Древний город Баальбек: история, описание, фото
Адрес: Ливан
Основные достопримечательности: Храм Юпитера, храм Вакха, храм Венеры, Пропилеи
Координаты: 34°00’24.3″N 36°12’14.8″E
Баальбек — «живое» воплощение истории
Баальбек в Ливане — «пример архитектурной гигантомании»
Фестиваль в Баальбеке
Баальбек на карте
Ливанские арабы считают, что история их страны — это история древнего города Баальбека. Комплекс храмов в Баальбеке строили и перестраивали на протяжении почти 2000 лет, поэтому это не только история Ливана.
Древний город Баальбек с высоты птичьего полёта
Баальбек олицетворяет собой историю всего Древнего мира. Баальбек считается настолько древним, что предания приписывают его строительство Каину — сыну Адама. Каин нашёл здесь пристанище после того, как из-за зависти убил своего брата Авеля и был проклят за братоубийство богом Яхве.
Баальбек — «живое» воплощение истории
Баальбек находится в полутора часах езды от ливанской столицы. Первые письменные упоминания о городе относятся к XIV веку до н.э., когда египетский фараон Эхнатон воздвиг здесь храм Бога Солнца.
Вид на Пропилеи с колоннадой
Во времена финикийцев город служил святилищем, где поклонялись верховному богу Баалу (отсюда и название — Баальбек). В 332 году до н. э. Александр Македонский завоевал Финикию и включил Баальбек в состав своего могучего государства. После смерти Александра Великого и распада империи в Баальбек пришли греки и переименовали храмовый комплекс в Гелиополь, или Город Солнца. При римлянах Баальбек достиг высочайшего расцвета — он был не только местом поклонения Юпитеру Гелиополитанскому, Бахусу и Венере, но и важным торговым пунктом на Ближнем Востоке. Арабы, завоевавшие город в 637 году, переименовали его в Аль-кала («Крепость»). В средние века Баальбек играл роль стратегически важной крепости, но около 1400 года его разорил Тамерлан, а частые землетрясения довершили картину упадка.
Вид храма Бахуса от храма Юпитера
Баальбек в Ливане — «пример архитектурной гигантомании»
Немецкие археологи, заново открывшие Баальбек в 1898 — 1905 гг., высказали предположение о том, что циклопические храмы — это творение внеземных цивилизаций. На самом деле, развалины Баальбека принадлежат римским зодчим. Большой храм Юпитера (I в. н.э.) издавна внушал путешественникам чувство преклонения перед мастерством его создателей.
Арабы верили, что его воздвиг библейский царь Соломон, поскольку только ему подчинялись джины, и никто, кроме джинов, не смог бы поднять 800-тонные монолитные глыбы. Чтобы сдвинуть с места одну глыбу, требовались объединённые усилия 40 тысяч человек.
Вид храма Юпитера со стороны храма Бахуса
По размерам монолитов храм соперничает с пирамидой Хеопса, самые крупные глыбы которой весят по 50-80 тонн. Святилище Юпитера достигало 90 метров в длину и 50 метров в ширину, а по всему периметру стояло 50 коринфских колонн, превосходящих по высоте 6-ти-этажный дом! До наших дней уцелело 6 колонн высотой 20 метров. Поразительна точность, с которой 300-800-тонные глыбы подогнаны друг к другу — между ними сложно просунуть даже иголку. Не зря в 1936 году архитектор И. Соболев назвал Баальбек «образцом архитектурной гигантомании». Храм Бахуса (II в. н.э.) меньше святилища Юпитера, но сохранился гораздо лучше.
Храм Венеры
Его колонны выше, чем во всемирно известном греческом храме Парфеноне. В оформлении святилища использованы каменные барельефы, посвящённые культу вина, — амфоры, виноградные лозы. Храм Венеры, построенный при императоре Септимии Севере (193—211 гг.), по праву считается самым изящным зданием Баальбека. Он представляет собой ротонду (круглое сооружение), увенчанную куполом. Ротонда соединена портиком, который опирается на два ряда колонн — по 4 в каждом.
Большой двор
Фестиваль в Баальбеке
Каждый год покой богов нарушают звуки музыки и бурные, долго не смолкающие аплодисменты, — уже много лет, начиная с 1956 года, в Баальбеке проводится Международный музыкальный фестиваль, один из самых престижных на Ближнем Востоке. Здесь, на римских руинах исполняют классическую и современную музыку, оперу и джаз.
Рейтинг достопримечательности
← Азия | Ливан |
Баальбек на карте
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
Достопримечательности Чехии: список, описание, фото
Европа
25-главая деревянная Покровская церковь: описание
Европа
Аббатство Паннонхальма: история, описание
Европа
Авраамиев Богоявленский монастырь: описание
Европа
Автодром имени Жиля Вильнёва: история, особенности
Северная Америка
Азимовская мечеть в Казани: история, описание
Европа
Аквапарк КВА-КВА парк в Москве: описание, фото
Европа
Акведук Пон-дю-Гар во Франции: история, описание
Европа
Акрополь Линдоса в Греции: история, описание, фото
Европа
Александрийский маяк: история, описание, фото
Африка
Показать еще ЗАГРУЖАЮСЬ. .. ЭЛЕМЕНТОВ БОЛЬШЕ НЕТ
Баальбек, древний город в Ливане: информация, фото и видео
Видео: Баальбек
Содержание
- История возникновения храмового комплекса
- Баальбекский храмовый комплекс: внешний вид и особенности архитектуры
- Святилища
- Загадки и артефакты Баальбека
- Три любопытных факта из истории храмового комплекса
- Как добраться
История возникновения храмового комплекса
Первые ритуальные сооружения на территории Баальбека возникли еще в финикийский период. В городе процветал культ языческого бога солнца – Баала, чье имя и дало название местечку, а также его главной достопримечательности. Традиционный уклад был нарушен Александром Македонским, присоединившим Баальбек к Македонскому царству и положившим начало череде масштабных изменений в его истории и культуре. Так, после смерти великого полководца, город вошел в состав Египта, получив название Гелиополя. Некоторое время спустя египетские владения перешли к римлянам, развернувшим здесь бурную строительную деятельность. На фундаментах бывших финикийских святилищ стали расти гигантские храмы, прославлявшие мощь и величие римских богов, в конечном итоге слившиеся в уникальный храмовый комплекс.
В VII веке Гелиополь захватили арабы, оградив прекрасные античные сооружения каменной стеной и превратив их в военную крепость. К XIX в. необходимость обороны города отпала, а бывшие римские святилища стали потихоньку растаскивать на стройматериалы местные жители. Спасти один из величайших архитектурных памятников древности удалось немецкой археологической экспедиции, прибывшей в Баальбек на раскопки в 1898 году. После кропотливой работы, занявшей несколько месяцев, археологи вернули бывшему Гелиополю его главную достопримечательность, а миру – бесценный исторический объект, на долгие годы ставший предметом научных исследований и споров.
Баальбекский храмовый комплекс: внешний вид и особенности архитектуры
Площадь храмового ансамбля Баальбека принято делить на три части: Полукруглый двор, Гексагон и Большой (Алтарный) двор. Вход в один из самых древних архитектурных комплексов находится в его восточной части. Путешествие начинается с парадной лестницы в месте, ранее бывшим Полукруглым двором, а сегодня представляющем собой лишь скопление каменных обломков. Пройдя через некогда величественные пропилеи, турист попадает в Шестиугольный двор или Гексагон. Когда-то просторную площадку украшала колоннада, а в ее центре находился алтарь, вмещавший в себя около 230 статуй богов римского пантеона. Сегодня здесь можно найти лишь намек на бывшую алтарную часть и часть стены, окружавшей зал.
Самый большой двор баальбекского ансамбля – Алтарный – занимает около гектара всей площади. Из 84 колонн, стоявших по его периметру, сохранилось лишь несколько. Не выдержали проверку временем и галереи. Центральной фигурой двора является кубический алтарь (рядом находится второй алтарь, более скромных размеров). Здесь же можно увидеть правильные углубления в террасе, бывшие ранее ритуальными бассейнами.
Святилища
На территории одного из самых загадочных ритуальных комплексов планеты располагалось сразу несколько святилищ:
- храм Юпитера;
- храм Вакха;
- храм Венеры.
Кроме того, со времен мусульманского нашествия здесь сохранились останки древней арабской крепости, минарета и Большой мечети.
Строительство храма Юпитера осуществлялось предположительно в эпоху правления императора Нерона. Масштабное сооружение размером 90×50 м было выполнено в виде традиционной античной конструкции, поддерживаемой 20-метровыми колоннами. Шлифованные монолиты, послужившие основой здания, имели по-настоящему фантастические размеры. Например, вес гранитного блока над входом в так называемую камеру царя превышает 90 тонн, при этом вес плит храмового основания исчисляется уже сотнями и тысячами тонн.
К сожалению, здание не выдержало многочисленных войн и разрушительных ливанских землетрясений. В результате, вместо некогда великолепного храма, сегодня можно наблюдать лишь его основание да часть уцелевшей колоннады. Добраться до святилища можно по каменным ступеням, расположившимся напротив главного алтаря Большого двора.
Храму Вакха (второе название – храм Меркурия) повезло больше. Здание не только сохранило презентабельный внешний вид, но и часть внутренней отделки. Например, поднявшись по ступеням в центральную часть помещения, можно увидеть резной алтарь. А если добраться до закрытого внутреннего зала, то в нем обнаружится ритуальная комната размером 27×23 м, в которой предположительно располагалась статуя древнеримского бога Бахуса.
По периметру храм окружен галереей из 19-метровых колонн, ровно в полтора раза превышающих высоту колонн в греческом Парфеноне. Безусловно, часть архитектурных элементов святилища была безвозвратно утрачена, что нисколько не мешает воображению воссоздать подлинный и полный образ грандиозного сооружения.
Храм Венеры (по некоторым сведениям храм назван в честь богини удачи Фортуны) несколько отдален от основной части комплекса и отличается необычной конструкцией в виде подковы. Невзирая на сравнительно скромные размеры, внутренний зал святилища достигает почти 9 метров в диаметре.
Помимо легендарных храмовых построек, есть в Баальбеке и места, скрытые от посторонних глаз. К ним можно отнести местные подземелья, берущие свое начало с юго-восточной стороны платформы и заканчивающиеся под святилищем Юпитера. Есть мнение, что эти импровизированные катакомбы появились в Баальбеке еще до грандиозной римской застройки. Наличие окон в тоннелях дает возможность предполагать, что ходы были обитаемы. Учитывая специфику культа, связанного с поклонением Ваалу, остается только догадываться, кто именно коротал свои дни в мрачных коридорах…
Загадки и артефакты Баальбека
Как ни странно, но с точки зрения археологии, главную ценность Баальбека составляют отнюдь не его храмы, а монолитное основание комплекса или так называемая терраса со стороны храма Юпитера. Именно в этой части ансамбля находится легендарный Трилитон Баальбека – три мегалита в кладке фундамента по 800 тонн каждый. Интерес к этим исполинским плитам вызван тем, что в эпоху Древнего Рима, к которой принято относить строительство баальбекских святилищ, способов транспортировки мегалитов таких размеров еще не было.
Противоречивый факт дал повод к появлению всевозможных гипотез относительно способов перемещения плит. Кто-то из исследователей заявил, что к строительству храмового комплекса в Баальбеке приложила руку инопланетная цивилизация, кто-то считал более адекватной версию использования сверхмощной техники, которая впоследствии была утрачена человечеством. Были извлечены на свет и древние библейские сказания, согласно которым Баальбек был построен Нимродом – одним из ветхозаветных царей, водившим дружбу с титанами. Именно великаны и доставили сюда неподъемные мегалиты, после чего навлекли на себя гнев божий и были уничтожены всемирным потопом.
Несмотря на сенсационность подобных заявлений, официальных доказательств присутствия на территории древней Финикии внеземных и мифических существ пока нет. При этом гиды, проводящие экскурсии в храмовом комплексе Баальбека, не упускают возможности обратить внимание туристов на лестничные ступени, ведущие к храму Юпитера. Массивные каменные плиты явно не соответствуют ширине шага обычного человека, а рассчитаны на существ более высокого роста. Добавьте к этому выдающиеся размеры храмовых колонн, не имеющих аналогов в мировой архитектуре, и получите наглядную картину гигантского святилища для сказочных великанов.
На размышления наводят и небольшие углубления, выдолбленные в толще каменных плит террасы. Появление непонятных отверстий можно было бы объяснить их использованием в качестве гнезд для металлических захватов, с помощью которых могли перемещаться блоки. Однако это предположение можно считать несостоятельным уже потому, что далеко не все плиты «украшены» дырами. В частности, на мегалитах Трилитона гнезда практически отсутствуют. Впрочем, некоторые исследователи считают, что прямоугольные отверстия могли служить и совершенно иным целям. Например, быть креплениями для факелов во время служб, а также вместилищем праха ритуальных жертв.
Еще один странный артефакт Баальбека – Южный камень или по-арабски Хаджар эль-Хубла (в переводе «камень, отторгнутый от материнского массива»), найденный в ближайшей каменоломне на расстоянии 900 м от ансамбля. Гладкая мегалитическая глыба считается одним из самых больших камней в мире, обработанных человеком. Вес плиты оставляет 1000 тонн, а длина около 20 м. Впоследствии в каменоломне была найдена еще пара мегалитов, вес которых значительно превышал вес Южного камня. Глыбы, гладкая отшлифованная поверхность которых недвусмысленно намекает на человеческую деятельность, представляют собой одну из величайших мировых загадок. Чтобы сдвинуть с места такие масштабные предметы потребовалось бы несколько десятков тысяч человек, но разместить такое количество рабочих на столь незначительной территории, а тем более сделать их действия слаженными – абсолютно невозможно. И пока современные версии о появлении Хаджар эль-Хубла находятся на стадии недоказанных предположений, фантастический артефакт продолжает оставаться приманкой для туристов, а также искателей необычных фонов для селфи.
Три любопытных факта из истории храмового комплекса
Первые туристы появились в Баальбеке в XVI веке. Как правило, это были богатые путешественники, прослышавшие о великолепии местного храмового ансамбля.
Во дворе комплекса можно встретить монолиты с высеченной на них аббревиатурой IOMN, что расшифровывается как Iuppiter Optimus Maximus Heliopolitanus – Высочайший и Величайший Юпитер Гелиополиса.
Во время раскопок несколько фрагментов храма Юпитера были вывезены в Германию. Увидеть их сегодня можно в Пергамском музее Берлина.
Как добраться
Античные храмы Баальбека настолько велики, что видны из любой точки города. А поскольку бывший Гелиополь – маленький город, то и добраться до его главной достопримечательности можно пешком, на всякий случай, уточнив у местных жителей наиболее короткий путь.
Смотрите также: Океаны, Сент-Люсия, Бермудские Острова, Зеленоградск, Порт-Вила, Припять, Юниверсал Студио
Баальбек — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Комплекс храмов в Баальбеке расположен у подножия юго-западного склона Антиливана, граничащего с плодородной равниной Бекаа в высота 1150 м. Город Баальбек достиг своего апогея во времена Римской империи. Его колоссальные сооружения, построенные на протяжении более двух столетий, делают его одним из самых известных святилищ римского мира и образцом имперской римской архитектуры. Паломники стекались в святилище, чтобы поклониться трем божествам, известным под названием романизированной Триады Гелиополиса, по существу финикийского культа (Юпитер, Венера и Меркурий).
Значение этой смеси руин греко-римского периода с еще более древними пережитками финикийской традиции основано на ее выдающейся художественной и архитектурной ценности. Акрополь Баальбека состоит из нескольких храмов. Римское сооружение было построено на более ранних руинах, которые превратились в приподнятую площадь, состоящую из двадцати четырех монолитов, самый большой из которых весил более 800 тонн.
Храм Юпитера, главный храм Баальбекской триады, отличался 20-метровыми колоннами, окружавшими целлу, и гигантскими камнями террасы. Соседний храм, посвященный Вакху, уникален; он богато и обильно украшен и внушительных размеров с монументальными воротами, украшенными вакхическими фигурами. Круглый храм или Храм Венеры отличается оригинальностью планировки, а также изысканностью и гармонией форм в городе, где другие святилища отмечены монументальными сооружениями. Единственным сохранившимся остатком Храма Меркурия, расположенного на холме Шейха Абдаллаха, является вырубленная в скале лестница. Одеон, расположенный к югу от акрополя в месте, известном как Бустан-эль-Хан, также является частью памятника Баальбек и считается одним из самых впечатляющих археологических памятников Ближнего Востока.
Баальбек стал одним из самых прославленных святилищ древнего мира, постепенно обложенных колоссальными сооружениями, которые возводились более двух столетий. Его монументальный ансамбль является одним из самых впечатляющих свидетельств римской архитектуры имперского периода.
Критерий (i) : Археологические раскопки Баальбека представляют собой религиозный комплекс выдающейся художественной ценности, а его величественный монументальный ансамбль с изысканно детализированной каменной кладкой представляет собой уникальное художественное творение, отражающее слияние финикийских верований с богами греко-римский пантеон через удивительную стилистическую метаморфозу.
Критерий (iv) : Монументальный комплекс Баальбека является выдающимся образцом римского святилища и одним из самых впечатляющих свидетельств римского периода в его апогее, который в полной мере демонстрирует мощь и богатство Римской империи. Он содержит одни из самых больших римских храмов, когда-либо построенных, и они являются одними из наиболее хорошо сохранившихся. Они отражают необычайное слияние римской архитектуры с местными традициями планирования и планировки.
Целостность
В серийную номинацию входят Храмы Юпитера, Вакха, Венеры и Меркурия, а также Одеон — все ключевые атрибуты святилища. Весь город за арабскими стенами, а также юго-западный квартал экстра-мурос между Бустан-эль-Ханом, римскими сооружениями и мечетью мамлюков в Рас-аль-Айне обеспечивает необходимый контекст для ключевых атрибутов.
В течение 15 лет город страдал в результате вооруженного конфликта и, как следствие, отсутствия надлежащего контроля за планированием, и до сих пор испытывает давление со стороны городских властей, что делает обстановку святилища и общую целостность собственности крайне уязвимыми.
Подлинность
Несмотря на масштабные реставрационные работы в 1960-х и 1980-х годах, а также воздействие вооруженного конфликта, приведшего к незапланированному развитию, общая аутентичность объекта осталась неизменной благодаря усилиям национальных и международных организаций. Чтобы сохранить остатки, Главное управление древностей (DGA) провело работы по консолидации и реставрации различных памятников, особенно на внутренней части участка Кала, где расположены храмы Юпитера и Вакха, а также в Бустане. Сайт Эль Хан. Тем не менее подлинность объекта очень уязвима для изменений, которые затрагивают детали его структуры и общее величие его окружения.
Требования по охране и управлению
Сохранение и управление собственностью обеспечивается DGA, который контролирует все разрешения на строительство и реставрацию. Закон о древностях № 166/1933 предусматривает несколько важных мер по охране руин, находящихся на охраняемой территории. Сотрудничество между Генеральным управлением городского планирования и DGA облегчает экспроприацию земель, окружающих археологическую зону.
План защиты и улучшения, который находится в стадии подготовки, направлен на обеспечение улучшенного представления этих уникальных остатков и разработку новой системы защиты для сайта, которая соответствует международным картам. Сотрудничество со специалистами по реставрации исторических памятников необходимо. В плане также должен быть рассмотрен вопрос об улучшении методов координации между различными органами, участвующими в управлении имуществом.
Еще один генеральный план города, находящийся на рассмотрении, направлен на защиту окрестностей участка и контроль за городской застройкой, угрожающей археологическому памятнику, городской зоне, расположенной в пределах арабских стен, а также юго-западному кварталу (доп. -muros), расположенный между Бустан-эль-Ханом и римскими каменоломнями (Хаджар-эль-Хубла).
Баальбек | Ливан, храмы и праздник
Прочтите краткий обзор этой темы
Баальбек , также пишется как Баальбек , арабский Баалабак , греческий Гелиополис , также называемый Город Солнца , большой археологический комплекс, охватывающий руины древнеримского города в восточной части Ливана. Он расположен в широком районе Аль-Бика (долина Бекаа), на высоте примерно 3700 футов (1130 метров) примерно в 50 милях (80 км) к востоку-северо-востоку от Бейрута. Комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984.
Ничего не известно о Баальбеке до греческого завоевания Сирии (332 г. до н.э.). После смерти Александра Македонского (323 г.) этот регион перешел к династии Птолемеев в Египте, при которой город назывался Гелиополис, вероятно, в честь своего египетского тезки. В 200 г. он был завоеван Селевкидом Антиохом III (Великим) и оставался владением Селевкидов до падения этой династии (64 г. до н. э.), когда он перешел под власть римлян. Несколько десятилетий спустя он стал римской колонией и был заселен легионом. Баальбек перешел в руки Византии, а затем попал под власть арабов (637 г. н.э.). С тех пор и до 20 века им управляли различные мусульманские правители Сирии. После Первой мировой войны французские обязательные власти включили Баальбек в Ливан.
Викторина «Британника»
Где это находится?
Впервые внимание европейцев было обращено на руины Баальбека в 16 веке. Большая часть древнего поселения была разрушена землетрясением, но в 1898–1903 годах немецкая экспедиция раскопала два огромных римских храма и начала восстанавливать руины. Обширные расчистки и ремонт были выполнены по распоряжению Франции, а затем и правительством Ливана. Однако в середине 1970-х защита его сокровищ ослабла, когда Аль-Бика стал оплотом палестинских, «Хизбаллы» и сирийских сил в гражданской войне в Ливане. Консервация снова началась в 1990-е годы, последовавшие за окончанием войны, и туризм способствовал его возрождению.
Одним из основных сооружений на этом участке является Храм Юпитера (завершен во 2 веке н.э.), от которого сохранились лишь части. Это было массивное здание, в которое входили пропилеи, или вход, ведущий к шестиугольному переднему двору, а затем к прямоугольному главному двору длиной 343 фута (104,5 метра) и шириной 338 футов (103 метра). Двор был окружен искусно украшенными экседрами (полукруглыми скамьями) и выходил на портик, 84 гранитные колонны которого были привезены из Асуана в Верхнем Египте. На высокой террасе в западной части двора стояло святилище, коринфское здание с 54 колоннами — по 10 с каждой стороны и 19 колонн.на каждом фланге, каждый 62 фута (19 метров) в высоту и 7,5 футов (2,3 метра) в диаметре. Храм был посвящен трем божествам: сирийскому богу-громовержцу Хададу, приравненному к Юпитеру; сирийская богиня природы Атаргатис, приравненная к Венере; и юный бог, вероятно, дух растительности, приравниваемый греками к Гермесу-пастуху и, следовательно, римлянам к Меркурию. Первоначально здесь практиковался чисто земледельческий культ; позднее в нем, по-видимому, развились аспекты персоналистической мистической религии, поклонение юному богу, по-видимому, приобрело оргиастические черты.
Храм Бахуса тоже коринфский. Из 42 колонн, составляющих его периферийную колоннаду, 23 обрушились. Его символическое украшение показывает, что он был посвящен тем же богам земледелия, что и большой храм, но преобладание вакхических символов в интерьере, вероятно, указывает вместо этого на практику спасительной тайной религии.