Город чайковский история: история и достопримечательности — Ураловед

Содержание

Район

Пермский край входит в состав Приволжского федерального округа и Уральского экономического района.

Чайковский район расположен на крайнем юго-западе Пермского края, граничит с Еловским, Куединским районами, Удмуртией, Башкортостаном.

Основные сведения
Административный центр районаГород Чайковский
ТерриторияПлощадь 2155,25 кв. км.
Координаты56° 46′ с.ш.
54° 5′ в.д.
Местное времяМосковское время + 2 часа

Чайковский район расположен на крайнем юго-западе Пермской области, граничит с Удмуртией (большая часть границы проходит по Воткинскому водохранилищу), Еловским, Куединским районами, Башкортостаном. На территории района находится один из самых восточных речных портов Единой глубоководной системы Европейской части России (порт Чайковский), через район проходит одна из автомагистралей, по которой осуществляется связь Пермской области с западными районами России.

Западными соседями района являются наиболее развитые в экономическом отношении районы Удмуртии.

Историческая справка

История рождения города Чайковского связана с жесткой экономической необходимостью. Бурный рост послевоенной экономики Пермской, Свердловской, Челябинской, Кировской областей, Башкирской и Удмуртской автономных республик, особенно производств, обеспечивающих обороноспособность нашей страны, требовал обеспечения электроэнергией.

Для решения этой проблемы было принято решение о начале строительства Воткинского гидроузла в районе села Сайгатка, расположенного на берегу реки Камы.

Первые строители Воткинской ГЭС стали прибывать в середине 50-х г.г. со стоительств Камской, Горьковской, Волжской, Куйбышевской, Иркутской, Усть-Каменогорской гидроэлектростанций и многих других мест. К 1960 году численность коллектива гидростроителей превышала 12 тысяч человек.

Строительство ГЭС шло быстрыми темпами, настолько велик был энтузи-азм людей, их трудовой порыв, что электростанция была построена и включе-на под промышленную нагрузку на два года раньше планируемого срока.

Чайковский – один из самых молодых городов Прикамья. Сегодня – это современный стотысячный крупный административно-хозяйственный и культурно-просветительский центр южного региона Пермской области.

Город Чайковский отличается внешним благоустройством. Уютный зеленый город, с трех сторон омывается водами Воткинского водохранилища и Сайгатского залива. Вплотную к городу подступает лес, особенно ценен сосновый бор на берегу Сайгатского залива, где расположены санатории-профилактории городских предприятий. На территории города разбит парк культуры и отдыха, за чертой города в любое время года встречают горожан базы отдыха. Чайковский называют жемчужиной Прикамья, один из пунктов, посещаемый туристами, путешествующими на теплоходах по Каме и Волге.

Чайковский – это город строителей, текстильщиков, химиков, нефтяников, газовиков, город учащихся и студентов. Несмотря на молодость, это крупный культурный центр, нашему краеведческому музею и картинной галерее могут позавидовать многие города России. У нас проходят областные фестивали искусств, спортивные соревнования международного уровня.

Жители города по праву гордятся неповторимой красотой своего города, его традициями и культурным наследием. Многие, кто приезжает в Чайковский, влюбляются в него.

Территория г. Чайковского с сельскими населенными пунктами расположена на левом берегу р.Камы, на юго — западной окраине Пермской области. До появления г.Чайковского здесь был Фокинский район. В 1956 г. Чайковский официально признан поселком городского типа, в 1962 г.- городом районного подчинения. В 1977г. образован Чайковский район, а Фокинский упразднен. Районный центр — г.Чайковский, но сам город является городом областного подчинения.

В целях обеспечения условий для экономической и финансовой сбалансированности ресурсов с 1 апреля 1994 г., г. Чайковский и Чайковский район реорганизованы в единый орган местного самоуправления- г.Чайковский с прилегающей территорией.

Площадь- 2155 кв.км., в т.ч. площадь города -31 кв. км.

Численность населения 109,7 тыс. чел. в т.ч. сельское- 23,2 тыс. чел.., городское -84,6 тыс. чел. На территории расположено 50 населенных пунктов, входящих в состав 10 сельских администраций.

Территория Чайковского на значительное расстояние удалена от областного центра, имеет довольно выгодное экономико — географическое расположение.

Чайковский район граничит с Куединским, Еловским районами Пермской области, республикой Башкортостан, соседи по правому берегу Камы — Частинский район, Удмуртская республика. Имеет выход через Сарапул на железнодорожную магистраль Екатеринбург- Казань, к которому подходит линия от ст. Сайгатка ( г.Чайковский), но это тупиковая ветка.

По железной дороге имеется связь с г. Ижевском и далее с Пермью. Со столицей Удмуртии г. Чайковский связан автомагистралью, расстояние около 90 км. Автомобильная дорога связывает город с Пермью (325 км.). Автобусные маршруты соединяют город с населенными пунктами, с районами области и Удмуртии. По Каме расстояние до Перми 336 км. Речная пристань принимает грузовой и пассажирский флот. Внутри города действуют 18 автобусных маршрутов.

Рельеф территории западной (прикамской) части представляет волнистую равнину, переходящую в увалы, в восточной части — сильно волнистой равниной. Местность дренирована многочисленными речками: Сайгаткой, Большой Пизей, Камбаркой и др. В Прикамской части и на юге территории много песчаных и супесчаных почв, преобладают дерново — подзолистые почвы. Значительные площади лесов — смешанные довольно много липы, иногда встречаются дуб, лесной орешник, много сосны.

На территории района расположен ботанический памятник природы — урочище Плотбище, площадью 500 га ( в 15 км. к северо-востоку от г.Чайковского).Климат умеренно- теплый, незначительно засушливый. Продолжительность вегетационного периода около 130 дней, годовая сумму осадков 550 мм.

Среди первых русских поселений на территории района была деревня Сайгатка, основанная в 1646 г. у места впадения р.Сайгатка в Каму .Изданный в Перми 100 лет назад путеводитель «Кама» сообщает, что … при впадении реки Сайгатка находится село Сайгатка. Селение это известно с 1646 г., когда бывшая здесь деревня с четырьмя дворами составили вотчину Преображенского Осинского монастыря«. Мужская обитель православных чернецов просуществовала 131 год и в 1727 г. была упразднена» за малобратством«. Сайгатцы стали государственными крестьянами, а с 1764 г. перешли в разряд экономических.

Сайгатка имела отношение к «пугачевским» событиям. «Злодейские шайки» — так именовались пугачевцы и прочие бунтовщики в официальных донесениях — неоднократно бывали здесь с начала 1774 г. В рапорте главного командира Гороблагодатских и Камских заводов Ф. Венцеля как важное событие отмечен бой 31 марта 1774 г. на окраине Сайгатки. В нем управитель Ижевского завода Алымов разбил отряд «злодеев» численностью 300 — 350 человек, угрожавших нападением на Сарапул и Воткинский завод.

В 1839 г. в Сайгатке появилось первое каменное здание — храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, освещенный 11 мая.

Он сменил одноименную деревянную церковь, пришедшую в совершенную ветхость. Здесь же в 1859 г. открылась первая во всей истории левобережья Камы народная школа, содержавшаяся ежегодным сбором по 4 копейки с души государственных крестьян этого села. Настоятель прихода Андрей Кузнецов начал обучать 25 мальчиков. На следующий год количество учеников почти удвоилось, и наставницей 15 девочек стала его жена- матушка Татьяна, первая учительница края.

Как и вся деревянная Россия, Сайгатка много бедствовала от «красного петуха». Но каждый раз село возрождалось из пепла. В 1834 г. Сайгатка насчитывала 101 хозяйство, в 1896-206, 1926- 293. В ней всегда была одна улица с двухсторонней застройкой и сбегающие к Каме и Сайгатке переулки. В советские времена эта улица носила имя «вождя всех народов», а после 12 апреля 1961г. получила имя первого космонавта планеты. Сейчас на той самой улице Гагарина — и многоэтажная застройка, и остатки древнего села, в том числе — 200-летняя музеефицированная изба крестьянина — старообрядца — уникальный памятник деревянной архитектуры.

Через 300 лет вблизи с. Сайгатка началось строительство гидроэлектростанции и был заложен новый город. Воткинская ГЭС строилась с 1954 по 1965 гг. Свое название получила по находящемуся недалеко от нее г. Воткинску Удмуртской республики (около 40 км.). В Воткинске родился композитор П. И. Чайковский, в честь которого и назван город.

Плотина Воткинской ГЭС подняла уровень в Каме на 23 м., в результате чего образовалось обширное водохранилище, площадью 1125 кв.км. В здании ГЭС установлены 10 турбин, каждая мощностью 100 тыс.квт, мощность ГЭС- 1 млн.квт. Построен огромный судоходный шлюз, по которому в навигацию пропускаются тысячи судов. Шлюз двухниточный, теплоходы могут следовать вниз и вверх одновременно. В 1963 г. поставлен под проектную мощность последний пусковой агрегат и Воткинская ГЭС вышла на полную мощность. Ежегодно она вырабатывает 2,5 млрд. квт.ч. эл.энергии. 19 марта 2003 г. Воткинская ГЭС выработала 100 млрд квт. ч. эл.энергии с начала эксплуатации. Произведенной эл.

энергии хватило бы всей Пермской области на 5 лет.

В 1962 г. развернулись работы на строительной площадке комбината шелковых тканей. В январе 1966 г. прядильная фабрика выдала первую продукцию, а в июне 1966 г. на комбинате получены первые метры ткани. К концу 80-х годов комбинат выпускал ежегодно до 100 млн.м. разнообразных тканей шелковых, платьево-костюмных, сорочечных, декоративных, плащевых. В 1994 г. трудовой коллектив комбината акционировал предприятие под новым названием «Чайковский текстиль». Сегодня компания «Чайковский текстиль»- это производство и продажа тканей функционального направления (для униформы, рабочей одежды, технических нужд) и для модной индустрии (для классического женского костюма и активного отдыха). Основные виды перерабатываемого сырья- хлопок, полиэстер, вискоза. В ассортименте присутствуют ткани со льном, шерстью, эластиновыми нитями. Свою продукцию компания реализует через собственную дистрибьюторскую сеть, насчитывающую 31 торговый офис в России и странах СНГ.

Неоднократно коллекции Компании удостаивались золотых наград «За лучший отечественный товар».

В 1964 году началось строительство другого крупного предприятия в городе — завода СК /синтетического каучука/. С 1972 года на заводе выпускались резинотехнические изделия — детали для автомобилей, тракторов, статоров нефтедобывающей промышленности. В 1980 — е годы предприятие полностью снабжало бытовым газом пропаном Пермскую, Кировскую области, Удмуртскую республику. В 1984 году пущен комплекс по производству изопрена. В 1994 году завод преобразован в акционерное общество. С 1997 года ОАО «Уралоргсинтез», является звеном единой вертикально — интегрированной технологической цепочки компании «Сибур». В настоящее время предприятие производит МТБЭ — высокооктановую экологически чистую добавку к бензину, также полибутеновые масла, сжиженные газы.

Сегодня в городе более 20 промышленных предприятий. Самое молодое предприятие — завод газовый аппаратуры, который входит в состав дочернего АО «Газмаш» ОАО «Газпром». Дата основания завода — 1993г. Первая плита выпущена на предприятии 24 ноября 1998 г. Сегодня завод выпускает газовую плиту «Дарина», всего разработано 20 моделей. Ежесуточно производится 1000 плит. В 2003 г. завод вышел на проектную мощность — 250 тыс.плит в год. Коллектив предприятия насчитывает- 900 человек.

В 22 км. от города, в поселке Марковский, построен военный городок танковой дивизии, передислоцированной из Германии. В строительстве объектов принимали участие германские и турецкие строительные фирмы.

Территория располагает запасами нефти, эксплуатируется Шумовское и Злодаревское месторождения. Разработка нефти в районе начата в 1957 году. Из строительных материалов известны большие запасы кирпичных глин на разрабатываемом Фокинском месторождении, где в 1992 г. построен кирпичный завод. Мощность завода 10 млн.шт.в год, ежегодно здесь выпускают 14 млн. шт. кирпичей 8 модификаций, по прочности марки М100-200. На заводе освоено производство профильного, фигурного и ангобированного кирпича.

Через территорию района проходит линия магистрального газопровода. Это позволило перевести жилой фонд города и промышленные предприятия на природный газ. В 1984г. создано предприятие ООО «Пермтрансгаз»- это второе предприятие по транспорту газа в ОАО «Газпром». Общая протяженность газопровода и газопроводов- отводов, обслуживаемых газовиками 10325 км. в однониточном исполнении. Газопроводные магистральные коридоры по две, шесть, восемь ниток проходят по территории Пермской области, Удмуртской республики, Кировской области.

В 1992г. начался процесс преобразования колхозов и совхозов. На сегодня имеются: одно акционерное общество, 3 общество с ограниченной ответственностью,5 колхозов,1 военный совхоз, 66 фермерских хозяйств, 1 производственно — сельскохозяйственный кооператив, 2 сельскохозяйственно — производственный кооператива.

В национальном составе — абсолютное пребладание русских- 85%. Из других национальностей по численности выделяются татары, удмурты, башкиры, украинцы.

В г. Чайковский действуют 27 учреждений дошкольного образования,

13 общеобразовательных школ, 4 учреждения начального профессионального образования, 6 — учреждений среднего профессионального образования, Чайковский Государственный институт физической культуры, филиалы Ижевского Государственного технического университета, Пермского Государственного технического университета., Пермского Государственного педагогического университета.

Краеведческий музей открыт в 1963 г., основали его несколько ветеранов — энтузиастов и первостроителей города как народный музей. В 1978 г. музей становится филиалом Пермского областного краеведческого музея. Сегодня Чайковский музей — это одно из крупнейших учреждений культуры города. Экспозиции музея отражают богатое прошлое края, а также историю города и прилегающей территории. Вниманию посетителей представлены: остеоколлекция, уникальные находки Камской археологической экспедиции, национальная одежда и предметы быта местного населения, рукописные книги и многое другое. В 1993 г. при музее создан архитектурно — этнографический комплекс «Сайгатка» ( «Крестьянская усадьба,к.ХУ111 — н.Х1Х вв.»), где посетители знакомятся с культурой и бытом старообрядческого населения Сайгатской волости.

Картинная галерея открыта в 1970г.

Основу галереи составило собрание картин московского коллекционера А. С. Жигалко, переданное ей в дар. В экспозиции представлены работы художников: И.К Айвазовского, В. А. Тропинина, О. Э. Браза, И. И. Шишкина, Е. Н. Широкова, А. Н. Тумбасова.

На территории района( вблизи дер.Чумна) 25 марта 1961 г. приземлился искусственный спутник Земли. Крышка люка космического корабля является экспонатом музея. В районе приземления корабля 12 апреля 1986 г. установлен обелиск.

В 1982 г. открыт муниципальный театр драмы и комедии.

При дворце молодежи работает театр юного зрителя, отметивший в 2001г. 25-летие.

В июне 1978 г. в городе прошел первый фестиваль детского музыкального творчества, который стал традиционным и получил статус областного.

Построен прекрасный горнолыжный комплекс «Снежинка», биатлонный комплекс, где проводятся российские и международные соревнования.

Город Чайковский один из пунктов, посещаемый туристами, совершающих речные круизы на теплоходах по Каме и Волге. Здесь построен туркомплекс «Волна».

Город Чайковским отличается внешним благоустройством. Это зеленый, уютный город. Оживляет город вода, с трех сторон омывающая его ( Кама, водохранилище и большой залив по р. Сайгатке). Вплотную к городу подступает лес, особенно ценен сосновый бор. В зеленой зоне города разбит парк культуры и отдыха.

История Чайковского

История Чайковского, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Чайковский – крупный населенный пункт на юго-западе Пермского края. Имеет население около 84 тыс. человек, центр одноименного муниципального образования. Основан в 1955 году как город-спутник Воткинской гидроэлектростанции. День города празднуется 12 июня. Свое название получил в честь знаменитого русского композитора, родившегося и проживавшего в селе в окрестностях населенного пункта.

В начале 1950-х годов был создан технический план по электрификации промышленных предприятий в городах Пермского края. Важной его частью было строительство Воткинской гидроэлектростанции, перекрывающей реку Кама. В качестве рабочего поселка на месте ударной стройки был основан будущий Чайковский, а наименование ему было дано по всеобщему согласию первых жителей.

Но здешние земли, издавна населенные финно-угорскими племенами, отнюдь не были необитаемыми. Так, непосредственно на месте будущего поселка уже существовала маленькая деревушка, прозванная Сайгаткой, и бывшая в древности собственности Осинского монастыря. Точно неизвестно, когда подворье появилось на территории Перми, но документальные подтверждения ее существования относятся к середине XVII века. Это историческое поселение (согласно поверьям, именно на этом месте происходил ожесточенный бой восставших казаков Пугачева с регулярными войсками в 1777 году) не исчезло бесследно, а стало частью городской застройки.

Постепенно молодой город впитал в себя и более удаленные деревеньки, как Заря, сельскохозяйственное село и колхоз, что располагался здесь со времен НЭПа. Поселение быстро разрасталось, вскоре стало районным центром, в Чайковский был перемещен райисполком. С 1962 года численность жителей достигло отметки в 20 тыс. человек и поселению официально присвоили городской статус.

Несмотря на ударные темпы стройки ГЭС и города-спутника, архитекторам удалось спроектировать и реализовать чрезвычайно красивую и удобную застройку, за что в 1980 году они удостоились премией Совета Министров Советского Союза. Исторически первым был возведен Прикамский район, причем вместо бараков было решено застраивать территорию брусчатыми домами в два этажа. Активное строительство и рост города продолжалось без остановки вплоть до развала СССР, и самый новый район – Завокзальный – был начат в 1985 году.

Благодаря своему выгодному расположению и развитой инфраструктуре, Чайковский быстро превращался из города-спутника с единственным градообразующим предприятием в продвинутый индустриальный центр с гостиницами, спортивными и культурными сооружениями. Здесь были открыты такие производства, как фабрики по выпуску изделий из шелка, предприятия по изготовлению бетонных конструкций, шедших на строительство панельных многоэтажек, несколько фабрик пищевой промышленности. Чуть позже, в 1980 году, первую продукцию выдал сверхсовременный химический комбинат.

Но особую важность в становлении Чайковского как одного из важнейших центров Прикамья имела организация здесь эксплуатационной базы, обслуживающей газопроводы, связывающие Сибирь с Европой. Хотя суровый кризис экономики в 90-х годах прошлого века затронул и Чайковский, большая часть городской индустрии продолжает функционировать и сегодня. В городе трудятся не только местные жители, но также и население окрестных сел.

По сравнению с экономической обстановкой в других населенных пунктах Пермского края, в Чайковском наблюдается стабильность, зарплаты выше, нежели средние по региону. Потому и численность населения за период с 2002 года практически не поменялась, напротив, на протяжении нескольких лет наблюдался устойчивый его рост.

 

Чайковский

Чайковский — город в Пермском крае, административный центр Чайковского муниципального района. Имеет статус городского поселения.

Географическое положение. Расположен на левом берегу реки Камы (по течению) на юго-западной окраине Пермского края. Чайковский удалён от областного центра на значительное расстояние (325 км), но имеет выгодное экономико-географическое положение. Чайковский — зелёный, уютный город, отличающийся внешним благоустройством. Оживляет город вода, омывающая его с трех сторон (Кама, водохранилище и большой залив по р. Сайгатке), что обеспечивает хорошую продуваемость и чистоту воздуха. Вплотную к городу подступает лес, особенно ценен сосновый бор. Территория — 31 км².

Население: 83.5 тыс. чел. (2007).

                                              Телефонный код: 34241.

                                              Местное время: +2 (по мск.

Краткая история

Чайковский — молодой город. Основан в связи со строительством Воткинской ГЭС на реке Каме в 1955 г. На месте города была небольшая деревня Сайгатка, известная ещё с 1646 г., которая вошла в городскую застройку. В 1956 г. Чайковский был официально признан поселком городского типа, в 1962 г. — городом сначала районного, а позднее областного подчинения. ГЭС получила название Воткинской по находящемуся недалеко от неё г. Воткинску Удмуртской республики (около 40 км). В городе Воткинск родился композитор Пётр Ильич Чайковский, в честь которого и назван город Чайковский.

Достопримечательности

Краеведческий музей открыт в 1963 г., картинная галерея — в 1970 г. Основу галереи составило собрание картин московского коллекционера А. С. Жигалко, переданное ей в дар. В 1982 г. в Чайковском открыт драматический театр, 2 народных театра. В июне 1978 г, в городе прошел первый фестиваль детского музыкального искусства, который стал традиционным (проводится через 3 года). Построены прекрасный горнолыжный комплекс «Снежинка», биатлонный комплекс. Проводятся российские и международные соревнования.

Гостиницы
Волна, Приморский бульв., 26, (34241) 3-29-95

Показать круизы с посещением Чайковского>>

Города и стоянки

24 фото и карта, интересные места и Воткинская ГЭС



Город Чайковский расположен в Пермском крае на левом берегу реки Камы недалеко от устья реки Сайгатки. Это зеленый город, окруженный с 3-х сторон водой: рекой Камой, Воткинским водохранилищем и заливом реки Сайгатки. Город Чайковский находится на стыке Башкорстана, Удмуртии и Пермского края. Расстояние от Перми — около 300 км. Население —  82,550 тыс. жителей (2009 год), площадь — 55,9 кв.км.

В последнее время одним из популярных направлений путешествий по рекам становятся круизы на теплоходах по реке Каме. Совершая круиз по Каме, Вы побываете в городах Татарстана, Удмуртии и в Пермском крае. Город Чайковский — одна из самых популярных стоянок теплоходов во время круизов в/из Перми.

 

История города

В 1955 году со строительством Воткинской ГЭС на реке Каме появился рабочий поселок. Но еще в старинной летописи 17 века упоминается поселение Сайгатка, расположенное на этом месте. В истории это место прославилось как место переправы отрядов Ермака, а также здесь останавливался Е. Пугачев. В 1956 году поселок становится поселком городского типа — Чайковский, а в 1962 году — городом. Свое имя город Чайковский получил в честь композитора, родившегося в г.Воткинске.

 

Интересные места

В самом городе Чайковском можно посетить музейный комплекс «Крестьянская изба в Сайгатке», где представлена восстановленная изба старообрядцев древнего поселения. В честь погибших в Великую Отечественную войну 9 мая 1975 года на Площади Победы, установлен обелиск и зажжен Вечный огонь. Любимое место отдыха жителей — набережная Воткинского моря, городской пляж и расположенный рядом лес. Живописный Центральный парк города Чайковского переходит в природный лес, в котором находятся красивейшие здания санаториев. Рядом с парком — городской стадион «Центральный» на 20 тысяч мест. Недалеко расположен 90-метровый лыжный трамплин. В городе есть картинная галерея и краеведческий музей, драматический театр и Театр юного зрителя.

 

Воткинская ГЭС

Построенная гидроэлектростанция была названа Воткинской ГЭС по имени расположенного в 37 км города Воткинска. Строительство плотины подняло уровень реки Камы на 23 метра. Образовалось Воткинское водохранилище площадью 1125 кв.км. Мощность ГЭС составляет 1 млн кВт. Для прохода теплоходов построен двухниточный шлюз, благодаря чему суда следуют одновременно в обоих направлениях. Чайковский — город-порт. Сюда приходят туристические теплоходы,  выполняющие круизы по рекам Кама и Волга.

Обычно, для туристов, прибывших на теплоходе в город Чайковский, организуется автобусная экскурсия в город Воткинск, на родину композитора, где они посещают его музей. Также они осматривают Воткинскую ГЭС на реке Каме.

Автовокзал

История музея | Музей-усадьба П.И Чайковского

В 1938 году Советом Народных Комиссаров была одобрена инициатива Воткинского городского совета открыть в доме, где родился П.И.Чайковский, музей и восстановить тем самым значимость исторического места.

Первым директором музея (1938-1941 гг.) был назначен 28-летний уроженец города Воткинска, Михаил Харитонович Тутынин — в будущем Заслуженный деятель искусств УАССР и ведущий скульптор Удмуртии.

Началась реставрация музея. М.Х. Тутынин установил связь с первым мемориальным музеем П.И. Чайковского в Клину. В Воткинск был командирован научный сотрудник Н.К. Рукавишников для создания первой экспозиции. Николай Константинович — это человек с интереснейшей судьбой, он был хорошим музыкантом, был лично знаком с П. И. Чайковским и его братом Модестом. Весной 1940 года Рукавишников сообщал в своем письме к племяннику композитора Ю.Л. Давыдову: «У меня музей получился хороший, беднее Клинского по отсутствию рисунков в красках, их очень мало у нас. Но простор комнат дал возможность развернуть экспозицию очень эффектную…».

30 апреля 1940 года, в канун 100-летия со дня рождения П.И. Чайковского, состоялось торжественное открытие музея. В основном экспозиция была плоскостной, включающей в себя около тысячи экспонатов. Среди них были мемориальные вещи, переданные из Клина. Самым ценным стал рояль «Wirth», на котором играл юный Петр Ильич Чайковский.

Жизнь музея была прервана событиями Великой Отечественной войны. Музей был закрыт, фонды были законсервированы, все экспонаты перенесены в левое крыло дома. Всю остальную часть здания занял госпиталь и летное училище. А 2 сентября 1941 года в Воткинск прибыли эвакуированные сотрудники Клинского музея — Ю.Л. Давыдов, Г.Б. Бернадт, Е.Б. Гершовский и другие, спасая наиболее ценные экспонаты. Осенью 1943 года, в канун 50-годовщины со дня смерти композитора, Совнарком Удмуртской АССР принял постановление о возобновлении деятельности музея. Материалы для новой экспозиции начал готовить и коллектив Клинского музея, но смонтировать ее уже не успел, последовал приказ об их возвращении в освобожденное от фашистских захватчиков Подмосковье.

Биография

Пётр ИльичЧайковский1840 — 1893

«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому,
к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие».

Д. Шостакович

Творческое наследие Петра Ильича Чайковского стало неотъемлемой частью современной жизни. Его музыка, органически связанная с народным мелосом, с музыкальными жанрами и бытом своей эпохи, оказалась подлинно интернациональной и не подвластной влиянию времени. Она завоевала мировое признание, являясь с одной стороны символом русского национального музыкального искусства, с другой — примером универсальности наиболее важных человеческих мыслей и чувств, получивших ясное и доступное каждому воплощение в музыке.

Творчество Чайковского охватило практически все музыкальные жанры, во главе с ведущими и самыми масштабными — оперой и симфонией. В них наиболее полно и ярко отразился внутренний мир художника, фокусировавшего внимание на сложных движениях души, раскрывающихся в острых драматических столкновениях. И вместе с тем, одной из главных особенностей его стиля стала лирика, выраженная в красоте мелодий и находящая непосредственный отклик у слушателя.

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору.»

Эти слова Петра Ильича Чайковского как нельзя лучше поясняют смысл его творчества, заключавшийся в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить о самом главном, о том, что составляет суть жизни любого человека.

Мечта Чайковского о том, чтобы число людей, находящих в его музыке «утешение и подпору», сбылась. Как национальный праздник в 1940 году отмечалось столетие композитора. С этого времени его имя носят Московская консерватория и Концертный зал Московской филармонии. Через 18 лет в столице прошел первый Международный конкурс имени Чайковского, ставший еще одним ярким свидетельством мировой славы великого русского композитора.

Не случайным видится и знаковое совпадение сегодняшнего дня: юбилейный XV конкурс проходит в год 175-летия П. И. Чайковского. В продолжение весенних торжеств в Москве, Санкт-Петербурге, Клину, Воткинске и других городах, конкурсу предстоит исполнить свою миссию — стать кульминационной точкой юбилейного года и войти в историю экстраординарным художественным Событием, открывшим миру новых звезд классического исполнительского искусства.

Мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П. И. Чайковского» в городе Воткинске
1940 Почтовая марка СССР, 1958

«Все, что дорого сердцу, — в Петербурге…»

Санкт-Петербург — город человеческого и музыкантского становления Чайковского. Ближе к концу его жизни он смирил перед гением свою имперскую гордость. Это объяснялось покровительством Александра III и, как следствие, было связано со сценой Императорского Мариинского театра.

Здесь состоялись премьеры «Спящей красавицы» и «Пиковой дамы», оперно-балетного диптиха «Иоланта» — «Щелкунчик», приуроченного к именинам цесаревича.

А сколько было менее эффектных, но не менее значительных событий — вплоть до мало кем понятой премьеры Шестой симфонии!

Детство Чайковского, которого восьмилетним привезли из Воткинска в Петербург, было бы самым обыкновенным, если бы не мучительная тоска по дому и не двухлетняя разлука с родителями, пришедшаяся на первые годы в Училище правоведения. Реконструированная Ниной Берберовой в книге «Чайковский. История одинокой жизни» (1936) сцена расставания с матерью (вошедшая во многие биографии Чайковского и фильмы о нем) оставила в тени другой факт: за началом разлуки следовало счастливое воссоединение семьи. В 1852 году Чайковские переселились в Петербург. В Косом переулке, на углу Фонтанки, напротив Училища правоведения, была квартира тетки со стороны матери — Екатерины Андреевны Алексеевой. Чайковский вспоминал, как часто мать приходила туда и ждала у окна, выходящего в Косой переулок, а он, пробравшись в угловую спальню IV класса, не мог наглядеться на свою обожаемую «мамашеньку». Через два года, в июне 1854 года мать Чайковского умерла от холеры.

Семья Чайковских в 1848 году
Крайний слева — Пётр Ильич
Пётр Ильич Чайковский в молодости

Из Училища правоведения, которое Чайковский окончил в 1859 году, его путь лежал в василеостровские линии, в дома родственников, на Невский проспект, в Александринский театр. Позднее — из классов Бесплатной музыкальной школы и консерватории, располагавшихся во флигеле особняка Демидова на углу Демидова переулка и Мойки, — в Лештуков переулок к отцу и братьям, в театральную ложу на премьеру «Юдифи» Серова, в Михайловский зал на концерты Русского музыкального общества. В эти годы память Чайковского впитывает настроения и образы, которые много лет спустя проявятся как в самых лирических («Ромео и Джульетта», «Евгений Онегин»), так и самых трагических («Пиковая дама», Шестая симфония) его произведениях.

Осенью 1861 года после первой заграничной поездки Чайковский писал сестре:

«…Ты не поверишь, как я был глубоко счастлив, когда возвратился в Петербург! Признаюсь, я питаю большую слабость к российской столице. Что делать? Я слишком сжился с ней. Все, что дорого сердцу, — в Петербурге, и вне его жизнь для меня положительно невозможна.»

Слова эти нередко воспринимают слишком буквально — так, выдающийся хореограф Джордж Баланчин говорил:

«По сущности своей музыки Чайковский — петербуржец, как петербуржцами были Пушкин и Стравинский».

Однако привязанность Чайковского к Петербургу — лишь часть общей картины: подлинные петербуржцы, композиторы «Могучей кучки», всегда воспринимали его как москвича. Случайности и закономерности, на рубеже 1850-1860-х годов объединившие под знаменем «Новой русской музыкальной школы» столичного эрудита Стасова, провинциального вундеркинда Балакирева, доктора медицины Бородина, офицера преображенца Мусоргского и будущего морского офицера Римского-Корсакова, Чайковского не коснулись. Его закружил в своей орбите Антон Рубинштейн — звезда музыкального Петербурга, основатель первой в России консерватории. Его общественный темперамент и миссионерский размах нашли отклик у Чайковского с его замкнутой натурой и одержимостью музыкой.

Москва — город Чайковского

Безграничный масштаб знаний Рубинштейна музыканта соседствовал с ограниченностью Рубинштейна-педагога. Высокопарную искренность рассуждений о Моцарте («Да! Божественное творчество, все залитое светом!») сменяла дидактика мнений о Гайдне («Я его слышу говорящим на венском жаргоне!»). В какое негодование учителя привела увертюра «Гроза» (1864), где Чайковский использовал запрещенные для ученических сочинений арфу, английский рожок, тубу, большой барабан и тарелки! А за неявку разволновавшегося студента на выпускной концерт Рубинштейн чуть не лишил Чайковского диплома «свободного художника». Но было и неподдельное восхищение, например, двумястами контрапунктическими вариациями, однажды принесенными Чайковским в виде домашнего задания. И было главное — рекомендация Николаю Рубинштейну, давшая Чайковскому место профессора в новооткрываемой Московской консерватории.

После Петербурга — его европейской архитектуры, строгих уличных линий, декоративного изобилия и четких правил «застывшей» и «незастывшей» музыки — купеческая Москва вошла в жизнь Чайковского как город отступления от правил.

В водовороте московской жизни были пережиты блистательные озарения, найдены искренние привязанности, воспитаны верные последователи.

Не обошлось и без опасных, внушенных иллюзиями творчества, заблуждений вроде неудачной женитьбы на Антонине Милюковой. И все же Москва оказалась городом Чайковского.

Работа в консерватории раскрепостила Чайковского, разбудив в нем критика и художника, наделенного страстным слогом и верой в себя. Достаточно вспомнить его отповедь Николаю Рубинштейну, который Первый фортепианный концерт посчитал слишком сложным и неудобным для пианиста. Чайковский процедил, что «напечатает концерт в том виде, в каком он находится теперь». Мнение пришлось менять самому Рубинштейну: четыре года спустя он исполнил этот концерт с огромным успехом. Петербургская премьера произведения состоялась 1 ноября 1875 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества. Играл профессор Густав Кросс, дирижировал Эдуард Направник.

Самым дальновидным слушателем оказался 18-летний москвич Сергей Танеев. В письме знакомым он сообщил: «Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич».

В Петербурге Чайковский сочинять не мог. В укрытии московской жизни за 12 лет им было создано многое. В доме на Кудринской площади (сейчас там расположен Культурный центр Чайковского) он работал над Второй симфонией, симфонической фантазией «Буря», музыкой к драме Островского «Снегурочка» и другими сочинениями.

В Москве были написаны Первая симфония, оперы «Опричник», «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», в набросках — Четвертая симфония. В Москве были созданы и сожжены оперы «Воевода» и «Ундина».

Ближайшее окружение Чайковского составляли Николай Рубинштейн, критик Николай Кашкин, виолончелист и инспектор консерватории Карл Альбрехт, нотоиздатель Петр Юргенсон, молодой пианист и композитор Сергей Танеев. Более отдаленное — Александр Островский и Лев Толстой, артисты Малого и Большого театров. Одному из них, первому исполнителю партии Онегина, Чайковский подарил свою фотографию с трогательной надписью: «Павлу Акинфиевичу Хохлову от искренне любящего оригинала сего портрета». 18 марта 1958 года в день открытия Первого конкурса Чайковского этот портрет был напечатан в газете «Советская культура».

В Москве музыкальные идеи приходили к Чайковскому со «свежей силой морального открытия». Будущая музыка принимала разнообразные, живые и обворожительные формы под впечатлением момента. Заказ фортепианного цикла «Времена года» петербургским издателем Бернардом предполагал ежемесячную публикацию каждой пьесы в журнале «Нувеллист». Чисто рекламный трюк образца 1876 года требовал от автора календарной пунктуальности, а не вдохновения. Автор задание «перевыполнил». Примерно тогда же Чайковский подступался к «Евгению Онегину». Сочинять оперу он начал со сцены «Письма Татьяны» (Чайковский называл ее сценой «Татьяны с няней»), сомневаясь поначалу в успехе «лирических сцен». Но в сомнениях сосуществуют скромность с самоуверенностью:

«Хорошо ли, худо ли я пишу, но несомненно одно — это то, что я пишу по внутреннему и непоборимому побуждению. Я говорю на музыкальном языке, потому что мне всегда есть что сказать. Я пишу искренно…»

Искренность Чайковского наполняла его музыку откровениями. Современники воспринимали это как вызов нормативной эстетике. Подобная же искренность чувств подружила Чайковского и с вдовой крупного железнодорожника Надеждой фон Мекк. Переписка между ними длилась 14 лет. Общеизвестно и меценатское участие этой женщины в судьбе Чайковского. Деяния спасительницы Надежды Филаретовны укрепляли позиции композитора в жизни и в творчестве. Но они же, в конечном счете, и оторвали Чайковского от Москвы.

Свободный художник

В последние годы жизнь композитора не была привязана ни к Петербургу, ни к Москве: одним из важных условий для творчества стала «перемена мест». После гор Швейцарии Чайковского тянуло на равнины Италии, потом в Россию, затем снова за границу. Впрочем, постепенно Чайковский привязывался к подмосковным селениям Майданово и Фроловское. В 1891 году после краткой поездки в Петербург композитор признался кузине Анне Мерклинг:

«Такое удовольствие быть в городе, где никого, решительно никого не нужно посещать и у себя принимать, точно будто турист, иностранец, совершенно свободно фланирующий по стогнам Северной Пальмиры, которая, между прочим, удивительно хороша летом».

К этому времени Чайковский был уже всемирно известен. Он был главой московского отделения Русского музыкального общества, по его рекомендации директором Московской консерватории назначили Танеева — «музыкальную совесть России». Признание Петербургом выражалось в императорской стипендии, которую выхлопотал директор императорских театров Иван Всеволожский, и теперь уже в регулярных оперных и балетных премьерах на мариинской сцене. Выказанное в 1882 году изумление по поводу оперы «Мазепа»:

«Прежде, бывало, мне приходилось хлопотать, просить, делать несноснейшие визиты к театральным тузам, дабы опера была принята и поставлена. Теперь, без всякого с моей стороны аванса, обе дирекции — и петербургская, и московская — с каким-то непостижимым рвением хватаются за мою оперу»

— давно потеряло актуальность. Визиты Чайковского на Неву стали более частыми, но кратковременными. В 1892 году он поселился в 80 км от Москвы на окраине Клина, арендовав дом местного адвоката. Намерение выкупить жилье в собственность уже после смерти композитора осуществил его брат Модест Чайковский. Ныне там располагается Государственный музей-заповедник «Дом Чайковского в Клину».

Мечтаю, если Бог продлит век, жить по 4 месяца зимой в Петербурге, в меблированной квартире, а остальное в своем клинском домишке», — строил планы Чайковский в письме к близкой родственнице.

Чайковский умер 25 октября 1893 года в петербургской квартире Модеста напротив бывшего особняка Наталии Петровны Голицыной — реального прототипа пушкинской «Пиковой дамы». Несколькими днями раньше, 16 октября, он дирижировал в Петербурге Шестой симфонией, о которой Владимир Стасов написал: «Она — не что иное, как страшный вопль отчаяния и безнадежности, как будто говорящий мелодиею своего финала: «Ах, зачем на свете жил я!..».

Дом П. И. Чайковского в Санкт-Петербурге
Мемориальная табличка

Поглощенность бездной была составляющей искусства Чайковского, но не исчерпывала его. В красоте прошлых времен Чайковский распознал меланхолию нарождающегося модерна. В русском стиле — языческие черты, позже расцветшие в балетах Стравинского и Прокофьева. Слепотой и прозрением Иоланты воспел «Свет Божественный творенья». А предсмертным безумием Германа («Что наша жизнь — игра!..») заново объяснил смысл шекспировской формулы «Весь мир — театр, и люди в нем — актеры». По сути, вся мировая культура — не только русская — оказалась в фокусе искусства Чайковского. Своей неисчерпаемостью оно по-прежнему манит к себе, и в ХХI веке много сообщая сердцу и уму.

Петр Ильич Чайковский: фото, биография, фильмография, новости

Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор, дирижер, пианист, автор десяти опер и трех балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Его произведения регулярно входят в число самых часто исполняемых во всем мире.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в селе неподалеку от нынешнего города Воткинска в Удмуртии в семье инженера, директора Камско-Воткинского завода Ильи Петровича Чайковского. Предки композитора происходили из казачьего рода Чаек, получивших свое прозвище от вида казачьей лодки. Фамилию Чайковский взял дед Петра Ильича — Петр Федорович, медик и военный, получивший дворянское звание и дослужившийся до поста городничего. Отец композитора после учебы в Петербурге поступил на службу в Департамент горных и соляных дел. Его второй женой и матерью композитора стала 20-летняя Александра Андреевна Ассиер. Прадедом Чайковского по материнской линии был французский скульптор Мишель-Виктор Асье (Michel Victor Acier). Его дед Андрей Михайлович Ассиер в 1800 г. стал гражданином России.

Петр был вторым из шести детей в семье Чайковских. У него был старший брат Николай и младшие сестра Александра и братья Ипполит, Анатолий и Модест.

Мать Петра хорошо играла на фортепиано и пела, в доме звучали произведения Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, что повлияло на становление будущего композитора. В возрасте пяти лет Петр начал учиться играть на фортепиано.

В 1849 году Чайковские переехали в город Алапаевск на Урале, где отец семейства возглавил местный и Нижнекамский заводы. На следующий год Петр вместе с матерью отправился в Петербург, где его приняли в Императорское училище правоведения. Спустя два года семья воссоединилась в результате назначения Ильи Петровича на пост директора Технологического института.

Несмотря на то, что родители прочили ему юридическую карьеру, Петр не оставил занятий музыкой. В 16 лет он стал брать уроки у итальянца Луиджи Пиччоли, в 1955 стал учеником Рудольфа и Августа Кюндингеров. В 1954 году, после смерти матери, Петр впервые задумался о создании оперы.

Музыка Петра Ильича Чайковского

В 1859 году Петр Ильич Чайковский окончил училище и в чине титулярного советника приступил к работе в Министерстве юстиции. В 1861 году в качестве переводчика Чайковский посетил Берлин, Гамбург, Антверпен, Брюссель, Лондон, Париж. Вернувшись, он поступил на отделение композиции в Музыкальные классы РМО, вскоре ставшие Петербургской консерваторией. Некоторое время он совмещал службу с учебой, но затем сделал окончательный выбор, несмотря на неодобрение своей семьи. В то же время он принимал участие в концертах в качестве аккомпаниатора.

В 1865 году Петр Ильич Чайковский окончил консерваторию с большой серебряной медалью и переехал в Москву, где получил место профессора в недавно открытой консерватории. В том же году состоялся его дебют в качестве дирижера.

В 1866 году Чайковский написал свою первую симфонию и начал работу над оперой «Воевода» — ее премьера состоялась в 1869 году. В 1868 году публикуются его первые критические статьи. С 1871 по 1876 он был штатным музыкальным критиком «Современной летописи».

В 1873-м — премьера «Снегурочки» Островского на музыку Чайковского в Малом театре в Москве. В 1875-м в Большом поставили оперу Чайковского «Опричник».

В 1877 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Лебединое озеро».  В 1878 году Чайковский бросил работу в консерватории и уехал за границу. К тому времени его имя уже было известно музыкальному миру, его симфонии исполнялись в США. Спустя год в Москве была поставлена опера «Евгений Онегин», с 1881 года постановка идет в Большом театре.

В 1884 году Чайковскому присуждают за увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» премию им. Глинки.

В 1885 году Чайковский поселился в селе Майданово рядом с Клином, где профинансировал открытие школы.

В 1888 году Петр Ильич Чайковский дал серию концертов в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне, дирижируя собственные произведения. Помимо высоких оценок в прессе, турне принесло ему знакомство с великими современниками — Григом, Штраусом, Малером, Дворжаком, Гуно. Спустя год гастроли продолжились в Кельне, Франкфурте-на-Майне, Дрездене, Берлине, Женеве, Гамбурге, Лондоне, Париже. В 1891 году Чайковский ездил с концертами в США.

В 1890 году состоялась премьера балета «Спящая красавица» в Мариинском театре, Чайковский приступил к сочинению оперы «Пиковая дама». В 1892 году в Петербурге прошли премьеры оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик».

В 1892 году Чайковский стал членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, в 1893-м — почетным доктором Кембриджского университета.

Личная жизнь Петра Ильича Чайковского

В 1868 году Петр Ильич познакомился с французской певицей Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и сделал предложение руки и сердца, однако в 1869 году Арто вышла замуж за испанского певца Мариано Падилью-и-Рамоса.

С 1876 по 1890 год Чайковский состоял в дружбе по переписке с вдовой железнодорожного магната, известным меценатом Надеждой фон Мекк. Хотя лично они никогда не встречались, фон Мекк оказывала композитору моральную и материальную поддержку, что позволило Чайковскому оставить пост в консерватории и сосредоточиться на сочинении музыки. Он посвятил фон Мекк 4-ю симфонию.

В 1877 году Чайковский неожиданно, поскольку о его нетрадиционной сексуальной ориентации было известно многим, женился на 20-летней выпускнице Консерватории Антонине Милюковой. Брак фактически распался спустя несколько недель, Чайковский уехал за границу, и в дальнейшем супруги жили раздельно.

Смерть Петра Ильича Чайковского

Осенью 1893 года Петру Ильичу в ресторане на Невском подали некипяченую холодную воду. Это стало причиной страшного заболевания — холеры, от которой Чайковский скоропостижно скончался спустя несколько дней, 25 октября 1893 года, в квартире своего брата Модеста.

Похороны композитора были оплачены Александром III, на отпевании в Казанском соборе присутствовали принц Ольденбургский и Великий князь Константин Константинович. Петр Ильич Чайковский похоронен в Александро-Невской лавре.

В 1895 году в Клину был открыт Дом-музей Чайковского. Также музеи композитора были созданы в Воткинске и Алапаевске.

В наше время одним из самых престижных исполнительских конкурсов является Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который проводится в Москве с 1958 года раз в четыре года.

В честь композитора назван город Чайковский в Пермском крае, улицы во многих городах бывшего СССР, кратер на Меркурии. Имя Чайковского носит Московская государственная консерватория.

Чайковский — Русская Жизнь

Имя: Мария Плотникова

Возраст: 32

Профессия: Фотограф

Город: Пермский край

Как давно вы занимаетесь фотографией? с 2006 года.

Какой стиль или жанр вас больше всего интересует? С профессиональной точки зрения мне интересна документальная фотография, новости и спортивные репортажи. Но моя настоящая любовь — это уличная фотография.

Не могли бы вы дать нам краткое описание вашего города? Где он расположен? Благодаря чему оно знаменито? Город Чайковский в Пермском крае назван в честь великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который родился в соседнем городе Воткинске. В 1955 году начали строить на Каме массивную гидроэлектростанцию, а на окраине стройки вырос рабочий поселок. К 1956 году он уже получил статус города, а название Чайковский предложили сами жители города.В настоящее время население города составляет около 80 тысяч человек.

Чайковский известен своими зимними спортивными традициями. В городе есть Институт зимних видов спорта, горнолыжный центр, биатлонный центр «Снежника» и комплекс лыжных трамплинов, где проводятся международные соревнования.

Что могут знать только местные жители о городе? Чайковский расположен на границе с Удмуртской Республикой. Сразу за Чайковским есть небольшая деревня под названием Новый («Новый»), все жители которой работают в Чайковском.Между тем разница во времени между Удмуртской Республикой и Пермским краем составляет один час, а между Москвой и Удмуртией — два часа. Получается, что жители Нового должны вставать на час раньше, чтобы успеть на работу вовремя, даже если он находится всего в пяти минутах езды.

Самый интересный поворот произошел в 2010 году, когда администрация Удмуртской Республики решила перейти на московское время. Таким образом, несколько лет незадачливые жители Нового были вынуждены жить в параллельном мире: с одной стороны, их деревня жила по московскому времени, с другой — их рабочий / учебный / дневной мир в Чайковском был на два часа впереди. .К счастью, несколько лет назад Удмуртия вернулась в прежний часовой пояс, и разница вернулась всего в один час.

Какие места или места обязательно нужно посетить при посещении вашего города? Центральная площадь, площадь Чайковского, комплекс Снежник Биатлонг, городской пляж, Парк культуры и отдыха, набережная и причал.

Сайт: mariaplotnikova.com

Instagram: @mplot

Петр Ильич Чайковский — факты, Щелкунчик и музыка

Кем был Чайковский?

Произведение композитора Петра Ильича Чайковского впервые было публично исполнено в 1865 году.В 1868 году его Первая симфония была хорошо принята. В 1874 году он зарекомендовал себя с Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор . Чайковский ушел из Московской консерватории в 1878 году и провел остаток своей карьеры, сочиняя еще более плодотворно. Чайковский наиболее известен своими балетами: «Лебединое озеро» , «Спящая красавица» и «Щелкунчик» . Он умер в Санкт-Петербурге 6 ноября 1893 года.

Ранняя жизнь

Русский композитор Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Камско-Воткинске, Вятка, Россия.Он был вторым старшим из шести оставшихся в живых детей своих родителей. Отец Чайковского Илья работал горным инспектором, начальником металлургического завода.

Когда ему было всего пять лет, Чайковский начал брать уроки игры на фортепиано. Хотя он рано проявил страсть к музыке, его родители надеялись, что он вырастет и будет работать на государственной службе. В 10 лет Чайковский начал посещать Императорское училище правоведения, школу-интернат в Санкт-Петербурге. Его мать Александра умерла от холеры в 1854 году, когда ему было 14 лет.В 1859 году Чайковский выполнил желание своих родителей, заняв должность клерка в министерстве юстиции — эту должность он занимал четыре года, в течение которых он все больше увлекался музыкой.

В 21 год Чайковский решил брать уроки музыки в Русском музыкальном обществе. Через несколько месяцев он поступил во вновь основанную Санкт-Петербургскую консерваторию, став одним из первых учеников школы-композитора. Помимо обучения в консерватории, Чайковский давал частные уроки другим студентам.В 1863 году он переехал в Москву, где стал профессором гармонии в Московской консерватории.

Композиции Чайковского

Оперы

Произведение Петра Чайковского было впервые публично исполнено в 1865 году, когда Иоганн Штраус Младший дирижировал «Характерные танцы » Чайковского на концерте в Павловске. В 1868 году Первая симфония Чайковского Первая симфония была хорошо принята, когда она была публично исполнена в Москве. В следующем году его первая опера « Воевода, » без особой помпы вышла на сцену.

После списания «Воевода » Чайковский перепрофилировал часть материала для написания своей следующей оперы « Опричник », которая получила известность, когда была исполнена в Мариинском в Санкт-Петербурге в 1874 году. заслужил похвалу за свою Вторую симфонию . Также в 1874 году его опера Вакула Кузнец получила резкие критические отзывы, но Чайковский все же сумел зарекомендовать себя как талантливый композитор инструментальных произведений с его Концертом для фортепиано No.1 си-бемоль минор .

От «Лебединого озера» до балетов «Щелкунчик»

Чайковский получил признание в 1875 году с его сочинением Симфония № 3 ре мажор . В конце того же года композитор отправился в турне по Европе. В 1876 году он завершил балет «Лебединое озеро », а также фэнтези Франчески да Римини . В то время как первый балет стал одним из самых часто исполняемых балетов всех времен, Чайковский снова испытал гнев критиков, которые на премьере сочли его слишком сложным и слишком «шумным».

Чайковский ушел из Московской консерватории в 1878 году, чтобы полностью сосредоточить свои усилия на сочинении музыки. В результате он провел остаток своей карьеры, сочиняя более плодотворно, чем когда-либо. Его коллективный труд составляет 169 произведений, включая симфонии, оперы и т. Д. балеты, концерты, кантаты и песни. Среди его наиболее известных поздних работ — балеты Спящая красавица (1890) и Щелкунчик (1892).

Личная жизнь

История увертюры Чайковского 1812 года

«Увертюра 1812 года» Чайковского, история исполнения которой насчитывает более 300 лет, могла быть написана русским в ознаменование нового собора, но сегодня она, пожалуй, наиболее известна как музыкальный символ независимости Америки.

Большое поминовение

В 1880 году друг Чайковского Николай Рубинштейн предложил русскому композитору некоторых из самых любимых в мире балетов создать грандиозное произведение, которое будет разыграно в честь ряда предстоящих событий. В частности, Рубинштейн имел в виду завершение строительства Храма Христа Спасителя (который также служил мемориалом в память о победе России во французском вторжении в Россию 1812 года), а также 25-летие коронации императора Александра II и Московский художественно-промышленный комплекс. Выставка 1882 года.В октябре того же года Чайковский начал сочинять произведение и закончил его через шесть недель.

Музыкальная структура

Музыка Чайковского представляет собой музыкальное повествование о событиях, которые произошли во время вторжения Наполеона в Россию в 1812 году. Когда более 400 000 французских солдат с их более чем 1000 пушками и артиллерией начали марш на Москву, Священный Синод России призвал свой народ молиться за безопасность, мир, и избавление, прекрасно зная, что Императорская армия России была лишь малой частью армии Наполеона, и к тому же плохо подготовлена ​​для сражений.Русские собирались в церквях по всей стране и возносили свои молитвы.

Чайковский представляет это во вступительной части увертюры, озвучивая однострочный восточно-православный гимн «Тропарь Святого Креста (Господи, спаси народ Свой)» для четырех виолончелей и двух альтов. Чтобы символизировать рост напряженности военного времени, Чайковский использует сочетание пасторальных и воинственных тем. Когда французские войска подходят все ближе и ближе к городу и начинаются бои, национальный гимн Франции, «Марсильез», звучит все громче, в конечном итоге подавляя оркестр, как только выясняется, что французы непобедимы.

В этот момент царь России призывает народ России покинуть свои дома и защищать свою страну вместе со своими однополчанами. В «Увертюре» теперь все меняется, и на первый план выходит серия русских народных мелодий. Французские и русские мотивы меняются, символизируя боевые действия, приведшие к Бородинскому сражению, поворотному моменту в войне. Здесь в партитуре Чайковского звучат выстрелы пяти пушек, за которыми следует серия нисходящих мелодий отступления французов.Празднование победы России представлено грандиозной версией «О, Господи, спаси народ Свой», завершившимся со звоном всех видов колоколов и еще 11 пушечными выстрелами.

Первые выступления

На первое исполнение увертюры строились большие планы. Организаторы концерта предполагали, что представление состоится на площади недалеко от недавно построенного собора, а оркестр дополнит большой духовой ансамбль. Колокола собора, как и колокола других церквей в центре Москвы, будут звенеть по сигналу увертюры.Планировалось, что даже пушки с переключателями зажигания с электронной проводкой будут стрелять по сигналу. К сожалению, этот грандиозный концерт так и не состоялся, в основном из-за его чрезмерно амбициозной постановки и убийства императора Александра II 13 марта 1881 года. В конце концов увертюра была исполнена в 1882 году во время Московской художественно-промышленной выставки в шатре за пределами собора ( который не был завершен до 1883 года).

Чайковский и семья

Пожалуй, самое известное исполнение «Увертюры 1812 года» происходило не в России и не в Европе, а в Америке.Дирижер Boston Pops Артур Фидлер, несомненно, был вдохновлен волнующей музыкальной структурой увертюры, когда решил включить ее в свое выступление в День независимости 1974 года. Вдобавок к увертюре Фидлер поставил фейерверки, пушки и хор колокольных колоколов. С тех пор оркестры по всей США быстро последовали их примеру, и теперь стало традицией исполнять увертюру во время празднования Дня независимости. В результате многие американцы пришли к выводу, что эта пьеса представляет собой победу Соединенных Штатов против Британской империи во время войны 1812 года, не говоря уже о том, что увертюра включает «Марсильезу» и «Боже, царя храни».«Тем не менее, если бы Чайковский был жив сегодня, он был бы польщен искажением фактов, поскольку отличительной чертой любого великого произведения искусства является его вневременность и универсальная значимость.

Краткая история русской камерной музыки

Чайковский (на первом плане) во время обеда в саду Ортачала в Тбилиси, 1889 г.

История русской классической музыки, как правило, связана с операми, песнями и оркестровыми произведениями, а не с камерной музыкой.И на то есть веская причина. Русские, особенно в XIX веке, писали большие, яркие театральные произведения для больших ансамблей. Но наряду с этими более крупными композициями есть целая вселенная работ камерной музыки, некоторые из которых столь же смелы и захватывающи, как оркестровая музыка, а другие уходят в совершенно иное место — это сугубо личные высказывания, требующие более интимного ансамбля. Вот несколько изюминок русской камерной музыки.

Россия была в значительной степени закрыта для европейской классической музыки до начала 18 века, когда Петр Великий основал город Св.Петербург. На протяжении XVIII и даже XIX веков русские импортировали классическую музыку с Запада — они особенно любили итальянскую оперу. Тем временем постепенно рос интерес к созданию национального музыкального звучания, и в 1836 году Михаил Глинка написал «Жизнь за царя», — первую русскую оперу, написанную полностью (без разговорного текста между музыкальными номерами). Глинка был почитаем многими поколениями композиторов после него за создание русского звучания с народными мотивами в оперной и симфонической музыке.Он также написал немало камерной музыки, но его репутация в основном основана на его более крупных произведениях — в 19 веке русская музыка имела эстетику «будь большим или уходи домой». Постановка советской оперы Глинки Жизнь за царя

НАЧАЛО РОССИЙСКОЙ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ

Расцвет русской классической музыки совпал с подъемом национализма. В Санкт-Петербурге «Пятерка» (также называемая «Могучая горстка» или «кучка») представляла собой группу композиторов без консерваторского образования, которые избегали абстрактной, академически звучащей музыки, включая большую часть камерной музыки, которую они считали слишком космополитичной.Они были склонны к музыке, вдохновленной фолком.

То, что народная музыка рождается прямо из природы и что русской музыкой «можно дышать русским воздухом», — это идея XIX века. Народная музыка казалась миром отдельно от всего, что олицетворяло европейскую художественную музыку. Само собой разумеется, что их следует рассматривать как фундаментальные противоположности, их различие сводится к простому различию между природой и культурой.
-Francis Maes, История русской музыки


Эта ощутимая разница между народной музыкой и художественной музыкой, возможно, объясняет, почему прошло довольно много времени, прежде чем русская камерная музыка действительно начала процветать.За исключением некоторых отдельных произведений вроде Балакирева и ряда произведений Антона Рубинштейна, которые не получили долгосрочной поддержки, в русской камерной музыке не было большого количества до 1870-х годов, когда The Five начали распадаться. Один из участников, Бородин, написал два струнных квартета в период с 1775 по 1881 год. В Москве Чайковский, не входивший в пятерку, написал три квартета в 1870-х годах. Струнный квартет был иностранным жанром в России, и Бородин обратился к самому известному квартету-композитору всех времен, чтобы найти путь вперед — его Первый квартет был озаглавлен «Вдохновленный темой Бетховена.Его Второй квартет, ставший гораздо более известным, чем его первый, заканчивается финалом, который имеет предварительное начало, напоминающее финал последнего квартета Бетховена, соч. 135 (финал Бородина начинается в 20:36 на видео ниже).

ТРАДИЦИЯ ТРИО ÉLÉGIAQUE

1880-е и 90-е годы ознаменовались началом новой, уникальной русской традиции камерной музыки: трио élégique. В 1881 году скончался Николай Рубинштейн, брат Антона Рубинштейна и главный наставник Чайковского.Чайковский решил чествовать пианиста Рубинштейна фортепианным трио, чтобы он мог сыграть на инструменте Рубинштейна. Трио Чайковского, очевидно, оказало огромное влияние на более поздних композиторов, потому что Рахманинов написал два мемориальных трио, второе в честь самого Чайковского после его смерти в 1893 году. Аренский и Шостакович также написали фортепианные трио в память об артистах, которыми они восхищались.

РЕВОЛЮЦИЯ И ФОРТЕПИАННЫЕ КВИНТЕТЫ

В 1905 году ситуация в России начала меняться, когда страну охватили серьезные волнения.Царскому правительству удалось подавить революцию, но оставшееся недовольство в конечном итоге привело к успешной революции 1917 года. Революция 1905 года сильно повлияла на музыкальную жизнь, особенно в консерваториях. Композитор Сергей Танеев ушел с факультета Московской консерватории в 1905 году в знак солидарности с протестующими студентами. До этого времени ни одна из его камерных работ не включала его инструмент, фортепиано, но после того, как он отказался от постоянной работы, он закончил три камерных произведения с существенными партиями фортепиано.Выступление было самым быстрым способом заработать деньги, а гастроли — это возможный маршрут за границу, если в этом возникнет необходимость. Монументальный фортепианный квинтет — последнее из трех камерных произведений Танеева для его инструмента и имеет самую массовую фортепианную партию. Тридцать лет спустя Шостакович, который также играл на фортепиано, написал свой Фортепианный квинтет по тем же причинам: массовые убийства Сталина в 1930-х годах и начало Второй мировой войны, вероятно, сделали возможность путешествовать более желанной. Ни один из композиторов никогда не уезжал за границу, но нестабильность, начавшаяся в 1905 году, заставила композиторов мыслить более независимым, предпринимательским образом.

СТРУННЫЕ КВАРТЕТЫ ШОСТАКОВИЧА

Когда камерная музыка не служила буквальным спасением, она могла стать бегством в переносном смысле. Шостакович, один из самых знаменитых композиторов за относительно короткую историю Советского Союза, в 1936 и 1948 годах подвергся официальным обвинениям со стороны правительства Сталина. После предупреждения 1936 года, в котором его опера « Леди Макбет из Мценского района » описывалась как «дешевая клоунада». , ‘он обратился к абстрактной инструментальной музыке, написав два года спустя первый из своих 15 струнных квартетов.Квартеты Шостаковича — это личное исследование глубоких, часто мрачных тем. Даже после начала хрущевской оттепели в 1950-х Шостакович все еще боролся. К концу десятилетия его здоровье пошло на убыль. Несмотря на реформы Хрущева, Шостакович по-прежнему был ему обязан и под давлением вступил в Коммунистическую партию, чего, как полагают, он очень стыдился. Он написал свой Восьмой квартет в ответ на кризис со здоровьем и сохраняющуюся политическую и экономическую уязвимость.Это одно из его самых личных произведений, и оно содержит одни из самых мрачных его произведений — оно было сыграно на его похоронах, через 15 лет после его написания.

россиян вкладывают в свою камерную музыку тонну страсти и драматизма. Хотя иногда она затмевается музыкой для более крупных и ярких ансамблей, русская камерная музыка рассказывает отдельную историю. История этой музыки столь же сложна, как и история самой страны, но она раскрывает уникальную личную, глубоко эмоциональную эстетику, которую иногда упускают из виду в русской музыке.

Статья Лоры Келлер, редактора.

Слушайте еще русскую камерную музыку 10–24 марта во время Зимнего фестиваля этого сезона: «Русская панорама».

Купить билеты

Гостиница «Чайковский» — Калининград — Официальный сайт

Гостиница-ресторан «Чайковский» 4 звезды, расположенная в историческом центре Калининграда, представляет собой старинное четырехэтажное здание, построенное в начале ХХ века, признанное в 2007 году объектом культурное наследие регионального и местного значения.

Теперь у вас есть прекрасная возможность окунуться в атмосферу XIX-XX веков в гостинице-ресторане «Чайковский». Здание, построенное в начале ХХ века в 1914 году в стиле модерн с элементами барокко, находится под охраной как объект культурного наследия местного (муниципального) значения. Особенностями объекта, которые используются для включения цокольного этажа в реестр культурного наследия, являются карнизы, венчающие карнизы и орнаментальное оформление фасада.

Уникальный дизайн интерьера гостиницы и ресторана «Чайковский» создает непревзойденную теплоту и интимность. Очень много редкой мебели, привезенной со всего мира. У каждой мелочи здесь своя история.

Ресторан «Чайковский» расположен на первом этаже отеля. Здесь подают блюда русской и французской кухни с индивидуальным стилем и вкусом. Вдохновением для этого проекта послужила эпоха известного русского композитора Петра Ильича Чайковского. В конце XVII века лучшие французские повара перебрались в Россию.Они использовали сочетание русских рецептов и собственных методов приготовления, что принесло новое понимание традиций. Русская кухня стала более сложной и изысканной. Именно в этот романтический период жил Петр Ильич Чайковский. Каждая мелочь в интерьере напоминает о его жизни, творчестве, музыке, балете и опере. Меню — это сочетание гастрономических русских традиций с элементами европейской культуры.

Гостиница и ресторан Чайковский расположена в историческом центре города на тихой улице с собственной террасой, в двух километрах от площади Победы, в пяти минутах ходьбы от проспекта Мира.

В отеле два здания, расположенных по разные стороны дороги. Стойка регистрации находится на улице Чайковского, 43. Некоторые номера расположены во втором корпусе на улице Чайковского, 56.

Прямое бронирование через сайт или по телефону дает возможность получать скидки и бонусы. Актуальную на текущий день скидку уточняйте на рецепции.

ВСЕ, ЧТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О «ПОВЕРТКЕ 1812 ГОДА»

Для нас это просто не лето без взрывного финала музыкального фестиваля Deer Valley®.А что может быть увлекательнее и ярче, чем увертюра Чайковского « 1812» ? Каждый год мы исполняем это захватывающее произведение, и оно никогда не перестает удивлять публику!

Не уверены, о каком произведении идет речь? Вы, наверное, слышали некоторые из самых известных ролей, увековеченных в фильмах, таких как « V вместо Vendetta », или в рекламных роликах, которые требуют дополнительной дозы азарта. Его пародировали даже такие группы, как The Melodica Men:

Собираетесь посмотреть его в этом году? Вот все, что вам нужно знать об этой культовой работе:

.

История изделия:

Несмотря на название, на самом деле это произведение было написано в 1880 году и впервые исполнено в 1882 году.Также вопреки тому, что вы могли подумать, эта работа не имеет ничего общего с войной 1812 года между Соединенными Штатами и Британией. (Хотя стал патриотическим фаворитом!)

Это произведение на самом деле было заказано в ознаменование защиты России от армий Наполеона в 1812 году. Если вы внимательно прислушаетесь, вы действительно можете услышать темы французского государственного гимна (Марсельезы), а также некоторые традиционные русские народные песни и гимны.

Что делает это произведение особенно захватывающим, так это сильное повествование.Вы почти можете видеть сражение между французской и русской армиями. Чайковский даже использовал настоящие пушки и устроил звон колоколов из соседних церквей во время первого выступления.

При всем волнении и помпезности этого произведения, кому оно не понравится? Ответ: Сам Чайковский — ненавидел. Во-первых, он никогда не был большим проявлением патриотизма. Однажды он даже назвал его «очень громким» и «шумным» и подумал, что в нем нет художественных достоинств. Честно говоря, именно ОН решил использовать пушки.

Чего ожидать на концерте:

Когда мы исполняем 1812 Overture , мы стараемся сделать все возможное! Помимо того, что вы знаете, чего ожидать от места проведения (о чем вы можете прочитать здесь), вам могут быть интересны некоторые из следующих фактов о наших выступлениях в Deer Valley.

Обычно мы объединяем 1812 Overture с другими шедеврами Чайковского. Если вам нравятся балеты Чайковского, фортепианные концерты и другие симфонические произведения, вам понравится эта программа.Мы также любим добавлять традиционные, всеми любимые патриотические вещи, чтобы было интересно. Программа меняется из года в год, поэтому репертуар придется искать здесь.

А еще у нас будут настоящие живые пушки! Канонирами Уосатча каждый год присоединяются к нам, чтобы запускать пушки. Вы спросите, что может быть лучше этого? Они будут в костюмах, основанных на униформе времен Гражданской войны и Войны за независимость.

Готовы ли вы к взрывному завершению сезона? Купите билеты на « 1812 Overture » Чайковского здесь.

Санкт-Петербург возвращается в будущее

Чрезвычайно красивый Санкт-Петербург с его дворцами в стиле барокко и широкими бульварами казался невосприимчивым к стремительным переменам, меняющим архитектурный и культурный облик Москвы.

Вы пришли сюда, чтобы насладиться величием Зимнего дворца, спуститься по величественным каналам и погрузиться в его позолоченное царское великолепие. Но сосредоточение внимания на прошлом не соответствует истории города.

Город, основанный дальновидным императором Петром Великим, всегда был культурной столицей России.Это города Баланчина и Барышникова, Достоевского и Чайковского. Именно отсюда Петр предпринял первую крупную модернизацию России, где граждане агитировали за Октябрьскую революцию, положившую начало коммунистической эпохе, и где жители позже настаивали на демократических реформах, когда коммунизм рухнул.

Странно, что город, который был в авангарде стольких радикальных изменений, в последнее время стал определяться его характером старого мира. Затмеваемый экономическим центром Москвы, Санкт-Петербург немного напоминает большой музей.Но с открытием первых городских музеев современного искусства, первого в стране отеля W и растущей ресторанной сцены туристы начинают ощущать яркую культурную жизнь, кипящую под декоративной облицовкой города. Но чтобы оценить настоящее, нужно прочувствовать прошлое Санкт-Петербурга. Так что считайте это нашим путеводителем по Санкт-Петербургу назад в будущее, из прошлого в настоящее.

Старый отель
Гранд Отель Европа был открыт с 1875 года, его собственная история является микрокосмом истории России.Распутин здесь обедал, писал Достоевский в угловом гостиничном номере, Чайковский ужинал со своей невестой в медовый месяц. Великая дама превратилась в своего рода тесный дом на полпути, в то время как семьи ждали выделения квартир после того, как Октябрьская революция поставила город под власть коммунистов. Позже он стал госпиталем во время осады города во время Второй мировой войны. Но сейчас он не менее грандиозен, чем день его открытия, когда российские олигархи черпают икру из фарфора в золотой оправе и потягивают шампанское из хрустальных бокалов.В номерах, обставленных драгоценными предметами старины, чувствуется величие старины с современными удобствами, такими как телевизоры с плоским экраном и Wi-Fi.

Новая гостиница
Строительные нормы и правила, призванные сохранить архитектурный облик и исторические фасады Санкт-Петербурга, также затормозили развитие изобретательной архитектуры. И отели, в частности, придерживаются проверенной формулы душного исторического дизайна. Вот почему открытие нового W, первого по-настоящему современного отеля города, — это глоток свежего воздуха.W позаимствовано у первоначальных проектировщиков Санкт-Петербурга, наняв итальянских архитекторов, чтобы спроектировать 137 номеров и люксов. Единственный долг, которым их дизайн обязан прошлому города, — это яркие акценты в драгоценных тонах на всей территории отеля, отсылка к знаменитым яйцам Фаберже, производимым в городе. В остальном отель прочно укоренился в будущем: модная мебель с низкой посадкой, освещенная сверкающими золотыми лампами, напоминающими диско-шары, и российские влиятельные игроки, обедающие в новом ресторане Алена Дюкасса, miX.

Старый ресторан
Палкины — одни из старейших рестораторов России. Их жемчужина открылась в 1874 году: 25 обеденных залов, бильярдная, мраморный фонтан и широкая лестница. Нынешнее воплощение, открытое в 2002 году, может быть не таким обширным, но массивные хрустальные люстры, тяжелая драпировка из шелка-сырца и искусно вырезанные стены, безусловно, вызывают воспоминания о днях, когда в этих стенах ужинали цари и царицы. Еда также является своего рода уроком истории, поскольку повара Палкина первыми применили французские методы в русской кулинарии.Сегодня вы найдете свидетельство этой традиции в таких блюдах, как морской гребешок, подаваемый в стиле mille-feuilles с красной икрой и шариками из маракуйи, или строганов из ягод дикого кабана и лисицы.

Новый ресторан
Как показывает ужин в Палкине, Санкт-Петербург создавал фьюжн за столетия до того, как стал модным в других частях света, во многом благодаря роману города с Западной Европой. Тем не менее, в конце 1990-х годов в город снова вернулись кулинарные рецепты, часто с плохим эффектом (подумайте, что плохие суши, смешанные с мягким итальянским).Но есть исключения из правил. Войдите в Террассу. Его всемирно известное меню без труда проникает в Азию, Европу и Россию, находя кулинарную золотую середину между китайским димсамом и русскими пельменями, липким грузинским сырным хлебом и пиццей с икрой и копченым лососем. И все это подается в скромной столовой из светлого дерева и кремов, акцентируя внимание на обширных видах на Казанский собор.

Музеи старинного искусства
Нет лучшего способа увидеть царскую Россию, чем войти в бывший Зимний дворец, который сейчас является одним из нескольких зданий, составляющих Государственный Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира.Одних интерьеров с вручную выложенными маркетри полами, бесценными хрустальными люстрами и потолками, расписанными фресками, было бы достаточно, чтобы квалифицировать здание как музей. Но добавьте к этому трехмиллионную коллекцию произведений искусства, в том числе самую большую в мире картины, и у вас будет центр искусства, на изучение которого потребуются недели. Позвольте себе день просто потеряться в интерьерах, от светящихся малахитовых колонн до мраморных лестниц, отделанных золотом, прежде чем взглянуть на предметы, которые они содержат — от да Винчи до картин Кандинского, скифских золотых скульптур животных до волжских головных уборов XVIII века. .Это воплощение культурных излишеств.

Новый художественный музей
С гигантским Эрмитажем, доминирующим в культурном ландшафте города, было бы легко упустить из виду то, чего давно не хватало Санкт-Петербургу, — пространство для демонстрации современного русского искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *