали законы об освобождении общинных земель, ресурсы этих общин серьезно пострадали. Во многих случаях они потеряли значительную часть своих земель в результате впечатляющего роста гасиенд в девятнадцатом веке. Только в некоторых случаях, в первой половине двадцатого века, с помощью законов об аграрной реформе они смогли вернуть себе часть земель, подаренных им испанской короной.

Восстановление земель науа в основном связано с сильным аграрным сознанием и тем фактом, что они присоединились к сапатистам во время мексиканской революции. В конце вооруженного конфликта и после десятилетий бюрократических разбирательств науа смогли вернуть принадлежащие им фермы и леса до того, как законы девятнадцатого века, отменяющие общинную собственность, привели к их потере. Теперь, в форме эхидо, или общинной собственности, науа контролируют значительную часть ресурсов, ранее принадлежавших гасиендам.

В определенной степени эти сообщества оставались изолированными до первых десятилетий двадцатого века. В районе Сьерра-Невады они имеют некоторые общие культурные черты с общинами науа в штатах Пуэбла и Тласкала по другую сторону Сьерра-Невады. В долине Толука они полностью окружены группами матланцинка и отоми. К началу двадцатого века были свидетельства высокой степени общности между науа и испано-колониальными культурами. В середине двадцатого века, с ускорением урбанизации и индустриализации, культурные модели в этих сообществах, которые сформировались в период колониального периода и периода независимости, начали значительно меняться. В настоящее время наблюдается ускоренный процесс гомогенизации форм национальной культуры.


Поселения

Среди общин науа в штате Мехико существует большое разнообразие моделей поселений, которые варьируются от сильно рассредоточенных бесформенных агломератов домов до решетчатой ​​структуры, характерной для колониального периода. Первые находятся в районе Тескоко, где схема расселения тесно связана с ирригационной системой; эта сеть определяет способ расположения улиц и дорожек в сообществе. Здесь дома стоят рядом с возделываемыми террасами.

В южной части долины Толука поселение представляет собой скопление домов вокруг церкви. Деревни, как правило, расположены в небольших долинах рядом с источником воды и окружены обширными сельскохозяйственными угодьями, зависящими от сезонных осадков. Пуэблос (города), расположенные в испанской прямоугольной форме, также встречаются в долине Толука, особенно в районах вблизи равнин. Такая же прямоугольная схема поселения встречается в нижней части склонов Попокатепетля и Истаксиуатля.


Экономика

Благодаря своему расположению на склонах гор на неовулканической оси, большинство общин науа имеют доступ к большому разнообразию природных ресурсов, например, к дубовым лесам, оямел ( Abies religiosa ), и сосны и различные типы пастбищ. Кроме того, все эти общины имеют доступ к неорошаемым землям, зависящим от сезонных осадков. Доступ к орошаемым пахотным землям является исключением и имеет место только в районе Тескоко и, в отдельных случаях, в направлении Озумбы, на склоне Попокатепетль.

В большинстве этих городов землевладение имеет форму собственности эхидо. Форма землевладения тесно связана с необходимостью доказать аграрным властям, что первоначальные титулы, предоставленные вице-королевскими властями в колониальный период, содержат необходимые элементы, чтобы сделать их юридически действительными общинными титулами.

Наиболее распространенными культигенами являются кукуруза, бобы, кормовые бобы, пшеница и ячмень, предназначенные для домашнего использования. Наиболее важными для коммерческих целей являются фруктовые деревья, цветы и лекарственные растения. Разводят несколько видов домашнего скота: крупный рогатый скот (для инвестиций), лошади и мулы (для перевозки), овцы (для мяса и шерсти), а среди загонных животных в основном куры и индейки.

Многие несельскохозяйственные ресурсы добываются из горной экосистемы. Леса дают пиломатериалы, дрова, древесный уголь, тростник (используется для строительства загонов) и сосновые ветки (для украшений). Горные кусты дают древесину для изготовления фигурок животных и мётел ручной работы. Они также являются источником лекарств, как и некоторые более мелкие растения. Науа также собирают множество разновидностей съедобных грибов, еще одного широко используемого ресурса.

Разведение крупного рогатого скота и овец, а также использование волов для пахоты приобретают все большее значение, в основном из-за наличия различных пастбищ для выпаса скота, особенно в сезон дождей. В сухой сезон животных кормят в основном стеблями кукурузы, пшеницы и ячменя.

Важным фактором экономического развития общин науа в штате Мехико является их близость к крупным рыночным центрам. Для сообществ в регионах Тескоко и Амекамека-Озумба коммерческим центром является Мехико, особенно рынки Ла-Мерсед, Ямайка и Сентрал-де-Абастос. Для общин, расположенных в долине Толука, рыночным центром является город Толука.

Помимо прямой связи с рынками в городских центрах, общины региона Амекамека-Озумба пользуются системой еженедельных традиционных вращающихся рынков. Главный открытый рынок находится в Озумбе. В долине Толука есть еще одна система вращающихся рынков; их главный центр открытого рынка находится в Сантьяго-Тиангуистенго.

На протяжении двадцатого века общины науа реагировали на потребности городских рынков. В начале века торговля была основана в основном на продаже лесных товаров (пиломатериалов, дров и древесного угля) и ящиков ручной работы. В 1940-х годах, с запретом на использование лесных ресурсов (постановление об ускорении производства природного газа из недавно экспроприированной нефтяной промышленности), стратегия общин стала диверсифицировать ассортимент продукции для продажи. В городах науа, расположенных в долине Мехико, эта стратегия воплощалась в выращивании цветов и лекарственных растений, сборе съедобных грибов и сборе дикорастущих лекарственных растений. В долине Толука, помимо сбора грибов, начали разводить овец и коз для продажи мяса. Кроме того, в некоторых случаях люди стали продавать украшения из сосновых веток.

Несельскохозяйственные занятия в этих сообществах состоят из работы на стройке, в качестве садовников, горничных и в других сферах обслуживания. В некоторых высокогорных городах в районе Тескоко формируются местные группы музыкантов, из которых в прежние времена музыкантов набирали важные музыкальные группы в Мехико, такие как военный оркестр Secretaría de la Defensa Nacional (Департамент национальной обороны). национальная оборона).

К этим профессиям в90-е. Кроме того, акцент государства на формальном образовании привел к расширению доступа к несельскохозяйственным профессиям. Эти образовательные возможности привели к тому, что больше науа получили работу белых воротничков в промышленности и правительстве.


Родство, брак и семья

Наиболее распространенной семейной ячейкой является нуклеарная семья; расширенную семью можно рассматривать только как временную фазу перед формированием нуклеарной семьи. Как правило, когда сын женится, он живет в доме своих родителей в течение двух или трех лет, в течение которых он построит свой собственный дом на земле, подаренной ему отцом. Замужняя дочь обычно живет в доме своих родственников, если ее муж из общины. Во всяком случае, невеста всегда покидает отчий дом — говорят, что она «видит ajena» (отделяется от общины). Только в единичных случаях, например, при отсутствии братьев и сестер мужского пола, женщина остается в родительском доме с мужем и может унаследовать участок земли от своих родителей.

В 1970-х годах еще существовала тенденция к эндогамии внутри общин, или, по крайней мере, супружеские отношения существовали только между членами соседних общин.В настоящее время есть признаки того, что женщины выходят замуж за мужчин из-за пределов местного региона9. 0003

Обычай спонсировать в качестве крестного родителя наиболее важные ритуальные события в жизни семьи — бракосочетание и крещение — создает узы ритуального со-родительства ( compadrazgo ). На самом деле compadrazgo происходит не только от этих ритуалов, но и от других, менее интимных видов спонсорства, таких как конфирмация, празднование пятнадцатилетия девушки и окончание школы.

Сообщество, по сути, представляет собой совокупность нуклеарных семей. Социальное или политическое участие человека в жизни сообщества основано на его или ее членстве в домашнем хозяйстве, что в этом смысле представляет особый интерес семьи.

Нуклеарная семья является основной единицей производства и потребления. Внутри семьи существует четкое половое разделение труда. Мужчины посвящают себя сельскохозяйственной деятельности, сбору грибов, добыче лесных продуктов и продаже цветов, грибов, крупного рогатого скота и ремесел. Со своей стороны, женщины занимаются домашними делами, заботятся о своих детях, выращивают животных в загонах, выращивают, собирают и продают лекарственные растения. Среди семейных занятий, в которых сотрудничают представители обоих полов, — изготовление поделок и цветочных композиций.


Общественно-политическая организация

Структура местных политических отделений устанавливается законом штата. В этой структуре каждое сообщество является делегацией (делегация), принадлежащей муниципалитету. Высшим местным должностным лицом в сообществе является делегат (делегат). Кроме того, делегату помогает ряд подчиненных; эти должности занимают представители сообщества в течение трех лет. Основные функции делегата заключаются в том, чтобы представлять интересы сообщества перед муниципальными и государственными властями и обращаться за помощью в обеспечении наиболее насущных общественных нужд сообщества, которые включают дороги и школы, государственные электрические и телефонные услуги, безопасную общественную воду. снабжение, функционирующая канализационная система и франшиза автобусной компании.

Поскольку эти общины науа не являются стратегическими группами в государственном и федеральном экономическом и политическом мышлении, их просьбы о помощи в большинстве случаев задерживаются на несколько лет, иногда на десятилетия. Таким образом, государственные органы обусловливают оказание этих услуг безусловной общественной поддержкой партии власти (Институционально-революционной партии [ИРП]), например, на политических митингах и, прежде всего, во время выборов.

Внутри каждого делегирования есть несколько источников разногласий. Члены общин обвиняют своих местных чиновников в том, что они недостаточно усердно работают, чтобы удовлетворить их потребности. Когда, наконец, получена поддержка для выполнения каких-либо общественных работ, правительство штата предоставляет только материалы, необходимые для их выполнения; сообщество должно вносить необходимый труд. Способность делегата мобилизовать членов сообщества становится очевидной, когда он призывает их предоставить необходимую рабочую силу.

Хотя местные власти традиционно рассматривали дела о мелких правонарушениях (например, драки, кражи), в настоящее время проблемы этого типа передаются в столицу муниципалитета, где для их решения имеются официальные юридические ресурсы. В настоящее время местные органы власти действуют только как адвокаты.

Существуют также должностные лица, отвечающие за сельскохозяйственные дела общины, которые полностью независимы от полномочий делегата. Природные ресурсы, а также сельскохозяйственные и лесные угодья всех общин в районе науа штата Мехико находятся под контролем общины и/или эхидо. Эти формы землевладения регулируются федеральными законами об аграрной реформе, которые предусматривают, что местное эхидо и общинная собственность должны управляться общиной на местном уровне. Важнейшей функцией сельскохозяйственных чиновников является разрешение конфликтов, связанных с использованием ресурсов сообщества.

Выборы в местные органы власти, как гражданские, так и сельскохозяйственные, осуществляются при полной независимости от самих органов государственной власти. Как правило, именно через систему религиозных грузов сообщество оценивает способность потенциального кандидата занять одну из должностей, основываясь на том, как он прошел через систему. Важными критериями являются честность, интерес к делам общества, умение говорить и читать по-испански.

Эти сообщества не избавлены от проблемы наличия коррумпированных чиновников. Когда их нечестность не настолько серьезна, чтобы угрожать экономической и социальной стабильности общества, чиновники становятся предметом шуток и насмешек в обществе. С другой стороны, если их коррупционные действия серьезно угрожают стабильности общества, например, подвергая риску сельскохозяйственные и лесные ресурсы сообщества, люди без колебаний применят насилие для их устранения.


Религия

Как и большинство общин коренных народов Мезоамерики после завоевания, науа в штате Мехико разработали сложную систему религиозного культа, основанную на католической религиозной практике.

Целью системы является проведение праздников в честь святого покровителя каждой общины и проведение других религиозных праздников в католическом ритуальном календаре. Для каждого фестиваля формируется комитет, который отвечает за организацию мероприятия, сбор средств от жителей города и организацию празднования. В большинстве случаев комитеты воссоздаются ежегодно, создавая общее понимание того, что в конечном итоге все будут вовлечены в организацию этих религиозных ритуалов. Одним из следствий этой системы религиозных обязанностей является то, что она порождает глубокое чувство единства и отождествления с сообществом.

Тем не менее, грузовая система приходит в упадок из-за высокой стоимости организации празднеств и влияния протестантских сект, которые начинают менять взгляды людей на религиозные вопросы. В дополнение к этим факторам, влияние современной национальной культуры на традиции этих сообществ представляет огромную проблему для тех, кто хочет сохранить свою культуру.

Библиография

Батайон, Клод (1978). El Valle de Toluca, raíces indígenas, luchas campesinas y пригороды. Тулуза: Университет Тулузы.

Фабилла, Жилберто (1958). Los ejidos del Estado de México. Толука: Gobierno del Estado de México.

Гарсия, Карлос (1981). Naturaleza y sociedad en Chalco-Amecameca. Мехико: Biblioteca Enciclopédica de Estado de México.

Хименес, Карлос (1985). «Общий аграрный режим: Estudio comparativo de los bienes comunales en España y México». Кандидат наук. диссертация, Университет Комплутенсе (Мадрид).

Хуитрон, Артуро (1972). Bienes comunales en el Estado de México. Толука: Главное управление гасиенды.

Соколовский, Джей (1978). «Местные корни трансформации сообщества в деревне науатль». Ежеквартальный антропологический журнал 50(3): 163-173.

ХОСЕ ГОНСАЛЕС РОДРИГО (перевод Рут Гублер)

Современное паломничество науа

Эта статья была написана специально для нас Аланом Сандстромом, почетным профессором антропологии Университета Индианы-Университета Пердью, Форт-Уэйн, Индиана (США). Информация о традиционных ритуалах, связанных с кровавыми жертвоприношениями, очень редка в этнографических записях Мезоамерики, и эта статья дает нам ценную информацию о непреходящем почитании священных ландшафтов, унаследованном от предков ацтеков науа много веков назад.

..
Фото 1: Женщины науа танцуют со священными связками кукурузы. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Сегодня многие науа ведут свое происхождение от древних ацтеков. Однако 500 лет иногда жестокой истории отделяют мезоамериканцев 16-го века от современных людей. Такой большой промежуток времени делает удивительным то, что многие верования и обычаи современных науа и других групп коренных американцев сегодня так близко напоминают описания, записанные испанскими летописцами.

Фото 2: Священная гора, вид из храма внизу. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Одной из важных черт, общих как для древней, так и для современной цивилизации, является благоговение перед такими географическими объектами, как пещеры, горы, озера, родники и реки. Сам ландшафт священн, и он играет важную роль в религиозных верованиях и ритуалах как тогда, так и сейчас. Например, среди современных науа распространено мнение, что могущественные духи живут в определенных местах по всей сельской местности. Некоторые могут жить на вершине определенной горы или, возможно, в расщелине скалы, где из источника течет вода.

Фото 3: Паломники приближаются к священной горе. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Чтобы завоевать благосклонность этих духов, люди должны периодически посещать эти священные места и доставлять дары обитающим там существам. Из-за этих верований как древние, так и современные жители Мезоамерики организуют паломничества, чтобы посетить священные места в регионах, где они живут.

Я хотел бы описать паломничества, предпринятые науа из северного Веракруса, Мексика, в 1998 и 2001 до самой важной священной горы в регионе. Это внушительное образование земли называется Постектли. Это скалистое ядро ​​​​древнего вулкана высотой 2000 футов, расположенное в муниципалитете Чиконтепек в штате Веракрус.

Фото 4: Далекий вид на Брокен-Маунтин туманным утром. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Название Постектли означает «сломанный», потому что гора выглядит так, как будто у нее откололась вершина. В народе говорят, что когда-то Постектли соединил небеса с землей, но Бог рассердился, когда муравьи приползли и повредили его сад. Он сорвал вершину горы, и с тех пор люди и боги разделены. Постектли также является местом, где спрятался Семь Цветков, дух кукурузы, когда люди пытались его убить. Громовые духи разорвали гору и освободили его, тем самым вернув дар кукурузы людям.

Фото 5: Люди посвящают подношения в пещере водного духа. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить)

В горе есть небольшие пещеры недалеко от вершины, которые, как говорят, являются домом духов грома и Апанчанея, Обитателя Воды. Вместе с ней в пещере живут духи семян, поддерживающих человеческую жизнь. Этот могущественный женский дух управляет дождем и посылает его на кукурузные поля, когда посевы нуждаются в подкормке. Без Апанчаней жизнь была бы невозможна. Она живет на вершине Постектли, но в то же время населяет все водоемы, включая родники и реки.

Рис. 6: Люди присоединяются к паломничеству к Сломанной горе. (Нажмите на картинку, чтобы увеличить)

Это места, которые посещают и паломники. В мифах Апанчаней иногда изображается как Тонанций, «Наша Святая Мать», которая по всей Мексике признана Девой Гваделупской.

Паломничества науа организует специалист по ритуалам, которого на языке науатль называют тламатикетль. Это слово означает «человек знания», и любой может стремиться стать таким шаманом-жрецом, если он готов пройти долгое изнурительное ученичество. Для организации паломничества знающий человек должен предварительно оповестить друзей и помощников в своем селе и в соседних общинах.

Фото 7: Ритуалы науа вырезают из бумаги изображения духов. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Участники собираются за несколько дней до начала паломничества, чтобы приготовить подношения и украшения для алтарей. Типичное паломничество требует вырезания из бумаги изображений духовных существ. В дополнение к тысячам спиртных напитков, вырезанных из бумаги, люди также готовят огромное количество цветочных украшений и приносят жертвенных цыплят и индеек, хлеб, копаловые благовония, алкоголь и многие купленные в магазине продукты, такие как крекеры, печенье и безалкогольные напитки. использоваться в качестве подношений.

Фото 8: Крупный план священных изображений, вырезанных из бумаги. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить)

Одетые бумажные изображения духов-семени, которые хранятся в течение всего года в специальном деревянном ящике на домашнем алтаре ритуального специалиста, должны быть тщательно вынуты, их крошечные тканевые наряды сняты и выстираны, а изображения снова одеться, прежде чем паломничество может начаться. Паломничества науа — это сложные ритуалы, включающие множество различных действий.

Фото 9: Алтарь науа. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Наиболее важными особенностями паломничества являются сооружение искусно украшенных алтарей и посвящение избранным духовным существам подношений, связанных с изобилием урожая. С учетом всего времени, потраченного на подготовку к нему, паломничество может длиться 10 дней и более. Во время паломничества участники очень мало спят.

Фото 10: Церемония очищения науа в рамках подготовки к паломничеству. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Когда приготовления завершены, специалисты по ритуалам проводят церемонию очищения, во время которой они посвящают подношения болезнетворным духам ветра и опасным существам, населяющим Миктлан, Место Мертвых. Несколько раз во время паломничества повторяют этот очистительный ритуал. Он предназначен для удаления опасных духов, которых могут привлечь красивые алтари, священная музыка гитары и скрипки и ценные подношения.

Рис. 11: Ритуальное подношение крови передает силу благотворным духам. (Нажмите на картинку, чтобы увеличить)

Далее участники раскладывают бумажные изображения на главном алтаре в деревенской святыне. Там люди окропляют бумагу кровью жертвенных цыплят и индеек в качестве особого приношения. Затем жертвенник украшается и вокруг раскладываются подношения. Меньшие подарки предлагаются Апанчанею у близлежащего источника.

Фото 12: Паломничество народа науа к Брокен-Маунтин. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить)

После всенощного бдения участники загружают вырезанные из бумаги изображения, украшения и предметы, которые будут предложены, и начинают 12-часовой поход к базе Постектли. Они прибывают ближе к вечеру и сразу же начинают украшать алтарь в святилище, расположенном у подножия священной горы. После еще одной ночи священной музыки и танцев паломники снова загружаются и начинают трудный и часто опасный поход на Постектли.

Фото 13: Паломники проходят мимо мужчины с ритуальным орудием. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Примерно на одной трети пути к вершине люди останавливаются, чтобы отдохнуть и украсить алтарь, посвященный облачным духам. Через час или два они возобновляют подъем и снова останавливаются на ровном месте примерно на две трети высоты. Здесь украшают еще один жертвенник воде. Неподалеку находятся две небольшие расщелины в скале, которые, как говорят, являются домами Апанчаней и ее спутников-духов грома. Именно из этих отверстий они посылают дождь на фермерские поля далеко внизу.

Фото 14: Вид на окрестности с Постектли. (Нажмите на картинку, чтобы увеличить)

Еще через тридцать минут восхождения паломники добираются до пика Постектли. Достижение вершины является кульминацией всех усилий и затрат, понесенных участниками паломничества в Постектли. Они прибывают измученными и некоторое время отдыхают, прежде чем построить еще три алтаря. Они воздвигают один алтарь холму, другой — луне и, что наиболее эффектно, алтарь на круглой платформе, посвященный солнцу.

Рис 15: Измученные паломники достигают вершины Постектли. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить его)

Вид с вершины, окруженный красивыми алтарями и людьми, собравшимися вокруг, внушает благоговейный трепет.

Ритуалы науа предназначены для создания гармонии с окружающими их духовными силами. Люди достигают этой важной цели, посвящая дары духам и жертвуя своим сном, временем, богатством и сердечными усилиями, и тем самым проявляют свое глубокое уважение к космосу и всем его обитателям.

Рис. 16: Науа приносят кровавую жертву облачным духам. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Даже опасные деятели преступного мира и болезнетворные духи получают свои дары в виде еды, табака, напитков и цветов. Паломники хотят отплатить благотворным духам за прошлые урожаи, удачу и красоту, существующую в мире. Делая подношения, они демонстрируют свою приверженность сохранению космоса в хорошо сбалансированном состоянии. В обмен на уважение и внимание к ритуальным практикам люди надеются, что силы духа будут продолжать предоставлять ресурсы, от которых зависит сама жизнь.

Фото 17: Алтарь науа солнцу на вершине. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить его)

Ритуалы науа — это красивые и привлекательные мероприятия, которые признают долг людей перед духами. Выражая уважение и благодарность, люди поощряют поток благодеяний, льющийся из всех уголков космоса.

Все фото предоставлены и © Алан Р. Сандстром и Памела Эффрейн Сандстром

Эта статья была загружена на веб-сайт Mexicolore 26 февраля 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *