Гордость народов Дагестана | Dagpravda.ru
Речь в данном случае идет о такой учебной дисциплине, как «Литература народов Дагестана». Это наша национальная литература, переведенная лучшими переводчиками страны на русский язык, за многие десятилетия ставшим родным каждому дагестанцу. Благодаря этим литературным переводам представители всех национальностей Дагестана получили возможность познакомиться и изучить творчество мастеров пера многоязычной республики, понять особенности и своеобразие литературного процесса в Дагестане.
Практика показывает, что жизнь подлинных эстетических ценностей не должна и не может герметизироваться во временных и узконациональных рамках. Вспомним, что в дореволюционном Дагестане Омарла Батырая знали только даргинцы, Ирчи Казака – только кумыки, Етима Эмина и Сулеймана Стальского – только лезгины, Махмуда из Кахабросо и Гамзата Цадасу – только аварцы. В советское время все они стали интернациональным достоянием художественной культуры сначала всего Дагестана, а затем и всей страны.
Многонациональная дагестанская литература, являясь органической частью литературы народов России, по праву занимает свое особое место и в мировой литературе. Изучение ее в единстве предполагает осмысление отдельной литературы, истории ее становления и развития, путь осознания ее принадлежности к общности как эстетически цельного явления.
Программа школьной дисциплины «Литература народов Дагестана» была впервые разработана и апробирована в дагестанской школе в 1974 году такими известными учеными-литературоведами, как Ахед Агаев и Александр Назаревич. Тогда учащиеся старших классов смогли познакомиться с бессмертными произведениями дагестанского фольклора – эпическими и героическими песнями, балладами, вызывавшими восторг и восхищение великих классиков русской литературы – А. Пушкина, А. Бестужева-Марлинского, М. Лермонтова, Л. Толстого, прочитать стихотворные строки наших классиков – Махмуда, Етим Эмина, Ирчи Казака, Омарла Батырая, узнать о просветительской деятельности Абдулы Омарова, Гасана Алкадари, Гасана Гузунова, Алибека Тахо-Годи и многих других.
Наш научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи (тогда – институт школ) стоял у истоков разработки и внедрения в образовательный процесс этнокультурного компонента еще в далеком 1943 году. Даже в самое трудное и сложное время руководство страны понимало важность сохранения духовного национального наследия народов Дагестана, рассматривая его как средство воспитания подрастающего поколения. В секторе родных литератур были разработаны образовательные программы, учебные хрестоматии, методические рекомендации по изучению литературы народов Дагестана, которые продуктивно использовались учителями для подготовки и проведения уроков, мероприятий внеурочной деятельности. Согласно учебному плану, в каждой городской школе комплектовалась группа из учащихся параллельных классов, которые из-за малого количества не могли составлять группу по изучению родного языка, они успешно изучали «Литературу народов Дагестана». В старших классах это была обязательная учебная дисциплина, что свидетельствовало о преемственности в углубленном изучении предметов этнокультурного компонента.
В данное время при разработке учебного плана для начальной и общеобразовательной школы, согласно ФГОС, часы по дагестанской литературе отводятся на новую учебную дисциплину «Русский родной язык». Нисколько не умаляя роли и значения русского языка для нашей дагестанской школы, хочется спросить: почему литература народов Дагестана на русском языке должна быть забыта? И это происходит в то время, когда так много говорят о патриотизме как о проявлении духовности человека, когда вопросы нравственного воспитания стоят так остро. На каких материалах воспитывать подрастающее поколение, если не на замечательном творчестве наших прославленных мастеров пера?
Ведь исследования ученых подтверждают истину о том, что люди, у которых не сформировалась привязанность к национальным ценностям, не могут с уважением относиться к национальным ценностям других народов, а национальное – это форма проявления патриотизма, потому что в национальных ценностях много общего, духовно близкого друг другу. В этой связи хочется напомнить слова В. В. Путина («Россия на рубеже тысячелетий») о том, что слово «патриотизм» подчас используется в ироничном и даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость, достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В нашей республике проживают свыше 30 народностей, которые на протяжении веков жили друг с другом в мире и согласии. Литература народов Дагестана (на русском языке) консолидирует и объединяет все народности нашей многоязычной республики, дает возможность почувствовать уникальность и вместе с тем общность наших культурных традиций и ценностей. Исключение такого школьного предмета, как «Литература народов Дагестана», из образовательного процесса наносит непоправимый и колоссальный вред учебной деятельности школ республики, так как учащиеся-дагестанцы не будут знать ни своих литературных героев, ни знаменитых поэтов, писателей, ни тех, кто заложил фундамент просвещения и образования народов Страны гор.
В 2023 г. исполнится 100 лет нашему всемирно прославленному поэту Расулу Гамзатову. Этот год в нашей стране объявлен годом классика дагестанской литературы. Вместе с радостью и гордостью за знаменитого земляка мы испытываем горечь и недоумение, потому что творчество великого поэта, с которым учащиеся всех народностей Дагестана знакомились в образовательных организациях республики на русском языке, теперь не может изучаться в многоязычных школах города. Произведения наших классиков должны стать достоянием не только отдельной народности, но и предметом гордости всего многонационального народа Дагестана.
Твердо убеждена в том, что изучение литературно-художественного наследия, культурных и исторических традиций в современной школе укрепит и усилит консолидацию всех молодых передовых сил нашей республики, поможет дальнейшему развитию гражданского общества, основанного на гуманистических идеалах справедливости, честности, законности и братства. Обращаюсь к врио Главы республики С. А. Меликову, врио министра образования и науки РД Я.Г. Бучаеву, ко всей неравнодушной и болеющей душой за наше будущее общественности с просьбой обратить внимание на обозначенную проблему и в новом учебном году сделать всё возможное, чтобы дисциплина «Литература народов Дагестана» изучалась, как и раньше, в образовательных организациях нашей республики.
Гордость Кочубея – гордость Дагестана
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АДМИНИСТРАЦИИ
МР «ТАРУМОВСКИЙ РАЙОН»
Наши контакты:+7(87261)3-10-20,[email protected]
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АДМИНИСТРАЦИИ
МР «ТАРУМОВСКИЙ РАЙОН
Наши контакты:+7(87261)3-10-20,[email protected]
Главная
21 октября, в Лондоне, состоялся 7 Чемпионат мира по пара-тхэквондо. Это вид спорта для спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата — травмой или отсутствием рук. В чемпионате приняли участие 263 спортсмена из 59 стран. Сборная России с шестью золотыми медалями поднялась на верхнюю ступень общекомандного зачета.
В победу российской сборной внес свой вклад наш земляк, Алиасхаб Рамазанов. Родился Алиасхаб 18 января 1993 года в с. Кочубей Тарумовского района. Родился с редукционным пороком — врожденной ампутацией верхней левой конечности. Но, не смотря на это, с раннего детства в нем проявлялись качества, личностные свойства, влияющие на стремление к достижению поставленных целей. Алиасхаб рос шустрым и непоседливым ребенком. Все свое свободное время он посвящал тренировкам. Не имея возможности тренироваться в спортзале, создавал себе условия дома. Первую «грушу», для отработки удара ног, ему сделала мама, а Алиасхаб сам набил ее песком. Всегда и во всем он привык добиваться своей цели. Алиасхаб продолжал самостоятельно тренироваться.
Пара-тхэквондо Алиасхаб занимается профессионально около двух лет. Но за такой короткий период он достиг высоких результатов. После месяца тренировок он выступил на чемпионате России, где занял 3-е место. Это была его первая победа и первая награда. На следующем чемпионате России по пара-тхэквондо Алиасхаб уже поднялся на высшую ступень пьедестала. В Азербайджане, в Баку он принял участие в дружеских соревнованиях, где занял первое место. Конечно, самой главной победой на сегодняшний день для Алиасхаба Рамазанова является победа в Мировом чемпионате. Золотая медаль принесла всемирную известность. Конечно, больше всех переживают и радуются его победам родители. В семье Рамазановых четверо детей, два сына и две дочери. И в каждого ребенка родители вложили и силы, и душу. Старший сын окончил школу милиции в Махачкале, работает участковым инспектором и продолжает учиться заочно в Краснодарской Высшей школе милиции. Обе дочери окончили Буденновское медицинское училище. И все они гордятся достижениями Алиасхаба.
И мы, его односельчане, восхищаемся его жизненной силой, волевыми качествами, целеустремленностью и спортивными успехами и желаем новых побед. 9 декабря он принял участие в Чемпионате Европы по пара-тхэквондо, который проходил в Болгарии.
Вероника Иванова
с. Кочубей
P.S. Когда готовился этот материал, Алиасхаб Рамазанов 9 декабря завоевал еще одну золотую медаль в болгарском городе София, где сборная команды России смогла повторить успех прошлого континентального чемпионата, который прошел в сентябре 2016 года в Варшаве, завоевав первое общекомандное место. В командном состязании среди мужчин россияне также одержали победу, а среди женщин заняли третье место. В личном зачете у россиян 5 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые награды.
Обратная связь Газета «Рассвет» Видеогалерея Фотогалерея
Мухаммад Мокаев присоединяется к UFC
В ноябре Ultimate Fighting Championship объявил, что двукратный обладатель титула Международной федерации смешанных единоборств Мухаммед Мокаев был добавлен в наилегчайший дивизион. Рожденный в Дагестане, но выросший в Англии Мокаев получил некоторую известность после одержав 23 победы подряд в любителях, без поражений. «Каратель» дебютировал в профессиональном плане 1 августа 2020 года. С тех пор провел семь боев, одержав шесть побед и не проведя соревнований. Суммарный рекорд его соперников — 25 побед и 26 поражений. чуть меньше 50%. Все-таки Мокаев приносит много хайпа пути это привело к тому, что он стал самым молодым подписантом в списке UFC. промоушен объявил на этой неделе, что Мокаев дебютирует против Коди Дерден на предстоящем Fight Night 19 марта.
Реклама
Перед профессиональным дебютом Мокаев выпустил интервью для Sherdog. где он рассказал о своем воспитании, о своей цели стать самый молодой чемпион в истории Brave Combat Federation, и его матч мечты с бывшим чемпионом UFC в 125 фунтах и нынешним Выдающийся боец One Championship Деметриус Джонсон. Судя по всему, Храбрый изо всех сил пытался найти противника для Мокаев перед Гленном Маквей в короткие сроки появился на Brave CF 37. Мокаев сокрушил своего противника из Северной Ирландии своей борьбой за всех три раунда и был очень близок к тому, чтобы прикончить Маквея в третьем раунде. кадр после приземления порочный локоть. В итоге Мокаев забрал домой единогласное решение.
https://t.co/AKQCqULTOB pic.twitter.com/TFryEvI5sC
— капоса (@Grabaka_Hitman) 1 августа 2020 г.
В своем первом профессиональном бою восходящая звезда Мокаев показал точную игра в схватку, но было кое-что, что можно было бы прикрыть в ударе. У «Карателя» была возможность показать улучшения на ногах, когда он взял на себя английского подмастерья Хайдена Шериф в главном событии Celtic Gladiator 27. На этот раз, Мокаев одержал легкую победу техническим нокаутом в первом раунде, учитывая, что его противник почти не оказал сопротивления.
После победы над Джейми Келли сабмишеном в третьем раунде и вынуждая Дэйва Джонса касанием ударов в начальном кадре, Мокаев столкнулся с первым реальным испытание его карьеры в Абдуле Хусейн на Brave CF 49. Было много любопытства вокруг матча, так как и Мокаев, и Хусейн из Финляндии были считается 125-фунтовыми перспективами. Пара выступила упорно конкурс, разделив первые два тура. В конце концов, Мокаев техника и упорство перевесили нападение его противника и он навязал свою волю Хусейну в третьем фрейме. Мокаев взял единогласное решение с 30-27, 29-28 и 29-28 кивки от судьи.
Очередное выступление Мокаева в клетке закончилось разочарованием без конкурса на Brave CF 51. Через 2 минуты 34 секунды Мокаев случайно нанес удар в пах, и его соперник Ибрагим Наврузов не смог продолжить.
Мухаммад Мокаев vs. Ибрагим Наврузов объявил НК после брутального удара ниже пояса около 2:35 в R1 #BraveCF51 pic.twitter.com/NdtfbGhnL9 — капоса (@Grabaka_Hitman) 4 июня 2021 г.
Мокаеву снова довелось блеснуть в со-хедлайнере Brave CF 54, где он встретился с Блейном О’Дрисколл в промежуточном весе 130 фунтов. Как всегда, «В Каратель» применил свою неустанную борьбу, заставив своего противника упал в начале первого раунда и схватил его за спину. Многое для всех к удивлению, О’Дрисколл пробился из затруднительного положения и вскочил на ноги, чтобы остановить еще одну попытку тейкдауна ударом коленом в голову противника. Мокаев в конце выглядел немного уставшим первого фрейма, но продолжал продвигаться во втором раунде тем не менее. Его упорство было вознаграждено голом красивый разворот назад локтем, который ошеломил соперника, позволив Мокаев через несколько секунд прыгает ему на спину. После захвата из выгодной позиции, Мокаев нанес плотный удушающий прием сзади и О’Дрисколл постучал по отметке 1:36.
#54 | Мухаммад «Каратель» Мокаев продлил победную серию с красивой подачей «Rear Naked Choke»
Повторно смотрите лучшие моменты BRAVE CF 54 ТОЛЬКО БЕСПЛАТНО на https://t.co/fMntiTbleT
[#BRAVECF54 | Группа Галана | Място Конин] pic.twitter.com/hCee2QBtI8
— BRAVE Combat Federation (@bravemmaf) 1 октября 2021 г.
Что с Дагестаном?
Несмотря на то, что численность населения лишь немногим превышает население Чикаго, крошечная Республика Дагестан может похвастаться устрашающей репутацией в мире смешанных единоборств. В каждой весовой категории мужского дивизиона UFC есть как минимум один дагестанский боец, от Шамиля Абдуакимова в 265-фунтовой категории до Аскара Аскарова и Тагира Уланбекова в 125-фунтовой группе. легендарный Хабиб Нурмагомедов, самый знаменитый боец в истории спорта. Но что такого особенного в этой крошечной российской республике, которая, кажется, производит такие таланты, далеко несоразмерные ее размеру?
Ну, во-первых, важно понять культуру Дагестана и дагестанского народа. По сути, дагестанцы постоянно воевали — друг с другом или с соседями — на протяжении всей своей истории, и они гордятся гипермужскими добродетелями, которые, по их мнению, веками сохраняли целостность их общества.
«Невозможно расти мальчиком в Дагестане и не драться», — заявил журналистам VICE дагестанский боец Джалил Алижанов. «Когда мне было около шести лет, мой старший брат схватил меня и сказал: «Хорошо, ты готов драться?», а затем нашел еще одного шестилетнего, и мы подрались. Вы не можете сказать «нет», это было бы позором».
Для Хабиба его ранние боевые воспоминания еще более экстремальны — в детстве отец заставил его драться с медведем, который пытался откусить его.
«Отец отправил меня [на] борьбу с [] медведем, когда я сказал ему: «Эй, этот медведь пытался меня укусить», — сказал Хабиб Меган Оливи из ESPN во время интервью после UFC Fight Night: Brunson vs. 2021. «Я помню, как он сказал мне: «Укуси его в ответ! Без проблем. Вы должны бороться. ты должен продолжать».
Эта любовь к борьбе с раннего возраста перерастает в страсть к тому, что многие считают национальным видом спорта Дагестана – борьбе.
«Я думаю, около 90 процентов, все увлечены борьбой, потому что это национальный вид спорта в Дагестане», — сказал в прошлом году Мэтту Серре феномен UFC в легком весе Ислам Махачев. «Вот почему люди любят этот вид спорта. У нас очень много олимпийских чемпионов. И в США есть национальный вид спорта вроде футбола, а в Дагестане есть борьба».
Этот статус неофициального национального времяпрепровождения Дагестана повышает популярность этого вида спорта в стране, и даже во многих небольших селах теперь есть свои борцовские лагеря, где молодежь может оттачивать свои навыки и развивать способности, которые сделают им приходится считаться в клетке.
В крайне бедном регионе, раздираемом конфликтами поколений, борьба также является для многих достойной альтернативой «уходу в лес» — присоединению к террористическим группировкам и бандитам, которые рыщут в горах Дагестана.